Благовещение Икона Андрея Рублева
икона Благовещенье 15 век (Рублев)
22-25, об атрибуции иконы Преображение. ). Во всяком случае, несомненна их принадлежность русским, ане греческим мастерам. Голубой и красный повторяются в одеждах ангелов, служанок, пастухов и волхвов. В руках Мария держит красную нить из которой прядет завесу для Иерусалимского храма. К этому периоду относится третье упоминание о мастере.
Это – дом, дерево и гора. Одну изпервых, безусловно, достоверных страниц вхудожественной биографии Андрея Рублева открывает длянас1408 год. Вероятно, Рублев писал свою икону в «похвалу» Сергию – человеку, верным последователем которого онявлялся.
Семь знаменитых икон Андрея Рублева
В«Крещении» (табл. 11) Креститель иангелы также изображены склоненными перед Христом преисполненные чувства, они выражают ему всяческие знаки внимания. Завораживает миниатюра ангела – символа евангелиста Матфея. Единственная более или менее твердая отправная точка при воссоздании творческого облика Рублева — икона Троицы. Для его росписи игумен Никон пригласил Андрея Рублева.
НоСынбылодновременно иобразом Отца. Это лицо зрелого человека в мерном развитии духовных и физических сил. Оннеизображает ослепительного сияния резких световых полосили длинных лучей. Образ и эмоции всегда будут в этом смысле богаче и ярче слов. Святые духи, служители Божии одеты по-разному.
И. Антонова и Н. Е. Мнева. Тонким композиционным ритмом отличается «Преображение». Великий иконописец был канонизирован Церковью в лике преподобных. Составные части иконостаса были связаны вединое целое сложным цветовым илинейным ритмом.
Самые известные иконы «Благовещение Пресвятой Богородицы»
Дни еще короткие. Вэто время Москва жила интенсивной художественной жизнью.
Решающими для творческого роста Андрея Рублева были 90-е годы XIVвека. «Страшный суд» Андрея Рублева иДаниила Чёрного, привсей еговнешней традиционности, – абсолютно необычное художественное явление. Сокровенный смысл явления ангела Пахомию сводился ктому, чтобы продемонстрировать необходимость изменения образа жизни: Пахомий должен был сделаться «совершенным» монахом инаписать руководство для всех желавших облечься виноческий сан.
И сейчас он узнаёт, ясно чувствует, что миг этот настал. Она передана у Рублева предельно просто: три изображенных ангела абсолютно однотипны. Зелень листвы серебрится под ветром.
Пять самых знаменитых икон Андрея Рублева
Большинство исследователей согласны, что кисти мастера принадлежит «Владимирская Богоматерь». Он хотел проявить свои способности в трудной технике, которую современный зритель может оценить только с лупой в руках или в воспроизведениях, превосходящих натуру. И там ученикам дано было увидеть странное, загадочное. Центральный художники отвели дляпоказа начала ипроцесса суда – трубящих ангелов, посигналу труб которых земля иморе «отдают» воскресших людей, спускающегося снебес Христа, «уготованного престола», апостолов-судей, окруженных ангельским воинством. Он предложил им отдохнуть в тени дуба.
Этопредвечный совет опослании Отцом Сына настрадания воимяспасения людей. Виконографии чина отразились теновые идеи вобласти литургики иистолкования символики алтаря (в частности, переживания «страстной» темы), которые характерны дляэпохи исихазма исмаксимальной полнотой воплотились вдеисусных композициях высоких иконостасов. Те из них, атрибуция которых Андрею Рублёву в настоящий момент не отведена и остается общепринятой большинством специалистов (несмотря на отсутствие упоминаний в письменных источниках), выделены зелёным цветом. По свидетельству этих источников, выдающийся мастер вместе со своим «съпостником» Даниилом принимал участие в работах по украшению интерьеров белокаменных храмов — Троицкого в Троице-Сергиевом монастыре (около 1425) и Спасского в Спасо-Андрониковом монастыре (около 1427). Этот Успенский на Городке собор имевший придел великомученика Георгия (ныне диаконик), был воздвигнут Юрием Дмитриевичем на рубеже XIV–XVвеков31.
Но такое решение проблемы ничего еще не дает для выяснения доли участия Прохора иРублева внаписании этого «праздничного» ряда. Выполненная в византийской традиции, картина Второго пришествия Христа переосмыслена. «Преображение» несомненно, является выдающимся произведением искусства. Полны внутренней значительности ивеликолепны порисунку лица апостолов в «Сошествии Святого Духа».
иконы Богородицы (Божией Матери)
С именем Рублева связывают создание иконостаса Троицкого собора Троице-Сергиевой Лавры. Синий мафорий Марии мы находим и в этой иконе. Возможно, ужездесь (однако неранее 1410 г. ) онвместе сосвоим другом Даниилом идругими художниками решает задачу создания небывало монументального храмового иконостаса, состоящего изтрех рядов, общая высота которых составляла около 6 метров (история этого иконного комплекса недостаточно выяснена).
Наиболее полное и критическое рассмотрение этой проблемы можно найти в книге Л. Мюллера. Святой дух посредине и ангел, сидящий справа, склонили головы в его сторону. Пишет он еще довольно свободно.
Намнеизвестно вточности, когда родился Андрей Рублев. Новсяикона светится какбыизнутри мягким серебристым свечением. В конце 1940-х в Спасо-Андрониковом монастыре появился заповедник. Интересно отметить, что исреди икон, входящих во вторую группу иначе говоря, принадлежащих Прохору имеются две иконы, композиции которых повторяются виконостасе Троицкого собора.
Загадка иконописца Андрея Рублева
Выявлена только ипостась среднего ангела, поскольку человек могвойти вобщение сТроицей лишь через Христа (в результате еговоплощения). Здесь греку Феофану было чему поучиться урусских художников. Они созерцают свет внутри себя. Иконография отдельных изображений обнаруживает близость к этим иконам. Небудучи всостоянии воспринять искусство гениального мастера целиком, вовсей егоглубине исложности, ониразвивали отдельные егомотивы истороны.
Незримый, «мыслимый» круг вписан внезримыйже восьмигранник, образуемый сечениями подножий, срезами крыл, конфигурацией палат игоры. Сретение по смыслу тесно граничит с Рождеством. Небо спускается на землю, освящая и пересотворяя ее заново. Благодаря сочетанию голубого, красного и черного Мария доминирует над остальными фигурами.
Авцарский дворец «Троица» попала, по-видимому, после московского пожара 1547 года. Ибостранники непредсказывают Аврааму рождение сына, апребывают внеслышной беседе. На южном столбе, вверхней его части имеется поясное изображение св. Лавра вкруге (табл. 1–2), под которым внизу написаны врост св. Варлаам ицаревич Иоасаф на северном столбе вверху найден фрагмент полуфигуры св. Флора вкруге (голова утрачена), авнизу открыты фигуры св. Пахомия иангела (табл. 4).
Специфичность Лиц является своего рода оппозицией к единосущности. Дата Празднования 7 апреля (по старому стилю 25 марта). Данную икону возможно изготовить в рукописном варианте и в любом размере. Диалог Небесного и Земного происходят в горизонтальном пространстве, а событие Боговоплощения – в вертикальном: Дух Святой в виде зеленого луча нисходит на Деву Марию как голубь. Свидетельством ихпроповеднического пафоса является введение вкомпозицию «Страшного суда» трех медальонов, вцентральном изкоторых написана «рука божья» сдушами праведных, авбоковых – пророки Давид иИсайя сгневными посланиями, обличающими грешников. Лицезреть иконы Звенигородского чина можно в Третьяковской галерее. В 1966 году на киностудии «Мосфильм» режиссером Андреем Тарковским снята кинодрама «Андрей Рублев».
По-видимому, около этого времени всамом Звенигороде был построен соборный храм Успения. Художник нарисовал миниатюры евангелистов и их символы. Главная иосновная трудность при изучении творчества Рублева заключается втом, что ни от него самого, ни от работавших вместе сним «старца Прохора сГородца» и«иконника Данилы», чьи имена фигурируют влетописи, не дошло ни одного подписного произведения.
Художественное иидейное богатство рублевской «Троицы» кажется неисчерпаемым. Флоренский, троичный догмат делает Лица различаемыми, но не различными. Художника сыграл актер Анатолий Солоницын.
В чем помогает икона Благовещения Пресвятой Богородицы
Обычно эти индивидуальные мастера, как бы они ни были одарены, скрываются за тем творческим коллективом, который древнерусские летописцы называют дружиной (то есть артель). В Распятии и в Успении резко подчеркнуты вертикаль и горизонталь. Всё здесь направлено на создание непревзойденного драматизма и рефлексирующего созерцания. Стояла глубокая зима. Наряду с Третьяковской галереей и Центральным музеем древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва в выставке участвуют ведущие музеи страны — Государственный Исторический музей, Государственный Русский музей, Государственный музей-заповедник «Московский Кремль», Государственный Владимиро-Суздальский музей-заповедник, а также Сергиев-Посадский историко-художественный музей и Звенигородский историко-художественный музей. После икона находилась в историческом музее, а в двадцатом веке ее переместили в Третьяковскую галерею, где она находится и по сей день.
Ранним, уже холодным утром спешил народ на освящение первых поспевших яблок. Уникальные особенности иконы представлены такими новшествами искусного иконописца, как богатство цветовой палитры, переход от канонической иконописи с ее неестественными, малореалистичными линиями и формами к более мягким фигурам, появление первых эмоций на лицах святых (что ранее было редким явлением в иконописной живописи). Вполне естественно, что иконы Троицы давно привлекают пристальное внимание исследователей. Самая обаятельная икона праздничного чина Троицкого иконостаса – «Жены-мироносицы», автор которой переработал удивительно поэтичную композицию Рублева внаправлении рафинированного артистизма. Икона врезана в новую доску, но живопись ее сохранилась довольно хорошо.
120 – 121. ). Вместе с тем фигура Марии вырисовывается на черном пролете пещеры. Такую дружину имели иДаниил сРублевым. Второй иконой «Звенигородского чина» стал образ Архангела Михаила.
Благовещение в иконописи: Рим и Византия
«Крещение» и «Преображение» – самые красивые иконы ряда – окрашены какбызеленоватой дымкой. Мнения высказываются самые разные. В этот период с нее срисовали копии для многих монастырей.
Рублевская икона стала новым взглядом на хорошо известный сюжет. Именно таким предстает Спас назвенигородской иконе Рублева.
Глубоким лиризмом было отмечено лицо Христа вкомпозиции «Крещения», чем-то предвозвещая ангелов «Троицы». «Преображение Господне» – ещё одна знаменитая икона Андрея Рублева. ИбоисамБогявлялся здесь невпугающе ослепительном сиянии славы, авоблике «абсолютного человека», вскромных одеждах евангельского Иисуса – учителя ипроповедника. Круг внейпереживается какактивное начало, каксимвол вечного течения жизни. Равнозначные фигуры Ангелов пребывают в единении друг с другом и совершенном согласии.
Онвыполнял многочисленные частные заказы, украшал фресками храмы. Таинственный свет повсюду. Только нижняя часть двух нижних клейм утрачена, равно как и золотой фон (В. Легкие формы палат, полукруглые своды на стройных колоннах. Наконец, зеленый гиматий правого ангела, символизирующего Сына, словно знаменует собою «земное естество», вознесенное Им к небесному престолу.
Работа по прядению пурпура выпала Ей, в соответствии с преданием, по жребию. Сосредоточив действие вокруг трех ангелов, беседующих перед трапезой, вцентре которой высится чаша сголовой тельца – символ крестной жертвы Христа, – Рублев «прочитывает» композицию вабсолютно ином содержательном плане, раскрывая еебогословско-мировоззренческую символику. Кто писал эти иконы – Андрей Рублев или Даниил Черный – пока остается загадкой.
Византийский мастер больше придерживается канона, больше рассказывает, его искусство более догматично. Кэтому образу тяготеет всеокружающее. Он несет мир и спасение людям.
Описание иконы Андрея Рублева «Благовещение»
Мамврийский дуб – то самое дерево, под которым Авраам встретил Господа. Мария и Иосиф приносят сорокадневного Иисуса в храм. Вероятно, сРублевым можно связывать большинство миниатюр этой рукописи. Это та манера, вкоторой работал иучитель Рублева Прохор сГородца. Как известно, Византия не знала высоких иконостасов, не знала их вплоть до эпохи Феофана иРублева также Древняя Русь38. Этоувиденные мысленным взором художника любовь исогласие трех, составляющих одно. Аналогично и образы: человек способен сразу представить себе красивый пейзаж.
В «Воскрешении Лазаря» вновь, ноболее ярко инапряженно вспыхивает красный цвет, радостный итревожный одновременно. Но не следует забывать, что эта икона переписывалась не менее трех раз. Это первое упоминание имени Рублева влетописи (стр. 75). Сюжного столба иизарки прохода вюжный нефдвижутся кСпасу сонмы святых.
Кчислу лучших икон владимирского иконостаса принадлежит «Апостол Павел» издеисусного чина. Изумительно выписаны руки Богородицы, которые широко раскрыты в молитвенном жесте. На горе Христос явил Себя трем апостолам таким, каким Он был по Своему обоженному человечеству, которое не может после Воскресения и Пятидесятницы представляться чадам Церкви иначе, как только в этом прославленном виде: «На горе преобразился еси и якоже вмещаху ученицы Твои, славу Твою, Христе Боже, видеша да егда Тя узрят распинаема, страдание убо уразумеют вольное, мирови же проповедят, яко Ты еси воистину Отчее сияние» (кондак праздника Преображения). Странники предсказали Аврааму рождение сына Исаака. Это один из двунадесятых праздников, который в православии празднуется седьмого апреля. Над архитравом темплона ставили деисусный чин, причем, как правило, он был полуфигурным инебольшим по своим размерам (около одного метра ввысоту).
При безмолвной же беседе происходит обмен образами и эмоциями, а не словами. Иконы Грека поражают величием, лики изображенных им святых суровы и гениальны в каждом штрихе.
- Икона Благовещения Андрея Рублева
- Список произведений Андрея Рублёва
- Иконы преподобного Андрея Рублева
- Икона Благовещения Пресвятой Богородицы
- Икона Благовещения Андрея Рублева 1405 года (размер 4969)
- Музей имени Андрея Рублева и его обитатели
- Скидки для Храмови оптовиков 20
- Сюжетные особенности изображения
Здесь мы видим явление преподобному Пахомию ангела. Вчемеёсмысл. Ничего подобного Московская Русь незнала нетолько доэтого, ноимногие годы спустя. Как пишут специалисты по древнерусскому искусству, «с момента открытия подлинных работ Андрея Рублёва (1918) в науке не прекращаются споры о принадлежности кисти мастера тех или иных произведений.
Обыкновенно художники иллюстрируя этот сюжет, сосредоточивали внимание наподробностях библейского рассказа изображали Авраама иСарру, подносящих угощение, атакже слугу, «закалающего» тельца. Средний ангел – главный персонаж рублевской иконы. Мастер пошел почрезвычайно редкому впрактике средневековой иконописи пути создания оригинальной художественной композиции. Летописная запись, рассказывающая обучастии Андрея Рублева вросписи Благовещенского собора, называет его «чернецом» – монахом, новозможно, чтозначительную часть своей жизни онпрожил в «миру». Икона написана приблизительно в 1410-е годы.
(Хотя вот об этом-то чудесном свете, о смысле его, а главное, о происхождении, природе и размышляли, спорили и не пришли к единому мнению исследователи в дальнейшем). Третья икона – «Апостол Павел» – выполнена в манере, отличной от рублевской, вот таким образом ряд исследователей считают, что этот лик бы создан другим мастером, – например, многолетним сподвижником Рублева – Даниилом Черным. Потому такэнергичен исветел Христос (хотя ивзирающий нагрешников «ярым оком»), спокойна мудрая беседа апостолов, такой грацией отличаются позы прекрасных ангелов, открывающих звуками своих труб последнее действие вспектакле жизни.
Особого внимания заслуживает то, что гиматий правого ангела препоясан справа налево, ведь по русскому обычаю только на мужчине-покойнике одежду застегивали не на правую (как при жизни) сторону, а на левую, как на женщине. Чем-то аналогичным по своей идее был приход преподобного Саввы вЗвенигород. Христос – втёмно-зеленом икоричневом одеянии. Нередки были итакие случаи, когда над одной иконой трудилось несколько мастеров (один писал фоны, другой фигуры ит. д. ). Неизвестно ниодного созданного ранее «Воскрешения Лазаря» нинаВостоке, нинаЗападе, гдебыла быиспользована аналогичная иконографическая схема. Одновременно Рублев сдвинул влево отцентральной осифигуру среднего ангела.
- Наиболее известные изображения Пресвятой Девы в момент получения благой вести
- Картины Андрея Рублева в Русском музее
- Наиболее значимые и почитаемые композиции
- Записки переводчика с Андреем Десницким
- Андрей Рублев: последние новости
Втакой же позе умиления представлен Симеон всцене «Сретения» (табл. 9). Икона Рублева, где изображен Архангел Михаил, необыкновенно красива – она написана с четкими, тонкими линиями и яркими цветами, а сам образ Михаила отличается духовной красотой и необычайным смирением. Творчество прославленного иконописца знаменует важную веху вистории русского искусства. Дуб стоит на своем месте до сих пор.
Так как этот же тип «Вознесения» встречается ивиконостасе из Успенского собора во Владимире (табл. 122), то отсюда следует сделать вывод отесной преемственной связи Прохора сРублевым. Представлены два фрагмента Царских врат (2-я четверть XV века) из собрания В. А. Логвиненко. Возникает образ незримого круга. Их взгляды встречаются. Храмовая гора или гора Мориа возвышалась над Иерусалимом именно там стоял Иерусалимский храм, место для которого Царь Давид приобрел у иевусея Аравны (Орны).
Противостоящий емуИоанн – вкрасных одеждах.
От конца XIV — начала XVвека до нас дошло несколько московских икон исполненных современниками молодого Рублева (например, «Божия Матерь Мати-Молебница» из Ипатьевского монастыря вКостроме и«Богоматерь Донская» вТретьяковской галерее, «Богоматерь Донская» вТроице-Сергиевой лавре, «Умиление» вмосковском Успенском соборе). Втипах его лиц состренькими носиками ивмаленьких изящных руках есть нечто стереотипное. Символически это означает, что она из своей плоти и крови плетет плоть Сына Своего.
Рублев четкой, уверенно очерченной линией обозначил глаза, верхние веки и брови. Рублев достиг успеха, пойдя непопути схоластического иллюстрирования догмата, апопути егохудожественного истолкования ипереживания. Это 14 фрагментов фресок из Успенского собора «на Городке» в Звенигороде (около 1400), 44 фрагмента из Благовещенского собора Московского Кремля (около 1416), 35 фрагментов из Спасского собора Спасо-Андроникова монастыря (около 1427), а также снятая со стены роспись алтарной преграды с фигурами преподобных из Рождественского собора Саввино-Сторожевского монастыря 1420–1430-х годов.
". На смену старому, ветхому приходит мир новый, завет иной. «Сопредстояние» московских ивладимирских святых выражало вживописи туидею наследования Москвой прав итрадиций «старого Владимира», которая стала центральной идеей московской публицистики ибыла отражением всознании современников процесса объединения русских земель. Композиция словно подталкивает к мысли о возвращении всего сущего на круги своя. Троице – Сергиева Лавра и Россия. Юное "отроча" ждет позор, поругание, крестная мука. Он любит резкие высветления, сочные блики, быстрые движки.
Сюжетом «Троицы» или «Гостеприимства Авраама», является прием иугощение старцем Авраамом иегоженой Саррой поддубом мамврийским трех мужей-странников, вобразе которых явился триединый Бог. Подвиг иконописания». Таким образом, каждый верующий, входя в православный храм, должен понимать, о чем повествуют иконы, какие сюжеты лежат в их основе. Несмотря назначительные повреждения красочного слоя (в особенности живописи ликов), взгляд неустает находить новые красоты веенеобыкновенной ритмике, красноречивых цветовых созвучиях, впостоянно варьирующемся соотнесении четного инечетного, двух иодного.
Мастер создал в Троицком соборе икону, которую искусствоведы называют шедевром и вершиной творческого наследия Рублева. Авраам встретил трех ангелов Господних, явившихся ему под видом усталых путников.
Миниатюрная икона шести праздников (Благовещение, Рождество Христово, Преображение, Воскрешение Лазаря, Сошествие во ад и Вознесение) из собрания С. Рябушинского, ныне хранящаяся в Третьяковской галерее, может быть отнесена к среднерусской, скорее всего московской, школе конца XIV — начала XV века. Сегоименем связан самый высокий взлет вистории древнерусского изобразительного искусства. Тело учителя перед их взором вдруг осиялось необыкновенным светом. Легкий, как будто цветочный, запах. По общему характеру своего искусства он выступает перед нами как убежденный грекофил.
Известно лишь, что годы его жизни совпали с трудным периодом русской истории. Этииконы выделяются звучностью ичистотой колорита, который можно назвать поэтическим. В частности, в Благовещении богоматерь сидит, отвернувшись корпусом от ангела и повернувшись к нему лицом, ангел перелетает через стену Вифлеема — этот тип встречается чаще всего в московских иконах XIV—XV веков, в праздниках иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля, Успенского собора во Владимире и Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры.
Возможно, он никогда не будет найден. Главным государством-основоположником этого церковного праздника, по праву следует считать Византию. Но для прямого сближения ее с Рублевым и его школой нет достаточных оснований. Возможно, в эти трудные для Руси времена Андрей Рублев спасался в Андрониковом монастыре.
Здесь возможны только косвенные методы. Постригшись, онстал иноком, азатем соборным старцем Спасо-Андроникова монастыря. Русский мастер, не отступая от канона, вносит в свою работу живое дыхание. Время пожинать плоды годовых трудов на земле. «Страшный суд» Рублева иДаниила – этосимфония плавных, текучих ритмов ирадостных, чистых красок.
Оно станет ясным при последующем обращении к более древним иконам. Государственная Третьяковская галерея, М., 1958, стр. Вишнево-синие цвета – этоцвета одежд Христа, образ которого темлегче воспринимался сознанием зрителя, чтоонвидел еготаким вцентре поясного чина ипривык ассоциировать сцентральным персонажем «Троицы». Икона Благовещение Пресвятой Богородицы была создана автором в начале 15 века.
Изображение на северном столбе (табл. 4) также заключает всебе намек на один из главных эпизодов вбиографии Юрия. Наалтарных столбах – изображения ветхозаветных царей имучеников. Но этого формального признака мало для определения русской школы. Icones du Mont Sinai, vol. I, Athenes, 1956, Fig. Грабарь же однозначно заявляет о том, что произведение выполнено великим мастером: «Здесь все от Рублева – холодный голубоватый общий тон, характер рисунка, черты лица, с типичной для Рублева легкой горбинкой носа изящные руки, прекрасный силуэт всей композиции, ритм линий и гармония красок».
«Звенигородский чин» включает в себя три иконы: «Спас», «Архангел Михаил» и «Апостол Павел». Благодаря имвкомпозиции было преодолено статическое равновесие, возникли тагармоническая асимметрия, тодвижение неподвижных фигур, которые составляют одну изглавных тайн рублевской «Троицы». Одна излучших, согретых искренним чувством сцен композиции – «Идут святые врай». Онопределяет внутреннюю организацию изображения, пластику тел, конструкцию поз, склонение голов изгиб рук, смыкает влегкую золотистую завесу крылья ангелов, «сгибает» гору идеревце надихголовами.
Создание иконы приписывается Андрею Рублеву и относится к 1405 году. Также в таблицу включены произведения, которые на протяжении XX века приписывались ему учёными с той или иной степенью достоверностиL 1. Выйдя из пещеры, Пахомий надел «ангельскую» одежду истал основателем общежительных монастырей вЕгипте. Он кажется удивительно близким, лик его светел и кроток.
Рублев былтемхудожником, который создал свой собственный стиль, бесконечно совершенный, глубоко русский посвоей сущности ихудожественному выражению (хотя имногим обязанный достижениям византийского искусства), новместе стемблагородной простотой заставляющий вспомнить искусство античности. Две первые фигуры принадлежат ближайшему помощнику Феофана, фигуры же Георгия (табл. 37–38) иДмитрия (табл. 35–36) по манере письма тяготеют кпраздничным иконам, расположенным над деисусным чином. Символ евангелиста Матфея – ангел – идеальной вписанностью своей фигуры вкруглый медальон, внутри которого онлегко инепринужденно движется, вызывает живые ассоциации с «Троицей».
дар художника" (В. И. Лазарев). Каждое отдельное клеймо составляет законченное целое. Иконы Рублева наполнены спокойствием, ясностью и гармонией. Многозначность заложена всамом замысле «Троицы» Рублева.
В честь Благовещения христиане отмечают праздник каждый год, седьмого апреля. Но художественные идеалы самого Рублева были иными. Мы видим, как престарелый Илья-пророк благоговейно склоняется перед Христом в Преображении, как искушаемый пастухом-диаволом Иосиф в Рождестве свернулся калачиком (его фигура кажется очерченной циркулем, как Иосифа в Болотове) как, наконец, молодой Соломон вопросительно повернул голову к царю Давиду в Сошествии — все они взволнованы появлением в аду избавителя. Обратившись ко всем доступным ему средствам (композиция, линия, цвет), он создает ощущение тишины, покоя и остановки времени. Снова встречается «рублевский» круг, в центре которого шагающий крылатый юноша. В Успенском соборе фрески сохранились лишь на алтарных столбах.
Рублев очень тонко и удачно использует такую возможность. Миниатюры «Евангелия Хитрово» отличаются безупречно точным изящным рисунком, гармоничностью композиций иблагородством красочной гаммы, основанной насочетании холодных голубых, лиловых, разбеленных голубовато-серых изеленых тонов изолота. Искусство, 1965, 9, стр. Ведь эмоции способны возникать мгновенно и продолжаться сколь угодно долго.
Они находили также, что взаимодействие изображенных ангелов (через их позы и жесты) говорит о любви, связывающей Лиц в Единство. На Руси артельный способ работы держался особенно долго. Сведения о жизни и деятельности преподобного Андрея Рублёва, несмотря на усилия нескольких поколений исследователей, остаются краткими и отрывочными. Оннаписал егофигуру таким образом, чтоноги ангела сдвинулись кцентру сцены, заполнив «вакуум» веенижней части. Нет никакого сомнения, что среди этих москвичей находился искромный инок Андрей. Остатки фресковой живописи Андрея Рублева иДаниила Черного вУспенском соборе сохранили немало идругих образцов ихмастерства. Ещебольше оснований приписывать кисти самого Рублева местный образ «Богоматери Владимирской», прелесть которого вегобезупречной «построенное», безошибочно точно найденном соотношении фигуры Богоматери ииконного поля, цельности силуэта, красоте воплощения художником нежного материнского чувства.
Ичтобы найти контакт между Спасом изрителем иконописец чуть сдвигает вправо зрачки. Но это не простой праздник. Недаром появились такие понятия, как "любовь с первого взгляда" или "вечная любовь".
Создание «Благовещения» датируется 1405 годом. Совместный проект Третьяковской галереи и Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва приурочен к 650-летию самого прославленного из средневековых русских художников. Верхний из трех стоящих на первом плане ангелов в«Крещении» (табл. 13) является как бы родным братом трубящего ангела из росписи Успенского собора во Владимире (табл. 70).
Мывидим легкий изгиб шеи. Известно, что этот день стал отмечаться за 9 месяцев до Рождества. «Троица» – самая совершенная среди сохранившихся икон Андрея Рублева исамое прекрасное творение древнерусской живописи – была написана художником, вероятнее всего, всамом начале 10-х годов XV в. Принято считать, чтоонасоздавалась Рублевым длясоборного иконостаса Трои-це-Сергиева монастыря. она стягивает движения рук". По-иному протекало развитие иконостаса на русской почве.
Сам праздник строгий, в его песнопениях нарастает настроение покаяния. Очень выразителен здесь, например, «литой» силуэт фигуры апостола Павла. Лазарев, Феофан Грек, рис. В руках – алая нить пряжи, необыкновенная весть застает ее за работой.
Подробности уточняйте у менеджера магазина. Во взгляде, обращенном к двум другим ангелам, читается отеческое превосходство. Его краски красивы, его письмо добротно, все его решения глубоко продуманны. В нем говорится о начале росписи Андреем Рублевым и Даниилом Черным Владимирской церкви. Следы иконописца теряются, о нем не слышно два десятилетия. Сейчас он приемлет на руки.
Словно цветовые волны пробегают попраздничному ряду, когда взгляд охватывает егоцеликом. Вцентр иконной доски оказалось «выплеснуто» большое ярко-красное пятно, звучное имажорное, положенное вовсюсилу тона. Иконы «праздничного» ряда, принадлежащие кисти Рублева, овеяны настроением особой мягкости. Связь с константинопольской школой XIV века сказывается и в колорите.
Здесь мастер положил самое интенсивное красочное пятно. Еготорс несколько развернут вправо. Подобными приемами Рублев смягчает образы святых иприближает их кчеловеку. Другие произведения, перечисленные источниками, либо не сохранились, либо принадлежат не мастеру, а ученикам— членам артели, которую он возглавлял вместе с Даниилом Чёрным (иконостасы Успенского собора во Владимире и Троицкого собора Троицкого монастыря)2. Феофан был тем великим артистом, перед всесильными чарами которого было трудно устоять.
Там, где хоронили людей имевших особые заслуги перед Церковью. Как очень удачно сформулировал П. А. Обоженное во Христе человеческое естество находит доступ к источнику Святого Духа ибо «вознесшись, Христос восшел к Высочайшему Отцу и в самые Отеческие недра, откуда и Дух имеет бытие и показал Себя участником, даже и по человеческому естеству, свойственного Отцу достоинства, тем, что и Он также послал с небес Духа исходящего и посылаемого от Отца». Догматы о Троице входят в число основополагающих и неудивительно вот таким образом, что иконы Троицы встречаются весьма часто.
Осень подает свои первые знаки. Войско разрушило Серпухов, Переславль, Нижний Новгород и Ростов, подошло к Москве. Изображения представляют собой не разрозненные полотна, а единое целое.
Конечно, Рублев никогда этих произведений невидел. На Руси в первые дни февраля (сейчас это 15 февраля), по старой народной примете, после ветреных метельных дней усиливался мороз.
Все это, вместе взятое, приравнивает рублевскую проблему ктем запутаннейшим вопросам истории мирового искусства, кчислу которых относятся итакие проблемы, как «Фидий иего школа», «Губерт иЯн Ван Эйк», «Мазолино иМазаччо». Здесь приведена вся литература об этой иконе. Он разлит во всем творении, просвещает тихо и почти невидимо людей и землю и растения. Увидеть рублевскую «Троицу» можно в Третьяковской галерее. Но начинались приготовления к весенним полевым и иным работам. Лучше всего об этом свидетельствует неопубликованная работа В. Н. Как свидетельствуют текст жития инадпись на свитке, ангел указал отшельнику на недостаточность его подвигов ипризвал его сменить старую одежду на новую, более совершенную, вкоторой, по словам афонского подлинника, «спасется всякая плоть».
Этому способствует и то, что ангелы ведут безмолвную беседу. В 1918 году в дровяном сарае вблизи звенигородского Успенского собора «что на Городке» были обнаружены три деисусные иконы, которые были приписаны И. Грабарем на основе стилистического анализа кисти Рублева. 2, 19-21). Христос ипророки словно парят всамом верху иконы. Это весь деисусный чин, кроме фигур архангела Михаила, апостола Петра, Георгия иДмитрия.
В «Благовещении» преобладают зеленые икоричневые тона, в «Рождестве» и «Сретении» – коричневые икрасные. Эта работа мастера – наиболее прославленная из владимирских. Перед зрителем предстают три Ангела-странника. Сегодня в Государственной Третьяковской галерее (Лаврушинский, 10, зал 38) открывается выставка «Андрей Рублёв. Эта роспись сегодня является единственным подтвержденным в летописных источниках памятником рублевского искусства.
1400), нуждающиеся, впрочем, вдополнительном исследовании. Эта характеристика стиля иконы весьма поверхностна и неубедительна. ). Вовсем здесь присутствует какой-то минимум движения, нечто неуловимое, чтоотделяет создание Рублева отмногочисленных «Спасов», населявших древнерусские церкви ижилища. Срок изготовления от 10 дней. Вэтом отношении особенно показательно сравнение ангела из «Благовещения» (табл. 5) иангелов из «Рождества Христова» и«Крещения» (табл. 6, 11) сангелами «Троицы» (табл. 136–139). Известна история про чудотворное спасение иконой Богородицы людей города Устюга.
Корзины, чистые холщовые узелки с отборными, лучшими плодами.
Одно его крыло раскрыто, другое, в знак приветствия, поднято. В кн. Тихое, располагающее к раздумьям время.
Этобыли гениальные находки. Увидеть икону можно в экспозиции Владимиро-суздальского музея-заповедника. Особенную праздничность придают иконе золотистый фон и яркие красные пятна.
Чашу справедливо трактуют как символ евхаристии. Восстановление Троице-Сергиева монастыря началось в 1422 году.
Изысканностью красочной гаммы восхищает торс воина наодном изстолбов. Юрий Дмитриевич был величайшим поклонником Сергия Радонежского — своего крестного отца. 260-261.
Он, очевидно, принимал самое непосредственное участие виллюстрировании «Евангелия Хитрово» (названного такповладельцу XVII в. ), звериные инициалы которого удивительно близки кобразам животных вовладимирских росписях. Чашу образуют линии подножий. К их числу относятся прежде всего три знаменитые деисусные иконы из Успенского собора на Городке в Звенигороде (так называемый «Звенигородский чин», ГТГ), а также росписи этого храма исполненные около 1400 года. Второе упоминание, под 1408 годом, гласит: «мая в 25 начаша подписывати церковь каменную великую соборную святая Богородица иже в Владимире повелением князя великаго, а мастеры Данило иконник да Андреи Рублёв». В первую очередь, это бесспорные произведения, перечисленные в летописных и иных источниках (белый цвет), число которых крайне ограничено, некоторые не сохранились (выделены розовым).
И. Э. Грабарь очень верно определяет его как «визионера цвета, художника, одержимого красочными исканиями иумеющего не только брать первые пришедшие вголову яркие сочетания, но объединять их вгармоническое впечатление»36. Круг образуется позами, движениями ангелов, соотнесенностью ихфигур. Здесь Рублев работал со своей дружиной, что подтверждается летописным известием. Эта икона принадлежит к Звенигородскому чину.
Лицо Христа почти фронтально. Различение ангелов «Троицы» достигается, следовательно, неатрибутивно-богословскими, ачисто художественными средствами, чтоявляется важным завоеванием длясредневекового живописца.
Можно ли перекинуть мост от икон первой группы кнесомненным произведениям Рублева. Мыслить такбыло бынеисторично. Фрески Страшного суда Рублев с Черным разместили в западной части храма, на его сводах.
Близился гнев Господа, а люди не стремились к вере и только насмехались над праведным. От первоначального названия картины – «Страсти по Андрею» – отказались. "Особенно хорошо "Преображение", выдержанное в холодной серебристой гамме.
Несмотря накрайнюю фрагментарность сохранившейся живописи (лик инебольшая часть фигуры), этопроизведение очаровывает исвоими формами и, главное, необыкновенной внутренней красотой образа, рожденного чистой душой художника. Взаимодействие Лиц передано у Рублева в виде безмолвной беседы ангелов. Мы мало знаем о нем. М., 1991. Несомненно также, чтонакомпозицию ицветовую гамму «Троицы» оказал большое влияние характер иконостаса, всостав которого онавходила.
Многие считали это явление как проявление божества в Иисусе Христе. Ихобразы более камерны интимны иблизки молящемуся. В конце 1408 года на Русь двинулось татарское полчище хана Едигея. Передача на иконе соприсносущности представляет очень трудную задачу. Икона на сегодняшний день хранится в Третьяковской галерее. Троицкий иконостас – уникален.
Синее небо, еще летнее, но веет от него предосенним холодком. Клеймо с изображением Рождества отличается особенной тонкостью своих красочных сочетаний.
Большинство из этих вещей стоит под знаком несомненных влияний Феофана Грека. Самые ранние упоминания о нем можно найти в Троицкой летописи. Унего много общего споследним впонимании колорита, рисунка, пропорций.
На иконе, мерно ступая, движутся навстречу Симеону на одинаковом расстоянии друг от друга мать с младенцем на руках, Анна, за ней обручник Иосиф. Этоновое – расположение наиконе апостолов: незаХристом, какпринято, аперед ним. Это один тип — скорбный, но вто же время полный чарующей мягкости. Антонова, О Феофане Греке в Коломне, Переславле Залесском и Горьком. С. 366-384.
Она предсказывает необыкновенную судьбу новорожденному. Рублев, взяв заоснову византийскую иконографическую схему композиции «Троицы», подверг еерадикальному переосмыслению исоздал врезультате нечто совершенно новое иоригинальное. Чтобы вэтом убедиться, достаточно сравнить такие почти точно повторяющие друг друга композиции, как «Рождество Христово» (ср. табл. 6 с143), «Крещение» (ср. табл. 11 с142), «Вход вИерусалим» (ср. табл. 21 с150б), «Воскрешение Лазаря» (ср. табл. 19 с150а) и«Преображение» (ср. табл. 14 с161). Они в спокойном безмолвии сидят вокруг стола с угощением. Такой тонкий знаток богословия иконопочитания, как Л. А. Дом – это палаты Авраама, дерево – Мамврийский дуб, а гора – гора Мориа. Ее история удивительна.
Ангелы сидят на фоне необычного пейзажа. Ночерез посредство средневековых ираннехристианских мыслителей, через Дионисия Ареопагита идругих выдающихся богословов, онмогприобщиться кзаконам красоты, впервые сформулированным философами античности, например кпифагорейскому учению очисле какоснове мировой гармонииили кплатоновскому универсальному принципу меры (имена Платона иПифагора были известны московским книжникам времени Рублева). Над усыпальницей Сергия Радонежского вместо сгоревшего деревянного появился храм из камня. Пятнадцатилетним мальчиком он переехал всвой удельный город, где прожил до 1425года.
Пурпурный хитон контрастирует снасыщенным синим цветом гиматия. Ожизни Андрея Рублева известно очень немного. Этоподлинный шедевр. Пророки ипраотцы, впервые встречающиеся врусских иконостасах XVвека, были перенесены из купола впророческий ипраотеческий ярусы, «праздники» — со сводов истен в«праздничный» ярус, деисус — из центральной апсиды вдеисусный ярус, евангелисты — спарусов на царские двери, которые украшались также изображениями «Благовещения», «Причащения апостолов» исвятителей, обычно помещавшимися на столбах триумфальной арки ивцентральной апсиде.
Между тем в мозаиках Кахрие Джами, в частности в северном куполе, на ней мафорий ярко-синего цвета. Аутраченная фигура Богоматери сприжатой кгруди рукой напоминала Марию всцене «Распятия». Праздник "Сретение" был известен уже в IV веке. Вэтих фресках выразилось умение средневековых художников-монументалистов устанавливать контакт между воскрешенными ихкистью персонажами христианской легенды изрителем, создавать упоследнего «эффект участия». Вполне естественно предположить (особенно учитывая упоминание летописью имен трех художников), что иконы «праздничного» ряда были исполнены старцем Прохором иРублевым. С XIV века на Руси он выявляет свою онтологическую суть, делаясь праздником Пресвятой Троицы, причем третья молитва на вечерне, обращенная ко Христу, соединяется теперь с новою молитвой – к Духу Святому, впоследствии отмененной, согласно византийскому образцу, реакционною и вообще антинациональною, деятельностью патриарха НиконаПраздник Троицы, нужно полагать, впервые появляется в качестве местного храмового праздника Троицкого Собора – как чествование «Троицы» Андрея Рублева» Павел Флоренский, свящ. Слегка начинает пожухать, желтеть трава.
Художники выступили страстными защитниками своей нравственной позиции. Иконы Андрея Рублева отличают особый колорит и праздничность цветовой гаммы, составляющих единую симфонию, Рублев – признанный гений цветовых решений, тонко чувствующий сочетаемость цветов и их оттенков. Спас изЗвенигорода почти идентичен изображавшемуся вкуполе Вседержителю. Золотистые охры, вспышки белил, ровный свет золота, киноварь надписи. Находящееся в вечности действительно становится присносущным, существующим всегда. Считают, что художник писал фигуры апостола Петра и архангела Михаила.
Его и отмечали на сороковой день после рождественских торжеств.
Последние работы великого художника – ксожалению, почти несохранившиеся росписи соборов Троице-Сергиева иСпасо-Андроникова монастырей (20-е годы XV века). Но он является несоизмеримо более крупной художественной индивидуальностью. Работой Андрея Рублева называют фреску «Преображение», где легко узнается «рублевская» палитра. Все это сближает икону с византийскими работами XIV века, в частности, мозаиками и фресками Кахрие Джами, отчасти с миниатюрами парижской рукописи Иоанна Кантакузина. Они находятся вне суетящегося и спешащего мира людей – они в вечности. Лик полон мягкости, покоя, тишины и смирения. Неслучайно «Троица» постоянно вызывает уисследователей ассоциации спроизведениями античного искусства.
Силуэт Иисуса вписан в круг, полукругом расположены апостолы. Справка: Андрей Рублев – один из самых загадочных людей своего времени. Вобоих случаях мы имеем тип исключительной тонкости иодухотворенности. Преподобного Андрея Рублева (1360-1-я пол. Здесь, при храме, живет пророчица Анна. Фигуры ритмично расположены в три яруса среди каменистых горок и за ними. Андрей Рублев внес большой вклад ивразвитие московского книжного искусства. 205-207. ).
Особенно привлекательны лица ангелов в«Крещении» истоящих справа юношей всцене «Вход вИерусалим» (табл. 21–22). Близкими кРублеву художниками (в частности, вероятно, Даниилом) иллюстрированы «Евангелие Успенского собора» («Евангелие Морозова») и «Евангелие Андроникова монастыря». Он часто посещал его обитель ищедро ее одаривал. Подперекрестным влиянием византийских ирублевских традиций находились создатели миниатюр «Деяний апостолов» изКирилло-Белозерского монастыря (первая треть XV в. ). Вместе стемиконные ансамбли, базировавшиеся надеисусах «звенигородского» типа, были по-прежнему лишены величавой торжественности ииконографической сложности новых иконостасов.
Таким образом, тема Троицы понималась передовыми русскими людьми того времени, знаменосцем которых былСергий икактема глубоко гражданская, кактема национального единства. Свою собственную смерть. Он смотрит на нее долгим глубоким взором. Мастер трактует здесь волновавшую егосовременников тему природы Фаворского света, решая еёмировоззренчески вдухе учения исихастов, нопредлагая очень индивидуальное художественное воплощение. Этобылшагнеобыкновенной смелости, свидетельствующий ошироте творческих запросов живописца.
Голубец уравновешивается золотистыми и розоватыми тонами. Нетрассказа – следовательно, нетбега времени вечность не «мерцает» через завесу «сегодняшнего», акакбынепосредственно предстает человеку. также G. et M. Soteriou. В центре иконописец расположил чашу, а вокруг – трех ангелов, сидящих отрешенно.
Онавоплощается ещечерез сопоставление реальной чаши натрапезе стой, чтообразуется изсоотношения фигур икоторая видится какбы «разумными очами» исчезая, кактолько внимание созерцающего возвращается кпредметам внешнего мира. Это «Тайная вечеря» (ср. табл. 23 с151) и«Вознесение» (табл. 28). Лик Спаса дышит силой и покоем. Мы не видим лучей, от которых укрылись апостолы.
Скорее всего, Рублев принадлежал кчислу московских великокняжеских мастеров. Одна из самых знаменитых работ Андрея Рублева икона Троица. В 1422 году на Руси наступил страшный голод. Фигура Христа дана вплавном, почти незаметном движении.
Люди бросились в храм, осознав свои грехи и ошибки. Каталог древнерусской живописи Третьяковской галереи, т. I, M., 1963, стр. Дляэтого Рублеву пришлось абсолютно переосмыслить образ левого ангела – самого статичного персонажа византийских «Троиц».
Кэтому же течению принадлежал истарец Прохор сГородца, вероятно, бывший учителем Рублева. Появление этих черт ставит перед историей искусства важный, но трудный вопрос. Сила исходящая от иконы, усиливается в этот день.
Не говоря отом, что они работали в1405году вместе, бок обок, уже в90-х годах XIVвека слава Феофана гремела вМоскве имосквичи стекались глядеть на работы «философа зело хитрого», которые вызывали всеобщее удивление ивосторг. В семнадцатом веке ее отправили в Успенский собор. Вот таким образом возможно ииное «прочтение» ипостасных отношений ангелов. Вторым качеством, которое следует обсудить, является единоосущность.
На иконе Андрея Рублева «Архангел Михаил» следуя из названия изображен сам Архангел Михаил, одетый в красные одежды с золотым. Центром еебылобраз Христа вореоле славы, окруженном кольцом «небесных сил», который написан взените свода. вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу, быв утверждены на основании Апостолов и пророков имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем, на котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святый храм в Господе (Еф.
Принадлежность части икон «праздничного» ряда Рублеву доказывается еще одним чрезвычайно важным фактом — фактом их очень большой близости киконам Троицкого собора вТроице-Сергиевой лавре. Иконостас Успенского собора воВладимире надолго стал образцом дляподражания. Форму чаши принимает трапеза (на которой стоит настоящая чаша), ограниченная очертаниями согнутых ногбоковых ангелов. Однакоегоиконография принадлежит уженовому времени. На столе у них стоит чаша с головой тельца.
Но до однозначного ответа на этот вопрос еще далеко. 2. Центральная группа резко разбита внутри контрастом тёмного исветлого. Это прозрение значения праздника в образах самой природы – черта национальная, русская. В нем нет испуга и страха. Восседает Богородица на престоле, покрытом двумя подушками красного и зеленого цветов.
Нопервое упоминание онёмотносится только к1405 году. Рублевский Страшный суд более милосерден, он дает надежду на избавление. 263. ). Проведенный здесь краткий анализ показал, что все основополагающие составляющие достаточно сложного троичного догмата переданы у Рублева с поразительной точностью и именно художественными средствами. В аналогичном смысле можно трактовать и мысль о. Павла Флоренского о том, что икона Троицы" Рублева ".
Таинственным образом сокрытая идентификация Божественных Лиц была усилена в традициях «великого Дионисия» некоторыми символическими атрибутами. Именно за правым ангелом стала возвышаться гора ибо «Камень же Ты еси, Христе, на нем же утвердися Церковь, зовущая: осанна, благословен еси, Грядый» (ирмос 1-й песни в Неделю Ваий). Жизнь Андрея Рублева была заполнена интенсивным творческим трудом.
Здесь мы вновь приходим куже высказанному нами предположению, что Рублев был учеником Прохора, скоторым унего имелись общие иконописные прориси (образцы). Впервом ряду, впросвете между колонками темплона, размещались на мраморных балюстрадах иконы Богоматери иХриста, аподчас иконы сизображением святых, являвшихся патронами храма, либо сизображением праздника, которому была посвящена данная церковь (например, Благовещение, Успение ит. д. ). Мария как будто не видит Гавриила, она опустила голову, размышляет. Икона Рублева изнутри сияет легким и ровным светом.
Этопервое, чтосразу ивластно захватывает присозерцании рублевской «Троицы». Много трогательного инежного вфигуре матери Марии – Анны, закутанной вкрасновато-лиловое покрывало, склоняющейся надБогородицей во «Введении вохрам». Кчислу шедевров книжного искусства Москвы рублевской эпохи относится также «Киевская псалтирь», написанная в1397 году вКиеве митрополичьим протодьяконом Спиридонием иукрашенная многочисленными миниатюрными изображениями наполях. Тяжелая шапка волос перевешивает справа, вторя развороту корпуса, чтоделает поворот головы едва заметным.
Икона изображает трех сидящих за столом ангелов. И. Антонова и Н. Е. Мнева, указ, соч., стр. Слишком они были сильными ивеличественными. Первое, под 1405 годом, — о работах над росписью великокняжеского Благовещенского собора в Московском Кремле: « а мастеры бяху Феофан иконник Гречин да Прохор старец с Городца, да чернец Андреи Рублёв, да того же лета и кончаша ю». Кегоранним работам относят фрески Успенской церкви наГородке вЗвенигороде (ок.
Но евхаристия объединяет людей в Церковь, вот таким образом и в данном случае чаша объединяет трех Лиц в некоторое единство. Красный цвет – цвет радости и жертвенности, напоминающий о будущем распятии, ожидающем Иисуса Христа и жертвенности Богородицы. Круг сглубокой древности былсимволом гармонической завершенности, символом неба исвета. Вритмическом строе иконы можно выделить такие взаимосвязи: вытянувшаяся почти вертикально фигура Иакова – вышерасположенная группа деревьев – поднятая десница Христа плавно опущенная и «продолженная» свисающим гиматием левая рука Христа – нижняя группа деревьев – припавшая кземле фигура Петра. Но в вечности время не течет, оно все целиком – в ней.
К ранним творениям Андрея Рублева относят иллюстрации к «Евангелию Хитрову». Второе письменное упоминание о мастере датируется 1408 годом.
Таквнутренняя геометрия изображения постепенно смыкается сгеометрией иконного поля. В летописях сохранилась история перемещения иконы. Силуэты ангелов, вособенности центрального ангела, обладают такой музыкальной выразительностью линий, какую напрасно было быискать всозданиях византийских художников (в этом отношении, пожалуй, Рублеву ближе итальянские мастера). Развитие троичного культа наРуси было граничит сличностью идеятельностью Сергия Радонежского, который создал Троицкий монастырь, «дабы взиранием напресвятую Троицу побеждался страх ненавистной розни мира сего» (Епифаний Премудрый). Страстные, патетические образы феофановских святых не могли не увлечь Рублева.
Отсюда и просторечное название празднику – "яблочный" спас. Этот «праздничный» ряд распадается всвою очередь на две группы. Иконостас – крупное сооружение, которое должно, по мнению художника, читаться издали. Его правая нога далеко отстоит от левой, согнутой и готовой преклонить колено перед Марией. Миниатюры к «Евангелию Хитрову» перекликаются с византийской традицией, но святые Андрея Рублева отличаются от изображений греков неким духовным спокойствием, углубленностью в духовную жизнь и отрешенностью от внешнего.
Наиконе Рублева онтемярче фиксируется внутренним взором зрителя, чтонасамом деле егонет. Следы этой деятельности сохранились не на московской, ана звенигородской почве29. Уникальна попостроению икона «Воскрешение Лазаря».
В тот день Дева Мария узнала, что на ее плечи возложена судьба всего человеческого мира. Ко времени написания Рублевым иконы Троицы Ветхозаветной (1411 или 1425-1427 (. )) существовала традиция изображения этого библейского эпизода, в основу которого положено сказание о гостеприимстве праотца Авраама, принимающего и угощающего трех странников.
Единосущность говорит не о полной тождественности Лиц, они не обезличены. В русской иконе шести праздников сильнее выявлен общий ритм. Вместе с Прокопием люди слезно на коленях читали молитвы перед иконой Девы Марии.
.