Босх Иероним Картины
До нас дошли только некоторыекартины Иеронима Босха с названиями, которые говорят сами за себя. Однако про творчество Иеронима Босха можно рассказывать и рассуждать, разглядывая все мельчайшие нюансы и детали его картин, бесконечно долго. Иероним Босх (Ерун Антонисон ван Акен) — выдающийся нидерландский живописец, причудливо соединивший в своих картинах черты средневековой фантастики, фольклора, философской притчи и сатиры. Картины Иеронима Босха, как правило, не имеют датировки сейчас можно лишь приблизительно наметить основные вехи его творчества. Картины Иеронима Босхадо сих пор остаются загадкой для искусствоведов.
В картине «Семь смертных грехов» Иероним Босх расширил пословицу изобразив гармоничный покой природы на заднем плане, в небесах над которой проглядывает одинокая фигура Христа. Ерун Антонисон ван Акен, более известный как Иероним Босх, – нидерландский художник эпохи Возрождения, который соединил в своих картинах фантастические, фольклорные, философские и сатирические мотивы. На этой странице размещена биогафическая информация, картины и другие интересные факты из творчества такого великого художника как Босх Иероним.
Загадочные картины Иеронима Босха (9 фото)
Босх жил и работал преимущественно в родном Хертогенбосе. Иоанна (1489, картина утеряна) или даже модели канделябра. Монахиня играет на белой лютне, которая традиционно считалась символом вагины. Лубберт — имя нарицательное, обозначающее слабоумного. В тот же период создана одна из самых пленительных картин мастера — «Иоанн Евангелист на острове Патмос» (ок.
Именно она служит в его творчестве тем тайным источником свободы и богатства. В преисподней сосредоточены люди, наказанные за все смертные грехи. Законодатели моды обычно не придерживаются никаких правил. «Sine Cerere et Libero friget Venus» («Без даров Цереры и Вакха зябнет Венера») — этот стих Теренция был хорошо известен в эпоху Средневековья проповедники и авторы моральных поучений неустанно внушали своей пастве, что «чревобесие и пьянство — мать блуда».
Пастыри и паства совместно беспутствуют. Эти грехи показаны на примерах простых людей, современников (и возможно даже соседей) художника, так например гнев он изображает в виде пьяной драки, гордыня — это барышня, что любуется сама собой в зеркало, жадность показана в виде судьи, который берет взятку и т. д. Владея после женитьбы небольшим поместьем, он, по-видимому, проводил там немало времени.
История не сохранила оригинальных названий картин, которые дал своим творениям Босх. В левой его части изображен сюжет из книги Бытия — изгнание Адама и Евы из Рая. Подобно «Моне Лизе», она породила тонны диссертаций, книг и искусствоведческих срачей. Загадочный Босх, картины которого не случайно ценили и хранили самые рьяные католики Европы в Эскуриале и Прадо, называются: «Воз сена» (уже рассмотренный), «Сад наслаждений», «Семь смертных грехов», «Поклонение волхвов».
А вот еще одна его картина, уже более позднего периода его творчества, называется «Воз сена» Вообще это триптих1, а здесь изображена его центральная часть. Братство, посвящённое культу Девы Марии, занималось и благотворительностью. Лишь семь творений Босха подписаны. Картина Босха – не иллюстрация к ней.
Как воссоединится душа с телом. «Именитый мастер» – так называли Босха в Хертогенбосе, которому художник оставался верен до конца своих дней, хотя прижизненная слава о нем распространилась далеко за пределы родного города. Это увлечение длилось несколько десятилетий.
Они пьют вино. Рядом сидит в кресле тучный монах. Родился будущий маэстро живописи в небольшом нидерландском городке Хертогенбосе. рядом).
Биография Иеронима Босха, перечень картин
Иероним Босх – это великий нидерландский художник, который работал преимущественно в Хертогенбосе (Северная Фландрия). История не сохранила оригинальных названий картин, которые дал своим творениям Босх. Некоторые его произведения («Воз сена», «Сад земных наслаждений», «Семь смертных грехов», «Искушение Св. Св.
Для Нидерландов в конце XV и начале XVI века наступали тяжелые, грозные времена. Ясно было, что это пародия на что-то из событий времён жизни Босха, но что именно зашифровано там— непонятно, в силу отдалённости от нас событий и иного менталитета, воспитания и культуры тогдашних зрителей, да и автора тоже. Босх придаёт алхимии негативные, демонические черты. Далее мы продолжим рассматривать картины Босха с описанием.
С ним очень мало праведников оказалось на небесах. Жил Босх с женой в Хертогенбосе на улице Красного Креста.
Картина называется «Искушение святого Антония «. Особый успех имели гравюры иллюстрирующие пословицы и сцены из народной жизни. В прямоугольнике картины показаны только головы изображенных фигур. Основоположник Европейских пейзажной и жанровой живописи. Перед странником лежит ненадежный мостик. «Семь смертных грехов» считается почти самой ранней известной работой, хотя сам художник свои произведения не датировал. Босх, быть может, под влиянием своих предшественников, обращавшихся к этому сюжету, на сей раз отказался от столь излюбленного им изображения шабаша бесов и даже изображённые слева внизу горящие корабли и маленький монстр справа, навеянные образами Апокалипсиса, не могут сколько-нибудь серьёзно нарушить ту идиллическую обстановку, в которой Иоанн радуется явлению Девы Марии «во славе». Он был одним из первых, кому открылись образы подсознания, средневековым сюрреалистом и невольным адептом фрейдизма. Во втором круге видна латинская надпись Cave, cave, Deus vivit — «Бойся, бойся ибо Господь всё видит».
Иероним Босх биография, картины
Наряду с традиционно решенными сюжетами на створках (Рай с сотворением мира, Ад с наказанием грешников) в центральных частях триптихов появляются фантасмагорические образы и сцены. Справа в шатре сидят любовники. Ангел-хранитель, поддерживая умирающего, пытается обратить его взор к распятию в оконной нише, однако человек всецело занят помыслами о тех материальных богатствах, с которыми ему сейчас суждено будет расстаться.
К таким художникам следует отнести, прежде всего, Квентина Массейса и Иоахима Патинира. Принято считать, что триптих посвящён Святой Юлиане, культ которой весьма распространён в Северной Италии. Св. Ад и демоны присутствуют у Босха почти везде. Достоверные факты скупы. Значительное количество символов Босха являются алхимическими.
В городском архиве сохранились сведения о жизни мастера. На этой картине, фантазия художника уже разыгралась по полной. Коллеги-художники ценили его мастерство колорита. Триптих «Поклонение волхвов» (ок.
Мы знаем также, что около 1481 года Босх женился на знатной и богатой Алейт Гойартс ван ден Мервене, вероятно благодаря этому браку, он приобрел независимость и мог писать, что хотел. К таким художникам следует отнести, прежде всего, Квентина Массейса и Иоахима Патинира. Странник колеблется и почти готов поддаться искушению. Его техника называетсяалла прима.
Для совращения святого организованы черная месса и шабаш. Очевидный смысл— наказание за глупость, но можно увидеть и кое-какие другие, обратные.
Босх жил и работал преимущественно в родном Хертогенбосе. Он также вступил в Братство Богоматери («Zoete Lieve Vrouw») — религиозное общество, возникшее в Хертогенбосе в 1318 г. и состоявшее как из монахов, так и мирян. Сигуенса так оценивал творчество Босха: «Разница между работами этого человека и работами других художников заключается в том, что другие стараются изобразить людей такими, как они выглядят снаружи, ему же хватает мужества изобразить их такими, как они есть изнутри». Лиссабонский триптих суммирует основные мотивы творчества Босха.
Также картины Босха периодически используются различными музыкальными ВИА разной степени интересности: так, кусок «Страшного суда» швейцарские авангардисты от митола из Celtic Frost стянули для альбома «Into The Pandemonium», «Музыкальный ад» использован для оформления обложки диска «Deep Purple» 1969г., что символизирует, а Depeche Mode по мотивам полотен Иеронима сотворили клип на песню «Walking In My Shoes». Босх не указывает конкретно на грешника. Меня зовут Лубберт Дас». Его полуобнаженное тело все в крови. Фотография ниже представляет эту наступившую трагедию Страшного суда. Человечество попадает в капканы грехопадений, расставленные им самим на пути к райскому блаженству – невозможно не вспомнить «Сад земных наслаждений».
Отметилась также группа Metallica с клипом на песню Until It Sleeps, вдохновлённым «Садом земных наслаждений» Босха. Особой популярностью пользуется версия, что в работах зашифрованы секреты средневековых «эзотерических дисциплин»— алхимии, астрологии, гностицизма, чёрной магии Третьи стараются связать художника с различными религиозными ересями и называют его адептом запрещённых сект, хотя, вероятнее всего, Босх был человеком чрезвычайно набожным.
Рождество Христово на картинах художников разных стран и эпох
Семья ван Акенов, происходившая из немецкого города Ахена, была издавна связана с живописным ремеслом— художниками были Ян ван Акен (дед Босха) и четверо из его пяти сыновей, включая отца Иеронима, Антония. Голландское выражение «иметь камень в голове» означало «быть глупым, безумным, с головой не на месте». То, что Питер Брейгель Старший (ок. У всех исследователей творчества Босха он рождает ассоциации с человеком, бредущим по створкам «Воза сена». Босх превратилискусствов зеркало современного мира. В Преисподней с наслаждением трудятся не только черти, но и дьяволицы. «Где сейчас находятся души, раз не было Суда. » – спрашивали пытливые умы и шли за такие вопросы на костер.
Сколько его ни набери, богаче не будешь. Особый успех имели гравюры иллюстрирующие пословицы и сцены из народной жизни. На многофигурную композицию сверху из облаков взирает Христос. Лубберт – имя нарицательное, обозначающее слабоумного.
История не сохранила оригинальных названий картин, которые дал своим творениям Босх. Это метод масляной живописи, при котором первые мазки создают окончательную фактуру. «Я не отрицаю, что он писал странные изображения вещей, но это делалось с единственной целью — дать трактовку Ада И то, что Иероним Босх сделал с благоразумием и достоинством, другие делали и делают без всякой сдержанности и рассудительности». На картине неоднократно показаны все смертные грехи и очень много эротической символики. Меня зовут Лубберт Дас». А дело было в избыточности и непонятности многих символов.
Качественно новым свойством этих композиций становится их многофигурность. Эта суета не касается святого, который крепок в вере. Чего только не сделано, чтобы поколебать веру. Сигуенса так оценивал творчество Босха: «Разница между работами этого человека и других художников заключается в том, что другие стараются изобразить людей такими, как они выглядят снаружи, ему же хватает мужества изобразить их такими, как они есть изнутри».
То, что Питер Брейгель Старший (около1525/30—1569) в первую очередь унаследует от Босха, будет именно причастность народной крестьянской культуре, а также морализаторский дух, выраженный через аллюзии и подтексты двусмысленной и тонкой трактовки сюжета. Семья ван Акенов, происходившая из немецкого города Ахена, была издавна связана с живописным ремеслом— художниками были Ян ван Акен (дед Босха) и четверо из его пяти сыновей, включая отца Иеронима, Антония. «Пляска смерти» (Danse Macabre) – изображение жуткого танца мертвых и живых становится одним из самых популярных сюжетов в искусстве Западной Европы. Для современников Босха его картины имели гораздо больший смысл, чем для современного зрителя.
Все вокруг вызывает раздумье, дойдет ли человек до своей цели и какова она.
Уильям Блейк: необычные картины английского поэта
Центральная часть триптиха представляет собой панораму фантастического «сада любви», населенного множеством обнаженных фигур мужчин и женщин, невиданными животными, птицами и растениями. Вот таким образом, может сложиться так, что его творчество утратит актуальность нескоро, будет жить ещё очень долго и после нас. На одном полотне можно обнаружить черты средневековой фантастики, мистики, фольклора, притчи, философии, символизма и т. д. Легко узнать сексуальные символы: мужские — это все заострённые предметы: рог, стрела, волынка, часто намекающая на противоестественный грех женские — всё, что вбирает в себя: круг, пузырь, раковина моллюска, кувшин (обозначающий также дьявола, который выпрыгивает из него во время шабаша), полумесяц (намекающий ещё и на ислам, а значит, с точки зрения Босха, на ересь). Его жизненный путь не отличался какими-либо особыми зигзагами, превратностями судьбы.
Он перевернул обычный мир вверх тормашками и вывернул его наизнанку. Лютня изображенная на полотне в виде белого инструмента с круглым отверстием посередине, символизирует вагину, а игра на ней обозначает разврат (на языке символов мужским эквивалентом лютне считалась волынка). Можно предположить, что художественному мастерству он выучился в семье.
Иоанна (1489, картина утрачена) или даже модели канделябра. Все виды человеческого уродства, нравственного разложения предстают здесь перед зрителем. «Сад наслаждений» (картина Босха) – предостережение всем людям: грешите, но знайте меру, а то придется испить горькую чашу наказания. Это метод масляной живописи, при котором первые мазки создают окончательную фактуру. Картины ада были второй, наиболее таинственной стороной творчества Босха.
Однако последняя работа мастера «Несение креста» (1515—1516, Гент, Музей изящных искусств) вновь возвращает к навязчивой идее художника: в этом бренном мире господствуют ненависть, насилие и злоба.
В центральной части представлено «Поклонение», на створках — на первом плане заказчики алтаря и их святые покровители. Сочетая эти элементы с комическими сценками из повседневной жизни и образами, взятыми из средневековых пословиц, фаблио и мифов (некоторые из них до него никто не пытался иллюстрировать), художник изображал грехи и пороки. Часто демоны изображаются с музыкальными инструментами, в основном духовыми, которые порой становятся частью их анатомии, превращаясь в нос-флейту или нос-трубу.
Переделки картин от юных умельцев
Над его рабочим столом висит копия Ада Босха. Веселый пир, наполненный грехом чревоугодия, в самом разгаре. Если современники Босха полагали, что художник воочию видел этих чудовищ Ада, а затем точно изобразил их (а в Средневековье подобная возможность никого не удивила бы), то они, несомненно, были убеждены, что такого Ада нужно избежать любой ценой.
Так бичует Босх, картины которого при всей фантасмагоричности жизненны, грех любострастия. Искусство Босха всегда обладало громадной притягательной силой, но прежде считалось, что его «чертовщина» призвана всего лишь забавлять зрителей, щекотать им нервы, подобно тем гротескным фигурам, которые мастера итальянского Возрождения вплетали в свои орнаменты.
Детализация очень высока, вот таким образом стоит приглядеться к мелким фигуркам и сценкам поближе. Другие полагают, что искусство Босха отражает средневековые «эзотерические дисциплины» — алхимию, астрологию, чёрную магию. На картине Босха исход этой битвы ещё далеко не предрешён. «Гостинице зла» противопоставляется христианский идеал и любой верующий должен избегать порочного места. Книга была творческим импульсом к созданию оригинального произведения, которое теперь хранится в Лувре.
На ногах надета разная обувь, которую он подобрал где попало. Из сухого дерева призывно выглядывает обнаженная женщина, перед св. Этот мир, населенный грешниками, отвратительными монстрами, демонами, предстает перед нами как «Царство Антихриста», «Новый Вавилон», заслуживающий разрушения и гибели. Но что все до души.
- Босх ИеронимКартины и биография
- Взятие Иисуса под стражу и Несение креста
- Жизненный путь, алтарь Воз сена
- Земной Рай, композиция Видения загробного мира
- композиция Видения загробного мира
- Аллегория чревоугодия и любострастия
Он, по традиции, является символом Церкви и ведет души к небесной пристани. Босх – был личностью весьма интересной. Фантасмагорический мир Босха вполне отвечает теории автоматизма изложенной Андре Бретоном в первом манифесте сюрреалистов (1924): художник запечатлевает любой образ, возникший в его сознании. Грех любострастия также символизируют традиционные атрибуты – блюдо с вишнями и висящий за бортом металлический кувшин с вином. 1505, Берлин, Государственные музеи).
Ерун ван Акен родился около 1450года в Хертогенбосе (Брабант). Злой сатирой на церковь как институт оборачивается при рассмотрении «Корабль дураков». 1525/30-1569) в первую очередь унаследует от Босха, будет именно причастность народной крестьянской культуре, а также морализаторский дух, выраженный через аллюзии и подтексты двусмысленной и тонкой трактовки сюжета.
Пользующийся спросом писатель Майкл Коннелли назвал главного героя своего самого популярного детективного романа в честь живописца. Это увлечение длилось несколько десятилетий. Перед вами – репродукция картины Босха. Скажем вновь, что его современники, покупая их, знали время создания и последовательность, в которой их желательно рассматривать.
Благодаря изображениям геенны огненной, мастер получил от сюрреалистов прозвище «почетного профессора кошмаров». По своему назначению многие из произведений Босха вполне соответствуют традиционному для того времени месту искусства в жизни. Этот базис широко обогащен, конешно, личными фантазиями художника, не надо отнимать и тот факт что алхимия по сути своей глубоко символична и психологична и является мостом от психического (в том числе исскуства) к науке, при этом последнее лишь побочный продукт психических изысканий, Т. е.
На первый взгляд, здесь изображена обычная, правда, опасная операция, которую хирург почему-то проводит под открытым небом, водрузив себе на голову воронку (здесь она, скорее всего, служит символом обмана). Обуревающая их злоба превращает лица в безобразные маски. Если присмотримся внимательнее, то увидим, что в телегу впряжены всякие уродливые существа, которые в действительности тянут его прямо в ад. Макс Эрнст и Сальвадор Дали объявили себя его наследниками. Под ней надпись: «Берегись, берегись, Бог видит все». Семья ван Акенов, происходившая из немецкого города Аахена, была издавна связана с живописным ремеслом — художниками были Ян ван Акен (дед Босха) и четверо из его пяти сыновей, включая отца Иеронима, Антония.
- Иероним Босх: жизнь и творчество художника
- Иероним Босх: когда видения становятся реальностью
- Адское Наслаждение: Рай, Ад и Иероним Босх
- Загадочное творчество Иеронима Босха
- Картины Иеронима Босха включая и те, что когда-либо приписывались ему
- Графика – рисунки Иеронима Босха включая и те, что когда-либо приписывались ему
- Мистический художник Иероним Босх
Великий испанский писатель Лопе де Вега называл Босха «великолепнейшим и неподражаемым художником», а его работы— «основами морализирующей философии». На его пути лежат кости и череп, за ним гонится собака, которая хочет его укусить. Она происходила из весьма состоятельной семьи и была много старше мужа. Под изображением каждого из семи смертных грехов дано его латинское название.
В той же капелле было совершено и отпевание живописца, скончавшегося 9 августа 1516года. На обложке «Невыносимой лёгкости бытия» красуется «Искушение святого Антония» (не триптих, отдельная картина). Один из исследователей назвал «Сад» «отравленным раем», следствием которого может быть только ад (левая створка).
Этот же самый чудодей/обманщик появляется маленькой, с ребенка, фигурой в центре «Искушения святого Антония». В 1516 году художник скончался, отпевание прошло именно в этом соборе, в капелле (т. е.
Спорна центральная часть.
- Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
- Кирилл Челушкин: японские сказки и новая Алиса
- Нико Пиросмани: 9 фактов о голодном грузинском художнике
- Зимние пейзажи выдающихся художников
- 20 лучших фото с дронов за 2017-й по версии
Вероятно, здесь высмеивается персонаж ярмарочного фарса — простачок или муж-рогоносец (книга, положенная на голову женщине, понималась как «руководство» для жуликов и обманщиков). Лишь 7 творений Босха подписаны. По мнению Френгера, Босх был членом Братства Свободного Духа, называемых также адамитами, — еретической секты, возникшей в XIII веке, но бурно развившейся по всей Европе несколькими столетиями позже, однако большинством учёных эта гипотеза отвергается, так как нет никаких данных, подтверждающих существование секты в Нидерландах при жизни Босха. Известно, что Босх картины свои не только оставлял без названия, но и не датировал.
Босх выполнял заказы братства, например, написание алтаря для собора святого Иоанна. Одна из самых ранних картин представляет распространенный евангельский сюжет «Се человек» (1480—1485, Франкфурт-на-Майне, Штеделевский институт искусств). Третьи стараются связать художника с различными религиозными ересями, существовавшими в ту эпоху. Руководивший раскопками в 1977 году Ханс Гаальфе рассказал журналистам, что наткнулся на плоский камень, не похожий на обычный гранит или мрамор из которых изготавливались надгробия.
Третьи стараются связать художника с различными религиозными ересями, существовавшими в ту эпоху. Это уже безнравственность и блуд. Это было последнее произведение Босха. О, если бы они рассудили, подумали о сем, уразумели, что с ними будет. » (Втор 32: 28-29) и «И сказал: сокрою лице Мое от них и увижу, какой будет конец их ибо они род развращенный дети, в которых нет верности» (Втор 32:20).
- Василий Кандинский: реальная жизнь великого абстракциониста
- Клод Моне – человек, дарящий «впечатление»
- Вася Ложкин – самый известный художник Рунета
- 1913-й – революционный год в истории искусства и авангарда
- Самые красивые города в вечернем освещении
- Юлиус Нойброннер и невероятный мир голубиной фотографии
Виселица на заднем плане не мешает крестьянам устроить праздник и танцевать. Эта картина представляет фольклорную линию в творчестве художника. В средневековой символике эти орудия выявляли сексуальные связи между людьми. Повозка с сеном участвовала в религиозных шествиях – например остались описания современников о том, как в 1563 г. дьявол «Лживый», в иерархии демонов «отвечающий» за ложь и обман, вёз по улицам Антверпена гружёную сеном телегу, за которой шли люди «разного звания», разбрасывая сено по мостовой в знак того, что все мирские блага – ничто (каламбурно обыгрывая двойное значение фламандского слова «hooi» – «сено» и «ничто»). В центре картины «Сад наслаждений» Босх изобразил так называемый «сад любви», по которому прогуливаются множество влюбленных пар. (Далее попробуйте сами разглядеть, где какой грех изображен, это интересное занятие) В центре картины изображен Иисус и написано: «Берегись, берегись. Это — притчи о смысле и назначении жизни человека, философские размышления о принципах мироустройства. Вдаль грешников уносит огненная река в полыхающее пламя.
В любом случае, теперь Босх – муза для некоторых из самых важных создателей. Её значительное личное состояние в качестве приданого было передано в распоряжение Босха. Дидактический, морализаторский характер триптиха несомненен. В нем часто усматривают далекого предтечу сюрреализма. «Хиеронимус-художник» (согласно документу 1480 года) взял псевдоним по сокращённому названию своего родного города— Den Bosch— в период смены власти в стране: после гибели Карла Смелого (1477) власть в Бургундских Нидерландах к 1482 году перешла от Валуа к Габсбургам3. в Хертогенбосе (Брабант).
Псевдоним Босх, возможно, появился от сокращения названия родного города. Вот, собственно и всё. Всем руководит шут, который в серой одежде с бубенцами отвернулся от всеобщего веселья. Биография самого Иеронима Босха – сплошная загадка для исследователей. В архивных документах не раз упомянуто имя Босха: ему, как живописцу, давались разнообразные заказы — от оформления праздничных шествий и обрядовых таинств Братства (что не могло пройти бесследно для его творческого сознания) до написания створок алтаря капеллы Братства в Сент-Янскатедрал (1489, картина утеряна) или даже модели канделябра.
Великий испанский писатель Лопе де Вега называл Босха «великолепнейшим и неподражаемым художником», а его работы — «основами морализирующей философии». Великий испанский писатель Лопе де Вега называл Босха «великолепнейшим и неподражаемым художником», а его работы— «основами морализирующей философии». Сад проражает своей красотой – обнаженные мужчины и женщины плавают в потрясающих водоемах, катаются верхом на разнообразных животных (пантерах, оленях, грифонах). Особый успех имели гравюры иллюстрирующие пословицы и сцены из народной жизни.
Очень уместно было поместить пеликана на оборотной створке панно, посвящённого любимому ученику Христа Иоанну, который, по словам Данте, «покоил главу на груди самого Божественного Пеликана». Нам также известно, что Босх был знаменит и почитаем. Рулем ему служит ветка, а мачтой – дерево. Другие полагают, что искусство Босха отражает средневековые «эзотерические дисциплины» – алхимию, астрологию, чёрную магию. Другие считают мастера хорошим знатоком народных традиций и нидерландского фольклора. У каждого гения есть своя тайна исключением не являеться и Босх.
- Тайная вечеря – ошибки Леонардо да Винчи
- Самые необычные уголки Европы: квартал Ла-Пинья, Сан-Ремо, Италия
- Даг Джонс: актёр, который всегда скрывается под маской
- : музыка, которую можно увидеть
- Эдриан Броуди: 5 интересных фактов
- Сирша Ронан: фильм её жизни и погоня за «Оскаром»
- Общая характеристика творчества
- Роттердам, Пилигрим или Торговец вразнос
Братство, посвящённое культуДевы Марии, занималось и деламимилосердия. На правой створке святой отшельник изображен в пустыне. Картины— это триптихи, фрагменты триптихов и отдельные, самостоятельные картины. Босх, Бос (Bosch) Хиеронимус, великий нидерландский художник.
Изобилие гигантских плодов, которые хватают руками, поедают и которыми восхищаются люди, символизирует распутство и прелюбодеяние. Родился в 1460 году – умер в 1516 г. Полное имя — Иеронимус Антонисзон ван Акен. Современников Босха забавлял гротеск его изображений. Босх производит впечатление мастера «неподражаемого», однако его манера была воспринята множеством копиистов, как только выяснилось, что это гарантировало выгодную продажу картин. Некоторые говорят, что тьма на его картинах победила свет.
- Триптих из коллекции испанских королей
- Сатира в произведениях художника
- Словари и энциклопедии на Академике
- Шок-контент под увеличительным стеклом
- Подражатели и нынешние последователи
Большая часть работ Босха вскоре после их создания была перевезена в Испанию и испанские авторы эпохи контрреформации также обращали внимание на демонический характер его «странных образов». Это – кощунственная для церкви мысль. Изъятые из позднеготического контекста, в котором они возникли, его чудовищные фигуры получили новую жизнь. Ад изображен в правой части триптиха. При том, что никакого внешнего воздействия на него не производилось.
Жизнь его протекала внешне спокойно. Наконец, зеркало, традиционно дьявольский атрибут, связанный с магическими ритуалами, у Босха становится орудием искушения в жизни и осмеяния после смерти. Босх является одним из представителей мастеров раннего Северного Возрождения. Макс Эрнст и Сальвадор Дали объявили себя его наследниками. Достаточно раз увидеть алхимические трактаты что бы обнаружить это. Некоторые думают, что он через страх пытался внушить зрителю набожность.
- Картина Концерт в яйце Иеронима Босха 1475-1480 года
- Картина Распятие с донатором Иеронима Босха 1480-1485 года
- Картина Семь смертных грехов и Четыре последние вещи Патмос Иеронима Босха 1485 года
- Картина Аллегория чревоугодия и похоти Иеронима Босха 1490-1500 года
- Картина Коронование терновым венцом Иеронима Босха 1495-1500 года
- Картина Положение во гроб Иеронима Босха 1507 года
На первый взгляд здесь изображена обычная, правда, опасная операция, которую хирург почему-то проводит под открытым небом, водрузив себе на голову воронку. В той же капелле было совершено и отпевание живописца, скончавшегося9 августа1516г.
К таким художникам следует отнести, прежде всего, Квентина Массейса и Иоахима Патинира.
Уже это выводит изображение за пределы бытовой сцены. Его техника называется алла прима.
Братство, посвящённое культу Девы Марии, занималось и делами милосердия. Все его картины изумляют, но динамики изменения стиля, в них не просматривается. В яйцевидном брюхе бледного гиганта, у которого вместо ног корни мертвого дерева, засунутые в неустойчивые башмаки-лодки, находится «гостиница зла» (см. И даже Игорь Фёдорович, да.
Из всех грехов у похоти, пожалуй, больше всего символических обозначений, начиная с вишни и других «сладострастных» плодов: винограда, граната, клубники, яблока. Легенда о мессе Св. По Писанию они все еще закрыты. По размеру она совпадает с составленными вместе «Кораблём дураков» и «Аллегорией чревоугодия и любострастия», так что вполне могла быть наружной стороной другой, парной к ним створки.
Он является напоминанием о бренности мирской жизни, о неминуемой расплате и страшном суде. Корабль традиционно символизировал Церковь, ведущую души верующих к небесной пристани.
Успех гравюр, сделанных по мотивам босховской «нечисти», немедленно вызвал к жизни всевозможные подражания и реплики (вплоть до сознательных подделок). Ослепительно белые лучи особенно заметны на фоне охватившего мир мрака.
На сегодняшний день, фильмы про апокалипсис входят в списки самых кассовых фильмов. Так что «Хиеронимус-художник», как он впервые упомянут в документе 1480года, взял псевдоним по сокращённому названию своего родного города (Den Bosch), видимо из необходимости как-то обособиться от прочих представителей своего рода. «В конечном счёте, всё обернётся hooi» – так звучал припев песни того времени. По характеру он был жизнерадостным, общительным и позитивным человеком. Однако дон Фелипе де Гевара (исп. Felipe de Guevara), признанный знаток творчества Босха, продавший Филиппу II несколько произведений Босха из своей коллекции, придерживался мнения, что Босха нельзя считать изобретателем демонов.
Босх производит впечатление мастера «неподражаемого», однако его манера была воспринята множеством копиистов, как только выяснилось, что это гарантировало выгодную продажу картин. На импровизированном столе стоит блюдо с вишнями, которое означает похоть. Более того, пейзаж в ней очень похож на пейзаж рая из правой створки. Однако каждый человек стремился забрать себе всё.
Ведь семья ван Акенов, происходившая из немецкого города Ахена, была издавна связана с живописным ремеслом и насчитывала, как мимнимум четыре поколения – художниками были Ян ван Акен (дед Босха) и четверо из его пяти сыновей, включая отца Иеронима, Антония. Эта картина представляет фольклорную линию в творчестве художника. Эпизоды, полные красоты и поэзии, как, например, влюбленные на возу (Воз сена) изящные фигурки обнаженных девушек и удивительные по выдумке и живописной прелести растительно-кристалличские формы (Сад земных наслаждений) соседствуют со всякого рода монструозными существами. Он – живое обличение глупости и безбожия. Сюжет не нуждается в пояснениях.
Закрытые створки картины «Воза сена», одного из шедевров мастера, сразу заставляют испытывать тревогу: по дороге с грабителями вдали бредет замученный жизнью человек. Символами этих похотливых помыслов являются огромные гниющие плоды, напоминающие растительный мир «Сада земных наслаждений». После смерти художника испанский король Филипп II (1527-1598 гг. ) собрал большую коллекцию его работ в своей резиденции-монастыре Эскориале. Мотив музыкальных инструментов мастер, скорее всего, заимствовал из некоторого средневекового сочинения «Видения Тундала», где беспечному рыцарю Тундалу при жизни довелось побывать в аду.
Успех гравюр, сделанных по мотивам босховской «нечисти», немедленно вызвал к жизни всевозможные подражания и реплики (вплоть до сознательных подделок). Именно от сокращенного названия своего родного города (Den Bosch) позже был взят псевдоним живописца, видимо из необходимости как-то обособиться от прочих представителей своего рода. Однажды, когда он служил мессу, его причетник усомнился, что в гостии (святых дара) действительно воплощены Кровь и Тело Христовы. На левой створке – Эдем, где, на первый взгляд, все существа идеально соседствуют между собой. Сам Босх следил за изготовлением копий некоторых своих работ, в частности, триптиха «Воз сена», который существует в двух версиях (в собраниях Прадо и Эскориала).
Ни одна работа Босха не датирована им самим, а этих работ известно не больше тридцати. Стиль Босха уникален и не имеет аналогий в нидерландской живописной традиции. Босх не использовал метод работы с натуры, не интересовался проблемами точного изображения человеческого тела (анатомии, пропорций, ракурсов), а также построением математически выверенной перспективы. Торжественность проведения этого обряда подтверждает теснейшую связь Босха с Братством Богоматери. 12:1).
В последние годы жизни художник обращается исключительно к сюжетам о Христе («Поклонение волхвов», «Увенчание терновым венцом», «Несение креста»). Его картины очень многогранны и неоднозначны их можно понимать по-разному. Все эти картины по контрасту дополняют друг друга — с изощрённой изобретательностью в них раскрыта тема человеческой греховности, позволяя «реконструировать» сюжет некогда объединявшего их триптиха как «Семь смертных грехов».
Работал главным образом в Хертогенбосе в Северной Фландрии. Возможно, через мрак мастер пробивался к Свету.
Но делается это не в помещении, а на открытом воздухе, на фоне бескрайнего пейзажа. История не сохранила оригинальных названий картин, которые дал своим творениям Босх. Над ними сидит сова, как воплощенное зло. Один из наиболее ярких мастеров раннего Северного Возрождения, Иероним Босх в своих многофигурных композициях, картинах на темы народных поговорок, пословиц и притч (Искушение святого Антония, Национальный музей старинного искусства, Лиссабон триптихи Сад наслаждений, Поклонение волхвов – все в музее Прадо Корабль дураков, Музей Лувр) сочетал изощренную средневековую фантастику, порожденные безграничным воображением гротескные демонические образы с фольклорно-сатирическими и нравоучительными тенденциями, с необычными для искусства его эпохи реалистическими новшествами.
Это — религиозные композиции: алтарные образа, триптихи. Это метод масляной живописи, при котором первые мазки создают окончательную фактуру. Ерун ван Акен родился около 1453г. По некоторым данным Босх скончался в возрасте 65 лет (ок. Первая из них по внешним признакам — жанровая.
Он в полнейшем разочаровании от увиденного, только разводит руками. Лишь 7 творений Босха подписаны.
Сам Босх следил за изготовлением копий некоторых своих работ, в частности, триптиха «Воз сена», который существует в двух версиях— (в собраниях Прадо и Эскориала). Пять башен, устремленных к небесам, построены на шатком фундаменте. Прежде считалось, что «чертовщина» на картинах Босха призвана всего лишь забавлять зрителей, щекотать им нервы, подобно тем гротескным фигурам, которые мастера итальянского Возрождения вплетали в свои орнаменты. Ожизни художника Иеронима Босха, как ни странно известно очень мало. Сам Бретон определял Босха как «абсолютного визионера», отводя ему роль предтечи сюрреализма: поэтику воображения без границ предваряет творчество «живописца бессознательного».
Что касается разного рода нечисти, то тут фантазия Босха не знает границ. Критики двадцатого века называли Иеронима Босха сумасшедшим.
Так что «Хиеронимус-художник», как он впервые упомянут в документе 1480г., взялпсевдонимпо сокращённому названию своего родного города (Den Bosch), видимо из необходимости как-то обособиться от прочих представителей своего рода. Даже монахини поддались всеобщему помешательству и наполняют мешок сеном. Его фигура воспринималась современниками в контексте с сатирической книгой С. Брандта «Корабль дураков».
Семья ван Акенов, происходившая из немецкого городаАхена, была издавна связана сживописным ремеслом— художниками былиЯн ван Акен (дед Босха) и четверо из его пяти сыновей, включая отца Иеронима, Антония.
По меркам людей, сено – товар никчемный и дешевый. Творческий путь художник начал с росписи алтарей, храмовых элементов. Иероним Босх – великий нидерландский художник. Главным для Босха было содержание его произведений, экспрессия, эмоциональная выразительность.
Другие полагают, что искусство Босха отражает средневековые «эзотерические дисциплины»— алхимию, астрологию, чёрную магию. Не даром соотечественники Босха считали своего монарха, представителя рода Габсбургов, порождением зла.
По сравнению с более ранним «Несением крест» из Гента здесь налицо изменение манеры и композиционных приёмов мастера. Внизу у подножья подиума кучка людей, требующих казни. Это увлечение длилось несколько десятилетий. Под тяжестью креста склонился Христос, а вокруг него тесно сгрудились его ненавистники.
Третьи стараются связать художника с различными религиозными ересями, существовавшими в ту эпоху. 5 По мнению Френгера, Босх был членом Братства Свободного Духа, приверженцы которого назывались также адамитами, — еретической секты, возникшей в XIII веке, но бурно развившейся по всей Европе несколькими столетиями позже. Это одна из его ранних картин — «Семь смертных грехов».
К тому же раннему периоду относятся работы иного жанра — «Извлечение камня глупости» и «Семь смертных грехов» (обе — 1475—1480, Мадрид, Прадо). На самом загадочном и самом известном алтаре «Сад земных наслаждений» три створки: на правой – рай, последние три дня творения мира на центральной – сам Сад наслаждений на левой – ад. Фантасмагорический мир Босха вполне отвечает теории автоматизма изложенной Андре Бретоном в первом манифесте сюрреалистов (1924): художник запечатлевает любой образ, возникший в его сознании. Библиотекарь Эскориала монах Хосе де Сигуенса (исп. Jos de Sigenza), живший в XVII веке и хорошо знавший картины Босха, считал, что будь его живопись еретической, король Филипп II едва ли стал бы терпеть его работы в Эскориале они, напротив, представляют собой сатиру на всё греховное.
В 1478 умирает его отец и Босх наследует его художественную мастерскую. Иоанна (1489, картина утеряна) или даже моделиканделябра. Изъятые из позднеготического контекста, в котором они возникли, его чудовищные фигуры получили новую жизнь и знаменательно, что Макс Эрнст (1891—1976) и Сальвадор Дали (1904—1989) объявили себя его наследниками. В той же капелле было совершено и отпевание живописца, скончавшегося 9 августа 1516г.
Библиотекарь Эскориала монах Хосе де Сигуенса (исп. Jos de Sigenza), живший в XVIIв. Братство, посвящённое культу Девы Марии, занималось и делами милосердия. На этот вопрос, наверное, никто уже не сможет ответить.
Фантасмагорический мир Босха вполне отвечает теории автоматизма изложенной Андре Бретоном в первом манифесте сюрреалистов (1924): художник запечатлевает любой образ, возникший в его сознании. Кроме того, они страдают от копий, кинжалов и стрел, которыми их проткнули. Значительное количество символов Босха являются алхимическими. Сам Босх следил за изготовлением копий некоторых своих работ, в частности, триптиха «Воз сена», который существует в двух версиях— (в собраниях Прадо и Эскориала). Подобные же жанровые сценки иллюстрируют гнев (двое мужчин дерутся у дверей таверны), алчность (судья берет взятку), зависть (проигравший истец злобно взирает на своего удачливого соперника).
Благодаря этому браку Босх получил доступ в замкнутый круг местной аристократии. Его доски и опоры могут не выдержать его веса. Картины позднего периода очень различны по своему мироощущению.
Оно усиливается видом огромной красной ягоды, принесенной в клюве одной из птиц. «Может быть, вообще не будет воссоединения души и тела. » – это тоже волновало отдельных богословов. Иоанна (1489, картина утеряна) или даже модели канделябра. Макс Эрнст и Сальвадор Дали объявили себя его наследниками.
Режиссер Гильермо дель Торо (фильмы Лабиринт фавна, Тихоокеанский рубеж, Багровый пик) приводит Босха в качестве вдохновителя для своей знаменитой сюрреалистической образности. Кто же был прав. Надпись вверху и внизу гласит: «Мастер, удали камень. Сам Бретон определял Босха как «абсолютного визионера», отводя ему роль предтечи сюрреализма: поэтику воображения без границ предваряет творчество «живописца бессознательного». Четыре круглых изображения по углам (тондо), называемые «четыре последние вещи», дополняют картину: они изображают смерть, Страшный суд, Рай и Ад.
Точная дата рождения неизвестна (по предположениям –около1450года). Филипп II видел в Босхе моралиста, обличителя пороков и, например, распорядился хранить картину «Семь смертных грехов» в своей спальне в Эскориале, чтобы размышлять на досуге о человеческой греховности. Он распорядился повесить «Семь смертных грехов» в спальне, чтобы на досуге предаваться размышлениям о греховности человеческой натуры. Известные нам названия закрепились за картинами по каталогам.
В 1486 году вступил в Братство Богоматери («Zoete Lieve Vrouw»)— религиозное общество, возникшее в Хертогенбосе в 1318 году и состоявшее как из монахов, так и мирян. В этом маленьком «руководстве» описываются искушения, которыми одолевает умирающего легион бесов, собирающийся у смертного одра и то, как его ангел-хранитель всякий раз дарует ему утешение и силы противостоять им. Лишь семь творений Босха подписаны. В картине «Христос, несущий крест» Христос как бы не в силах смотреть на эту беснующуюся вакханалию зла, он изображен с закрытыми глазами. Некоторые считают, что Босх, возможно, сам боялся своих творений. Это была эпоха, памятно описанная де Костерем в «Легенде о Тиле Уленшпигеле».
Сатира – одна из сторон живописи Босха. Большая часть работ Босха вскоре после их создания была перевезена в Испанию и испанские авторы эпохи Контрреформации также обращали внимание на демонический характер его «странных образов». Внутренняя левая часть створок алтаря продолжают тему сотворения мира (4-7 дни создания).
Сам Бретон определял Босха как «абсолютного визионера», отводя ему роль предтечи сюрреализма: поэтику воображения без границ предваряет творчество «живописца бессознательного». В правой части створок изображен Ад, в центре которого – «дерево смерти», растущее из замерзшего озера. Картина Босха показывает корабль. Её адепты стремились к превращению («трансмутации») неблагородных металлов в золото и серебро с помощью воображаемого вещества— «философского камня». Лекарь производит операцию на голове сидящего в кресле человека.
То, что Питер Брейгель Старший (ок. Так еще именовался «Блудный сын» – картина Босха, которую разные источники относят к 1500 или к 1510 году. В нидерландской народной песне (около 1470 г. ) рассказывается, как Бог сложил подобно копне сена всё, что есть на свете хорошего, в одну кучу, предназначив её на общее благо. Теперь это Корабль Зла и плывет он прямиком в Ад. Не лучше их высокопоставленные лица, которые являются хозяевами стога.
Так что «Хиеронимус-художник» (так он впервые упомянут в документе 1480 г. ) взял псевдоним, видимо из необходимости как-то обособиться от прочих представителей своего рода — подобные случаи в Нидерландах были нередки. В прямоугольной рамке, в которую заключен круг картинного изображения, нехитрые надписи. Испанские богословы XVI века подозревали его в ереси, но потом художник был оправдан.
Большая часть работ Босха вскоре после их создания была перевезена в Испанию и испанские авторы эпохи контрреформации также обращали внимание на демонический характер его «странных образов». По углам картины изображены сцены смерти, рая, ада и страшного суда. Самая полная коллекция «кошмаров» нидерландского художника хранится в Музее Прадо.
Картина глубоко символична — в центре картины огромный воз с сеном и куча людей стремится на него залезть. Дань средневековым традициям — включение в картину латинских надписей, поясняющих ее содержание: «Се человек» у фигуры Пилата и «Распни его» у толпы. Патинира, напротив, привлекал космический масштаб происходящего— в своих панорамных картинах идя вослед Босху, он воплощал фантастические и грандиозные пейзажи.
Его техника называется алла прима. Другой объелся до рвоты.
На черном фоне расположен под ним Ад. Что же мы видим у Босха. 1510, Мадрид, Прадо) — произведение, гармония которого сродни той, что присуща «Иоанну Евангелисту на Патмосе». Тайна Иеронима Босха состоит в том, что был шизофреником.
Х. де Сигенса, будучи в начале XVII в. библиотекарем Эскориала, хорошо знал картины Босха. На картине Антоний изображен в самом ее центре, его спокойное лицо обращено к зрителям, словно говорит: «Не бойтесь» ибо все эти уродливые существа на картине, в действительности не могут нанести святому никакого вреда. Его расплывшееся тело говорит, что он повинен в грехе чревоугодия.
Иоанна (1489, картина утрачена) или даже модели канделябра. Успех гравюр, сделанных по мотивам босховской «нечисти», немедленно вызвал к жизни всевозможные подражания и реплики (вплоть до сознательных подделок). Тем не менее на полотнах Босха он поразительно далек от церковной догматики.
В изображении ада доминирует тема «гостиницы зла». Однако дон Фелипе де Гевара (исп. Felipe de Guevara), признанный знаток творчества Босха, продавший Филиппу II несколько произведений Босха из своей коллекции, придерживался мнения, что Босха нельзя считать изобретателем демонов. Из-за его видений коллеги называли художника «почетным профессором кошмаров».
При археологических работах в храме выяснилось, что захоронение пустует. Иероним Босх писал многофигурные картины на темы народных поговорок, притч, пословиц («Искушение святого Антония» триптихи «Сад наслаждений» и «Поклонение волхвов» «Корабль дураков») сочетая изощренную средневековую фантастику и рожденные его воображением гротескные демонические образы с необычными для искусства той эпохи реалистическими новшествами. В середине XVI века, спустя несколько десятилетий после смерти Босха, началось широкое движение возрождения причудливых созданий фантазии голландского живописца. Безжалостность – вот что она значит для живописца. В четырех углах картины изображены «четыре последние вещи» : смерть, Страшный Суд, ад и Небесные Врата. Одно из доказательство тому – очевидное влияние, которое творчество Босха оказало на работу представителя нефигуративного искусства Евгения Михнова-Войтенко, посвятившего Босху в 1970-х годах ряд работ, созданных в стиле «творческого диалога» с предшественником.
Братство, посвящённое культу Девы Марии, занималось и делами милосердия. Среди картин Босха— так называемый «Фокусник» (иначе «Маг»). Даже Питер Брейгель сознательно использовал имя Босха в коммерческих целях, «подписывая» гравюры, сделанные по мотивам рисунков мастера, что сразу повышало их ценность. Картины— это триптихи, фрагменты триптихов и отдельные, самостоятельные картины. Внизу под ним буйствует Жадность. Не мудрствуя лукаво, Босх картины писал изображая и Рай и Ад, которые уже действуют.
На Босха даже напяливают ранг предтечи доктора Фройда.
В числе картин коллекции находится и гениальный триптих художника – «Сад Наслаждений» (1510). Эту картину всегда обсуждают отдельно как самый яркий пример стиля. Это метод масляной живописи, при котором первые мазки создают окончательную фактуру.
Так что «Хиеронимус-художник», как он впервые упомянут в документе 1480 г., взял псевдоним по сокращённому названию своего родного города (Den Bosch), видимо из необходимости как-то обособиться от прочих представителей своего рода. Антоний (251-356 г. ) — реальная историческая фигура, великий христианский святой и подвижник. в боковом пределе) братства. Яркая достоверность произведений Босха, умение изобразить движения души человека, удивительная способность нарисовать толстосума и нищего, торговца и калеку, – все это отводит ему важнейшее место в развитии жанровой живописи. Колористическое мастерство художника достигает в этих картинах поразительной силы. Другие полагают, что искусство Босха отражает средневековые «эзотерические дисциплины»— алхимию, астрологию, чёрную магию.
Известные нам названия закрепились за картинами по каталогам. Это особенно видно по изображению преисподней. И все же лучше судить о Босхе по его работам. Другие часто встречающиеся символы: это лестница, обозначающая путь к познанию в алхимии или символизирующая половой акт перевёрнутая воронка — атрибут мошенничества или ложной мудрости ключ (познание или половой орган), часто по форме не предназначенный для открывания отрезанная нога, традиционно ассоциирующаяся с увечьями или пытками, а у Босха связанная ещё и с ересью и магией. Он происходит из семьи потомственных живописцевван Акен. Из музея Прадо в Эмитаж привезена лишь одна из картин Босха «Извлечение камня глупости» («Операция глупости»).
В центре на голове человека-дерева идет дьявольский хоровод. Семья ван Акенов, происходившая из немецкого города Аахена, была издавна связана с живописным ремеслом: художниками были Ян ван Акен (дед Босха) и четверо из его пяти сыновей, включая отца Иеронима, Антония, который незадолго до кончины передал мастерскую своему сыну Госсену. Йерун ван Акен родился около 1450 г. в Хертогенбосе (Брабант). Благодаря этому браку Босх получил доступ в замкнутый круг местной аристократии. Его техника называется алла прима.
Одно из доказательств тому— очевидное влияние, которое творчество Босха оказало на работу представителя нефигуративного искусства Евгения Михнова-Войтенко, посвятившего Босху в 1970-х годах ряд работ, созданных в стиле «творческого диалога» с предшественником. Она – символ не только мудрости, но и ночи с ее охотой на живое. Далее идут сцены изображающие семь грехов с латинскими названиями: гнев, гордыня, сладострастие, лень, чревоугодие, алчность и зависть. «Вот таким образом он пошел новым путем, следуя по которому, мог оставить позади других». Братство, посвящённое культу Девы Марии, занималось и делами милосердия.
Сюжет удаления «камня глупости» прослеживается в голландских гравюрах, живописи и литературе вплоть до XVII в. Орнаментальная надпись вверху и внизу гласит: «Мастер, удали камень. Мистик Иоганн Рюйсбрук пишет, что сова избегает света и посещает мертвых. Одной рукой он машинально тянется к мешку с золотом, который протягивает ему высунувшийся из-под полога бес.
Знаем, что Иерон или Иером ван Акен (Jeroen van Aeken) – таково его настоящее имя – происходил из города Хертогенбоса Брабантского герцогства (территория современных Нидерландов). В своих картинах соединял такие вещи, которые не соединял до него никто. Приблизительно в то время Иерун ван Акен женился на Алейт Гойартс Ван дер Меервене. Его кроткий взор устремлён к представшему ему видению: «жена, облечёная в солнце под ногами её луна» (Откр.
Известные нам названия закрепились за картинами по каталогам. Нынешний любитель искусства может любить Босха как за его «глубинность», так и просто за занятную галерею уродцев, монстров, упырей, демонов и тварей. Босх придаёт алхимии негативные, демонические черты. Бог сложил в копну все хорошее и дурное и предназначил это для всех. Торжеству зла и ненависти противостоят лишь Спаситель и Святая Вероника. Бог видит «.
Фантасмагорический мир Босха вполне отвечает теории автоматизма изложенной Андре Бретоном в первом манифесте сюрреалистов (1924): художник запечатлевает любой образ, возникший в его сознании. Так что «Хиеронимус-художник», как он впервые упомянут в документе 1480г., взял псевдоним по сокращённому названию своего родного города (Den Bosch), видимо из необходимости как-то обособиться от прочих представителей своего рода. Этот непроницаемого вида остроносый персонаж в черном цилиндре, сопровождаемый собачкой в колпачке, двигает перед глазами завороженного дурня ореховыми скорлупками (то же, что у нас игра в наперстки).
Иеронима Босха называют не иначе как – Почётным профессором кошмаров. Творчество Босха загадочно. Босх производит впечатление мастера «неподражаемого», однако его манера была воспринята множеством копиистов, как только выяснилось, что это гарантировало выгодную продажу картин. К нему явилась прекрасная дьяволица, чтобы он впал с ней в грех. Алтарь «Искушения святого Антония» (преподобного Антония Великого) наполнен бесами: чудовищами, составленными из частей различных животных, уродливыми карликами, летящими рыбами-кораблями, безголовыми птицами, оживающими предметами, обнаженными женскими фигурами.
Известно, что его настоящее имя Иеронимус Ван Акен, псевдоним «Босх» взят из названия Гертогенбос – родного города художника, одного из крупнейших центров Брабантского герцогства. Они держат одинаковые палки в руках, за ними, как метафорическая клевета, бежит собака.
Композиция картины служит своеобразной иллюстрацией к популярной в XV в. богословской книге «Ars moriendi» («Искусство умирать»), многократно переиздававшейся в Нидерландах и Германии. Известные нам названия закрепились за картинами по каталогам. В Северной Европе его обозначают термином «новое искусство». На его картинах Люцифер принимает мириады обличий: это традиционные черти с рогами, крыльями и хвостом, насекомые, полулюди-полуживотные, существа с частью тела, превращённой в символический предмет, антропоморфные машины, уродцы без туловища с одной огромной головой на ножках, восходящие к античным гротескным образам.
Сам Бретон определял Босха как «абсолютного визионера», отводя ему роль предтечи сюрреализма: поэтику воображения без границ предваряет творчество «живописца бессознательного». Её адепты стремились к превращению («трансмутации») неблагородных металлов в золото и серебро с помощью воображаемого вещества— «философского камня». Оба они следуют принципу, заложенному в Поэтическом искусстве Горация: prodesse et delectare – обучай (в данном случае имеется в виду морально-нравственное воспитание) и развлекай. Удод предпочитает жить там, где воздух зловоннее. вХертогенбосе (Брабант).
Творчество Босха старались представить в свете психоаналитической теории Фрейда: лишь высвобождение сверхъестественных сил бессознательного могло породить адские видения нидерландского мастера. «А если христианин-мученик был разорван и съеден дикими зверями на арене, то как будет собрано его тело. » – и такие вопросы задавали тоже. В начале XVI века Иероним Босх создал «Сад Наслаждений» – наиболее известную и загадочную картину. Вверху слева в золотистом ореоле — Богоматерь с младенцем Иисусом. Ерун ван Акен родился около 1453г.