Дейнека Мальчики

О советских солдатах-геях, французских мальчиках-трансвеститах, врачах рассуждающих о живописи и др

Новэтом— никакой эротики. Его персонажи — рослые юноши и девушки, пышущие здоровьем, атлетически сложенные. Вместе с тем он не прекращает писать в хорошо знакомых стилях на привычные темы исторические и спортивные (Коммунисты на допросе (в штабе белых), Безработные в Берлине, 1933, Крестьянское восстание, Бегуны, Вратарь, 1934). В день подписания декларации» (1945), написанная Дейнекой с натуры и поднятая до символического обобщения, – это превосходные свидетельства всеобщности тех чувств, что владели всем советским народом на исходе войны. То же самое можно сказать и о картине «Левый марш», написанной на тему известного стихотворения В. Маяковского.

В том же 1937 году художник получил заказ на эскизы 35 мозаик для украшения строящейся станции метро «Маяковская». Насмотревшись на модные «измы» во время столичных командировок, Дейнека принялся «насаждать на курских ухабах яркий кубизм». Они захватили воображение художника в связи с работой над иллюстрациями к детским книгам «Через полюс в Америку» Г. Байдукова и «Наша авиация» И. Мазурука (вышли в свет в 1938 и 1940 годах).

«Истинным спартанцем» называли современники и самого художника. Специфика работы в периодических изданиях (поточность, ограниченность по времени, невысокое качество печати) заставляли приспосабливаться, работать быстро, упрощать рисунок и вкладывать максимум смысла в форму и композицию. А обращение к новым для него, проникнутых лиризмом сюжетам можно объяснить и мечтой воплотить в живописи образ человека будущего, ориентируясь при этом на эталоны античной красоты и сугубо личными причинами (в начале 1930-х художник был влюблен в пловчиху Люсю Второву, позировавшую ему для ряда картин и плакатов).

  • Описание картины «Мальчики, выбегающие из воды»
  • Нагие отроки в русском искусстве
  • Ольга Дейнека Мальчики 1945 год
  • Дейнека Александр Александрович (1899-1969)
  • Гей-эротика в рисунках и живописи
  • Дейнека Александр Александрович
  • Художник Александр Дейнека (1899–1969)

Наробраз Курска привлек художника к агитационной работе, поручил иллюстрировать стихи Маяковского плакатами по типу «Окон РОСТа». Художник старался видеть пейзажи глазами не стороннего наблюдателя, но моряка или летчика. Тогда ее планировали назвать «Донбасской» и восьмигранные мозаики были объединены темой «Донбасс — всесоюзная кочегарка». У его рисунков и картин появляется новая интересная особенность.

(Гораздо более поверхностно аналогичная тема решается Б. Покровским: на обложке книги В. Воинова «80000 лошадей» (1925) из светящихся ламп составлен незатейливый орнамент. ) Четкая ритмика рисунков постоянно подчеркивается параллельными линиями проводов, цветовые контрасты усиливают звучание отдельных деталей. На склоне лет, в конце 1950-х — 1960-е, Дейнеку начали осыпать почестями и наградами: стал народным художником РСФСР (1959) и СССР (1963), был избран вице-президентом АХ СССР (1962–1966), получил орден Трудового Красного Знамени (1962) и др. В 1937 Дейнека создал панно «Знатные люди Страны Советов» для советского павильона на Всемирной выставке в Париже. С задачей он, впрочем, все равно справился.

Полная трагизма, ярости, героики, «Оборона Севастополя» по праву считается одним из лучших произведений, посвященных Великой Отечественной войне. Раньше всего, в 1930 году, он с большим блеском сказался в плакатах Дейнеки («Механизируем Донбасс», «Физкультурница»), где очень счастливо использованы приемы строго продуманной и построенной композиции, полной стремительной динамики, с чеканно четким силуэтом и условным, распластанным пространством, а главное – с живыми, хотя и обобщенно типизированными человеческими образами. Увидев это, профессор А. М.

Представленная на выставке к 10-летию Октября картина «Текстильщицы» решена в светлой, почти белой гамме с оттенками красных охр на лицах и руках девушек. Не торопясь прошествовал по-мужицки одетый бородатый Фаворский» Кстати именно графический факультет Владимира Фаворского выбрал Дейнека из всего разнообразия, преподававшегося в ту пору во ВХУТЕМАСе. И тогда Дейнека решил: раз он пишет картину о том, чего никто раньше не изображал, то он должен изобрести для нее новую композицию — «игра натолкнула меня на свой самостоятельный язык». За ней последовали другие работы: В обеденный перерыв в Донбассе (1935), Никитка—первый русский летун (1940), Будущие летчики (1937). Для конца 1810-х годов такие детские портреты еще уместны, новскоре мода наобразы олимпийских божеств окончательно умирает. «Половую распущенность» больше недопускали инапротяженииХХ века ханжество все усиливалось. Участник «Объединения трёх» (1924, с А. Д. Гончаровым и Ю. И. Пименовым), член художественных объединений ОСТ (1925-1927, один из учредителей), «Октябрь» (1928-1930), Российской ассоциации пролетарских художников (1931-1932).

Описание картины 
«Мальчики, выбегающие 
из воды»

Последние два года жизни из-за тяжелой болезни Дейнека был не в состоянии работать. Не забыта тема авиации, но теперь картины несут совсем другие настроения, чем в тридцатые (Сбитый ас, 1943, Парашютный десант на Днепре, 1944). Вы как бы только что поутру вышли из холодной реки. Дейнека, Александр Александрович (1899 — 1969) — советский художник, график и скульптор, педагог.

Картина Оборона Петрограда была первым живописным произведением художника. Научные и исторические статьи, атеистическая публицистика сочетались с безжалостной сатирой: памфлетами на библейские темы, антирелигиозными частушками и, конечно, рисунками и карикатурами. Их получилось около 300. Но не только негритянские джазовые концерты или танцы запечатлевал Дейнека он писал картины о бейсболе и горнолыжном спорте, дорожные пейзажи с автомобилями и рекламными вывесками, городские виды с небоскребами и даже портреты буржуазных дам. На юбилейной выставке к 10-летию РККА одним из центральных произведений стала дейнековская «Оборона Петрограда».

Но и из этого шлака проходных работ вдруг выделялись резко и неожиданно произведения превосходные, полные естественной простоты и гармонии. Журнальной графикой художник активно занимался до начала 1930-х. При этом старался довести форму до такой степени обобщения, чтобы она говорила сама за себя, без поясняющих и захламляющих композицию деталей. Рыбачки» (все 1956), такие мозаики, как «Парашютист» (1957), «Красногвардеец», «Доярка» (обе 1962), такие рисунки, как «Обнаженная девушка» (1951), являются созданиями большого художника, влюбленного в жизнь, преклоняющегося перед нравственной и физической красотой и достоинством человека.

Самый интересный из них – «Скука» (1935), портрет госпожи Снайдер. При небольшом размере они отличаются монументальной широтой. Это были панно и росписи для фабрики-кухни в Филях (1932), эскизы панно для клуба Наркомзема, увы, так и не реализованные (1933). Но и в пейзажах Дейнека остается мастером необычайной живописной экспрессии и динамики. Но в целом «журнально-плакатная работа» (таким объединяющим термином художник обозначил свои графические труды) Дейнеку порядком утомила.

Что может быть притягательней для ребят. На следующий год участники этой выставки вместе с другими выпускниками ВХУТЕМАСа основывают Общество станковистов (ОСТ), Дейнека – один из членов-учредителей. И так же подлинно звучат «Набережная Сены» или «Дорога в Маунт-Вернон» в парижских и американских акварелях и этюдах маслом. Большое влияние на Дейнеку оказали немецкие экспрессионисты (Отто Дикс, Эмиль Нольде, Оскар Кокошка, Георг Гросс), работы которых привезли на выставку в Москву осенью 1924 года. Возможно, они до сих пор лежат под землей (во время бомбежек их прятали во временное хранилище, местонахождение которого не установлено). Герой Социалистического Труда (1969). И все же в иллюстрациях раскрываются неожиданные грани дарования художника.

Жизнь СССР бьет полным пульсом круглые сутки». Но государственных заказов в этот период ему все равно почти не давали. Попы и знахари, обличаемые кистью Дейнеки (Сам батюшка пожаловал, Святые прозорливцы, Чудодейница, 1925) пришлись в этом журнале ко двору. Не знаю, хорошая эта картина или плохая, но кажется, что настоящая».

Я знал Дейнеку много лет и очень близко. Именно в журналах во многом сформировался уникальный дейнековский стиль. Тогда ее планировали назвать «Донбасской» и восьмигранные мозаики были объединены темой «Донбасс — всесоюзная кочегарка». Конечно, совершенно застраховаться нельзя (известно, что на фальшивом Дейнеке «прокалывались» даже опытные коллекционеры). За довольно долгую жизнь Александр Александрович попробовал себя в живописи, графике (в том числе журнальной, книжной, плакатной и театральной), монументальном искусстве (панно, фрески, мозаики), скульптуре. Большой корпус работ был написан в заграничной поездке по США, Франции и Италии в конце 1934–1935 году, устроенной Всесоюзным обществом культурной связи с заграницей (ВОКС).

И все же можно сказать, что «монументализм» искусства Дейнеки нигде не проявился в таком последовательном и чистом виде, как в станковой живописи и акварелях, – именно здесь большой стиль менее всего оказался предвзятой, заранее намеченной формой, а стал органически целостным и естественным выражением чувства реального времени в его наиболее прогрессивном и действенном осмыслении, стал верным эхом истинных и вечных человеческих ценностей. С задачей он, впрочем, все равно справился. Это одна из самых монументальных вещей Дейнеки как по масштабу замысла (образ матери, существующий вне времени и исторического контекста), так и по форме, доведенной до совершенства.

Дейнека ездил по стране и постоянно рисовал он проникся культурой афроамериканцев: «Они поют такие грустные песни, в моленьях приходят в экстаз, по-особенному бешено и ритмично танцуют, а главное они – рабочие». За довольно долгую жизнь Александр Александрович попробовал себя в живописи, графике (в том числе журнальной, книжной, плакатной и театральной), монументальном искусстве (панно, фрески, мозаики), скульптуре. При всей правдоподобности, смешного в них было меньше, чем у тех же Кукрыниксов. Особенно характерны для этого времени две: авиация и история. Потребность продолжать обучение чувствовалась и в 1921 году Дейнеку направили повышать квалификацию во ВХУТЕМАС (Высшие художественно-технические мастерские). Через несколько лет крымские впечатления выльются в одну из самых романтичных работ Дейнеки— «Будущие летчики» (1938).

Один из немногих – эскиз росписи плафона Челябинского театра оперы и балета – приемная комиссия признала «низкого качества» и даже призывала художника исправить росписи. Дейнеку пленил залитый солнцем Севастополь с его «презагорелыми, с фиолетовым отливом» мальчишками, отдыхающими, строгими набережными и конечно морем. Увиденное отразилось в драматичных полотнах «Сгоревшая деревня», «Тревожные ночи» и др.

После Февральской революции занятия в училище прекратились. Еще ребята не знают грозных строк Брюсова – «. В результате появились такие тонкие работы, как «На балконе» (1931), «Игра в мяч» (1932), «Мать» (1932), «Купающиеся девушки» (1933). Дейнека постепенно отходил от графической работы в журналах. Море и самолеты.

С наступлением «оттепели» оттаяли чиновники и в отношении к Дейнеке. Учился в Харьковском художественном училище (1915-1917), во Вхутемасе в Москве (1920-1925) у В. А. Фаворского. От города художник переходит к сельской местности, с глубоким страданием запечатлевает изуродованную землю родной страны (Сгоревшая деревня, 1942). Но все эти путидля Дейнеки были мелковаты.

Увиденное отразилось в драматичных полотнах «Сгоревшая деревня», «Тревожные ночи» и др. Более того, Дейнека уже не был указан в списке участников ОСТа. К юбилейным выставкам Александр Дейнека создал два знаковых произведения — картины «Текстильщицы» и «Оборона Петрограда». Потребность продолжать обучение чувствовалась и в 1921 году Дейнеку направили повышать квалификацию во ВХУТЕМАС (Высшие художественно-технические мастерские). Некоторые рисунки были созданы на основе ранее написанных картин (например, Краснокрылый гигант, 1938). Он плавно пересекает бескрайние просторы.

Был одним из лучших в боксерской секции ВХУТЕМАСа (говорят, даже дрался с чемпионом Градополовым, чей портрет впоследствии написал). На склоне лет, в конце 1950-х— 1960-е, Дейнеку начали осыпать почестями и наградами: стал народным художником РСФСР (1959) и СССР (1963), был избран вице-президентом АХ СССР (1962–1966), получил орден Трудового Красного Знамени (1962) и др. Автор изобразил мужчину намного смуглее ребят. У финиша, 1927). Американская исследовательница Кристина Кьер, впрочем, предполагает, что портрет в духе Кеса Ван Донгена мог быть написан с большей симпатией к модели и ее буржуазному быту. (Через год и ОСТ и РАПХ прекратят своё существование).

Когда в 1931 году Октябрь принимает его рисунки на выставку с большим количеством оговорок, художник покидает общество и переходит в РАПХ (Российская ассоциация пролетарских художников).

На Первой дискуссионной выставке (1924), предшествовавшей образованию ОСТа, Дейнека в компании с Юрием Пименовым и Андреем Гончаровым выставил свою картину «Футбол». Особое впечатление на художника произвела Сикстинская капелла: рассматривая роспись Микеланджело, художник убедился, что «темперамент заключается не в размашистом мазке, а в более глубоких проявлениях». В 1939–1940 годах Дейнека расписал плафон в Центральном театре Красной Армии в Москве и получил заказ на эскизы 14 мозаик для нынешней станции «Павелецкая». Теперь старые места предстают в новом, драматичном и зловещем антураже.

Манера письма, ранее гладкая и графичная, обрела большую пастозность, а темная и скудная цветовая палитра стала светлее и разнообразнее. Как позже писал Дейнека о «Текстильщицах», он «обрабатывал поверхность, делая ее гладкой, лакированной, смутно желая найти единство поверхности с фактурой полированных, светлых, еще не существующих стен, для которых он мечтал писать картины». Яркие порывы, титанические размахи пролетариата хочется писать тысячью самоцветных каменьев, запечатлеть эту героическую борьбу пролетарских масс» Дейнека собирался писать, ни много, ни мало, «красоту заводов» и «работу коллективных созиданий» для «храмов современности». Два молодых мальчика, полностью в обнаженном виде и мужчину постарше. Однако карикатурами рисунки Дейнеки все-таки назвать сложно.

Пестрикова. Миром машин сын железнодорожника Дейнека был пленен, как мы помним, еще с детства. В творчестве Дейнека потом очень далеко ушел от сатиры. Исследования, книги, выставки.

Но это не шторм. «Мне, независимо ни от чего, нравится человек в широком жесте, человек в спортивном или рабочем движении, на большом дыхании», — писал художник. Типичными живописными произведениями «остовского» периода стали полотна Перед спуском в шахту (1925), На стройке новых цехов (1926), Текстильщицы (1927). Не знаю, хорошая эта картина или плохая, но кажется, что настоящая». В нем, правда, тоже пробыл недолго.

Это время оказывается для Дейнеки весьма плодотворным на плакатное творчество, в непривычном для себя жанре художник быстро осваивается и создаёт ряд достойных работ (Ударник, будь физкультурником, Мы требуем всеобщего обязательного обучения. В этих работах со все большей силой стала проявляться тяга художника к монументальности. Хорошо известен портрет крылатого иобнаженного князя Генрика Любомирского кисти художницы-гастролерши Виже-Лебрён, ноонбыл польский шляхтич изроссиянже она запечатлела так малолетнего Бориса Юсупова. Одна из лучших картин Дейнеки получит то же название, что и известное стихотворение Маяковского – Левый марш (1941). Где остальные мозаики — неизвестно. Действительный член АХ СССР (1947).

А«Дрожащие отец исын» наги по-библейски: они лишены покрова, незащищены, дрожат ибоятся, демонстрируют греховную плоть, обреченную настыд ипроклятие. У финиша", 1927). Размещенные в куполах мозаики рассказывали об одном дне из жизни Страны Советов: «. Зима-сказка, ее он строит на выразительности черногобелая гуашь (а снег тогда черный, его упрекали). Он окончил ВХУТЕМАС – типичная жертва экспериментов, представитель молодого поколения, преподавал во ВХУТЕИНе (1928-30), потом в Полиграфическом, МАРХИ, МХИ – периферия (основной – Суриковка) именно там сохранялся шлейф авангарда, там преподавали самые крупные мастера. Дейнека успел походить по музеям, познакомиться с творениями своих кумиров Микеланджело, Тьеполо и других.

Дейнеку самого тянуло больше к графике, нежели к размашистой, пастозной живописи под импрессионистов или символистов и не только из-за творческих предпочтений. Настоящим ударом стал для Дейнеки прорыв немцами обороны Севастополя. Через несколько лет крымские впечатления выльются в одну из самых романтичных работ Дейнеки — «Будущие летчики» (1938).

Итальянские зарисовки отличны от американских или французских. Фигуры, при всей своей уплощенности и некоторой графичности, тем не менее обладают «чисто живописной весомостью в духе Микеланджело», как выразилась ведущая западная исследовательница творчества Дейнеки Кристина Кьер. Но государственных заказов в этот период ему все равно почти не давали. Первой значительной работой становится Окраина Москвы.

Успех картины был такой, что в том же 1928 году ее послали на Венецианскую биеннале, а впоследствии «Оборона Петрограда» была выкуплена государством (сейчас входит в собрание ГТГ). Более остовскую вещь сложно себе представить, однако на четвертой выставке объединения в 1928 году «Текстильщицы» показаны не были. Эта картина основана на рисунке 1924 года, опубликованном в журнале «У станка». На самом же деле на диване рядом с матерью сидит ее сын Поль. Можно даже образно назвать Дейнеку Маяковским в живописи.

Дейнеку пленил залитый солнцем Севастополь с его «презагорелыми, с фиолетовым отливом» мальчишками, отдыхающими, строгими набережными и конечно морем. Но если судить в целом, общее настроение работ художника в 1930-х очевидно изменилось. Плоскостное, почти монохромное решение полотна отсылает к рисунку изображение почти всех героев в профиль — к барельефам и архитектурным фризам. «Истинным спартанцем» называли современники и самого художника. Что писать – он понимал, а вот как – пока не очень.

Тогда ее планировали назвать «Донбасской» и восьмигранные мозаики были объединены темой «Донбасс – всесоюзная кочегарка». Отточенные движения девушек подчинены ритму работы ткацких станков, девушки словно вплетены в орнамент из катушек и бобин, человек и машина сливаются в некое органическое целое. Вот таким образом в ОСТе он стал одним из основных участников (до тех пор, пока не покинул объединение). С задачей он, впрочем, все равно справился. Если они представляют лирическую линию в творчестве Дейнеки, то общественно-политическую, а также художественно-публицистическую сторону его искусства не менее сильно представляют картина «Безработные в Берлине» (1933) и обостренно-драматические, дышащие гневом рисунки к книге «Огонь» А. Барбюса (1934). Сходите в музеи, посмотрите альбомы, не ориентируйтесь на Интернет (некоторые, мягко говоря, сомнительные работы считаются там подлинными).

Лауреат Ленинской премии (1964). Вместе с тем тяга к красивому была в мальчике всегда: прогулки по окрестным полям и лесам воспитывали любовь к природе иллюстрации из журнала «Нива» и лубочные картинки знакомили с искусством. В нем, правда, тоже пробыл недолго.

Один из немногих— эскиз росписи плафона Челябинского театра оперы и балета— приемная комиссия признала «низкого качества» и даже призывала художника исправить росписи. Самый интересный из них — «Скука» (1935), портрет госпожи Снайдер. Впоследствии и Дейнеке досталось за «формалистские» эксперименты 1920-х годов с цветом, формой и композицией, но в первой половине 1930-х он пока был в фаворе.

Как и у других членов ОСТ, множество картин раннего периода творчества Дейнеки посвящены изображению примет XX столетия, воспеванию мирной советской действительности: промышленного производства индустриализации, жизни современного города и горожан, физической культуры и массового спорта (В Донбассе, 1925, Перед спуском в шахту, На стройке новых цехов, Лыжники, 1926, Текстильщицы, 1927). На картине мы видим три фигуры, повернутые к нам спиной. Уезжающий на фронт грузовик, пустые глазницы сожженных домов, ощетинившиеся заградительные ежи наполняют внутренней тревогой этот военный пейзаж. Студент Дейнека зимой жил при пяти градусах тепла, работал по ночам, но задора не терял. Одновременно он занимался рисованием в студии местных курских художников М. Н.

В начале 1930-х художник пережил еще одно графическое увлечение – плакатом: создал около 20 агитационных плакатов, многие из которых были очень популярны («Механизируем Донбасс», «Работать, строить и не ныть. », «Китай на пути освобождения от империализма» и др. ). Дейнеко написал картину ещё до войны. Дейнеке пришлось поработать учителем рисования в женской гимназии, художником в курском театре, фотографом в уголовном розыске, оформителем агитпоездов. Насмотревшись на модные «измы» во время столичных командировок, Дейнека принялся «насаждать на курских ухабах яркий кубизм».

В следующем году к ним примкнули люди – основан ОСТ (председатель Штеренберг). Многим картинам и правда, предшествовали журнальные иллюстрации. Якименко-Забуги, В. В. Идеология: их современники отвергли станковое искусство ради худ-производственного, как и АХРР против авангарда, но не отвергали художественный язык 20в (любили экспрессионизм), решили совмещать европейские течения с советской действительностью в основном не революционные темы, а мирная советская жизнь (индустрия, город, спорт).

Наробраз Курска привлек художника к агитационной работе, поручил иллюстрировать стихи Маяковского плакатами по типу «Окон РОСТа». Например, так называемый «Смотрящий» обнажен по-античному, совершенен духом ителом, демонстрирует язычески гордое единение сприродой. По воспоминаниям Дейнеки, роль агитационного плаката, журнального рисунка сводилась в ОСТе на нет, в то время как сам художник чувствовал себя в ту пору больше графиком, нежели живописцем (писал всего несколько картин в год).

Народный художник СССР (1963). В 1937 Дейнека создал панно «Знатные люди Страны Советов» для советского павильона на Всемирной выставке в Париже. Работа была выполнена по заказу РВС СССР и, что интересно, всего за одну неделю. Окончив ВХУТЕМАС, художник отправляется в командировку, которая послужит ему богатым материалом для творчества в двадцатые годы – в шахтёрский Донбасс. Где остальные мозаики — неизвестно. На родине Дейнеку потом долго ругали за этот эксперимент. На склоне лет, в конце 1950-х – 1960-е, Дейнеку начали осыпать почестями и наградами: стал народным художником РСФСР (1959) и СССР (1963), был избран вице-президентом АХ СССР (1962 – 1966), получил орден Трудового Красного Знамени (1962) и др.

А как же живопись. Именно в журналах во многом сформировался уникальный дейнековский стиль. Органически присущее творчеству Дейнеки чувство бодрости избытка энергии выразилось и в альбоме «В облаках» (1931).

И тогда Дейнека решил: раз он пишет картину о том, чего никто раньше не изображал, то он должен изобрести для нее новую композицию — «игра натолкнула меня на свой самостоятельный язык». Одним из последних был журнал «Даешь», где также трудились Родченко и Маяковский. ", "Китай на пути освобождения от империализма", "Механизируем Донбасс. Дейнека с детства был увлечен спортом, закалял свое тело и дух.

В своей поэтизации физического труда художник достиг невиданных ранее высот. На ключевой выставке «Художники РСФСР за пятнадцать лет» (1933) работы Дейнеки демонстрировались как наиболее близкие, задающие верное направление в сторону соцреализма, в противовес работам авангардистов. Вот таким образом поставлен онспиной кзрителю. В своей поэтизации физического труда художник достиг невиданных ранее высот. Не просто рисовать, но зарабатывать своими рисунками на жизнь Александру Дейнеке пришлось учиться с ранних лет: людей творческих профессий его отец открыто недолюбливал, к выбору сына отнесся скептически и помогать ему материально не собирался.

Успех картины был такой, что в том же 1928 году ее послали на Венецианскую биеннале, а впоследствии «Оборона Петрограда» была выкуплена государством (сейчас входит в собрание ГТГ). В конце тридцатых Дейнека иллюстрирует книги об авиации, написанные для детского чтения известными лётчиками (Г. Байдуков Через полюс в Америку, 1938, И. Мазурука Наша авиация, 1940). Отдушиной в этот период для Дейнеки стала скульптура (работал в дереве, майолике, бронзе, фарфоре, цементе) и камерная живопись— портреты близких, натюрморты, пейзажи. Дейнека Александр Александрович, российский художник, график, скульптор, народный художник СССР (1963), действительный член Академии художеств СССР (1947 вице-президент в 1962-1966).

Это время оказывается для Дейнеки весьма плодотворным на плакатное творчество, в непривычном для себя жанре художник быстро осваивается и создаёт ряд достойных работ ("Ударник, будь физкультурником", "Мы требуем всеобщего обязательного обучения. 1941 год» (1941) стало почти символом тревоги за столицу и вместе с тем обобщенным образом неприступной Москвы военных лет. Но в целом «журнально-плакатная работа» (таким объединяющим термином художник обозначил свои графические труды) Дейнеку порядком утомила. Художник пытался приспособиться, укрощал свой авангардный стиль и писал все более в духе академического реализма. Дейнека перешел в созданное в том же году объединение «Октябрь».

В этих работах со все большей силой стала проявляться тяга художника к монументальности. Для ранних работ Дейнеки характерны аскетизм колорита, повышенная роль силуэта и контура, монтажность композиции («На стройке новых цехов», 1926, ГТГ «Текстильщицы», 1927, ГРМ) в картине «Оборона Петрограда» (1928, Центральный музей Вооружённых Сил РФ, Москва) с её обострённым ритмом, героической монументализацией образов заметно влияние Ф. Ходлера. С другой стороны, опыт работы над этими иллюстрациями позволит позднее создать такое монументальное произведение как "Никитка – первый русский летун" (1940), где Дейнека неожиданно решит вернуться к истокам и запечатлеть образ первого русского "авиатора".

С началом 1930-х годов тематика работ Дейнеки начала меняться. Я думаю, что в период между 1935 и 1941 годами Дейнека не писал ничего более значительного и ответственного, чем «Первая пятилетка» и последовавший за нею «Левый марш». Вместе с тем тяга к красивому была в мальчике всегда: прогулки по окрестным полям и лесам воспитывали любовь к природе иллюстрации из журнала «Нива» и лубочные картинки знакомили с искусством. Этим годом датируется Мать – одна из самых значительных его картин.

Во второй половине 1930-х годов в искусство Дейнеки широко входят новые темы. Работа была выполнена по заказу РВС СССР и, что интересно, всего за одну неделю. Одним из первых шагов становится работа над книгой Про лошадей для самых маленьких.

Предельная обобщенность образов превращает их в символы. С переломом к победе изменились и образы все еще обостренно-напряженных произведений художника: «Сбитый ас» (1943), с его безжалостно-суровой и в то же время великодушно-человечной правдой художественного образа и акварель «Берлин. Талант Дейнеки подпитывали новые впечатления. Он вспоминал, что как-то раз на кровно скопленные деньги купил дорогой набор красок и так берег и жалел его, что старался наносить краску тонким слоем. Многие графические приемы перешли потом в живопись художника.

«На картине изображены три обнаженных мальчика на берегу моря в Севастополе, наблюдающих за полетом гидроплана. Представленная на выставке к 10-летию Октября картина «Текстильщицы» решена в светлой, почти белой гамме с оттенками красных охр на лицах и руках девушек. Дейнека был расстроен, ведь на новые краски придется снова копить целый месяц.

С 1920-х гг. Что вызывает у них столь неистовый страх и столь однозначные проклятия. Это был не первый его полет (летал однажды в Курске), но на этот раз он сумел запомнить и после передать на холсте необъятность воздушной среды, перевернутый с ног на голову мир. Миром машин сын железнодорожника Дейнека был пленен, как мы помним, еще с детства.

На следующей выставке ОСТа, в 1926 году Дейнека поразил всех картиной «На стройке новых цехов». Александр Дейнека (по другой версии, Дейнеко) родился 8 (20) мая 1899 года в семье железнодорожного слесаря в уездном Курске. Предельная обобщенность образов превращает их в символы. После Февральской революции занятия в училище прекратились.

В 1936 году им были выполнены два панно для Дома Красной Армии в Минске (уничтожены в годы войны). Что писать — он понимал, а вот как — пока не очень.

В своих картинах остовцы воспевали индустриальный, урбанистический мир, технический прогресс, людей производства. Одним из последних был журнал «Даешь», где также трудились Родченко и Маяковский. Дейнека много и плодотворно работал над темой о спорте. А Фаворский, правда, учил его классической гравюре – полезно, но не так актуально. Наробраз Курска привлек художника к агитационной работе, поручил иллюстрировать стихи Маяковского плакатами по типу «Окон РОСТа». Механизируем Донбасс.

Он родился в Курске, в семье железнодорожного рабочего. И даже почти столетие спустя, в 2011-м именно его вещи повезли на римскую выставку в рамках года культурного обмена. Один из немногих — эскиз росписи плафона Челябинского театра оперы и балета — приемная комиссия признала «низкого качества» и даже призывала художника исправить росписи. Он объясняет ребятам смысл каждого маневра, которые совершают самолеты. Такова замечательная акварель «Тюильри» (1935) с изображенной на ней скульптурой стремительно бегущей девушки и с неподвижно застывшей фигурой человека – бродяги или безработного – на садовой скамейке.

Настоящим ударом стал для Дейнеки прорыв немцами обороны Севастополя. В 1946 году по зарисовкам Дейнека создал серию акварелей «Москва военная», где зорко увидена и достоверно передана жизнь столицы в годы войны, но передана она уже с эпическим спокойствием, без напряжения и тревоги. Живописный стиль Дейнеки к тому времени уже вполне сформировался. Его использовали А. Могилевский («Ловецкий колхоз», 1931) и П. Басманов («Маслозавод», 1931), Д. Буланов («Воздушные корабли», 1928) и Т. Певзнер («Скотный двор», 1931), А. Порет и Л. Капустин («Как построили город», 1932). Некоторые из них особенно выделяются своей смелой новизной и поэтической прелестью. Он все больше стал работать в живописи, а потом и в монументальном искусстве.

Многие графические приемы перешли потом в живопись художника. Дейнека ездил по стране и постоянно рисовал он проникся культурой афроамериканцев: «Они поют такие грустные песни, в моленьях приходят в экстаз, по-особенному бешено и ритмично танцуют, а главное они — рабочие». Это были панно и росписи для фабрики-кухни в Филях (1932), эскизы панно для клуба Наркомзема, увы, так и не реализованные (1933). Даже в тяжёлое военное время Дейнеке удаётся написать несколько картин (часть из которых была начата ещё до июня 1941) на мирные темы (Раздолье, Портрет Мирель Шагинян, 1944).

Иллюстраторы решали эту проблему по-разному. А обращение к новым для него, проникнутых лиризмом сюжетам можно объяснить и мечтой воплотить в живописи образ человека будущего, ориентируясь при этом на эталоны античной красоты и сугубо личными причинами (в начале 1930-х художник был влюблен в пловчиху Люсю Второву, позировавшую ему для ряда картин и плакатов). В некоторых композициях к «Электромонтеру» Б. Уральского (1930) Дейнека не только укрупняет лампочку до огромных размеров, но и показывает все происходящее как бы с ее точки зрения.

Огромное значение в этом случае имеет провенанс (история бытования) и если вещь не экспонировалась, не публиковалась в серьезных изданиях, т. е. Италия на них яркая и солнечная по ней ездят на велосипедах рабочие, ходят загадочные монахи, а мраморные римские статуи взирают на всех со своих пьедесталов. Вот таким образом концентрация Дейнеки на живописи выглядит вполне естественной. Зимой 1942 года Дейнека был командирован на фронт под Юхнов.

Не знаю, хорошая эта картина или плохая, но кажется, что настоящая». Итальянские зарисовки отличны от американских или французских. Таков трогательный и нежный «Негритянский концерт» (1935), где словно схвачен самый звук музыки и пения, самый образ и стиль американской музыки середины XX века.

Тема спорта была одной из любимых у художника на протяжении всей жизни. При всей правдоподобности, смешного в них было меньше, чем у тех же Кукрыниксов. На Первой дискуссионной выставке (1924), предшествовавшей образованию ОСТа, Дейнека в компании с Юрием Пименовым и Андреем Гончаровым выставил свою картину «Футбол». Его сдержанность в известной степени определяет суровую героическую патетику творения Дейнеки. Журнальной графикой художник активно занимался до начала 1930-х. На юбилейной выставке к 10-летию РККА одним из центральных произведений стала дейнековская «Оборона Петрограда».

На родине Дейнеку потом долго ругали за этот эксперимент. Жизнь СССР бьет полным пульсом круглые сутки».

Резкая и яркая, зорко наблюденная характеристика изображенных людей скупой отбор минимальных необходимых примет места и времени смелая, вольная, даже причудливо отстраненная композиция цвет, сдержанный и полностью отвечающий эмоциональному состоянию, – все это говорило о настоящей взволнованности и действенном гуманизме создателя этих картин, очень далеких от элементарной, чисто внешней «современности», какую часто только и хотели видеть в искусстве Дейнеки. Графическое искусство он находил самым полезным для агитационных целей. успешно работал в журнальной графике (для журналов «У станка», «Прожектор» и др. ), книжной иллюстрации (к басням И. А. Крылова, 1922 кн.

Изящный Серебряный век, несмотря наэфебофилию многих своих творцов, отКузминадо Дягилева, заметных нювистории русского искусства неоставил. Попы и знахари, обличаемые кистью Дейнеки ("Сам батюшка пожаловал", "Святые прозорливцы", "Чудодейница", 1925) пришлись в этом журнале ко двору. В дали картины, высоко в небе изображен самолет.

Севастополь, морской аэродром. Норанним десятилетиям Советского государства, сих«теорией стакана воды», концепцией «новой женщины», мгновенными гражданскими браками итакимиже быстрыми разводами, настал конец. (Цикл Сомова, посвященный его «Дафнису» — Борису Снежковскому, нам неподходит: 19-летний боксер там имеет вполне сформировавшуюся взрослую мускулатуру. ) Авангард вомногом вообще отвергал телесность. Дейнека идеализировал советский мир еще тогда, когда понятие соцреализм не изобрели. Итальянцы нам— Караваджо, а мы им— Дейнеку.

Тем не менее, за последующие два десятка лет он создаёт ещё множество шедевров (У моря. Художник, безусловно, видел, что журнальная графика теряет свое агитационное значение (ее с успехом заменяет фотография) и что больше внимания, напротив, уделяется станковой картине. и сравнить их с картинами Дейнеки того же времени.

Суровых, в духе экспрессионизма шахтеров, ткачих и революционеров сменили энергичные спортсмены, чувственные и прекрасные в своей античной наготе девушки и юноши, лирические пейзажи и натюрморты. С 1923 года помимо учебы Дейнека начал сотрудничать с журналом «Безбожник у станка» чуть позже – с изданиями «У станка», «Прожектор», «Даешь», «Красная нива», «Смена». Александр Дейнека (по другой версии, Дейнеко) родился 8 (20) мая 1899 года в семье железнодорожного слесаря в уездном Курске. По воспоминаниям Дейнеки, роль агитационного плаката, журнального рисунка сводилась в ОСТе на нет, в то время как сам художник чувствовал себя в ту пору больше графиком, нежели живописцем (писал всего несколько картин в год).

Великая нежность, всепоглощающая любовь женщины к своему малышу дали художнику возможность создать обобщенный образ благородной и прекрасной материнской души. В эти годы у Дейнеки были удачи и в монументально-декоративном искусстве – в мозаиках для фойе актового зала Московского университета (1956), для Дворца съездов в Московском Кремле. Поодиночке, не зная еще друг друга, бредут будущие Кукрыниксы. Мастера социалистического реализма следовали этим правилам (хотя обнаженную натуру можно найти иуПластова иуСамохвалова).

Картина «Первая пятилетка» (группа идущих рабочих, со строгими, серьезными, напряженными лицами, а за ними вверху, на фоне неба, греческая статуя Ники Самофракийской – гордое олицетворение победы) еще раз доказала одно из важнейших свойств Дейнеки: умение создать живые человеческие образы, полные психологической сложности и обостренной выразительности. Зимой 1942 года Дейнека был командирован на фронт под Юхнов. В 1924 году Дейнека принял активное участие в создании Общества художников-станковистов.

С 1923 года помимо учебы Дейнека начал сотрудничать с журналом «Безбожник у станка» чуть позже — с изданиями «У станка», «Прожектор», «Даешь», «Красная нива», «Смена». Вы как бы только что поутру вышли из холодной реки. Многие из этих задач ОСТ очень весомо и сильно решил за время своего короткого существования – именно отсюда среди других работ вышла первая подлинно монументальная, несущая в себе обобщенный и глубоко действенный образ советская историко-революционная картина – «Оборона Петрограда» Дейнеки (1927). Проходит изящный Петя Вильямс с молодым белобрысым Сергеем Образцовым.

Уже в детстве у мальчика появляется два непохожих интереса, живопись и техника. Одновременно с фотографичными, жизненными и где-то игривыми полотнами (На балконе, 1931) он пишет идейные и трагические картины (Наёмник интервентов, 1931) и вместе с тем продолжает рисовать плакаты (Построим мощный советский дирижабль Клим Ворошилов, Дадим пролетарские кадры Урало-Кузбассу, 1931). Манера письма, ранее гладкая и графичная, обрела большую пастозность, а темная и скудная цветовая палитра стала светлее и разнообразнее. В картине «Парашютист над морем» (1934) не сразу различаешь, где небо, вода и суша фигура парашютиста показана в неожиданном ракурсе — вниз головой все это создает ощущение полета, бескрайнего неба. Настоящим шедевром в этом ряду становятся Будущие лётчики (1937), одна из самых романтических картин Дейнеки, на которой изображены трое подростков, они сидят спиной к зрителю и мечтательно смотрят вслед улетающему самолёту.

С наступлением «оттепели» оттаяли чиновники и в отношении к Дейнеке. Увидев на фотографии в немецкой прессе милый сердцу город в руинах, представив, как отчаянно защищали Севастополь его «будущие летчики», Дейнека решил написать картину именно об этом эпизоде войны, хотя и не видел его своими глазами. Большую выставку его работ, устроенную в 1969 году, он увидеть уже не смог. Член КПСС с 1960 года. Игрушечный самолет и почтовые голуби появляются еще в одной книге Дейнеки без текста— «Парад Красной армии».

Я сам постоянно напрашивался, чтобы куда-нибудь съездить, что-нибудь посмотреть. Специфика работы в периодических изданиях (поточность, ограниченность по времени, невысокое качество печати) заставляли приспосабливаться, работать быстро, упрощать рисунок и вкладывать максимум смысла в форму и композицию. ВХУТЕМАС в начале 1920-х годов – отдельная история. Композиция максимально упрощена, многие детали первоначального эскиза из живописного полотна ушли.

В 1936 году им были выполнены два панно для Дома Красной Армии в Минске (уничтожены в годы войны). Эта замечательная картина, показанная в феврале 1928 года на выставке к десятилетию Красной Армии, – одно из сильнейших воплощений в искусстве образа Революции, могущее с полным правом и честью стоять в одном ряду с «Клятвой сибирских партизан» С. Герасимова и «Октябрем» А. Матвеева. Это был гимн красоте, молодости и спорту. Работа была выполнена по заказу РВС СССР и, что интересно, всего за одну неделю.

Среди корифеев, которые продолжали писать обнаженную натуру, причем весьма достойно, — Евсей Моисеенко, прославившийся благодаря картинам навоенные темы («Красные пришли», «Победа», «Генерал Доватор»). Во время учебы в Курском начальном училище Дейнека страстно увлекался техникой, математикой и даже мечтал стать инженером. Уже только эта «мадонна двадцатого века» могла бы дать Дейнеке право на одно из первых мест в советском искусстве.

Увидев на фотографии в немецкой прессе милый сердцу город в руинах, представив, как отчаянно защищали Севастополь его «будущие летчики», Дейнека решил написать картину именно об этом эпизоде войны, хотя и не видел его своими глазами. Увиденное отразилось в драматичных полотнах «Сгоревшая деревня», «Тревожные ночи» и др. Большой интерес представляют, например, несколько детских книг, оформленных А. Дейнекой. Именно в журналах во многом сформировался уникальный дейнековский стиль.

Итальянцы нам— Караваджо, а мы им— Дейнеку. Учился в Харьковском художественном училище. Делает это гениальный художник осознанно. Кутерьма – книга Асеева, памятник графики 20-30х, тема – человек должен вступить в схватку с морозом (воля и мужество преодолевают стихию), мороз – нет электричества, погасла лампа – уже не жизнь.

2009 – 2011». И в ту пору я ездил больше, чем когда-либо: я работал в шахтах Донбасса, был в подмосковных шахтах, ездил по колхозам и видел, как они создаются, работал на московских фабриках и заводах. Дейнека перешел в созданное в том же году объединение «Октябрь». Название картины как нельзя лучше соответствует содержанию созданного Дейнекой образа». У него возникает идея написать батальное полотно, которое станет гимном мужеству защитников города.

Многим картинам и правда, предшествовали журнальные иллюстрации. Что писать— он понимал, а вот как— пока не очень. Парижские работы (в основном акварельные) гораздо мягче и воздушней, нежели урбанистические американские, выполненные в большинстве своем гуашью.

Картина Эстафета по кольцу Б (1947), мозаика Лыжники (1950), скульптуры Стометровка, Бегущая спортсменка и многие другие — убедительное тому подтверждение. Дейнека абсолютно по-особому чувствовал прелесть и очарование русского пейзажа. Дети всегда хотят следовать по стопам родителей, да и еще, если это так притягивает. Равно как и карикатуры на тех, кто считался классовым врагом победившего пролетариата: на кулаков интервентов, нэпманов, мещан и манерных дам, сожалеющих о дореволюционных временах (Тоска по изящной жизни, 1927). Например, С. Исаков («Красная конная») ненавязчиво уподобляет стройные ряды кавалеристов набору солдатиков, Т. Глебова («Как мы отбили Юденича») соединяет наивную непосредственность детского рисунка со строгими пластическими принципами филоновской школы аналитического искусства. Одной из лучших работ военного периода Дейнеки стала «Окраина Москвы.

На юбилейной выставке к 10-летию РККА одним из центральных произведений стала дейнековская «Оборона Петрограда». Живописный стиль Дейнеки к тому времени уже вполне сформировался. Однако работа художника в "Безбожнике" и других журналах отнюдь не ограничивалась сатирой.

Равно как и карикатуры на тех, кто считался классовым врагом победившего пролетариата: на кулаков интервентов, нэпманов, мещан и манерных дам, сожалеющих о дореволюционных временах ("Тоска по изящной жизни", 1927). Самое простое— обратиться на форум AI: экспертного заключения, понятно, не получите, но полный набор аргументов за и против почти гарантирован. Китай на пути освобождения от империализма. Строго отбирает детали, нет ничего лишнего. Журнальной графикой художник активно занимался до начала 1930-х. В подаренном бабушкой тайком от родителей альбоме появились первые рисунки — солдаты, шарманщики, птицеловы, дамы, разные животные (рисунки, увы, не сохранились).

В первый год войны в центре внимания Дейнеки находится прифронтовая жизнь Москвы. Более того, онговорил, что мускулатура должна быть естественной, азанятия гимнастикой итанцами, поего мнению, тело «уродуют», поскольку развивают его односторонне. На ключевой выставке «Художники РСФСР за пятнадцать лет» (1933) работы Дейнеки демонстрировались как наиболее близкие, задающие верное направление в сторону соцреализма, в противовес работам авангардистов. Как верно сказал один из участников форума, «экспертиза экспертизой, но мозги нужно иметь свои», вот таким образом к работам Дейнеки, как, впрочем и любого другого «музейного» художника, нужно относиться с повышенным вниманием и бдительностью. Где остальные мозаики – неизвестно. Немногие картины, созданные до «Обороны Петрограда», можно расценивать только как эксперимент, но не как свершение («Перед спуском в шахту» 1925, «На стройке новых цехов» 1926) в них много по тем временам нового и дерзкого – в построении условного пространства, в столь же условном цвете, в нарочито резкой экспрессивности жестов и поз, – но в целом работы эти схематичны и «сочинение» полностью преобладает в них над реальным знанием и реальным чувством жизни. Все эти работы – от картины «Мать» до произведений, выполненных в Америке, – отличаются особенным живописным богатством, необычайно изысканной колористической гармонией, неисчерпаемой изобретательностью композиционного построения, неизменно оставаясь проникнутыми жизненной правдой, обостренной психологической выразительностью.

Дейнека перешел в созданное в том же году объединение «Октябрь». На следующей выставке ОСТа, в 1926 году Дейнека поразил всех картиной «На стройке новых цехов». В нем, правда, тоже пробыл недолго. Время плодотворное плакатдетская книга (журнал Искорка, Про лошадей).

Дейнека постепенно отходил от графической работы в журналах. Но государственных заказов в этот период ему все равно почти не давали. Между тем во ВХУТЕМАСе к середине 1920-х годов образовалась художественная группа ОСТ – «Общество станковистов».

Авот первый период существования Советского государства обнаженной натурой был богат. Размещенные в куполах мозаики рассказывали об одном дне из жизни Страны Советов: «. ВХУТЕМАС в начале 1920-х годов — отдельная история. Насколько к концу войны была глубока эта «разрядка» в настроении художника, наглядно говорит его большая картина «Раздолье» (1944) – радостная, полная жизнеутверждающей праздничной яркости, звучащая как песня благодаря ясному, прозрачному, легкому ритмическому и колористическому строю.

Выражение мощной энергии молодого советского народа. Важную роль в творчестве Дейнеки играет и другая командировка – заграничная. адресовался в первую очередь пролетарскому читателю), был посвящён атеистическому воспитанию масс и борьбе с религиозными предрассудками. А Фаворский, правда, учил его классической гравюре — полезно, но не так актуально. Начавшаяся война все изменила: мозаики «Павелецкой» стали не нужны из 14 мозаик, героически собранных в блокадном Ленинграде 70-летним мозаичистом Владимиром Фроловым (умер от голода в 1942 году, едва закончив и отправив по «дороге жизни» в Москву последний ящик с мозаиками), удалось сохранить только семь, установив их на соседней «Новокузнецкой».

Александр Дейнека (по другой версии, Дейнеко) родился 8 (20) мая 1899 года в семье железнодорожного слесаря в уездном Курске. За ней следует ряд других городских пейзажей военного времени (Площадь Свердлова в декабре 1941 года, Манеж, 1941). Самый интересный из них— «Скука» (1935), портрет госпожи Снайдер. Это одна из самых монументальных вещей Дейнеки как по масштабу замысла (образ матери, существующий вне времени и исторического контекста), так и по форме, доведенной до совершенства.

В передаче и глубоко трагического («Наемник интервентов») и светлого, радостного, личного («На балконе», «Девочка у окна. Однако карикатурами рисунки Дейнеки все-таки назвать сложно. Полная трагизма, ярости, героики, «Оборона Севастополя» по праву считается одним из лучших произведений, посвященных Великой Отечественной войне. Дейнека идеализировал советский мир еще тогда, когда понятие соцреализмне изобрели. При всей правдоподобности, смешного в них было меньше, чем у тех же Кукрыниксов.

Начавшаяся война все изменила: мозаики «Павелецкой» стали не нужны из 14 мозаик, героически собранных в блокадном Ленинграде 70-летним мозаичистом Владимиром Фроловым (умер от голода в 1942 году, едва закончив и отправив по «дороге жизни» в Москву последний ящик с мозаиками), удалось сохранить только семь, установив их на соседней «Новокузнецкой». Ажурная крыша строящегося цеха уходит вдаль, добавляет какого-то глубинного динамизма композиции. По воспоминаниям Дейнеки, роль агитационного плаката, журнального рисунка сводилась в ОСТе на нет, в то время как сам художник чувствовал себя в ту пору больше графиком, нежели живописцем (писал всего несколько картин в год).

Это самый полный на сегодняшний день живописный каталог Дейнеки. «Сколько себя помню, я всегда рисовал», – вспоминал Дейнека. За довольно долгую жизнь Александр Александровичпопробовал себя в живописи, графике (в том числе журнальной, книжной, плакатной и театральной), монументальном искусстве (панно, фрески, мозаики), скульптуре. После Февральской революции занятия в училище прекратились. Зимой 1942 года Дейнека был командирован на фронт под Юхнов.

Сплошной оптимизм иидеализм. Многочисленные акварельные иллюстрации к ним отражают первозданное величие бесконечных льдов Севера или просторов заснеженного Подмосковья. В 1939 – 1940 годах Дейнека расписал плафон в Центральном театре Красной Армии в Москве и получил заказ на эскизы 14 мозаик для нынешней станции «Павелецкая». В этих работах со все большей силой стала проявляться тяга художника к монументальности.

Преодолеть себя было трудно: даже знаменитый коллекционер Сергей Щукин приказал закрасить «срамные места» одному измальчиков сприобретенного импанно Матисса «Музыка». Звучали они так1) У картины, подписанной и датированной 1938 годом, народный художник СССР Александр Дейнека отрезал правую крайнюю фигуру (ныне в собрании Курской картинной галереи – «Умывающийся»), назвал левую оставшуюся часть «После боя» и датировал 1944 годом. Предки его, по всей вероятности, происходили из среды малороссийских крестьян.

Важно: тезис Фаворского о стремлении к законченности композиции, к 4х мерности изображения, к разновременному в искусстве («работа должна быть проста и ясна ибо что такое композиция, как не отбор главного, нужного»). Опыт «Обороны Петрограда» и лучших рисунков конца 1920-х годов дал свои плодотворные результаты очень скоро. Графическое искусство он находил самым полезным для агитационных целей. С наступлением «оттепели» оттаяли чиновники и в отношении к Дейнеке.

Такие картины, как «Донбасс» (1947), «На просторах подмосковных строек» (1949), «Тракторист», «В Севастополе», «У моря. Искусство должно быть выше правдоподобия жизни, оно должно быть самой жизнью. Вот таким образом в ОСТе он стал одним из основных участников (до тех пор, пока не покинул объединение). Художники нового общества принимают решение совмещать новейшие европейские течения (в частности, экспрессионизм) с советской тематикой, провозглашают "ориентацию на художественную молодежь".

Начавшаяся война все изменила: мозаики «Павелецкой» стали не нужны из 14 мозаик, героически собранных в блокадном Ленинграде 70-летним мозаичистом Владимиром Фроловым (умер от голода в 1942 году, едва закончив и отправив по «дороге жизни» в Москву последний ящик с мозаиками), удалось сохранить только семь, установив их на соседней «Новокузнецкой». Дейнека ездил по стране и постоянно рисовал он проникся культурой афроамериканцев: «Они поют такие грустные песни, в моленьях приходят в экстаз, по-особенному бешено и ритмично танцуют, а главное они— рабочие». Но самое главное, что в рамках проекта вышли в свет три отдельных исчерпывающих исследования по графике (том 1), живописи (том 2) и монументальным работам (том 3) художника. Они создают компиляции из элементов разных работ художника (вот таким образом даже «насмотренному» зрителю подделка кажется уже виденной), в иных случаях они пишут нечто совсем новое, но пытаются подражать стилистике автора. Голикова и А. А.

носивший название "Безбожник у станка" (т. к. Он все больше стал работать в живописи, а потом и в монументальном искусстве. Началом этой многочисленной серии можно считать монументальное панно Гражданская авиация (1932). На рисунках Дейнеки, монохромных либо всего в два-три цвета, моментально узнавались социальные типы — колхозника, пионера, нэпмана, священника или красноармейца.

Так он, наверное, хочет показать нам его важность и ответственность своему делу. Недаром в«Явлении Христа народу» можно разглядеть несколько типов наготы уголых купальщиков. Занятость мастера трудоемкими монументальными работами привела во второй половине 1930-х годов к резкому снижению числа новых станковых картин и акварелей. Особое впечатление на художника произвела Сикстинская капелла: рассматривая роспись Микеланджело, художник убедился, что «темперамент заключается не в размашистом мазке, а в более глубоких проявлениях». В начале 1930-х художник пережил еще одно графическое увлечение — плакатом: создал около 20 агитационных плакатов, многие из которых были очень популярны («Механизируем Донбасс», «Работать, строить и не ныть. », «Китай на пути освобождения от империализма» и др. ).

Всё это создает идеальные условия для фальсификаторов. Более остовскую вещь сложно себе представить, однако на четвертой выставке объединения в 1928 году «Текстильщицы» показаны не были. Италия на них яркая и солнечная по ней ездят на велосипедах рабочие, ходят загадочные монахи, а мраморные римские статуи взирают на всех со своих пьедесталов. Это был не первый его полет (летал однажды в Курске), но на этот раз он сумел запомнить и после передать на холсте необъятность воздушной среды, перевернутый с ног на голову мир.

На первой выставке ОСТа в 1925 году Дейнека показал картины «Перед спуском в шахту» и «В забое», вдохновленные командировкой на Донбасс. С началом 1930-х годов тематика работ Дейнеки начала меняться. Специфика работы в периодических изданиях (поточность, ограниченность по времени, невысокое качество печати) заставляли приспосабливаться, работать быстро, упрощать рисунок и вкладывать максимум смысла в форму и композицию. Заслуживают внимания всего лишь три картины этого периода: «Первая пятилетка» (1936), «Никитка – первый русский летун» (1940), «Левый марш» (1941). Как говорил автор, «искусство выше правдоподобия жизни, оно должно быть самой жизнью»., Превратим Москву в образцовый социалистический город пролетарского государства, 1930). В конце 1927— начале 1928 года страна праздновала сразу две знаменательные даты: 10-летие Октябрьской революции и 10-летие Рабоче-крестьянской Красной Армии. Тема спорта была одной из любимых у художника на протяжении всей жизни.

Но самое главное, что в рамках проекта вышли в свет три отдельных исчерпывающих исследования по графике (том 1), живописи (том 2) и монументальным работам (том 3) художника. Они же, в свою очередь, слушают с замиранием сердца и не сводят глаз с самолета. К юбилейным выставкам Александр Дейнека создал два знаковых произведения – картины «Текстильщицы» и «Оборона Петрограда». Поездка в Севастополь в 1934 году даёт художнику почву для написания ряда новых пейзажей. Иль отравил твой мозг несчастный Грядущих войн ужасный вид- Ночной летун, во мгле ненастной Земле несущий динамит». Несомненно эти мальчики о таком не мечтают. Поначалу художник тяготел почти к монохромности и в целом к темному, мрачному колориту. Одним из последних был журнал «Даешь», где также трудились Родченко и Маяковский.

Новое испытание Дейнека, как обычно, с честью проходит и мозаичные панно по сей день украшают станцию. В них заметны черты надуманности или рассудочной нарочитости. Произведения Дейнеки становятся лиричнее, человечнее и в то же время смелее индивидуальнее (Полдень, 1932, Ночной пейзаж с лошадьми и сухими травами, Купающиеся девушки, 1933). В картине «Парашютист над морем» (1934) не сразу различаешь, где небо, вода и суша фигура парашютиста показана в неожиданном ракурсе — вниз головой все это создает ощущение полета, бескрайнего неба.

Дейнека был расстроен, ведь на новые краски придется снова копить целый месяц. Исследования, книги, выставки. В конце 1940-х – 1950-е Дейнеку начали все больше критиковать за «формализм» и «схематизм». Уже первое произведение Дейнеки «Окраина Москвы.

—Писать о живописи сложно, — продолжает Дейнека. — Но нужно. Вот таким образом и суждения о нем как о человеке и как о художнике отличались необыкновенной контрастностью. Побывав в разрушенном Севастополе, Дейнека, очень любивший этот город, потрясён произошедшими разительными и трагическими переменами.

Графическое искусство он находил самым полезным для агитационных целей. После нескольких работ с мучительно тревожными образами гибели и страдания (например, «Сгоревшая деревня», 1942) Дейнека создал «Оборону Севастополя» (1942) – одну из самых сильных своих картин и одну из самых драматических работ всего советского искусства того времени – скорбную и величественную героическую эпопею о подвиге защитников Севастополя. Итальянцы нам – Караваджо, а мы им – Дейнеку. Дейнековскому образу матери с ребёнком на руках предстоит стать классическим.

В 1919-1920 гг. Дейнека хотел развивать монументальное искусство, действовал в разных сферах (плакат, театр), а Штеренберг считал, что надо развивать только живопись – быстро ушел в Октябрь (с 1928), раскол, но дружба не потеряна в 1931-32 был в РАПХ (рос ассоциация пролетарских худ). Потребность продолжать обучение чувствовалась и в 1921 году Дейнеку направили повышать квалификацию во ВХУТЕМАС (Высшие художественно-технические мастерские). Полная трагизма, ярости, героики, «Оборона Севастополя» по праву считается одним из лучших произведений, посвященных Великой Отечественной войне. Вернувшись, художник соединяет свои впечатления с воспоминаниями о прежнем довоенном городе и создаёт знаменитое героическое полотно Оборона Севастополя (1942), страшное и величественное. И художник вновь справляется с вызовом. В 1939–1940 годах Дейнека расписал плафон в Центральном театре Красной Армии в Москве и получил заказ на эскизы 14 мозаик для нынешней станции «Павелецкая».

Отдушиной в этот период для Дейнеки стала скульптура (работал в дереве, майолике, бронзе, фарфоре, цементе) и камерная живопись — портреты близких, натюрморты, пейзажи. Это самый полный на сегодняшний день живописный каталог Дейнеки.

Живописные работы Дейнеки 1920-х годов напоминали многократно увеличенные рисунки. Плафон тем не менее был выполнен в первоначальном варианте.

Также в этот период он иллюстрирует басни Крылова (Кот и повар, Крестьянин и смерть, 1922). Поодиночке, не зная еще друг друга, бредут будущие Кукрыниксы. В подаренном бабушкой тайком от родителей альбоме появились первые рисунки – солдаты, шарманщики, птицеловы, дамы, разные животные (рисунки, увы, не сохранились). В творчестве Дейнека потом очень далеко ушел от сатиры.

Пустынная «Площадь Квиринала» или причудливая «Испанская лестница» передают неповторимый «дух местности», атмосферу улочек Рима. Оно сине-черное, только белые барашки вскипают на гребнях волн.

Уже на Первой дискуссионной выставке 1924 года, где Дейнека, студент Вхутемаса, фигурировал в составе особой «группы трех» (вместе с Г. Пименовым и А. Гончаровым), он имел ясно выраженный творческий облик и очень отчетливо проступающие склонности и стремления. Байдуков "Через полюс в Америку", 1938, И. Мазурука "Наша авиация", 1940). Более остовскую вещь сложно себе представить, однако на четвертой выставке объединения в 1928 году «Текстильщицы» показаны не были. Однако карикатурами рисунки Дейнеки все-таки назвать сложно. Это были панно и росписи для фабрики-кухни в Филях (1932), эскизы панно для клуба Наркомзема, увы, так и не реализованные (1933).

С другой стороны, опыт работы над этими иллюстрациями позволит позднее создать такое монументальное произведение как Никитка – первый русский летун (1940), где Дейнека неожиданно решит вернуться к истокам и запечатлеть образ первого русского авиатора. Но если судить в целом, общее настроение работ художника в 1930-х очевидно изменилось. Однако работа художника в Безбожнике и других журналах отнюдь не ограничивалась сатирой.

Жизнь СССР бьет полным пульсом круглые сутки». «Мать» вполне могла бы стать главной иконой тех самых «храмов современности», о которых мечтал Дейнека в 18 лет. Пестриков муштровал ученика в классическом рисунке. На родине Дейнеку потом долго ругали за этот эксперимент. Тема авиации занимала Дейнеку и ранее, но в Крыму художнику удалось посмотреть на мир из кабины самолета.

Дейнека с детства был увлечен спортом, закалял свое тело и дух. Другие члены ОСТа тоже отличались графичностью, сухим письмом в противовес рыхлой импрессионистической манере. Был одним из лучших в боксерской секции ВХУТЕМАСа (говорят, даже дрался с чемпионом Градополовым, чей портрет впоследствии написал). В кафе, Париж. Самым сильным и самым совершенным воплощением этого перелома (или, по существу, полной художественной зрелости мастера) стала картина «Мать» (1932), бесспорно принадлежащая к числу вершин советского искусства. В 1935 году художник посещает США, Францию и Италию.

Тут инадутый живот иторчащие ребра исутулые спины— вобщем, живые люди. Ударник, будь физкультурником. Это «Спящий мальчик с васильками», «Полдень» (обе – 1932), «Ночной пейзаж с лошадьми и сухими травами», «Купающиеся девушки» (обе – 1933).

в творческих командировках. Но все эти пути для Дейнеки были мелковаты. Яркие порывы, титанические размахи пролетариата хочется писать тысячью самоцветных каменьев, запечатлеть эту героическую борьбу пролетарских масс» Дейнека собирался писать, ни много, ни мало, «красоту заводов» и «работу коллективных созиданий» для «храмов современности».

Капитолий, Танцоры в Гарлеме, Нью-Йорк, Париж. Художники нового общества принимают решение совмещать новейшие европейские течения (в частности, экспрессионизм) с советской тематикой, провозглашают ориентацию на художественную молодежь. Миром машин сын железнодорожника Дейнека был пленен, как мы помним, еще с детства.

"Очень примечательна картина «Будущие летчики». И тогда Дейнека решил: раз он пишет картину о том, чего никто раньше не изображал, то он должен изобрести для нее новую композицию – «игра натолкнула меня на свой самостоятельный язык». Был одним из лучших в боксерской секции ВХУТЕМАСа (говорят, даже дрался с чемпионом Градополовым, чей портрет впоследствии написал). В 1936 году им были выполнены два панно для Дома Красной Армии в Минске (уничтожены в годы войны). Ноябрь 1941». «В огне» А. Барбюса, 1927 и 1935), плакате, станковой графике (серия «Севастополь», акварель, гуашь, 1932-1934, ГТГ и ГРМ).

Вот таким образом концентрация Дейнеки на живописи выглядит вполне естественной. На Первой дискуссионной выставке (1924), предшествовавшей образованию ОСТа, Дейнека в компании с Юрием Пименовым и Андреем Гончаровым выставил свою картину «Футбол». Дейнека успел походить по музеям, познакомиться с творениями своих кумиров Микеланджело, Тьеполо и других. Дейнека вспоминал: «Как будто сегодня, сижу на барьере сухого фонтана в небольшом дворике с садиком и смотрю на шумный народ, толпящийся вокруг. Художник академической выучки, М. Р. Пестриков муштровал ученика в классическом рисунке.

В результате появились такие тонкие работы, как «На балконе» (1931), «Игра в мяч» (1932), «Мать» (1932), «Купающиеся девушки» (1933). Живописный стиль Дейнеки к тому времени уже вполне сформировался. Нередко при всей незрелости формальных исканий (ведь в 1924 году Дейнеке было двадцать пять, Пименову и Гончарову – двадцать один год от роду) эта тогдашняя художественная молодежь ставила себе весьма серьезные и важные задачи. Как позже писал Дейнека о «Текстильщицах», он «обрабатывал поверхность, делая ее гладкой, лакированной, смутно желая найти единство поверхности с фактурой полированных, светлых, еще не существующих стен, для которых он мечтал писать картины». Настоящим ударом стал для Дейнеки прорыв немцами обороны Севастополя. На какое то время увлекся кубизмом (оформление Курска, большое полотно, чуть ли не на клеенке), но быстро остыл, кубизм – это система, надо изучать.

Художник академической выучки, М. Р. Пестриков муштровал ученика в классическом рисунке. Итогом этого путешествия становится ряд городских пейзажей и портретов (Дорога в Маунт-Вернон, Филадельфия, Вашингтон.

Мужчина показывает на него рукой и что-то внимательно размазывает парням. Автор статьи: Мария Онучина.

Художник пытался приспособиться, укрощал свой авангардный стиль и писал все более в духе академического реализма. Художник, безусловно, видел, что журнальная графика теряет свое агитационное значение (ее с успехом заменяет фотография) и что больше внимания, напротив, уделяется станковой картине. В творчестве Дейнека потом очень далеко ушел от сатиры. Студент Дейнека зимой жил при пяти градусах тепла, работал по ночам, но задора не терял. Некоторые рисунки были созданы на основе ранее написанных картин (например, "Краснокрылый гигант", 1938). Возможно, они до сих пор лежат под землей (во время бомбежек их прятали во временное хранилище, местонахождение которого не установлено).

Конечно, можно на все закрыть глаза и опираться на традиции. В конце 1940-х — 1950-е Дейнеку начали все больше критиковать за «формализм» и «схематизм». Московские иллюстраторы не руководствовались какой-либо единой методикой, каждый из них разрабатывал собственный подход к теме используя свой жизненный и творческий опыт.

Ноябрь 1941 года (1941). «Мать» вполне могла бы стать главной иконой тех самых «храмов современности», о которых мечтал Дейнека в 18 лет. Насмотревшись на модные «измы» во время столичных командировок, Дейнека принялся «насаждать на курских ухабах яркий кубизм». И я рад, что ты серьезно занимаешься этим Наша жизнь стремительно меняется.

Обобщенные фигуры работающих монтеров органично вписываются в структуру иллюстраций, уравновешиваются атрибутами своей профессии. Мороз побежден движением и светом. Проходит изящный Петя Вильямс с молодым белобрысым Сергеем Образцовым. В начале 1930-х художник пережил еще одно графическое увлечение — плакатом: создал около 20 агитационных плакатов, многие из которых были очень популярны («Механизируем Донбасс», «Работать, строить и не ныть. », «Китай на пути освобождения от империализма» и др. ).

На форуме AI время от времени разворачиваются бурные обсуждения работ Дейнеки из тех, что появляются на аукционах (подробнее — здесь и не поленитесь дочитать до конца). Река Тускорь, 1945). В подаренном бабушкой тайком от родителей альбоме появились первые рисунки — солдаты, шарманщики, птицеловы, дамы, разные животные (рисунки, увы, не сохранились). В послевоенный период искусство Дейнеки было очень неровным.

Увидев на фотографии в немецкой прессе милый сердцу город в руинах, представив, как отчаянно защищали Севастополь его «будущие летчики», Дейнека решил написать картину именно об этом эпизоде войны, хотя и не видел его своими глазами. «Сколько себя помню, я всегда рисовал», — вспоминал Дейнека. Размещенные в куполах мозаики рассказывали об одном дне из жизни Страны Советов: «. За это время им были созданы сотни рисунков, многие из которых послужили основой для будущих картин.

Особое впечатление на художника произвела Сикстинская капелла: рассматривая роспись Микеланджело, художник убедился, что «темперамент заключается не в размашистом мазке, а в более глубоких проявлениях». Как говорил автор, «искусство выше правдоподобия жизни, оно должно быть самой жизнью». Большое влияние на Дейнеку оказали немецкие экспрессионисты (Отто Дикс, Эмиль Нольде, Оскар Кокошка, Георг Гросс), работы которых привезли на выставку в Москву осенью 1924 года. Ноябрь 1941». Ответ прост. Мы живём в эпоху тотального мракобесия. Композиция «Перед спуском в шахту» создает ощущение вытянутости по вертикали, вы словно предчувствуете долгий спуск в земные недра.

Понятно, что крайняя правая фигура своей позой не особо соотвествовала иконографии советского бойца. Какую тайну скрывают от нас нынешние хозяева жизни. Встречи эти окажут на художника огромное воздействие. Плафон тем не менее был выполнен в первоначальном варианте. 2009–2011».

У его рисунков и картин появляется новая интересная особенность. Город с «кривыми улочками», «маленькими лавчонками» и «старыми-престарыми домами» не произвел на него особого впечатления, зато от Лувра Дейнека был в восторге — за неполных две недели успел побывать там шесть раз. Между тем во ВХУТЕМАСе к середине 1920-х годов образовалась художественная группа ОСТ — «Общество станковистов». Он учится в Курском железнодорожном училище и одновременно ходит в небольшую студию. 1924г – Первая дискуссионная выставка объединений активного революционного искусства, там три группы («проекционисты», Лучишкин, Тышлер «конкретивисты», Вильямс, Меркулов «группа трех», Дейнека, Пименов, Гончаров).

Авиационные картины Дейнеки разнятся по настроению – от изобразительности (Бомбовоз, 1932, Гидропланы, 1934) до героической патетики (Парашютист над морем, 1934, Краснокрылый гигант, 1938). Более того, Дейнека уже не был указан в списке участников ОСТа. Как и у других членов ОСТ, множество картин раннего периода творчества Дейнеки посвящены изображению "примет XX столетия", воспеванию мирной советской действительности: промышленного производства индустриализации, жизни современного города и горожан, физической культуры и массового спорта ("В Донбассе", 1925, "Перед спуском в шахту", "На стройке новых цехов", "Лыжники", 1926, "Текстильщицы", 1927). Итальянские зарисовки отличны от американских или французских.

Послушайте знающих людей, особенно тех, кто сомневается. Набережная Сены, Париж. Вот таким образом в ОСТе он стал одним из основных участников (до тех пор, пока не покинул объединение).

Двое мальчиков и мужчина постарше. Журнал "Безбожник", в 1923-1932 гг. Одной из лучших работ военного периода Дейнеки стала «Окраина Москвы. Ноябрь 1941». Художник академической выучки, М. Р.

В конце 1940-х— 1950-е Дейнеку начали все больше критиковать за «формализм» и «схематизм». Одной из лучших работ военного периода Дейнеки стала «Окраина Москвы. А зимой 1938 года в стремительном темпе начинается работа над мозаичным циклом Сутки советского неба (на котором, по замыслу, должна быть запечатлена жизнь советского народа в течение одних суток) будущей станции московского метрополитена Маяковская, всего за шесть месяцев до её открытия.

Плафон тем не менее был выполнен в первоначальном варианте. В 1929г новый журнал Даешь, он 1 из основных художники из Безбожника. Как позже писал Дейнека о «Текстильщицах», он «обрабатывал поверхность, делая ее гладкой, лакированной, смутно желая найти единство поверхности с фактурой полированных, светлых, еще не существующих стен, для которых он мечтал писать картины». Художник, который даже не мог пользоваться, как все, нормальной перспективой, аизобрел собственную— «сферическую», считал человеческое тело символом духовного устремления идвижения вперед. Студент Дейнека зимой жил при пяти градусах тепла, работал по ночам, но задора не терял. В 1937 Дейнека создал панно «Знатные люди Страны Советов» для советского павильона на Всемирной выставке в Париже. Один мой друг, отставной военный моряк, недавно с грустью рассказал мне, что в раздевалке бассейна переодевающиеся юноши прикрываются полотенцами и что в РФ даже в сауну ходят в трусах. 1945), на изображение освобождённых просторов родной земли (Под Курском.

Авот угловатые дети выходили унего как-то душевнее, трогательнее. Отдушиной в этот период для Дейнеки стала скульптура (работал в дереве, майолике, бронзе, фарфоре, цементе) и камерная живопись – портреты близких, натюрморты, пейзажи. Возможно, они до сих пор лежат под землей (во время бомбежек их прятали во временное хранилище, местонахождение которого не установлено). Проходит изящный Петя Вильямс с молодым белобрысым Сергеем Образцовым. К юбилейным выставкам Александр Дейнека создал два знаковых произведения — картины «Текстильщицы» и «Оборона Петрограда».

Более того, Дейнека уже не был указан в списке участников ОСТа. Графика отошла на второй план, но полученные навыки рисовальщика очень пригодились Дейнеке, например, при создании подготовительных набросков к картинам. Герой Социалистического Труда (1969). После США Дейнека ненадолго заехал в Париж. С 1923 года помимо учебы Дейнека начал сотрудничать с журналом «Безбожник у станка» чуть позже — с изданиями «У станка», «Прожектор», «Даешь», «Красная нива», «Смена». Нотабу преодолеть сложно— так, науже достаточно поздней, написанной в1872году, картине ВасилияВерещагина «Продажа ребенка-невольника» обнаженный ребенок— главное действующее лицо.

Яркие порывы, титанические размахи пролетариата хочется писать тысячью самоцветных каменьев, запечатлеть эту героическую борьбу пролетарских масс» Дейнека собирался писать, ни много, ни мало, «красоту заводов» и «работу коллективных созиданий» для «храмов современности». Над морем постоянно кружатся гидросамолеты. Ещё один принципиально новый вид работы для Дейнеки – настенная роспись. В том же 1937 году художник получил заказ на эскизы 35 мозаик для украшения строящейся станции метро «Маяковская».

Художник старался видеть пейзажи глазами не стороннего наблюдателя, но моряка или летчика. В том же 1937 году художник получил заказ на эскизы 35 мозаик для украшения строящейся станции метро «Маяковская». Дейнека постепенно отходил от графической работы в журналах. Дейнека вспоминал, что подготовительный эскиз был утвержден загодя, а за большое полотно он все никак не мог взяться. Четкую грань между этими двумя творческими периодами провести сложно: спортсменов Дейнека писал и в 1920-х, а к темам Гражданской войны и техники (особенно авиации) художник обращался и в 1930-х.

А Фаворский, правда, учил его классической гравюре — полезно, но не так актуально. ВХУТЕМАС в начале 1920-х годов — отдельная история. Между тем во ВХУТЕМАСе к середине 1920-х годов образовалась художественная группа ОСТ — «Общество станковистов». Дейнека идеализировал советский мир еще тогда, когда понятие соцреализм не изобрели.

Но не только негритянские джазовые концерты или танцы запечатлевал Дейнека он писал картины о бейсболе и горнолыжном спорте, дорожные пейзажи с автомобилями и рекламными вывесками, городские виды с небоскребами и даже портреты буржуазных дам. Поодиночке, не зная еще друг друга, бредут будущие Кукрыниксы. Подобным обрезаниям подвергались многие произведения искусства во все времена. И2)Долгое время советские критики представляли обоих детей девочками в полном соответствии с «линией партии». Она – первая в целом ряду отличных работ того же, 1932 года и ближайших последующих лет.

В послевоенный период Дейнека сохраняет прежний уровень работоспособности и мастерства, однако возвращается к старым, проверенным жанрам (мирные трудовые будни, спорт, духовно и физически здоровая натура), практически перестаёт расширять границы своего творчества.

Таков прелестный рисунок «Теннис» (1926) – четыре легкие изящные фигурки девушек-спортсменок. Многие графические приемы перешли потом в живопись художника. Впоследствии и Дейнеке досталось за «формалистские» эксперименты 1920-х годов с цветом, формой и композицией, но в первой половине 1930-х он пока был в фаворе. Все это укрепляло мои взгляды на искусство».

Дейнека родился в Курске в семье рабочего. Также в этот период он иллюстрирует басни Крылова ("Кот и повар", "Крестьянин и смерть", 1922).

Успех картины был такой, что в том же 1928 году ее послали на Венецианскую биеннале, а впоследствии «Оборона Петрограда» была выкуплена государством (сейчас входит в собрание ГТГ)., Китай на пути освобождения от империализма, Механизируем Донбасс. Живописные работы Дейнеки 1920-х годов напоминали многократно увеличенные рисунки. «Сколько себя помню, я всегда рисовал», — вспоминал Дейнека.

Вместе с тем тяга к красивому была в мальчике всегда: прогулки по окрестным полям и лесам воспитывали любовь к природе иллюстрации из журнала «Нива» и лубочные картинки знакомили с искусством. Полетико. Их получилось около 300. Поначалу художник тяготел почти к монохромности и в целом к темному, мрачному колориту. Творчество Дейнеки уже хорошо знали по заграничным выставкам Анри Матисс, которому как-то прислали фотографии картин советских художников, назвал Дейнеку «наиболее одаренным» и «ушедшим вперед в своем художественном развитии». Конечно, картина далеко вышла за рамки простой иллюстрации.

Его картины и панно отражают приметы современности и дух эпохи (коллективизация индустриализация, военная тематика, антирелигиозный пафос, новый быт) в стилистике, близкой конструктивизму и «новой вещественности». Художник умел молниеносно схватывать силуэты спортсменов, ловить их характерные движения его постоянно видели на стадионах за такими «снайперскими» зарисовками. Полетико. Художник умел молниеносно схватывать силуэты спортсменов, ловить их характерные движения его постоянно видели на стадионах за такими «снайперскими» зарисовками.

Фигуры, при всей своей уплощенности и некоторой графичности, тем не менее, обладают «чисто живописной весомостью в духе Микеланджело», как выразилась ведущая западная исследовательница творчества Дейнеки Кристина Кьер. Но картина не была одинокой удачей. Дейнека был расстроен, ведь на новые краски придется снова копить целый месяц. Возможно, это отец с сыновьями вышли на утреннее учение пилотов. Четкую грань между этими двумя творческими периодами провести сложно: спортсменов Дейнека писал и в 1920-х, а к темам Гражданской войны и техники (особенно авиации) художник обращался и в 1930-х.

А мальчики мечтают о том, что когда вырастут, обязательно, станут летчиками, как и он.