Диего Веласкес Менины
Итак, Менины (Las Meninas по-испански или Фрейлины) – картина Диего Веласкеса (Diego Velzquez), одно из самых знаменитых полотен мира. «менины» (исп. Las Meninas, «фрейлины», 1656)— картина Диего Веласкеса. Писал Диего Веласкес «Менины»в тот период, когда Маргарита была единственной наследницей короля. «менины», (исп. Las Meninas «фрейлины») или «Семья Филиппа IV», — картина Диего Веласкеса, одна из самых знаменитых картин в мире, находится в музее Прадо в Мадриде, закончена в 1656 году.
Писал Диего Веласкес «Менины» в тот период, когда Маргарита была единственной наследницей короля. «менины» (исп. Las Meninas— «фрейлины») или «Семья Филиппа IV»— картина Диего Веласкеса, написанная в 1656 году. Картина Диего Веласкеса «Менины» — один из шедевров мадридского музея Прадо.
Сам Веласкес (9) изображён слева от сцены у мольберта с огромным холстом14. Мишель Фуко посвящает анализу «Менин» всю первую главу своей философской работы «Слова и вещи» (1966), где кропотливо описывает картину на языке, «не подверженном влиянию других искусствоведческих текстов»34, без учёта исторического фона, биографии художника, социального контекста, технических особенностей живописи, возможных источников и влияний при написании картины.
Историки искусства считают, что художник вдохновлялся картиной Ван Эйка «Чета Арнольфини» (1434 г. ), которая находилась во времена Веласкеса в собрании испанского монарха. В настоящее время копия хранится в особняке Кингстон-Лейси (Дорсет)52. На картину, вероятно, оказал влияние «Портрет четы Арнольфини» (1434) Яна ван Эйка, хранившийся в то время во дворце Филиппа и наверняка знакомый Веласкесу25, на котором так же присутствует зеркало на дальней стене, только выпуклое искажающее пропорции и деформирующее пространство.
Скорее всего это портрет королевской четы. Особенно интересен последний портрет инфанты, написанный Веласкесом в 1659 году. Известно, что во время работы над этой картиной в мастерскую нередко приходили король и королева, увлечённые процессом. С тех пор все пауки зовутся арахнами и продолжают ткать свои ковры-паутинки. Но, может быть, это «Менины».
- 14 малоизвестныхфактов о шедевре Веласкеса «Менины»
- «Менины», Диего Веласкес — описание картины
- История одного шедевра: «Менины» Веласкеса
- 14 малоизвестных фактов о шедевре Веласкеса «Менины»
Соперники богов жестоко поплатились за свою дерзость: Аполлон велел содрать с Марсия кожу, а Арахна, несмотря на свой успех, была превращена мстительной богиней в паука (этот сюжет разработан также в картине Веласкеса «Пряхи»). Тот факт, что инфанта есть, что здорова, вызывает надежду о будущем наследнике. Но по испанскому этикету женщина не могла показывать свои ноги, вот таким образом чулки были выброшены со словами «У королевы Испании нет ног». Карлица из Германии Мария Барбола в темно-зеленом платье, расшитом серебристыми галунами.
Но здесь возникают новые вопросы. Странное явление объясняется просто: это не картина, а зеркало. А как все начиналось. В «Венере с зеркалом» (ок. Агостина по этикету припала на одно колено, предлагая инфанте попить. На груди художника алеет крест рыцарского ордена Сант-Яго.
Её отец за всю свою жизнь прилюдно смеялся всего два раза. На момент создания «Менин» он пробыл при королевском дворе уже 33 года, будучи не только придворным художником, но и куратором растущей коллекции европейской живописи, под опекой которого были приобретены многие полотна, включая работы Тициана, Рафаэля и Рубенса, составившие впоследствии значительную часть собрания Прадо6. Та послала за водой Николасито. Прожив всего 22 года, она пережила почти всех своих многочисленных братьев и сестер.
- Менины ( ) или О фрейлинах от времен Веласкеса до наших дней
- Малоизвестные факты о картине Диего Веласкеса «Менины»
- Невообразимый эксперимент Веласкеса
- Автопортрет Веласкеса, «вшитый» в «Менины»
- Самое интересное в виде мозаики
- Любопытное о картине Диего Веласкеса «Менины»
- «Мы не зрители, мы участники действия»
В «Менинах» нет явной или даже метонимической рекурсии. На редкость курьезна картина «Женщина перед зеркалом» (1670) малоизвестного голландца Франса Миериса. Если хотите, то в этой картине заключён реквием по никогда не случившемуся детству. Но любого процесса есть руководитель и он собственной персоной явлен на полотне. Кстати, здесь имеет место один из физиологических просчетов картин эпохи Ренессанса.
Эту надежду подчеркивает свет, падающий на принцессу. Живопись здесь изображена и отражена, ей подражают, её цитируют, её «играют». Он видит маленькую девочку, которую зашнуровали в жёсткий корсет и фижмы. Мы смотрим на то, что происходит в мастерской.
- Словари и энциклопедии на Академике
- ИНФАНТА (Менины Веласкеса и Пикассо)
- Куксы — приколы и курьезы из жизни Интересные новости со всего мира
Картину «Менины» можно назвать портретом о портрете, картиной о картине: пролет двери, зеркало, картины на стене и сама картина — все это стадии включения образа в рамы, стадии живописного воплощения. В «Менинах» Веласкес вывел на сцену всех тех, кто был живыми героями его картин и стал его «актерами» и сам предстал в их окружении.
Ту из них, которая подает Маргарите сосуд с питьем, зовут Мария Сармиенто, другую – Исабель де Веласко. Быть может, расширяя изображаемое пространство, художник стремился преодолеть ограничения, присущие групповым портретам, подобно тому как это сделал его современник Рембрандт в прославленном «Ночном дозоре». Как же не до зеркала при такой-то позе. 1 – инфанта Маргарита. 2 – Исабель де Веласко (Isabel de Velasco), дочь графа, фрейлина инфанты. 3 – Мария Агустино Сармиенто де Сотомайор (Mara Agustina Sarmiento de Sotomayor), дочь графа, фрейлина инфанты. С ней беседует гвардадамас – придворный, обязанный повсюду сопровождать инфанту. Находится в музее Прадо в Мадриде. Но что всё-таки на этом самом загадочном холсте изображено.
Это Веласкес. Как достичь совершенства, как сделать картину зеркальным отражением жизни. Понять тревогу трудно, не зная подробностей истории.
На картине ей 5 лет. Именно тихо. И его легко можно понять. В левой части картины мы видим самого художника перед мольбертом.
Она, пятилетняя, берет кувшин, не глядя на него, что очень необычно для её возраста. В центре картины изображены король, королева, принцесса и художник. Звание королевского камергера (aposentador mayor del palacio) подняло его статус и принесло материальный достаток, хотя исполнение возложенных обязанностей отнимало слишком много времени. Не случайно Веласкес наделил на картине движением только карлика, который поставил свою ногу на лежащую собаку.
Ни при каком другом европейском дворе не было их так много как при испанском. – девочка, вынужденная с малых лет вести себя как взрослая. Это слово (кстати, португальское) можно перевести как «придворные дамы» или «фрейлины». Постараемся удовлетворить естественное зрительское любопытство. Под эту какофонию, условно говоря и спускается в ад знаменитый Ночной дозор. Может быть, мы тоже попали туда каким-то чудом.
«Менины» – полотно, где живописный план тесно переплетается с реальным. Если Веласкес задумал написать групповой портрет инфанты с приближенными, то зачем, спрашивается, он так расширил пространство изображения. В 1794 году картине вернули прежнее название «Семья Филиппа IV».
Это им показывает инфанта, как она может неподвижно стоять, как она может себя держать. В целом исследование Фуко посвящено более эпистемологии, в частности, «когнитивному статусу современных гуманитарных наук»35, нежели искусствоведению, будучи основанным на предпосылке Людвига Витгенштейна о картине как модели реальности36. Афина и Арахна. Действующих лиц мы можем перечислить поименно. Сюжетная многоплановость «Менин» производила сильное впечатление на современников. Джон Сарджент выполнил небольшую копию «Менин» в 1879 году, а спустя три года написал картине оммаж «Дочери Эдварда Дарли Бойта».
Инфанту лишили детства и именно вот таким образом она так похожа на старую карлицу. Рассказывают, что французский поэт-романтик Теофиль Готье, увидев полотно Веласкеса «Менины», в изумлении воскликнул: «Где же картина. ». Ему 57 лет.
Во время гражданской войны в Испании большая часть коллекции Прадо была эвакуирована республиканским правительством в Женеву и «Менины» экспонировались там на выставке испанских картин 1939 года рядом с «Герникой» Пикассо. И творчество побеждает. Джоэл-Питер Уиткин по заказу Министерства культуры Испании выполнил работу «Менины, Нью-Мехико» (1987), содержащую отсылки к картине Веласкеса и к произведениям других испанских художников56. Инфанту Маргариту, младшую дочь Филиппа IV, Веласкес писал неоднократно до нас дошло несколько таких портретов (три – в венском Художественно-историческом музее, по одному – в Лувре, Прадо и киевском Музее западного и восточного искусства). В «Триумфе Вакха» (1629) и нескольких ранних бодегонах некоторые персонажи смотрят прямо на зрителя, словно вызывая того на диалог.
Уже одно это решение так ясно и просто, как это могло быть только у Пуссена (новое доказательство того, что значение Веласкеса не в одном колоризме). Но это спокойствие весьма обманчиво. В таком наряде, весящем несколько килограммов инфанта даже не может свободно вытянуть руки вдоль тела.
Заметим, что миф об Арахне, очевидно, был для Велескеса особенно важен: в написанной примерно через год после «Менин» картине «Пряхи» художник изобразил большой ковер со сценой состязания Афины и Арахны. Считается, что это – достоверный автопортрет самого Веласкеса. Гомер в восьмой песне «Одиссеи» повествует о том, как Венера изменила своему мужу Вулкану с молодым богом войны Марсом. Действительно, сценка с инфантой – лишь звено в соединении видимого и представляемого. Не было бы «Менин», не было бы ни Гойи, ни Сезанна, ни Магритта, ни искусства XIX и XX века вообще. Так нет же – автор полез в портретисты.
Рядом степенно выступает уродливая карлица. Его фигура во многом доминирует на картине, у него очень гордый, живой вид. Так как оно рождает истинно живое, в отличие от инцестуозных отношений». Своим участием он словно преодолевает атмосферу инцеста, внося творческое (здоровое) начало в эту картину.
Английский коллекционер Уильям Джон Банкс, путешествовавший по Испании во время Пиренейских войн (1808—1814), приобрёл копию дель Мазо50, считая её оригинальным эскизом Веласкеса к «Менинам», хотя тот обычно не занимался подготовительными этюдами. Справа находятся постоянные члены свиты принцессы — карлица Мария Барбола, карлик Николас Пертусато и любимый мастиф Маргариты (его кличка также неизвестна). Марс в последнюю минуту прячется под стол, причем покрывало едва его скрывает. При этом он успел нацепить доспехи (XVI в. ) и даже шлем. Как возникла у Веласкеса идея изобразить на полотне отражение в зеркале. Ещё одним важным испытанием для этого шедевра стала его изолированность.
Разумеется, нет. Король Филипп IV (10) с королевой Марианной (11) в отражении зеркала идентифицируются по другим портретам и по свидетельству Паломино. Испанская знать не жаловала новую королеву. За пределами холста или внутри него. В каталоге 1843 года она впервые упоминается под своим современным названием «Менины»44. Но вот зеркало В черном зеркале отражается одна свеча. В отличие от полотен Рембрандта, например его «Ночного дозора», (напомним, кстати, что эти художники были современниками и оба написали великие групповые портреты), в картине Веласкеса звук отсутствует.
Многие аспекты «Менин» связаны с более ранними работами Веласкеса, в которых он обыгрывает условности представления. Но мы не можем удовлетвориться таким истолкованием, поскольку на картине инфанту окружают не некие придворные вообще, а именно действительные исторические лица изображенные с портретным сходством и известные буквально по именам. Неужели ради очаровательных фрейлин инфанты был написан этот огромный холст. За доньей Исабель из полумрака выступает Марсела де Ульоа – дуэнья, без присмотра которой благородные испанские девицы не могли сделать и шагу.
Круглое зеркало также не поможет Вулкану: оно демонстрирует лишь филейную частичку Венеры и согбенную спину обманутого старика. В 1747—1748 годах картина была включена в состав королевской коллекции. В нем почти ничего не отражается – отчетливо видно лишь миниатюрное окошко на противоположной стене. Прелестная светловолосая девочка в центре комнаты – их пятилетняя дочь инфанта Маргарита.
Говорят, он улыбнулся два раза в жизни. Здесь великолепно выбран интерьер и детали – туфли, кресло, грустная собачка. В настоящее время из-за большого размера, важности и ценности картина не допускается к участию в выставках45.
Королева Испании Марианна Австрийская (1634-1696) вышла замуж за своего дядю (родного брата ее матери) короля Филиппа IV в возрасте 15 лет. Филипп IV представляет собою пятое поколение Габсбургов на испанском престоле и всегда они женились или выходили замуж за кого-нибудь из своей династии. Слева висит картина Питера Пауэла Рубенса «Афина и Арахна», справа – полотно Якоба Йорданса "Аполлон и Марсий" (возможно, копии). Но влюбленные были пойманы ревнивым мужем и выставлены на посмешище созванным богам. Веласкес часто ставит искусствоведов в тупик.
Они позируют все, включая и старую шутиху, но лиц их Веласкес явно не видит. Для чего же собралась в мастерской придворного живописца королевская семья. Далее мальчик побежал к месту, где охранялась вода и там ему наполнили кувшинчик. Выпуклое фламандское зеркало неожиданно «всплывает» на полотне Караваджо «Марфа и Мария Магдалина» (1598). Считается, что здесь оно выступает символом тщеславия держащей его Марфы. А почему в мастерской находится инфанта.
Предполагается, что они находятся за пределами картины, перед ней. Он здесь и объект наблюдения и его субъект. Ее привели для развлечения королевской четы во время утомительных сеансов. Его книга «Метаморфозы» была хорошо известна европейскому читателю 17 столетия. Как возникла у Веласкеса идея изобразить на полотне отражение в зеркале. Это им показывает инфанта, как она может неподвижно стоять, как она может себя держать.
Так, мы узнаём, что у короля – это второй брак. 9. Ей всего пять лет. – женщины ростом с девочку– наводит на мысль о том, что инфанта. Веласкес раздвинул пространство своей картины за пределы картины, рекурсии, времени и самой реальности.
Она была всеобщей любимицей – «солнечным лучиком» Алькасара. В высших слоях испанского общества «семьей» в те времена называли не только близких родственников, но и всех домочадцев, включая прислугу. И как бы гордо она ни стояла, мы понимаем, что отцу-то нужна не она, а сын, наследник.
У Веласкеса всё тихо, как и положено в королевских покоях, всё размеренно и степенно. На поясе художника висят символические ключи от его дворцовых помещений16. Художник с кистью и палитрой всматривается в свои модели, стоя перед мольбертом.
" Афина не захотела признать свое поражение и превратила Арахну в паука. Позади них стоит компаньонка инфанты донья Марсела де Уйоа (6) в траурном одеянии, беседующая с её личным охранником (7) (guardadamas)10. Итак, время действия – 1656 год. Менинами могли стать только девочки из самых знатных семей. Эту надежду подчеркивает свет, падающий на принцессу.
Ни при каком другом европейском дворе не было их так много как при испанском. Сэр Джон Лавери выбрал шедевр Веласкеса в качестве основы для написания портрета королевской семьи в Букингемском дворце (1913). По свидетельству Лавери: «Найдя достойным для Его Величества королевский голубой цвет, я смешал его на палитре и, взяв кисть, король нанёс его на Орден Подвязки»50. Карлики наделяли придворных чувством собственного превосходства.
В результате получилось (не нарочно, конечно) фатально-отрешенное выражение лица, придающее картине неуместно философский смысл: мол, не до зеркала мне. В этом проявляются первые успехи воспитания самоконтроля и осознания собственного величия. Художник испанского золотого века Диего Родригес де Сильва Веласкес (1599-1660) пишет картину. И это – в условиях жесткого этикета и строгой иерархии испанского двора. Арахна – дочь красильщика Идмона из лидийского города Колофон.
Согласно описанию в музее, эти работы представляют собой «исчерпывающее изучение формы, ритма, цвета и движения»54. Место действия – старый королевский дворец Алькасар, в котором Веласкесу отвели просторное помещение под мастерскую. Короля и королевы не видно. Существует мнение, что полотно вдохновило Оскара Уайльда на написание сказки «День рождения инфанты»51. Инфанта попросила попить воды, обратившись к одной из менин.
Веласкес «пустил» зрителя в живопись и это открытие поменяло всю концепцию искусства. Оба принадлежали к дворцовой утвари короля. Ключи на его поясе свидетельствуют о том, что Веласкес – к тому же и апосентадор, т. е. То есть король вступил в инцестуозные отношения.
В этом проявляются первые успехи воспитания самоконтроля и осознания собственного величия. С этой целью и был написан «Портрет инфанты Маргариты в голубом платье», где Веласкес изобразил восьмилетнюю девочку достаточно взрослой для обручения с императором Австрии. 2. Этот перечень можно дополнить портретным изображением инфанты в «Менинах», притом едва ли не лучшим из всех названных выше. Изображая, как пишутся портреты (в частности, евангелист Лука — Мадонну), старые мастера доказывают их правдивость сопоставлением оригинала и изображения. Донья Мария Агостина де Сармиенто подает инфанте воду.
В глазах зрителей того времени это означало высшее признание». Неслучайно, творчество художника было открыто лишь в 1940-х гг.
По другой версии в зеркале отражается полотно, над которым работает художник1718, с крайне необычными для портретной живописи Веласкеса размерами, аналогичными размерам самих «Менин». Например, полотно Петера Пауля Рубенса «Венера перед зеркалом» (1615). На гравюре «Менины Пикассо» (1973), собственной вариации картины, Ричард Гамильтон изобразил обоих— и Веласкеса и Пикассо55. И действительно, с 17 века у картины было второе название «Familia – «Семья».
Стоун пишет: «Невозможно окинуть всех персонажей одним взглядом. Что ж, это интересное толкование картины-головоломки, как иногда называют «Менины». Она словно была на долгие годы заточена в золотой клетке королевской резиденции. Что за картину пишет Веласкес и кто ему позирует. Кроме того, в итальянском и фламандском искусстве 16-17 вв.
Веласкес написал картину «Портрет Филиппа IV с прошением» (картина сгорела в пожаре 1734 года), после чего ему выплатили гонорар, назначили ренту и приняли на должность придворного художника. Инфанта Маргарита на момент написания картины была их единственной дочерью.
Но художник испугался своей смелости. 4. В «Менинах» воспроизведена сходная ситуация ибо здесь придворный художник как бы вступает в соперничество с королями, богоравными вершителями человеческих судеб. Портрет приобретает черты развернутого сюжетного действия, становится «портретом» повседневной дворцовой жизни. Фрейлины и инфанта кажутся красавицами на фоне Марии Барболы.
Веласкес рисовал ее часто, что дало повод назвать их у нас «Мастером и Маргаритой». Фигура карлицы. А, может быть, художник лишь изучает саму инфанту и ему нет никакого дела до нас. В центре сцены стоит пятилетняя инфанта Маргарита (1). За спиной художника висит зеркало, в котором на фоне алой драпировки отражаются король Испании Филипп IV и его супруга Марианна Австрийская. Эрнст Гомбрих предположил, что необычная композиция картины могла родиться из невинного замечания кого-то из монархов об инфанте, присутствующей на сеансе, как о достойном кисти Веласкеса объекте, а поскольку любые слова, произнесённые государем, считаются приказом, то появление «Менин» могло быть обусловлено мимолётным желанием, воплотить которое в жизнь оказалось лишь под силу гению Веласкеса19. Кажется, что взоры участников этой композиции устремлены к нам.
Верхняя свободна, более воздушна и легка. Это сцены из жизни простых людей. Надо полагать, введение названных полотен в композицию «Менин» было не случайным. Спрашивается, зачем художнику вообще понадобилось зеркало.
К началу XVIII века интерес к Веласкесу вышел за пределы Испании, куда направились многие британские коллекционеры в поисках его работ, хотя пик популярности в Великобритании итальянского искусства сосредоточил внимание на картинах художника с явным итальянским влиянием, оставив в стороне работы вроде «Менин». Почему они собрались вместе. Правда, немного смущает взгляд богини – кажется, она смотрит куда-то влево, поверх руки амура. Ведь известно, что во время работы над «Менинами» король и королева часто посещали ателье Веласкеса, чтобы смотреть, как пишется картина, если принять последнее предположение, то картина в буквальном смысле становится изображением самой себя.
Историки искусства считают, что художник вдохновлялся картиной Ван Эйка «Чета Арнольфини» (1434 г. ), которая находилась во времена Веласкеса в собрании испанского монарха. Загадок оно не загадывает.
Русского художника Ивана Крамского, автора знаменитой «Незнакомки», не отягощала необходимость «объяснять» чудо Веласкеса, вот таким образом его простые искренние слова о великом собрате по профессии говорят нам больше, чем страницы глубокомысленных рассуждений: «Смотрю на него и чувствую всеми нервами своего существа: этого не достигнешь, это неповторимо. Короли принуждены стать лишь свидетелями великого триумфа Живописи. управляющий дворцом (должность почетная, однако хлопотная и к искусству отношения не имеющая). Полотно Жоржа де Ла Тура «Кающаяся Магдалина со свечой» (1635) – прорыв в иную «зеркальную» реальность, реальность XIX – XX вв. Обе фрейлины присели в реверансе, что тогда являлось не жестом любезности, а обязательной частью протокола или придворного этикета. 4 – Мари Барбола (Mara Brbara Asqun), придворная карлица, родом из Германии5 – Николасито Пертусато (Nicolasito Pertusato), придворный карлик итальянец.
Джованни Беллини в картине «Обнаженная женщина с зеркалом» (1515) осмелился на эксперимент с двумя зеркалами, на который даже фламандцы не решались. Картины, размещенные над зеркалом, свидетельствуют о том, что и автор «Менин», подобно героям «Метаморфоз», бросает вызов природе. Можно догадаться, как обыграли бы подобную ситуацию фламандцы. В классическом искусстве рама замыкает картину, как пролог и эпилог замыкают поэму. Обе картины написаны на сюжеты греческих мифов в изложении древнеримского поэта Овидия. Удивительно, но имена всех изображённых на картине людей установлены абсолютно точно. Пять персонажей смотрят прямо на короля с королевой (и, соответственно, на зрителя), вкупе с отражением в зеркале подтверждая их присутствие за пределами пространства картины12. 5.
А с другой – сам бросает вызов богам. Насколько итальянский Ренессанс опережал время, демонстрирует картина Бернардо Строцци «Старая кокетка» (1615). Тем не менее, Веласкес даёт нам ответ и на этот вопрос. Получается, что Веласкес настолько уверен в себе, что бросает вызов богам Олимпа.
В 1623 году умер придворный художник Родриго де Вильяндрандо. Эта техника известна также как «эффект Дросте». 13 и 14. Всё правильно.
Внешне она проигрывала первой жене Филиппа, красавице Изабелле де Бурбон. «Менины» написаны очень точно и реалистично игра света и тени создает объем и глубину.
Её сопровождают фрейлины (менины) из самых именитых семей— донья Исабель де Веласко (2), приготовившаяся к реверансу и донья Мария Агустина Сармьенто де Сотомайор (3), подающая инфанте красный кувшин (bcaro) на золотом подносе, преклонив колено10. Миф об Арахне изложен в поэме Овидия «Метаморфозы». Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Справа от инфанты два карлика, служившие придворными шутами: страдающая ахондроплазией Марибарбола (Мария Барбола (4) из Германии и Николас Пертусато (5) из Италии, тормошащий ногой сонного мастифа.
По мнению американского писателя Джона Манчипа Уайта «Менины» можно рассматривать как венец жизни и творчества художника, своеобразное подведение итогов его достижений в живописи. Филипп IV (1605-1665) слыл самым строгим королем Европы, пытавшимся реформировать морально-нравственные устои государства. Король Филипп на 30 лет старше своей второй жены и приходится ей дядей. Тот факт, что инфанта есть, что она здорова, вызывает надежду о будущем наследнике.
«Менины» – картина историческая известны даже имена всех изображенных на ней. Я ни в коей мере не претендую на исчерпывающее толкование символики этой чудесной картины. Дочь Марианны и Филиппа IV инфанта (принцесса) Маргарита Тереза Испанская (1651-1673) в центре картины.
Инфанта, напротив, ярко освещена. Что здесь происходит. На Фрейлину она не обращает ровным счетом никакого внимания. Ван Эйк применил в своей картине рекурсивную художественную технику «mise en abyme» (или попросту выражаясь: «картина в картине»). Карлица Мария Барбола родом из Германии, карлик Николао де Пертусато из Италии.
Композиция «Менин» может быть понята по аналогии с заключительным актом театрального представления, когда публика, еще живущая в атмосфере совершившегося действия, видит перед собой актера в двух лицах сразу – как героя и как исполнителя роли и в этот миг, на грани вымысла и реальности, вспоминает об авторе-драматурге и вызывает его на сцену. Этот вывод не покажется вольной фантазией, если дополнительно учесть, что картины на дальней стене посвящены мифологическим сюжетам, почерпнутым из «Метаморфоз» Овидия (этой «библии живописцев», как называли поэму) и объединенным темой соперничества с олимпийскими богами. Рубенс только собирался писать свою Венеру, а юный Веласкес и помыслить такого не мог, у Строцци же налицо усталость от всех этих «венерических» красавиц с их зеркалами Обратите внимание, как зеркало облагораживает глуповатое лицо служанки с пером, скрывая ее улыбку за прической старухи. В огромной литературе, посвященной творчеству Веласкеса, существуют различные истолкования сюжета и жанра «Менин», Картину можно трактовать как групповой портрет (раннее ее название «Семья»), как сцену из дворцового быта и, наконец, как своеобразную «аллегорию живописи», как «картину создания картины». Но мы уже знаем, что никакого двойного королевского портрета никогда не существовало.
Филипп отказывался позировать для портретов в пожилом возрасте, однако он позволил Веласексу включить себя в «Менины»5, содержащие единственный известный совместный портрет монарших особ, написанный художником7. По мнению искусствоведа Люсьена Делленбаха Веласкес сознательно отказывается играть с законами перспективы подобным образом и вместо этого достигает с помощью зеркала сложного взаимообмена взглядами между художником и королевской парой, раздвигающего границы изображения, приглашая зрителя войти внутрь сцены28. На фрейлину она не обращает ровным счетом никакого внимания.
Тогда картина приобретает вид портрета инфанты Маргариты в окружении придворных. 1. Менины (служанки) Мария Агостина де Сармиенто и Исабель де Веласко. А в зеркале надо бы дать смазанное изображение, как у Веласкеса.
– спрашивает Веласкес и сама написанная им картина отвечает на эти вопросы. Для меня «Менины» – картина об искусстве живописи и оптической иллюзии, а еще о значимости искусства. Её отец за всю свою жизнь прилюдно смеялся всего два раза. «Свет мой, зеркальце, скажи». Первые картины Веласкеса были написаны в жанре бодегонес. На картине изображена церемония подачи бокала с водой маленькой принцессе.
Сравните две руки: правую – тонкую изящную и левую – длинную, с мощным локтем. По-видимому, неравнодушный к искусству король имел близкие отношения с художником, несмотря на жёсткий придворный этикет и после смерти Веласкеса начертал на краю указа о назначении его преемника: «Я сокрушён»8. Но самым знаменитым изображением инфанты Маргариты, подлинной жемчужиной мировой живописи стали именно «Менины». Интересно, что же могло тронуть такого редкостного «весельчака». В 1819 году она вошла в собрание музея Прадо43.
Но смотрит и художник. Расположение фигур останется неизменным, но картина утратит легкость и воздушность. был распространен сюжет «Венера перед зеркалом» и Веласкес наверняка видел картины на эту тему. Инфанте прислуживают донья Мария Агустина Capмьенто и донья Исабель де Веласко карлики – это немка Мария Барболa и маленький Николасито Пертусато художник – сам Веласкес (это единственный достоверный его автопортрет) и т. д. С появлением имен картина приобретает вид группового портрета. По свидетельству Антонио Паломино известного как Джорджо Вазари золотого века Испании, Филипп приказал добавить его на картину после смерти Веласкеса, а по некоторым утверждениям «его Величество написал крест самолично»15. Афина превратила ее в паука за неуважение к богам. В ее должность входило подчеркивание красоты принцессы.
Инфанта в то время ошибочно идентифицировалась как Мария Терезия Испанская— её старшая единокровная сестра (при инвентаризации нового королевского дворца в Мадриде в 1772 году ошибка сохранилась)44. Но не это главное в полотне. Относительно того, что изображает изображенный Веласкес, предположения расходятся. Для Фуко «Менины» являются первым признаком рождения новой эпистемы, срединной точкой между двумя великими разрывами в европейской мысли— классической и современной, в которой появляются элементы чистого представления (репрезентации в теории «археологии знания» Фуко), свободного от внешнего воздействия34. Мы знаем, что проживёт инфанта очень недолго. Здесь этот оксюморон вполне уместен.
Но что он рисует. Веласкес привнес в живопись и новое измерение – время. Загадка заключается в другом. 3. По своему воздействию на зрителя полотно производит эффект тихо разорвавшейся бомбы.
Вдали виднеется фигура гофмаршала. Эту надежду подчеркивает свет, падающий на принцессу. Это королевская чета, Филипп IV и Марианна Австрийская. Наконец, мое внимание привлекает сам художник, Веласкес.
Отражаются лишь прическа и головной убор, недоступные взгляду в реальности. Зато на первом плане запечатлено все то, что представляется глазам позирующих. А между тем, с позой-то полный конфуз вышел.
Она представлена здесь всевозможными знаками, в комплексе всевозможных отношений: своими инструментами (мольберт, подрамник с натянутым холстом, палитра, кисти), пространственными формами, родственными полю изображения и дублирующими функцию рамы (двери, окна, зеркала), органично входящими в этот ряд картинами, своими моделями и исполнителями во главе с живописцем. У героини – руки в боки (левая рука, по крайней мере, точно), а в зеркале как. Строго говоря» «Менины» не являются портретом, хотя образ инфанты является центральным.
Одна из них изображает состязание Марсия с Аполлоном (копия с композиции Иорданса), другая – соревнование Арахны с Афиной (Рубенс). Веласкес изобразил в «Менинах»на своем поясе связку ключей, подчеркивая, что у него была почетная должность апосентадора – квартирмейстера для важных персон. Он мечтал стать придворным художником и ему помог случай. Картина по неизвестным причинам обрезана с обеих сторон42. Карлица Мария Барбола родом из Германии, карлик Николао де Пертусато из Италии.
Она, пятилетняя, берет кувшин, не глядя на него, что очень необычно для её возраста. Это привело к инцесту внутри семьи. Веласкес, чье ателье находилось в королевском дворце, прекрасно чувствовал эту связанную с инцестом и наказанием за него атмосферу ужаса и безысходности. На заднем плане в дверях виден дон Хосе Ньето Веласкес (8), гофмейстер королевы в 1650-е годы и хранитель королевских гобеленов— возможно, родственник художника. Тот факт, что инфанта есть, что здорова, вызывает надежду о будущем наследнике. Над ней предупредительно склоняются две статс-дамы, по-испански «менины», которые и дали название картине.
Однако эскиз изображает конечное состояние «Менин» и не соответствует раннему, обнаруженному рентгенографией, следовательно, он мог быть написан только позже самого полотна Веласкеса. Так это их изображает Веласкес. Фрейлины и инфанта кажутся красавицами на фоне Марии Барболы.
На это указывает их смутное отражение в зеркале, в глубине комнаты. В начале 1650-х годов король отдал Веласкесу под ателье главный зал бывших покоев Бальтазара Карлоса, служивший до того дворцовым музеем, в котором и происходит действие «Менин». Оригинально обыгрывает тему зеркала Тинторетто в картине «Венера, Вулкан и Марс» (2-я половина XVI в. ). На это указывает отражение в зеркале.
Искусствовед Светлана Альперс предполагает, что Веласкес утверждал этим свой высокий статус придворного живописца33, подчёркивая, в частности, что живопись является искусством, а не ремеслом, как обычно считалось в те времена. Слева от принцессы (подает ей сосуд с напитком) изображена фрейлина принцессы донья Мария Агустина де Сармьенто Сотомайор, а справа (в реверансе) донья Изабель де Веласко. Это ребёнок, лишённый детства. Общепринятой трактовки картины не существует, но большинство искусствоведов считает, что по сюжету «Менин» королевская пара позирует Веласкесу для совместного портрета их дочь наблюдает за процессом, а сама картина изображает их взгляд на происходящее. В самом деле, где король с королевой и где мы, зрители.
Над ее правым плечом видно наставницу принцессы, донью Марселу де Уллоа и неизвестного гвардадамаса, который был обязан повсюду сопровождать инфанту (его имя было утеряно в истории, но некоторые современные ученые считают, это мог быть Диего Руис де Аскона). И вот вырвалась наружу. Многие, в связи с отражением в зеркале королевской четы в «Менинах», вспоминают картину Ян ван Эйка «Портрет четы Арнольфини», в которой чета Арнольфини многократно отражена в выпуклом зеркале, висящем за их спинами. Оба принадлежали к дворцовой утвари короля.