Донателло Пир Ирода
Донателло достигает подлинной классичности в рельефе Пир Ирода, созданном по возвращении из поездки в Рим. Донателло, развивая идеи Ф. Брунеллески, вырабатывает так называемый живописный тип рельефа, создавая впечатление пространственной глубины с помощью линейной перспективы, точного разграничения планов и постепенного понижения рельефности («Пир Ирода»).
Энциклопедия Кольера – донателло
В начале XV в. Флоренция была преуспевавшей в экономическом отношении республикой. На заднем плане, под дворцовой аркой художник показал танец Саломеи на пиру Ирода1617. Несмотря на то что 30-е гг. (Музей кафедрального собора, Флоренция)Ап. и Сев.
Изобретение масляной живописи – его заслуга. 72), не были знакомы с законами сокращения объектов по мере их удаления в глубину. Местные жители, по легенде, считали двух друзей кладоискателями.
- Образ Саломеи в изобразительном искусстве
- Донателло – итальянский скульптор эпохи Возрождения
- 151 Донателло Святой Георгий Около 1415-1416
- Скульптор Донателло: биография, работы, фото
- Библиотека Гумер – культурология
- Читать онлайн История искусства автора Гомбрих Эрнст Гомбрих – – Страница 35
- История произведений искусства (2 сезон: 11 серия из 22) Пир Ирода Донателло / 039 / 2008 /
Донателло выполнил в Падуе конную статую кондотьера Эразмо де Нарни, уроженца Падуи, находившегося на службе у Венецианской республики. Основные «модели» в этих картинах – охотничьи трофеи, фрукты и роскошная посуда, а вместо сервировки по всем правилам в большинстве случаев мы видим рукотворный хаос, скрывающий, на самом деле, не только сложную композицию, но и огромное количество аллегорий и скрытых символов. Необычен облик Марии Магдалины, дряхлой, одетой в рубище старухи (1453—1455, Флоренция, баптистерий), необычна и маленькая хрупкая Юдифь, глядящая перед собой сурово-отрешенным взглядом, подняв над головой меч (ок. Иоанна Богослова, словно сидящего на наклонной поверхности, в профиль воспринимается как барельеф (поскольку спина статуи срезана), но при этом обладает монументальностью. Композиция была составлена из статуй Мадонны с Младенцем, Распятия (располагается теперь высоко над алтарем Святого Франциска) и ряда прочих фигур изначальный порядок расстановки которых был позже изменен. Скульптура Д. повлияла на живопись Андреа дель Кастаньо.
6, 17-20), дочь Иродиады (имя её не названо) танцевала на пиру у своего отчима Ирода. Немало вопросов вызывает позднее творчество Донателло. Удивительнее всего то, что Брунеллески удалось осуществить свою программу.
С помощью диагонали, которую образуют меч и жезл Гаттамелаты (прозвище Эразмо), а также положения рук, объединил фигуры коня и всадника в цельный силуэт скульптор Донателло. Вероятно, примерно в то же время, когда Донателло работал над кафедрами для Флоренции и Прато, он создал бронзовую статую мальчика, которая известна под условным названием «Амур-Атис» (Флоренция, Национальный музей). фото ниже), певческая трибуна одного из флорентийских соборов, а также наружная кафедра, выполненная для собора в Прато (время создания – 1434-1438 годы). Ведь эта книга замышлялась не как антология прекрасного, а как руководство для вступающих в еще не ведомые им края и такому читателю примелькавшиеся, «затасканные» примеры послужат знакомыми разметками незнакомого маршрута. В произведениях Донателло органично объединены традиции античности, достижения мастеров Проторенессанса и экспрессия готической скульптуры.
- ДонателлоСкульптуры и биография
- Краткие биографические сведения о скульпторе Донателло
- Поездка в Рим, второй флорентийский период
156). Во Флоренции выполнял лепные работы в ризнице ц. Сан-Лоренцо (1433-1443, 4 медальона в парусах свода с сюжетами о евангелистах, бронзовые врата). Давно умер соперник и единомышленник Донателло Нанни ди Банко.
Однако картины Яна ван Эйка уже совсем другие. Его суть состояла в новой рецептуре приготовления красок. 50 скульптур. Умер молодым и художник, наиболее близкий Донателло по духу и жизнеощущению, -— Мазаччо. Позитивные же задачи должны предстать из нее самой. На илл. По деталям, показанным на илл.
Позднее данный портал получил также украшение в виде мраморного рельефа Нанни ди Банко (один из наиболее талантливых скульпторов, которые работали с Донателло на раннем этапе его творчества). Одним из наиболее радикальных новаторов в живописи был швейцарец Конрад Виц (1400. Их пейзаж больше походил на декорационный задник или шпалеру, чем на живую природу. Так, в 1443 году Донателло получает приглашение в Падую, где и проживает десять лет. В работах Донателло формируются принципы построения ренессансного рельефа-картины, в котором линейная перспектива (открытая в начале XV века) объединяется с техникой низкого рельефа известной ещё с античных времён, что позволяло создать иллюзию пространства, ввести архитектурный или пейзажный фон. XV в. во Флоренции ознаменованы интересом к фламанд. Совсем недавно они восхищались танцем Саломеи.
Рядом с ним рельеф Кверчи «Захария в храме» поражает мощью творческого темперамента художника, пластической энергией телесных форм. 216-217 илл. К числу его ранних работ относится статуя, выполненная по заказу гильдии оружейников, чьим патроном был Святой Георгий и предназначавшаяся для наружной ниши флорентийской церкви Ор Сан Микеле (илл.
Аквилеи (1433 изображение полустерто), установленное в ц. Санта-Мария ин Арачели. В Сиене Д. исполнил серию рельефов для баптистерия, показав безупречное владение перспективой (напр., «Пир Ирода», 1427, - более простой по композиции, нежели «Пир Ирода», 1441, Музей Викар в Лилле). По своим изобразительным возможностям такой рельеф приближается к живописи (смотрите Живописный рельеф), что демонстрируют даже ранние работы Донателло: «Битва святого Георгия с драконом» (Национальный музей Барджелло, около 1415 года ранее размещался у подножия статуи святого Георгия), «Пир Ирода» для купели сиенского баптистерия (около 1425 года) «Передача ключей апостолу Петру» (вторая половина 1420-х годов, Музей Виктории и Альберта, Лондон), «Мадонна Пацци» (около 1430 года, Государственные музеи, Берлин). С какой бы точки зритель ни смотрел на произведение, он видит одни и те же контуры.
музей Барджелло). Идея возрождения в сознании итальянцев была тесно связана с идеей восстановления «величия Рима». XV в., ц. Санта-Кроче, Флоренция) и для рельефов парапета кафедры для певчих (1433-1438, Музей кафедрального собора, Флоренция).
Неаполя). Скульптура отличается живостью исполнения. Они готовили их сами используя вещества растительного или минерального происхождения.
Таковы были заданные мною правила исключения, так сказать негативные рамки книги. Статуя предназначалась для фонтана во внутреннем дворе палаццо Медичи. Статуи пророков, выполненные Донателло для кампанилы, по-разному оценивались историками. Лишь отдельные фигуры выбиваются из этой общей линии.
Скульптор в исполнении придерживался натурализма, который граничил с духовным надломом. Георгий» (1407) – в фигуре «Пиппо Спано» (1450-1455), позднее конного памятника Б. Коллеони работы Андреа Верроккио (Пьяцца-Санти-Джованни-э-Паоло в Венеции). Алтарь включал в себя семь больших статуй в натуральную величину и рельефы, среди которых выделяются четыре (с изображением чудес святого Антония), являющиеся своеобразным эталоном рельефа-картины Раннего Возрождения. Он мог, накладывая краски прозрачными слоями (так называемыми лессировками) доводить живописную поверхность до глянцевого блеска, он мог кончиком тонкой кисти вызывать эффект мерцающих бликов.
157, можно убедиться, что в живописи ван Эйка все иначе. P. 164-167), в «Дневнике Полициано» (A. Донателло принадлежит рельеф Пир Ирода (1423—1427, Сиена, баптистерий). Фигуры, вписанные в перспективное обрамление, подобны объемным изваяниям. Достаточно сравнить, как написаны фоны с деревьями и постройками, чтобы увидеть различия. иллюстрацию в ст. ворот флорентийского баптистерия.
для посмертных монументов стенного надгробия (гробница Бальдассаре Коссы, антипапы Иоанна XXIII, 1425-1427 совместно с Микелоццо – флорентийский баптистерий) Д. отлил из бронзы конную статую, вознесенную на 9-метровом цоколе. В рельефе видят политическую аллегорию, связываемую с личностью папы Мартина V, олицетворявшего в глазах современников «libertas Ecclesiae», звавшего к крестовым походам против гуситов и пытавшегося восстановить могущество папской власти.
Марка Аврелия, которую Д. видел в Риме. 1420-хгг., Музей Виктории и Альберта, Лондон), «Мадонна Пацци» (ок. Можно находить отголоски римских впечатлений в архитектурных фантазиях лилльского «Пира Ирода», просветленности «Благовещения», языческой стихии пляшущих путти с кафедры соборов Флоренции и Прато.
Георгия с драконом» (Нац. Небольшая статуя Давида — одна из самых гармоничных работ Донателло. Каждое поколение в какой-то мере восстает против отеческих установлений и каждое произведение искусства обращается к своим современникам не только тем, что в нем есть, но и тем, что осталось за его пределами. 114 илл.
Сигизмунда (1433, рис. В 1433 г. он завершил мраморную кафедру флорентийского собора. Донателло первый добивается в рельефе истинного впечатления пространства, в соблюдении законов перспективы сближает раннеренессансную пластику с раннеренессансной живописью и окончательно отходит от готического «реализма деталей» во имя реализма осознанного и обобщающего. 179 илл. Здесь не меньше отличий от средневековой пластики, чем в Святом Георгии Донателло.
Ее голова увенчана короной с изображением херувимов. Библейские герои (Давид, победитель Голиафа и Юдифь, убившая Олоферна) были излюбленными персонажами флорентийских мастеров, ассоциировались с победами, одержанными маленькой Флоренцией над могущественным Миланским герцогством. Сероватая, но чистая скатерть – скорее всего из домотканого льна, оловянная посуда и кружки, нож с деревянной ручкой, глубокая миска и приземистый глиняный кувшин создают композицию, которая оказывается ничуть не менее интересной, чем «богатые» натюрморты. Движения фигур резки и порывисты, художник не пытается смягчить жестокость сцены. Немало дурных дел совершили они в жизни.
музей Барджелло). Эти слова соотносились церковными мыслителями с праздником всех святых и композиция ван Эйка является его аллегорическим отображением. Пизано и Тино да Камаино в Сиене, Пизе, Прато, Пистое). Пребывание в Падуе (1443-1453) граничит с работами Д. в соборе Сан-Антонио (Иль Санто 1447-1450) и созданием конного монумента (1443-1453) кондотьеру Эразмо да Нарни, прозванному Гаттамелатой. При всей живости и подвижности, фигура, схваченная чеканным контуром, крепка, как скала. Недавно на тех блюдах те же слуги приносили гостям угощение.
Удивительна судьба этого города. 1962. Его наиболее достоверная реконструкция создана по аналогии с главным алтарем ц. Сан-Дзено Маджоре в Вероне, спроектированным Андреа Мантеньей (1456-1460) и алтарем падуанской ц. Эремитани (1452-1453 работа ученика Д. – Джованни да Пиза), в котором использованы принципы антикизированного архитектурного обрамления алтаря Кавальканти. 1967), освященной во имя ап. Мы словно вступаем в дом четы Арнольфини. Италии.
У Донателло пророки Иеремия и Аввакум – цельные и духовно богатые натуры. В конце XVI в. алтарь был разобран. Dialog. Jena, 1929) и в др. В прослеживании этих отличий состоит самый простой путь к пониманию искусства прошлого.
120 илл. Удачно передано движение ангела. Ирода. 1424— 1427, Флоренция, баптистерий). Рельеф купели. Донателло отправляется в 1443 году в Падую. Д. вел инженерные работы во время осады Лукки (1430).
Голов pа повернута слишком неестественно. У людей, привыкших к готическому изяществу, такая композиция могла вызвать потрясение. 149). Образом послужил памятник Марку Аврелию.
Ему удалось сделать несколько пространственных зон, в которых находятся персонажи. Я поклялся себе не поддаваться соблазну оригинальности персонального выбора, за исключением тех случаев, когда общепризнанные шедевры входят в круг моих личных предпочтений. 148). Живописный рельеф), что демонстрируют даже ранние работы Д. : «Битва св. P. 143).
Фигура в тюрбане – Даниил, лысый старик – пророк Исайя. Роспись принадлежит художнику, получившему известность под прозвищем Мазаччо (1401–1428), что означает примерно «Большущий Томмазо». (стр. Конный памятник (1447-1453 годы) главнокомандующему сухопутными войсками Венецианской республики Эразмо да Нарни известному под прозвищем Гаттамелата, через много столетий воскресил в европейском искусстве античную традицию конных монументов образцом послужила статуя императора Марка Аврелия, которую Донателло видел в Риме. Сюжет скульптуры заимствован из «Ветхого завета»: в благородном металле скульптор запечатлел библейского пастуха Давида, который победил великана Голиафа и стал царем Израиля. музеи, Берлин).
Д. одним из первых используя язык рим. Ирода. Брунеллески применил их для того, чтобы подчеркнуть формы и членения интерьера. Внутри капеллы еще более очевидны заимствования из римской архитектуры (илл. В остальных случаях остается лишь строить догадки – более или менее достоверные.
Его плотная фигура напоминает фигуры во фреске Мазаччо илл. 75).
Всего было выполнено 10 статуй пророков и группа Авраам и Исаак. Учитель церкви добавляет детали к характеристике танца принцессы, покоряющей Ирода: «она изгибается всем телом и вращает ногами, как будто у неё не было позвоночника»6. 1440-хгг. Антония. Позитивные же задачи должны предстать из нее самой.
Ван Эйк двигался в прямо противоположном направлении. Донателло, как и его друг Брунеллески изучал древние памятники. 30-х гг. Восхищённый танцем Ирод обещал исполнить любое её желание.
Художники того времени не располагали готовыми красками в тюбиках или коробках. В 1425—38 имел общую мастерскую с архитектором Микелоццо. У людей, привыкших к готическому изяществу, такая композиция могла вызвать потрясение. 148).
и Донателло. Первая из статуй, предназначенных для кампанилы, была создана Донателло между 5 декабря 1415 г. и 18 декабря 1418 г. Она отождествляется с так называемым «Безбородым пророком» из левой ниши восточного фасада кампанилы (ныне все статуи заменены копиями и экспонируются в музее собора). Наиболее традиционно «Крещение Христа» работы Гиберти. Получив известность после исполнения обществ. 219 илл. По своим изобразит.
Петра и завершения ряда других заказов. Здесь на столе мы видим фарфоровые (привезенные из Китая: тогда фарфор не делался в Европе), либо – вероятнее – фаянсовые тарелки, украшенные нежной росписью. Так, стилистическая концепция статуи ап. Такие краски, получившие название темперы, были хороши, однако слишком быстро сохли. Его 1-м самостоятельным произведением стала скульптура пророка с фиала Порта делла Мандорла (1407) в Орсанмикеле. Учитель церкви добавляет детали к характеристике танца принцессы, покоряющей Ирода: «она изгибается всем телом и вращает ногами, как будто у неё не было позвоночника»6.
На смену бестелесным образам средних веков пришли яркие, конкретные, жизненные образы. Он красиво закутан в одежду, напоминающую тогу. Таково, например изображение «Воскресения» с южной кафедры.
заказов Флорентийской республики и гор. Эта Саломея была единственной женщиной, которая когда-либо правила Иудеей единолично. политику и питавших общественное сознание в XV в. ).
Георгий и дракон изображены в довольно высоком рельефе. Впервые в истории художник стал очевидцем в подлинном смысле слова. мастеров, а также с убедительным правдоподобием, свойственным античности. комментариях XV-XVI вв. иск-вом.
Ее голова повернута влево, фигура, грациозно изогнута. статуи пророков для кампанилы (колокольни) флорентийского собора. Иосии – Поджо Браччолини. — 1466), также флорентиец. Пророки Донателло немолоды и некрасивы, наделены огромной силой духа.
Небольшая статуя Давида — одна из самых гармоничных работ Донателло. Небольшая бронзовая статуя Давида (1-я пол. произведениях есть немало общего. Это один из первых ренессансных конных монументов.
Почти восьмиметровая статуя на высоком пьедестале одинаково выразительна со всех сторон. Иоанн Богослов. 143) его фигуры могут показаться оцепенелыми и неловкими.
155-156). Он объединил два сюжета — передачу ключей и вознесение Христа — в одном рельефе. В содружестве с архитектором Микелоццо он создаёт ренессансный тип настенного надгробия с античным по формам саркофагом (на котором покоится фигура умершего), с аллегорическими фигурами и величественным ордерным обрамлением (надгробие папы Иоанна XXIII, мрамор, бронза, 1425—27, баптистерий, Флоренция). Он восторженно отзывался о статуе «Св. Антония Падуанского, описанные в хранящейся в соборе книге Секко Полентоне: «Чудо с ослом», «Чудо с заговорившим младенцем», «Чудесное исцеление непокорного сына», «Сердце скупого».
н. Мадонна Пацци, 1422), напоминающих профили менад на классических камеях, а также в «Благовещении» алтаря Кавальканти (1-я пол. Эта скульптура демонстрирует отход от традиционных канонов христианского искусства: удивляет женственность главного героя, а также степень его обнаженности (это была одна из первых настолько откровенных работ, созданных в эпоху Возрождения). Ее изящная фигурка словно наполнена божественным светом, ее ноги едва касаются земли. Её миловидность и невозмутимость вступают в диссонанс с драматической ситуацией. Охваченные смятением гости (один из них закрыл лицо рукой) отхлынули от стола, столпившись вокруг Саломеи, еще пребывающей во власти танца. Приём отдельного расположения фигуры (подобно античным) получил развитие в творчестве Донателло. проблемы, с которыми столкнулась итал.
они были приостановлены. Драматич. Но главные победы в процессе завоевания реальности были одержаны не скульпторами. Ксилографии «Усекновение главы Иоанна Предтечи» (1510), где Саломея изображена принимающей голову Иоанна и «Принесение Саломеей Ироду главы Иоанна Крестителя» (1511), где дочь передаёт Иродиаде свою страшную ношу, по тонкости исполнения и художественным качествам близки к гравюре на меди.
Современникам Донателло правдоподобие рельефа могло показаться почти невероятным. К скульптуре ап. Скорее наоборот – страстное стремление художников круга Брунеллески к возрождению искусства определило их интерес к природе, наукам и древностям. Одним из самых значительных этапов творчества Донателло являются годы работы в Падуе (1445—1453).
Он выполняет конную статую Эразмо де Нарни (статуя Гаттамелаты). дАрриго. Герой изображен обнаженным, его тело абсолютно и прекрасно. Др. Действительно, все в «Марии Магдалине» кажется необычным для искусства Возрождения.
для посмертных монументов стенного надгробия (гробница Бальдассаре Коссы, антипапы Иоанна XXIII, 1425-1427 совместно с Микелоццо – флорентийский баптистерий) Д. отлил из бронзы конную статую, вознесенную на 9-метровом цоколе. В рельефе видят политическую аллегорию, связываемую с личностью папы Мартина V, олицетворявшего в глазах современников «libertas Ecclesiae», звавшего к крестовым походам против гуситов и пытавшегося восстановить могущество папской власти. Св. Hom. Италии (напр., памятник П. Савелли в венецианской ц. Санта-Мария Глориоза деи Фрари).
Его наиболее достоверная реконструкция создана по аналогии с главным алтарем ц. Сан-Дзено Маджоре в Вероне, спроектированным Андреа Мантеньей (1456-1460) и алтарем падуанской ц. Эремитани (1452-1453 работа ученика Д. - Джованни да Пиза), в котором использованы принципы антикизированного архитектурного обрамления алтаря Кавальканти. Это первый написанный с натуры пейзаж, первый «портрет» уголка природы. Справа показан Иоанн в темнице, по традиции он одет в звериную шкуру.
Библейские герои (Давид, победитель Голиафа и Юдифь, убившая Олоферна) были излюбленными персонажами флорентийских мастеров, ассоциировались с победами, одержанными маленькой Флоренцией над могущественным Миланским герцогством. 1450-хгг., Палаццо Веккьо, Флоренция). Возможно, Д. имел связи с влиятельным в Падуе в XV в. орденом францисканцев и был приглашен попечительским советом миноритского собора Сан-Антонио, для к-рого им был исполнен большой, свободно стоящий алтарь (1485-1552 разобран в XVII в., существует его краткое описание у Микеле Санмикели). A. Wesselski. С. 100. Д., развивая идеи Ф. Брунеллески, вырабатывает так называемый живописный тип рельефа, создавая впечатление глубины пространства с помощью линейной перспективы, точного разграничения планов и постепенного понижения высоты изображений (рельеф «Пир Ирода» на бронзовой купели сиенского баптистерия, 1423—27). Скульптор Донателло в период с августа 1432-го по май 1433-го находится в Риме.
Скульптор был приглашен сюда венецианскими властями для увековечения памяти главнокомандующего венецианскими сухопутными войсками уроженца Падуи Эразмо де Нарни по прозвищу Гаттамелата (хитрая кошка). Достаточно сравнить, как написаны фоны с деревьями и постройками, чтобы увидеть различия. 1425) «Передача ключей апостолу Петру» (2-я пол. Опознаваемы античные мотивы отдельных эпизодов.
Покровительство Медичи дало ему возможность создать последние шедевры. и Донателло. P. 10-11). Именно такая женщина была способна на подвиг.
Один из интересных примеров разработки сюжета— рельефные бронзовые панно двери входного портала веронской церкви Сан-Дзено (XIв. ). Фигура Богоматери на троне выполнена в виде единого блока. Царь опечалился, но ради клятвы и возлежавших с ним не захотел отказать ей. 216-217 илл.
Но если уже в 1443 г., как мы отмечали, Донателло почувствовал себя одиноким во Флоренции, то еще с большей силой должен был он ощутить свое одиночество десять лет спустя. находку Д. - «обрезы» фигур краем рамы, придающие композициям незавершенность (напр., разбойники на крестах в сцене «Снятие с креста»). Возможно, что художник сам резал доски для ксилографий.
Она трясёт своей гривой, не человеческими волосами». Д. одним из первых используя язык рим. Рисуя резцом, скульптор уподобляется пишущему картину художнику.
149). Он весь погружен в глубокое и тяжелое раздумье о чем-то неизбежном и безвозвратном. Величайшее его создание – многостворчатый алтарь (полиптих) для собора в Генте (илл. : Baxandall.
Однако самый замысел статуи очень привлекателен. Амвросий Медиоланский подробно повествует как о пире Ирода, так и танце его падчерицы, называя его «семенем раздора» (pignus regale). Художник сознательно помещает основную сцену в центре фрески.
Альбрехт Дюрер дважды обращался к истории Иоанна Крестителя. Из 10 скульптур, украсивших внешние стены церкви, Донателло принадлежат статуи евангелиста Марка (1411—1413), св. представления о человеческой личности («Св. Ее голова увенчана короной с изображением херувимов. н. Цукконе) – Джованни ди Бардуччо Керикини, в прор. Др. Величайшее его создание – многостворчатый алтарь (полиптих) для собора в Генте (илл.
С наступлением утра на берегу явился Иисус, однако ученики не узнали его. Его почти не интересует, как стоит пророк, как ложатся складки одежды. de Lucae, XXVII, 3) добавил к ним свои рассуждения.
Основоположник ренессансной архитектуры был первопроходцем и в других областях. Исчезла строгая торжественность готических статуй (стр. 1430– нач. Одновременно с началом работ в Иль Санто (1443) Д. приступил к исполнению оплаченного Венецианской республикой монумента (кенотаф) кондотьеру Гаттамелате. Таковы были заданные мною правила исключения, так сказать негативные рамки книги.
Универсальность интересов Д. позволяла ему реализовывать свои замыслы в различных жанрах (многофигурный алтарь, надгробие, медальоны для Палаццо Медичи-Риккарди, картон для витража «Коронование Богоматери», проект убранства для празднества по случаю коронации имп. Монумент поставлен параллельно фасаду собора Сант-Антонио, что позволяет видеть его либо на фоне голубого неба, либо в эффектном сопоставлении с мощными формами куполов. Он терпеливо накапливал детали, шаг за шагом приближаясь к иллюзии реальности, добиваясь впечатления зеркального отражения.
Усиливает пространственную иллюзию использование приемов прямой перспективы. Библейский пастух, победитель великана Голиафа, - один из излюбленных образов Ренессанса. тот же Андреа Пизано и его ученики изваяли четыре статуи для южного фасада. Роспись принадлежит художнику, получившему известность под прозвищем Мазаччо (1401 – 1428), что означает примерно «Большущий Томмазо». 30-х гг.
Основоположник ренессансной архитектуры был первопроходцем и в других областях. Особенно это заметно в изображении св. Совместно с Микелоццо ди Бартоломмео Д. исполнил гробницу антипапы ИоаннаXXIII во флорентийском баптистерии (1425–1427), продолжив традиции Проторенессанса и вместе с тем создав образец ренессансного пристенного надгробия для нескольких поколений итал.
Георгия с драконом» (1-й пример использования в скульптуре линейной перспективы) Д. пытался воссоздать органическое единство мира и героя в нем. Фигура Богоматери на троне выполнена в виде единого блока. 144). 1962. Скульптор Донателло в период с августа 1432-го по май 1433-го находится в Риме. Возрождения, способствовавший становлению искусства раннего Возрождения и формированию индивидуальной манеры отдельных художников (Андреа Вероккио и Микеланджело).
Нет надобности долго распространяться о проявлениях новаторства в рельефе Донателло. Композиция рельефа «Передача ключей ап. Но даже с учетом вышеизложенного, я вынужден был многим пожертвовать. Видимо, этим объясняется помещенная на видном месте подпись художника, начертавшего по латыни: «Johannes de eyck fuit hic» (Ян ван Эйк был здесь).
политику и питавших общественное сознание в XV в. ). Обратите внимание на форму арки, полукружие которой срезается пилястрами (плоскими полуколоннами) верхнего яруса.
Антония. Усиливает пространственную иллюзию использование приемов прямой перспективы. Однако и здесь заметно стремление к конкретизации. В танцовщицы шли девушки из знатных семей. Жесты и пластика поз, обнаруживающие сильные душевные порывы от немого отчаяния до неистовства («Распятие»), выражают суть повествования. Она удачно прорисована и красиво задрапирована в плащ.
Их форма практически не менялась на протяжении тысячелетий. Как и на известной нам средневековой купели (стр. 1423—1425) и св. Polizianos Tagebuch: 1477-1479 / Hrsg.
На 5 рельефах сев. «Она вышла и спросила у матери своей: чего просить. На лице его застыла гримаса страдания. И только группа на первом плане резко отличается от равнодушных воинов. Это открытие не было чем-то совершенно новым, подобно открытию перспективы.
Работал в городах Центр. Существует предположение, что художника пригласили засвидетельствовать это важное событие, как приглашают нотариуса для удостоверения подобных актов. В IV веке падчерица Ирода упоминается наряду с мимами и жонглёрами. 1425) «Передача ключей апостолу Петру» (2-я пол.
30-х гг. Алтарь включал в себя семь больших статуй в натуральную величину и рельефы, среди которых выделяются четыре (с изображением чудес святого Антония), являющиеся своеобразным эталоном рельефа-картины Раннего Возрождения. Все это помогло ему создать первый конный монумент Нового времени, полный величия и благородства (Памятник кондотьеру Гаттамелате, 1445—1453, Падуя, Пьяцца дель Санто). Драматические ноты, всегда присущие произведениям Донателло, достигают наивысшего звучания в его поздних работах – статуе Марии Магдалины (дерево, середина 1450-х годов, Музей собора, Флоренция), свидетельствующей о своеобразном возврате к готике в поисках новых выразительных средств, а также в бронзовой группе «Юдифь и Олоферн» (конец 1450-х годов, Палаццо Веккьо, Флоренция).
1971. С исканиями Д. тесно связано творчество сиенца Якопо делла Кверча, работы к-рого выделяются пластической насыщенностью и образной мощью (рельефы портала собора Сан-Петронио в Болонье, 1425-1438). Вернув скульптуре то самостоятельное значение, которое она имела в античном искусстве, он с еще большей последовательностью, чем его романские и готические предшественники, наделяет свои образы яркой индивидуальностью, глубокой человечностью, так, что его святые и герои кажутся нам вполне реальными личностями. Таковы статуи, украшающие надгробия правителей Вероны XIV в. Скалигеров и Донателло, возможно, посетил Верону — один из ближайших к Падуе городов.
Донателло первый добивается в рельефе истинного впечатления пространства, в соблюдении законов перспективы сближает раннеренессансную пластику с раннеренессансной живописью и окончательно отходит от готического «реализма деталей» во имя реализма осознанного и обобщающего. Современники называли Д. «великим подражателем древних». Ирод в ужасе отшатнулся, выставив вперед руки. Та отвечала: головы Иоанна Крестителя» (Мк. В 1420—1430-е наиболее полно раскрывается многогранность таланта Донателло. Выполненная по заказу цеха оружейников для той же церкви статуя св. Во-первых, я писал только о тех произведениях, которые мог показать в иллюстрациях. Саломея, дочь Иродиады, стала танцевать перед гостями, дабы развлечь их.
Напряженность и смятение пронизывают композиции рельефов, посвященных деяниям св. Работа Д. перекликается с фреской Мазаччо в капелле. Вероятно, декор дверей был выполнен немецкими мастерами.
Эта скульптура, вероятно созданная под влиянием античной статуи Гермеса (Палаццо Веккьо) (Либман. Движения фигур резки и порывисты, художник не пытается смягчить жестокость сцены. Третье правило также потребовало некоторого самоотречения. дворца, а персонажей дальнего плана наделил внешностью древних римлян (илл. Взгляд зрителя видит свидетелей вознесения изумленно запрокинувших головы вверх.
Их крепкие фигуры скрыты тяжёлыми складками плащей. Созданию этого иллюзионистического эффекта способствует постепенное уплощение рельефа к центру и введение фигур, фланкирующих центральные сцены («Положение во гроб») такую композиционную особенность стали использовать в XVI в., как и др. Жизнь избороздила глубокими морщинами поблёкшее лицо Аввакума, он совсем облысел.
К наиболее классическому периоду творчества Донателло относится и знаменитая бронзовая отдельно стоящая статуя Давида, которая была сделана для палаццо Медичи и находящаяся в данное время в Барджелло. Это один из первых ренессансных конных монументов. А бескорыстие «амбициозного» ваятеля доходило до того, что он поставил у дверей своей мастерской корзину с деньгами, чтобы его нуждающиеся друзья имели средства для существования. В 1403—07 гг. Почти десять лет Донателло работал в Падуе, старом университетском городе, родине глубоко почитаемого в Католической Церкви Святого Антония Падуанского. 153).
Энергичная пластика объемов, естественность и в то же время угловатая напряженность поз, характерность (возможно, портретность) персонажей способствовали созданию столь ярких образов, что флорентийцы находили их «прототипы» среди сограждан: в прор. У последней нет четко выраженной оси. С помощью диагонали, которую образуют меч и жезл Гаттамелаты (прозвище Эразмо), а также положения рук, объединил фигуры коня и всадника в цельный силуэт скульптор Донателло. Аввакуме (т.
кафедры представлены сюжеты, выбор и размещение к-рых далеки от традиционных: «Христос перед Каиафой», «Христос перед Пилатом», «Снятие с креста», «Положение во гроб», «Сошествие во ад», «Вознесение». Луки как «скульптор и золотых дел мастер» и привлечен к строительству собора Санта-Мария дель Фьоре. Она вышла и спросила у матери своей: чего просить. Скульптуры, созданные им в этот период, действительно великолепны. Внутри капеллы еще более очевидны заимствования из римской архитектуры (илл.
Скульптура Д. известная как Амур-Аттис (1-я пол. В статуе и рельефе на ее цоколе «Битва св. Пять фигур находятся в музее собора. В Средние века в ветхозаветных пророчествах усматривали аллегории Страстей Христовых. Созданию этого иллюзионистического эффекта способствует постепенное уплощение рельефа к центру и введение фигур, фланкирующих центральные сцены («Положение во гроб») такую композиционную особенность стали использовать в XVI в., как и др. Подобно Мазаччо, Донателло противопоставил стилевым изыскам своих предшественников энергию натурных изысканий.
Луки как «скульптор и золотых дел мастер» и привлечен к строительству собора Санта-Мария дель Фьоре. Хоквуда (1436, Санта-Мария дель Фьоре), заменившую работу А. Гауди и Дж. Справа— тюрьма, где лежит обезглавленное тело, над которым склонились двое мужчин9. Перейдём к первому периоду, длившемуся до 1443 года. Этот же мотив Донателло повторил в наружной, украшающей один из внешних углов здания кафедре собора в Прато (1424—1438).
иск-ве античную традицию конных монументов образцом послужила статуя имп. – 1446. ). Скульптор работы создал различные по тематике, в которых проявляется данный идеал. 14, 3-5 Мк.
Эти работы затянулись на долгие годы, тем более что в конце 1420-х гг. Работал в городах Центр. находится во Флорентийской академии), материалах и техниках.
Такие детали, как обрамление дверного проема с увенчивающим его фронтоном (щипцом), свидетельствуют о тщательном изучении древних памятников, например Пантеона (стр. Петра, созвучна программе декора капеллы, в к-рой подчеркнута идея величия Флоренции («Florentine empire» – один из мифов, определявших гос. Но если фреска Мазаччо и не угождала вкусам тогдашних любителей изящного, она захватывала своей волнующей правдивостью. Саломея, дочь Иродиады, стала танцевать перед гостями, дабы развлечь их. 1427 г. (баптистерий кафедрального собора, Сиена)В 1412 г. Д. был принят в гильдию св.
Совместно с Микелоццо ди Бартоломмео Донателло исполнил гробницу антипапы Иоанна XXIII во флорентийском баптистерии (1425-1427 годы), продолжив традиции Проторенессанса и вместе с тем создав образец ренессансного пристенного надгробия для нескольких поколений итальянских скульпторов. Здесь все – новаторство. Заменив яйцо маслом, он получил возможность работать неспешно, тщательно отделывая детали. Жесты и пластика поз, обнаруживающие сильные душевные порывы от немого отчаяния до неистовства («Распятие»), выражают суть повествования.
Небольшая статуя Давида — одна из самых гармоничных работ Донателло. В кон. Неудивительно, что такие представления обрели популярность в Италии. 1415, Флоренция, Нац. Георгия (1415-1417, Национальный музей, Флоренция) наделена «изумительным движением, оживляющим камень изнутри» (Вазари. Глубоким пессимизмом веет от этого рельефа.
191 илл. Возрождения, способствовавший становлению искусства раннего Возрождения и формированию индивидуальной манеры отдельных художников (Андреа Вероккио и Микеланджело). Ипполита в «Refutatiо» – сочинении, доступном на Западе со времени Флорентийского Собора (1439) (Janson. 1415 ранее размещался у подножия статуи св.
Антония (Санто). Им совместно с мастерской было выполнено также четыре рельефа с символами евангелистов изображение мертвого Христа, поддерживаемого ангелами, двенадцать рельефов с ангелами (все — из бронзы), а также рельеф из известняка «Положение во гроб».
Французское слово «ренессанс», собственно и означает возрождение или восстановление чего-либо. Он был старше Мазаччо на пятнадцать лет, но жил значительно дольше него.
1971. По наущению матери Саломея потребовала голову Иоанна Крестителя. Энергичная пластика объемов, естественность и в то же время угловатая напряженность поз, характерность (возможно, портретность) персонажей способствовали созданию столь ярких образов, что флорентийцы находили их «прототипы» среди сограждан: в прор. Свою творческую карьеру Донато начал в качестве ювелира в Пистойе. 179 илл. В процессе работы над данным ансамблем скульптор неоднократно обращался за помощью к своим ученикам, коих было великое множество.
Ладислао Дураццо) испытала влияние произведений поздней готики (работ Дж. ремесленных цехов, Д. всё чаще стал получать частные заказы. Во-первых, я писал только о тех произведениях, которые мог показать в иллюстрациях.
Ее декор выполнен строго в ренессансном стиле и отличается простотой. Такой светильник горел довольно ярко, долго и равномерно, давая минимум копоти. 161 показана часть алтаря, созданного им для женевской церкви в 1444 году. 1427 г. (баптистерий кафедрального собора, Сиена)Пир. 1963. Иоанна Богослова (1408-1415, Музей кафедрального собора, Флоренция) противоречила традиции «интернационального стиля», в соответствии с к-рой были выполнены и установлены на фасадах собора и на 2 сторонах колокольни ок.
фото ниже), певческая трибуна одного из флорентийских соборов, а также наружная кафедра, выполненная для собора в Прато (время создания – 1434-1438 годы). Над их созданием мастер работал на протяжении почти двух десятилетий (с 1416 по 1435 год). В 1407 г. Донателло покинул Гиберти и начал работу в мастерских флорентийского собора. По Хрисологу, Ирод, глядя на танцующую Саломею, понимает, что она— его родная дочь, плод его кровосмесительной связи с Иродиадой: «ведь будь она чужим ребёнком, можно было бы обнаружить хоть следы целомудрия»67. 1430, Гос. Ведущей фигурой в этой группе был архитектор Филиппо Брунеллески (1377 – 1446).
– 1441). средств, а также в бронзовой группе «Юдифь и Олоферн» (кон. Появление трагического в произведениях Донателло не случайно. Здесь все — новаторство. Он превосходит готических мастеров в пристальности и точности натурного наблюдения.
Справа показан Иоанн в темнице, по традиции он одет в звериную шкуру. В нём Донателло был занят работой над украшением собора и церкви Орсанмикеле во Флоренции. 144). статуи пророков для кампанилы (колокольни) флорентийского собора. возможностям такой рельеф приближается к живописи (см. Повсюду, в любом городе мы встречаем здания классических форм – с колоннами и фронтонами.
Она трясёт своей гривой, не человеческими волосами». 7: 9): «После сего взглянул я и вот, великое множество людей, которых никто не мог перечесть из всех племен и колен и народов и языков стояло пред престолом и пред Агнцем. ». По своим изобразительным возможностям такой рельеф приближается к живописи (смотрите Живописный рельеф), что демонстрируют даже ранние работы Донателло: «Битва святого Георгия с драконом» (Национальный музей Барджелло, около 1415 года ранее размещался у подножия статуи святого Георгия), «Пир Ирода» для купели сиенского баптистерия (около 1425 года) «Передача ключей апостолу Петру» (вторая половина 1420-х годов, Музей Виктории и Альберта, Лондон), «Мадонна Пацци» (около 1430 года, Государственные музеи, Берлин). Георгия (ок. Антония. Слева Ирод возлежит с гостями перед столом с корзиной фруктов.
Но не стоит забывать, что главной работой скульптора в Падуе выступает высокий скульптурный алтарь для церкви Сан Антонио, датируемый 1446-1450 годами. Теперь на одном из них лежала отсеченная голова Иоанна. Все это помогло ему создать первый конный монумент Нового времени, полный величия и благородства (Памятник кондотьеру Гаттамелате, 1445—1453, Падуя, Пьяцца дель Санто). 1408-1415 гг.
Фигуры, вписанные в перспективное обрамление, подобны объемным изваяниям. 1430-х, Флоренция, церковь Санта Кроче). Одним из наиболее радикальных новаторов в живописи был швейцарец Конрад Виц (1400. Иоанн Богослов. Затем следуют эпизоды с танцем, усекновением головы и её поднесением Иродиаде.
Сравнив ее со скульптурами готических соборов (стр. Здесь начинается следующий этап его творчества. Эта архаизация вряд ли может быть объяснена только вмешательством учеников. Конный памятник (1447–53) главнокомандующему сухопутными войсками Венецианской республики Эразмо да Нарни известному под прозвищем Гаттамелата, через много столетий воскресил в европ.
В эти же годы после путешествия в Рим в творчестве Д. происходит усиление антикизирующих тенденций (кантория для собора Санта-Мария-дель-Фьоре, 1439, Музей собора алтарь «Благовещение», 1-япол. Композиции, полные импульсивного движения, уподоблены «пластическим видениям».
Hom. cum Tryphono iudaeo, XLIX) повторил евангельские сообщения, Ориген же (Orig. Самые радикальные новшества отличают рельеф работы Донателло «Пир Ирода». 1415 ранее размещался у подножия статуи св. На илл. Приняв за основу положение гуманистов о центральном месте человека в мире, художники Возрождения (или, как его еще называют, Ренессанса) настойчиво искали новые возможности изображения человека. Главное действие происходит в центре композиции.
Донателло был ключевой фигурой в истории ренессансной пластики. Этот же мотив Донателло повторил в наружной, украшающей один из внешних углов здания кафедре собора в Прато (1424—1438). Пизано и Тино да Камаино в Сиене, Пизе, Прато, Пистое). 1386, Флоренция – 13. 12. 1466, там же), скульптор итал.
Рисуя резцом, скульптор уподобляется пишущему картину художнику. Юстин (Iust. Это был период активизации многолетних работ по украшению собора.
Марк», 1411–13 «Св. Для цеха льнопрядильщиков Донателло создал около 1411— 1413 гг.
Его суть состояла в новой рецептуре приготовления красок. Они возятся со снастями и неуклюже стараются выправить положение накренившейся лодки. Иоанн Богослов. В 1407 г. Донателло покинул Гиберти и начал работу в мастерских флорентийского собора. мастеров, а также с убедительным правдоподобием, свойственным античности.
Ведь эта книга замышлялась не как антология прекрасного, а как руководство для вступающих в еще не ведомые им края и такому читателю примелькавшиеся, «затасканные» примеры послужат знакомыми разметками незнакомого маршрута. 6:24). 154). Этот же мотив Донателло повторил в наружной, украшающей один из внешних углов здания кафедре собора в Прато (1424—1438). 114 илл. Людовика Тулузского (ок. 1971), работы Д., посетившего Рим (1431-1433), отражают влияние античного искусства.
По сторонам изображены благочестивые донаторы в молитвенных позах (илл. Рельеф купели. Скульптор уже при жизни приобрел огромную известность. К тому же у меня не было намерения состязаться с имеющимися на сей день блистательными изложениями истории архитектурных стилей.
Настал удобный день, когда Ирод, по случаю рождения своего, делал пир вельможам своим, тысяченачальникам и старейшинам Галилейским, — дочь Иродиады вошла, плясала и угодила Ироду и возлежавшим с ним царь сказал девице: проси у меня, чего хочешь и дам тебе и клялся ей: чего ни попросишь у меня, дам тебе, даже до половины моего царства. Руку этого же подмастерья исследователи видят в ряде композиций, датирующихся тем же временем: «Мадонна с младенцем и ангелами» (так называемая «Мадонна Шоу», Бостон, Музей изящных искусств), «Оплакивание» (Лондон, Музей Виктории и Альберта). Белый конь в миниатюре Лимбургов похож на игрушечную лошадку.
Примеч. В отличие от «Св. ляться деньги на украшение города Первая из статуй, предназначенных для кампанилы, была создана Донателло между 5 декабря 1415 г. и 18 декабря 1418 г. Она отождествляется с так называемым «Безбородым пророком» из левой ниши восточного фасада кампанилы (ныне все статуи заменены копиями и экспонируются в музее собора). 1424— 1427, Флоренция, баптистерий).
В античные времена вместо свечей использовались масляные лампы. 146). 1408-1415 гг. Антония Падуанского и конным памятником кондотьеру Гаттамелате (см.
Вазари заключает биографию Донателло словами своего соотечественника — коллекционера, знатока искусств и автора жизнеописаний художников Винченцо Боргини, которые выразительно подчеркивают сходство обоих великих скульпторов: «Либо дух Д-нато проявляется в Буонаррото, либо дух Буонаррото себя предвосхитил, проявившись в Донато». Ап. Идея возрождения стала укореняться на итальянской почве еще со времен Джотто. В своих персонажах Донателло особо подчеркивал их характерные черты, порой грубоватые и неприкрашенные, даже уродливые, однако живые и естественные («Пророк Иеремия», «Пророк Аввакум»).
В XV веке сюжет был распространён в районе исторических Нидерландов (современные Бельгия, Нидерланды, Люксембург и (частично) северная Франция) и Германии, а также Латинских земель. Ему удалось сделать несколько пространственных зон, в которых находятся персонажи. Антония (1447—1450, Падуя, базилика Сант Антонио), в композицию которого входит 7 бронзовых статуй и более 20 рельефов, посвященных жизни и деяниям св.
По замечанию Э. Панофского, Д., реализовав свои художественные намерения, «обесценил это выдающееся общественное начинание». Эразмо вышел из низов, служил Флоренции, папству, а в течение последних десяти лет жизни был генеральным капитаном (то есть главнокомандующим сухопутными войсками) Венецианской республики. Давид и статуи пророков (примерно 1430-1432 годы) во многом еще связаны с существовавшей в то время позднеготической традицией. возможностям такой рельеф приближается к живописи (см. Как и на известной нам средневековой купели (стр.
Георгия (1415 год), а также Аввакума и Иеремии (годы создания – 1423-1426). То же самое относится и к фигурам. В Амьенском соборе, на северной стороне хоров помещены четыре рельефа (XVв. ) с эпизодами из жизни святого Иоанна. Монумент поставлен параллельно фасаду собора Сант-Антонио, что позволяет видеть его либо на фоне голубого неба, либо в эффектном сопоставлении с мощными формами куполов.
1), записи Джованни Чинелли-Кальволи, замечания Антонио ди Туччо Манетти в биографии Филиппо Брунеллески, а также сведения, содержащиеся в предисловии к «Трем книгам о живописи» Л. Б. Альберти и в жизнеописаниях художников и скульпторов в сочинении Б. Фацио (см. : Baxandall. В самых ранних работах скульптора ещё ощутимы отголоски готич. Он пошел, отсек ему голову в темнице и принес голову его на блюде и отдал её девице, а девица отдала её матери своей. Барахтающийся в воде Петр выглядит, как и следовало ожидать, довольно беспомощно. Для «Вознесения Иоанна» Донателло использует расположение тондо в парусах купола.
В 1433 г. он завершил мраморную кафедру флорентийского собора. Как и на известной нам средневековой купели (стр. традиции («Давид», 1409, Нац. XIV – нач.
Почти восьмиметровая статуя на высоком пьедестале одинаково выразительна со всех сторон. Ее движение вправо, за пределы алтаря, остановлено жестом ангела. На бронзовых с позолотой рельефах пределлы алтаря представлены деяния св. Хоквуда (1436, Санта-Мария дель Фьоре), заменившую работу А. Гауди и Дж. музей Барджелло, ок. Италии.
Вазари, считал ее одним из своих лучших произведений. Вверху изображены летающие ангелы. Этот несравненный образ порывистой юношеской отваги получил широкое признание. пластики, воплотил в своих статуях гуманистич. Пальцы полусогнуты, ладони не в силах крепко прижаться друг к другу. В рассматриваемой композиции св. Собравшиеся люди с изумлением наблюдают за необычной операцией.
Его кафедра для певчих (1433—1439, Флоренция, музей собора Опера дель Дуомо), парная к кафедре Луки делла Роббиа, должна была олицетворять строки одного из псалмов Давида, призывавшего восхвалять Господа песнями и плясками. 1957. Брунеллески применил их для того, чтобы подчеркнуть формы и членения интерьера. Возрождение). «Скажи мне, Донато, Положа руку на сердце, Кто из льстецов тебе милее, Тот ли, кто трубит Изо всех сил, Или тот, кто еще сильнее Бьет в литавры. » — не без иронии написал Филиппе Брунеллески своему приятелю скульптору Донато ди Никколо ди Бетто Барди, по прозвищу Донателло. Описание пира, данное Ювенком, заложило основы иконографии сюжета. В последующие пять веков зодчие Европы и Америки шли по его стопам.
Исчезла строгая торжественность готических статуй (стр. 127). 191 илл. Причина – в скудности археологического материала: каменные орудия (большая часть из которых использовалась на охоте, а не в жилище), да черепки керамики, украшенной простенькими ямочными или текстильными (с отпечатками тканей) орнаментами – вот, как правило и вся добыча археологов.
свою красоту и славу. Он указывает на женщину (неизвестно, Саломея ли это или Иродиада), которая принимает у палача голову Иоанна на блюде. По мере роста своей репутации, Донателло получал все новые заказы, среди которых была и статуя Давида из бронзы для дворца Казимо Медичи. XV в. во Флоренции ознаменованы интересом к фламанд. и Сев.
В этом светлом интерьере с красивыми пропорциями нет ни высоких окон, ни вытянутых колонн, столь ценимых готическими зодчими. Совместно с Микелоццо ди Бартоломмео Донателло исполнил гробницу антипапы Иоанна XXIII во флорентийском баптистерии (1425-1427 годы), продолжив традиции Проторенессанса и вместе с тем создав образец ренессансного пристенного надгробия для нескольких поколений итальянских скульпторов. Эта скульптура, вероятно созданная под влиянием античной статуи Гермеса (Палаццо Веккьо) (Либман.
Драматические ноты, всегда присущие произведениям Донателло, достигают наивысшего звучания в его поздних работах – статуе Марии Магдалины (дерево, середина 1450-х годов, Музей собора, Флоренция), свидетельствующей о своеобразном возврате к готике в поисках новых выразительных средств, а также в бронзовой группе «Юдифь и Олоферн» (конец 1450-х годов, Палаццо Веккьо, Флоренция). Ряд композиций были закончены уже после смерти мастера его учениками – Бертольдо и Беллаго. В этих работах преобладает трагическая тема, которую развивает Донателло.
Почти восьмиметровая статуя на высоком пьедестале одинаково выразительна со всех сторон. Только в нынешнем столетии архитекторы усомнились в этой программе и восстали против ренессансной традиции так же, как в свое время восстал Брунеллески против традиции готической. И тогда один из них сказал: «Это Господь».
Георгия), «Пир Ирода» для купели сиенского баптистерия (ок. Современникам Донателло правдоподобие рельефа могло показаться почти невероятным. Альбрехт Дюрер дважды обращался к истории Иоанна Крестителя. Приём отдельного расположения фигуры (подобно античным) получил развитие в творчестве Донателло. В эти же годы после путешествия в Рим в творчестве Д. происходит усиление антикизирующих тенденций (кантория для собора Санта-Мария-дель-Фьоре, 1439, Музей собора алтарь «Благовещение», 1-япол. Зажженные свечи и сегодня придают ужину неповторимую романтическую атмосферу.
Здесь он вместе с Брунеллески обмеряет памятники города изучает античную скульптуру. То же самое относится и к фигурам. фигуры в соответствии с найденными закономерностями. н. Мадонна Пацци, 1422), напоминающих профили менад на классических камеях, а также в «Благовещении» алтаря Кавальканти (1-я пол. Этот рельеф напоминает о традициях позднеготического ювелирного искусства. 30-х гг.
В прослеживании этих отличий состоит самый простой путь к пониманию искусства прошлого. 159). Так подчеркнута глубина рельефа. Вот таким образом хотелось бы найти и в ереванской «Мадонне» детали, созданные самим Донателло.
Часто изображаются музыканты играющие на флейте и тамбурине. Отдельные рельефы Сиенской купели демонстрируют разнообразие их творческой манеры. Итальянцы прозвали его Гаттамелатой (Хитрой Кошкой). Обратите внимание на форму арки, полукружие которой срезается пилястрами (плоскими полуколоннами) верхнего яруса.
При этом пришлось пожертвовать преимуществами броского литературного стиля. С исканиями Д. тесно связано творчество сиенца Якопо делла Кверча, работы к-рого выделяются пластической насыщенностью и образной мощью (рельефы портала собора Сан-Петронио в Болонье, 1425-1438). Он изображен проповедующим и зритель может даже догадаться, о чем он говорит: левой рукой Иоанн указывает на свиток с надписью «Се агнец божий». Донателло не только правильно изобразил позу человека (он стоит, опершись на правую ногу, слегка расслабив левую), но так же глубоко понял изменения, которые произошли от этого во всей фигуре. 7: 9): «После сего взглянул я и вот, великое множество людей, которых никто не мог перечесть из всех племен и колен и народов и языков стояло пред престолом и пред Агнцем. ».
Наклон фигуры Иродиады влево отражает наклон женщины, отшатывающейся вправо. Эта бестия не успокоится, пока «не получит добычу»5. Своего рода апогеем творческих исканий молодого Донателло стала статуя св. На илл.
Эти качества проявились уже в ранних работах мастера — статуях святых, предназначенных для наружных ниш фасадов церкви Ор Сан-Микеле во Флоренции. 1963.
Римские впечатления отразились в таких работах, как табернакль, выполненный для Капеллы дель Сакраменто по заказу Евгения IV (папы), Благовещение (иначе – Алтарь Кавальканти, см. Его кафедра для певчих (1433—1439, Флоренция, музей собора Опера дель Дуомо), парная к кафедре Луки делла Роббиа, должна была олицетворять строки одного из псалмов Давида, призывавшего восхвалять Господа песнями и плясками. Ап.
118), здесь изображены сцены из жизни Иоанна Крестителя. У него сосредоточенный, глубокий взгляд он прочно стоит на земле, широко расставив ноги. Донателло (собственно Донато ди Никколо ди Бетто Барди) родился около 1386 г. во Флоренции в семье чесальщика шерсти.
Отдельные рельефы Сиенской купели демонстрируют разнообразие их творческой манеры. Первой значительной работой Донателло была статуя Иоанна Богослова для фасада собора во Флоренции (1408— 1415, Флоренция, музей собора Опера дель Дуомо). Такая лепка рук, сведенных бровей (илл.
Такие детали, как обрамление дверного проема с увенчивающим его фронтоном (щипцом), свидетельствуют о тщательном изучении древних памятников, например Пантеона (стр. 1423-1425), Аввакума (1427-1435), группы «Жертвоприношение Авраама» – ренессансная образность соединяется с натурной точностью, остротой линейного рисунка и выразительностью формы, родственными искусству сев. 72), не были знакомы с законами сокращения объектов по мере их удаления в глубину. И только Христос спокоен и тверд. Д. вел инженерные работы во время осады Лукки (1430). Тем не менее эта конкретность содержит в себе глубокое освоение и обобщение натуры.
Марка (1412 год), св. Манускрипт с фрагментами из евангелия Матфея, выполненный на пурпурном пергамене золотыми буквами, датируется VI веком (Национальная библиотека Франции, Париж). Антония), являющиеся своеобразным эталоном рельефа-картины Раннего Возрождения. А Брунеллески он был обязан многим. Иоанна Богослова близок образ ап. Георгием», его единомышленник и соперник Нанни ди Банко создал статую «Св.
(Музей кафедрального собора, Флоренция) (ок. Нет надобности долго распространяться о проявлениях новаторства в рельефе Донателло.
Пир. 127), мы увидим, как решительно порвал Донателло связи с прошлым. Сюжет заимствован из текста Откровения Святого Иоанна -Апокалипсиса (Откр. Иеремии увидели Франческо ди Томмазо Содерини, в прор.
Иоанна Богослова, словно сидящего на наклонной поверхности, в профиль воспринимается как барельеф (поскольку спина статуи срезана), но при этом обладает монументальностью. Богато украшенные стрельчатые арки обрамляют сцены. Вместо традиц. Возможно источниками вдохновения послужили статуя Марка Аврелия (II в. ) в Риме, надгробные конные монументы Сев. 149).
Крупнейшим скульптором круга Брунеллески был Донателло (1386. В соответствии с лаконичными описаниями Евангелий от Марка и Матфея (Матф. В 20 – е годы XV века в конкурсе на украшении Сиенской купели вместе с уже признанным мастером Гиберти принимали участие еще два скульптора, которым предстояло прославиться в грядущие десятилетия – уроженец города Сиены Якопо делла Кверча (1374 – 1438) и великий флорентинец Донателло (1386 – 1466). В ней чувствуется рука самого Донателло. Марку» с Ор Сан Микеле. По замечанию Э. Панофского, Д., реализовав свои художественные намерения, «обесценил это выдающееся общественное начинание».
Однако эти импульсы могли быть получены Донателло и вне Рима. Поскольку итальянцы считали готов виновными в падении Римской империи искусство «среднего периода» они прозвали готическим, то есть варварским слову «готика» тогда придавался примерно тот же смысл, что сейчас слову «вандализм». Универсальность интересов Д. позволяла ему реализовывать свои замыслы в различных жанрах (многофигурный алтарь, надгробие, медальоны для Палаццо Медичи-Риккарди, картон для витража «Коронование Богоматери», проект убранства для празднества по случаю коронации имп. 118), здесь изображены сцены из жизни Иоанна Крестителя. «Иоанн Креститель» не проповедник слова божьего, а затворник, удалившийся в пустыню, чтобы преодолеть свой собственный кризис. 150) руки покоятся на щите, а напряженный взгляд выражает решимость и гордый вызов. н. sacra conversatione у Дж.
Художник Ганс Мемлинг поместил сюжет с Саломеей на левое крыло «запрестольного образа», в настоящее время хранящийся в Музее Мёмлинга (Брюгге, Бельгия). Драматизм, острая экспрессия пронизывают рельефы двух бронзовых скульптур кафедры церкви Сан Лоренцо — последней его работы (1460-е). В течение некоторого времени этими познаниями владели только итальянские художники. В эти же годы после путешествия в Рим в творчестве Донателло происходит усиление антикизирующих тенденций (кантория для собора Санта-Мария-дель-Фьоре, 1439 год, Музей собора алтарь «Благовещение», первая половина1430-х годов, церковь Санта-Кроче оба – во Флоренции). Третья, стоящая справа от них, обхватила голову руками. трудах и лит. традиции (Panofsky.
скульпторов. С батарей магнитным порошком пытаются отпечатки пальчиков снимать.
В Риме среди прочего Д. сделал надгробие Джованни Кривелли, архиеп. Опыты в технике рельефа у Донателло также были революционными. Деревья братьев Лимбургов были схематичны и условны (стр. По сторонам изображены благочестивые донаторы в молитвенных позах (илл. Его можно видеть еще и сегодня, он не сильно изменился со времен Конрада Вица.
Возможно, Д. имел связи с влиятельным в Падуе в XV в. орденом францисканцев и был приглашен попечительским советом миноритского собора Сан-Антонио, для к-рого им был исполнен большой, свободно стоящий алтарь (1485-1552 разобран в XVII в., существует его краткое описание у Микеле Санмикели). Линии в «Битве св. Антония (Санто). Пророки Донателло немолоды и некрасивы, наделены огромной силой духа. Манускрипт с фрагментами из евангелия Матфея, выполненный на пурпурном пергамене золотыми буквами, датируется VI веком (Национальная библиотека Франции, Париж). Произведения Д. изучали Микеланджело и Рафаэль.
Скульптор этот в поздний период творчества создал не так много интересных работ. Марк был таким, то он «мог бы поверить тому, что тот написал». Так, в 1443 году Донателло получает приглашение в Падую, где и проживает десять лет. Несколько слов о том, какое место отводится в книге разным видам пластических искусств. 75). К этому периоду относится монументальный рельеф Благовещение (Алтарь Кавальканти, 1-я пол.
Однако колоссальный пьедестал Гаттамелаты имеет и символическое значение. Если Брунеллески хотел начать новую эру в архитектуре, ему это безусловно удалось. Последние, самые большие по размерам статуи, возможно, были выдвинуты вперед, а остальные отступали в глубину, приближаясь к «Мадонне с младенцем». Донателло является истинным создателем так называемого «живописного рельефа». Ирод в ужасе отшатнулся, выставив вперед руки.
Марка (1411-1413), предназначенный для наружной ниши ц. Орсанмикеле. Донателло отправляется в 1443 году в Падую. Георгия» и «Св. 1423—1425) и пророка Иеремии (оба — Флоренция, музей собора Опера дель Дуомо). Наиболее известны их них – кратер (сосуд для смешивания вина с водой именно в таком виде оно подавалось к столу), ойнохойя (кувшин с тремя носиками, позволяющий удобно разливать вино «на троих»), пиксида (использовалась для хранения пряностей), котила (чаша для питья с двумя горизонтальными ручками), ритон (сосуд для питья в виде рога, часто украшенный головой животного) и канфар (кубок с двумя ручками своеобразной формы использовавшийся преимущественно в ритуальных целях: считалось, что из канфаров пили боги).
В Средние века в ветхозаветных пророчествах усматривали аллегории Страстей Христовых. Он довел до совершенства бронзовое литье и моделировку мрамора. С наступлением утра на берегу явился Иисус, однако ученики не узнали его. Практически сразу после приезда скульптор начинает работать над конной статуей кондотьера и дипломата Эразмо де Нарни (прозвище Гаттамелата). В последней сцене Саломея при виде головы Иоанна теряет сознание и падает на руки слуге15.
Одни кондотьеры благодаря твердости характера, таланту полководца и, конечно, Фортуне достигали вершин славы и даже делались герцогами. Напряженность и смятение пронизывают композиции рельефов, посвященных деяниям св. С. 281).
1), записи Джованни Чинелли-Кальволи, замечания Антонио ди Туччо Манетти в биографии Филиппо Брунеллески, а также сведения, содержащиеся в предисловии к «Трем книгам о живописи» Л. Б. Альберти и в жизнеописаниях художников и скульпторов в сочинении Б. Фацио (см. Самостоятельную творческую деятельность начал ок. Так впоследствии эту сцену будут изображать художники Италии, начиная с Джотто4. На бронзовых с позолотой рельефах пределлы алтаря представлены деяния св.
Самое известное его творение – группа пророков, прежде служившая основанием для большого распятия, воздвигнутого над колодцем, в месте паломничества (илл. Донателло отлил ее в 1447 году, а установлена эта работа была немного позже – в 1453-м. или пейзажный фон.
Кроме вышеуказанной он выполняет алтарь св. В работах Донателло формируются принципы построения ренессансного рельефа-картины, в котором линейная перспектива (открытая в начале XV века) объединяется с техникой низкого рельефа известной ещё с античных времён, что позволяло создать иллюзию пространства, ввести архитектурный или пейзажный фон. Антония), являющиеся своеобразным эталоном рельефа-картины Раннего Возрождения. Один из интересных примеров разработки сюжета— рельефные бронзовые панно двери входного портала веронской церкви Сан-Дзено (XIв. ).
Особенно известен Святой Георгий – юноша-воин со щитом в руке. Петру» (1430, Музей Виктории и Альберта, Лондон), служившего пределлой первоначального алтаря капеллы Бранкаччи (Einem.
Блаженный Августин (Vв. ) добавляет новую деталь— передавая голову Иоанна Крестителя Иродиаде, Саломея кладёт её на лоно матери. ремесленных цехов, Д. всё чаще стал получать частные заказы. Многофигурные сцены с детальной проработкой отдельных поз, жестов и движений содержат пространное изображение сюжетов.
Изобретение масляной живописи – его заслуга. Спящие у ног Христа стражники тоже пребывают в заколдованном мире. 1430-хгг., ц. Санта-Кроче оба– во Флоренции).
151). Но даже и там трудно найти образы, столь живые и столь активные. 21: 4-8). И тотчас, послав оруженосца, царь повелел принести голову его. Охваченные смятением гости (один из них закрыл лицо рукой) отхлынули от стола, столпившись вокруг Саломеи, еще пребывающей во власти танца.
Георгий» (1407) – в фигуре «Пиппо Спано» (1450-1455), позднее конного памятника Б. Коллеони работы Андреа Верроккио (Пьяцца-Санти-Джованни-э-Паоло в Венеции). В Падуе Д. создал первый светский монумент эпохи Возрождения — конный памятник кондотьеру Гаттамелате (бронза, мрамор известняк, 1447—53), отличающийся величественной простотой построения, спокойствием и мужественной целеустремлённостью образа. Та отвечала: головы Иоанна Крестителя. Данная статуя Гаттамелаты (1447-1453 года) – первый свободно стоящий конный монумент, который был сотворен в Европе со времен античности. Лошадь со створки Гентского алтаря, при всем сходстве стати и поступи, выглядит живой. Кожа на лице почти так же неровна и морщиниста, как рубище.
Новаторская концепция алтаря утвердилась в качестве образца в живописи (т. 120 илл. Марк»).
В творчестве мастера наступил новый период. Италии этот тип изображения пришел на смену готическому полиптиху. В нём Донателло был занят работой над украшением собора и церкви Орсанмикеле во Флоренции. В 1443-1453 годах Донателло работал в Падуе над двумя монументальными бронзовыми произведениями: алтарём в базилике Святого Антония Падуанского и конным памятником кондотьеру Гаттамелате.
Возможно источниками вдохновения послужили статуя Марка Аврелия (II в. ) в Риме, надгробные конные монументы Сев. 1998. Микеланджело, по свидетельству историографа, сказал, что если ап.