Двое Созерцающие Луну

С тех пор они стали частым мотивом его пейзажей, символом высот познания и духовной жизни, например: «Двое, созерцающие Луну». Двое, созерцающие луну. Например, в работе «Двое, созерцающие луну» изображёны два стоящих спиной к зрителю человека, взгляды которых устремлены в небо, озаренное сиянием луны. Одной из таких картин является творение Фридриха Каспара «Двое, созерцающие луну».

Фридрих Каспар Двое созерцают луну 1824 г

Художник проникся темой с непревзойденной драматической интенсивностью. К работам такого рода относится драматичная картина «Кораблекрушение в Арктике», 1824 г., сюжетом для которой послужила, по всей вероятности, полярная экспедиция сэра Уильяма Парри. В нижней части картины молодой человек обнял огромную землянику. Берлинская выставка многое прояснила и изменила в мышлении искусствоведов. Важнейшими культурными центрами были: Берлин, Дрезден, Вена, Дюссельдорф, Мюнхен и Веймар. Больше нет времени, где дух Бога был бы понятен».

Иногда среди голых скал художник помещает крест с распятием, выделяющимся на фоне багряного неба, — например, «Крест на горе» (1808, Дрезден, Галлерея), — и тогда пейзаж получает мистическое звучание. Первые stilleven просты – хлеб, бокал вина, фрукты, рыба, бекон. Фридрих по-прежнему часто пишет морские виды, пейзажи острова Рюген и открытые им впервые в 1810 году горы Ризенгебирге, но теперь его чаще привлекают равнинные ландшафты Померании (Одинокое дерево, 1822, Берлин, Национальная галерея Вид Грейфсвальда, 1820—1830, Гамбург, Кунстхалле). Но, гораздо чаще, противоположные символы художник помещал в рамках одного полотна. Четкой линии горизонта мы не видим, поскольку она представляется как некая единая стихия.

Центральная часть триптиха – собственно «Сад радостей земных» – представляет собой панораму фантастического «сада любви», населенного множеством обнаженных фигур мужчин и женщин, невиданными животными, птицами и растениями. О смерти, о её неизбежности говорят все многочисленные детали данной картины. Сила красок, достаточно звучных, умеряется туманами и закатной либо рассветной дымкой. 1836–13.

«Двое, созерцающие луну» – асимметричная композиция, где в контрракурсном лунном свете предстают почти силуэтные пятна двух фигур, горных камней и сказочного дерева с вывороченными корнями. Уже в ранних картинах (Гуннская гробница в снегу, 1807 Теченский алтарь или Крест в горах, 1808 обе работы – Картинная галерея «Новые мастера», Дрезден Монах у моря, 1808–1810, Национальная галерея Аббатство в дубовом лесу, 1809–1810, Шарлоттенбург Утро в Исполиновых горах (Ризенгебирге), 1810–1811, Национальная галерея все три картины – Берлин) определилась задумчивая, по-своему мистическая атмосфера его искусства.

Таков «Горный пейзаж» (ГМИИ), в котором горы, написанные розовато-лиловыми тонами, утратили материальность и объем. Самой серьезной критике картина «Крест в горах» подверглась со стороны приверженцев неоклассицизма, назвавших Фридриха пейзажистом, который стремится протащить свое искусство в алтарь. Саксонская столица была центром зарождавшегося немецкого романтизма. Необычна и таинственна серебрящаяся зеленоватая поверхность морской глади при свете луны, расстилающаяся перед смотрящими на нее путниками (Двое, созерцающие луну, 1830—1835, Берлин, Национальная галерея).

Например, на картине «Двое, созерцающие Луну» (1819 г. ) каменистая дорожка служит границей между двумя различными представлениями о смерти. О бренности земного существования напоминают разбитая посуда и мертвая дичь, часто включаемые в композицию полотен. Романтизм (1790-1830) – это направление в мировой культуре, которое появилось в результате кризиса века Просвещения и его философской концепции «Tabula rasa», что в переводе означает «чистый лист». В Голландии картины с изображением предметов называли «stillleven», что можно перевести и как «неподвижная натура, модель» и как «тихая жизнь», что очень точно передает специфику голландского натюрморта.

Ткачество символизирует создание вселенной, мира, определение судеб всего сущего рыбная ловля – обращение в свою веру (Христос научил своих учеников быть «ловцами человеков»). У него какая-то bonhomie8, которая нравится, а в картинах его воображение романтическое. На творчество Гримшоу огромное влияние оказали художники-прерафаэлиты.

Описание картины 
«Двое мужчин, созерцающие 
луну»

Описание картины «Двое мужчин, созерцающие луну»

Зрителю, «заместителем» которого часто выступают фигуры, отрешенно созерцающие пейзажные дали, предстоит в живописи Фридриха загадочно-молчаливая природа и символы сверхреального бытия, явленные в виде достаточно натурных, но в то же время подчеркнуто-знаковых деталей (морской горизонт, горная вершина, корабль, дальний город, путевое распятие или просто крест, кладбище). История – и древнеязыческая и средневековая – проступает в виде меланхолических мотивов (гуннские гробницы, руины храмов и монастырей), подчеркивающих скорее трагические разрывы, нежели связь времен. Это мечтания, — сон, видения во сне и в ночи. В одном из них художник изобразил самого себя, о чем гласит надпись над зеркалом: "Ян ван Эйк здесь был", Новобрачных художник исполнил в рост. В Англии меняется традиция живописной техники, а здесь нет. Узнав об этом, он пришел в такой восторг, что подарил обе работы учредителю.

Для художника очень важен момент перехода – от одного состояния в другое. Пейзажи Фридриха с их глубокой духовностью и богатством чувств были высоко оценены публикой уже в начале XIX в. «Теченский алтарь» и «Монах у моря» встретили живую критику. Вряд ли. 1826 для многих русских людей был временем излома судеб. Брак, тем не менее, оказался удачным. В картине много символов.

К изображению креста, полыхающего в закатных лучах среди сухого леса, одиноко возвышающегося на острове Рюген или среди заснеженного пустынного поля, художник будет часто обращаться и в последующее время. Они посещают мастерскую Фридриха. 1817, оба -- Нюрнберг, Германский национальный музей). В 1825 в Германию приезжают братья Александр Иванович и Сергей Иванович Тургеневы. Драгоценные серебряные сосуды олицетворяли богатство. Трагедия коснулась и братьев Тургеневых, с юных лет бывших ближайшими друзьями Жуковского.

Рисовать, в особенности местные пейзажи, Фридрих начал еще в детстве. Но чаще Давида можно видеть музицирующим на арфе перед страдавшим меланхолией Саулом.

Фридрих Каспар-Давид 
 (Двое, созерцающие 
луну)

Фридрих Каспар-Давид (Двое, созерцающие луну)

Очень часто художник пишет людей спиной к зрителю. Новаторство – не в форме, а в содержании. Он выражает в них обычно одну простую мысль или чувство, но неопределенное. «Художник должен рисовать не просто то, что видит перед собою, но и то, что видит в себе. Они посещают мастерскую Фридриха.

Пашня близ Дрездена — один из последних пейзажей художника. 5. Без соответствующих объяснений понять замысел художника невозможно. Его обучение было насыщенным: это уроки «настроения» в живописи от великого Йенса Юля, работа с натурой, вкрапление в творчество скандинавского фольклора изучение голландской живописи и доступ в королевскую картинную Галерею Копенгагена. Необычна и таинственна серебрящаяся зеленоватая поверхность морской глади при свете луны, расстилающаяся перед смотрящими на нее путниками (Двое, созерцающие луну, 1830—1835, Берлин, Национальная галерея).

У Босха он играет на рожке и опускает грешника головой вниз в адский костер. Созерцательный пейзажный мотив приобретает глубокое символическое звучание, поэтически повествуя о жизненном пути человека. Эта картина больше, чем просто пейзаж. Художник всегда отличался замкнутым характером и уединенным образом жизни. Белая роза свидетельствовала о платонической любви, а красная роза – о плотской.

Каспар Давид Фридрих (1774, Грейфсвальд— 1840, Дрезден) учился с1794 по1798в Академии художеств вКопенгагене, одним изего учителей был Йенс Юль. Они изображены на переднем плане, но стоят всегда спиной к зрителю, как бы являясь вторым «я» художника. Горная вершина на заднем плане выделена как центр духовных устремлений мастера. Фоном служит изображение сада с темной листвой.

Работы 1820—1830-х годов, в которых повторяются старые пейзажные мотивы, звучат как воспоминание о романтическом периоде его творчества (Руины в Ризенгебирге, 1830—1834, Грейфсвальд, Городской музей). Этот жанр вовлекает зрителя в размышления по поводу символического значения, которым старые европейские мастера живописи наделяли (кстати, вслед за музыкальными теоретиками) музыкальные инструменты и это придавало определенные «обертоны» многим картинам европейских художников Средневековья, Возрождения и более позднего времени. Потому его к артина наполнена смутным беспокойством, перерастающим в сумрачное настроение: царство ночи, огромное погибшее дерево (дуб, символизирующий смерть) — своего рода излияние души автора. Нередко дальние планы на картинах Фридриха оказываются гораздо светлее переднего.

Каспар Давид Фридрих 
"Двое, созерцающих 
луну", 1830

Каспар Давид Фридрих "Двое, созерцающих луну", 1830

Прости мне, великий художник, если я ошибся (приняв картину за действительность), но работа твоя очаровала меня и восторг овладел мною. К 20-м годам относятся наиболее интересные работы художника. Заслуги романтиков несомненны в деле собирания и изучения национальных памятников средневековья, отечественного фольклора (преданий, легенд, сказаний), а также в обращении к традициям великого немецкого Возрождения во главе с Дюрером. Рисовал улицы городов, виды доков Лондона, Лидса, Ливерпуля, Глазго в лунном свете. Но, гораздо чаще, противоположные символы художник помещал в рамках одного полотна.

В следующем цикле росписей в Риме, заказанном маркизом Массимо для своей виллы (1817—1827), Овербек и Фюрих написали композицию на тему «Освобождения Иерусалима» Тассо, Шнорр фон Карольсфельд взялся за сюжеты из «Неистового Роланда» Ариосто, Корнелиус—«Божественной комедии» Данте. Подле костра устраивали пир с кашей, яйцами, салом, блинами и пивом. В Западной Европе икона должна была максимально правдиво показывать и рассказывать евангельскую историю, отсюда всё больший реализм и постепенное превращение иконы в картину с религиозным сюжетом и как следствие появление нового искусства «art nova». Фридрих по-прежнему часто пишет морские виды, пейзажи острова Рюген и открытые им впервые в 1810 году горы Ризенгебирге, но теперь его чаще привлекают равнинные ландшафты Померании (Одинокое дерево, 1822, Берлин, Национальная галерея Вид Грейфсвальда, 1820—1830, Гамбург, Кунстхалле). История – и древнеязыческая и средневековая – проступает в виде меланхолических мотивов (гуннские гробницы, руины храмов и монастырей), подчеркивающих скорее трагические разрывы, нежели связь времен. История— и древнеязыческая и средневековая— проступает в виде меланхолических мотивов (Среди других известных картин мастера— «Могила Гуттена» (1815, Государственное художественное собрание, Веймар), «На паруснике» (1818, Эрмитаж, Санкт-Петербург), «Странник над облаками» (1818, Кунстхалле, Гамбург), «Двое созерцающих луну» (1819—1820, Картинная галерея «Новые мастера», Дрезден), «Восход луны над морем», «Женщина у окна» (обе работы— 1822, Национальная галерея, Берлин), «Замерзшее море» (1823, Кунстхалле, Гамбург). Постоянно покрытое темными тучами небо вызвало сильное похолодание в 1816 году, который остался в человеческой памяти как «год без лета». Искусство Каспара Давида Фридриха высоко оценивалось современниками.

К середине 1820-х годов живопись Фридриха стала выходить из моды. Музыка (ноты и музыкальные инструменты) – наиболее яркий символ быстротечности и эфемерности бытия: звук отзвучал – и вот его уже нет, он умер. Смельчаки ищут в ночи цветы папоротника.

Описание картины 
Каспара Давида Фридриха 
«Двое, созерцающие

Описание картины Каспара Давида Фридриха «Двое, созерцающие луну»

Горы и облака являются частью души героя, также, как и он сам является частью их. Фридрих неставил задачей реалистично изображать природу всвоих пейзажах. А. С. Пушкина), Винтертуре (собрание О. Рейнхарта «Меловые скалы на острове Рюген»), Осло, Праге и Париже (Лувр – «Дерево с воронами»). Эту потерю он воспринял очень болезненно, считая себя повинным в смерти брата.

В отдельных случаях, Фридрих изображал места или события предельно натуралистично. К «Союзу св. Порой мотивы Ф. получают символическое звучание, ноты грусти, одиночества перерастают в ощущение щемящей тоски, в чувство неизбежной бренности всего земного, в оцепенение мистического транса («Месса в готической руине», 1819, Национальная галерея, Берлин «Монастырское кладбище под снегом», см. Сам Фридрих писал в наставлении одному из своих учеников: «Постарайся закрыть свое телесное зрение, чтобы, прежде всего, увидеть будущую картину духовным взором, а затем освети ее внутренним светом, который поможет тебе видеть в темноте и отделить суть предмета от его внешних проявлений». На картине изображён странник (сам художник), стоящий на тёмной, крутой скале. Это – Фонтан жизни из которого выбираются на сушу разнообразные существа. Это мечтания, – сон, видения во сне и в ночи. Все это делает не беспроблемное восприятие для зрителя, но очень притягательное.

  1. Живопись Каспара Давида Фридриха
  2. Фридрих Каспар ДавидКартины и биография
  3. Символы и их значение в живописи
  4. Произведения Каспара Давида Фридриха
  5. Пейзажист-романтик Каспар Давид Фридрих (1774-1840)
  6. Завораживающая, сказочная, таинственная: ночь как вдохновение для художника

Здесь, в столице Дании, он смог регулярно посещать Королевскую картинную галерею, которая славилась своей прекрасной коллекцией работ голландских художников-пейзажистов и, кроме того, познакомился с одним из лучших датских живописцев своего времени Йенсом Юэлем (17451802 гг. ). Когда костер прогорит, начинается выбор суженых. Этот прием не очень типичен для европейского пейзажа. Чтобы усилить настроение созерцательности, художник в последнем из этих пейзажей изображает людей со спины, как будто предлагает нам любоваться открывающимся видом вместе с ними.

Излюбленным мотивом его являются пустынные скалистые громады, простирающиеся до горизонта. Таким образом, взгляд зрителя направлен не от левого края к правому, который бы создавал впечатление бесконечного ряда мучений (Сотворение мира – жертва Христа – Страшный суд), а от центра к краям и мораль её можно выразить словами: «Что заслужил, то и получишь».

Таковы и фигуры на первом плане картины «Меловые скалы на острове Рюген» (около 1818 г. ). Напротив, они привлекательны своею верностью, каждая возбуждает в душе воспоминания. Ноги свои он засунул в пивные кувшины, а на его птичью голову надет котелок.

  • Стеклянные стеллажи и безрамное остекление
  • Профессиональный фотограф Бенджамин Терранео
  • Словари и энциклопедии на Академике
  • Характеристики романтического героя
  • Темы идеи, философия романтизма

Иногда, художник выполнял подобные на заказ. В том же году художник познакомился с Филиппом Отто Рунге (1777 — 1810 гг. ), одним из лидеров немецкого романтизма. Он выражает в них обычно одну простую мысль или чувство, но неопределенное. Художественный образ кентавра – символ низменных страстей, распрей (если изображён с колчаном, стрелами и луком), в религиозных композициях – символ ереси.

Живопись Каспара 
Давида Фридриха

Прежде всего – семиконечная звезда. Он породил эксплуатируемый класс нового типа, формально «свободный», а на деле — полностью «освобожденный» от какой-либо собственности на орудия труда — пролетариат. Крест на скале – символ крепкой веры, а зеленые во все времена ели – надежда на Христа. Жуковский деятельно помогает братьям Тургеневым преодолеть обрушившиеся на них несчастья. Фридрих (Friedrich) Каспар Давид (5. В предметах природы часто избирает он самое простое положение, льдину, волнуемую в море несколько деревьев, в долине растущих окно его комнаты (из коего, впрочем, виды на Эльбу прелестные) задумавшийся над развалинами или над памятником рыцарь монах, вдаль или в землю устранивший взор свой, – но все трогает душу, погружает в мечтательность, все говорит, хотя и неясно, но сильно воображению.

Художник всегда отличался замкнутым характером и уединенным образом жизни. 1798 г, в котором силуэт погибшего дерева перекликается с руинами на заднем плане. Следующие картины художника «Аббатство в дубовом лесу» и «Монах у моря» показали, сколь востребованной была подобная живопись: обе работы приобрел Фридрих Вильгельм III, король Пруссии, а сам Фридрих был избран членом берлинской Академии.

Его ранние произведения («Гуннская гробница в снегу» (1807г. ), «Крест в горах» (1808г. ), «Монах у моря» (1808—1810гг. ) имели странную поволоку тумана и размытые краски, словно сквозь слезы смотрел мастер на реальные картины природы. Германия – живописная страна с богатыми культурными традициями. В1810 был принят вБерлинскую, ав1816— вДрезденскую академии художеств. Иногда, подобные контрасты Фридрих иллюстрировал, создавая парные картины, такие, как «Монах у моря» (1810 г) и «Аббатство в дубовом лесу» (1809 — 10 гг. ). Прославился своими картинами в стилистике романтического пейзажа. Вместо полагающейся фигуры Христа здесь изображена земная жизнь людей во всём её грешном «великолепии».

Лирическое переживание природы. В центре находится огромная фигура монстра – это «гид» по Аду, главный «рассказчик». Лишь в1807 вплотную занялся живописью.

Сам Фридрих высказывался в ту пору об искусстве так: «Благородный человек (художник) во всем познает Бога, а низкий человек везде видит форму, а не дух». В 1825 в Германию приезжают братья Александр Иванович и Сергей Иванович Тургеневы. Поэт во многом способствовал известности немецкого живописца в России. История160— и древнеязыческая и средневековая160— проступает в виде меланхолических мотивов (Среди других известных картин мастера160— «Могила Гуттена» (1815, Государственное художественное собрание, Веймар), «На паруснике» (1818, Эрмитаж, Санкт-Петербург), «Странник над облаками» (1818, Кунстхалле, Гамбург), «Двое созерцающих луну» (1819—1820, Картинная галерея «Новые мастера», Дрезден), «Восход луны над морем», «Женщина у окна» (обе работы160— 1822, Национальная галерея, Берлин), «Замерзшее море» (1823, Кунстхалле, Гамбург).

Его слушали, а картины его смотрели с необыкновенным удовольствием. 1826 для многих русских людей был временем излома судеб. Этот период в истории немецкой литературы (1767-1785), связан с отказом от культа разума, свойственного классицизму, в пользу предельной эмоциональности и описания крайних проявлений индивидуализма интерес к которым характерен для предромантизма. Интерес к национальному прошлому. Сам Фридрих высказывался в ту пору об искусстве так: «Благородный человек (художник) во всем познает Бога, а низкий человек везде видит форму, а не дух».

09. Сила красок, достаточно звучных, умеряется туманами и закатной или рассветной дымкой. Художник представил две выполненные сепией работы на ежегодный творческий конкурс в Веймаре (эти конкурсы проводились по инициативе Иоганна Вольфганга Гете (1749 8212 1832 гг. ) и победил. И он не изменил себе. Как бы неприязненно ни относился Жуковский к самому факту декабрьского восстания 1825, суровость приговора и непосредственным его участникам и даже тем, кто не был на Сенатской площади, но «имел умысел», потрясла поэта. Лучшие качества Менцеля-живописца проявились в картинах и этюдах, написанных непосредственно с натуры, в широкой, свободной манере «Комната с балконом» (1845), «Железная дорога Берлин — Потсдам» (1847, обе — Берлин, Национальная галерея), где пейзаж и интерьер пронизаны ярким солнечным светом.

Собрав все его семантические корреляции, обнаруживаем, что солнце – пространственно-геометрический центр картины (не случайно, ведь этот образ выражает идею Бога-Отца) – граничит с идеей космоса. Этот барьер мог принимать форму стены, как в случае с 171Зимним пейзажем187 (1811 г. ) или ворот примером тому Памяти Иоганна Бремера. А туманный силуэт Дрездена на фоне золотых облаков выглядит почти Градом Вечным.

Рисовал улицы городов, виды доков Лондона, Лидса, Ливерпуля, Глазго в лунном свете. Среди других известных картин мастера – Могила Гуттена (1815, Государственное художественное собрание, Веймар), На паруснике (1818, Эрмитаж, Ленинград), Странник над облаками (1818, Кунстхалле, Гамбург), Двое созерцающих луну (1819–1820, Картинная галерея «Новые мастера», Дрезден), Восход луны над морем, Женщина у окна» (обе работы – 1822, Национальная галерея, Берлин), Замерзшее море (1823, Кунстхалле, Гамбург). Беспомощная мужская фигура борется с любовными приставаниями свиньи, в одежде монахини. Художник представил две выполненные сепией работы на ежегодный творческий конкурс в Веймаре (эти конкурсы проводились по инициативе Иоганна Вольфганга Гете (1749 — 1832 гг. ) и победил.

Колосья пшеницы и виноградные лозы указывают на хлеб и вино причастия. А туманный силуэт Дрездена на фоне золотых облаков выглядит почти Градом Вечным.

Романтический идеал по замыслу не мог быть сформулирован рационально. В другом — о его работах: «В его картинах нет ничего мечтательного. Романтизм. Проникнутые глубокой одухотворённостью, радостным подъёмом или просветлённой печалью, а чаще — меланхолически-отстраненной созерцательностью, пейзажи Фридрих Каспар Давид отличаются строгостью рисунка, чёткой ритмикой композиции, тонким колоритом, богатыми эффектами светотени («Пейзаж с радугой», 1809, Государственное художественное собрание, Веймар «Возрасты», около 1815, Музей изобразительных искусств, Лейпциг «Двое, созерцающие луну», см. Остается предположить, что вторая 7 означает двойственность смысла. Почти все рассмотренные элементы композиции данного натюрморта указывают, что верующий художник настойчиво внушает нам мысль о том, что человек со всеми своими земными стремлениями и заботами, которые символически обозначены набором разных цветов – лишь временный гость на земле.

Зрителю, «заместителем» которого часто выступают фигуры, отрешенно созерцающие пейзажные дали, предстоит в живописи Фридриха загадочно-молчаливая природа и символы сверхреального бытия, явленные в виде достаточно натурных, но в то же время подчеркнуто-знаковых деталей (морской горизонт, горная вершина, корабль, дальний город, путевое распятие или просто крест, кладбище). В холодноватом свете туманного утра растворены фигурки юноши и девушки, сидящих на носу парусника, в полотне На парусном корабле (1817—1818, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж). 1807 г. засохшие деревья окружают древнюю могилу. Но при этом он не был автором фантастических и сочиненных пейзажей.

Увядший цветок намекал на исчезновение чувства, а чертополох связывали с понятием зла. Некоторые картины так и называются – Аллегория бренности (или Vanitas), например, натюрморт Петера ван дер Виллиге «Аллегория бренности и славы» (фрагмент). Собственно изображение человека занимает основное пространство иконы. Но материализуются они абсолютно на индивидуальный манер. Картину Фридриха следует рассматривать и в связи с этим трагическим опытом.

Михайлова в своей статье «Природа и пейзаж у Каспара Давида Фридриха» посредством анализа критической статьи Барона фон Рамдора (современника художника), направленной в адрес картины Фридриха «Крест в горах», раскрывает суть пейзажей его пейзажей и определяет его новаторство относительно пейзажа классицистического. На рассвете праздник заканчивается. Саксонская столица была центром зарождавшегося немецкого романтизма. 9.

Они изображены столь точно и живо, что кажутся холодными на ощупь. История— и древнеязыческая и средневековая— проступает в виде меланхолических мотивов (Среди других известных картин мастера— «Могила Гуттена» (1815, Государственное художественное собрание, Веймар), «На паруснике» (1818, Эрмитаж, Санкт-Петербург), «Странник над облаками» (1818, Кунстхалле, Гамбург), «Двое созерцающих луну» (1819—1820, Картинная галерея «Новые мастера», Дрезден), «Восход луны над морем», «Женщина у окна» (обе работы— 1822, Национальная галерея, Берлин), «Замерзшее море» (1823, Кунстхалле, Гамбург). Другая из наиболее популярных его картин, наиболее известная как «Крушение надежды» создаёт острое ощущение отчаяния и безнадёжности. 1840, Дрезден), немецкий художник-пейзажист, представитель раннего романтизма. Исполиновые горы – череда горных кряжей и камней на переднем затемненном плане – это, видимо, возвращение к пережитому ощущению победы человека над самим собой, радость вознесения на «вершину мира», стремление к светлеющим непокоренным высям. В Древнем погребении под снегом, ок.

1390 г. – ум. Художник широких замыслов, Менцель стремится охватить жизнь во всем ее разнообразии. У него какая-то bonhomie8, которая нравится, а в картинах его воображение романтическое.

1807 г. засохшие деревья окружают древнюю могилу. Но семерка двойная, да еще с кругом внутри. Первым его большим произведением явилось полотно «Крест в горах» (Тетченский алтарь 1807--1808, Дрезден, Галерея новых мастеров). Например, число 7 – символ совершенства и завершённости (семь цветов радуги, семь нот, семь дней недели, семь добродетелей, семь смертных грехов) синий цвет (цвет неба) – символ всего духовного форма круга, напоминающая солнце и луну – символ божественного совершенства.

То же настроение ощутимо и в картине «Луга под Грейфсвальдом» (1820—1830 Гамбург, Кунстхалле) изображающей родину художника, небольшое селение, утонувшее в зелени деревьев. Фридрих прибегает к этому приему и в поэтическом интерьере «Женщина у окна» (ок.

Напротив, они привлекательны своею верностью, каждая возбуждает в душе воспоминания. Но работа была встречена публикой с непониманием и неприятием. Программным произведением Рунге из оставшегося незаконченным цикла «Четыре времени суток» (в котором художник мечтал о создании «фантастико-музыкальной поэмы»), явилось «Утро» (1808 Гамбург, Кунстхалле), где трактовка темы приобрела отчасти мистическую окраску. Следует отметить, что крест на полотнах художника всегда окружен вечнозелеными растениями (Крест в горах или Зимний пейзаж). Среди других известных картин мастера160 Могила Гуттена (1815, Государственное художественное собрание, Веймар), На паруснике (1818, Эрмитаж, Санкт-Петербург), Странник над облаками (1818, Кунстхалле, Гамбург), Двое созерцающих луну (18191820, Картинная галерея «Новые мастера», Дрезден), Восход луны над морем, Женщина у окна (обе работы160 1822, Национальная галерея, Берлин), Замерзшее море (1823, Кунстхалле, Гамбург).

А туманный силуэт Дрездена на фоне золотых облаков выглядит почти Градом Вечным. Он кажется крошечным рядом со льдинами так проявляется торжество природы над человеком. Зрителю, «заместителем» которого часто выступают фигуры, отрешенно созерцающие пейзажные дали, предстоит в живописи Фридриха загадочно-молчаливая природа и символы сверхреального бытия, явленные в виде достаточно натурных, но в то же время подчеркнуто-знаковых деталей (морской горизонт, горная вершина, корабль, дальний город, путевое распятие или просто крест, кладбище). К работам такого рода относится драматичная картина «Кораблекрушение в Арктике», 1824 г., сюжетом для которой послужила, по всей вероятности, полярная экспедиция сэра Уильяма Парри. Они вместе поселились в Дрездене.

Например, зеленый цвет почти совсем не виден. Фридрих (Friedrich) Каспар Давид (5. В другом — о его работах: «В его картинах нет ничего мечтательного.

До 1807 работал исключительно в технике рисунка (преимущественно штифтом или сепией), затем обратился и к масляной живописи. Он стремится увлечь зрителя неведомыми далями, увести от прозы жизни. Национальный пейзаж.

Джон Аткинсон Гримшоу (John Atkinson Grimshaw, 06. Пейзаж для выражения своего настроения, мироощущения. Узнав об этом, он пришел в такой восторг, что подарил обе работы учредителю.

Бездейственные созерцатели картин природы, они как будто вбирают в себя авторское «я» живописца. Трагедия коснулась и братьев Тургеневых, с юных лет бывших ближайшими друзьями Жуковского. Он ценит вечное движение в природе, стремится показать природные явления в их космичности. 10. Пели песни, рассказывали былины и небылицы. Склон холма заслоняет от зрителя эффектную панораму города. Рисовать, в особенности местные пейзажи, Фридрих начал еще в детстве.

1798 г, в котором силуэт погибшего дерева перекликается с руинами на заднем плане. Пропорции лика намеренно искажались. Это мечтания, — сон, видения во сне и в ночи. Художник представил две выполненные сепией работы на ежегодный творческий конкурс в Веймаре (эти конкурсы проводились по инициативе Иоганна Вольфганга Гете (1749 — 1832 гг. ) и победил.

Первым его большим произведением явилось полотно «Крест в горах» (Тетченский алтарь 1807—1808, Дрезден, Галерея новых мастеров). Потому его к артина наполнена смутным беспокойством, перерастающим в сумрачное настроение: царство ночи, огромное погибшее дерево (дуб, символизирующий смерть) — своего рода излияние души автора. Художник проникся темой с непревзойденной драматической интенсивностью. Подчеркивал страстное стремление человека слиться сБожественным абсолютом. Значит, если заняться его образованием, можно воспитать идеального члена общества.

Когда Каспару исполнилось семь лет, умерла его мать, а через шесть лет погиб один из его братьев (спасая самого Каспара, провалившегося под лед во время катания на коньках). Иногда, подобные контрасты Фридрих иллюстрировал, создавая парные картины, такие, как «Монах у моря» (1810 г) и «Аббатство в дубовом лесу» (1809 — 10 гг. ). Кунстхалле. Символы – это распознаваемые элементы, которые передают конкретное значение идеи, понятия – служат надежным «языком» во всех визуальных искусствах и особенно в живописи.

Капиталистический способ производства утвердился в Европе после промышленного переворота в Англии и французской буржуазной революции 1789 г. В течение 19 в. капитализм стал господствующей силой не только в Европе, но и на всем земном шаре. Если при прыжке руки не разойдутся, то пара составилась. Религиозное преклонение перед природой. Над точкой пересечения диагоналей картины находится луна.

Сила красок, достаточно звучных, умеряется туманами и закатной либо рассветной дымкой. В предметах природы часто избирает он самое простое положение, льдину, волнуемую в море несколько деревьев, в долине растущих окно его комнаты (из коего, впрочем, виды на Эльбу прелестные) задумавшийся над развалинами или над памятником рыцарь монах, вдаль или в землю устранивший взор свой, – но все трогает душу, погружает в мечтательность, все говорит, хотя и неясно, но сильно воображению.

Круг есть символ цельности, а вот число 14 в эзотерике никак не фигурирует. Стеклянная сфера стального цвета – символы из голландской поговорки: «Счастье и стекло – они недолговечны». Значительную роль в пейзажах Фридриха играют человеческие фигуры. Среди других известных картин мастера – Могила Гуттена (1815, Государственное художественное собрание, Веймар), На паруснике (1818, Эрмитаж, Ленинград), Странник над облаками (1818, Кунстхалле, Гамбург), Двое созерцающих луну (1819–1820, Картинная галерея «Новые мастера», Дрезден), Восход луны над морем, Женщина у окна» (обе работы – 1822, Национальная галерея, Берлин), Замерзшее море (1823, Кунстхалле, Гамбург). К работам такого рода относится драматичная картина «Кораблекрушение в Арктике», 1824 г., сюжетом для которой послужила, по всей вероятности, полярная экспедиция сэра Уильяма Парри.

Возможности для толкования здесь безграничны. Сам Фридрих в комментарии к своей работе расшифровывал свою композиционную идею следующим образом: «С учением об Иисусе умер старый свет – время, когда Бог-Отец жил на земле. Пейзаж рассчитан на его внутреннее прочтение. Искусство Каспара Давида Фридриха высоко оценивалось современниками. Занятиям искусством Фридрих стал уделять время с шестнадцати лет.

Кроме атмосферы картин, его работы также известны и своим профессионализмом. Этот барьер мог принимать форму стены, как в случае с «Зимним пейзажем» (1811 г. ) или ворот примером тому Памяти Иоганна Бремера. Спустя несколько лет поэт посетил дрезденскую мастерскую художника. Иногда, художник выполнял подобные на заказ.

Может быть, вот таким образом его и называли «мрачным фантастом», «почетным профессором кошмаров», однако современные сюрреалисты видели в Босхе своего духовного отца и предтечу. Жуковский, познакомившийся с Фридрихом в 1821 году во время путешествия по Германии. Вид побережья Балтийского моря написан в серебристо-серой колористической гамме. Иные же из картин, напротив, сближались с идиллически-бытописательской поэтикой бидермейера (Отдых в день нового урожая, 1823, не сохранилась).

Когда Каспару исполнилось семь лет, умерла его мать, а через шесть лет погиб один из его братьев (спасая самого Каспара, провалившегося под лед во время катания на коньках). Однако Фридрих очень вольно обходился с ними, всегда радикально меняя акценты пейзажа. Они посещают мастерскую Фридриха.

Там влюбленные обменивались венками, каждый клал венок на плотик из веток и соломы и пускал по воде. Трагедия коснулась и братьев Тургеневых, с юных лет бывших ближайшими друзьями Жуковского. Художник представил две выполненные сепией работы на ежегодный творческий конкурс в Веймаре (эти конкурсы проводились по инициативе Иоганна Вольфганга Гете (1749 – 1832 гг. ) и победил. Уже в ранних картинах («Могила великана в снегу» (1807) «Теченский алтарь» или «Крест в горах», 1808 обе работы— Картинная галерея «Новые мастера», Дрезден «Монах у моря», 1808—1810, Национальная галерея «Аббатство в дубовом лесу», 1809—1810, Шарлоттенбург «Утро в Исполиновых горах (Ризенгебирге)», 1810—1811, Национальная галерея все три картины— Берлин) определилась задумчивая, по-своему мистическая атмосфера его искусства. Конечно, в сознании христиан семерка связана с символом творения (7 дней творения Создателя).

«Художник должен рисовать не просто то, что видит перед собою, но и то, что видит в себе. Вопросам цвета он посвятил теоретический трактат «Цветовой круг или построение соотношений смешанных цветов», получивший высокую оценку Гёте, который сам разрабатывал теорию цвета. С ясностью смысла этого музыкального символа могут сравниться только изображаемые в них череп, угасшая свеча (с еще струящимся дымком) и цветы (с опадающими листьями).

В темноте зажигали деревянное колесо и катили его до воды. Оно получило название «министерства культов», так как верховенство в культурно-духовной области по чисто немецкому образцу (вот где существенное отличие от Франции) все-таки вверялось религии. Часто в пейзажах Фридриха присутствует человек — маленькая, заброшенная фигурка, еще более усиливающая чувство грусти и одиночества: «Месса в готической руине» (1819 Берлин, Национальная галлерея), «Восход луны над морем» (1821 Эрмитаж), «Двое, созерцающие луну» (1819—1820 Дрезден, Галлерея).

Иероним Босх создал в 1503 году картину – триптих «Сад земных наслаждений», в котором своеобразное видение мира проявилось в полной мере. Скорее всего, при фотографировании применялся частотный светофильтр. В предметах природы часто избирает он самое простое положение, льдину, волнуемую в море несколько деревьев, в долине растущих окно его комнаты (из коего, впрочем, виды на Эльбу прелестные) задумавшийся над развалинами или над памятником рыцарь монах, вдаль или в землю устранивший взор свой, — но все трогает душу, погружает в мечтательность, все говорит, хотя и неясно, но сильно воображению. Фридрих неставил задачей реалистично изображать природу всвоих пейзажах. Здесь, в столице Дании, он смог регулярно посещать Королевскую картинную галерею, которая славилась своей прекрасной коллекцией работ голландских художников-пейзажистов и, кроме того, познакомился с одним из лучших датских живописцев своего времени Йенсом Юэлем (17451802 гг. ). Иные же из картин, напротив, сближались с идиллически-бытописательской поэтикой бидермейера («Отдых в день нового урожая», 1823, не сохранилась). илл. ).

В первом десятилетии 19 в. выступает и другая группа романтиков, так называемые назарейцы. Эту потерю он воспринял очень болезненно, считая себя повинным в смерти брата. История – и древнеязыческая и средневековая – проступает в виде меланхолических мотивов (гробницы сказочных исполинов, руины храмов и монастырей), подчеркивающих скорее трагические разрывы, нежели связь времен.

Фигуры, показанные со спины – столь частые в картинах Фридриха – символизируют верующего человека, который рассматривает свое существование как подготовку к вечной жизни («Двое, созерцающие луну», Дрезден, Картинная гал. Пашня близ Дрездена 8212 один из последних пейзажей художника.

Зрителю, «заместителем» которого часто выступают фигуры, отрешенно созерцающие пейзажные дали, предстоит в живописи Фридриха загадочно-молчаливая природа и символы сверхреального бытия, явленные в виде достаточно натурных, но в то же время подчеркнуто-знаковых деталей (морской горизонт, горная вершина, корабль, дальний город, путевое распятие или просто крест, кладбище). В высоком кресле сидит монстр с птичьей головой карающий обжор и чревоугодников. Зрителю, «заместителем» которого часто выступают фигуры, отрешенно созерцающие пейзажные дали, предстоит в живописи Фридриха загадочно-молчаливая природа и символы сверхреального бытия, явленные в виде достаточно натурных, но в то же время подчеркнуто-знаковых деталей (морской горизонт, горная вершина, корабль, дальний город, путевое распятие или просто крест, кладбище). «Это сухощавый среднего роста человек, с белыми бровями, нависшими на глаза. Среди других известных картин мастера – Могила Гуттена (1815, Государственное художественное собрание, Веймар), На паруснике (1818, Эрмитаж, Ленинград), Странник над облаками (1818, Кунстхалле, Гамбург), Двое созерцающих луну (1819–1820, Картинная галерея «Новые мастера», Дрезден), Восход луны над морем, Женщина у окна» (обе работы – 1822, Национальная галерея, Берлин), Замерзшее море (1823, Кунстхалле, Гамбург).

В промышленности господствовали ремесло и мануфактура. Этот последний символ часто выбирался клавесинными мастерами XVII века в качестве декора их инструментов. Постоянно покрытое темными тучами небо вызвало сильное похолодание в 1816 году, который остался в человеческой памяти как «год без лета». На паруснике (1818, Эрмитаж, Санкт-Петербург), Среди других известных картин мастера160 Могила Гуттена (1815, Государственное художественное собрание, Веймар), Двое созерцающих луну (18191820, Картинная галерея «Новые мастера», Дрезден), Странник над облаками (1818, Кунстхалле, Гамбург), Восход луны над морем, у Женщина окна (обе работы160 1822, Национальная галерея, Берлин), Замерзшее море (1823, Кунстхалле, Гамбург). Следует отметить, что крест на полотнах художника всегда окружен вечнозелеными растениями (Крест в горах или Зимний пейзаж).

Белая лилия говорила о непорочности. Этот барьер мог принимать форму стены, как в случае с «Зимним пейзажем» (1811 г. ) или ворот примером тому Памяти Иоганна Бремера. Спустя несколько лет поэт посетил дрезденскую мастерскую художника. А. И. Тургенев пишет об этом: «Вчера были у Фридриха в atelier. Картину Фридриха следует рассматривать и в связи с этим трагическим опытом.

В 1825 в Германию приезжают братья Александр Иванович и Сергей Иванович Тургеневы. Свет – символ духовного прозрения, божественной благодати радуга (встреча Неба с Землей) – символ примирения Бога с людьми, прощения людских грехов. Иногда, художник выполнял подобные на заказ. Его слушали, а картины его смотрели с необыкновенным удовольствием. Здесь есть пруд роскоши и фонтан, цветы абсурда и замки тщеславия.

Однако при всём множестве толкований смысла «Сада радостей земных» ни одно из них не может полностью охватить все образы картины. В 1818 году он женился, что стало полной неожиданностью для тех, кто его близко знал. Такова картина «Кладбище», 1821 г., в которой потусторонний, кладбищенский мир представлен прекрасным пейзажем, залитым мягким неземным светом, обещающим вечный покой. Музыкальные инструменты (как символ сладострастия и разврата), превращены в орудия пытки. в 1441 г. ) – он создал «Портрет четы Арнольфини» – уникальное явление во всей европейской живописи того времени. К середине 1820-х годов живопись Фридриха стала выходить из моды. В поздних работах, посвященных этой теме, появляется сова символ ночной темноты и смерти.

Как обычно у Босха, никакая идиллия не существует без предзнаменования зла и мы видим яму с тёмной водой, кота с мышью в зубах (кот – жестокость, дьявол). Она часто называется числом жизни (это как-то граничит с тем, что рожденный через 7 месяцев после зачатия ребенок живет, но рождающиеся через 8 месяцев часто умирают).

Помимо этого работал вДрездене, где писал городские пейзажи ивстречался скрупными представителями немецкого романтизма, вчастности споэтами Новалисом (1772–1802) иГенрихом Клейстом (1777–1811), атакже схудожниками Георгом Фридрихом Керстингом иКарлом Густавом Карусом. Но религиозность у Фридриха в отличие от его современников и тоже немецких романтиков — «назарейцев» искавших ее в традиционных библейских сюжетах и подражавших старым мастерам, выступала в пейзажах, которые он насыщал мистическим содержанием. У него какая-то bonhomie8, которая нравится, а в картинах его воображение романтическое.

Позы их торжественно неподвижны, лица полны самой глубокой серьезности. Искусство твоё высоко и могущественно, так как тебя вдохновлял гений. » (из записей Уильяма Тёрнера, посвящённых одному из пейзажей Айвазовского). Зрителю, «заместителем» которого часто выступают фигуры, отрешённо созерцающие пейзажные дали, предстоит в живописи Фридриха загадочно-молчаливая природа и символы сверхреального бытия, явленные в виде достаточно натурных, но в то же время подчёркнуто-знаковых деталей (морской горизонт, горная вершина, корабль, дальний город, путевое распятие или просто крест, кладбище). Символика присуща и другим произведениям Фридриха, например, картине «Возрасты» (ок. Жуковский, познакомившийся с Фридрихом в 1821 году во время путешествия по Германии. Зрителю, «заместителем» которого часто выступают фигуры, отрешенно созерцающие пейзажные дали, предстоит в живописи Фридриха загадочно-молчаливая природа и символы сверхреального бытия, явленные в виде достаточно натурных, но в то же время подчеркнуто-знаковых деталей (морской горизонт, горная вершина, корабль, дальний город, путевое распятие или просто крест, кладбище).

Цвета на этой шкале выглядят очень бледно. Зрителю, «заместителем» которого часто выступают фигуры, отрешенно созерцающие пейзажные дали, предстоит в живописи Фридриха загадочно-молчаливая природа и символы сверхреального бытия, явленные в виде достаточно натурных, но в то же время подчеркнуто-знаковых деталей (морской горизонт, горная вершина, корабль, дальний город, путевое распятие или просто крест, кладбище). Каспар Фридрих родился в Грайфсвальде и был сыном мыловара. Когда Каспару исполнилось семь лет, умерла его мать, а через шесть лет погиб один из его братьев (спасая самого Каспара, провалившегося под лед во время катания на коньках).

Они вместе поселились в Дрездене. 1818 Берлин, Национальная галлерея). Каспар Давид Фридрих родился в городе Грайфсвальд 5 сентября 1774 года. К середине 1820-х годов живопись Фридриха стала выходить из моды. И все же, годы обучения в Копенгагене принесли Фридриху немалую пользу. 1817, оба — Нюрнберг, Германский национальный музей).

Но при этом он не был автором фантастических и сочиненных пейзажей. С этого момента между Фридрихом и Гете установились дружественные отношения. В своих афоризмах он пишет: Оставайтесь подальше от нечестивых уверток, которые убивают свободные порывы сердца (1) и когда Гете ltjustifygtКаспар Фридрих живет, углубившись в себя, в свои работы.

Менцель. В творчестве Фридриха горы символизировали Бога, скалы — веру, а сосны — «стоящих в вере». Для Фридриха это движение к свету было, видимо, девизом всего его творческого пути. За помощь в работе при подготовке настоящей книги — консультации, рецензии, предоставление иллюстративного материала — авторский коллектив приносит благодарность Государственному Эрмитажу, Государственному музею изобразительных искусств им. Решающее значение в становлении эстетики «Бури и натиска» имели мысли И. Г. Гердера о национальном своеобразии искусства и его народных корнях: о роли фантазии и эмоционального начала. Все пейзажи очень точные, а линии, формы и перспектива просчитаны и выверены. Особенностью этой работы является то, что драма уже произошла.

Художник любовно изображает вещи, окружающие молодоженов.

Хороший пример субъективного идеализма в литературе – «Исповедь сына века» Альфреда де Мюссе. Учился в АХ в Копенгагене (1794—98). Уже в ранних картинах (Гуннская гробница в снегу, 1807 Теченский алтарь или Крест в горах, 1808 обе работы – Картинная галерея «Новые мастера», Дрезден Монах у моря, 1808–1810, Национальная галерея Аббатство в дубовом лесу, 1809–1810, Шарлоттенбург Утро в Исполиновых горах (Ризенгебирге), 1810–1811, Национальная галерея все три картины – Берлин) определилась задумчивая, по-своему мистическая атмосфера его искусства. Так появилась его своеобразная техника. 1815 Лейпциг, Музей). Такие картины Фридриха имеют много общего с наиболее светлыми поэтическими описаниями красот родной природы у поэтов и писателей — романтиков, как Уланд, Эихендорф, Тик.

Гамбург. Изображает разные уголки своей именно страны. Так же как и Рунге, был тесно связан с кружком писателей-романтиков Каспар Давид Фридрих (1774—1840). 10. Будете в Петербурге, зайдите в Эрмитаж – там есть его замечательные работы.

Художник писал в наставлении одному из своих учеников: Постарайся закрыть свое телесное зрение, чтобы, прежде всего, увидеть будущую картину духовным взором, а затем освети ее внутренним светом, который поможет тебе видеть в темноте и отделить суть предмета от его внешних проявлений. Фигура созерцателя -- частый мотив пейзажей Фридриха. Символика цвета, жестов изображаемых предметов – это язык иконы.

Сила красок, достаточно звучных, умеряется туманами и закатной либо рассветной дымкой. Такова картина «Кладбище», 1821 г., в которой потусторонний, кладбищенский мир представлен прекрасным пейзажем, залитым мягким неземным светом, обещающим вечный покой. Постоянно покрытое темными тучами небо вызвало сильное похолодание в 1816 году, который остался в человеческой памяти как «год без лета». Искусство Каспара Давида Фридриха высоко оценивалось современниками. Иначе его картины будут походить на ширмы, за которыми так и представляешь себе, что лежит больной, а то и мертвец» — таков был беспощадный приговор этого тонкого мистика, прозревшего другой мир.

Джон Аткинсон Гримшоу (John Atkinson Grimshaw, 06. 09. 1836–13. 10. 1893) – выдающийся английский художник викторианской эпохи известный своими изображениями ночного города и лунных пейзажей. А. И. Тургенев пишет об этом: «Вчера были у Фридриха в atelier. ок. Его слушали, а картины его смотрели с необыкновенным удовольствием. Понятия, которыми романтики описывали свои состояния, точно передают конфликт с реальностью: «ностальгия» – желание вернуться к состоянию покоя и счастья, когда-то утраченному «страсть», «тоска», «желание» – обычно связаны с некоторым идеалом жизни, который романтики «чувствуют», но не желают и не могут точно сформулировать. Поклонником таланта художника был и В. А. 1840, Дрезден), немецкий художник-пейзажист, представитель раннего романтизма.

Тело сатаны – вскрытая яичная скорлупа, на полях его шляпы демоны и ведьмы то ли гуляют, то ли танцуют с грешными душами Или водят вокруг огромной волынки (символ мужского начала) людей, повинных в противоестественном грехе. На его полотнах древне-языческая и средневековая история проступает в виде меланхолических мотивов (гуннские гробницы, руины храмов и монастырей), подчеркивающих скорее трагические разрывы, нежели связь времен. 5. В этой связи очень характерно, что художник часто задний план делает светлым, а передний — темным.

Там, где Фридрих ищет одиночества, Рунге подчёркивает общность семьи или круга друзей. Экспертов заинтересовало, насколько изменение климата в эти годы повлияло на искусство. В предметах природы часто избирает он самое простое положение, льдину, волнуемую в море несколько деревьев, в долине растущих окно его комнаты (из коего, впрочем, виды на Эльбу прелестные) задумавшийся над развалинами или над памятником рыцарь монах, вдаль или в землю устранивший взор свой, — но все трогает душу, погружает в мечтательность, все говорит, хотя и неясно, но сильно воображению. Таковы и фигуры на первом плане картины «Меловые скалы на острове Рюген» (около 1818 г. ). Рунге оставил описания этого цикла в стихах и прозе.

Холст, масло. Девушка хлопает парня по плечу и убегает, а тот бежит ее догонять. А. И. Тургенев пишет об этом: «Вчера были у Фридриха в atelier.

С этого момента между Фридрихом и Гете установились дружественные отношения. Будете в Петербурге, зайдите в Эрмитаж – там есть его замечательные работы. Композиция левой створки продолжает тему сотворения мира, рождения человека и изображает сцену «Сотворения Евы». Ярче всего она получила выражение в натюрморте. «Двое, созерцающие луну» – асимметричная композиция, где в контрракурсном лунном свете предстают почти силуэтные пятна двух фигур, горных камней и сказочного дерева с вывороченными корнями. Сейчас я ощущаю его присутствие вот в этих камышах. Они вместе поселились в Дрездене.

Кроме атмосферы картин, его работы также известны и своим профессионализмом. Символ связан с внешними признаками предмета и всегда отражает его глубинную сущность. Уже в ранних картинах («Могила великана в снегу» (1807) «Теченский алтарь» или «Крест в горах», 1808 обе работы160— Картинная галерея «Новые мастера», Дрезден «Монах у моря», 1808—1810, Национальная галерея «Аббатство в дубовом лесу», 1809—1810, Шарлоттенбург «Утро в Исполиновых горах (Ризенгебирге)», 1810—1811, Национальная галерея все три картины160— Берлин) определилась задумчивая, по-своему мистическая атмосфера его искусства. В1810 был принят вБерлинскую, ав1816— вДрезденскую академии художеств. Тогда многие не умели читать, но язык символов прививался любому верующему с детства.

Первая картина завораживает зри теля необъятностью морской дали. Однако Фридрих очень вольно обходился с ними, всегда радикально меняя акценты пейзажа. Сила красок, достаточно звучных, умеряется туманами и закатной либо рассветной дымкой. Мастером пейзажа с символами, в том числе христианскими, является художник Каспар Давид Фридрих (1774 – 1840), один из лидеров романтизма в немецком изобразительном искусстве.

Зрителю, «заместителем» которого часто выступают фигуры, отрешенно созерцающие пейзажные дали, предстоит в живописи Фридриха загадочно-молчаливая природа и символы сверхреального бытия, явленные в виде достаточно натурных, но в то же время подчеркнуто-знаковых деталей (морской горизонт, горная вершина, корабль, дальний город, путевое распятие или просто крест, кладбище). Символика образов рамы, которая специально заказывалась, дополняет значение символов картины. История – и древнеязыческая и средневековая – проступает в виде меланхолических мотивов (гуннские гробницы, руины храмов и монастырей), подчеркивающих скорее трагические разрывы, нежели связь времен. Четкой линии горизонта мы не видим, поскольку она представляется как некая единая стихия.

Подражательность кватрочентистам видна в росписях назарейцев, выполненных в доме прусского консула в Риме Бартольди (1816— 1817), посвященных библейским легендам об Иосифе (Овербек, Корнелиус, Фейт, В. Шадов). Уже в ранних картинах («Могила великана в снегу» (1807) «Теченский алтарь» или «Крест в горах», 1808 обе работы— Картинная галерея «Новые мастера», Дрезден «Монах у моря», 1808—1810, Национальная галерея «Аббатство в дубовом лесу», 1809—1810, Шарлоттенбург «Утро в Исполиновых горах (Ризенгебирге)», 1810—1811, Национальная галерея все три картины— Берлин) определилась задумчивая, по-своему мистическая атмосфера его искусства. Противостояние этого стиля классицизму и академизму – несомненный факт, но нельзя игнорировать и того факта, что романтизм опоэтизирует действительность, то есть, говоря проще – приукрашивает и приподнимает её над правдой жизни, а это не свойственно «буржуазному» мировоззрению.

Фигуры, которые мы видим на картинах Фридриха, также решены в рамках философии романтизма. Самой серьезной критике картина «Крест в горах» подверглась со стороны приверженцев неоклассицизма, назвавших Фридриха пейзажистом, который стремится протащить свое искусство в алтарь. Картина, несмотря на ее символический смысл, писалась по реальным впечатлениям. Художник скончался в 7 мая 1840 года в Дрездене. Но «выступая в своем искусстве как мыслитель, он глядел на мир глазами художника».

В отдельных случаях, Фридрих изображал места или события предельно натуралистично. Лучшие качества Менцеля-живописца проявились в картинах и этюдах, написанных непосредственно с натуры, в широкой, свободной манере «Комната с балконом» (1845), «Железная дорога Берлин — Потсдам» (1847, обе — Берлин, Национальная галерея), где пейзаж и интерьер пронизаны ярким солнечным светом. 1774, Грейфсвальд, — 7. 1798 г, в котором силуэт погибшего дерева перекликается с руинами на заднем плане. В 1825 в Германию приезжают братья Александр Иванович и Сергей Иванович Тургеневы. И все же, годы обучения в Копенгагене принесли Фридриху немалую пользу.

В понимании романтиков смерть духовно очищает и освобождает человека. Таковы его «Крест в горах» (1808), «Монах у моря» (1809), «Утро в Исполиновых горах» (1811) — самые яркие работы этого периода. Рисовать, в особенности местные пейзажи, Фридрих начал еще в детстве. Вероятно, Фридрих стремился через христианские и нехристианские сигнатуры отразить определенное эзотерическое послание миру. Иногда, подобные контрасты Фридрих иллюстрировал, создавая парные картины, такие, как 171Монах у моря187 (1810 г) и 171Аббатство в дубовом лесу187 (1809 8212 10 гг. ).

Немецкие философы по разным причинам поддерживали скорее идею реформирования, а не радикального революционизирования общественных порядков своей страны, хотя видели существенные недостатки отдельных реформ например тех, с помощью которых в условиях «французского угнетения» было отменено крепостное право и изменена законодательная система. Рисовать он начал в юношеском возрасте. Центральным образом здесь является солнце.

История – и древнеязыческая и средневековая – проступает в виде меланхолических мотивов (гуннские гробницы, руины храмов и монастырей), подчеркивающих скорее трагические разрывы, нежели связь времен. С боковых частей изображены рай и ад. Иные же из картин, напротив, сближались с идиллически-бытописательской поэтикой бидермейера («Отдых в день нового урожая», 1823, не сохранилась).

Большие идеи и чувства одухотворяют картины художника. Он занимает почти всё пространство картины и является её главным «действующим лицом». Саксонская столица была центром зарождавшегося немецкого романтизма. Иногда, подобные контрасты Фридрих иллюстрировал, создавая парные картины, такие, как «Монах у моря» (1810 г) и «Аббатство в дубовом лесу» (1809 – 10 гг. ).

Ближе к смеркам людисобирались вокруг большого костра, здесь начиналось настоящее гулянье. Как бы неприязненно ни относился Жуковский к самому факту декабрьского восстания 1825, суровость приговора и непосредственным его участникам и даже тем, кто не был на Сенатской площади, но «имел умысел», потрясла поэта. У Феофана Грека некоторые святые изображались с закрытыми глазами или вовсе с пустыми глазницами – таким способом художник пытался передать мысль, что их взгляд направлен не на внешний мир, а внутрь, на созерцание божественной истины и внутреннюю молитву. Неужели они так покрылись лунной пылью, что совсем не виденголубой цвет. Они не просто красивые и восхитительные, они вызывают особые эмоции. Любимым местом художника стал живописный остров Рюген. Расцвет реализма в немецкой живописи ознаменован творчеством Адольфа Менцеля (1815—1905), сочетавшего блестящий дар живописца и рисовальщика с добросовестностью ученого-историка. Определённая сентиментальность, чувствительность.

Безобидный кролик (на картине он превосходит своим размером человека) в христианстве был символом бессмертия души и изобилия. Один из основоположников пейзажной и жанровой живописи в Европе. «Это сухощавый среднего роста человек, с белыми бровями, нависшими на глаза. Через эту связь они приобретали свое символическое значение. Экспертов заинтересовало, насколько изменение климата в эти годы повлияло на искусство. Это мечтания, – сон, видения во сне и в ночи. Третий план (самый дальний) – венчается голубым небом, где люди летают на крылатых рыбах и с помощью собственных крыльев – символизируют греховную сексуальность, лишенную света божественной любви лодка-яблоко, в которой уединяются любовники, формой напоминает женскую грудь птицы становятся олицетворением похоти и разврата, рыба – символом беспокойного вожделения, раковина является женским началом.

илл. ). Форма традиционная – гладкая «зализанная» фактура, выдержанность. Волхвы с ночи до зари собирают целебную купальскую росу, срезают волшебные травы.

Прославился своими картинами в стилистике романтического пейзажа. У Бориса Ольшанского мы видим древний языческий праздник, ночь на Ивана Кпалу. Она также символизирует пятый элемент – эфир. Зрителю, «заместителем» которого часто выступают фигуры, отрешенно созерцающие пейзажные дали, предстоит в живописи Фридриха загадочно-молчаливая природа и символы сверхреального бытия, явленные в виде достаточно натурных, но в то же время подчеркнуто-знаковых деталей (морской горизонт, горная вершина, корабль, дальний город, путевое распятие или просто крест, кладбище). Лишь в1807 вплотную занялся живописью.

В холодноватом свете туманного утра растворены фигурки юноши и девушки, сидящих на носу парусника, в полотне На парусном корабле (1817—1818, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж). Здесь, в столице Дании, он смог регулярно посещать Королевскую картинную галерею, которая славилась своей прекрасной коллекцией работ голландских художников-пейзажистов и, кроме того, познакомился с одним из лучших датских живописцев своего времени Йенсом Юэлем (17451802 гг. ). Его персонажи похожи на кошмарные образы Апокалипсиса и в то же время – на веселый карнавал чертей. Символика образов картины довольно проста, но содержательна по сути, а композиционная организация христианской идеи становится художественным посланием художника.

Помимо этого работал вДрездене, где писал городские пейзажи ивстречался скрупными представителями немецкого романтизма, вчастности споэтами Новалисом (1772–1802) иГенрихом Клейстом (1777–1811), атакже схудожниками Георгом Фридрихом Керстингом иКарлом Густавом Карусом. В них находит отражение борьба немецкого народа против наполеоновского гнета, как, например, в картине «Могила Арминия» (1813 Гамбург, Кунстхалле), вдохновленной драмой Клейста. Тем самым мастер сумел убедительно представить на полотне неумолимый ход времени. На заднем плане – ангелы, один из них держит крест, показывая, что именно на кресте умрёт Христос. Уже в ранних картинах (Гуннская гробница в снегу, 1807 Теченский алтарь или Крест в горах, 1808 обе работы – Картинная галерея «Новые мастера», Дрезден Монах у моря, 1808–1810, Национальная галерея Аббатство в дубовом лесу, 1809–1810, Шарлоттенбург Утро в Исполиновых горах (Ризенгебирге), 1810–1811, Национальная галерея все три картины – Берлин) определилась задумчивая, по-своему мистическая атмосфера его искусства. В поздних работах, посвященных этой теме, появляется сова символ ночной темноты и смерти.

Осев в городе Дрездене, художник посвятил себя акварели и чернильной сепии – автопортрет за столом, «Гроб на могиле» (1836г. ), «Вид Арконы при свете луны». В Вене в 1809 г. Овербек и Пфорр основали «Союз святого Луки», в 1810 г. они переселяются в Рим. Такова картина «Кладбище», 1821 г., в которой потусторонний, кладбищенский мир представлен прекрасным пейзажем, залитым мягким неземным светом, обещающим вечный покой. Уже в ранних картинах (Гуннская гробница в снегу, 1807 Теченский алтарь или Крест в горах, 1808 обе работы160 Картинная галерея «Новые мастера», Дрезден Монах у моря, 18081810, Национальная галерея Аббатство в дубовом лесу, 18091810, Шарлоттенбург Утро в Исполиновых горах (Ризенгебирге), 18101811, Национальная галерея все три картины160 Берлин) определилась задумчивая, по-своему мистическая атмосфера его искусства. 1807 г. засохшие деревья окружают древнюю могилу. Чувства художника особым образом компонуют эти горные громады и опять читается движение от тьмы первых шагов к будущему свету.

Не случайно образование этих «монастырских братств» произошло в Германии одновременно со стремлением к национальному объединению. Пространство картины «Женщина у окна» (около 1822 г. ) -- скучная клетка пустой комнаты, романтический порыв выражен здесь именно в фигуре напряжённо глядя щей в окно героини. Например, сова – ночная птица, вот таким образом одно из её символических значений – сон, смерть. Его слушали, а картины его смотрели с необыкновенным удовольствием. Особенностью этой работы является то, что драма уже произошла. «В этом ужасе нет спасения для погрязших в грехах» – говорит пессимистически Босх.

Зрителю, заместителем которого часто выступают фигуры, отрешенно созерцающие пейзажные дали, предстоит в живописи загадочно-молчаливая природа и символы сверхреального бытия, явленые в виде достаточно натурных, но в то же время подчеркнуто-знаковых деталей (морской горизонт, горная вершина, корабль, дальний город, путевое распятие или просто крест, кладбище). 1836–13. Одна из них ведет к белому скромному особнячку, еще вросшему в землю, но уже с металлической (городской. ) крышей. Первую картину маслом «Крест в горах» художник, вероятно, писал на заказ.

Но гораздо чаще противоположные символы художник помещает в рамках одного полотна. Среди других известных картин мастера – Могила Гуттена (1815, Государственное художественное собрание, Веймар), На паруснике (1818, Эрмитаж, Ленинград), Странник над облаками (1818, Кунстхалле, Гамбург), Двое созерцающих луну (1819–1820, Картинная галерея «Новые мастера», Дрезден), Восход луны над морем, Женщина у окна» (обе работы – 1822, Национальная галерея, Берлин), Замерзшее море (1823, Кунстхалле, Гамбург). Они вместе поселились в Дрездене. И он не изменил себе.

Порой мотивы Фридрих Каспар Давид получают символическое звучание, ноты грусти, одиночества перерастают в ощущение щемящей тоски, в чувство неизбежной бренности всего земного, в оцепенение мистического транса («Месса в готической руине», 1819, Национальная галерея, Берлин «Монастырское кладбище под снегом», см. Проникнутые глубокой одухотворённостью, радостным подъёмом или просветлённой печалью, а чаще — меланхолически-отстраненной созерцательностью, пейзажи Ф. отличаются строгостью рисунка, чёткой ритмикой композиции, тонким колоритом, богатыми эффектами светотени («Пейзаж с радугой», 1809, Государственное художественное собрание, Веймар «Возрасты», около 1815, Музей изобразительных искусств, Лейпциг «Двое, созерцающие луну», см. Уже в ранних картинах (Гуннская гробница в снегу, 1807 Теченский алтарь или Крест в горах, 1808 обе работы – Картинная галерея «Новые мастера», Дрезден Монах у моря, 1808–1810, Национальная галерея Аббатство в дубовом лесу, 1809–1810, Шарлоттенбург Утро в Исполиновых горах (Ризенгебирге), 1810–1811, Национальная галерея все три картины – Берлин) определилась задумчивая, по-своему мистическая атмосфера его искусства. В XVII веке стала популярной философская идея бренности всего сущего – Vanitas (Vanitas vanitatum et omnia vanitas Суета сует и все – суета). Жуковский, познакомившийся с Фридрихом в 1821 году во время путешествия по Германии.

Смелая попытка человека покорить природу – заканчивается смертью. 9. «Землей души», по словам художника, стал для него остров Рюген в Балтийском море, где он подолгу жил и работал. Рядом с ним установлена цветовая шкала.

Вскопанная плугом земля, несколько еще не зацветших яблонь, светлое небо все создает ощущение ожидания чуда. «Это сухощавый среднего роста человек, с белыми бровями, нависшими на глаза. Он получал уроки литературы и живописи в университете Грайфсвальда, где наставник Иоганн Готфрид Куисторп учил юношу «видеть мир изнутри». Первую картину маслом 171Крест в горах187 художник, вероятно, писал на заказ. Он выражает в них обычно одну простую мысль или чувство, но неопределенное. Таков, например, «Горный пейзаж» (Берлин, Национальная галлерея). В отличие от аллегорических построений Рунге Фридрих изображает картины реальной природы южной Германии и морского побережья.

Но приглядевшись, мы замечаем некоторые странности в выборе и изображении предметов расположенных возле букета: очень необычно, что рядом с ним художник поместил череп, раковину, помятую и надорванную бумагу с чёткой надписью «Mеmento mori» («Помни о смерти»). История— и древнеязыческая и средневековая— проступает в виде меланхолических мотивов (гробницы сказочных исполинов, руины храмов и монастырей), подчёркивающих скорее трагические разрывы, нежели связь времен. Зрителю, созерцающему словно вместе с фигурками изображенными со спины на первом плане, открываются почти мистическое величие освещенных загадочным лунным или ровным дневным солнечным светом меловых скал на острове Рюген около селения Аркона (Меловые скалы на острове Рюген, 1818, Винтертур, Фонд О. Рейнхардта).

Но его присутствие, тем не менее, мыслится благодаря образам причастия ибо колосья пшеницы и виноградная лоза (хлеб и вино причастия) предназначены для человека, чтобы он мог приобщиться к источнику жизни. И наказывает он грешников, пожирая их, а затем они погружаются в яму. Наиболее значителен второй вариант «Утра», где центр композиции занимает стройная фигура молодой женщины — утренней зари, а на переднем плане в траве изображен удивленный и радостный младенец — народившийся день. Зрителю, «заместителем» которого часто выступают фигуры, отрешенно созерцающие пейзажные дали, предстоит в живописи Фридриха загадочно-молчаливая природа и символы сверхреального бытия, явленные в виде достаточно натурных, но в то же время подчеркнуто-знаковых деталей (морской горизонт, горная вершина, корабль, дальний город, путевое распятие или просто крест, кладбище). А туманный силуэт Дрездена на фоне золотых облаков выглядит почти Градом Вечным. Переплетенные ветви деревьев символизируют сближение человеческих душ.

К середине 1820-х годов живопись Фридриха стала выходить из моды. Художник проникся темой с непревзойденной драматической интенсивностью. Жуковский деятельно помогает братьям Тургеневым преодолеть обрушившиеся на них несчастья. И все же, годы обучения в Копенгагене принесли Фридриху немалую пользу.

Поймав, ведет к костру, через который они прыгают, держась за куклу на палке. 1774, Грейфсвальд, — 7. 1826 для многих русских людей был временем излома судеб.

Картины немецкого мастера следует понимать как «излияние сердца», выражаясь словами Вакенродера, в них встречаются 2 элемента: поиск художником цельности бытия, что вызвано отрывом его от религии и, наряду с этим, анализ душевного состояния человека. Обратите внимание на ботинки – они серые. Символ может быть обозначен числом, свойством, формой. До 1807 работал исключительно в технике рисунка (преимущественно штифтом или сепией), затем обратился и к масляной живописи.

Но если он не видит в себе ничего, ему не надо рисовать и то, что он видит перед собой. Каспар Фридрих родился в Грайфсвальде и был сыном мыловара. У пифагорейцев эта цифра (7) считалась достойной поклонения.

Менцель. Расцвет реализма в немецкой живописи ознаменован творчеством Адольфа Менцеля (1815—1905), сочетавшего блестящий дар живописца и рисовальщика с добросовестностью ученого-историка. Единственный путь к этому художник видит в смерти. Если Мантенья использовал сплошь библейские символы, то у Босха они становятся «материалистическими». Рисовал улицы городов, виды доков Лондона, Лидса, Ливерпуля, Глазго в лунном свете. Художник скончался в 7 мая 1840 года в Дрездене. Вальтер, современный немецкий исследователь творчества К. Д. Фридриха, в арочном изображении видит идею победы над смертью, умиротворение и справедливость.

А. В. Щусева, Научно-исследовательскому музею Академии художеств СССР и персонально — Э- Н. Ацаркиной, Е. Б. Георгиевской, А. Л. Кагановичу, B. И. Касияну, И. Коталику (Чехословакия), С. Козакевичу (Польша), У. Кухирту (ГДР), И. М. Левиной, К. М. Малицкой, Г. Опреску (Румынии), Г. Погань (Венгрия), Ф. С. Рогинской. Фигуры, которые мы видим на картинах Фридриха, также решены в рамках философии романтизма. Зрителю, «заместителем» которого часто выступают фигуры, отрешенно созерцающие пейзажные дали, предстоит в живописи Фридриха загадочно-молчаливая природа и символы сверхреального бытия, явленные в виде достаточно натурных, но в то же время подчеркнуто-знаковых деталей (морской горизонт, горная вершина, корабль, дальний город, путевое распятие или просто крест, кладбище).

В «Пейзаже с радугой» (1809 Веймар, Гос. Георгий поражает своим копьем морского дракона нимб окружает головы святых.

Как бы неприязненно ни относился Жуковский к самому факту декабрьского восстания 1825, суровость приговора и непосредственным его участникам и даже тем, кто не был на Сенатской площади, но «имел умысел», потрясла поэта. Первую картину маслом «Крест в горах» художник, вероятно, писал на заказ. Примеры субъективных идеалистов – Фихте, Кант. Искусство твоё высоко и могущественно, так как тебя вдохновлял гений. » (из записей Уильяма Тёрнера, посвящённых одному из пейзажей Айвазовского). Следующие картины художника «Аббатство в дубовом лесу» и «Монах у моря» показали, сколь востребованной была подобная живопись: обе работы приобрел Фридрих Вильгельм III, король Пруссии, а сам Фридрих был избран членом берлинской Академии. Фигуры изображенные на картинах, также решены в рамках философии романтизма.

Здесь, в столице Дании, он смог регулярно посещать Королевскую картинную галерею, которая славилась своей прекрасной коллекцией работ голландских художников-пейзажистов и, кроме того, познакомился с одним из лучших датских живописцев своего времени Йенсом Юэлем (17451802 гг. ). В другом – о его работах: «В его картинах нет ничего мечтательного. Фридрих писал: «Местность, окутанная туманом, кажется шире, возвышеннее, она обостряет фантазию, мы с нетерпением чего-то ждём – словно видим перед собою девушку, которая с ног до головы укутана в шубы». Но хлипкая логическая конструкция рухнула, соприкоснувшись с реалиями жизни: кровопролитные Наполеоновские войны, французская революция 1789 года и другие социальные потрясения разрушили веру людей в целительные свойства Просвещения.

Но работа была встречена публикой с непониманием и неприятием. Постепенно к концу 19 — началу 20 в. критика капитализма начинает вестись в искусстве (особенно в русском) уже не только и не столько с позиций буржуазной или крестьянской демократии, как это было раньше, а с позиций зарождающегося и крепнущего мировоззрения революционного пролетариата. Зрителю, созерцающему словно вместе с фигурками изображенными со спины на первом плане, открываются почти мистическое величие освещенных загадочным лунным или ровным дневным солнечным светом меловых скал на острове Рюген около селения Аркона (Меловые скалы на острове Рюген, 1818, Винтертур, Фонд О. Рейнхардта). Среди других известных картин мастера— «Могила Гуттена» (1815, Государственное художественное собрание, Веймар), «На паруснике» (1818, Эрмитаж, Санкт-Петербург), «Странник над облаками» (1818, Кунстхалле, Гамбург), «Двое созерцающих луну» (1819—1820, Картинная галерея «Новые мастера», Дрезден), «Восход луны над морем», «Женщина у окна» (обе работы— 1822, Национальная галерея, Берлин), «Замерзшее море» (1823, Кунстхалле, Гамбург). Поэт во многом способствовал известности немецкого живописца в России.

Лучистое божественное око на фоне треугольника – символ святой Троицы. Девы Марии св. Но, гораздо чаще, противоположные символы художник помещал в рамках одного полотна.

Сила красок, достаточно звучных, умеряется туманами и закатной либо рассветной дымкой. Такое символическое значение приобретает пейзаж «Гибель «Надежды» во льдах» (1822, там же), в котором представлены безбрежные, необжитые ледяные просторы, суровая пустынная природа. Никто не остановил кровопролития, никому не помогли проповедники, преподаватели и Робинзон Крузо со своим благословенным трудом и «Божьей помощью». Экспертов заинтересовало, насколько изменение климата в эти годы повлияло на искусство. Его ноги – это полые стволы деревьев и опираются они на два судна.