Джорджоне Спящая Венера Описание Картины
«Спящая Венера», Джорджоне — описание картины
По Библии (книга Исход), Моисей происходил из колена Левия, был сыном Амрама и Иохаведы, братом Аарона и пророчицы Мариам. К сожалению, написанная Джорджоне композиция позднее, видимо, при переводе с дерева на холст была уменьшена в ширину примерно на треть в первоначальном виде, как свидетельствует гравюра Антуанетты Ларшер (1690), фигура героини Джорджоне была более гармонично вписана в пейзажную панораму. Уже Чима да Конельяно перенес трон Марии из церковной ниши под открытое небо. Неизвестна и его семья.
Иисус Христос, согласно традиционному христианскому вероучению, Богочеловек, вмещающий в ипостасном единстве Своей личности всю полноту Божественной природы (Послание апостола Павла к колоссянам 2, 19) и всю конкретность человеческой природы в одном лице Бог-Сын, Логос, не имеющий ни начала дней, ни конца жизни (Послание к евреям 7, 3), – и человек имевший этническую принадлежность, возраст и телесные приметы, родившийся в мир и в конце умерщвленный (хотя рождению предшествует чудо девственного зачатия, а за смертью следует чудо Воскресения). Спящая Венера (иногда Дрезденская Венера) является работой, на которой впервые, почти в натуральную величину, была изображена обнаженная женщина. После взятия Дрездена советскими войсками эти подземные убежища были найдены. Одним из известных венецианских художников был Джорджо Барбарелли да Кастельфранко, по прозванию Джорджоне.
По-видимому, он учился в Венеции, затем вернулся в свой родной город Кастельфранко, входивший в состав материковых владений Венецианской республики, где работал несколько лет. Так же его перу принадлежит Купидон, расположившийся уног Венеры с правой стороны картины. Мы не можем отправиться в прошлое и узнать истинную задумку итальянского художника, но ничто не мешает нам удивляться и восхищаться чудесной чистотой и изящностью образа «Спящей Венеры». «Спящая Венера» была написана художником для патрицианской семьи Марчелло и до конца XVII века находилась в их коллекции, а в Дрезденскую галерею картина поступила в 1699 году. Так близко подойти к жизни никто из художников Ренессанса еще не осмеливался».
Спустя некоторое время Тициан поступает в мастерскую Джентиле Беллини (около 1429-1507 г. г. ), между прочим, но, словам по Дольче, сухая и архаическая его манера не отвечала художественному темпераменту начинающего художника и совсем скоро он сотрудничает с Джованни Беллини (около 1433-1516 годов), более современный стиль которого ему импонирует. Несколько поколений реставраторов старались сохранить для потомков этот шедевр. Здесь происходила церемония посвящения дожа, здесь получали знаки своих полномочий флотоводцы и кондотьеры, сюда во времена военных угроз собирались жители города. Однако уже видно, что Джорджоне станет со временем великим пейзажистом. Спящая, она всем своим существом связана с окружающей ее природой. «Спящая Венера» Джорджоне — едва ли не первое произведение живописи Возрождения, в котором нагота составляет главную его тему.
Что Леонардо сделал для всего света, то сделал Джорджоне для Венеции. Джорджоне не столько строит форму с помощью рисунка, сколько «лепит» ее сразу цветом.
Спящая Венера (картина Джорджоне)
оЕУНПФТС ОБ УЧПК УЧЕФУЛЙК ИБТБЛФЕТ, ЙУЛХУУФЧП ЬФПЗП ЧТЕНЕОЙ ЕЭЕ УПИТБОЙМП Ч УЕВЕ ПУФБФЛЙ ОБЙЧОПЗП ВМБЗПЮЕУФЙС, Й ЙЪПВТБЦЕОЙЕ ПВОБЦЕООПЗП ЦЕОУЛПЗП ФЕМБ ВЩМП ПЮЕОШ ТЕДЛЙН. Одной из последних картин Джорджоне является «Сельский концерт» (ок. Говорили, что родился он в семье Барбарелли в городке Кастельфранко. Убытки их были огромны, а потому Сеньория постановила выстроить здание заново.
В 1525 году М. Микиэль писал о ней: «Картина на холсте изображающая обнаженную Венеру, которая спит в пейзаже и Купидона, написана Джорджоне из Кастельфранко, но пейзаж и Купидон были закончены Тицианом». Прикосновения Джорджоне к самой сущности женственности, сделало «Спящую Венеру» великолепным образом для всех поколений художников. Эта картина — логическое завершение созданного Джорджоне жанра «сельской сцены», которая предстает в его последней работе в облике «счастливой Аркадии», где на лоне природы музицируют нарядно одетый патриций, пастух и прекрасная обнаженная нимфа, а вторая женщина склоняется над мраморным колодцем со стеклянным сосудом в руке, прислушиваясь то ли к звукам музыки, то ли к тихому журчанию воды. Персонажи картины и старец с астрологической таблицей (астрология тогда отнюдь не считалась лженаукой) и предпочитающий размышление восточный философ и юноша с угломерными инструментами в руках равно представляли величайшую из наук философию. «Спящая Венера» – одна из известнейших картин этого художника.
Воплощенная мечта художника – счастливые люди на фоне прекрасной природы. Персонажи картины — и старец с астрологической таблицей (астрология тогда отнюдь не считалась лженаукой) и предпочитающий размышление восточный философ и юноша с угломерными инструментами в руках равно представляли величайшую из наук — философию. Часто в основу этих картин положена аллегорическая идея. В летнюю жару пересохли колодцы и людям не хватало воды. Над ее восстановлением работали лучшие советские искусствоведы и реставраторы. Но история картины на этом не закончилась – самое страшное было впереди.
И по прошествии нескольких веков после смерти Джорджоне его пасторальные ландшафты вызывали восхищение, оказав влияние на самых замечательных мастеров пейзажа, таких как Никола Пуссен. Купола и арки собора Святого Марка (4000 кв. В этом специфическое обаяние художника, но также и его определенная ограниченность. Полотнонесет в себе традиционный стиль, представляя героиню как спящую весеннюю нимфу. Известно, что семья Джорджоне испытывала лишения.
Но «Гроза» — первое произведение европейской живописи, тональность которого определяет состояние природы, ее жизнь. Тогда, на площади перед домом Джорджоне, Тициан, вытаскивая холсты из костра, конечно же, не разглядывал «Венеру» – он старался спасти гибнущие полотна. Над ее восстановлением работали лучшие советские искусствоведы и реставраторы.
Картина эта не фигурирует в документах XVI века и авторство Джорджоне (оспариваемое некоторыми современным исследователями) установлено лишь на основании ее стиля. Вместе с другими пострадавшими в войне шедеврами «Спящая Венера» оказалась в Москве, в Музее изобразительных искусств имени Пушкина. Стареющий мастер придал всему изображенному красочный блеск высшего совершенства.
Описание картины Джорджоне «Спящая Венера»
А вдали – невысокая гряда голубых гор, здания, деревья. Известнейшие поэты и романтики Европы, признали Джорджо из Кастельфранко своим предтечей. Что означает звезда во лбу святого Доминика. «Грозу» нередко называют первым пейзажем в истории европейской живописи, что не совсем точно, так как пейзажные панорамы с небольшими человеческими фигурами писали в это время и нидерландские и немецкие мастера. Кто не знает этой картины. Плавные и чистые линии ее тела похожи на невысокие окрестные холмы.
Каждый день уносила она сотни жизней. Певучее и идеальное тело Венеры, богини любви исполнено царственной простоты. Созданная для Гвидобальдо, сына урбинского герцога, «Венера Урбино», один из шедевров тициановской классики, скорее всего, признана служить аллегорией супружества. Воплощенная мечта художника – счастливые люди на фоне прекрасной природы. Из церковного света он перевел искусство в царство земной красоты.
Его жизнь трагически оборвалась в 1510 г. во время эпидемии чумы в городе. Полотно с изображением Венеры лучше всего охарактеризовать словами Б. Р. Виппера: «Не только восхитительная замкнутость силуэта, хочется сказать «музыкальность линии», мягкость формы, не только чудеса самой живописи приковывают внимание к «Венере» Джорджоне, но и неслыханная смелость концепции Джорджоне показал Венеру без мифологии, без символики, без средневекового страха перед наготою – просто прекрасной женщиной. Но потом для семейства настали трудные времена и картину пришлось продать.
В частности, еще в XIX веке «Спящая Венера» считалась копией с Тициана, созданной итальянским художником XVII века Сассоферрато. Спустя столетие К. Ридольфи уверял (1648), что Джорджоне был внебрачным сыном одного из членов семьи венецианских патрициев Барбарелли. Созданная для Гвидобальдо, сына урбинского герцога, «Венера Урбино», один из шедевров тициановской классики, скорее всего, признана служить аллегорией супружества. Либо нагота эта жестока и губительна, как в древнегреческом мифе об Актеоне. Или появляются рыцари, представители минувших времен, не дикие завоеватели, рыскавшие по стране во имя военных приключений, а тихие мечтатели, ясно сознающие, что они – «последние рыцари», юноши с мягкими, женскими формами, юноши, жизнь которых посвящена культу любви и женщин.
Описание картины «Спящая Венера»
Ярким примером такой нарисованной музыки является последняя дошедшая до нас картина Джорджоне «Сельский концерт». Была обнаружена и «Спящая Венера» – она лежала в старой, грязной вагонетке. «Спящая Венера» была написана художником для патрицианской семьи Марчелло и до конца XVII века находилась в их коллекции, а в Дрезденскую галерею картина поступила в 1699 году. Венера, которую окружает гармоничный ландшафт, мечтает о любви. На других изображен концерт на вольном воздухе.
Особая «концепция сна», той формы физического и духовного отдыха, под которой подразумевалось предрасположение души к возвышенному созерцанию и воссоединению с божественным началом, была развита гуманистами и неоплатониками 16-го столетия. О долгой жизни Тициана (1488-1576) известно практически все: поразительная карьера, привязанности и приглашение к главнейшим дворам Италии и Европы, ревнивое внимание к собственному благосостоянию, предпринимательский подход к управлению собственной школой. Создавая образ античной богини любви, Тициан наполнил его новым жизненным смыслом. Персонажи картины — и старец с астрологической таблицей (астрология тогда отнюдь не считалась лженаукой) и предпочитающий размышление восточный философ и юноша с угломерными инструментами в руках равно представляли величайшую из наук — философию. Прикосновения Джорджоне к самой сущности женственности, сделало «Спящую Венеру» великолепным образом для всех поколений художников.
Спящая Венера (картина Джорджоне) Википедия
Патетическое начало, присущее этому портрету, характерно и для другой, возможно, портретной работы Джорджоне — Старухи (1506—1508, Венеция, Галерея Академии), происходящей, как и Гроза из собрания Габриэле Вендрамина. Говорили, что родился он в семье Барбарелли в городке Кастельфранко. Размер работы мастера 75 x 55 см, дерево, перенесена на холст, темпера. Все в этом предгрозовом пейзаже неустойчиво, подвижно изменчиво.
Сравним две картины этих художников, картины очень похожие по сюжету. «Паж со шлемом» (Лос-Анджелес, Музей изобразительных искусств), семейство» (Вашингтон, Национальная галерея), «Певец» (Рим, галерея Боргезе), «Мальчик со стрелой» (Вена, Художественно-исторический музей), «Воин и паж» «Автопортрет в образе Давида» (Флоренция, Уффици), (Брауншвейг, Музей герцога Антона-Ульриха), «Автопортрет в образе Давида» (Будапешт, Музей изобразительного искусства), «Христос, несущий крест» (Венеция, Сан-Рокко), «Мадонна со свв. Не говоря уже о современниках художника, она поразила воображение Дюрера и Кранаха Старшего, Пуссена и Веласкеса, Рембрандта и Рубенса, Энгра и Делакруа, Мане и Гогена.
семейство» (Вашингтон, Национальная галерея), «Паж со шлемом» (Лос-Анджелес, Музей изобразительных искусств), «Мальчик со стрелой» (Вена, Художественно-исторический музей), «Певец» (Рим, галерея Боргезе), «Воин и паж» (Флоренция, Уффици), «Автопортрет в образе Давида» (Брауншвейг, Музей герцога Антона-Ульриха), «Автопортрет в образе Давида» (Будапешт, Музей изобразительного искусства), «Христос, несущий крест» (Венеция, Сан-Рокко), «Мадонна со свв. Современники, побывавшие на том пиру, рассказывали, как все восхищались творениями обоих художников, особенно хвалили «Юдифь» – в полной уверенности, что она написана Джорджоне, а когда выяснилось, что это работа Тициана, возникла некоторая неловкость. Скрипачи, музыканты играющие на лютнях и певицы сидят рядом играют и поют. Тициан изобразил свою Венеру во внутренних покоях богатого венецианского дворца, со всеми атрибутами повседневной жизни: двумя горничными, вынимающими из сундука наряды госпожи. Сравним две картины этих художников, картины очень похожие по сюжету. Джорджоне приехал в Венецию еще в юности и учился в мастерской Джованни Беллини.
- Джорджоне Описание Картины Спящая Венера
- Спящая Венера Джорджоне и Лежащая обнажённая Модильяни – разные, но такие похожие
- Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
- Две Венеры – Наталья Никифорова
- Словари и энциклопедии на Академике
- Общееколичествопросмотровстраницы
Джорджоне, вероятно, удалось видеть женские головки Леонардо. Оба датируются серединой первого десятилетия XVI в. Один из них, так называемая «Лаура» (Вена, Художественно-исторический музей) имеет на обороте надпись: «1506, 1 июня это было закончено рукой мастера Дзордзо из Кастельфранко, коллеги мастера Винченцо Катены, по заказу мессера Джакомо. » Из нее следует, что по крайней мере в означенный год Джорджоне работал совместно с Катеной, хотя и неясно – в одной ли мастерской или просто над одним заказом. В XVIII в. от них оставалось лишь шесть фрагментов, которые зарисовал А. М. Дзанетти.
Помещая его среди пейзажа, Джорджоне следовал уже установившемуся обычаю. Поэтической вершиной его искусства стала «Спящая Венера» — единственная из дошедших до нас картин художника на мифологический сюжет. Новое столетие начинается тем же аккордом, каким отзвучало старое. Видимо, это определило и необычную тематику станковых картин Джорджоне. Но в XIX веке были найдены «Заметки о произведениях искусства», написанные венецианским патрицием Маркантонио Микиэлем (жившим в первой половине XVI века) и тогда творчество Джорджоне было как бы заново открыто. 1510, Дрезден, Картинная галерея).
Скрипачи, музыканты играющие на лютнях и певицы сидят рядом играют и поют. Черты, свойственные венецианской школе живописи, воплощены в творчестве Джорджоне. По настоятельному требованию немецких музейщиков в 1942 году было принято решение эвакуировать сокровища Дрезденской галереи. По-видимому, почти одновременно с Мадонной Кастельфранко была написана Юдифь (ок. Тишиной и миром, очаровательной дымкой мечтательности окутаны все предметы. Говорили и о том, что художник ведет далеко не аскетический образ жизни: он, как пишет Вазари, прекрасно пел играл на лютне – его игра и пение «почитались в те времена божественными», – а потому был желанным гостем в любом венецианском доме, на любом празднике.
Богиня изображена обнажённой, но полной чистого целомудрия. А теперь он уже мог это сделать. Несколько поколений реставраторов старались сохранить для потомков этот шедевр. Создавая образ античной богини любви, Тициан наполнил его новым жизненным смыслом.
Венеция. Созданная для Гвидобальдо, сына урбинского герцога, «Венера Урбино», один из шедевров тициановской классики, скорее всего, признана служить аллегорией супружества. Была обнаружена и «Спящая Венера» – она лежала в старой, грязной вагонетке.
Джорджоне с помощниками расписывал главный фасад здания, выходящий на Большой канал (фрески Тициана украшали боковой фасад). чЕОЕТБ УРЙФ, ОЕ ЧЕДБС УЧПЕК ОБЗПФЩ, ЛБЛ ОЕ ЧЕДБМЙ П ОЕК бДБН Й еЧБ ДП ЗТЕИПРБДЕОЙС, Й РПФПНХ ОБЗПФБ ФБЛ РТЕЛТБУОБ Й ВЕЪЗТЕЫОБ, ЮФП ЪТЙФЕМШ ЗМСДЙФ ОБ ОЕЕ ФПМШЛП ЛБЛ ОБ РТЕДНЕФ РПЛМПОЕОЙС. пВТБЪ ЬФПК РТЕЛТБУОПК ЦЕОЭЙОЩ-ВПЗЙОЙ МЙЫЕО ОБМЕФБ ЬТПФЙЛЙ ДБЦЕ Ч УБНПК НБМЕКЫЕК УФЕРЕОЙ. Черты ее лица напоминают черты лица старухи, которая держит в руке свиток с надписью «Col tempo» («С течением времени»). Даже листва деревьев словно колышется от нежного томления.
Больницы были переполнены. Больницы были переполнены. По какам атрибутам можно отличить Святую Екатерину от Святой Варвары. Галерея Академии. Лицо рыцаря задумчиво и печально, монах обращается к нам с патетическим жестом скорби.
Пейзажная живопись отходит на второй план. «Спящая Венера» была написана художником для патрицианской семьи Марчелло и до конца XVII века находилась в их коллекции, а в Дрезденскую галерею картина поступила в 1699 году. В конце XV века написал свое «Рождение Венеры» Сандро Боттичелли и его Венера — хрупкая, почти бесплотная, с каскадом тяжелых золотых волос — представляет собой изящное сплетение языческого мифа с последними остатками средневекового страха перед земной, чувственной любовью и красотой обнаженного женского тела. В 1504 году в Венеции, в районе моста Риальто, случился страшный пожар.
Одетые в изящные костюмы или блещущие прекрасной наготой люди отдыхают в тихом уголке. Прекрасный мужчина, его любили многие женщины Венеции, но не находя подходящей для себя, художник создает свою, воплощает свой идеал в картине «Спящую Венеру». Известнейшие поэты и романтики Европы, признали Джорджо из Кастельфранко своим предтечей. Полотно с изображением Венеры лучше всего охарактеризовать словами Б. Р. Виппера: «Не только восхитительная замкнутость силуэта, хочется сказать «музыкальность линии», мягкость формы, не только чудеса самой живописи приковывают внимание к «Венере» Джорджоне, но и неслыханная смелость концепции Джорджоне показал Венеру без мифологии, без символики, без средневекового страха перед наготою – просто прекрасной женщиной. Спустя некоторое время Тициан поступает в мастерскую Джентиле Беллини (около 1429-1507 г. г. ), но, по словам Дольче, сухая и архаическая его манера не отвечала художественному темпераменту начинающего художника и совсем скоро он сотрудничает с Джованни Беллини (около 1433-1516 годов), более современный стиль которого ему импонирует. Оптимистическая вера в открывшееся людям прекрасное будущее побеждала суровые впечатления повседневного бытия, где своекорыстие и беспощадность венецианского купечества спорили с жестокостями войн и междоусобиц, сотрясавших тогда сложная духовная атмосфера времени отличилась и в абсолютной гармонии «Спящей Венеры», где благоговейно-бережное восхищение пеshyред красотой окрашено чуть грустной дымкой мечты о несбыточном счастье.
Джорджоне совершил в этой области настоящий прорыв. Многие из этих патрициев являлись членами «Академии», группировавшейся вокруг Альда Мануция — знаменитого книгоиздателя и гуманиста. «Спящая Венера», видимо, была написана в те годы, когда Джорджоне, заваленный заказами, стоял во главе художественной мастерской и менее ответственные части в его картинах заканчивали ученики — Тициан и Себастьяно дель Пьембо.
Стареющий мастер придал всему изображенному красочный блеск высшего совершенства. Полотнонесет в себе традиционный стиль, представляя героиню как спящую весеннюю нимфу. Над миром царило тогда настроение, напоминающее эпоху Ватто. еЕ РТЕЛТБУОПЕ ФЕМП РПТБЦБЕФ ЪТЙФЕМС ОЕ-ПВЩЮОПК ЛТБУПФПК РМБЧОЩИ МЙОЙК, Й Ч ФП ЦЕ ЧТЕНС чЕОЕТБ дЦПТДЦПОЕ – ЬФП ЪЕНОБС ЦЕОЭЙОБ, РПМОБС ЮХЧУФЧЕООПК РТЕМЕУФЙ Й ПЮБТПЧБОЙС, Й ЬФХ ЪЕНОХА ЛТБУПФХ ИХДПЦОЙЛ ЧПЪЧЩУЙМ Й ЙДЕБМЙЪЙТПЧБМ.
Венеция – самый музыкальный из всех городов мира. Лето 1510 года принесло в Венецию страшную беду – в город пришла чума. Даже хранящийся в Лувре «Концерт на вольном воздухе» приписывается то Тициану, то Доменико Кампаньоле. рМБЧОЩЕ МЙОЙЙ ФЕМБ чЕОЕТЩ, ВЕЪХРТЕЮОЩЕ РП УЧПЕК ЛТБУПФЕ, ЛБЛ ВЩ ОБИПДСФ ПФЛМЙЛ Ч ПЛТХЦБАЭЕН ЕЕ РЕКЪБЦЕ: ХИПДСФ ЧДБМШ НСЗЛЙЕ МЙОЙЙ РПМПЗЙИ ИПМНПЧ, МХЮЙ ЪБИПДСЭЕЗП УПМОГБ ПЛТБЫЙЧБАФ Ч ЪПМПФЙУФЩЕ ФПОБ ЪБНЕТЫЕЕ Ч ОЕРПДЧЙЦОПУФЙ ПВМБЛП, Й ФЕРМЩК УПМОЕЮОЩК УЧЕФ ЛБЛ ВЩ УЗХЭБЕФУС Ч ЪПМПФЙУФП-ТЩЦЙИ ЧПМПУБИ чЕОЕТЩ. Каждый день уносила она сотни жизней.
Но зритель забывает о том, что смотрит на бессмертную богиню. Попала не в лучшем состоянии. Да и в искусстве шли разными дорогами. Персонажи Джорджоне предстают перед нами на скалистой, поднимающейся несколькими ступенями площадке в тихий предвечерний час, а возможно и ранним утром — бледно-голубое, покрытое легкими лиловыми облачками небо у горизонта окрашено в красноватые тона заката (или рассвета) легкий туман окутывает простирающуюся внизу зеленую долину и очертания синеющих на горизонте гор. А теперь он уже мог это сделать. Видимо, это определило и необычную тематику станковых картин Джорджоне. Дух музыки, упоение звуками едва ли когда-нибудь были изображены так красиво. Но в XIX веке были найдены «Заметки о произведениях искусства», написанные венецианским патрицием Маркантонио Микиэлем (жившим в первой половине XVI века) и тогда творчество Джорджоне было как бы заново открыто.
Чем отличается «Сикстинская Мадонна» Рафаэля от многочисленных изображений Марии других известных художников. Больницы были переполнены. Он же, видимо со слов Тициана, пишет, что Джорджоне был талантливым музыкантом («его игра на лютне и пение почитались в те времена божественными»)., которые, скорее всего и дали некоторые сведения авторам.
Ибо его исполненная на пороге венецианского чинквеченто картина «Мадонна Кастельфранко», пронизана такой нежной, чуждой всего мирского мечтательностью, что с внешней стороны ее не отличишь от «Святых картин» Беллини. Результатом этого вызова стала работа художника «Юдифь», чьи неотразимые глаза неспроста опущены к полу. Как замечательно изображено роскошное тело богини, как великолепна вся композиция. Красоту и теплоту полуобнаженного тела женщины оттеняет меховая накидка – впоследствии этот прием использует Тициан («Женский портрет», Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж «Венера перед зеркалом», Вашингтон, Национальная галерея).
Иногда философов Джорджоне отождествляют с персонажами античной литературы. Не меньше споров вызывает и сюжет «Трех философов» (ок. К сожалению, написанная Джорджоне композиция позднее, видимо, при переводе с дерева на холст была уменьшена в ширину примерно на треть в первоначальном виде, как свидетельствует гравюра Антуанетты Ларшер (1690), фигура героини Джорджоне была более гармонично вписана в пейзажную панораму. В «Концерте» Джорджоне воспроизводит жанровую сцену, взятую из жизни, делая тем самым шаг к непосредственному — хотя и опоэтизированному — отражению действительности. В 1504 году в Венеции, в районе моста Риальто, случился страшный пожар.
До конца XVII века картина как фамильное достояние хранилась в семье Марчелло. Нагота в картине Джорджоне является уникальным в своём роде элементом. И все это было в картине Джорджоне. От всех этих фресок остался один небольшой неясный фрагмент. Ибо его исполненная на пороге венецианского чинквеченто картина «Мадонна Кастельфранко», пронизана такой нежной, чуждой всего мирского мечтательностью, что с внешней стороны ее не отличишь от «Святых картин» Беллини. Их техника живописи была очень похожа.
Это был женский силуэт, который подобен нежной тени. Его тело было привезено в Кастельфранко. Плавные и чистые линии ее тела похожи на невысокие окрестные холмы. Тогда, на площади перед домом Джорджоне, Тициан, вытаскивая холсты из костра, конечно же, не разглядывал «Венеру» – он старался спасти гибнущие полотна.
Сравним две картины этих художников, картины очень похожие по сюжету. «Спящая Венера», видимо, была написана в те годы, когда Джорджоне, заваленный заказами, стоял во главе художественной мастерской и менее ответственные части в его картинах заканчивали ученики — Тициан и Себастьяно дель Пьембо. Говорили и о том, что художник ведет далеко не аскетический образ жизни: он, как пишет Вазари, прекрасно пел играл на лютне – его игра и пение «почитались в те времена божественными», – а потому был желанным гостем в любом венецианском доме, на любом празднике.
Или изображаются три возраста человека.
Столь же гармонично, как и сама богиня, вписывается в облик мирной природы и поселение на вершине холма (возможно, написанное Тицианом). За ее сомкнутыми веками затаился прекрасный и божественный мир. Художник умеет передавать тончайшие эмоциональные переживания персонажа. Перед ним был истинный шедевр – обнаженная прекрасная женщина, погруженная в сон. Размер портрета 68 x 59 см, холст, масло.
По-видимому, почти одновременно с Мадонной Кастельфранко была написана Юдифь (ок. Действительно, с именем художника связано много неясного. 82 x 73 см.
Вазари в своих Жизнеописаниях итальянских художников также сообщает, что в Венеции Джорджоне открыл собственную мастерскую, пригласив в качестве помощников совсем юных Тициана и Себастьяно Лучани (Себастьяно дель Пьомбо). Сам Джорджоне обладал музыкальными способностями. Убытки их были огромны, а потому Сеньория постановила выстроить здание заново. Смерть застигла Джорджоне в расцвете таланте.
Когда же война приблизилась к границам Германии, был отдан приказ перевезти все ценности подальше, к западу от Эльбы. Моисей (иврит Моше), в Библии первый пророк, основатель религии Яхве, законодатель и политический вождь израильских племен, возглавивший их исход из Египта и основание государства в Ханаане (Палестине). Джорджоне родился в 1477 г. Живописи обучался в Венеции, у Джованни Беллини. Джорджоне прекрасно пел и играл на лютне, это позволило ему приобщиться к избранному кругу богатых и знатных молодых патрициев, которые мечтали «всю землю превратить в сад веселья». С именем Джорджоне связывают ряд портретов.
Из церковного света он перевел искусство в царство земной красоты. Действительно, с именем художника связано много неясного. Если сравнить картину сл «Спящей Венерой» Джорджоне становится очевидным, что Тициан исключил любой намек на идеализацию. Ни одна из картин итальянского Возрождения не имела столько повторений и вариантов, как «Спящая Венера» Джорджоне.
Италия. Вместе с другими пострадавшими в войне шедеврами «Спящая Венера» оказалась в Москве, в Музее изобразительных искусств имени Пушкина. Один из сыновей, Тициан грустит по рано умершим родным и друзьям. Удивительно целомудренная, несмотря на свою наготу, «Спящая Венера» является в полном смысле аллегорией, символическим образом Природы. Но юноша увидел, как надсмотрщик-египтянин избивает еврея. Точная дата написания картины неизвестна.
Подобно тому как в эпоху Лоренцо Великолепного более всего читалась пастушеская драма Полициано «Орфей», так теперь – пастушеский роман Санадзаро «Аркадия» изданный в Венеции Альдом Мануцием. Многие сердца покорила «страшная сила» красоты Венеры. Друзья прозвали его Джорджоне – великий Джорджо, в знак уважения его таланта. Не случайно она погружена в ясные грезы тихого сна.
Здесь музыка всегда играла определенную роль в церковных картинах. Не случайно она погружена в ясные грезы тихого сна. Джорджоне владеет тончайшей и необыкновенно богатой палитрой.
Возрождение. Поэтической вершиной его искусства стала «Спящая Венера» — единственная из дошедших до нас картин художника на мифологический сюжет. Рядом со стадом сидят и мечтают пастухи, как в дни золотого века. Круг заказчиков его станковых картин хорошо изучен и достаточно специфичен — это молодые венецианские патриции, близкие к «Академии Альдина» — объединению венецианских гуманистов, знатоков античности, ренессансной литературы, философии, связанных с деятельностью крупнейшего итальянского книгоиздателя этого времени — венецианца Альдо Мануцио. Известно, что в 1511 году (об этом свидетельствует расписка о получении художником гонорара) Тициан работал в Падуе над оформлением местной Скуоли дель Санто, вероятно, в то время, когда наиболее значимые венецианские заказы адресовались исключительно в мастерскую Джованни Беллини, Тициан рассчитал прижиться в небогатой талантами Падуе, где мог бы стать местным кумиром и наиболее популярным мастером.
«Спящая Венера», видимо, была написана в те годы, когда Джорджоне, заваленный заказами, стоял во главе художественной мастерской и менее ответственные части в его картинах заканчивали ученики — Тициан и Себастьяно дель Пьембо. Которые были в окружении феррарского правителя, находились на полном содержании. В 1939 году началась Вторая мировая война. Слева с картины смотрит богато одетый юноша. А еще Джорджоне слыл человеком «благородных и добрых нравов», был хорош собой и пользовался любовью женщин.
Как отмечал в своих работах исследователь Бернсок «иметь картину у себя дома стало для венецианцев такой же потребностью, как слушать музыку» и, благодаря своим разносторонним талантам и душевной щедрости, Большой Джорджо мог полностью удовлетворять обе эти потребности.
Образ этой прекрасной женщины-богини лишен налета эротики даже в самой малейшей степени. Красоту и теплоту полуобнаженного тела женщины оттеняет меховая накидка – впоследствии этот прием использует Тициан («Женский портрет», Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж «Венера перед зеркалом», Вашингтон, Национальная галерея). До конца XVII века картина как фамильное достояние хранилась в семье Марчелло. И все это было в картине Джорджоне. Он достоен того, чтобы ему прислуживал сам король, поскольку у нас много слишком королей – и лишь один Тициан – как однажды из рук Тициана упала кисть, Финансовая награда за портрет составляла 1000 дукатов (в то время сказочно большая сумма).
Художник переезжает в Марокко в городок Танжер. Первоначально, впрочем, в его творчестве есть только небольшие намеки на этот переворот. Позднее Тициан написал для Филиппа Испанского несколько вариантов темы Венеры и Данаи. Уже при жизни о нем ходили легенды.
Спокойствие и дистанция позволили выразить легкость и просветленность этого мира красоты. Единство человека и природы воплощено и в ранней картине «Три философа» и в более позднем чудесном «Сельском концерте», где в спокойный пейзаж с округлыми купами деревьев под облачным небом вписана группа из юношей-музыкантов и обнаженных женщин. Генрих Гейне говоshyрил, что нагота созданного художником образа Венеры была для католичества более сокрушиshyтельна, чем «95 тезисов» религиозного реформаshyтора Мартина Лютера. До конца XVII века картина как фамильное достояние хранилась в семье Марчелло. После неожиданной смерти Джорджоне в 1510 году некоторые его картины остались незаконченными, в том числе и «Спящая Венера».
Если сравнить картину сл «Спящей Венерой» Джорджоне становится очевидным, что Тициан исключил любой намек на идеализацию. Серии мифологических сцен были посланы испанскому королю известному религиозному фанатику.
К сожалению, написанная Джорджоне композиция позднее, видимо, при переводе с дерева на холст была уменьшена в ширину примерно на треть в первоначальном виде, как свидетельствует гравюра Антуанетты Ларшер (1690), фигура героини Джорджоне была более гармонично вписана в пейзажную панораму. Но потом для семейства настали трудные времена и картину пришлось продать. Иногда воспроизводится античная идиллия. «Венера Урбино» Тициана и «Спящая Венера» Джорджоне. Как замечательно изображено роскошное тело богини, как великолепна вся композиция.
Круг заказчиков его станковых картин хорошо изучен и достаточно специфичен — это молодые венецианские патриции, близкие к «Академии Альдина» — объединению венецианских гуманистов, знатоков античности, ренессансной литературы, философии, связанных с деятельностью крупнейшего итальянского книгоиздателя этого времени — венецианца Альдо Мануцио. Лицо рыцаря задумчиво и печально, монах обращается к нам с патетическим жестом скорби. Черты, свойственные венецианской школе живописи, воплощены в творчестве Джорджоне.
Новое столетие начинается тем же аккордом, каким отзвучало старое. Так мирный сон и мирный предвечерний пейзаж сливаются в неповторимую музыкальную гармонию. Венеция. В 1525 году М. Микиэль писал о ней: «Картина на холсте изображающая обнаженную Венеру, которая спит в пейзаже и Купидона, написана Джорджоне из Кастельфранко, но пейзаж и Купидон были закончены Тицианом». Единственный живописный вариант этого Автопортрета (Брауншвейг, Музей герцога Антона Ульриха), по мнению ряда исследователей, является подлинником, нижняя часть которого, с головой Голиафа на парапете, ныне утрачена.
Но уж очень они были разные – солнечный, веселый, любимец всей Венеции Джорджоне и задумчивый нелюдим, сосредоточенный, углубленный в себя и свое дело Тициан. В конце XV века написал свое «Рождение Венеры» Сандро Боттичелли и его Венера — хрупкая, почти бесплотная, с каскадом тяжелых золотых волос — представляет собой изящное сплетение языческого мифа с последними остатками средневекового страха перед земной, чувственной любовью и красотой обнаженного женского тела.
И, в феврале-марте 1516 года, на протяжении этого времени они регулярно получали салат, как свидетельствуют записи расчетных книг, соленое мясо, оливковое масло, каштаны, свечки, – сыр и и вино много другого, т. е. Патетическое начало, присущее этому портрету, характерно и для другой, возможно, портретной работы Джорджоне Старухи (15061508, Венеция, Галерея Академии), происходящей, как и Гроза из собрания Габриэле Вендрамина. Умозрительное отношение к природе и красоте числа типично для Джорджоне. Эта картина логическое завершение созданного Джорджоне жанра «сельской сцены», которая предстает в его последней работе в облике «счастливой Аркадии», где на лоне природы музицируют нарядно одетый патриций, пастух и прекрасная обнаженная нимфа, а вторая женщина склоняется над мраморным колодцем со стеклянным сосудом в руке, прислушиваясь то ли к звукам музыки, то ли к тихому журчанию воды.
В конце XV века написал свое «Рождение Венеры» Сандро Боттичелли и его Венера — хрупкая, почти бесплотная, с каскадом тяжелых золотых волос — представляет собой изящное сплетение языческого мифа с последними остатками средневекового страха перед земной, чувственной любовью и красотой обнаженного женского тела. Друзьями они никогда не были. В 12 лет Мария дала обет вечного девства. В 1939 году началась Вторая мировая война. Для ислама Иисус Христос – один из пророков (Иса), предшествовавших Мохаммеду. Результатом этого вызова стала работа художника «Юдифь», чьи неотразимые глаза неспроста опущены к полу. пО РТЕДУФБЧЙМ ЕЕ Ч ПВМЙЛЕ РТЕЛТБУОПК ПВОБЦЕООПК ЦЕОЭЙОЩ, УРСЭЕК ОБ МХЗХ, РПТПУЫЕН УЛТПНОЩНЙ ВЕМЩНЙ ГЧЕФБНЙ.
Холст. Венера, которую окружает гармоничный ландшафт, мечтает о любви. А им мог быть только Джорджоне. Вазари в своих Жизнеописаниях итальянских художников также сообщает, что в Венеции Джорджоне открыл собственную мастерскую, пригласив в качестве помощников совсем юных Тициана и Себастьяно Лучани (Себастьяно дель Пьомбо). А еще Джорджоне слыл человеком «благородных и добрых нравов», был хорош собой и пользовался любовью женщин. Спокойствие и дистанция позволили выразить легкость и просветленность этого мира красоты.
Наоборот, мало кому из художников Возрождения (да и последующих веков) удавалось создать более возвышенный и целомудренный образ. Некоторые исследователи отождествляют ее персонажей с тремя волхвами, наблюдающими Вифлеемскую звезду, ссылаясь на то, что старший философ держит в руках астрологическую таблицу, а младший, в руках которого применявшиеся при астрономических наблюдениях циркуль и угольник, с легкой улыбкой всматривается в темноту грота (возможно, Вифлеемской пещеры). Фигурки нарисованы в духе предшествующих итальянских художников. Или изображаются три возраста человека. Уже при жизни о нем ходили легенды. Однако искусствоведы все же располагают некоторыми сведениями о художнике.
Позднее Тициан написал для Филиппа Испанского несколько вариантов темы Венеры и Данаи. 1510, Дрезден, Картинная галерея). На фоне пейзажа сидят рядом образы войны и мира. Но в XIX веке были найдены «Заметки о произведениях искусства», написанные венецианским патрицием Маркантонио Микиэлем (жившим в первой половине XVI века) и тогда творчество Джорджоне было как бы заново открыто. Размер картины 73 x 54 см, холст, масло. На третьих изображаются сады любви.
Идеалом эпохи была пастораль, блаженная жизнь первобытных пастухов. Некоторые исследователи отождествляют ее персонажей с тремя волхвами, наблюдающими Вифлеемскую звезду, ссылаясь на то, что старший философ держит в руках астрологическую таблицу, а младший, в руках которого применявшиеся при астрономических наблюдениях циркуль и угольник, с легкой улыбкой всматривается в темноту грота (возможно, Вифлеемской пещеры).
По словам биографов тех времён: «За яркую победительную внешность и величие духа именно в столице его прозвали Джорджоне, что означает – большой Джорджо». Работой Тициана в настоящее время считается и так называемый «Сельский концерт» (Париж, Лувр), поскольку полотно роскошно по цвету, в образах больше конкретности, а природа пышнее и богаче, чем это обычно бывает у Джорджоне. Круг заказчиков его станковых картин хорошо изучен и достаточно специфичен это молодые венецианские патриции, близкие к «Академии Альдина» объединению венецианских гуманистов, знатоков античности, ренессансной литературы, философии, связанных с деятельностью крупнейшего итальянского книгоиздателя этого времени венецианца Альдо Мануцио.
И отвечал им взаимностью. Эта картина — логическое завершение созданного Джорджоне жанра «сельской сцены», которая предстает в его последней работе в облике «счастливой Аркадии», где на лоне природы музицируют нарядно одетый патриций, пастух и прекрасная обнаженная нимфа, а вторая женщина склоняется над мраморным колодцем со стеклянным сосудом в руке, прислушиваясь то ли к звукам музыки, то ли к тихому журчанию воды. Все полотно пронизано солнцем и музыкой, особый, поэтический, прекрасный мир. В руке она держит букет роз – традиционный атрибут богини, как и стоящий на подоконнике мирт. Позднее Тициан написал для Филиппа Испанского несколько вариантов темы Венеры и Данаи. И в других деталях он остался верен установившейся схеме «святой беседы».
И в «Сельском концерте», в этом истинно джорджоневском мире «счастливой Аркадии», мире, полном невыразимого очарования, начинают звучать новые ноты. «Венера Урбино» Тициана и «Спящая Венера» Джорджоне. Поначалу их вывозили в дворянские поместья и замки Саксонии. По словам биографов тех времён: «За яркую победительную внешность и величие духа именно в столице его прозвали Джорджоне, что означает – большой Джорджо». Стареющий мастер придал всему изображенному красочный блеск высшего совершенства. В сопроводительных письмах при посылке мифологических картин Филиппу II Тициан назвал одну из своих картин "Поэзией" и в самом деле, все эти произведения в высшей мере поэтичны. «Венера Урбино» Тициана и «Спящая Венера» Джорджоне.
Если сравнить картину сл «Спящей Венерой» Джорджоне становится очевидным, что Тициан исключил любой намек на идеализацию. Прекрасный мужчина, его любили многие женщины Венеции, но не находя подходящей для себя, художник создает свою, воплощает свой идеал в картине «Спящую Венеру». Лето 1510 года принесло в Венецию страшную беду – в город пришла чума. Венецианская знать ценила его скорее как музыканта, нежели как художника. семейство» (Вашингтон, Национальная галерея), «Паж со шлемом» (Лос-Анджелес, Музей изобразительных искусств), «Мальчик со стрелой» (Вена, Художественно-исторический музей), «Певец» (Рим, галерея Боргезе), «Воин и паж» (Флоренция, Уффици), «Автопортрет в образе Давида» (Брауншвейг, Музей герцога Антона-Ульриха), «Автопортрет в образе Давида» (Будапешт, Музей изобразительного искусства), «Христос, несущий крест» (Венеция, Сан-Рокко), «Мадонна со свв. Особая «концепция сна», той формы физического и духовного отдыха, под которой подразумевалось предрасположение души к возвышенному созерцанию и воссоединению с божественным началом, была развита гуманистами и неоплатониками 16-го столетия.
Оба датируются серединой первого десятилетия XVI в. Один из них, так называемая «Лаура» (Вена, Художественно-исторический музей) имеет на обороте надпись: «1506, 1 июня это было закончено рукой мастера Дзордзо из Кастельфранко, коллеги мастера Винченцо Катены, по заказу мессера Джакомо. » Из нее следует, что по крайней мере в означенный год Джорджоне работал совместно с Катеной, хотя и неясно – в одной ли мастерской или просто над одним заказом. Так, на очаровательной картине Джорджоне (в коллекции Фаррер в Лондоне) на заднем плане виден старик, задумчиво созерцающий череп, а на переднем плане на одной стороне дети спят или же взбираются на древо жизни, а на другой – влюбленная парочка занята музыкой: прижавшись к коленям нагого юноши, молодая женщина заглядывает ему восторженно в глаза. Картины производят скорее впечатление восточной романтики, чем ветхозаветных сцен. Это позволяет предположить, что персонажей не объединяет какая-то сюжетная линия.
К началу XVI века образ Венеры еще не был распространен в итальянском искусстве. А вдали – невысокая гряда голубых гор, здания, деревья. Все полотно пронизано солнцем и музыкой, особый, поэтический, прекрасный мир. Период творческой зрелости Джорджоне характеризует его первая бесспорная и достаточно точно датируемая работа — алтарный образ Мадонна Кастельфранко (1504—1505, Кастельфранко, собор Сан Либерале). Персонажи Джорджоне предстают перед нами на скалистой, поднимающейся несколькими ступенями площадке в тихий предвечерний час, а возможно и ранним утром — бледно-голубое, покрытое легкими лиловыми облачками небо у горизонта окрашено в красноватые тона заката (или рассвета) легкий туман окутывает простирающуюся внизу зеленую долину и очертания синеющих на горизонте гор.
В связи с этим говорилось даже, что картины Джорджоне — лишь чистые живописные видения без определенного сюжета (и, кстати, в этой свободе фантазии усматривалось некоторыми исследователями величие Джорджоне и даже его близость современным художникам). Однако духовным отцом этих произведений все же остается не кто иной, как Джорджоне. 1505—1506, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж). За богиней простирается столь любимый Джорджоне пейзаж венецианской провинции: вдали на пригорке видна маленькая деревушка, за ней зеленеет равнина с одиноким стройным деревцем, а на горизонте вырисовывается далекая цепь холмов с замкоми синяя полоска озера. Поначалу их вывозили в дворянские поместья и замки Саксонии. Ни одна из картин итальянского Возрождения не имела столько повторений и вариантов, как «Спящая Венера» Джорджоне. В частности, еще в XIX веке «Спящая Венера» считалась копией с Тициана, созданной итальянским художником XVII века Сассоферрато.
Джорджоне прекрасно пел и играл на лютне, это позволило ему приобщиться к избранному кругу богатых и знатных молодых патрициев, которые мечтали «всю землю превратить в сад веселья». И конечно же, собрания этих патрициев-гуманистов украшали работы их любимого Джорджоне.