Федотов П А Сватовство Майора
Сватовство майора, Павел Андреевич Федотов, 1848
Еще одним персонажем, на который художник делает упор – сваха. В «Сватовстве майора» эта ситуация «выступает на холсте в необыкновенной конкретности», а момент, положенный Федотовым в основу сюжета, «выхвачен из происходящего во времени события так определённо, убедительно, он так безусловен, что вся ситуация вовсе не воспринимается как выдуманная, сочинённая» наоборот, она «воспринимается как некая реальность»31. Купец— дородный мужчина с окладистой бородой— находится в тени в углу комнаты.
В купеческий дом сваха приводит жениха-майора. Единственной безучастной и равнодушной ко всему происходящему оказывается кошка на переднем плане. Взаимодействие этих персонажей — одна из главных линий развития сюжета.
А он показывает на входящую сваху. На той же выставке экспонировались две другие картины Федотова— «Свежий кавалер» и «Разборчивая невеста»319. Спокойна во всей этой кутерьме только умывающаяся кошка. Не напрасно с таким упорством перетаскивал из мира реального в свой вымышленный мир все, что любил и обожал.
С одной стороны, она очень неловко чувствует себя в новом платье— главным образом из-за огромного декольте, которое открывает её плечи и грудь по описанию Федотова в рацее: «Ай, ай, ай. Наиболее колоритна фигура матери— «располневшей, но с остатками прежней красоты в лице». Сюжет картины, который полон драматизма и веселья, наполнен движением. Те, как известно, фантазировали об отказе от светской жизни в пользу сельской, «чистой, как родник, светлой, как солнце», чтобы есть свой хлеб, наслаждаться трудом, «ходить в простой одежде и есть простую пищу». По словам Сарабьянова, в этом произведении Федотова свет и цвет выступают как средства «поэтического претворения реальности»7.
Картина Сватовство майора Павла Федотова: описание история, жанр
В 1843–1844 учился в батальном классе Академии художеств у А. И. Ведь он жених.
Благодаря незаурядному рвению, ломая все социальные преграды, он достиг первого офицерского чина, а затем, постепенно поднимаясь по карьерной лестнице (прапорщик – подпоручик – поручик – штабс-капитан – капитан – майор), дослужиться и до "густых" штаб-офицерских эполет, дающих все права потомственного дворянства. Сама невеста в шикарном бальном платье представлена на переднем плане. Федотов переработал повторение своей картины. С другой стороны, «в её позе, жесте разведённых рук, в выражении капризного лица ощущаются жеманство, наигранность, неискренность». Нет, это все не только анекдот, не забавный сюжет о недалеком майоре, тут явлен целый мир — огромный, живой и настоящий». На заднем плане служанки заканчивают накрывать на стол.
«Сватовство майора» картина Павла Федотова
Таким образом, всего на картине изображено восемь персонажей2930. Кухарка несет кулебяку, а сиделец — вина. А там, если помните, никакого туалета.
П. А. В 1850 году, через два года после написания первой версии картины «Сватовство майора», Павел Федотов начал работу над её вторым вариантом37. Первые зрители картины вдоволь потешались над ними.
58, 375, 4. Кроме одного. Всё самое ценное в бардаке выставлено напоказ. Это излюбленный приём Павла Федотова.
Оно такое прекрасное, что напоминает подвенечное. Вот таким образом мы видим георгиевскую ленту, вложенную в книгу. Значительную работу в своих набросках Федотов провёл и над образом купчихи, чтобы достичь «точной читаемости в мимике лица её душевного состояния»— в окончательном варианте «зритель словно слышит слово дура», которое она говорит дочери, пытающейся сбежать от жениха-майора. В полном замешательстве она стремится убежать в свою светелку. Вместе с гравером Е. Е.
Такое жеманство явно не поощряет взглядом кухарка, что зашла с пирогом в комнату. Видимо, в псалтырь. А как тонко передал Федотов ощущение домашнего уюта. Долгое время считалось, что художник высмеивает персонажей «Сватовства майора», а вместе с ними и подобных им представителей купечества и дворянства.
Они ярко освещены, «как освещаются на сцене те актёры, на которых должно быть сосредоточено внимание зрителей»47. Как пишет Э. Кузнецов, П. Федотов «предполагал делать картину «сложную», со многими персонажами, охваченными единым действием. Оконченная картина. Подобных вопросов возникает множество. Учился в Первом Московском кадетском корпусе (1826–1833), состоял на военной службе (1833–1844), был офицером лейб-гвардии Финляндского полка. На полу— кошка, «намывающая» гостей28.
Художника Павла Федотова настолько занимала судьба майора, что он, сидя как-то у знакомых, набросал продолжение картины — визит новобрачных к старикам-родителям, заключающим в свои объятия зятя-майора и его жену. Офицер явился в мундире с эполетами имея при себе саблю и треуголку. Невеста пытается ускользнуть, показывая свою скромность. В ней видны властные привычки истинной хозяйки купеческого дома— она олицетворяет собой крепость охраняемого ею мира, она «словно скала, о которую разобьётся любая житейская буря»46.
В комнату вбегает сваха, которая сообщает, что жених прибыл. Майор был счастлив в браке и иронии полотна не понял. Но едва только художник одолел первую трудность, явились тысячи других. Отец шагает к выходу, чтобы поприветствовать гостя. При помощи скрытых и явных движений, он придаёт своим работам динамизм. Женатым и холостым мужчинам же все это было доступно и так, кроме, разве что законных наследников. Работа пропитана напускной фальшивости чувств и театральности.
А седобородый батюшка-купец. Комната заполнена вещами, которые демонстрируют желание хозяев жить «по-столичному», но при этом «неправильное» сочетание различных предметов выдаёт патриархальные привычки, создавая комический эффект— например, обеденный стол покрыт не белой скатертью, а розовой, с шитьём по краям. Ах, уж эта кулебяка. В ней борются противоречивые чувства. Оно выявило принципы его искусства, его метод и мастерство. По словам художника и критика Александра Бенуа, представленные на академической выставке картины Федотова «имели колоссальный успех, небывалый со времён Помпеи», заслужив «восторженное одобрение не только публики, но и, очевидно, по недоразумению, академических профессоров, в том числе самого Карла Брюллова»5. Откуда лента здесь взялась. «Сватовство» дошло до нас в двух вариантах.
История одного шедевра: «Сватовство майора» Федотова
За полотно «Сватовство майора» Академия художеств присвоила художнику звание академика3. В октябре 1849 года полотно, под названием «Поправка обстоятельств или Сватовство», демонстрировалось на выставке Академии художеств1418. Сколько в этой картине торжественного благополучия, семейственности и уюта. Зауервейда, пользовался советами К. П. 5. Жених уже стоит в дверях при полном параде. Волнительная и радостная, предвкушающая много эмоций атмосфера царит в доме купца.
По-видимому, художник посчитал, что «она своим размером отвлекала внимание, а положением точно в середине холста разбивала картину пополам, мешая цельности восприятия всей сцены». Во второй версии «в ней появляется мягкая женственность, даже некоторое изящество», так что «вместо несколько карикатурного олицетворения пошлого мещанства, глупости— перед нами возникает живой человек», вызывающий у зрителя не презрение, а даже некоторое сочувствие58. — стыд какой. На комоде стоят хрустальные жирандоли, а на стуле— поднос с бутылкой шампанского и бокалами.
Картина Сватовство майора: описание картины
К середине XIX века, несмотря на осуждение со стороны светского общества, нередки были неравные браки между обедневшими офицерами-дворянами и богатыми купеческими дочками. В 1850—1852 годах Федотов написал вариант-повторение картины «Сватовство майора» (альтернативное название— «Смотрины в купеческом доме»), который ныне хранится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге (холст, масло, 56 76см8 ранее в каталоге в качестве даты создания картины указывалось «около 1851 года»910, датировка «1850—1852» была предложена в каталоге, выпущенном к выставке 1993 года824). Чтобы она не убежала, её удерживает за платье её мать26. Это положение соответствует её роли «посредника в осуществлении сделки между купцом и майором»41.
Главный акцент картины делается на яркое светлое платье будущей невесты. Тем не менее вариант из Русского музея имеет ряд существенных отличий от картины из Третьяковской галереи— по словам искусствоведа Галины Леонтьевой, в новой версии «Федотов вносит настолько серьёзные изменения в решение замысла, что имеются основания видеть здесь начало нового этапа в развитии творческого метода художника»41. Родительница, схватив ее за платье, пытается остановить.
Музеи ЕвропыРассказы о шедеврах живописи
Один из знакомых П. Федотову офицеров сам вызвался служить натурой для жениха и терпеливо стоял в позе майора.
В свободное время также много рисовал, В основном портреты сослуживцев и знакомых. Очевидно декольтированный наряд купеческая дочь примерила впервые и очень смущена, чувствуя себя раздетой. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. И зачем.
Мать, чтобы удержать порыв дочери, ухватила её за платье. Именно ее красный наряд показывает смысл этой встречи. В своих воспоминаниях о Федотове искусствовед Андрей Сомов рассказывал об огромном интересе публики к «Сватовству майора» и другим полотнам художника, экспонировавшимся на академической выставке 1849 года. Задорно и живо звучали тогда слова его «Рацеи» — большого полушутливого стихотворения, состоящего из трех глав.
Георгиевская лента и Сватовство майора
Образ купеческой дочери (невесты) также претерпел значительные изменения. / Никогда с ними я не бывала». В центре полотна находятся главные персонажи картины— купчиха и купеческая дочь46. На стенах висят картины, среди которых литография с видом Николо-Угрешской обители, портреты митрополита (по разным версиям, либо Санкт-Петербургского— Серафима, либо Московского— Филарета), генералов М. И. Кутузова и Я. П. Кульнева, атамана А. И. Иловайского на коне, а также самого хозяина дома с книгой в руке, чтобы подчеркнуть его грамотность36. Становится интересной дальнейшая судьба дочери купца и майора: счастливы ли они.
Для создания фигуры майора Федотову позировал знакомый офицер, а лицо он написал с самого себя, «глядя в зеркало, только придав себе мину некоторого самодовольства и кое в чём подправив свои черты»35. А потом долго уговаривал и упрашивал, чтобы согласился позировать, а тот все гудел в ответ: «Нельзя, батюшка, это грех». Он писал, что эти картины «изображали сцены, целиком выхваченные из действительной жизни, полные глубокой мысли и здорового комизма, одинаково интересные и для знатоков искусства и для профанов». Впоследствии Федотов продал картины «Сватовство майора» и «Свежий кавалер» Фёдору Прянишникову, но получил за них значительно меньшую сумму, чем та, на которую рассчитывал22: изначально предложив за «Сватовство» две тысячи рублей, при окончательном совершении сделки Прянишников объявил художнику, что сможет заплатить только половину испытывавший материальные затруднения Федотов был вынужден согласиться23. Каждый невольно улыбался, находя в полотнах знакомые черты сокровенного русского быта.
Ведь на столе наготовлены разные угощения. Очень важную роль играет распределение света, которое используется для выделения фигур главных героев— купеческой дочери и майора.
Тёмный силуэт майора изображён против света, так что он лишён объёмности и «противостоит реальности бытия других объёмов в конкретном пространстве интерьера»37. Образ купеческой дочери (которую часто называют невестой) более сложен, чем образ её матери. Судя по тому, что Федотов поместил руку купчихи, ухватившую свою дочь за подол, почти в самом центре полотна, он придавал этой детали очень важное значение50. » Несмотря на то, что художник назвал майора «толстым», «фигура его подтянута, глаза чуть прищурены, в усах прячется победная усмешка— он явно рассчитывает на благоприятный исход предстоящего сражения»39. В 1846 году Федотов написал свою первую картину— «Свежий кавалер», а в 1847 году— ещё одно полотно, «Разборчивая невеста»12. В центральной, наиболее светлой части холста находятся невеста и её мать.
Сватовство майора и шутовство художника
Вошедшая сваха сообщает о приехавшем на смотрины женихе. Картина «Сватовство майора» была написана в 1848 году, холст, масло. По словам искусствоведа Дмитрия Сарабьянова, Федотов «всё собрал в общий механизм, как бы раскрутил действие из одного исходного пункта и пустил его в разных направлениях, заставив двигаться своих героев, вступая друг с другом во взаимодействие». Волнительное приготовление к приезду жениха ощущается во всём.
Шампанское уже стоит на подносе на стуле. / А тут нечем скрыть плеч: / Шарф сквозистый такой— / Всё насквозь, на виду. И нам и современникам Федотова было очевидно, что брак этот не по любви, а по взаимовыгодному расчету: майору нужны деньги, купеческой семье — статус. / Ой, стыд какой. Обе разряжены для приема жениха. По словам скульптора Николая Рамазанова, дружившего с художником, во время работы над «Сватовством майора» Федотов «не позволял себе делать ничего без натуры»— платье невесты было специально для этого случая заказано многие другие вещи, «до малейшей безделицы», были им куплены или взяты напрокат17.
Описание картины «Сватовство майора»
Кроме этого, в цветовой гамме присутствуют различные оттенки белого цвета, которыми картина «словно бы прошита назквозь»34. Ах, уж эта кулебяка. Рядом стоят её родители, которые также принарядились ради такого торжественного момента.
Но едва только художник одолел первую трудность, явились тысячи других. Сохранились также наброски второстепенных персонажей— кухарки, сидельца и приживалки. Каждый невольно улыбался, находя в полотнах знакомые черты сокровенного русского быта.
Он отмечал гармоничный колористический строй картины, а также мягкую красочность, которая позволяет создать цветовое единство, но при этом даёт возможность «извлечь красоту из каждого цветового качества, как бы взятого в отдельности». Павел Федотов высмеивает свадьбу по расчету, которая была нередким явлением в его времена. На столе разная закуска. Он пока не видит того, что происходит в комнате, где разворачивается основное действие и ожидает приглашения войти38.
Русский музей Дополненная реальность
Обсуждая картину «Сватовство майора», появившуюся на выставке 1849 года, Стасов писал, что, несмотря на кажущуюся забавность изображённых на ней персонажей, это была схватка двух враждебных друг другу лагерей, пытающихся обмануть друг друга— «трагедия, грозно выглядывающая из-за весёлой и потешной наружной ширмы»62. Майор был счастлив в браке и иронии полотна не понял. Так что «Сватовство майора» — не просто усмешка, забавный анекдот, а подлинная жизнь, где нет только чёрного и белого, где все полутона и игра света.
/ Остальной же наряд / У француженки взят, / Лишь вечор для неё и для дочки»46. По мнению Сомова именно эти качества выделяли полотна Федотова среди множества более «скучных» произведений художников-академистов, представленных на выставке6465. В процессе создания картины «Сватовство майора» Федотовым была проведена большая подготовительная работа. А эти блестящие, мерцающие в полумраке хрустальные графинчики, подсвечники, кулебяка.
Увлёкся рисованием, стал посещать вечерние уроки рисования в Академии художеств. После смерти Прянишникова, последовавшей в 1867 году, картина была передана в Московский Румянцевский музей, в каталоге которого, опубликованном в 1915 году, она имела двойное название— «Приезд жениха (Сватовство майора)». Как пишет Л. Байрамова, здесь все любовь и все приятие с миром. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. У правого края полотна в открытом дверном проёме расположена фигура майора37. Леонтьева отмечала, что проблемы, поднятые этим произведением Федотова идут значительно дальше обличения «комедии брака». Постепенно сюжет сложился.
Все присутствующие ждали этого события. Но такое платье предназначалось не для смотрин, а для парадного сговора (формального договора о будущем браке), где обычно присутствовали гости и полагался официальный обед или ужин, назначавшийся на вторую половину дня». Типичность персонажей и реалистичность обстановки заставляли публику хохотать до колик. Федотов Павел Андреевич (1815, Москва – 1852, Петербург)Художник, рисовальщик, жанрист-портретист. Бернардским работал над сюитой Нравственно-критические сцены из обыденной жизни (1848–1849). Один из родоначальников критического реализма в русском изобразительном искусстве. Получив офицерское звание, переселился в Петербург.
О знаменитой картине Сватовство майора
Постепенно сюжет сложился. Образ приживалки— старухи в повойнике— введён художником для того, чтобы показать каждодневный быт купеческой семьи, «с кучей приживалок и дальних родственников, слоняющихся по дому как бесплотные тени». Для него обрести зятя штаб-офицера означает такие гарантии получить. Несмотря на то, что картина невелика по размерам, она очень тщательна по отделке. Не напрасно художник так «носился» со своей картиной, будто это была его «лебединая песня».
Потолок, с которого свисает огромная люстра, разрисован цветочными гирляндами, нимфами и амурами. Искусствовед Галина Леонтьева писала, что Федотову, который долго и кропотливо работал над картиной «Сватовство майора», удалось создать «одно из замечательных произведений русской живописи первой половины XIX века», которое «благодаря потрясающей правде характеров, значительности поднятой в нём проблемы оказалось много серьёзнее первоначального замысла художника»6. А эти блестящие, мерцающие в полумраке хрустальные графинчики, подсвечники, кулебяка. – В бытовом жанре работали, прежде всего, Передвижники. Женат он был два раза: в первый – на пленной турчанке, во второй – на моей матери.
Павел Федотов "Сватовство майора" (с)
/ По-старинному— в сизом платочке. Купчиха одета в нарядное шёлковое платье из переливчатой ткани типа «шанжан», а на её плечи накинута дорогая шаль с красивым узором. Отец и две женские фигуры остаются в тени своего черного, похожего на тень одеяния.
Искусствовед Дмитрий Сарабьянов писал, что полотно «Сватовство майора» является «одним из высших достижений Федотова в области живописного искусства». Сиделец (приказчик, заменяющий хозяина торговой лавки на время его отсутствия)— молодой человек, одетый в купеческий кафтан, с расчёсанными на прямой пробор волосами. Павел Андреевич Федотов (1815-1852) родился в Москве в семье бедного чиновника. Либо отучиться в гимназии и поехать учительницей в село. Брюллова. Типичность персонажей и реалистичность обстановки заставляли публику хохотать до колик.
Сочинение по картине Федотова «Сватовство майора»
Сюжет картины рассказывает о предшествующем сватовству моменте. А сама невеста, как и ее мать, разряжена во все самое красивое и модное.
Газета Санкт-Петербургские ведомости в 1849 году писала: Нам говорили за достоверное, что совестливость художника в соблюдении естественности доходит до того, что он переписал фигуру старика-отца. Стасов отмечал, что, создав полотна «Свежий кавалер» и «Сватовство майора», «Федотов вдруг затронул такие глубокие ноты, каких до него ещё никто не брал в русском искусстве». В центральной группе— купеческая дочь (будущая невеста) и её мать, сам же купец стоит позади, в углу комнаты2. Не напрасно художник так носился со своей картиной, будто это была его лебединая песня.
Федотов строит композицию картины таким образом, что зритель как бы наблюдает за действием с той стороны гостиной, на которой находятся окна— «создаётся невольное ощущение, что мы нечаянно заглянули в окно и застали хозяев дома в виде, вовсе не предназначенном для постороннего глаза»27. Кроме одного. Подобные браки случались тогда повсеместно. И зачем.
Российская жанровая живопись и бытовые сюжеты русских художников
В то время, пока майор браво разглаживает свои усы, в комнате царит настоящая суета. В 11-летнем возрасте был определён в воспитанники Первого Московского кадетского корпуса. Символизировать она может социальный лифт, переход в дворянство. Об этом свидетельствуют десятки сохранившихся набросков (этюдов и эскизов) использованных художником для поиска композиции сцены, образов действующих лиц, а также их поз и взаимного расположения в плоскости холста. К нему из другой комнаты тянется старуха с вопросом: к чему эти приготовления.
По словам самого художника, он встретил осуществление своего идеала, «и ни один счастливец, которому было назначено самое приятное рандеву, не мог более обрадоваться своей красавице, как я обрадовался моей рыжей бороде и толстому брюху»4445. В 1848 году Павел Федотов начал работать над картиной «Сватовство майора»13 (также известной под названием «Женитьба майора»), которая была окончена в том же году3. Все не столь однозначно с Купцом. Теперь это уже не просто застывшее мгновение, а целый сюжет с действием. Как купчиха теперь ставит себя в обществе, учитывая ее новое родство с дворянином.
Дочка, сконфуженная, хочет убежать, но мать удерживает ее за платье. Сколько в этой картине торжественного благополучия, семейственности и уюта. / Нет, в светлицу уйду. »46. Комизм ситуации, говорит ведущий научный сотрудник Института искусствознания искусствовед Раиса Кирсанова, заключается в том, что «родители-купцы, стремясь подражать дворянам, разрядили свою дочь в вечернее бальное платье, шитое из кисеи, хотя на дворе день.
Они с лютой серьезностью подходили к описаниям жизни крестьян, устраивали хождения в народ, дабы слиться с недоумевающим народом в экстазе и в целом вели себя как герои «Неоконченной пьесы для механического пианино».
Описание картины Сватовство майора
Хозяин засуетился поскорее застегнуться. Это купеческая дочка, которая ожидает приезда жениха-дворянина в звании майора. Но купец-то искренне полагает, что печётся о счастье дочери — став женой дворянина, она повысит свой социальный статус, войдёт в круг «благородных», куда купцам, несмотря на богатство иного пути нет. Академик Императорской Академии художеств (с 1848). Родился в Москве. Известно также о копиях с картины «Сватовство майора», выполненных другими художниками XIX века.
Герои картины Федотова — это живые люди, со своими достоинствами и слабостями. Образ майора следующим образом описан Федотовым в его рацее: «И вот извольте посмотреть, / Как в другой горнице / Грозит ястреб горлице, — / Как майор толстый, бравый, / Карман дырявый, / Крутит свой ус: / Я, дескать, до денежек доберусь. Армейский офицер (конечно, армейский, они попроще), капитан или, скорее, майор, наслужившийся и приутомившийся от службы, подумывает уйти на покой. Служанка и маменька в светлых платьях одинакового тона, это следующие фигуры, которые обращают на себя внимание. Федотов в своей рацее описывает сваху следующим образом: «А вот извольте посмотреть: / Как справа отставная деревенская пряха, / Панкратьевна-сваха, / Бессовестная привираха / В парчовом шугае, толстая складом, / Идёт с докладом, / Что, дескать, жених изволил пожаловать»43.
Художником было также создано множество вариантов лица и фигуры купеческой дочери, в которых он менял жесты её рук, наклон головы и черты лица— до тех пор, пока ему не удалось «наиболее ясно выразить во внешнем облике, манере держаться те чувства, которые ею владеют в данный момент— жеманное волнение, желание показать свою робость и скромность». Но не всё так однозначно. За полотно «Сватовство майора» Академия художеств присвоила Федотову звание академика3. чужой.
Искусствовед Галина Леонтьева полагает, что в «Сватовстве майора» кухарка является положительным образом женщины из народа, поскольку она— единственная из всех героев картины— понимает низость совершаемой сделки в разыгрываемой на её глазах комедии брака55. В левой части комнаты изображён стол с закусками, у которого находятся три второстепенных персонажа— кухарка, которая ставит на стол кулебяку, а также сиделец с бутылкой вина и высунувшаяся в дверь приживалка28. Как пишет Л. Байрамова, «здесь все любовь и все приятие с миром. Подобные браки случались тогда повсеместно. Да, перед нами самый настоящий бурбон – офицер, выслужившийся из нижних чинов.
Художник уделяет большое внимание деталям обстановки— им показаны многие характерные черты купеческого быта2.
Армейский офицер (конечно, армейский, они попроще), капитан или, скорее, майор, наслужившийся и приутомившийся от службы, подумывает уйти на покой. КУПЕЧЕСКАЯ ДОЧКА. В центре композиции — убегающая невеста и маменька, пытающаяся ее удержать. «Сватовство майора» — центральное произведение зрелого периода в творчестве мастера. Служанки шушукаются.
- СВАТОВСТВО МАЙОРА Павел Федотов
- Самое интересное в виде мозаики
- Портрет флигель-адъютанта Сергея Марина
- Коллекция Государственного Русского музея
В Русском музее находится вариант-повторение одноименной картины 1848 года (Третьяковская галерея), за которую художник был удостоен звания академика. Из всех персонажей картины сам жених менее всего интересует художника. Он первый отправляется встретить своего будущего родственника и поприветствовать его. Крылов.
Ж-4521)8910. С тех пор полотно «Сватовство майора» находилось в собрании Прянишникова в Санкт-Петербурге в описании его коллекции изданном в 1853 году, картина фигурировала под названием «Приезд жениха». Газета «Санкт-Петербургские ведомости» в 1849 году писала: «Нам говорили за достоверное, что совестливость художника в соблюдении естественности доходит до того, что он переписал фигуру старика-отца. Да и названия у них были абсолютно необычными для того времени — «Свежий кавалер», «Разборчивая невеста», «Сватовство майора». В своём стихотворном описании Федотов писал: «Как хозяин-купец, / Невестин отец, / Не сладит с сюртуком, / Он знакомей больше с армяком / Как он бьётся, пыхтит, / Застегнуться спешит / Нараспашку принять— неучтиво»43. Но нервы девушки не выдерживают и она бросается к выходу, чтобы убежать.
Художник так располагает комнату и действующих лиц, что у зрителя создается невольное ощущение, будто он заглянул в окно и увидел переполох, царящий в купеческом доме. Работу по своему замыслу можно отнести к стилистике комедии положений. Кошка замывает гостей». Таким образом создается своего рода композиция движения. Но такое платье предназначалось не для смотрин, а для парадного сговора (формального договора о будущем браке), где обычно присутствовали гости и полагался официальный обед или ужин, назначавшийся на вторую половину дня"3.
Купеческая дочь пытается убежать в другую комнату (в светлицу), но её движению противодействует мать, схватившая её за подол платья. Этюд головы невесты Федотов исполнил со знакомой женщины48, для написания её фигуры он использовал манекен, а также воспользовался услугами своего приятеля Карла Карловича Флуга (прадеда художника Ильи Глазунова51), который согласился позировать в женском платье4852. ассигнациями в месяц». В частности, в повести «Невский проспект» Николай Гоголь писал: «Есть офицеры, составляющие в Петербурге какой-то средний класс общества В высшем классе они попадаются очень редко или, лучше сказать, никогда многие из них, преподавая в казённых заведениях или приготовляя к казённым заведениям, заводятся наконец кабриолетом и парою лошадей. А роскошные платья, лица, эти бесподобные пальцы кухарки, приживалка позади нее.
Художественный критик Владимир Стасов в статье «Двадцать пять лет русского искусства», опубликованной в 1883 году, рассказывал о своём знакомстве с Павлом Федотовым «в лучшую, сильнейшую пору его жизни, в те годы, когда он писал Сватовство майора»61.