Федотов Сватовство Майора Описание Картины
Картина Сватовство майора Павла Федотова: описание история, жанр
Не напрасно художник так «носился» со своей картиной, будто это была его «лебединая песня». У левого края картины изображены второстепенные персонажи— кухарка, которая ставит на стол свежеиспечённую кулебяку, сиделец с бутылкой вина, которую он, по-видимому, принёс из винной лавки, а также с любопытством выглянувшая из соседней комнаты старуха-приживалка. А купеческая дочка Кого папенька с маменькой подберут, тот и хорош. Это положение соответствует её роли «посредника в осуществлении сделки между купцом и майором»41.
Правда, платье купчихи требует чепца, а она по привычке в простонародном платочке. Со вчерашнего дня Ее нет для меня. Впоследствии Федотов продал картины «Сватовство майора» и «Свежий кавалер» Фёдору Прянишникову, но получил за них значительно меньшую сумму, чем та, на которую рассчитывал22: изначально предложив за «Сватовство» две тысячи рублей, при окончательном совершении сделки Прянишников объявил художнику, что сможет заплатить только половину испытывавший материальные затруднения Федотов был вынужден согласиться23. В комнату вбежала сваха и докладывает о приезде жениха. Все присутствующие ждали этого события.
Тем не менее вариант из Русского музея имеет ряд существенных отличий от картины из Третьяковской галереи— по словам искусствоведа Галины Леонтьевой, в новой версии «Федотов вносит настолько серьёзные изменения в решение замысла, что имеются основания видеть здесь начало нового этапа в развитии творческого метода художника»41. Мать решительно схватила ее за подол. По словам самого художника, он встретил осуществление своего идеала, «и ни один счастливец, которому было назначено самое приятное рандеву, не мог более обрадоваться своей красавице, как я обрадовался моей рыжей бороде и толстому брюху»4445. Увлёкся рисованием, стал посещать вечерние уроки рисования в Академии художеств. Купец явно заказал у модистки-француженки дорогущие туалеты жене и дочери. Тогдашняя Российская империя постоянно воевала – с Наполеоном, с Персией, Турцией, с польскими мятежниками, с непокорными кавказскими горцами И для толкового храброго человека «из простых» армия при всех сословных ограничениях могла стать жизненным шансом. Однажды к Брюллову принес свои рисунки молодой офицер Павел Андреевич Федотов.
Картина Сватовство майора: описание картины
Сюжет картины, который полон драматизма и веселья, наполнен движением. На закуску к дорогому, конечно же специально купленному шампанскому (10 – 12 рублей бутылка, безумные деньги. ) – селёдка, кулебяка Кто-то скажет – мелочи, условности. В то время, пока майор браво разглаживает свои усы, в комнате царит настоящая суета. В комнату вбегает сваха, которая сообщает, что жених прибыл. В «Сватовстве майора» эта ситуация «выступает на холсте в необыкновенной конкретности», а момент, положенный Федотовым в основу сюжета, «выхвачен из происходящего во времени события так определённо, убедительно, он так безусловен, что вся ситуация вовсе не воспринимается как выдуманная, сочинённая» наоборот, она «воспринимается как некая реальность»31. Обсуждая картину «Сватовство майора», появившуюся на выставке 1849 года, Стасов писал, что, несмотря на кажущуюся забавность изображённых на ней персонажей, это была схватка двух враждебных друг другу лагерей, пытающихся обмануть друг друга— «трагедия, грозно выглядывающая из-за весёлой и потешной наружной ширмы»62. Это купеческая дочка, которая ожидает приезда жениха-дворянина в звании майора.
Леонтьева отмечала, что проблемы, поднятые этим произведением Федотова идут значительно дальше обличения «комедии брака». Для создания фигуры майора Федотову позировал знакомый офицер, а лицо он написал с самого себя, «глядя в зеркало, только придав себе мину некоторого самодовольства и кое в чём подправив свои черты»35. Купчиха одета в нарядное шёлковое платье из переливчатой ткани типа «шанжан», а на её плечи накинута дорогая шаль с красивым узором. При помощи скрытых и явных движений, он придаёт своим работам динамизм.
А как тонко передал Федотов ощущение домашнего уюта. Ах, уж эта кулебяка. Сохранились также наброски второстепенных персонажей— кухарки, сидельца и приживалки.
А седобородый батюшка-купец. Сиделец (приказчик, заменяющий хозяина торговой лавки на время его отсутствия)— молодой человек, одетый в купеческий кафтан, с расчёсанными на прямой пробор волосами. Майор был счастлив в браке и иронии полотна не понял. Он пел играл на гитаре, сочинял песни и романсы.
Сильно изменился внешний образ майора: по сравнению с первым вариантом, где он выглядел относительно подтянутым, бравым и не лишённым некоторой привлекательности, во второй версии его поза переходит в претенциозную, фигура становится смешной— с брюшком и на тонких ногах изменилось и его лицо— лоб стал более узким, появились мешки под глазами. Как купчиха теперь ставит себя в обществе, учитывая ее новое родство с дворянином. Образ купеческой дочери (невесты) также претерпел значительные изменения. Федотов постоянно и упорно трудился.
Искусствовед Галина Леонтьева писала, что Федотову, который долго и кропотливо работал над картиной «Сватовство майора», удалось создать «одно из замечательных произведений русской живописи первой половины XIX века», которое «благодаря потрясающей правде характеров, значительности поднятой в нём проблемы оказалось много серьёзнее первоначального замысла художника»6. Но мы и сегодня усмехнёмся, видя человека в пиджаке, при галстуке – и обвислых штанах- «трениках».
Сама невеста в шикарном бальном платье представлена на переднем плане. Он отмечал гармоничный колористический строй картины, а также мягкую красочность, которая позволяет создать цветовое единство, но при этом даёт возможность «извлечь красоту из каждого цветового качества, как бы взятого в отдельности». И все же появление майора вызвало переполох. А тогда деталям и ритуалам придавалось гораздо большее значение.
Для него обрести зятя штаб-офицера означает такие гарантии получить. Отец и две женские фигуры остаются в тени своего черного, похожего на тень одеяния. По словам искусствоведа Дмитрия Сарабьянова, Федотов «всё собрал в общий механизм, как бы раскрутил действие из одного исходного пункта и пустил его в разных направлениях, заставив двигаться своих героев, вступая друг с другом во взаимодействие». В центре полотна находятся главные персонажи картины— купчиха и купеческая дочь46. Типичность персонажей и реалистичность обстановки заставляли публику хохотать до колик. / По-старинному— в сизом платочке. В центральной, наиболее светлой части холста находятся невеста и её мать.
Описание картины Сватовство майора
Сердце мое Катенька связала цепью сладкой. Он первый отправляется встретить своего будущего родственника и поприветствовать его. Они ярко освещены, «как освещаются на сцене те актёры, на которых должно быть сосредоточено внимание зрителей»47.
Важно подбоченясь, он крутит длинный ус. П. А. Сюжет картины рассказывает о предшествующем сватовству моменте.
Нужно было для картины отыскать оригинал купца, застегивающего кафтан, его жены, разные аксессуарные вещи. С тех пор полотно «Сватовство майора» находилось в собрании Прянишникова в Санкт-Петербурге в описании его коллекции изданном в 1853 году, картина фигурировала под названием «Приезд жениха». 5. В 1850—1852 годах Федотов написал вариант-повторение картины «Сватовство майора» (альтернативное название— «Смотрины в купеческом доме»), который ныне хранится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге (холст, масло, 56 76см8 ранее в каталоге в качестве даты создания картины указывалось «около 1851 года»910, датировка «1850—1852» была предложена в каталоге, выпущенном к выставке 1993 года824).
Его отец, мелкий чиновник, человек строгий, подчёркнуто честный, начинал суворовским солдатом и с годами дослужился до поручика. Оно такое прекрасное, что напоминает подвенечное. Кроме одного. Долгое время считалось, что художник высмеивает персонажей «Сватовства майора», а вместе с ними и подобных им представителей купечества и дворянства. Шли годы. ассигнациями в месяц».
Описание картины «Сватовство майора»
По словам скульптора Николая Рамазанова, дружившего с художником, во время работы над «Сватовством майора» Федотов «не позволял себе делать ничего без натуры»— платье невесты было специально для этого случая заказано многие другие вещи, «до малейшей безделицы», были им куплены или взяты напрокат17. чужой. В собрании Государственной Третьяковской галереи была ещё одна копия, написанная Аполлоном Мокрицким. Только наверняка он «происхождения тёмного». По его мнению, в этой картине художнику удалось с большим мастерством организовать не только композицию, но и колорит. Тёмный силуэт майора изображён против света, так что он лишён объёмности и «противостоит реальности бытия других объёмов в конкретном пространстве интерьера»37.
/ А тут нечем скрыть плеч: / Шарф сквозистый такой— / Всё насквозь, на виду. Федотов в своей рацее описывает сваху следующим образом: «А вот извольте посмотреть: / Как справа отставная деревенская пряха, / Панкратьевна-сваха, / Бессовестная привираха / В парчовом шугае, толстая складом, / Идёт с докладом, / Что, дескать, жених изволил пожаловать»43. Люди начнут улыбаться, кланяться друг другу, говорить неискренние слова. Еще одним персонажем, на который художник делает упор – сваха. Купеческая дочь пытается убежать в другую комнату (в светлицу), но её движению противодействует мать, схватившая её за подол платья. Хозяин, суетливо застегивая сюртук, спешит навстречу гостю. Да, перед нами самый настоящий бурбон – офицер, выслужившийся из нижних чинов.
Как пишет Л. Байрамова, «здесь все любовь и все приятие с миром. Он посоветовал начинающему художнику учиться и работать еще больше. Павел Федотов высмеивает свадьбу по расчету, которая была нередким явлением в его времена. Печалясь о людях, Федотов рассказывал, в каком плохо устроенном мире приходится им жить. » Несмотря на то, что художник назвал майора «толстым», «фигура его подтянута, глаза чуть прищурены, в усах прячется победная усмешка— он явно рассчитывает на благоприятный исход предстоящего сражения»39. Работа пропитана напускной фальшивости чувств и театральности. В 1850 году, через два года после написания первой версии картины «Сватовство майора», Павел Федотов начал работу над её вторым вариантом37.
Были случаи (правда, единичные), когда и в генералы выходили.
Это какая-нибудь тогдашняя поэтическая грёза эпохи – «черноокая Россети» Александра Осиповна Россет-Смирнова (1809 – 1882), ставшая потом известной мемуаристкой, будучи бесприданницей, могла себе всё же позволить перебирать женихов. Хотя, как правило, майорство – пик карьеры. Он промотал состояние и теперь не прочь поправить дела. В частности, в повести «Невский проспект» Николай Гоголь писал: «Есть офицеры, составляющие в Петербурге какой-то средний класс общества В высшем классе они попадаются очень редко или, лучше сказать, никогда многие из них, преподавая в казённых заведениях или приготовляя к казённым заведениям, заводятся наконец кабриолетом и парою лошадей.
/ Никогда с ними я не бывала». Таким образом, всего на картине изображено восемь персонажей2930. Есть специальные исследования (например, Р. Кирсановой) о том, какие несуразности зорко подметил П. Федотов. Мы ничего не знаем о предках федотовского майора.
Газета «Санкт-Петербургские ведомости» в 1849 году писала: «Нам говорили за достоверное, что совестливость художника в соблюдении естественности доходит до того, что он переписал фигуру старика-отца. В 1848 году Павел Федотов начал работать над картиной «Сватовство майора»13 (также известной под названием «Женитьба майора»), которая была окончена в том же году3. Армейский майор – это, как правило, командир батальона. Смущенная невеста бросилась вон из комнаты. Платье дочери – роскошное, вечернее, бальное, с декольте.
Описание картины Федотова «Сватовство майора»
Браки по расчёту вообще самые крепкие. Искусствовед Галина Леонтьева полагает, что в «Сватовстве майора» кухарка является положительным образом женщины из народа, поскольку она— единственная из всех героев картины— понимает низость совершаемой сделки в разыгрываемой на её глазах комедии брака55. Кроме одного. На комоде стоят хрустальные жирандоли, а на стуле— поднос с бутылкой шампанского и бокалами.
Искусствовед Дмитрий Сарабьянов писал, что полотно «Сватовство майора» является «одним из высших достижений Федотова в области живописного искусства». Влюбился в неё сын крупного откупщика Кошелев – но не знатен. А мы как-то писали (11-2012): само по себе офицерское жалованье тогда было весьма скромным. Рядом стоят её родители, которые также принарядились ради такого торжественного момента. Сколько в этой картине торжественного благополучия, семейственности и уюта. А роскошные платья, лица, эти бесподобные пальцы кухарки, приживалка позади нее.
Чтобы она не убежала, её удерживает за платье её мать26. Художественный критик Владимир Стасов в статье «Двадцать пять лет русского искусства», опубликованной в 1883 году, рассказывал о своём знакомстве с Павлом Федотовым «в лучшую, сильнейшую пору его жизни, в те годы, когда он писал Сватовство майора»61. Об этом свидетельствуют десятки сохранившихся набросков (этюдов и эскизов) использованных художником для поиска композиции сцены, образов действующих лиц, а также их поз и взаимного расположения в плоскости холста.
«Сватовство майора» картина Павла Федотова
Отец и две женские фигуры остаются в тени своего черного, похожего на тень одеяния. Ж-4521)8910. Купец— дородный мужчина с окладистой бородой— находится в тени в углу комнаты.
Но дело происходит днём (свечи на люстре не горят) и вообще пока формально – лишь смотрины: наряд не подобает поводу. Офицер явился в мундире с эполетами имея при себе саблю и треуголку. Ведь он жених. В юности «забрили лоб».
История одного шедевра: «Сватовство майора» Федотова
А эти блестящие, мерцающие в полумраке хрустальные графинчики, подсвечники, кулебяка. Этой минуты давно ждут. В свободное время также много рисовал, В основном портреты сослуживцев и знакомых.
Жених еще за дверью. Жених уже стоит в дверях при полном параде. Волнительная и радостная, предвкушающая много эмоций атмосфера царит в доме купца. В центральной группе— купеческая дочь (будущая невеста) и её мать, сам же купец стоит позади, в углу комнаты2. Женат он был два раза: в первый – на пленной турчанке, во второй – на моей матери.
О знаменитой картине Сватовство майора
На заднем плане служанки заканчивают накрывать на стол. И здесь – важный момент. После смерти Прянишникова, последовавшей в 1867 году, картина была передана в Московский Румянцевский музей, в каталоге которого, опубликованном в 1915 году, она имела двойное название— «Приезд жениха (Сватовство майора)». Отдали её за другого.
А богатый купец не жалеет денег, чтобы породниться с дворянином. КУПЕЧЕСКАЯ ДОЧКА. » Эту трогательную наивность Федотов сохранил до конца своих дней. Невеста пытается ускользнуть, показывая свою скромность.
Но купец-то искренне полагает, что печётся о счастье дочери — став женой дворянина, она повысит свой социальный статус, войдёт в круг «благородных», куда купцам, несмотря на богатство иного пути нет. Нелепость ситуации подчёркивается тем, что наряд купеческой дочери предназначен для бала или другого вечернего мероприятия, а не для знакомства с женихом, происходящего днём в кругу семьи48 кроме этого, ей непривычно безмерное количество золотых украшений— кольца, колье, серьги, браслеты. Типичность персонажей и реалистичность обстановки заставляли публику хохотать до колик.
Стасов отмечал, что, создав полотна «Свежий кавалер» и «Сватовство майора», «Федотов вдруг затронул такие глубокие ноты, каких до него ещё никто не брал в русском искусстве». Для большего не хватало грамотности, связей. Комната заполнена вещами, которые демонстрируют желание хозяев жить «по-столичному», но при этом «неправильное» сочетание различных предметов выдаёт патриархальные привычки, создавая комический эффект— например, обеденный стол покрыт не белой скатертью, а розовой, с шитьём по краям. Именно ее красный наряд показывает смысл этой встречи. Образ купеческой дочери (которую часто называют невестой) более сложен, чем образ её матери.
Сватовство майора и шутовство художника
Да и названия у них были абсолютно необычными для того времени — «Свежий кавалер», «Разборчивая невеста», «Сватовство майора». У правого края полотна в открытом дверном проёме расположена фигура майора37. Жених тоже выделен, благодаря тому, что художник изобразил его находящемся в хорошо освещенной комнате.
В 1929 году она была передана в Днепропетровский художественный музей, в 1941 году экспонировалась на персональной выставке Федотова, проходившей в Государственном Русском музее в Ленинграде, а затем её следы потерялись1. Главный акцент картины делается на яркое светлое платье будущей невесты. Что ж «Сватовство майора», «Свежий кавалер», «Разборчивая невеста», «Завтрак аристократа», «Вдовушка», «Анкор, ещё анкор» – Федотов отобразил всю «человеческую комедию» русского общества 1840х. На стенах висят картины, среди которых литография с видом Николо-Угрешской обители, портреты митрополита (по разным версиям, либо Санкт-Петербургского— Серафима, либо Московского— Филарета), генералов М. И. Кутузова и Я. П. Кульнева, атамана А. И. Иловайского на коне, а также самого хозяина дома с книгой в руке, чтобы подчеркнуть его грамотность36.
Но едва только художник одолел первую трудность, явились тысячи других. Служанки шушукаются. Но такое платье предназначалось не для смотрин, а для парадного сговора (формального договора о будущем браке), где обычно присутствовали гости и полагался официальный обед или ужин, назначавшийся на вторую половину дня"3. Главный акцент картины делается на яркое светлое платье будущей невесты.
Картина «Сватовство майора»: описание картины
В своём стихотворном описании Федотов писал: «Как хозяин-купец, / Невестин отец, / Не сладит с сюртуком, / Он знакомей больше с армяком / Как он бьётся, пыхтит, / Застегнуться спешит / Нараспашку принять— неучтиво»43. Подобные браки случались тогда повсеместно. Задорно и живо звучали тогда слова его «Рацеи» — большого полушутливого стихотворения, состоящего из трех глав. Ведь на столе наготовлены разные угощения.
Сейчас майор переступит порог – и все в комнате изменится, будто на волшебной картинке. А дальше можно предполагать. В полном замешательстве она стремится убежать в свою светелку.
Грустная история. «Бурбоны» лоском и образованностью не блистали, но лямку тянули честно. Оно такое прекрасное, что напоминает подвенечное. / Остальной же наряд / У француженки взят, / Лишь вечор для неё и для дочки»46.
Вошедшая сваха сообщает о приехавшем на смотрины женихе. По словам художника и критика Александра Бенуа, представленные на академической выставке картины Федотова «имели колоссальный успех, небывалый со времён Помпеи», заслужив «восторженное одобрение не только публики, но и, очевидно, по недоразумению, академических профессоров, в том числе самого Карла Брюллова»5. В своих воспоминаниях о Федотове искусствовед Андрей Сомов рассказывал об огромном интересе публики к «Сватовству майора» и другим полотнам художника, экспонировавшимся на академической выставке 1849 года. Кроме этого, в цветовой гамме присутствуют различные оттенки белого цвета, которыми картина «словно бы прошита назквозь»34.
Сватовство майора (Смотрины в купеческом доме)
Во второй версии «в ней появляется мягкая женственность, даже некоторое изящество», так что «вместо несколько карикатурного олицетворения пошлого мещанства, глупости— перед нами возникает живой человек», вызывающий у зрителя не презрение, а даже некоторое сочувствие58. Художником было также создано множество вариантов лица и фигуры купеческой дочери, в которых он менял жесты её рук, наклон головы и черты лица— до тех пор, пока ему не удалось «наиболее ясно выразить во внешнем облике, манере держаться те чувства, которые ею владеют в данный момент— жеманное волнение, желание показать свою робость и скромность». Так что «Сватовство майора» — не просто усмешка, забавный анекдот, а подлинная жизнь, где нет только чёрного и белого, где все полутона и игра света. По-видимому, художник посчитал, что «она своим размером отвлекала внимание, а положением точно в середине холста разбивала картину пополам, мешая цельности восприятия всей сцены».
Первые зрители картины вдоволь потешались над ними. Павел Андреевич Федотов (1815-1852) родился в Москве в семье бедного чиновника. Подобные браки случались тогда повсеместно. 58, 375, 4. По словам Сарабьянова, в этом произведении Федотова свет и цвет выступают как средства «поэтического претворения реальности»7.
Павел блестяще закончил кадетский корпус, попал в элитный гвардейский полк. Он писал, что эти картины «изображали сцены, целиком выхваченные из действительной жизни, полные глубокой мысли и здорового комизма, одинаково интересные и для знатоков искусства и для профанов». Этюд головы невесты Федотов исполнил со знакомой женщины48, для написания её фигуры он использовал манекен, а также воспользовался услугами своего приятеля Карла Карловича Флуга (прадеда художника Ильи Глазунова51), который согласился позировать в женском платье4852. Настал день – и он снова пришел со своими работами к Брюллову.
Каждый невольно улыбался, находя в полотнах знакомые черты сокровенного русского быта. Но нервы девушки не выдерживают и она бросается к выходу, чтобы убежать.
За полотно «Сватовство майора» Академия художеств присвоила художнику звание академика3. В процессе создания картины «Сватовство майора» Федотовым была проведена большая подготовительная работа. Обещает князь Голицын богатство и высокий статус «кавалерственной дамы» – да сильно стар.
— стыд какой. Павел Андреевич Федотов (1815 – 1852) сам был сыном «бурбона». Друзьям, даже близким, о любви своей ничего не говорил.
Георгиевская лента и Сватовство майора
По мнению Сомова именно эти качества выделяли полотна Федотова среди множества более «скучных» произведений художников-академистов, представленных на выставке6465. В ней борются противоречивые чувства. Федотов строит композицию картины таким образом, что зритель как бы наблюдает за действием с той стороны гостиной, на которой находятся окна— «создаётся невольное ощущение, что мы нечаянно заглянули в окно и застали хозяев дома в виде, вовсе не предназначенном для постороннего глаза»27. «Подняться» материально офицер мог за счёт так называемых безгрешных доходов – не то чтобы воровства, но возможности что-то выгадывать на всякого рода военно-хозяйственных операциях (закупка фуража, продовольствия, лошадей и т. д. ). Герои картины Федотова — это живые люди, со своими достоинствами и слабостями.
Майор был счастлив в браке и иронии полотна не понял. Прославленный автор Помпеи, уже стареющий и тяжко больной, восторженно рассматривал их. Столы накрыты, приготовлено вино, служанка вносит пирог.
Получив офицерское звание, переселился в Петербург. На полу— кошка, «намывающая» гостей28. Образ приживалки— старухи в повойнике— введён художником для того, чтобы показать каждодневный быт купеческой семьи, «с кучей приживалок и дальних родственников, слоняющихся по дому как бесплотные тени». Такое жеманство явно не поощряет взглядом кухарка, что зашла с пирогом в комнату.
- Сообщество «Волшебная сила искусства»
- СВАТОВСТВО МАЙОРА Павел Федотов
- Самое интересное в виде мозаики
- Российская жанровая живопись и бытовые сюжеты русских художников
- Портрет флигель-адъютанта Сергея Марина
И зачем. Мать, чтобы удержать порыв дочери, ухватила её за платье.
Именно ее красный наряд показывает смысл этой встречи. Со слезами на глазах он пожимал руки младшего товарища. Родительница, схватив ее за платье, пытается остановить. В 11-летнем возрасте был определён в воспитанники Первого Московского кадетского корпуса.
Это считалось почти законным, по крайней мере, начальство смотрело сквозь пальцы. Теперь это уже не просто застывшее мгновение, а целый сюжет с действием. Становится интересной дальнейшая судьба дочери купца и майора: счастливы ли они.
Отец шагает к выходу, чтобы поприветствовать гостя. На той же выставке экспонировались две другие картины Федотова— «Свежий кавалер» и «Разборчивая невеста»319. В октябре 1849 года полотно, под названием «Поправка обстоятельств или Сватовство», демонстрировалось на выставке Академии художеств1418. Известно также о копиях с картины «Сватовство майора», выполненных другими художниками XIX века. Ей, ей, за весь успех мой обязан.
Подобных вопросов возникает множество. Волнительное приготовление к приезду жениха ощущается во всём. Это излюбленный приём Павла Федотова.
С другой стороны, «в её позе, жесте разведённых рук, в выражении капризного лица ощущаются жеманство, наигранность, неискренность».
Наиболее колоритна фигура матери— «располневшей, но с остатками прежней красоты в лице». Но не всё так однозначно. А потом долго уговаривал и упрашивал, чтобы согласился позировать, а тот все гудел в ответ: «Нельзя, батюшка, это грех». Однако моральное право на «безгрешные доходы», доступ к ним получал человек на должности уровня полкового командира.
Но такое платье предназначалось не для смотрин, а для парадного сговора (формального договора о будущем браке), где обычно присутствовали гости и полагался официальный обед или ужин, назначавшийся на вторую половину дня». Подразумевалось: он своё выслужил, ему можно. / Ой, стыд какой.
Значительную работу в своих набросках Федотов провёл и над образом купчихи, чтобы достичь «точной читаемости в мимике лица её душевного состояния»— в окончательном варианте «зритель словно слышит слово дура», которое она говорит дочери, пытающейся сбежать от жениха-майора. Сын был гордостью и надеждой семьи. А сама невеста, как и ее мать, разряжена во все самое красивое и модное. Картина «Сватовство майора» была написана в 1848 году, холст, масло.
Рисунки Брюллову понравились. Спокойна во всей этой кутерьме только умывающаяся кошка. Все не столь однозначно с Купцом. В ней видны властные привычки истинной хозяйки купеческого дома— она олицетворяет собой крепость охраняемого ею мира, она «словно скала, о которую разобьётся любая житейская буря»46.
Благодаря незаурядному рвению, ломая все социальные преграды, он достиг первого офицерского чина, а затем, постепенно поднимаясь по карьерной лестнице (прапорщик – подпоручик – поручик – штабс-капитан – капитан – майор), дослужиться и до "густых" штаб-офицерских эполет, дающих все права потомственного дворянства. Бравый офицер сватается к купеческой дочке.
Работу по своему замыслу можно отнести к стилистике комедии положений. / Нет, в светлицу уйду. »46. Стерпится – слюбится. Еще одним персонажем, на который художник делает упор – сваха.