Гимн Октябрю Герасимов
Отстранен от должности за аморальное поведение. Картины А. М. Герасимова написаны яркими, насыщенными красками и часто посвящены советской и партийной истории. В мае 1949 год журнал «Огонек» поместил фоторепродукции картин и скульптур крупнейших западных модернистов, в том числе Сальвадора Дали с комментариями президента Академии художеств Александра Герасимова. Увы, без контекста понять этот конфликт неосведомленному зрителю очень трудно.
В картине Гимн Октябрю (1949), одном из открытий выставки, к выступающему с речью Сталину ближе всего расположена юная пионерка с косичками, непринужденно прислонившаяся к сцене. Перед ней – стол с огромным букетом цветов, который придает картине праздничный дух. Серые, почти черные тучи резко выделяются на фоне белых просветов, а черный костюм Ленина подчеркивает стремительность его движения к слушателям. В 1953 году освобожден. Гойя и Врубель и Коровин- могли сочетать свободу с "добрыми чувствами в сердце".
- Герасимов, Александр Михайлович (художник)
- Медиапортал Государственного исторического музея
- Русский музей Дополненная реальность
- Картина Герасимова «Гимн Октябрю» посвящена событию, которого небыло
Герасимов не только художник, но и официальный руководитель художественной жизни страны, жесткий хозяин, возглавлявший основные творческие организации: председатель правления Московского отделения Союза художников (1938-40), председатель оргкомитета Союза советских художников (1939-54). Это произведение считается одним из лучших в творчестве художника. Художественное образование А. М. Герасимов получил в МУЖВЗ (1903-15), где его наставниками были крупнейшие русские художники рубежа XIX и XX вв. Иван Александрович Бенедиктов (1902-1983). В этой истории есть какой-то урок и, кажется, довольно простой. Цветовая гамма картины получилась очень колоритной.
Невозможно обсуждать, плоха или хороша живопись Герасимова «с живописной точки зрения», так как вещи Герасимова вместе с Ефановым, Хмелько, Иогансоном, Пластовым, Мешковым, Модоровым и сотнями других были частью поточной индустрии «тематической картины», предъявлявшей к живописи очень определенные требования и за их несоблюдение исключали из профсоюза. Герасимов получил за «Гимн Октябрю» свою вторую Сталинскую премию — получил потому, что написал детальную инсценировку «торжественного заседания трудящихся Москвы по случаю 25-й годовщины Октябрьской революции 6 ноября 1942 года», которое вообще не было проведено. Так или иначе, Герасимов был одним из самых влиятельных функционеров в искусстве 1930—1950-х, был теоретиком соцреализма (пусть тексты писал и не сам, как намекает его биограф, но это уже детали) и без стеснения сравнивал себя с Рембрандтом. В 1946 году репрессирован.
Алексей Иванович Шахурин (1904-1975). Заседание проходит в Большом театре (по бокам видны ложи), что придает изображению особенную праздничность и торжественность. В 1963 году скончался знаменитый художник Герасимов. Кроме того, в московском Манеже с ноября по декабрь 2015 года выстроились огромные очереди на бесплатную выставку «Романтический реализм: советская живопись 1925—1945 гг». многие западные художники средней руки Дали и Пикассооказались в плену меркантильности потеряв "добрые чувства" (они не поднялись к большому искусству но стали миллионерами).
- Мифы и правда об Александре Герасимове
- Александр Михайлович Герасимов, художник: биография, творчество
- Выставка работ Александра Герасимова – любимого художника Сталина
- Русский художник Герасимов Александр Михайлович
- Александр Герасимов в Государственном историческом музее
- Картина Герасимова "Гимн Октябрю" посвящена событию, которого не было
В 1949--1960 руководил творческой мастерской станковой живописи в АХ СССР. Будучи по образованию архитектором, художник писал здания. Герасимов оформляет и «благоустраивает» советский колониализм и именно вот таким образом, тщательно выписывая интерьеры Софии Константинопольской, он ставит огромные аляповатые кляксы на месте арабской вязи, а в пейзажи Дели и Шанхая переносит стереотипы 1930-х о «советском Востоке», проводя тонкую грань между враждебной и лояльной «экзотикой». Герасимова действительно можно было назвать любимым художником Сталина.
Похоронен в Тбилиси. С Гимном Октябрю, однако история еще фальшивее. Партийный и государственный деятель, по профессии рабочий-слесарь.
- Картина Герасимова "Гимн Октябрю" посвящена событию, которого не было — Российская газета
- АЛЕКСАНДР ГЕРАСИМОВ – ЛЮБИМЫЙ ХУДОЖНИК СТАЛИНА
- Александр Герасимов – любимый художник Сталина
- ХУДОЖНИК АЛЕКСАНДР МИХАЙЛОВИЧ ГЕРАСИМОВ
Да, сравнение соц-арта и соцреализма, как и остроумно проведенная «расчистка иконы», повышает стоимость картины, но добавляет ли это новой информации именно о 1930-х. Ее приходилось редко видеть у других лиц. Помимо картин и монументальных полотен, он занимался иллюстрированием (так, его руке принадлежат рисунки к повести Н. Гоголя «Тарас Бульба»). Герасимов занимал пост председателя Совета художников Советского Союза. Он стал одним из первых деятелей искусства, который получил звание народного живописца.
", – говорил бывший нарком историку Г. А. Куманеву. Очень атмосферными являются также восточные акварели художника 50-х годов: сцены из индийской и китайской жизни – «Набережная в Шанхае», «Могила императора в Нанкине», «Ночная лавка в Бомбее». Написанное в годы Второй Мировой войны, это полотно приобрело особое значение. Яблочкина. Но время российского постмодернизма кончилось, дискурс выпал из его слабеющих рук.
Алексей Иванович Шахурин (1904-1975). Да и себя некогда всесильный друг вождей ощущал в годы оттепели помаркой на полях. Но внутри вся его натура кипела, бурлила, клокотала.
В остальной части каталога тоже сквозит обтекаемая неуверенность — от текста директора о значении Герасимова для «одного из самых сложных периодов жизни страны» до ремарок к репродукциям. Часто и на работе. Эта работа была создана в годы Великой Отечественной войны, в 1942 году. ЦК ВКП (б) стали известны факты безобразного поведения т. Бадаева во время пребывания его в качестве председателя делегации СССР на празднествах Монгольской Народной Республики и в Тувинской народной республике, порочащие его как председателя Президиума Верховного Совета РСФСР и члена ЦК ВКП (б). Советский государственный и партийный деятель.
- Я сидел под дубовым столом – это меня и спасло
- В Хабаровском крае вывезли из леса детали пропавшего в 1940-х самолета
- Таких капитанов на планете было меньше, чем космонавтов
- Портрет флигель-адъютанта Сергея Марина
- Коллекция Государственного Русского музея
- Выставок официальной советской живописи будет со временем все больше
И действительно, автор главного текста каталога — Любовь Шакирова — сделала все возможное, чтобы сохранить ту самую нейтральную и «историческую» позицию без героев и антигероев. Вот таким образом и его «импрессионизм» лишен главного элемента — беглости хрупкого впечатления, а акценты в исторических картинах расставлены так, чтобы избежать любой социальной конкретики. Так и хочется отыскать в разношерстной толпе чиновников, военных и ударников подпоручика Киже из повести Юрия Тынянова – наверняка же бумажный вояка где-то прячется. Часто и на работе. Отстранен от должности за аморальное поведение.
Герасимов Александр Михайлович (1881, Козлов – 1963, Москва)Художник, художник театра. В 1953 году освобожден. В этом же зале можно видеть этюды и саму картину, ставшую визитной карточкой выставки 2016 года – «Половецкие пляски». С января 1940 года по 7 декабря 1944 года – председатель Московского городского совета (исполкома Моссовета). 56.
Эти картины плохи, но ведь задачей советской власти 1930—1950-х и было окружить зрителя плохой живописью и «плоха» она особым образом, а каким — нужно уметь назвать. Именно из 1960-х (а где-то и из 1930-х) пришли эти риторические ходы — и сравнение Академии 1947 года с Салонами XIX века и определение качества живописи через диалог с «французами» и «старыми мастерами» и агрессивное приравнивание массового госзаказа к «шедеврам» и размытое требование «жизненности». Тема обобщенной и единой «исторической России», где «нет героев и антигероев», появляется не впервые: в 2015-м она часто звучала в спорах о советском наследстве и стала ответом на беспокойство в связи с предстоящим юбилеем революции 1917 года. Герасимов стал писать свои картины в новой манере. Картина «Гимн октябрю» соединяет эти вышеперечисленные идеи в одно целое.
Герасимов громил «космополитизм» Матисса и Дали от лица «подлинного реализма» с трибун академии и на страницах прессы. Но причины недопустимости прямо не названы и хотя текст опирается на «Соцреализм и реализм» А. Морозова, «Культ Сталина в изобразительном искусстве» Я. Плампера и «Культуру Два» В. Паперного, в нем нет ни одного упоминания о роли Герасимова в закрытии ГМНЗИ и просто даже о факте борьбы соцреализма и модернизма. Одновременно по тому же сфабрикованному делу были осуждены главком ВВС Главный маршал авиации А. А. Новиков и еще несколько высших руководителей Военно-Воздушных Сил и отделов ЦК ВКП (б).
Уверена, что еще лет десять назад этот ход дал бы какой-нибудь новый политический поворот всей экспозиции. Кабаре». Смотря на нее, хочется спросить: «Как же могло такое полотно оказаться в частной коллекции. ». Только в конце 2015-го — начале 2016 года в стране появилось сразу несколько мемориалов Сталина: памятник в полный рост в Марий Эл, двухметровый бюст при музее-заповеднике «Линия Сталина»в Псковской области, дом-музей Сталинапод Тверью и «Сталин-центр» в Пензе, созданный для загадочной «популяризации и актуализации практик, которые применялись в сталинские времена».
Нет, не добавляет. 57. После нескольких лет работы в родном Козлове, где прошли его детские годы, художник в 1925 г. вернулся в Москву.
- Один комментарий к Александр Герасимов – любимый художник Сталина
- Указывать местоположение в твитах
57. И, наверное, все-таки не боялся его, хотя и высоко уважал. На заднем фоне изображен великолепный сад. Дегуманизация ярко видна и в поздних ориенталистских вещах Герасимова, от портрета балерины Удаленковой в роли персиянки из «Хованщины» (1954) до огромного полотна «Половецкие пляски» (1955) и иллюстраций к «Тарасу Бульбе» (1952).
Особенно хорошо писал так называемые «дождевые» сюжеты Герасимов. Вариантов таких «политических витрин» у Герасимова много, начиная с прогулки «двух вождей» под грозовым небом и некоторые исследователи считают самым откровенным иллюзионистским полотном соцреализма его псевдодокументальный холст «Гимн Октябрю» (1942). И дело не в том, что так вышло.
Здесь он присоединился к АХРР – ассоциации художников, совмещавших новизну советской политизированной тематики с традиционными живописными приемами именно вот таким образом художники АХРР лишь себя называли реалистами, всех же прочих – формалистами и эстетами, непонятными народу. Герасимов имел дар легко схватывать портретное сходство и ощущал себя в первую очередь портретистом, хотя нередко обращался и к пейзажной живописи, создав ряд тонких и лиричных по настроению пейзажей (Март в Козлове, 1914 После дождя. Художник («После дождя» – наиболее яркий образец мастерства автора в изображении природы) как никто другой умел показывать состояние воздуха, травы, неба и всей окружающей среды в период ее обновления. Главный герой, «милый и умный старик», носит псевдоним — Михаил Герасимович Камышев. В дальнейшие 50 лет она ни разу не экспонировалась и не публиковалась. Выставка к 135-летию со дня рождения Александра Герасимова известного всем картиной Сталин и Ворошилов в Кремле (также известная в народе как Два вождя после дождя) – плод сотрудничества государственного музея и частного дилера Леонида Шишкина, который уже больше 20 лет торгует социалистическим реализмом в России и за рубежом.
., – говорил бывший нарком историку Г. А. Куманеву. Направленный в Париж в 1934 году, он создал десятки пейзажей, убедительно передающих малохудожественность и дисгармоничность местной натуры — важные понятия для лексикона соцреализма, где все советское было «стройным», «светлым» и «согласованным», а буржуазное — «сумбурным» и «искажающим реальность». Идеей борьбы проникнута картина «Ленин на трибуне». Как фактическому столичному градоначальнику Пронину приходилось повседневно решать множество проблем громадного города (Станислав Глушнев). Да что там, даже Дмитрий Врубель (вроде бы и сам — недавний портретист Путина)чувствует потребность призвать в арбитры некоего «очень искушенного в искусстве» парижанина, чтобы ограничиться все той же «эстетической» оценкой: «пошло, вульгарно, неталантливо, пропаганда, Сталин с Лениным». Член АХРР (1925).
В парижских работах Герасимов фактически высказывается против модернистского подхода к восприятию города, разработанного в 1920—1930-х годах мастерами группы «Четыре искусства»или ленинградской пейзажной школы. Бадаев, будучи пьяным, терял чувство всякого личного достоинства и в своем антиморальном поведении опускался до того, что неоднократно приставал к женщинам и требовал, чтобы доставили ему баб для разврата. Он проявлял непререкаемую волю в делах, заставлял людей верить в свой талант, мудрость, силу, вселяя в них энтузиазм и пафос борьбы. Современники отмечали, что Герасимов был энтузиастом во всем, что было граничит с делами КПСС, включая борьбу с «инакомыслием» среди держащих в руках кисти он критиковал «поверхностное» зарубежное искусство и безоговорочно льстил вождю, как на картинах, так и на словах. Именно в данной работе наиболее отчетливо проявился социалистический реализм, так как ее содержание проникнуто духом классовой борьбы, которая стала главной темой указанного направления. Его большие холсты, не лишенные плакатного пафоса, – В. И. Ленин на трибуне (1930), И. В. Сталин и К Е. Ворошилов в Кремле (1938), Гимн Октябрю (1942) и др.
Ему преподавали импрессионист Константин Коровин и Валентин Серов. Правда, равнялся, говорят, в шутку с Рембрандтом, который тоже умирал в забвении. "ЦК ВКП (б) стали известны факты безобразного поведения т. Бадаева во время пребывания его в качестве председателя делегации СССР на празднествах Монгольской Народной Республики и в Тувинской народной республике, порочащие его как председателя Президиума Верховного Совета РСФСР и члена ЦК ВКП (б). В течение десяти лет, с 1947 по 1957 год, он занимал пост президента Академии художеств. – А Е Архипов, Н. А. Касаткин, К. А. Коровин. 56.
Ворошилова, В. Ленина, И. Сталина). Как фактическому столичному градоначальнику Пронину приходилось повседневно решать множество проблем громадного города" (Станислав Глушнев). Обстоятельность подхода к материалу отразилась и в речах на открытии. Пожалуй именно этот проект наиболее наглядно показал, что тема советского искусства (и, в частности, социалистического реализма) тем отличается от разного рода персональных мемориалов, что действительно способна вызвать многомерную и резонансную общественную дискуссию об историческом наследии, касающуюся и искусства и политики. Музейный комплекс сохранил типичный облик городской купеческой усадьбы конца XIX века.
Учился в МУЖВЗ (1903–1915) у А. Е. Архипова и К. А. Коровина. Я очень много улыбался в своей жизни. Действительным шедевром по цветовому решению и колориту видится картина 1934 года «Айя София», пропорции храма в Константинополе ясно показывают зрителю, что рисовал ее не только художник, но и архитектор, знающий и чувствующий здание и его пропорции.
Выпала люлька с табаком. ». Зато взамен художественного чутья у него обострилось чувство конъюнктуры и первым примером удачного попадания в яблочко стал хрестоматийный портрет Ленина на трибуне (1930). Один из крупнейших советских художников 1930-х — 1950-х годов. В 1941-1942 гг. В 1946 году репрессирован.
Его картина дышит свежестью и влажностью. Но Герасимов ни с кем не сопоставлен, никуда не вписан. 55.
При этом Герасимова недостаточно показывать только как соцреалиста. Абсолютно очевидно, что прятать полотна со Сталиным в запасники не является решением. И у Сталина всегда улыбался. Сталин — великий государственный муж». А потому в его творчестве есть период, который можно смело назвать «зарубежными акварелями». У них он заимствовал широкую этюдную манеру письма, смелый мазок, сочный (хотя часто и грубоватый) колорит. Окончив в 1910 г. живописное отделение, он, чтобы продолжить занятия у Коровина, поступил на архитектурное.
Его можно и нужно ставить рядом с Петровым-Водкиным, с Ермолаевой, с Фальком, но не для того, чтобы сравнивать качество или соединить их в целое, а чтобы показать зрителю историю целиком, вставив ее в интернациональную раму борьбы разных версий тоталитарного искусства с модернизмами XX века — «борьбы за реализм в изобразительном искусстве». В этом и состоит ее главное отличие от «Романтического реализма», где даже грубоватое столкновение разных срезов и этапов советской живописи все-таки было попыткой современного анализа и давало широкой публике некоторое представление о контексте, а потому и породило богатую дискуссию. Несмотря на все декларации о необходимости изучать историю, выставка Герасимова неожиданно оказалась полностью лишена всякого намека на историчность. Пишешь цветы – будто отдыхаешь после утомительной дороги с ухабами и выбоинами».
Впрочем, против этого стереотипа есть и другое неоспоримое свидетельство, а именно производственный роман «Тля» (1964), написанный близким другом Герасимова Иваном Шевцовым. В степени художника и архитектора окончил училище Герасимов. БЛЕСК И НИЩЕТА СТАЛИНСКОГО АЛЕКСАНДРА ГЕРАСИМОВАвроде милый художник – но слишком угодническийв картинах----------------он хорошо чувствует освещенность руки или лицаприятно посмотреть- но постоянная ширина и солидность необъятная Сталинапостепенно становится заученной неправдой и фальшьюв теории искусства-----------------------------с одной стороны он прав критикуя Дали и прочих:" «идеи воинствующего империализма с его расовой ненавистью, жаждой мирового господства, космополитизмом, зоологическим человеконенавистничеством, отрицанием культуры, науки и подлинного реалистического искусства»"а с другой он отрицает свободу художникакоторый ничем не ограничен как считал Пушкин: "доволен ли ты сам взыскательный художник" это единственный критерий по мнению Пушкинаполагаясь на сердце художникаа сердце естественно будет тяготеть к "добрым чувствам":"и долго буду тем любезен я народу что чувства добрые я лирой пробуждал"да увы. Аргументация сторонников ограничилась фразами об «известной исторической фигуре» и «непростом времени», которое «нельзя судить однозначно», но попадались реплики и о «потрясающем художнике». С января 1940 года по 7 декабря 1944 года – председатель Московского городского совета (исполкома Моссовета). Особенно выделяется среди экспонатов картина «Гимн октябрю».
Герасимов, в отличие от многих советских людей искусства, не был невыездным. Главная картина Герасимова со Сталиным и Ворошиловым повторяется как фарс в виде гуляющих под ручку по Сенной площади Пушкина и Адама Мицкевича (1957). В этой-то плоскости и разворачиваются споры — «бездарность» он или «великий мастер», плохо или хорошо он владеет академической грамотой, похоже ли написаны цветы, салонный ли он художник или Рембрандт, настоящий ли он импрессионист — и т. д. А между тем иконический статус полотна объясняется не сходством с живым Ильичом (ценителей такого реализма после чисток конца 1930-х оставалось все меньше и меньше), а тем, что вождь революции изображен кем-то вроде языческого божка с острым – и красным – фаллическим символом ровно там, где таким символам и место. Картина выполнена в красном цвете, который выражает революционную идеологию.
Как писал Е. Добренко, соцреализм выдавал себя за мимесис, создавая при этом своего рода павильонную реальность наступившего социализма, где все главные достижения, к которым могут стремиться человек и общество, уже «по определению состоялись». Главным его принципом была народность, что предполагало доступность и понятность сюжетов. Такое решение на выставке есть — это выбор центрального полотна, которое представляет собой интересный палимпсест: черновик картины «Колхозное стадо» (1959), написанный поверх одного из вариантов полотна «Сталин и Ворошилов в Кремле». Это полотно было создано в 1930 году. «Полевой букет» 1952 года, «Розы на столе» 1938, потрясающе атмосферная, буквально дышащая весной «Цветущая яблоня» 1953 и многие другие полотна, на контрасте с социалистическим реализмом создают странное чувство. Василий Прохорович Пронин (1905-1993).
Не будем отдельно касаться этичности такого сотрудничества (так, понятное дело, нельзя). Сталин обладал очень сложной и своеобразной чертой характера. званиями и премиями)и только великие как Рембрандт Ван-ГогЛеонардо.
Последний сообщал, что в полотнах ведущих буржуазных живописцев отражаются «идеи воинствующего империализма с его расовой ненавистью, жаждой мирового господства, космополитизмом, зоологическим человеконенавистничеством, отрицанием культуры, науки и подлинного реалистического искусства». Именно «историческую Россию» министр назвал «третьей силой в противоборстве красных и белых», призывая доверять фактам, не вырывать их из контекста и «пользоваться не чьими-то идеологическими шаблонами, а своей головой». Художник создал целую галерею портретов партийных деятелей (К. Партийный и государственный деятель, по профессии рабочий-слесарь. Президент АХ СССР (1947–1957).
Так на выставке посетители могут видеть парижскую серию 1934 года, стиль письма которой чем-то напоминает Дега, среди которой такие работы как «Ночной Париж», «Париж ночью», «Париж. Совсем не случайность, что Пушкин и Мицкевич изображены у него опереточными франтами, а Петербург XIX века ограничен бутафорским «Медным всадником» и парой жандармов. Партнерство получилось многолетним и разнообразным. В 1943 году по распоряжению Сталина назначен руководителем треста Главпиво и на этом посту работал до смерти. Участник выставок с 1907: Товарищества независимых (1909–1911), Свободное творчество (1911–1918), ТПХВ (1913–1915), АХРР (1925–1932), Всемирных в Нью-Йорке (1937), Брюсселе (1958 – золотая медаль) и других.
Не удержался и он сам: Хрущев его недолюбливал, свои портреты доверял Налбандяну. Среди прочего, обсуждения цензуры, новой консервативности и отношений художника и власти затронули и такие проблемы, как исчезновение «Кровавого воскресенья» с выставки Серова в ГТГи волнения по поводу судьбы историко-мемориального музея революции «Пресня», который зимой закрыли на реставрацию. Герасимов был не только художником, но и иллюстратором, в экспозицию включены его работы по оформлению повести Гоголя «Тарас Бульба» в 1952 году: «Приезд Остапа и Андрия», «Стой. И у Сталина всегда улыбался. Алексей Егорович Бадаев (1883-1951).
55. В 1938-1944 – председатель Президиума Верховного Совета РСФСР. Чем это можно объяснить. Здесь же был написан известный пейзаж «После дождя (Мокрая терраса)», репродукция которого многие годы публиковалась в учебнике русского языка. Сразу после таких слов рухнул потолок — старожилы помнят, как было дело». Перед нами уже не съезд партии, подразумевающий, по крайней мере имитацию дискуссии: в 1939 году съезды перестали созываться вплоть до октября 1952-го, когда ВКП (б) была переименована в КПСС.
Внизу художник изобразил огромную толпу народа с красными флагами. Его специализацией были чужие таланты и тут он постарался на славу. Инструмент Герасимова как исторического живописца состоит в дегуманизации эпохи. Одна из лучших работ живописца на данную тематику – «Есть метро. ». Герасимов всю жизнь писал прямую спину Сталина, а когда вождя не стало, хребет как будто вынули и у всех персонажей художника: в поздних работах не люди, а какие-то загогулины.
В 1938-1944 – председатель Президиума Верховного Совета РСФСР. – становятся образцами официального стиля советской живописи. С конца 1930-х гг. Мокрая терраса, 1935 и др. ). Алексей Егорович Бадаев (1883-1951).
Вся композиция построена на контрасте, так как автор хотел показать динамизм борьбы. 54. В 1938 году Герасимов возглавил правление Союза художников, а в 47 году стал (по настоянию того же Ворошилова) первым президентом Академии художеств СССР.
Картина наполнена ярким солнечным светом, ее краски насыщенные и яркие. Здесь смешение эротики, буйства танца и грубоватых ярких мазков, художнику «хотелось бы, чтобы у меня на палитре краски горели, как огонь, как звезды, как блеск моря» – так писал Герасимов о своей работе в 1955 году. Показателен тот факт, что в рассматриваемое время он воспринимал сам себя как портретиста.
При этом свой путь в искусстве купеческий сын из города Козлова (с 1932 года – Мичуринск) начинал под знаком французов. И, наверное, все-таки не боялся его, хотя и высоко уважал. Его полотна отличались парадностью и даже некоторым лоском. Герасимов привел его в музей за ручку, объяснил про гниющих буржуазных художников Европы и – вуаля – мы до сих пор расхлебываем расформирование уникальной коллекции и дележку шедевров Матисса, Пикассо, Сезанна и прочих между Москвой и Ленинградом.
История оживает до такой степени, что в полемике с соцреализмом даже Дьяконов вдруг переходит на антимодернистские обороты в духе Кеменова: «фарс», «набор скрюченных девиц», «не люди, а какие-то загогулины». Эта картина получилась очень жизнерадостной, она проникнута любовью к природе. Советский государственный деятель, более двадцати лет (с 1937 по 1959) занимал ключевые посты в руководстве сельским хозяйством страны (преимущественно, в ранге наркома или министра). Художник долгое время создавал образ любимого народом, мудрого и великого вождя.
А точнее, борьбы за то, что считать реализмом. Одновременно по тому же сфабрикованному делу были осуждены главком ВВС Главный маршал авиации А. А. Новиков и еще несколько высших руководителей Военно-Воздушных Сил и отделов ЦК ВКП (б). Похожую задачу решает «зимний» портрет Сталина в образе полководца, выполненный Герасимовым в 1944 году по заказу ГИМа. И вот главное. Странное чувство охватывает зрителя, когда от ярко-алой, поистине монументальной работы «Гимн Октябрю» (за нее художник также получил Сталинскую премию в 1943 году) переходишь в зал натюрмортов.
Герасимов нарочно играет на контрасте красок. Большое внимание уделялось личности Сталина, которого представляли как законного преемника Ленина. на Волхонке, на пятом этаже, назвал живопись Александра Герасимова фашизмом. "Я очень много улыбался в своей жизни. Василий Прохорович Пронин (1905-1993).
Советский государственный и партийный деятель. Споры на тему выставки не стихали неделями, появилась целая череда очень ярких, содержательных статей (Александры Новоженовой, Марии Силиной, Валентина Дьяконова, Анны Матвеевойи многих других). Несмотря на тяжелейшее положение на фронте, Большой театр на этой картине переполнен. Герасимов был знаменит как идейный, непримиримый борец с формализмом: первый президент воссозданной после войны Академии художеств СССР, лауреат четырех Сталинских премий, он лично вычеркнул из списка профессоров Владимира Фаворского и Александра Матвеева, приложил руку к последнему аресту и ссылке Николая Пунина, а в 1948 году с помощью своего покровителя Ворошилова добился расформирования щукинско-морозовской коллекции и ликвидации Государственного музея нового западного искусства (ГМНЗИ). Подход, предложенный ГИМом, к этому так или иначе приближает. В центре – бюст Ленина, над которым висит портрет Сталина в профиль.