И Д Шадр Булыжник Оружие Пролетариата
Булыжник – оружие пролетариата – скульптура Шадра
Шадр прославился как создатель монументальных скульптур в стиле модерн. Напомним историю: именно на Пресне происходили революционные события 1905 года, начавшиеся в Петербурге с расстрела царскими войсками мирной народной демонстрации, двинувшейся к Зимнему дворцу просить у Николая II защиты от притеснений.
Герой произведения— обобщенный образ борца-пролетария. Скульптура изображает молодого восставшего рабочего, выламывающего из мостовой булыжник— оружие для борьбы с врагом. Московское восстание было жестоко подавлено генерал-губернатором Москвы Ф. В. Дубасовым. Поза человека выразительно передает напряженность и динамику действия.
Булыжник — оружие пролетариата (скульптура)
И его оружие за его свободу— это булыжник под ногами, выхваченный им из мостовой. В основе композиции лежит виток раскручивающейся спирали. Напряжённость борца-пролетария роднит его с «Дискоболом» Мирона, а волевая устремлённость, читающаяся в чертах лица, — с «Давидом» Микеланджело3. Ольга Воронова, автор книги «Шадр» о жизни и творчестве выдающегося скульптора, пишет, что многие товарищи по цеху встретили эту скульптуру весьма недоброжелательно. В основе композиции лежит виток раскручивающейся спирали. Спрашиваю: чья.
Реакция на этот расстрел прокатилась по стране 9— 19 декабря 1905г. «Булыжник— оружие пролетариата» является одним из самых ярких явлений реалистического искусства XX века. «Булыжник— оружие пролетариата» является одним из самых ярких явлений реалистического искусства XX века.
Лицо модели изображает готовность к борьбе, противостоянию. А еще через 20 лет, в 1967 году, к 50-летию советской власти, бронзовая копия была торжественно установлена в московском парке парке Декабрьского восстания 1905 года (другое название парка: сквер 1905 года), в северной его части (архитекторы М. Н. Казарновский, Л. Н. Матышин), у площади Краснопресненская Застава (рядом станция местро: Улица 1905 года Пресненский район Москвы). Выдающийся советский художник и современник И. Шадра Михаил Васильевич Нестеров (1862—1942) отмечал, что Шадру в этом произведении удалось соединить в неразрывное целое «красоту духа с вечной красотой формы», как умели делать это великие мастера Возрождения.
Напряжённость борца-пролетария роднит его с «Дискоболом» Мирона, а волевая устремлённость, читающаяся в чертах лица, — с «Давидом» Микеланджело Критики оценили высоко смысловое и художественное значения памятника. Рельефная пластика тела пролетария передана скульптором очень выразительно и точно показывает состояние душевного подъёма, создавая героический образ, символизирующий эпоху начала XX века, времени Первой русской революции. В нем он делится своими впечатлениями отувиденной в Третьяковской галерее скульптуре «Булыжник — оружие пролетариата». «Стою зачарованный, обхожу кругом — великолепно.
Главное обвинение касалось формы— представители «новой культуры» вполне серьезно боролись с классическими традициями как с прошлым, порабощающим человечество и от которого надо уходить. Однако образ, созданный скульптором, показывает пафос раннего, романтического периода— когда Российская империя, боясь вырваться из традиционных устоев в требовавшиеся новые реформы и пугаясь саму себя, довела страну до революционной ситуации. Напряжённость борца-пролетария роднит его с «Дискоболом» Мирона, а волевая устремлённость, читающаяся в чертах лица, — с «Давидом» Микеланджело. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. В своей работе он использовал элементы народной архитектуры.
Булыжник — оружие пролетариата снесли
«Булыжник – оружие пролетариата» – его наиболее знаменитая композиция, которая была установлена не только в столице, но и в ряде других городов. Использование булыжника не по назначению во время массовых волнений последствие стало одной из причин избегать использования цельных камней при строительстве дорог и улиц. В основе композиции – фигура простого рабочего.
Во всем его облике ярость и сила духа, смелость и непримиримость. Она сама является наглядным историческим памятником, где легко представить, как булыжник может стать оружием в руках недовольных рабочих. Скульптура «Булыжник – оружие пролетариата» была расположена на фоне гранитной доски с высказыванием Ленина о борьбе пресненских рабочих. И в этом— совершенно гуманистическое содержание произведения. Яркий пример тому – композиция «Булыжник – оружие пролетариата».
Недаром искусствоведы прослеживают в скульптуре И. Шадра черты идущие из глубоких античных времен: напряжённость борца-пролетария сходна с «Дискоболом» античного скульптора Мирона, а его волевая устремлённость— с «Давидом» Микеланджело. Вот таким образом произведения скульптора отличаются удивительной пластичностью и динамикой.
«Булыжник – оружие пролетариата» представляет собой изображение человека, вырывающего камень из мостовой. Напряжённость борца-пролетария роднит его с «Дискоболом» Мирона, а волевая устремлённость, читающаяся в чертах лица, — с «Давидом» Микеланджело2. К примеру, М. В. Нестеров обратил внимания на то, что автор соединил в неразрывное целое «красоту духа с вечной красотой формы». А это удается не многим скульпторам, а лишь великим мастерам Возрождения. Нестеров был, несомненно искренен, написав, что эта великолепная работа поразила его «по силе таланта, страсти, мастерства. ». Шадр не прочел этого письма: когда оно пришло в больницу, его уже не было на свете.
Одним из наиболее известных советских скульпторов был Шадр. В основе композиции лежит виток раскручивающейся спирали. «Булыжник— оружие пролетариата» является одним из самых ярких явлений реалистического искусства XX века. Лицо человека на скульптуре серьёзное и сосредоточенное.
Многие его произведения проникнуты романтическим духом.