Илья Репин Картины Фото

7 знаменитых картин Ильи Репина

Расцвет творчества Репина пришёлся на 1880-е годы. В журнале сотрудничали ученики Репина В. А. Серов, И. Э. Грабарь, А. П. Остроумова-Лебедева141. Вскоре весть о талантливом ученике Бунакова распространилась далеко за пределами Чугуева юного мастера стали приглашать приезжавшие в город подрядчики, которым нужны были художники и позолотчики10.

Направо у дверей стоит пристав, читает бумаги, только что вынутые из чемодана. Недоумение вызвала у Павла Михайловича и тема картины «Пахарь» Репин в ответ объяснил, что не может согласиться с мнением, будто изображение Толстого во время работы на пашне сродни рекламе110. Являлся одним из активнейших членов «Товарищества передвижников».

В 1901-1903 годах он написал картину изображающее заседание Государственного совета. Как писал позже Репин, путешествие не ограничивалось созерцанием пейзажей «с альбомчиками» в руках28: молодые люди знакомились с местными жителями, порой ночевали в незнакомых избах, сидели вечерами у костра29. В начале января Репин согласился войти в редколлегию журнала. Картина находится в постоянной экспозиции Государственного Русского музея. Стасов присылает ему все, что он просит.

Евангельский сюжет наполнился для него жизненным, реальным содержанием. Взаимная симпатия не мешала им полемизировать по самым разным вопросам. К 1871 году Репин уже обрёл некоторую известность в столице.

Илья Ефимович Репин 
– биография и картины

Илья Ефимович Репин – биография и картины

На первой из них двенадцатилетняя девочка, освещённая солнцем, сидит на перекладине. Из-за близкого соседства картин народ приписал её более известному на тот момент Репину. Эти и последующие иллюстрации к Лермонтову— акварели к стихам «По небу полуночи ангел летел» (1880), «Три пальмы» (1884), к драме «Маскарад», к повести «Бэла» (1884) были неудачны. Родился 24 июля (5 августа) 1844 года в Чугуеве в семье военного поселенца.

Софья производит впечатление запертой в железную клетку тигрицы. В итоге эти изображения в Собрание сочинений М. Ю. Лермонтова не вошли184 Следующее обращение к творчеству Лермонтова произошло в 1914—1915гг. — это были его рисунки к «Демону» и «Мцыри»185. Этот заказ привлек художника новой возможностью показать представителей народа.

Неизвестная деталь 
известной картины 
Ильи Репина «Запорожцы»

Неизвестная деталь известной картины Ильи Репина «Запорожцы» (4 фото)

Дом был многолюдный, вот таким образом для «Не ждали» позировали все находившиеся там родственники и гости, включая тёщу художника и дочь брата Стасова122. Тем не менее, по утверждению художника Якова Минченкова, новые формы до конца жизни «ставили его в тупик, а пейзажисты-импрессионисты приводили в раздражение». Репин никуда не делся. Она была закончена только в 1891 году. Работа над портретом Тургенева была настолько тяжёлой, что исследователи называли её «хождением по мукам»80.

Так, прямые «заимствования» из его произведений были замечены как на полотнах советских живописцев, так и в агитационных материалах (к примеру, на плакате «Сбылись мечты народные»254). За время двадцатилетнего знакомства со Львом Николаевичем Репин, бывавший и в его московской квартире и в Ясной Поляне, создал несколько портретов Толстого (самые известные— «Л. Н. Толстой за письменным столом» (1887), «Л. Н. Толстой в кресле с книгой в руках» (1887), «Л. Н. Толстой в Яснополянском кабинете под сводами» (1891), а также десятки зарисовок и набросков многие из них остались в разрозненных альбомах98. Рядом – сотский (в царской деревне России крестьянин, назначавшийся в помощь деревенской полиции). Глаза ясные и добрые. Все заняты. Последние 30 лет жизни Репин провёл в Финляндии, в своём имении Пенаты в Куоккале. Работал он над картиной долго, все ему не нравилось, все хотелось чего-то другого. Весной 1881 года Стасов сообщил Репину из Петербурга, что Модест Петрович находится в Николаевском военном госпитале в крайне тяжёлом состоянии: «Как жаль эту гениальную силу, так глупо с собой распорядившуюся физически»104. 2 факт.

Илья Репин: картины 
исторические, портреты, 
парадные полотна

Илья Репин: картины исторические, портреты, парадные полотна

Сенсацией стала картина Репина Бурлаки на Волге (1870–1873, там же) на базе многочисленных этюдов, в основном написанных во время путешествия по Волге, молодой Илья Репин создал картину, впечатляющую и яркой выразительностью натуры и грозной силой протеста, зреющей в этих изгоях общества. Картина «Л. Н. Толстой на пашне», как вспоминал сам художник, появилась в тот день, когда Лев Николаевич вызвался вспахать поле одной вдовы99. Валентин Серов, наблюдавший из окна Академии за событиями 9 января, увидел столкновение толпы с войсками по утверждению Ильи Ефимовича, с той поры «его милый характер круто переменился»158. В 1924—1925 годах в Москве и Ленинграде прошли персональные выставки художника, положившие начало «предписанному и агрессивному иконопочитанию» художника252.

И лишь вдали красноречиво виднеется буксир, ещё неведомый простому народу в те времена. На экзамене он получил первую золотую медаль за картину «Воскрешение дочери Иаира», звание художника первой степени и право на шестилетнюю поездку за границу35. Репин постоянно болел и, очевидно, предчувствовал собственную смерть. м) Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года (1901-1903, ГРМ), в исполнении которого принимали участие Б. М. Кустодиев и И. С. Куликов, было написано в течение двух лет.

Между тем, когда эту картину выставили в Третьяковской галерее многие из зрителей начинали рыдать, других картина вводила в ступор, а с некоторыми и вовсе случались истерические припадки. «Я подцепил в селе проклятую лихорадку», – жаловался Репин друзьям, – «Возможно, моя болезнь связана с этим колдуном. Учебных предметов в ней было немного: чистописание, арифметика и Закон Божий.

Обладатель первого развернут к зрителю лицом, обладатель второго – стоит спиной. А вот женщина (Вера Алексеевна Репина – жена художника), сидящая слева, от позирования получает удовольствие. Горестно, недоуменно смотрит на Софью молоденькая черница – прислужница. Он рисовал картины используя самые разные сюжеты и полотна неизменно ему удавались. В советские времена вину за беспорядок, в котором находился репинский архив, возлагали на Веру Ильиничну сообщалось, что, покидая Пенаты, она забрала с собой «самое ценное из художественного наследства отца»235.

Илья Репин – биография, 
фото, личная жизнь, 
картины художника

Илья Репин – биография, фото, личная жизнь, картины художника

Толстой работал без отдыха в течение шести часов Илья Ефимович с альбомом в руках фиксировал движения и «проверял контуры и отношения величины фигур»100. Одной из самых известных работ является картина «Иван Грозный и сын его Иван», созданная в 1885 году. Так, родившаяся в 1870-х годах идея «хоровой картины» воплотилась у Репина в полотно «Крестный ход в Курской губернии», в которой автору удалось показать характер толпы «несравненно убедительнее, чем всем художникам до него». Обращаясь к историческим сюжетам, Репин создал картину «Иван Грозный и сын его Иван», в которой конкретная трагедия выводит зрителя на вековую проблему: «деспот, наказанный мукой раскаяния»243. Разочарован был и Мусоргский, который признался, что увидел на полотне «бабу не толстоватенькую, а всю расплывшуюся до того, что при её огромной величине (по картине) зрителям было мало места»75.

Убийство свершилось. Оно было приурочено к столетнему юбилею Карла Брюллова, одобрительно принято залом, однако в дягилевском издании расценено «как лишённое мысли, полное курьёзов и нелепостей»152. Может быть доносчиком и тот человек, который стоит у окна и, заложив руки за спину, смотрит на пропагандиста, – это, вероятно, хозяин избы. В доме повсюду были развешаны написанные хозяйкой объявления: «Не ждите прислуги, её нет», «Всё делайте сами», «Дверь заперта»193, «Прислуга— позор человечества»194.

И вдруг открывается дверь и в комнату входит человек. В 1882 году Толстой участвовал в московской переписи населения. После этого иконописца отправили в психиатрическую лечебницу.

По словам художника Якова Минченкова, как профессор Академии Илья Ефимович «был притягательной силой для молодёжи»— не случайно в его мастерскую пытались попасть воспитанники многих художественных школ России157. Рядом, за решеткой окна, голова повешенного стрельца. Перебравшись в Петербург в 1863 году, Репин учился в рисовальной школе Общества поощрения художеств и в Академии художеств (1864–1871). А вокруг стола собралась запорожская казачья вольница писать ответ турецкому султану. К картине Репин написал пятьдесят этюдов-портретов и эскизы. Работая с Валентином возле монастыря, Илья Ефимович обратил внимание на изображение горбуна, сделанное юным Серовым (впоследствии именно этот типаж был использован для картины «Крестный ход в Курской губернии»).

В их число входили Василий Поленов, в доме которого начинающему художнику всегда был уготован радушный приём15 и Марк Антокольский, прибывший в столицу из Вильны учиться на скульптора и впоследствии писавший: «Мы скоро сблизились, как могут сближаться только одинокие люди на чужбине»16. Однако в основе этих «чудачеств» лежала искренняя забота о муже. В зале гостиничного ресторана в ту пору уже были размещены портреты многих деятелей культуры не хватало лишь «большого декоративного пятна»36.

Творчество художника 
в фотографиях

Творчество художника в фотографиях

Прежде чем приступить к тому или иному очерку, Илья Ефимович несколько раз рассказывал его гостям, появлявшимся в Пенатах. И вот уже перед нами не царь, а отец. Так, Третьяков считал, что на полотне «Крестный ход» забавную мещанку, несущую киот, следовало заменить симпатичной барышней. Получилось действительно впечатляющее произведение, которое, впрочем, не все посетители Третьяковской галереи, где оно было выставлено, воспринимали адекватно. Долго и мучительно работал Репин над этой картиной. Еще один момент народной жизни Репин «подсмотрел» в крестьянской избе, где собрались разгоряченные всеобщим празднованием люди. Репин встречал их по средам. От местных мастеров Репин узнал, что их земляк, уже получивший к тому времени малую золотую медаль за картину «Моисей источает воду из скалы», семь лет назад покинул родные места и уехал учиться в Академию художеств.

По их дому были развешаны таблички: «Не ждите прислуги — ее нет», «Прислуга — позор человечества». Удивительно лирически-притягательны портреты Репина. В 1918 году Куоккала оказалась на территории Финляндии. Каждый – со своим характером, своей историей, додумать, «дорисовать» которую может зритель. В письме своему товарищу В. М. Латкину он рассказывал, что Илья Ефимович при всей его «видимой мягкости и даже нежности»— человек с сильным характером. Посещая множественные заседания совета, спустя всего пару лет он представляет готовое полотно «Государственный совет».

Писатель мог без устали преодолевать большие расстояния иногда собеседники, увлёкшись разговором, «забирались так далеко», что для обратной дороги приходилось нанимать конный экипаж96. После того, как Илья Ефимович написал портрет Радова, он, не старый еще и вполне здоровый мужчина, заболел. м) «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года» (1901—1903, ГРМ), в исполнении которого принимали участие Б. М. Кустодиев и И. С. Куликов, было написано в течение двух лет. Рядом с хохочущим здоровяком в красном жупане художник изобразил скептически настроенного казака в желтом головном уборе.

Опубликовано фото 
поврежденной картины 
Ильи Репина

Опубликовано фото поврежденной картины Ильи Репина

Ответ запорожцев был смел, дерзок, полон издевок над султаном. Репин отлично сумел передать глубокий и сложный характер своего героя. Но в отличие от акварелей, карандашный рисунок «Казбич ранит Бэлу» (1887) считается лучшей работой Репина, связанной с творчеством поэта.

Но для Репина заказ московского предпринимателя стал шансом наконец-то выбраться из многолетней нужды38 в своих воспоминаниях он признавался, что «назначенная за картину сумма показалась огромной»39. Гаршин также отзывался о художнике с симпатией. За ними угрюмо пригнулся к земле, натянул свою лямку Илька-матрос.

5 мистических фактов 
о картинах Ильи 
Репина

5 мистических фактов о картинах Ильи Репина

Сборник с иллюстрациями выдержал несколько изданий188. Исследователи, упоминая о масштабе личности Репина имеют в виду не только многообразие подвластных ему жанров и художественных техник, но и «разносторонность творческих интересов»: он проявил себя как художник, педагог, теоретик искусства, писатель-мемуарист, публицист31. Казалось, она спит. Он просто писал человеческое горе и вместе с родителями переживал смерть их дочери.

Они словно противопоставлены друг другу. В 1930 году хранительницей усадьбы и архива стала дочь Репина Вера Ильинична. » В сентябре он уехал в Италию, а по возвращении написал прошение об отставке с мотивировкой: «Вследствие неопределенного положения В Х У в настоящем и возможных перемен в будущем».

Илья Ефимович Репин 
– биография и картины 
 (1844- 1930)

Илья Ефимович Репин – биография и картины (1844- 1930)

Письма говорили о том, что немолодого усталого художника часто одолевала хандра. Согласно метрическим книгам, он умер в 1830-х годах, после чего все хозяйственные заботы легли на плечи его жены Натальи Титовны Репиной.

1887 год стал для И. Е. Репина переломным. С Мусоргским Репина на протяжении многих лет связывали особо тёплые отношения. Он продолжал работать, хотя уже не так интенсивно, как прежде. Вскоре Валентин уехал в Петербург и стал вольнослушателем этого учебного заведения. В то же время Дягилев, утверждавший, что «взгляды Репина теперь не имеют значения», продолжал высоко ставить его как художника153.

«Отступничество» 
в картинах Ильи 
Репина

«Отступничество» в картинах Ильи Репина

В один из дней художник увидел «совершеннейший тип желанного бурлака»— человека по фамилии Канин32 (на картине он изображён в первой тройке, «с головой, повязанной грязной тряпицей»)33. Известно, что из-за постоянных переутомлений у знаменитого живописца начала болеть, а потом и вовсе отказала правая рука. Л. Н. Толстого». Жил в Италии и Франции (1873–1876). В его взгляде осуждение и тревога.

В центре пожилая пара (родители жены Репина) и девушка с рукоделием (сестра жены Репина). Кроме этого, были созданы четыре иллюстрации к «Сорочинской ярмарке» (1870) и одна к «Страшной мести» (1890). Тогда же Илья Ефимович документально оформил свою последнюю волю — написал в завещании, что желает быть похороненным в «Пенатах» и мечтает о том, чтобы усадьба принадлежала Российской академии художеств. Берег Волги.

Репин считал сам эту картину красивой. 5 факт.

Первый раз— в 1905 году, когда у него возникли разногласия с Серовым и Поленовым. Руки его крепко связаны, а его самого держит понятой. Многие хвалили художника за то, что он не остановился на Бурлаках, а пошёл дальше. О работе молодого Репина «Бурлаки на Волге» упоенно писали газетчики.

Однако, после революции, в 1918 году, он пишет картину «Быдло империализма», своеобразное продолжение темы бурлаков, где они выглядят грязными, тупыми и уродливыми. В начале 1830-х годов дочь Бочаровых Татьяна Степановна (1811—1880) вышла замуж за Ефима Васильевича. Много учился на написании портретов близких и друзей.

В письме Стасову он язвительно назвал картину «винегретом живых и мертвых». То тут, то там изображены тревожные, серьезные испуганные лица. О чем эта история. Высокий лоб, окладистая борода, грубоватые черты лица. Догорает день, вьется дымок костров, далеко-далеко раскинулась широкая степь. К примеру, полотно «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года», более известное под названием «Иван Грозный убивает своего сына», которое было представлено на выставке передвижников, появилось на свет после того, как художник посетил концерт Римского-Корсакова.

Вопрос о его возвращении рассматривался, согласно протоколу заседания Политбюро от 22 мая 1924 года, на самом высоком уровне: по итогам одного из заседаний Политбюро ЦК ВКП (б) Генеральным секретарем ЦК ВКП (б) И. В. Сталиным была вынесена резолюция: «Разрешить Репину вернуться в СССР, поручив тт. Он вспомнил, как умирала его сестра Устя и как это потрясло всю его семью.

Судьбы детей Репина сложились по-разному. Он изображен в минуту обдумывания очередного изысканного бранного слова в адрес Мохаммеда. Акварель «Печорин у окна» 1890-х годов посвящена повести «Княжна Мери»184185. Родился Репин в 1844 году в г. Чугуеве (Украина), в семье военного поселянина. Поставленная перед художником задача была очень трудной. Уже религиозные картины, написанные по академическим программам (Иов и его друзья, 1869 Воскрешение дочери Иаира, 1871 обе картины – в Русском музее, Петербург), являют удивительный дар психологической концентрации. Что за людская мозаика со всех концов России, – писал В. В. Стасов.

Картины Репина (фото) 
с названиями

Картины Репина (фото) с названиями

Признанный мастер, появления которого ждали и зрители и коллеги, держался с «застенчивой скромностью», за которой скрывалась «маленькая рисовка баловня судьбы»225. Сейчас произойдет чудо – оно не может не произойти: так напряженно, с такой мукой ожидания смотрят родители девочки на Христа. Этюд получился превосходный.

Непоследовательность суждений Репина об искусстве отмечали многие современники. Репин отрицательно относился к Николаю второму, называл его «гнусным варваром», «высокодержимордием», мечтал «что эта мерзость рухнет». Изнывая от смеха, привалился к столу дед с чубом на лбу.

Как признался позже художник, желание написать портрет литератора возникло у него уже при первой встрече— Илью Ефимовича поразили «гаршинские глаза, полные серьёзной стыдливости». Бесконечный волжский простор, бездонное небо, знойное солнце. Те, в свою очередь, упрекали Илью Ефимовича в «непонимании красоты»62. Он документально изобразил заседание в круглом зале петербургского Мариинского дворца, украшенном к концу XIX столетия портретами прежних российских самодержцев – Екатерины II, Александра I, Николая I, Александра II и Александра III.

Там он написал картину «Мужик с дурным глазом». Тем не менее, все эти иллюстрации, по мнению автора «Лермонтовской энциклопедии», являются «наиболее значительной попыткой передать глубокий смысл Пророка»185. Илья Ефимович создавал исторические полотна, жанровые картины, портреты237, пейзажи оставил немало иллюстраций к произведениям русской классической литературы в его творческом наследии сохранились графические и скульптурные работы31.

С началом зимней войны Вера и её брат Юрий переехали в Хельсинки. А вот Иван Тургенев остался ею недоволен. Таким же обязательным занятием было у него и чтение ежедневных газет. Репин забыл о конкурсе, об Академии. Слух о талантливом выпускнике Академии дошёл и до Москвы: хозяин гостиницы «Славянский базар» Александр Пороховщиков предложил Илье Ефимовичу написать картину «Собрание русских, польских и чешских композиторов», пообещав за работу 1500 рублей. Крамской на страницах репинской книги— «не застывшая восковая фигура», а герой увлекательной, почти детективной повести199 друг-художник Фёдор Васильев, с которым Илья Ефимович ездил на Волгу, — «крикливый, бесцеремонный и бесконечно обаятельный юноша» очерк о сборе материалов для «Бурлаков» сродни «поэме о молодости».

  • Персоны и личности (интересное о известных)
  • Картины Репина с названиями история создания, сюжет
  • Илья Репин: биография и факты из жизни
  • Загадочный Репин — 10 интересных фактов

Зато «Осенний букет», над которым художник работал в имении Здравнёво, писался с натуры. Волжские пространства поражали молодых художников эпическим размахом настроение будущего полотна создавали постоянно звучавшая в памяти Ильи Ефимовича «Камаринская» Глинки30 и взятый им с собой томик гомеровской «Илиады»31. Ученик художника Игорь Грабарь отзывался о своём мастере парадоксально: «Репин был плохим педагогом, но великим учителем»156. В 1869 году состоялось знакомство Репина с художественным критиком Владимиром Стасовым, в течение многих лет входившим в «ближний круг» Репина17.

На время Репин перестал творить и впал в депрессию. По сырой отмели медленно, тяжело идут бурлаки. Рисунок, выполненный «с блеском опытного мастера», стал свидетельством того, что Серов готов для поступления в Академию художеств. Мужчина справа (муж сестры жены Репина) – принял картинную позу, его отношение к процессу снисходительно-несерьезное. Судя по всему, это один из главных вдохновителей запорожцев. Перед нами очевидно серьезно больной человек: нездоровая краснота лица, блестящие глаза.

Однако в середине января 1899 года настроения художника изменились. Даже кровь, которой на холсте нарисовано очень много, воспринимается настоящей. Здесь и народная удаль, безудержные веселые танцы украинских крестьян в картине Вечорнищ (1881, ГТГ) и будто хлынувшая на дорогу пореформенная Россияне социальными контрастами, глубокими жизненными противоречиями, так ярко показанными в многофигурной композиции Крестный ход в Курской губернии (1880-1883, ГТГ). Постоянную связь с прежним окружением он поддерживал с помощью писем.

Они жили в Пенатах в течение двух недель. Так ли это – судить зрителям. К вопросу о погребении около Финского залива Репин отнесся со всей серьезностью.

Портрет производит яркое и сильное впечатление. Перед нами несомненно потомок древнего дворянского рода, даже двух родов. Пока Илья Репин работал в Академии художеств, он успел еще раз побывать в Италии, выполнить несколько масштабных заказов императора (в том числе, «Юбилейное заседание Государственного совета») и второй раз жениться — на писательнице Наталье Нордман. На лицах священнослужителей так и написано: «Вот приплыли. ». В эту минуту в комнату вошел Христос.

За окном летний день. Первый факт. Но к тому времени здоровье Репина ухудшилось и он решил «родные Пенаты» не покидать. Корней Чуковский, который, по собственному признанию, «близко наблюдал» за жизнью Нордман в течение нескольких лет, считал, что второй жене художника усилиями некоторых исследователей была создана репутация «чудачки дурного тона». Комната полна света, воздуха, живопись картины свежая, ясная. В мемуарных очерках, посвящённых детству, Илья Ефимович упоминал об отце как о «билетном солдате», который вместе с братом ежегодно ездил на Донщину и, преодолевая расстояние в триста вёрст, пригонял оттуда табуны лошадей на продажу4. Уже через несколько месяцев художник представил публике отдельные портреты позировавших ему чиновников: на зрителя смотрели напыщенные, надменные, порой, не блещущие умом «герои» торжественного заседания.

Этот мужчина слыл в городе колдуном. В письмах Стасову он сетовал, что столица Италии его разочаровала («Галерей множество, но не хватит никакого терпенья докапываться до хороших вещей»), а Рафаэль показался «скучным и устаревшим»58. По мнению исследователей, Репин мог сопровождать писателя во время этих обходов подтверждением тому являются рисунки «Уличная сценка», «Л. Н. Толстой и счётчики на переписи» и некоторые другие97. И вдруг однажды Репина осенило: начать совсем по-новому. Возвращается в Россию летом 1876 года. Запорожец с повязкой словно представляет себе грядущие бои с турками, грядущие потери. Прекрасно написано и подводное царство – морские растения, чудища, рыбы, зеленоватая вода, вся пронизана солнечным светом.

Прообразами других персонажей стали земляк Ильи Ефимовича— музыковед Александр Рубец (хохочущий казак), коллекционер Василий Тарновский (человек в шапке), художник Кузнецов134, сын Варвары Икскуль-Гильденбандт (молодой улыбающийся запорожец) и другие135. Мистики связывают эти два факта из биографии художника с тем, что написанная им картина была проклята. В заявлении на имя президента Академии Илья Ефимович указал, что побудительной причиной, заставляющей его отказаться от должности руководителя мастерской, является «малое время, остающееся для собственных работ»164.

На лицах грязных и оборванных бурлаков, впряженных в кожаные лямки, нет отчаяния или горя. М. Бунакову. Критик Виктор Буренин считал, что «Репин уверил самого себя и хочет уверить других, что Академия действительно возродилась с того момента, как ею овладел он с компанией». О Международной выставке, организованной «Миром искусства», Репин отзывался восторженно («Есть вещи интересные своей художественностью, а есть— своей наглостью. »)140142. Рисунок сопровождался стихотворением: «Не правда ли, читатель мой, / Что для судей таких, как Стасов, / И репа лучше ананасов. »59.

Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году. После этого иконописца отправили в психиатрическую лечебницу. Он заклятый враг турецкого султана, не раз доходил до самого Царьграда и такого пускал туда дыму, что султану чихалось, точно он понюхал табаку с тертым стеклом. Члены совета оценили «момент из своей жизни» благосклонно, друзья же живописца искренне недоумевали: куда подевался «их» Репин.

Даже когда картина пополнила коллекцию галереи, Илья Ефимович втайне от Павла Третьякова пробрался в зал и работал до тех пор, пока не добился того эмоционального движения, которое долго искал, — моментального «перехода от радости к изумлению»124. Вопреки тому что творения Репина явились глубоким проникновением в образ лермонтовского персонажа, его иллюстрации не впечатлили художественных критиков, Илья Ефимович и сам был недоволен своими работами к «Пророку». Репин дважды подавал прошения об отставке. Говоря о влиянии на Репина русской художественной школы искусствовед называет прежде всего представителя академизма Александра Иванова, чью идею «сделать искусство учителем жизни» Илья Ефимович сумел не просто освоить, но и развить кроме того, он достаточно глубоко воспринял «федотовское бытописание»237.

  • Все Картины Илья Репин по алфавиту
  • «Отказ от исповеди перед казнью» (1879-1885)
  • «Крестный ход в Курской губернии» (1880-1883)
  • «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» (1880-1891)
  • «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года» (1903)

Отдельно Чуковский выделил диалоги, которыми насыщены воспоминания Репина198. В последние годы он обратился к библейским сюжетам.

Он судорожно обнимает сына, зажимает рану, пытается остановить кровь. В 1873 году Илья Репин закончил полотно «Бурлаки на Волге», над которым работал несколько лет. Привыкание к Парижу шло медленно, но к концу поездки художник начал признавать французских импрессионистов, отдельно выделяя Мане60, под влиянием которого, как считают исследователи, Репиным была создана картина «Парижское кафе»61, свидетельствующая об овладении приёмами пленэрной живописи50. В дверях девушка она одна сочувствует пропагандисту и с тревогой смотрит на сыщика. Какая гениальная вещь его Тени», «Некрасова читать вслух народу— большое удовольствие»229.

Черты запорожцев Илья Ефимович отыскивал во всех знакомых. Репин, находившийся в тот день в Ясной Поляне, «получил позволение ему сопутствовать». Подтверждением того, что возврат к прежним отношениям невозможен, стала реакция «Мира искусства» на выступление Репина в Академии художеств (декабрь 1899). Когда он увидел полотно Репина «Иоанн Грозный и его сын Иван», он накинулся на картину и порезал ее ножом. Илья Ефимович Репин умер в своих «Пенатах» 29 сентября 1930 года. Комната небогатой интеллигентной семьи.

Живя с отцом в Куоккале, Надежда Ильинична почти не покидала своей комнаты. Илья Репин родился в Чугуеве близ Харькова в 1844 году. Серия иллюстраций к «Пророку»: акварели с сепией «Пророк у входа в храм и издевающаяся над ним толпа», «Люди высмеивают и побивают камнями проходящего по улице пророка» изображают лирического героя в современном обществе акварель «Отверженный пророк в пустыне» и рисунок тушью «В пустыне» завершают эту серию. Когда в Париж приехал художник В. Васнецов, Репин уговаривает его позировать для Садко. Любую книгу, привезённую в Куоккалу, Илья Ефимович воспринимал как событие его письма, адресованные друзьям изобиловали «литературными» подробностями: «Перечитываю Короленко.

  • Топограф иконописец, студент Академии художеств
  • Жанровые и исторические полотна Ильи Репина
  • Путешествие по России: Самарская область
  • Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
  • Краткая характеристика творчества

В его глазах читается печаль, тоска. Написал её Соловьёв Лев Григорьевич.

По ярко-желтому берегу безмятежной Волги бредут те, кто не понаслышке знает, что значит «тянуть лямку». Зритель воочию ощущает эту больную человеческую плоть, видит, что дни композитора сочтены. Пятый факт. Это сотрудничество казалось многообещающим: Илью Ефимовича покорял «боевой задор» Дягилева тот, в свою очередь, понимал, насколько повысится авторитет его издания, если в редакционном списке будет фигурировать имя Репина140.

В 1877 году Репин вернулся в Чугуев, затем жил в Москве и в Петербурге, а с 1900 – в Куоккале, в своем имении «Пенаты». Рассмотрим "ближний круг". В Куоккале Репин написал мемуары, ряд его очерков вошёл в книгу воспоминаний «Далёкое близкое». На открытые «среды» в Пенаты съезжались студенты, музыканты, друзья-художники, которые не уставали удивляться тому, что подача блюд за столом регулировалась с помощью механических устройств, а в обеденное меню входили только вегетарианские блюда и немного виноградного вина, называвшегося «солнечной энергией»192.

Уже на пороге XX века Репиным было создано замечательное, единственное в своем роде полотно – грандиозный групповой портрет «Заседание Государственного совета», написанный по официальному правительственному заказу. Там он написал картину «Мужик с дурным глазом». Его отец, рядовой Чугуевского уланского полка, занимался торговлей лошадьми. С 1894 года по 1907 занимает должность руководителя мастерской в художественной Академии, а в 1901 году получает большой заказ от правительства. Власть создавала образ Репина как «идеологического художника» именно этим объясняется разбросанность картин Ильи Ефимовича по десяткам небольших музеев, каждый из которых обязан был иметь в коллекции произведения «идеологически выдержанных художников»255. Сам Репин об этой картине говорил: «Быдло» — глубоко развращенное существо: постоянно соприкасаясь с полицией, он усваивает её способности хищничать по-волчьи, подхалимствовать, но быстро приходить к расправе над своими господами, если они ослабевают Попытки Советского правительства вернуть Репина в СССР не удались, в частных письмах он утверждал, что пока у власти большевики, не желает иметь с Россией ничего общего В последние годы Репин создал ряд картин на религиозные темы.

В этой картине очень сложная и широкая гамма чувств. В 1925 году Репин надеялся, что сумеет выбраться на выставку собственных картин, организованную в Русском музее, с воодушевлением сообщал, что вместе с детьми Верой и Юрием собирается побывать ещё и в Москве, посетить Румянцевский музей и Третьяковскую галерею. В. Серова очень ранили неосторожные слова Репина.

Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой. Автор внес большой вклад в развитие реализма в отечественной живописи. Она ушла из жизни в 1931 году55. Не доносчик ли.

  1. Получайте самые главные и обсуждаемые статьи дня на свой электронный адрес

Даже кровь, которой на холсте нарисовано очень много, воспринимается настоящей. Одной из вершин творчества мастера и русской живописи II-й половины ХIХ века стало полотно «Крестный ход в Курской губернии», написанное Репиным по живым наблюдениям с натуры. Зная, что визиты многочисленных гостей порой не дают ему сосредоточиться на работе, она инициировала организацию так называемых «сред», дав тем самым возможность художнику не отвлекаться на посетителей в другие дни недели44. Несмотря на то, что слово «заказ» несколько тяготило художника, поставленная перед ним задача показалась интересной— в письме Павлу Третьякову он сообщал: «Эта новая тема довольно богата и мне она нравится, особенно с пластической стороны». Высокий лоб, печальные темные глаза идеально ровный нос, ухоженная борода. Рисунки «Встреча ангела с сапожником Семёном у часовни» и «Ангел у сапожника Семёна в избе» созданы в 1881—1882 годах для иллюстрации рассказа Льва Толстого «Чем люди живы» в сборнике 1882 года «Рассказы для детей И. С. Тургенева и гр.

В 1884-1886 годах он написал полотно «Прием волостных старшин императором Александром III во дворе Петровского дворца в Москве». Перед нами скорее философ-мыслитель, нежели предприниматель. В январе «по желанию учеников» Академию временно закрыли Репин отреагировал на происходящее вопросом: «Что можем мы в годину бедствий и позора.

Увиденные молодым Репиным (1844-1930) в 1869 бурлаки, которые тащили неподъемную грузовую баржу, взволновали его душу. Они охраняют процессию от простого народа, той голодной и нищей толпы, которая с искренней верой ждет милости и чуда от «явленной иконы». Над её портретом Репин начал работать, когда художница уже входила в пору зрелости.

Над писарем склонился атаман всего запорожского войска – Иван Серко. В 1868 году, работая на этюдах, Илья Ефимович увидел на Неве бурлаков. Свои первые художественные навыки Илья Репин получил в местной школе военных топографов (1854–1857), а затем у чугуевского иконописца И. М. Бунакова с 1859 года исполнял заказы на иконы и церковные росписи. Далеко-далеко стелется дым парохода, налево, поближе, замер парус маленького суденышка. Для гостей готовили стол, ухаживали за ними супруги сами. Эта картина стала одной из работ на так называемую казенную тему. Илья Ефимович Репин родился в городе Чугуеве, Харьковской губернии.

Александр Пороховщиков, владелец гостиницы «Славянский базар», предложил ему написать «Собрание русских, польских и чешских композиторов» для украшения ресторана. Татьяна Степановна разбиралась в живописи и воспитала в сыне любовь к искусству. Однако, тревога и скепсис в явном меньшинстве здесь. Мы не видим ее лица, не видим, какими глазами смотрит она на сына, но вся ее фигура в черном платье, рука, слегка опирающаяся на кресло, говорит о том, что она узнала сына, что она в душе всегда ждала его. «Я подцепил в селе проклятую лихорадку», – жаловался Репин друзьям, – «Возможно, моя болезнь связана с этим колдуном.

Вот сейчас бросится к нему растерянная и обрадованная жена. Впервые интерес к «Запискам сумасшедшего» проявился у Репина в 1870-м году. В 1889 году серия рисунков была дополнена эскизом «Сапожник Семён снимает мерку с ноги барина». Луначарскому и Ионову принять соответствующие меры»213. Султан предлагал всей Сечи стать турецкими подданными.

Изображая крестный ход – типичное явление старой России, художник в то же время показал широкую и многогранную картину русской жизни его времени со всеми ее противоречиями и социальными контрастами, во всем богатстве народных типов и характеров. Как вспоминал писатель Мамин-Сибиряк, зайдя в мастерскую к Репину, он был вынужден в течение нескольких часов позировать для «Запорожцев»: художнику приглянулись его веко для одного из героев и глаза— для другого133. Этой оценки хватило для того, чтобы вдохновение ушло вспоминая о дальнейшей работе, Репин сокрушался: «О, глупость моя, я сгоряча повернул мой удачно схваченный подмалёвок головой вниз и начал с другого поворота Увы, портрет вышел сух и скучен»83. По сведениям И. Э. Грабаря, первые акварельные эскизы к «Песне о купце Калашникове» Илья Ефимович создал во время учёбы в Академии художеств, в 1868 году, — «Кирибеевич, преследующий Алёну Дмитриевну» и ещё два рисунка на этот сюжет.

К картине Репин написал пятьдесят этюдов-портретов и эскизы. Вот стоят они в стороне, в полумраке комнаты, покорные, скорбные. Художник создает острохарактерные народные типажи (Мужик с дурным глазом, Протодиакон обе картины – 1877, Третьяковская галерея, Москва), многочисленные антологически-совершенные образы деятелей науки и культуры (Николай Иванович Пирогов, 1880 Модест Петрович Мусоргский, 1881 Полина Антипьевна Стрепетова, 1882 Павел Михайлович Третьяков, 1883 все – там же и многие другие портретные картины, в том числе портреты Льва Николаевича Толстого, написанные во время пребывания художника в Ясной Поляне – в 1891 и позже), грациозные светские портреты (Баронесса Варвара Ивановна Икскуль фон Гильдебрандт, 1889, там же). Картины-портреты художника передают его симпатии к тем людям, которые ему позировали.

Как вспоминал композитор Борис Асафьев, порой ему доводилось сопровождать работу Репина игрой на рояле— художник любил слушать «Хованщину»103. Маковского, Н. Богданова-Бельского, подделывавшихся под народность и изображавших лишь «лапти и лохмотья»141. А в глазах нестерпимая мука, жалость, любовь. И дома вечером он никак не мог успокоиться и все просил брата играть Бетховена. Благодаря введенному Репиным контрасту вереницы невольников и раскинувшемуся простору широкой, полнокровной Волги с белым парусником на заднем плане (бессознательно ассоциирующимся у зрителя со свободой) мастеру удалось вынести приговор современному обществу, жестоко порабощающему бесправных. На переднем плане – девушка и парень увлеченно отплясывают гопак.

Персоны и личности 
 (интересное о известных)

Он создал множество изображений этого автора, однако, наиболее известен портрет под названием «Пахарь Лев Толстой на пашне», который он написал в 1887 году. 1 факт. Роль «главного провозвестника соцреализма» (по Вольфу)246 Репин поневоле выполнял в течение нескольких десятилетий. Этот мужчина слыл в городе колдуном. Наиболее значительным из жанровых произведений Ильи Ефимовича является «Не ждали» в этой работе художника интересует «композиция именно как вопрос».

Своеобразным откликом на их претензии стала написанная Репиным в Париже картина «Садко», герой которой «чувствует себя в некоем подводном царстве». Имя Репина стало широко известным. После этого он постоянно возвращался к этой теме, работая над картиной более десяти лет. После долгой и упорной работы по поиску нужного композиционного и смыслового решения, разработке образов в этюдах Репин написал большую многофигурную композицию, показав торжественное шествие сотен людей всех возрастов и званий, простонародья и «благородных», штатских и военных, мирян и духовенства, проникнутых общим воодушевлением. Это художник, который всецело отдавался творчеству итогом его многолетних трудов, большого количества эскизов, набросков, стали «Бурлаки на Волге» – одна из известнейших картин Репина.

Несмотря на приглашения на самом высоком уровне, он так и не переехал на родину, хотя и поддерживал связи с живущими там друзьями (в частности, с Корнеем Ивановичем Чуковским). Он идет прямо к матери. Силу этого человека я сам испытал, притом, дважды». Почти со всеми его связывали дружеские отношения. Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой.

Рассеянный свет на голубовато-зеленоватых обоях, на сиреневом платье горничной, на полу. Репин пришел в восторг от этого послания и сразу сделал карандашный эскиз. Скептики связывают эти факты с тем, что картина очень реалистично написана.

Сюжет первой из значительных картин Репина был подсказан жизнью. Позже она переехала в Хельсинки, где умерла в 1948 году. Каждый персонаж переживает что-то своё. В конце 1870-х годов Репин начал работать над картиной из истории Запорожской Сечи середины ХVII века – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Неудача огорчила Илью Ефимовича, но не отбила у него желания учиться.

До 1917 года полотно находилось в Мариинском дворце часть этюдов были приобретены Музеем Александра III. Вперед всех прорвался молодой убогий горбун на костыле, с выражением духовной отрешенности он устремлен вперед, но ему преграждают путь палкой. В 1884 году Репин получил первый «государственный заказ»: ему поступило предложение написать картину «Приём волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве» (второе название— «Речь Александра III к волостным старшинам»). Почти двадцать лет дружил с писателем Л. Толстым Репин Илья Ефимович.

Третьяков»109. Вера уже превратилась в барышню, осенний букет в руках которой был призван подчеркнуть её «чувство жизни, юности и неги»52. Затем Илья Ефимович включился в выставочный проект Бенуа и Дягилева— 18 января 1899 года открылась Первая международная выставка журнала «Мир искусства», где среди 350 работ художников из Франции, Англии, Германии, Финляндии и России экспонировались и произведения Репина139. Творчество Репина является, по словам искусствоведа Михаила Алленова, «вершиной передвижнического реализма» это касается и его тематического размаха и стилистической пластичности241. Скромный человек, старающийся занимать как можно меньше места, уступая его картинам.

Едва ли не единственным из близких людей, поддержавших Репина, оказался Крамской, назвавший «Софью» исторической картиной71. Бывая в гостях у Льва Толстого в Ясной Поляне, Илья Ефимович подружился с дочерью писателя Татьяной её портрет, сделанный «с некоторой долей идеализации» излучает обаяние, свойственное этой женщине171. Репин изучает материалы, делает эскизы, пишет этюды. Однако картина поражает в первую очередь именно великолепно прописанными характерами. На время Репин перестал творить и впал в депрессию.

Непримиримо, зло горят ее глаза на бледном лице, губы сжаты, разлохматились волосы. Среди учениц Ильи Ефимовича выделялась Марианна Верёвкина. Однако через два года учебное заведение было упразднено и Репин устроился в иконописную мастерскую к художнику. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). mw-parser-output. ts-comment-commentedText:not (. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoИ. И Репин пробовал, приходил в отчаяние и снова писал. Деньги на поездку— двести рублей— получил от богатых покровителей Васильев27.

В те времена доля солдатской жены была нелегкой. Через год художник вновь выбрал самого себя в качестве модели в результате был создан «лучший из автопортретов этого периода», хранящийся ныне в Русском музее204. По мнению искусствоведа В. В. Стасова, творчество Репина— «энциклопедия пореформенной России». В ноябре 1926 года Илья Ефимович получил письмо от члена ЦК ВКП (б) К. Е. Ворошилова, в котором говорилось: «Решаясь переехать на родину, Вы не только не делаете личной ошибки, но совершаете поистине большое исторически-полезное дело». Одновременно с этим, это глаза энергичного и сильного человека. Запряженные в кожаные лямки, тянут они тяжелую баржу.

Сумма гонорара — 1500 рублей — на тот момент показалась Репину огромной. За восемь лет, проведённых в стенах Академии, Репин приобрёл немало друзей. Одни зрители ругали ее, другие – восторгались. Немецкий историк искусства Норберт Вольф, видя в Репине типичный образец «салонно-академического художника», акцентирует внимание на его парижской командировке в этот период Илья Ефимович глубоко впитал живописный язык Мане246.

Созревающий замысел был отделён от готовой картины, представленной миру на персональной выставке Репина (1891), двенадцатью годами работы. Картина теперь писалась легко, вдохновенно. Стихией художника была современность и, даже создавая картины на темы легендарного прошлого, он оставался мастером животрепещущего настоящего, сокращая дистанцию между зрителем и героями своих произведений. В 1880—1890-х годах художник испытывал подлинное вдохновение перед женской красотой— один за другим появились портреты С. М. Драгомировой (1889), баронессы В. И. Икскуль фон Гильденбандт (1889), Н. П. Головиной (1996)172 в этот же ряд входит «Обнажённая натурщица (со спины)» (середина 1890-х)173. Рисунки предназначались для первого тома Собрания сочинений М. Ю. Лермонтова 1891 года.

Окончательное расставание с Академией произошло в 1907 году. О картине появилось много статей в периодической печати. Репин изобразил грозного царя Ивана IV в момент страшного душевного потрясения.

Затем последовала многолетняя работа над полотном «Письмо запорожцев турецкому султану» с персонажами «Тараса Бульбы», но это всё-таки не книжная графика, а живописное произведение, рассчитанное на просмотр в выставочном зале, однако Репин выполнил рисунок на сюжет «Тараса Бульбы»— «Андрий и панночка» (1890). И только последний старик обессилел, опустил голову, повис на лямке. Репин был очень дружен с Мамонтовым.

Однако наставник Верёвкиной точно забыл о возрасте своей воспитанницы: он «сумел перенести на холст своё былое отношение к ней»171. Имя Ильи Ефимовича Репина – одно из самых великих среди имен русских художников. Улыбается стройный красивый юноша в богатой одежде – не Андрий ли это, Тарасов сын. Уже никто, наверное, не сможет вспомнить, когда в обиход вошла крылатая фраза – «Картина Репина «Приплыли», тем самым спутав все факты в истории.

Скептики связывают эти факты с тем, что картина очень реалистично написана. Эпитеты «школа безвкусицы» и «ползучий эмпиризм» в адрес академистов чередовались с обвинениями поздних передвижников в показной тенденциозности («направленство»— «оплеуха Аполлону», по словам А. Н. Бенуа), в измельчании тем передвижников-бытописателей 1890-х годов Г. Мясоедова, Вл. После октябрьского переворота 1917 года художник оказывается отъединенным от России в своих «Пенатах», когда Финляндия обретает независимость. В народе известна эмоциональная, оценочная реплика: «Картина Репина «Приплыли. ».

Отрывки из этих писем были обнародованы журнал «Развлечение» (март 1875) откликнулся на них ядовитой карикатурой, на которой Стасов «помогал Репину вылупиться из гнезда». Детство и юность Репина прошли на Украине и предание о вольных казаках, ответивших на предложение султана добровольно сдаться дерзким письмом, стало мощным творческим импульсом. Общение с прежними друзьями было только заочным.

Ему достался участок в районе Смоленского рынка, включавший так называемую «Ржановскую крепость», заселённую городской беднотой. Искусствовед Ольга Лясковская обнаруживает в работах зрелого Репина явные отсылки к работам Веласкеса, который был интересен художнику с точки зрения «изучения человеческого лица и его мимики»245. Он подошел к ложу, на котором покоится девочка. Картина «Юбилейное заседание Государственного совета», по мнению исследователей, не вошла в число репинских шедевров169 и стала последним из его «грандиозных полотен»170 тем не менее эта работа продемонстрировала зрителям возможности «зрелого таланта» художника167.

А может, забыть про то, что сюжет евангельский, как говорил Крамской. Отзывы о педагогических методах Ильи Ефимовича были разноречивыми. Вена, Кунстфорум, 2002» включить в число экспонатов картину Ильи Ефимовича «Дама, опирающаяся на стул» (1873)247. Репин», «Очень был бы Вам благодарен, если бы и сегодня Вы навестили меня. Там же был создан портрет дочери Нади про него сам художник рассказывал так: «Она в охотничьем платье, с ружьём через плечо и с героическим выражением»53.

Лишь парочка играющих на траве детей (Вера и Надя – дочки Репина) ведет себя естественно и органично. Художник создал множество изображений своих выдающихся современников.

Из земли извлечённой во время этих работ, была возведена искусственная Чугуевская гора231. Силу человеческого духа увидели в картине современники. Ей предрекали провал, но Репин мастерски сумел реализовать навязанное ему задание – заказ последовал от императора и вряд ли художник мог от него отказаться. Юрий Ильич (1877—1954) пошёл по стопам отца и стал художником. К 1929 году стареющий художник стал чувствовать себя все хуже и хуже.

Произошла банальная путаница: в Сумском художественном музее выставлялись работы Ильи Ефимовича и рядом оказалась работа художника Льва Соловьёва «Не туда заехали». Письмо завершалось сообщением о том, что работа над портретом близится к завершению126. А, может, это рассказ о человеке, не готовом признать свою вину, не желающем раскаяться, несмотря на нарушенную христианскую мораль «не убий».

Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году. Итак, творчество художника было многообразно и разнопланово.

Дед художника по материнской линии— Степан Васильевич Бочаров— также много лет отдал военной службе. Оно во многом вобрало в себя проблемы второй половины XIX века. Кроме этого, художник иллюстрировал несколько других мелких произведений Льва Толстого, в том числе его заинтересовал образ чёрта в рассказе «Краюшка хлеба»183. В галерее созданных Репиным живописных образов есть несколько картин, написанных, по мнению исследователей, «с женщин, которые истинно восхищали художника». С великолепной пластичностью написано лицо Толстого, в особенности его лоб.

Порой Третьяков подсказывал художнику идеи для будущих произведений так именно он предложил Илье Ефимовичу написать портрет тяжело больного и жившего затворником писателя Алексея Писемского— в итоге галерею пополнило «из ряда вон выходящее художественное произведение»111. Картина «Бурлаки на Волге» может трактоваться и как «хоровая картина» и как «групповой портрет»242. На самом деле картина, которую все имеют в виду, была написана в 1870-х годах и в действительности носит название «Монахи (Не туда заехали)». Так, бурно протестуя против мехов, она наотрез отказывалась носить шубы и в любой мороз надевала «какое-то худое пальтишко». Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой. На время Репин перестал творить и впал в депрессию. Авторы «Лермонтовской энциклопедии» и «Энциклопедического лермонтовского словаря» критикуют их за чрезмерный романтизм в изображении и непроникновение Репина в глубинный трагический смысл произведений Лермонтова.

Грандиозное многофигурное полотно (35 кв. Картины художника на данную тематику были наполнены особенным драматизмом. В СССР вопрос о возвращении Репина из Куоккалы имел политический характер прежде всего потому, что власти требовался «идейный вдохновитель реалистического искусства» предполагалось, что именно Илья Ефимович возглавит Ассоциацию художников революционной России253. Несмотря на все трудности, Репин упорно учился.

Идея сформировалась после его путешествия по Волге в 1870 году и посещения села Ширяева (Самарская область) близ Жигулёвских гор. В 1896 году художник сделал новый набросок Поприщина— главного действующего лица «Записок сумасшедшего». Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году.

Еще один мистический случай, который повлиял на здоровье художника произошел с ним в родном городе Чугуеве. В 1922–1925 годах Репин пишет едва ли не лучшую из своих религиозных картин – проникнутую беспросветным трагизмом Голгофу (Художественный музей, Принстон, США). Картина вызвала живейший интерес у Достоевского и Перова, а между тем некоторые называли ее «величайшей профанацией искусства». Почти все объекты сада, окружавшего дом имели имена, взятые из сказок или мифов: «храм Изиды», «башня Шахерезады», «скала Прометея»232.

Америка—Франция—Россия. Помня о том, что ученичество— это для многих молодых людей сложный «финансовый период», руководитель мастерской устраивал своих питомцев в издательства в качестве иллюстраторов, давал им рекомендации для участия в оплачиваемых художественных проектах140. На ней изображена лодка с монахами, причалившая к берегу, где купаются обнажённые женщины. Тоже можно сказать и о позе, в которой изображен Третьяков. Работал весь день, не замечая времени.

Героинями обеих работ является старшая дочь Репиных— Вера Ильинична. Трогательное, нежное лицо, худенькие руки сложены на груди. Центральная группа словно недовольна своей ролью.

Бенуа в своих поздних воспоминаниях сожалел, что «теперешняя молодёжь не имеет своего Репина»251. Бабушка что-то шьет или вяжет, мать играет на рояле, дети готовят уроки. Морское дно Репин писал с натуры в знаменитом парижском аквариуме. О том же самом рассказывал в своих очерках о художнике и Корней Чуковский, чья первая встреча с Ильёй Ефимовичем произошла в Куоккале: художник, картины которого поражали масштабами, оказался отнюдь не исполином: «небольшого роста, с улыбающимся, крепким, обветренным лицом, в самых обыкновенных деревенских вязаных перчатках»226.

Выдающийся портретист, мастер исторического и бытового жанров, И. Е. Репин представил масштабное полотно «Крестный ход в Курской губернии» – произведение, далеко выходящее за рамки бытового жанра, – на Одиннадцатой передвижной выставке. Выставленная в марте 1873 года картина Бурлаки на Волге (ГРМ) сразу обратила на себя внимание как одно из примечательных явлений русского изобразительного искусства. Так и закончил, с мыслью, что картина не удалась. Идеологическая платформа «Мира искусства» подразумевала противостояние Академии художеств и отживающему передвижничеству. Прежде всего это касается двух его картин— «Стрекоза» (1884) и «Осенний букет» (1892)50.

Трагедией его жизни стала история без вести пропавшего сына Дия. Михаил Алленов включает в этот ряд также Рембрандта и Франса Халса242. Эту тему, уезжая на Волгу, художник разрабатывал в течение ряда лет.

На смену безудержному, слепому гневу, в припадке которого царевичу был нанесен смертельный удар жезлом, пришло сознание непоправимости содеянного, безумный, почти животный страх и раскаяние. Угрюмо, в упор смотрит прямо на зрителя этот крепкий, решительный, видавший виды матрос. Публике картина понравилась.

Однако намеченные планы разрушились по вине дочери, «обещавшей Илье Ефимовичу сопровождать его в Ленинград и Москву и отказавшейся выполнить своё обещание»209. Силу этого человека я сам испытал, притом, дважды». Музыка переносила его в мастерскую, к картине. Мистики связывают эти два факта из биографии художника с тем, что написанная им картина была проклята.

В. Переплётчиков в своём дневнике писал: «это складная душа, может сложиться в какую угодно форму». В ходе дальнейшей полемики между «Миром искусства» и Репиным каждая из сторон использовала для обмена претензиями различные площадки, включая газету «Россия»151 и «Новости и биржевую газету»140. Репин выступал в роли «тонкого, задушевного лирика» и при написании портретов детей.

В девятнадцатилетнем возрасте Репин создал ещё один автопортрет, который писал «с себя в зеркало»202. Портрет Третьякова поразительно прост и глубок. Сеансы проходили в мастерской Репина и появление Всеволода Михайловича всякий раз удивляло художника: тот входил бесшумно излучая «тихий восторг, словно бесплотный ангел»125. Вегетарианцем стал и сам Репин.

Еще секунда и новая строка послания будет придумана. Казалось, он вновь переживал глубокое потрясение детства – смерть сестры.

Когда он увидел полотно Репина «Иоанн Грозный и его сын Иван», он накинулся на картину и порезал ее ножом. Тем не менее, А. Бенуа нравилась изменчивость Репина, по его мнению, она показывала, что несмотря на свой возраст, художник не потерял интереса к искусству, «что он всё ещё полон жизни он продолжал говорить и писать обо всех и всём с прежней юной непосредственностью и совершенной искренностью»150. Несмотря на хорошие отношения с финскими художниками, Репин подумывал о переезде в СССР. По поручению Анатолия Луначарского Репина приглашали вернуться на родину. Её создание осложнялось тем, что на поиски заказчика и денег ушло слишком много времени интерес к придуманному сюжету постепенно растаял и в одном из писем Стасову раздосадованный художник признался, что «ужасно разочарован картиной Садко»63. Портрет Гаршина, приобретённый промышленником и коллекционером Иваном Терещенко, был представлен на 15-й передвижной выставке в Петербурге (1887) и вызвал неоднозначную реакцию рецензентов: одни считали, что «Репин написал Гаршина сумасшедшим», другие утверждали, что не видели «прекрасней глаз его и светлого чела»127. В 11 лет Илью отправили в школу топографов – эта специальность была очень востребована в Чугуеве.

Вся центральная часть написана самим Репиным. Первый эскиз «Запорожцев» появился в 1878 году в Абрамцеве. Внимание художника тяготит их.

Следом за ним, меланхолично покуривая трубку и не утруждая себя чрезмерными усилиями, спокойно шагает длинный, как жердь, бурлак в шляпе. Вероятно, вот таким образом образ протодиакона получился таким убедительным.

Русский боярин, уверенно сидящий в старинном кресле. Десять тысяч рублей, полученные от музея за эскизы, художник направил на нужды флота157. Контраст между праздной, беззаботной публикой, гуляющей на берегу и людьми, тянущими на лямках плоты, настолько впечатлил ученика Академии, что по возвращении в снимаемую квартиру он начал создавать эскизы с изображением «тягловой живой силы»25. А. Остроумова-Лебедева, вначале преклонявшаяся перед ним, «как перед каким-то божеством», впоследствии разочаровалась в Репине и «выучилась отделять в нём гениального художника от человека». Отец художника Ефим Васильевич (1804—1894) был в семье старшим из детей3. Вместе с Поленовым Серов подготовил письмо, адресованное совету Академии, в котором напомнил, что «лицо имеющее высшее руководительство над этими войсками, стоит во главе Академии художеств»159. При внимательном рассмотрении, далеко не все казаки поддались радости и веселью.

Для создания группового портрета Репин привлек учеников – Б. М. Кустодиева (исполнившего преимущественно всю правую часть полотна) и И. С. Куликова (соответственно работавшего над левой). Над фигурой писаря навис казак с трубкой в руках. Репин Илья Ефимович – великий русский художник.