Камеристка Инфанты Изабеллы

Картина «Портрет камеристки инфанты Изабеллы», написанная на дереве маслом изображающая придворную даму, создана приблизительно в 1623 – 1626 годах. Поэтичен один из лучших портретов мастера — «Камеристка инфанты Изабеллы, правительницы Нидерландов». Этот наряд соответствует скромной должности камеристки (дворцовой служанки) при инфанте Изабелле.

Портрет камеристки инфанты Изабеллы

В зарубежных каталогах нет и сложившегося названия картины. Авторитетными западными искусствоведами высказывались сомнения в происхождении картины. Изабелла Клара Евгения могла быть крёстной матерью ребенка, на что указывает заимствование имени и титула (серениссима) суверена 2. Рубенс не был великим портретистом. Профессор Юлиус Хельд (Колумбийский университет) в своей работе 1959 года высказал сомнения в подлинности портрета, хотя, как утверждается, после посещения Эрмитажа в 1966 году отказался от своих претензий2526.

Рубенс часто использовал внешность своих детей в своих произведениях. По нездоровому виду девочки можно предположить, что дочь художника (если это она) изображена на этюде уже больной, то есть около 1623 года. Явное сходство с «камеристкой» можно заметить и в облике супруги художника. Мастерство Рубенса-живописца проявляется в цветопередаче, в изысканности линий головы модели изящном овале и чертах лица, являющих особый тип северной женской красоты.

В 1626 году во время эпидемии чумы ушла из жизни супруга художника Изабелла Брант. Но портрет камеристки наводит и на другие мысли. Это можно перевести как: «придворная дама инфанты Брюссельской»13. Но как, оказывается, содержательна эта, не обретшая еще жизненного опыта юность.

Например, его сына Альберта можно увидеть на картинах «Мадонна в цветочном венке» и «Поклонение волхвов»10. Как бы то ни было, по венскому этюду и получила своё название «камеристка», так как сама картина не несёт на себе никакой подписи и никак не была поименована в каталогах. В то же время в личной жизни Рубенс переживает трагедию за трагедией.

Он писал их при испанском, английском итальянском и французском дворах. С целью лучшей сохранности дубовая основа паркетирована. Специалисты датируют портрет камеристки приблизительно 1623—1626 годами. В 1772 году, после смерти Пьера Кроза, его парижское собрание было приобретено Екатериной II, при посредничестве и оценке Денни Дидро и (fr). Такого рода эскизы и становились частью коллекции семейных портретов11.

Рубенсу сопутствовала слава в 1624 году король Испании даровал ему дворянство. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Изабелла Клара Евгения могла быть крёстной матерью ребенка, на что указывает заимствование имени и титула () суверена. Например, его сына Альберта можно увидеть на картинах «Мадонна в цветочном венке» и «Поклонение волхвов». В зарубежных каталогах нет и сложившегося названия картины13 2. Однако, в случае с «Камеристкой», строгое платье и эффектный воротник, золотая цепочка— всё это неразрывно граничит с образом девушки и немного взрослит её, что органично дополняет композицию.

Рубенс тяжело переживал эти утраты. Пропорция расположения глаз на портрете соответствует золотому сечению56. В 1625 году умер близкий друг и единомышленник Ян Брейгель. Однако, в случае с «Камеристкой», строгое платье и эффектный воротник, золотая цепочка— всё это неразрывно граничит с образом девушки и немного взрослит её, что органично дополняет композицию. Специалисты датируют портрет камеристки приблизительно 1623—1626 годами. Прежде всего, сохранилась сильно обрезанная и незаконченная картина, которую называют детским портретом Клары Серены (иногда «Портрет дочери художника») на основе явного сходства с Изабеллой Брант. Рубенсу сопутствовала слава, в 1624 году король Испании даровал ему дворянство.

Вдруг среди «аллегро» и «фортиссимо» одиноко звучала тихая, задумчивая, драматически-печальная мелодия. В 1623 году в 12-летнем возрасте Клара Серена скончалась после болезни. Просвечивающий сквозь тонкие мазки грунт придаёт облику модели лёгкость. Подпись к венскому этюду поверху на старофламандском гласит «Sael doegter van de Infante tot Brussel». Профессор Юлиус Хельд (Колумбийский университет) в своей работе 1959 года высказал сомнения в подлинности портрета, хотя, как утверждается, после посещения Эрмитажа в 1966 году отказался от своих претензий.

Портрет камеристки 
инфанты Изабеллы, 
Рубенс

Портрет камеристки инфанты Изабеллы, Рубенс

Достоверно история его создания не известна, существуют лишь общие соображения искусствоведов. С целью лучшей сохранности дубовая основа паркетирована. Взгляд девушки направлен слегка в сторону от зрителя. Явное сходство с «камеристкой» можно заметить и в облике супруги художника.

Известный специалист по фламандской живописи Рудольф Ольденбург в 1921 году не включил «Камеристку» в каталог картин Рубенса. Например, его сына Альберта можно увидеть на картинах «Мадонна в цветочном венке» и «Поклонение волхвов»10. Рубенса называли королем живописцев и живописцем королей. В этот же период жизни художника создана целая серия портретов Рубенса (или его мастерской) изображающих одну и ту же модель в разном возрасте.

Модель одета по испанской моде в строгое тёмное платье с белым гофрированным воротником. Портреты эти великолепны — ведь это же Рубенс. Используя несколько архаичное построение портрета по старофламандским канонам (тесная рамка, минимум аксессуаров, строгий фон), автор фокусирует внимание на лице и внутреннем мире девушки4. Она молода, но грусть, оттенки которой непостижимо многозначны, кажется, уже поселилась в ней, глубоко затаенная на самом дне чистой, только начинающей жить души.

Работа не подписана автором2. Здесь Рубенс делает это с рембрандтовской силой. Например, его сына Альберта можно увидеть на картинах «» и «». Однако, в случае с «Камеристкой», строгое платье и эффектный воротник, золотая цепочка— всё это неразрывно граничит с образом девушки и немного взрослит её, что органично дополняет композицию5. В зарубежных каталогах нет и сложившегося названия картины13 2.

Описание картины 
«Портрет камеристки 
инфанты Изабеллы»

Описание картины «Портрет камеристки инфанты Изабеллы»

Долгое время портрет белокурой девушки оставался безымянным, пока в музее Альбертина (Вена) не был обнаружен эскиз к этой картине с подписью8. В 1772 году после смерти Пьера Кроза его парижское собрание приобрела Екатерина II при посредничестве и оценке Денни Дидро и Франсуа Троншена (fr). Она датирована примерно 1616—1618 годами. В письме другу Пьеру Дюпуи (en) он написал по поводу смерти жены: «мне будет весьма трудно отделить мою скорбь от воспоминания, которое я должен вечно хранить о дорогом и превыше всего чтимом существе». Однако в случае с «Камеристкой» строгое платье и эффектный воротник, золотая цепочка— всё это неразрывно граничит с образом девушки и немного взрослит её, что органично дополняет композицию.

Впрочем, атрибуция во всех картинах этого своеобразного «семейного» цикла вызывает сомнения. В 1626 году во время эпидемии чумы ушла из жизни супруга художника Изабелла Брант. По нездоровому виду девочки можно предположить, что дочь художника (если это она) изображена на этюде уже больной, то есть около 1623 года. Как бы то ни было, по венскому этюду и получила своё название «камеристка», так как сама она не несёт никакой подписи и никак не была поименована в каталогах13. Она датирована примерно 1616—1618 годами.

В 1623 году, в 12-летнем возрасте, после болезни Клара Серена скончалась. Это настроение подчёркивается и очень тонким слоем краски, едва закрывающим грунт. Подпись к венскому этюду поверху на старофламандском гласит «Sael doegter van de Infante tot Brussel». Картина создана по принципу алла прима, в доминирующей технике лессировки.

Этот наряд соответствует скромной должности камеристки (дворцовой служанки) при инфанте Изабелле. Большие светло-зелёные глаза и выбившиеся пряди белокурых волос придают особое звучание композиции. Юрий Нагибин сравнил «Камеристку» с «Дамой с горностаем»— на первый взгляд такая же кроткая и незащищённая натура, скрывающая за собой все тайны королевского двора32.

Портрет камеристки 
инфанты Изабеллы 
Рубенса

Портрет камеристки инфанты Изабеллы Рубенса

Тонкий слой масла почти не скрывает голубую тонировку грунта. Девушка изображённая на картине, едва перешла черту между юностью и зрелостью. В 1625 году умер близкий друг и единомышленник Ян Брейгель. Как бы то ни было, по венскому этюду и получила своё название «камеристка», так как сама картина не несёт на себе никакой подписи и никак не была поименована в каталогах13.

Пропорция расположения глаз на портрете соответствует золотому сечению. Мы «читаем» портрет, как читаем страницы Толстого и Достоевского. Просвечивающий сквозь тонкие мазки грунт придает облику модели легкость.

Некоторые источники утверждают, что подпись неизвестного происхождения (Шарле, Хельд), Другие (Алпатов) считают, что картина подписана именно Рубенсом. Тонкий слой масла почти не скрывает голубую тонировку грунта. Не знающая технических трудностей виртуозная кисть художника величайшее внимание уделяет костюму, величественным позам и жестам, что облагораживает модель, окружая сам по себе «вежливый» портрет особой, подчеркнутой значительностью. По нездоровому виду девочки можно предположить, что дочь художника (если это она) изображена на этюде уже больной, то есть около 1623 года. Впрочем, нет необходимости высказывать беспочвенные предположения о её судьбе, сочинять по поводу картины занимательную новеллу.

Рубенс тяжело переживал эти утраты. В 1626 году во время эпидемии чумы ушла из жизни супруга художника Изабелла Брант. Портрет этот — единственный в своем роде. Профессор Юлиус Хельд (Колумбийский университет) в своей работе от 1959 года высказал сомнения в подлинности портрета, хотя, как утверждается, после посещения Эрмитажа в 1966 году отказался от своих претензий2526. Только с этого момента судьба «камеристки» известна доподлинно.

Женский портрет: 
камеристка инфанты 
Изабеллы

Женский портрет: камеристка инфанты Изабеллы

Рубенса называли королем живописцев и живописцем королей. В 1625 году умер близкий друг и единомышленник Ян Брейгель. Есть версия, что это могла быть и безымянная любовница художника (Херман Кнакфус)11. Долгое время портрет белокурой девушки оставался безымянным, пока в музее Альбертина (Вена) не был обнаружен эскиз к этой картине с подписью.

Работа не подписана автором. Каталог работ Рубенса, составленный Анн-Мари Логан и Майклом Пломпа (музей Метрополитен издание 2005 года), не подтверждает авторство Рубенса и относит «Камеристку» к рубенсовской школе16. Рубенс часто использовал внешность детей в своих произведениях. Это заметно на автопортрете с Изабеллой Брант, там, где ей около 18 лет, а также в позднем (en).

Долгое время портрет белокурой девушки оставался безымянным, пока в музее Альбертина (Вена) не был обнаружен эскиз к этой картине с подписью8. И Рубенс писал эти портреты. В письме другу Пьеру Дюпуи (en) он написал по поводу смерти жены: «мне будет весьма трудно отделить мою скорбь от воспоминания, которое я должен вечно хранить о дорогом и превыше всего чтимом существе». Как бы то ни было, по венскому этюду и получила своё название «камеристка», так как сама она не несёт никакой подписи и никак не была поименована в каталогах. В 1772 году, после смерти Пьера Кроза, его парижское собрание было приобретено Екатериной II, при посредничестве и оценке Денни Дидро и Франсуа Троншена (fr). Главы крупнейших европейских государств почитают за честь заказать картину у фламандца.

В этот же период жизни Рубенсом (или его учениками) создана целая серия портретов изображающих одну и ту же модель в разном возрасте. Только с этого момента судьба «камеристки» известна доподлинно23. Тщеславие заказчика удовлетворено, декорум соблюден. Достоверно история его создания не известна, существуют лишь общие соображения искусствоведов.

Напишите отзыв о 
статье Портрет камеристки 
инфанты Изабеллы

Напишите отзыв о статье Портрет камеристки инфанты Изабеллы

Рубенса интересовало другое. Картина представляет собой погрудный портрет девушки, выполненный маслом на дереве.

Авторитетными западными искусствоведами высказывались сомнения в происхождении картины. Сохранилась сильно обрезанная и незаконченная картина, которую называют детским портретом Клары Серены (иногда «Портрет дочери художника». mw-parser-output. ts-Переход imgmargin-left:. 285714em) на основе явного сходства с Изабеллой Брант. Это можно перевести как: «придворная дама инфанты Брюссельской».

Рубенс не был великим портретистом. «Камеристка» не нуждается в них. Имеются следы трещин и старой записи по трещинам. Сохранилась сильно обрезанная и незаконченная картина, которую называют детским портретом Клары Серены (иногда «Портрет дочери художника») на основе явного сходства с Изабеллой Брант. Рубенсу сопутствовала слава в 1624 году король Испании даровал ему дворянство. Рубенс тяжело переживал эти утраты. Работа не подписана автором.

Изабелла Клара Евгения могла быть крёстной матерью ребенка, на что указывает заимствование имени и титула (серениссима) суверена 2. Авторитетными западными искусствоведами высказывались сомнения в происхождении картины. Чтобы вникнуть во всё то, что художник вложил в «Персея и Андромеду», требуются комментарии. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Впрочем, атрибуция во всех картинах этого своеобразного «семейного» цикла вызывает сомнения.

Отрывок, характеризующий 
Портрет камеристки 
инфанты Изабеллы

Отрывок, характеризующий Портрет камеристки инфанты Изабеллы

В письме другу (en) он написал по поводу смерти жены: «мне будет весьма трудно отделить мою скорбь от воспоминания, которое я должен вечно хранить о дорогом и превыше всего чтимом существе». Подпись к венскому этюду поверху на старофламандском гласит «Sael doegter van de Infante tot Brussel».

В 1623 году, в 12-летнем возрасте, после болезни Клара Серена скончалась. В этот же период жизни художника создана целая серия портретов Рубенса (или его мастерской) изображающих одну и ту же модель в разном возрасте89. Например, его сына Альберта можно увидеть на картинах «Мадонна в цветочном венке» и «Поклонение волхвов»10.

64x48 Среди портретов великого фламандского живописца это полотно занимает особое место. Есть версия, что это могла быть и безымянная любовница художника (Херман Кнакфус). Модель одета по испанской моде в строгое тёмное платье с белым гофрированным воротником.

Быть может, мы имеем здесь дело с чувством более сильным, чем восхищение. Этюд Рубенса из коллекции Альбертины (Вена) изображает ту же модель12. К сожалению, не осталось работ Рубенса, позволяющих однозначно идентифицировать внешность его дочери.

Это заметно на автопортрете с Изабеллой Брант, где ей около 18 лет, а также в позднем наброске (en). К сожалению, не осталось работ Рубенса, позволяющих однозначно идентифицировать внешность его дочери. (Не случайно Маркс говорил об античном искусстве как о детстве человечества. ) Язычнику чуждо чувство сопереживания, то самое чувство, без которого невозможно глубокое психологическое исследование личности.

Изабелла Клара Евгения могла быть крёстной матерью ребенка, на что указывает заимствование имени и титула (серениссима) суверена 2. В 1623 году в 12-летнем возрасте Клара Серена скончалась после болезни. В то же время в личной жизни Рубенс переживает трагедию за трагедией. Явное сходство с «камеристкой» можно заметить и в облике супруги художника. В зарубежных каталогах нет и сложившегося названия картины. Формально «Камеристка» соответствует традиции барочного придворного портрета той эпохи — человека знатного и исполненного собственного достоинства.

Рубенс Портрет камеристки 
инфанты Изабеллы

Рубенс Портрет камеристки инфанты Изабеллы

Специалисты датируют портрет камеристки приблизительно 1623—1626 годами. В этом лице — впервые у Рубенса. Об этом думаешь, вглядываясь в рубенсовский портрет камеристки.

Главы крупнейших европейских государств почитали за честь заказать картину у фламандца. Например, его сына Альберта можно увидеть на картинах «Мадонна в цветочном венке» и «Поклонение волхвов». Юрий Нагибин сравнил «Камеристку» с «Дамой с горностаем»— на первый взгляд такая же кроткая и незащищённая натура, скрывающая за собой все тайны королевского двора32. Валентин Янин высказал предположение о том, что на портрете – идеализированное изображение Изабеллы Брант в молодости. Рентгенограмма портрета показывает (заметное также невооружённым глазом) авторское изменение формы серёжки. Каталог работ Рубенса Анн-Мари Логан и Майкла Пломпа (музей Метрополитен издание 2005 года) не подтверждает авторство «Камеристки» Рубенса и относит её к рубенсовской школе.

Некоторые источники утверждают, что подпись неизвестного происхождения (Шарле, Хельд), Другие (Алпатов) считают, что картина подписана именно Рубенсом. В то же время в личной жизни Рубенс переживает трагедию за трагедией. Виктор Лазарев отмечал: «Обладающая теплотой жемчуга и прозрачностью хрусталя карнация (камеристки) написана с таким гениальным мастерством, что даже у Рубенса этот замечательный портрет стоит несколько особняком»29.

В то же время в личной жизни Рубенс переживает трагедию за трагедией. Во внешности камеристки есть ещё что-то неустоявшееся и девичье, некое смятение чувств. Взгляд девушки направлен слегка в сторону от зрителя. Это можно перевести как: «придворная дама инфанты Брюссельской». В мастерской художника создавались крупноформатные религиозные композиции, мифологические сцены, циклы декоративных панно, пейзажи, портреты. Правда, только однажды.

«Камеристка» не нуждается в них. Используя несколько архаичное построение портрета по старофламандским канонам (тесная рамка, минимум аксессуаров, строгий фон), автор фокусирует внимание на лице и внутреннем мире девушки. В то же время в личной жизни Рубенс переживает трагедию за трагедией67. Но судьба его действительно оказалась на редкость завидной.

О завуче Парфенковой 
в образе камеристки 
инфанты Изабеллы

О завуче Парфенковой в образе камеристки инфанты Изабеллы и про моржовый ус Макса Горького

Галерея образов близких и родных выделяется в творчестве фламандца, разительно отличаясь от картин на библейские темы и парадных портретов венценосных особ. В зарубежных каталогах нет и сложившегося названия картины13 2. Прежде всего, сохранилась сильно обрезанная и незаконченная картина, которую называют детским портретом Клары Серены (иногда «Портрет дочери художника») на основе явного сходства с Изабеллой Брант. По нездоровому виду девочки можно предположить, что дочь художника (если это она) изображена на этюде уже больной, то есть около 1623 года.

В 1623 году, в 12-летнем возрасте, после болезни Клара Серена скончалась. Например, его сына Альберта можно увидеть на картинах «Мадонна в цветочном венке» и «Поклонение волхвов». Специалисты датируют портрет камеристки приблизительно 1623—1626 годами. Здесь же перед нами юность, которая едва перешагнула порог сознательной жизни. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

  1. рПТФТЕФ ЛБНЕТЙУФЛЙ ЙОЖБОФЩ йЪБВЕММЩ
  2. Галерея портретов современников
  3. Статья: ПОРТРЕТ КАМЕРИСТКИ ИНФАНТЫ ИЗАБЕЛЛЫ» РУБЕНСА
  4. ПОРТРЕТ КАМЕРИСТКИ ИНФАНТЫ ИЗАБЕЛЛЫ» РУБЕНСА
  5. Портрет Камеристки Инфанты Изабеллы
  6. Галина Дятлева, Кристина Ляхова – Мастера портрета
  7. Копия картины Рубенса для каминного зала

Имеются следы трещин и старой записи по трещинам. Рубенс тяжело переживал эти утраты. Но языческое чувство столь же сильно, сколь и эгоистично именно потому в нем есть и некая «детскость». Картина написана в поздний период творчества художника— состоявшегося мастера монументальных полотен, руководителя большой художественной мастерской. Подпись к венскому этюду поверху на старофламандском гласит «Sael doegter van de Infante tot Brussel». Модель одета по испанской моде в строгое тёмное платье с белым гофрированным воротником.

Быть может, не всякий назовет ее красавицей ибо есть в ней еще что-то неустоявшееся, девическое (как в Наташе Ростовой при первом ее появлении в романе), но каждый почувствует красоту в поэзии ее духовного мира, в трепетной жизни внутренних переживаний. Такого рода эскизы и становились частью коллекции семейных портретов. Используя несколько архаичное построение портрета по старофламандским канонам (тесная рамка, минимум аксессуаров, строгий фон), автор фокусирует внимание на лице и внутреннем мире девушки. Рубенс тяжело переживал эти утраты3.

Некоторые источники утверждают, что подпись неизвестного происхождения (Шарле, Хельд)14, Другие (Алпатов) считают, что картина подписана именно Рубенсом15. Этюд Рубенса из коллекции Альбертины (Вена) изображает ту же модель. Просвечивающий сквозь тонкие мазки грунт придаёт облику модели лёгкость.

  • Материал из Википедии — свободной энциклопедии
  • История создания и идентификация модели
  • Последние комментарии (всего 4)
  • Иттенконтраст дополнительных цветов

Просвечивающий сквозь тонкие мазки грунт придаёт облику модели лёгкость. Прежде всего, сохранилась сильно обрезанная и незаконченная картина, которую называют детским портретом Клары Серены (иногда «Портрет дочери художника») на основе явного сходства с Изабеллой Брант.

Каталог работ Рубенса, составленный Анн-Мари Логан и Майклом Пломпа (музей Метрополитен издание 2005 года), не подтверждает авторство Рубенса и относит «Камеристку» к рубенсовской школе. Она датирована примерно 1616—1618 годами. Авторитетными западными искусствоведами высказывались сомнения в происхождении картины. Имеются следы трещин и старой записи по трещинам.

В 1626 году во время эпидемии чумы ушла из жизни супруга художника Изабелла Брант. В этот же период жизни художника создана целая серия портретов Рубенса (или его мастерской) изображающих одну и ту же модель в разном возрасте. Взгляд девушки направлен слегка в сторону от зрителя. Главы крупнейших европейских государств почитают за честь заказать картину у фламандца. Изабелла Клара Евгения могла быть крёстной матерью ребенка, на что указывает заимствование имени и титула (серениссима) суверена. Здесь же перед нами юность, которая едва перешагнула порог сознательной жизни.

рПТФТЕФ ЛБНЕТЙУФЛЙ 
ЙОЖБОФЩ йЪБВЕММЩ

Просвечивающий сквозь тонкие мазки грунт придаёт облику модели лёгкость. Модель одета по испанской моде в строгое тёмное платье с белым гофрированным воротником. Только с этого момента судьба «камеристки» известна доподлинно23.

Рентгенограмма портрета показывает (заметное также невооружённым глазом) авторское изменение формы серёжки1. Юрий Нагибин сравнил «Камеристку» с «Дамой с горностаем»— на первый взгляд такая же кроткая и незащищённая натура, скрывающая за собой все тайны королевского двора. В этом лице — впервые у Рубенса. Портал Стихи. ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Блеск золота, брильянтов и оружия, сияние бархата и парчи. Только с этого момента судьба «камеристки» известна доподлинно.

Пропорция расположения глаз на портрете соответствует золотому сечению. Некоторые источники утверждают, что подпись неизвестного происхождения (Шарле, Хельд)14 другие (Алпатов), что сделана рукой Рубенса15. Она датирована примерно 1616—1618 годами. Впрочем, атрибуция во всех картинах этого своеобразного «семейного» цикла вызывает сомнения1914. Известный специалист по фламандской живописи Рудольф Ольденбург в 1921 году не включил «Камеристку» в каталог картин Рубенса. Формально «Камеристка» соответствует традиции барочного придворного портрета той эпохи человека знатного и исполненного достоинства. Рубенс тяжело переживал эти утраты3.

Виктор Лазарев отмечал: «Обладающая теплотой жемчуга и прозрачностью хрусталя карнация (камеристки) написана с таким гениальным мастерством, что даже у Рубенса этот замечательный портрет стоит несколько особняком»29. Чтобы вникнуть во всё то, что художник вложил в «», требуются комментарии. Но такого Рубенса мы увидим. В письме другу Пьеру Дюпуи (en) он написал по поводу смерти жены: «мне будет весьма трудно отделить мою скорбь от воспоминания, которое я должен вечно хранить о дорогом и превыше всего чтимом существе». Безвестная камеристка вряд ли могла заказать дорогостоящий портрет у придворного живописца. Каталог работ Рубенса Анн-Мари Логан и Майкла Пломпа (музей Метрополитен издание 2005 года) не подтверждает авторство «Камеристки» Рубенса и относит её к рубенсовской школе. В 1772 году после смерти Пьера Кроза его парижское собрание приобрела Екатерина II при посредничестве и оценке Денни Дидро и Франсуа Троншена (fr).

Впрочем, атрибуция во всех картинах этого своеобразного «семейного» цикла вызывает сомнения1914. Это можно перевести как: «придворная дама инфанты Брюссельской». Взгляд девушки направлен слегка в сторону от зрителя. Взгляд девушки направлен слегка в сторону от зрителя. Идентичность моделей на венском этюде и на эрмитажном портрете не оставляет сомнений—та же внешность, схожее платье, та же причёска и выбившаяся прядь волос.

Значит, мастер писал портрет, как говорят теперь, «для души». Некоторые источники утверждают, что подпись неизвестного происхождения (Шарле, Хельд) другие (Алпатов), что сделана рукой Рубенса. Виктор Лазарев отмечал: «Обладающая теплотой жемчуга и прозрачностью хрусталя карнация (камеристки) написана с таким гениальным мастерством, что даже у Рубенса этот замечательный портрет стоит несколько особняком». Он был величайшим живописцем этого стиля и одним из его создателей.

Главы крупнейших европейских государств почитают за честь заказать картину у фламандца. Используя несколько архаичное построение портрета по старофламандским канонам (тесная рамка, минимум аксессуаров, строгий фон), автор фокусирует внимание на лице и внутреннем мире девушки4. Первые годы своей творческой жизни Рубенс провел в Италии. После смерти художника в 1640 году портрет, предположительно, в числе прочих картин попал к Роже де Пиле, любителю и коллекционеру наследия Рубенса21. Рубенс часто использовал внешность своих детей в своих произведениях. Такого рода эскизы и становились частью коллекции семейных портретов. «Камеристка» не нуждается в них. В 1625 году умер близкий друг и единомышленник Ян Брейгель.

Рубенсу сопутствовала слава, в 1624 году король Испании даровал ему дворянство. В то же время в личной жизни Рубенс переживает трагедию за трагедией67. Правда, только однажды. Судя по названию, на эрмитажной картине изображена придворная дама брюссельской инфанты, однако эту версию труднее всего обосновать. В мастерской Рубенса некоторое время вместе с ним работали такие замечательные мастера живописи, как А. ван Дейк, Я. Йорданс, Ф. Снейдерс. Этюд Рубенса из коллекции Альбертины (Вена) изображает ту же модель.

Например, его сына Альберта можно увидеть на картинах «Мадонна в цветочном венке» и «Поклонение волхвов». По нездоровому виду девочки можно предположить, что дочь художника (если это она) изображена на этюде уже больной, то есть около 1623 года. Как бы то ни было, по венскому этюду и получила своё название «камеристка», так как сама она не несёт никакой подписи и никак не была поименована в каталогах. Есть версия, что это могла быть и безымянная любовница художника (). В самом деле, кто мог поставить в вину великому мастеру то, что, достигнув высот в иных областях живописи, он не поднялся столь же высоко в искусстве портрета, уступив здесь первенство младшим своим современникам — Веласкесу и Рембрандту. Известный специалист по фламандской живописи Рудольф Ольденбург в 1921 году не включил «Камеристку» в каталог картин Рубенса.

Известный специалист по фламандской живописи Рудольф Ольденбург в 1921 году не включил «Камеристку» в каталог картин Рубенса. Главы крупнейших европейских государств почитали за честь заказать картину у фламандца.

По нездоровому виду девочки можно предположить, что дочь художника (если это она) изображена на этюде уже больной, то есть около 1623 года. Долгое время портрет белокурой девушки оставался безымянным, пока в музее Альбертина (Вена) не был обнаружен эскиз к этой картине с подписью8. Возвратившись в 1608 г. на родину, Рубенс начинает активно работать в Антверпене. Не потому ли блистательная галерея рубенсовских портретов лишена высших критериев портретного искусства — проникновения в «диалектику души» и постижения «жизни человеческого духа». Портрет этот — «Камеристка инфанты Изабеллы».

Имеются следы трещин и старой записи по трещинам. По-лисьи лукаво смотрят на зрителя зеленоватые глаза девушки. Работа не подписана автором2. Однако в случае с «Камеристкой» строгое платье и эффектный воротник, золотая цепочка— всё это неразрывно граничит с образом девушки и немного взрослит её, что органично дополняет композицию5. Но его творчество далеко выходило за рамки этого направления.

Михаил Алпатов провёл параллель с картинами Валентина Серова, у которого также различаются помпезные великосветские картины и портреты близких и родных людей. Производство картин тогда было поставлено на поток: мастер делал набросок картины, а заканчивали её уже ученики. Явное сходство с «камеристкой» можно заметить и в облике супруги художника. Юный художник, отмеченный печатью гения и с первых же шагов оказавшийся на вершине успеха, он с поразительным блеском и не менее поразительной энергией начал созидать в искусстве свои мощный жизненный мир, свой собственный идеал прекрасного, который отвечал его стремлениям в той же мере, как и требованиям времени.

Картина представляет собой погрудный портрет девушки, выполненный маслом на дереве. В 1626 году во время эпидемии чумы ушла из жизни супруга художника Изабелла Брант. Сохранилась сильно обрезанная и незаконченная картина, которую называют детским портретом Клары Серены (иногда «Портрет дочери художника». mw-parser-output. ts-Переход imgmargin-left:. 285714em) на основе явного сходства с Изабеллой Брант. Есть версия, что это могла быть и безымянная любовница художника (Херман Кнакфус)11. В 1772 г. российская императрица Екатерина II приобрела у парижского антиквара Кроза в числе других картин, в дальнейшем составивших основу прекрасного собрания фламандской живописи Эрмитажа, портрет молодой женщины. Она датирована примерно 1616—1618 годами.

В этот же период жизни Рубенсом (или его учениками) создана целая серия портретов изображающих одну и ту же модель в разном возрасте89. Как бы то ни было, по венскому этюду и получила своё название «камеристка», так как сама картина не несёт на себе никакой подписи и никак не была поименована в каталогах. Валентин Янин высказал гипотезу о том, что на портрете идеализированное изображение Изабеллы Брант в молодости. Профессор Юлиус Хельд (Колумбийский университет) в своей работе от 1959 года высказал сомнения в подлинности портрета, хотя, как утверждается, после посещения Эрмитажа в 1966 году отказался от своих претензий. По наиболее распространённой трактовке, на портрете Клара Серена— посмертный образ в свободной интерпретации художника изобразившего её уже сформировавшейся девушкой.

Рубенс часто использовал внешность детей в своих произведениях. Такого рода эскизы и становились частью коллекции семейных портретов. Рубенсу сопутствовала слава в 1624 году король Испании даровал ему дворянство. Это заметно на автопортрете с Изабеллой Брант, там, где ей около 18 лет, а также в позднем наброске (en). Этюд Рубенса из коллекции Альбертины (Вена) изображает ту же модель.

Во внешности камеристки есть ещё что-то неустоявшееся и девичье, некое смятение чувств. Чтобы вникнуть во всё то, что художник вложил в «Персея и Андромеду», требуются комментарии.

Такого рода эскизы и становились частью коллекции семейных портретов. При более пристальном взгляде надменность во взгляде пропадает и возникает ранимая и чувствительная натура3. Подпись к венскому этюду поверху на старофламандском гласит «Sael doegter van de Infante tot Brussel». Такого рода эскизы и становились частью коллекции семейных портретов. Это заметно на автопортрете с Изабеллой Брант, там, где ей около 18 лет, а также в позднем наброске (en). Картина представляет собой погрудный портрет девушки, выполненный маслом на дереве.

Некоторые источники утверждают, что подпись неизвестного происхождения (Шарле, Хельд) другие (Алпатов), что сделана рукой Рубенса. К сожалению, не осталось работ Рубенса, позволяющих однозначно идентифицировать внешность его дочери. Каталог работ Рубенса Анн-Мари Логан и Майкла Пломпа (музей Метрополитен издание 2005 года) не подтверждает авторство «Камеристки» Рубенса и относит её к рубенсовской школе16. Профессор Юлиус Хельд (Колумбийский университет) в своей работе от 1959 года высказал сомнения в подлинности портрета, хотя, как утверждается, после посещения Эрмитажа в 1966 году отказался от своих претензий2526. Формально «Камеристка» соответствует традиции барочного придворного портрета той эпохи — человека знатного и исполненного собственного достоинства.

Но как, оказывается, содержательна эта, не обретшая еще жизненного опыта юность. Но языческое чувство столь же сильно, сколь и эгоистично именно потому в нем есть и некая «детскость». Известный специалист по фламандской живописи Рудольф Ольденбург в 1921 году не включил «Камеристку» в каталог картин Рубенса.

В 1625 году умер близкий друг и единомышленник Ян Брейгель. Картина создана по принципу алла прима, в доминирующей технике лессировки. Не знающая технических трудностей виртуозная кисть художника величайшее внимание уделяет костюму, величественным позам и жестам, что облагораживает модель, окружая сам по себе «вежливый» портрет особой, подчеркнутой значительностью. Это заметно на автопортрете с Изабеллой Брант, где ей около 18 лет, а также в позднем наброске (en). Именно после этого пополнения художественная коллекция Эрмитажа стала одной из богатейших и известнейших в мире. Звучная красочность, полнокровная живописная лепка тел, пластическая насыщенность мотивов свойственны таким разным произведениям, как «Похищение дочерей Левкиппа», «Снятие с креста», «Крестьянский танец».

Главы крупнейших европейских государств почитают за честь заказать картину у фламандца. Формально «Камеристка» соответствует традиции барочного придворного портрета той эпохи — человека знатного и исполненного собственного достоинства. Для лучшей сохранности дубовая основа паркетирована.

В 1623 году в 12-летнем возрасте Клара Серена скончалась после болезни. Это настроение подчёркивается и очень тонким слоем краски, едва закрывающим грунт. В письме другу Пьеру Дюпуи (en) он написал по поводу смерти жены: «мне будет весьма трудно отделить мою скорбь от воспоминания, которое я должен вечно хранить о дорогом и превыше всего чтимом существе». Быть может, не всякий назовет ее красавицей ибо есть в ней еще что-то неустоявшееся, девическое (как в Наташе Ростовой при первом ее появлении в романе), но каждый почувствует красоту в поэзии ее духовного мира, в трепетной жизни внутренних переживаний. Он написан маслом на небольшой дубовой доске и относится примерно к 1625 г. Строгое чёрное платье с большим белым воротником отражает стиль брюссельского двора того времени, перенявшего у испанцев дух горделивой сдержанности.

Долгое время портрет белокурой девушки оставался безымянным, пока в музее Альбертина (Вена) не был обнаружен эскиз к этой картине с подписью. Девушка изображённая на картине, едва перешла черту между юностью и зрелостью. Такого рода эскизы и становились частью коллекции семейных портретов11. «Камеристка» не нуждается в них. Это можно перевести как: «придворная дама инфанты Брюссельской»13.

В 1626 году во время эпидемии чумы ушла из жизни супруга художника Изабелла Брант. В отличие от своего ученика Ван-Дейка, Рубенс не уделял столь пристального внимания одежде модели, передаче текстуры ткани и складок, столь важных для торжественного портрета. 21 марта 1611 года в семье Питера Пауля Рубенса и Изабеллы Брант появилась перворожденная дочь Клара Серена. С целью лучшей сохранности дубовая основа паркетирована.

Как бы то ни было, по венскому этюду и получила своё название «камеристка», так как сама картина не несёт на себе никакой подписи и никак не была поименована в каталогах13. Главы крупнейших европейских государств почитали за честь заказать картину у фламандца. Рубенс жил в то время, когда широкое развитие в искусстве Европы получил стиль барокко. Виктор Лазарев отмечал: «Обладающая теплотой жемчуга и прозрачностью хрусталя карнация (камеристки) написана с таким гениальным мастерством, что даже у Рубенса этот замечательный портрет стоит несколько особняком».

Не это ли первый и главный признак шедевра. Этюд Рубенса из коллекции Альбертины (Вена) изображает ту же модель12. На долю родителей Рубенса выпало немало испытаний. Рубенс часто использовал внешность своих детей в своих произведениях. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом.

Формально «Камеристка» соответствует традиции барочного придворного портрета той эпохи человека знатного и исполненного достоинства. Девушка изображённая на картине, едва перешла черту между юностью и зрелостью. Но как все-таки она вошла в мастерскую придворного художника. Явное сходство с «камеристкой» можно заметить и в облике супруги художника. Михаил Алпатов провёл параллель с картинами Валентина Серова, у которого также различаются помпезные великосветские картины и портреты близких и родных людей28.