Картина Боярыня Морозова Описание
Есть несколько элементов, передающих движение, которые замечательно видно, если внимательно изучать описание картины Василия Сурикова (Боярыня Морозова).
Сочинение по картине Сурикова Боярыня Морозова 7 класс
Из них лепится психологический объём, возводятся своды русского общества. Ее лишили имущества и вместе с сестрой Евдокией Урусовой и слугами заточили в земляную тюрьму Боровского городского острога (ныне Калужская область). Четырнадцать слуг боярыни, поддерживающих старообрядчество, были сожжены в срубе.
Описание картины словами не может передать ее истинную красоту и неповторимость. Вдруг лошадь дернула, розвальни качнулись на ухабе, накренились и пошли. На нее поверх толпы смотрит Феодосия Морозова. Еще очень много неизведанного и интересного в данном сюжете, который написал Суриков. (Закоурцев позировал Сурикову для этюда «Смеющийся священник» в Красноярске ещё в 1873 году).
(1) Феодосия Морозова. Ее вскинутые пальцы рук не являются жестом отчаяния. Фигура боярыни на скользящих розвальнях— единый композиционный центр, вокруг которого группируются представители уличной толпы, по-разному реагирующие на её фанатичную готовность идти за своими убеждениями до конца. «Персты твои тонкостны очи твои молниеносны», — говорил о Морозовой ее духовный наставник протопоп Аввакум. Боярыня одета в дорогую шубу, а ее руки перевязаны цепями.
Теперь ее усадили на дровни и решили повезти в заточение. Правда, справедливости ради следует уточнить, что и в прошлом таких героинь было немного. Суриков сначала написал толпу, а затем стал искать подходящий типаж для главной героини. (8) Церковь. Эта толпа вся соучаствует в этом событии.
В толпе, окружающей сани, мы видим людей разных сословий и положение в обществе. Тоталитарная власть – и свободолюбие, духовная независимость, непокорность, сопротивление. «Персты твои тонкостны. По приказу царя Алексея Михайловича за свою приверженность к старой вере была арестована. Портретный этюд был написан всего за два часа. Человек, воплощённая личность, – и толпа, сгущаемая любопытством на заднем плане. Она, должно быть, вспоминает многие бедствия, которые ей суждено было пережить.
Мятежная боярыня намерена держать ответ только перед небом. В последствии всего этого она тайно приняла постриг у старообрядцев, где ее нарекли именем Феодора, тем самым удалилась от посещения светских и церковных мероприятий.
Василий Суриков, Боярыня Морозова: описание картины интересные факты истории
Образы его одновременно статичны и находятся в движении.
Среди последних, как известно, было даже немало священников. Она взывает к Богу, чтобы тот помог ей в борьбе за справедливость. Её лицо очень бледно, на нём выделяются глаза, горящие фанатизмом, одержимостью. Вот пять женщин в правой части картины.
Описание картины Сурикова «Боярыня Морозова»
Феодосия Морозова одета в чёрный балахон. Женщина, погибшая там от голода, теперь почитается российскими старообрядцами, как святая. Боярыню Морозову уже три дня держали под стражей «в людских хоромах» в своем московском доме. Сразу даль открылась, улица стала бесконечной.
События происходят в 17 веке. Прибавишь или убавишь лишний вершок холста – сани не поедут. Слева выпустил на холст бегущего за санями мальчишку. Картина была написана в колоритных, ярких и звучных тонах. Ее глаза полны слез.
Василий Суриков, картина «Боярыня Морозова»
И нет никакого сомнения, что на прощание толпе боярыня выкрикивает слова, в которых заложена вся суть этих убеждений – за них она готова идти до конца. В центре эпизода – боярыня Морозова собственной персоной. На картине за боярыней Морозовой никто не идёт. В своих картинах он пытался отобразить историю «движимую и творимую самим народом». Но став монахиней в конце 1670 года, Морозова начала отказываться от участия в подобных «светских» мероприятиях. Позже Морозову канонизировали, сегодня она почитается у старообрядцев как святая.
И даже жест Морозовой перекликается с его жестом. Дороги перед санями как таковой нет, она не видна, загорожена толпой, символизирующей тупик, отсутствие пути. Это сама героиня и юродивый. Казалось бы, одинаковый символический знак, но на самом деле он имеет разное значение. Мелочность, праздность клубящейся жизни – и величие лика смерти, переходящей в бессмертие.
Анализ картины Боярыня Морозова
Одеяние женщины показано в резком контрасте с бледностью лица. Сама того не замечая, она протянула руку, словно пытается задержать бег саней. Но ее лицо терялось на фоне многоцветной толпы. Здесь и ребятишки, здесь и просто любопытствующие, здесь горячо сочувствующие ей.
О мятежной боярыне Суриков впервые услышал в детстве от крестной матери Ольги Дурандиной. Подперев рукой щеку, задумалась старуха в расшитом платке. «В садике, за два часа», по словам Сурикова, он написал с нее этюд: «И как вставил ее в картину — она всех победила». (16) Икона «Богоматерь Умиление». В истории искусства бытует предание, что первоначально Суриков начал писать «Боярыню Морозову» на холсте меньшего размера, но почувствовав, что не в состоянии вместить на него всех задуманных персонажей, сделал снизу надшивку, где изобразил расстояние от края картины до розвальней и только после этого сани визуально «поехали», то есть стало ясно, «как тяжело этим саням пробиваться, пробираться сквозь толпу»1.
Ей пришлось пожертвовать сыном и добровольно сравнится с «простецами». Боярыня Морозова стала основным символом раскола Русской православной церкви. Наоборот, всем видом эта женщина говорит о том, что она никогда не отступится от своей веры.
16 символов, зашифрованных в картине «Боярыня Морозова»
Она отказывается от всего этого и даже от драгоценной жизни во имя духовных убеждений. Образ боярыни срисован со старообрядки, которую художник встретил у Рогожского кладбища.
Главное же – точно вычислить расстояние от саней до нижнего края картины. (Её муж, Степан Фёдорович изображён на картине «Утро стрелецкой казни»— стрелец с чёрной бородой). Картина ожила.
С увлечением работал художник над пейзажем картины. Всего сохранилось более сотни подготовительных этюдов к картине, в основном портретных. Но ее лицо терялось на фоне многоцветной толпы.
Но Суриков мучается: Не то, не то. Одновременно Василий Иванович пишет ее предельно бледной.
Впереди на коленях старая нищенка. Юродивый, являя собой отребье человеческое, также страдает по вере своей. Художественная композиция картины Сурикова строится на противопоставлениях.
Многие из них, не выказывая этого публично, так как опасались гонений, поддерживали старинные русские православные традиции, полученные от предков. До этого художник долго не мог найти подходящее лицо— бескровное, фанатичное1, соответствующее знаменитому описанию Аввакума: «Персты рук твоих тонкостны, очи твои молниеносны и кидаешься ты на врагов аки лев»4. Но нет.
Боярыня Морозова картина Сурикова
Такой русской зимы, такого «многоцветного» снега, такого «голубого» влажного зимнего воздуха до Сурикова в живописи не бывало.
На переднем плане картины в санях изображена женщина. Юродивый срисован с московского бедняка, который торговал огурцами, сидя на снегу. Правая часть полотна занята «темными силами», границей которых является желтый платок женской фигуры. Его бег поможет поехать дровням.
Именно такую сцену художник выбрал и изобразил на своем холсте. Суриков сначала написал толпу, а затем стал искать подходящий типаж для главной героини. Женщина одета богато, при этом руки ее закованы в цепи. Очертания церкви на картине туманны: художник не хотел, чтобы она была узнаваема. Ее сюжет переносит нас в середину 17 века.
«В садике, за два часа», по словам Сурикова, он написал с нее этюд: «И как вставил ее в картину — она всех победила». Столь же изумительно колористическое решение картины, ее живописная «оркестровка», ее цветовой диапазон -- от черного до белого, с использованием всей гаммы палитры. По внешнему виду он походит на сумасшедшего. Имущество было конфисковано, а двое братьев сосланы. Снова сказалось пристальное наблюдение, жадное изучение жизни, зоркое виденье живописца.
Это всё равно что сегодня вдова олигарха отдала бы всё своё состояние на сеть бесплатных ночлежек для бездомных или защиту животных, а сама переселилась в подвал хрущёвки с «дешираком» и водой из-под крана. Среди людей есть такие, которые считают что она сумасбродка, но большинство людей переживают происходящие события как настоящую трагедию.
Морозова -- источник, возбуждающий в толпе сложную гамму различных переживаний и тот центр, к которому устремляются взоры, мысли и чувства всех действующих лиц этой сцены. Показывая историческое событие как народную трагедию, Суриков гениально разрешил труднейшую задачу сочетания «героя и толпы». Восхитительный и уникальный шедевр, который создал Василий Суриков, – Боярыня Морозова. Одни люди всецело подчинились новым правилам в полном соответствии с Флорентийской унией (договором, заключенным между католической и греко-православной церковью на Ферраро-Флорентийском соборе), среди других было немало сочувствующих.
Образ женщины на картине, представляющей староверов
Лицо ее представлено в виде строгого профиля. Художник прикреплял зарисовки к картине кнопками, от которых остались отверстия, раскрытые при реставрации1.
Одной рукой она держится за сани, а другую руку она подняла вверх. На ее лице глубокая скорбь. Долгое время Суриков не мог найти типажа для боярыни. Морозова, подняв руку, что-то крикнула людям на ходу.
Описание картины Боярыня Морозова
До стрельца вы видите светлые тона одежд. Благодаря картине «Боярыня Морозова» зритель раскрывает для себя всю силу загадочной русской души, полной страдания и трагизма. Реставраторами и музейными сотрудниками легенда о надшивке холста не подтверждается1.
До принятия пострига Феодосия Прокопьевна даже присутствовала в «новообрядной церкви» на богослужении. Это Феодосия Морозова. Люди кланяются ее и смотрят ей вслед с благословением.
В конце –концов, он уговорил свою тетю позировать для картины. очи твои молниеносны», — говорил о Морозовой ее духовный наставник протопоп Аввакум. Как и фигура Морозовой – это черный треугольник, противопоставленный с окружающей толпой. С верой, любовью и жалостью глядит она вслед боярыне. Зима, снег, холод – ещё сильнее усугубляют состояние героини.
Одни ей сочувствуют, другие – насмехаются. Ее сестра умерла от истощения двумя месяцами раньше. После пыток на дыбе, мучимая голодом, она скончалась. Каменный храм построили в 1703 году. Каменный храм построили в 1703 году. Без устали работал Суриков на натуре.
Работа над картиной: центральный образ
По окончанию выставки ее приобрели для Третьяковской галереи за гигантскую сумму и больше «Боярыня Морозова» не покидала никогда галерею, где находится и в настоящее в Старообрядческие обычаи были знакомы Сурикову с малолетства. Динамичность всей сцены усиливается и диагональным построением картины. На полотне живописца, Морозова обращается к российскому народу, к простым людям – к нищей старухе, к страннику с посохом, к юродивому и другим людям, а они не скрывают своего уважения и сочувствия пленнице. Суриков восхищался самоотверженностью боярыни. Он может выражать лишь сострадание всем противоборствующим сторонам. Это был раскол из-за убеждений и веры. Выросший в крае старообрядчества – Сибири, Суриков не раз читал «жития» мучеников, среди которых было и издание «Повести о боярыне Морозовой».
Толпа на нем живет и волнуется движутся, клином врезаясь в толпу, убогие сани. Очертания церкви на картине туманны: художник не хотел, чтобы она была узнаваема. Для полотна свойственны яркие пестрые цвета, насыщенные оттенки. Действие происходит на одной из московских улиц.
Суриков понял, что санную колею надо написать очень точно. Полотно воспринимается, как живой кусок действительности. В виде смеющегося купца слева на картине «Боярыня Морозова» изображён бывший дьяк Сухобузимской Троицкой церкви Варсанофий Семёнович Закоурцев. (8) Церковь. Последней каплей для царя стал ее отказ от участия в его свадьбе с Натальей Нарышкиной. По окончанию выставки ее приобрели для Третьяковской галереи за гигантскую сумму и больше«Боярыня Морозова» не покидала никогда галерею, где находится и в настоящее в Старообрядческие обычаи были знакомы Сурикову с малолетства. (1) Феодосия Морозова.
Сочинение-описание картины Боярыня Морозова
Прототипом Морозовой стала тётка Сурикова— Авдотья Васильевна Торгошина. Согласно одной из трактовок, под воздействием примера боярыни «совершается душевное преобразование этих людей закаляется в них воля восстают неведомые душевные силы»6. Этот удивительный образ запал в его художественную память и душу.
Люди потянулись к ней взорами. Ее открытое неподчинение вызвало гнев монарха и в конце концов боярыню заточили в подземную тюрьму в Боровске под Калугой, где она и умерла от истощения. Суриков понемногу прибавлял внизу холста колею. Все на картине будто напряглось. Считается, что женский лик, сам образ боярыни, Сурикову навеяла ворона, вскинувшая крылья.
Мы видим и злорадство попа, ощерившего свой беззубый рот и сочувствие посадских людей и «нищей братии» -- юродивого, повторяющего патетический жест Морозовой, странника, обнажившего голову и замершего в глубоком раздумье, нищенки, опустившейся на колени перед гонимой царем раскольницей. Если приглядеться внимательно – в героине на самом деле есть что-то черное, птичье. Боярыня была арестована и отправлена в Чудов монастырь на допрос. В отчаянии скрестила руки на груди девушка в вышитой шапке. Художник сумел показать фанатичную преданность идее, безусловную веру в собственные идеалы. Полотно «Боярыня Морозова» раскрывает полную трагизма и загадочную душу русского человека.
Её напряжённое лицо показывает всю тяжесть её положения. Она почти не смотрит на боярыню.