Картина Девушка С Персиком
История одного шедевра: «Девочка с персиками» Серова
2. Через девять лет Серов написал ещё один портрет Веры Мамонтовой, назвав его «Девушка с кленовой веткой». Ее портреты также писал Васнецов («Девушка с кленовой веткой», «Боярышня»).
Со временем Серов приобрел репутацию портретиста с «острой» кистью: своих респектабельных моделей он изображал не в самом выгодном свете, что, хотя и не особенно нравилось им, но принималось, поскольку было модной и почти обязательной мерой провокации. Абрамцево было и «домом творчества» и местом, где в атмосфере домашнего уюта собирались друзья.
Любовница его бросила, но зато вернулись жена и дочь Александра. Работа была названа просто и лаконично – «В. М» и стала открытием на выставке 1887 года, поразившем совершенно всех. Перед нами картина талантливого живописца В. А. Серова «Девочка с персиками». Тогда у Серова, по его воспоминаниям, был дурман в голове и желание «писать только отрадное». На ослепительно белой скатерти лежат вянущие листья клена, персики и серебряный нож. Ее жизнерадостный вид так впечатлил Валентина Серова, что он предложил девочке позировать. Художнику удалось точно поймать момент и запечатлеть его на холсте.
12 интересных фактов о «Девочке с персиками»
Искусствовед Элеонора Пастон говорит: «Считается, что ее внешние черты Врубель придал «Снегурочке», «Египтянке», Тамаре на иллюстрациях к «Демону». Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Маленькая «муза» абрамцевского кружка будто только что вбежала в комнату и присела за стол с персиками. И указал на другое, дешевое, которое стояло рядом. А картина явилась «своеобразной благодарностью Серова теплу и уюту дома Мамонтовых, ставших для художника второй семьей», – считает доктор искусствоведения, старший научный сотрудник Третьяковской галереи Элеонора Пастон.
Итальянские впечатления во многом определяли творческое самочувствие Серова, когда в конце лета того же 1887 года в Абрамцеве он работал над произведением, с которого начиналась его художническая известность, картиной «Девочка с персиками», создав в ней лучезарный образ юности, красоты, ставший прямым проявлением его тогдашнего взволнованно-поэтического отношения к миру. Через год в Домотканове была написана картина изображающая его двоюродную сестру. Не будем повторять этого высокопарного словоблудия, а лучше откроем воспоминания Владимира Теляковского, директора императорских театров, члена «абрамцевского кружка»: «Нет сомнения, что за Мамонтовым большая заслуга собрать вокруг себя целую плеяду художников. Для «Девушки, освещенной солнцем» — в Домотканове двоюродная сестра художника Маша Симонович. – да Бог их знает), с которыми он стал ставить домашние спектакли. Улыбка дочери стала единственным сокровищем, которое осталось у Саввы Ивановича, когда в результате политических интриг он лишился всех своих миллионных капиталов и был заключен в тюрьму по обвинению в воровстве. Искусствовед Элеонора Пастон говорит: «Считается, что ее внешние черты Врубель придал «Снегурочке», «Египтянке», Тамаре на иллюстрациях к «Демону».
Ей было всего 32. Бывают создания человеческого духа, перерастающие во много раз намерения их творцов. Модели его неотделимы от места их бытия.
А вот к Серову уже тогда относились неоднозначно. Как создавался шедевр и почему персики не розовые, а зеленые – в рубрике телеканала «МИР 24» «Главный экспонат» рассказала старший научный сотрудник Государственной Третьяковской галереи Ольга Атрощенко. Картина заняла свое место в той же комнате, где и была написана. Он назвал работу «Девушка, освещенная солнцем». «Девушки» написаны с конкретных лиц. 19 апреля 1919 был освобождён. Подобная история была до последнего времени с Васнецовым, что он не выставит, то, за исключением небольшого кружка друзей, принимается как ненормальное явление полусумасшедшего (хотя и талантливого) человека.
Как сложилась судьба «девочки с персиками»: 7 удивительных фактов о самой известной картине Серова
Врубель отлил лицо Веры для своей скульптуры «Египтянка». Его написал Васнецов, в то время Вере было 21 год. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. «Много было лохматого студенчества, – вспоминал Репин, – манеры у всех были необыкновенно развязны».
Картина «Девочка с персиками» великого русского живописца Валентина Серова – признанный шедевр. Помимо этого, кленовые осенние листья создают особый контраст в сравнении со спелыми персиками, напоминающий о быстротечности всего сущего и о том, что необходимо радоваться солнцу, как впрочем и всему вокруг происходящему. В руках у девочки персик, такой же смугло-розовый, как ее лицо. Персиков много – в доме всегда много людей, а угостить нужно всех.
Веруша была самой любимой дочерью миллионера и филантропа Саввы Мамонтова (всего у олигарха было пятеро детей и начальные буквы их имён составляли имя отца – Савва: Сергей, Андрей, Всеволод, Вера и Александра). Художник здесь часто работал. Она не дожила и до 33 лет, скончавшись от пневмонии. Позже церковь уничтожили большевики, сейчас на этом месте часовня – прямо рядом с выходом из станции метро «Арбатская». Все полотно – это источник быта и пример воспитания дворянских детей тех времен.
Из этюда «девочки в розовом» или «девочки за столом» он вырос в одно из самых замечательных произведений русской живописи, в полную глубокого значения «картину», отметившую целую полосу русской культуры. Именно вот таким образом Мамонтову было очень важно иметь собственное дизайнерское бюро. Восновном этобыли буржуа иаристократы.
«Девочка с персиками» является одной из первых серьезных работ художника, которая стала его «счастливым билетом» в дальнейшую успешную творческую карьеру, которая сложилась у Серова, впоследствии ставшего лучшим портретистом своего времени. А впрочем, он не пытался описать картину «Девочка с персиками» словами. Но Серов сам не называл их портретами. Это — последнее слово импрессионального искусства. Это трудно понять нам, нынешним, впитавшим с детсада художественные стандарты «русскости»: от хохломы до картин Билибина.
Здесь гостили Тургенев, Репин, Врубель, Антокольский. Она полна жизни и энергии, вот таким образом не может долго усидеть на месте. Еще при Аксаковых усадьба была центром русской культурной жизни.
Впервые Серова привезла в Абрамцево мать-композитор в 1875 году. В решении этой задачи колорит картины играет самую активную роль: белая скатерть, светлые стены комнаты, розовое «пятно» кофты в центре, а если учесть, что у Серова и белое — не белое и розовое — не розовое, но все в рефлексах, что каждый участок живописной поверхности дополняет и обогащает соседствующие с ним и что в передаче ощущения изменчивости, мимолетности важное значение имеет фактура, то может показаться, что и впрямь его полотно — большой импрессионистический этюд.
Композиция картины динамична не менее колорита. Вера терпеливо почти каждый день больше месяца позировала художнику. Кто бы что ни думал, портрет Веры Мамонтовой Серов написал в 22 года. Вот с реализмом – здесь все в порядке. «Девочка с персиками» бурятского художника Зорикто Доржиева не просто посвящение великому Валентину Серову, а попытка соединить национальную традицию с классической. Но когда мы сравниваем персики, лежащие на столе и пылающие щеки Веры, мы понимаем, насколько она более жизненна и энергетически наполнена, нежели эти прекрасные фрукты.
Веру Серов написал в просторной столовой, одной из анфиладных комнат усадьбы. После Серов говорил: «Писал я больше месяца и измучил её, бедную, до смерти, уж очень хотелось сохранить свежесть живописи при полной законченности, — вот как у старых мастеров». Но полтораста лет назад никаких канонов «русского стиля» не существовало: более того, само слово «русский» ассоциировалось с какой-то давно ушедшей архаикой, густопсовыми боярскими бородищами в кислой капусте, с лаптями, кафтанами и прочими рушниками.
Картина «Девочка с персиками» Серов
Для «Девочки с персиками» Серову позировала в Абрамцеве дочь Мамонтовых Вера — двенадцатилетняя девочка. С холста пристально смотрит смуглая девочка с темными, как угольки, горящими глазами.
Это старинные стулья, кресла и стол — все темного дерева, полированные, отражающие падающий на них свет их преимущественно криволинейные очертания вторят контуру фигуры девочки, силуэт, служа своеобразным «обрамлением», помогает закрепить ее положение как в изображенном пространстве, так и на плоскости полотна. Некоторые даже обвиняли мастера в том, что его портреты похожи на карикатуры. Рядом висящие портреты работы Репина и Васнецова кажутся безжизненными образами, хотя по-своему представляют совершенство Вышла чудная вещь, которая в Париже сделала его имя если не громким, то известным, но у нас пока подобное немыслимо, примут за помешанного и уберут с выставки, настолько это ново и оригинально.
Девочка с персиками, Валентин Александрович Серов, 1887
Искусствовед Элеонора Пастон говорит: «Считается, что ее внешние черты Врубель придал «Снегурочке», «Египтянке», Тамаре на иллюстрациях к «Демону». Венчание состоялось 26 января 1903 года в Москве на Поварской в церкви Бориса и Глеба – это был приход Самариных (они жили неподалеку на Поварской улице). Он рос вместе со старшими детьми Мамонтовых, постоянно терпя их проказы. Мамонтовых Валентин тоже знал с раннего детства. Однако «сохранить свежесть живописи» для него в то же время значило сохранить свежесть того радостного чувства, с которым писалось это полотно, передать всю прелесть мимолетного впечатления, но при этом так «остановить мгновение», чтобы добиться «законченности» и вот таким образом, работая с натуры над портретом двенадцатилетней Веруши, дочери C. Мамонтова, он, помня уроки Репина и Чистякова, заведомо решал его как картину. Веру Саввишну со временем прозвали «абрамцевской богиней».
Веру Саввишну со временем прозвали «абрамцевской богиней». Тем не менее это был ее первый опыт продолжительного позирования. Например, на картине Васнецова «Аленушка» именно Вера сидит на камушке над гладью абрамцевского пруда.
«Девочка сперсиками» Серова: история картины
Художник знал модель с младенчества. Младшая Вера тоже подшучивала над юным Серовым. Со стороны девочки это была дань по-родственному близким отношениям. Было это в 1887 году. Сегодня картина Васнецова «Богатыри» считается настоящим народным шедевром и символом отечественного искусства, но не всем известно, что до картины русского художника в сознании людей образы троих богатырей никогда не были объединены – в фольклоре герои былин пересекались редко. При Мамонтовых традиции продолжились.
1. Завершив портрет, Серов подарил егоматери девочки Елизавете Мамонтовой. «Девочка с персиками» по существу выходит за пределы портретного жанра, приближаясь к сюжетной картине. Казалось бы, он их и любить и уважать должен, между тем качества русского купца-савраса часто давали себя чувствовать.
7 удивительных фактов о «Девочке с персиками» — самой известной картине Серова
«Девочка» написана на темном фоне и стол за которым она сидит самый простой. Все изменилось в 1887 году, когда 22-летний художник вернулся из Италии, вдохновленный солнечными пейзажами и шедеврами Ренессанса. В 90-е годы художник получал много заказов от знаменитых людей. И какие это портреты. Картина заняла свое место втойжекомнате, гдеибыла написана.
25 сентября 1918 был арестован в Брянске, у него изъяли письмо Патриарха Тихона с поручением вести в Киеве переговоры о проблеме автокефалии церкви на Украине. В апреле 1904 года у Самариных появился первенец, Юра. «Девочка с персиками» вышла замуж, родила троих детей, ее брак казался удачным, а будущая жизнь – счастливой, но За год до смерти матери Вера заболела пневмонией и умерла. 1 ДЕВОЧКА. В них заключена конечная цель творческого акта.
Слэнговые советские словечки, до сих пор популярные за рубежом
Ощущение, что эта девочка нетерпелива, вот-вот сорвется с места и убежит прочь. Афанасьева был настоящей настольной книгой, неиссякаемым источником образов и тем для творчества. Позже картину заменили на копию, а оригинал отправили в Третьяковскую галерею.
В Абрамцеве Серов написал картину, которая позже стала известной – портрет маленькой Веры Мамонтовой под названием «Девочка с персиками». Вам, наверное, сразу же пришла на ум «Стрекоза» Репина и это неслучайно – художник взял у мэтра только лучшее. «Постоянство памяти» – одна из самых известных картин Сальвадора Дали, она является своеобразным символом скоротечности и относительности временного пространства. Вряд ли это обстоятельство можно счесть случайным. Шапка ее густых темно-каштановых волос и большой синий бант на розовом фоне являются столь же устойчивыми «доминантами» этой строго рассчитанной композиции. Вера была страшной непоседой. Онмного времени проводил вихдоме.
Кого на Руси называли «лохами» и «лахудрами»
Есть в этом взгляде что-то искрометное и озорное, как будто она задумала какую-то шалость. И, как вспоминал Репин, вскоре Серов стал любимым актером Саввы Ивановича – так как публика покатывалась от хохота, наблюдая, как угрюмый подросток с неизменно скорбным лицом изображает то «волшебного зайчика», то «веселого ежика».
Элементы натюрморта и пейзажа расширяют стандартное понятие портрета. Но самый, конечно известный портрет – это «Девочка с персиками».
Спор пастуха с незнакомым мужиком
Кстати, есть еще один портрет Веры. Его детство сложно назвать счастливым. Завершив портрет, Серов подарил его матери девочки Елизавете Мамонтовой. Ее жизнерадостный вид так впечатлил Валентина Серова, что он предложил девочке позировать. К сожалению, судьба этой девушке трагична.
Он упрашивал её: «Ну, посиди, сделай милость Я такой портрет напишу, сама себя не узнаешь. Мы воспринимаем персики как экзотический нежный, яркий, сочный фрукт. Современем Серов приобрел репутацию портретиста с«острой» кистью: своих респектабельных моделей онизображал невсамом выгодном свете, что, хотя инеособенно нравилось им, нопринималось, поскольку было модной ипочти обязательной мерой провокации. Построенная по диагонали (ею служит линия, обозначающая край стола), она кажется «открытой» во всех направлениях и фрагментарной, как кадр мгновенной фотографии. Причем сам Серов позже вспоминал: «Писал я больше месяца и измучил ее, бедную, до смерти, уж очень хотелось свежести живописи, при полной законченности, вот как у старых мастеров». Тем не менее, Елизавета Мамонтова (мать Веры), не отличалась красотой, но дочка ее на картине – само обаяние и непосредственность.
Страшное преступление в особняке
Ее жизнерадостный вид так впечатлил Валентина Серова, что он предложил девочке позировать. Красавицей будешь. », на что та отвечала: «Ты же замучишь меня Скучно сидеть, лето». И это, без сомнения, ему удалось. Они выписаны так реалистично, что возникает желание их съесть. Прежде всего в этом и была новизна серовской позиции.
Девочка. Это, знаете ли, сегодня экскурсоводы в музее-усадьбе «Абрамцево» любят с придыханием рассказывать о беззаветной любви олигарха Мамонтова к искусству, его увлеченности живописью и скульптурой, его стремлении спасти мир с помощью красоты. Молодой художник предложил девочке позировать и спустя почти два месяца появилась «Девочка с персиками», воплотившая задумку автора. По контрасту к ней несколькими энергичными мазками Серов наметил правую руку, передав порывистое движение пальцев, обхвативших персик. Вера Мамонтова была великолепная и удивительная личность. Картина американского художника Гранта Вуда «Американская готика» – один из самых узнаваемых (и пародируемых) образов в американском искусстве XX века.
Чаще всего Дали оставлял в дневниках записи о своих работах, но о смысле и значении «Постоянства памяти» не было найдено ни слова. Здесь гостили Тургенев, Репин, Врубель, Антокольский.
Картина «Девочка с персиками» : почему фрукты зеленые
Поселились молодожены в своем имении неподалеку от села Аверкиево Павло-Посадского района. И возрождать «русский стиль» он доверил весьма серьезным людям: изначально в «абрамцевский кружок» входили профессор истории искусств Адриан Прахов, скульптор и академик Марк Антокольский, Илья Репин, Василий Поленов и Виктор Васнецов. Свет льется из-за окна, за которым видна чуть тронутая осенней желтизной листва деревьев, «перетекает» в соседнюю комнату.
Лицо Веры нельзя назвать традиционно русским типажом. А через минуту вскочит и побежит дальше. Находился в заключении в орловской тюрьме-изоляторе.
Видеоверсия того, что было после персиков
Кстати, в музее-усадьбе этот камушек сохранился и поныне. Долгое время она висела в комнате. Серов попал в дом Мамонтова еще ребенком – в возрасте 13 лет. Как отмечается в документах, картина была приобретена у А. С. Мамонтовой в 1929 году. Дело было закрыто, но, несмотря на оправдательный приговор, Мамонтов за то время, пока делами никто не занимался, потерял почти все свое состояние.
Тогда у Серова, по его воспоминаниям, был дурман в голове и желание «писать только отрадное». Одна как бы слилась с этим домом и садом, который виден сквозь стекла окон другая уютно пристроилась под тенью дерева в уголочке старого запущенного парка. Абрамцево было и «домом творчества» и местом, где в атмосфере домашнего уюта собирались друзья. Мамонтовых Валентин тоже знал сраннего детства. И именно вокзалы в те годы считались своеобразными «витринами» государства, как, например, сегодня такими «витринами» считаются аэропорты. Даже маленькая Вера подшучивала надним.
Коровина зачастую Мамонтов заставлял дожидаться в передней. Илья Репин изобразил Веру на картине «Не ждали» – это дочь вернувшегося с каторги народовольца. Художник знал модель с младенчества. Вообще те из художников, которые были часто переносить многое Бедными были Врубель, Коровин и Головин «Испанок» Мамонтов купил у Коровина за 25-рублевое пальто.
Картина Серова Девочка с персиками
И именно это отличает Серова от его недавних предшественников. Даже маленькая Вера подшучивала над ним. Веру Саввишну со временем прозвали «абрамцевской богиней». После создания портретов М. Ф. Морозовой и С. М. Боткиной, продемонстрированных на выставке в столице Франции, начался новый период в творчестве мастера.
«Только отрадное». Ее портреты также писал Васнецов («Девушка с кленовой веткой», «Боярышня»). Многие предметы изображенные на картине, обладают особым символизмом.
«Девочка с персиками» Валентина Серова
Такой отворот и заняли персики, нож и несколько кленовых листьев. Что ж, на любой другой картине это были бы просто блюдо и фрукты, но в данном случае речь идет о художниках «абрамцевского кружка», для которых сборник народных сказок фольклориста А. Н. И для них смысл этих символов был очевиден – это же прямая ссылка на «Сказку о серебряном блюдечке и наливном яблочке» – произведении, ставшем своеобразным открытием для российских романтиков: недаром Константин Бальмонт переложил эту сказку на стихи для своего поэтического сборника «Зарево Зорь». Впервые Серова привезла в Абрамцево мать-композитор в 1875 году. Врубелю Мамонтов заказал панно за 3 000 р., а когда панно было готово и Врубель пришел за деньгами, Мамонтов сказал ему: «Вот 25 рублей, получай».
В «Девочке с персиками» господствует тема минутного покоя, остановки, вслед за которой это непоседливое юное существо придет в движение и повлечет за собой перемены во всем интерьере, спутает вещи. При Мамонтовых традиции продолжились. Но сколько в этой простоте глубины и цельности, как во всех этих «случайностях» сквозит неповторимая радость жизни. Теперь вам известна история картины «Девочка с персиками».
Описание картины Валентина Серова «Девочка с персиками»
1 ДЕВОЧКА. Также Васнецов нарисовал ее и в образе Снегурочки. Картина как бы соткана из света и воздуха.
Здесь гостили Тургенев, Репин, Врубель, Антокольский Абрамцево было и «домом творчества» и местом, где в атмосфере домашнего уюта собирались друзья. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Веруша (или Мамонтова Вера Саввишна) была любимицей всех обитателей дома и в ней присутствовал «незримый папин огонек», который и постарался максимально отчетливо передать молодой Серов. Тем не менее его жена Гала абсолютно правильно предсказала, что никто, раз увидев «Постоянство памяти», уже его не забудет. Тем не менее это был ее первый опыт продолжительного позирования. Младшая Вера тоже подшучивала над юным Серовым. К тому же Серов не писал здесь портретов в привычном значении этого слова. Как известно, всё началось с того, что Валентин Серов, гостивший у Мамонтовых в 1887 году, увидел дочку хозяина Веру, которая вбежала в дом, взяла персик и села за стол.
Зачем, если почитатели его таланта сами могли все увидеть. А через минуту вскочит и побежит дальше. Вуд представил «Американскую готику» на конкурсе в Чикагском институте искусств.
11 интересных фактов о картине гения Девочке с персиками
Именно это произведение и принесло Серову славу. Летом 1918 под угрозой ареста Александр Самарин был вынужден покинуть Москву (чекисты пришли за ним с ордером на арест в его отсутствие) и некоторое время он жил в Оптиной пустыни. Правда, сюжет ее на первый взгляд самый простой. У Серова же свет, воздух, радость, молодость — сами по себе прекрасны.
Он рос вместе со старшими детьми Мамонтовых, постоянно терпя их проказы. В газетах об этом событии не было ни строчки. Ее портреты также писал Васнецов («Девушка с кленовой веткой», «Боярышня»). А картина явилась «своеобразной благодарностью Серова теплу и уюту дома Мамонтовых, ставших для художника второй семьей», — считает доктор искусствоведения, старший научный сотрудник Третьяковской галереи Элеонора Пастон. Получилось так, что «Девочка с персиками» затмила все остальные работы художника и многие помнят его как автора одной картины, а это немного обидно. Его блики скользят по лицу девочки, отчего и возникают переливы перламутра на блузке и на скатерти.
Со стороны девочки это была дань по-родственному близким отношениям. Савва Мамонтов же впоследствии находил первых заказчиков для молодого художника. К таким же созданиям надо отнести и тот удивительный серовский портрет. На нем ничего кроме блюдца с персиками и косточки от уже съеденного фрукта.
Портрет сестры девочки с персиками ушел с молотка по рекордной цене
В России же расцвел «псевдорусский» стиль в архитектуре, большим поклонником которого был сам император Александр III. При Мамонтовых традиции продолжились.
Сохранился рисунок Репина изображающий Серова в возрасте тринадцати лет. Художник знал модель с младенчества. В основном это были буржуа и аристократы. После ее смерти Савва Иванович быстро постарел, от прежнего завсегдатая театров и ресторанов не осталось и следа. Картина пропитана атмосферой легкости и беззаботности, которые бывают только в детстве. Репинский портрет Мусоргского, созданный за шесть лет до «Девочки с персиками», также наполнен светом. Еще при Аксаковых усадьба была центром русской культурной жизни.
Самое сложное в работе Серова было удержать Веру на одном месте. Обе модели оказались похожими друг на друга — но, скорее, «за счет» самого Серова, который хотел видеть в них прежде всего красоту молодости. Тем не менее это был ее первый опыт продолжительного позирования. Легкостью и свободой отличается нежный цвет розовой блузы Верочки – она кажется изготовленной из мельчайших паутинок.
В Третьяковке выломали дверь, секрет девочки с персиками и ничего не меняется
А через минуту вскочит и побежит дальше. Картина «Девочка с персиками» появилась из-под кисти Серова, абсолютно случайно, как и все уникальное. Савва Мамонтов жевпоследствии находил первых заказчиков длямолодого художника.
Скончался он в апреле 1918 года. Художник работал с упоением и безжалостно по отношению к себе, если ему не нравилось, как получается, он счищал краску и начинал заново. Причем если круг общения Александра Николаевича состоял из интеллигентных и аристократичных людей (к примеру, он дружил с Тургеневым и Николаем Ге), то молодая жена тащила в дом нигилистов и маргиналов.
Редкая гармония движения и покоя, мимолетного и устойчивого, завершается изображением лежащих на столе серебряного фруктового ножа, чуть пожухлых листьев клена и румяных плодов, форма и особенно бархатистая поверхность которых как бы «перекликаются» с нежным лицом милой серовской модели. Можно посмотреть и другие картины Серова, ведь они не менее гениальны. Приходилось брать – у Врубеля гроша денег не было». Тонкие пальцы обхватили плоды с бархатистой кожицей. Чтобы подчеркнуть свежесть ее детства и восприятия, Серов проводит параллель – помещает на столе три персика, в руках она держит еще один.
Он много времени проводил в их доме. Художник использует контрастные тона на фоне общей пастельной гаммы. Еще при Аксаковых усадьба была центром русской культурной жизни. Обстановка старинной усадьбы – часы, стулья, окна – кажутся не просто частью интерьера, а частью летнего дня за окном. Черты Веры ещё не раз появлялись в его работах, но судьба самой «девочки с персиками» была крайне трагична: в возрасте 32 лет она заболела пневмонией и умерла.
Например, за обедом, когда знаменитый Врубель потянул руку за вином, Мамонтов его остановил при всех и сказал: «Погодите, это вино не для вас». В центре внимания Серова оставался прежде всего образ его юной героини, хотя в поле зрения художника попало множество самых разных предметов. Скатерть завернули и аккуратно уложили наверх – так края не свисают со стула. Когда же Врубель запротестовал, Мамонтов ему сказал: «Бери, а потом ничего не дам».