Картина Флора Рембрандт
«флора», ранее известная под названием «Саския в образе Флоры»— картина работы Рембрандта, написанная в 1634 году, на которой, вероятно изображена жена художника Саския ван Эйленбюрх в образе древнеримской богини цветов, расцвета, весны и полевых плодов Флоры. «флора», ранее известная под названием «Саския в образе Флоры» – картина работыРембрандта, написанная в 1634 году, на которой, вероятно изображена жена художникаСаския ван Эйленбух в образе древнеиталийской богини цветов, расцвета, весны и полевых плодов Флоры. Картина Рембрандта Флора: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора.
«флора», ранее известная под названием «Саския в образе Флоры»— картина работы Рембрандта, написанная в 1634 году, на которой, вероятно изображена жена художника Саския ван Эйленбюрх в образе древнеримской богини цветов, расцвета, весны и полевых плодов Флоры.
саския в виде флоры картина в эрмитаже ее описание
Действительно, Рембрандт не сосредоточивает на ней все свое внимание. Пейзаж "Благовестие пастухам" внешне сотворен в неразрывной связи с евангельской легендой.
В них тонко охарактеризован внутренний мир человека. В московском музее изобразительных искусств имени Александра Сергеевича Пушкина хранится небольшая по размерам (пятьдесят на пятьдесят сантиметров), но значительная по замыслу картина 1634-го года "Неверие апостола Фомы", выполненная не на холсте, а на квадратной деревянной доске. Ночной Дозор — это групповой портрет членов стрелковой гильдии. В судьбе евангельского старца, которому было предопределено увидеть младенца Христа и лишь потом умереть («Отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему с миром ибо видели очи мои спасение Твое»), художник словно прозрел собственную судьбу. Саския всегда рядом с ним, юная и сияющая.
Также в том году он написал её портрет маслом, т. н. «Портрет смеющейся женщины» (ныне в Дрезденской галерее). Однако подобная модель изображена живописцем еще в нескольких картинах на разные сюжеты. «Молодая женщина в широкополой шляпе, держащая посох» (Rijksprentenkabinet, Амстердам) считается исследователем Слайвом (1965) подготовительным рисунком к фигуре «Флоры». Кто они — неизвестно. Рембрандт гордо и радостно смеялся.
5 самых известных картин Рембрандта
В венок Флоры вплетен великолепный пестрый тюльпан разновидности, которая впоследствии получит название «рембрандтовского тюльпана». Среди тех, кто остался в мастерской мастера (с 1648 г. по 1653 г. ), был Николас Мас. Весть о предательстве словно парализовала нежного юношу с мягким сердцем, любимого ученика Христа, Иоанна.
В этом случае название не было чисто случайным— в Голландии в 1-й пол. Крупнейшим пейзажистом первой половины XVII в. был Ян фан Гойен (1596—1656).
В этом случае название не было чисто случайным— в Голландии в 1-й пол. Ночь опустилась там, за изобразительной поверхностью офорта, где могучий и прекрасный лес загородил линию горизонта, кусочек которой угадывается слева, она опущена. Иногда это были рубины – застывшие крупные капли темно-красного густого вина или же молочно-белые опалы с перламутровым отливом, а иной раз он извлекал из ларца тяжелые золотистые топазы или блестящие кораллы с гранями самой разнообразной формы. Этот босой великан в длинной, ниспадающей серой одежде, с курчавыми черными волосами импозантно выпрямившись, уперев правую (близкую к нам) руку в бок и вытянув левую вверх, спокойно, лицом к лицу со смертью, повелевает исконным таинственным силам природы. В поколенном Мужском портрете де Кейзер создает колоритный образ голландского бюргера, делового, уверенного в себе, прочно занявшего «место под солнцем».
Заветной мечтой его было создание летательного аппарата тяжелее воздуха. В 1636 году ученик Рембрандта Говерт Флинк написал парные портреты своего учителя в образе Даифила (Рейксмузеум, Амстердам) и Саскии как Граниды (Музей герцога Антона Ульриха, Брауншвейг см. Главная тема искусства Рембрандта — мир человеческих чувств. Вот какова, в самых общих чертах, действительная ценность этих двух замечательных вещей.
Рубенс создал на эту тему патетическую картину-зрелище. На Иисусе красно-оранжевая одежда раба – хитон с круглым отверстием для головы. Таковы Портрет старика в красном (ок.
Описание картины Рембрандта ван Рейна «Саския Флора»
Также в том году он написал её портрет маслом, т. н. В серии картин «Страсти», выполненной в 1633—1639 годах для штатгальтера Фредерика Хендрика Оранского (Мюнхен, Старая пинакотека), по словам самого Рембрандта, он «с великим трудом» добился выражения «наивысшей и наиестественнейшей подвижности», под которой в Голландии XVII века понимали движение души. Не золото, как в известной картине Тициана, а свет, струящийся из глубины теплым потоком, устремляется к Данае, озаряя лицо молодой женщины ее обнаженное тело как бы оживает от прикосновения волшебных лучей. Ему доставляло огромное удовольствие показывать потом Саскии, как и где он ее застиг. Могила его затерялась, но великое наследие осталось в память о нём на многие века. С творчеством Якоба фан Рейсдаля (1628/29—1682) связаны лучшие достижения пейзажной живописи второй половины XVII в. В Эрмитаже хранится одиннадцать картин этого мастера. На заднем плане также видны растения, вьющиеся, вероятно, по стенам грота.
В 1634 г. Рембрандт стал гражданином Амстердама и членом местной гильдии художников. Широкое развитие получает портрет, пейзаж, бытовой жанр, натюрморт изображение животных. Женское обаяние составляет суть этого знаменитого произведения. 1652—1654 гг. ), Портрет старушки (1654 г. ), Портрет старика (1654 г. ). Волнообразные складки на его одежде очень круты, почти осязаемы по ним проходит резкая граница тени (слева) и света (справа). Подготовительный рисунок (Национальный музей, Стокгольм) подтверждает, что Саския позировала и для этой гравюры1.
Эрмитажное собрание голландской живописи пользуется мировой известностью. Наряд богини написан с удивительным мастерством, но подлинное величие таланта Рембрандта проявляется в выражении нежности, которое художник придал ее лицу. Благоговейно идешь от одной картины к другой, как верующие в церкви идут вслед за крестом. 1629—1630 гг. ). Как и руки отца, сжимающие плечи юноши. Неправильность задорного личика Саскии опьяненный счастьем Рембрандт и не думает скрывать.
Он был создан воображением художника, вдохновленного, возможно, театральными постановками. И вот она перед ним, его юная, цветущая подруга, всякий раз в ином роскошном наряде.
Саския – с ударением на первом слоге. Небольшая картина Притча о работниках на винограднике (1637 г. ) воспринимается как иллюстрация социальных взаимоотношений: работники, возмущенные несправедливостью, предъявляют свои требования хозяину. В иронизирующем, огрублённом и мятежном преображении античной классики в мифологических картинах — в «Купании Дианы» (1632) или в «Похищении Ганимеда» (1635) – Рембрандт, независимо от современных ему образцов, формулирует личных протест, выражающий, как и в увиденных трезвым взором графических изображениях обнажённой женской натуры, неприукрашенную правду повседневности.
Здесь большую роль играет пейзаж. Основой композиционного приема офорта является резкое и очевидное противопоставление света, прямо-таки бьющего нам в лицо из глубины пространства слева вверху и тьмы, словно откатывающейся направо и вниз. Темный покров ночи окутывает взволнованную толпу людей. Затем шесть месяцев Рембрандт брал уроки у художника Питера Ластмана (Pieter Lastman) и несколько месяцев занимался в мастерской известных в то время живописцев братьев Яна и Якоба Пинас (Jan and Jacob Pynas)В 1624 г. (по некоторым данным в 1625 г. ) Рембрандт открыл в Лейдене собственную студию, а c 1627 г. стал брать учеников (с 1628 г. по 1631 г. одним из учеников живописца был Герард Доу).
В Амстердаме теперь находится дом-музей «Рембрандт», название которого является измененным написанием имени художника, появившимся в 1663 г. Проще говоря, его ранняя подпись (около 1625 г) состояла просто из «R» или монограммы «RH» (Рембрант Харменцон, то есть сын Хармена) и, с 1629 г «RHL» («L», по-видимому обозначала Лейден). Над полотном художник работал меньше года. И, как бы стоя за пределами места действия издалека, зритель наблюдает за священнодействием снятия с креста: плавно опускающееся тело Христа и принимающие его величавые фигуры шестерых святых. Так рождается романтический образ могучей, вечно обновляющейся природы. Это открытие позволило установить новую стадию в сложении «Флоры», поскольку известно, что Саския позировала как пастушка и некоторые ученые настаивают, что эрмитажная и лондонская картина изображают не Флору, а пастушку (каковое название для второй работы сейчас принято1). В те времена он был модным и преуспевающим живописцем, у которого было множество заказов.
Купить картину Флора, Рембрандт
Вещие слова сказаны. Картина «Иуда возвращает серебряники» (1629, Лондон, частное собрание) вызвала восторженный отзыв известного знатока живописи Константина Гюйгенса, секретаря штатгальтера Фредерика Хендрика Оранского: «это дрожащее жалким трепетом тело — вот, что я предпочитаю хорошему вкусу всех времен». Когда осматриваешь эти картины, прежде всего поражаешься их глубоким единством.
Болото принадлежит к числу наиболее прославленных произведений фан Рейсдаля. Его правая рука (на картине слева) согнута в локте, кисть ее скрыта под расстегнутым черным французским плащом, отделанным черным шелком. В начале 1640-х гг.
- Перейти к полному тексту работы
- Смотреть полный текст работы бесплатно
- Три музы Рембрандта – Саския, Гертье, Хендрикье
- Флора (портрет Саскии в виде Флоры)
- Рембрандт Харменс ван Рейн Флора
- Флора (портрет Саскии в виде Флоры) Рембрандт Хармес ван Рейн
- Эскизы и наброски с изображением Саскии
Поразителен и действен рембрандтовский схематизм. Их характеристики даны законченнее, чем у Рембрандта изображены они в ярких реалистических чертах, но в интересах наглядности Рубенс не боится известных элементов условности несмотря на ночь (фон картины темный) локальные, то есть свойственные предметам при их естественном дневном освещении, тона одежд выступают во всей чистоте и яркости, а протянутые слабые руки молодых женщин, наверное, не смогут принять тяжесть тела мертвеца. Отличительная черта творчества одного из крупнейших бытописателей Голландии Яна Стена (1626—1679) – увлекательная повествовательность. В ранних инвенториях и каталогах Эрмитажа картину назвали «Юная еврейка» и «Еврейская невеста».
И перед тем, как распластаться на полу в молитвенном исступлении, он в последний раз всплескивает сложенными руками. Формальное сходство между рисунком и картинами есть и вдобавок изображена явно пастушка, так как справа можно разглядеть фляжку. Заказчики, надо признаться, не поняли замысел Рембрандта, так как хотели получить нечто похожее на работы других художников-классиков того времени, тех, что были признаны эталоном в живописи. Офорты середины тридцатых годов отличаются сугубо внешней драматизацией и подчеркнуто зрелищной композицией.
Старый, сгорбленный горем отец, обращен к зрителю лицом. По-рембрандтовски прозрачная темнота позволяет рассмотреть вдали смутные очертания города.
- Портрет Саскии в аркадийском костюме
- Пример готового реферата по предмету: Живопись
- Другие городские события / лекция
- Зримая чувственность Рембрандта
Шлейф его плаща прибавляет к двум опорам – босым ногам – еще и третью. Рембрандт Харменс ван Рейн (1606-1669) родился в городе Лейден в многодетной семье владельца мельницы Хармена Герритсзона ван Рейна (Harmen Gerritszoon van Rijn). Он умел строить легкие мосты, придумывал новые пушки и способы разрушать крепости. Среди них есть и изображения моделей в фантастических одеяниях. Жемчужина коллекции — Даная (1636 г. )—написана на довольно распространенный в искусстве XVI—XVII вв.
Отчаянно защищаясь, запрокинув голову, она впивается ногтями в красное бородатое лицо подхватывающего ее на руки закутанного во все красное бога тьмы вцепившиеся в края ее бледно-желтой, с розоватыми оттенками одежды подруги (слева от нас) стремятся вырвать ее из объятий похитителя – но их отчаянные усилия напрасны. Его влекло к военному делу. Карл Маркс говорил, что Рембрандт писал Мадонну в виде нидерландской крестьянки. Самсон, угрожающий своему тестю (1635-ый год, Берлин), наконец, очень сильная картина Свадьба Самсона (1638-ой год, Дрезден) – во всех этих картинах Рембрандта содержимое легенды о библейском герое передано со сдержанным величием, без малейшей позы.
Быть может, самой крайней степени в своем стремлении к драматической патетике и в то же время пренебрежении к традиционным идеалам героики и к условным художественным канонам, то есть системам точных правил и предписаний, установленных академистами, Рембрандт достигает в самой большой картине самсоновского цикла – Ослепление Самсона (длина двести восемьдесят семь, высота двести тридцать восемь сантиметров). Со страстью и почитанием преклонялся Рембрандт перед женой. Справа на втором плане слабый свет рисует группу женщин. Когда осматриваешь эти картины, прежде всего поражаешься их глубоким единством.
Вторая ранняя вещь—Портрет старика-воина (ок. Герои произведения — простые люди Голландии. Действительно, Рембрандт не сосредоточивает на ней все свое внимание.
Один из них – портрет Мартина Дая (высота двести десять, ширина сто тридцать пять сантиметров), сделан в 1634-ом году, два года спустя после "Урока анатомии" другой – портрет Матильды ван Дорн (высота двести девять, ширина сто тридцать четыре сантиметра) – в 1643-ем году, через год после знаменитого "Ночного дозора", то есть тогда, когда обстоятельства жизни художника резко изменились и, потрясенный всем случившимся, он вступил в новый период творчества. Эта мода была вдохновлена публикацией ок. После того, как в 1631 (1632) году он переехал в Амстердам, в самом скором времени он снискал настоящую славу талантливого художника. Саскию ван Эйленбурх ныне знает весь мир. "Самсон, угрожающий своему тестю" (1635-ый год, Берлин), наконец, очень сильная картина "Свадьба Самсона" (1638-ой год, Дрезден) – во всех этих картинах Рембрандта содержимое легенды о библейском герое передано со сдержанным величием, без малейшей позы.
В московском музее изобразительных искусств имени Александра Сергеевича Пушкина хранится небольшая по размерам (пятьдесят на пятьдесят сантиметров), но значительная по замыслу картина 1634-го года Неверие апостола Фомы, выполненная не на холсте, а на квадратной деревянной доске. Стол накрыт. В руках он держит небольшую полураскрытую книгу.
Сдержанно, но проникновенно повествует Рембрандт о душевных переживаниях отца и сына. В его повернутом к нам измученном лице читается полная безысходность.
Выбор библейских сюжетов теперь вызван поиском темы для передачи сложной гаммы душевных переживаний человека (Прощание Давида с Ионафаном, 1642, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж офорт Христос исцеляющий больных, 1649), теплоты и преданности материнской любви, духовной близости истинно родных людей, красоты бесхитростного патриархального уклада скромной, непритязательной жизни (Святое Семейство, 1645, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж Христос в Эммаусе, 1648, Париж, Лувр). Умер Рембрандт Ван Рейн 4 октября 1669 года в бедности и нищете.
Первоклассным произведением Переправа на пароме представлен современник Гойена — Саломон фан Рейсдаль (1600— 1670). В 1642 году он поверг в изумление своих современников выполненным по заказу стрелковой гильдии огромным монументальным полотном, создав взамен традиционного группового портрета стрелков (пирующих или представляемых зрителю капитаном роты) патетического звучания сцену торжественного и радостного выступления защитников прав и свобод независимого города.
Голландии были нужны национальные герои и символы. И вот по ряду учеников проходит волна, как бы состоящая из двенадцати фигур, считая то в одну, то в другую сторону от Христа: удар, круговращение, отражение, обращение, вздымание, склон, подъем, стремительность, замедление, углубление и так далее, вплоть до исчерпывания движения в крайних, замыкающих композицию фигурах. Трое его детей умерли ещё во младенчестве.
Несоответствие, которое должно было привести к противоречиям в творчестве художника. Этот выход задрапирован тяжелыми материями. Рембрандт фан Рейн (1606—1669).
Портретная живопись, как и пейзаж, представлена работами мастеров разных поколений.
Могила его затерялась, но великое наследие осталось в память о нём на многие века. В Бельгии был Рубенс, а Голландия превозносила Рембрандта. Мы видим их уже собравшимися в большой горнице, готовыми к последней вечере. Он был в моде. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом.
Основа сложившегося у мастера идеала— облик его соотечественниц. Этот период представлен в Эрмитаже выдающимися произведениями: Флора, Снятие с креста, Жертвоприношение Авраама, Даная, Притча о работниках на винограднике, рядом портретов. Заветной мечтой его было создание летательного аппарата тяжелее воздуха. Все они обращены к оживающему мертвецу и среди них господствует ужас.
В темнице его волосы отросли. Но и картина «Прощание Давида с Ионофаном» (1642) через кажущуюся объективность повествует о глубоко личном (печаль по поводу смерти Саскии), а несколько ранее, в самокритичном высказывании дрезденского «Автопортрета с Саскией на коленях» (около 1635 – 1636) впервые появляется мотив блудного сына. Колорит Рембрандта в эти годы становится более теплым, в нем преобладают золотисто-красные тона. Эрмитажная картина появилась на распродаже коллекции Арентс в Амстердаме в 1770 под названием «Портрет дамы, одетой как пастушка изображенный в полный рост на фоне пейзажа».
Девять картин эрмитажной коллекции отражают разнообразие интересов художника, его острую наблюдательность и юмор в изображении сцен повседневной жизни различных слоев голландского общества (Курильщик, Брачный контракт, Больная и врач, Гуляки и др. ). В руке этот человек держит высокий шест, на верху которого над нами покачивается большая плетеная корзина – и с краев ее (для рекламы) свисают околевшие от яда крысы. Это самое большое полотно Рембрандта на религиозную тему, хранится оно в Эрмитаже. Их характеристики даны законченнее, чем у Рембрандта изображены они в ярких реалистических чертах, но в интересах наглядности Рубенс не боится известных элементов условности несмотря на ночь (фон картины темный) локальные, то есть свойственные предметам при их естественном дневном освещении, тона одежд выступают во всей чистоте и яркости, а протянутые слабые руки молодых женщин, наверное, не смогут принять тяжесть тела мертвеца. Бурные и нежные любовные ночи дни, озаренные пьяной радостью творчества.
Низкий горизонт помогает подчеркнуть монументальность пейзажа, его величие. Мы называем их вечными спутниками. Напомним о легендарных событиях, предваряющих сюжет фрески Леонардо. Красивый, золотисто-оливковый колорит картины характерен для 1630-х гг. Быть может, самой крайней степени в своем стремлении к драматической патетике и в то же время пренебрежении к традиционным идеалам героики и к условным художественным канонам, то есть системам точных правил и предписаний, установленных академистами, Рембрандт достигает в самой большой картине самсоновского цикла – "Ослепление Самсона" (длина двести восемьдесят семь, высота двести тридцать восемь сантиметров). Он умел строить легкие мосты, придумывал новые пушки и способы разрушать крепости. К неудовольствию заказчиков, наряду со стрелками, потесненными ликующей толпой и отчасти заслоняющими друг друга, полноправное место в композиции заняли безымянные и загадочные персонажи (ярко освещенная карлица с петухом, мальчишка, бегущий наперерез отряду).
В Эрмитаже хранится двадцать шесть картин Рембрандта. Библейская легенда о старце Аврааме, вынужденном, повинуясь велению бога, принести в жертву своего сына Исаака (Жертвоприношение Авраама, 1635 г. ), рассказана Рембрандтом как подлинное событие человеческой жизни. Праздники, судя по всему, сменялись праздниками, как счастливые дни сменяются тревожными. 1605 года пасторального романа Питера Корнелисзона Хофта «Гранида и Даифил». Трое его детей умерли ещё во младенчестве. Он находит выражение как в позах и мимике лиц, так и особенно в жестах рук.
Ярким примером этого стала судьба Рембрандта. Социальное положение изображенного лица обозначено необычайно тонко. Он мог, рисуя его, думать о своих будущих критиках.
Эрмитажная картина появилась на распродаже коллекции Арентс в Амстердаме в 1770 под названием «Портрет дамы, одетой как пастушка изображенный в полный рост на фоне пейзажа». Такая форма лестницы позволяет нам видеть ее ступени то сверху (в нижней половине буквы), то снизу (в верхней ее половине). Какой ослепительный праздник любви. Даже, когда Рембрандт вышел из моды и продолжал писать обычные портреты на заказ, неожиданно для всех он написал грандиозную картину «Возвращение блудного сына».
Волосы Саскии красиво распущены, взгляд рассеян, на лице блуждает нежная улыбка. С 1620 г. по 1624 г. Рембрандт обучался живописи. Действительно, в лице героини есть известное сходство с Саскией.
Среди корифеев мирового искусства есть особенно любимые, священные имена. И вообще, догадаться о том, что на картине именно Флора, можно лишь по названию. Евангелисты говорят только, что в него вошел Сатана. Две эрмитажные картины Портрет молодого человека с перчаткой (ок. Юбка написана перемежающимися пятнами серого, зеленого, голубого, желтоватого. «флора», ранее известная под названием «Саския в образе Флоры»— картина работы Рембрандта, написанная в 1634 году, на которой, вероятно изображена жена художника Саския ван Эйленбух в образе древнеиталийской богини цветов, расцвета, весны и полевых плодов Флоры.
И все же ему всегда казалось, что наряд ее недостаточно роскошен. Многие считают картину пророческой. Благодаря связям КонстантинаРембрандт вскоре обзаводится богатыми почитателями искусства: из-за посредничества Хейгенса принц Оранский заказывает у художника несколько религиозных работ, таких как «Христосперед Пилатом» (1636). Картина написана в год свадьбы Саскии и Рембрандта.
Рембрандт исполнил немало так называемых тронье. В руке этот человек держит высокий шест, на верху которого над нами покачивается большая плетеная корзина – и с краев ее (для рекламы) свисают околевшие от яда крысы. Свет невидим, но зато видны все предметы и фигуры, попавшиеся ему на пути.
Внешность Саскии здесь та же, которую мы знаем по предыдущим портретам. Через левое плечо переброшен светло-синий плащ.
Сверху стена пещеры убрана оружием покойного – святого Лазаря, друга Христа. Такое название отсылает к гравюре Рембрандта от 1635 года, под названием «Большая еврейская невеста». Передать такие чувства и состояние души трудно и кропотливо. Действительно, в лице героини есть известное сходство с Саскией.
Земля как бы поднимает гробницу против воли своей в каком-то катаклизме, потрясающем и побеждающем ее мы явственно видим, как захороненный поднимает голову, охваченную белой перевязью на лбу. Его дела резко пошли в гору и он стал довольно обеспеченным человеком. К тому же времени высшего расцвета голландского реалистического искусства относится творчество Франса Хальса (1580—1666). Но всегда, среди любой работы его тянуло писать одну только Саскию.
Волнообразные складки на его одежде очень круты, почти осязаемы по ним проходит резкая граница тени (слева) и света (справа). В левой руке, вытянутой вперед (вправо от зрителя), он держит светлую замшевую перчатку.
Но они не видят Христа так, как видим его мы, угадывающие за ним вселенную. Рембрандт разрабатывает этот жанр как изображение одухотворенной природы. Ее ступени, ярко освещенные у пола, постепенно уходят вверх направо, в тень лестничного проема, поглощаются мраком в самом центре изображения (середина буквы), но затем, совершив спиральный подъем влево и вверх, вновь выходят на свет, освещенные уже снизу. Картина была начата и завершена в 1654 году (Амстердам). Интересным фактом является один из пунктов завещания Саскии, который гласил: «В случае повторной женитьбы вдовца ван Рейна, огромное состояние его покойной супруги, завещанное сыну Титусу, переходит в распоряжение одной из сестер ван Эйленбюрх». Но для нас важно другое.
Его фигура кажется монументальной в том смысле, что ее отлили в форме металлического монумента и она так и застыла ясно, что этот Христос, находящийся в непонятном равновесии, создан из мертвого материала. Задорное, подвижное, слегка асимметричное лицо Саскии полно торжествующей радости жизни. На голове богини пышный венок из полевых цветов и хвои, а в руке снова посох, также увитый цветами.
Задумчивое, но, несомненно, счастливое лицо девушки вполне соответствует чувствам невесты. Цветы несут аллегорический смысл— каждый из них символизирует прекрасное качество модели4. Поросшее цветами и листьями кувшинок болото окружают развесистые могучие деревья: сухой дуб печально простирает к небу свои голые сучья, а рядом с, ним ствол старого дерева, поверженного бурей тишину нарушает лишь внезапный шум крыльев вспорхнувшей стайки уток да легкий шорох шагов охотника, забредшего в эту таинственную чащу, куда редко заглядывают лучи солнца. Отчаянно защищаясь, запрокинув голову, она впивается ногтями в красное бородатое лицо подхватывающего ее на руки закутанного во все красное бога тьмы вцепившиеся в края ее бледно-желтой, с розоватыми оттенками одежды подруги (слева от нас) стремятся вырвать ее из объятий похитителя – но их отчаянные усилия напрасны. Слепой старик, склонившись над сыном, легким нежным движением касается его плеч лицо и руки отца выражают бесконечную любовь, ласку и прощение.
Низкий горизонт помогает подчеркнуть монументальность пейзажа, его величие. В Автобиографии (1628—1631) Гюйгенс назвал имя Рембрандта первым среди голландских художников того времени и противопоставил вызывающую смелость его работ всей предшествующей традиции живописи. Они вошли в историю мирового искусства как самые обаятельные и меланхолические. Три дня спустя после помолвки он создал рисунок серебряным карандашом изобразив Саскию в большой шляпе, декорированной цветами, держащую цветок (ныне – Гравюрный кабинет (Берлин). На голове у нее пышный венок, в руках жезл, увенчанный цветам.
Так от года к году манера мастера становилась все более свободной»6. Плотные пастозные и легкие прозрачные мазки сплетаются в окрашенную множеством цветовых оттенков игру света и тени искусно передающую едва уловимую мимику лица, отражающую движение чувств и мыслей портретируемого. Разные версии возникали относительно того, что за персонаж представлен на этом полотне. Религиозный автор сообщает, что по воле Господа жена Маноя после долгих лет бесплодия родила сына и дала ему имя Самсон (по-еврейски солнце).
С образцами жанра 20—30-х гг. В этом отношении очень характерен жанровый офорт "Продавец крысиного яда", 1632-ой год (высота четырнадцать, ширина двенадцать сантиметров). Их четверо – кто-то условно называет их братьями и сестрами главного героя. В коллекции представлено 119 картин РембрандтаРаздел 1. «Портрет смеющейся женщины» (ныне в Дрезденской галерее). Он был создан воображением художника, вдохновленного, возможно, театральными постановками. Фигурки рыбаков, конькобежцев, горожан, занятых своими повседневными, будничными делами, — неотъемлемая часть этих картин.
Это все термины самого Леонардо. Праздники, судя по всему, сменялись праздниками, как счастливые дни сменяются тревожными. Глубокий реализм и широта творческих замыслов Рембрандта были чужды бюргерской среде. Пространство картины полно движения – чернобородый властелин, привстав с колесницы и спокойно обернувшись назад, благодаря чему мы видим в профиль его пышущее здоровьем лицо, еще увереннее прижимает к себе бьющуюся в его исполинских объятиях жертву и в такт ее движениям, как языки холодного пламени, дьявольски извиваются травы и деревья.
Это ступени одного и того же скорбного пути. Рембрандт переносит нас в какую-то фантастическую подземную пещеру. Это ряд портретов, а также картины Давид и Урия и Возвращение блудного сына. Рембрандт отметил оба этих события в своих произведениях. Однако, такой упадок был только временный и под конец своей жизни Рембрандт снова стад производить вещи великие, неподражаемые, сообщив своей фактуре еще большие свободу и ширину так например в 1661 году им были написаны: знаменитые «Синдики гильдии ткачей» и «Возвращение блудного сына», а в 1662 – «Еврейская невеста».
Неоднократно менялось и название картины. В углах этой площадки находятся вылепленные во весь рост немногочисленные свидетели чуда. Крепкая сочная манера письма сочетается у мастера с яркой характеристикой модели. С виртуозной тонкостью переданы шелк плаща и восточная (вероятно, турецкая) ткань рукавов, жемчужина на груди, серебряные пряжки на плече.
Обручение состоялось в 1633 году, а свадьба – на следующий год. Обрисовка обстановки сведена к минимуму. Это впечатление достигнуто благодаря линейной перспективе. Однако в Нидерландах, выдержавших упорную, трудную, кровавую борьбу с внешними врагами, тема Голгофы (Голгофой называлась гора, на которой по евангельскому преданию был распят Христос) решалась как тема народного горя. В 1630—1640-е гг. XVII века был обычай использовать костюмы пастушков и пастушек для позирования в портрете.
Этот босой великан в длинной, ниспадающей серой одежде, с курчавыми черными волосами импозантно выпрямившись, уперев правую (близкую к нам) руку в бок и вытянув левую вверх, спокойно, лицом к лицу со смертью, повелевает исконным таинственным силам природы. И все же ему всегда казалось, что наряд ее недостаточно роскошен. «Иуда возвращает тридцать сребреников», написанное нидерландцем в 1629 году, он сравнивает со знаменитыми полотнами итальянских мастеров, но находит недочеты в рисунке. Тематика его офортов очень широка. Оно было далеким от классических норм. Это впечатление достигнуто благодаря линейной перспективе.
Мадонна — немолодая изможденная крестьянка — падает на руки заботливо подоспевших друзей. До нас дошла опись его имущества и документы по опеке над сыном и благодаря этому критики могли проникнуть в жизнь великого человека, словно его бухгалтеры. Его обнажили – не без почтения, правда, но с беспощадным любопытством.
Он стоит к нам левым боком – и к этому боку привешена кривая сабля.
Как в ранних, так и в позднейших его работах отсутствует красочность. Рисунок очаровательный: широкий, легкий и в высшей степени естественный. И эта тема звучит в произведениях разных лет, разных сюжетов.
Это представитель Иерусалимского судилища, который присутствует здесь по обязанности при взятии тела казненного. Пожалуй, наиболее характерен из них лист "Благовестие пастухам" (высота двадцать шесть, ширина двадцать два сантиметра) изображающий явление ангела с известием о рождении Христа. Пушкина Принесение во храм, 1628, Гамбург, Кунстхалле) еще выдают влияние Ластмана, от которого Рембрандт воспринял импозантную театральность композиции, несколько нарочитую экспрессивность поз, жестов и мимики персонажей, декоративную яркость цветовой гаммы. Еще через год, сохранив общий замысел и позу фигуры, Рембрандт создает новый вариант "Флоры" (высота сто двадцать четыре, ширина девяносто восемь сантиметров) этот вариант находится ныне в Лондоне. «Костюм Саскии фантастичен, но все, что мы видим, несомненно, не выдумано, а написано с натуры: Рембрандт начал собирать обширную коллекцию восточных тканей, оружия, всевозможных предметов искусства, в том числе прикладного, которой он пользовался для изображения деталей в своих картинах»5.
Он не уставал удивлять людей на протяжении всей своей жизни. Один раз любовь к женщине погубила Самсона.
Вероятно, в ней воплощено представление Рембрандта о женской красоте. Кто-то утверждает, что на данном полотне в образе Флоры изображена Хендрикье Стоффелс. Четвёртый сын Титус выжил, но через год после его рождения умерла жена Саския. Мы видим их уже собравшимися в большой горнице, готовыми к последней вечере. Неожиданно появившийся ангел отводит руку Авраама и нож падает на землю.
К этому выводу пришли изучив 36 автопортретов Рембрандта. Фон черноват паркет – серый. В заказных портретах он сдержан, внимателен к аксессуарам, тщательно прорабатывает черты лица, явно заботясь о сходстве изображения с оригиналом и выявлении индивидуальных характеристик (Портрет ученого, 1631, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж). Однако, такой упадок был только временный и под конец своей жизни Рембрандт снова стад производить вещи великие, неподражаемые, сообщив своей фактуре еще большие свободу и ширину так например в 1661 году им были написаны: знаменитые «Синдики гильдии ткачей» и «Возвращение блудного сына», а в 1662 – «Еврейская невеста».
Трагические перемены в личной судьбе Рембрандта (смерть новорожденных детей, матери, в 1642 году — болезнь и смерть Саскии, оставившей ему девятимесячного сына Титуса), ухудшение материального положения из-за его упорного нежелания жертвовать свободой духа и творчества в угоду изменчивым вкусам бюргеров, обострили и обнажили исподволь зревший конфликт между художником и обществом. Рембрандт показал, какой огромной силой эмоционального воздействия обладает пейзажный жанр, насколько он способен развить у зрителя чувство красоты окружающей действительности, восприимчивость к миру прекрасного.
Женское обаяние составляет суть этого знаменитого произведения. На работах ван Рейна нельзя проследить некой помпезности. Работа молодого Рембрандта отличается от своего прототипа самыми основными чертами.
1605 года пасторального романа Питера Корнелисона Хофта «Гранида и Даифил». – Здесь царит задушевность, покой и уют. Рембрандт исполнил немало так называемых тронье. Вертикальная линия отставленного им посоха намечает главную ось картины. Раздвинутые руки прочно упираются в стол, левая обращена ладонью вверх.
Внизу, перед выходом, на гравюре справа – раскрытая могила, каменный гроб. Все оригиналы хранятся в Мюнхенской пинакотеке (картинной галерее). Среди них ранний Портрет ученого (1631 г. ), где молодой художник фиксирует внимание на мимолетном движении модели Портрет молодого человека с кружевным воротником (1634 г. )—прекрасный образец заказного портрета той поры, когда Рембрандт был любимцем амстердамских бюргеров тонкий по характеристике Портрет Бартье Мартене Доомер (ок. Как и в таких работах, роскошный костюм Флоры не имеет ничего общего ни с голландской модой того времени, ни с античными одеждами. Следующий этап характеризует творчество Томаса де Кейзера (1596—1667) известнейшего портретиста своего времени.
Рембрандт отметил оба этих события в своих произведениях. Еще через год, сохранив общий замысел и позу фигуры, Рембрандт создает новый вариант Флоры (высота сто двадцать четыре, ширина девяносто восемь сантиметров) этот вариант находится ныне в Лондоне. С виртуозной тонкостью переданы шелк плаща и восточная (вероятно, турецкая) ткань рукавов, жемчужина на груди, серебряные пряжки на плече.
В 1628 году двадцатидвухлетний Рембрандт был признан «в высшей степени знаменитым» мастером известным портретистом у него появились заказчики и ученики. На ней тяжелое атласное одеяние, цветы венчают ее юную головку. Вот одна из этих картин: ее длина тридцать три, высота двадцать девять сантиметров – но, несмотря на эти мизерные для живописной картины размеры, она кажется монументальной. В темнице его волосы отросли. Картина Тициана оказала на Рембрандта сильное впечатление и он мог иметь её в качестве ориентира, например, в 1656 году, когда он писал новую «Флору»— на сей раз уже после смерти Саскии, отчасти с новой возлюбленной Хендрикье Стоффелс (Метрополитен музей)1, но в чертах этой женщины также можно найти сходство с лицом давно умершей Саскии7. Амстердамский период творчества Рембрандта начался с ошеломляющего успеха, который ему принес «Урок анатомии доктора Тульпа» (1632, Гаага, Маурицхейс) изменивший традицию голландского группового портрета.
Это не принц, даже едва ли вельможа, это – родовитый дворянин: прекрасно воспитан, с изящными манерами. В центре картины изображена падающая навзничь Прозерпина – юная белокурая красавица в светлой длинной одежде, выбранная хозяином подземного царства в богини.
В его рукописях мы находим первые в мире чертежи парашюта и вертолета. 30. К этому периоду относится небольшая картина Прощание Давида с Ионафаном (1642 г. ) — вещь, тонкая по психологической настроенности и бесценная по живописному богатству. Ох и намучилась я с этой Саскией в период преподавания МХК. Этот текст является основой серии озвученных монтажей (первый вариант был создан в 1969-ом году) изначально созданных для незрячих людей, слушателей Говорящей книги, объединенных общей темой – Рембрандт. Картина Поклонение волхвов только недавно была определена как оригинал Рембрандта.
Этот портрет невесты Саскии в соломенной шляпке с цветами сыграл важную роль в рембрандтовском восприятии «Флоры»1. Нарочитый, но замечательно красивый эффект создается чередованием света и тени.
Через левое плечо переброшен светло-синий плащ. сюжет, но решенный Рембрандтом свежо и оригинально. В 1636 году ученик Рембрандта Говерт Флинк написал парные портреты своего учителя в образе Даифила (Рейксмузеум, Амстердам) и Саскии как Граниды (Музей герцога Антона Ульриха, Брауншвейг см. Мы не знаем, что выражает его лицо. Картина была начата и завершена в 1654 году (Амстердам).
В эти тяжелые и переломные для любого человека годы, Рембрандт пишет картину «Ночной Дозор», которая принесла ему настоящую славу и является до сих пор одной из самых ярких картин всего его творчества. Он изобретал никому до той поры неведомые взрывчатые вещества. «Саския Флора» – портрет будущей жены Рембрандта ван Рейна, в 1634 году художник женился на Саскии. Такая форма лестницы позволяет нам видеть ее ступени то сверху (в нижней половине буквы), то снизу (в верхней ее половине). По этой причине картина распространена и под другим названием – Саския с красным цветком.
В решении темы искупительного страдания, самопожертвования, очищающего накала чувств художник обращается к религиозной тематике (Воздвижение креста, 1634 Жертвоприношение Авраама, 1635, оба — Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж), прибегает к эффектным приемам барокко — бурно нарастающим формам, диагональным построениям, резким ракурсам, потокам света, театрально выхватывающим из тьмы главных действующих лиц, к идеализации и драматизации образов. Картина Тициана оказала на Рембрандта сильное впечатление и он мог иметь её в качестве ориентира, например, в 1656 году, когда он писал новую «Флору»— на сей раз уже после смерти Саскии, отчасти с новой возлюбленной Хендрикье Стоффелс (Метрополитен музей)1, но в чертах этой женщины также можно найти сходство с лицом давно умершей Саскии7. Забавно, что, несмотря на большое количество картин и гравюр, подписанных этим измененным именем, в большинстве документов его времени, в которых упоминается художник, его имя пишется как «Рембрант». Религиозный автор сообщает, что по воле Господа жена Маноя после долгих лет бесплодия родила сына и дала ему имя Самсон (по-еврейски солнце).
В 1663 г. он добавил «д» и с тех пор подписывался только так, что доказывает важность этой перемены для Рембрандта (по причинам, для нас неизвестным). Картина Рубенса тоже находится в Эрмитаже. Почетным местом было среднее и оно было занято Христом.
Справа на втором плане слабый свет рисует группу женщин. Все с восторгом приветствовали пришествие юной и пламенной царицы, всецело преданной любви и ее триумфам, как новую эру добровольного подчинения веселому деспотизму. 1650 г. ) и Мужской портрет (до 1660 г. ) написаны в широкой, динамичной манере, с тем умением запечатлеть на полотне мгновенно увиденное, которое отличает яркий талант Хальса.
Картина до 1715 года находилась в главном зале амстердамского «Дома стрелков», для которого и была создана. Социальное положение изображенного лица обозначено необычайно тонко. Их кропотливые изыскания бросились на громкую известность Рембрандта, как рой муравьев. 1640 г. ) и, наконец, поздний, как будто сотканный из воздуха и света, портрет поэта Иеремиаса Деккера (1666 г. ), с которым Рембрандта связывала многолетняя дружба.
Среди них есть и изображения моделей в фантастических одеяниях. Один из них – портрет Мартина Дая (высота двести десять, ширина сто тридцать пять сантиметров), сделан в 1634-ом году, два года спустя после Урока анатомии другой – портрет Матильды ван Дорн (высота двести девять, ширина сто тридцать четыре сантиметра) – в 1643-ем году, через год после знаменитого Ночного дозора, то есть тогда, когда обстоятельства жизни художника резко изменились и, потрясенный всем случившимся, он вступил в новый период творчества. Но всегда, среди любой работы его тянуло писать одну только Саскию. Все определенно и твердо Христос похож на статую, отлитую из бронзы.
В его повернутом к нам измученном лице читается полная безысходность. Картина Рубенса тоже находится в Эрмитаже. С годами реалистическое искусство Рембрандта Ван Рейна всё улучшается и развивается. также картину в Метрополитен музее)1.
Картина «Урок анатомии доктора Тюльпа» принесла ему известность и признание среди художников и ценителей живописи. Сын повёрнут к нам спиной. Глубина и эмоциональность доходят до пика напряжённости. Они заламывают ему руки за спину и заковывают их в тяжелые и гулкие блестящие цепи.
Думая о страдающих людях, Рембрандт воображал их себе людьми из своего окружения, но, отдавая дань своим представлениям о Палестине, где происходит действие, он одел в богатые восточные одежды стоящего спиной к нам рослого человека с посохом в левой руке, на переднем плане. Эта перемена намерения возможно была вызвана тем, что он увидел «Флору» Тициана (Уффици), которая тогда находилась в коллекции Альфонсо Лопеса в Амстердаме. А вот перед нами самый известный из офортов Рембрандта того же периода – "Воскрешение Лазаря", 1631-1632-ой годы (его высота тридцать шесть, ширина двадцать пять сантиметров).
Ее ступени, ярко освещенные у пола, постепенно уходят вверх направо, в тень лестничного проема, поглощаются мраком в самом центре изображения (середина буквы), но затем, совершив спиральный подъем влево и вверх, вновь выходят на свет, освещенные уже снизу. Апостолы расположились по сторонам от него четырьмя группами по трое: шесть человек слева от Христа, шесть справа. Краски, положенные то тонко, то густо, образуют живую, подвижную фактуру. последовал разрыв Рембрандта с официальным обществом Амстердама. Во всем его облике нет ничего ни преднамеренного, ни иносказательного.
Ранних произведений великого голландца до нас дошло немного два находятся в Эрмитаже. На картине «Святое семейство», которая была написана в 1645 году, лица персонажей естественны, нидерландец будто бы желает с помощью кисти и красок перенести зрителей в уютную атмосферу простой крестьянской семьи. Над полотном художник работал меньше года. Он отбирал сверкающие каменья, чтобы украсить ее.
Он углубляется в своё творчество, всё больше и больше отличаясь от своих современников. Разные версии возникали относительно того, что за персонаж представлен на этом полотне. Гуманизм Рембрандта, пламенная вера в человека, в великую облагораживающую силу любви получили свое наиболее цельное выражение. Он стал знаменит, его чествовали им восхищались.
Изгибаясь всем туловищем и вскидывая босые ноги, он тщетно пытается продолжать борьбу. Царственно протянутая к нам правая рука оказывается в темной, но прозрачной тени на ярко освещенный, зеленоватый шелк юбки падает четкая, как бы колышущаяся тень от цветов, которые она держит в левой руке. Особое место среди художников-жанристов занимает Адриан фан Остаде (1610—1685), посвятивший свое творчество изображению крестьян. Почти одновременно с Данаей написано Снятие с креста (1634 г. ). Вертикальная линия отставленного им посоха намечает главную ось картины.
Впервые в графическом искусстве Рембрандт решается на неслыханный прием. В европейском искусстве она заняла то же место, что и Форнарина Рафаэля, Елена Фоурмен Рубенса, возлюбленная Тициана и певица Забела-Врубель – муза Врубеля. Написанная в 1645 г. картина Святое семейство изображает семью плотника. Хендрикье Стоффельс, бывшая служанкой Рембрандта, а затем сожительницей художника, не стала его официальной женой, но была с ним до самой смерти в не лучшие для него времена. В этом лице и боль и усталые от выплаканных слез глаза и счастье долгожданной встречи. Произведения Рембрандта всегда отличались гениальной композицией и особым колоритом.
Следует отметить, что на аукционах картины Рембрандта появляются крайне редко. С годами реалистическое искусство Рембрандта Ван Рейна всё улучшается и развивается. Композиция картины по-шекспировски динамична. В ранних инвенториях и каталогах Эрмитажа картину назвали «Юная еврейка» и «Еврейская невеста». Подготовительный рисунок (Национальный музей, Стокгольм) подтверждает, что Саския позировала и для этой гравюры1. Оно было далеким от классических норм.
Встал и пошел к отцу своему. После того, как в 1631 (1632) году он переехал в Амстердам, в самом скором времени он снискал настоящую славу талантливого художника. Его искусство представлено на выставке характерными вещами – Драка, Деревенские музыканты, четырьмя картинами из серии Пять чувств и др.
Первый из этих портретов – поколенный эрмитажный портрет Саскии в виде Флоры, античной богини весны и цветов, 1634-ый год (высота картины сто двадцать пять, ширина сто один сантиметр). Рембрандту, младшему сыну, предполагалось дать хорошее образование.
Критики «сделали из Рембрандта социального изгоя, непонятого в свою эпоху.
– «Портрет молодой женщины в черном чепце» (Portrait of a young woman with a black cap) – 9 000 000 долларов США (25 января 2007, Sothebys)- «Апостол Иаков Старший» (Saint James the Greater) – 25 800 000 долларов США (25 января 2007, Sothebys)- «Пожилая женщина в белом чепце» (Study of an elderly woman in a white cap) – 4 272 000 долларов США (26 января 2006, Sothebys)- «Портрет женщины в возрасте 62 г., вероятно портрет Алтье Эйленбург» (Portrait of a lady, aged 62, perhaps Aeltje Uylenburgh) – 28 675 830 долларов США (13 декабря 2000, Christies)- «Мужской портрет» (Portrait of a Man, Half-Length, With His Arms Akimbo) – 33 200 000 долларов США (декабрь 2009, Christies). Живописные достижения голландских жанристов второй половины XVII в. ярко проявились в творчестве Питера де Хоха (Хозяйка и служанка), Питера Янсенса (Комната в голландском доме), Габриеля Метсю (Завтрак, Больная и врач), Франса Мириса (Утро молодой дамы, Угощение устрицами) Герарда Терборха (Бокал лимонада, Получение письма, Женский портрет). Возможно, рождение внучки Тиции, дочери Титуса, вдохновило Рембрандта на работу над картиной Симеон в храме (1669, Стокгольм, Национальный музей).
Одни получают больше света, другие меньше, одни получают его под одним углом, другие под другим, одни хорошо отражают свет, другие поглощают.
Со временем нежные серебристые линии потемнели и сейчас портрет предстаёт перед нами в коричнево-чёрных тонах, но, несмотря на это, пожалуй, нигде у Рембрандта Саския, наряженная в лёгкую шляпу для прогулок, не выглядит столь свежей и безмятежной. В Берлинском гравюрном кабинете хранится графический «Портрет Саскии в соломенной шляпе» (он же «Портрет Саскии-невесты») исполненный карандашом с наконечником из чистого серебра на загрунтованном пергаменте. Смысловой центр картины сильно сдвинут в сторону, главные фигуры выделены светом, остальные персонажи укрыты тенью, что не дает возможности ошибиться при прочтении изображенного. Так, одно время она называлась Дама в костюме пастушки.
На картине Флора Рембрандт запечатлел свою жену Саскию в виде богини весны и цветов. Произведения Рембрандта всегда отличались гениальной композицией и особым колоритом.