Картина Лосенко

Но честь создания национально–исторической картины принадлежала Антону Лосенко, не только последовательно и упорно освоившему опыт европейской исторической живописи, но и адаптировавшему этот опыт для российской системы художественного образования. В 1770 году на выставке в Петербургской академии демонстрировалась картина А. П. Лосенко «Владимир и Рогнеда». «прощание Гектора с Андромахой» — картина русского художника Антона Лосенко (1737—1773), написанная в 1773 году. В 1753 году он был определен в обучение И. Аргунову, в мастерской которого и была написана первая из известных картин Лосенко «Товий и ангел».

Картина стояла на мольберте в мастерской Лосенко до самых последних дней его жизни. Неудивительно, что ученик Лосенко И. Акимов, критически восприняв картину Лосенко «Владимир и Рогнеда», берет за основу своей программной картины – Великий князь Святослав, целующий мать и детей своих по возвращении с Дуная в Киев (1773, ГТГ) именно «Прощание Гектора с Андромахой». Последняя картина Лосенко – "Прощание Гектора с Андромахой" (1773) – написана на сюжет "Илиады" и утверждает гражданственность, патриотизм на примере древних.

Картина стояла на мольберте в мастерской Лосенко до самых последних дней его жизни5. За эту картину Лосенко получил звание академика и должность адъютант-профессора, вскоре он стал профессором. Осенью 1765 года Лосенко отправляет в Петербург картину "Авраам приносит в жертву сына своего Исаака", более выразительную в цвете, чем "Чудесный улов рыбы". Картина «Прощание Гектора с Андромахой» принадлежит перу русского художника Антона Павловича Лосенко, который считается идейным вдохновителем и основоположником такого направления в искусстве XVIII века как историческая живопись.

До появления полотна Ф. А. Бруни «Смерть Камиллы, сестры Горация» (1824) картина Лосенко считалась эталоном исторической классицистической школы. Осенью 1765 года Лосенко отправляет в Петербург картину Авраам приносит в жертву сына своего Исаака (ГРМ), более выразительную в цвете, чем Чудесный улов рыбы. В первый год занятий Лосенко приступил к картине со сложной многофигурной композицией «Чудесный улов».

Антон Павлович Лосенко и его картины

Картина должна была воспитывать зрителей в духе «разумности» и уважения к людям она произвела чрезвычайно сильное впечатление на современников. Не я один воздыхаю о сделавшейся мне известною судьбе Лосенко. Плачет прислужница. Отослав через И. И. Шувалова свои работы в Петербург, Лосенко в 1768 г. приступил к картине «Зевс и Фетида» испросив у Академии разрешения остаться в Риме до весны. Он полностью отдает себя многогранной деятельности. Глядя на творчество Лосенко, заметно влияние тех или иных стилей на его мастерство.

Его детские годы прошли на Украине, затем в Петербурге, в придворном хоре певчих. Зачисленный воспитанником в АХ (1758), Лосенко очень скоро стал помощником академических преподавателей и получил должность подмастерья. Лосенко и не пытался передать исторический колорит «Илиады». В ней лишь одна яркая деталь — сброшенные одежды Исаака. Но первый опыт решения исторической темы оказался не вполне удачным.

С него начинается стойкая и непрерывная традиция «исторического жанра», которая сразу закрепилась в системе академического искусства и на долгие годы предопределила пути развития русской исторической живописи. Зачисленный воспитанником в Академию художеств (АХ) (1758), Лосенко очень скоро стал помощником академических преподавателей и получил должность подмастерья. К своим педагогическим обязанностям Лосенко относился строго и серьезно. Неизбежная гибель, трагический конец, предчувствие оного представлена художником. Работая с ними в гипсовом классе, он ведет их по своему пути.

Гектор, сын царя Трои Приама, прощается с женой и своим ребенком перед сражением. Она была административно связана с Московским университетом и официально называлась «Московской», так как предполагалось, что она отправится в Москву, а в Петербурге расширится старая Академия художеств, сформировавшаяся в предыдущие десятилетия при Академии наук. При работе над картиной он использовал текст «Илиады» на французском языке, который был у него в библиотеке.

Образ плачущей служанки также принадлежит к центральной группе. Над ними, как бы из разверзшейся тверди небесной, явился ангел. Академия «в разсуждении прилежности и похвальных успехов» разрешила остаться в Париже до 1 ноября и, кроме того, увеличила пенсию до 600 р. денежный вопрос всегда беспокоил Лосенко и прибавка 200 р. обеспечивала несколько месяцев спокойной работы.

Таковы «Самосожжение Геркулеса на костре в присутствии его друга Филоктета» (1772, ГТГ, выполнена на звание академика), «Прометей делает статую по приказанию Минервы» (1775, ГРМ, на звание «назначенного»), «Сатурн с косой, сидящий на камне и обрезывающий крылья Амуру», 1782, ГТГ), «Геркулес на распутье» (1801, ГРМ) Ивана Акимова. Вернувшись в Петербург в 1762 году, художник получил заказ на создание «Портрета Великого князя Павла Петровича в детстве». Многочисленные рисунки Лосенко примечательны точностью лепки форм и тонкостью техники. Печальная участь ждала и Ярополка. С маленьким сыном на руках, она обращена к Гектору и внимательно вслушивается в его слова, но её внимание производит поверхностное впечатление, а по своему облику «она, пожалуй, самый чуждый персонаж в толпе лосенковских троянцев».

Цвет, довольно живой в эскизе, в картине скорее играет роль раскраски. «Пиитические выражения и их изображения, – по определению А. П. Помимо исторических полотен художник создал целую галерею портретных изображений современников: графа И. И. Шувалова, поэта Сумарокова, актеров Я. Д. Шумского (все 1760) и Волкова (1763). Развивая свою положительную программу в драматической сцене «Прощание Гектора с Андромахой» (1773), художник рисует силу духа и воли. Искусствовед АвраамКаганович называл полотно зрелой работой, в полной мере демонстрирующей «высокие профессиональные способности художника как композитора, рисовальщика и живописца», а также «его метод ведения картины и взгляды на закономерности построения исторического полотна». – Е. А. ) и нарекоша имя еи Горислава». Она не удерживает супруга, а вдохновляет его на подвиг.

Прощание Гектора 
с Андромахой (картина 
Лосенко)

Прощание Гектора с Андромахой (картина Лосенко)

Незадолго до смерти Лосенко начинает работу над самой «правильной», самой классицистической картиной в истории русской живописи ибо «Прощание Гектора с Андромахой» (1773, ГТГ) и сегодня может служить идеальным учебным пособием иллюстрирующим композиционные, колористические идейные принципы классицизма. И не его вина, что помощь опоздала. Изображение чернобородого воина считается одним из наиболее удачных в картине, несмотря на то, что он «бесконечно далёк от античного идеала» и скорее воспринимается как продолжение работы Лосенко над крестьянскими образами, которые встречались в его более ранних произведениях21. Историзм картины условен и фантастичен. Ее совершенный профиль уподоблен античной камее.

Снова Античный сюжет – «Илиада» Гомера. В нем выразились ранние поиски образа героя. Решающую роль играла принципиальная установка исключающая подлинный историзм. Тем более далеки были современники художника от понимания того, что с течением времени изменяется сам человек, его мировидение, отношение к себе подобным. Учителям учебного заведения, где учился Лосенко, в основном были французы.

Репродукции картин 
Лосенко Антон

Репродукции картин Лосенко Антон

Но второстепенные фигуры не принимают никакого участия в действии. Гармоничны приглушенные золотисто-коричневые тона ощутимо движение кисти художника (особенно там, где он пишет лицо и руку), выявляющей фактуру телесного и вещного. Художник сдержал свое обещание: в марте 1768 он начал писать «Три академпческие фигуры», две из которых «Каин» и «Авель» — вместе с копией «Правосудия» Рафаэля были отправлены в конце 1768 г. с И. И. Шуваловым, посетившим в это время Рим, в Петербург. Им даны роли немых статистов.

Но в 16 лет его голос стал ломаться, а затем пропал совсем. (1772).

Описание картины 
Антона Лосенко «Прощание 
Гектора с Андромахой»

Описание картины Антона Лосенко «Прощание Гектора с Андромахой»

Сватать Рогнеду и был послан дядя Владимира Добрыня. Лосенко создает образ совсем иного звучания. В XVIII веке в живописи начинает преобладать реалистическое направление. Лосенко глубже и человечнее раскрывает суть евангельской притчи. Петр Соколов на академические звания выполняет композиции «Меркурий и Аргус» (1776, ГРМ) и «Венера и Адонис» (1782, ГРМ), на сюжет из «Илиады», словно продолжая его разработку вслед учителю, – картину «Андромаха оплакивает убитого Гектора» (1809, ГТГ).

Используя свои деловые контакты, он обратился к Екатерине II. Аргунову. Однако у Лосенко образ Владимира, в отличие от исторической концепции, полон раскаяния. В Русском музее также хранится подготовительный рисунок к образу плачущей служанки, выполненный на небольшом удлинённом в вертикальном направлении листе, а также набросок к трём фигурам из правой группы, который исполнен карандашом с применением мела. В то время не считали нужным интересоваться индивидуальными наклонностями будущих «жрецов Аполлона», живописцев, скульпторов, резчиков, граверов не искали, а создавали. При этом, по словам искусствоведа Авраама Кагановича, «лицо Гектора, его фигура не вызывают в памяти античный прообраз, они так же реальны, как и модель, которой несомненно пользовался художник». История становилась как бы средством иносказания. Картина Лосенко, с ее высокой патриотической настроенностью и пафосом гражданственности, представляет собою прямой отклик на вопросы, поставленные передовой общественной мыслью 1750 – 1770-х годов. Но этим не исчерпывается значение картины «Прощание Гектора с Андромахой». Именно в этом полотне с наибольшей отчетливостью оформились те художественные принципы, которые в дальнейшем легли в основу всей исторической живописи в Академии художеств XVIII – первой трети XIX века.

В центре его внимания была античная мифология и национальная история, впервые осмысливавшаяся созвучно идеалам гражданственности и патриотизма. В них сказалось не только умение точно передать анатомические особенности человеческого тела, но и способность сообщить им богатство живописных оттенков, свойственных живой натуре. В 1769 году Лосенко возвратился в Петербург, где ему было предложено написать картину на звание академика исторической живописи. Скульптор Этьен Морис Фальконе писал императрице Екатерине II, что Лосенко не может реализовать себя как художник на преподавательской должности, а будучи вечно вовлеченным в «подковерные интриги дворян», чувствовал, что ему не место среди этих людей. Он убил Рогвольда и двух его сыновей, а Рогнеду силой заставил стать его женой.

Но, конечно, главное в этих полотнах навеяно не Россией, чего было бы странно и требовать, а французским академическим искусством 17-18 веков, с когорым Лосенко хорошо познакомился во время своего пребывания в Париже, где им были внимательно осмотрены многие храмы, королевская Академия, Тюильри, Версаль, Пале-Рояль и Люксембург. «Прощание Гектора с Андромахой» — первый образец живописи русского классицизма, надолго оставшийся непревзойденным.

Вся картина, написанная свободным, романтическим, дерзостным по тем временам мазком, внушает ощущение какой-то жизненности, радости, любования прекрасным диковинным миром (как, например, сочно выписаны плещущаяся рыба и острая морда собаки в правом углу картины) и, хотя мы имеем расхолаживающие сведения, что «Товия с ангелом» написана «с немецкого оригинала», нужно признать юношу, создавшего такую чудесную копию, стоящую иного оригинала, одаренным и свежим художником, еще не отравленным «академическими яствами». Оригинальный сюжет из «Илиады» Гомера рассказывает о подвиге самопожертвования ради любви к Родине. Рафаэль и болонские академики (братья Карраччи), которые так захватят его в Риме, еще не пленили молодого художника. С маленьким сыном на руках, она обращена к Гектору и внимательно вслушивается в его слова, но её внимание производит поверхностное впечатление, а по своему облику «она, пожалуй, самый чуждый персонаж в толпе лосенковских троянцев». По заказу Екатерины Втрой мастер работает над картиной «Прощание Гектора с Андромахой» на сюжет «Илиады».

Напишите отзыв о 
статье Прощание 
Гектора с Андромахой

Напишите отзыв о статье Прощание Гектора с Андромахой (картина Лосенко)

Кажется, что она захвачена тем же патриотическим чувством, которое одушевляет Гектора. По-видимому, около 1730 года возникла «Куликовская битва», приписываемая с большой долей вероятности И. Никитину. Принципиально важно не только то, что поэт и драматург века Просвещения оценивает искусство – в отличие от предшественников (того же Симона Ушакова) и современников – как средство познания мира, но и то, что именно эту функцию он ставит на первое место – даже ранее воспитательной, значение и ценность которой для него вне всякого сомнения. Эта картина, в сущности, первое произведение, посвященное отечественной истории. Отечественная Академия откликнулась на просьбу своего пенсионера и разрешила ему пробыть в Италии три года. Гектор в патетической позе, с простертой рукой, подняв глаза к небу, клянется отдать жизнь за свободу Трои.

Вместе с отзывом императрице были отосланы и работы воспитанников Аргунова. Рогнеду он принудительно взял в жёны (этот момент изображён на картине).

Не видно даже, сочувствуют ли они трагической сцене, происходящей у них на глазах. М., 1787. Малолетний Владимир отправился в Новгород со своим дядей-опекуном Добрыней. Лосенко создал первую композицию на национальную тему – «Владимир и Рогнеда» (1770). Левой рукой он придерживает книги, разложенные на изящном столике с золочеными ножками, в правой – держит золотую табакерку. Глубоким внутренним достоинством характеризуется и образ Андромахи.

Он во многом образовал их и руководствовал к достижению той отличности, которую некоторые после достойно заслужили», пишет Акимов в «Северном Вестнике». Следует перевод молодого Лосенко из хора в ученики к известному живописцу И. П. Усиление классицистического начала сказалось и в колорите картины. Среди них — три портрета и картина на библейскую тему, выполненные Лосенко.

Антон Лосенко работал над этим полотном по заказу императрицы Екатерины II3. Однако характер ее весьма интересен. Гектор воплощает классический идеал мужской красоты.

Первые из дошедших до нас портретов Лосенко — «Сумароков» (1760 г. и «Волков» (1763 г — отмечены печатью слишком прилежного изучения творений гр. Ч. II). Точно так же на сцене по законам театрального действа эпохи классицизма предписывалось (наставлял актеров А. П. Сумароков) «отдавать преимущество добрым делам, а злодеянию, сколько б оно ни имело успехов, всегда б наконец быть в попрании». В возрасте тридцати шести лет А. П.

Рисунков с этого античного памятника было несколько. Та же характерная неисторичность выступает и во «Владимире и Рогнеде».

Образ Андромахи, также занимающий центральное место в композиции картины, является, по мнению Кагановича, менее удачным, чем образ Гектора, — в частности, так как «он более других испытал на себе влияние абстрактной классики». Но Рогнеда отказалась стать женой Владимира. С. 52–53). Рано осиротел и семилетним ребенком был отправлен в Петербург в придворный певческий хор. Герой помещен в центре ее и выделен ярко-красным плащом. Недостаток исторических сведений о русских древностях остро ощущал и сам Лосенко.

В этот период много внимания уделял он живописным этюдам обнаженного тела в результате появились известные полотна Авель и Каин (оба 1768). При этом, по словам искусствоведа АвраамаКагановича, «лицо Гектора, его фигура не вызывают в памяти античный прообраз, они так же реальны, как и модель, которой несомненно пользовался художник». Слеующим было «Жертвоприношение Авраамово» — холодный, парадный ковер в слабых безсильных тонах, написанный с большим мастерством, с большим знанием анатомии но, ведь и «самый высокий художник не есть еще творец». В картине представлен кульминационный момент прежалостной судьбы Рогнеды, когда Владимир вторгся в ее покои и с нею неволею сочетался.

Среди его учеников – П. И. Соколов и И. А. Акимов. С. 260–261). Четырехмесячный вояж из Италии в Россию совершался по маршруту: Рим — Неаполь — Флоренция — Болонья — Венеция ибо Лосенко считал, что Рим и прославленные римские мастера Высокого Возрождения могли научить лишь рисунку, композиции и экспрессии., ставший пособием для нескольких поколений художников.

Спас Рогнеду ее маленький сын. Их назвали «Каин» и «Авель», объединив оба полотна в одно целое. Он сдался пошедшему на него войной брату и был предательски убит (Скрынников Р. Г.

Отрывок, характеризующий 
Прощание Гектора 
с Андромахой (картина

Отрывок, характеризующий Прощание Гектора с Андромахой (картина Лосенко)

Эти воспоминания можно проиллюстрировать рисунком «Путешествующие». В общем замысле есть какая-то нотка истинного пафоса истинного размаха. После возвращения из Италии в Петербург русский художник по заданию, как выпускник Академии, пишет картину на историческую тему под названием «Владимир и Рогнеда» в 1770 году. «Прощание» из-за смерти автора, осталось незаконченным и, может быть, благодаря этому оно лишено привкуса, столь обычных в академических композициях Лосенко, холода и мертвенности. В 1765 г. за эскиз «Туллий проводит свою колесницу над телом отца своего, Царя Сервия Туллия» Лосенко награжден первой серебряной медалью.

И здесь проявились его художественные способности. В том же году Лосенко написал несколько натурных этюдов маслом, демонстрирующих превосходное знание строения человеческого тела и совершенство пластической его моделировки, а также небольшой холст «Андрей Первозванный», представляющий собой, по существу, этюд с натуры. Главное содержание образа Гектора у Лосенко в том, что он «полон силы, веры в победу высокого патриотического порыва». Новгородский князь Владимир, получив отказ от полоцкой княжны Рогнеды, захватил Полоцк, убил отца и братьев княжны и силой взял ее в жены. СПб., 1994.

  1. Лосенко Антон Павлович – великий русский художник
  2. "Ломоносов русской живописи": Антон Павлович Лосенко – художник исторического жанра второй половины в
  3. Антон Павлович Лосенко 1737–1773 К 275-летию со дня рождения
  4. Теория и история искусства: Музеи мира
  5. Русские художники: Лосенко Антон Павлович
  6. Творчество Лосенко Антона Павловича

В этой работе начала проявляться индивидуальность автора. На картине представлен момент раскаяния князя изъясняющего свои чувства убитой горем Рогнеде. Слева, за креслом Рогнеды, плачет старая кормилица со смиренным и скорбным лицом. В сравнении с героями «Илиады» образы, созданные Лосенко, кажутся более отвлеченными и возвышенными, они утрачивают свою жизненность и многогранность и становятся выразителями одной идеи, одного чувства. В композиционном решении картины явственно сказывается влияние театра.

Главной целью российского художника, его первой «должностью» Сумароков почитает изображать «Истории своего отечества и лица великих в оном людей, Монархов, победителей и протчих», дабы «увеличить геройский огнь и любовь к Отечеству» (Там же. Ему предложили написать картину на звание академика исторической живописи. Он наиболее полно и последовательно воплотил принципы классицизма.

  1. Антон Лосенко – первый российский исторический художник
  2. Литературный портфельчик Искуссницы
  3. Общееколичествопросмотровстраницы
  4. Концерт Вечер в Араратской долине28 октября (воскресенье) в 19:00
  5. Пять лекций о «Вселенной Язепа Дроздовича»
  6. Народный костюм – живая традиция с 13 октября в Музее белорусского народного искусства в Раубичах

Новым было и содержание: национальное прошлое становилось сюжетом исторической картины, приравниваясь к общепринятым античным и библейским сюжетам по статусу иерархии жанра. Особенное внимание Лосенко привлекли работы Рубенса, Рембрандта, Лебрена. Оказал влияние на И. А. Акимова, П. И. Соколова, Г. И. Угрюмова.

Эти высокие идеалы классицизма, которым художник был верен в течение всей своей творческой жизни, получили яркое выражение в «Гекторовом прощании» (как называли картину современники). Это в большей степени чувствуется в портрете Сумарокова, в котором художник даже на свою модель взглянул чисто по «Ротариевски». Учебные работы Лосенко выполнены сангиной. Правая группа состоит из пяти фигур.

История российская. Художники копировали Рафаэля, вместе с другими пенсионерами рисовали с антиков, в праздничные дни все они путешествовали по окрестностям «вечного города». Главным его занятием в Академии было, конечно, преподавание. В 1762 году Лосенко создает «Чудесный улов рыбы» (ГРМ). Крупнейшей работой Лосенко, выполненной в мастерской Рету, стала картина «Чудесный улов». В «Илиаде» Гомера повествуется о том, как морская богиня Фетида взошла на Олимп и приникла к коленям Зевса, владыки бессмертных, моля отомстить царю Агамемнону за оскорбление ее сына Ахилла.

Занимаясь под руководством Ж. Рету, Лосенко создал большую историческую картину на евангельский сюжет «Чудесный улов» (1762). Зарождение интереса к античности во Франции 1750-х гг.

  1. Фотообразы и материалы: японская гравюра 1970-х годов
  2. Игровое занятие – «Маленький эксперт»
  3. Мастер-классы по созданию кукол-мотанок, ткачеству поясов или соломоплетению
  4. Карта гостя Национального художественного музея
  5. В Национальном художественном музее Республики Беларусь действует программа Карта Гостя
  6. Новая развлекательно-познавательная экскурсия для детей «Самые-самые»

Задерживают внимание: ангел в пышной драпировке, удерживающий театральным жестом Авраама, напоминающий гениев и муз, что жеманной толпой наполняют плафоны Эрмитажей и Монплезиров, нарушающий всю классицистическую структуру композиции, умелая лепка, la Караваджо, головы и руки Авраама и белокурая прядь волос Исаака, бессильно поникнувшая, — прелестная деталь, умно подчеркивающая суть события. ст. Новый, богатый мир раскинулся пышно и многообразно перед растерянным взором юного Лосенко.

Зловеще выражение лица Каина. Композиция картины четко продумана и логично выстроена. Владимир и Рогнеда (1770) стала первым известным полотном на сюжет русской истории (новгородский князь Владимир, не добившись согласия полоцкого князя Рогвольда на брак с его дочерью, с помощью военной силы осуществляет свое желание).

Совершив злодеяние, он на какое-то мгновение отпрянул назад, но поздно. Здесь он пишет свои лучшие в пластическом отношении картины «Каин» и «Авель». В 1769 году художник вернулся на родину. Восторгом сияют глаза юноши с наброшенной на голову львиной шкурой. Объявив Шуваловскую Академию «партикулярною», Екатерина ставит себя в положение основательницы художественного образования в России. Князь Владимир напал на Полоцк, убил отца и братьев Рогнеды, силой взял её в жёны. Картины и рисунки своего пенсионера Шувалов представил императрице.

В 1770 г. Лосенко написал картину «Владимир и Рогнеда». Учился в Петербурге в мастерской И. П. Аргунова (1753-58) и в АХ (1758-60 профессор с 1770, директор в 1772-73) пенсионер АХ в Париже (1760-65) и Риме (1766-69).

  1. Из Википедии — свободной энциклопедии
  2. Словари и энциклопедии на Академике
  3. Лосенко Антон Павлович, русский художник
  4. Художественно-исторический музей Арт-Рисунок

Но за такими периодами, вопреки опасениям, никакого духовного порабощения не происходит. Античный герой стоит, окруженный троянцами, в развевающемся алом плаще. Полн.

Лосенко Антон Павлович 
– великий русский 
художник

В отличие от картины и живописного эскиза, на этом рисунке Гектор находится слева от Андромахи и служанки, вытянув правую (а не левую) руку33. мы трудились всю ночь и ничего не поймали, но по слову Твоему закину сеть. В 1753 г. потерявший голос Лосенко отдан был в ученики к известному живописцу Ивану Аргунову и уже в следующем году рисунки Лосенко (копии с эстампов) были продемонстрированы императрице Елизавете.

Давний знакомый Лосенко И. И. Шувалов к тому времени надолго обосновался в Риме. Действующие лица, размещенные на первом плане, устремлены к центру жестами и взорами. Художник использовал текст «Илиады» на французском языке из собственной библиотеки. Тогда Владимир, по свидетельству «Повести временных лет», пошел войной на Полоцк, убил отца и двух братьев княжны и насильно взял ее в жены. В 1762 г., после почти пятнадцатимесячных занятий в мастерской Рету, ординарнейшего и типичнейшего представителя французского официального искусства 18 века, Лосенко создает «Ловление рыб» — произведение, пришедшееся по вкусу современникам на общем собрании Академии, 28 декабря 1762 г., дан был о нем следующиии отзыв, подписанный Де Ла Моттом, Жиллэ и Кокориновым: «мы обще рассматривали как в рисунке композиции пассии так и колерах в чем во всем находим приобретенную им честь прилежности через пятнадцатимесячное упражнение и талантов которые подают несравненно большую в нем надежду, если дозволено ему будет еще упражняться в иностранных академиях два или три года справедливо сим засвидтелествовать». Однако в 1753 г., как «спавший с голоса», но проявлявший способности к искусству, был отдан к художнику И. П. Аргунову для обучения живописи.

Затем сватов прислал Владимир. Это был Э. М. Фальконе. В этом портрете есть некий шарм, что-то такое, что заставляет вспомнить близко и остро русский театр 18 века, живой и жизненный, то истинно пышный, то мишурный, но всегда увлекающий театр «Le dsespoir dArmide» и «Le Faune enchan», театр «высоких трагедий», веселых комедий и «пастушечьих драм. Когда отец в присутствии свата спросил Рогнеду: «Хочешь ли за Володимира. » – то она, согласно Повести временных лет, отвечала заносчиво и дерзко: «Не хочу розути робичича, но Ярополка хочю». Смена скандинавского имени на славянское Горислава (производное от слова «горе»), безусловно должно было унизить дочь конунга.

Вскоре по приезду, за «Каина», «Авеля» и «Правосудие», художник признается «назначенным». Произведение Лосенко было «обречено» и на успех и на критику. Вторая историческая картина А. П. Это была «Смерть Адониса» — картина изображающая скорбную богиню любви, склонившуюся над убитым на охоте возлюбленным, окруженным плачущими амурами. В России А. П.

В 1769 г. Лосенко отправляется в Россию. Антон Павлович Лосенко (1737 — 1773) происходил из крестьянской семьи.

Он составил краткое руководство для изучения анатомии под названием «Изъяснение краткой пропорции человека». Работы Лосенко чередуют собой сюжеты библейские, евангельские и античные. Правая группа состоит из пяти фигур. Одежда Гектора, включая его плащ, написана в живописных традициях XVIII века и более напоминает барокко, чем классический стиль, а в его внешности «гораздо больше реальной простоты, чем эпического величия». Лосенко становится не только академиком, но и профессором и директором Академии художеств. На картине Лосенко архитектурный образ древнего города выглядит весьма грандиозно — «высокая стена с рядом дорических колонн, огромные, в античном духе ворота и крепостные башни на втором плане создают впечатление подлинного величия»24. К этому времени в Петербурге открылась Академия художеств.

К ним относятся юноша, поддерживающий щит, мальчик или девушка со шлемом Гектора (тем самым, который испугал Астианакса), отвернувшийся от зрителя высокорослый воин в доспехах и с султаном на шлеме, ещё один воин с тёмной бородой, а также молодой троянец, выглядывающий из-за его спины и с восхищением смотрящий на Гектора. Лишь центральная группа повернута была зеркально, отсутствовали на первом плане мальчики с доспехами, да возничий с конями приближен был к первому плану (в картине он с трудом удерживает гекторова коня, рвущегося к городским воротам).

Он стоит около Андромахи, держась правой рукой за маленькую ручку своего сына. К ним относятся юноша, поддерживающий щит, мальчик17 или девушка19 со шлемом Гектора (тем самым, который испугал Астианакса), отвернувшийся от зрителя высокорослый воин в доспехах и с султаном на шлеме, ещё один воин с тёмной бородой, а также молодой троянец, выглядывающий из-за его спины и с восхищением смотрящий на Гектора20. Портрет написан после запрещения журнала «Трудолюбивая пчела», который издавал Сумароков в 1759 г. Тонкий психологический портрет написанный Лосенко, раскрывает драму поэта, подчеркивает ранимость и незащищенность его искренней натуры.

Удивителен все-таки талант человеческий — способность совершать работу высокого качества в определенной области человеческой деятельности. Победители не упустили возможности поиздеваться над побежденными. Это событие всегда было окутано легендами, домыслами, даже летописные источники подчас идеологически приукрашены.

Крайнее прилежание имели и содержали себя в поступках честно. В 1761 – 1764 годах М. В. Ломоносов с группой учеников работал над мозаичной картиной «Полтавская баталия», в которой, почти за сто лет до А. А. Иванова и К. П. Брюллова, был сделан опыт реалистического воссоздания прошлого. Но картина Никитина стоит одиноко в русском искусстве первой половины XVIII века. Успехи его были одобрены. Вот таким образом многое, существенное для «Илиады», попросту не заинтересовало художника.

Лосенко – составитель учебного пособия для АХ Изъяснение краткой пропорции человека. «Парящий пламенный и нежный сей творец» превратился на портрете в добродушного, ласково улыбающегося господина, одетого в пышный голубой плащ. Однако организм художника больших нагрузок долго перенести не смог. И не ошибся: Ярополк завладел Новгородом и поставил там своих управителей – посадников. Большой жизненной убедительности Лосенко достиг в портретах: П. И. Шувалов (1760, ГРМ), Ф. Г. Волков (1763, ГРМ, повторение в ГТГ). Картина «Зевс и Фетида» ни в чем не уступает лучшим созданиям провозвестников нового стиля.

Одежда Гектора, включая его плащ, написана в живописных традициях XVIII века и более напоминает барокко, чем классический стиль, а в его внешности «гораздо больше реальной простоты, чем эпического величия». Каин – одно из самых ясных и лаконичных произведений художника. Единственный женский (пастельный) портрет Лосенко — Нат. Живо ощущают торжественность момента соратники героя. И теперь нам извстны только шесть оригинальных рисунков: «Этюд с натурщика», «Скорбящим Помощница», подготовительный этюд к «Авелю», «Человек со связанными руками», «мужская фигура на кресте и «Памятник Петру Великому. «Волков» по сумрачной гамме грязно-зеленых, красноватых и черных тонов, по лицу, полному какого-то горения, прикрытого маской легкого, чисто актерского высокомерия — боле романтичен.

Пocлe его смерти их осталось, судя по описям, более 200 штук самого разнообразная содержания — мифологические сцены, пейзажи, религиозные композиции и «академии». Главное содержание образа Гектора у Лосенко в том, что он «полон силы, веры в победу высокого патриотического порыва».

Преподавательская работа и директорская должность отнимали у Лосенко много сил. Этот сюжет итальянский художник Джованни Дюпре воплотил в скульптурной группе «Каин» и «Убитый Авель». Христос с успокаивающим жестом обращается к апостолам. Воины в картине Лосенко составляют «толпу», безличную и пассивную, которой противопоставлены «герои». Только служанка, кормилица маленького Астианакса, плачет, утирая глаза платком. Разделение действующих лиц на «толпу» и «героев» представляет собою характерную особенность исторической живописи, сложившейся в Академии художеств. Лосенко даже пишет особое «Изъяснение» с обоснованием выбора эпизода, позволяющего оставить за рамой холста кровавую подоплеку «первого свидания» влюбленного князя с «обесчещенной» (им же. ) возлюбленной.

К элементам оригинального стиля Лосенко, по мнению Савинова, относятся «строгая, чёткая композиция, пространственность построения, сильные контрасты цвета и тени, живописность картины в целом, суровость рядом с эмоциональной приподнятостью, фигуры то в резком движении, то неподвижные». У ног Каина – змей, который всегда там, где совершается зло. Глубоким внутренним достоинством характеризуется и образ Андромахи.

Его работа в Париже строилась по определенной программе, предложенной его руководителями. В главном герое картин было мало героического, его «чувствительность» была лишена пафоса. Но в ближайшие годы выяснилось, что новая художественная школа жизнеспособнее. Это были недавние пенсионеры французской Академии в Риме: Вьен, Шалль, Ле Лоррен и Жилле. Гектор, как декламирующий актер, в патетической позе, с простертой рукой, подняв глаза к небу, клянется отдать жизнь за свободу Трои. Исследования подтверждают, что «А. П.

Итак, картина «Владимир и Рогнеда» написана в стиле классицизма с присущими ему элементами театральности и искусственности. Главные герои выделены условным светом, а Гектор – красным цветом плаща. Изображение чернобородого воина считается одним из наиболее удачных в картине, несмотря на то, что он «бесконечно далёк от античного идеала» и скорее воспринимается как продолжение работы Лосенко над крестьянскими образами, которые встречались в его более ранних произведениях. Пионером Лосенко стал и в другом направлении искусства в России.

науч. Дело в том, что пока братья воевали, в Полоцке укрепился скандинавский конунг Рогволд (Рагнвольд) со своими сыновьями и дочерью Рогнедой (Рагнхильдой). Кроме этого искусствоведы полагают, что Лосенко мог также пользоваться трудом итальянского историка XIII века Гвидо де Колумны под названием «История о разорении Трои, столичного града Фригийского царства из разных древних писателей собранная» — ко времени написания картины появилось уже несколько изданий этого труда на русском языке8. Успех картины принес ее создателю не только звание академика, но и назначение адъюнкт-профессором (с 1770 года), а вскоре профессором и директором АХ (с 1772 года).

В картине Владимир перед Рогнедой (1770, ГРМ) в рамках условно-академической системы образов художник делает попытку передать сложный этический конфликт, живые человеческие чувства. Лосенко «Прощание Гектора с Андрамахой», начал писать это произведение в 1773 году, к сожалению картина не была окончена. Впрочем, пафосом отличались классицистические театральные постановки того времени и он никому не «резал глаз». ", ставший пособием для нескольких поколений художников.

Но в данном случае выбор оказался удачным – Саблукову принадлежит приятный портрет Третьяковской галереи, Головачевский является автором интересных портретов графов Матюшкиных, а Лосенко — один из интереснейших мастеров XVIII века. В графическом наследии Лосенко имеется этюд натурщика в позе Гектора. Вас. 29 июля 1763 г. Лосенко выехал из Петербурга, вновь направляясь в Париж. Последний отказал Владимиру, вызвав его гнев. Искусствовед Авраам Каганович называл это полотно зрелой работой, в полной мере демонстрирующей «высокие профессиональные способности художника как композитора, рисовальщика и живописца», а также «его метод ведения картины и взгляды на закономерности построения исторического полотна».

Две основные фигуры – Гектор и Андромаха – выдвинуты вперед и помещены в центре. Картина «Владимир и Рогнеда» была написана художником на соискание звания академика. Исход ситуации уже предрешен. У каждого из них Лосенко находил что-нибудь достойное внимания и даже восторга: или «великое согласие колеров» или «експрессии весьма натуральны» или «свет и тени хорошо расположены» или, наконец, «композиция величественна». Творение Лосенко, резюмировавшее его пенсионерские искания, возвестило о рождении русского классицизма, одного из ответвлений передового направления европейского искусства XVIII века.

Там в течение двух лет он создавал одну из крупнейших своих работ – полотно «Чудесный улов рыбы» (евангельский сюжет). «Чудесный улов» понравился и был приобретен для Эрмитажа, а Лосенко дано разрешение продолжить занятия в Париже. В 1744 г. он был отобран для придворной капеллы и отправлен в Петербург.

Технологические исследования в Русском музее за 20 лет: Сб. Ярополк первым посватался к дочери Рогволода Рогнеде. Девушка отказалась и Владимир, собрав войско, двинулся на полоцкое княжество. Ф. Г. Волков — основатель русского национального театра — был не только замечательным трагическим актером, но также незаурядным живописцем, талантливым музыкантом и поэтом. Вот таким образом этот образ героя-троянца вызывал у зрителя не простое сострадание, а чувство искреннего уважения15. В какой-то мере в этой картине художник отошел от классицистических завоеваний.

Так и случилось: два холста с изображениями натурщика – отнюдь не учебные работы. Олег был разбит Ярополком и погиб при бегстве с поля боя. Эти идеалы просветительского классицизма, которым художник был верен в течение всей своей творческой жизни, получили яркое выражение в Гекторовом прощании (как называли картину современники). Этот рисунок «отличается большим мастерством исполнения, верностью пропорций и полной ясностью характера модели», он хорошо передаёт движение юноши, а также положение торса и головы21. Фризовая композиция группы расположена на втором плане. «Прежалостная судьба Рогнеды» в картине и образ Владимира, раскаявшегося в содеянном отражает высокие идеалы гуманизма века Просвещения. Заботы и хлопоты лавиной обрушились на Лосенко (Жилле, не знавший русского языка, не мог ощутимо помогать ему). Он кажется таким нежным и любящим влюбленным романтическим героем – жертвой обстоятельств. Рисунок «отличается большим мастерством исполнения, верностью пропорций и полной ясностью характера модели», он хорошо передаёт движение юноши, а также положение торса и головы.

К периоду обучения Лосенко у Рету относится мифологическая композиция «Нептун на водах» изображающая бога морей на колеснице. Антон Павлович Лосенко (1737-1773 гг. ) родился в казачьей семье в городе Глухов – древней столице Левобережной Украины на живописных берегах Усмани, резиденции гетманов и Малороссийской коллегии. Впрочем, эта заинтересованность продиктована временем и модой – классицизм поощрял обращение к древнегреческим сюжетам и в 1769 году появилась картина «Зевс и Фетида». Они выполнены в четкой контурной манере, чеканной и точной линией. Первый значительный труд пенсионера принят был в Петербурге весьма одобрительно. Но возложенные на него педагогические и административные обязанности почти полностью отвлекли его от творчества и ускорили его кончину.

Это передано в жестах, выражении лица и взоре князя, обращенном к Рогнеде. Он полностью отдает себя многогранной деятельности. 25-го июня 1770 г., «за композицию представляющую великого князя Российского Владимира Святославовича пред Рогнедою, дочерью Рогнольда, князя полоцкого, по побеждении сего князя за противный отказ требованного Владимиром супружества с оною», А. П. Лосенко из «назначенного» произведен в академики, но «собрание видя его превосходный талант, согласно рассудило без баллотирования возвратить ему достоинство адьюнкт-профессора с прежним старшинством какое он в сем званий имел до конфирмования академического устава», а еще через пять дней «по общему собрания согласию произведен из адьюнкт-профессоров в профессоры Антон Павлович Лосенко». 1 декабря 1765 г. Лосенко покидает Париж, направляясь в Рим.

Так что картина была образцово классицистической. Тогда герой отдал свой шлем мальчику-оруженосцу и, касаясь рукой сына, воззвал к богам о том, чтобы сын продолжил его дела и стал «знаменит среди граждан». Римский цикл завершает картина Зевс и Фетида (1769, ГРМ), созданная художником втайне от Академии по заказу И. И. Шувалова для графа К. Г. Разумовского. А между тем императрица дала художнику заказ на картины, который он не мог исполнить.

Огромное дарование Лосенко не отрицали и современники. В эту же школу отдали Лосенко. По возвращении домой художник пишет картину «Владимир и Рогнеда», за эту работу Лосенко получает звание академика и тут же профессора. Здесь отчетливо выражены официальные представления об истории, как о деяниях царей и героев, деяниях, в которых народная масса, «толпа», не может и не должна принимать никакого участия. Противники этой редкой теории отмечают, что художник напротив вел здоровый, «воздержанный» образ жизни, а вино применял только как лечебное средство. Справа – слуги, держащие шлем, копье и щит Гектора.

Работы поразили соотечественников невиданным мастерством. Князь Владимир как бы кается перед Рогнедой в содеянном. Он учился у И. П. Аргунова, потом в Академии художеств. Лосенко точно не иллюстрирует содержание происходящей сцены. Возможно из-за подорванного морального состояния и высосанных этими интригами сил, Антон Лосенко и не смог справиться с тяжелым недугом.

В 1773 г. Лосенко начал, но не успел закончить вторую свою историческую картину – «Прощание Гектора с Андромахой» этим отчасти объясняется некоторая эскизность в живописной трактовке образов. Лосенко был определен подмастерьем в «Московскую» Академию в декабре 1758 г. и некоторое время работал вместе с французскими профессорами, приглашенными в Петербург Шуваловым Иваном Ивановичем. Вслед за окончашем «Владимира с Рогнедой», приобретенного Императрицей, Лосенко начинает, по её же заказу, «Гекторово прощание». Он развивается в пространстве, с одной стороны, «портретном» интимно суженном, но в то же время сохраняющем память об иконной обратной перспективе. Его последняя картина Прощание Гектора с Андромахой, его чудесные портреты современников (особенно хорош Портрет актера Федора Григорьевича Волкова) кроме восхищения вызывают и чувство сожаления о преждевременном уходе великого таланта.

Картина «Владимир и Рогнеда» по силе образов и выразительности характеров несомненно уступает исторической драматургии своего времени. Задумчиво и проникновенно лицо мальчика со шлемом, завороженного сверканием золотого щита. Оценив талант молодого живописца, в 1760 году его направили в Париж для совершенствования знаний и мастерства. Занимаясь под руководством Ж. Рету, Лосенко создал большую историческую картину на евангельский сюжет Чудесный улов (1762). Это — первое в русском искусстве натурное изображение обнаженной женской модели. В Риме же он стал самостоятельным пенсионером. В картине отразились противоборствующие тенденции искусства переходного времени: отзвуки уходящего стиля барокко в повышенной экспрессии и новые веяния классицизма — простота и правда воплощения натуры. Ни сам Никитин, ни его ближайшие преемники не продолжали работать над исторической темой.

Раздраженный гордым ответом Владимир захватил Полоцк, убил Рогвольда и двух его сыновей и насилием принудил Рогнеду к замужеству. Сам сюжет (возможно избранный Екатериной в назидание сыну, будущему Павлу I) как бы расширяется, насыщаясь идеями гражданственности и патриотизма идеями общественного долга. В 16-летнем возрасте вынужден был ее покинуть из-за изменений в голосе, после чего был направлен учиться живописи у крепостного живописца Ивана Аргунова, «принадлежавшего» графу Петру Шереметьеву. Занятия у Рету не прошли напрасно. В первом рапорте, посланном из Рима, Лосенко пишет: «Ныне я упражняюсь в рисовании с лучших антиков для совершенства рисунку, также и в Академии для прочих классов, а на будущий год начну рисовать из славных картин для експерсий, композиций и драпери». Сколько радости дает живописная прелесть этой пастели. Это были изображения близких Лосенко людей, связанных с ним общей любовью к искусству — поэта А. П. Сумарокова, актера Я. Д. Шумского и И. И. Шувалова.

Весной 978 г. город был взят. Разнообразие и полнота жанровой структуры получили развитие в последние десятилетия XVIII в. Живопись широко распространяется: обогащаются царские собраний, складываются фамильные коллекции в столицах, провинциальных городах и усадьбах. Он создал первый в стране учебник по художественной анатомии человека, назвав его «Изъяснение краткой пропорции человека, основанной на достоверном исследовании разных пропорций древних статуй, старанием Императорской Академии художеств профессора живописи господина Лосенка для пользы юношества, упражняющегося в рисовании изданное».

Шувалова, А. П. Таинственный, улыбчивый портрет г-жи Хлюстиной, холодный и умелый болонский «Каин», острый, напоминающий лучших испанцев «Шумский», курьёзный «Владимир перед Рогнедою», пышный, театральный «Волков», упадочное «Ловление рыб» – нельзя найти картин XVIII века, более противоположных и далеких кажется, что этот интереснейший цикл — создание целой плеяды мастеров и с тем большим вниманием мы должны отнестись к художнику, совместившему в своей творческой индивидуальности разнообразнейшие художественные устремления этих полотен. В них сказалось не только умение точно передать анатомические особенности человеческого тела, но и способность сообщить им богатство живописных оттенков, свойственных живой натуре.

Они вписаны в классический треугольник и выделены светом. Наконец, в апреле 1769 г. Лосенко покинул Рим и через несколько месяцев пути прибыл в Петербург. Неизвестный художник. Он больше не вероломный князь, начинающий войну в угоду своим амбициям. усложнённость композиций и патетика в духе позднего барокко (Чудесный улов рыбы, 1762, ГРМ) сочетаются с тенденциями классицизма (Зевс и Фетида, 1769, ГРМ).

картин Рафаэлевых в Ватикане и других местах, упражняется в колерах. Величественный и прекрасный властитель небес с участием склоняется к богине и с беспредельной любовью взирает на ту, которая не стала его женой только потому, что сын Фетиды должен был превзойти отца могуществом (и тогда испуганный Зевс отдал свою избранницу в жены Царю Пелею). Оно заключалось в трех гравированных листах: текст (на русском и французском языках) и два образцовых изображения мужской головы и фигуры в фас и профиль, с указаниями пропорциональных соотношений. Он стоит около Андромахи, держась правой рукой за маленькую ручку своего сына. В ней осуждено преступное злоупотребление властью: князь новгородский (затем — киевский) Владимир, отвергнутый полоцкой княжной Рогнедой, обрушился с дружиной на Полоцк, разгромил город и, убив отца и братьев Рогнеды, насильно взял ее в жены. Императрица обещала перевести Лосенко из АХ в Эрмитаж, но не сделала этого.

И недаром эти картины обрели названия, не предусмотренные художником. Рисунок Лосенко гениалено точный и проникновенный, академический, в лучшем значений этого слова, рисунок художника, много работавшего, много копировавшего старых мастеров и особенно «антиков». В этот период много внимания уделял он живописным этюдам обнаженного тела в результате появились известные полотна «Авель» и «Каин» (оба 1768).

Этой высокой идее подчинено все решение полотна. Скопированное им «Правосудие» Рафаэля принесло ему большую славу. С осени 1769 года Лосенко начинает работать над картиной Владимир и Рогнеда (ГРМ). Академия трех знатнейших художеств (так она стала называться за время отсутствия Лосенко) встретила своего первого пенсионера в высшей степени благосклонно. В картине – прощание сына троянского царя Приама с женой, с ребёнком на руках, перед сражением. Он живет в эпоху становления отечественной исторической науки.

А. П. Лосенко родился в семье украинского казака. Портреты остались во дворце и след их утерян, а картина «Товий с ангелом», возвращенная Аргунову, поныне находится в Государственной Третьяковской галерее. В те же годы молодого художника заинтересовала античность.

Та же «Petite Russie» наложила и своеобразный отпечаток на академические картины мастера в них нет усталой, тонкой улыбки искренней неискренности, что сквозит в «Дианах» и «Адонисах» французов героини и воины, наперсники и наперсницы Лосенко — здоровые, крепкие, простодушные люди, «представляющие» по чьему-то приказанию Рогнед и Гекторов. Ротари. Освободившись от обязанности следовать духу истории, Лосенко переживает по поводу ее «буквы» – того, что в XVIII веке называли «костюмом», но в остальном ощущает себя свободным.

Рогнеда была объявлена невестой Ярополка Святославича, великого князя киевского. Это был тот самый пенсионерский багаж, который художник привез в Петербург в 1769 г. Вскоре по приезде Лосенко признан «назначенным» в академики. Антикизирующие тенденции входили во французское искусство далеко не безболезненно. Злоба и обида слишком сильны в нём.

В возрасте тридцати шести лет А. П. Лосенко из коллекции Русского музея. История князя Владимира и Рогнеды была хорошо известна Лосенко, в XVIII веке о ней рассказывали все исторические труды, в том числе и «Древняя российская история» М. В. Ломоносова. С 1758 г. занимался в Академии художеств. Однако из этого сватовства вышел страшный скандал. Особенно примечательна последняя работа.

Портрет актера Якова Даниловича Шумского менее сложен по концепции, возможно, потому, что актер написан в роли из комедии «Игроки». За эту картину художник получил звание академика. Произнося слова клятвы, он протянул левую руку в сторону, показывая, что он обращается ко всем троянцам. В отличие от картины и живописного эскиза, на этом рисунке Гектор находится слева от Андромахи и служанки, вытянув правую (а не левую) руку.

В сентябре 1767 г. Лосенко сообщает, что начал рисовать с «картин Рафаиловых», а с марта по декабрь 1768 г. будет упражнятся в копюрах в этом же рапорте мы находим интересную просьбу: «Императорская Академия знает о том верно, что Реимские бывшие славные профессоры имели пред прочими Академиками преимущество в рисунке, композиции, експерсии и драпери, а в копюрах натуральных копюрам Армонию и клер обскюр весьма были слабы пред протчими, а почитались в этом Венецияны но как я имею склонность обучаться тому и другому, для чего меня послали, всепокорнейше Академию просить осмеливаюсь дабы мне дозволено было ехать в Венецию и пробыть там для науки то есть с 1 числа будущего марта по 1 декабря 1768 г». Последующее обучение Лосенко и двоих его друзей оплачивала государственная казна. Прожив здесь несколько дней, Лосенко отправляется в Москву, к И. И. Шувалову, со своими картинами и ученическими рисунками, которые Шувалов представил Императрице, гостившей в то время в Москве по случаю коронации. Наибольшую трансформацию претерпели центральные персонажи.

Работал в стиле классицизма. Родился в городе Глухове (ныне Сумская область Украины) в 1737 г. Рано осиротел. всех соч. Яркая индивидуальность облика прославленного комика облегчила задачу живописца. Художник создает произведение на тему из русской истории – «Владимир и Рогнеда» (1770). Ее человеческие слабости как бы возложены на служанку, «низкий» ранг которой позволяет откровенное выражение чувств.

События, связанные с Рогнедой, подробно изложены в «Лаврентьевской летописи». Речь шла о Святом Владимире – Крестителе Руси, естественно, до его крещения.

Гавриил Игнатьевич Козлов. Успех картины принес ее создателю не только звание академика, но и назначение адъюнкт-профессором (с 1770 года), а вскоре профессором и директором АХ (с 1772 года). Лосенко назначают руководить классом исторической живописи.

В 176669 гг. Ее гармония строится на контрастах серебристо-желтых и красных, коричневых и серых тонов. Один из самых жестких сюжетов, посвященных Владимиру, рассказывает о тех временах, когда он, будучи еще новгородским князем (следовательно, язычником) посватался к полоцкой княжне Рогнеде, но был отвергнут ее отцом — князем Рогвольдом. С этой картины начинается русская историческая живопись.

Идущий от русской иконы диалог со зрителем в русской живописи Нового времени трансформируется, «приземляется», но сохраняет внутреннюю одухотворенность образа и его способность вызвать у зрителя резонансное переживание. И все-таки костюм Рогнеды и особенно прислужницы на первом плане выдержаны в русских мотивах, равно как одежда бородатого воина и крестьянина в треухе изображенных в глубине справа.

Результатом упорного труда явились, как их называл Лосенко, академические фигуры в величину натурального человека – Авель (1769, Харьковский художественный музей) и Каин (1768, ГРМ). Эскизы остались во Франции и затерялись в архивах академии, возможно, утратив авторство. После смерти Лосенко эти особенности построения картины были взяты на вооружение его учениками и «развиты в неписанную систему композиционного мышления, оказавшую влияние на последующую историю русской исторической живописи»6.

В произведениях Лосенко 60-х гг. Гамма красок строже и лаконичнее. Получив так быстро все академические отличия, художник не должен оставаться в долгу и сразу он весь уходит в акаде-мические дела. На прославленном рисунке Лосенко «У колыбели» мы видим ту же модель — белокурую женщину с чуть крупноватым носом, с тонко очерченными, почти прямыми бровями, с характерным изгибом губ, округлым подбородком, с тем же бесконечно мягким и нежным выражением лица и кротким взглядом.

До конца жизни Лосенко оставался на этом посту. Уже в ранней работе «Жертвоприношение Авраамово» (1765) Лосенко создал полную движения композицию и вместе с тем проявил болыпой интерес к изучению натуры (прекрасно написаны обнаженная фигура Исаака, руки и ноги Авраама). Естественно, что Владимир и Добрыня «исполнися» ярости. Художник поместил своих героев перед воротами Трои.

Трудно говорить о «сочинении» Козлова, однако художник вложил в заимствованную композицию живое чувство, умело используя эмоционально напряженную гамму и передал свое понимание драмы вернейшего из апостолов, особенности характеров и внутреннего состояния основных действующих лиц. Пространство упорно тяготеет к плоскостности, его развитие заканчивается за спиной Иисуса. Вероятно, это граничит с тем, что её образ был не вполне закончен художником— в частности, лицо и глаза Андромахи «только подготовлены для живописи», а на её одежде можно заметить «обилие намеченных и ещё не выявленных складок». Только два рисунка — подготовительный этюд к «Авелю» и «Человек со связанными руками» — вносят диссонанс в эту характеристику. Он был определен в живописную мастерскую И. П. В системе жанров Академии художеств исторической живописи отводилось первое место. Второстепенные фигуры выполняют функцию немых статистов, они не участвуют в действии.

«Закрученная» барочная композиция словно несет в себе и другое воспоминание об иконе: действие разворачивается параллельно плоскости холста. Добрыня стал позорить дочь Рогволда («поноси дщери его»). Далекое прошлое России скрывалось за дымкой летописных преданий. Гигантские башни и колоннада замыкают пространство, позволяя ощутить его глубину. Аргунова.

Этим и объясняется безразличие художника к характеристике воинов. Эти работы все еще входят в рамки стилистики бароко. К элементам оригинального стиля Лосенко, по мнению Савинова, относятся «строгая, чёткая композиция, пространственность построения, сильные контрасты цвета и тени, живописность картины в целом, суровость рядом с эмоциональной приподнятостью, фигуры то в резком движении, то неподвижные»35. Рано осиротел и семилетним ребенком был отправлен в Петербург в придворный певческий хор. Но, увы, рисунки выдавались на руки ученикам «для упражнения», приходили в ветхость и, с течением времени, вся эта огромная коллекция, среди которой наверно было не мало драгоценностей, сошла «на нет». Сохранился и ряд рисунков, созданных Лосенко при подготовке к написанию картины.

Лосенко великолепно акцентирует светом лицо и руку Шумского, выделяя их на темном живописном фоне, что придало образу живость и напряженность. Академия предложила тему, заимствованную из «Древней Российской истории» Ломоносова. Жизнь и творчество. Приехав в Петербург в конце декабря 1762 г., Лосенко предъявил совету написанную им в Париже картину «Чудесный улов».

Антон Павлович Лосенко родился в семье украинского казака. В это время формируются новые жанры живописи: исторический, пейзажный, бытовой. А. Лосенко «Владимир перед Рогнедой» (1770)Рогнеда – полоцкая княжна, дочь князя полоцкого Рогволода. Князь собрал рать из наемников варягов, подвластных новгородских словен и чуди (угро-финских племен) и отправился походом во главе этой дружины на Полоцк. В 1766-1769 годах художник жил в Италии, где изучал античность, копировал произведения Рафаэля, написал картину на античный сюжет Зевс и Фетида (1769). Без этих качеств, которые, по-видимому, не могут быть заимствованы из «чужих опытностей», а взращиваются в таинственных недрах коллективного сознания, затем неведомыми путями усваиваются личностью, впитываются с молоком матери, не могли появиться исторические художники и не мог по-настоящему расцвести «большой исторический род» в России.

Картина мастерски скомпонована. Фальконе также отмечал, что эти люди погубят «первого искусного художника нации». Словом искусство победило правду, но не во всем: горе и отчаяние самой Рогнеды и ее ближних женщин кажутся очень глубокими искренними и это явно диссонирует с галантной и обворожительной позой Владимира. Образ плачущей служанки также принадлежит к центральной группе.

Образ Андромахи, который также занимает центральное место в композиции картины, является, по мнению Кагановича, менее удачным, чем образ Гектора, — в частности, так как «он более других испытал на себе влияние абстрактной классики». А. Лосенко «Чудесный улов» (1762).

Симон сказал Ему в ответ: Наставник. Сын киевского князя Святослава и Малуши (Малфред) – ключницы княгини Ольги, Владимир был еще малолетним отправлен отцом княжить в Новгород. Они контрастируют с центральной фигурой полотна, создавая гармоничность композиции. Портрет актёра Ф. Волкова (1763). В «итальянский» период творчества художник много времени уделял рисованию голых тел, с точностью пропорций и анатомических особенностей человека. С. 22).

Он утверждал, что сущность искусства заключается в подражании природе. Облик вельможи весьма внушителен и полон достоинства. Вероятно, это граничит с тем, что её образ был не вполне закончен художником — в частности, лицо и глаза Андромахи «только подготовлены для живописи», а на её одежде можно заметить «обилие намеченных и ещё не выявленных складок»16. Лосенко Антон Павлович (1737-1779), русский художник. Сделав это, они поймали великое множество рыбы и даже сеть у них прорывалась.

Он как бы замкнут в границах отведенного участка и потому носит местный или, как говорят, локальный характер – не перетекает незаметно в соседние цвета. Больше чем такое перевоплощение князя критиков порадовал антураж картины – национальное прошлое. В Италии художник встретил старых знакомых и обрел новых друзей. Отлитые формы с антиков Шувалов отравил в Петербург, весьма обогатив тем Академию. В начале ХVIII века Глухов превосходил Киев красотой архитектуры и благоустройством. С. 47). К 1770 году Лосенко заинтересовался древнерусской культурой, создав «Владимира и Рогнеду». Искусствовед Алексей Савинов отмечал, что, как и в своей более ранней картине «Владимир и Рогнеда» (1770, ГРМ), в «Прощании Гектора с Андромахой» Лосенко «соединял великое и простое, театральную приподнятость и жизненную естественность» используя разнообразие художественных приёмов в поисках большей выразительности содержания34.

Сумарокова, Я. Шуйского и др. В Риме художника окружали собратья по искусству, съехавшиеся сюда из разных стран. С затаенным волнением и тоской устремляется к Гектору Андромаха с младенцем Скамандрием. Сумароков призывает поэтов «проповедовать добродетель» и учить «подражанию великих дел». Вьена, затем изучал искусство в Риме (1766-1769).

До конца жизни Лосенко оставался на этом посту. Мастер исторического жанра, портретист, рисовальщик. Рисунок портретен. Позднее Рогнеда собиралась отомстить Владимиру, а тот хотел ее казнить. От Академии А. Лосенко для продолжения учёбы направили в Париж (1760-1765), где он посещал мастерские Ж. Рету и Ж. -М.

Он легко взял город и захватил всю княжескую семью. Однако организм художника больших нагрузок долго перенести не смог.

Эта картина стала началом русской школы исторической живописи. Опираясь на образец Жувенэ, Лосенко осваивает принципы многофигурной композиции, внимательно прорисовывает мужские и женские фигуры в сложных ракурсах, с увлечением лепит объемы светотенью исследуя ее возможности и принося ей в жертву цвет, словно «припыленный» или скрытый под толстым слоем потемневшего лака. И дали знак товарищам, находившимся на другой лодке, чтобы пришли помочь им и пришли и наполнили обе лодки, так что они начинали тонуть». В 1770 г., уже вернувшись в Петербург, художник создал полотно «Владимир и Рогнеда», получив за него звание академика исторической живописи. Итоговой работой Лосенко в мастерской Вьена стала картина «Жертвоприношение Авраама», написанная в 1765 г. В Библии повествуется о том, как Аврааму приказано было принести в жертву своего сына Исаака в доказательство истинной веры и преданности. Можно себе представить, каким оскорбленным чувствовал себя молодой князь. В самом деле, не Библейская ли трагедия развернулась на них. Лосенко создал ряд портретов деятелей русской культуры: И. И.

он учился певческому искусству, служил в придворной капелле. Странная девушка с тусклыми глазами колдует тонкими призрачными чарами, вечно-юными чарами восемнадцатого века. Она уже примирилась с происходящим и стоически приняла его бремя. В 1773 г. он начал работу над картиной «Прощание Гектора с Андромахой». Правда, археология XVIII века не располагала никакими данными о гомеровских временах.

Через три года княжения старшие братья поссорились, началась война. Потому следующая картина – «Зевс и Фетида» (1769, ГРМ) – это и продолжение профессионального совершенствования и непосредственное переживание античности с ее культом идеальных человеческих качеств, воплощенных в образах богов и героев. Двое последних приняли приглашение «Московской» Академии для работы в Петербурге. Таким образом, главным источником информации для художника была «Илиада», которая изобиловала поэтическими преувеличениями. Художник создает произведение на тему из русской истории – Владимир и Рогнеда (1770).

Получают общественное признание амплуа живописца, поэта, артиста. Второй вариант картины находится в Государственной Третьяковской галерее в МосквеФёдор Григорьевич Волков (1729-1763) – русский актёр и театральный деятель.

Ведь первые полтора года пребывания в Риме художник преимущественно занимался рисованием с античных статуй, а следующий год (до весны 1768 г. ) рисовал с прославленных картин для совершенствования мастерства композиции изучения выражения страстей, экспрессии лиц и фигур, разнообразия поз и красоты драпировок. В конце 1750-х гг. Годы пребывания в мастерской художника стали хорошей школой для А. Лосенко, которая сказалась вскоре, когда через год после образования Академии художеств он становится ее воспитанником (1758). И. И. Шувалов вскоре бал отправлен в негласную ссылку за границу.

Образ мира, воплощаемый им в картинах, этюдах, эскизах – гомоцентричен – гуманистичен. В «Жертвоприношении Авраама» (1765, ГРМ) на первый план выступают не плоды обучения, а те исконно присущие русскому художнику качества, которые проходят через все творчество Лосенко и углубляются корнями в недра национальной традиции: весь строй художественного образа говорит о сопереживании художника своему герою, сочувствии, формирующем эмоционально–нравственный потенциал его лучших картин. Лосенко запечатлел момент произнесения Гектором клятвы. Дело ограничилось разговорами. Лосенко умирает. Об этом свидетельствует хотя бы «Изьяснение краткой пропорции человека, основанной на достоверном исследовании разных пропорций древних статуй, старанием Императорской Академии Художеств Профессора Живописи господина Лосенко для пользы юношества упражняющегося в рисовании изданное».

Все эти работы художник исполнил самостоятелено, не имея «особливого себе учителя, следуя в том данными ему советами от Г. Виена и других Профессоров Французской Академии». Это определяет их идеальную отвлеченность. Увы, талантливый художник умер рано – в возрасте 36 лет.

Он как символ проклятия роду человеческому и на Земле преследует первых людей. Но, к сожалению, Академия ничего на это не ответила. Последней работой автора стала незаконченная картина «Прощание Гектора с Андромахой» (1773 год). Рогволод вышел против него, но потерпел поражение в битве и закрылся в городе.

В Париже он пишет «Авраам приносит в жертву сына своего Исаака». Скульптор напрасно обольщался добротой Екатерины. Воины и слуги составляют пассивную «толпу», которой противопоставлены активные «герои».

Этим вызвано и доверие со стороны президента к молодым художникам и то, что в сентябре 1760 года наиболее способные ученики Академии – А. П. Лосенко и будущий знаменитый архитектор В. И. Баженов – были отправлены за границу. М. : Весь мир, 1997. К лучшим листам итальянского периода относятся два рисунка конной статуи Марка Аврелия. Крещение Руси – всегда считалось поворотным моментом в развитии Руси. Под наблюдением Рету он работает над «Чудесным уловом рыбы», который в декабре 1762 г. был уже отправлен и получен в Петербурге, а «дома» Академия 19 августа того же года награждает Лосенко «адъюнктом».

1 апреля 1764 г. художник получил от Королевской Академии 2-ю медаль, но, несмотря на это, несколько месяцев спустя ему не удалось попасть в число конкурентов на «Grand Prix» однако неудача не ослабила его энергии: в то время как конкуренты были заняты экзаменами, художник самостоятельно написал картину (должно быть, «Жертвоприношение Авраамово», отправленное 15 сентября 1764 г. в Петербург), «которую по окончании экзамена носил ко всем профессорам партикулярно, за которую все дали мне хорошую похвалу». Это обусловило сложность творчества мастеров переходного времени. Но гордая девушка отказалась пойти за «робичича» – ключники считались невольниками и это происхождение доставило Владимиру немало неприятностей.

Закончив эти две картины, художник вернулся в Петербург. Действительно, виртуозный рисунок Лосенко может вызвать изумление и восхищение. Выразителен поединок жестов и взглядов над хрупким отроком: изумление, еще не стершее скорбную решимость – на лице Авраама, ужас неожиданности — в напряженном жесте его левой руки и — строгий взгляд вестника неба, непреклонность его поведения.

Все личное, глубоко человеческое, отступает на второй план. Важно, что написал ее русский художник Антон Павлович Лосенко (1737-1773). А прелестное лицо богини светится трогательным доверием и надеждой. Но Владимир не собирался долго задерживаться на родине скандинавских предков. Справа и слева у края полотна размещены второстепенные персонажи, призванные образовать «раму» и сосредоточить внимание зрителя на втором плане, где развертывается основное событие. В сентябре 1765 г. «Жертвоприношение Авраама» отправлено в Петербург, а еще ранее послан Академии еще одни творческий отчет — «Журнал примеченных мною знатных работ живописи и скульптуры в бытность мою в Париже» (после Лосенко такие отчеты стали составлять все русские пенсионеры за границей). И все-таки «Владимир перед Рогнедой» не повторение пройденного.

Но еще до отъезда молодой художник написал несколько портретов, зарекомендовав себя талантливым портретистом. За картину «Владимир перед Рогнедой» Лосенко получил звание академика, а спустя пять дней произведен из адъюнкт-профессоров в профессоры. Этой идее подчинено все решение картины. Рядом с ней стоит плачущая служанка, чье горе кажется очень искренним и убедительным. Антон Лосенко работал над полотном по заказу императрицы ЕкатериныII. А. Лосенко. Под наблюдением Лосенко рисунки профессора награвировал его ученик Гавриил Скородумов.

Этим объясняется некоторая эскизность образов. Высоко поднятая голова и широкий жест руки выделяют его среди других человеческих фигур. Центральное положение Гектора в композиции картины подчёркивается его развевающимся на ветру красным плащом-гиматием. Сосредоточенно и печально смотрит на Гектора чернобородый воин с копьем.

IХ–XVII век. Остро схвачен характер и передан своеобразный облик актера. Молодой художник обучался этому тонкому искусству почти шесть лет, после чего был зачислен в 1758 году в Академию искусств (Петербург). Он видит в антиках не идеальный образец, а натуру, запечатленную художником древности. Лосенко предлагают написать картину на звание академика.

Здесь он копирует Рафаэля, пишет натурщиков изучает искусство итальянского Возрождения. В Италии Лосенко пишет «Зевс и Фетида» – чистый образец неоклассики, где ярко видно хорошее изучение художником античного искусства. И касания ее рук легки и трепетны. Композиционные задачи решаются на поверхности холста, художник не «прорывает» его иллюзорной глубиной, но создает впечатление неглубокого рельефа. Андромаха в картине Лосенко не удерживает мужа, а вдохновляет его на подвиг. Действие развернуто на городской площади, «у Скейских ворот, перед выходом в поле», но Лосенко только в этом и следует указаниям «Илиады». Зато безусловную ценность представляли его портреты. В картине представлен кульминационный момент «прежалостной судьбы» Рогнеды, когда Владимир вторгся в ее покои и с нею «неволею сочетался». Картина Козлова «Апостол Петр отрекается от Христа» (1762, ГРМ) – это своего рода реплика: используя гравюру XVII века, он повторяет композицию картины французского художника Жана Стелла (Воронов М. Г.

В 1760 году молодой художник пишет его портрет (ГРМ), а вслед за тем исполняет портреты поэта и драматурга А. П. Сумарокова (1760, ГРМ), а также актера Я. Д. Шумского (1760, ГРМ). До середины 1760-х мастер красок рисовал библейские сюжеты в стиле позднего барокко, а в конце десятилетия он обратился к классицизму, что хорошо заметно в картинах «Каин» и «Авель». Технологическое исследование живописных произведений А. П. Создал первый постоянный русский театр.

Л. : Художник РСФСР, 1982. Но прекрасная эта идея принадлежала не Шувалову. Превосходный по живописи эскиз напоминает о «жарких колерах» венецианцев мягкими градациями цвета и выразительной лепкой формы. Весь портрет полон тайной, запретной жизни. Следующим шагом Лосенко стал труд, в котором он изложил азы исторической живописи.

Художник с глубоким почтением относится к своей модели. Он первый искусный художник нации, к этому остаются нечувствительны им жертвуют. Он смотрит туда, где только что им было совершено преступление. Трактовка Лосенко евангельского сюжета мягка и лирична.

Лирический дуэт пленяет мелодией линий их гибкостью, точностью и певучестью. Портрет мужчины. собр.

Государственный Русский музей (Петербург)Картина написана на библейский сюжет: «Во время оно, когда народ теснился к Нему, чтобы слышать слово Божие, а Он стоял у озера Геннисаретского, увидел Он две лодки, стоящие на озере а рыболовы, выйдя из них, вымывали сети. К 1771 г. административные и художественные дела Академии зашли в тупик — сказалась вопиющая нерадивость президента, И. И. Бецкого оставившего академическое хозяйство без контроля. Таким образом, главным источником информации для художника была «Илиада», которая изобиловала поэтическими преувеличениями. Спустя пять с половиной лет, осенью 1758 г., Аргунов выпустил учеников своих с аттестатом. Античный сюжет из «Илиады» Гомера воспевал героев их патриотические чувства, готовность принести себя в жертву служению родине. Напротив, за ними следует расцвет отечественной культуры и искусства на прочном фундаменте собственной внутренней логики развития и органично сопряженного с национальными традициями «чужого» опыта.

Главной причиной доброжелательства явились картины художника «Каин», «Авель» и «Правосудие» (с Рафаэля), выставленные уже в залах и заслужившие восхищение знатоков и широкой публики. Он убедителен, так как в своей условности он последователен и целен. В 1764 году им написаны картины «Андрей Первозванный» и «Смерть Адониса», а годом позже, в конце обучения, написал «Жертвоприношение Авраама», перебравшись в Италию. Причиной смерти стала «водяная болезнь» – водянка. Не менее интересен портрет Сумарокова.

Известно, что некоторые из них художник подарил впоследствии Э. -М. Фальконе. Однако, пожалуй, остров любви был ближе душе художника, чем измышления Расина и Менгса непосредственному характеру выходца из «Petite Russie» более соответствовала свобода барокко, нежели безжалостные каноны классицизма. Искусствовед АлексейСавинов отмечал, что, как и в своей более ранней картине «Владимир и Рогнеда» (1770, ГРМ), в «Прощании Гектора с Андромахой» Лосенко «соединял великое и простое, театральную приподнятость и жизненную естественность» используя разнообразие художественных приёмов в поисках большей выразительности содержания. Гораздо более значительной и художественно абсолютной является последняя картина Лосенко, написанная в год смерти художника и оставшаяся несколько незаконченной, – «Прощание Гектора с Андромахой». Любовь и раскаяние Владимира стали стержнем трактовки сюжета. Герои его картин величественны, одухотворены, от них веет человеческой добротой и доброжелательностью. С. 261. Деловые и в дружеские контакты сохранялись между ними вплоть до отъезда Лосенко в Россию.

Примечательно, что наигранно патетичен лишь Гектор. На картине Лосенко архитектурный образ древнего города выглядит весьма грандиозно— «высокая стена с рядом дорическихколонн, огромные, в античном духе ворота и крепостные башни на втором плане создают впечатление подлинного величия».

Эти характерные мелочи — блестки истинного дарования Лосенко, случайно сюда попавшие. Его последняя картина Прощание Гектора с Андромахой, его чудесные портреты современников (особенно хорош Портрет актера Федора Григорьевича Волкова) кроме восхищения вызывают и чувство сожаления о преждевременном уходе великого таланта. Об этом первом пребывании художника в Париже известно мало.

Перед походом на Киев Владимир пытался породниться с полоцким князем. Антон Лосенко, один из самых значимых художников России XVIII века, родился в 1737 году в городе Глухов (Украина) в казацкой семье, осиротев в семилетнем возрасте. Лосенко педантично выполнял намеченную для себя программу занятий. Пять с половиной лет, проведенных в мастерской Аргунова, послужили весьма основательной подготовке. Благородную простоту и спокойное величие «Зевса и Фетиды» сменили бурная динамика и напряженность, столь свойственные искусству барокко. Этот драматический сюжет Лосенко трактовал с поразительной экспрессией и профессиональным совершенством. Как видно, в поощрениях, медалях у художника не было недостатка.

Просветительский классицизм пронизывает весь творческий путь художника. В 1761 г., еще будучи учеником Рету, он награжден за композицию «Смерть Сократа». Часто это программы, выполненные на академическое звание. Императрица обещала отреагировать и перевести Лосенко в Эрмитаж, но этого не случилось.

В эскизе облик ее миловидно изящен, поза и драпировки барочно грациозны. художник жил в Италии, где изучал античность, копировал произведения Рафаэля, написал картину на античный сюжет «Зевс и Фетида» (1769). Государственный Русский музей (Петербург). На директорскую должность были назначены адъюнкт-ректор Жиле и профессор Лосенков. Тему предложила художнику Академия, предоставив возможность самому уточнить сюжет. Все это свидетельствует о том, что Лосенко работая над замыслом, был во власти эстетических норм искусства барокко, воспринятых им у Рету.

Иначе трактованы образы воина и крестьянина. Когда же перестал учить, сказал Симону: отплыви на глубину и закиньте сети свои для лова. По-видимому, художника привлекал этот «образ чувствительной женщины, трогательной своей добротой и искренностью переживаний», который рассматривался как «вполне реальный образ простого человека из народа». Слишком разными были Лосенко и его европейские учителя по своему складу, чтобы не возникли в самых глубинах личности русского художника блоки, препятствующие его перерождению в «европейца»: в потаенных глубинах созданных им художественных образов сквозит их русская — современная и древняя, животрепещущая и бережно сохраняемая генетической памятью основа. Искусствоведы полагают, что Лосенко мог также пользоваться трудом итальянского историка XIII века ГвидодеКолумны под названием «История о разорении Трои, столичного града Фригийского царства из разных древних писателей собранная»— ко времени написания картины появилось уже несколько изданий этого труда на русском языке.

Их роль сводится только к тому, чтобы составить фон для главных действующих лиц. Они полукругом обступают главных персонажей. Он представил эскиз, но в число конкурентов, как иностранец, не попал.

За семь месяцев он завершил одно из лучших своих полотен. Главную идею произведения воплощают только центральные персонажи. Остальные люди персонажи величественны, сдержанны, суровы. колера натуральны и кистью владено натурально». Лосенко умирает. «Робичич» – сын рабыни и Рогнеда тем хотела сказать, что она, как свободная знатная скандинавка, не может унизиться до того, чтобы стать невестой сына рабыни и по обычаю разувать своего суженого, предпочитая ему бесспорного в своем происхождении Ярополка.

Идея патриотического долга раскрывается в незаконченной картине Лосенко Прощание Гектора с Андромахой (1773, ГТГ). Практически неразвита была история материальной культуры. Она не жалуется и не проливает слез, как у Гомера. Лосенко в технологическом отношении был блестящим представителем современной ему западной (французской) академической школы» (Селиванов А. В.

Главная идея избранного сюжета более всего отвечала умонастроению художника. Картина запечатлела кульминационный момент, когда князь Владимир вторгся в покои Рогнеды и «невольно сочетался»с нею. После смерти Лосенко эти особенности построения картины были взяты на вооружение его учениками и «развиты в неписанную систему композиционного мышления, оказавшую влияние на последующую историю русской исторической живописи». Лишенные сюжетной привязки (название, очевидно, лишь повод для изображения великолепной натуры), эти произведения знаменовали большие достижения в творческом развитии Лосенко. По условиям задания из всех моментов этого события Лосенко был вправе выбрать любой.

Все это объясняется, однако, не только недостатком фактических знаний о прошлом и даже не тем, что люди XVIII века видели в «Илиаде» лишь поэтическую легенду, за которой нет никакой исторической реальности. Слева расположена группа оруженосцев и воинов со знаменем. Творчество Лосенко принадлежит своему времени. В 1763 г., работая в мастерской Вьена, он получает вторую серебряную медаль за рисунок на тему из римской истории «Клеобис и Битон везут свою мать в храм Юноны».

Цикл «высоких полотен» Лосенко открывается небольшим «Товией с ангелом» исполненным еще у Аргунова. Именно эти качества, дополненные мягкой пластикой и живописным мастерством, повышающим убедительность зримого образа, правдивость чувств, переживаемых мужскими персонажами (женские мелодраматичны, не «проиграны» изнутри) придают картине особое обаяние.

По-видимому, художника привлекал этот «образ чувствительной женщины, трогательной своей добротой и искренностью переживаний», который рассматривался как «вполне реальный образ простого человека из народа»16. У истоков этой традиции стоят две последние картины Лосенко – «Владимир и Рогнеда» (1770) и «Прощание Гектора с Андромахой» (1773). Идейный замысел обеих картин сложился на почве тех общественно-политических и моральных 39представлений, которые развились в русской культуре 1750 – 1770-х годов под влиянием идей просветительской философии и с наибольшей яркостью воплотились в поэзии и драматургии А. Сумарокова и литераторов его круга. Идеи патриотизма и гражданственности, долга перед родиной, служения государству, самопожертвования ради общественного блага составляют основное содержание передовой русской литературы этого времени.