Картина Порожняки

По своему эскизу «Порожняки» на протяжении 1871-1872 годов Прянишников выполнил несколько живописных повторов и вариантов картины. На первой передвижной выставке художник представил свою картину Порожняки, которую назвали лучшей среди всех других полотен. Репродукция картины художника Иллариона Прянишникова Порожняки. Одним из лучших произведений И. М. Прянишникова является его картина «Порожняки» (1871). По своему эскизу «Порожняки» на протяжении 1871-1872 годов Прянишников выполнил несколько живописных повторов и вариантов картины.

Картина Порожняки одного из основателей Общества передвижников Иллариона Михайловича Прянишникова стала заметным явлением в русском живописном искусстве пореформенного периода. Картина Прянишникова «Порожняки», экспонированная на первой передвижной выставке в 1871 году, принесла ему новый успех.

Илларион прянишников «порожняки»

Характерна для 60-х годов картина Иллариона Михайловича Прянишникова (1840–1894) «Шутники» (1865). В результате появляются более глубокие в психологическом отношении характеристики изображения сложных конфликтных ситуаций следствием того же было превращение пейзажа в жанровой картине в подлинно живую среду, в которой развертывается то или иное сюжетное действие, Одновременно были сделаны новые завоевания в области колорита, композиционных решений, а также, что очень важно, – пленэрной живописи. Кому еще недавно могло прийти в голову, что настанут такие времена, когда русские художники не захотят больше ограничиваться одним личным своим делом, что они вдруг бросят свои художественные норы и захотят окунуться в океан действительной жизни".

В свою очередь пьесой Островского «Шутники» была навеяна известная картина Прянишникова «Шутники (Гостиный двор в Москве)» (1865). В 1871 году вместе с В. Е. Маковским создал альбом «Эпизоды из севастопольской жизни 1854-1855 года», посвященный обороне Севастополя. А по моему глупому предположению, как я это дело понимаю, это не баловство, а болесть. Салтыков-Щедрин отмечал, что при внешней непритязательности сюжета художник сумел воплотить в картине что-то такое сокровенное, что надолго останавливает зрителя, заставляя его задуматься над впечатлениями, которые бывают обычно «так мимолетны и смутны». Кустодиева) с большой проникновенностью написаны крестьяне, устремившиеся к «чудотворной» иконе. Нет красивых драпировок, эффектных постановок и поз. А картина, написанная им в последний год обучения, – "Шутники. Выдающимся жанровым произведением Прянишникова 70-х годов стала картина «Порожняки» (1872, ГТГ).

Галереи, серии картин, 
портретов

Галереи, серии картин, портретов

рТСОЙЫОЙЛПЧ ТПДЙМУС Ч УЕМЕ фЙНБЫПЧП вПТПЧУЛПЗП ХЕЪДБ лБМХЦУЛПК ЗХВЕТОЙЙ Ч УЕНШЕ ОЕВПЗБФПЗП ЛХРГБ. йЪПВТБЪЙЧ РПДЗХМСЧЫЙИ ЛХРГПЧ-ФПМУФПУХНПЧ, ЛПФПТЩЕ У ЙЪДЕЧЛПК ЪБУФБЧМСАФ РМСУБФШ РПД ЗБТНПОЙЛХ ВЕДОПЗП РПЦЙМПЗП ЮЙОПЧОЙЛБ, ИХДПЦОЙЛ ТБЪЧЕТОХМ ДЕКУФЧЙЕ ОБ УГЕОЙЮЕУЛПК РМПЭБДЛЕ ЛБТФЙОЩ ФБЛЙН ПВТБЪПН, ЮФПВЩ РТПДЕНПОУФТЙТПЧБФШ ЪТЙФЕМА ГЕМХА ЗБМЕТЕА ПВТБЪЮЙЛПЧ НПТБМШОПЗП ХТПДУФЧБ Й УБНПДПЧПМШОПЗП ИБНУФЧБ РТЕДУФБЧЙФЕМЕК ФЕНОПЗП ГБТУФЧБ. уЙНРБФЙЙ Л РТЕРПДБЧБФЕМА ОЕ НПЗМП РПНЕЫБФШ Й ФП, ЮФП (ЛБЛ ЮБУФП ВЩЧБЕФ Ч ПФОПЫЕОЙСИ ПФГПЧ Й ДЕФЕК) ОЕ ЧУЕ РПЙУЛЙ НПМПДЕЦЙ ПЛБЪЩЧБМЙУШ рТСОЙЫОЙЛПЧХ РПОСФОЩНЙ Й ВМЙЪЛЙНЙ. Уже в первых работах начала 1860-х годов (Мальчик-коробейник, Чтение письма в мелочной лавке) отчетливо проявились черты таланта художника: наблюдательность, способность к живым и точным социально-психологическим характеристикам, сочные цвета живописи. При взгляде на эту картину вспоминается и чеховский конторщик Епиходов, который, стремясь завоевать симпатии горничной Дуняши, распевает под гитару жестокий романс и вторящий ему лакей Яша, рисующийся перед Дуняшей своим «европейским» лоском.

Сидящий на переднем плане молодой человек одет не по погоде. Много мыслей порождала эта картина. Одинокие птицы и пустой обоз усиливают эффект. Репину и В. Д. Салтыкова-Щедрина (1886), Д. И. На первой выставке работ «Товарищества передвижных художественных выставок» 11 декабря 1871 года внимание публики привлек скромный ескиз «Порожняки». пДОПК ЙЪ РЕТЧЩИ ТБВПФ, ЙУРПМОЕООЩИ рТСОЙЫОЙЛПЧЩН Ч ЗПДЩ ПВХЮЕОЙС, УФБМБ ЛПРЙС У ЛБТФЙОЩ рТЙЕЪД УФБОПЧПЗП ОБ УМЕДУФЧЙЕ ч. рЕТПЧБ (1857), ХЦЕ ФПЗДБ ЧПЪЗМБЧЙЧЫЕЗП ПВМЙЮЙФЕМШОПЕ ОБРТБЧМЕОЙЕ Ч ТХУУЛПК ЦЙЧПРЙУЙ.

Слева изображено поле с золотистыми колосьями. пО ЙЪПВТБЦБМ ХВПЗЙЕ ТБЪЧМЕЮЕОЙС ЗПТПДУЛПЗП МАДБ, ФПМРСЭЕЗПУС Х ДЧЕТЙ ВБМБЗБОБ, ОБ ЛПФПТПК ОБРЙУБОП чЯ ИПФШ Ч фЙБФТЯ нБТЙКБОЕФПЛ (х ФЕБФТБ НБТЙПОЕФПЛ, 1867) УФТБДБОЙС ВЕЪДПНОЩИ ОЙЭЙИ (лБМЙЛЙ РЕТЕИПЦЙЕ, РПАЭЙЕ мБЪБТС, 1870) ОЕРПУЙМШОЩК ФТХД ЙЪНХЮЕООЩИ ЦЕОЭЙО-ТБВПФОЙГ (ыЧЕС, 1870). Сюжет картины просвещенные зрители связывали с темой стихотворения Николая Некрасова «Школьник» : «Невеселая дорога Эй. Однако основное его внимание привлекла жизнь различных слоев большого города. Но вот в номер заходит друг Клочкова, начинающий художник и просит Анюту позировать ему для завершения картины. Все это общество сытых и самодовольных людей предается своеобразной забаве. Ты не хочешь, а тебя за душу тянет». Ноги босы, грязно тело и едва прикрыта грудь Не стыдися.

И он в русле критического реализма изображал убогие развлечения городского люда («У театра марионеток», 1867) страдания бездомных нищих («Калики перехожие», 1870) непосильный труд измученных женщин-работниц («Швея», 1870). Одним из характернейших художников этого течения был Карл Викентьевич Лемох (1841 – 1910), особенно любивший изображать детей, автор трогательных семейных сцен из жизни крестьянства («Круглая сирота», 1878 «Бабушка и внучка», 1884, ГТГ «Новое знакомство», 1885, ГРМ и др. ). Такой герой уже не вызывал у читателя сострадания.

Описание картины 
Иллариона Прянишникова 
«Порожняки»

Описание картины Иллариона Прянишникова «Порожняки»

Именно такой мы видим картину Прянишникова «Порожняки». Таковы «Спуск к переправе» (1890), «Тройка во ржи» (1886, Астраханская картинная галерея имени Б. М. А в рассказе «Корреспондент» (1882), показывая сцену, напоминающую ситуации «Шутников» Островского и Прянишникова, Чехов ведет повествование так, что читатель возмущается не только издевательствами купцов над «маленьким человеком», но и его рабской, восторженной покорностью, униженным заискиванием перед власть имущими. В картине «Перед венцом» (1874, ГРМ) развертывается семейная драма в богатой купеческой среде. Все это общество сытых и самодовольных людей предается своеобразной забаве. Уже в первых работах начала 1860-х гг. Диагональная линия, выявляющая его неспешное движение слева направо, в глубине композиции достаточно энергично отклоняется влево, по направлению к едва заметному на горизонте жилью. Повествуя о том, что пережил и передумал в этот ненастный вечер окоченевший от холода герой, Чехов, как и Прянишников, обращается к впечатлениям, которые «так мимолетны и смутны», но которые так много могут значить в человеческой жизни.

Следующий этап развития творчества Прянишникова связан с картинами Погорельцы (1871), Порожняки (1872), которые экспонировались на I передвижной выставке и были признаны критикой крупными достижениями русской живописи. Пейзаж рассказа созвучен картине Прянишникова. Возможно, эта картина послужила прообразом сна Дмитрия Карамазова в романе Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы». Следующий этап развития творчества Прянишникова связан с картинами Погорельцы (1871), Порожняки (1872), которые экспонировались на I передвижной выставке и были признаны критикой крупными достижениями русской живописи.

Описание картины 
Иллариона Прянишникова 
«Порожняки» Картины

Описание картины Иллариона Прянишникова «Порожняки» Картины художников

Успенский). В своей заметке об училище среди профессоров имевших особенное влияние на учеников, Чехов отмечает И. М. Прянишникова — «спартанца в искусстве и в общем милого человека». ("Мальчик-коробейник", "Чтение письма в мелочной лавке") отчетливо проявились черты таланта художника: наблюдательность, способность к живым и точным социально-психологическим характеристикам, сочные цвета живописи. Мальчишки притаились и приготовились к внезапному нападению. Он – один из бедняков, которые пробивают себе дорогу сами. (Мальчик-коробейник, Чтение письма в мелочной лавке) отчетливо проявились черты таланта художника: наблюдательность, способность к живым и точным социально-психологическим характеристикам, сочные цвета живописи. В своей заметке об училище среди профессоров имевших особенное влияние на учеников, Чехов отмечает И. М. Прянишникова — «спартанца в искусстве и в общем милого человека». фуй.

Произведения Прянишникова 1870-х гг. Из других произведений Прянишникова заслуживают внимания «Жестокие романсы» (1881), «Спасов день на севере» (1877), «В мастерской художника» (1890). Сидящий на переднем плане молодой человек одет не по погоде. зПДЩ ЦЙЪОЙ:1840-1894. Цветовая палитра полно оттенков коричневого и серого. В картине Шутники художник изобразил московских гостинодворцев, потешающихся над пропойцей-чиновником, который пляшет перед ними под звуки гармоники. И на этой картине новизна необыкновенная.

Анюта дрожала и боялась, что медик, заметив её дрожь, перестанет чертить углем и стучать и потом, пожалуй, дурно сдаст экзамен». «Клочков занялся выстукиванием и так погрузился в это занятие, что не заметил, как губы, нос и пальцы у Анюты посинели от холода. Оно отвечает той задаче, которую ставил перед собой мастер, принимающий позиции художников – передвижников. Воспоминания о повседневном быте мелочных лавочек, где перед оком невозмутимых и всезнающих лавочников проходит пестрая жизнь «маленьких людей» и где житейские драмы переплетаются с комическими курьезами, отразились в картине Прянишникова «Чтение письма в овощной лавке» (1864).

Описание картины 
Иллариона Прянишникова 
«В засаде»

Описание картины Иллариона Прянишникова «В засаде»

Запоминаются образы решительных и смелых крестьян, захвативших пленных. В картине, как и в поэзии, многие увидели себя и начало своего личного жизненного пути. Кажется, что картина очень грустная: холод, сумерки, дорога и озябший бедный мальчик. В 1862 году он поступил в Академию художеств. В описании молодого человека (если привязывать сюжет к чеховскому рассказу – это семинарист, сын сельского дьячка Великопольского, который едет в родное село на Пасху), художник находит ту меру подробностей изображения, которая, с одной стороны дает зрителю возможность рассмотреть легкую, как для зимней поры года, одежонку, обувку, картуз паренька, нехитрый, но знаковый для его характеристики багаж – саквояж и связанные стопкой книги с другой – физически ощутить колючий холод, который пробирает седока «до костей». В середине XIX века искусство часто обращалось к негодующему рассказу о глумлениях «хозяев жизни» над безответными жертвами, вынужденными ради куска хлеба сносить все, подавляя обиду. Перекликаются между собой чеховский рассказ «Анюта» (1886) и картина Прянишникова «В мастерской художника» (1890). Егор — это «сама пошлость, грубая, надменная, непобедимая, гордая тем, что она родилась и выросла в трактире».

Чеховский рассказ «На святках» (1899) — словно попытка воссоздать предысторию ситуации изображенной Прянишниковым. Картина «Порожняки» критикой была признана новаторской именно благодаря удачному сочетанию актуального жанрового (социального) мотива с пейзажем, который отвечал эмоциональному состоянию героя. Следующий этап развития творчества Прянишникова связан с картинами Погорельцы (1871), Порожняки (1871, Харьковский художественный музей второй вариант картины – 1872, Третьяковская галерея), которые экспонировались на первой передвижной выставке и были признаны критикой крупными достижениями русской живописи. В позднем, более удачном варианте (1881, ГТГ) Журавлев меняет композицию, сосредоточивая все внимание на центральных, наиболее выразительных фигурах – купце и дочери-невесте. Следующий этап развития творчества Прянишникова связан с картинами Погорельцы (1871), Порожняки (1872), которые экспонировались на I передвижной выставке и были признаны критикой крупными достижениями русской живописи. Савицкий родился в Таганроге в семье военного врача.

Героиня рассказа Василиса пришла к Егору, брату трактирщика, с просьбой написать письмо дочери, уехавшей из деревни в город с мужем, получившим место швейцара. Сильный мороз. отличались от ранних большей композиционной цельностью и колористической насыщенностью. пО РПОЙНБМ ИБТБЛФЕТ ТХУУЛПК ЦЙЪОЙ Й ТХУУЛПЗП ФЙРБ ЛБЛ ТЕДЛЙК ИХДПЦОЙЛ.

  1. Прянишников, Илларион Михайлович
  2. Прянишников Илларион Михайлович (1840-1894)
  3. Прянишников Илларион Михайлович – русский художник-передвижник
  4. Прянишников Илларион Михайлович
  5. Картина Иллариона Прянишникова (9 букв)
  6. Илларион Прянишников — Порожняки, 1872
  7. рТСОЙЫОЙЛПЧ йММБТЙПО нЙИБКМПЧЙЮ

Первым из живописцев Прянишников изобразил Отечественную войну как народную. Путем самообразования Третьяков достиг высокой степени культуры. Художник изображает крестьян за чтением манифеста в глубине риги, словно на тайной сходке. Среди них выделяется однофигурная картина «Крючник» (1884, частное собрание). В 1864 году, написав картину «Больное дитя», получил золотую медаль «за экспрессию».

Он являлся преподавателем (1873—1894) в Училище живописи, ваяния и зодчества. Зимний вечер в сопровождении поземки окутывает равнину, стирая грань между небом и землей. Следующий этап развития творчества Прянишникова связан с картинами Погорельцы (1871), Порожняки (1871, Харьковский художественный музей второй вариант картины — 1872, Третьяковская галерея), которые экспонировались на первой передвижной выставке и были признаны критикой крупными достижениями русской живописи. Чехов — в лавке отца, Прянишников — у чаеторговца Волкова, к которому его определили «в науку». Гостиный двор в Москве" (1865)-сразу принесла ему широкую известность. «Порожняки» можно назвать программным произведением для всего русского демократического искусства.

  • Русские художники: Прянишников Илларион Михайлович
  • Рисунок акварелью собирателя открыток
  • СОВЕТСКИЕ ХУДОЖНИКИ часть третья
  • Общееколичествопросмотровстраницы
  • Словари и энциклопедии на Академике
  • Прянишников Илларион Михайлович, 1840-1894-русский художник и педагог, мастер жанровой живописи

Замешательство смущенной героини с картины Прянишникова сродни поведению Дуняши, которая, копируя «благородных господ» в одежде и в манерах, от малейшего волнения готова упасть в обморок. Переклички произведений Прянишникова и Чехова не только выявляют сходность мировидения художника и писателя, но и помогают проследить общие закономерности исканий русской художественной культуры второй половины XIX века. Мальчики идут уверенно, о чём-то беседуя и ничего не подозревая, что их ожидает. Кажется, что картина очень грустная: холод, сумерки, дорога и озябший бедный мальчик.

Крамской писал, что это не столько портрет, сколько «мысль художника, написанная по поводу Стрепетовой» и восхищался тем, с какой силой в глазах выражен глубокий трагизм, как все мастерски написано. Его пальто слишком тонкое, чтобы выдержать такой мороз. По лирическому строю она близка картине Перова «Последний кабак у заставы». Хорошо скомпонована и огромная толпа, стоящая на берегу. блаженно улыбался.

Подпоив старенького чиновника, купцы заставляют его кривляться и плясать себе на потеху. Подобные ситуации воспроизводятся, например, в пьесах И. С. Тургенева «Нахлебник» (1848) и А. Н. Островского «Шутники» (1864). Это многих славных путь».

  • Прянишников Илларион Михайлович – Журнал обо всём
  • Солнечный свет в синей комнате, 1891

Но полнее всего дарование художника проявилось в бытовой живописи. садись ко мне, дружок. На переднем плане – едва умещающаяся на стуле хозяйка лавочки в шелковом салопе. Пейзаж в этих картинах из условного фона превратился в опоэтизированную среду, обогащающую образный строй острохарактерных сцен, почерпнутых автором из народной жизни. Он живет в городе. Маковского, И. М. Привычным стало использование картин при изучении произведений Н. А. Некрасова, когда полотна В. Г. Перова «Проводы покойника» и В. М. Максимова «Больной муж» сопоставляются с поэмой «Мороз, Красный нос», холст «Ремонтные работы на железной дороге» К. А. Савицкого -- со стихотворением «Железная дорога». Перекликаются между собой чеховский рассказ «Анюта» (1886) и картина Прянишникова «В мастерской художника» (1890). Очевидно, он воспользовался оказией, чтобы добраться из города домой в деревню.

Прянишников, Илларион 
Михайлович

Произведения Прянишникова 1870-х гг. Однако возле мальчика можно разглядеть несколько книг. Реальнее теперь изображать коллежских регистраторов, не дающих жить их превосходительствам и корреспондентов, отравляющих чужие существования. » Сам Чехов создает рассказ «Тайна» (1887) с парадоксальным сюжетом: важный действительный статский советник доведен почти до умопомрачения робким, ничтожным дьячком.

Картина «Порожняки» изображала морозный вечер, гаснущую полоску заката, дали, подернутые туманной дымкой и зябко съежившуюся на крестьянском возу фигуру молодого человека, семинариста или студента, едущего с попутными порожняками в свое глухое селение. И Анюта покорно отправляется к художнику. А сон Дмитрия — словно воспроизведение «Погорельцев»: сгоревшая деревня, зимняя дорога и в толпе, просящей подаяние, — баба с плачущим ребенком на руках.

Справа нарисована изгородь, за которой ветвистые и пушистые ели. Еще юношей он начал собирать гравюры, литографии, затем картины иностранных мастеров. Один из них выглядывает из-за куста и докладывает об увиденном рядом сидящему. Прянишников пользовался высоким авторитетом среди студенческой молодежи.

У ее колен – сынок и наследник. «Человек для искусства просит, а не для пустяков каких-нибудь», — веско поддерживает друга Клочков. Его шарф слишком стар, чтобы защитить шею от ветра. Чехов описывает студеный вечер ранней весны, когда дул «холодный пронизывающий ветер», «по лужам протянулись ледяные иглы», на западе «узкою полосой светилась холодная багровая заря», а вокруг все «утопало в холодной вечерней мгле».

Гостиный двор в Москве (1865, Третьяковская галерея, Москва)- сразу принесла ему широкую известность. Ге царит решительно, затем Перов и даже называют Вашего покорного слугу. Следующей этапной картиной Прянишникова следует назвать Порожняки изображающей молодого человека (возможно, студента), готового преодолеть физические невзгоды на пути к благородной цели — служению народу. Художник соединяет в своем произведении бытовой жанр и пейзаж. А картина, написанная им в последний год обучения, – Шутники.

В законченной картине мы находим нечто иное. В этом смысле он двигался в общем русле русского искусства и литературы своего времени. С начала 1870-х годов Прянишников в соответствии с общими тенденциями русской живописи переходит ко все более «многомерному» изображению действительности3. Судя по заметке, Чехову были хорошо известны и бытовые привычки художника. Ноги босы, грязно тело и едва прикрыта грудь Не стыдися. Чехов описывает студеный вечер ранней весны, когда дул «холодный пронизывающий ветер», «по лужам протянулись ледяные иглы», на западе «узкою полосой светилась холодная багровая заря», а вокруг все «утопало в холодной вечерней мгле».

Одна из ранних работ Маковского – «В приемной у доктора» (1870, ГТГ) – привлекла современников типичностью образов, оригинальностью сюжета, юмором. В середине XIX века искусство часто обращалось к негодующему рассказу о глумлениях «хозяев жизни» над безответными жертвами, вынужденными ради куска хлеба сносить все, подавляя обиду. ч ДТХЗЙИ ЦЙЧПРЙУОЩИ ОПЧЕММБИ рТСОЙЫОЙЛПЧБ РТПСЧЙМЙУШ ЕЗП УБФЙТЙЮЕУЛЙЕ ОБЛМПООПУФЙ (цЕУФПЛЙЕ ТПНБОУЩ, 1881). пУПВЕООП ХДБЮОБ РПУМЕДОСС, ЙЪПВТБЦБАЭБС ЧПЪЧТБЭБАЭЙКУС ЪЙНОЙН ЧЕЮЕТПН ЙЪ ЗПТПДБ Ч ДЕТЕЧОА ПВПЪ.

Он ни в каком случае не ожидал такой чести для себя, «нолика», как он выражался, «между человеками еле видимого и едва заметного». Но зрители разглядели в санях рядом с юношей узелок с небогатым имуществом и связку книг. Реальнее теперь изображать коллежских регистраторов, не дающих жить их превосходительствам и корреспондентов, отравляющих чужие существования. » Сам Чехов создает рассказ «Тайна» (1887) с парадоксальным сюжетом: важный действительный статский советник доведен почти до умопомрачения робким, ничтожным дьячком. Картина Ярошенко перекликается с творчеством В. М. Годами он создавал летопись «униженных и оскорбленных» и эта тема приобрела у него еще более остропсихологический – на грани трагизма – характер: такова его самая известная картина «Шутники.

Демократическая критика с восторгом приняла первую выставку передвижников. Островского того же названия, поставленной на сцене московского Малого театра. Пейзаж рассказа созвучен картине Прянишникова. О посещениях этой выставки писателем рассказывается в воспоминаниях М. П. Чехова.

Кустодиева) и лучшая из них – «Объезд епархии» (1885, ГТГ). В марте 1894 года, когда разнеслась весть о смерти Прянишникова, был начат чеховский рассказ «Студент», в котором словно развивается тема одной из лучших картин художника — «Порожняки». Картина «Порожняки» изображала морозный вечер, гаснущую полоску заката, дали, подернутые туманной дымкой и зябко съежившуюся на крестьянском возу фигуру молодого человека, семинариста или студента, едущего с попутными порожняками в свое глухое селение. Принимал участие в работе над росписями храма Христа Спасителя в Москве.

Примечательно, что в рисунке пером – повторение «Кочегара» для сборника «Памяти Гаршина» (1889) – художник еще больше подчеркнул исполинскую мощь кочегара, печать сурового, сосредоточенного раздумья в его лице. «Порожняки» – одно из первых произведений российской живописи, которое представило обществу героя нового времени – образ будущего интеллигента-разночинца.

Общая эволюция русской живописи, устремившейся к «солнцу и свету», но не утратившей «сердца» – глубокого интереса к людям и их переживаниям, получила у Маковского талантливое, преимущественно камерное выражение. В конце концов он оказался на полу, но поднялся с «блаженной улыбкой»: «Осчастливили вы меня своею лаской искреннею, не забыли газетчика, старикашку рваного. Герой рассказа, сын сельского дьячка Великопольский, обучавшийся в духовной академии, приехал (должно быть, с таким же попутным обозом) на Пасху домой, в свою нищую, голодную деревню. Прянишников Илларион Михайлович скончался 12 марта 1894 года в Москве. Прянишников метко характеризует стремления интересы своего героя. ч ЛБТФЙОЕ мАВЙФЕМШ (ЛПОЕГ 1860-И) ИХДПЦОЙЛ ЕДЛП ЧЩУНЕСМ ФЙР УМБУФПМАВЙЧПЗП ВПЗБЮБ-УЙВБТЙФБ, РПЛМПООЙЛБ ЙЪСЭОЩИ ЙУЛХУУФЧ. Наиболее выдающаяся работа Савицкого 80-х годов и одно из значительных произведений русской жанровой живописи этого времени – «На войну» (1888, ГРМ).

Запоминаются образы решительных и смелых крестьян, захвативших пленных. Он был преподавателем в МУЖВЗ (1873-1894), учителем многих известных впоследствии живописцев – С. В. Иванова, С. А. Коровина, М. В. Нестерова, В. К. Бялыницкого-Бирули и других художников. Возможно, эта картина послужила прообразом сна Дмитрия Карамазова в романе Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы». Владимир Егорович Маковский (1846 – 1920) был тогда наиболее популярным в широких демократических кругах художником-жанристом. «Порожняки» можно назвать программным произведением для всего русского демократического искусства.

Крамского (1876), В. М. «Когда глядишь на эту простую картину, забудешь всевозможные «высокие стили» и только думаешь, будто сию минуту щелкнул перед тобой ключ, повернулась на петлях надежная дверь и ты вошел в один из каменных гробиков, где столько людей проводят иной раз целые месяцы и годы своей жизни», – писал Стасов. Последующие работы Прянишникова («Ребятишки-рыбачки», 1882 «Охота пуще неволи», 1882 «Конец охоты», 1884, все – в ГТГ) родственны по теме «охотничьему жанру» Перова. Сюжет картины просвещенные зрители связывали с темой стихотворения Николая Некрасова «Школьник» : «Невеселая дорога Эй. Она написана под прямым воздействием пьесы А. Н. В его лучшей картине «Встреча иконы» (1878, ГТГ, повторение 1895 года – Астраханская картинная галерея имени Б. М. В свою очередь пьесой Островского «Шутники» была навеяна известная картина Прянишникова «Шутники (Гостиный двор в Москве)» (1865). Рассматривая картину «В засаде», невольно изображение превращается в опоэтизированную среду, где вспоминается отрывок из произведения «Крестьянские дети» Николая Некрасова.

Один из них несёт удочку, перекинутую через плечо, а другой несёт бадейку. Полотно «Порожняки» может быть привлечено в процессе разбора главы «Пир -- на весь мир» из поэмы «Кому на Руси жить хорошо» и соединено с образом Гриши Добросклонова. Это отклонение вызывает ощущение сопротивления встречному ветру. В унисон живописной характеристике погоды в картине Чехов также описал «холодный пронизывающий ветер» и окрестности, «утопающие в холодной вечерней мгле».

А в последней чеховской пьесе «Вишневый сад» (1903) появятся герои, уже знакомые по полотну Прянишникова «Жестокие романсы» (1881). уТЕДЙ ЛБТФЙО, РПМШЪПЧБЧЫЙИУС ОБЙВПМШЫЙН ХУРЕИПН ОБ 1-К ЧЩУФБЧЛЕ РЕТЕДЧЙЦОЙЛПЧ Ч 1871 ЗПДХ, ВЩМЙ Й ДЧЕ ЛБТФЙОЩ рТСОЙЫОЙЛПЧБ – рПЗПТЕМШГЩ Й рПТПЦОСЛЙ. В унисон живописной характеристике погоды в картине Чехов также описал «холодный пронизывающий ветер» и окрестности, «утопающие в холодной вечерней мгле».

Среди его произведений – «Погорельцы» (1872), «Жестокие романсы» (1881), «Охота пуще неволи» (1881), «В мастерской художника» (1890). Полотно "Эпизод из войны 1812 года" (1874) можно отнести к историческому жанру, но и здесь художник остается верен себе: крестьянин с рогатиной и крестьянка с вилами у И. М. Островского того же названия, поставленной на сцене московского Малого театра. б. бТИЙРПЧ Й ч. вБЛЫЕЕЧ, ч. вСМЩОЙГЛЙК-вЙТХМС Й у. йЧБОПЧ, о. лБУБФЛЙО Й ВТБФШС л. Й у. лПТПЧЙОЩ, н. оЕУФЕТПЧ Й б. уФЕРБОПЧ ЧЩУПЛП ГЕОЙМЙ НБУФЕТУФЧП Й УПЧЕФЩ рТСОЙЛБ (ЛБЛ ПОЙ ЕЗП МБУЛПЧП ОБЪЩЧБМЙ), ЕЗП ЧЕТХ Ч ЪОБЮЙНПУФШ МЙЮОПУФЙ ИХДПЦОЙЛБ.

б ТСДПН Ч ЕЗП ФЧПТЮЕУФЧЕ ЧПЪОЙЛБМЙ ЛБНЕТОЩЕ, УХНЕТЕЮОЩЕ РП ОБУФТПЕОЙА ПВТБЪЩ, РТПОЙЛОХФЩЕ ЗТХУФОЩНЙ ЙОФПОБГЙСНЙ (ч НБУФЕТУЛПК ИХДПЦОЙЛБ, 1890 ч РТПЧЙОГЙЙ, 1893). С 1872 года он тесно связан с Товариществом передвижных художественных выставок. Это произведение было приобретено одним из коллекционеров задолго до открытия выставки. Это отклонение вызывает ощущение сопротивления встречному ветру. Николай Александрович Ярошенко (1846 – 1898) был одной из самых ярких, самых замечательных фигур среди художников-передвижников. б У РПСЧМЕОЙЕН Ч 1865 ЗПДХ ЛБТФЙОЩ ыХФОЙЛЙ.

ъБРЕЮБФМЕОБ УГЕОБ У ПУПВПК ЦЙЪОЕООПК ДПУФПЧЕТОПУФША Й ИХДПЦЕУФЧЕООПК ЧЩТБЪЙФЕМШОПУФША. Но самые большие идейные споры разгорелись возле картины профессора живописи Н. Ге «Петр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе». Полотно демонстрировалось на первой передвижной выставке с такими шедеврами русской живописи как «Грачи прилетели» Алексея Саврасова, «Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе» Николая Ге.

Действие происходит в одном из торговых помещений Гостиного двора. Очевидно, он воспользовался оказией, чтобы добраться из города домой в деревню. В рассказе Чехова — тот же психологический контраст.

Художник применяет метод подробного рассказа, усложняя основной сюжетный мотив многими характерными бытовыми деталями, вводя в композицию, помимо невесты и ее родителей, еще ряд «присутствующих при сем» лиц. Гостиный двор в Москве (1865)-сразу принесла ему широкую известность. В марте 1894 года, когда разнеслась весть о смерти Прянишникова, был начат чеховский рассказ «Студент», в котором словно развивается тема одной из лучших картин художника — «Порожняки». Достоевский в своем романе прямо указал одну из картин, размышление о которой стало важным идейно-философским узлом повествования, это — «Созерцатель» И. Н. Крамского. Следующий этап развития творчества Прянишникова связан с картинами "Погорельцы" (1871), "Порожняки" (1872), которые экспонировались на I передвижной выставке и были признаны критикой крупными достижениями русской живописи. ч 1880-90-Е ЗПДЩ рТСОЙЫОЙЛПЧ ТБВПФБМ Й ОБД НБУЫФБВОЩНЙ РПМПФОБНЙ, ЙЪПВТБЦБЧЫЙНЙ НОПЗПМЙЛХА ОБТПДОХА НБУУХ Й РПЪЧПМСЧЫЙНЙ ПВЯЕДЙОЙФШ Ч ПВЭЕН ДЕКУФЧЙЙ ТБЪМЙЮОЩЕ ФЙРЩ Й ИБТБЛФЕТЩ ТХУУЛПК ДЕТЕЧОЙ (уРБУПЧ ДЕОШ ОБ уЕЧЕТЕ, 1887 пВЭЙК ЦЕТФЧЕООЩК ЛПФЕМ Ч РТЕУФПМШОЩК РТБЪДОЙЛ, лТЕУФОЩК ИПД – ОБЮБМП 1890-И). Уже в первых работах начала 1860-х годов (Мальчик-коробейник, Чтение письма в мелочной лавке) отчетливо проявились черты таланта художника: наблюдательность, способность к живым и точным социально-психологическим характеристикам, сочные цвета живописи. По дороге, растянувшись до самого горизонта, движется обоз саней.

Повествуя о том, что пережил и передумал в этот ненастный вечер окоченевший от холода герой, Чехов, как и Прянишников, обращается к впечатлениям, которые «так мимолетны и смутны», но которые так много могут значить в человеческой жизни. Центральный образ картины – пляшущий старик. В 1880-1890-х годах Прянишников работал над масштабными полотнами изображавшими многоликую народную массу и позволявшими объединить в общем действии различные типы и характеры русской деревни: Спасов день на Севере (1887, Третьяковская галерея, Москва), Общий жертвенный котел в престольный праздник (начало 1890-х). В эскизе к этому произведению (КМРИ) скептическое отношение крестьян к манифесту выражено более ясно. отличались от ранних большей композиционной цельностью и колористической насыщенностью.

что за дело. Принимал участие в работе над росписями храма Христа Спасителя в Москве. Вероятно, «спартанцем в искусстве» Чехов окрестил Прянишникова за простоту сюжетов и четкую, чуть суховатую манеру письма. Произведения Прянишникова 1870-х гг. То, что мы знаем из литературы об эпохе «хождения в народ», о самоотверженной молодежи 70-х годов, предстает перед нами в картине Прянишникова в живом и конкретном, глубоко поэтическом образе.

фуй. Илларион Михайлович изображает лето, окраину деревни с просёлочной дорогой, по которой идут двое ребят. Картина Прянишникова «Жестокие романсы» представляла собой комичную сценку: молодой человек (из приказчиков или лакеев), тщательно завитый «барашком» и в новом сюртучке, неистово заливается под гитару, стараясь душещипательным романсом пленить сердце сидящей рядом девушки. Он создал историческую картину «В 1812 году» (1874), откликнулся на события Крымской войны серией небольших работ, посвященных героической обороне Севастополя.

Достоевский в своем романе прямо указал одну из картин, размышление о которой стало важным идейно-философским узлом повествования, это — «Созерцатель» И. Н. Крамского. День выдался пасмурный и ненастный. В чеховских «Осколках московской жизни» за 1884 год есть отзыв о картинах В. М. Васнецова, которые экспонировались на этой выставке в Москве. В 1870 году он получил звание художника I степени и занял должность преподавателя этого художественного учебного заведения.

Такой герой уже не вызывал у читателя сострадания. Всё одно, как запой. Подпоив старенького чиновника, купцы заставляют его кривляться и плясать себе на потеху. Мужичонка с дрожью в голосе поясняет, что нарушил закон об охоте не ради добычи, а «от тоски»: «Тянет да и тянет на охоту, хоть ты тресни тут. Пейзаж в картине Порожняки имеет важный повествовательный подтекст. Упругие, фактурные мазки на переднем плане полотна выявляют пластику, внутреннюю динамику фигур (седоки исхудалые лошади, птицы, собака) и объектов (дорога, сани) на контрасте с мягкими живописными валерами заснеженного простора, переданного тонкими лессированными прописками. Ученики ласково называли «пряником» своего «бодрого, остроумного, немного грубоватого, но такого искреннего и прямого» учителя (из воспоминаний художника Н. Нестерова).

На последних из них примостился молодой человек. Художник передает наивность их патриархальной веры в «заступницу», жажду справедливости, нравственной чистоты. Только вдалеке мерцает легкая розовая полоска заката.

В описании молодого человека (если привязывать сюжет к чеховскому рассказу – это семинарист, сын сельского дьячка Великопольского, который едет в родное село на Пасху), художник находит ту меру подробностей изображения, которая, с одной стороны дает зрителю возможность рассмотреть легкую, как для зимней поры года, одежонку, обувку, картуз паренька, нехитрый, но знаковый для его характеристики багаж – саквояж и связанные стопкой книги с другой – физически ощутить колючий холод, который пробирает седока «до костей». Его картины точно передают натуру и социальный тип изображенных, выполнены в сочной цветовой гамме. Удачно найден ракурс изображения обоза, благодаря направленному художником «вдогонку» саням взгляду зрителя.

Но еще больше образ героя полотна Прянишникова напоминает семинариста из рассказа Антона Чехова «Студент». Сюда собрались купцы, одетые в собольи шубы и цилиндры, а некоторые в патриархальные картузы. Вопреки «осколочным» обличительным традициям чеховская заметка начиналась словами: «Наша маленькая Академия художеств может принять уверение в глубоком уважении». ьФБ ФЕНБ ЧПЪОЙЛМБ Ч ФЧПТЮЕУФЧЕ ИХДПЦОЙЛБ ОЕ ВЕЪ ЧМЙСОЙС рЕТПЧБ (РЕТЧБС Ч ЬФПН ТСДХ – ЛБТФЙОБ иХДПЦОЙЛ рЕТПЧ ОБ ПИПФЕ – ОБРЙУБОБ Ч 1871 ЗПДХ, ЛПЗДБ РПСЧЙМЙУШ ЪОБНЕОЙФЩЕ пИПФОЙЛЙ ОБ РТЙЧБМЕ). А картина, написанная им в последний год обучения, – Шутники.

Судя по заметке, Чехову были хорошо известны и бытовые привычки художника. Яркий солнечный свет озаряет дорогу и лесную опушку. П. М. Третьяков родился в 1832 году. Ты не хочешь, а тебя за душу тянет». Он был преподавателем в МУЖВЗ (1873-1894), учителем многих известных впоследствии живописцев — С. В. Иванова, С. А. Коровина, М. В. Нестерова, В. К. Бялыницкого-Бирули и других художников. Находясь во Франции, он пишет множество этюдов и начинает работу над полотнами «Путешественники в Оверни» (1876, ГРМ) и «Море в Нормандии» (1875, Государственный краеведческий музей Татарстана, Казань) в них проявилось его заметно возросшее живописное мастерство.

Но в чеховскую эпоху в осмыслении темы «маленького человека» появились и новые акценты. А сон Дмитрия — словно воспроизведение «Погорельцев»: сгоревшая деревня, зимняя дорога и в толпе, просящей подаяние, — баба с плачущим ребенком на руках. Помимо бытописательства, Прянишников принимал участие в работе над росписями храма Христа Спасителя в Москве, обращался к историческому жанру, написав несколько вариантов картины «Эпизод из войны 1812 года». Гостиный двор в Москве (1865, Третьяковская галерея, Москва)- сразу принесла ему широкую известность. Он происходил из купеческой семьи и сам в дальнейшем был одним из крупных промышленников.

Он – один из бедняков, которые пробивают себе дорогу сами. Однако продолжают успешно развиваться и ««малые формы» бытовой картины – в творчестве В. Е. Картина «Порожняки» критикой была признана новаторской именно благодаря удачному сочетанию актуального жанрового (социального) мотива с пейзажем, который отвечал эмоциональному состоянию героя. О ней с восхищением отзывался Стасов. А картина, написанная им в последний год обучения, — Шутники.

«Каждая из картин этого высокодаровитого художника, – писал о произведениях Прянишникова В. Стасов, – представляет отрывок из действительности почти до такой степени трепещущей, что зритель невольно делается как бы непосредственным участником жизни, которая воспроизводится перед ним». цЙЧПЕ УПРТСЦЕОЙЕ ЧРЕЮБФМЕОЙК ПФ ТЕБМШОПУФЙ У ЙДЕСНЙ Й ПВТБЪБНЙ УПЧТЕНЕООПК МЙФЕТБФХТЩ Й ФЕБФТБ ВЩМП УЧПКУФЧЕООП НОПЗЙН ЦЙЧПРЙУГБН ФПЗП ЧТЕНЕОЙ. Недаром Чехов всем своим творчеством стремился доказать, что человеку необходимо научиться по капле «выдавливать из себя раба». Его поза напряжена, он явно совсем замерз.

Сюжеты бытовых картин безграничны: это частная жизнь человека, насыщенная обыденными событиями, это сцены домашнего досуга, повседневные домашние дела, праздники, увеселения, застолья игры, сватовство, свадьбы, крестины, поминки, любовь, танцы, музыка, труд и другие житейские ситуации. Столь же своеобразен художник и в колористическом решении картины. дТХЦВБ ИХДПЦОЙЛПЧ (ПОЙ ЧНЕУФЕ ТБВПФБМЙ, ЧНЕУФЕ ВЕДУФЧПЧБМЙ, РПТПК ДЕМС ПДОХ ЫХВХ ОБ ДЧПЙИ) РТПДПМЦБМБУШ ДП ЛПОГБ ЦЙЪОЙ рЕТПЧБ (1882), ЮШЕ ЧМЙСОЙЕ РПНПЗМП рТСОЙЫОЙЛПЧХ ХФЧЕТДЙФШУС ОБ РПЪЙГЙСИ ЛТЙФЙЮЕУЛПЗП ТЕБМЙЪНБ. ч ПВМЙЛЕ ЗМБЧОПЗП ЗЕТПС СУОП ЮЙФБАФУС ЮЕТФЩ рТСОЙЫОЙЛПЧБ, РПЪЙТПЧБЧЫЕЗП рЕТПЧХ. Догорает малиновая зимняя заря. День выдался морозный, дело движется к вечеру.

День выдался пасмурный и ненастный. Содержателен образ молодого мужика, молча стоящего среди коленопреклоненной толпы. Прянишников Илларион Михайлович скончался 12 марта 1894 года в Москве. За две последние работы в 1870 году Прянишников был удостоен звания классного художника 1-й степени. пОЙ ТПДОЙМЙ рТСОЙЫОЙЛПЧБ У ХУФТЕНМЕОЙСНЙ МХЮЫЙИ ЦЙЧПРЙУГЕЧ УМЕДХАЭЕЗП, ЮЕИПЧУЛПЗП РПЛПМЕОЙС, НОПЗЙЕ ЙЪ ЛПФПТЩИ ВЩМЙ ЕЗП ЧПУРЙФБООЙЛБНЙ РП нПУЛПЧУЛПНХ ХЮЙМЙЭХ ЦЙЧПРЙУЙ, ЧБСОЙС Й ЪПДЮЕУФЧБ. И Анюта покорно отправляется к художнику.

«Каждая из картин этого высокодаровитого художника, – писал о произведениях Прянишникова В. Стасов, – представляет отрывок из действительности почти до такой степени трепещущей, что зритель невольно делается как бы непосредственным участником жизни, которая воспроизводится перед ним». Трудно сказать, что имел в виду художник: раскол ли среди революционных народников 70-х годов после безуспешного хождения в народ (картина была задумана именно в это время) или же происшедший в 80-х годах кризис народничества. Вероятно, «спартанцем в искусстве» Чехов окрестил Прянишникова за простоту сюжетов и четкую, чуть суховатую манеру письма. Не находящая от волнения слов Василиса «стояла перед ним, задумавшись, с выражением заботы и скорби на лице». Неужели ты нюхом не чуешь, что эта тема уже отжила и нагоняет зевоту. » (4января 1886 года). Подобные ситуации воспроизводятся, например, в пьесах И. С. Тургенева «Нахлебник» (1848) и А. Н. Островского «Шутники» (1864).

В 1883 году начинающий писатель Антон Чехов, публикующий в разных изданиях юмористические «мелочишки», получил от редактора журнала «Осколки» Н. А. Лейкина приглашение вести фельетонное обозрение «Осколки московской жизни». «Охота пуще неволи» (1882) — так назвал Прянишников одну из своих картин. Это самая крупная городская новость, если верить газетам. Егор — это «сама пошлость, грубая, надменная, непобедимая, гордая тем, что она родилась и выросла в трактире». Будущий художник тоже вырос в семье небогатого провинциального торговца.

Пейзаж Саврасова есть лучший и он действительно прекрасный, хотя тут же и Боголюбов и барон Клодт Но это все деревья, вода и даже воздух, а душа есть только в «Грачах». И он в русле критического реализма изображал убогие развлечения городского люда («У театра марионеток», 1867) страдания бездомных нищих («Калики перехожие», 1870) непосильный труд измученных женщин-работниц («Швея», 1870). Типичный «передвижник», он постоянно сочетал сатиру и драму с бытописанием, не претендующим на какой-либо социальный урок. чМЙСОЙЕ ТБУУЛБЪПЧ фПМУФПЗП ПЭХЭБЕФУС Ч УЕТЙЙ ЛБТФЙО рТСОЙЫОЙЛПЧБ, РПУЧСЭЕООЩИ ПВПТПОЕ уЕЧБУФПРПМС (1871-72). И о праве на насилие, о личности и об эпохе Петра I, о разных характерах и судьбах. Если мы обратимся к первоначальному эскизу, то увидим что там подвыпивший чиновник предается своим кривляниям «в охотку», не находя в этом ничего унизительного.

А в рассказе «Корреспондент» (1882), показывая сцену, напоминающую ситуации «Шутников» Островского и Прянишникова, Чехов ведет повествование так, что читатель возмущается не только издевательствами купцов над «маленьким человеком», но и его рабской, восторженной покорностью, униженным заискиванием перед власть имущими. Из произведений Маковского 90-х годов наиболее интересна «Вечеринка» (1875 – 1897, ГТГ). Прянишников Илларион Михайлович скончался 12 марта 1894 года в Москве. Вопреки «осколочным» обличительным традициям чеховская заметка начиналась словами: «Наша маленькая Академия художеств может принять уверение в глубоком уважении». (Мальчик-коробейник, Чтение письма в мелочной лавке) отчетливо проявились черты таланта художника: наблюдательность, способность к живым и точным социально-психологическим характеристикам, сочные цвета живописи.

Последующие работы Савицкого – «С нечистым знается» (1879), «Пастух» (1881), «Темные люди» (1882) и другие – не представляли большого общественного интереса ни по содержанию, ни по уровню исполнения. Передвижной выставке 1871 года Прянишников представил две картины, которые сразу же привлекли внимание публики: «Погорельцы» и «Порожняки». Над полем проносятся порывы сильного ледяного ветра. То, что мы знаем из литературы об эпохе «хождения в народ», о самоотверженной молодежи 70-х годов, предстает перед нами в картине Прянишникова в живом и конкретном, глубоко поэтическом образе.

Менделеева (1886) и другие. В рассказе Чехова — тот же психологический контраст. Изучение героических былин традиционно сопровождается привлечением известного полотна В. М. Васнецова «Богатыри», а изучение русских народных сказок -- рассматриванием его же картин «Аленушка» и «Иван-царевич на сером волке». Ученики ласково называли «пряником» своего «бодрого, остроумного, немного грубоватого, но такого искреннего и прямого» учителя (из воспоминаний художника Н. Нестерова). Спасибо вам». ч МХЮЫЙИ ЙЪ ПИПФОЙЮШЙИ ЛБТФЙО ЕНХ ХДБМПУШ ДПУФЙЮШ ЕУФЕУФЧЕООПУФЙ Й РПЬФЙЮОПУФЙ УПЮЕФБОЙС ЮЕМПЧЕЛБ Й РЕКЪБЦБ (лПОЕГ ПИПФЩ, оБ ФСЗЕ), ПТЗБОЙЮОП УПЕДЙОЙФШ НСЗЛЙК АНПТ ВЩФПЧЩИ ЪБТЙУПЧПЛ Й ЮХЧУФЧП ЛТБУПФЩ МЕФОЕЗП ДОС (пИПФБ РХЭЕ ОЕЧПМЙ).

Сопоставляя полотно с главой некрасовской поэмы, они вспомнят и «лицо худое, бледное» Гриши Добросклонова. Гостиный двор в Москве (1865)-сразу принесла ему широкую известность. Он начал творческий путь такими работами, как «Урок пряжи» (1859, Тюменская областная картинная галерея), «Деревенский знахарь» (1860) и «Поздравление молодых в доме помещика» (1861, ГРМ). («Немало Русь уж выслала / Своих сынов, отмеченных / Печатью дара Божьего, / На честные пути. »).

ыЙТПЛХА ЙЪЧЕУФОПУФШ РТЙПВТЕМБ ЛБТФЙОБ рТСОЙЫОЙЛПЧБ ч 1812 ЗПДХ. Картина дает надежду многим таким юношам в светлое будущее. Выставка не прошла мимо внимания Чехова.

Соседняя комната, пейзаж, виднеющийся в открытую дверь, озарены лучами солнца. Значительным произведением Прянишникова является картина «В 1812 году» (1874). Одинокие птицы и пустой обоз усиливают эффект. На переднем плане – едва умещающаяся на стуле хозяйка лавочки в шелковом салопе.

Героиня Чехова Анюта, молодая женщина с кроткими глазами, безропотно выполняет роль «наглядного пособия» для Клочкова, студента-медика, готовящегося к экзамену. Они роднили Прянишникова с устремлениями живописцев следующего, чеховского поколения. «В этом умении обратить зрителя внутрь самого себя заключается вся сила таланта и г. Прянишников обладает этою силой в большом количестве», — писал Щедрин. Воспоминания о повседневном быте мелочных лавочек, где перед оком невозмутимых и всезнающих лавочников проходит пестрая жизнь «маленьких людей» и где житейские драмы переплетаются с комическими курьезами, отразились в картине Прянишникова «Чтение письма в овощной лавке» (1864).

Чехов в своем рассказе как бы развивает этот сюжет, дописывая его продолжение. Захмелевшие гости, потешаясь, то заставляют Ивана Никитича пить водку стаканами, то сыплют ему на голову соль, то начинают подбрасывать к потолку с возгласами: «Качай его, шельмеца. » Герой же — «пыхтел, кряхтел, пищал, страдал, но. Как шакалы». На последних – плохо одетая фигурка студента, съежившегося от холода. Замешательство смущенной героини с картины Прянишникова сродни поведению Дуняши, которая, копируя «благородных господ» в одежде и в манерах, от малейшего волнения готова упасть в обморок. А в последней чеховской пьесе «Вишневый сад» (1903) появятся герои, уже знакомые по полотну Прянишникова «Жестокие романсы» (1881).

Они характерны жанровой трактовкой (за первую Мясоедов получил Большую золотую медаль). Беспокойные яркие пятна одежд красных, синих, желтых и коричневых тонов содействуют впечатлению сутолоки и стихийного напора толпы. Читатель, как и барин Волчков, начинает понимать неудержимый охотничий азарт «маленького сутуловатого мужичонки» в «донельзя изношенных, заплатанных штанах», со смешным самодельным ружьишком. Картина Прянишникова «Жестокие романсы» представляла собой комичную сценку: молодой человек (из приказчиков или лакеев), тщательно завитый «барашком» и в новом сюртучке, неистово заливается под гитару, стараясь душещипательным романсом пленить сердце сидящей рядом девушки.

Эта картина впервые выставлялась на 9-й Передвижной выставке 1881 года. Чеховский рассказ «На святках» (1899) — словно попытка воссоздать предысторию ситуации изображенной Прянишниковым. Читатель, как и барин Волчков, начинает понимать неудержимый охотничий азарт «маленького сутуловатого мужичонки» в «донельзя изношенных, заплатанных штанах», со смешным самодельным ружьишком. Но еще больше образ героя полотна Прянишникова напоминает семинариста из рассказа Антона Чехова «Студент».

оЕ РПМЛПЧПДГЩ, Б ВЕДОП ПДЕФЩЕ РБТФЙЪБОЩ-ЛТЕУФШСОЕ, ЧЕДХЭЙЕ РП УОЕЦОПК ТБЧОЙОЕ РМЕООЩИ ЖТБОГХЪПЧ, РТЕДУФБМЙ Ч ЬФПК УЛТПНОПК, ОП ПЮЕОШ ЧЩТБЪЙФЕМШОПК ЛБТФЙОЕ ЛБЛ ЙУФЙООЩЕ ЗЕТПЙ пФЕЮЕУФЧЕООПК ЧПКОЩ, Ч ПФОПЫЕОЙЙ Л ЛПФПТПК рТСОЙЫОЙЛПЧ ВМЙЪПЛ м. фПМУФПНХ (ТПНБО чПКОБ Й НЙТ ВЩМ РПМОПУФША ПРХВМЙЛПЧБО Ч 1868 ЗП-ДХ, ЛПЗДБ ИХДПЦОЙЛ УДЕМБМ РЕТЧЩЕ ЬУЛЙЪЩ ЛБТФЙОЩ). Однако возле мальчика можно разглядеть несколько книг. Мальчик им напоминает знаменитого крестьянского юношу из Архангельской губернии – великого Ломоносова, который прославил русскую науку. Немногими штрихами – фигурой равнодушного прохожего, безлюдностью места и главное – общей атмосферой унылого пейзажа подчеркнуто холодное безучастие большого города к драмам попавших в его недра «маленьких людей».

ч ФП ЦЕ ЧТЕНС (Й ЬФП ФПЦЕ ФЙРЙЮОП ДМС ЫЕУФЙДЕУСФОЙЛПЧ) ИХДПЦОЙЛ МАВЙМ Й ЧОЙНБФЕМШОП ЙЪХЮБМ ЙУЛХУУФЧП УФБТЩИ НБУФЕТПЧ, РТЕЦДЕ ЧУЕЗП ЗПММБОДУЛЙИ Й ЙУРБОУЛЙИ ЦЙЧПРЙУГЕЧ 17 ЧЕЛБ. Его шарф слишком стар, чтобы защитить шею от ветра. Показателен круг портретируемых: по воспоминаниям жены художника, он «не мог писать лиц, которые никакого духовного интереса не представляли, несмотря на то, что материально не был обеспечен». Такова же манера повествования в чеховском рассказе «Он понял. » (1883).

Найденный Ярошенко новый композиционный прием получает дальнейшее развитие в его жанровых картинах: «На качелях» (1888, ГРМ), «Девушка-крестьянка» (1891), «В вагоне» (конец 1880-х годов, частное собрание) и некоторых других. Показательно, что автором обзора был М. Е. ч УБНПУФПСФЕМШОЩИ ТБВПФБИ рТСОЙЫОЙЛПЧБ ОБЮБМБ 1860-И ЗПДПЧ (нБМШЮЙЛ-ЛПТПВЕКОЙЛ, юФЕОЙЕ РЙУШНБ Ч НЕМПЮОПК МБЧЛЕ) ХЦЕ ДПУФБФПЮОП СТЛП РТПСЧЙМЙУШ ИБТБЛФЕТОЩЕ ЮЕТФЩ ФБМБОФБ ИХДПЦОЙЛБ: ОБВМАДБФЕМШОПУФШ, УРПУПВОПУФШ Л ЦЙЧЩН, ФПЮОЩН УПГЙБМШОП-РУЙИПМПЗЙЮЕУЛЙН ИБТБЛФЕТЙУФЙЛБН, УПЮОБС ГЧЕФОПУФШ ЦЙЧПРЙУЙ. В чеховских «Осколках московской жизни» за 1884 год есть отзыв о картинах В. М. Васнецова, которые экспонировались на этой выставке в Москве.

На первой выставке работ «Товарищества передвижных художественных выставок» 11 декабря 1871 года внимание публики привлек скромный ескиз «Порожняки». Ярошенко – один из крупных мастеров психологического портрета. На последних санях, не по погоде одетый семинарист, сжался от нестерпимого холода. Центральный образ картины – пляшущий старик.

Одежда помогает определить, что герой картины учится в семинарии («. В середине 60-х годов, как уже говорилось, он написал картину «Шутники», выдвинувшую его в число наиболее серьезных живописцев этого периода. На многих картинах Прянишникова можно видеть сам Лальск, бумажную фабрику, директором которой и был его брат, окрестности, так на последней неоконченной картине художника «Крестный ход» изображена церковь Покрова на Лузе.

Героиня Чехова Анюта, молодая женщина с кроткими глазами, безропотно выполняет роль «наглядного пособия» для Клочкова, студента-медика, готовящегося к экзамену. Один из вариантов «Порожняков» был несомненно известен Чехову по экспозиции Всероссийской выставки, проходившей в Москве в 1882 году. При взгляде на эту картину вспоминается и чеховский конторщик Епиходов, который, стремясь завоевать симпатии горничной Дуняши, распевает под гитару жестокий романс и вторящий ему лакей Яша, рисующийся перед Дуняшей своим «европейским» лоском. Рыболов зябко съежился в холодной воде. Картина Прянишникова «Порожняки», экспонированная на первой передвижной выставке в 1871 году, принесла ему новый успех.

Прянишникова — истинные герои войны с французами. (Он одет в холодное черное пальтишко, полосатые бумажные брюки и совсем не зимние сапоги. Значительным произведением Прянишникова является картина «В 1812 году» (1874). Он ни в каком случае не ожидал такой чести для себя, «нолика», как он выражался, «между человеками еле видимого и едва заметного». Но особенной популярностью пользовалась картина Прянишникова «Порожняки». зПУФЙОЩК ДЧПТ Ч нПУЛЧЕ, ЪБ ЛПФПТХА ПО РПМХЮЙМ ВПМШЫХА УЕТЕВТСОХА НЕДБМШ (Ч ФПН ЦЕ ЗПДХ рТСОЙЫОЙЛПЧ ЪБЛПОЮЙМ ПВХЮЕОЙЕ Ч хЮЙМЙЭЕ), ПО РТПЮОП ЪБОСМ ПДОП ЙЪ РЕТЧЩИ НЕУФ УТЕДЙ ИХДПЦОЙЛПЧ-ТЕБМЙУФПЧ ФПЗП ЧТЕНЕОЙ. Те, в свою очередь, стремились приблизить искусство к народу.

Они показали народ широко и многогранно, в самые различные моменты его жизни. Не имея средств, он пристроился к «порожнякам» для того, чтобы добраться из города, где учился, в далекую деревню. Прекрасный рисовальщик, он создал серию интересных иллюстраций к произведениям Гоголя. Догорает малиновая зимняя заря.

Захмелевшие гости, потешаясь, то заставляют Ивана Никитича пить водку стаканами, то сыплют ему на голову соль, то начинают подбрасывать к потолку с возгласами: «Качай его, шельмеца. » Герой же — «пыхтел, кряхтел, пищал, страдал, но. А рядом в его творчестве возникали камерные, сумеречные по настроению образы и сюжеты В мастерской художника (1890), В провинции (1893). Так, в картине «Земство обедает» (1872, ГТГ) с большой наглядностью раскрыто лицемерие земской реформы, сохранившей социальное неравенство и бесправие крестьян. Мальчик напросился в пассажиры, чтобы попасть домой. Он был преподавателем в МУЖВЗ (1873-1894), учителем многих известных впоследствии живописцев — С. В. Иванова, С. А. Коровина, М. В. Нестерова, В. К. Бялыницкого-Бирули и других художников. Действительно, первой впечатление от брошенного на полотно взгляда удручающее. В этом отношении «Крючник» Савицкого занимает видное место в созданной мастерами русского искусства галерее народных типов, предвосхищая героев Горького, некоторых рабочих Касаткина.

Возможно, этот молодой крестьянин теперь учится. Произведения Прянишникова 1870-х гг. Он выступает с резкой критикой реформ 60-х годов. Уже в первых работах начала 1860-х гг. Не находящая от волнения слов Василиса «стояла перед ним, задумавшись, с выражением заботы и скорби на лице».

Следующее произведение – «Чтение манифеста 19 февраля 1861 года» (1873, ГТГ) раскрывает, правда, менее наглядно подлинную сущность другой «великой» реформы. Салтыков-Щедрин отмечал, что при внешней непритязательности сюжета художник сумел воплотить в картине что-то такое сокровенное, что надолго останавливает зрителя, заставляя его задуматься над впечатлениями, которые бывают обычно «так мимолетны и смутны».