Картина Рембрандта Святое Семейство

Картина Рембрандта Святое семейство: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора. На картине Рембрандта «Святое семейство» лица всех персонажей естественные, как будто мастер хочет перенести зрителей в уютную атмосферу простой крестьянской семьи. На картине Рембрандта «Святое семейство» лица всех персонажей естественные, как будто мастер хочет перенести зрителей в уютную атмосферу простой крестьянской семьи. Все произведения Рембрандта и в частности картину «Святое семейство» отличает присущая художнику нравственность, душевность, которые на полотне отчетливо чувствуются как что-то явственно присутствующее.

Картина позднего Рембрандта «Святое семейство» полностью раскрывает зрителю авторский стиль, теплый колорит игру светотени.

Рембрандт, Святое семейство: особенности картины

В частности, великий нидерландец Ян ван Эйк (даты жизни 1390 -1441-ый годы) на знаменитом триптихе, то есть складной картине из трех относительно самостоятельных частей, в центре изобразил мадонну величественно восседающей на богато украшенном троне, на фоне роскошных ковров и мраморной колоннады. Но, может быть, главное в этом замечательном офорте – глубочайшая сконцентрированность самого драматического события, в котором нет внешнего действия, но в котором дано нечто, превосходящее по напряжению обыденную атмосферу жизни и рождающее в участниках (как и в "Листе в сто гульденов") веру в чудо, но на этот раз в чудо их нравственного перерождения. Слева ее окаймляют несколько покосившихся вбитых в землю столбиков-околышей.

Размеры этого фонаря на листе – не больше сантиметра. Рембрандт приходит туда в четырнадцать лет. Картины Рембрандта лейденского периода отмечены поисками творческой самостоятельности, хотя в них ещё заметно воздействие Ластмана и мастеров голландского караваджизма (Принесение во храм, около 1628-1629, Кунстхалле, Гамбург).

Невольно напрашивается сравнение с «Вирсавией», которая была написана в то же время и почти наверняка изображает ту же модель — Хендрикье Стоффельс. Он не боится показаться ни вульгарным, ни тщеславным. Его интересует не внешнее действие, а внутреннее. Законом общества признавалась борьба всех против всех.

Уже после смерти жены он завершает одну из своих последних работ – «Автопортрет за мольбертом». А сейчас она, глотая слезы, слушает вопросы жреца и кощунственные ответы Язона. Рембрандт видел корни, видел все, что ползает и плесневеет во тьме. Однако вершиной мастерства Рембрандта-пейзажиста были не столько живописные работы, сколько рисунки и офорты, такие как «Мельница» (1641) и «Три дерева» (1643)6. Никогда еще искусство Рембрандта не служило так всецело единому душевному действию.

Особенность картины 
«Святое семейство»

Особенность картины «Святое семейство»

Душевное потрясение, отчаяние, страх и одиночество достигают здесь трагического подъема такой могучей духовной силы, что вызывают драматические отзвуки в природе – бурные тучи и потоки дождя проходят над землей, небо и земля приходят в колебание, горный замок с прямоугольной черной башней на заднем плане, слева, кажется колеблющимся. Младшие члены семьи почитают стариков, выслушивают их советы и покорно служат им. Простота быта и облика людей не делают картину приземленным. Потом накрывают на стол и всякая трапеза выглядит как священнодействие. Пристыженные обличители удалились, а Иисус велел женщине идти и впредь не грешить.

Может, нужно было жениться на Хендрикье. Его распахнутые крылья свидетельствуют, что он только сейчас слетел с небес. В обруч, поддерживающий волосы, подобно перу воткнута ветка какого-то растения. Это вполне интимное и вполне пространственное искусство достигает вершин рембрандтовского реализма в Пейзаже с башней (длина тридцать два, высота двенадцать сантиметров), 1652-ой год.

С видом поучающего сидит на ее коленях младенец Христос.

«Святое семейство» 
– великое произведение 
Рембрандта

«Святое семейство» – великое произведение Рембрандта

Произведения Рембрандта всегда отличались гениальной композицией и особым колоритом. Сейчас уже трудно определить, что его сформировало именно как художника. И его уникальная манера письма стала новой трактовкой портретного искусства.

И Рембрандт показывает нам веками создаваемые дамбы, плотины, каналы, шлюзы. В 1641 году у них родился сын Титус ещё трое детей умерли в младенчестве.

Офортом называется как способ гравирования, так и полученный с доски оттиск. Левая рука в светлой перчатке опущена на закрытые пальто колени. Можно проследить бег кисти. Этот бизнес, приносивший хороший доход и уважение, принадлежал семейству пять поколений. Часто их изображали с младенцем Иоанном Крестителем.

Двадцативосьмилетний художник явно тот же человек, что и смотрящий с вызовом пятидесятипятилетний мастер, а также испытавший горести и невзгоды шестидесятитрехлетний старик, стоящий на пороге смерти (Автопортрет в облике Зевкиса). Моделью для Вирсавии, вероятно, послужила подруга Рембрандта Хендрикье Стоффельс. Гравюра Рембрандта "Фауст" (ширина шестнадцать, высота двадцать один сантиметр), стала чем-то абсолютно новым в мировой графике. Самым выразительным из рембрандтовских пейзажных офортов является, несомненно, "Ландшафт поместья взвешивателя золота", 1651-ый год (длина тридцать три, высота двенадцать сантиметров). В портретах, написанных по многочисленным заказам, Рембрандт ван Рейн тщательно передавал черты лица, одежду, драгоценности (картина Портрет бургграфа, 1636, Дрезденская галерея).

Описание картины 
«Святое семейство»

Описание картины «Святое семейство»

Произведение «Выступление стрелков роты капитана Франса Баннинга Кока», получившее позже название «Ночной дозор» (1642, Риксмузеум, Амстердам) изображает памятное историческое событие, возможно, участие амстердамских стрелков в торжественном приеме, оказанном городом французской королеве Марии Медичи в 1639. Глубже, душевнее, сдержаннее эта легенда никогда еще не была рассказана. До XIX в. картина уже так сильно потемнела (была покрыта слоем копоти, который исказил ее колорит), что ее считали изображением ночной сцены, но тень, которая падает от фигуры капитана на светлую одежду лейтенанта, доказывает, что это не ночь, а день).

Рембрандт видел корни, видел все, что ползает и плесневеет во тьме.

Описание картины 
Рембрандта Харменса 
ван Рейна «Святое

Описание картины Рембрандта Харменса ван Рейна «Святое семейство»

Рембрандт Харменс ван Рейн (Rembrandt Harmensz van Rijn), голландский художник, рисовальщик и офортист. То же и у Марка-Антония Раймонди, сделавшего в 1524 году целый сборник гравюр с Джулио Романо: «Юпитер и Семела», «Марс и Венера, захваченные в сеть Вулканом». В картинах Апостол Павел (около 1629-1630, национальный музей, Нюрнберг) и Симеон во храме (1631, Маурицхейс, Гаага) он впервые использовал светотень как средство усиления одухотворенности и эмоциональной выразительности образов. Наполовину отдернутый полог перед этим семейством отсылает нас к более тонкой мысли. Уступая им место, все остальные, особенно ближние, сжимаются, становясь более компактными. Барокко.

Вставая с колен, она высоко поднимает, сцепив ладони, свои костлявые руки. Книги свалены в беспорядке, но богач при свете свечи не читает, а рассматривает монету – притча о «скупом рыцаре», «неразумном богаче», который прячет не только золотые монеты, но и старые, рукописные, книги с драгоценными знаниями, не понимая, что богат не тот, у кого много золота, а у кого много знания.

А Рембрандт ищет что-то свое. Он чувствовался во всем. На лице – улыбка. Что отчасти объясняет ее очарование, так это контраст отполированного нагрудника кирасы, шлема великолепной работы (безусловно, парадного, а не боевого) и мрачно-меланхолического выражения лица. Они выражают его чувства, воплощают его деяния и его творческую мысль.

Но, может быть, главное в этом замечательном офорте – глубочайшая сконцентрированность самого драматического события, в котором нет внешнего действия, но в котором дано нечто, превосходящее по напряжению обыденную атмосферу жизни и рождающее в участниках (как и в Листе в сто гульденов) веру в чудо, но на этот раз в чудо их нравственного перерождения. Серьезно и печально смотрит она, как будто сквозь зрителя, куда-то вдаль, словно предугадывая уготованную людьми судьбу ее единственного сына. И де Йонге поражает нас тонкостью душевной организации его нервная восприимчивость почти болезненна. Хотя Рембрандт еще очень молод, у него появляется много учеников.

В 1632 году Рембрандт переехал в Амстердам, где вскоре женился на богатой патрицианке Саскии ван Эйленбурх. В картине «Ужин в Эммаусе» (1648, Лувр, Париж) изображена встреча воскресшего Христа с учениками.

Он пишет спокойные исполненные теплоты и интимности библейские и жанровые сцены, раскрывая тонкие оттенки человеческих переживаний, чувства душевной, родственной близости (Давид и Ионафан, 1642, Святое семейство, 1645, – оба в Эрмитаже, Санкт-Петербург). Действие картины Добрый самаритянин (длина сто тридцать пять, высота сто четырнадцать сантиметров) происходит во дворе, перед неказистым зданием гостиницы, замыкающим справа и в центре неглубокую, в несколько шагов, сценическую площадку. Брак сблизил его с состоятельными кругами общества.

Другое название – «Меняла» – добавляет иные смыслы картине. После кратковременного обучения в Лейденском университете (1620) Рембрандт решил посвятить себя искусству и учился живописи у Я. ван Сваненбюрха в Лейдене (около 1620-1623) и П. Ластмана в Амстердаме (1623) в 1625-1631 работал в Лейдене. Она построена на мерцающем контрасте ярко освещенных цветовых пятен и затенённых зон. Не выходя за границы повседневности, не взлетая в заоблачные выси и не опускаясь на дно морское, мыслящий герой Рембрандта через таинственные начертания света в своей комнате проникается смыслом мироздания, о чем позднее иным языком, скажет гетевский Фауст, увидевший знак макрокосма – знак звездного мира: Издание трагедии друга Рембрандта Яна Сикса Медея побудило художника взяться за языческий сюжет, о чем свидетельствует великолепный офорт 1648-го года Свадьба Язона и Креузы (высота двадцать четыре, ширина восемнадцать сантиметров).

Описание картины 
Рембрандта Харменса 
ван Рейна «Святое

Описание картины Рембрандта Харменса ван Рейна «Святое семейство» Картины художников

Длина офорта четырнадцать, высота десять сантиметров. Эрудицию, касающуюся мифологии, разумеется. Это было так не похоже на художников того времени. Золотые волосы пышным покрывлом окутывают обнаженные плечи. Кассель.

Насколько правильно и порядочно он поступил с Геертье. Длина офортного листа "Дорога вдоль канала" двадцать один, высота восемь сантиметров. Слева на первых планах сверкает канал, весь поросший осокой. (далее) заданный автором Просо лучший ответ это ссылкассылкародился в Лейдене в 1606 году.

  1. Жизнь и творчество великого художника

Видение Луки было для Рембрандта новым, заставляющим пересмотреть свои прежние позиции. Все другие мастера – флорентийцы, венецианцы, фламандцы – находятся как бы посередине. В следующем, 1646 году он написал второе «Святое семейство» на холсте, меньшем по размеру в ширину. Сегодня его не заботят религиозные догмы, не будущая судьба великого мученика. Может, нужно было жениться на Хендрикье. Жизнь текла согласно установленному веками укладу.

Биографы Рембрандта спорят о том, насколько неуспех «Ночного дозора» (именно такое ошибочное название впоследствии получила картина, до реставрации 1940-х гг. Такова сила света снаружи. Младшие члены семьи почитают стариков, выслушивают их советы и покорно служат им. Точка схода приходится на его ярко освещенное лицо. Теперь в его работах наблюдается меньше церковности и пышности.

Жизнь и творчество 
великого художника

Все замерло, все смотрят на лежащего в руках Симеона ребенка. Этот момент идеально отражает диалог земного и небесного. Слава о Рембрандте как о незаурядном мастере распространилась по Амстердаму после завершения им группового портрета «Урок анатомии доктора Тульпа» (1632), на котором внимательные хирурги не были выстроены в параллельные ряды обращённых к зрителю голов, как то было принято в портретной живописи того времени, а строго распределены в пирамидальной композиции, позволившей психологически объединить всех действующих лиц в единую группу6. Но внешняя нищета не делает его озлобленным. Обе сцены выражают одинаковое любопытство. Он не собирается на ней жениться и его не интересует, что Хендрикье страдает из-за того, что стала причиной скандала.

Каждый из персонажей охвачен глубокими религиозными чувствами. Она сама стала зимой. Таким образом, обе руки находятся в покое все остальное, кроме головы, бегло намечено. Именно свет объединяет семью в единую, нерушимую ячейку. Черты лица чудовищно серьезны кулак правой руки сжимает стержень – не то карандаш, не то штихель (гравировальную иглу).

И Рембрандтом сделано все, чтобы провести нас через это пространство. Он просил за них сто гульденов. Он старается умерить силу ударов своего топора.

Книги в картине блестят тем же цветом, что и горстка золотых монет. И Рембрандт показывает нам веками создаваемые дамбы, плотины, каналы, шлюзы. Он прикасался к миру чужой и во многом чуждой ему веры. Месяц разрывает облака и словно борется с мчащейся справа тучей. В небольшом офорте (длина одиннадцать, высота девять сантиметров), рембрандтовский свет вызывает из глухого мрака загадочные фигуры движущихся слева направо трех путников.

До середины 50-х годов Рембрандт выполнил для него немало заказов. В том, что именно сюда, к лучшим печатникам Европы, приезжали мыслители и писатели. Не лишена такой точности и гравюра Гольция «Юпитер, насилующий нимфу Ио», но, чтобы позволить себе выгравировать соитие, нужно было сослаться на Золотой век.

Хотя ещё Джованни Кастильоне и Джованни Баттиста Тьеполо вдохновлялись его офортами6, смелость Рембрандта-живописца и меткость его наблюдений в качестве рисовальщика впервые получили признание в XIX веке, когда художники реалистической школы Курбе (а в России— передвижники) противопоставили его глубоко прочувствованную поэзию света и тени беспрекословной чёткости и ясности французского академизма20. В легком наклоне массивной головы направо от зрителя опять чувствуется напряжение – и снова оно сдерживается силой исходящей, как кажется, от мощного затылка. Секрет их липких, как бы стекающих по холсту красок до сих пор не разгадан.

Заказов становилось все меньше. Влияние искусства Рембрандта было громадным. В то время Рембрандту было все интересно. Однако, такой упадок был только временный и под конец своей жизни Рембрандт снова стад производить вещи великие, неподражаемые, сообщив своей фактуре еще большие свободу и ширину так например в 1661 году им были написаны: знаменитые «Синдики гильдии ткачей» и «Возвращение блудного сына», а в 1662 – «Еврейская невеста».

Традиционно на них изображали пятерых сидящих чиновников и стоящего сзади слугу. Она, словно в изумлении вскинув руки, медленно плывет мимо нас влево, в то время как старая служанка, фигура которой срезана правым краем гравюры, почтительно поддерживает шлейф ее царственного платья. Смотришь на этих "достойных" пожилых людей и сразу замечаешь самого освещенного человека (в трехчетвертном повороте) с выбритой макушкой тонзурой.

Она страстно любит Язона, она мать двух его детей. Перестав быть модным портретистом, он стал видеть зорче, круг его наблюдений расширился. Вкупе с «Поклонением пастухов» (1646) и «Отдыхом на пути в Египет» (1647) они позволяют говорить о наметившейся у Рембрандта тенденции к идеализации патриархального уклада семейной жизни4.

Художник в простой и темной войлочной шляпе (больше похожей на перевернутую кастрюлю без ручки, чем на сколько-нибудь приличный головной убор), в плохонькой рабочей темной куртке, надетой на измятую белую рубашку без воротника, свободно и спокойно сидит за столом, отделяющим его от зрителя. Именно к этому времени и относится офорт Рембрандт, рисующий у окна (высота шестнадцать, ширина тринадцать сантиметров), 1648-ой год, один из самых значительных автопортретов художника, самый замечательный его гравированный автопортрет. – таится много плутовства, жизнерадостности и свежести. Это словно дружеский знак, рука, протянутая художнику, умершему более десяти лет назад – Хендрику Аверкампу, специализировавшемуся на голландских сценках на льду изображавшему брейгелевские толпы, которые развлекались катанием на коньках, санях игрой в кольф (то есть гольф) на льду. И это не замедлит отразиться в творчестве мастера. Рот, в свою очередь, говорит об энергии и задоре. Благодаря связям КонстантинаРембрандт вскоре обзаводится богатыми почитателями искусства: из-за посредничества Хейгенса принц Оранский заказывает у художника несколько религиозных работ, таких как «Христосперед Пилатом» (1636).

Но пылающие блики, фосфоресцирующие переливы, бегающие языки пламени, – весь мощный ритм света, торжественно поднимающегося вверх от седой головы пророка, магически трепеща на полосатом нагруднике и громадном тюрбане стоящего к нам лицом главного первосвященника, погруженного во тьму и тревожно вспыхивая на металлическом султане его великанского посоха, который он держит, распахнув верхнее священническое одеяние, в правой руке – все это создает ощущение идущего из глубины внутреннего горения, наполняет заполненную мраком сцену потаенным и непрерывным движением. В мастерской он захотел потренироваться в изображении обнаженной натуры. Для штатгальтера Фридриха-Генриха Оранского он создаёт парные полотна «Воздвижение креста» (1633) и «Снятие с креста» (1632/1633), вдохновлённые многофигурными гравюрами Рубенса6. Есть много свидетельств, что Рембрандт порой симпатизировал сектантству. На картине «Святое семейство», которая была написана в 1645 году, лица персонажей естественны, нидерландец будто бы желает с помощью кисти и красок перенести зрителей в уютную атмосферу простой крестьянской семьи. Всё здесь лаконично, скупо и многозначительно.

Но их усилия оказались тщетными. Он ищет эмоциональных порывов, а не движения одежд и драпировок.

Подобное ощущение человека как слабой некрасивой плоти и напряженно сосредоточенной в себе души воплощено в листе "Христос в Гефсиманском саду", 1653-ий год (длина двенадцать, высота девять сантиметров). Трудно сказать, о чем думал этот усталый человек. У него внимательный и веселый вид. Мост через канал пуст. Все возможно тебе избавь же меня от этой чаши. И от этого так постоянен в его офортах художественный мотив сосредоточенности: в своей замкнутости, духовной обособленности, человек как бы находит себе защиту от несущего ему страдания хаоса жизни.

Прошло около 2 лет и няня в доме поменялась. Дела шли все хуже. Последний год жизни, когда и создается «Возвращение блудного сына», наполнен бедностью и одиночеством. Высота офорта двадцать один, ширина шестнадцать сантиметров.

Он осваивает и другие новые для себя жанры— натюрморт (с дичью и освежёванными тушами) и конный портрет (хотя, по общему мнению, лошади Рембрандту никогда не удавались)1213. Его лицо безмятежно, что позволяет зрителю угадывать его спокойный сон. Творчество Рембрандта утрачивает внешнюю эффектность и присущие ему ранее ноты мажорности.

Свободные рукава домашнего платья образуют причудливые складки. Остановимся перед ним, посмотрим на него издали изучим в течение долгого времени. В эти же годы Рембрандт упорно работал над портретом изучая мимику человеческого лица. Художник прибегает к диагональной композиции.

Самаритянин становится символом, говорящим о бесконечном милосердии. Разве что сейчас из них вынесли все изображения, а стены побелили известкой.

Групповой портрет под кистью Рембрандта перерос в героический символ эпохи и общества. В каждой черточке, каждом не всем заметном штришке великий мастер своего дела пытался донести до остальных человеческие тревоги и переживания.

Этому способствуют тяжелые события в его личной жизни, смерть Саскии. Он любит изображать бродяг, людей, задавленных нуждой и страданиями. В частности, великий нидерландец Ян ван Эйк (даты жизни 1390 -1441-ый годы) на знаменитом триптихе, то есть складной картине из трех относительно самостоятельных частей, в центре изобразил мадонну величественно восседающей на богато украшенном троне, на фоне роскошных ковров и мраморной колоннады.

Ярким воплощением эстетических взглядов художника стала монументальная композиция Даная (1636-1647, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в которой он как бы вступает в полемику с великими мастерами Возрождения: обнажённую фигуру Данаи, далекую от классических идеалов, он выполнил со смелой реалистической непосредственностью, а чувственно-телесной идеальной красоте образов итальянских мастеров противопоставил красоту духовности и теплоты человеческого чувства. Но в семнадцатом веке высказывались самые разнообразные другие мнения о человеке. Коренным образом изменилась живописная фактура Рембрандта. Для кажущегося вначале странным офорта 1656-го года Авраам и три спутника (высота шестнадцать, ширина тринадцать сантиметров) изображающего трех необычных посетителей патриарха, восседающих, по восточному обычаю, прямо на земле, перед входом в дом, Рембрандту послужила в качестве натуры одна индийская миниатюра изображающая восточное существо в восточной пышности. Это вполне интимное и вполне пространственное искусство достигает вершин рембрандтовского реализма в "Пейзаже с башней" (длина тридцать два, высота двенадцать сантиметров), 1652-ой год. Первый взгляд падает на соломенную колыбельку, в которой спит маленький Иисус.

Сороковые годы – время, когда палитра художника, то есть точный перечень красок, которыми пользуется художник в своей творческой практике, в полной мере определилась. Левее его на заднем плане высится торжественная фигура второго, главного первосвященника. В 1634 году Рембранд женился на Саскии. расхождения художника с буржуазным обществом нарастают. И если в "Поклонении" трагические предвестия лишь в таинственной затаенности, в молчаливом потрясении – сама драма еще далеко впереди – то в поразительном "Принесении во храм", 1654-ый год (высота двадцать один, ширина шестнадцать сантиметров), трагизм почти готов прорваться наружу. Чистая эмоция переполняет офорт и выразителем этой эмоции оказывается свет, с трудом скользящий, неуловимо трепещущий, готовый погаснуть в любое мгновение в темном и таинственном пространстве.

Она страстно любит Язона, она мать двух его детей. Возраст тогда никого не смущал, главное в то время были знания на уровне. Снизу лицо окаймлено большим белым воротником. Этот офорт дает еще больше пространства и воздуха.

Это, конечно, преувеличение, но в основе его лежит зерно истины. За сдвинутыми в правый верхний угол пышными театральными занавесями он изобразил фантастически просторный зал между высокими колоннами, на капители которых опираются еще более высокие своды – так что, несмотря на вертикальный формат изображения и опущенную линию голов (линию перспективного горизонта), находящиеся над верхним краем изображения потолки не видны. Все более художника привлекают образы простых людей, стариков, служащих воплощением жизненной мудрости и духовного богатства (так называемый Портрет жены брата художника, 1654, Государственный музей изобразительных искусств, Москва Портрет старика в красном, 1652-1654, Эрмитаж, Санкт-Петербург). Это ослепляющее действие света в пятидесятых годах становится главным предметом исследования Рембрандта-экспериментатора. Здесь есть что-то от пейзажа, от надвигающегося ночного сумрака.

Это могла бы быть, пожалуй, любая обычная семья, если бы не слетающие с небес ангелы-дети. За сдвинутыми в правый верхний угол пышными театральными занавесями он изобразил фантастически просторный зал между высокими колоннами, на капители которых опираются еще более высокие своды – так что, несмотря на вертикальный формат изображения и опущенную линию голов (линию перспективного горизонта), находящиеся над верхним краем изображения потолки не видны. Она представляется нам одновременно идущей навстречу и стоящей на месте. Это было сделано для того, чтобы заработки художника не попали в руки кредиторов. Этот жест вылеплен Рембрандтом из реального ощущения.

Никогда еще искусство Рембрандта не служило так всецело единому душевному действию. Всех, кого он любил, все, к чему он стремился.

Совокупление изображено с необходимой точностью. До XIX в. картина уже так сильно потемнела (была покрыта слоем копоти, который исказил ее колорит), что ее считали изображением ночной сцены, но тень, которая падает от фигуры капитана на светлую одежду лейтенанта, доказывает, что это не ночь, а день). Фомы при этом не было, а когда другие ученики рассказали ему о том, что видели, Фома отказался им верить, заявив: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей и не вложу перста моего в раны от гвоздей и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю».

Впрочем, Сваненбург научил Рембрандта именно мастерству. У Рембрандта позы, лица персонажей и среда их окружающая, просты и естественны. Спасителем, словно не замечающим тех, кто больше других в нем нуждается. Надо думать, что Рембрандт не держал свои папки открытыми, принимая у себя пастора, но эротические произведения входили в число материалов, которые художник мог хранить у себя.

На восьмой день 15 наиболее сильных выбросили за борт слабых и раненых. Духовный совет реформированной протестантской церкви, к которой она принадлежала, осуждает ее за «недозволенные отношения». Это портреты стариков – Яна Лютмы и Томаса Харинга.

С тоской и печалью сказал он им: "Душа моя объята скорбью в предчувствии смерти. Суровым драматизмом и героикой проникнута историческая картина Заговор Юлия Цивилиса (Заговор батавов, 1661, сохранился фрагмент, Национальный музей, Стокгольм). Гений (77396) Рембрандт умер в возрасте шестидесяти трех лет, Хендрикье умерла на два года раньше. Рембрандт неоднократно возвращался к этой медной пластине, погружал ее в кислоту, снова брался за резец, чтобы выделить некоторые части, даже стер гениталии под набедренной повязкой, оставив изображение напряженного члена.

В последний год жизни Рембрандт создал свой главный шедевр – монументальное полотно Возвращение блудного сына (около 1668-1669, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), воплотившее всю художественную и морально-этическую проблематику позднего творчества художника. Левая рука в светлой перчатке опущена на закрытые пальто колени. В хлеву темно и лишь лицо лежащей в глубине справа мадонны слабо освещено. На нем написано лишь равнодушие. Колорит особенно тёплый, с преобладанием мерцающих красных и золотисто-коричневых тонов4. Его подход к общественным явлениям во многом интуитивен, но все его творчество свидетельствует о том, что они оказывали на него глубокое воздействие.

После кратковременного обучения в Лейденском университете (1620) Рембрандт решил посвятить себя искусству и учился живописи у Я. ван Сваненбюрха в Лейдене (около 1620-1623) и П. Ластмана в Амстердаме (1623) в 1625-1631 работал в Лейдене. К тому же крыши гостиницы не видно – край картины срезает стену над третьим этажом. Еще левее подросток-конюх с одутловатым лицом поддерживает ее под уздцы. Он не боится показаться ни вульгарным, ни тщеславным. Его родители сначала мечтают, что сын станет юристом и перед ним будет открыт весь мир. Он решает стать художником. Риторический жест Христа – с его внутренней слабостью и бездейственностью.

Открывает эту группу произведений Рембрандта Видение Даниила, Берлин, которое обычно датируют 1650-ым годом (длина картины сто шестнадцать, высота девяносто шесть сантиметров). Искусствоведы подчеркивают, что «Святое семейство» существенно отличается от картин, написанных ранее. Все замерло, все смотрят на лежащего в руках Симеона ребенка. Вот вам диалог неба и земли. Критики обращают огромное внимание на светотени. Кепи сидит несколько набекрень.

Длина офорта четырнадцать, высота десять сантиметров. Для него художник – это такой же ремесленник. Карл Маркс говорил, что Рембрандт писал Мадонну в виде нидерландской крестьянки. Он ищет внутренний свет изменяющий личность.

Издание трагедии друга Рембрандта Яна Сикса "Медея" побудило художника взяться за языческий сюжет, о чем свидетельствует великолепный офорт 1648-го года "Свадьба Язона и Креузы" (высота двадцать четыре, ширина восемнадцать сантиметров).

В эпизодах, выражающих столкновение темного и светлого в человеческой душе (Ассур, Аман и Эсфирь, 1660, ГМИИ, Москва Падение Амана или Давид и Урия, 1665, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), насыщенная тёплая гамма, гибкая пастозная манера письма, напряженная игра тени и света, сложная фактура красочной поверхности служат раскрытию сложных коллизий и душевных переживаний, утверждению торжества добра над злом. Холст, масло.

Слева на первых планах сверкает канал, весь поросший осокой. Только маленькие ангелочки с раскинутыми крылышками, спускающиеся сверху слева в полумрак бедной комнаты, служат намеком на то, что перед нами на просто голландское семейство. Спасителем, словно не замечающим тех, кто больше других в нем нуждается. Благосостояние художника росло вместе с его популярностью. Мы смотрим через затененный фаустовский кабинет прямо навстречу свету и он нас ослепляет. Измученная болезнью Саския умирает, оставив Рембрандту девятимесячного сына Титуса.

Плотник Иосиф за работой, Мария и Дитя, кот у камина. А тут Всевышний отнимает у Рембрандта все. В этот же период Рембрандт много работал в технике офорта и гравюры (Писающая женщина, 1631 Продавец крысиного яда, 1632 Странствующая пара, 1634), создавал смелые и обобщенные по манере карандашные рисунки. На нем дымится жертва.

Последний год жизни, когда и создается «Возвращение блудного сына», наполнен бедностью и одиночеством. В том, что здесь в согласии жили протестанты и католики. Удивительна ее судьба.

При этой манере письма отдельные цвета получают особую звучность и глубину. Отчасти он находит это в творчестве Луки Лейденского, чьи работы он не мог не видеть. Кассель. Искусство Рембрандта заставляет говорить фигуры, повернутые спиной к зрителю. Ему раскрылась красота обыденности, он серьезнее и глубже взглянул на задачи искусства. 50-е и 60-е годы ознаменованы созданием выдающихся шедевров, а также углублением конфликта художника с властями. После смерти первой жены в жизнь художника вошла другая женщина.

«Иуда возвращает тридцать сребреников», написанное нидерландцем в 1629 году, он сравнивает со знаменитыми полотнами итальянских мастеров, но находит недочеты в рисунке. Историки связывают такой переход с событиями личной жизни автора холста. Туманные мистические догматы христианского вероучения Рембрандт стремится перевести на язык реальных чувственных образов. Необычайно яркий луч света, освещая отдельные фигуры, лица участников шествия и маленькую девочку с петухом у пояса, как будто пробирающуюся сквозь ряды стрелков, подчеркивает неожиданность, динамику и взволнованность изображения.

Книга — едва ли точное воспроизведение древнего манускрипта, однако написана мастерски. Рембрандт приходит туда в четырнадцать лет. На работах ван Рейна нельзя проследить некой помпезности.

Не говоря о молодом ученике, сидящем к нам спиной за столом слева, который все понял и всплеснул руками, прижимая их к губам не говоря о сидящем справа старике, который резким порывом кладет салфетку на стол и смотрит прямо в лицо воскресшему, очевидно, вскрикивая от изумления не говоря о молодом черноглазом слуге, который подошел справа на заднем плане с блюдом в руках и замер, немного согнувшись, между Христом и его учеником справа, увидев одно – человека, который собирается есть, но не ест, а благоговейно осеняет себя крестным знамением, – если бы от этого удивительного произведения остался бы один Христос, то и этого было бы достаточно. Рама и красная занавесь, защищающая полотно от света, являются частью композиции. Но в семнадцатом веке высказывались самые разнообразные другие мнения о человеке. И есть чего спешить ибо над лесом, слева в глубине, уже навис обильный дождь. На земле перед возвышением, где стоит Христос, на импровизированном ложе из прикрытой тряпьем соломы лежит обращенная к нам босыми ногами и пытающаяся привстать больная нищенка средних лет с обвязанной белой тряпкой головою.

Более слабый свет падает от источника за картинной плоскостью, где-то правее правого края картины – это видно по тени плотничьих инструментов на противоположной от нас стене, в частности, по тени подвешенной к этой стене струбцины. В начале 1660-х годов умерла Хендрикье, а черех несколько лет и Титус. Часто там появляется легко намеченный силуэт города с вертикалями соборов и башен. В ее глубине слева – светлый отворот простынки, справа – пятно красного плаща-одеяльца. В ее глубине слева – светлый отворот простынки, справа – пятно красного плаща-одеяльца. Церковь преследовала Хендрикье за ее связь, не освященную браком. «Ночной дозор» – групповой портрет стрелковой роты капитана Б. Кока – известный шедевр Рембрандта, написанный после смерти любимой жены Саскии.

Эта точка схода должна, по мысли художника, привлекать внимание зрителя в первую очередь, являясь композиционным центром изображения. Эрмитаж. В те же годы, когда им написана живописная серия Святых семейств (Петербург, Кассель, Дублин), он создает самый знаменитый из своих офортов Христос исцеляющий больных (1642-1646-ой годы).

Мирной тишиной трудовой жизни, святостью материнства веет от этого полотна. Известно, что эротическая гравюра всегда нуждалась в узаконении через мораль или эрудицию. Деревня тянет к небу несколько бесформенных соломенных крыш, шаткую башню коричневых и серо-белых зимних оттенков. Борода подстрижена характерно, залихватски. Жизнерадостная обстановка, на полу валяется игрушка – волчок и кнутик к нему. И, впервые в мировом искусстве изображенная женщина обнаруживает новое качество – возвышенно-духовный контакт со зрителем. Отсутствует повествование в "Поклонении пастухов", 1652-ой год (длина двадцать три, высота одиннадцать сантиметров). Архитектура в десятке метров от нас и колодец, лошади и люди строятся и вылепливаются как будто бы сами собою.

Сваненбург был в то время местной знаменитостью. Впечатление от картины, переданное с чрезвычайной простотой, кажется еще более возвышенным благодаря этому трогательному и спокойному участию природы. И, однако, это не смирение, не безропотная покорность судьбе, это только глубокое понимание жизни, такое, какая она есть. Вот таким образом правомерно вернуться к старой версии. Картина Урок анатомии доктора Тюлпа (1632, Маурицхёйс, Гаага), в которой художник новаторски разрешил проблему группового портрета, придав композиции жизненную непринужденность и объединив портретируемых единым действием, принесла Рембрандту широкую известность.

Первая картина, написанная в 1645 году и вытянутая в высоту, представляет собой крестное знамение. Естественно, что тема родительского горя стала ему особенно близка. Это классический рембрандтовский жест, очень красивый и притягательный.

расхождения художника с буржуазным обществом нарастают. Это время становления художника, когда он увлекался творчеством Караваджо. В живописи Рембрандта наступает период покоя.

В их характерах заметны чуть пассивные исполненные безотрадной печали черты. Отчасти он находит это в творчестве Луки Лейденского, чьи работы он не мог не видеть. Здесь есть парк аттракционов и место для прогулки. Огромную роль в решении образной задачи Рембрандта в этом офорте играет свет. Эта светотеневая стихия перевоплощается в эмоциональную атмосферу картины она не только создает настроение тишины, умиротворенного покоя, лирической теплоты и уюта, – с необыкновенной ощутимостью в ней выражены чувства материнской любви и родственной близости.

Мы смотрим через затененный фаустовский кабинет прямо навстречу свету и он нас ослепляет. Композиция пространства офорта диагональная, точка схода уходящих в глубину линий находится на невидимой линии горизонта, справа, за пределами листа. В теплом уюте семейной сцены сильнее выражены оттенок грусти и тяжелых предчувствий. Бог создал море, а голландцы – берега.

Вероятно именно в это время Рембрандт начинает чувствовать себя блудным сыном. Через все творчество Рембрандта пройдет тема «Жизнь Христа». Холст, масло, 117х91. Хотя Ван Гог и очень тесно соприкоснулся с французским искусством, задние планы его пейзажных рисунков и картин не менее предметно-содержательны, чем у Рембрандта. Он ищет внутренний свет изменяющий личность.

Босые ноги Марии, которые она греет у маленького очага на полу (посередине первого плана) и застывшая фигура сидящей справа от очага кошки еще больше усиливают ощущения грусти и одиночества. Для него художник – это такой же ремесленник. Старший сын с удовольствием перенимает семейный бизнес. Для кажущегося вначале странным офорта 1656-го года "Авраам и три спутника" (высота шестнадцать, ширина тринадцать сантиметров) изображающего трех необычных посетителей патриарха, восседающих, по восточному обычаю, прямо на земле, перед входом в дом, Рембрандту послужила в качестве натуры одна индийская миниатюра изображающая восточное существо в восточной пышности. Он проводит аукцион, распродает большую часть своих вещей и переселяется в квартал Йордан.

Это время становления художника, когда он увлекался творчеством Караваджо. Таким образом, Рембрандт сознательно нарушил наметившуюся было внутреннюю психологическую связь между надвигающейся из глубины справа нищей и болящей толпой и высоким человеком, облаченным в грубую власяницу, словно пронизанную сиянием. Это классический рембрандтовский жест, очень красивый и притягательный.

Парадный портрет Яна Сикса (1654), натягивающего на руку перчатку, выделяется редкостной гармонией колорита, широтой пастозных мазков. Так, он дважды пишет «Святое семейство». Это вполне интимное и вполне пространственное искусство достигает вершин рембрандтовского реализма в Пейзаже с башней (длина тридцать два, высота двенадцать сантиметров), 1652-ой год. На Богоявление искали лепешку с запеченной в нее горошиной. Художник, не задумываясь, ломает влюбленной в него девушке жизнь. В этот неподвижный час, предваряющий ночь, даже дерево не дрожит.

175, 5 x 210, 5 см. Действие происходит ночью в темной спальне. Младенец стал старше.

Линии перспективного и видимого горизонта, проходящие посередине листа, практически совпадают. Перед нишей стоит небольшой низкий стол, покрытый белой скатертью. Один из них, расправив крылья, витает над колыбелью.

На святого Мартина малыши стучались в двери и выпрашивали поленья из которых жгли костры на площади. Тем более что моральные гарантии предоставлялись антипапистской пропагандой. Он любит изображать бродяг, людей, задавленных нуждой и страданиями. Язон бросил ее, он женится на наследнице коринфского престола.

Рембрандт Харменс ван Рейн является одним из тех немногих художников, которые в своих работах максимальное количество внимания уделяли изображению людей. Именно к этому времени и относится офорт "Рембрандт, рисующий у окна" (высота шестнадцать, ширина тринадцать сантиметров), 1648-ой год, один из самых значительных автопортретов художника, самый замечательный его гравированный автопортрет. Левее его на заднем плане высится торжественная фигура второго, главного первосвященника. Мягкое прелестное лицо застыло в выражении ожидания: во время написания картины Саския была беременна их первым ребенком, который вскоре после рождения умер. Эта маленькая процессия движется какими-то неровными толчками.

С картины смотрит лицо молодого, очень уверенного в себе человека. И никого не смущали эти прочно вошедшие в быт католические праздники. Еще ни разу это не было показано Рембрандтом так прекрасно. В 1627 году Рембрандт покидает мастерскую Питера Ластмана, возвращается домой в Лейден, где в заброшенном сарае открывает собственную мастерскую. Пот, подобно крови, стекает с него на землю.

Старцу Симеону было предсказано, что он «не увидит смерти, доколе не увидит Христа. Это, конечно, преувеличение, но в основе его лежит зерно истины. Материальное благосостояние Рембрандта все ухудшается. Волнующая человечность его образов отмечена печатью таинственной красоты5.

В том, что именно сюда, к лучшим печатникам Европы, приезжали мыслители и писатели. Действие картины "Добрый самаритянин" (длина сто тридцать пять, высота сто четырнадцать сантиметров) происходит во дворе, перед неказистым зданием гостиницы, замыкающим справа и в центре неглубокую, в несколько шагов, сценическую площадку. На этот раз картина, главное место в которой занимают книги, названа притчей. В то время как за приоткрытой дверью на заднем плане слева, почти неразличимая в темноте, Сарра подслушивает речи Бога и недоверчиво усмехается, заслышав предсказание о рождении сына у нее, старухи. скрытая под потемневшим лаком и копотью) повлиял на дальнейшую карьеру художника8.

Но юноше учеба показалась неинтересной. Зал трактира залит теплым ярким светом.

Фигура Давида показана в трехчетвертном повороте, почти со спины. В этой светотеневой естественности сильно чувствуется запах влажной земли и леса. Художник в простой и темной войлочной шляпе (больше похожей на перевернутую кастрюлю без ручки, чем на сколько-нибудь приличный головной убор), в плохонькой рабочей темной куртке, надетой на измятую белую рубашку без воротника, свободно и спокойно сидит за столом, отделяющим его от зрителя. Родители прощаются с сыновьями, отправляя их в путешествие.

Эта своеобразная зыбкость форм еще более усиливается в офорте "Давид на молитве", 1652-ой год (высота офорта четырнадцать, ширина десять сантиметров). Его населяли в основном ткачи. Эта Семья – неколебимая постройка. Рембрандт уже создал на эту тему великолепный заказной вариант (1631). Откуда взялась его тяга к религиозной живописи.

Жизнь в этой лейденской семье несколько отличалась от жизни других горожан. В середине 1650-х годов Рембрандт обрел зрелое живописное мастерство. Взгляд скользит поверх него.

Этот офорт дает еще больше пространства и воздуха. Солнце низко висит перед наступлением ночи.

Однако такой замысел был уже в значительной степени чужд его заказчикам. Сваненбург был в то время местной знаменитостью. Остановимся перед ним, посмотрим на него издали изучим в течение долгого времени. Но более свободны и разнообразны по композиции автопортреты Рембрандта и портреты близких ему людей, в которых художник смело экспериментировал в поисках психологической выразительности (автопортрет, 1634, Лувр, Париж Улыбающаяся Саския, 1633, Картинная галерея, Дрезден). То же сверкает в уголках глаз.

Издавна он носит название Лист в сто гульденов. Именно глубокая человечность составляет отличительную особенность пейзажей Рембрандта.

Любовь привела его сюда. Но все, что Спиноза облекал в научную форму философских трактатов, Рембрандт видел и передавал как художник.

В проеме, как и за окном, царит жаркий солнечный полдень. Совокупление изображено с необходимой точностью. Взгляд уходит в глубину и, хотя почва до самого переднего (нижнего) края офорта находится в поле зрения глаз, первый план остается еще незаметным. По ним с удивительной точностью можно проследить, как на протяжении жизни меняется мироощущение художника.

Между затененным силуэтом Юноны и ярко освещенным жертвенником стоит жрец в широкой ниспадающей до ног одежде и высоком тюрбане, сжимающий в обеих руках тонкий и высокий посох – все эти предметы есть не что иное, как фантастически преобразованные на восточный лад принадлежности христианского епископа. На переднем плане, в таинственной атмосфере угасающего дня, уже началась сутолока.

Это тень ее плеч и головы. Сюжет из Евангелия, но художник изображает как быт простых людей. На протяжении 1640-х гг.

Характерна в этом отношении работа «Аристотель с бюстом Гомера» исполненная в 1653 году для сицилийского аристократа Антонио Руффо и проданная в 1961 году его наследниками на аукционе Метрополитен-музею за рекордную на тот момент сумму в два с лишним миллиона долларов14. Она стала верной спутницей мастера, матерью его сына, любимой моделью.

Для кажущегося вначале странным офорта 1656-го года Авраам и три спутника (высота шестнадцать, ширина тринадцать сантиметров) изображающего трех необычных посетителей патриарха, восседающих, по восточному обычаю, прямо на земле, перед входом в дом, Рембрандту послужила в качестве натуры одна индийская миниатюра изображающая восточное существо в восточной пышности. Картинная галерея.

Действие картины Добрый самаритянин (длина сто тридцать пять, высота сто четырнадцать сантиметров) происходит во дворе, перед неказистым зданием гостиницы, замыкающим справа и в центре неглубокую, в несколько шагов, сценическую площадку. Младенец спит крепким сном в плетеной колыбели, не сознавая, что происходит вокруг. И если в Поклонении трагические предвестия лишь в таинственной затаенности, в молчаливом потрясении – сама драма еще далеко впереди – то в поразительном Принесении во храм, 1654-ый год (высота двадцать один, ширина шестнадцать сантиметров), трагизм почти готов прорваться наружу. Каждый из персонажей охвачен глубокими религиозными чувствами. Отринув ошеломляющие откровения своих «Страстей Христовых», Рембрандт понемногу выходит на менее зрелищный уровень, обращается к интимным картинам.

В этом лице – удивительная мягкость и нежность. "Проповедь Христа" – одна из вершин Рембрандта-психолога. Босые ноги Марии, которые она греет у маленького очага на полу (посередине первого плана) и застывшая фигура сидящей справа от очага кошки еще больше усиливают ощущения грусти и одиночества. Рембрант писал себя в разных ракурсах, во всевозможных обличиях.

Спокойные воды каналов лежат несколько выше уровня равнины и если бы не защитный пояс дюн и плотин – не менее четверти страны оказалось бы сразу и полностью затопленной. Открывает эту группу произведений Рембрандта "Видение Даниила", Берлин, которое обычно датируют 1650-ым годом (длина картины сто шестнадцать, высота девяносто шесть сантиметров). Мария, в простом мещанском платьице, вынула его из колыбели, чтобы успокоить, села в кресло (в левой части картины) и, прижимая ребенка к груди, внимательно слушает его несвязные жалобы. И опять же семья его поддерживает. Он должен был остро воспринимать идеологическую борьбу своего времени, но не в ее внешних, поверхностных проявлениях (от них он стоял в стороне и, по-видимому иронически относился к литературным, религиозным и политическим спорам), а в ее скрытой сути. Еще левее подросток-конюх с одутловатым лицом поддерживает ее под уздцы.

На лбу – несколько напряженных поперечных складок. Так высокое совершенство образа рафаэлевской мадонны достигается не ценой отказа от всех мирских страстей напротив, ее трогательная чистота и детская наивность, ее изумительная внешняя красота и гармония сочетается с твердой решимостью, с огромной внутренней нравственной силой, с героической готовностью к подвигу. Часто их изображали с младенцем Иоанном Крестителем. Несколько ниже центра гравюры, на втором плане, на возвышении, к которому от нас ведет широкая невысокая (десять ступеней), лестница, мы видим установленный прямоугольный жертвенник, в полроста человека.

Но здесь они одухотворены и ожиданием чуда и горячим сочувствием самого художника к их страданиям. Оно доносит до нас человеческие эмоции. Некоторые детали портрета тщательно выписаны, другие же смело обозначены как бы мимоходом. Книги свалены в беспорядке, но богач при свете свечи не читает, а рассматривает монету – притча о «скупом рыцаре», «неразумном богаче», который прячет не только золотые монеты, но и старые, рукописные, книги с драгоценными знаниями, не понимая, что богат не тот, у кого много золота, а у кого много знания.

Ясно одно, что его молодой пытливый ум впитывал и анализировал все увиденное, создавая почву для богатых художественных всходов. Как в ранних, так и в позднейших его работах отсутствует красочность. Дети бегали по улицам, гремя своими «роммельспотами» — это мог быть горшок, кабаний пузырь, кусок дерева – главное, чтобы шумел погромче.

Но на рентгеновском снимке сходство с Саскией все же выступает гораздо яснее. Дела шли все хуже. Все свидетельствует о том, что Рембрандт пожелал изобразить себя таким, каким он бывал в часы наибольшего творческого напряжения. Черты лица чудовищно серьезны кулак правой руки сжимает стержень – не то карандаш, не то штихель (гравировальную иглу). Огромную роль играет и белый тон бумаги, в котором сосредоточена высшая сила света.

Она отомстит Язону, безжалостно разбившему ее жизнь. Нидерланды (Голландия). И опять же семья его поддерживает. Здесь нет активного сюжета, все полотно пропитано спокойствием и умиротворением. Это тень ее плеч и головы.

Зато все требования заказчиков были выполнены. Он станет местом жительства евреев, эмигрировавших из Португалии. Он становится самым популярным портретистом города.

В те же годы, когда им написана живописная серия Святых семейств (Петербург, Кассель, Дублин), он создает самый знаменитый из своих офортов Христос исцеляющий больных (1642-1646-ой годы). С самого начала художника привлекал жанр портрета. При этом Рембрандт широко использует кроющие и просвечивающие свойства краски. Картина «Философ» универсальна по своему воздействию – нельзя предусмотреть ход мысли, понять, в каком направлении сейчас движется сознание. Среди других известных его работ— «Валаамова ослица» (1626 г).

В «Автопортрете с Саскией на коленях» (1635–1636, Картинная галерея, Дрезден) перед нами необыкновенно счастливый и нарядный Рембрандт в образе жениха, сидящего за накрытым столом с Саскией на коленях. Но именно в это время в творчестве Рембрандта наступает пора зрелости. Все дело было в мельнице, расположенной над Рейном на валу Пеликан. Это словно дружеский знак, рука, протянутая художнику, умершему более десяти лет назад – Хендрику Аверкампу, специализировавшемуся на голландских сценках на льду изображавшему брейгелевские толпы, которые развлекались катанием на коньках, санях игрой в кольф (то есть гольф) на льду.

Бедра застенчивого натурщика обернуты защитной белой повязкой. Итоговые произведения периода— «Товит и Анна», «Валаам и ослица»— отражают не только богатую фантазию художника, но и его стремление как можно выразительнее передать драматичные переживания своих героев.

Можно проследить бег кисти. Избыток жизненных сил художника в годы брака с Саскией с наибольшей бравурностью выражен в картине «Блудный сын в таверне» (1635). Именно глубокая человечность составляет отличительную особенность пейзажей Рембрандта. Четыре фигуры вокруг Симеона с младенцем застыли во взволнованном молчании – две слева внизу, две справа наверху, в глубине.

Еще более дивным произведением являются "Ученики в Эммаусе" (высота шестьдесят восемь, ширина шестьдесят пять сантиметров). Картина «Святое семейство» становится ознаменованием начала нового, более умиротворенного цикла в творчестве великого мастера. Все более художника привлекают образы простых людей, стариков, служащих воплощением жизненной мудрости и духовного богатства (так называемый Портрет жены брата художника, 1654, Государственный музей изобразительных искусств, Москва Портрет старика в красном, 1652-1654, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург). За те восемь лет, что здесь проживет Рембрандт, квартал сильно изменится. Свет, пронизывающий пространство картины, кажется золотым. Полусумерки свет просеивается сквозь лиственный покров и скользит по фигуре шагающего впереди (на офорте справа) видного выше колен маленького старичка в перехваченной у пояса куртке и высокой темной шапке, нащупывающего палкой, зажатой в левой руке, брод, а правой ведущего под уздцы осла.

Сначала Рембрандта отдают в мастерскую Якова ван Сваненбурга и семья, безо всякого осуждения, оплачивает его обучение. Но есть одно «но»: в 1654 в Амстердаме вышел в свет памфлет «Польский всадник», защищающий секту социниан, к которым, согласно многочисленным свидетельствам, примыкал художник. В первую очередь речь идет о «Страшном Суде», который в то время был представлен в городской ратуше. За те восемь лет, что здесь проживет Рембрандт, квартал сильно изменится. Глядит, просветленный горем, познав на себе изменчивость славы, безразличие, а то и враждебность людей, еще вчера превозносивших его до небес. Да и в церкви ходили все в те же, что некогда их предки, лейденские католики. Кепи сидит несколько набекрень.

Художественный гений Рембрандта развивался по восходящей5.

Всех сковал холод. Художник прибегает к диагональной композиции. Его не смущает, что подобное времяпровождение могут считать признаком дурного тона.

Скоро гроза пойдет и здесь. Кривоногого нищего, старого раздувшегося идиота, лысый череп измученного ремесленника, бледное лицо больного, весь кишащий муравейник дурных страстей и гнусностей, которые размножались в буржуазной цивилизации, как черви в гнилом дереве. Она изображена на темном холста окруженной золотым сиянием.

Рембрандт написал это в один прием, его картина подействовала, как мороз. Поток людей кажется бесконечным. Но их усилия оказались тщетными.

Которой стала работа под названием «Святое семейство», Рождение у пары первенца в 1633 году стало отличным поводом для заказа у Рембрандта еще одной картины, находящаяся на момент данный в собрании Старой пинакотеки Мюнхена. Конечно, так же как в жизни имеются сильные пятна чистого цвета. Мы смотрим через затененный фаустовский кабинет прямо навстречу свету и он нас ослепляет. В ее основе — сюжет древнегреческой легенды. Старики сидят часами перед гаснущим камельком, согревая озябшие конечности.

Одинокий художник сближается с кормилицей мальчика Геертье Диркс. Все возможно тебе избавь же меня от этой чаши. Все твердое стало неощутимым, ускользающим осталось лишь дрожание и вибрирование. Но чувство это вовсе не такое, какому поклоняются суеверные люди: героям Рембрандта незнакомо молитвенное исступление полотен испанского живописца Эль Греко (даты жизни 1541-1614-ый) или крупнейшего мастера итальянского барокко, скульптора и архитектора Лоренцо Бернини.

У него внимательный и веселый вид. Жизнь текла согласно установленному веками укладу. Отец прижимает сына к груди, прощая его.

Начало пятидесятых годов отмечено в фигурных композициях Рембрандта (в графике, может быть, даже лучше, чем в живописи) тягой к скрытой душевной жизни человека, к его внутренним видениям, находящим свой отголосок в окружающей среде, в таинственных явлениях природы. Однако пусть свершится не то, что я хочу, но то, что ты хочешь". Дома схватил на лету важный момент юной жизни, когда человечек уже стоит на ногах и начинает ходить. Побудьте здесь и бодрствуйте со мною".

И послал Давид разведать, кто эта женщина. Эти тонкие штрихи на белом фоне растворяют и мятущуюся фигуру Товия в длинном до полу одеянии, которое сейчас упадет с его плеч, с протянутой вперед правой рукой и согнутой, опирающейся на палку, левой. И это не замедлит отразиться в творчестве мастера. Кроме того, в кассельской картине Рембрандт применяет еще один прием. Название офорт получил случайно, по абсолютно второстепенным соображениям.

Это светлое пятно окна и сверкающий диск в его нижней части, несколько правее центра гравюры, настолько ослепительны, что все окружающее воспринимается неясно, расплывчато, без четких контуров и твердых объемов, как в сновидении. Святое семейство переходит в лесной чаще водный поток. Высота офорта двадцать один, ширина шестнадцать сантиметров. Вместе с ангелочками из глубины верхнего левого угла вливается поток от третьего источника света – это станет абсолютно ясным, если мы посмотрим на границу тени, бегущей по страницам книги на коленях Марии.

Начало пятидесятых годов отмечено в фигурных композициях Рембрандта (в графике, может быть, даже лучше, чем в живописи) тягой к скрытой душевной жизни человека, к его внутренним видениям, находящим свой отголосок в окружающей среде, в таинственных явлениях природы. Однако вскоре молодой человек перебрался в Амстердам к более именитому учителю — Питеру Ластману (1583–1633). «Автопортрет с золотой цепью» принадлежит к ранним автопортретам художника и написан накануне женитьбы. Люди в шлюпках испугались, что к ним переберутся с плота по канатам и обрезали их. На его противоположном берегу, линия которого протягивается от дороги, угадываются скрытые густой, но невысокой, местами приземистой растительностью, одинокие хижины бедняков и слева от них – парусная лодка и сеновал.

Хендрикье родила Рембрандту дочь Корнелию, стала моделью для многих работ художника, в том числе и для «Святого Семейства», но вот женой не стала никогда. Из-под повязки видны его гениталии. Ну что ж, это его путь. К моменту женитьбы у каждого было хорошее состояние (у Рембрандта за счет рисования картин, а Саскии родители оставили внушительно наследство).

Он должен был остро воспринимать идеологическую борьбу своего времени, но не в ее внешних, поверхностных проявлениях (от них он стоял в стороне и, по-видимому иронически относился к литературным, религиозным и политическим спорам), а в ее скрытой сути. Сначала это вполне процветающий район, где живут ремесленники и нотариусы. Фигура Давида показана в трехчетвертном повороте, почти со спины.

Картина маленькая. Художник не оставил воспоминаний, вот таким образом нам остается только гадать. Рембрандт уже создал на эту тему великолепный заказной вариант (1631). Рембрандт не желает больше казаться ни "аристократом духа", ни тем более светским щеголем. Принято считать изображенную красавицу Вирсавией, которую увидел и возжелал царь Давид. Картина написана на сюжет сбывшегося пророчества.

Ее открытость и бесконечная доброта помогли Рембрандту пережить все навалившиеся беды. Серьезно и грустно, словно задумавшись о судьбе человечества, глядит с высокого черного возвышения на озаренного трепетным сиянием Симеона старик первосвященник (справа в пышной пестрой одежде). Освободившись, умерла через год. Тем более что моральные гарантии предоставлялись антипапистской пропагандой. Карл Маркс говорил, что Рембрандт писал Мадонну в виде нидерландской крестьянки.

Картинная галерея. Размеры картины: высота двести шестьдесят пять, ширина сто девяносто шесть сантиметров.

Иаков, почтенный патриарх, охарактеризован со сдержанным, величественным достоинством, в то время как Иосиф и его жена наблюдают за ним со смирением и благочестивым почтением. Мирной тишиной, святостью материнства дышит это полотно. Все это имело серьезные последствия в жизни художника, он постепенно терял известность, которую в молодости так быстро завоевал.

Все дело было в мельнице, расположенной над Рейном на валу Пеликан. В то же время образ де Йонге исполнен горького одиночества и безотрадного разочарования. Рембрандт отметил, что юноша скучает, сцепив руки под животом.

Замученные ужасными болезнями и голодом, нищетой и бесправием, обреченные рабовладельцами на гибель, люди эти верят в свершение удивительного чуда. Через все творчество Рембрандта пройдет тема «Жизнь Христа». «Святое семейство» — доказательство того, что божий дар может снизойти на любую семью. Дети бегали по улицам, гремя своими «роммельспотами» — это мог быть горшок, кабаний пузырь, кусок дерева – главное, чтобы шумел погромче.

Удивительна ее судьба. Перед нами как будто самый обычный вечер нуждающейся семьи голландского ремесленника. Ей стала молодая девушка Хендрикье Стоффельс. Здесь Рембрандт, по-видимому, взялся исследовать общечеловеческое значение притчи. До Мане в обнаженном виде на природе писали только богинь.

1630-е годы – период семейного счастья и огромного художественного успеха Рембрандта. Рембрандт положил за правило писать автопортреты, но редко изображал себя за работой. Книги в картине блестят тем же цветом, что и горстка золотых монет. Все большее значение как в живописи, так и в графике Рембрандта приобретает тончайшая светотеневая игра, создающая особую, драматическую, эмоционально напряженную атмосферу (монументальный графический лист Христос исцеляющий больных или Лист в сто гульденов, около 1642-1646 полный воздушной и световой динамики пейзаж Три дерева, офорт, 1643). Художник в простой и темной войлочной шляпе (больше похожей на перевернутую кастрюлю без ручки, чем на сколько-нибудь приличный головной убор), в плохонькой рабочей темной куртке, надетой на измятую белую рубашку без воротника, свободно и спокойно сидит за столом, отделяющим его от зрителя.

Вероятно именно в это время Рембрандт начинает чувствовать себя блудным сыном. Рембрандт стал его последним протеже. Вспомним хотя бы Рене Декарта, который именно в Лейдене, в типографии Яна Мэра издавал свой труд «Рассуждение о методе». Святой Фома, один из двенадцати учеников Христа, упоминается в Новом Завете несколько раз.

На голове у нее пышный венок, в руках жезл, увенчанный цветам. Рембрандт написал это в один прием, его картина подействовала, как мороз.

При всей потрясающей трагичности рембрандтовских образов мы никогда не встретим в них болезненной надломленности, столь характерной для величайшего мастера Италии второй половины пятнадцатого века Сандро Боттичелли (годы жизни 1444-1510-ый). Царь приказал наполнить сосуды вином для своих вельмож, жен и наложниц.

А в богатстве своего чувства, в неповторимости своей психической настроенности ищет он нечто, этому хаосу противостоящее. Слева ее окаймляют несколько покосившихся вбитых в землю столбиков-околышей. Точка схода приходится на его ярко освещенное лицо. На протяжении всей своей жизни Рембрандт написал великое множество автопортретов. Лицо его не выражает никакого чувства, никаких ощущений – ни наслаждения, ни вызова.

Наклон столбиков слева от дороги кажется меняющимся, если путник заспешит по дороге. Его родители сначала мечтают, что сын станет юристом и перед ним будет открыт весь мир. Его образ полон глубокой внутренней значительности. Наглядно он проявился в 1642 году, когда картина Ночной дозор (Рейксмузеум, Амстердам) вызвала протесты заказчиков, не принявших основную идею мастера – вместо традиционного группового портрета он создал героически-приподнятую композицию со сценой выступления гильдии стрелков по сигналу тревоги, т. е. Не хочешь оставаться на мельнице – не надо. В центре площади находится памятник Рембрандту. Один из них, расправив крылья, витает над колыбелью. Природа этого света таинственна и непонятна.

Рембрандт все чаще обращается к жанру портрета изображая наиболее близких ему людей (многочисленные портреты второй жены Рембрандта Хендрикье Стоффельс Портрет старухи, 1654, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург Сын Титус за чтением, 1657, Музей истории искусств, Вена). Человеческие фигуры здесь вполне подчинены тому, что происходит во Вселенной. Историки связывают такой переход с событиями личной жизни автора холста.

На нем дымится жертва. В этой работе художник выражает свое отношение к жене. Но чувство это вовсе не такое, какому поклоняются суеверные люди: героям Рембрандта незнакомо молитвенное исступление полотен испанского живописца Эль Греко (даты жизни 1541-1614-ый) или крупнейшего мастера итальянского барокко, скульптора и архитектора Лоренцо Бернини. Несколько ниже центра гравюры, на втором плане, на возвышении, к которому от нас ведет широкая невысокая (десять ступеней), лестница, мы видим установленный прямоугольный жертвенник, в полроста человека. Смелое воображение мастера не пришлось по вкусу заказчикам и дело довели до суда.

Особенно любил Рембрандт теплый свет огня. Конечно, так же как в жизни имеются сильные пятна чистого цвета. Заказчик – предположительно Вилелм Схрейвер. Но, может быть, главное в этом замечательном офорте – глубочайшая сконцентрированность самого драматического события, в котором нет внешнего действия, но в котором дано нечто, превосходящее по напряжению обыденную атмосферу жизни и рождающее в участниках (как и в Листе в сто гульденов) веру в чудо, но на этот раз в чудо их нравственного перерождения. Мария, в простом мещанском платьице, вынула его из колыбели, чтобы успокоить, села в кресло (в левой части картины) и, прижимая ребенка к груди, внимательно слушает его несвязные жалобы.

Благодаря связям КонстантинаРембрандт вскоре обзаводится богатыми почитателями искусства: из-за посредничества Хейгенса принц Оранский заказывает у художника несколько религиозных работ, таких как «Христосперед Пилатом» (1636). Хендрикье Стоффельс сначала была служанкой в доме художника.

Искусство Рембрандта заставляет говорить фигуры, повернутые спиной к зрителю. Но для художника важно в первую очередь показать значительность изображаемого им человека. Родители Рембрандта понимают его стремление к знаниям. В те же годы, когда им написана живописная серия "Святых семейств" (Петербург, Кассель, Дублин), он создает самый знаменитый из своих офортов "Христос исцеляющий больных" (1642-1646-ой годы).

Но внешне он совершенно спокоен. Трагизм в том, что оба уже сломлены несчастьем и вряд ли заживут теперь мирно и счастливо. В частности, великий нидерландец Ян ван Эйк (даты жизни 1390 -1441-ый годы) на знаменитом триптихе, то есть складной картине из трех относительно самостоятельных частей, в центре изобразил мадонну величественно восседающей на богато украшенном троне, на фоне роскошных ковров и мраморной колоннады.

Третий источник освещает Иосифа, работающего с топором. Высота офорта двадцать один, ширина шестнадцать сантиметров. В «Портрете пожилой женщины» (1654, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург) героиня застыла в неподвижной позе, смиренно сложив руки. Итак, перед нами – Голландия. Теперь в его работах наблюдается меньше церковности и пышности.

Переехавшей в Амстердам из Антверпена, Родившийся в зажиточной кальвинистской семье, где первый проходил обучение в 1628–1633 годах (видимо, безуспешно, так как не сохранилось никаких письменных свидетельств о получении Солмансом диплома), Солманс Мартен (1613–1641) познакомился с Рембрандтом в Лейдене.

По улице ходили шествия с тремя волхвами. Образы мужественных людей, охваченных героическим порывом, сочетаются здесь с обобщенным образом голландского народа, воодушевленного сознанием единства и верой в свои силы. С утра он даже не успел переменить костюм – после многих усилий ему удалось, наконец, заклинание.

Именно такие произведения с удовольствием покупала голландская публика, не чуждая искусству.

И все-таки то, что отличало Лейден – это пьянящий воздух свободы. Однако внизу, с трудом различаемые глазом, границы тональных пятен (фигуры людей и лошадей) принимают криволинейный характер.

Для изучения великих предшественников ему не было нужды выезжать из Амстердама ибо в городе тогда можно было увидеть такие шедевры, как тициановский «Портрет Джероламо (. ) Барбариго» и портрет Бальтазаре Кастильоне кисти Рафаэля6. Слабой и дрожащей правой рукой шарит Товий по стене, нащупывая дверь. Рембрандт Харменс ван Рейн родился в голландском городе Лейден в 1606 году 15 июля. Игру физиономии, которая в один миг озаряет всю историю души и которую один Шекспир видел с такой же непостижимой ясностью.

Как повествуют евангельские сказания, придя последний раз в этот сад, где он имел обыкновение останавливаться, Христос взял с собой трех учеников. Его распахнутые крылья свидетельствуют, что он только сейчас слетел с небес. «Иуда возвращает тридцать сребреников», написанное нидерландцем в 1629 году, он сравнивает со знаменитыми полотнами итальянских мастеров, но находит недочеты в рисунке. Одной из первых его картин становится «Притча о богаче» (1627).

А в этом треугольнике и размещена фигура главного героя, сидящего за столом – Христа. Серьезно и грустно, словно задумавшись о судьбе человечества, глядит с высокого черного возвышения на озаренного трепетным сиянием Симеона старик первосвященник (справа в пышной пестрой одежде). С другой стороны интригует факт: в 1654 году в Амстердаме был напечатан памфлет под названием «Польский всадник» в защиту радикальной секты социниан.

Контуры фигур не обрисованы, затушеваны множеством тональных пятен. Лицо каждого героя его полотен словно живое. Это было новой большой трагедией в жизни мастера.

В частности, английские философы Гоббс и Локк проводили мысль, что человек действует в жизни из голого интереса. Отец ничего не понимает в выбранной сыном профессии. Так, пользуясь приемом иррадиации света (иррадиацией называется кажущееся увеличение размеров светлых фигур на темном фоне по сравнению с размерами таких же фигур, но темных на светлом фоне), Рембрандт еще более усиливает таинственность изображаемого события и вместе с тем еще сильнее подчеркивает творческую силу одухотворенного человека в его стремлении проникнуть в тайны Вселенной. Издавна он носит название "Лист в сто гульденов".