Картина Рубенса Фото

Рубенс Питер, картины с описанием и биография (на фото: Автопортрет)

Выехав из Мадрида 28 апреля, 11 мая Рубенс был в Париже и уже через два дня в Брюсселе. Скончался он в 1657 году, его сын— внук Рубенса— умер искусанный бешеной собакой. Незадолго до кончины Рубенс набросал её портрет. В качестве примера он приводил картину «Три грации», отмечая, что пышность этих фигур— не что иное, как гимн благодарности за изобилие земных благ, воплощающий «то же бесхитростное религиозное чувство, которое воплощают снопы пшеницы и груды тыкв, украшающие деревенскую церковь во время праздника урожая». Может быть, потому Рубенс выбрал Елену, что она так напоминала ему Изабеллу в юности. Франциска, Христа с апостолами— и множество иных религиозных сюжетов.

Другая версия висит на правом алтаре замковой церкви Св. Во-первых, он повышал своё профессиональное мастерство, во-вторых, стремился создать личный каталог произведений искусства, рассеянных по королевским и частным коллекциям, в которые вряд ли смог бы попасть снова. И слава Богу. Описание жизни Рубенса в Испании оставил тесть Веласкеса— Пачеко187. Ходили слухи, что он сумел внушить «известные чувства» Изабелле Брант.

Вопрос о том, кто такие «рубенсовские женщины» и что же все-таки воплощено художником в его работах – ренессансные идеалы эпохи, личные предпочтения автора или имеет место быть их ироничное преувеличение, продолжает волновать искусствоведов и любителей живописи. В «Четырёх философах» Питер Пауль Рубенс изобразил себя отдельно, вероятно, обозначая необходимость продолжать жизнь уже без брата и его стоицизма135.

«Если бы Рубенсу удалось решить все эти задачи, он уничтожил бы в зародыше Тридцатилетнюю войну»190. 3 июня они взошли в Дюнкерке на борт военного судна, отправленного королём Карлом.

Постройка особняка обошлась художнику в 10 000 флоринов, только его фасад тянулся на 36м, а в глубине участка был разбит сад размером 24 на 48 метров80. В 1559 году он вернулся на родину и почти сразу же женился на Марии Пейпелинкс, а в 1562 году поднялся из бюргерского сословия, будучи избран эшевеном4. Исполненное страстного жизнелюбия, многогранное и виртуозное по мастерству творчество Рубенса оказало огромное воздействие на фламандских живописцев, на множество художников XVIII-XIX веков (Антуан Ватто, Жан Оноре Фрагонар, Эжен Делакруа, Огюст Ренуар и другие художники). Соперничество кончилось трагедией.

Петер Пауль Рубенс 
и его картины (16)

Петер Пауль Рубенс и его картины (16)

Однако, когда ван Дейка пригласили в Англию, Рубенс не стал его удерживать. Однако критики обрушились на картоны для шпалер с историей Константина, обвинив Рубенса в нарушении анатомии (у равноапостольного императора якобы ноги были изображены кривыми). За это Зевс (отец Диоскуров) поразил Идаса перуном. Откровенно негативно к наследию художника относился Пабло Пикассо, который в одном из интервью сообщил, что это «талант, но талант бесполезный ибо употреблён во зло»230. Рубенс был чрезвычайно плодовитым художником. 9-дневная поездка оказалась крайне неудачной.

Рано посвятив себя живописи, учился (с 1591) у Тобиаса Верхахта, Адама ван Ноорта, Отто ван Веениуса. Уроженец купеческого Антверпена в предисловии к книге писал, что отдал предпочтение генуэзским домам, «более подходящим для обычных семейств, чем для двора владетельного князя»146147. Но Рубенс никогда не был педантом. Дочь Клара-Серена родилась в 1611 году и умерла 12-летней от болезни. М. Лекуре утверждала, что «создаётся впечатление, что при работе над женской фигурой Рубенс раз и навсегда запретил себе использовать угол»112. В 1610 году Николас Рококс заказал для городской ратуши «Поклонение волхвов», причём уже в 1612 году картина была подарена Родриго Кальдерону, графу дОлива.

Питер Пауль Рубенс (на местном диалекте «Петер Паувел Рюббенс»2) происходил из почтенного антверпенского семейства ремесленников и предпринимателей, упоминавшегося в документах с 1396 года. Семья воссоединилась в Троицын день 1573 года, в 1574 году родился сын Филипп. Их не так много, но это делает их еще ценнее для коллекции любителя живописи.

Питер Пауль Рубенс 
– биография и картины

Питер Пауль Рубенс – биография и картины

Елена была десятым ребёнком в семье и Рубенс впервые запечатлел её в 11-летнем возрасте для полотна «Воспитание Богородицы». В первую очередь это относилось к мировосприятию139. Оно осталось незаконченным и первоначально превышало по ширине нынешний вариант.

Предложения Дании Рубенс также отправил Спиноле в Мадрид, рассчитывая добиться уступок от Голландии180. Рубенс без колебаний использовал в религиозных сюжетах обнажённую натуру.

«Он терпеть не мог злоупотребления вином и обжорства, как и азартных игр»82. О подаренном ему небольшом полотне Рубенса он писал, что установил его в своей мастерской словно «в святилище для поклонения».

Король вернулся в Вальядолид в первых числах июля. Если признать, что из-под его кисти вышло около 1300 картин, в том числе гигантского размера (не считая почти 300 эскизов, рисунков и гравюр), можно рассчитать, что за 41 год активной творческой деятельности он писал в среднем по 60 картин в год, то есть 5 картин в месяц. Денег для передачи маршалу Субизу Рубенс также не получил. Женитьба на Елене Фоурмен резко изменила образ жизни Рубенса. После постройки замка Рубенс всё реже появлялся в мастерской на Ваппере. Впрочем инфанта Исабель в апреле 1632 года разрешила Рубенсу оставить французские дела.

Кто такие рубенсовские 
женщины: описание, 
картины и интересные

Кто такие рубенсовские женщины: описание, картины и интересные факты

Соглашаясь писать портрет, Рубенс не скрывал, что делает большое одолжение. С 1589 жил в Антверпене, где получил всестороннее гуманитарное образование. Он был написан вслед за близким по масштабу и теме «Водружением креста» (1610-11). Вполне вероятно, что невероятная популярность его искусства при жизни объяснялась потребностью людей почувствовать твердую поддержку в своем подавленном состоянии. Наиболее раскрепощенной юная жена художника предстаёт перед зрителями на картине «Шубка» (другое название: «Венера в мехах»). Умер Рубенс в Антверпене 30 мая 1640 года. В готическом по стилю Антверпене особняк производил впечатление «дворца эпохи Ренессанса»80.

Дипломатическая миссия Рубенса завершилась полным провалом202. Мужчины на его картинах всегда крепко сложены, даже великомученики, статус которых виден только по бледности кожи. В данной статье мы раскрываем интересные, а порой даже вызывающие факты из жизни Рубенса Питер Пауля, Иеронима Босха, Пьера Ренуара, Сандро Боттичелли, Карла Брюллова.

Однако новый этап в творчестве Рубенса оказался связан с заказом настоятеля церкви Св. Рубенс числился его учеником до 23-летнего возраста, хотя ещё в 21 год получил удостоверение «свободного художника»23. Впрочем, с её старшей сестры Сусанны он исполнил 7 портретов— больше, чем с Изабеллы Брант209. Это совпало с научным исследованием творчества Рубенса, начатым небольшой монографией художника-ориенталиста Эжена Фромантена. Пронизанные ощущением могущества стихийных сил природы или, напротив, поэзии мирного бытия, отличающиеся смелой динамичной игрой светотени, свежестью и сочностью приглушенных красок, они воспринимаются как обобщенный поэтический образ фламандской природы (Возчики камней, около 1620, Пейзаж с радугой, около 1632-1635, – оба в Государственном Эрмитаже, Санкт-Петербург). Собственных работ Рубенса этого периода сохранилось очень мало. За свою жизнь этот великий художник написал множество картин.

Две картины -"Три 
грации" – Рафаэль 
и Рубенс

Две картины -"Три грации" – Рафаэль и Рубенс

Она находится в Берлинской картинной галерее, Германия. Его античные герои и раннехристианские мученики одеты в шёлк и бархат по современной ему моде. Особое место занимали отношения Рубенса с Яном Брейгелем-младшим: это была своего рода дружеская взаимопомощь.

Общая стоимость всего движимого и недвижимого имущества и художественных коллекций была оценена в 400 000 флоринов, что примерно соответствовало 2 500 000 бельгийских золотых франков 1900 года223. Когда посольство 28 января проследовало через Антверпен, Рубенс не стал встречаться с его членами и отправил главе посольства письмо, в ответ получив записку с фразой «мы не нуждаемся в художниках», которая быстро стала анекдотической206. Лицо его искажено приступом боли, пальцы плотно сжаты, все мышцы тела напряжены. Особой лиричностью и романтизмом обладали написанные им интимные портреты.

Первый успех у эрцгерцога привлёк внимание герцога Гонзага к своему придворному художнику. Впрочем, он продолжал исполнять поручения мантуанского двора: приискал резиденцию в Риме для герцогского сына, назначенного кардиналом и приобрёл для коллекции «Успение Богородицы» Караваджо55. Этот дом современники единогласно провозгласили самым красивым зданием в городе. Репродукции Питера Пауля Рубенса всегда занимают в них почетное место. Расстались они, впрочем, вполне мирно: ван Дейк подарил бывшему патрону портрет Изабеллы Брант, «Ecce Homo» и «Гефсиманию», а Рубенс отдарился лучшим испанским жеребцом из своих конюшен100.

К январю 1623 года работа над галереей картин была практически завершена. В трактате «Теория человеческой фигуры», приписываемом Рубенсу, утверждается, что базовым элементом женской фигуры является круг. При помощи Питера ван Веена— брата его учителя — и Дадли Карлтона, посла Англии в Гааге, Рубенс 24 февраля 1620 года получил «привилегию» на 7 лет. Чаще всего он цитировал сатиры Ювенала, поэмы Вергилия и труды Плутарха и Тацита.

Например, в полотне «Венера, Вакх и Арея» поза Ареи заимствована у присевшей Афродиты Дедалса, а Венера, вероятно, восходит к Леде Микеланджело. Характерно, что Рубенс перед отъездом составил завещание на обоих своих сыновей. Напротив, в колорите центральной сцены преобладают белый, чёрный и красный тона.

Художник объединил в рамках одного произведения три разновременных события. 8 декабря 1635 года художник сообщал Пейреску, что тяжба так и не закончена. Сила и страстность его творений и по сей день внушают зрителям благоговейный трепет. Это одна из самых известных мифологических картин Рубенса. В переписке восхищение Питером, по выражению М. -А.

Карлу Борромео). И конечно же, этим «ноу хау» Рубенс не замедлили воспользоваться наиболее продвинутые художники того времени. Его духовное искусство начисто лишено духовности»111. Питер Рубенс картины которого украшали множество дворцов знати.

Теперь обе работы, прославившие Рубенса, находятся в Кафедральном соборе Антверпена. Обучение в его мастерской продлилось четыре года по мнению Мари-Анн Лекуре, самым важным уроком для Питера стала любовь и внимание к «Фландрии, чьи пышные красоты позже предстанут перед нами на картинах Рубенса»21.

Беломраморное решение фасада символизировало Небесный Иерусалим, спустившийся на землю143. К. Кларк писал: «Даже если бы он не испытывал естественного влечения к толстым женщинам, он считал бы складки пышной плоти необходимыми для лепки формы». Как отмечал В. Лазарев, второй брак наполнил жизнь Рубенса абсолютно новым содержанием.

При постройке дома была предусмотрена отдельная купольная зала с верхним освещением, в которой разместили вывезенные из Италии скульптуры и камеи. Изображая человеческие фигуры, Рубенс разработал собственный подход. После передачи ему дел и бумаг 6 марта Рубенс покинул английскую столицу199.

Удостоверение придворного живописца Питер Пауль Рубенс получил 9 января 1610 года68. Может она и в самом деле была чрезвычайно скромна. Художник мог реализовать грандиозные устремления, когда ему приходилось строить композиции и фигуры так, чтобы прихожане могли видеть их издалека в правильном ракурсе. Он материально поддерживал Клаудио Монтеверди и вызволил из сумасшедшего дома Торквато Тассо. Виртуозностью живописи, строгостью и лаконизмом художественных средств отмечены поздние работы художника – Елена Фаурмент с детьми (около 1636, Лувр, Париж, работа не завершена), Три грации (1638-1640, Прадо, Мадрид), Вакх (около 1638-1640, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), автопортрет (около 1637-1640, Музей истории искусств, Вена).

Галерея картин Питера 
Пауля Рубенса

Галерея картин Питера Пауля Рубенса

Существует анекдот, согласно которому Рубенс, работая над картиной «Охота на львов», пригласил в мастерскую укротителя с его питомцем и был так захвачен зрелищем распахнутой пасти, что снова и снова заставлял укротителя раззадоривать льва.

11 июня Питер Пауль Рубенс прибыл в Брюссель и на следующий день— в родной Антверпен159. В барочной композиции «Персей освобождает Андромеду» из собрания Эрмитажа фигура Андромеды восходит к одной из античных статуй Venus Pudica (Венеры Целомудренной). Вставал художник в четыре часа и шёл к заутрене, а далее занимался живописью. Гилаейра и Феба были дочерями царя Левкиппа, обрученными с Идасом и Линкеем Афаретидами, сыновьями мессенского царя Афарея. Слева два путта играют с Пегасом, крылатой лошадью Персея.

Известные картины 
Питера Пауля Рубенса

Известные картины Питера Пауля Рубенса

По поручению испанского короля были куплены четыре картины за 42 тысячи флоринов. В частности, были убраны бойницы. В этом отношении Рубенс получил одобрение у представителей романтизма XIX века. Назвали его также в честь крёстного— генуэзского банкира Никколо Паллавичини. Художник в письмах жаловался, что французский двор его утомил. Письма домой и брату Филиппу написаны на живом и богатом итальянском языке и подписаны «Pietro Pauolo»— в форме, которой он придерживался до конца жизни.

Напротив, женщины отличаются крайней рыхлостью форм. Им тесно в пределах двухмерного пространства. Со страстным языческим жизнелюбием Питер Пауль Рубенс воссоздает полнокровную красоту обнаженного человеческого тела, воспевает чувственную радость земного бытия (Союз Земли и Воды, около 1618, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург Похищение дочерей Левкиппа, около 1619-1620, Старая пинакотека, Мюнхен).

Галерея картинПитера 
Пауля Рубенса

Галерея картинПитера Пауля Рубенса

Из этих последних следует, что Рубенс задумал сооружение как «фламандскую Сикстину»: как и в Ватикане, каждое из 39 полотен было вписано в отдельный свод. Впрочем, первый свой официальный заказ Рубенс получил на родине— в 1602 году. Впрочем, Н. А. Дмитриева утверждала, что в основе «Воздвижения креста»— напряжённая схватка людей с тяжёлым крестом, который они с великим усилием поднимают вместе с телом распятого. 16 февраля того же года Рубенс представил духовенству модель. Творческое содружество плавно перешло в личное: Рубенс писал Яна Брейгеля со всей семьёй и исполнил картину «Апостол Пётр с ключами» для надгробия Питера Брейгеля-старшего в брюссельском соборе Нотр-Дам-де-ла-Шапель.

М. Лекуре задавалась вопросом, можно ли считать Рубенса художником барокко и признавала, что это понятие, с трудом поддающееся временному и пространственному определению, удачно демонстрирует его двойственность. О двойственности барокко и творчества Рубенса писал Е. И. Ротенберг. Ему предстояло написать «Мадонну» для главного алтаря. Рубенсу оказалась чуждой придворная среда и парижский образ жизни и он покинул город 4 марта. В частности, старейшина Гильдии святого Луки художник-маньерист Абрахам Янсенс (1575—1632), также проработавший три года в Италии, предложил Рубенсу «дуэль», в рамках которой художникам предстояло написать по картине на один и тот же сюжет. Клоду Пейреску он писал, что 12-летний сын неплохо успевает в греческой литературе.

  • 10 шедевров Питера Пауля Рубенса
  • Рубенс Питер ПаульКартины и биография
  • Неизвестные факты об известных художниках 7 часть
  • Питер Пауль Рубенс: жизнь и творчество художника
  • Питер Пауль Рубенс: биография и лучшие работы
  • Картины и репродукции Питера Пауля Рубенса
  • 28 июня, 435 лет назад, родился фламандский художник эпохи барокко – Питер Пауль Рубенс

Фромантен считал, что Рубенса «восхваляют, но не смотрят»233. Благодаря поручениям герцога Винченцо Гонзага, Рубенс побывал в Генуе, где был принят в домах Дориа, Спинола и Паллавичини, получив доступ к их художественным коллекциям и приобретя более или менее значительные заказы. Он называл Рубенса «самым мифологическим» из живописцев своего века, поскольку миф у него реализуется как естественная форма первичного жизнеощущения. Рубенс создал собственную школу, считавшуюся лучшей в Европе.

К. Кларк писал, что вопрос о портрете ещё более осложняется при работе в жанре ню. Луки214. По всей видимости, он собирался вернуться в Италию.

После возвращения он ужинал с избранными друзьями. После его смерти осталось семнадцать его ландшафтов.

Большую долю его творчества заняли и различные пейзажи. Рубенс всегда заключал с заказчиком договор, в котором оговаривалась желаемая сумма, размер картины и её сюжет. Вся композиция картины Рубенса мастерски сосредоточена на фигуре гиппопотама. Вернувшись в Антверпен, Рубенс занял место главного придворного живописца правительницы Фландрии инфанты Изабеллы Австрийской.

К концу 1610-х годов Питер Пауль Рубенс получил широкое признание и известность. Для приёма посетителей была предназначена ещё одна зала, оформленная в тёмных тонах. В известном смысле дом Рубенса превратился в «приёмную» Брюссельского двора: у него квартировали посланники Лотарингии и Англии перед официальными приёмами. Письма Питера Пауля к нему не сохранились, но остались послания старшего брата младшему.

  • Прибытие Марии Медичи в Марсель Питер Пауль Рубенс
  • Елена Фоурмен со своими детьми Питер Пауль Рубенс
  • Осенний пейзаж с замком Стен Питер Пауль Рубенс
  • Похищение дочерей Левкиппа Питер Пауль Рубенс
  • Снятие с креста Питер Пауль Рубенс
  • Получайте самые главные и обсуждаемые статьи дня на свой электронный адрес
  • Самое интересное в виде мозаики
  • Художественно-исторический музей Арт-Рисунок

Впервые подделывать гравюры Рубенса стали в Республике Соединённых провинций— там же был и самый значительный рынок сбыта оригинальных эстампов. Ночью торжества продолжались при свете 300 бочек со смолой. Питер Пауль Рубенс (нидерл. Pieter Paul Rubens, МФА: 28 июня 1577, Зиген— 30 мая 1640, Антверпен)— нидерландский (фламандский) художник, один из основоположников искусства барокко, дипломат, коллекционер. Письма государственному секретарю Гевартсу из Испании написаны на макаронической смеси фламандского и латинского языков, причём деловые и житейские вопросы обсуждаются на нидерландском, а научные и политические— на латыни, включая пассажи о ненависти испанцев к графу-герцогу Оливаресу128.

Также Рубенс создал множество портретов. Ничто не является настолько переменчивым, как эстетические идеалы и каноны красоты. Эрцгерцог Брюссельский Альбрехт Австрийский заказал заалтарный образ обретения Истинного Креста, который поручил исполнить в Риме, причём художник должен был быть фламандцем, «при условии, что сумма расходов не превысит 200 золотых экю».

В технике масляной живописи Рубенс был одним из последних художников использовавших деревянные панели для станковых работ, даже очень больших по размеру. Тело его в тот же день было перенесено в Синт-Якобскерк, в склеп семьи Фоурмен. Рубенс, точнее Рюбенс (Rubens) Питер Пауль, великий фламандский художник. Осталось несколько полотен с изображением Альберта. Цвет пейзажей отличается блеском и яркостью, его очертания приглушены, смягчены. Лекуре, «доходило до угодничества».

  • Женский портал о красоте и стройности
  • Женские образы в живописи Питера Пауля Рубенса
  • Питер Рубенс: последние новости
  • «Рубенсовские женщины» : созданные из молока и крови
  • Шедевры, выставленные в Эрмитаже
  • ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ИЗ ЖИЗНИ РУБЕНСА

Женат он был на дочери Деодато дель Монте— первого студента своего отца. По мнению М. Лекуре, постройка особняка означала окончательный отказ от итальянских планов, а размеры дома намекали и на карьерные амбиции его хозяина: Рубенсу было 35 лет и он «знал, что и как будет писать, а также знал, как будет жить»83. Символический смысл картины раскрывался в трёх книгах, лежащих перед изображёнными. В картине «Большой Страшный суд» вытянутые руки и тела персонажей образуют некое подобие арки, на вершине которой Господь.

На свою свадьбу Рубенс написал двойной портрет «В жимолостной беседке» («Автопортрет с Изабеллой Брант»). В это время появились известия о франко-испанском договоре о совместном вторжении на Британские острова и восстановлении на них католической веры, который был подписан Оливаресом ещё 20 марта 1627 года.

  1. Лучшие работы Питера Пауля Рубенса
  2. Общееколичествопросмотровстраницы

Заверив завещание 28 августа, Рубенс на следующий день отбыл в Испанию183. Марк Морфорд сопоставлял «Четырёх философов» с падуанским «Автопортретом с друзьями» 1606 года, посвящённым кончине Липсия в том же году. На знаменитой картине «Охота на гиппопотама», одной из четырех, заказанных Рубенсу герцогом Баварским Максимилианом для одного из своих дворцов изображена просто невероятная схватка между крокодилом, разъяренным гиппопотамом, тремя гончими, тремя лошадьми и пятью мужчинами. Неужели она была настолько скромна. В феврале 1639 года состояние художника уже вызывало опасения222.

После свадьбы молодые, согласно обычаю, поселились у родителей жены, в деловом квартале73. В Троицын день, 5 июня 1629 года уполномоченный Рубенс был уже в Лондоне191. По мнению критиков, с технической точки зрения «рубенсовские женщины» лишены каких бы то ни было изъянов.

10 шедевров Питера 
Пауля Рубенса

В целом судьба Альберта Рубенса более напоминала судьбу его покойного дяди Филиппа— он не увлекался живописью (как и все остальные потомки Рубенса), совершил путешествие в Италию в 1634 году. 13-летнего Питера Мария Рубенс устроила пажом к графине де Лален (урождённой принцессе де Линь) в Ауденарде, где он за счёт патронов продолжил образование, приобрёл навыки каллиграфии и красноречия, а также обрёл вкус к изяществу одежды, в частности, научившись эффектно запахивать плащ141516. В каком-то смысле Рубенс этим изданием создавал себе работу на будущее. Впоследствии Рубенс доверял работу над одеждой, аксессуарами или фоном своим ученикам, однако в начале своего пути он пренебрегал бригадным методом и все детали портрета исполнил сам. Казалось, мастером в краски подмешивалась настоящая человеческая кровь. Справа (прямо над сиденьем стула) намечена еще одна пара рук.

Эта же комната служила и личным кабинетом. Там не было ни слова о статусе Пфальца и примирении между Фландрией и Голландией. В 1630-е годы начался новый период творчества художника. Картины Питера Пауля Рубенса не оставляют равнодушным ни одного зрителя.

Инфанта Исабель даже удостоилась порицания в личном письме от Филиппа IV175. Рубенс, как и все его современники, считал недосягаемым образцом античную древность. Достаточно быстро Рубенс получил должность попечителя картинной галереи герцога, но, в общем, крупных заказов почти не было (единственное исключение— оформление церкви иезуитов в 1603 году) и даже в 1607 году в одном из писем он сетовал, что его работы почти не представлены в коллекции Гонзага. Зрачки женщины на картине расположены не по центру радужной оболочки. Триптих «Снятие с креста» для городского собора Антверпена был заказан Рубенсу в 1611 году антверпенской гильдией стрелков.

Какой бы образ он ни изображал – умиротворенную Деву Марию с младенцем Иисусом, светловолосую Афродиту, окруженную нимфами или прекрасный пейзаж, — он восхищался красотой мира, буквально воспевая его в каждой своей работе. Сам Питер Пауль также был хорошо знаком с философией неостоицизма, но в то же время, видимо, ему был близок эразмовский образ разумного и добродетельного «христианского воина»129. Среди его собеседников и корреспондентов были Гуго Гроций и Корнелис Дреббель, причём, общаясь с последним, Рубенс заинтересовался не только оптикой, но и проблемой «вечного двигателя». Сохранилась обширная переписка Рубенса, преимущественно дипломатическая. Переходы света и теней едва заметны, причём тени легки и холодны по тону. Липсий указывает на некий пассаж в четвёртом, раскрытом томе. Рубенс обладал талантом заводить светские знакомства.

Триумфальное шествие кардинала-инфанта длилось целый день, который закончился в соборе. Единственным свидетельством их свадьбы осталась латинская эпиталама Филиппа Рубенса, полная «игривых сальностей» (по выражению Э. Мишеля) и не слишком изысканная по стилю74. Возможно, это труды Сенеки. Отдельного внимания заслуживают и пейзажи Питера Пауля Рубенса. Один из его величайших поклонников, французский колорист XIX века Эжен Делакруа, писал о Рубенсе: «Его главное качество, если предпочесть его многим другим, — это пронзительный дух, то есть поразительная жизнь без этого ни один художник не может быть великим Тициан и Паоло Веронезе кажутся рядом с ним ужасно смирными».

Филипп Рубенс держит перо, готовый записывать, а Воверий открывает ещё одну книгу. Дело тут не в страданиях распятого, а в усилиях распинающих108.

В столицу Франции Рубенс прибыл в январе 1622 года. Отпевание состоялось 2 июня. Рубенс заботился о своих авторских правах.

Однако во второй половине XVII века во Франции, где он впервые столкнулся с неприятием, началось противостояние «рубенсистов» и «пуссенистов». За первое десятилетие самостоятельной работы Рубенс написал семь картин на сюжет Распятия, пять— снятия с креста, три— воздвижения Креста, пять Святых Семейств, шесть поклонений Младенцу Христу (волхвов и пастухов), множество изображений св. Рубенс стал больше писать «для себя», создавая с жены десятки зарисовок и портретов, причём высокого эротического стиля («Подножка» и «Шубка»)212. Он не только восстановил копии с картин Рафаэля исполненные в Риме Пьетро Факкетти, но и самостоятельно исполнил «Демокрита и Гераклита».

Однако в период господства авангарда критики открыто нападали на наследие Рубенса и даже Эрвин Панофский по поводу его пейзажей дословно высказался: «Это всего лишь живопись». А уж почему нам не известно ни одно изображение Изабеллы в стиле «ню» – тайна сия велика есть. Необходимые ему образцы и учителей он мог найти только в Италии, где к тому времени находился его брат Филипп.

По словам Ч. Веджвуда, «Рубенс был хорош, но он не был вундеркиндом», подобным ван Дейку.

Иными словами, он готовил для себя запас сюжетов, моделей и технических решений. По мнению Ч. Веджвуда, «Рубенс был лучше подготовлен, чем большинство молодых художников, пересекавших Альпы до него».

Живопись «Воздвижения креста» знаменовала и сильное итальянское влияние и начало освобождения от него. Барокко рассматривается М. Лекуре как искусство мира, утратившего свою незыблемость.

Старший сын Ян Баптист навсегда уехал в Италию (там он и скончался), вскоре от болезней умерли ещё трое детей. Рубенсу было 53 года, а его жене— 16, она была ровесницей его сына Альберта. Собор Богородицы в Антверпене объявил конкурс на Успенский алтарь в 1611 году.

Его зрительная память не уступала памяти на тексты. Жениху было 32 года, невесте— 18 лет их венчание состоялось 8 октября 1609 года.

Скопировал он и голову носорога работы Дюрера. Главный идейный противник Делакруа— мэтр французского академизма Жан-Огюст Энгр — в композицию своей программной картины «Апофеоз Гомера» отказался включить Рубенса, обозвав его «мясником»231. Прямым «наследником» пасторальной линии в его искусстве стал Антуан Ватто, родившийся спустя 44 года после кончины Рубенса. А ведь оно только одно из многих. В Мантуе он обосновался с лета 1601 года, но не собирался сидеть на одном месте.

За 10 лет брака родилось пятеро детей: дочь Клара-Иоганна, сын Франциск, Изабелла-Елена, Питер Пауль и посмертная дочь Констанция Альбертина (она родилась через 8 месяцев после смерти отца)219.

В акте указаны «большой каменный дом в виде замка», пруд и ферма в 4 бония и 50 вержей, «вокруг лес». Не только художники, но и скульпторы и гравёры обучались у Мастера. Из документов и переписки удаётся, как правило извлекать только финансовую информацию. Голова ребенка (1616 г. ) портрет Клары Серены Рубенс. 28 июня 1577 года родился знаменитый фламандский художник Питер Пауль Рубенс.

По этой причине достаточно сложно определить, откуда заимствованы образы. Сюжет для него позаимствован из греческой мифологии. Последнюю попытку вернуться к дипломатической деятельности Рубенс предпринял в 1635 году, но она закончилась, не успев начаться: художнику не выдали транзитного паспорта для посещения Голландии через Англию207. Был и другой мотив: в одном из писем Рубенс откровенно сообщал, что в преддверии большой войны беспокоится лишь о «сохранности своих колец и своей персоны»173. С Веласкесом они смогли найти общий язык и занимались верховой ездой.

Создатель жанра романтического пейзажа Джошуа Рейнольдс профессионально изучал творчество Рубенса во время своего путешествия по Нидерландам. Получив первоначальные навыки и отточив их, в 1595 году Рубенс перешёл в мастерскую самого знаменитого антверпенского живописца того времени— Отто ван Веена (Вениуса), получившего образование в Италии и привнёсшего во Фландрию дух маньеризма14. Питер и Бальтазар сохранили дружбу на всю оставшуюся жизнь. В переписке сохранились замечательные образцы стиля общения художников, когда Брейгель мог назвать коллегу в письме к миланскому кардиналу Федерико Борромео «мой секретарь Рубенс».

С «Портрета Изабеллы Брант» (примерно 1610 год) на нас смотрит очаровательная женщина с красивыми и умными глазами.

Но что-то дрогнуло во мне. Два главных шедевра Рубенса в этой области — «Похищение дочерей Левкиппа» и «Три грации». Гвидо Рени ещё в Италии говорил, что «Рубенс подмешивает в свои краски кровь», подчёркивая, насколько реалистично тот научился изображать человеческую плоть. В сентябре 1626 года, 15 лет спустя, он закончил произведение. Все это я вычитала в аннотации к картине.

Весной 1600 года будущий гений отправляется навстречу солнцу живописи, сияющему из Италии. Картина «Водружение Креста» была заказана для церкви святой Валъпургии, в то время как картина «Снятие с креста» всегда находилась в Кафедральном соборе.

Если бы понадобилось одним словом охарактеризовать жизнь Питера Пауля Рубенса, то вполне подошло бы слово «энергия». Королева и герцог Ришельё добрались до Рубенса только в середине июня, по сообщению Роже де Пиля, королева была равно очарована картинами и манерами Рубенса, а кардинал «с восхищением смотрел на полотна и никак не мог ими налюбоваться». В них начисто отсутствует мистика. На почти парадном «Автопортрете с супругой» без излишнего пафоса, мило, по-семейному изображена благочинная супружеская пара. На королевской аудиенции Филипп IV не выразил особенного восторга работами Рубенса, 28 сентября предстояло заседание королевского совета по вопросу, следует ли давать ход переговорам с англичанами. Рубенс выявлял движение в морщинках и складках натянутой или расслабленной кожи121.

Заниматься живописью Рубенс стал очень рано.

Она писала, что полотно «выглядит впечатляюще монументально», а персонажи отличаются скульптурностью форм, почти как у Веронезе. Н. А. Дмитриева даже утверждала, что луврский портрет Елены Фоурмен «поражает лёгкостью и свежестью кисти: кажется, он мог бы быть написан Ренуаром»213. Это обошлось ещё в 7000 флоринов. Помимо его гонораров, доход семье по-прежнему приносила сдача комнат внаём9.

Духу, он исполнил две копии с картин Корреджо в дар для императора Рудольфа II. На лондонском аукционе Christies картина Рубенса «Избиение младенцев» в 2002 году была продана за 75 миллионов евро, а «Лот с его дочерьми»— за 52 миллиона евро в 2016 году, что делает его одним из самых дорогих старых мастеров. Рубенс любил затемнённый задний план, на котором ярко изображался план передний. Она предназначалась для капеллы Гильдии аркебузиров, своеобразного стрелкового клуба того времени (аркебуза в качестве огнестрельного оружия имела тогда широкое хождение).

Кроме того, «рубенсисты» желали отображать натуру, тогда как «пуссенисты» стремились подчинить её абстрактному идеалу227. С приобретением в 1635 году замка Стеен в Элевейте Рубенс получил титул сеньора. Запечатлен первый ребенок Рубенса – дочка в первом браке с Изабеллой Брант, портрет является фрагментом, основной картины не последовало, ребенок ушел из жизни в возрасте 12 лет.

Кажется, что свет исходит из самой картины из глубины. 1 мая 1628 года пришёл приказ из Мадрида переслать всю переписку с английскими официальными лицами, накопленную Рубенсом за три года. М. Лекуре не слишком высоко оценивала триптих для церкви Кьеза Нуова (центральная часть— Богородица, боковые части— святой Григорий и святая Домицилла). Реализм и барокко, зрелищность, скрупулёзность и творческий размах.

Эти мотивы оказались выражены в портрете известном под названием «Четыре философа». Иезуиты этим преследовали абсолютно конкретную цель: Рубенсу была заказана «Библия бедных», в которой чередовались ветхозаветные и новозаветные сюжеты. Губерта, Диану на охоте и подобное.

10 апреля 1609 года Рубенс писал Иоганну Фаберу в Рим: «Я до сих пор не знаю, какое принять решение— остаться ли на родине или навсегда возвратиться в Рим, куда меня приглашают на самых благоприятных условиях»67. Были и более изысканные сюжеты: в картине «Сад любви» Рубенс представил картину светских забав, позднее развитых Ватто в целый жанр221. Они были размещены в его домашней ротонде «с порядком и симметрией» 153. Однако величина фигур угнетает динамику композиции.

Фасадные скульптуры также ваялись по моделям Рубенса. В марте 1571 года Ян Рубенс был арестован за незаконную связь и провёл два года в заключении в Дилленбурге, а после суда был сослан в небольшой городок Нассауского герцогства, Зиген. Обширная мастерская художника, в которой работали такие крупные художники, как Антонис ван Дейк, Якоб Йорданс, Франс Снейдерс, выполняла по заказам европейской аристократии многочисленные монументально-декоративные композиции, в том числе цикл картин История Марии Медичи (около 1622-1625, Лувр, Париж) для французского королевского двора, в котором Рубенс мифологические и аллегорические фигуры совместил с реальными историческими персонажами. Пышные и полнотелые «рубенсовские женщины», безусловно, отражают эстетические идеалы его эпохи. Помимо перечисленных, на полотне запечатлен автопортрет его автора— отдельно от учёных слева— и (справа внизу) любимый пёс Липсия по кличке Мопс. Именно Филипп ввёл брата в высшее общество Испанских Нидерландов.

В своём мифологическом начале он превосходил художников не только Возрождения, но даже самой античности, поскольку «античное искусство не знает столь открытого и столь мощного напора жизненного инстинкта, какой мы находим в произведениях Рубенса, — в созданиях классической Греции природно-органические элементы находились в обязательном равновесии с упорядочивающими факторами. На заднем плане в окне виден пейзаж. Композиция картины многопланова и может быть прочтена различными способами. Цветовая гамма палитры Рубенса была воссоздана в 1847 году гентским художником Ж. Ренье.

Рубенс интенсивно занимался изучением флорентийского искусства, в частности, скопировал картон фрески Леонардо да Винчи «Битва при Ангиари»3435. Они всегда уступают Рубенсу в отношении стихийной чувственности и здоровой эротики.

Изображённый на картине бюст Сенеки принадлежал художнику и был использован в нескольких картинах и гравюрах133. Несмотря на оскорбительность этого приказа (король не доверял аналитическим способностям художника), Рубенс решился лично отвезти архив в испанскую столицу. Богатство декоративной фантазии исключительная свобода и тонкость живописи присущи циклу проектов триумфальных арок, выполненному Рубенсом по случаю въезда в Антверпен нового правителя Фландрии инфанта Фердинанда (1634-1635, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург). Первое время художник квартировал в доме матери на улице Куван.

15 сентября художник прибыл в Мадрид. Рубенс, как никто другой, владел искусством карнации – изображения живого тела. Здесь он часто бывал в последние годы своей жизни. Мир Рубенса был закрыт для всех остальных».

Более 1000 картин художника – это монументальное достижение. Пользуясь невнимательностью герцога к своей персоне, уже в 1601 году Рубенс отправился в путешествие по Италии из письма брату Филиппу в декабре того же года следует, что он объехал «почти все крупнейшие итальянские города»37. Но в общем портрет отличается необычайной, нехарактерной для Рубенса скромностью.

Д. Веджвуд на примере картины «Три грации» также демонстрировал, как Рубенс трансформировал стандартную форму и позу античных скульптур в своих собственных целях120. В 1632 году Рубенс добился продления авторских прав на репродукции своих картин во Франции, однако некий предприимчивый торговец оспорил решение суда низшей инстанции и апеллировал к Парижскому парламенту. Однако в следующий раз его пригласили в Париж лишь 4 февраля 1625 года157.

Далее он перешёл к Адаму ван Ноорту18.

Многие искусствоведы утверждают, что эта картина является не просто портретом неизвестной камеристки. Тем не менее, Спинола не оценил связей Рубенса и рассматривал его только как связника с Яном Брантом166. Однако к тому времени мастерская Рубенса почти развалилась, а «аспиранты» разбежались201. Художник узнал обо всём лично от инфанты и был глубоко удручён.

Его полотна производят впечатление откровения, полученного им от самого Творца. Несмотря на чувственность его творчества, «следует принять как данность искреннее целомудрие художника»35. Церемония была назначена на 17 апреля 1635 года и подготовка заняла более года. 11 января 1630 года в Лондон прибыл испанский посланник— дон Карлос Колома. Друг Рубенса, Николас Рококе, являлся одним из руководителей этой гильдии (Рубенс, кстати, позже тоже стал ее членом).

В первых работах (особенно в картине «Поклонение пастухов») фигуры и их одеяния по полированной жёсткости более напоминали скульптуры, складки одежды в академической манере были уложены правильным порядком или даже изображались летящими по ветру, хотя это не предусматривалось сюжетом. Помимо очаровательных и целомудренных портретов Елены Фоурмен, он создает другие – откровенные, нежные и чувственные – ее образы (в «Пастушеской сцене», «Вирсавии»).

Очевидно именно Рококе и предоставил Рубенсу заказ на этот алтарный образ. С исключительным мастерством и чувственной убедительностью воссоздавал Рубенс физический облик и особенности характера модели в парадных портретах этого периода (Марии Медичи, около 1625, Прадо, графа Т. Эренделя, 1620, Старая пинакотека, Мюнхен). И одной из центральных тем, в которой Рубенс проявил себя наиболее ярко и полнокровно и стала религиозная и мифологическая живопись. Петра и Павла в Кирххайм-ин-Швабен, Германия. Ожидавшийся британский посланник не приехал из-за покушения на Бэкингема в Портсмуте 23 августа, о чём в Мадриде узнали лишь 5 октября.

Игнатия (ныне посвящённой св. В гуманитарной области он всё более и более интересовался средневековой и современной ему французской историей (в том числе «Хрониками» Фруассара), даже выписал себе мемуары Оссата— посредника обращения Генриха IV в католическую веру— и собирал документы о царствовании этого короля и его наследника Людовика XIII. Рубенс живо продолжал интересоваться не только теоретической наукой, но и прикладной. Уникальные свойства этой манеры письма наглядно продемонстрированы в его ранней переходной работе «Святой Георгий, поражающий дракона». В мастерской он обыкновенно оставался до пяти часов пополудни. Зарисовками животных он занимался в зверинце герцога Гонзага, а копируя в Риме античные саркофаги, не пропускал сюжет об охоте на калидонского зверя. Рубенс много сил потратил на передачу выражения своего лица и супруги.

Гардероб покойного и другие вещи, включая глобусы, были распроданы. Но Идас камнем сразил Полидевка. Тогда же Рубенс выполнил несколько парадных портретов в духе нидерландских традиций 16 века (Автопортрет с женой Изабеллой Брант, 1609, Старая пинакотека, Мюнхен), отличающихся интимной простотой композиции, любовной тщательностью воссоздания облика модели и нарядных одеяний, сдержанным изысканным колоритом. Своеобразие женских изображений Рубенса таково, что К. Кларк подчёркивал в своей монографии о наготе в искусстве (1956), что даже в среде художественных критиков считается признаком хорошего вкуса критиковать Рубенса как «художника, писавшего жирных голых баб» и, более того, употреблять определение «вульгарный»113.

В завещании, составленном перед смертью, он писал, что «его труды пригодятся тому из наследников, кто пойдёт по его стопам». Приступ апреля 1638 года поразил правую руку, лишив его возможности писать. В этом доме родился седьмой ребёнок— сын Бартоломеус, проживший недолго. почему этот фрагмент не стал полномерной картиной. Он ещё продолжал учиться и как профессионал созрел поздно. Антонис Ван Дейк и Франц Снайдерс продолжили его славу.

Вся картина пропитана волнующей подвижностью стиля барокко. Рубенс не считается мастером психологического портрета.

Рубенс, прикованный к постели приступом, не смог принять участия в церемонии, но Фердинанд Австрийский лично нанёс ему визит домой. Борромео, ценитель фламандского искусства, делал заказы Брейгелю в 1606—1621 годах102. Его друг Якоб Зандрарт писал: «Не в силах более сопротивляться внутреннему порыву, который влёк его к живописи, он испросил у матери позволения целиком посвятить себя этому искусству». Иными словами, мир мог быть постигнут путём персонификации, а человек ощущал в себе непосредственную причастность к мировым процессам116. Это же подчёркивалось достоинством жестов, позой, тщательной отделкой мельчайших деталей.

Слишком скудно. Брак был заключён с большой поспешностью. Мужские фигуры Рубенса всегда подтянуты, широкоплечи, с развитой мускулатурой рук и ног. Весьма ценил Рубенса Эжен Делакруа, находивший у мастера умение передавать высочайший накал эмоций.

Драгоценности покойной Изабеллы Брант были оценены в 2700 флоринов. Это руки третьего ребенка Елены, Изабеллы Елены, родившейся в мае 1635 года. Рубенсу нравилась жизнь сельского аристократа.

По К. Кларку, «он настолько полно реализовал выразительные возможности женской наготы, что на протяжении всего следующего века художники, не являвшиеся рабами академизма, смотрели на него глазами Рубенса изображая пышные тела жемчужного цвета». Греческие боги изображенные великим живописцем, очень реалистичны.

И я с интересом стала выискивать сведения о личной жизни художника в этот период. Попытки найти больше материала об этой девочке успехом почти не увенчались. Рубенс, попытавшийся участвовать в испано-савойских переговорах (герцог Карл-Эммануил был готов поддержать испанскую сторону против Франции), был отстранён личным приказом короля.

«Никакой преувеличенной аффектации чувств, всё сдержанно и достойно».

Его появление вызвало серьёзную озабоченность у папского нунция Джованбаттиста Памфили. Причиной тяжбы была дата изготовления гравюры «Распятие»: до продления авторских прав или после. Как минимум один натюрморт с цветами для Борромео Рубенс и Брейгель исполнили совместно. Однако художник любил писать Елену и просто как любимую жену и мать своих детей.

Рубенс не использовал глухих теней, переходы между светом и тенью не резки, всё артистически обобщено и приведено в свето-цветовую гармонию. Портреты членов семьи достались тем, кто для них позировал. 29 июня 1577 года родился их шестой ребёнок— Питер Пауль.

«Персей освобождает Андромеду» – картина фламандского художника Питера Пауля Рубенса, выполненная в 1622 году. Различные аспекты творчества Рубенса привлекали самых разных художников. Винсент Ван Гог выражал в отношении Рубенса особое мнение.

По мнению К. Кларка, рубенсовское изобилие плоти можно понять, только учитывая, что он был величайшим религиозным художником своего времени115.

В январе 1611 года Рубенс приобрёл большой участок на улице де Ваппер. Он сравнивал собственное творчество с философским камнем. Она отражает более мягкую, более рефлексивную манеру зрелого художника. Предложение было рассмотрено на Тайном совете 16 августа и отвергнуто203.

27 мая 1640 года Рубенс составил завещание, а 30 мая его постиг приступ такой силы, что не выдержало сердце: незадолго до полудня художник скончался. Ещё на полпути он получил известия, что его мать скончалась 14 ноября. Незадолго до смерти Питера Пауля Рубенса Альберт занял его место в Тайном совете в Брюсселе. По каталогу М. Джаффе насчитывается 1403 аутентичных полотна1.

Ян Квеллин II с 1637 года занимался исключительно заказами плантеновского издательства. Он мог использовать некоторые из них для фона своих больших картин (как и другие художники его времени, он не носил с собой мольберт, чтобы рисовать непосредственно пейзаж перед глазами). Во время своих прогулок верхом по сельской местности Рубенс часто останавливался, чтобы сделать набросок привлекших его внимание ворот или моста или куста куманики, которые казались ему интересными и достойными его внимания. После возвращения Рубенса они продолжили сотрудничество, причём, по мнению Анны Воолетт, «это было соавторство редкостного сорта— не просто между художниками равными по статусу, но и между живописцами, чьи стилевые искания были направлены в разные области— многофигурные и аллегорическо-исторические сцены у Рубенса и атмосферные эффекты в пейзажах и натюрмортах у Брейгеля»101. На своем могильном камне в церкви святого Якова в Антверпене он распорядился выбить надпись: «Лорд Стен». Ферма в Экерене приносила 400 флоринов в год.

В коллекции оказалось 13 работ Питера Брейгеля Старшего— преимущественно пейзажей. Никаких следов его ранней графики не сохранилось17. Рубенс во многом придерживался эстетики Возрождения, хотя только этим нельзя объяснить созданный им идеал красоты. И в дальнейшем основным языком иностранной переписки Рубенса оставался итальянский38. Расцвет творчества Рубенса пришёлся на пик развития барокко138. До конца XIX века только восемь иностранных художников удостаивались рыцарского звания200.

Только в последнюю очередь на холсте или на дереве исполнялся весь портрет. Путь из Рима в Антверпен занял у Рубенса 5 недель. В королевском собрании он скопировал для себя серию «Триумф Цезаря» Мантеньи, которая когда-то находилась в собрании герцога Мантуанского и была приобретена королём Карлом196. Художник дважды был женат. Рубенс специализировался на религиозной живописи (в том числе алтарных образах), писал картины на мифологические и аллегорические сюжеты, портреты (от этого жанра он отказался в последние годы жизни), пейзажи и исторические полотна, делал также эскизы для шпалер и книжных иллюстраций. Своей личной палитры Рубенс ещё не изобрёл. Вальбурги, посредником при сделке выступил философ и коллекционер Корнелис ван дер Гест.

При этом никто не мог упрекнуть его в нарушении канонов или дерзости. Большим новаторством стал пейзажный жанр, в котором природа сама являлась главным персонажем после кончины Рубенса осталось 17 пейзажей. За оформление отвечали Якоб Йорданс, Корнелис де Вос, Эразм Квеллин III, Лукас Файдербе.

В те времена почта из Лондона в Мадрид шла 11 суток, а принятие решений занимало много времени192. Колористическую задачу Рубенс выполнил на контрасте светлой гаммы одежд и тёмного фона (особенно в «Домицилле»), который скупым стилем может напомнить Караваджо, но без его световых эффектов.

Он правил даже работы Микеланджело и Рафаэля, не говоря о своих современниках50. Начинающих художников Рубенс именовал «аспирантами», каждый из них имел определённую специализацию. Остается неизвестным, почему Рубенс не закончил эту картину, которая, возможно, была обрезана уже после его смерти для того, чтобы выглядела более «завершенной».

Было принято решение собрать в Брюсселе Генеральные Штаты и отправить уполномоченных в Гаагу в декабре 1632 года, сопровождать их вновь должен был Рубенс. Рубенс был одним из подписчиков только что появившихся газет, в том числе «Рейнской газеты» и «Итальянских хроник», последние он решительно рекомендовал всем своим знакомым, а также пересылал Пейреску151. Поскольку в Антверпен вернулась чума, в октябре 1625 года Рубенс вывез семью в Лаэкен.

20 августа 1631 года король Филипп IV удовлетворил просьбу о титуле. Рубенс исполнял и частные заказы: написал цикл «Двенадцать апостолов», портреты членов семьи герцога Лермы и герцога Инфонтадо, которому был представлен поверенным Иберти49. В итальянский период Рубенс ещё не достиг творческой зрелости, почти все критики единодушно заявляли, что его итальянское творчество не вполне самостоятельно и отмечено сильным влиянием шаблонов Болонской академии6162.

Личных дневников художник не вёл, да и письма его содержат почти одну деловую информацию. Прибытие французского посла с большими финансовыми возможностями означало выбытие Рубенса из «дипломатической гонки»197. Первые упоминания об этом произведении относятся только к началу XVIII века. Его осведомителем в делах Соединённых Провинций выступал двоюродный брат жены— Ян Брант. По браку Елена приходилась родственницей Изабеллы Брандт: её сестра Клара Брандт была замужем за Даниэлем Фоурменом Младшим (1592-1648), братом Елены.

По И. Е. Прусс, живописи Рубенса свойственна особая воздушность. С наслаждением писал местные пейзажи. Работая в Испании, Рубенс понимал, что не задержится в этой стране надолго, вот таким образом спешил. М. Лекуре с иронией писала: «Под кистью Питера Пауэла бегство в Египет приобретает черты деревенской жанровой сцены.

Рубенс помещал портретируемых на нейтральном фоне или перед драпировкой. Для исполнения 24 картин был приглашён именно Рубенс. Он подолгу работал в приобретенном им замке Стен в Элевейте, где писал поэтически одухотворенные портреты своей второй жены, Елены Фаурмент (Шубка, около 1638-1640, Музей истории искусства, Вена) иногда в образе мифологических и библейских персонажей (Вирсавия, около 1635, Картинная галерея, Дрезден), сцены деревенских празднеств (Кермесса, около 1635-1636, Лувр, Париж) исполненные грубоватого реализма и бурной захватывающей жизнерадостности, вызывающие в памяти аналогичные композиции Питера Брейгеля Старшего.

Слаженная команда выполняла множество заказов от аристократов, включая работу «История Марии Медичи» для королевского дворца Франции. В дневнике Делакруа Рубенс— «Гомер живописи»— упоминается 169 раз230. Первая распродажа имущества Рубенса принесла 52 тысячи флоринов, вторая— более 8 тысяч.

Черты Изабеллы Брандт (первой супруги Рубенса, умершей в тридцатичетырехлетнем возрасте от чумы) и Елены Фоурмен (второй его жены, бывшей значительно моложе супруга) проступают во всех женских персонажах его картин. По-видимому, он считал достоинством картины обилие изображённых персонажей.

Наконец и герцог Бэкингем лично посетил Рубенса и купил его коллекцию за 100 000 флоринов. Гуго Гроций даже сообщал Дюпюи, что Рубенс был выслан штатгальтером204. Не было ещё и виртуозной лёгкости владения кистью, которую он приобрёл в Италии28. Должность предполагала контроль над исполнением испанского законодательства5. Однако его современникам пышнотелые красавицы не казались ни чрезмерно грузными, ни безобразными.

Но еще до того, как наступило царствование импрессионизма, преклоняющегося перед извечным движением вселенной, были произведения, которые всячески стремились преодолеть плоскость – картины Питера Пауля Рубенса. Супруга последовала за ним, сохранились два её письма, которые, по мнению В. Н. Лазарева, «являются замечательными документами возвышенной женской любви и самоотверженной преданности»8.

Высокие цены объясняются и тем, что некоторое количество полотен Рубенса доступно для перепродажи, в отличие от его младших современников Рембрандта или Веласкеса, чьи картины находятся в государственных музеях234. Он отказался от национальной фламандской традиции (значимость которой признавал ещё Микеланджело), но так и не смог органично воспринять итальянскую школу26.

Точные маршруты странствий Рубенса сложно реконструировать, документально подтверждается его многократное пребывание в Венеции, Флоренции, Генуе, Пизе, Падуе, Вероне, Лукке и Парме, возможно в Урбино и в Милане, где он скопировал «Тайную вечерю» Леонардо. Напротив, создавая копии привлёкших его произведений, Рубенс преследовал две задачи. В этот период состоялось очное знакомство с Пейреском. За конный портрет короля Рубенс удостоился стихотворной похвалы от Лопе де Веги, назвавшего его «новым Тицианом»186.

Род Колонна (покровители Караваджо) не заинтересовался фламандцем, но Шипионе Боргезе рекомендовал его ордену ораторианцев для оформления храма Кьеза Нуова. Творчество Рубенса— органичный сплав традиций брейгелевского реализма с достижениями венецианской школы. Много лет уже после того, как он стал общепризнанным художником, Рубенс используя свою профессию в качестве прикрытия, усиленно выполнял работу дипломата, часто принимая участие в мирных переговорах от Испанских Нидерландов, его родины.

Называя готический стиль «варварским», он агитировал богатых нидерландцев строить дома с просторными холлами и лестницами, а внушительные размеры алтарей в новоманерных церквях, кессонные своды и просторные простенки могли быть наилучшим образом заполнены картинами из его мастерской148. Этот жанр Рубенс популяризировал в середине своей карьеры художника. Особой виртуозностью и лиричностью отличаются интимные портреты Рубенса, в том числе Портрет камеристки инфанты Изабеллы (около 1625, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в котором он с помощью прозрачных цветовых переходов и мягких рефлексов передает поэтическое обаяние и трепетную жизненность модели. В 1609 году Рубенс и Ян Брейгель исполнили портрет эрцгерцогской четы, причём Брейгель писал пейзаж на заднем плане.

Однако этот проект так и остался неосуществлённым182. В изображениях юной супруги художник не был столь сдержан.

Рубенс объединил сцены начала жизни и её земного завершения. создал свою мастерскую. В браке с Изабеллой Брант у Рубенса было трое детей.

Полотно датируется именно по возрасту детей, определяемому визуально (даты их рождения хорошо известны). В самих фигурах точно выписана каждая ямочка плоти. В реестр не вошли созданные им произведения искусства, а также коллекция античных гемм. Сделка была совершена и художник сделался обладателем 21 крупной, 8 «детских» и 4 поясных скульптур, 57 бюстов, 17 пьедесталов, 5 урн, 5 барельефов и набора прочих предметов.

Живого человека так изображать было не принято, этого не мог не знать художник. портрет прекрасен, девочку в ее дальнейшей судьбе очень жаль. Свою первую совместную работу они исполнили ещё до отъезда Рубенса в Италию в 1598 году, это была «Битва с амазонками»97.

Письма художник чаще всего диктовал, не отрываясь от кисти. Впоследствии это стало причиной того, что в Брюгге лев укротителя сожрал137. Контрастные поверхности доведенных до блеска лат, шерсть и кожа лошадей, шелковые ткани и женская обнаженная плоть оживляют картину своей почти осязаемой текстурой. В 1622 году Рубенс опубликовал альбом «Дворцы Генуи» в двух томах, первый из которых был посвящён античности, второй— его времени. Воображение Рубенса увлекло его далеко за пределы реальности истории, заставляя создавать живой мир, в котором люди и звери сражаются друг с другом в стихийно возникшей схватке. Особенно это заметно в письме декоративных драпировок.

Речь шла о «Воздвижении креста». На «Портрете Изабеллы Брант», написанном около 1626 года, художник приоткрыл все-таки хоть немножко прелестей своей первой жены. Был возведён в дворянское достоинство испанским королём Филиппом IV (1624) и пожалован рыцарством английским королём Карлом I (1630) со включением геральдического льва в личный герб. Помимо законченного триптиха с поклонением семейства Гонзага Св. Свои интимные переживания он претворял в ценности эстетического порядка.

Новая поездка в Париж оказалась неудачной. По мнению М. Лебедянского, трактовка Рубенсом своего образа напоминает рафаэлевский «Портрет Бальдассаре Кастильоне». До ноября 1605 года Рубенс оставался в Мантуе исполняя заказы герцога Винченцо.

Ярким примером такой работы являлся портрет маркизы Вероники Спинола-Дориа64.

Во время засады, устроенной Диоскурами, Идас убил Кастора, а Полидевк – Линкея. Коллекция медалей и гемм, а также библиотека досталась старшему сыну Альберту. Герцог Брабанта 29 июля даровал аналогичную привилегию Рубенсу на своей территории, а 16 января 1620 года она была распространена на все Испанские Нидерланды. Изгиб его спины переводит взор зрителя кверху.

Однако это не сказалось на развитии Рубенса как художника: он всё более работал «для себя», что привнесло в его живопись непосредственные, глубоко личные переживания220. Рубенсовские обнажённые тела были результатом огромной аналитической работы. За работы, полностью исполненные самостоятельно, он удваивал цену98.

Перед нами, вероятно, самый знаменитый из поздних пейзажей Рубенса. «Его довольно грузные композиции и грузные тела в подлиннике такими не кажутся: они выглядят лёгкими исполненными своеобразной грации»94. Елена стала любимой моделью художника в последние годы его жизни. В 1612-1620 складывается зрелый стиль Рубенса. Им было нужно такое представление об окружающем мире, которое напоминало бы изречение из Библии: «И увидел Бог все, что Он создал и вот, хорошо весьма».

Все это тайна велика есть. Картина была подписана обоими художниками104.