Картина Верещагина С Яками
Список картин Василия Верещагина
Жизнь самого Василия Васильевича Верещагина, можно сказать, первопроходца на полном опасности пути борьбы с наркотиками, сложилась трагически. В 1842 году 14 (26) октября в городе Череповце в семье помещика родился Верещагин Василий Васильевич, который являлся великим русским художником, мастером батальных картин. Однако Академию он не закончил.
Когда шел дождь, раненые промокали буквально насквозь, так как укрыться всем было негде». Позже он создаст и другие серии настоящих шедевров. В. В. Верещагин родился и провел свое детство в небольшом городе Череповце. И вот началось поддержание в Москве порядка. А Наполеон был такою личностью.
Японский мир Василия Верещагина
Он был несколько раз ранен, потерял здоровье, потерял младшего брата. Во всем XIX веке не найдется другой исторической личности, которая так-же сильно, как Наполеон, привлекала бы воображете художников всех стран. Здесь на нас смотрит уже абсолютно другое лицо. Его можно резюмировать кратко все для себя — ничего для других. Он строит себе Москве дом имеющий вид русской избы.
Она стала мастерской, в которой писал Верещагин Василий Васильевич картины. Он встречается с искусством крестьян, видит старинные деревянные церкви. В Индии Верещагин пробыл два года, а в 1876 году поселился в Париже, где принялся писать картины по этюдам, привезенным из Индии. По всему бескрайнему заснеженному полю виднеются в самых неожиданных позах убитые. Эти картины-этюды можно признать документально точными.
Очередная военная командировка Василия Васильевича Верещагина оказалась последней. Только черное воронье, мрачный гость смерти, кружит над черепами, выискиивая себе пищу. Критика и сплетни обрушились на Верещагина. Дорога простреливалась, а один из её участков получил название «райской долины», так как всякий, остановившийся там, отправлялся к праотцам.
Большой отряд русских солдат замер у массивной зубчатой крепостной стены. Художник подмечал массовый характер нищеты и связь бедности с попыткой иллюзорного бегства от нее — трагедию наркомании. Макаровым при взрыве броненосца «Петропавловск» близ Порт-Артура. Вот-вот раздастся залп и несчастных разнесет на куски.
Впечатления от поездок воплощались в больших циклах этюдов и картин. А три картины посвящены партизанской войне. Художник для зрителя совершил открытие неведомого. Очевидец катастрофы «Петропавловска» капитан Н. М. Яковлев, чудом спасшийся во время взрыва, рассказывал, что до последнего момента видел Верещагина с альбомом, куда он заносил открывавшуюся его взору морскую панораму.
Вот как рассказывает в мемуарах о своих впечатлениях сам художник. «Пришедши раз довольно холодным днем в календархан (в притон), я застал картину, которая врезалась в моей памяти: целая компания опиумоедов сидела вдоль стен, все, скорчившись, как обезьяны, прижавшись один к другому большая часть недавно, вероятно, приняла дозу опиума на лицах тупое выражение полуоткрытые рты некоторых шевелятся, как будто шепчут что-то многие, уткнувши голову в колени, тяжело дышат изредка передергиваются судорогами. Художник закрылся в своей мастерской и даже уничтожил несколько своих картин.
И все потому, что ознакомившийся с полотнами Верещагина император Александр II, как писали тогда газеты, «очень резко выразил своё неудовольствие», а наследник, будущий император Александр III, вообще изрек: «Всегдашние его тенденциозности противны национальному самолюбию и можно по ним заключить одно: либо Верещагин скотина или абсолютно помешанный человек». Есть в природе человека нечто, способствующее возникновению войны. Возвратившись в Европу, он в 1885 – 88 гг. Дружным Ура. Всё найденное одевают или обувают прямо тут, рядом с ограбленным убитым воином.
По демократической направленности своего творчества близок к передвижникам. За свою жизнь Верещагин объездил практически все страны мира. Василий Васильевич Верещагин учился в Морском корпусе. В своих автобиографических записках он указал причину, толкнувшую его в опасное путешествие: «Поехал потому, что хотел узнать, что такое истинная война, о которой много читал и слышал». Верещагин пишет несколько небольших картин-этюдов изображающих типы среднеазиатских нищих, в число которых помимо «Политиков», входят «Нищие в Самарканде», «Хор дервишей, просящих милостыню», «Дервиши (дуваны) в праздничных нарядах». Всего мастером было создано 20 полотен на эту тему.
Это зелье считали надежным обезболивающим лекарством, легким средством от алкоголизма. В Москве не хватало провианта, для продовольствия Наполеоновых войск надо было привозить его со стороны, главным образом от Смоленска. Публика особенное внимание обратила на «После удачи», «После неудачи», «Опиумоеды», а также на фотографию с картины, уничтоженной самим художником «Бача со своими поклонниками».
Часто они попросту замерзали в снегу, так как не имели должной экипировки. Это скорее всего турки. Ужас навевает фантастическая пирамида выбеленных солнцем и ветрами черепов.
Под сильным-то ничего не создашь. (бенг – опиум). «Да здравствует император. » несется в воздух, крик восторга прорезывает тишину, воцарившуюся после того, как смолк гром пушек, крик торжества, преданности, готовности завтра же снова ринуться в кровавую сечу, несется в вечернем воздух, достигая до слуха великого императора. В последнем отношении особенно характерным по контрасту с Верещагиным представляется портрет Жерара «Наполеон в императорском одеянии» или еще более знаменитое полотно кисти Давида «Коронация Наполеона» – момент, когда он возлагает венец на голову своей супруги императрицы Жозефины.
Изображен двор самаркандской крепости. И, как ни странно, на протяжении веков победители и завоеватели интересуют людей. Нужно не бояться жертвовать своей кровью, своим мясом иначе картины мои будут не то». Выжженная солнцем земля, безоблачное небо.
Офицер, тихонько направляясь к пролому, делает рукой знак молчать. Подражательное академическое искусство было ему не по душе. Панихида (1878–1879, Третьяковская галерея), где под пасмурным небом расстилается целое поле солдатских трупов, присыпанных лишь тонким слоем земли. После того как Верещагин написал это полотно, британцы обвинили его в шпионаже.
Художник Василий Васильевич Верещагин (152 фото)
Не станем распространять этот рецепт. Заканчивал свое художественное образование Верещагин в Париже. Но радость победы испытывают не все.
Конечно, в то время было принято силой оружия «насаждать» мир, а художник показал отвратительное лицо войны. Василий Васильевич Верещагин — великий русский художник. Дети должны расти на родине. Столько дворцов. Верещагина – только его личное мнение. Наполеон оказался побежденным.
Официальный блог Государственной Третьяковской галереи
За два года он написал тридцать картин, отражающих основные эпизоды войны. Грандиозность этой трагедии войны подчеркивается тем, что все это огромное по своим размерам полотно (179, 7 Х 300, 4) занято наполовину хмурым небом, наполовину равниной, покрытой мертвыми телами. В Париже его учителем был известный французский художник Жан-Леон Жером.
К дулу пушек привязаны мятежники. И был ПЕРВЫМ в выпуске, что давало преимущества в продвижении по службе. Несомненно, он стал бы выдающимся адмиралом Русского флота.
Из всех картин туркестанской серии особо выделяется картина под названием «Апофеоз войны», написанная в период с 1870 по 1871 годы и которая хранится в Третьяковской галерее. Впервые лично увидев «опиумоедов», Верещагин был потрясен: «Наркотики у них заменяли собой алкоголь, который на Востоке, в силу культурных и религиозных традиций, был мало распространен», написал он. Он погиб вместе с адмиралом С. О. Условные приёмы академической живописи, постепенно преодолевавшиеся Верещагиным на протяжении творческого пути, уступали место поискам правдивого изображения окружающего мира.
Какие-то бугры и кочки, как легкая рябь по морю, взрыли землю. Ионы, не осталось ни лоскута металла или ткани. Три картины, объединенные одним сюжетом, рассказывают о последних часах жизни рядового солдата в период Русско-турецкой войны (1877–1878).
Пусто и мертво там, где прошла война. Такие «неудовольствия» первых лиц страны часто звучат как призыв к травле не только у нас. С риском для жизни, зимой, он поднимается в горы. Он посещает Пинегу, Северную Двину, Белое море, Соловки.
Бледно-желтое поле до самого горизонта усеяно телами и нет им конца и края. А здесь, в Москве, вместо всяких льстивых приветствий только гул и треск страшного пожара. К ней он обращается постоянно, меняя замыслы и исполнение.
Граф Сегюр пишет: «ночью его приближенные слышали его стоны и крики он громко признавался, что бедственное положение его солдат разрывает его сердце на части и, что, не смотря на это, он не может спасти их иначе, чем продолжительным пребыванием в каком-нибудь месте но где же остановиться им, не имеющим ни военных, ни съестных припасов, ни оружия. ». Его же предупреждение великим завоевателям по-прежнему остается в силе. выставлял свои палестинские картины на сюжеты из Нового Завета в Вене, Берлине, Лейпциге и Нью-Йорке. Кто-то получит его камзол, а кому-то ещё что-то ценное, если у него такое есть.
Кутузов решил спокойно оставаться здесь в ожидании дальнейших событий, вполне уверенный, что «французская армия развалится сама собой». он выставлял обе коллекции (индийскую и болгарскую) в главнейших городах Европы, а в 1883 году в Москве и Петербурге.
Окончив морской корпус, он вышел в отставку, бесповоротно порвав с военно-морской службой. Тысячи французов избивались или забирались в плен. Особенно впечатляет полотно Побежденные. И жуткая пирамида черепов – с черными провалами мертвых глазниц, с жутким оскалом ртов – под безмятежным мирным небом выступает страшным символом войны, несущей гибель, запустение, смерть. Верещагин Василий Васильевич (фото которого представлено выше) во многих своих циклах работ отразил это страшное явление.
На ней изображена груда черепов, находящихся в пустыне. Мы живем в цивилизации войны. И это была, в полном смысле слова, смерть на боевом посту.
Верещагин Василий Васильевич (1842 – 1904)
В это время В. В. Это маленькие, темненькие, грязные, полные разного сору и насекомых каморки. Две отправные точки, приводящая к абсолютно различным результатам. Но разве генералам было до этого дело. Хмурое осеннее небо свинцовыми тучами нависло над безмолвным полем.
Он же теперь не буйный. И в 1879 и 1880 гг.
Восток на картинах художника Василия Верещагина
Но то, что он пойдёт в рабство в этом можно не сомневаться. «На Шипке все спокойно», — регулярно рапортовали командиры в столицу. Вся коллекция состоит из 121 нумера. Для глубоко религиозного населения Индии страшнее, чем смерть, было «предстать пред высшим судьею в неполном истерзанном виде, без головы, без рук, с недостатком членов».
Перед нами зловещая картина казни – расстрел из пушек. Кончилась война, кончились испытания, трудности, впереди родной дом, встреча с близкими.
Положение порой становилось просто катастрофическим. Отказавшись от карьеры военного моряка, он продолжил работу как художник.
Он довольно долго провел на Кавказе, где сумел довести это мастерство до совершенство. В Париже он поступил в Ecole des beaux-arts и работал под руководством французского художника Жерома. Остальные он писал с 1892 года по 1900 в мастерской за Серпуховской заставой. Не удивительно, так как сильная личность всегда приковывает внимание. Кажется, командование просто забыло про него и оставило на растерзание стихии. Все свое свободное время Верещагин отдавал искусству. Неожиданно художник увлекается историей российского зодчества.
Художник отвечал, что не изобразил и десятой доли того, что лично наблюдал в действительности. Французы отступали по разоренной местности. Но это было настоящим выходом из огня да в полымя.
Эта историческая эпопея составлена из двадцати картин, но она осталась незаконченной. В 1901 году выдвигался кандидатом на первую Нобелевскую премию мира. На самом деле тут все сложнее. Она не только о войне.
Россия оказалась непобедима. Душевное страдание и ужас обессилили его. «Туркестанской» серии картин Верещагина не уступает «балканская». Также, наравне с туркестанской серией, необходимо выделить балканскую серию картин.
Верещагин: послание человечеству
Вооружились чем попало. Эти храмы их внутреннее убранство, ритуальные танцы, торговцы на улицах – все иное. И вот все растаяло исчезло, как дым. Его тут же окружили турки и стали рассматривать со всех сторон. Ташкент» появилась в результате второй поездки художника в Туркестан.
В сражении погиб и Сергей Верещагин — родной брат художника. Дальше он прибавляет: «гвардия решительно всем овладела, отодвинула чинов армии и жила в полном довольстве, так как после пожара, вернувшись на развалины домов, гвардейцы рылись в подвалах, в которых жители припрятали всякого рода предметы и вот гвардейцы устроили себе лавочки и открыли для армии торговлю чем только можно». Мнение другого замечательного художника, Александра Николаевича Бенуа, носящее отрицательную оценку творчества В. В. Все они были переколоты штыками. Только 9 августа на дороге к Габрову было ранено и убито 40 человек. Никто не мог понять, откуда ведётся огонь, так как не было видно даже порохового дыма. И все это идет параллельно с работами на тему войны 12-го года. Его картины интересны не только с точки зрения высокого мастерства живописи, но и с точки зрения человека, который интересуется историей и культурой разных уголков мира. На раме картины была сделана художником надпись, которая гласит: «Посвящается всем великим завоевателям: прошедшим, настоящим и будущим».
Это были его собственные слова. Сегодня творческое послание Верещагина актуально настолько, что от исторических и социальных параллелей становится не по себе. И «Наполеон в зимнем одеянии» — это начало конца, это спуск в бездну, сперва медленный, но с возможными надеждами, наконец головокружительный и без тени малейших надежд. Тогда совет академии определил исключить Верещагина из списка ее членов.
Его пейзажи полны мира и покоя, вошедших в его душу. В знойном мареве виднеются фигуры солдат с винтовками, направленными на стену. А то, что он довольно скоро становился наркоманом, как-то не замечали. Все, что заготовлено, оказалось недостаточным.
Ужасно. Несмотря ни на что, война привела русскую армию к стенам Константинополя. В 1877—1878 годах — участник действующей армии в русско-турецкой войне, тяжело ранен. Георгиевский крест Василий Васильевич получил за личное мужество, возглавив военный отряд (примерно роту), когда все офицеры были убиты или тяжело ранены и он оказался единственным имевшим военное образование. Эти призраки были солдаты Великой армии. Верещагин согласился отправиться в опасное путешествие. Но вот смерть неожиданно настигла солдата. Художники не всегда объективны к своим сотоварищам.
Художник Верещагин Василий Васильевич, картины с описанием – батальная историческая и жанровая живопись
Наступило 6-е сентября. Что за люди. Но она была вовремя остановлена. Поставьте рядом с этими картинами портрет Верещагина и что же вы увидите.
В его картинах почти нет атак, маневров и помпезных парадов. Известен как художник-баталист, художник-путешественник. А между тем давно ли. В руках у них длинные посохи и миски или баклаги, сделанные из темной тыквы. Пожар начал утихать, так как, во-первых, просто уже нечему было гореть, а, во-вторых, прошел проливной дождь. Эта серия становится с определенного времени, примерно с 1897 года, главенствующей темой.
В виду толков и обвинений в тенденциозности, В. снял с выставки и уничтожил три картины из этой замечательной коллекции: «Окружили – преследуют», «Забытый» и «Вошли». Зато много такой войны, о которой не принято говорить. Когда же наступил день, разбушевавшаяся пламенная стихия приблизилась к самому Кремлю. В них изумляло все – и сюжеты и новый живописный язык. Противники превосходили силы русских чуть ли не в восемьдесят раз. И появляются этюды с изображением русского деревянного зодчества.
Василий Васильевич Верещагин ( )
Надпись на раме гласит: «Посвящается всем великим завоевателям — прошедшим, настоящим и будущим». Обладая замечательным талантом (блестящий колорист), В. является решительным приверженцем реализма в искусстве, берет сюжеты только из действительности и если трактует их тенденциозно, то лишь для протеста против ужасов войны. Художник работает Ярославле, Ростове, Костроме, глубоко погружаясь в русскую старину. Верещагин, сменив карандаш на ружье, влился в ряды обороняющихся.
Солдаты затихли, молчит барабан, недвижимы легкие деревья с птичьими гнездами. Вместе со своими братьями он был определён в военно-учебное заведение. Василий долго бродил среди разлагающихся тел погибших, стараясь его отыскать и это зрелище произвело на него неизгладимое впечатление.
«Торжествуют»: картина в деталях
Это картина жестокой правды, это суровое обвинение преступного колониального режима. отзываются на его приветствия солдаты, бросая вверх фуражки. Почти все туркестанские картины Верещагина написаны в Мюнхене. Он опубликовал 12 книг, множество статей, как в отечественной, так и в зарубежной прессе. Новый Прометей, он слишком многого хотел. В России она экспонировалась дважды в Петербурге и Москве.
Война как явление стабильное и постоянное очень страшна. Но вот на поле брани обнаружили целого и невредимого солдата. Человека, принципиально отказывавшегося от наград и званий. Мы много знаем о войнах. За это его объявили мятежником, нигилистом и революционером. Всех ошеломил неожиданный подход к теме. И везде, где бы он ни находился, он писал свои замечательные полотна.
Воспоминания (1894) большой интерес представляют также Избранные письма художника Верещагина (переизданы в 1981). В 1884 г. Верещагин отправился в Палестину и Сирию, продолжая писать этюды. Вот тут-то и понадобились ему деньги. Нам ничего неизвестно, как поступали с французскими солдатами, уличенными в поджоге, грабеже или другом деянии, плохо совмещающемся с понятием о воинской чести вероятно, смотрели сквозь пальцы и самое большее, если капрал давал хорошего «раза» по затылку. Это скифы. ».
Он родился в семье помещика и уже в 9 лет поступил в кадетский корпус, по окончании которого поступил на службу. На этом полотне он изобразил победителей-азиатов.
Картины — Верещагин, Василий Васильевич
С другой стороны прямо против Кремля разлилось огненное море по всему Замоскворечью. Более того: на арену истории он выступил как личность, отмеченная трагическим перстом рока. Там, где-то далеко, на краю поля показался Наполеон, совершавший объезд места битвы. От их огня ряды мужественных защитников самаркандской цитадели сильно редели. Первые ряды припали к пролому в стене, держа наготове ружья, ожидая нападения. В преддверии юбилея художника мы отобрали 10 самых страшных картин и рассказали, как правильно их «читать». Увлечение опиумом пришло из Китая.
Конечно, он полагал, что Император не сможет не воспользоваться этим удобным случаем для переговоров с ним и таким образом, полный мучительного сомнения, ждал ответа от русского Императора. Две мрачные фигуры священника и командира, совершающие панихиду, — единственное живое, что здесь есть. На переднем плане изображен высокий белобородый старик, привязанный к орудию. К. Симонов так написал о судьбе художника: «Всю жизнь любил он рисовать войну. Там, гле прежде процветала жизнь, возникла мертвая пустыня.
Особенно удавались ему картины, написанные с натуры. Находясь на флагманском корабле «Петропавловск», он вместе с адмиралом С. О. Макаровым погиб 31 марта 1904 года от взрыва японских мин. Русские солдаты, охранявшие перевал, не только ежедневно подвергались обстрелам турок. Какое невероятное решение. Как бы то ни было, но Лидия Васильевна, Лида, стала необходима ему ежечасно, ежеминутно, а с рождением первого ребенка, девочки, появились заботы о собственном доме, который хотелось непременно построить в России.
Его отец прочил сыну морскую карьеру и отдал учиться в Петербургский морской корпус. У Шипкинской эпопеи печальный эпилог. Оно производит на него глубокое впечатление. Другая скандальная картина «Политики в опиумной лавочке.
Все было новым, ярким и технически и сюжетно. художник отправился на свою последнюю войну – на Дальний Восток. И действительно для французов уже наступали черные дни.
Казнь, которая называлась «дьявольский ветер», была жестока не только в физическом смысле. Василий Верещагин показал высшую степень проявления войны. Василий Верещагин выезжает на русский север.
Но юного Верещагина мало привлекала военно-морская наука. На картине «Панихида» война изображена как всепоглощающая смерть.
В Индии написано много, около ста пятидесяти, пейзажей, жанровых сцен, портретов. Рисунки типов и сцен, вывезенные им с Кавказа, были впоследствии напечатаны во французских журналах «Le Tour de Monde» и в русском «Всемирном Путешественнике» некоторые из них были на академической выставке 1867 г. Они имеют значение лишь этнографическое. В батальных картинах Верещагина публицистически остро, с жестким реализмом раскрывается изнанка войны. Сложно придумать более унизительную расправу, учитывая и кастовость индийского общества: собранные после расстрела части тел хоронились все вместе, скопом. Наркотики из Индии навезла и «королева морей» Англия. Закинута назад его голова, помертвевшие губы полураскрыты, подгибаются слабеющие ноги.
Ну, ничего не меняется, хоть и больше 100 лет прошло. В некоторых стряпается кукнар и тогда каморка получает вид распивочной лавочки, постоянно имеющей посетителей одни, выпившие в меру, благополучно уходят, другие, менее умеренные, сваливаются с ног и спят вповалку по темным углам. Однако, живопись искусство (его литературные работы, созданные в период работы над циклом, посвященным Отечественной войне 1812 года, зарубежные публикации написаны великолепным русским языком и очень образно).
Немало страниц в «Записках», рисунков и три большие картины художник посвятил еще одному «великому завоевателю Азии», унесшему едва ли не больше жизней, чем баталии, — наркотикам. Так, на берегах Сырдарьи он создал портреты казахов и нарисовал развалины кокандской крепости Акмечеть, недавно взорванной войсками В. А. Перовского. Первые 17 работ посвящены основным эпизодам вторжения Наполеона в Россию. Эта серия была впервые выставлена в Москве и Петербурге в 1895 -1896 годах.
Это они сами. В 1874 году он отправляется в Индию, где проведет два года и посетит Тибет. Наполеон, узнав о том, что Кремль остался в полной сохранности, решил возвратиться туда.
Необычная картина Василия Верещагина (3 фото)
Василий ВасильевичВерещагин— русский художник-баталист. С 1858 по 1859 года он побывал в Дании, Франции, Англии, плавая на разных кораблях, в том числе на фрегате «Камчатка».
Факты, перенесенные на холст без прикрас, должны красноречиво говорить сами за себя». На первый взгляд они представляют простую зарисовку городских нравов. Успех был неимоверным. Индийских картин всего 32, а болгарских – 13. Участвовал в завоевании Средней Азии (в 1867-68 и 1869-70), в русско-турецкой (1877-78) и русско-японской (1904-05) войнах погиб в Порт-Артуре при взрыве броненосца Петропавловск.
Посетитель его выставок словно попадал в неведомый дотоле Туркестан. Ровно 150 лет назад, в 1867 году, сразу после завоевания Туркестана царскими войсками, молодой, но уже знаменитый художник-баталист Василий Васильевич Верещагин (1842-1904) принял приглашение Туркестанского генерал-губернатора генерала К. П. Кауфмана состоять при нём секретарем-художником. Через год и Петербург увидел эту коллекцию, где она была выставлена бесплатно.
История одного шедевра: «Торжествуют» Верещагина
В записках, состоявшего в Тверском ополчении, князя А. А. Шаховскаго, под заглавием «Первые дни в сожженной Москве», можно прочитать во всех подробностях, что представляла собою после ухода французов вся Москва вообще и в частности Успенский собор. Мира в действительности на Земле никогда не было. Среди них — «Апофеоз войны», самая знаменитая, знакомая нам с детства по репродукциям в учебниках: гора черепов на фоне разрушенного города, черные птицы — символ смерти — летающие над ними. Что это значитъ.
Близ базара есть множество конур, в которых живут диваны (дервиши), опиумоеды. Этого было мало. Наполеон, вынужденный спасаться из Кремля, покинул его пешком, направляясь к Арбату.
Никто не выразил желания ее приобрести. «Наполеон в императорском одеянии», Наполеон Жерара и Давида — это громкое величие, покоющееся на безчисленном ряде подвигов, это торжество великого человека, сумевшего из полного ничтожества из тьмы безвестности, взойти на царственный престол, это 1804-й год — предвестник еще больших побед, заря неслыханного могущества. Пройдет еще минута – другая и он рухнет наземь рядом с другими бездыханными телами. Путешествуя по разным странам мира, художник всегда вел дневники – «Записки». Досчатые надгробия могил московских архипастырей были обнажены».
Родился будущий художник в 1842 году в городе Череповец. Когда его пленила женственность Лидии Васильевны. Возникает тяжелый, гнтущий образ смерти, гибели, которую несет с собой война народу. Жители всех деревень в районе неприятельского похода, оставив полевые и прочие работы, покинув на руки женщин все домашнее хозяйство, перешли к выслеживанию французов. Художник Верещагин был и одаренным литератором, автором книги На войне в Азии и Европе. Кому-то из них достанется он сам. Среди героев Шипки ходила присказка: «На парад назади, а как дело – впереди».
Широкую известность завоевала также его серия Наполеон в России (1887–1900). Георгия 4 – го класса, делает зарисовки. И он написал — красками на холстах.