Картины Henri Matisse

Биография Анри Матисса, список картин

Эта простота (и совсем уж «детскость» в конце жизни – чего стоят его аппликации. ) является результатом точнейшего расчета, кропотливого изучения естественных форм и их смелого упрощения. Разумеется, это иллюзия. 1906: Обращение к декоративному искусству. В картине «Красные рыбки» (1911, Музей изобразительных искусств, Москва) используя приемы эллипсообразной и обратной перспектив, перекличку тонов и контраст зеленого и красного, Матисс создает эффект кружения рыбок в стеклянном сосуде.

Такой, наверное, воспринимал художник свою жену. Почти весь 1889 год он провел в больничной палате в борьбе с грыжей. Творческая дружба художников была полна и духа соперничества и взаимного уважения.

1891: В поисках чистых красок. Жизни этому увлечению было отпущено около двух лет. Такой, какой был у Матисса в его доме. В 1937 г. им были сделаны эскизы декораций для балета «Красное и чёрное» на музыку Дмитрия Шостаковича в хореографии Леонида Мясина. Перед отправкой в Россию, панно были выставлены в Париже8.

В 1891 Матисс поступил в парижскую «Академи Жюльен», однако уже через год бросил учебу С 1893 он посещал уроки Гюстава Моро в Школе изящных искусств, а в 1895 записался туда официально. Он набросил этот ковёр на камин или комод или другую мебель. Первой картиной, в этом стиле, которую увидели зрители, стала Женщина в зелёной шляпе.

Как устроена картина 
Анри Матисса

Как устроена картина Анри Матисса

«Гармония в красном» или «Красная комната» (1908 г. ), «Одалиска в шароварах» – примеры воздействия мусульманской темы на живописца. Две зимы, проведенные художником в Марокко (1912 и 1913), обогатили его знанием восточных мотивов, а долгая жизнь на Ривьере способствовала развитию яркой палитры. Матисс работал в разных жанрах и видах искусства и использовал разнообразные техники.

Возвратился в Сен-Кантен (где окончил лицей) после окончания учёбы, устроился на работу клерком (служащим) у присяжного поверенного. Такой, какой был у Матисса в его доме. После окончания начальной школы десятилетний Анри пошел учиться в колледж в Ле-Като, который в свое время закончил отец. Анри Матисс рос послушным сыном, но заниматься семейным делом не хотел. В апреле и июне того же года впервые были куплены его произведения.

В 1887 году во время экзаменов Анри внезапно бросил школу. Из-за безденежья Матисс устроился работать художником-декоратором, ему поручили расписывать зал Grand Palais, построенный на Елисейских полях для Всемирной выставки 1900 года. Результатом двух путешествий в Марокко (1911—1913) стало появление ярких излучающих свет ландшафтов и фигурных композиций, краски которых резко контрастируют друг с другом (например, «Бербер», 1913). В начале первой мировой войны 44-летний Матисс хотел уйти в армию добровольцем, но получил отказ. В 1907 Матисс путешествует по Италии (Венеция, Падуя, Флоренция, Сиена). В те дни художник был настолько расстроен, что даже думал отказаться от занятия живописью.

Стиль его живописи заметно упрощается рисунок как основа композиции выявляется все определеннее («Румынская блуза», 1940, Центр современного искусства им. При этом он всегда фокусировался на заманчивом развлечении пигментами и оттенками. «Танец»: картина МатиссаЭтот знаменитый огромный холст размером 2, 6 х 3, 9 м Сергей Щукин заказал художнику для своей парадной лестницы в 1906 году. В «Музыке» Матисс представляет изолированные фигуры, поющие и играющие на различных инструментах.

Вот он мир Анри Матисса. В том же году Матисс познакомился с молодым художником Пабло Пикассо. Ecole Quentin de la Tour), где обучались чертёжники для текстильной промышленности. Еще один композиционный источник – легендарный «Завтрак на траве» Мане. И это было отражением каких-то борений, происходивших в душе художника.

Картину не поняли и высмеяли, называли художника создающим декадентствующий хлам ит. д. По тем же одалискам, например, сидящим или лежащим в причудливых чувственных позах. Все они (кроме Кееса ван Донгена) были учениками Гюстава Моро, подтолкнувшего учеников думать вне формальных рамок и следовать своему видению. Одним из самых значительных поздних творений художника стала доминиканская Капелла Четок в Вансе, близ Ниццы (1948 – 1951).

Видео: Анри Матисс, 
Танец – обзоры картин

Видео: Анри Матисс, Танец – обзоры картин

Картина написана художником в комнате отеля Вилла де Франс, где Матисс останавливался в Танжере и откуда открывался прекрасный вид на медину (старый город) и окрестные пейзажи. Матисс использовал цвет ради цвета, став лидером фовизма вместе с Андре Дереном. В 1930 едет на Таити, работает над двумя вариантами декоративных панно для фонда Барнеса в Мерионе (Филадельфия), которые должны были быть помещены над высокими окнами главного выставочного зала. В периоды улучшения Матисс занимался иллюстрацией и декупажем, а после окончания войны работал в основном над декоративными проектами. Наверное, одна из самых знаменитых его картин является Танец. Сам Матисс признался, что не знал, почему он выбрал красный цвет для композиции, хотя одна более ранняя картина Красная комната (1908) также характеризовалась преобладанием малинового. Amlie Noellie Parayre), которая родила ему сыновей Жана-Жерара (1899 — 1976) и Пьера (1900 — 1989).

ДетствоМатисса было счастливым. Неплохим смотрится и название этого произведения, заимствованное у Бодлера. Стилистика тут дивизионистская, но композиция обнаруживает влияние Сезанна – прежде всего, его знаменитых «Трех купальщиц», приобретенных, кстати, восхищенным Матиссом у Амбруаза Воллара в 1899 году. Он стремился к тому, чтобы его искусство оказалось «бальзамом для души», но при этом порой не справлялся с влечением к красочному, пышному узору. А. Матисс «Роскошь, покой и наслаждение» (1904-1905)В 1907 г. Матисс совершил путешествие по Италии, во время которого посетил Венецию, Падую, Флоренцию и Сиену изучая итальянское искусство.

Эта картина была написана, когда собственно фовизм как некая единая группа художников исповедующих одни и те же художественные принципы, уже не существовал, но, конечно же, она является последовательно фовистской. Другие панно исполненные по эскизам мастера, помещены в интерьере художник крайне скуп на детали, беспокойные черные линии драматично повествуют о Страшном Суде (западная стена капеллы) рядом с алтарем изображение самого Доминика. Тем же летом, вместе с художниками-неоимпрессионистами Полем Синьяком и Анри Кроссом, он уехал на юг Франции, в Сен-Тропе. В 1948-53 по заказу доминиканского ордена работает над сооружением и декорацией «Капеллы четок» в Вансе. Анри Матисс картины пишет, подчиняясь цветам и ритмам арабесок.

И рано или поздно занимает свою нишу в искусстве. Здесь Анри познакомился с Жоржем Руо, Шарлем Камуэном, Шарлем Мангеном и Анри Эвенепулом. Художник углубил черты лица с помощью тонкой штриховки и наложения телесных тонов. В «Музыке» Матисс представляет изолированные фигуры, поющие и играющие на различных инструментах.

Критики современного искусства прозвали Матисса и его единомышленников Андре Дерена и Морриса де Вламинка «фовистами» («дикими зверьми»). В 1908 году он заказал художнику три декоративных панно для своего дома в Москве: Танец (1910), Музыка (1910) и Купание или Медитация (последнее панно осталось лишь в эскизах). Эта дружба в его судьбе значила многое. Одной из крупных работ художника стали оформление и витражи доминиканской Капеллы Четок в Вансе (1951). Матисс много путешествовал: посетил Италию (1907), Германию (1908, 1910), Испанию (1910 – 1911). Синьяк был вице-президентом Общества независимых художников.

Описание картины 
Анри Матисса «Белое 
перо»

Описание картины Анри Матисса «Белое перо»

По возвращении во Францию супруги уехали на Корсику (удивительные краски Средиземноморья после этого ворвались на полотна живописца). После Первой мировой войны Матисс преимущественно живет в Ницце. Для дягилевских постановок делает эскизы декораций балета «Красное и черное» на музыку Д. Шостаковича.

Появляются первые литографии, гравюры на дереве, керамика. Есть некоторые имена (среди них Пабло Пикассо), которые стали неотделимыми от современного искусства, но никто так тесно не ассоциируется с получением плотского удовольствия от цвета, как Анри Матисс (1869-1954). Он стремился к тому, чтобы его искусство оказалось «бальзамом для души», но при этом порой не справлялся с влечением к красочному, пышному узору. В панно «Танец» (1910, Эрмитаж) представлен экстатический танец, навеянный впечатлениями от русских сезонов С. Дягилева, выступлений Айседоры Дункан и греческой вазовой живописи. Сердить, между тем, Матисс никого не собирался. Творчество Анри в это время также находилось под влиянием современных ему художников и японского традиционного искусства. В 1894 году в личной жизни художника произошло знаменательное событие.

Стиль его отличается гибкостью линий, то прерывистых, то округлых, передающих разнообразные силуэты и очертания («Темы и вариации», 1941, уголь, перо), четко ритмизирующих его строго продуманные, большей частью уравновешенные композиции. Лаконизм рафинированных художественных средств, колористических гармоний, сочетающих то яркие контрастные созвучия, то равновесие локальных больших пятен и масс цвета, служат главной цели художника — передать наслаждение от чувственной красоты внешних форм. Кроме того, Матисс испытал сильное влияние произведений исламского искусства, показанных на выставке в Мюнхене. «Радость жизни» была приобретена Лео Стайном – он увидел в ней манифестацию современности. В течение своего творческого пути он создал некоторые из величайших шедевров 20-го века. С одной стороны, его увлекали чистый цвет и простая форма, с другой – пышный орнамент.

  1. Картины Матисса их названия и описание
  2. ницца, франция,, лазурный берег, ница
  3. Анри Матисс: Картины ножницами (9 фото)
  4. Все Картины Анри Матисс по алфавиту
  5. Кстати, о счастье в жизни французского художника
  6. Анри Матисс «Женщина, сидящая в кресле»
  7. Анри Матисс «Женщина на диване»

За время существования академии доля студенток в ней была всегда на удивление высокой. В 1948-53 по заказу доминиканского ордена работает над сооружением и декорацией «Капеллы четок» в Вансе. В 1908 году он заказал художнику три декоративных панно для своего дома в Москве: Танец (1910), Музыка (1910) и Купание или Медитация (последнее панно осталось лишь в эскизах). В «Заметках живописца» (1908) он формулирует свои художественные принципы, говорит о необходимости «эмоций за счет простых средств».

Появляются первые литографии, гравюры на дереве, керамика. 27. Вдохновили художника на это панно картина «Золотой век» Лукаса Кранаха, греческая вазовая живопись, Русские сезоны Дягилева и, конечно, фарандола. В 1920 г. по просьбе Сергея Дягилева он создал эскизы костюмов и декораций для балета «Соловей» на музыку Игоря Стравинского в хореографии Леонида Мясина.

  1. Анри Матисс «Женщина за фортепиано»
  2. Анри Матисс «Интерьер со скрипкой»
  3. Творчество между двумя мировыми войнами
  4. Произведения, выставленные в музеях нашей страны

О нем как о крайне интересном явлении заговорили после осеннего Салона 1905 года. Но через полгода слухи о новой методике преподавания Круазе дошли до директора школы. Под влиянием позднего импрессиониста Поля Синьяка, который в 1904 посетил Матисса в Сен-Тропезе из-под кисти Матисса появился первый шедевр — «Роскошь, покой и наслаждение» (1904/1905).

В отличие от современного ему кубизма, творчество Матисса не было умозрительным, а основывалось на скрупулезном изучении натуры и законов живописи. Стиль его отличается гибкостью линий, то прерывистых, то округлых, передающих разнообразные силуэты и очертания («Темы и вариации», 1941, уголь, перо), четко ритмизирующих его строго продуманные, большей частью уравновешенные композиции. В 1890 году, находясь в больнице на длительном лечении, он попробовал заняться живописью, о чем впоследствии вспоминал: «С того момента, как в моих руках оказалась коробка красок, я понял, что это и есть моя жизнь». Работа была изнурительной и Анри заболел бронхитом.

  1. Творческая лаборатория живописца
  2. Какие произведения Матисса находятся в России
  3. Анри Матисс «Одалиска в красном» (Одалиска в красных шароварах)
  4. Анри Матисс «Молодая женщина в розовом»
  5. Анри Матисс «Женщина перед аквариумом»

В 1892 году Матисс принимает решение посвятить себя живописи. Рост семьи, отсутствие постоянного дохода и потеря шляпного магазинчика, которым, вместе с партнером, владела его жена, стали причиной того, что детям пришлось переехать к родителям Анри. Ныне Коллекция сестёр Коэн является ядром экспозиции Музея искусств в Балтиморе. В процессе создания эскизов Матисс начал использовать технику вырезок из цветной бумаги («декупаж»), которой широко пользовался в дальнейшем (например, в серии «Джаз», 1944-47, воспроизведенной впоследствии в литографиях).

Произведения эти, произведшие скандальный фурор, положили начало фовизму. Для дягилевских постановок делает эскизы декораций балета «Красное и черное» на музыку Д. Шостаковича. В Сен-Тропе из-под кисти художника вышел первый шедевр— Роскошь, покой и наслаждение (1904/1905). Родился 31 декабря 1869 в Ле-Като на севере Франции. Матисс работал в разных жанрах и видах искусства и использовал разнообразные техники. 1901—1904 годы были для него временем интенсивных творческих поисков.

Откровение пришло ко мне с Востока, скажет впоследствии художник. В 1920 исполняет эскизы декораций и костюмов для балета И. Стравинского «Соловей» (хореография Л. Мясина, постановка С. Дягилева). В «Музыке» Матисс представляет изолированные фигуры, поющие и играющие на различных инструментах. Там начался его отход от техники дивизио-низма.

Щукина зрители назвали собирателем хлама и обвинили в безвкусице. Цвета – красный, зелёный, синий, чёрный. В своих «Заметках живописца» (1908) он сформулировал художественные принципы, говоря о необходимости непосредственной передачи эмоций за счет простых средствС картиной «Женщина в шляпе» связывают как известность Матисса, так и прощание с неоимпрессионизмом (пуантилизмом) и началом фовизма.

  • Анри Матисс «Открытое окно, Этрет»
  • Анри Матисс «Анемоны и зеркало»
  • Анри Матисс «Кровать в зеркале»
  • Анри Матисс «Лоретт в красном платье»
  • Анри Матисс «Яблоки на столе, зеленый фон»
  • Анри Матисс «Корзина с апельсинами»

В апреле и июне того же года впервые были куплены его произведения. В Салоне он выставляет ряд работ и среди них «Женщину в зеленой шляпе». Цвета – красный, зелёный, синий, чёрный. "Румынская блуза", возможно, была навеяна визитом к Матиссу старого друга и сокурсника по школе изящных искусств в Париже, где Матисс обучался как художник.

Изначально Матисс набросал автопортрет, с палитрой в руке, подобно Полю Сезанну. Амели посчитала оскорблением попытку Матисса впервые обойтись без нее. В середине 30-х в своих многочисленных работах маслом и книжных иллюстрациях Матисс раздвигал границы картин — формы уходили в пространство за рамкой. Всё это отразилось в произведениях, представленных им на выставке «диких» (фовистов) на Осеннем Салоне 1905 г. Две зимы (1912 и 1913) он провел в Марокко, обогатившись знанием восточных мотивов. Таким образом, в конце концов, он приходит к фовизму. В рамках этого течения написаны картины Матисса «Разговор», «Буфет или красная комната», «Танец», «Музыка», «Фрукты и бронза», «Корзина с апельсинами», «Натюрморт с голубой скатертью». Лицо героини написано более мелкими мазками, чем ее платье и фон картины. Да и здоровье не позволяло таскать мешки с зерном, как отец.

  1. Анри Матисс «Натюрморт с апельсинами»
  2. Один комментарий к Анри Матисс: Картины ножницами
  3. Коллекция Художники Анри Матисс
  4. Видео: Аль Пачино сыграет Анри Матисса
  5. Картина Очертания Нотр-Дам ночью Анри Матисса 1902 года
  6. Картина Роскошь, спокойствие и наслаждение Анри Матисса 1904-1905 года

Летом 1905 года в рыбацкой деревне Коллиур Матисс написал одни из самых значимых работ «Открытое окно, Коллиур» и «Портрет Мадам Матисс» («Зеленая полоса»). Ж. Помпиду). Хотя, согласно традиции именно Анри (как старший сын) должен был стать во главе семейного бизнеса, по окончании лицея Анри Мартен в Сен-Кантене он отправился в столицу, чтобы изучать юриспруденцию в известной Школе юридических наук.

Работа была изнурительной и Анри заболел бронхитом. С того момента, когда Матисс стал рисовать такие композиции и начинается его развитие, как художника. На холсте хорошо заметна свобода в выборе цвета и красок – интенсивных, почти пламенеющих. В последние годы состояние здоровья художника ухудшилось. Перед отправкой в Россию, панно были выставлены в Париже. Впрочем и сам художник однажды заметил: «Фигура интересует меня намного сильнее, чем натюрморт или пейзаж». Напевая ее, Матисс рисовал пять розовых женских фигур в вакхическом хороводе.

  1. Картина Маргаритка Анри Матисса 1906 года
  2. Картина Обнаженная в лесу Анри Матисса 1906 года
  3. Картина Молодой моряк Анри Матисса 1906 года
  4. Картина Голубая обнаженная Анри Матисса 1907 года
  5. Картина Танец Анри Матисса 1910 года
  6. Картина Музыка Анри Матисса 1910 года

Вот таким образом каждый из зрителей может дать свою интерпретацию «Музыкантов». Девушка стала незаменимой для художника: она была его секретарем, сиделкой и моделью. Произведения эти, произведшие скандальный фурор, положили начало фовизму. Перед Второй мировой войной Матисс иллюстрирует книги, выпускаемые малыми тиражами (гравюра или литография). Картины «Танец» и «Музыканты» схожи по цветовой гамме и количеству изображённых фигур. Работы Матисса из серии «одалисок» со всей очевидностью обнаруживают это противоречие. Означает ли он лучшие времена в прошлом или будущем. Доминика и Девы Марии.

Умер Матисс 3 ноября 1954 года в Симье, близ Ниццы. Расслабляющая атмосфера юга Франции вдохновила его на создание чувственной серии Одалиски. Это занятие так увлекло молодого человека, что после выписки из больницы он заявил родителям о своем твердом намерении стать художником. Вместе с ними он создает стиль именуемый фовизм («дикий»).

  • Картина Купальщицы у реки Анри Матисса 1909 года
  • Картина Марокканцы Анри Матисса 1915 года
  • Словари и энциклопедии на Академике

В мае 1907 года Матисс уехал в Алжир. В 1920 исполняет эскизы декораций и костюмов для балета И. Стравинского «Соловей» (хореография Л. Мясина, постановка С. Дягилева). Зачем писать внешний вид яблока, как бы похоже ни получалось. Она наверняка не последнюю роль сыграла в судьбе мальчика — обладая артистическойнатурой, она, помимо работы в семейной лавке, занималась изготовлением шляпок. Это умышленное нарушение пропорций как бы обозначает иерархию «значимостей» — женское тело представляло для художника больший интерес. Композиционное решение нарочито плоскостно, декоративно.

Картины Матисса, 
их названия и описание

Умер Матисс 3 ноября 1954 года в Симье, близ Ниццы. Углы комнаты даёт другим цветом. Наверное, Матисс сделал бы неплохую карьеру в юриспруденции, если бы не случай. Матисс всегда стремился изображать не сам предмет, а свое отношение к увиденному. В 1887 году в Париже начал изучать юриспруденцию в Школе юридических наук.

Друг и дружеский соперник Пикассо, темпераментно он был антиподом испанского художника. Он отобразил их фигурную красоту, яркие отблески света на них. Отец Анри посчитал поступок сына позором для всей семьи.

В искусстве фовизма ему помогли не только европейские формы живописи, но и скульптура Африки (которая, кстати, послужил и началом становления кубизма), японская ксилография, арабское декоративное искусство. Родители были счастливы — отец уже представлял сына работником министерства. В зимние месяцы с 1911 по 1913 художник посещает Танжер (Марокко), создает марокканский триптих «Вид из окна в Танжере», «Зора на террасе» и «Вход в казба» (1912, там же), приобретенные И. Тема панно — танец. Впервые картины с использованием такого метода были созданы Полем Синьяком и Жоржем Сера. Он – психолог, «врачеватель» ран его картины представляют собой островок тишины и мира – то есть как раз того, чего так не времен, теперь его цвет усложнился «контролировать» его стало гораздо труднее. Расслабляющая атмосфера юга Франции вдохновила его на создание чувственной серии Одалиски.

Матисс вспоминает, что стал первым художником, вышедшим из Боэн-ан-Вермандуа. Утешающее, успокаивающее разум, что-то вроде хорошего кресла". Дело в том, что в 1889 году юноша попал в больницу с острым приступом аппендицита и был вынужден провести там долгих два месяца послеоперационного периода.

Он запросто «разбирал» картину на простейшие цветные формы (как в случае с вырезанными из цветной бумаги силуэтами), но следом мог вернуться к искусным узорам, спиралям, зигзагам из которых складывался декоративный орнамент, напоминающий ковер, обои или яркую ткань. Другие панно исполненные по эскизам мастера, помещены в интерьере художник крайне скуп на детали, беспокойные черные линии драматично повествуют о Страшном Суде (западная стена капеллы) рядом с алтарем изображение самого Доминика. Но не таков Анри Матисс. Зачем. (фр. Но «Розовая обнаженная» «сделана» абсолютно иначе.

Картины с названиями «Синий горшок и лимон», «Посуда на столе», «Вид Коллиура», «Игра в шары», «Семейный портрет», «Музыка» находятся в экспозиции Эрмитажа. Он возвратился в Сен-Кантен и устроился на работуклерком у присяжного поверенного. И это было отражением каких-то борений, происходивших в душе художника.

Творческая дружба художников была полна и духа соперничества и взаимного уважения26. Эти плоскости играют в картине важную роль — в том числе и композиционную. Его картины того периода отличаются плоскими формами, чёткими линиями и яркостью красок. Насыщенные оттенки казались неестественными, создавая напряженность и нарушая привычный «покой» классических элементов. Создаёт несколько отличных картин, где модерн импрессионизм сочетался с точечной манерой письма.

Волосы жены художника написаны синей и черной краской с вкраплениями красного. Существуют лишь предположения искусствоведов. Мы дадим краткую характеристику последнему произведению.

Аналогично были восприняты и работы других участников Салона — Дерена, Вламинка, Марке. Девочка приняла заботу Амели и полюбила ее всей душой. Рыбка и палитра обозначают скрытую связь с работой «Арлекин» Пикассо интерпретируемый как автопортрет. Фона в привычном понимании в этой работе нет. 1901 год можно назвать годом становления художника.

После войны Матисс провел зиму в Ницце, а в 1921 переселился туда окончательно. Ж. Помпиду). Именно к нему относится знаменитая «Обнаженная голубая». Появляются первые литографии, гравюры на дереве, керамика. В картине «Красные рыбки» (1911, Музей изобразительных искусств, Москва) используя приемы эллипсообразной и обратной перспектив, перекличку тонов и контраст зеленого и красного, Матисс создает эффект кружения рыбок в стеклянном сосуде.

Художник постоянно испытывал два противоположных стремления. У него была внебрачная дочь, требовавшая заботы. Сергей Щукин был в поклонником декораций Матисса ежегодно приезжая в Париж и неизменно посещая его ателье. Он находился целиком во власти последних монументальных замыслов художника, вступившего в то время в пору творческой зрелости. Слева на горизонте несколько облаков, справа гористый испанский берег». Необходимо было найти нечто объединяющее живую натуру и приемы ее изображения. Он был старшим сыном в семье Эмиля Ипполита Матисса и Элоизы Анны Жерар.

Углы комнаты даёт другим цветом. Этот период был насыщен важными событиями и большими переменами. Тема панно — танец. Над керамической крышей изображающей небо с облаками, парит ажурный крест над входом в капеллу — керамическое панно с изображением св. Матисс всегда стремился изображать не сам предмет, а свое отношение к увиденному.

С ним, Вламинком и Дереном выставлялись так же Кес ван Донген, Анри Камуэн, Рауль Дюфи. И еще из него же: «Если в картинах стало много изысканности, если там топкие оттенки, переливы цвета без настоящей энергии – тогда время призывать на помощь великолепные голубые, красные и желтые тона, которые способны воззвать к глубинам человеческой чувственности». Удар для семьи.

Главной задачей художник считал достижение цветовой гармонии полотна с использованием контраста: фигуры персонажей окрашены в яркий пунцовый оттенок интенсивный цвет синего неба и зелёной травы находятся в контрасте с ними. Мир Матисса — это мир танцев и пасторалей, музыки и музыкальных инструментов, красивых ваз, сочных плодов и оранжерейных растений, разнообразных сосудов, ковров и пестрых тканей, бронзовых статуэток и бесконечных видов из окна (любимый мотив художника). Когда в 1905 он выставил свои работы в парижском «Осеннем салоне» вместе с другими художниками, среди которых были, в частности, Андре Дерен и Морис де Вламинк их резкие, энергичные краски буквально потрясли публику и один из критиков дал художникам ироничное прозвище «Fauws» («дикие»). К 1906 завершает работу над композицией «Радость жизни», сюжет которой навеян поэмой «Послеобеденный отдых фавна» С. Малларме: в сюжете сочетаются мотивы пасторали и вакханалии. Голова женщины выглядит непропорционально маленькой по сравнению с телом. Исчезают стул и обои. Каждый художник на протяжении всего своего творчества находится в поиске себя, своей творческой манеры.

Правда, он написал художнику, что не может повесить такую картину у себя на лестнице. В «Музыке» Матисс представляет изолированные фигуры, поющие и играющие на различных инструментах. В то время как картины и скульптуры Пикассо характеризовались наличием углов и шокированием новым (по крайней мере, во время его кубического периода), работы Матисса отличались наличием извилистых кривых, берущих начало в традиционном изобразительном искусстве.

Некоторые историки искусства считают, что Память Океании (и еще одна габаритная работа, сделанная примерно в то же время под названием Улитка), были ответами на крупномасштабную абстракцию, появившуюся в Соединенных Штатах в то время, в частности, абстрактный экспрессионизм. Одна картина висит в Эрмитаже в Санкт-Петербурге (самая известная) вторая в Нью-Йорке в Музее современного искусства. Самих авторов Л. Воксель назвал «дикими» – от этого французского слова и родилось название нового художественного направления («фовизм»), не без гордости принятое молодыми революционерами от живописи. Анри Матисс (Henri Matisse), выдающийся французский художник. Речь идет о фовизме. Новая версия Танца была сделана из кусочков разноцветной бумаги, приклеенных к холсту.

Ныне Коллекция сестёр Коэн является ядром экспозиции Музея искусств в Балтиморе (англ. )русск. 27. У нее уличная одежда, а он одет в полосатую пижаму (выбранный наряд не только для сна, но и для работы в студии). Кроме того, Матисс испытал сильное влияние произведений исламского искусства, показанных на выставке в Мюнхене. Это увлечение дало о себе знать в ряде его работ. Две зимы, проведенные художником в Марокко (1912 и 1913), обогатили его знанием восточных мотивов, а долгая жизнь на Ривьере способствовала развитию яркой палитры.

Есть некоторые имена (среди них Пабло Пикассо), которые стали неотделимыми от современного искусства, но никто так тесно не ассоциируется с получением плотского удовольствия от цвета, как Анри Матисс (1869-1954). Матисс и Пикассо были близкими друзьями, но также и вечными соперниками. Ему это так понравилось, что он решает стать художником, очень огорчая своего отца. В те времена картины Матисса мало кому нравились. В ней Матисс изобразил облачённых в экзотические наряды женщин на декоративном фоне. Для вестибюля и площадок парадной лестницы в особняке С. И. Щукина, Матисс написал два панно, вскоре приобретших мировую известность — «Танец и Музыка». В них господствуют огненные краски, а композиции, заполненные движущимися в стремительном танце или играющими на древних музыкальных инструментах обнаженными юношами, символизируют природные стихии огонь, землю, воздух.

О нем как о крайне интересном явлении заговорили после осеннего Салона 1905 года. В пластике, как и в графике, он предпочитал работать сериями (например, четыре варианта рельефа «Стоящая спиной к зрителю», 1930-40, Центр современного искусства им.

На третьей стадии меняется форма локтя и сложенных ладоней девушки, опять же упрощаясь и как бы устремляясь к форме круга. К 1906 завершает работу над композицией «Радость жизни», сюжет которой навеян поэмой «Послеобеденный отдых фавна» С. Малларме: в сюжете сочетаются мотивы пасторали и вакханалии. При создании «Танца» (1933/1934) Матисс впервые применил цветную бумагу из которой вырезал нужные формы. Произведения эти, произведшие скандальный фурор, положили начало фовизму.

У нее уличная одежда, а он одет в полосатую пижаму (выбранный наряд не только для сна, но и для работы в студии). В процессе создания эскизов Матисс начал использовать технику вырезок из цветной бумаги («декупаж»), которой широко пользовался в дальнейшем (например, в серии «Джаз», 1944-47, воспроизведенной впоследствии в литографиях). После Первой мировой войны Матисс преимущественно живет в Ницце. Умер Матисс 3 ноября 1954 года в Симье, близ Ниццы.

В зимние месяцы с 1911 по 1913 художник посещает Танжер (Марокко), создает марокканский триптих «Вид из окна в Танжере», «Зора на террасе» и «Вход в казба» (1912, там же), приобретенные И. А. Морозовым. В 1908 году он заказал художнику три декоративных панно для своего дома в Москве: Танец (1910), Музыка (1910) и Купание или Медитация (последнее панно осталось лишь в эскизах). Одной из самых запоминающихся стала книга «Джаз», написанная и проиллюстрированная Матиссом в 1947 году. Работая над ними, художнику удалось достичь совершенной гармонии формы и цвета. Изображение имеет томное, монументальное величие, которое не соответствует его скромныму масштабу. Работая над ними, художнику удалось достичь абсолютной гармонии формы и цвета. В зимние месяцы с 1911 по 1913 художник посещает Танжер (Марокко), создает марокканский триптих «Вид из окна в Танжере», «Зора на террасе» и «Вход в казба» (1912, там же), приобретенные И. Тема панно — танец.

Под впечатлением поездки в Алжир в 1906 Матисс увлекся линейными орнаментами мусульманского Востока в стиле арабесок (например, «Накрытый стол — красная гармония», 1908). В 1892 году Матисс принимает решение посвятить себя живописи. Но большого успеха она не имела. По возвращении он получил ещё один заказ от Барнса – тот попросил подготовить триптих «Танец II», повторяющий самую знаменитую работу мастера. В пластике, как и в графике, он предпочитал работать сериями (например, четыре варианта рельефа «Стоящая спиной к зрителю», 1930-40, Центр современного искусства им. Иметь дома репродукции картин Анри Матисса – признак высокого художественного вкуса. В процессе создания эскизов Матисс начал использовать технику вырезок из цветной бумаги («декупаж»), которой широко пользовался в дальнейшем (например, в серии «Джаз», 1944-47, воспроизведенной впоследствии в литографиях).

Жил Матисс в это время трудно. Картина «Роскошь, Спокойствие и Наслаждение» является наиболее известным трудом Матисса в неоимпрессионизме, однако год спустя художник отказывается от этого стиля и становится пионером фовизма. В трех школах, в которых Анри довелось учиться, он в основном бездельничал.

Речь идет о фовизме. В 1892 году Матисс принимает решение посвятить себя живописи. Фигуры персонажей обведены черным контуром, заполненным впоследствии краской. В 1941 г. Матисс перенёс тяжелую операцию на кишечнике.

Академия Матисса торжественно распахнула свои двери в 1908 году. Он запросто «разбирал» картину на простейшие цветные формы (как в случае с вырезанными из цветной бумаги силуэтами), но следом мог вернуться к искусным узорам, спиралям, зигзагам из которых складывался декоративный орнамент, напоминающий ковер, обои или яркую ткань. Когда молодой помощник юриста валялся дома после несложной операции, скучал он невероятно. Матисс работал в разных жанрах и видах искусства и использовал разнообразные техники.

Мать помогала отцу в лавке и занималась росписьюкерамики. Известен своими изысканиями в передаче эмоций через цвет и форму. Анри Эмиль Бенуа Матисс (фр. Henri mile Benot Matisse) родился 31 декабря 1869 года в городке Ле-Като-Камбрези, в Пикардии на севере Франции. 10 января 1898 года 28-летний Анри Матисс женился на Амели Парейр (фр.

Тема панно — танец. Здесь же он знакомится с австралийцем художникомДжоном Питером Расселом. Родился 31 декабря 1869 в Ле-Като на севере Франции. После смерти своего учителя (Моро умер в 1898) Матисс ушел из академии.

Перед тем, как отправить картину заказчику, он выставил её в Осеннем Салоне в Париже. Общество, в котором он вырос, резко осуждало художников и считало их бездельниками. 1917—1929: В Ницце. Их общение кардинальным образом повлияло на творчество художника и позднее он называл Джона Питера Рассела своим учителем, объяснившим ему теорию цвета (англ. ) русск. Для вестибюля и площадок парадной лестницы в особняке С. И. Щукина, Матисс написал два панно, вскоре приобретших мировую известность — «Танец и Музыка».

В то время как картины и скульптуры Пикассо характеризовались наличием углов и шокированием новым (по крайней мере, во время его кубического периода), работы Матисса отличались наличием извилистых кривых, берущих начало в традиционном изобразительном искусстве. «Русский» след в жизни художника становился все явственнее. Он презентовал эти работы в Осеннем салоне в Париже.

Чтобы сберечь силы, он разработал технику составления изображения из обрезков бумаги (так называемыеPapiers decoupes), которая давала ему возможность добиться долгожданного синтеза рисунка и цвета. В 1891 году Матисс отправился в Париж с намерением изучать живопись. Герои «Танца» динамичны, а фигуры в «Музыке» статичны, спокойны. Сосуд, японская ваза, кружка, скульптура, его поле, коньяк. Амели отдала всю себя заботе о муже, была ему верной помощницей и другом. Их общение кардинальным образом повлияло на творчество художника и позднее он называл Джона Питера Рассела своим учителем, объяснившим ему теорию цвета (англ. )русск. Синий цвет передает небо, розовый – тела танцоров, а зеленым цветом изображен холм».

Под влиянием живописи О. Ренуара, с которым Матисс знакомится в Ницце, он увлекается изображением натурщиц в легких одеяниях (цикл «одалисок») интересуется мастерами рококо. Он был недоволен собой — худой, непривлекательный, застенчивый юноша не нравился девушкам. Эта техника не была чем-то новым для художника: он использовал ее еще в 1919 году. Caroline Joblau) родила дочь Маргариту (1894—1982).

В феврале 1902 года он принял участие в совместной выставке во вновь открывшейся галерее Берты Вейль. Анри с Амели поженились быстро, спустя всего три месяца после знакомства. Но трое старших студентов, в числе которых был Анри Матисс, отказались повиноваться и решили уехать в Париж, чтобы получить диплом учителя рисования. Сергей Иванович Щукин называл Матисса «современным Микеланджело» — то ли ирония это была, то ли правда известно только ему самому.

Стилистика тут дивизионистская, но композиция об наруживает влияние Сезанна – прежде всего, его знаменитых «Трех купальщиц», приобретенных, кстати, восхищенным Матиссом у Амбруаза Воллара в 1899 году. Стайны подружились с художником. В 1908 году он заказал художнику три декоративных панно для своего дома в Москве: Танец (1910), Музыка (1910) и Купание или Медитация (последнее панно осталось лишь в эскизах). Неплохим смотрится и название этого произведения, заимствованное у Бодлера. В Сен-Тропез из-под кисти художника вышел первый шедевр— Роскошь, покой и наслаждение (1904/1905). Творческая дружба художников была полна и духа соперничества и взаимного уважения.

Поиски непосредственной передачи ощущений при помощи интенсивного цвета, упрощенного рисунка и плоскостного изображения отразились в произведениях, представленных им на выставке «диких» (фовистов) на Осеннем Салоне 1905. Он постоянно варьировал густоту нанесения, бумага тут и там просвечивала через краску и цвет на картине будто «дышал». Работы Матисса из серии «одалисок» со всей очевидностью обнаруживают это противоречие. Одним из самых значительных поздних творений художника стала доминиканская Капелла Четок в Вансе, близ Ниццы (1948 – 1951).

Перед Второй мировой войной Матисс иллюстрирует книги, выпускаемые малыми тиражами (гравюра или литография). Он взял их в рукии мир потерял юриста Матисса, зато приобрел Матисса художника. Стиль его отличается гибкостью линий, то прерывистых, то округлых, передающих разнообразные силуэты и очертания («Темы и вариации», 1941, уголь, перо), четко ритмизирующих его строго продуманные, большей частью уравновешенные композиции. В пластике, как и в графике, он предпочитал работать сериями (например, четыре варианта рельефа «Стоящая спиной к зрителю», 1930-40, Центр современного искусства им. Щукин выкупил 37 работ Матисса и отправил художнику столько же посланий.

Внешне все шло хорошо, но на душе у Матисса была тоска. В Осеннем Салоне 1905 года он выступил совместно с Вламинком, Дереном и Марке. Donatello parmi les fauves. ), опубликованной 17 октября 1905 года в газете Жиль Блаз, дал художникам ироничное прозвище «фовистов», то есть «дикарей» (фр. fauves). Эрмитаж (Петербург)Но одновременно Матисс искал свой путь в искусстве, об этом говорят два его ранних пейзажа: «Булонский лес» (1902) и «Люксембургский сад» (1902).

В январе 1941 года художник, страдавший раком двенадцатиперстной кишки, перенес серьезную операцию, после которой подолгу оставался прикованным к постели. Керамика, графика, рисунок, декупаж. Очень скоро Анри заболел бронхитом и его уволили. В картине «Красные рыбки» (1911, Музей изобразительных искусств, Москва) используя приемы эллипсообразной и обратной перспектив, перекличку тонов и контраст зеленого и красного, Матисс создает эффект кружения рыбок в стеклянном сосуде.

Картина была противоречива и по-своему не укладывалась в заданные пуантилистами рамки. И тех и других Матисс позже изобразит на полотнах. Темные глаза и изгиб бровей выдают в мадам Матисс сильную натуру. Разумеется, это иллюзия. Самих авторов Л. Воксель назвал «дикими» – от этого французского слова и родилось название нового художественного направления («фовизм»), не без гордости принятое молодыми революционерами от живописи.

Он стремился найти такие контрасты цвета, которые излучали бы свет сами по себе. Камиль Моклер сравнил картины с брошенным в лицо горшком краски, а Луи Воксель написал рецензию, в которой назвал Франца Марка «Донателло среди дикарей» и язвительно окрестил новых художников «дикими» (франц.

В том же году Матисс познакомился с молодым художником Пабло Пикассо. Волосы жены художника написаны синей и черной краской с вкраплениями красного. Его яркие работы оставили глубокий след во французской и мировой живописи. Весной 1906 года он увидел холст «Радость жизни» и захотел познакомиться с художником.

А его принципами стало использование ярких цветов, декоративность и упрощенность формы. В 1892 приехал в Париж, где посещал мастерскую Бугро, Академию Жюльена, Школу Изящных Искусств (эколь де боз ар), школу декоративного искусства, позже в 1895-98 годах занимается в матерской у Гюстава Моро. В картине «Красные рыбки» (1911, Музей изобразительных искусств, Москва) используя приемы эллипсообразной и обратной перспектив, перекличку тонов и контраст зеленого и красного, Матисс создает эффект кружения рыбок в стеклянном сосуде.

Среди последних работ, которые Матисс создал перед своей смертью – «Память Океании», прообразом которой стала старая фотография, сделанной в 1930 г. на шхуне на Таити. В 1904 году состоялась его первая персональная выставка в галерее дилера Амбруаза Воллара. В Сен-Тропе из-под кисти художника вышел первый шедевр— Роскошь, покой и наслаждение (1904/1905). Картина «Роскошь, Спокойствие и Наслаждение» является наиболее известным трудом Матисса в неоимпрессионизме, однако год спустя художник отказывается от этого стиля и становится пионером фовизма. «Мы стремимся к ясности, упрощая идеи и смыслы, – позже объяснял он.

Поиски непосредственной передачи ощущений при помощи интенсивного цвета, упрощенного рисунка и плоскостного изображения отразились в произведениях, представленных им на выставке «диких» (фовистов) на Осеннем Салоне 1905. Помогает определиться в пространстве также окно. У Анри и Амели один за другим родились два сына. Когда он поправлялся после операции, мать купила ему принадлежности для рисования. Эта простота (и совсем уж «детскость» в конце жизни – чего стоят его аппликации. ) является результатом точнейшего расчета, кропотливого изучения естественных форм и их смелого упрощения.

В путешествии он ни разу не притрагивался к кистям, но по возвращении написал картину «Голубая обнажённая (Сувенир из Бискры)», ставшую одной из его знаковых работ (в 1913 религиозные фанатики демонстративно сожгли репродукцию этой работы в Чикаго). В «Заметках живописца» (1908) он формулирует свои художественные принципы, говорит о необходимости «эмоций за счет простых средств». Еще один композиционный источник – легендарный «Завтрак на траве» Мане. В период 1946-1948 гг. Раз в неделю все вместе они посещали музей, согласно учебной программе. Матиссу пришлось «хлебнуть» страшного XX века, но жестокости и страданий в его творчестве нет и в помине.

В Сен-Тропе из-под кисти художника вышел первый шедевр— Роскошь, покой и наслаждение (1904/1905). Матисс работал в разных жанрах и видах искусства и использовал разнообразные техники. Всмотримся в еще одно его произведение, написанное для столовой С. Щукина. Две зимы, проведенные художником в Марокко (1912 и 1913), обогатили его знанием восточных мотивов, а долгая жизнь на Ривьере способствовала развитию яркой палитры. Ныне Коллекция сестёр Коэн является ядром экспозиции Музея искусств в Балтиморе (англ. ) русск. Зато с предельной выразительностью передан экстаз, захвативший танцующих.

Четкий узор вышивки на блузе сохраняется, но фигура героини, слегка выпрямляясь и на глазах «вырастая», заполняет собой почти все пространство картины и в целом принимает отчетливую форму сердечка. Лето 1905 года Матисс провел на южном побережье Франции.

По прошествии времени, монументальное полотно Танец стало одним из самых ярких и значительных во всём творчестве Матисса. Композиционное решение нарочито плоскостно, декоративно. Исчезают стул и обои. Мастерски переданы эффекты голубых теней и ослепляющих лучей солнца.

В феврале 1902 года он принял участие в совместной выставке во вновь открывшейся галерее Берты Вейль. Его называли грубым, нахальным недоучкой, но все же именно Матисс привлек внимание Щукина. Такой, наверное, воспринимал художник свою жену. В 1898 году художник женился на Амели Перейр. Стиль его живописи заметно упрощается рисунок как основа композиции выявляется все определеннее («Румынская блуза», 1940, Центр современного искусства им.

Началась их дружба, полная духом соперничества, но и взаимного уважения. Ж. Помпиду, Париж). Матисс очень любил персидскую миниатюру – с ее волнующими воображение спиралями, золотыми листьями, плоскими пятнами чистого цвета, но не менее сильно притягивали его и примитивные африканские скульптуры. В 1892 приехал в Париж, где учился в Академии Жюлиана, а позже у Гюстава Моро. Две зимы, проведенные художником в Марокко (1912 и 1913), обогатили его знанием восточных мотивов, а долгая жизнь на Ривьере способствовала развитию яркой палитры.

Он – психолог, «врачеватель» ран его картины представляют собой островок тишины и мира – то есть как раз того, чего так не времен, теперь его цвет усложнился «контролировать» его стало гораздо труднее. И еще из него же: «Если в картинах стало много изысканности, если там топкие оттенки, переливы цвета без настоящей энергии – тогда время призывать на помощь великолепные голубые, красные и желтые тона, которые способны воззвать к глубинам человеческой чувственности». Лето 1896 года он провёл на острове Бель-Иль у побережья Бретани, вместе с Эмилем Бери, соседом по лестничной площадке в Париже. Другие панно исполненные по эскизам мастера, помещены в интерьере художник крайне скуп на детали, беспокойные черные линии драматично повествуют о Страшном Суде (западная стена капеллы) рядом с алтарем изображение самого Доминика.

Матисс был признан лидером фовистов, наряду с Андре Дереном. «Натюрморт»В это время картины Матисса отличаются ярким колоритом, контрастностью, чистотой и резкостью цветов, плоскостностью и отсутствием теней. В панно «Танец» (1910, Эрмитаж) представлен экстатический танец, навеянный впечатлениями от русских сезонов С. Дягилева, выступлений Айседоры Дункан и греческой вазовой живописи. «Красная комната», ЭрмитажПлоское пространство комнаты заливает алый цвет. В мастерской Анри Матисса появляются ученики из разных стран. Над керамической крышей изображающей небо с облаками, парит ажурный крест над входом в капеллу — керамическое панно с изображением святого Доминика и Девы Марии.

Ухудшение здоровья вынудило его упростить свой стиль. В Марокко, Матиссом были созданы подлинные шедевры и заложены основы позднейшего декоративного стиля живописи. Там Матисс устроил большую мастерскую, предназначенную для создания живописныхкомпозиций в новой яркой манере, еще в 1905 году на выставке в Осеннем Салоне, названной одним из журналистов фовизмом (в переводе работать в манере диких зверей зоосада).

В панно «Танец» (1910, Эрмитаж) представлен экстатический танец, навеянный впечатлениями от русских сезонов С. Дягилева, выступлений Айседоры Дункан и греческой вазовой живописи. Для дягилевских постановок делает эскизы декораций балета «Красное и черное» на музыку Д. Шостаковича. "Я не революционер по принципу", – сказал он однажды. (фр. cole nationale suprieure des arts dcoratifs de Paris), где познакомился с юным Альбером Марке. Появляются первые литографии, гравюры на дереве, керамика.

Это видно и по его картинам. Выходные мальчик проводил у бабушки Жерар, в доме по улице Шен-Арно. В 1909 году С. Щукин заказал Матиссу два панно для своего московского особняка – «Танец» и «Музыка». Особенного внимания заслуживал его мазок. Лидия ухаживала за ним, помогала бороться с бессонницей, астмой и моральным истощением. Ковёр на этой картине – реальный. Матисс использовал цвет ради цвета, став лидером фовизма вместе с Андре Дереном.

Это изображение жены Матисса является наглядным тому примером. Новые впечатления, знакомства, обстоятельства всегда находили отражение в его творчестве. Матисс не просто влился в круг этих новых художников, но вскоре возглавил их движение, полностью отказавшись от оптического, «правильного» цвета.

В искусстве фовизма ему помогли не только европейские формы живописи, но и скульптура Африки (которая, кстати, послужил и началом становления кубизма), японская ксилография, арабское декоративное искусство. Доминика и Девы Марии. Другое название этой работы – «Десерт».

Ковёр на этой картине – реальный. Возможно именно после московских видений, агрессивные полотна, написанные огненными фовистскими красками предшествующего периода, могли показаться Матиссу недостаточно гармоничными. Довольно скоро Матисс отказался от использования техники пуантилизма (техника, при которой изображение наносится небольшими точками из чистых несмешанных красок) в пользу широких, энергичных штрихов. В том же году Матисс познакомился с молодым художником Пабло Пикассо. Матисс переосмыслил своё творение и применил метод аппликации (декупаж). Третье панно — «Купание или медитация» — осталось лишь в набросках.

Стиль его отличается гибкостью линий, то прерывистых, то округлых, передающих разнообразные силуэты и очертания («Темы и вариации», 1941, уголь, перо), четко ритмизирующих его строго продуманные, большей частью уравновешенные композиции. Сам художник никогда не воплощал своей мечты о парадизе (цветном земном рае) с той силой непосредственности и чистоты, без примеси рефлексии, как в Марокко. Несомненно, однако, что в 1913 году, в период упоения машинным конструктивизмом грядущего компьютерного века, марокканский цикл Матисса не мог восприниматься с той острой, ностальгической силой, как сегодня. Сам Матисс признался, что не знал, почему он выбрал красный цвет для композиции, хотя одна более ранняя картина "Красная комната" (1908) также характеризовалась преобладанием малинового. Под конец жизни врачи запретили Матиссу рисовать – он мог полностью потерять зрение.

В настоящее время существует в двух версиях. Позднее эта тема повторится в «Танце с настурциями». Интенсивный, контрастный цвет фовистских полотен (панно) Матисса до 1910 года, был призван привлечь внимание зрителя, создать особую атмосферу гармонии и созерцания в декорированных ими помещениях.

1930—1940: Раздвинутое пространство картины. Или помчаться, кружась, в танце, забывая обо всём на свете. В панно «Танец» (1910, Эрмитаж) представлен экстатический танец, навеянный впечатлениями от русских сезонов С. Дягилева, выступлений Айседоры Дункан и греческой вазовой живописи. Две зимы, проведенные художником в Марокко (1912 и 1913), обогатили его знанием восточных мотивов, а долгая жизнь на Ривьере способствовала развитию яркой палитры. Эта техника не была чем-то новым для художника: он использовал ее еще в 1919 году. Яркий пунцовый цвет здесь прекрасно сбалансирован с синим и зеленым.

Лето 1905 года Матисс провел на южном побережье Франции. Анри Матисс родился на севере Франции в 1869 году в семье преуспевающего торговца зерном. Анри Эмиль Бенуа Матисс (фр. Henri mile Benot Matisse 31 декабря 1869, Ле-Като-Камбрези, Нор, Франция (Вторая французская империя)— 3 ноября 1954, Ницца, Франция)— французский художник и скульптор, лидер течения фовистов.

В 1872 году родился младший брат Анри, Эмиль Огюст. Для дягилевских постановок делает эскизы декораций балета «Красное и черное» на музыку Д. Шостаковича.

Его модель Каролина Жобло (фр. Caroline Joblau) родила дочь Маргариту (1894—1982). Лето 1896 года он провёл на острове Бель-Иль у побережья Бретани, вместе с Эмилем Бери, соседом по лестничной площадке в Париже. Здесь Анри познакомился с художником из Австралии, Джоном Питером Расселом, другом Огюста Родена, коллекционером произведений Эмиля Бернара и Винсента ван Гога. Перед Второй мировой войной Матисс иллюстрирует книги, выпускаемые малыми тиражами (гравюра или литография). В апреле и июне того же года впервые были куплены его произведения19.

Эти две поездки в Марокко, в начале и конце 1912 года, можно рассматривать как одно темпераментное путешествие, в результате которого были созданы такие шедевры зрелого декоративного стиля Матисса, как Марокканский триптих (ГМИИ), портрет Стоящего рифа (Марокканец в зеленой одежде) и Арабская кофейня (обе картины художника находятся в Эрмитаже). Матисс же занял собственную позицию, став, по сути, предтечей «Модерновой революции». Другие панно исполненные по эскизам мастера, помещены в интерьере художник крайне скуп на детали, беспокойные черные линии драматично повествуют о Страшном Суде (западная стена капеллы) рядом с алтарем изображение самого Доминика. Перед отправкой в Россию, панно были выставлены в Париже. Голова девушки оказывается частично срезана верхним краем полотна. Присесть у окна и увидеть потрясающие пейзажи, городские панорамы, странных прохожих.

К 1906 завершает работу над композицией «Радость жизни», сюжет которой навеян поэмой «Послеобеденный отдых фавна» С. Малларме: в сюжете сочетаются мотивы пасторали и вакханалии. «Мне просто это подходило», — признется она позже. Поиски непосредственной передачи ощущений при помощи интенсивного цвета, упрощенного рисунка и плоскостного изображения отразились в произведениях, представленных им на выставке «диких» (фовистов) на Осеннем Салоне 1905. Период увлечения фовизмом (который, по большом) счету, Матисс и придумал) зафиксировал отход Матисса от «сладкого» неоимпрессионистского цвета.

В 1907 Матисс путешествует по Италии (Венеция, Падуя, Флоренция, Сиена). Неплохим смотрится и название этого произведения, заимствованное у Бодлера. Как заметил биограф художника, Лоуренс Гоуинг, «был период, когда постоянным сюжетом Матисса стало обнаженное женское тело». (фр. Эта работа тронула Щукина.

В 17 лет уехал в Париж и поступил на юридический факультет Сорбонны. В 1908 году Щукин заказал художнику три декоративных панно для своего дома в Москве: Танец (1910), Музыка (1910) и Купание или Медитация (последнее панно осталось лишь в эскизах). В то же время мне понадобится второе панно, сюжетом которого могла бы быть музыка» Вторую версию «Танца» Матисс завершил в 1910 и перед отправкой заказчику выставил её вместе с «Музыкой» на осеннем Парижском Салоне.

В 1904 году Анри Матисс пробует себя в дивизионизме и пуантилизме. Анри уехал в Париж осенью 1891 года. Его одалиски – это носительницы божественной гармонии, а не сексуального чувства (оно ведь, поопределению, беспокойно).

Там Матисс устроил большую мастерскую, предназначенную для создания живописныхкомпозиций в новой яркой манере, еще в 1905 году на выставке в Осеннем Салоне, названной одним из журналистов фовизмом (в переводе работать в манере диких зверей зоосада). Художник углубил черты лица с помощью тонкой штриховки и наложения телесных тонов. Полотна «Танец» и «Музыку» он вывести не успел и они направились в Эрмитаж. При этом художник прибегал к синтезу природных и орнаментальных узоров и красок40. Друг и дружеский соперник Пикассо, темпераментно он был антиподом испанского художника.

Но Матисс утверждал: «Я создаю не женщину, я создаю картину». Свет господствует в замечательном холсте Открытое окно с видом на бухту в Танжере. И. Стравинский и С. Дягилев предложили ему оформить балет «Песнь соловья». В графике Матисса арабеск сочетается с тонкой передачей чувственного обаяния натуры.

Композиционное решение нарочито плоскостно, декоративно. В процессе создания эскизов Матисс начал использовать технику вырезок из цветной бумаги («декупаж»), которой широко пользовался в дальнейшем (например, в серии «Джаз», 1944-47, воспроизведенной впоследствии в литографиях). Его модель Каролина Жобло (фр. Эти плоскости играют в картине важную роль – в том числе и композиционную. При этом он продолжал заниматься юриспруденцией. Другие, такие как «Синий кувшин», «Красные рыбы», «Танец с настурциями», можно увидеть в Москве.

И он началвырезать. Затем, чтобы, произведя искуснейший синтез «природы» и «культуры», выразить непосредственное ощущение жизни в строжайшей художественной форме. В ней Матисс изобразил облачённых в экзотические наряды женщин на декоративном фоне. В Сен-Тропе из-под кисти художника вышел первый шедевр— (1904/1905). Затем, чтобы, произведя искуснейший синтез «природы» и «культуры», выразить непосредственное ощущение жизни в строжайшей художественной форме.

Это его так увлекло, что он, преодолев сопротивление отца, решил стать художником и записался в школу рисунка Кантен де ля Тур (фр. Ecole Quentin de la Tour), где обучались чертёжники для текстильной промышленности. В 1891 году он оставил юридическую практику и снова приехал в Париж, где поступил в Академию Жюлиана. В процессе создания эскизов Матисс начал использовать технику вырезок из цветной бумаги («декупаж»), которой широко пользовался в дальнейшем (например, в серии «Джаз», 1944-47, воспроизведенной впоследствии в литографиях). В апреле и июне того же года впервые были куплены его произведения. Доминика и Девы Марии.

Такой, наверное, воспринимал художник свою жену. – "Танец" написан мной всего тремя красками. При этом художник прибегал к синтезу природных и орнаментальных узоров и красок. В 1908 г. Матисс совершил свою первую поездку в Германию, где познакомился с художниками из группы Мост (основоположники немецкого экспрессионизма). Под влиянием живописи О. Ренуара, с которым Матисс знакомится в Ницце, он увлекается изображением натурщиц в легких одеяниях (цикл «одалисок») интересуется мастерами рококо.

Матисс всегда стремился изображать не сам предмет, а свое отношение к увиденному. В июне 1904 года состоялась первая персональная выставка Анри Матисса в галерее Амбруаза Воллара, не имевшая, однако, большого успеха. Очень интересно наблюдать эволюцию художественного взгляда Матисса по его работам. Матисс участвовал в выставках под названием «Салон независимых», которые регулярно проводились в Обществе.

Все это заметно улучшило материальное положение живописца. Синий цвет передает небо, розовый – тела танцоров, а зеленым цветом изображен холм». В 1895 году оба выдержали вступительные экзамены в Школу изящных искусств и были приняты в мастерскую Гюстава Моро, у которого с 1893 года они обучались в качестве приглашённых студентов. Это было время невероятно интенсивного внутреннего развития: новой угловатой геометрии и нового колорита с преобладанием жемчужно-серого и чёрного. В них господствовали яркие краски, а композиции, заполненные движущимися в танце или играющими на музыкальных инструментах обнаженными людьми, символизировали природные стихии— воздух, огонь и землю.

Произведения эти, произведшие скандальный фурор, положили начало фовизму. Родился 31 декабря 1869 в Ле-Като на севере Франции.

В 1892 приехал в Париж, где учился в Академии Жюлиана, а позже у Гюстава Моро. Работа с моделью начиналась только после освоения техники копирования. Его поздние работы были столь же экспериментальными и яркими, как и ранние. Искаженные размеры нижней части тела героини картины заставляют вспомнить о примитивной африканской скульптуре, для которой характерны похожие законы «построения» образа.

Когда художник создавал свою «Женщину в шляпе» (1905), он хотел лишь показать потенциальные возможности чистого цвета. Некоторые историки искусства считают, что "Память Океании" (и еще одна габаритная работа, сделанная примерно в то же время под названием "Улитка"), были ответами на крупномасштабную абстракцию, появившуюся в Соединенных Штатах в то время, в частности, "абстрактный экспрессионизм". Стиль его отличается гибкостью линий, то прерывистых, то округлых, передающих разнообразные силуэты и очертания («Темы и вариации», 1941, уголь, перо), четко ритмизирующих его строго продуманные, большей частью уравновешенные композиции.

Он увлекся эстетикой Ислама, восточными орнаментами (арабесками), персидскими миниатюрами, коврами. Их союз долгое время был идеальным. Жена и дочь были любимыми моделями художника. Последней работой мастера стал макет витражного окна для церкви в Покантико-Хиллс (штат Нью-Йорк), созданный по заказу Нельсона Рокфеллера.

Коллекционер предложил или сделать панно поменьше или нарисовать женщин в платьях. В те дни художник был настолько расстроен, что даже думал отказаться от занятия живописью. Вообще, Матисс жадно впитывал в себя всё, что касалось изобразительного искусства: он копировал в Лувре произведения старых французских и голландских мастеров, особенно привлекало его творчество Жана-Батиста Симеона Шардена.

В те дни художник был настолько расстроен, что даже думал отказаться от занятия живописью. И мать принесла сыну коробку с красками. В частности, его палитра сильно светлеет, появляется своеобразная техника импрессионистского мазка.

Все остальное здесь придумал сам Матисс. Темные глаза и изгиб бровей выдают в мадам Матисс сильную натуру. Все остальное здесь придумал сам Матисс. Но мастер не дает здесь глубину пространства в соответствии с математическими законами, а выписывает глубину лишь треугольниками незаполненного ковром пространства. Мир Матисса — это мир танцев и пасторалей, музыки и музыкальных инструментов, красивых ваз, сочных плодов и оранжерейных растений, разнообразных сосудов, ковров и пестрых тканей, бронзовых статуэток и бесконечных видов из окна (любимый мотив художника). Под влиянием живописи О. Ренуара, с которым Матисс знакомится в Ницце, он увлекается изображением натурщиц в легких одеяниях (цикл «одалисок») интересуется мастерами рококо.

Амели погрузилась в заботу о муже и была готова пожертвовать многим ради Анри. Стиль его живописи заметно упрощается рисунок как основа композиции выявляется все определеннее («Румынская блуза», 1940, Центр современного искусства им. Детям там преподавали только зарубежную литературу, а за непослушание били палками и линейками. Перед тем, как отправить картину заказчику, он выставил её в Осеннем Салоне в Париже. К 1906 завершает работу над композицией «Радость жизни», сюжет которой навеян поэмой «Послеобеденный отдых фавна» С. Малларме: в сюжете сочетаются мотивы пасторали и вакханалии. В апреле и июне того же года впервые были куплены его произведения.

Анри учился у известного мастера салонного искусства, Виллиама Адольфа Бугро, готовясь к вступительным экзаменам в Школу изящных искусств (фр. cole nationale suprieure des beaux-arts de Paris), куда, однако, не поступил. В 1893 году он перешёл в Школу декоративных искусств (англ. )русск. Для названия картины Матисс выбрал строчку из произведения горячо любимого Бодлера. Все остальное здесь придумал сам Матисс. Примером могут служить «Музыка» (1939) и «Румынская блуза» (1940). В ней художник описывал свои размышления о жизни и искусстве и украшал текст изящными аппликациями из цветной бумаги.

Сам художник никогда не воплощал своей мечты о парадизе (цветном земном рае) с той силой непосредственности и чистоты, без примеси рефлексии, как в Марокко. Эпитет «дикие», прозвучавший в их адрес, дал имя целому направлению. Прическа мадам Матисс могла бы перегрузить композицию, но ее уравновешивает яркий бирюзовый фон. Наверное, Матисс сделал бы неплохую карьеру в юриспруденции, если бы не случай.

Кроме того, Матисс испытал сильное влияние произведений исламского искусства, показанных на выставке в Мюнхене. Две зимы, проведенные художником в Марокко (1912 и 1913), обогатили его знанием восточных мотивов, а долгая жизнь на Ривьере способствовала развитию яркой палитры. Марокканские пейзажи Матисса, дышащие напоенным солнцем ароматом, быть может, высшие достижения художника, да и всей живописи XX века в трактовке живой природы. В период учебы в Школе декоративных искусств (с 1893 по 1895) он знакомится с Альбером Марке, вместе с которым поступает впоследствии в Академию изящных искусств в мастерскую Гюстава Моро.

В 1920 исполняет эскизы декораций и костюмов для балета И. Стравинского «Соловей» (хореография Л. Мясина, постановка С. Дягилева). 1901—1904 годы были для него временем интенсивных творческих поисков8. Хотя его супруга Амели Парайер (бракосочетание в 1898, двое детей) была владелицей модной лавки их финансовое положение оставляло желать лучшего. В 1930 едет на Таити, работает над двумя вариантами декоративных панно для фонда Барнеса в Мерионе (Филадельфия), которые должны были быть помещены над высокими окнами главного выставочного зала. Картина написана художником в комнате отеля Вилла де Франс, где Матисс останавливался в Танжере и откуда открывался прекрасный вид на медину (старый город) и окрестные пейзажи.

Ж. Помпиду). У Матиссов была конюшня: Анри любил лошадей и даже мечтал стать жокеем. В 1943 году он начал серию иллюстраций к книге «Джаз» из раскрашенных гуашью обрезков (закончена в 1947). Сегодня этот период называют «картины ножницами». Эти две поездки в Марокко, в начале и конце 1912 года, можно рассматривать как одно темпераментное путешествие, в результате которого были созданы такие шедевры зрелого декоративного стиля Матисса, как Марокканский триптих (ГМИИ), портрет Стоящего рифа (Марокканец в зеленой одежде) и Арабская кофейня (обе картины художника находятся в Эрмитаже).

Мир Матисса — это мир танцев и пасторалей, музыки и музыкальных инструментов, красивых ваз, сочных плодов и оранжерейных растений, разнообразных сосудов, ковров и пестрых тканей, бронзовых статуэток и бесконечных видов из окна (любимый мотив художника). Другое дело, что за ощущение жизни было у художника. Фона в привычном понимании в этой работе нет.

«Мы стремимся к ясности, упрощая идеи и смыслы, – позже объяснял он. Краски, принесенные ею в больницу, остались в его руках навсегда. В те дни художник был настолько расстроен, что даже думал отказаться от занятия живописью. В 1941 году Матисс перенёс тяжелую операцию на кишечнике, у него был рак. Расслабляющая атмосфера Южной Франции вдохновила его на создание чувственной серии «Одалиски» — в ней он изобразил облаченных в экзотические наряды женщин на декоративном фоне. Одна картина висит в Эрмитаже в Санкт-Петербурге (самая известная) вторая в Нью-Йорке в Музее современного искусства.

Сосуд, японская ваза, кружка, скульптура, его поле, коньяк. На протяжении 22 лет они были неразлучны. Лицо героини написано более мелкими мазками, чем ее платье и фон картины.

Перед Второй мировой войной Матисс иллюстрирует книги, выпускаемые малыми тиражами (гравюра или литография). Ж. Помпиду, Париж). Мир Матисса — это мир танцев и пасторалей, музыки и музыкальных инструментов, красивых ваз, сочных плодов и оранжерейных растений, разнообразных сосудов, ковров и пестрых тканей, бронзовых статуэток и бесконечных видов из окна (любимый мотив художника). Ныне Коллекция сестёр Коэн является ядром экспозиции Музея искусств в Балтиморе (англ. )русск. Каждый из них имел своих последователей.

В Салоне он выставляет ряд работ и среди них «Женщину в зеленой шляпе».