Картины Художника Куинджи

Наконец Архип Куинджи решается официально вступить в ряды художников передвижников и став полноправным членом данной организации в 1878 году написал 2 картины (Вечер на Украине) и (Лес).

Список картин Архипа Ивановича Куинджи

Его хозяин, местный хлеботорговец, заметил талант мальчика и в 15 лет отправил его в учение к Айвазовскому, в Феодосию. Давно назревавший, как нарыв, выход из «Товарищества передвижников» состоялся и после этого Куинджи выставляет одну картину – «Лунная ночь на Днепре». Ощущение холода, сырости усиливается колористическим решением полотна.

На картине изображено одно из красивейших явлений природы – радуга после сильного дождя. Под влиянием Айвазовского и Фесслера возникло увлечение пейзажем. Большинство горных пейзажей выполнены по памяти, но обладают редкой достоверностью, создаваемой чисто условными средствами – преувеличенными контрастами света и цвета, обобщением форм и силуэтов (Эльбрус вечером, Дарьяльское ущелье). Так вот я же не хочу так, а чтобы навсегда остался один Куинджи.

Архип Куинджи: история 
жизни впяти картинах

Архип Куинджи: история жизни впяти картинах

Очевидно, что вопросы цвето- и световосприятия также обсуждались Куинджи и с Д. И. В. М. А. И. Куинджи родился в семье сапожника в селении Каросу, близ Мариуполя. Своему детищу – Обществу им. Он мечтал о товарищеском и духовном единении.

А год спустя он выставляет картину, поразившую не только публику, но даже искушенных собратьев по искусству – «Украинская ночь». Старался размещать их так, чтобы они были достаточно освещены и не мешали друг другу. В 1868 году Куинджи написал картину «Татарская сакля», близкую к полотнам Айвазовского, за которую получил звание внеклассного художника и в этом же году был принят вольнослушателем в Академию художеств. Куинджи подружился с Репиным, В. Васнецовым, Крамским.

Одним из первых замыслов картины мог быть этюд 1878 года Сосновый лес с речкой. Однако и первая и вторая попытки сдать экзамены в Академию оказались неудачными. В 1868 г. Куинджи выставляет картину «Татарская сакля в Крыму» на академическую выставку и. в результате, с третьей попытки становится вольнослушателем Академии художеств. Художники искали новые пути развития. А ведь именно они открыли начинающему автору дверь в мир большого искусства.

Только с его именем связано такое понятие, как «школа Куинджи». Тоскливый вой собаки, врывающийся в сонное оцепенение степи, усиливает ту тоску и отчаяние, которыми до предела наполнена картина.

Куинджи Архип Иванович 
– биография и картины

Куинджи Архип Иванович – биография и картины

Когда в 1876 году Куинджи показал на выставке передвижников свою «Украинскую ночь», газеты писали, что этот пейзаж абсолютно убивает все другие находящиеся на выставке пейзажи. Это совсем другой Куинджи, наполненный светом, солнцем и соленым ветерком спокойного моря. 1878 году «Украинская ночь» была с успехом продемонстрирована на Всемирной выставке в Париже.

Но его заметили и, поверив в себя и делая отход от «Товарищества», Куинджи, биография которого по-прежнему нестабильна, уезжает на этюды на север. Я вижу, что самый свет на белой избе так верен, что моему глазу так же утомительно на него смотреть, как на живую действительность через 5 минут у меня в глазу больно, я отворачиваюсь, закрываю глаза и не хочу больше смотреть. В первую очередь – мотив с ручьем, обобщение крон деревьев, глубинность пространства.

Архип Куинджи: пейзажная 
философия прославленного 
художника

Архип Куинджи: пейзажная философия прославленного художника

Рисовал с детства, где только мог. Юный Куинджи мечтал поступить в Академию художеств. Этому же обществу он подарил свое имение в Крыму. Архип Иванович учил живописи Н. К. Крым» и многое другое. Он не умел пасовать перед трудностями, а любую задачу хотел решить здесь и сейчас.

«Сам-один» – вот девиз и формула всего его творчества, как и всей его жизни. Короче, я не совсем понимаю Куинджи. Картины Куинджи были необыкновенно популярны. Разные по мотивам, они объединены большим поэтическим чувством.

Она стала первым произведением Куинджи в собрании будущей Третьяковской галереи. Он создает пейзажи «На острове Валааме», «Ладожское озеро», которые привлекают к себе внимание общественности.

Они отвечали страстному желанию новизны, каким было охвачено тогда общество. В ранний период творчества Архип испытывал большое влияние своего учителя Ивана Айвазовского, от которого и перенял мастерство запечатления момента реальности. Отец Куинджи был сапожником. Архип Иванович Куинджи (1841-1910) родился в Мариуполе в семье бедного сапожника-грека.

Как пример: в 1868 году на академической выставке Куинджи выставил «Татарскую саклю в Крыму», за которую 15 сентября Совет Академии художников удостоил пейзажиста званием свободного художника. Редкие огоньки в них усиливают ощущение покоя. Куинджи, в переводе с татарского, означает – золотых дел мастер. Формально чуть больше двух лет (1894-1897) он руководил пейзажным классом Академии художеств, но даже после вынужденного ухода из Академии, вплоть до кончины Куинджи, не распалось это исключительное содружество учителя и учеников.

Мистическая сила 
и трагическая судьба 
картины Куинджи

Мистическая сила и трагическая судьба картины Куинджи

Разными, порою весьма сложными и извилистыми путями идут люди по дорогам судьбы. Именно в этом возрасте у него проявилась страсть к рисованию. Архип Иванович примыкает к кружку «передвижников», т. е. самых горячих бунтарей против ложно-классической рутины, царившей в Академии, самых беззаветных поклонников реализма.

Он удостоен звания свободного художника, после чего ему разрешено сдавать экзамены для получения диплома. Но то же очарование света.

  1. 10 неизвестных: пейзажи Архипа Куинджи
  2. Философия пейзажа: творчество Архипа Куинджи
  3. Мастер пейзажной живописи Архип Иванович Куинджи
  4. Куинджи Архип ИвановичКартины и биография
  5. Архип Куинджи: биография и творчество
  6. Картины — Куинджи, Архип Иванович
  7. Художник Куинджи Архип Иванович

Рано оставшись сиротой, мальчик не смог получить образования. Также Архип Иванович постоянно подчеркивал, что главный секрет его работ кроется в выборе красок. За последние 20 лет на Sotbeys и Christies было продано не более 10 его картин. Куинджи тоже захотел выслушать объяснение.

Это полотно художник писал на протяжении пяти лет – с 1900 по 1905 годы. Фамилия Куинджи была дана ему по прозвищу деда, что по-татарски означает «золотых дел мастер». В серии этюдов с изображением облаков он следит за их движением, жизнью, за тем, как они меняются в своих очертаниях, цвете и освещенности. Один из самых влиятельных художественных критиков того времени Владимир Стасов оценил значение этой работы так: «Если бы он написал только свой «Вид Финляндии», «Забытую деревню», «Степь», «Чумацкий тракт», — он был бы только хороший пейзажист, каких можно указать еще несколько». Помнят его громкую речь и смелые доводы, заставлявшие иногда бледнеть окружающих. О ее цене осведомился морской офицер. Считается шедевром позднего периода творчества Куинджи.

  • Картины Архипа Ивановича Куинджи
  • Все Картины Архип Куинджи по алфавиту
  • Самое интересное в виде мозаики
  • Словари и энциклопедии на Академике
  • Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
  • Архип Иванович Куинджи Биография

Здесь призрачный лунный свет, заливающий стены хат. В это время он возглавляет пейзажную мастерскую Академии художеств и воспитывает интересных художников как Рылов, Рерих, Богаевский, Борисов и другие. Из работ «молчаливых десятилетий» Куинджи стоит отметить «Дубы» (1882), «Облако», Закат в степи», «Ночное» (1905-1098). В том числе две с одним названием. Мазанки, прилепившиеся на спуске к реке, выделяются в темноте белизной стен.

Серебристо-голубоватый тон картины сообщает ей особую эмоциональную приподнятость. Вначале обучался искусству самостоятельно, подрабатывая как ретушер у фотографа. «Куинджи любил учеников. Знают его как славного мечтателя в стремлении объять великое и всех примирить, отдавшего все свое миллионное состояние.

10 неизвестных: 
пейзажи Архипа Куинджи

Однако совершенно ясно одно – этот человек сделал себя сам. Вид на гору Демерджи. «Сами по себе луна и солнце, — писал Крамской, — не предмет для живописи». Художник много путешествовал. Яйла», «Горный склон. Нет никакого сомнения, что он вполне чистосердечно принимал девиз реализма, «ученичества» у природы, что заодно со всеми своими современниками искал только правды, только приближения к действительности. Архип был выходцем далеко не из богатой семьи, он был сыном сапожника и имел греческие корни.

Во многих картинах практически нет никакого особого сюжета. Вообще к этому времени художник создал примерно пятьсот работ. Так же не поняты и не приняты два его полотна, написанные в 1978 г. – Закат солнца в лесу и Вечер. У нас в селе не видела я ковриков с русалками или оленями. Чтобы заработать на жизнь пас гусей, подручным помогал при постройке храма, нанимался на работу к хлебную лавку, в свободное время познавал греческую грамоту у местного учителя Грека, в последствии его взяли на обучение в Мариупольское училище. Это высочайший недостижимый идеал, ослепительно прекрасный при этом. Друзья не понимали причин, волновались. Крым», «Морской берег.

Для современников художника его картины были радостным откровением. Одной из самых знаменитых работ Куинджи стала картина «Березовая роща». Вполне возможно, что именно после одобрительных отзывов многих художников Павел Третьяков поручил своему брату Сергею, приехавшему в Петербург, приобрести картину «На острове Валааме».

Лиричность пейзажей Саврасова, поэтическое восприятие природы в картинах Васильева, эпичность полотен Шишкина — все открывается перед внимательным взглядом молодого художника. Испытал особое влияние И. К. Айвазовского. А как только голос спадет надо уходить, не показываться, чтобы не осмеяли. Пожалуй именно здесь, в этом эпизоде, в этом своеобразном «начале» художника, можно уже усмотреть некоторый ключ к той загадке, какую представляет собой вся фигура и судьба Архипа Ивановича.

Для конца XIX века такое представление картины было уникальным и производило сильное впечатление. Картина «Осенняя распутица» приносит Куинджи звание классного художника. В результате появились картины: Ладожское озеро (1872), На острове Валаам (1873).

Лунная ночь», «Снежные вершины», «Снежные вершины. Эффект светоцветового контраста создает впечатление ясности мира. Художник утверждал в них красоту природы, восхищался живительной силой солнечного тепла. Но тот никак не мог успокоиться: «Позвольте. О нем говорили, как о маге и чародее.

А далее началось чудо творчества, за которое Архип Иванович позднее получил прозвание «художника света». В совершенном большинстве работ художника именно свет, его различные оттенки и состояния играют роль главного действующего лица. Он пишет все новые и новые работы ища другое стилевое направление. В 1874 г. за картину «Снег» он удостаивается бронзовой медали международной выставки в Лондоне. В 1877 г. художник становится членом Товарищества передвижников, а в 1879 г. – покидает его. В 1880 г. Куинджи устраивает в Обществе поощрения художеств выставку одной своей картины: «Лунная ночь на Днепре» имевшую огромный успех.

Сам Куинджи знал всю тяготу борьбы за правду. Он преподавал в художественной мастерской, где его учениками были такие великие деятели, как Н. К. Рерих, А. А. Рылов, К. Ф. Богаевский. В ней предстает словно олицетворение величия природы, ее загадочности и непостижимости. Образы природы на картинах Куинджи этого периода полны созерцательности, тишины, покоя. Придает необычайность и поэтичность скромному пейзажу. В 1882 г. художник создал две авторские копии этой картины.

Дальнейшим шагом в этом направлении явились картины Куинджи 1879 года «После грозы», «Север» и особенно знаменитая «Березовая роща». В его ликующем сиянии все принимает призрачные очертания, неузнаваемо преображается. Рано лишился родителей и жил в большой бедности.

Кавказ». Интерес к решению «световых» задач прослеживается с первых же пейзажей Куинджи. После ухода офицера художник узнал, что у него побывал великий князь Константин. С 1882 года начинается так называемый «молчаливый период» в творчестве художника. Полон жизни, движения, ощущения свежести омытой дождем природы пейзаж После грозы. – восклицал Репин. Такое неординарное решение создавало впечатление светящейся реки.

Куинджи, творя в такой атмосфере, как и многие двигался по направлению к новому. Небесный свет, ниспадающий на радугу, дает надежду на лучшее и веру в светлое будущее. Рериха. Однако интерпретация пейзажа другая, лишенная шишкинской эпичности.

Айвазовский был маринист. В эти же годы им исполнены виды Москвы с Воробьевых гор. Архип Иванович, никогда не прикасавшийся к математике, просидел над задачей ночь, а утром, гордый, явился к Ивану Крамскому – задача была решена.

и А. М. Небо высокое, волнующее, как всегда у Куинджи, занимает более половины холста. Опираясь в работе над ними на романтический опыт своих предшественников, он поначалу лишь «называл» тему, не углубляясь в нее, как например, в самой ранней из известных нам работ 1869 года «Исаакиевский собор при лунном освещении». Украинская ночь знаменует перелом в творчестве Куинджи.

Архип Иванович Куинджи, один из самых великих русских художников. Художнику надо выступать на выставках, пока у него, как у певца, голос есть.

Архип Куинджи был не просто художником, но и превосходным учителем. Зритель вдыхает свежий запах земли после дождя, чувствует легкий прохладный ветер. Архип Иванович Куинджи (при рождении Куюмджи укр. Совсем иные по настроению Степь вечером и Степь в цвету. Архип Иванович Куинджи был, воистину, кузнецом своей судьбы.

Но спустя три года он нарисовал картину, которую выставил на выставке Академии. Он создал особый тип романтического пейзаажа, основанного на реалистическом восприятии мира. Трудно найти в искусстве аналог куинджевскому наставничеству и учительству.

И действительно, творчество А. И. Куинджи (1842-1910) — одна из самых ярких страниц украинского искусства второй половины XIX века. Оригинальная национальность чувствуется у него еще более, чем у других». Когда выставлялась его знаменитая картина «Лунная ночь на Днепре» (1880), то для правильного размещения картины была отдана целая стена а художник распорядился занавесить все окна в зале и осветить только картину. В этом же году он начал работу, над которой будет трудиться 23 года, – «Вечер на Украине». Выйдя из самых необеспеченных низов общества, художник, как только стали позволять средства, начал заниматься благотворительностью, отдавая огромные по тем временам деньги (по сто, сто пятьдесят тысяч рублей) и Академии художеств и Обществу художников им. Но именно после «Украинской ночи», по словам Стасова, он «пошел по своей собственной, крайне оригинальной дороге».

В 1860-1861 годах Архип едет в Петербург, в надежде поступить в Академию художеств. Она не понята была даже Крамским. С этих работ, по существу, начинается новый этап творчества вполне сложившегося художника. В окончательном варианте нет ничего случайного, списанного с натуры. Вся природа словно погрузилась в сон, объятая чернотой ночи. Решено было в знак заслуг Архипа Ивановича присвоить Обществу его имя.

Но без подготовки не смог выдержать экзамен. Когда появляются картины «На острове Валааме», «Украинская ночь», «Север», «Ночь на Днепре», а затем и целая серия «лунных» пейзажей — «Дарьяльское ущелье», «Эльбрус», «Лунная ночь», «Пятна лунного света на снегу» и многих-многих других, становится ясно, что художник пластическим языком живописи исследует это природное явление, стремясь проникнуть в самую его суть. В этот период постепенно начали меняться основы классического искусства. Русский художник родился в 1842 году в Мариуполе в семье бедного грека-сапожника. «Оставьте, Архип Иванович, все равно не поймете. » – возразил ему Крамской.

Критики отмечали «новость и невиданной силы эффект В иллюзии лунного света Куинджи пошел дальше всех, даже Айвазовского». Все навеяно темой беспросветной жизни народа, которую так любили передвижники. Куинджи заимствовал в нем у Шишкина композицию, близкую Корабельной роще.

«Берёзовая роща» за 102 000 долларов США (20. 11. 2005, Christies) и «Берёзовая роща» за 3 065 000 долларов США (15. 04. 2008, Sotbeys). Величественный Кавказ он отразил, написав цикл картин: «Эльбрус днем», «Эльбрус. Ни одна картина Куинджи не поступает отныне в продажу. А расположение по вертикали создает ощущение величественности увиденного. Оставшись сиротой, был вынужден пойти в люди. Декоративизм Куинджи проявился здесь особенно обнаженно.

Почти все художники встретили картину с недоверием, настороженностью и отрицанием. Илья Репин писал Павлу Третьякову о еще не законченной работе Куинджи: «всем она ужасно нравится и еще не дальше как сегодня заходил ко мне Крамской – он от нее в восторге». Картина Север продолжала серию северных пейзажей, начатых Ладожским озером.

Знают его как друга молодежи и печальника обездоленных. От эскиза к эскизу уточнялись расположение деревьев, размеры поляны. Рассказывают, что однажды Д. И. Он «срезается» дважды, но не сдается и создает картину «Татарская сакля в Крыму». В 1868–1870 посещал занятия в петербургской Академии художеств в качестве вольнослушателя.

Для современников художника его картины были радостным откровением. Знают, как он после неслыханного успеха прекратил выставлять работал для себя. «Но, — говорил он о произведениях Куинджи, — глядя на такие картины, я могу сделаться лучше, добрее, здоровее». Декоративный эффект Вечера в картине Вечер на Украине (1901) еще более форсирован. В 1845 году у мальчика умерли отец и мать, а еще через несколько лет родственники отдали мальчика «в люди» – сначала к строительному подрядчику Чабаненко, потом к хлеботорговцу Аморети. Это я слилось, спаялось с искусством. Куинджи назвал невероятную по тем временам цену в пять тысяч и услышал утвердительный ответ. Родился в Мариуполе в январе 1841 в семье сапожника-грека.

В 1875-м он выставил свою работу «Чумацкий тракт в Мариуполе». Современники рассказывали о нем следующее. Любимый с деревенского детства.

В то же время в картине нет «романтического тождества» между автором и стихией природы. Кому-то она помогает, кому-то наоборот создает дополнительные препятствия. Репетитор объяснял сложную алгебраическую задачу. Казалось, все птицы столицы слетались к нему и покрывали его плечи, руки и голову. Менделеевым – хорошим знакомым художника.

Но Куинджи был недоволен этими работами и на выставку их не представил. «Но, – говорил он о произведениях Куинджи, – глядя на такие картины, я могу сделаться лучше, добрее, здоровее». Противоположный берег тонет во мраке ночи. Однако поступить ему не удалось: он дважды «провалился» на вступительных экзаменах.

Вся культурная Россия знала Куинджи. Эскиз Львовского художественного музея залит томительным малиновым цветом. Его признали самым русским и самым самобытным живописцем. Предположительно до десяти лет он посещал начальную греческую школу, а через год поступил к подрядчику по строительству церкви, затем прислуживал богатому зерноторговцу.

Удивительно разнообразны не только темы, но и их колористические решения. В 1901 году художник выходит из уединения и показывает друзьям и ученикам работу, начатую двадцать три года назад, – «Вечер на Украине», а еще произведения «Христос в Гефсиманском саду» (1901), «Березовая роща» (1901). Архип ванович Кундж, (15 (27) января 1841, по другой версии 1842, местечко Карасу (Карасёвка), ныне в черте Мариуполя, Российская империя — 11 (24) июля 1910, Санкт-Петербург, Российская империя) — русский художник греческого происхождения, мастер пейзажной живописи. Его просто-напросто не принимали в Академию. В Академии художеств никто не ждал с распростертыми объятиями Куинджи. Крым», «Крым.

У получившего диплом Куинджи биография обогатилась знакомством с передвижниками. Искрится легкая рябь на воде.

После поездок в Крым появились многочисленные этюды: «Эльбрус», «Лунная ночь», «Казбек вечером». Я совершенный дурак перед этой картиной. Огромный успех имела также работа «Снег», которая была отмечена бронзовой медалью на лондонской выставке. Конечно, это лишь одна из версий. Критик Московских ведомостей отмечал в Вечере ярко-малиновые хаты.

– Коренастая фигура с огромной головой, шевелюрой Авессалома и очаровательными очами быка. Позднее стилями картин Куинджи будут реализм, романтизм и философский пейзаж, но его искусство развивалось волнами. В 1873 году Куинджи работал над картиной «На острове Валааме», слухи о которой до ее завершения стали распространяться среди петербургских художников. Для многочисленных эскизов характерен его общий творческий подход к живописной работе – домысливание, досочинение того, что он видит или пишет зачастую по памяти.

Лето 1872 года Куинджи провел на Ладожском озере, на острове Валаам. Его мастерская была лабораторией исследователя. Но поучиться у прославленного мастера ему не довелось. Ранние пейзажи Куинджи (На острове Валааме, 1873 Чумацкий тракт, 1875) следуют канонам романтического и романтико-передвижнического пейзажа, однако уже в них проявляется высокое мастерство поэтических обобщений.

Манера художника помогала создавать совершенные пейзажи. Он говорил мне: Подойди ближе, я скажу им, чтобы они не боялись тебя. Тем более это относится к серии «гор». Крамским – идеологом передовых русских художников. А потом упорно из года в год все делал новые попытки.

Краски горят на белых стенах хаты. Тишина царит над миром. Нет больше выставок Куинджи. Небу отдано явное предпочтение, мазок здесь динамичен и прерывист. Бездонное и величавое распростерлось над землей небо. Кое-где видны тропинки, ведущие к Днепру.

Надо сказать, что картины Куинджи всегда вызывали (и продолжают вызывать) непреходящее удивление. Верны тоновые переходы зеленого от светлого к темному. Но наибольший успех на выставке выпал на долю картины Березовая роща. Картина «Лунная ночь на Днепре» была написана Архипом Куинджи в то время, когда он окончательно вышел из Товарищества передвижных выставок: необходимость вписываться в определенную программу этого объединения сковывала художника. И теперь, любуясь где-нибудь над рекой зрелищем лунной ночи или закатом, горящим между черными стволами деревьев, не говорим ли мы: «Будто на картине Куинджи». Непримиримый там, где дело коснется его художественных убеждений исполненный бурной энергии, властный, ни на вершок не сворачивающий с намеченного пути, – и мягко-сердобольный, снисходительный, нежный к людям и животным, особенно к страдающим, вечно готовый прийти на помощь чужому горю.

«Сами по себе луна и солнце, – писал Крамской, – не предмет для живописи». Первое прикосновение к краскам и кистям. Знают, какими личными лишениями это состояние было составлено. Художник отличался вспыльчивым, нетерпеливым нравом. Неужели это художественное впечатление. Даже нападки делали это имя еще более значительным. Успех художника признала и Академия художеств, но звание академика ему так и не присудила, ограничившись званием художника 1-й степени. Говорят, что он крепко пил, вот таким образом и вернулся в родные места.

И теперь, любуясь где-нибудь над рекой зрелищем лунной ночи или закатом, горящим между черными стволами деревьев, не говорим ли мы: «Будто на картине Куинджи». Висели репродукции известных художников: в клубе сельском Васнецов "Иван -царевич на сером волке", у прораба по строительству в зале Репин "Иван грозный убивает своего сына", в столовой почему-то опять же репинская "Запорожцы пишут письмо турецкому султану", у нас дома "Дети, бегущие от грозы"Маковского и в сельской библиотеке Куинджи "Березовая роща".

Ну, вот и скажут: был Куинджи и не стало Куинджи. Ах, как живо помню я его за этим процессом. Наступили долгие годы молчания. «Пятна лунного света» и другие. Куинджи умер 11 июля 1910 года и был похоронен на Смоленском кладбище в Петербурге. При созерцании этого творения вживую (все-таки сильнее всего эффект света проявляется при непосредственном знакомстве) неменуемо возникают мысли о чем-то вечном и устойчивом. А как только голос спадет – надо уходить, не показываться, чтоб не осмеяли.

Он впитал в себя атмосферу, мировоззрение, нравственные критерии, рожденные демократической эпохой. Куинджи же сам объяснял так:.

Что же открывалось испытующему взору ценителей. Секрет воздействия картин Куинджи таился не только в поразительной иллюзии света. Новый период в развитии дарования Куинджи открывает его «Украинская ночь» (1876). Куинджи на протяжении почти 13 лет не выступает перед публикой с новыми произведениями. Толпы людей часами простаивали у этого полотна. Был членом «Товарищества передвижников».

Не вскрывается ли, в самом деле, уже здесь та особенность, которая придает цельность его духовному облику, примиряет все кажущиеся противоречия, сводит воедино все «несовместимые», на первый взгляд, элементы. Картина После дождя типологически близка романтическим произведениям. Эта редкая слитность, это единство личности и дела жизни, эта двуединость – вот основная характеристика Куинджи. Работая над картиной, Куинджи искал прежде всего наиболее выразительную композицию. Да и летописи искусства не часто отмечали на своих страницах столь странную и опять-таки исключительную судьбу, как судьба этого самоучки, этого, – по выражению Репина, – «гения-изобретателя», этого однолюба, всю жизнь горевшего огнем любви к искусству и только искусству.

И оно пришло, но в следующем столетии. Умер Куинджи 11 июля 1910 года, прожив после образования общества всего пять месяцев. Куинджи добился декоративного эффекта и этим неведомым еще в русском пейзаже приемом создал образ возвышенного, сверкающего, лучезарного мира. Едва ли не самая прославленная картина Куинджи – «Лунная ночь на Днепре» (1880).

Беря тему, он полностью ее разрабатывает, а потом, обращаясь к другой, также создает связанный между собой цикл картин, не повторяясь и удивляя, когда смотришь его произведения в последовательности. Моросит дождь. Одни эти имена уже обостряли язык клеветы. В Ночном – прощальном произведении Куинджи – воплотились воспоминания детства и пристрастие к созерцанию неба. Передний же план написан эскизным, протяжным мазком.

Сочно написана зелень луга, выхваченная светом. Сам же художник и его супруга довольствовались малым, жили просто и скромно. Избрав традиционнный жанр, он пытался расширить его выразительные возможности. А переполненность таким двуединым я – вот объяснение и большой его силы, а также и тех маленьких «человеческих» слабостей, о которых мне доведется заводить речь ниже. Осенний пейзаж пронизан сыростью и мглой, он становится печальным рассказом о простых русских людях, о тоскливой безрадостной жизни. Летом 1872 года, проведенным Куинджи на Ладожском озере, рождаются такие картины как «Ладожское озеро», «На острове Валаам».

Устремление художника к реализму, непосредственно связанное с демократическими взглядами на жизнь, проявилось в следующей большой картине Забытая деревня (1874 г. ), которая по остроте социального звучания, беспощадной правде показа пореформенной русской деревни перекликалась с картинами передвижников. Но самое большое впечатление оставляет свет луны, вышедшей из-за облаков. В 1868 году художник принял участие в академической выставке. Впервые "Березовую рощу " Куинджи написал в 1879 году.

Во Франции он изучает импрессионизм и под его влиянием позже напишет три пейзажа – «Север», «Березовая роща» и «После дождя». Они по-детски просты и естественны. Эффект Куинджи – не что иное, как результат огромной работы художника, длительных поисков. Он с глубочайшим тщанием выбирал необходимые цвета, самостоятельно подбирал нужные для создания красок вещества изобретал новые составы, смешивал и все время экспериментировал. Последнее из названных полотен можно сопоставить с былинным эпосом, живописным сказанием о могучей северной стороне. Серебристой лентой распластался по равнине широкий полноводный Днепр.

И все это – созданное исключительно собственными силами, собственными руками. Зависть сплетала о нем самые нелепые легенды.

В картине нет ярких световых эффектов. В отзывах о пейзаже даже прозвучал специальный термин — «куинджевское пятно». Они отвечали страстному желанию новизны, каким было охвачено тогда общество. А. И. Куинджи для ежегодных премий. Там он познакомился и сблизился с И. Е. Репиным, В. М. Васнецовым, И. Н. Крамским, В. Е. Маковским. В период с 1870 г. по 1873 г. Куинджи часто выезжает на остров Валаам и создает картины «Ладожское озеро» и «На острове Валаам». Но развитие художника проходило стремительно.

Ну вот и скажут: был Куинджи и не стало Куинджи. После смерти «художника света» общество стало носить его имя. Подробнее об этом обществе вы можете прочитать здесь. Художник написал множество картин. Выставка 1882 года была последней для художника. Когда в 1876 году Куинджи показал на выставке передвижников свою «Украинскую ночь», газеты писали, что этот пейзаж абсолютно убивает все другие находящиеся на выставке пейзажи. Строго говоря, ее следует датировать 1878-1901 годами. Работы Архипа Куинджи продолжали вызывать восхищение у посетителей его выставок. Близко сойдясь с молодыми художниками – будущими «передвижниками», Архип Иванович как губка впитывал новые впечатления, ничего не принимая слепо на веру, до многого доходя своим умом, всякий раз делая из всего собственные выводы. Став вольнослушателем Академии искусств, Архип Куинджи полностью определился с единственным созвучным ему живописным жанром – пейзажем.

Созданная им в 1872 году картина «Осенняя распутица» своей реалистической направленностью была близка к картинам художников-передвижников. Надо полагать, что Вечер на Украине (1901) Куинджи показал в несколько переработанном виде, после того как экспонировал картину в 1878 году под названием Вечер. Васнецовых. Работы Архипа Ивановича Куинджи очень редко появляются на аукционах.

Этому способствовало его общение с университетским профессором физики Ф. Ф. Однако, Куинджи долго увлекался живописью мариниста. Так, например, «Лунную ночь на Днепре», завораживавшую зрителей серебристым лунным сиянием, автор показывал зимой 1881 года всем желающим прямо в своей мастерской, открывая ее на два часа по воскресеньям. Греко-русский художник всегда трепетно относился к экспонированию своих картин. Вид яркой, светящейся радуги дает чувство радости и восхищения. Мощный Куинджи был не только великим художником, но также был великим Учителем жизни.

Писали о Куинджи и дружили с ним такие люди, как Тургенев, Менделеев, Достоевский, Суворин, Петрушевский. Предусматривалось также строительство выставочных помещений. Картина была продана еще пахнущей свежей краской прямо в мастерской.

Когда-то Репин не побоялся назвать Куинджи гениальным художником, новатором, открывшим в пейзажной живописи целую эпоху, давшим «начало новому виду искусства». Таков был этот оригинальный человек. В этюде содержалось многое из того, что предвещало Березовую рощу. Когда выставлялась знаменитая «Ночь на Днепре», почти каждый из посетителей пытался заглянуть за холст, ожидая увидеть там лампочку, подсвечивающую лунное сияние.

Биография в Петербурге началась с безуспешных попыток учиться высокому искусству. Облик природы в произведениях художника лишен обыденности, в нем есть нечто торжественное, несколько театральное, даже в том случае, когда мотив пейзажа вполне классический («Дубы»). Но как ни многообразны были произведения последних лет, они не могли уже вызвать прежнего отклика у широкой публики. Газета «Русские ведомости» писала, что у картины постоянно стоит толпа, чьим восторгам нет конца. В 1845 году он умер, вскоре ушла из жизни и мать Архипа. Одиноко стоящие сосны устремлены к небу. Здесь особенно ярко и непосредственно воплотилось присущее Куинджи "солнцепоклонничество". Это был взрыв. Секрет воздействия картин Куинджи таился не только в поразительной иллюзии света.

Ведь Кавказ Куинджи символичен. Вот до чего доползла змея клеветы. Знают о Куинджи – о большом, самобытном художнике.