Васильев Федор Александрович Оттепель

N Именно такие чувства пробуждает картина Федора Александровича Васильева «Оттепель».

Барки» и «Волжские лагуны». Беспокойно клубящиеся облака отбрасывают на равнину глубокие тени. Картина-воспоминание. Источник света как бы изнутри, сквозь небеса, освещает землю, постепенно перемещая свет. Таким образом, картину «Оттепель» можно рассматривать в качестве рубежа, отделяющего петербургский период творчества художника от крымского17. Лирическому решению картины «Баржа на Волге» противопоставлено эпосное, мужественное «звучание» «На Волге».

Во Франции в ту пору зарождалось новое направление в живописи — импрессионизм. Ох, сколько на этих дорогах перестрадало сердец. Описание картины. Конец жизни провел в Ялте, где написал лучшие свои работы.

  1. Федор Васильев — художник трагической судьбы
  2. Васильев Федор Александрович (1850 – 1873)
  3. Картина Васильева «Оттепель»: поэзия перемен
  4. Федор Александрович Васильев (1850—1873)
  5. Художник Федор Васильев: биография, творчество и интересные факты
  6. Русский музей Дополненная реальность

И рвался домой, в Петербург. Прелестно у него выходили на этюде с натуры эти лопушки на песке в русле Воложки. Произошло это при прямом воздействии многих передовых художников и в первую очередь Крамского и возглавлявшейся им знаменитой Артели петербургских художников, которая в середине 60-х годов находилась в расцвете своей популярности. Дружба Крамского и Васильева принимала такие трогательные формы, что И. Н. Крамской, человек сдержанный, признавался Васильеву: «Жизнь моя не была бы такая богатая, гордость моя не была бы так основательна, если бы я не встретился с Вами в жизни» Вы – точно часть меня самого и часть очень дорогая, Ваше развитие – мое развитие. Заброшенной и сиротливой кажется стоящая близ дороги изба.

Перед широким ручьем, перерезающим дорогу, остановились в созерцательной нерешительности две одинокие фигурки: старичок с котомкой и девочка в красном платочке. Заброшенность видна в окружающей обстановке. Он тоскует по бескрайним русским полям и трепещущим на ветру березам. Сразу после зимней прогулки художник почувствовал недомогание.

«Оттепель» чрезвычайно высоко оценил друг и учитель художника Иван Крамской, назвав ее сильной, дерзкой, полной большого поэтического содержания и решительно новой работой. Сравнивая этот вариант картины с «Оттепелью» бывшего Солдатенковского собрания, мы видим, что в первой картине людям уделено значительно большее внимание. Федор Александрович Васильев родился в Гатчине, в семье бедного почтового чиновника. Колорит картины очень строгий, но вместе с тем очень богатый тонкими оттенками. Серо, сыро и грустно вокруг.

В 1865 году после долгой болезни отец Федора скончался, велев похоронить себя в Гатчине. Достаточно вспомнить картину «Волжские лагуны», полную бурной, могучей, необузданной силы или «На Волге» (30 67), хранящуюся в Брянском музее), чтобы убедиться, каким проникновенным, вдумчивым и многогранным поэтом русской природы был Федор Васильев, как умел он, всегда безошибочно, угадать главное в каждом характере местности и как много важных и интересных сторон он видел в этом главном. И кай он это все запоминает. Его юношеская картина «Заря в Петербурге», выполненная как случайно схваченный кусок действительности, была еще не импрессионистской, но уже предвещала импрессионизм.

Васильев интуитивно шагнул на поколение вперед. Позднее уже в Крыму он напишет одну из самых поэтичных своих картин «Заброшенная мельница». А руку мастера нельзя спутать с творческой манерой других знаменитых пейзажистов. Он часто покупал для себя картины изображающие русский народ и это вполне объяснимо.

Вскоре после окончания работы над авторским повторением картины «Оттепель», 22 мая 1871 года, художник выехал из Петербурга в Харьковскую губернию, где остановился в имении Хотень, принадлежавшем Павлу Сергеевичу Строганову и его жене Анне Дмитриевне. Большую роль в его воспитании как художника сыграли Шишкин и Крамской. Все картины с этой выставки были раскуплены. Особенно сильно его увлекли последние, снискавшие известность в кругах «высокопоставленной» русской публики, как пейзажисты изощренного поэтического чувства. Это не способствовало выздоровлению и привело к трагическому концу. В настоящее время второй авторский вариант картины «Оттепель» находится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге (инв. Картина отличается от других картин не броскими красками, спокойствием и величавостью. Лишь робкий короткий свет создает впечатление легкого движения.

Лёгкая простуда перешла в серьёзную болезнь лёгких и горла. Резкие порывы ветра сгибают голые ветви деревьев. «Оттепель» — такая горячая, сильная, дерзкая, с большим поэтическим содержанием и в то же время юная и молодая, пробудившаяся к жизни, требующая права гражданства между другими и хотя решительно новая, но — имеющая корни где-то далеко» — высказал свое впечатление Крамской. В рисунке он показал себя талантливым мастером.

Федору удивительно везло на хороших людей. Мать, Ольга Емельяновна Польнцева – мещанка. Встречные останавливались, снимали шапки. Уже в 12 лет Фёдор Васильев вынужден был пойти работать на почту. В пейзажах юный Репин старался рабски подражать восхищавшему его Васильеву. К окончанию учёбы Васильев вошёл в среду известных художников, особенно сблизился с Крамским и Шишкиным, с которым впоследствии даже породнился— сестра Ф. А. Васильева Евгения вышла замуж за И. И. Шишкина в 1868 году.

Уже сразу по возвращении из поездки Васильев создаёт «Оттепель», образ родной природы. Васильев не получил высшего систематического художественного образования. Великий князь Александр Александрович (вскоре он станет императором Александром III) заказал художнику повтор этого полотна. Подчеркивается роль человека в пейзаже.

В картине очевидны украинские черты. Ему даже казалось, что Васильев живет во второй раз, что им уже все постигнуто, а сейчас он лишь вспоминает знакомое. Вечерами он еще работал в реставрационной мастерской П. К. Соколова. Отметим лишь, что в «Оттепели» художник опоэтизировал простоту сельской природы. Кое-кто даже в шутку называл этот остров русским Барбизоном. Заснеженные русские просторы, без конца и края, под хмурым облачным небом.

Точнее, он был внебрачным сыном, так как в то время его родители еще не обвенчались. Крым Васильева запечатлён во многих картинах: «В Крымских горах», «В Крыму. У края дороги на не истоптанном еще снегу видны колеи от недавно проехавших саней.

  1. Васильев Федор Александрович (1850-1873) «Оттепель»
  2. Васильев Фёдор Александрович ( )
  3. Васильев Федор Александрович Оттепель
  4. Презентация на тему Картина Оттепель Фёдора лександровича Васильева
  5. Как «Оттепель» немного разминулась с «Грачами»
  6. Громкие успехи «Оттепели» Фёдора Васильева
  7. Технические и смысловые находки в картине Фёдора Васильева «Оттепель»

Серо, сыро и грустно вокруг. Разъезженная дорога, полные влаги проталины на снегу, превращающемся в вязкую грязь, коричневые пятна кустов, убогая изба и оголенные бревна. Да, он был близок этому. Это уже не отдыхающая Волга, а Волга – «величавая труженица». И при сравнении «Оттепели» Солдатенковского собрания с «Оттепелью» 1871 года Третьяковской галереи сразу бросается в глаза широкая пространственная развернутость последней картины. Стоящие посреди реки, они придают пейзажу некое уныние.

Скорее всего зима в период оттепели, но, возможно и ранняя весна. Илья Ефимович не мог надивиться на него: поет, ходит на охоту. Лето следующего года Васильев провел с Репиным на Волге. Небо, занимающее больше половины изображения.

Старик и ребенок изображенные на переднем плане, остановились перед разлившейся по талому снегу водой – их одинокие фигурки усиливают тревожное состояние, словно присущее самой природе, ощутимое персонажами картины и передаваемое зрителю. Работал он много и напряжённо, порой в ущерб лечению, по неосторожности усугубляя болезнь. Он не любил отца. На Украине Васильев оставался недолго, по настоянию врачей он переехал в Крым. Картина обладает большой эмоциональной силой воздействия.

Друзья художники даже иногда в шутку называли его «графом», хотя чаще величали «гениальным мальчиком». Отмечая мастерство художника в решении композиции картины, Мальцева писала, что этим полотном он «открывал для пейзажа новые перспективы и новые возможности выразить идейную содержательность, минуя принятую систему жанрового повествования». На мокрой, с лужами дороге видны следы недавно проехавших саней. Действие происходит не в поле, а на окраине деревни.

Общество поощрения художеств дало ему средства для поездки в Крым (ещё до отъезда Васильев был зачислен вольноопределяющимся учеником Академии художеств и получил звание художника первой степени с условием выдержать экзамен из научного курса). Великая русская река и необъятные просторы центральной России покорили художника. В это же время устроился на работу к реставратору Академии художеств П. К. Сумрачен и неприветлив заиндевевший от инея лес.

Голубое небо покрыто у горизонта теплыми клубящимися облаками. Зрители увидели в работах художника не просто феноменальное явление искусства, а что-то глубоко всех затронувшее и самостоятельно выраженное. Однако художник тяжело переживал своё «двойственное» состояние, ведь с другой стороны по происхождению он был сыном мелкого чиновника, в паспорте которого не был записан в дети. Сравнивая «Оттепель» с появившейся в том же году картиной Саврасова «Грачи прилетели», Фёдоров-Давыдов отмечал лиричность обеих картин, но разницу между ними видел в том, что саврасовская лирика соответствует ясному и чёткому повествованию, в то время как васильевская «носит более общий, но вместе с тем и непосредственный характер, становясь содержанием картины»36. По словам искусствоведа Фаины Мальцевой, «можно с уверенностью утверждать, что рождение Оттепели было подготовлено поездкой на Волгу», поскольку, с одной стороны, жизнь среди крестьян обогатила художника впечатлениями, связанными с социальными вопросами, а с другой — работа над изображением приволжских ландшафтов открыла ему «своеобразие пейзажа с необозримыми далями»10.

  • Федор Александрович Васильев (1850-1873)
  • Васильев Федор Александрович 1850-1873
  • Известные произведения Васильева Фёдора Александровича
  • Роль графа Строганова в судьбе Федора Александровича Васильева
  • Картина, которая принесла знаменитость
  • Шедевры: картина Федора Васильева Мокрый луг
  • Словари и энциклопедии на Академике

Он совершил вместе с Васильевым путешествие по приволжским землям. Но есть и несколько крымских работ, превосходно выполненных художником. Еще более богато оттенками небо. Эта работа дала дополнительные возможности обучения на практике. В Государственной Третьяковской галерее находится картина «Оттепель» (бумага на картоне, масло, 16 28, 3см инв.

В Артели он познакомился с И. Е. Репиным, тогда студентом Академии художеств. В его отношение к инструментарию живописца было немало от подхода рисовальщика. Значительное влияние на формирование художественной индивидуальности живописца оказал И. Н. Он тоскует по бескрайним русским полям и трепещущим на ветру березам. Открылась в Петербурге Первая передвижная выставка и на ней — самые яркие пейзажные полотна: «Грачи прилетели» Саврасова, «Оттепель» Васильева и «Сосновый лес» Шишкина.

Федор Васильев — 
художник трагической 
судьбы

Искусствовед Алексей Фёдоров-Давыдов писал, что «Оттепель» — первая значительная работа Фёдора Васильева, которая «знаменует окончание ученичества и выход на самостоятельную творческую дорогу»7. Но для художника природа — прежде всего обитель людей. Васильев был художник великих озарений и его «ясновидение» относилось не только к собственной живописи. Весной 1871 года Васильев работал над «Оттепелью», хотя был серьезно болен: обнаружились грозные признаки туберкулеза. Стройные сосны имеют в своём облике нечто северное (крымские сосны, как правило, несколько ниже и разлапистей), что, возможно и пленило тосковавшего по России художника.

Искусствовед Алексей Фёдоров-Давыдов писал, что «Оттепель» — первая значительная работа Фёдора Васильева, которая «знаменует окончание ученичества и выход на самостоятельную творческую дорогу»7. На Украине Васильев оставался недолго, по настоянию врачей он переехал в Крым. В какой мере смог Васильев достигнуть поставленной цели и пластично выразить в живописи идею произведения, лучше всего, пожалуй, передает нам подробный разбор ее исполнения Крамским, на имя которого оконченная картина «В Крымских горах» и была отправлена в Петербург. Домики окутаны влажным воздухом, на них лежит легкий, теплый, ласковый свет.

За этой баржей видна еще группа барж в профиль с поднятыми парусами. В картине очевидны украинские черты. Общество поощрения художеств дало ему средства для поездки в Крым (ещё до отъезда Васильев был зачислен вольноопределяющимся учеником Академии художеств и получил звание художника первой степени с условием выдержать экзамен из научного курса). Рисунок очень внимательный, тщательный. В эти годы Васильев созрел уже и как мыслящая личность.

Васильевская Оттепель и теперь отзывается в сердцах беспокойным чувством о судьбе России, ждущей тепла, пробуждения, счастья, весны. С женой он не был обвенчан и двое старших детей (Евгения и Федор) вообще не значились в его документах. 11029)26, также известная под названием «Зима»2728. Надеюсь окончить ее повторение к последним числам апреля»15. С тех пор всю жизнь Крамской был другом Васильева, его наставником и учителем. Это увлечение в последствии определило его судьбу. Картину купил для своей галереи П. М.

Повторение «Оттепели» не было простой авторской копией. В ней есть что-то сказочное. Рисуя бок о бок с Шишкиным, Федор постигал много нового для себя.

Все очень просто и убедительно. По свидетельству Крамского, первые успехи Федора Васильева связаны с рисунком. Они, осторожно и не быстро двигаясь, как бы «заворожены» этой природой. Благодаря этому очертания предельно реалистичны, подвижны, выразительны. Луг, по сравнению с подвижным небом, словно замер, омытый ливнем.

Эти поездки сыграли благоприятную роль в развитии самобытного таланта художника. После того как авторское повторение картины «Оттепель» было передано заказчику — Александру Александровичу, оно было помещено в Аничков дворец. Отмечая мастерство художника в решении композиции картины, Мальцева писала, что этим полотном он «открывал для пейзажа новые перспективы и новые возможности выразить идейную содержательность, минуя принятую систему жанрового повествования»6.

И вот это направление. Дружба Крамского и Васильева принимала такие трогательные формы, что И. Н. Крамской, человек сдержанный, признавался Васильеву: «Жизнь моя не была бы такая богатая, гордость моя не была бы так основательна, если бы я не встретился с Вами в жизни» Вы – точно часть меня самого и часть очень дорогая, Ваше развитие – мое развитие. Это уже не солнечный морозный день, а обычный серый денек, немного сыроватый. Обсуждая картину «Оттепель» искусствовед Фаина Мальцева писала, что она «поражает смелостью в выборе столь необычного пейзажного мотива со столь же смелым его художественным обобщением и всё проникающей тревожностью, как бы отнимающей у человека надежду на весеннее пробуждение природы и веру в её благостное участие»34. Репин, являясь мастером бытового жанра, был и очень хорошим пейзажистом.

Возможно именно в тот приезд на Украину он увидел где-то на тихой речке старую мельницу. И птицы и животные чувствуют себя здесь привольно, мельница давно «необитаема». Этой картиной, закрывшей крымский цикл Васильева, стала работа В крымских горах. Открылась в Петербурге Первая передвижная выставка и на ней — самые яркие пейзажные полотна: «Грачи прилетели» Саврасова, «Оттепель» Васильева и «Сосновый лес» Шишкина. Соколову. Запечатлевать не столько сам предмет, сколько окутывающий его свет и атмосферу, сделать объект «дрожащим», каким именно и видит его человеческий глаз. Получал 3 рубля и отдавал их матери. И вдруг — одна картина, другая, третья.

Далее он писал: «Взгляните на его отличную картину Оттепель, на мокрую грязь, на серый, грязный и коричневый снег заметьте колеи, текущую воду и общую слякоть и скажите, не он ли настоящий артист для этой задачи»17. А позже еще часть полотен приобрел у наследников. Буйная южная природа не произвела на него впечатления. «Болото» Васильев написал в Крыму по привезённым из России наброскам.

Оголенная мачта баржи поднимается высоко в небо. Барки» (ГРМ) и «Волжские лагуны» (ГТГ), а также картину «Берег Волги после грозы» (ГТГ), работа над которой растянулась до апреля 1871 года. 1871 год стал для Федора Александровича особенным. Запечатлевать не столько сам предмет, сколько окутывающий его свет и атмосферу, сделать объект «дрожащим», каким именно и видит его человеческий глаз.

Глубокое пространство наполнено тяжелым предвесенним воздухом. Это была как бы дальнейшая разработка мотива. На полотне всё едино: композиция, цветовая палитра, рисунок. «Настоящая картина ни на что уже не похожа, не имеет ни малейшего, даже отдаленного сходства ни с одним художником, ни с какой школой.

Талая вода залила узкую проселочную дорогу. Очень правдив слабый, немного «туманный» свет. В 1867 году Васильев окончил учебу, но обстоятельства не позволили ему быть хозяином своего труда и времени. Шесть картин, посвященных северной русской природе написал он в Крыму.

Детство провел в Петербурге. Напряженно звучит цвет его зелени. С дивной простотой художник передал сырой воздух и таинственные световые эффекты. — Понимаете ли Вы теперь, как важно для Вас самих, какая страшная ответственность Вам предстоит только оттого, что Вы поднялись почти до невозможной, гадательной высоты.

Написана она очень легко, свободно, «певуче». Родился в Гатчине Санкт-Петербургской губернии. На следующий год в Лондоне «Оттепель» была представлена на Всемирной выставке, получив премию и восторженные отзывы в прессе. Все картины с этой выставки были раскуплены.

В семье царила беспросветная нужда. Оно и отправилось в Англию. Отец Федора, почтовый служащий, считался среди своих родственников «человеком несостоятельным». Третьяков.

Родители венчались через три года после рождения Федора. Обсуждая картину «Оттепель» искусствовед Фаина Мальцева писала, что она «поражает смелостью в выборе столь необычного пейзажного мотива со столь же смелым его художественным обобщением и всё проникающей тревожностью, как бы отнимающей у человека надежду на весеннее пробуждение природы и веру в её благостное участие». Весной 1871 года Васильев работал над «Оттепелью», хотя был серьезно болен: обнаружились грозные признаки туберкулеза. Федор Александрович Васильев – великий русский художник, пейзажист. На пологом песчаном берегу лежат два камня.

Из снега проглядывают сухие серые ветки кустарников. Над кустами возвышается ствол молоденького деревца с обломанными ветвями. «Замечаете ли Вы, что я ни слова не говорю о Ваших красках. Покупал невообразимые наряды себе, гостинцы матери, дорогие игрушки младшему брату. Новизну этого художественного произведения он видел в том, что его «композиционная построенность, стаффажная насыщенность и сюжетная занимательность» направлены на «идейное истолкование русской природы, раскрытие её национального характера». Далее он писал: «Взгляните на его отличную картину Оттепель, на мокрую грязь, на серый, грязный и коричневый снег заметьте колеи, текущую воду и общую слякоть и скажите, не он ли настоящий артист для этой задачи».

Если бы не ранняя смерть от туберкулеза (в 23 года), он, по утверждению Крамского, произвел бы переворот в пейзажном жанре. Васильев интуитивно шагнул на поколение вперед. Однако, «мельница» не была озвучена в письмах автора. Естественно, что вскоре молодой художник тоже влился в артель.

Картины его раскупали лучше, чем картины его товарищей. Состояние переменчивой погоды и всеобщего уныния выражены «чутким мазком», который мастерски передаёт фактуру снега, следы полозьев и застилающую дали снежную пелену23. По ту сторону от разлившейся воды, на дороге стая безбоязненно сидящих галок. Но левый верхний угол слегка светлее. С детства любил рисовать и проявлял к этому немалый интерес. Так же грустно, как было, когда хоронили отца Федора.

В этом светлом, блещущем красками и отражениями мире жизнь человека нелегка. Произошло это благодаря правильному и объективному отбору экспонатов. Из труб домов струится дымок, на дороге сидят птицы и несколько птиц в воздухе. n Именно такие чувства пробуждает картина Федора Александровича Васильева «Оттепель». Все потеплело, оттаяло в природе. Картину «Вид на Волге.

Васильев не успел выполнить его просьбу и 20 февраля попавшей прямиком на выставку «Мокрый луг» увидел Крамской, пришедший в восторг. Правее кустов фигурки мальчика и женщины в красной кофте и зеленой юбке. Друзья художники даже иногда в шутку называли его «графом», хотя чаще величали «гениальным мальчиком». Кроме того, Ваша теперешняя картина меня раздавила окончательно. Шесть картин, посвященных северной русской природе написал он в Крыму. Однажды увидев эти холсты их невозможно забыть. На полотне всё едино: композиция, цветовая палитра, рисунок.

В 1871 году Васильев создает знаменитую «Оттепель», которая стала своего рода рубежом перед завершающим периодом его творчества. Васильев много писал писем в Москву. Одна из последних работ художника – большая картина «В Крымских горах». В Крыму Васильев провёл последние два года своей жизни. Картина отличается гораздо большей напряженностью цвета. Отмечая мастерство художника в решении композиции картины, Мальцева писала, что этим полотном он «открывал для пейзажа новые перспективы и новые возможности выразить идейную содержательность, минуя принятую систему жанрового повествования».

На крыше еще лежит снег. Федор рисовал и писал без устали. Изучал природу. Любопытно, что среди живописцев с академическим образованием он не выглядел дилетантом. В частности, автор статьи, опубликованной 6 мая 1872 года в газете The Morning Post, выражал желание, чтобы Васильев приехал в Лондон и написал «лондонские улицы во время быстрой оттепели», поскольку «никто бы не написал их так, как он». В частности, автор статьи, опубликованной 6 мая 1872 года в газете The Morning Post, выражал желание, чтобы Васильев приехал в Лондон и написал «лондонские улицы во время быстрой оттепели», поскольку «никто бы не написал их так, как он».

Великий князь Александр Александрович (будущий император Всероссийский Александр III) заказал Васильеву авторское повторение картины «Оттепель», работа над которым заняла у художника немногим более месяца14. Близкая весна не несет радости. Не обладая крепким здоровьем, художник едва выдерживал подобный ритм, со свойственным ему легкомыслием, не обращая внимание на «маленький сухой кашель», уже несколько лет по временам напоминавший о себе. Снег уже утратил свою белизну и на дальние поля легли синеватые тени.

Третьяков назначил цену картины тысячу рублей (такую цену назначил автор) и выкупил её у князя. В лондонской прессе появились статьи, в которых авторы указывали на те замечательные черты русской живописи, коих лишены были произведения многих европейских мастеров. Свои карандашные работы, обведенные рамками, он готовил, как наброски для будущих картин. Общество поощрения художеств дало ему средства для поездки в Крым (ещё до отъезда Васильев был зачислен вольноопределяющимся учеником Академии художеств и получил звание художника первой степени с условием выдержать экзамен из научного курса).

Какая богатейшая память у Васильева на все эти даже мельчайшие детали. Такой родной всем нам пейзаж. в Лондоне.

Позднее Илья Репин вспоминал: «К этому счастливцу всех тянуло и сам он зорко и быстро схватывал все явления кругом». Состояние переменчивой погоды и всеобщего уныния выражены «чутким мазком», который мастерски передаёт фактуру снега, следы полозьев и застилающую дали снежную пелену. В тринадцать лет нанялся помощником писца в Адмиралтействе, где получал три рубля. Весною его обследовали врачи и, найдя у него чахотку, настоятельно рекомендовали ехать на юг. г. Третьякова), Вид на Волге (соб. Не обладая крепким здоровьем, художник едва выдерживал подобный ритм, со свойственным ему легкомыслием, не обращая внимание на «маленький сухой кашель», уже несколько лет по временам напоминавший о себе.

Природа нехотя просыпается от зимнего сна. «Оттепель» чрезвычайно высоко оценил друг и учитель художника Иван Крамской, назвав ее сильной, дерзкой, полной большого поэтического содержания и решительно новой работой. Как он чувствует пластику всякого листка, стебля. Одну из этих картин — «Мокрый луг» — Васильев прислал на конкурс Общества поощрения художников. Какое время года отражено в полотне.

Над эскизами Васильев работал в имении графа Строгонова, а закончил картину в Крыму. В Крыму Васильев написал и свои самые проникновенные и значительные картины посвящённые природе севера: «Утро», «Заброшенная мельница», «Болото в лесу. У самого берега реки примостилась избушка со слепым окошком. Ж-4105), куда он поступил из Аничкова дворца в 1928 году.

Шишкина работал на о. Валаам. Под руководством И. И. В Государственной Третьяковской галерее находится картина «Оттепель» (бумага на картоне, масло, 16 28, 3см инв. Вскоре семья перебралась в столицу, но жизнь её от этого лучше не стала.

Талая вода залила узкую проселочную дорогу. Во время работы над картиной «Оттепель», зимой 1870года, Васильев сильно простудился, у него обнаружился туберкулёз. Уже сразу по возвращении из поездки Васильев создаёт «Оттепель», образ родной природы. Вода нежного голубовато – розового, очень «правдивого» цвета. Значительно меняется характер местности, а также очень сильно меняется вся композиция. Только бы не заболеть.

Друзей поражало то, как Фёдор Васильев умел держать себя. В этот крымский период он создаёт множество рисунков (карандаш, акварель, сепия) и картин совершенных во всех отношениях.

Обсуждая картину «Оттепель» искусствовед Фаина Мальцева писала, что она «поражает смелостью в выборе столь необычного пейзажного мотива со столь же смелым его художественным обобщением и всё проникающей тревожностью, как бы отнимающей у человека надежду на весеннее пробуждение природы и веру в её благостное участие»34. Эти поездки сыграли благоприятную роль в развитии самобытного таланта художника.

Только бы не заболеть. Отец Федора, почтовый служащий, считался среди своих родственников «человеком несостоятельным». Готовых денег не имел, напротив имел на руках семейство, которое надо было кормить. Васильев Федор Александрович (1850, Гатчина –1873, Ялта)Художник-пейзажист, рисовальщик. Почетный вольный общник Императорской Академии художеств (с 1873). Родился в Гатчине Санкт-Петербургской губернии.

Сравнивая «Оттепель» с появившейся в том же году картиной Саврасова «Грачи прилетели», Фёдоров-Давыдов отмечал лиричность обеих картин, но разницу между ними видел в том, что саврасовская лирика соответствует ясному и чёткому повествованию, в то время как васильевская «носит более общий, но вместе с тем и непосредственный характер, становясь содержанием картины». Чёрная лодка на глади пруда напоминает о малороссийских приданиях, связанных с мельницами, мельничными прудами (в которых девушки топились из-за несчастной любви) и о мельниках колдунах. В этот период тон в русской живописи задавала знаменитая «Артель художников» Ивана Николаевича Крамского, который был преподавателем Васильева.

За всю дорогу он не проронил ни слова, внутри все закаменело. Над землей нависло свинцовое небо с тяжелыми лучами, бросающими тень на землю. Общество поощрения художеств присудило картине первую премию.

Бросил службу и поступил на учёбу в Рисовальную школу Общества поощрения художеств в Петербурге (1865—1868), в это время он совмещал занятия в школе по вечерам с работой у реставратора из Академии художеств П. К. Соколова. В тихой зеркальной поверхности воды видны отражения постройки и облаков. Оформились его основные эстетические воззрения. Вот-вот сядет на землю показавшаяся вдали большая стая грачей. Друзей поражало то, как Фёдор Васильев умел держать себя. Васильев Федор Александрович (1850, Гатчина –1873, Ялта)Художник-пейзажист, рисовальщик.

Бросил службу и поступил на учёбу в Рисовальную школу Общества поощрения художеств в Петербурге (1865—1868), в это время он совмещал занятия в школе по вечерам с работой у реставратора из Академии художеств П. К. Соколова. Картина «В Крымских горах» написана в 1873 году, хранится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Искусствовед Алексей Фёдоров-Давыдов писал, что «Оттепель» — первая значительная работа Фёдора Васильева, которая «знаменует окончание ученичества и выход на самостоятельную творческую дорогу». Почетный вольный общник Императорской Академии художеств (с 1873). Васильев довел это ощущение до эпической высоты.

Пришла долгожданная оттепель.

Весёлый и бесшабашный художник безрассудно распоряжался свалившимися на него деньгами. И не проходила обида, что он, Федор — «незаконный». Все как бы задумчиво, налито звенящей тишиной, которую подчеркивают, словно «сонные». Весной врачи обнаружили у него чахотку и порекомендовали лечиться на юге.

В частности, автор статьи, опубликованной 6 мая 1872 года в газете The Morning Post, выражал желание, чтобы Васильев приехал в Лондон и написал «лондонские улицы во время быстрой оттепели», поскольку «никто бы не написал их так, как он». Ходил в шинели, перешитой с чужого плеча, носил истертые до прозрачности брюки и сверстники обзывали его то «перешитым гимназистом», то «ситцевыми штанами». Однако на этот раз опасения Васильева были напрасны. На золотистом песке готовится к отдыху ватага бурлаков — та самая, с которой для своего полотна «Бурлаки» списывал типы Илья Ефимович Репин. Кроме того, Ваша теперешняя картина меня раздавила окончательно. Идея поехать на Волгу принадлежала Васильеву, которому было известно о том, что Репин собирает материал по «бурлацкой теме».

Такова и картина «Оттепель». Из трубы криво стелется уходящий в небо белый дым. не вполне хорошо, даже местами плохо, но это – гениально». Работы Васильева выдерживали сравнение с работами прославленного мастера. Я увидел, как надо писать.

После того как авторское повторение картины «Оттепель» было передано заказчику — Александру Александровичу, оно было помещено в Аничков дворец. Лишь по второму плану проходит полоса света. Позднее уже в Крыму он напишет одну из самых поэтичных своих картин «Заброшенная мельница». Вскоре после окончания работы над авторским повторением картины «Оттепель», 22 мая 1871 года, художник выехал из Петербурга в Харьковскую губернию, где остановился в имении Хотень, принадлежавшем Павлу Сергеевичу Строганову и его жене Анне Дмитриевне20. Осень», «Мокрый луг» (1872, Третьяковская галерея). Однако Васильев вскоре разглядел, насколько мало общего в их работах с истинной поэзией и искренним чувством и как много заученной манеры и внешних эффектов и пришел к выводу, что ни один из самых модных западных пейзажистов «перед натурой ни к черту не годится». Пространство полотна делится на две части – земля и небо.

Деревья с тонкими стволами и кружевными ветвями запорошены снегом. В первую зиму 1871-72 годов, проведённую в Крыму Васильев в написал эту картину. Картина «Заброшенная мельница» написана Фёдором Васильевым в 1872 году, находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Чёрная лодка на глади пруда напоминает о малороссийских приданиях, связанных с мельницами, мельничными прудами (в которых девушки топились из-за несчастной любви) и о мельниках колдунах. низко летящие вороны. Новизну этого художественного произведения он видел в том, что его «композиционная построенность, стаффажная насыщенность и сюжетная занимательность» направлены на «идейное истолкование русской природы, раскрытие её национального характера».

Федор Александрович Васильев родился в Гатчине. Возьмем, например, картину «На Волге» из Брянского музея – в ней, так же, как и в «Баржах на Волге» с первого взгляда узнается «матушка – Волга», но, вместе с тем, есть отличие. Во всех изображена болотистая местность.

Чётко намеченную диагональ в композиции картины образует дорога24, которая служит «центральным элементом пейзажного мотива» и в значительной степени определяет его смысловое содержание14. Спустя время оба друга совершат совместное путешествие на Волгу. Уже в 12 лет Фёдор Васильев вынужден был пойти работать на почту. Васильев был художник великих озарений и его «ясновидение» относилось не только к собственной живописи.

Это любящие природу люди, наслаждающиеся тихим весенним пробуждением ее жизни. В Крыму Васильев провёл последние два года своей жизни. Весь свет носился с Фёдором Васильевым. Большие кисти художник не признавал.

И, наконец, в картине применено срезание углов, с тем, чтобы максимально «собрать» композицию. Над эскизами Васильев работал в имении графа Строгонова, а закончил картину в Крыму. У самой воды тяжелый мокрый песок, на более высоких частях – теплый, оранжевый. В 1869 году состоялась поездка Васильева в Тамбовскую губернию, в имение графа П. С. Строганова село Знаменское (летом) и на Украину, тоже в имение П. С. Строганова, село Хотень (осенью). Сравнивая «Оттепель» с появившейся в том же году картиной Саврасова «Грачи прилетели», Фёдоров-Давыдов отмечал лиричность обеих картин, но разницу между ними видел в том, что саврасовская лирика соответствует ясному и чёткому повествованию, в то время как васильевская «носит более общий, но вместе с тем и непосредственный характер, становясь содержанием картины». Сразу за домиками проходит невысокий косогор, очень естественно замыкающий композицию. Благодаря этому очертания предельно реалистичны, подвижны, выразительны.

Картина сразу стала событием русской художественной жизни. Поначалу Васильев испытал влияние русских, а также французских пейзажистов — прежде всего барбизонцев — и немецких, относящихся к дюссельдорфской школе живописи. Необъятность простора подчеркивается своей развернутостью по горизонтали и несколько завышенной точкой обзора. Васильев создал два равноценных по художественному достоинству полотна. Таким образом, картину «Оттепель» можно рассматривать в качестве рубежа, отделяющего петербургский период творчества художника от крымского.

Прибрежный песок легкого чистого желтовато – лиловатого цвета. Тогда же Васильев не более чем за месяц по заказу великого князя Александра Александровича (в будущем царя Александра III) выполнил повторение картины, находящееся ныне в Русском музее. Некоторые из них расползлись, некоторые еще крепки, но уже наполняются стаявшей водой. Вскоре после окончания работы над авторским повторением картины «Оттепель», 22 мая 1871 года, художник выехал из Петербурга в Харьковскую губернию, где остановился в имении Хотень, принадлежавшем Павлу Сергеевичу Строганову и его жене Анне Дмитриевне. А строгановские гости стали покупать у молодого художника картины, что было очень кстати, ведь на иждивении Федора оставались мать и братья. Нужные детали выписаны с полной законченностью, но ничего лишнего нет.

На следующий год в Лондоне «Оттепель» была представлена на Всемирной выставке, получив премию и восторженные отзывы в прессе. Работы Васильева выдерживали сравнение с работами прославленного мастера. 18 июля Фёдор Васильев выехал из Хотени в Крым, в Ялту, где и провёл последние два года своей жизни. Довольно навязчиво ощущаются кулисы, выдвинутые на самый передний план.

11029), также известная под названием «Зима». Они купаются и проворно бродят в поисках корма. Свой скромный заработок отец проигрывал в карты или пропивал. Автор изображает не столько объекты, сколько обволакивающий их свет и воздух.

Федор взялся за заказы. Полюбившийся Репину бурлак Канин (с повязкой на лбу) выведен Васильевым на переднем плане. Благодаря успешным валаамским наброскам Васильев на равных вошел в Артель художников. У борта барки на песке отдыхают несколько измученных бурлаков.

В Артели он познакомился с И. Е. Репиным, тогда студентом Академии художеств. В Крыму Васильева навестил Айвазовский, бывший в тот период на вершине славы. Вскоре после окончания работы над авторским повторением картины «Оттепель», 22 мая 1871 года, художник выехал из Петербурга в Харьковскую губернию, где остановился в имении Хотень, принадлежавшем Павлу Сергеевичу Строганову и его жене Анне Дмитриевне20, а 18 июля выехал из Хотени в Крым, в Ялту, где и провёл последние два года своей жизни21.

Считается, что она отражает первоначальный замысел картины «Оттепель» 1871 года. Лестница, приставленная к крыше, покосилась. Затем несколько «передвинуты» главные массы облаков.

Картина пронизана мыслью о единстве человека и природы, которая небезучастна к его горю. В Крыму Васильев провёл последние два года своей жизни. Его многочисленные рисунки составляют ценность в художественном наследии России.

У Федора рано проявилась способность рисовать. Снег уже утратил свою белизну и на дальние поля легли синеватые тени. На мокрой, с лужами дороге видны следы недавно проехавших саней. Эта картина сразу была замечена критиками и зрителями на выставке в Петербурге.

Таким образом, картину «Оттепель» можно рассматривать в качестве рубежа, отделяющего петербургский период творчества художника от крымского17. Не случайно картина (ГТГ) получила первую премию Общества поощрения художников и была повторена по заказу великого князя Александра Александровича (ГРМ). Тяжелое свинцовое небо нависло над землей. Особенно же впечатляющим показался ему самый мотив одиноких сосен и все, что за ними выше. Крым Васильева запечатлён во многих картинах: «В Крымских горах», «В Крыму.

Его многочисленные рисунки составляют ценность в художественном наследии России. Отец, Александр Васильевич Васильев был бедным чиновником. По вечерам посещал Рисовальную школу. Великий князь Александр Александрович (будущий император Всероссийский Александр III) заказал Васильеву авторское повторение картины «Оттепель», работа над которым заняла у художника немногим более месяца.

Любопытно, что вторую премию получил за «Печорский монастырь» Саврасов, бывший уже признанным пейзажистом. Он совершил вместе с Васильевым путешествие по приволжским землям. Рисовать он мог только вечерами и по воскресеньям. В своих воспоминаниях он даже называл его учителем, которому стремились подражать все участники поездки. Она буквально открыла Европе высокие достоинства русского искусства. Освещенный тепловатым светом снег на втором плане контрастирует с легким голубым снегом затененного третьего плана, ни сколько однако, не нарушая общей гаммы.

И не проходила обида, что он, Федор — «незаконный». Выбирается еще более характерное состояние природы самого конца русской зимы. Слабые легкие было наследственным в их семье.

Великая русская река и необъятные просторы центральной России покорили художника. Картина сразу стала событием русской художественной жизни. Едва намеченные цапли на переднем плане, кажется, перелетели сюда из «Заброшенной мельницы». Как мучительно медленно пробуждается природа от тяжелого зимнего сна.

Существенно переработан и колорит. А с Крамским познакомился на его знаменитых четвергах Артели, куда его ввел Шишкин. Сколько дум людских знают эти дороги.

— дорвался до вольной жизни. Картина «В Крымских горах» написана в 1873 году, хранится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Чуть позже легкая простуда переросла в серьезную болезнь.

Этот пейзаж был приобретён художником и коллекционером Ильёй Остроуховым у петербургского антиквара И. Ф. Шёне и впоследствии стал частью созданного им частного музея. Они выдвинуты ближе к переднему плану и расположены в центре композиции. Передний план пересекает плавно уходящая влево дорога, покрытая массивом бурого снега.

Но серьезного, систематического образования так и не получил. Картина очень цельна, собрана по цвету. У меня прямо глаза слипаются, я засыпаю. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Небо отделяется от воды светлой лиловатой полосой берега у горизонта.

Друзья не доумевали, когда у него было время работать и работать много. Это не способствовало выздоровлению и привело к трагическому концу. Сорок верст тащились сани с гробом по снежному месиву. угадал Васильев. Весь свет носился с Фёдором Васильевым.

Поражает и количество и качество созданного Васильевым в Крыму. Это потому, что их нет в картине совсем.

По материалам поездки создал ряд значительных произведений. Взошла короткая, но изумительная заря абсолютно нового, ярчайшего явления в русской пейзажной живописи. Однако в картине есть удивительный «эффект присутствия» – одной только силой мысли и своего творческого воображения художник переносится в болотистый и берёзовый край. «Проживите Вы еще сто лет, работайте неослабно, не падая, а все идя вперед и тогда такое место в картине, как верхняя половина, будет достойна самого большого мастера».

В Крыму Васильев написал и свои самые проникновенные и значительные картины посвящённые природе севера: «Утро», «Заброшенная мельница», «Болото в лесу. Академии художеств), Перед грозой (соб. Он страстно любил рисовать, но времени для любимого занятия катастрофически не хватало. Центральное произведение о крымской природе— большая картина «В Крымских горах» (1873г., Третьяковская галерея).

Ж-4105), куда он поступил из Аничкова дворца в 1928 году131819. По словам искусствоведа Фаины Мальцевой, «можно с уверенностью утверждать, что рождение Оттепели было подготовлено поездкой на Волгу», поскольку, с одной стороны, жизнь среди крестьян обогатила художника впечатлениями, связанными с социальными вопросами, а с другой — работа над изображением приволжских ландшафтов открыла ему «своеобразие пейзажа с необозримыми далями». В картине «Оттепель» 1870 г. подвергалась значительной переработке также сама тема. Следует отметить, также, большое мастерство и других картин Волжского цикла. Его юношеская картина «Заря в Петербурге», выполненная как случайно схваченный кусок действительности, была еще не импрессионистской, но уже предвещала импрессионизм. Рядом с дорогой небольшой кучкой лежат срубленные стволы деревьев.

«Тоскую по России и не верю Крыму», – жалуется он в письме Крамскому. Великий князь Александр Александрович (вскоре он станет императором Александром III) заказал художнику повтор этого полотна. Картина полна жизненных сил и поэтического очарования. Предвестников весны вышли встречать старик и девочка. Третьяков. Во время работы над картиной «Оттепель», зимой 1870года, Васильев сильно простудился, у него обнаружился туберкулёз. Евгению он все же «удочерил», а Федор так и остался на положении незаконнорожденного.

Сама мельница не выглядит такой уж заброшенной, крыша ещё не обветшала, цело и мельничное колесо. Свои карандашные работы, обведенные рамками, он готовил, как наброски для будущих картин. Вскоре семья перебралась в столицу, но жизнь её от этого лучше не стала. Слева от дороги два домика с крышами, покрытыми толстым слоем снега. Художник сложился в оригинального мастера русской пейзажной школы.

Далее он писал: «Взгляните на его отличную картину Оттепель, на мокрую грязь, на серый, грязный и коричневый снег заметьте колеи, текущую воду и общую слякоть и скажите, не он ли настоящий артист для этой задачи»17. По словам искусствоведа Фаины Мальцевой, «можно с уверенностью утверждать, что рождение Оттепели было подготовлено поездкой на Волгу», поскольку, с одной стороны, жизнь среди крестьян обогатила художника впечатлениями, связанными с социальными вопросами, а с другой — работа над изображением приволжских ландшафтов открыла ему «своеобразие пейзажа с необозримыми далями». В 1871 зачислен вольноприходящим учеником Академии художеств, но занятий не посещал. Семья пополнилась еще двумя детьми — Александром и Романом.

Федор взялся за заказы. Новизну этого художественного произведения он видел в том, что его «композиционная построенность, стаффажная насыщенность и сюжетная занимательность» направлены на «идейное истолкование русской природы, раскрытие её национального характера»35. Иван Николаевич Крамской, педагог и наставник Васильева, был просто влюблен в него. Однако художник тяжело переживал своё «двойственное» состояние, ведь с другой стороны по происхождению он был сыном мелкого чиновника, в паспорте которого не был записан в дети. По словам искусствоведа Фаины Мальцевой, «можно с уверенностью утверждать, что рождение Оттепели было подготовлено поездкой на Волгу», поскольку, с одной стороны, жизнь среди крестьян обогатила художника впечатлениями, связанными с социальными вопросами, а с другой — работа над изображением приволжских ландшафтов открыла ему «своеобразие пейзажа с необозримыми далями»10. Естественно, что вскоре молодой художник тоже влился в артель. При этом самая верхняя часть полотна – небо – освещена целиком.

Родители художника жили в невенчанном браке. Лето оказалось плодотворным: рисунок стал уверенней, точней. Холодная сверкающая белизна полосы снега не только не оживляет пейзаж, но еще более подчеркивает его бесприютность. Слабые легкие было наследственным в их семье. Безбрежна ширь могучей реки, зеркальны воды. Васильев довел это ощущение до эпической высоты.

После дождя», «Зима в Крыму» Центральное произведение о крымской природе, поэма о Крымских горах, это, безусловно, большая картина «В Крымских горах» (1873 г., Третьяковская галерея). На другой берег только что прилетели грачи-разведчики. Великий князь Александр Александрович (будущий император Всероссийский Александр III) заказал Васильеву авторское повторение картины «Оттепель», работа над которым заняла у художника немногим более месяца14.

Да еще примите во внимание, сколько мы с ним отмахали веслами сейчас. Дело в том, что Васильев свою картину нарисовал молодым (является первой взрослой работой) и как представляется, его ни совсем охватили грустные раздумья. Самая лучшая из них – картина «В Крымских горах», одна из последних картин Васильева. Картина буквально обволакивает зрителей полуденным покоем, одновременно передавая раздолье мощной реки, покорившейся человеку, вынужденному тяжелым бурлацким трудом зарабатывать свой хлеб.

И так щемило сердце от этого родного, убогого, милого. Надеюсь окончить ее повторение к последним числам апреля». 11029)26, также известная под названием «Зима»2728. В 1871 году Васильев пишет удивительную картину «Оттепель». Картина «В Крымских горах» сразу же, очевидно, поразила Крамского своей непохожестью на все окружающее его в петербургской пейзажной живописи, а, может быть, даже самой новизной принятого Васильевым ее живописного решения. Всемирная выставка имела на этот раз особое значение для русской живописи и скульптуры.

В этом пробуждении нет радости. В Ялте однажды он абсолютно отчетливо увидел картину Крамского «Христос в Пустыне», хотя Иван Николаевич жил в Петербурге и еще только начал писать ее. Рисовать он мог только вечерами и по воскресеньям. Ж-4105), куда он поступил из Аничкова дворца в 1928 году. Даже ей стало скользко. Вечернее небо еще в лучах солнца, но собираются облака и может случиться гроза. Считается, что она отражает первоначальный замысел картины «Оттепель» 1871 года. И как он все это острым карандашом чеканит, чеканит, как гравер по медной доске.

С 1868 – член Общества поощрения художников. Это было в конце мая. Жалкая, не по годам согбенная фигура не вызывала сыновнего чувства.

Мрачным и суровым выглядит заиндевелый лес. На золотистом песке готовится к отдыху ватага бурлаков — та самая, с которой для своего полотна «Бурлаки» списывал типы Илья Ефимович Репин. Он страстно любил рисовать, но времени для любимого занятия катастрофически не хватало.

Илья Ефимович не мог надивиться на него: поет, ходит на охоту. От деревьев, на первом плане справа, на талый снег отбрасывается синяя тень. Подготовительная работа над сюжетом и композицией будущей картины «Оттепель» была начата Фёдором Васильевым в 1870 году (в частности, один из этюдов к этой картине был датирован этим годом). По какой причине, неизвестно. Федор продрог, озноб колотил все тело.

Барки». Теневая полоса продолжается от кустов налево, вдоль всего переднего плана. Во время работы над картиной «Оттепель», зимой 1870 года, Васильев сильно простудился, у него обнаружился туберкулёз. Великий князь Александр Александрович (будущий император Всероссийский Александр III) заказал Васильеву авторское повторение картины «Оттепель», работа над которым заняла у художника немногим более месяца.

Как хорош ясный солнечный день короткого северного лета. Чётко намеченную диагональ в композиции картины образует дорога24, которая служит «центральным элементом пейзажного мотива» и в значительной степени определяет его смысловое содержание14. В эти годы Васильев созрел уже и как мыслящая личность. Обсуждая картину «Оттепель» искусствовед Фаина Мальцева писала, что она «поражает смелостью в выборе столь необычного пейзажного мотива со столь же смелым его художественным обобщением и всё проникающей тревожностью, как бы отнимающей у человека надежду на весеннее пробуждение природы и веру в её благостное участие». «Проживите Вы еще сто лет, работайте неослабно, не падая, а все идя вперед и тогда такое место в картине, как верхняя половина, будет достойна самого большого мастера».

Барки». Васильев создал два равноценных по художественному достоинству полотна. Васильев был признан профессиональным художником. По наезженной дороге идет женщина и девочка. Учился в Рисовальной школе Общества поощрения художников (1863-1867). Считается, что она отражает первоначальный замысел картины «Оттепель» 1871 года.

Помимо введения людей и барж в композицию картины «Баржи на Волге», можно отметить и другие, более легкие изменения в композиции. Чётко намеченную диагональ в композиции картины образует дорога, которая служит «центральным элементом пейзажного мотива» и в значительной степени определяет его смысловое содержание. После дождя», «Зима в Крыму» Центральное произведение о крымской природе, поэма о Крымских горах, это, безусловно, большая картина «В Крымских горах» (1873 г., Третьяковская галерея). Им стал князь Николай Константинович (в 1874 году его объявили сумасшедшим и выслали из Петербурга сначала на Урал, а потом – в Ташкент). В настоящее время второй авторский вариант картины «Оттепель» находится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге (инв. Описание картины.

А сколько рисунков сделал за время путешествия, сколько набросков. Готовых денег не имел, напротив имел на руках семейство, которое надо было кормить. В ней автор смотрит на Крым по новому, хотя и ищет русские черты.

Самая лучшая из них – картина «В Крымских горах», одна из последних картин Васильева. Отец часто пил, а деньги, которые не успевал пропить, проигрывал в карты. Из трубы криво стелется уходящий в небо белый дым.

Подготовительная работа над сюжетом и композицией будущей картины «Оттепель» была начата Фёдором Васильевым в 1870 году (в частности, один из этюдов к этой картине был датирован этим годом). Им стал князь Николай Константинович (в 1874 году его объявили сумасшедшим и выслали из Петербурга сначала на Урал, а потом – в Ташкент). Описание картины. С раннего детства проявлял способности и интерес к рисованию.

Бросил службу и поступил на учёбу в Рисовальную школу Общества поощрения художеств в Петербурге (1865—1868), в это время он совмещал занятия в школе по вечерам с работой у реставратора из Академии художеств П. К. Соколова. Требовалось срочное лечение и смена климата. Всё, вплоть до последнего наброска Васильева, было распродано еще до открытия выставки. С дивной простотой художник передал сырой воздух и таинственные световые эффекты. В 1865 году после долгой болезни отец Федора скончался, велев похоронить себя в Гатчине.

Состояние переменчивой погоды и всеобщего уныния выражены «чутким мазком», который мастерски передаёт фактуру снега, следы полозьев и застилающую дали снежную пелену23. Так они у него разворачиваются, поворачиваются в разные стороны и прямо ракурсом на зрителя. Для исследователей его творчества это не заменимый источник сведений о его картинах. Федор Александрович Васильев родился в Гатчине. Барки», казалось, не написал, а спел.

Зимой 1871 года, разгорячённый катанием на коньках, Васильев наелся снега. Картина строится на контрастах крупных пятен теплых и холодных красок.

Ведь император являлся воплощением истинно русского царясамодержца, Он горячо любил все русское, не терпел светских манер и вычурности, культивировал в своем окружении простоту обращения и поведения. Импрессионистические приемы той самой «живописи настроения», которую обязательно упоминают, говоря о полотнах Васильева, автор использует и в этом произведении. В живописи он оставался больше рисовальщиком, работая небольшими кистями (по его мнению, маленькими колонковыми кистями «хорошо лепить и рисовать формочки»). Чуть позже легкая простуда переросла в серьезную болезнь.