Картины Матисса
В картинах, созданных между 1914 и 1916, Матисс сводил формы к основным геометрическим фигурам. В тот период Матисс выдумал новое направление в области декупажа, в основе которого лежит составление картин из кусочков окрашенной бумаги. Боле 10 лет — с 1890 по 1902 — Матисс писал картины, в которых прослеживались черты импрессионизма. В своих многочисленных работах того периода Матисс раздвигал границы картин, формы уходили в пространство за рамкой. В это время картины Матисса отличаются ярким колоритом, контрастностью, чистотой и резкостью цветов, плоскостностью и отсутствием теней.
Плоскостные картины Матисса проложили последующим поколениям художников путь к абстракции. «музыка» (фр. La Musique)— картина французского художника Анри Матисса, написанная им в 1910 году по заказу коллекционера живописи С. И. Щукина. Анри Матисс картины пишет, подчиняясь цветам и ритмам арабесок. В картине «Красные рыбки» (1911, Музей изобразительных искусств, Москва) используя приемы эллипсообразной и обратной перспектив, перекличку тонов и контраст зеленого и красного, Матисс создает эффект кружения рыбок в стеклянном сосуде. В середине 30-х в своих многочисленных работах маслом и книжных иллюстрациях Матисс раздвигал границы картин— формы уходили в пространство за рамкой.
Яркость цветов, простота техники, экспрессия – картины французского художника Анри Матисса поражают неординарностью. Многие картины Матисса (37 произведений) находится в коллекциях Эрмитажа и ГМИИ на Волхонке. В рамках этого течения написаны картины Матисса «Разговор», «Буфет или красная комната», «Танец», «Музыка», «Фрукты и бронза», «Корзина с апельсинами», «Натюрморт с голубой скатертью». Матисс погрузился в исследования произведений других художников и, несмотря на серьезные финансовые затруднения, приобретал картины авторов, работой которых он восхищался.
Биография Анри Матисса, список картин
В 1920 исполняет эскизы декораций и костюмов для балета И. Стравинского «Соловей» (хореография Л. Мясина, постановка С. Дягилева). Матисс прислал эскизы с несколькими вариантами работы. Мастерски переданы эффекты голубых теней и ослепляющих лучей солнца. Слева на горизонте несколько облаков, справа гористый испанский берег».
Это умышленное нарушение пропорций как бы обозначает иерархию «значимостей» — женское тело представляло для художника больший интерес. Анри Эмиль Бенуа Матисс (фр. Henri mile Benot Matisse 31 декабря 1869, Ле-Като-Камбрези, Нор, Франция (Вторая французская империя)— 3 ноября 1954, Ницца, Франция)— французский художник и скульптор, лидер течения фовистов. Лицо героини написано более мелкими мазками, чем ее платье и фон картины.
В 1948-53 по заказу доминиканского ордена работает над сооружением и декорацией «Капеллы четок» в Вансе. На протяжении 22 лет они были неразлучны. Эти две поездки в Марокко, в начале и конце 1912 года, можно рассматривать как одно темпераментное путешествие, в результате которого были созданы такие шедевры зрелого декоративного стиля Матисса, как Марокканский триптих (ГМИИ), портрет Стоящего рифа (Марокканец в зеленой одежде) и Арабская кофейня (обе картины художника находятся в Эрмитаже).
Нельзя уходить с поля боя, не попытавшись сражаться»4. Картину не поняли и высмеяли, называли художника создающим декадентствующий хлам ит. д. Анри Матисс (Henri Matisse), выдающийся французский художник. В 1887 году во время экзаменов Анри внезапно бросил школу. Там начался его отход от техники дивизио-низма.
Всего на холсте изображено 5 персонажей, двое из них играют на музыкальных инструментах (скрипке и двуствольной свирели), а остальные поют. Лидия ухаживала за ним, помогала бороться с бессонницей, астмой и моральным истощением.
Как устроена картина Анри Матисса
В 1904 году состоялась его первая персональная выставка в галерее дилера Амбруаза Воллара. Выставленные в парижском Салоне перед отправкой их в Россию, композиции Матисса вызвали скандал эпатирующей обнаженностью персонажей и неожиданностью трактовки образов. Он был старшим сыном в семье торговца зерном икрасками Эмиля Ипполита Матисса и Элоизы Анны Жерар. У Анри и Амели один за другим родились два сына.
Амели отдала всю себя заботе о муже, была ему верной помощницей и другом. Тогда же он знакомится со своей главной музой – Лидией Делекторской, отношения с которой становятся причиной развода с мадам Матисс.
Наверное, Матисс сделал бы неплохую карьеру в юриспруденции, если бы не случай. Общество, в котором он вырос, резко осуждало художников и считало их бездельниками. Он – психолог, «врачеватель» ран его картины представляют собой островок тишины и мира – то есть как раз того, чего так не времен, теперь его цвет усложнился «контролировать» его стало гораздо труднее. Другие панно исполненные по эскизам мастера, помещены в интерьере художник крайне скуп на детали, беспокойные черные линии драматично повествуют о Страшном Суде (западная стена капеллы) рядом с алтарем изображение самого Доминика. Девушка стала незаменимой для художника: она была его секретарем, сиделкой и моделью.
Умер Матисс 3 ноября 1954 года в Симье, близ Ниццы. В картине «Красные рыбки» (1911, Музей изобразительных искусств, Москва) используя приемы эллипсообразной и обратной перспектив, перекличку тонов и контраст зеленого и красного, Матисс создает эффект кружения рыбок в стеклянном сосуде. В Сен-Тропе из-под кисти художника вышел первый шедевр— Роскошь, покой и наслаждение (1904/1905).
Самих авторов Л. Воксель назвал «дикими» – от этого французского слова и родилось название нового художественного направления («фовизм»), не без гордости принятое молодыми революционерами от живописи. (фр. Чтобы сберечь силы, он разработал технику составления изображения из обрезков бумаги (так называемыеPapiers decoupes), которая давала ему возможность добиться долгожданного синтеза рисунка и цвета. Летом 1905 года в рыбацкой деревне Коллиур Матисс написал одни из самых значимых работ «Открытое окно, Коллиур» и «Портрет Мадам Матисс» («Зеленая полоса»). Хотя, согласно традиции именно Анри (как старший сын) должен был стать во главе семейного бизнеса, по окончании лицея Анри Мартен в Сен-Кантене он отправился в столицу, чтобы изучать юриспруденцию в известной Школе юридических наук.
25 картин, зная которые, сойдешь за умного
В 1872 году родился младший брат Анри, Эмиль Огюст. Третье панно — «Купание или медитация» — осталось лишь в набросках. В трех школах, в которых Анри довелось учиться, он в основном бездельничал. В 17 лет уехал в Париж и поступил на юридический факультет Сорбонны.
Рыбка и палитра обозначают скрытую связь с работой «Арлекин» Пикассо интерпретируемый как автопортрет. Вот таким образом каждый из зрителей может дать свою интерпретацию «Музыкантов». Картины «Танец» и «Музыканты» схожи по цветовой гамме и количеству изображённых фигур. Эти плоскости играют в картине важную роль — в том числе и композиционную. В то время как картины и скульптуры Пикассо характеризовались наличием углов и шокированием новым (по крайней мере, во время его кубического периода), работы Матисса отличались наличием извилистых кривых, берущих начало в традиционном изобразительном искусстве.
Совет 1: Как нашли картину Матисса
В Салоне он выставляет ряд работ и среди них «Женщину в зеленой шляпе». Работа была изнурительной и Анри заболел бронхитом. Для дягилевских постановок делает эскизы декораций балета «Красное и черное» на музыку Д. Шостаковича. В мастерской Анри Матисса появляются ученики из разных стран. В 1892 приехал в Париж, где учился в Академии Жюлиана, а позже у Гюстава Моро.
Искаженные размеры нижней части тела героини картины заставляют вспомнить о примитивной африканской скульптуре, для которой характерны похожие законы «построения» образа. К 1906 завершает работу над композицией «Радость жизни», сюжет которой навеян поэмой «Послеобеденный отдых фавна» С. Малларме: в сюжете сочетаются мотивы пасторали и вакханалии. При этом он продолжал заниматься юриспруденцией. Родился 31 декабря 1869 в Ле-Като на севере Франции.
- Картины Матисса их названия и описание
- Картина Матисса «Одалиска, лежащая под магнолиями» выставлена на торги
- ницца, франция,, лазурный берег, ница
- Анри Матисс: Картины ножницами (9 фото)
- Совет 2: 7 лучших музеев Парижа, которые можно посетить бесплатно
Работа с моделью начиналась только после освоения техники копирования. Четкий узор вышивки на блузе сохраняется, но фигура героини, слегка выпрямляясь и на глазах «вырастая», заполняет собой почти все пространство картины и в целом принимает отчетливую форму сердечка. Неплохим смотрится и название этого произведения, заимствованное у Бодлера. Эрмитаж (Петербург)Но одновременно Матисс искал свой путь в искусстве, об этом говорят два его ранних пейзажа: «Булонский лес» (1902) и «Люксембургский сад» (1902).
При этом художник прибегал к синтезу природных и орнаментальных узоров и красок40. В течение своего творческого пути он создал некоторые из величайших шедевров 20-го века. Лицо героини написано более мелкими мазками, чем ее платье и фон картины. Они включают скульптуру и керамику, но в сознании большинства людей Матисс всегда будет ассоциироваться со своими картинами.
- Кстати, о счастье в жизни французского художника
- Все Картины Анри Матисс по алфавиту
- Анри Матисс «Женщина, сидящая в кресле»
- Анри Матисс «Женщина на диване»
- Анри Матисс «Женщина за фортепиано»
- Анри Матисс «Интерьер со скрипкой»
- Творческая лаборатория живописца
А. Матисс «Музыка» (1910). Вместо привычного плавного нанесения краски он стал часто набрасываться на холст – иногда с помощью долота – отбраковывая, разрезая, постоянно пересматривая и оставляя за собой многочисленные свидетельства изменений. Другое дело, что за ощущение жизни было у художника. Матисс всегда стремился изображать не сам предмет, а свое отношение к увиденному. В 1943 г. начал серию иллюстраций к книге «Джаз» из раскрашенных гуашью обрезков.
Другое название этой работы – «Десерт». Еще один композиционный источник – легендарный «Завтрак на траве» Мане. Для названия картины Матисс выбрал строчку из произведения горячо любимого Бодлера. Всё это отразилось в произведениях, представленных им на выставке «диких» (фовистов) на Осеннем Салоне 1905 г. Две зимы (1912 и 1913) он провел в Марокко, обогатившись знанием восточных мотивов. Вообще, Матисс жадно впитывал в себя всё, что касалось изобразительного искусства: он копировал в Лувре произведения старых французских и голландских мастеров, особенно привлекало его творчество Жана-Батиста Симеона Шардена.
- Какие произведения Матисса находятся в России
- Творчество между двумя мировыми войнами
- Произведения, выставленные в музеях нашей страны
- Анри Матисс «Одалиска в красном» (Одалиска в красных шароварах)
- Анри Матисс «Молодая женщина в розовом»
После Первой мировой войны Матисс преимущественно живет в Ницце. Все люди на картине находятся в неподвижности. Стиль его отличается гибкостью линий, то прерывистых, то округлых, передающих разнообразные силуэты и очертания («Темы и вариации», 1941, уголь, перо), четко ритмизирующих его строго продуманные, большей частью уравновешенные композиции. В 1892 году Матисс принимает решение посвятить себя живописи.
Существуют лишь предположения искусствоведов. Под влиянием живописи О. Ренуара, с которым Матисс знакомится в Ницце, он увлекается изображением натурщиц в легких одеяниях (цикл «одалисок») интересуется мастерами рококо.
- Анри Матисс «Женщина перед аквариумом»
- Анри Матисс «Открытое окно, Этрет»
- Анри Матисс «Анемоны и зеркало»
- Анри Матисс «Кровать в зеркале»
- Анри Матисс «Лоретт в красном платье»
- Анри Матисс «Яблоки на столе, зеленый фон»
- Анри Матисс «Корзина с апельсинами»
10 января 1898 года 28-летний Анри Матисс женился на Амели Парейр (фр. Но Матисс утверждал: «Я создаю не женщину, я создаю картину». Доминика и Девы Марии. Его поздние работы были столь же экспериментальными и яркими, как и ранние. Художник углубил черты лица с помощью тонкой штриховки и наложения телесных тонов.
Выходные мальчик проводил у бабушки Жерар, в доме по улице Шен-Арно. А. Матисс «Роскошь, покой и наслаждение» (1904-1905)В 1907 г. Матисс совершил путешествие по Италии, во время которого посетил Венецию, Падую, Флоренцию и Сиену изучая итальянское искусство. По совету друзей Матисс основал частную школу живописи, которая получила название Академии Матисса. В 1908 году Щукин заказал художнику три декоративных панно для своего дома в Москве: Танец (1910), Музыка (1910) и Купание или Медитация (последнее панно осталось лишь в эскизах). Он боготворил ее и берег, а для Лидии такая жизнь не была ни жертвой, ни стремлением сделать карьеру, ни даже средством заработка.
- Анри Матисс «Натюрморт с апельсинами»
- Анри Матисс: из биографии (1869-1954)
- Один комментарий к Анри Матисс: Картины ножницами
- Картина Очертания Нотр-Дам ночью Анри Матисса 1902 года
- Картина Роскошь, спокойствие и наслаждение Анри Матисса 1904-1905 года
Матисс всегда стремился изображать не сам предмет, а свое отношение к увиденному. «Мы стремимся к ясности, упрощая идеи и смыслы, – позже объяснял он. Amlie Noellie Parayre), которая родила ему сыновей Жана-Жерара (1899 — 1976) и Пьера (1900 — 1989).
Сам художник никогда не воплощал своей мечты о парадизе (цветном земном рае) с той силой непосредственности и чистоты, без примеси рефлексии, как в Марокко. Несомненно, однако, что в 1913 году, в период упоения машинным конструктивизмом грядущего компьютерного века, марокканский цикл Матисса не мог восприниматься с той острой, ностальгической силой, как сегодня. Перед Второй мировой войной Матисс иллюстрирует книги, выпускаемые малыми тиражами (гравюра или литография). Мир Матисса — это мир танцев и пасторалей, музыки и музыкальных инструментов, красивых ваз, сочных плодов и оранжерейных растений, разнообразных сосудов, ковров и пестрых тканей, бронзовых статуэток и бесконечных видов из окна (любимый мотив художника). Наверное, одна из самых знаменитых его картин является Танец. В своих «Заметках живописца» (1908) он сформулировал художественные принципы, говоря о необходимости непосредственной передачи эмоций за счет простых средствС картиной «Женщина в шляпе» связывают как известность Матисса, так и прощание с неоимпрессионизмом (пуантилизмом) и началом фовизма. Интенсивный, контрастный цвет фовистских полотен (панно) Матисса до 1910 года, был призван привлечь внимание зрителя, создать особую атмосферу гармонии и созерцания в декорированных ими помещениях.
В ней Матисс изобразил облачённых в экзотические наряды женщин на декоративном фоне. Темные глаза и изгиб бровей выдают в мадам Матисс сильную натуру. Матисс работал в разных жанрах и видах искусства и использовал разнообразные техники. Картина написана художником в комнате отеля Вилла де Франс, где Матисс останавливался в Танжере и откуда открывался прекрасный вид на медину (старый город) и окрестные пейзажи. Матисс придавал большое значение классической базовой подготовке молодых художников.
1901 год можно назвать годом становления художника. «Русский» след в жизни художника становился все явственнее.
Каждый из них имел своих последователей. Ныне Коллекция сестёр Коэн является ядром экспозиции Музея искусств в Балтиморе (англ. )русск. 27. Фона в привычном понимании в этой работе нет. Тема панно — танец. Перед отправкой в Россию, панно были выставлены в Париже8.
Матисс использовал цвет ради цвета, став лидером фовизма вместе с Андре Дереном. Он стремился к тому, чтобы его искусство оказалось «бальзамом для души», но при этом порой не справлялся с влечением к красочному, пышному узору. Зачем. Критики современного искусства прозвали Матисса и его единомышленников Андре Дерена и Морриса де Вламинка «фовистами» («дикими зверьми»). Под впечатлением от их произведений Кандинский начинает создавать свои «Композиции», заимствуя этот термин именно из музыки.
Фон в «Музыке», предельно упрощённый художником играет второстепенную роль7. Одним из самых значительных поздних творений художника стала доминиканская Капелла Четок в Вансе, близ Ниццы (1948 – 1951). Покинув Боэн-ан-Вермандуа со скандалом, Матисс отправился в Париж, чтобы найти настоящих мастеров кисти и обучиться у них делу всей жизни.
- Картина Маргаритка Анри Матисса 1906 года
- Картина Обнаженная в лесу Анри Матисса 1906 года
- Картина Молодой моряк Анри Матисса 1906 года
- Картина Голубая обнаженная Анри Матисса 1907 года
- Картина Танец Анри Матисса 1910 года
Ныне Коллекция сестёр Коэн является ядром экспозиции Музея искусств в Балтиморе. "Я не революционер по принципу", – сказал он однажды. Сосуд, японская ваза, кружка, скульптура, его поле, коньяк. Смелое сочетание красок объясняет название нового направления – фовизм (дикий). Одной из крупных работ художника стали оформление и витражи доминиканской Капеллы Четок в Вансе (1951). В 1947 г. Матисс познакомился с доминиканским священником Пьером Кутюрье, в разговорах с ним возникла идея возведения небольшой капеллы для небольшого женского монастыря в Вансе. Художник постоянно испытывал два противоположных стремления.
Матиссу удавалось гармонично выражать непосредственное эмоциональное ощущение действительности в самой строгой художественной форме. В «Музыке» Матисс представляет изолированные фигуры, поющие и играющие на различных инструментах. Его модель Каролина Жобло (фр. Caroline Joblau) родила дочь Маргариту (1894—1982). Лето 1896 года он провёл на острове Бель-Иль у побережья Бретани, вместе с Эмилем Бери, соседом по лестничной площадке в Париже. Здесь Анри познакомился с художником из Австралии, Джоном Питером Расселом, другом Огюста Родена, коллекционером произведений Эмиля Бернара и Винсента ван Гога.
Есть некоторые имена (среди них Пабло Пикассо), которые стали неотделимыми от современного искусства, но никто так тесно не ассоциируется с получением плотского удовольствия от цвета, как Анри Матисс (1869-1954). С одной стороны, его увлекали чистый цвет и простая форма, с другой – пышный орнамент. Анри уехал в Париж осенью 1891 года.
Голова девушки оказывается частично срезана верхним краем полотна. Стиль его живописи заметно упрощается рисунок как основа композиции выявляется все определеннее («Румынская блуза», 1940, Центр современного искусства им. Он оставил свои подписи-арабески ради более жесткой, угловатой геометрии, опуская регулятор цвета на своей палитре до мрачного спектра серых, черных, коричневых тонов.
- Картина Музыка Анри Матисса 1910 года
- Картина Купальщицы у реки Анри Матисса 1909 года
- Картина Марокканцы Анри Матисса 1915 года
- Профессиональный фотограф и мир образов
- Коллекция Художники Анри Матисс
Амели посчитала оскорблением попытку Матисса впервые обойтись без нее. Для вестибюля и площадок парадной лестницы в особняке С. И. Щукина, Матисс написал два панно, вскоре приобретших мировую известность — «Танец и Музыка». В них господствуют огненные краски, а композиции, заполненные движущимися в стремительном танце или играющими на древних музыкальных инструментах обнаженными юношами, символизируют природные стихии огонь, землю, воздух. Матисс работал в разных жанрах и видах искусства и использовал разнообразные техники. Эта работа тронула Щукина. Одна картина висит в Эрмитаже в Санкт-Петербурге (самая известная) вторая в Нью-Йорке в Музее современного искусства.
Неплохим смотрится и название этого произведения, заимствованное у Бодлера. Голова женщины выглядит непропорционально маленькой по сравнению с телом. Сердить, между тем, Матисс никого не собирался. Так и случилось.
Ковёр на этой картине – реальный. В волшебных по колориту пейзажах, написанных с натуры из окна комнаты отеля или в саду виллы семьи Брукс в Танжере в праздной восточной неге растянувшихся на полу Арабской кофейни, как на райском лугу, марокканцев без лиц, целиком отдавшихся созерцанию золотых рыбок, плещущихся за прозрачными стенками древней по форме чаши, воплощена мечта о гармоничном космосе, высшей Радости Жизни. Стайны подружились с художником. (фр. cole nationale suprieure des arts dcoratifs de Paris), где познакомился с юным Альбером Марке.
В панно «Танец» (1910, Эрмитаж) представлен экстатический танец, навеянный впечатлениями от русских сезонов С. Дягилева, выступлений Айседоры Дункан и греческой вазовой живописи. Насыщенные оттенки казались неестественными, создавая напряженность и нарушая привычный «покой» классических элементов. Одной из самых запоминающихся стала книга «Джаз», написанная и проиллюстрированная Матиссом в 1947 году. Некоторые историки искусства считают, что "Память Океании" (и еще одна габаритная работа, сделанная примерно в то же время под названием "Улитка"), были ответами на крупномасштабную абстракцию, появившуюся в Соединенных Штатах в то время, в частности, "абстрактный экспрессионизм". В графике Матисса арабеск сочетается с тонкой передачей чувственного обаяния натуры. В искусстве фовизма ему помогли не только европейские формы живописи, но и скульптура Африки (которая, кстати, послужил и началом становления кубизма), японская ксилография, арабское декоративное искусство.
- Словари и энциклопедии на Академике
Ж. Помпиду). Он набросил этот ковёр на камин или комод или другую мебель. Все остальное здесь придумал сам Матисс. Углы комнаты даёт другим цветом. В первый день по прибытии в Марокко, в последних числах января 1912 года, его встретил проливной дождь ливень продолжался почти месяц, к полному отчаянию художника, прикованному к комнате отеля.
На втором этаже, полагал он, был более сообразен сюжет с музицирующими и слушающими. Государственный Эрмитаж (Петербург)При написании картины Матисс стремился свести их к элементарным формам. Раз в неделю все вместе они посещали музей, согласно учебной программе. Все это заметно улучшило материальное положение живописца. Матисс вспоминает, что стал первым художником, вышедшим из Боэн-ан-Вермандуа. Жена и дочь были любимыми моделями художника.
Анри с Амели поженились быстро, спустя всего три месяца после знакомства. Холст, масло. Расслабляющая атмосфера юга Франции вдохновила его на создание чувственной серии Одалиски. Появляются первые литографии, гравюры на дереве, керамика. На одном из написанных им в то время полотен изображены гипсовый бюст работы Огюста Родена, рисунок Винсента ван Гога, картины Поля Гогена и Поля Сезанна. Работая над ними, художнику удалось достичь совершенной гармонии формы и цвета.
Тема панно «Музыка» была близка и Щукину, при обсуждении заказа писавшему, что у него дома часто исполняют классические произведения, а в зимнее время регулярно даются концерты2. Примечательно, что мужские фигуры изначально были обведены чёрным контуром, лишь впоследствии заполненным краской. Матиссу пришлось «хлебнуть» страшного XX века, но жестокости и страданий в его творчестве нет и в помине. Отец Анри посчитал поступок сына позором для всей семьи. Пять обнажённых людей на вершине холма был нарисован всего тремя красками – зелёным, синим и красным.
Другие панно исполненные по эскизам мастера, помещены в интерьере художник крайне скуп на детали, беспокойные черные линии драматично повествуют о Страшном Суде (западная стена капеллы) рядом с алтарем изображение самого Доминика. Матисс был признан лидером фовистов (наряду с Андре Дереном). Синий цвет передает небо, розовый – тела танцоров, а зеленым цветом изображен холм». В те дни художник был настолько расстроен, что даже думал отказаться от занятия живописью. В срочной телеграмме, отправленной Матиссу, он сообщил, что окончательно согласен приобрести работы, а затем подтвердил свои намерения письмом «Сударь, — писал коллекционер, — в дороге (два дня и две ночи) я много размышлял и устыдился своей слабости и недостатка смелости. Жил Матисс в это время трудно. Зрители недоумевали: разве женщина может быть такой.
fauves).
Известен своими изысканиями в передаче эмоций через цвет и форму. Анри Эмиль Бенуа Матисс (фр. Henri mile Benot Matisse) родился 31 декабря 1869 года в городке Ле-Като-Камбрези, в Пикардии на севере Франции. В 1941 году Матисс перенёс тяжелую операцию на кишечнике, у него был рак. Впрочем и сам художник однажды заметил: «Фигура интересует меня намного сильнее, чем натюрморт или пейзаж». Весной 1906 года он увидел холст «Радость жизни» и захотел познакомиться с художником.
Незадолго до отправки в Россию оба панно были выставлены на парижском «Осеннем салоне» 1910 года, вызвав грандиозный скандал эпатирующей обнажённостью персонажей и неожиданностью трактовки образов3. Эта дружба в его судьбе значила многое. Это увлечение дало о себе знать в ряде его работ. Анри впервые начал рисовать, копируя цветные открытки во время двухмесячного пребывания в больнице.
Матисс участвовал в выставках под названием «Салон независимых», которые регулярно проводились в Обществе. «Мне просто это подходило», — признется она позже. Но к 1930-м годам он снова вернулся к изображению более плоских форм и цветов, которые были еще более упрощенными, чем прежде – "Розовая обнаженная" известный пример того.
Это его так увлекло, что он, преодолев сопротивление отца, решил стать художником и записался в школу рисунка Кантен де ля Тур (фр. Ecole Quentin de la Tour), где обучались чертёжники для текстильной промышленности. В 1891 году он оставил юридическую практику и снова приехал в Париж, где поступил в Академию Жюлиана. Структура живописи и работа с цветом последнего оказали особенное влияние на творчество Матисса, назвавшего его своим главным вдохновителем18. Он был старшим сыном в семье Эмиля Ипполита Матисса и Элоизы Анны Жерар. И это было отражением каких-то борений, происходивших в душе художника.
По возвращении во Францию супруги уехали на Корсику (удивительные краски Средиземноморья после этого ворвались на полотна живописца). Как заметил биограф художника, Лоуренс Гоуинг, «был период, когда постоянным сюжетом Матисса стало обнаженное женское тело». И еще из него же: «Если в картинах стало много изысканности, если там топкие оттенки, переливы цвета без настоящей энергии – тогда время призывать на помощь великолепные голубые, красные и желтые тона, которые способны воззвать к глубинам человеческой чувственности». Яркий пунцовый цвет здесь прекрасно сбалансирован с синим и зеленым. Темные глаза и изгиб бровей выдают в мадам Матисс сильную натуру.
Девочка приняла заботу Амели и полюбила ее всей душой. Герои «Танца» динамичны, а фигуры в «Музыке» статичны, спокойны. В «Музыке» Матисс представляет изолированные фигуры, поющие и играющие на различных инструментах.
Две зимы, проведенные художником в Марокко (1912 и 1913), обогатили его знанием восточных мотивов, а долгая жизнь на Ривьере способствовала развитию яркой палитры. В планы Матисса входило и написание третьего полотна, «Купание» (или «Медитация»), на котором были бы изображены отдыхающие, однако дом Щукина был двухэтажным и его заказ предполагал создание только двух композиций, вследствие чего «Купание» сохранилось лишь в набросках автора. Такой, наверное, воспринимал художник свою жену. Свет господствует в замечательном холсте Открытое окно с видом на бухту в Танжере.
В «Заметках живописца» (1908) он формулирует свои художественные принципы, говорит о необходимости «эмоций за счет простых средств». Анри Матисс рос послушным сыном, но заниматься семейным делом не хотел. Там Матисс устроил большую мастерскую, предназначенную для создания живописныхкомпозиций в новой яркой манере, еще в 1905 году на выставке в Осеннем Салоне, названной одним из журналистов фовизмом (в переводе работать в манере диких зверей зоосада). Возвратился в Сен-Кантен (где окончил лицей) после окончания учёбы, устроился на работу клерком (служащим) у присяжного поверенного. Интерес к рисованию возник у будущего художника абсолютно случайно: он перенёс операцию по удалению аппендицита и мать, чтобы Анри не скучал в период двухмесячного выздоровления, купила ему принадлежности для рисования. Художник углубил черты лица с помощью тонкой штриховки и наложения телесных тонов. Друг и дружеский соперник Пикассо, темпераментно он был антиподом испанского художника. Он запросто «разбирал» картину на простейшие цветные формы (как в случае с вырезанными из цветной бумаги силуэтами), но следом мог вернуться к искусным узорам, спиралям, зигзагам из которых складывался декоративный орнамент, напоминающий ковер, обои или яркую ткань.
В 1909 году С. Щукин заказал Матиссу два панно для своего московского особняка – «Танец» и «Музыка». В том же году Матисс познакомился с молодым художником Пабло Пикассо. Такой, какой был у Матисса в его доме. Удар для семьи.
Их союз долгое время был идеальным. У него была внебрачная дочь, требовавшая заботы. Среди последних работ, которые Матисс создал перед своей смертью – «Память Океании», прообразом которой стала старая фотография, сделанной в 1930 г. на шхуне на Таити.
Необходимо было найти нечто объединяющее живую натуру и приемы ее изображения. Но «Розовая обнаженная» «сделана» абсолютно иначе.
Он был недоволен собой — худой, непривлекательный, застенчивый юноша не нравился девушкам. Поиски непосредственной передачи ощущений при помощи интенсивного цвета, упрощенного рисунка и плоскостного изображения отразились в произведениях, представленных им на выставке «диких» (фовистов) на Осеннем Салоне 1905. В настоящее время существует в двух версиях. Но между ними есть много различий: в «Танце» изображены женские персонажи, в «Музыке» – мужские. Затем, чтобы, произведя искуснейший синтез «природы» и «культуры», выразить непосредственное ощущение жизни в строжайшей художественной форме.
Так появились парные панно «Танец» и «Музыка». В Лондоне изучал творчество Уильяма Тёрнера. Однажды он познакомился с художником из Австралии – Джоном Питером Расселом, другом Огюста Родена. В 1904 году Анри Матисс пробует себя в дивизионизме и пуантилизме. Он стремился найти такие контрасты цвета, которые излучали бы свет сами по себе.
Синьяк был вице-президентом Общества независимых художников. Работы Матисса из серии «одалисок» со всей очевидностью обнаруживают это противоречие. При этом он всегда фокусировался на заманчивом развлечении пигментами и оттенками.
У Матиссов была конюшня: Анри любил лошадей и даже мечтал стать жокеем. Но увлечение Матисса техникой пуантилизма было недолгим. В зимние месяцы с 1911 по 1913 художник посещает Танжер (Марокко), создает марокканский триптих «Вид из окна в Танжере», «Зора на террасе» и «Вход в казба» (1912, там же), приобретенные И. А. Морозовым. Творческая дружба художников была полна и духа соперничества и взаимного уважения.
В 1930 едет на Таити, работает над двумя вариантами декоративных панно для фонда Барнеса в Мерионе (Филадельфия), которые должны были быть помещены над высокими окнами главного выставочного зала. В том же году Матисс познакомился с молодым художником Пабло Пикассо. Его картины того периода отличаются плоскими формами, чёткими линиями и яркостью красок.
Такой, наверное, воспринимал художник свою жену. Сергей Иванович Щукин называл Матисса «современным Микеланджело» — то ли ирония это была, то ли правда известно только ему самому. Эти плоскости играют в картине важную роль – в том числе и композиционную.
Особенно интенсивные творческие поиски относятся к 1901-1904 гг. Таким образом, в конце концов, он приходит к фовизму. Картина была противоречива и по-своему не укладывалась в заданные пуантилистами рамки. Он знакомился с художниками разных стран. Матисс и Пикассо были близкими друзьями, но также и вечными соперниками. Речь идет о фовизме. Стилистика тут дивизионистская, но композиция обнаруживает влияние Сезанна – прежде всего, его знаменитых «Трех купальщиц», приобретенных, кстати, восхищенным Матиссом у Амбруаза Воллара в 1899 году.
Фигуры персонажей обведены черным контуром, заполненным впоследствии краской. Означает ли он лучшие времена в прошлом или будущем. В процессе создания эскизов Матисс начал использовать технику вырезок из цветной бумаги («декупаж»), которой широко пользовался в дальнейшем (например, в серии «Джаз», 1944-47, воспроизведенной впоследствии в литографиях). Матисс был признан лидером фовистов, наряду с Андре Дереном. В Сен-Тропе из-под кисти художника вышел первый шедевр— Роскошь, покой и наслаждение (1904/1905). Холст, масло. Это изображение жены Матисса является наглядным тому примером. Фона в привычном понимании в этой работе нет.
1901—1904 годы были для него временем интенсивных творческих поисков8. Волосы жены художника написаны синей и черной краской с вкраплениями красного. Матисс много путешествовал: посетил Италию (1907), Германию (1908, 1910), Испанию (1910 – 1911).
Творчество Матисса основывалось на изучении натуры и законов живописи. Немалую роль в решении Матисса предпринять это путешествие сыграли также романы писателя-ориенталиста Пьера Лоти о Марокко. Они были полны живых и точных описаний атмосферы экзотического природного оазиса. Впоследствии, подводя итог своему марокканскому путешествию, Матисс сказал: Путешествия в Марокко помогли мне осуществить необходимый переход и позволили вновь обрести более тесную связь с природой, чего нельзя было бы достигнуть с помощью живой, но все же несколько ограниченной теории, какой стал фовизм. Первой картиной, в этом стиле, которую увидели зрители, стала Женщина в зелёной шляпе. Внешне все шло хорошо, но на душе у Матисса была тоска. 260 х 389 см. Волосы жены художника написаны синей и черной краской с вкраплениями красного.
С 1890 по 1902 г. Матисс создавал картины, близкие по духу импрессионизму: «Бутылка схидама» (1896), «Десерт» (1897), «Фрукты и кофейник» (1899), «Посуда и фрукты» (1901). В срочной телеграмме, отправленной Матиссу, он сообщил, что окончательно согласен приобрести работы, а затем подтвердил свои намерения письмом «Сударь, — писал коллекционер, — в дороге (два дня и две ночи) я много размышлял и устыдился своей слабости и недостатка смелости. В 1895 году оба выдержали вступительные экзамены в Школу изящных искусств и были приняты в мастерскую Гюстава Моро, у которого с 1893 года они обучались в качестве приглашённых студентов. В интервью 1909 года он пояснил, что, по его замыслу, человеку, входящему в дом с улицы, нужно «сообщить чувство облегчения», вот таким образом для первого этажа художник выбрал сюжет с танцем.
Их общение кардинальным образом повлияло на творчество художника и позднее он называл Джона Питера Рассела своим учителем, объяснившим ему теорию цвета (англ. )русск. Лето 1905 года Матисс провел на южном побережье Франции. Он возвратился в Сен-Кантен и устроился на работуклерком у присяжного поверенного. Его одалиски – это носительницы божественной гармонии, а не сексуального чувства (оно ведь, поопределению, беспокойно). Когда художник создавал свою «Женщину в шляпе» (1905), он хотел лишь показать потенциальные возможности чистого цвета. И. Стравинский и С. Дягилев предложили ему оформить балет «Песнь соловья». В пластике, как и в графике, он предпочитал работать сериями (например, четыре варианта рельефа «Стоящая спиной к зрителю», 1930-40, Центр современного искусства им.
Все остальное здесь придумал сам Матисс.
В 1890 году, находясь в больнице на длительном лечении, он попробовал заняться живописью, о чем впоследствии вспоминал: «С того момента, как в моих руках оказалась коробка красок, я понял, что это и есть моя жизнь». В 1887 году в Париже начал изучать юриспруденцию в Школе юридических наук. За время существования академии доля студенток в ней была всегда на удивление высокой. В 1908 г. Матисс совершил свою первую поездку в Германию, где познакомился с художниками из группы Мост (основоположники немецкого экспрессионизма). В 1941 г. Матисс перенёс тяжелую операцию на кишечнике. Период увлечения фовизмом (который, по большом) счету, Матисс и придумал) зафиксировал отход Матисса от «сладкого» неоимпрессионистского цвета. Утешающее, успокаивающее разум, что-то вроде хорошего кресла".
Разумеется, это иллюзия. Сам Матисс признался, что не знал, почему он выбрал красный цвет для композиции, хотя одна более ранняя картина "Красная комната" (1908) также характеризовалась преобладанием малинового. Жизни этому увлечению было отпущено около двух лет. Структура живописи и работа с цветом Поля Сезанна оказали особенное влияние на творчество Матисса, который называл его впоследствии своим главным вдохновителем. Первая персональная выставка Матисса состоялась в июне 1904 г. в галерее Амбруаза Воллара. В 1944 г. его жена и дочь были арестованы гестапо за участие в деятельности Сопротивления. 3 ноября 1954 г. художник скончался в Симиезе под Ниццей в возрасте 84 лет. Это было время невероятно интенсивного внутреннего развития: новой угловатой геометрии и нового колорита с преобладанием жемчужно-серого и чёрного.
В 1943 году он начал серию иллюстраций к книге «Джаз» из раскрашенных гуашью обрезков (закончена в 1947). Перед тем, как отправить картину заказчику, он выставил её в Осеннем Салоне в Париже. Кроме того, Матисс испытал сильное влияние произведений исламского искусства, показанных на выставке в Мюнхене. Незадолго до отправки в Россию оба панно были выставлены на парижском «Осеннем салоне» 1910 года, вызвав грандиозный скандал эпатирующей обнажённостью персонажей и неожиданностью трактовки образов.
Он презентовал эти работы в Осеннем салоне в Париже. В ней он преподавал в 1908-1911 гг. Хотя его стилистические сдвиги были не столь выраженными, как у Пикассо, его искусство претерпело значительную эволюцию по мере развития. Откровение пришло ко мне с Востока, скажет впоследствии художник. Стилистика тут дивизионистская, но композиция об наруживает влияние Сезанна – прежде всего, его знаменитых «Трех купальщиц», приобретенных, кстати, восхищенным Матиссом у Амбруаза Воллара в 1899 году.
Его называли грубым, нахальным недоучкой, но все же именно Матисс привлек внимание Щукина. Здесь же он знакомится с австралийцем художникомДжоном Питером Расселом.
Кроме того, в течение первого десятилетия 20 века художник стал активно интересоваться африканской скульптурой, арабским декоративным искусством и японской ксилографией и вскоре в его живопись начинают проникать этнические мотивы. Родители были счастливы — отец уже представлял сына работником министерства. Да и здоровье не позволяло таскать мешки с зерном, как отец. Две зимы, проведенные художником в Марокко (1912 и 1913), обогатили его знанием восточных мотивов, а долгая жизнь на Ривьере способствовала развитию яркой палитры. В панно «Танец» (1910, Эрмитаж) представлен экстатический танец, навеянный впечатлениями от русских сезонов С. Дягилева, выступлений Айседоры Дункан и греческой вазовой живописи.
Еще один композиционный источник – легендарный «Завтрак на траве» Мане. Анри Матисс родился на севере Франции в 1869 году в семье преуспевающего торговца зерном. В январе 1941 года художник, страдавший раком двенадцатиперстной кишки, перенес серьезную операцию, после которой подолгу оставался прикованным к постели. Щукин выкупил 37 работ Матисса и отправил художнику столько же посланий. Мать помогала отцу в лавке и занималась росписьюкерамики.
Ж. Помпиду, Париж). В апреле и июне того же года впервые были куплены его произведения19. В 1937 г. им были сделаны эскизы декораций для балета «Красное и чёрное» на музыку Дмитрия Шостаковича в хореографии Леонида Мясина. В период 1946-1948 гг. Матисс оставляет ответ двусмысленным, хотя нет никаких сомнений в напряженности между двоими.
Эта техника не была чем-то новым для художника: он использовал ее еще в 1919 году. Нельзя уходить с поля боя, не попытавшись сражаться». Вместе с Андре Дереном Матисс создал новый стиль, вошедший в историю искусства под названием фовизма. Последней работой мастера стал макет витражного окна для церкви в Покантико-Хиллс (штат Нью-Йорк), созданный по заказу Нельсона Рокфеллера.
И тех и других Матисс позже изобразит на полотнах. Исчезают стул и обои. Но через полгода слухи о новой методике преподавания Круазе дошли до директора школы. Цвета – красный, зелёный, синий, чёрный. В Осеннем Салоне 1905 года он выступил совместно с Вламинком, Дереном и Марке. Он работал юристом, пока не увидел картину «Стога сена» Клода Моне. Анри Матисс.
Впервые картины с использованием такого метода были созданы Полем Синьяком и Жоржем Сера. В те времена картины Матисса мало кому нравились. Все они (кроме Кееса ван Донгена) были учениками Гюстава Моро, подтолкнувшего учеников думать вне формальных рамок и следовать своему видению. Картина «Роскошь, Спокойствие и Наслаждение» является наиболее известным трудом Матисса в неоимпрессионизме, однако год спустя художник отказывается от этого стиля и становится пионером фовизма. О нем как о крайне интересном явлении заговорили после осеннего Салона 1905 года.
В таком стиле написана его картина «Роскошь, покой и наслаждение». Синий цвет фона и отсутствие перспективы делают центральный образ более выразительным, а клетчатый узор дивана подчеркивает округлость форм женского тела. В 1907 Матисс путешествует по Италии (Венеция, Падуя, Флоренция, Сиена). Ухудшение здоровья вынудило его упростить свой стиль. Перед отправкой в Россию, панно были выставлены в Париже.
В 1898 году художник женился на Амели Перейр. Очень скоро Анри заболел бронхитом и его уволили. краски написанных Матиссом интерьеров снова стали крайне насыщенными: такие его работы, как «Красный интерьер, натюрморт на синем столе» (1947) и «Египетский занавес» (1948) построены на контрасте между светом и темнотой, а также между внутренним и внешним пространствами. Фон в «Музыке», предельно упрощённый художником играет второстепенную роль. Амели погрузилась в заботу о муже и была готова пожертвовать многим ради Анри. В 1908 году он заказал художнику три декоративных панно для своего дома в Москве: Танец (1910), Музыка (1910) и Купание или Медитация (последнее панно осталось лишь в эскизах). ДетствоМатисса было счастливым.
Эта простота (и совсем уж «детскость» в конце жизни – чего стоят его аппликации. ) является результатом точнейшего расчета, кропотливого изучения естественных форм и их смелого упрощения. Анри учился у известного мастера салонного искусства, Виллиама Адольфа Бугро, готовясь к вступительным экзаменам в Школу изящных искусств (фр. cole nationale suprieure des beaux-arts de Paris), куда, однако, не поступил. В 1893 году он перешёл в Школу декоративных искусств (англ. )русск. Таким образом, Матисс сумел усилить выразительность палитры за счёт яркости всего лишь трёх цветов— «небесной лазури, розовой свежести тел и зелени холма».
В 1891 году Матисс отправился в Париж с намерением изучать живопись. А. Матисс «Фрукты и кофейник» (1899). Композиционное решение нарочито плоскостно, декоративно. Творческая дружба художников была полна и духа соперничества и взаимного уважения26. У нее уличная одежда, а он одет в полосатую пижаму (выбранный наряд не только для сна, но и для работы в студии).
Таким образом, Матисс сумел усилить выразительность палитры за счёт яркости всего лишь трёх цветов— «небесной лазури, розовой свежести тел и зелени холма»6. Прическа мадам Матисс могла бы перегрузить композицию, но ее уравновешивает яркий бирюзовый фон. Произведения эти, произведшие скандальный фурор, положили начало фовизму. По тем же одалискам, например, сидящим или лежащим в причудливых чувственных позах. Это видно и по его картинам.
В те дни художник был настолько расстроен, что даже думал отказаться от занятия живописью. Началась их дружба, полная духом соперничества, но и взаимного уважения. В 1920 г. по просьбе Сергея Дягилева он создал эскизы костюмов и декораций для балета «Соловей» на музыку Игоря Стравинского в хореографии Леонида Мясина. Этот период был насыщен важными событиями и большими переменами. Почти весь 1889 год он провел в больничной палате в борьбе с грыжей. – "Танец" написан мной всего тремя красками. Donatello parmi les fauves. ), опубликованной 17 октября 1905 года в газете Жиль Блаз, дал художникам ироничное прозвище «фовистов», то есть «дикарей» (фр. Когда он поправлялся после операции, мать купила ему принадлежности для рисования.