Картины Сурикова С Названиями

Картины — Суриков, Василий Иванович

Около двух тысяч стрельцов расстались с жизнью, тела хоронили у дорог, ведущих из Москвы. В углу иконы, зажженные лампады. В 1899—1900 годах исполнил два графических портрета Ф. Ф. Пелецкого. Исход битвы предрешен. Как-то брат посоветовал ему написать картину Взятие снежного городка.

Выделяются они и своим душевным состоянием. И это передано как бы перспективной ошибкой. С этого момента высокий драматизм и сильный психологизм полотен Сурикова постепенно пропадает, хотя техника по-прежнему остается на высоком уровне. От деревни Нюхчи до села Повенец на Онежском озере фрегаты «Святой Дух» и «Курьер» тащили по Государевой дороге, которую прокладывали через леса и болота. Вот боярыня и просит его:Миленький. Осуществляя коренную ломку старых порядков, тормозивших дальнейшее развитие страны, Петр действовал насильственными, варварскими методами, не считаясь ни с какими жертвами.

Сюжеты, связанные с именем Петра I, Суриков писал со студенческих времен. Проникнутая атмосферой праздника, эта картина стала исключением в творчестве Сурикова. Особенно это красиво в «Боярыне Морозовой». Здесь он выступает предтечей новых течений в искусстве.

Действие разворачивается на фоне сурового сибирского пейзажа. В 1870 году появилось его первое произведение, ставшее известным: «Вид памятника Петру I на Сенатской площади в Петербурге». Рассказывали, как Василий Иванович в последние годы жизни, когда знаменитая картина (Христос Иванова) была уже в лучших условиях, стояла в помещении с верхним светом приходил в Румянцевский музей за час, за два до его закрытия и, одинокий, оставался перед картиной, стоял, садился, снова вставал, подходил к ней вплотную, впиваясь в нее, ерошил свои волосы и с великим волнением уходил домой, чтобы опять прийти, опять насладиться, приходить в смущение и восторг от того, что видел своим духовным оком, оком творца Морозовой, Меншикова, Ермака. В поздние годы старый художник написал ряд лучших своих портретов (Автопортрет, 1913, Третьяковская галерея и др. ). Но никак не удавался главный образ – самой боярыни.

Летом 1897 года Суриков посещает Швейцарию, где пишет этюды. Трещали трещотки, кричали люди иногда стреляли из ружей холостыми зарядами. Опять перспектива закрыта. Суриков изобразил в картине момент перед казнью.

Биография и картины 
Василия Ивановича 
Сурикова

Биография и картины Василия Ивановича Сурикова

Как и в прошлых картинах, все образы здесь написаны с натуры. В 1880–1890-е годы посетил Францию, Италию и ряд других стран Европы. Свой дар выдающегося живописца-историка Суриков подтвердил в полотнах Меншиков в Березове (1883) и Боярыня Морозова (1887 обе картины – там же), тоже своего рода сложных и в то же время впечатляюще-целостных визуальных романах – о сибирской ссылке некогда могущественного петровского царедворца и об увозе в острог старообрядческой подвижницы. Восстание было подавлено, заговорщиков ссылали или казнили. Из-за смут сорвались еще два брака — с царевичем Хозроем из Грузии и кузенами короля Дании Христиана IV.

Суриков глянул на нее и понял, что сейчас все получится. Прототипами героев полотна послужили родственники Сурикова и другие жители Красноярска. Люди определенным образом одеты – вот и весь историзм. Лжедмитрий удерживал Ксению Годунову около полугода, а после сослал в монастырь.

Василий Суриков изобразил Ксению Годунову у портрета жениха: она печально склонилась над изображением, а стоящие рядом придворные стараются разглядеть, каков же был заморский принц. Он «поспевал всюду, не давая покоя никому», — так говорили о Петре I. Свою первую историческую картину Василий Суриков посвятил событиям 1698 года, когда стрелецкие полки подняли восстание, желая посадить на престол вместо Петра I его старшую сестру, царевну Софью. И такой прием тоже приносит свои результаты.

В 1874 году Суриков написал первую историческую картину — «Княжий суд», а год спустя дипломное полотно «Апостол Павел объясняет догмат веры в присутствии царя Агриппы и сестры его Береники», выдержанные в академических канонах. По ледяным скатам, подобно лавине, низвергаются в пропасть суворовские чудо-богатыри. Суриков чувствует себя здесь очень уютно, восхищается архитектурой города.

Без всякого заказа и чьей-либо материальной помощи Суриков приступил к созданию большого исторического полотна «Утро стрелецкой казни» (1881), ставшего первым в ряду картин, прославивших его имя и определившим основное направление его дальнейшего творчества: изображение русского народа в драматические минуты его истории. История им кажется чем-то отвлеченным, она связана с академической традицией. Вот нищенка, соболезнующая страданиям Морозовой, преклонила перед ней колени. Стремясь добиться максимальной убедительности образного действа, в поздних вещах Суриков уменьшает число фигур, параллельно усиливая выразительность красочной фактуры (Посещение царевной женского монастыря, 1912, Третьяковская галерея Благовещение, 1914, Художественная галерея, Красноярск). Уже в студенческие годы проявил себя как мастер историко-ассоциативных образов (романтичный пейзаж Вид памятника Петру I в Петербурге, 1870, Русский музей, Петербург). Когда об этом стало известно царю, ог приказал послать к ней увещателей. Воспитатель Остерман сумел восстановить молодого императора против Меншикова.

Захватив в ходе переворота власть, он совершал набеги на соседние русские княжества. Строгановы завели там соляные варницы, понастроили крепости-острожки для защиты от набегов хана Кучума, который опустошал земли, грабил, угонял в рабство русских людей. Разбежалось Кучумово войско, а Кучум скрылся в Барабинской степи.

пенятся холодные воды Иртыша, приняв в себя месиво человеческих тел. В последующие годы художник написал еще несколько масштабных полотен — «Покорение Сибири Ермаком» (1895), написанное с убедительностью очевидца, озорной и дерзкий «Переход Суворова через Альпы» (1899), былинный и напевный «Степан Разин» (1910). Трагическая история Ксении Годуновой — словно готовый сюжет для исторического блокбастера. Фигура Морозовой — черный треугольник — не теряется на фоне окружившего ее пестрого людского сборища, она как бы разбивает эту толпу на две неравные части: взволнованных и сочувствующих — справа и равнодушных и глумящихся — слева.

Летопись земли Русской: 
семь исторических 
фигур вкартинах

Летопись земли Русской: семь исторических фигур вкартинах Василия Сурикова

Дочь Бориса Годунова, внучку Малюты Скуратова, шесть раз пытались выдать замуж. В 1888 году великий русский художник испытал одно из своих самых тяжёлых потрясений. Это вызвало ряд стрелецких бунтов, жестоко подавленных Петром. На первом из них имеется авторская надпись: «Многоуважаемому Федору Федоровичу Пелецкому. Некоторые получились сразу, а некоторых художник искал долго, переписывал и снова искал.

Главная героиня полотна — боярыня Федосия Морозова. Если вы посмотрите на картину того же Репина «Царевна Софья», то увидите экспликацию: «Царевна Софья Алексеевна через год после заключения ее в Новодевичьем монастыре, во время казни стрельцов и пытки всей ее прислуги в 1698 году». Полотно «Утро Стрелецкой казни» было показано на выставке передвижников весной 1881 года и тотчас же куплено Павлом Третьяковым. Закоурцев позировал Сурикову для этюда «Смеющийся священник» в Красноярске ещё в 1873 году.

Последующие «хоровые» полотна (Покорение Сибири Ермаком, 1895 Переход Суворова через Альпы, 1899 Степан Разин, 1903–1907 все в Русском музее) уже представляют определенного рода спад. Чтобы завоевать крепость, нужно было застать шведов врасплох. Однако они продолжали превозносить своего атамана. И в эпоху передвижников историческая картина первое время представлена довольно скромно. Очертания церкви на картине туманны: художник не хотел, чтобы она была узнаваема. На нее поверх толпы смотрит Феодосия Морозова. Родился в Красноярске 12 (24) января 1848 в семье канцелярского служащего, выходца из старинного казачьего рода. «Персты твои тонкостны очи твои молниеносны», — говорил о Морозовой ее духовный наставник протопоп Аввакум.

Незадолго до открытия Николай II с императрицей Александрой Федоровной приобрели картину за 40 тысяч рублей. Люди чуть младше Сурикова, следующее поколение, стали относиться к нему иначе. Меншиков сидит у стола. Спокойно лежит на барабане рука барабанщика. Знамя это – подлинно историческое оно писалось Суриковым с экспоната Оружейной палаты.

Их предавали анафеме – церковному проклятию, ссылали, сжигали на кострах. Она оказалась так велика, что работать дома, как прежде, было уже невозможно. Екатерина I, жена Петра, царствовала всего лишь полтора года. Еле уговорил позировать, сидя на снегу.

Картины Василия 
Ивановича Сурикова

Картины Василия Ивановича Сурикова

Конечно, потому, что дочь Сурикова была женой «бубнового валета» Кончаловского, но дело не только в этом. В. Суриков. Следующая картина была написана только в 1891 году, это была Взятие снежного городка. Они убегали на окраины России, скрывались в глухих лесах, в болотах. Завязалась битва великая и в этой битве атаман Ермак победил хана Кучума.

Причем лицо ее искажено абсолютно бытовым образом: Репин писал ее с матери Серова, Валентины Семеновны, а она была той еще штучкой и, кажется, лицо у нее было искажено по жизни. Иногда персонаж находился случайно. Немало добрых казаков полегло у Ермака в пути и в битвах.

Умирает его жена. Солдатам, кажется, нет конца. – допрашивали ее увещатели. На картине «Покорение Сибири» запечатлен драматический момент сражения ермаковцев с воинством хана Кучума.

Мастер исторических 
полотен: почему 
Василия Сурикова

Мастер исторических полотен: почему Василия Сурикова называли композитором, а его работы – математикой живописи

Эта ненависть и привела их к бунту и до сих пор они находятся во власти этих чувств. 1899г» Рисунок хранится в Третьяковской галерее. Красочная выразительность деталей сочетается с виртуозностью общей режиссуры. Много раз бросались татары в бой с казаками и много раз терпели поражение.

Затем были работы — Покорение Сибири Ермаком, Степан Разин. О широте его взглядов свидетельствует и дружба с поэтом-символистом М. А. Волошиным, создавшим яркий очерк о творчестве мастера (впервые опубликован в журнале «Аполлон» в 1916). Хмурое небо нависает над Красной площадью. «Покорение Сибири» стало первой картиной, которую Суриков писал в мастерской, расположенной в Историческом музее. Ни лишения, ни пытки не заставили Морозову переменить взгляды. Уже во время учебы в Академии Суриков проявляет интерес к исторической живописи. «В садике, за два часа», по словам Сурикова, он написал с нее этюд: «И как вставил ее в картину — она всех победила». Направо, на переднем плане, стремительно летит вниз солдат.

В реалистической системе живописи историческое может явить себя исключительно пассивно. Все это обливалось водой. Но и этому браку не суждено было осуществиться: принц внезапно скончался.

(16) Икона «Богоматерь Умиление». (8) Церковь.

Корабли преодолели по суше целых 160 верст (около 170 км). А возле ямы страж ходит. Низкая бревенчатая изба.

В 1670 году Морозова тайно постриглась в монахини. Кафтаны стрельцов — и новенькие европейские наряды приближенных Петра. Долгое время Суриков не мог найти типажа для боярыни. Остальные стрельцы ожидают своей очереди. Обеими руками он схватился за шапку и не выпускает из рук ружья. Своими белыми рубахами и огоньками свечей они резко выделяются из всей массы народа.

Но над Годуновой словно довлел какой-то рок: всякий раз матримониальные планы срывались. У ворот ставили снеговые пушки, позади ворот – угощение из снега. О мятежной боярыне Суриков впервые услышал в детстве от крестной матери Ольги Дурандиной. Городок – старинная народная игра.

Связи со старой верой не порваны, а только рвутся. Слюдяное заиндевелое оконце. Скупо пробивается свет. Боярыня Федосья Прокопьевна Морозова была ярой последовательницей протопопа Аввакума. Но если мы этого не знаем, мы видим жуткую толстенную тетку с искаженным лицом.

Все это виртуозно сочетается с красочной выразительностью деталей. Работа была завершена в 1881 году.

Дознание шло девять лет. Тогда все сбивалось в кучу. В 1876–1877 создал эскизы на тему четырех вселенских соборов для украшения храма Христа Спасителя (ныне – в Русском музее). Но Смута добралась и туда.

Он врежется в толпу, причем прямо сейчас. (1) Феодосия Морозова. Увы, эта история так и не стала картиной, оставшись лишь в эскизах.

Суриков действительно говорил: я иду от холста, от него только все и возникает. Просто над ними есть история – то, что нельзя изменить. В октябре 1895 года, будучи в Красноярске, Суриков задумал картину «Переход Суворова через Альпы». Так совпало, что именно в эти дни отмечалось 300-летие покорения Сибири.

Рядом столбы с плитами, на них выбивали текст приговора с указанием преступления. Тут и остяки и вогулы и сами татары. Живописная картина – это вещь одномоментная.

После смерти жены Суриков уезжает с дочерьми в свой родной город, где создает картину «Взятие снежного городка». После смерти Бориса Годунова ни о каких союзах речи не шло. У передвижников такое было совершенно не принято: сначала – что, потом – как. Её муж, Степан Фёдорович изображён на картине «Утро стрелецкой казни»— стрелец с чёрной бородой.

Судя по первым эскизам, Суриков поначалу собирался, в соответствии с источниками изобразить на заднем плане здания Кремля, но потом решил перенести место действия на обобщенную московскую улицу XVII века и сосредоточиться на разнородной толпе горожан. Гаршин писал про ту же «Боярыню Морозову», что она была еще худшим насильником, чем ее палачи и нечего ее так поэтизировать. С падением Меншикова иностранцы захватили при дворе небывалую власть. Не раз за долгую историю под знаменем Спаса ходили в бой русские полки (в частности, в битве на Куликовом поле).

В исторической картине очень силен тот романтический флер, на который передвижники смотреть не могут: пространства роковые, с шумом, с движением, сплошной «Последний день Помпеи». Работа над картиной «Переход Суворова через Альпы» завершилась в 1899 году— в 100-летие итальянского похода Суворова. Прототипом Морозовой стала тётка Сурикова— Авдотья Васильевна Торгошина. Всерьез озабочен атаман и его настроение тоже сумел передать художник. Места эти царь Иван Грозный пожаловал крупным промышленникам – купцам Строгановым. Суриков никогда не брал заказов на портреты, но часто отправлялся от портретного образа в своей дальнейшей, чисто творческой работе. Страж-то корку-то бросить боится – царь не велел их кормить.

Казалось, Меншиков достиг вершин могущества. Благодаря незаурядности своей натуры поднялся до высот управления государством. Картина Степан Разин раскрывает поклонение простых ратников своему командиру. К таким картинам относятся «Степан Разин», «Переход Суворова через Альпы». В 1881 году Суриков сделал первый эскиз «Боярыни Морозовой», в 1884 году начал работать над картиной.

уриков Василий ИвановичКартины 
и биография

уриков Василий ИвановичКартины и биография

Г. Н. Смирнов также имел белую лошадь, которую Суриков изобразил на картине под Суворовым. Его интерес к этой теме был не случаен. А спустя два года поехал на Дон, чтобы познакомиться с местными казаками. «Боярыня Морозова» (1887, ГТГ) — вершина творчества Сурикова, его великолепного живописного мастерства.

Затем, под впечатлением старинной архитектуры столицы, Суриков приступил к своему первому шедевру московского периода, картине Утро стрелецкой казни. При этом правда найденных в натуре деталей и типажей (каждый такой типаж – вроде стрельца с молитвенной свечой в руке – становился для художника предметом истовых поисков) лишь укрепляет «древний дух» образа (подмеченный И. Н. Крамским в письме к В. В. Стасову, 1884). На «Утре стрелецкой казни» справа, перед прорывом в глубину (куда мы тоже не можем войти, так как там страшный взгляд Петра), преображенец ведет так называемого поникшего стрельца.

Каменный храм построили в 1703 году. В холоде, в голоде, в язвах и паразитах, рубищами прикрытые. Картину Ге «Петр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе» обсуждали так: мог Петр допрашивать царевича именно так или не мог. Защитники, с трещотками, хворостинами, метлами в руках, отгоняли, пугали лошадей. Поиски продолжались, пока однажды к старообрядцам не приехала с Урала некая Анастасия Михайловна.

Василий Суриков 
– художник, который 
жил в двух временах

Василий Суриков – художник, который жил в двух временах

Представители поколения «Бубнового валета» – критики Сергей Глаголь, Яков Тепин – придумали концепцию: Суриков – это человек шестнадцатого века, нечаянно занесенный в века девятнадцатый и двадцатый. Патриарх Никон тогда провел церковные реформы, которые привели к расколу в церкви. Окрыленный успехом, художник немедленно приступил к работе над новой картиной — «Меншиков в Березове» (1883). дай хоть корочку, не мне – сестре, видишь – помирает.

Постоянно наезжал в Сибирь, бывал на Дону, Волге, в Крыму. И вся эта лавина людей неудержимо летит вниз по обрыву. Картина выставлялась в Санкт-Петербурге, Москве и была приобретена императором. Суриков сначала написал толпу, а затем стал искать подходящий типаж для главной героини. Переезд в одну из башен Исторического музея оказался как нельзя кстати. Раскольников стали преследовать.

С. Пушкин). 6 марта 1916 года великого русского художника не стало. Мятежная боярыня намерена держать ответ только перед небом. Другая боярышня в голубой шубке с печальным и строгим лицом низко кланяется Морозовой. Ее сослали в Боровский острог, где она скончалась.

Однако живопись – это вид искусства, который требует многократного преувеличения. Ермак на полотне изображен в самой гуще битвы, плечом к плечу со своими соратниками. «Пишу татар. Написал порядочное количество. Принц Густав Шведский предпочел ей свою любовницу и не захотел менять веру.

Суриков Василий Иванович (1848 – 1916)

Цветовое оформление по-прежнему остается важнейшей составляющей мастерства Сурикова. Критики этой генерации считали его своего рода визионером. Суриков подхватил эту мысль. И получилось именно то, что он хотел. Картина «Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем» стала результатом поездок Сурикова в Сибирь.

Восторженной улыбкой встречает его слова молодой солдат. Нашел тип для Ермака», — писал Василий Суриков в одном из писем. Однако «Мир искусства» увидел в этих так называемых пороках именно достоинства суриковской живописи. И уже двое преображенцев, подхватив под руки, повели к виселице первого стрельца. Вся семья сгрудилась вокруг стола в трагической безысходности. С детства Федосья Прокопьевна была набожна и придерживалась старой веры.

Сюжет картины относится к эпохе царя Алексея Михайловича. Играющие делились на две партии: нападающие на крепость и защитники. Передвижники отдавали приоритет бытовому жанру, так как это современность, которая болит, а история не болит. Обреченными выглядят в этой избушке дети Меншикова. Дым выстрелов разграничивает толпу сражающихся на два лагеря.

Несколько позднее были созданы картины «Меньшиков в Берёзове», «Боярыня Морозова». Боярышня со скрещенными руками потрясена чувством жалости к раскольнице. Како крестишься и како молитву творишь. Окончательно его подняли на щит художники из группы «Бубновый валет». Быть может, гнетет его сознание собственного бессилия, невозможность действовать, в то время как враги его предают дело Петра, губят Россию.

Первые уроки рисования получил у школьного учителя Н. В. Гребнева. История – это то, что происходит не с нами и нам в нее хода нет. Переезд молодого художника в Москву, впечатления от старинной архитектуры «первопрестольной» сыграли важную роль в формировании его первого шедевра Утро стрелецкой казни, завершенного в 1881 (Третьяковская галерея, Москва).

Для работы над «густонаселенной» картиной пригодились все этюды, сделанные художником во время поездок по Сибири и по Дону. Суриков широко пользуется средствами эмоционального воздействия, языком поэтических уподоблений, контрастов, композиционной «рифмовки». Но ее лицо терялось на фоне многоцветной толпы. Сидят они в яме, цепями прикованные.

Художник Иван Васильевич 
Суриков – казак 
из Красноярска

Художник Иван Васильевич Суриков – казак из Красноярска

Церковь раскололась. Страж, глядючи на нее, сам-то плачет да и отвечает:Не приказано, боярыня-матушка. Жизнь в Москве стала особенным периодом жизни художника. Король Германии Рудольф II не пожелал жить в России. И абсолютно случайно приехала с Урала начетчица Анастасия Михайловна.

По возвращении на родину Суриков приступил к созданию нового исторического полотна «Боярыня Морозова», посвященного трагическому эпизоду русской истории — расколу русской Церкви в середине XVII века. На деле же там были построены два корабля, на которых царь отправился к Онежскому заливу.

Дело Петра он пытался продолжать и после его смерти. В 1891 году он написал новую большую картину, на этот раз не на исторический, а на современный сюжет — «Взятие снежного городка». Сумятица, царящая в их рядах, не мешает им с ожесточенным упорством сражаться с казаками. Мглистый сумрак раннего утра, в котором еще виден свет горящих свечей, создает образ трудного, мучительного рождения нового дня и воспринимается как поэтическая метафора, обобщенно выражающая смысл исторической минуты — «начало славных дней Петра мрачили мятежи и казни» (А. Ф. Ф. Спиридонов составлял родословную для Сурикова.

Где-нибудь на площади или на берегу реки строили из снега крепость, невысокую стену с зубцами, воротами. И нелепым выглядит в этой темной избенке богатый парчовый наряд Александры, что еще более подчеркивает трагическую безысходность происходящего. В последнем случае мастер всецело примыкает к стилю модерн в его религиозном варианте. В те годы Нотебург служил воротами из Ладожского озера в Неву и Балтийское море. В то время Спиридонову было 82 года.

10 неизвестных: 
русская история 
в картинах Василия

10 неизвестных: русская история в картинах Василия Сурикова

Национальные интересы России были принесены в жертву честолюбивым планам сменявших друг друга временщиков. В виде смеющегося купца слева на картине «Боярыня Морозова» изображён бывший дьяк Сухобузимской Троицкой церкви Варсанофий Семёнович Закоурцев. Глава направления А. Н. Бенуа хвалил Сурикова за всё что есть в его живописи не западного, сугубо национального, за то, что «он рядом с Васнецовым внял заветам древнерусских художников, разгадал их прелесть, сумел снова найти их изумительную, странную и чарующую гамму, не имеющую ничего похожего в западной живописи»5. Он для них непререкаемый авторитет, главный военноначальник. Слева на картине бегущий мальчик, но куда он бежит.

Приготовления к казни закончены. Рыжебородый стрелец, отличающийся таким горячим нравом, полный такой бешеной ярости, что его, единственного из всех, привезли на площадь закованным в колодки, со связанными веревкой руками. Пелецкий Федор Федорович (1853—1916)— известный московский гитарист, выступал вместе со своим братом Пелецким Дмитрием Федоровичем. Посмотрите, как ненасильственно и бережно он его ведет: они – не враги, человеческого противостояния нет. Стрельцы погружены в себя, будто окаменели.

Писал этюды, зарисовывал одежду, вооружение, кольчуги. «Я написал много этюдов все лица характерные. Из-за масштаба полотна нельзя было даже оценить колористическое решение.

Первое большое историческое полотно Сурикова. Свой собственный стиль Суриков обрел лишь после переезда в Москву в 1876 году. Около Суворова немолодой солдат – в походе он всегда рядом со своим полководцем. Народная толпа шумит, волнуется, громко выражая свои чувства, свое глубокое горе. В 1895 году «Взятие Сибири» представляли на выставке передвижников.

Все Картины Василий 
Суриков по алфавиту

Все Картины Василий Суриков по алфавиту

Однако противникам его удалось взять верх. Его похоронили рядом с женой на Ваганьковском кладбище. Все получалось не то, не так. В академических кругах Сурикова долгое время критиковали за скученность композиций, за «кашу» из лиц персонажей, презрительно называли его полотна «парчовыми коврами».

Всем этим трем «хоровым картинам» (как называл такого рода многофигурные сцены Стасов) не уступает и Взятие снежного городка (1891, Русский музей), посвященное уже целиком современной народной жизни – масленичной игре, представленной как веселая и в то же время сокрушительно-грозная стихия. А вот горестно задумалась старуха в узорном платке. Еще одно большое историческое полотно. Страсти разгорались.

Судорожно порывается стащить с головы шапку при виде несчастной страдалицы истовый старик. – так рассказывала Сурикову в детстве его тетка Ольга Матвеевна. Перед нами Русь XVII в. — яркая, цветная, праздничная. В 1887 году художника постигло большое личное горе — он потерял жену. На краю обрыва остановил своего коня Суворов в синем походном плаще, без шапки, весь подался вперед, он шуткой и острым словом подбадривает своих воинов. Художник оставил занятия живописью и отправился на родину, в Сибирь, где прожил целый год.

Художественно-исторический 
музей Арт-Рисунок

Художественно-исторический музей Арт-Рисунок

Но обстоятельства оказались сильнее его. Результатом стало полотно «Утро стрелецкой казни».