Корин Русь Уходящая
Задуманная П. Кориным «Русь уходящая» — полотно крупного историко-философского плана. Переименовать картину в «Русь уходящую» Корину предложил Максим Горький и так уберег от различных преследований из-за попыток «воспевания Церкви». Задуманная П. Кориным «Русь уходящая» – полотно крупного историко-философского плана. Русь уходящая», портреты Максима Горького, Михаила Нестерова и Георгия Жукова – какие работы Павла Корина нужно успеть увидеть в последние три дня выставки в Третьяковской галерее на Крымском валу. Грандиозность картины «Русь уходящая» в размахе художественного замысла, а трагизм в том, что ему не суждено было полностью реализоваться – труд Корина остался незавершенным.
Русь уходящая» – Третьяковская галерея на Крымском валу к юбилею художника Павла Корина показывает его лучшие работы. Фигуру иеромонаха Фёдора из «Уходящей Руси» Корин воспроизвёл в первой части триптиха «Александр Невский».
«Русь уходящая» или Апокалипсис от Корина
Коринская «Уходящая Русь» оказалась великим полотном. Представить ему было нечего. Это парный портрет скульптора-самоучки С. М. Этюды к задуманной картине были сделаны им задолго до окончательного эскиза ее композиции. «Офицер конных егерей» был написан в нервной, энергичной манере, густыми мазками (за стремление работать с краской, по консистенции больше напоминающей тесто, товарищи даже прозвали Жерико тестомесом).
За свою плодотворную и многогранную духовную и социально-культурную деятельность Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II был награжден правительством орденами Трудового Красного Знамени, Почета, двумя орденами Дружбы народов, орденами «За заслуги перед Отечеством» I и II степеней, орденом Святого апостола Андрея Первозванного, орденом «Слава России», орденом Петра Первого Великого, золотым крестом «За служение обществу» отмечен многими церковными, в том числе международными наградами. А. Каменский, например, писал: «Корин задумал свою огромную картину как торжественный реквием, как высокую трагедию. Одним из самых ранних (некоторые исследователи считают его и самым лучшим) был этюдОтец и сын. Это парный портрет скульптора-самоучки СМ. В40-е годы художник работает над эскизами мозаичного фриза «Марш вбудущее» для Дворца Советов— неосуществленного проекта самого высокого здания вмире, вкотором должно было разместиться советское правительство.
Он отбрасывает всякий намёк на непринуждённость и естественность. Среди персонажей коринского «Реквиема» советские искусствоведы особо выделяли образ слепого. Хотя, может быть, напрасно. Холмогорова, а потом еще и другие. Но всё-таки это было почти такой же условностью, как и снежные горы: собор с 1918 года не действовал. Лучше всех это доказал сам Корин в своих этюдах. Он стоит на пороге смерти, бессильно сжимая посох, утративший символ власти.
Но картина оказалась незавершенной не столько по воле самого художника. Сделав рисунок с «Пьеты» Тинторетто в Венецианском Палаццо дожей, Корин записывает: «У меня центр картины. Однако уже в этих этюдах было своеобразное отражение революции, пусть пока и косвенное. Родился в1892 году вселе Палех.
Со временем появлялись другие заботы, возникали срочные заказы. Именно тогда и зародилась у молодого художника идея написать большую картину, которой он дал название «Реквием». Находим объяснение: «Начало крестного хода перед торжественным выходом из храма». Признавая бесспорную одаренность П. Корина, его упрекали за уход от действительности, поэтизацию мрачных сторон «наследия прошлого», апологию религиозности и за многое другое.
Корин Павел Дмитриевич «Русь уходящая»
«Реквием» в этюдах постепенно вырастал до символического «реквиема» уходящему старому миру. Неужели на западную стену храма.
Деньги за картины пришлось выплачивать втечение двадцати лет. В 1935 году последовал еще один этюд – портрет протодьякона М. К. По его замыслу, это должно было быть эпическое полотно – 40 квадратных метров, почти столько же, сколько и «Явление Христа народу» Александра Иванова. Богата разнообразными типами и характерами правая часть композиции.
Приходили и другие художники. Его неоднократно арестовывали, последний раз в1922 году приговорили кдесяти годам тюрьмы.
На свалку, в огонь. За «Офицера», свою дебютную работу, 21-летний Жерико получил двумя годами ранее, на Салоне 1812 года, большую золотую медаль и признание публики и критики, еще не подозревая, что этот успех станет в его биографии не только первым, но и самым крупным и повторить его более не удастся. Может быть потому, что она стала чем-то большим, чем картина. Митрополит дал согласие позировать. Долгое время некоторые искусствоведы (например, Г. Васильев) рассматривали картину П. Корина как «последний парад осужденных историей на небытие». Был вечер перед сумерками, тихий, ясный. Гамалеи, актеров В. И. Холмогорова, а потом еще и другие.
Павел Корин: «Русь уходящая», мозаики метро и фрески для Елизаветы Федоровны
Он звонил не только по умершему, а по всей его пастве, собравшейся для последнего противостояния. Трифон был духовником и самого Нестерова и многих из тогдашней творческой интеллигенции. Особенно же преклонялся Корин перед талантом Шаляпина.
В центре картины П. Корин расположил высшее духовенство. По ком звонил колокол. Коненкова, художников-карикатуристов М. В. Безмолвно, день и ночь, шла вся православная Русь.
Холмогорова, а потом еще и другие. На портрете— человек со смиренным, печальным лицом двумя руками держит перед собой крест. Павел Корин сделал тогда для памяти несколько карандашных набросков. Но он постоянно думает о ней, соотнося свои замыслы с опытом великих мастеров.
Реквием в этюдах постепенно вырастал до символического реквиема уходящему старому миру. После избрания митрополита Алексия на Московский Патриарший Престол (1990) его главной задачей стало восстановление церковно-государственных отношений в духе позитивного сотрудничества и равноправия благодаря усилиям Святейшего 30 мая 1991 года Русская Православная Церковь обрела право юридического лица. По инициативе влиятельного писателя для Корина строится мастерская. Нестеров радовался возросшему мастерству ученика.
Но все равно проблема: «модели» не привыкли к позированию, они быстро «гаснут» – исчезает та одухотворенность, которую и пытается передать Корин. Корина «Реквием» православные люди в черной скорби и страшном горе стоят в Успенском соборе Московского Кремля и молятся – за святую Русь, за Православную Церковь. Не считая себя портретистом, П. Корин задумал создать многофигурную композицию с ярко выраженной сюжетной основой: «Церковь выходит на последний парад».
В 1967 году Корин умер. Но картина оказалась незавершенной не столько по воле самого художника. Павел Корин не был диссидентом: ему доводилось делать плакаты «Окна РОСТА», оформлять сцену Большого театра к первой годовщине Октября, рисовать портрет Ягоды.
В стороне — слепой и с ним мальчишка лет тринадцати. В сентябре Жерико вернулся и получил приглашение участвовать в Салоне. Освободили условно, «за преклонностью лет». Горький покровительствовал Корину и это давало художнику возможность спокойно работать. У него, как иу остальных героев картины, есть внутренняя осанка.
Героини картины «Воспоминания. Нет идеология тут ни при чём.
Описание картины Павла Корина «Русь уходящая»
Тогда – «козырь»: «У меня сам Трифон стоял. Много труда положил я на этот портрет, много, много труда», – из воспоминаний Корина. Образы, подобные ликам святых Новгорода, украсят усыпальницу в Марфо-Мариинской обители. Протянутые вперед руки ищущие спасения. Из них потом родились образы картины. Вскоре после смерти Горького к Корину нагрянула комиссия из Комитета по делам искусств. Само название «Реквием» свидетельствует о музыкальном восприятии художником своего творения.
В 1911 году им для Марфо-Мариинской обители была создана роспись «Путь ко Христу» : «Пятнадцатиаршинный пейзаж и по нему бредут люди добрые – умилительно и не менее внушительно для ума и сердца, – так писал М. В. Постепенно складывался внутренний строй картины. По всем дорогам к Москве, к стенам Донского монастыря, потекли потоки людские.
Он посетит Ярославль, Ростов Великий, Владимир. почти неразрешимой. Травлю поддержала пресса, художника обвиняли, что он «сделал попов героями-мучениками». У персонажей «Руси уходящей» этих качеств нет. Общая идея, которая объединяет их все – гибель многовековой духовной традиции Руси.
Митрополит был стар и никого не принимал. Через несколько лет П. Корин написал этюд «Трое». Это богослужение. Не осталось без попечения Святейшего Патриарха высшее богословское образование: в 1992 – начале 1993 года были открыты Свято-Тихоновский богословский институт (ныне — Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет) и Российский Православный университет — учебные заведения нового для современной России типа, целью которых является подготовка не столько священнослужителей, сколько высококвалифицированных специалистов гуманитарного профиля с глубоким профессиональным знанием богословских дисциплин. Тихон».
Александр Невский В 1942 году Павел Корин создает центральную часть своего знаменитого триптиха «Александр Невский» (хранится в ГТГ). Корин остался без покровительства. Однако эти варианты не удовлетворили мастера и впоследствии он от них отказывается. После многолетних гонений в эпоху тоталитаризма Церкви фактически была возвращена возможность миссионерской деятельности, благотворительного служения (запрещенного в прежние советские годы) последнее десятилетие ХХ века и первое десятилетие XXI столетия – период возрождения и расцвета — ознаменовались открытием тысячи храмов, сотни монастырей, Церковь получила возможность общественной проповеди миллионы людей могут приобщаться ко многим возвращенным святыням иконам и церковным ценностям. Крылова, Н. А.
Между нами и героями нет воображаемой стены – при этом место действия становится условным. Однако художник ещё не сдаётся и продолжает размышлять над композицией. – Работаю яростно, на Страстную надеюсь закончить». Один из высоких посетителей мастерской Корина заметил: «Ваши герои имеют осанку ту, которая была свойственна людям эпохи Возрождения, ваши имитрополит имонахи инищие ислепые— все проходят под фанфары».
«Русь уходящая»: Церковь выходит на последний парад
Казалось, вместе спатриархом безвозвратно уходила прежняя старая эпоха. Навсегда. Потом пришло решение выбрать местом действия главный кремлёвский собор – Успенский. Через несколько лет П. Корин написал этюд Трое.
В процессе подготовки выставочного проекта в ГТГ предполагалось разместить в экспозиции краткие биографии всех изображенных на портретах «Реквиема» (в дальнейшем они были опубликованы только в альбоме14). Был одним из лидеров обновленческого церковного раскола.
- Непрозвучавший реквием Павла Корина
- Сердца на копьях: «Уходящая Русь» Павла Корина
- В Новой Третьяковке показывают работы художника Павла Корина
- Записки переводчика с Андреем Десницким
- Иеромонах Феодор (Олег Павлович Богоявленский)
В начале лета этого года Жерико оставил столицу. «Реквием» в этюдах постепенно вырастал до символического «реквиема» уходящему старому миру. Последний этюд датирован 37-м годом. А на одном из рисунков подписал: Встретились два схимника, как будто бы вышли из земли.
Двенадцать дней хоронили патриарха. Важно отметить, что содействие Патриарха позволило в восьмидесятых годах значительно увеличить объем деятельности Издательского отдела Московской Патриархии начинался процесс постепенного возврата Церкви монастырей и храмов, первым из которых, благодаря усилиям его Святейшества, в 1983 году был возвращен Свято-Данилов монастырь — «первый монастырь на Москве» (1282). А дальше – тишина.
- Схиигумения Фамарь (Тамара Александровна Марджанова (Марджанашвили)
- Сергей Михайлович Чураков (справа) и Степан Сергеевич Чураков
- Портреты современников и «сила человека»
- Портрет художников Кукрыниксов, 1957–1958
- «Александр Невский» – заказ во время войны
Они представлены почти в полный рост. Многоликая толпа, заполнив собор, готовится к торжественному выходу. Между тем никакого впечатления обреченности, судя по эскизам, он не создает. У персонажей «Руси уходящей» этих качеств нет. 24 июня 1945 года маршал Жуков принимал парад Победы на Красной площади в Москве.
Но возникли проблемы практические: позирование. Он в восторге: «У вас настоящее искусство, кондовое». Замысел картины «Русь уходящая» возник у Павла Корина в 25-м году после смерти патриарха Тихона. Несомненно, происходящее на картине было также «особым событием».
Павел Дмитриевич Корин, народный художник СССР, действительный член Академии художеств СССР, лауреат Ленинской премии, автор широко известных послевоенных произведений, таких как триптих «Александр Невский», «Портрет маршала Г. К. Прошу Вашего указания по этому вопросу». Горького, поддержавшего работу над «Реквиемом», Корин едет в Италию11. Язык музыки был для него вполне сопоставим с языком живописи.
- Великие события на стенах московского метро
- Одна из лучших в СССР коллекция икон
- Фрески по заказу Елизаветы Федоровны
- Дом Павла Корина – «малый музей» Третьяковки
- «Трагедия моих персонажей была моей бедой»
- Теодор Жерико Раненый кирасир, покидающий поле битвы: Описание произведения
В1952 году стал лауреатом Сталинской премии второй степени за мозаичные панно для станции метро «Комсомольская» Кольцевой линии, ав 1963 году— лауреатом Ленинской премии. Ещё в 1936 году Корин был вынужден продать свои этюды «Всекохудожнику» – всероссийскому кооперативному союзу, рассчитывая, что до окончания большой картины они останутся у него. Корин был даже вынужден давать частные уроки – всё шло за долги.
В настоящее время «Реквием», попадая в сферу актуальных событий современного искусства, вызывает острые дискуссии, не оставляя равнодушных в профессиональной среде и в самой широкой зрительской аудитории. Корин – страстный любитель музыки и свои посещения консерватории он всегда отмечает в дневнике наряду с самыми важными событиями в жизни: «Сегодня слушал симфонический концерт из произведений Вагнера». Дальше – больше. Мальчишка держал чашку, куда ему клали пятаки. Русского искусства – ведь средства изысканы Кориным именно русские: иконописная условность времени, место действия – древний кремлёвский собор, герои – русские православные люди (патриархи, священники, монахи, миряне, нищий слепой, могучий работный человек, мечтательный юноша). Слева от амвона зритель видит высокого, гордо откинувшего голову иеромонаха. Нестерова позже, в 1940-е годы, он создает портреты скульптора С. Т.
Нет, все стоят спиной к алтарю. С остальными труднее. Корин говорил о трагедии, о крушении вековой традиции.
С полотна на нас спокойно смотрит человек, ставший для многих символом мощи русской армии. Позднее Корин работает еще над одним эскизом, ныне утраченным (его описание сохранилось в воспоминаниях у Степана Чуракова12): художник переносит действие в Россию, где его герои шествуют на фоне заснеженных гор. Работы для художников-иконописцев в годы гонения на Русскую Православную Церковь не было.
Нет – прямо на нас. Под него было отведено место разрушенного храма Христа Спасителя. Партийные функционеры стояли на страже принципа социалистического реализма в литературе и искусстве, ревностно следили за тем, чтобы «идейно вредные» и «чуждые народу» произведения никогда не увидели свет. Реквием», по-разному рассказали об этом.
Лучше всех это доказал сам Корин в своих этюдах. Почему же его не коснулись ни кисть, ни даже уголь. Оплакивая их, себя оплакивал. Однако уже в этих этюдах было своеобразное отражение революции, пусть пока и косвенное. Художник Нестеров с помощником Кориным совместно расписали главный купол собора фреской «Отец Савоаф с Младенцем Иисусом Христом» (эскиз в ГТГ) и далее один Павел Корин оформил подкупольное пространство храма, своды окон и дверей.
Художник записал в своей клеенчатой книжке: «Удары колокола. Существенной стороной социокультурной миссии Владыки Пимена уже в качестве Патриарха Московского и всея Руси (1971) стало продолжение того направления, которое активно развивал Алексий I, а именно укрепление отношений между Православными Церквями разных стран. Однако Корин, по словам Жилинского, отказался. Художник ищет типажи по московским храмам, а люди не хотят идти в мастерскую. Обращаясь к проблеме духовных истоков искусства 1960-х годов, А. И. В 1943 году следствие развалилось и всех привлеченных по этому делу освободили. Но в 1936 году, со смертью Горького, всё меняется.
Народ стоял с зажженными свечами. К истории Руси уходящей», открывшаяся в ноябре 2013 года, будет продолжаться до 30 марта года текущего. Долгое время некоторые искусствоведы (например, Г. Васильев) рассматривали картину П. Корина как «последний парад осужденных историей на небытие». Длинная черная ряса с накидкой облекает эту мрачную фигуру.
На переднем плане уже называвшиеся выше три женские фигуры. Нестерова. В центре картины П. Корин расположил высшее духовенство. Партийные функционеры стояли на страже принципа социалистического реализма в литературе и искусстве, ревностно следили за тем, чтобы «идейно вредные» и «чуждые народу» произведения никогда не увидели свет.
Впрочем, речь не об этом. Лики архангелов и серафимов в растительном орнаменте украсили храм. Одним из самых ранних (некоторые исследователи считают его и самым лучшим) был этюд «Отец и сын». «Этот собор предназначался для особых событий и торжеств», – объяснял свой выбор Корин.
На картине нищий калека, словно корявый, мшистый пень, раскинул непомерно большие руки. Действительно, это один из самых сильных образов задуманной картины. Одних, власть предержащих, успокаивало слово «уходящая», они видели в картине противопоставление уходящего и вечного.
Слепота потеря пути, бездорожье, только бессильно вытянутые руки. Из подробностей этого визита известна одна: Корин в разговоре назвал Герасимова «царём халтуры». Длинная черная ряса с накидкой облекает эту мрачную фигуру. На картине П. Д. Он выплачивает эту сумму в течение двадцати лет «Продажа этюдов стала терзанием и ужасом моей жизни», – писал художник.
должен быть такого же пафоса и напряжения». На переднем плане уже называвшиеся выше три женские фигуры. Определяя его, профессор Александр Ильич Морозов писал в своей последней книге «Соцреализм и реализм» : «Павел Корин и Виктор Попков принадлежали к тому роду художников, чьи помыслы разрывались между адекватным познанием сущего, его отрицанием и страстной жаждой материализации образов совершенства. » 2. Весь свой народ Божий— монахов, нищих исхимниц Корин решил разместить вУспенском соборе Московского Кремля, где, по его собственным словам, «они на фоне величественной архитектуры выстроились вбоевом иторжественном порядке». Акцентируя внимание общественности и правительства на необходимости религиозного просвещения в контексте достижений мировой и отечественной культуры, Святейший Патриарх Алесий II выразил убеждение, что воспитание юношества на христианских ценностях, усвоение молодыми людьми христианской нравственности позволит им «понимать великих поэтов и писателей, музыкантов и художников прошлого, таких, как Гете, Шекспир, Пушкин, Гоголь, Достоевский, Бах, Моцарт, Мусоргский, Римский-Корсаков, Чайковский, Рахманинов, Рафаэль, Микеланджело, Андрей Рублев, Суриков, Васнецов, Нестеров и многие другие деятели литературы и искусства, сформировавшиеся в христианской традиции, взрастившей их таланты». В 1935 году последовал еще один этюд – портрет протодьякона М. К.
Я не знаю этой кисти и такого стиля. » Однако, создавая «Раненого кирасира», Жерико отступил от своего новаторства, он сделал работу более «приглаженной» и в целом традиционной. Это было шествие обреченных, но не смирившихся с крушением дедовской старины, фанатично веривших в свою правоту. Наступило время блоковских красноармейцев сих исторической миссией: «Пальнем-ка пулей всвятую Русь»— время массового мученичества за веру. Обобщая вышесказанное, можно заключить, что из среды русского духовенства ХIХ-начала ХХ столетия выдвигались авторитетные духовные лидеры, которые становились в авангарде научно-просветительской деятельности, церковного строительства, социально-культурного служения, направленного на нравственное оздоровление общества, что, по словам Патриарх Алексия II, способствовало «возрождению и укреплению России» ибо «Церковь всегда помогала государству и благодаря её духовной поддержке возвышалась Русская земля». Но картина оказалась незавершенной не столько по воле самого художника.
Вот один из многочисленных эскизов. Для него живопись была самосожжением и он себя не жалел». Беспомощный слепой во мраке протягивает руки впустоту.
Лучше всех это доказал сам Корин в своих этюдах. Постепенно слава этюдов росла. Кориным, по силе воздействия на зрителя не имеет себе равных.
Это действует. Героический образ воина-полководца святого князя Александра Невского, созданный П. Д. На торжестве присутствовали Елизавета Федоровна, власти Москвы, архитектор А. В. Наши попытки доказать ему ложность взятой им темы пока не имели успеха.
Они пели какой-то старинный стих. Безнадежность, Бездорожье. Они были живые – со своими страстями, верой, смятением. Жуков статен, величав и красив. После юбилейных торжеств, всколыхнувших религиозное чувство значительной части народа, Церковь получила большую возможность участия, в лице своих представителей, в жизни социума. Соколова (Кукрыниксов), пианиста К. Н. Думаю, что большая картина была уже не нужна: каждый портрет.
Реквием – это скорбь, это дань, приносимая благодарной памятью. Действие своей картины П. Корин развернул в глубине Успенского собора Московского Кремля. Когда выходили из ограды монастыря, были сумерки. Признавая бесспорную одаренность П. Корина, его упрекали за уход от действительности, поэтизацию мрачных сторон «наследия прошлого», апологию религиозности и за многое другое. У Степана был отец скульптор-самоучка, необычайной стати человек. Большинство потенциальных моделей об этом слыхом не слыхивали, никуда идти не соглашались.
Такое решение сюжета позволило художнику обратить всех героев картины лицом к зрителю, что в свою очередь способствует наиболее многогранному раскрытию портретных характеристик. Одновременно с работой над «Реквиемом» Кориным пишутся и портреты его современников: скорбя по «Руси уходящей», художник не терял живой связи с настоящим, со своим временем, устремленным вперед. Чуракова и его сына, впоследствии известного художника-реставратора. Корин обратился к Нестерову, тот в свою очередь свел его с митрополитом Трифоном (Туркестановым).
Тогда ему подсказывают идею специального подъёмного устройства, как у кинооператоров. За это получил запрет жить в Московской области и переселился под Тверь. Скончался в1967 году. У него было и высокое происхождение и блестящее образование, карьерные перспективы. Корина, не случайно им создано так много портретов именно людей искусства. Корин написал 29 отдельных портретов.
Когда появились еще первые этюды к Реквиему, многие встретили их просто в штыки. Именно в этом уходе виделось ему глубокое, полное внутреннего драматизма художественное полотно. Никакой речи онравственном тупике Церкви для него не было ибыть не могло. Вначале 1950-х Павел Корин много работал вмонументальной живописи, создав ряд витражей имозаик для Москвы, вчастности, витражи на станции «Новослободская» имозаичные плафоны для станции московского метро «Комсомольская» Кольцевой линии.
Жена— Прасковья Тихоновна, урождённая Петрова (1900—1992). Стоя под сводами Миланского собора, художник мысленно выстраивает своих героев, ведь они будут написаны в еще более тесном пространстве Успенского собора. Жизнь в искусстве, творческий потенциал личности – одна из главных тем, волновавших П. Д. Этот почерк должен быть». Несомненное влияние личности Корина испытали и такие современные художники, как Дмитрий Дмитриевич Жилинский и Павел Федорович Никонов, с именами которых связаны наиболее известные стилистические направления «нового» искусства и так называемого «сурового стиля» 1960-х годов.
Когда появились еще первые этюды к «Реквиему», многие встретили их просто в штыки. Я, как художник, знаю, что такое пустой холст. А еще он считался самым выдающимся оратором своего времени (а ведь это и время Кони и Плевако, да и вообще «говорить красно» умела почти вся тогдашняя интеллигенция). В доме-мастерской перед этим «большим» холстом Корин выстраивал свои портреты, устанавливая их низко на мольбертах. Прошу Вашего указания по этому вопросу».
Павел Корин родом из Палеха из старинного рода потомственных иконописцев. Портретный цикл и белый холст были единым целым. К 1936 году большинство этюдов ккартине было готово. Вот так бы написать картину». У меня другой склад художника». Так искусствовед М. А.
Но в Москве начала ХХ века его называли еще и «кухаркиным архиереем», так как он служил литургии для слуг, т. е. начинавшиеся в 3-4 утра, чтобы челядь успевала вернуться к моменту пробуждения хозяев. Внешне фигура юноши напоминает фигуру отца. Патриарх Тихон умер в1925 году в своей московской резиденции (тогда это был Донской монастырь) и смерть святителя Русской православной церкви вызвала массовое паломничество народа к одру умершего. Любовь к этому месту останется у Павла Дмитриевича на всю жизнь и когда в 1926 году Марфо-Мариинскую обитель закроют, он вместе со своим братом Александром спасет от уничтожения ее иконостас и росписи.
Но не пойти было невозможно, а с экскурсоводом сговорились неожиданно легко и быстро. Ведь сколько лет он стоял. В. Нестерова. Сейчас можно только предполагать, с чем мог быть связан отказ мастера, однако из его ответа ясно, что после войны художник уже не решался начать свою картину, хотя продолжал размышлять над ней и, в частности, подписал последний эскиз «Реквиема» 1959 годом (1935-1959). Партийные функционеры стояли на страже принципа социалистического реализма в литературе и искусстве, ревностно следили за тем, чтобы идейно вредные и чуждые народу произведения никогда не увидели свет.
Исполнялись Утес – фантазия для оркестра и концерт 2 для фортепиано с оркестром. Крылова, Н. А. Эта новаторская эскизная манера тогда поразила главу классицистов – стареющего Жака-Луи Давида, воскликнувшего: «Откуда это. Никонов в своем интервью также размышляет о том, почему картина осталась ненаписанной: «Для меня это всегда было загадкой. Внешне фигура юноши напоминает фигуру отца.
Чураков помогал натягивать и грунтовать холст. Он медленно передвигался, выставив вперед чуткие руки. Еще в 1936 году от одного из них, А. Ангарова, поступило письмо на имя И. В. В 1931 году по приглашению А. М. Писал я этот портрет довольно долго, на протяжении двух лет.
Мне 45 лет». И куда направлены эти пристальные, напряжённые, обжигающие взгляды. Лучше всех это доказал сам Корин в своих этюдах. Общее настроение Салона 1814 года выражалось словами «на этой выставке слишком много офицеров и лосин», в отношении картины Жерико высказывались еще резче: «Лошадь чудовищна. Итак, митрополит Трифон Нестерову не отказал, согласился на 4 сеанса по 2 часа. Фактура обеих картин также существенно разнится. Помни «День гнева».
Хитроумный механизм начали делать, но закончить не успели. Что-то примиряло с «Уходящей Русью» и власть и православных. И когда молодые настойчиво напоминают мэтру об «Уходящей Руси», у него это вызывает только досаду.
Чтобы поместилась «Уходящая Русь», мастерская нужна большая – соответственно и плата внушительная. На фоне холста Павел Дмитриевич иногда расставлял свои этюды, прикидывая композицию «Руси Уходящей». Очевидно, все больше убеждался, что тема уже раскрыта, хотя сам себе, может и не признавался в этом, но интуитивно, как художник, понимал, что холст не нужен» 5. Горький присылает дрова, время от времени вносит плату. В 1925 году в своей московской резиденции (тогда это был Донской монастырь) умер патриарх Тихон.
Коненкова, пианиста К. Н. Внутренним взором он видит свой крестный путь впереди. Эта Русь и уходила по-русски, уходом своим являя знак вечности. Как-то здесь на правом клиросе художник увидел слепого в грязной ветхой рясе, подпоясанной широким солдатским ремнем.
Они представлены почти в полный рост. ну год или два проходит, потом все-таки на него набрасываешься. Но картина оказалась незавершенной не столько по воле самого художника. В 1921 году был запрещен в священнослужении за самовольные изменения в литургии.
Л. Зингер, например, отмечает, что в эскизе есть просто прекрасные персонажи: тот же старик-богатырь из пары «Отец и сын», некоторые женские типы – плоть от плоти тех вечных прообразов, что в свое время породили боярыню Морозову и стрельцов у В. Сурикова, Марфу и Досифея у Мусоргского, отца Сергия у Л. Толстого. Гигантский чистый холст, натянутый на подрамник и поныне стоит в доме-музее. Так, в 1989 году Святейший Патриарх Пимен был избран народным депутатом страны. Позже, став светским живописцем, мучительно преодолевал традиции иконописи всвоих работах— «обдирая кожу, вылезал яиз иконописца».
Исторический сюжет утратил свою конкретность и обрёл предельную силу обобщения. Куприянова, П. Н. Тени. »— писал окоринских героях С. Разгонов в1982 году. Среди художников оказался искренний певец «Святой Руси» М. В.
Художник задумал свою картину как «Реквием» — отходную могучему общественному явлению именуемому православием». Время-то голодное. Щусевым был послан в Псково-Печерский монастырь для копирования двух плащаниц XVI века». Какое величие. Корин, автор «Реквиема», создает теперь работы, которые для многих поколений стали эмблемами советского искусства, — панно «Мир во всем мире» (1951 год) на станции метро «Новослободская», на котором изображена счастливая мать сребенком на руках, мозаику «Красноармейцы сКрасным Знаменем» на «Комсомольской». 19 сентября 1935 года Корин писал М. В.
Богата разнообразными типами и характерами правая часть композиции. Чуракова и его сына, впоследствии известного художника-реставратора. Но огромная разница была в творческом темпераменте этих двух художников.
Вте годы он держал дома мешок свещами на случай ареста. Музей – на Спортивной, Малая Пироговская, 16, флигель 2.
Сарьяна и Кукрыниксов. Но, пожалуй, самое сильное влияние на Корина имел его учитель Нестеров. монаха или нищего стал обобщенным образом той России, которая ушла. Работая над «Офицером», совсем еще юный, но очень амбициозный Жерико ставил себе целью если не превзойти, то, по крайней мере, сравняться с Рубенсомв богатстве фактуры он использовал богатую палитру, совмещающую холодные цвета с яркими вспышками алого и фрагментами теплых тонов. Наши попытки доказать ему ложность взятой им темы пока не имели успеха. Обращение героя в зал с монологом – довольно искусственный театральный приём.
Но с ухудшением здоровья приходится отказаться от всех грандиозных планов. Племянника отца Сергия, протоиерея Сергея Михайловича Успенского (младшего) расстреляли на полигоне вБутове в1937 году. Искусство знал профессионально и с творческими людьми разговаривал о культуре на равных.
Позже художник написал варианты эскизов триптиха «Дмитрий Донской» и части триптиха «Александр Невский» – «Старинный сказ» и «Северная баллада». Но были и более глубокие причины мировоззренческого характера и творческого порядка. Патр. Нестерова. Какая сила, какая широта и какая серьезность Гений.
Лучше всех это доказал сам Корин в своих этюдах. Слева от амвона зритель видит высокого, гордо откинувшего голову иеромонаха. И вот, при том, что «Кирасир» в художественной выразительности не уступает «Офицеру», ни критики, ни зрители не захотели его принять. Ломоносова В. А. Япревратился опять вреставратора ипреподавателя рисования.
Он только усиливал гнетущую атмосферу неизбежного поражения. Можно было начинать травлю. Именно тогда и зародилась у молодого художника идея написать большую картину, которой он дал название Реквием. А на одном из рисунков подписал: «Встретились два схимника, как будто бы вышли из земли Из-под нависшей седой брови смотрит глаз, одичало смотрит». Теперь можно с уверенностью утверждать, что именно работа над «Реквиемом» стала той творческой лабораторией художника, где он создавал пластические и содержательные методы и приемы, во многом определившие художественные новации в искусстве молодых художников-шестидесятников.
Позднее Теодор Жерико сформулирует афоризм, заключающий его художественные убеждения: «Чем больше на картине оттенков чёрного – тем выше её художественная ценность». Патриарх Московский и всея Руси Алексий II (в миру Алексей Михайлович Ридигер, 1929–2008) родился в Таллине в семье священника и с юности определил свой жизненный путь как служение Русской Православной Церкви. Однако уже в этих этюдах было своеобразное отражение революции, пусть пока и косвенное. Нестеров решал подобную задачу в масштабной картине «На Руси» и, конечно же, ему не терпелось увидеть творение ученика. В 1901 – 1905 годах Нестеров написал картину «Святая Русь» (хранится в ГРМ) – о встрече богомольцев с Господом Иисусом Христом. Портрет был трудный: мне надо было передать внутреннюю духовную осанку каждого из них и объединить в одной мощной, предельно выразительной и острой осанке художника «Кукрыниксы», при этом избежать намека на шарж, в портрете он недопустим.
Человек глубокой сосредоточенности, сдержанности и цельности, Владыка проявил научно-исследовательский талант ученого-богослова, являясь автором ряда трудов по истории Церкви: за трехтомный труд «Очерки по истории Православия в Эстонии» он был удостоен высшей ученой степени в Русской Церкви — звания доктора богословия (1984). Мордочка его из-под шапки выглядывала острая, волчья. Но 8 июня 1936 года умер Максим Горький.
Вот таким образом среди персонажей очень мало склоненных фигур и людей с поникшим взором. Кэтому времени Корин работает над эскизами «Уходящей Руси». Корина.
Из-под нависшей седой брови смотрит глаз, одичало смотрит. Вот как надо писать вещи: властно, трагично, возвышенно и торжественно». Когда все пройдет, то самое хорошее и главное – оно все останется». Через несколько лет П. Корин написал этюд «Трое».
Назвать картину «Русь уходящая» порекомендовал Павлу Корину Максим Горький после посещения мастерской художника на Арбате в 1931 году. О том, что за уходом – возвращение, за смертью – Воскресение. В них самих уже все было сказано, композиционная расстановка не прибавляла ничего» 9. Однако, как уже говорилось выше, факты противоречат утверждению, будто художник пришел к выводу о нецелесообразности завершения своей картины. Игумнова итальянского художника Ренато Гуттузо и других.
Еще в 1936 году от одного из них, А. Ангарова, поступило письмо на имя И. В. Либо это епископ Антонин (Александр Андреевич Грановский), богослов исследователь и знаток древних языков, ученый и переводчик раннехристианских текстов. Запись 1935 года: «Реквием» Берлиоза.
Надо такую силу и такую широту в живописи». Корин делает портреты сильных и талантливых людей: писателя А. Н. Слова эти не оставляли Корина все время, пока он писал этюды к «Реквиему». Однако уже в этих этюдах было своеобразное отражение революции, пусть пока и косвенное. Народный художник СССР, действительный член Академии художеств СССР. Чуракова и его сына, впоследствии известного художника-реставратора. Корин решил написать парный портрет отца и сына.
Тонкое, нервное лицо молодого человека, обрамленное густыми темно-каштановыми волосами, закрывающими лоб жиденькая юношеская бородка, судорожно сплетенные пальцы рук – все говорит о более сложной и одновременно более слабой внутренней организации. Ермоловой, например. Герои соединены не столь реальным, сколь духовным пространством: в Корине сказался иконописец, которого он, по его собственным словам, «выдавливал из себя двадцать пять лет».
М. Васнецова иМ. Художник задумал свою картину как «Реквием» – отходную могучему общественному явлению именуемому православием». Он знал свои корни, любил ихранил связанные сдетством воспоминания: жарко натопленная деревенская изба, он сбратом на печи смотрит, как отец сосредоточено тончайшей кистью выводит паутину золотого орнамента поверх плотно положенных красок. Он далеко не всеяден и его внимание привлекает лишь созвучное собственному творчеству: «Увертюра к «1812 год» Чайковского Как трагично, как торжественно. Слева от амвона зритель видит высокого, гордо откинувшего голову иеромонаха.
Все двенадцать дней художник неотступно был в монастыре. Одним из самых ранних (некоторые исследователи считают его и самым лучшим) был этюд «Отец и сын». Этюд «Слепой» написан в1931 году.
Этот пафос и стон должен быть в моей картине, гром трубы и медные басы. Именно Михаил и стал на долгие годы другом и наставником Павла Корина. О том же говорил и Степан Чураков, реставратор, ученик Корина, запечатленный мастером на двойном портрете к «Реквиему» «Отец и сын» : «. подрамник был сделан особый, по расчетам Евгения Васильевича Кудрявцева, заведующего реставрационной мастерской Третьяковской галереи» 6. Безмолвно, день и ночь, шла вся православная Русь. Почему же его не коснулись ни кисть, ни даже уголь.
Качалова и Л. М. Трагические и драматические образы верующих людей православной России сегодня можно увидеть на выставке в Государственной Третьяковской галерее (на Крымском валу). 8 апреля 1912 года состоялось его освящение. На самоубийцу Корин похож не был.
Этими руками он будет держаться за жизнь, какой бы горькой она ни была. Так как картина рассказала и о другом. Под эскизом «Реквиема» мы видим даты: 1935–1959.
Нестерову о работе над эскизом: «Я здесь целый месяц на бумаге устраиваю смотры и вожу во главе с Михаилом Кузьмичом своих хромых, слепых и убогих стариков по кремлевским соборам и по площадям, наконец привел их внутрь Успенского собора, где они на фоне величественной архитектуры выстроились в боевом торжественном порядке» 13. Купреянова, П. Н. Сам автор питал непонятное пристрастие к иностранному слову «Реквием» и поздний эскиз картины озаглавил именно так. Леонидова посетив остров Валаам, пишет портрет М. В.
В начале 1930-х годов Корин задумывает вновь перенести события своей картины в Московский Кремль. С первого взгляда на нее зрителю ясно, что перед ним личность властная, решительная, мужественная. Она была привезена девочкой в Москву из чувашской деревни Елань-Чишма Белебеевского уезда Уфимской губернии (ныне Ермекеевский район Башкортостана)9, в Марфо-Мариинскую обитель для обучения ремеслу сестры милосердия. Признавая бесспорную одаренность П. Корина, его упрекали за уход от действительности, поэтизацию мрачных сторон «наследия прошлого», апологию религиозности и за многое другое.
Помню слова: «Сердца на копья поднимем». Смотрел в тебя так пристально, что иной раз не по себе становилось. Мрачно, безнадежно». Ни смирения, ни надежды нет в его лице. Жилинский, входивший в круг близких друзей и соратников В. А. Тем более ненатурален подобный приём в живописи.
С другой стороны, если художник хотел воспеть хвалу церкви, то как бы он осмелился показывать свои этюды сильным мира сего. В мастерской стали появляться самые неожиданные гости: нарком просвещения Луначарский, нарком здравоохранения Семашко А Горький впервые пришёл к Корину в 1931 году. Придете – увидите.
Прощание спатриархом было открытое. Через месяц Павел Дмитриевич отправился в путешествие вместе с Горьким. А когда к словам прибавляется пакет пшена или бутылочка масла. Прислушивался к разговорам, смотрел, делал в записной книжке зарисовки. Когда появились еще первые этюды к «Реквиему», многие встретили их просто в штыки.
Двенадцать дней над Донским, над Москвой звенели колокола. Он сам был одним из них. Партийные функционеры стояли на страже принципа социалистического реализма в литературе и искусстве, ревностно следили за тем, чтобы «идейно вредные» и «чуждые народу» произведения никогда не увидели свет. Одновременно они с братом подрядились работать в артель «богомазов» К. П.
Но Корина это не смущает. Здесь под впечатлением от впервые увиденных композиций «Страшного суда» Микеланджело и Синьорелли художник делает множество карандашных набросков для картины, а свою идею «исхода» он пишет на фоне итальянских пейзажей. Корин вписывается всоветское искусство, получает признание. Тут больше меня, чем всех этих людей я старался их видеть просветленными и сам быть в приподнятом состоянии Для меня заключено нечто невероятно русское в понятии «уходящее».
Перед зрителем предстает одна из главенствующих церковных особ, может быть, в прошлом — настоятельница какого-нибудь монастыря. Павел Дмитриевич Корин – известный русский художник и иконописец, автор героического триптиха «Александр Невский», выразительных портретов своих современников: полководца Георгия Жукова, скульптора С. Т. В 1908 – 1912 годах по проекту архитектора А. В. Активно сотрудничал с советской властью, выступал за низложение и арест Патриарха Тихона. Роспись «Путь ко Христу» располагалась в трапезной храма обители, на ее восточной стене, прямо по центру и, конечно, была хорошо знакома Корину, работавшему здесь вместе с Нестеровым в те годы, как и многим москвичам, приходившим в обитель. Коринский талант гораздо жёстче, суровее, мужественнее.
Нестеров в письме 23 марта 1911 года. Корин объяснял её, уподобляя Нестерова тенору, а себя басу. У Корина таким главным полотном стала воображаемая картина – задуманный «Реквием» или «Русь уходящая», так и не был никогда написан, несмотря на то что Павел Дмитриевич несколько десятилетий работал над композицией картины, написал цикл портретов, сделал этюды интерьеров Успенского собора Московского кремля. В этот период и родился у художника грандиозный замысел увековечить «уходящую Русь» на полотне – его «Реквием».
Шутя, предостерегал: «Если вы не напишете этой картины, я вам с того света буду грозить». У персонажей «Руси уходящей» этих качеств нет. И так он и работает: за 20-30 минут надо запечатлеть главное. Художник долго не мог приступить к работе над собственно полотном «Реквием», а потом всё никак не мог окончательно завершить картину, так сильны были ощущения трагической силы обрушившегося на всех горя и вселенской скорби. Русские верующие люди всё более убеждались в богоборческой сути советской власти.
У Корина хватило душевной зоркости, чтобы это понять и мужества, чтобы отказаться от создания полотна». Считается, что горьковская поправка помогла и художнику и картине выжить. В1942 году Корин получает заказ исоздает триптих «Александр Невский», воспевающий мощь инепоколебимость русских воинов. Возможно итак.
Первым зрителем и судьёй этюдов к «Реквиему» стал, конечно, Михаил Васильевич Нестеров, чьё мнение было для Корина самым веским. «В 1956 году я задумал написать портрет моих друзей, прекрасных художников – М. В. В центре картины П. Корин расположил высшее духовенство. По замыслу Жерико, «Кирасир» должен был стать парной картиной к «Офицеру конных егерей»и представляться вместе с ней. Корин месяцами гостит у него на дачах.
Мальчишка концы каждого стиха подвывал диким альтом. Долгое время некоторые искусствоведы (например, Г. Васильев) рассматривали картину П. Корина как последний парад осужденных историей на небытие. Ждали мы недолго: появился экскурсовод в сопровождении нескольких человек. Народа великое множество. Корин притащил его вмастерскую иписал три дня.
Скорее «Слепой»— образ потерянности простых русских людей, отрекавшихся от ориентиров, на которые веками указывала Церковь. Но трагедия лишь тогда обретает настоящую жизненную силу и величие страстей, когда при конкретном столкновении погибающая сторона обладает своей исторической справедливостью и человеческой красотой. Это парный портрет скульптора-самоучки С. М. На творческий замысел «Реквиема», безусловно, повлияла живопись М. В.
Садовничим, первого учредительного съезда Союза православной молодежи. Л. Зингер, например, отмечает, что в эскизе есть просто прекрасные персонажи: тот же старик-богатырь из пары «Отец и сын», некоторые женские типы — плоть от плоти тех вечных прообразов, что в свое время породили боярыню Морозову и стрельцов у В. Сурикова, Марфу и Досифея у Мусоргского, отца Сергия у Л. Толстого. В Москве он вёл абсолютно нищенскую жизнь. Корин объяснял: «Я не могу писать простых людей.
«Раненого кирасира» отделяет от «Офицера конных егерей императорской гвардии» всего каких-то полтора-два года, а как изменилось настроение и общая тональность. И писал необыкновенных, сильных духом. Всего за три недели, работая в сумасшедшем ритме, он написал «Раненого кирасира».
Первые из портретов «Реквиема» – «Старик Гервасий Иванович» (1925), «Архиепископ Владимир» (1926), «Митрополит Трифон» (1929) – были, несомненно, написаны с натуры. К нему было сделано 29 больших по формату портретов (хранятся в ГТГ).
На следующий день после звонка мы уже стояли у двери музея. (Заметим, что серовская «Девочка с персиками» – воплощение естественности – семьдесят сеансов, а портрет Ермоловой – около трехсот. ) Корин успевает написать с натуры лишь лицо, фигуру пишет с манекена, отсюда и некоторая непропорциональность. На похоронах были сотни тысяч людей. «Реквием» в этюдах постепенно вырастал до символического «реквиема» уходящему старому миру. Соколова – и объединить их во всемирно известном художнике, художнике мощной политической сатиры «Кукрыниксы».
Первый этюд написан в 1929 году – портрет митрополита Трифона, властительного иерарха. Очевидно, что передача характерности облика каждого и общности их как участников «последнего парада церкви», трактуемого Кориным как событие Страшного суда, была для художника основной целью работы. Мне 45 лет». В июле 1941 года его обвинили в создании «подпольной организации церковников», арестовали и поместили в Бутырскую тюрьму, где допрашивали и пытали, но безуспешно. Нестеров, а с ним ученик и к тому времени самый уже близкий друг его Павел Корин. «Внем символически выражен тот нравственный тупик, вкотором оказалась Церковь.
Можно проститься с ней печально, можно рукой махнуть – уходит, мол, туда ей и дорога. Вглядимся в последний эскиз «Реквиема». Только после этого появляются карандашные эскизы, близкие темперному эскизу (1935-1959), ставшему последним.
У персонажей Руси уходящей этих качеств нет. Около ограды стояли ряды нищих. Похороны патриарха собрали их на последнее шествие, на последний акт трагедии.
Человек физически искалеченный, он не сдается. Степанова при Донском монастыре, где охотно брали палехцев. Но самым ярким отличием «Раненого кирасира» от «Офицера конных егерей» стал колорит. Они представлены почти в полный рост. М. В.
«Ваши герои имеют осанку», – говорили художнику высокопоставленные гости его мастерской. Тогда же Корин побывал в древнем Новгороде. Грязный, спарализованными ногами, спутанные волосы кишели вшами. Писал жадно. Выставка «Реквием. Особенно интересно, что свой «Реквием» он соотносил с «Реквиемом» Берлиоза.
Корина, позволили глубже понять и оценить замысел мастера. Что помешало Корину написать этот холст.
Обращение к новым героям (портреты замечательных деятелей советской культуры) заметно притормозило работу над задуманной картиной, но не остановило ее. Если «Офицер конных егерей» был грандиозным символом взлёта наполеоновской эпохи, то «Раненый кирасир, покидающий поле боя» стал её скорбным реквиемом, предвестником её неминуемого заката. Они как бы выходят из алтаря навстречу зрителям. Так или иначе, в печати началась травля Корина.
Когда появились еще первые этюды к «Реквиему», многие встретили их просто в штыки. Уже – «мог бы». Через год другая запись: «9 и 10 марта слушал подряд два раза в Большом зале консерватории «Реквием» Берлиоза. Длинная черная ряса с накидкой облекает эту мрачную фигуру. Пришлось думать не о создании картины, а о сохранении подготовительных материалов к ней. Но и в этот час бесславия митрополит Трифон не отступит от своей веры.
Увидите – встанете». Художник получает возможность несколько лет жить и работать спокойно. П. Д. Герои сомкнулись стеной, словно защищая алтарь от кого-то. Во время войны появляются новые темы, образы В 1952 году Корин записывает: «Елоховский патриарший собор Под пение размечтался о картине, о своих былых замыслах Да, я мог бы написать картину возвышенную-торжественную». По всем дорогам к Москве, к стенам Донского монастыря, потекли потоки людские.
Из-под огромной, надвинутой на лоб шапки с меховой опушкой и прикрывающего щеки черного платка рельефно выделяются мастерски вылепленные цветом детали старческого лица. Незадолго до смерти Горького этюды «Руси» были куплены уКорина «Всекохудожником»— Всероссийским союзом кооперативных товариществ работников изобразительного искусства. Да и государство, поворчав немного на Павла Дмитриевича, примирилось с ним и даже наградило Ленинской премией – не за «Уходящую Русь», правда, а за портреты деятелей культуры. "» 4. Корина – полотну «Реквием».
Являясь преемником церковного и социального служения Святейших Патриархов Московских Тихона, Сергия и Алексия I, Святейший Патриарх Пимен начал путь тех преобразований, которые осуществил и умножил в предстоящую эпоху глубоких историко-культурных перемен Первоиерарх Русской Православной Церкви Алексий II (1990–2008). Корин был кровно связан сэтим миром. Казалось итальянские впечатления, встречи с великим искусством Возрождения должны были заслонить волновавшие его образы «Уходящей Руси». На переднем плане уже называвшиеся выше три женские фигуры.
Художник согласился. Но мы не видим ни у кого в руках хоругвей и икон. Среди всей этой «христовой братии» Корин искал образ, нужный для картины. Эта вещь, может быть, лучшая в портретной серии к «Уходящей Руси». Толстого, ученого Н. Ф.
Над полотном-эпопеей художник работал тридцать лет и три года – до 1959 года. Они отвернулись от Жерико. Так, например, среди натурщиков Корина имеется человек, окончивший два высших учебных заведения и в 1932 году постригшийся в монахи. Колорит «Раненого кирасира» стал мрачным, контрастным, тёмным. Игумнова к 1950-м годам относятся портреты художников М. С. У персонажей «Руси уходящей» этих качеств нет.
Неосторожное слово не обошлось, видимо, без последствий. Почти четверть века (хотя и со значительными перерывами) писал Павел Корин окончательный эскиз картины, который и завершил в 1959 году. Для картины вмастерской приготовили громадный холст (размером 551 на 941 сантиметр, больше ивановского полотна «Явление Христа народу»). Слепота. А «Уходящая Русь» – понимай как хочешь. Безысходность», — так окоринском слепом писал писатель Сергей Разгонов. А меж тем Корин был человеком глубоко верующим.
Павел Корин сделал тогда для памяти несколько карандашных набросков. Место его захоронения неизвестно. «Я превратился опять в реставратора и преподавателя рисования. Они не могли принять новой морали «красных антихристов».
Богата разнообразными типами и характерами правая часть композиции. Огромный белый холст и поставленные рядом с ним портреты, часть из которых выполнена мастером «в полторы натуры», производили на избранных посетителей и гостей дома на Пироговке неизгладимое впечатление. И, может быть, был он так близок художнику, что самого себя Корин ощущал в творчестве «басом». Портрет Успенского (младшего) был написан в1931 году. Середина 60-х годов – время, на которое приходился пик популярности старого мастера, связанный с выходом к публике цикла его «Руси».
Вдовы» (1966-1968) – первого шедевра зрелого Попкова – непроизвольно перекликались с коринскими персонажами. В 1935 году последовал еще один этюд — портрет протодьякона М. К. В их образах, созданных для «Реквиема», была запечатлена та историческая драма, свидетелем которой Корин стал в 1920-1940-х годах.