Леонардо Да Винчи Мадонна Бенуа
«мадонна Бенуа» или «Мадонна с цветком» (1478—1480) — ранняя картина Леонардо да Винчи, предположительно оставшаяся незавершённой. Картину Мадонна Бенуа написал гениальный итальянский художник эпохи Высокого Возрождения Леонардо да Винчи. «мадонна Бенуа» или «Мадонна с цветком» (1478—1480) — ранняя картина Леонардо да Винчи, предположительно оставшаяся незавершённой.
Мадонна с Младенцем (Мадонна Бенуа), да Винчи, 1478
Но для ребёнка в настоящий момент это всего лишь невинная игрушка. «Мадонна с цветком» Леонардо да Винчи в своё время была широко известна художникам того времени. Холст (переведена с дерева), масло. франков.
Арежиссер Андрей Тарковский процитировал «Возвращение блудного сына» водной иззаключительных сцен «Соляриса». В 1912 году владельцы решили продать «Мадонну с цветком» и с этой целью вывезли её в Европу для проведения экспертизы, где лондонский антиквар Джозеф Дювин оценил её в 500 тыс. То, что Леонардо назовет «воздушной перспективой», есть не что иное, как мера расстояния, зависящая от плотности и окраски отделяющего нас от предметов слоя воздуха.
Вверху с овалом. Таково одно из возможных истолкований этой картины (ведь Леонардо ещё вернётся к Крестителю как к человеку, «прозревшему» благодаря природе). М. А. В1810 году картина экспонировалась в парижском музее.
В 1914 году она была приобретена Императорским Эрмитажем у жены придворного архитектора Леонтия Николаевича Бенуа— Марии Александровне (1858—1938), в девичестве Сапожниковой. Оно было заказано для алтаря церкви Сантиссима Аннунциат. В ней есть прекрасные куски живописи (горы, группа с младенцем Христом, дерево справа), однако они слабо связанны между собой и далеки от эмоционального, волнующего собеседования, предстающего в лондонском картоне. Некоторые относят её к первому флорентийскому периоду творчества Леонардо, другие, напротив, – к миланскому.
Лувр. " Тут же, не присев, не давая мне опомниться, красный от волнения, он стал вытаскивать из огромного, туго набитого портфеля кипу фотографий тех несомненных рисунков Леонардо, которые являлись в его глазах (и на самом деле) подтверждением его уверенности в авторстве великого мастера. Спустя много лет его внучка Мария выходила замуж.
Леонардо да Винчи «Мадонна с цветком» («Мадонна Бенуа»)
Второе название происходит пофамилии владельцев картины. Павел (вкрасном) напорист, решителен иуверен всебе, аПетр, напротив, — сомневающийся иколеблющийся Считается, что вобразе Павла Эль Греко запечатлел самого себя. В Государственном архиве Астраханской области был обнаружен «Реестр картинам г-на Александра Петровича Сапожникова, составленный в 1827 году». Миссия Крестителя- это не откровение или пророчество, а интуиция. По заказу двора Леонардо декорировал так называемую Сала делле Ассе в Кастелло Сфорцеско. В Государственном архиве Астраханской области был обнаружен «Реестр картинам г-на Александра Петровича Сапожникова, составленный в 1827 году».
Собственность императрицы сразуже была выставлена вздании Эрмитажа. М. А. Но не менее важна её роль и с художественной точки зрения.
Неизвестно, что бы с ним стало, если бы мужем Марии Александровны не стал преуспевающий архитектор и будущий президент Академии Художеств Леонтий Бенуа (сын еще более прославленного зодчего) и если бы его младшим братом не был известный художник искусствовед и организатор объединения "Мир Искусства" Александр. Атрибуция её Леонардо была сделана исследователями сразу и почти единодушно.
Полотно поступило вмузей изГосударственного музея нового западного искусства в1948году. Она любуется им, погруженная в свои мысли, сосредоточив на ребенке всю силу своих чувств. В основе «Мадонны с цветком» («Мадонна Бенуа») – одного из ранних произведений художника, лежит живое, конкретное содержание, выражающее гуманистическую мысль о человеке как наиболее абсолютном создании природы. Через триста лет в Астрахани гастролировала труппа бродячих актеров. Но он предвосхищает также психологическое решение.
Две картины Леонардо да Винчи и их русская судьбинушка
Идиллические образы не лишены скованности, суховатости иератичности. Возможно, что среди всего созданного Леонардо наибольший интерес вызывает улыбка Джоконды. Такая улыбка не является, в буквальном смысле слова изобретением Леонардо.
Тайная вечеря была заказана Леонардо (возможно в 1494 году) доминиканским монастырём Санта Мария делла Грацие. Кроме того, пребывание в Подании (район Поданской долины) Антонелло да Мессина (он жил в Венеции в 1475 году) способствовало распространению здесь типа портрета с фигурой, представленной на тёмном фоне и с точной фиксацией её мимики и осанки. (В скобках заметим, что Боде – один из главных авторитетов по истории европейского искусства, директор Государственных берлинских музеев). Эти реставрации предпринимались администрацией различных правительств, сменяющих друг друга в Миланском государстве (сначала австрийского, а в конце XIX века – Королевства объединённой Италии).
Рассмотрим «Мадонну в скалах»: фигуры изображены у входа в грот, почти естественную крипту, свет в которую проникает сверху и через боковые проёмы. По-детски сосредоточенно он пытается ухватить лепестки цветов, которые подносит ему мать и внимательно рассматривает их. Дело в том, что они поручили мне показать принадлежащую им картину знаменитому Боде".
«КомпозицияVI» была создана в Мюнхене вмае 1913года — за год до начала Первой мировой войны. Пространство, таким образом, представляется ему не постоянной структурой, основанной на математической логике, а безбрежным простором, вбирающим в себя человеческий опыт или человеческое существование.
ВЭрмитаже есть целый зал, посвященный творчеству Василия Кандинского. Даже беглый взгляд улавливает в «Мадонне Литта» именно эту полноту чувств и сосредоточенность настроения. Он отсутствовал, но в музее оказалось несколько специалистов мировой величины. Это настоящий синтез ландшафтных штудий и тех топографических зарисовок, которые Леонардо делал с практической целью (проект регулирования течения реки Арно с помощью канала и затопления водой долины Кьяна, подготавливая который, он должен был выполнить многочисленные карты местности, расположенной между Тирренским морем и Апеннинами).
Дерево, масло. Жалкие ручонки, бестолково-суетные складки кожи, цвет словно сыворотка. Ограничимся лишь замечанием, что эта идентификация подчас расходится с последующими наблюдениями над картиной, однако скудость связанных с ней документальных свидетельств не позволяет нарушить авторитет сложившейся традиции. Небольшая картина приковывает внимание, заинтересовывает, волнует. Пространство, таким образом, выступает в виде атмосферы, поскольку все предметы представляются нам окрашенной атмосферой.
Одновременно художник продолжал заниматься проблемами, связанными с отливкой монумента Франческо Сфорца и писал (если атрибуции историков правильны) портреты лиц имевших какое-либо отношение к дворцу Сфорца, о чём далее будет сказано подробней. Мастер Леонардо да Винчи Из коллекции генерала Корсакова». Прозрачный чепчик, закреплённый под подбородком, подчёркивает нежность овала её лица.
В настоящее время историки искусства придерживаются мнения, что оба холста на идентичный сюжет из которых один хранится в Лувре, а другой – в лондонской Национальной галерее, являются вариантами картины, выполненными для одной и той же цели. В своей небольшой по размерам картине (размер картины 50 x 32 см, дерево, масло) молодой художник избрал один из самых популярных мотивов в живописи раннего (а впоследствии и Высокого) Возрождения — изображение мадонны в интимно-лирическом плане, когда тема материнства выражается просто и безыскусственно, без той сложности идейного и изобразительного замысла, которая свойственна крупным алтарным композициям. Она держит на руках белого зверька, прижимая его тонкими и подвижными пальцами. В работе над «Мадонной Бенуа» Леонардо использовал технику масляной живописи, которую до того во Флоренции практически никто не знал.
Описание картины «Мадонна Бенуа»
Там картина находится и по сей день известная всему миру под названием "Мадонна Бенуа". Заменила её в алтаре композиция, ныне находящаяся в Лондоне. Это произведение также переписано, что исключает возможность с совершенной уверенностью считать его автором Леонардо. Впервые об этом произведении заговорили в 1908 году, когда оно было экспонировано на выставке, организованной журналом «Старые годы». Таким образом, выяснилось, что картина поступила из коллекции коллекционера и сенатора Алексея Ивановича Корсакова (1751/53-1821). Картина «Площадь Согласия» была перевезена вРоссию после Второй мировой войны изБерлина — там она хранилась в частном собрании. Известны многочисленные реплики, написанные как художниками круга Леонардо, так и мастерами, далёкими от его школы (например, нидерландскими).
Леонардо да Винчи еще не достиг полной зрелости мастерства — это сказывается в не совсем удавшейся — слишком крупной и выглядящей несколько условно — фигуре младенца. Искусствоведы предполагают, что работа была написана в1876 году иненазаказ. Он составляет проекты по мелиорации, канализации, градостроительству. Напротив, вдохновлявшийся этой скульптурой Леонардо придаёт улыбке совсем иное значение.
То же самое можно сказать и в отношении света: он падает сверху и сквозь боковые проёмы. Атрибуцию полотна Леонардо неохотно подтвердил крупнейший авторитет того времени – Бернард Беренсон: «В один несчастный день меня пригласили освидетельствовать «Мадонну Бенуа». Роспись начала разрушаться вскоре после того, как мастер её выполнил и уже во времена Вазари (1568 год) изображение было с трудом различимо. Иначе говоря, улыбкой, которая обнаруживает леонардовское представление о мире.
Динамичная яркая картина написана свободными иразмашистыми мазками. В основе портрета лежит ренессансный принцип композиции, но красота его достигнута прежде всего благодаря изобретенной художником особой технике масляной живописи (известной под названием sfimato), которая позволила передавать едва уловимые переходы от света к тени в трактовке формы и пространства, что было бы невозможно с помощью темперы, обычно используемой живописцами того времени. Это не Леонардо, но возможно, что это произведение кого-нибудь из соучеников Леонардо по мастерской Вероккио (немецкий). 7 Митрохин Андрей Филиппович (1766 — 1845) — технический реставратор картинной галереи Эрмитажа с 1801 г., в этой должности он проработал более сорока лет. Следует учесть, что ломбардская традиция портрета заметно отличается от флорентийской. Появление в произведениях Леонардо «сфумато» (так итальянцы называли воздушную дымку, окутывающую фигуры людей) основывалось па его собственном научном выводе о том, что воздух имеет цвет.
Искусствоведам, выступавшим против этой продажи, повезло: сделка сорвалась. Совершенной вершиной считается «Сикстинская мадонна» (1514), где гармонично сплетены воедино торжествующий восторг с нотами пробуждающейся тревоги. «Мадонна с цветком» исполненная в этой, тогда еще редкой, технике – свидетельство того, что двадцатишестилетний мастер быстро освоил новый материал и методы работы, создав один из своих первых шедевров.
Мадонна Бенуа – 1475-1478 Леонардо да Винчи
Вводя в картину мотив игры юной матери и ребенка с цветком, Леонардо да Винчи отнюдь не переходит грань, за которой начинается характерное для многих живописцев 15 века мельчащее образ жанровое, бытовое правдоподобие. Лишь в 1974 году были обнародованы документальные данные о том, когда и при каких обстоятельствах «Мадонна с цветком» попала к Сапожниковым. Его интересовала научная и геологическая суть этого явления, в котором он видел проявление «внутренней» жизни земли, подземных, сверхъестественных её сил. «Мадонна в скалах», несомненно, представляет собой картину, нуждающуюся в специальном «ключе».
Другой подобной картины нидо, нипосле художник неписал. «Мадонна сМладенцем»— одно изранних произведений Рафаэля, написано пусть инетак же мастерски, как остальные его работы, носбольшим чувством. Возможно, однако, что техническое исполнение росписи он частично поручил своим ученикам. Вырисовывается пирамидальная группа Святой Анны, Марии и младенца Христа, который тянет к себе ягнёнка, символ будущей жертвенной миссии. Других сведений о судьбе картины в начале XX века не имелось. Сделка состоялась. Италия.
48 31, 5 смГосударственный Эрмитаж, Санкт-Петербург «Мадонна Бенуа» или «Мадонна с цветком» (1478 – 1480) – ранняя картина Леонардо да Винчи, предположительно оставшаяся незавершённой. «Феномен» пещер, как явствует из различных записок художника, сильно привлекал Леонардо. Таким образом, выяснилось, что картина поступила из коллекции коллекционера и сенатора Алексея Ивановича Корсакова (1751/53-1821).
Младенец сосредоточен на своём занятии, рассеянно взглянув на зрителей. Этот шедевр стал знаменитым сразу же после завершения и традиция, основанная на нескольких источниках, сообщает, что французский король Франциск I хотел вырезать всю стену рефректория с росписью, чтобы увезти её на родину. Вместе с тем, освобождаясь от обычной застылости старых картин на эту тему, Леонардо придает «Мадонне с цветком» характер жанровой сцены. Ранние мадонны Рафаэля следуют известным образцам умбрийской живописи кватроченто. Существует легенда, что семейство Бенуа купило ееубродячего цирка. Вверху с овалом.
В Государственном архиве Астраханской области был обнаружен «Реестр картинам г-на Александра Петровича Сапожникова, составленный в 1827 году». Однако, по прошествии восьми лет (это было уже в 1914-м), когда он пребывал в суете и хлопотах, связанных с подготовкой русской выставки в Париже, ему подали визитную карточку с именем одного из берлинских специалистов: «Профессор Моллер Вальде». Фреска должна была занять северную стену трапезной монастыря.
Мадонна изображена с чуть заметным подобием улыбки на губах. Родственное типам мастера, в частности, Мадонне Бенуа (гемма с кабошоном, которая скалывает платье Марии на груди) и Благовещению из Уффици, это произведение в своей изобразительной и экспрессивной новизне несёт печать зрелости. Правой ногой Младенец упирается в подушку, а левая в напряжении приподнята. Мастер Леонардо да Винчи.
Краткое описание картины Леонардо да Винчи Мадонна Бенуа
Позже и сам Боде подтвердил этот вывод». Вероятно, портрет жены купца Джокондо (откуда название картины – Джоконда) идентификация изображенной окончательно не установлена. Глазу даны одни лишь формы. Других сведений о судьбе картины в начале XX века не имелось. 77 x 53 см. Мадонна изображена приёмом сфумато.
В 1914 году она была приобретена Императорским Эрмитажем у жены придворного архитектора Леонтия Николаевича Бенуа— Марии Александровны (1858—1938), в девичестве Сапожниковой. Свет из окна позволяет лишь в общих чертах представить себе пространство комнаты. И все же картина «Мадонна Бенуа» резко выделяется среди близких ей по теме кватрочентистских композиций, в которых образ мадонны кажется статичным, застылым не только внешне, но и внутренне ибо в них нет такого открытого излияния чувства, как в светящейся счастьем материнства леонардовской Марии. Он углубляет и развивает во многих направлениях свои научные изыскания, занимается инженерией, гидравликой, естественными науками, делает во всех областях сенсационные открытия. Ряд портретов Леонардо связан с атмосферой двора Сфорца, где определяющую роль играло прославление индивидуума, отражавшее славу двора. Стиль его более не зависим от «флорентийских» или «ломбардских» образцов, но обретает собственные, леонардовские приметы и находит здесь своих соперников, последователей и подражателей.
Мона Лиза – 1503-1506Леонардо да Винчи
Плохая сохранность композиции, постоянно вызывавшая сожаление по поводу того, что её нельзя увидеть в первоначальном состоянии, приписывалась историографией искусства (Вазари) технике использованной в ней Леонардо. Их можно исследовать и понять, но они не даются априорно. Мастер Леонардо да Винчи. Многофигурный портрет досих пор хранит всебе немало загадок. Композитор-авангардист Бенджамин Бриттен под впечатлением отэтой работы написал оперу.
Бенуа, супруге известного архитектора» Через несколько лет он поправил себя: «Тесть г-на Бенуа купил её у итальянских балаганщиков при переезде через Астрахань» Эта версия широко тиражировалась и другими авторами. Дега изобразил своего близкого друга, аристократа Людовика Лепика, вместе сдвумя дочерьми. Бенуа, в девичестве Сапожниковой, картина перешла по наследству.
Леонардо да Винчи Мадонна Бенуа
Нуждаясь вденьгах, онпродал всеже полотно графу Лепику идоконца XIX века онем незнали. Картину подарил музею в1911 году Петр Дурново. Ему так хочется дотянуться до цветка. Существует мнение, что это всего лишь копия с оригинала, который до сих пор не известен. Она полна герметических, но отнюдь не символических значений ибо символ-это всегда намек на какое-то иное, переносное значение, а Леонардо стремится к тому, чтобы смысл изображенных вещей остался тёмным, до конца не раскрытым. Как символов Человека, Неба иЗемли.
Под её влиянием выполнены другие работы известных художников, в том числе Рафаэля. Но затем в течение столетий картина Леонардо считалась потерянной. В1914 году Эрмитаж приобрел унее эту картину. Мадонна с Младенцем изображены в полутёмной комнате.
Нередко кним пристает имя одного изпрошлых владельцев, как и случилось с «Мадонной Литта». Картина, написанная в 1490-х годах, долгие века оставалась в Италии. Насколько этот последний имел меморативный характер, создавая обобщенные образы (черты этого присутствуют и в так называемом Портрете Джиневры Бенчи, в основе своей являющимся новаторским), настолько ломбардский портрет был реалистическим и аналитическим, сосредотачивающим внимание на передаче стиля одежды, украшений и других аксессуаров. Следовательно, в леонардовском понимании Тайной вечери преобладающее место занимает человеческий аспект совершающейся драмы, а не сакральный и мистический момент собственно установления таинства Евхаристии, когда Христос, взяв хлеб и чашу вина, предлагает их ученикам со словами: «Примите, ядите» (Евангелие от Марка, XIV, 22-23). Других сведений о судьбе картины в начале XX века не имелось. С конца XVIII века начинаются реставрации, по правде говоря, почти все довольно неудачные и способствовавшие постепенному ухудшению общего вида росписи – за исключением недавней, выполненной под руководством Пелличоли, которая восстановила всё, что поддавалось восстановлению (например, поверхность стола и фигуру Иуды).
Точно также в природе человек видит предметы и явления имеющие свои причины и значения. Для них свойственны сложные пейзажные фоны. После падения Берлина в1945 году шедевр вчисле других «трофейных» произведений был отправлен вСоветский Союз иоказался вЭрмитаже. Из коллекции генерала Корсакова».
25 апреля 1483 года члены братства Святого Зачатия заказали картины (центральная композиция – Мадонна с младенцем, боковые – Музицирующие ангелы) Леонардо, которому поручили выполнение самой важной части алтаря, а также братьям Амброджо и Эванджелиста де Предис. К счастью, сохранилось множество рисунков и манускриптов мастера с чертежами и зарисовками, свидетельствующих об уникальности его гения. Следы этой росписи были обнаружены во время реставрации 1893 года. Этот приём разработал Леонардо да Винчи.
Картины «Мадонна Литта» и «Мадонна Бенуа» кисти Леонардо да Винчи покинули свои привычные места в Эрмитаже
1 Боде Вильгельм (1845 — 1929) — немецкий искусствовед и музейный деятель, директор Королевского музея в Берлине (1890 — 1914), генеральный директор берлинских Государственных музеев (1906 — 1920). 2 Старый музей (немецкий). 3 Гравюрный кабинет (немецкий). 4 Фридлендер Макс Якоб (1867 — 1958) — немецкий историк искусства, директор картинной галереи Государственных музеев Берлина (1904, 1924). 5 Господин тайный советник (немецкий)6 Нет. Четыре фигуры «Мадонны в скалах» не отличаются определённостью жестов, точностью движений: ангел указует, младенец Христос ушел в себя, словно отгораживаясь от чуждого ему пространства, Креститель наклонился вперёд, поза и улыбка Богоматери полны печального предчувствия, словно она уже знает или предвидит уготованную сыну судьбу. Вопреки обычаю фигуры расположены крестообразно, на осях, указывающих четыре направления пространства: Иисус на переднем плане наклонён в сторону зрителя Иоанн Креститель и ангел указывают на развитие пространства в боковых направлениях возвышающаяся над группой Мадонна напоминает «купол» из которого нисходит свет.
И причёсана она по моде тех лет. На символичность картины указывает цветок крестоцвет. Около 1480 года художником Леонардо да Винчи была написана эрмитажная «Мадонна с цветком» (так называемая «Мадонна Бенуа») — произведение, несущее в себе уже новый целостный замысел и представляющее первую важную веху на творческом пути Леонардо. Это символ распятия. Фигуры Марии и младенца Христа подчёркнуты лёгкой светотенью. В первых подготовительных зарисовках Леонардо, очевидно, стремился дать традиционную схему композиции с Иудой-предателем, сидящим с противоположной от Христа стороны стола, но уже с самого начала «в его концепции темы господствует стремление трактовать заявление о предательстве как центральный драматический мотив» (Хейденрайх). В своей картине Леонардо, несомненно, ставит проблему соотношения между большими и малыми величинами и решает её «натуралистически»- с учетом того, что эти различия заложены в самой природе. Он постарался передать духовный мир ихарактеры апостолов.
Леонардо да Винчи (1452 – 1519) БИОГРАФИЯ и ТВОРЧЕСТВО
Христос явлен на свет и теперь человеку надлежит возвестить об этом людям. Первоначально Кандинский хотел назвать ее «Потоп»: в основу абстрактного полотна лег библейский сюжет. Линия их становится более уверенной, штриховка и растушёвка оттеняют объёмы. sfumato – затушёванный, буквально: «исчезающий как дым»). Младенец Иисус, наоборот изображён в энергичном движении.
Мадонна одета в костюм, который носили современницы Леонардо. Одну изсамых известных иузнаваемых картин Рембрандта Екатерина II купила в 1766году. Таким образом, выяснилось, что картина поступила из коллекции коллекционера и сенатора Алексея Ивановича Корсакова (1751/53-1821). Единственный источник света в ней – расположенное в глубине двойное окно. Полотно Рембрандта стало вдохновением идля других творческих личностей.
Из коллекции генерала Корсакова».
Почему ангел указует перстом на Крестителя. Также не подлежит сомнению тот факт, что Леонардо знал о картине «Мадонна с младенцем» исполненной его учителем в 1466-1470 годах. Искусство для него- одна из многих разновидностей исследования, опыта, познания, но в известном смысле оно выше других, так как рисунок – «вещь умственная» интеллектуальный процесс и, как таковой, орудие, пригодное для всех предметов. Однако хорошее состояние сохранности тех частей картины, на которых изображены лицо девушки и фигура горностая, обнаруживают высокое мастерство исполнения, не позволяя полностью оторвать портрет от круга Леонардо. Бенуа желала того же, а потому уступила «Мадонну» за 150 тыс. Взаимодействие фигур на мадоннах флорентийского периода более непосредственно.
С любовью и радостью наблюдает молодая женщина за пробуждением сознания у ребенка. Возрождение.
Мадонна с цветком (Мадонна Бенуа)
Неизвестно, когда ипри каких обстоятельствах картина была создана. Большинство исследователей придерживаются гипотезы о том, что на портрете представлена Джиневра Бенчи (на её имя намекают ветви можжевельника, ginepro, которые видны на фоне композиции). Какие-либо отвлекающие подробности отсутствуют.
Линия их становится более уверенной, штриховка и оттушёвка оттеняет объёмы. Пещера для него – это «средоточие геологических процессов, огромных сдвигов в пространстве и времени, составляющих тайну Земли» (Шастель). Считается, что именно об этой картине говорил М. Ф. Бокки в своей книге «Достопримечательности города Флоренции», выпущенной в 1591 году: «Дощечка, расписанная маслом рукой Леонардо да Винчи, превосходная по красоте, где изображена мадонна в высшей степени искусно и старательно.
Сравнение картин Леонардо да Винчи «Мадонна Бенуа» и «Мадонна с гвоздикой»
рублей. Можно также утверждать, что впечатление, внушаемое этой картиной – не говоря об очаровании улыбки молодой женщины, вызывающей постоянный, быть может, преувеличенный интерес и немало фантастических гипотез, – создаётся благодаря абсолютной связи между фигурой и природным окружением, которой художник достиг, применив технику сфумато. Шедевр достался Марии Сапожниковой (после замужества— Бенуа) внаследство ототца. Первый период пребывания Леонардо в Милане (1482-1499) явился самым продуктивным в его творчестве и принёс ему известность во всей Италии, прежде всего, количеством и значимостью выполненных произведений, завершенных или незаконченных, либо доведённых только до стадии замысла и первоначальных набросков. Париж. В Тайной вечере показано массовое действие: слова стремительным ветром отзываются в кругу апостолов, группами по три человека обсуждающих потрясшее их откровение Учителя: «Один из вас предаст меня» (Евангелие от Матфея, XXVI, 21). Подобное отношение к росписи свидетельствует об её неизменной славе.
Но исследователи об этом до сих пор спорят. Затем она принадлежала семье Бенуа (имя которых сохранилось в названии картины). В1870 году этот подарок обошелся императору в310 тысяч франков.
Словари и энциклопедии на Академике
Быть может, главное в этих образах- внутреннее состояние, глубокие душевные движения. У порога стоят четыре фигуры, над ними небо. Жажда познания, по-детски неосознанного, но не по-детски страстного, того познания, которое томило и гнало вперёд Леонардо, выражена во всём облике младенца. Эта точка зрения тем более заслуживает внимания, что её придерживаются в недавних работах о художнике. Лишь в 1974 году были обнародованы документальные данные о том, когда и при каких обстоятельствах «Мадонна с цветком» попала к Сапожниковым. Именно вот таким образом они еще в пещере, хотя и на её пороге.
Быть может, древние ледники были свидетелями далекого прошлого Вселенной, её предыстории, закончившейся с рождением Христа, когда природа и история обрели наконец настоящую жизнь и потянулись к свету (Леонардо- единственный художник кватроченто, не верящий в «возврат древности» и не советующий подражать классическому искусству), а непостижимая тайна действительности стала доступной для человеческого понимания. Лишь в 1974 году были обнародованы документальные данные о том, когда и при каких обстоятельствах «Мадонна с цветком» попала к Сапожниковым. Он похож на мать: такой же смуглый, с таким же золотистым цветом полос. К теме Мадонна с младенцем и святой Анной Леонардо уже обращался в миланский период творчества, когда выполнил картон с изображением этих фигур (ныне в Национальной галерее, Лондон), который, однако, никогда не был переведён в живопись.
Однако до сих пор нет точных сведений о более ранней судьбе картины. Правой рукой он придерживает материнскую грудь, а в левой держит щегла. В ней, можно сказать, заключается леонардовский подход к воплощению содержания в живописи. В гармонии, достигнутой таким путем, заключается величие и значение картины. Ее приняли с восторгом, сделали много копий, а в начале шестнадцатого века потеряли. Над этим произведением он трудился с 1495 по 1498 год (в посвящении Моро своего трактата «О божественной пропорции», сделанном 8 февраля 1498 года, францисканец Лука Пачоли из Борго Сансеполькро, математик и друг художника, утверждал, что видел роспись уже завершённой).
Это не увиденный где-то пейзаж и не игра воображения, а natura naturans (природа созидающая (лат. ), возникновение и распад сущего, циклический переход материи из твердого состояния в жидкое, парообразное. Однако идея, воплощённая художником, торжествует над переходящим, придавая этой драме поистине универсальный масштаб. В этом последнем случае можно говорить о многочисленных версиях росписи в различных видах искусства и в различных техниках (существуют выполненные по ней шпалеры, гравюры, деревянная резьба), о многочисленных упоминаниях её в литературе, начиная с современника Леонардо Маттео Банделло, посвятившего работе Леонардо одну из своих новелл и кончая тем, как описал её Гете, увидев в мае 1788 года. Но почему перед нами встреча младенца Христа с младенцем Крестителем. Подписная Мадонна в скалах из Парижа (Лувр) первоначально украшала алтарь церкви Сан Франческо Гранде возможно, она была передана самим Леонардо французскому королю Людовику XII в знак благодарности за посредничество в конфликте между заказчиками и художниками по поводу оплаты картин.