Левитан Этюды

Причем, в подготовительных набросках, рисунках, натурных этюдах Левитан искал композиционную закономерность построения будущей картины в уравновешенности частей и целого. Очень понравились крымские этюды Левитана Поленову и когда он позднее был в Крыму, то писал из Ялты: Чем больше я хожу по окраинам Ялты, тем больше оцениваю наброски Левитана. Исаак Левитан, в первый раз посетивший Плес в 1888 г., написал здесь 23 знаменитых полотна, а также рисунки, этюды, наброски всего около 200 работ.

Всего Левитан написал около 1000 картин и этюдов, лучшие из них находятся в Третьяковской галерее и Русском музее. Пейзажный этюд в творчестве Левитана. В этюдах Левитана интересуют главным образом, проблемы передачи освещения игры света и тени, «неустойчивости» состояния, а окончательном варианте работы – семантическая глубина произведения. Совершенно новыми приемами и большим мастерством поражали нас всех этюды и картины, что привозил Левитан с Волги, - говорил Нестеров.

Здесь и «Последний снег», наполненный весенним воздухом и предчувствием близких перемен в природе и «Мостик. Картину Владимирка в 1894 году Левитан принес в дар П. Н. Так было и летом 1900 года. На опушке, на пригорке раскинулась приземистыми избами деревенька. А вокруг тишина и печаль, как на картине Левитана. – «скань») окраску. Подсвеченные заходящим солнцем розовые облака, отражающиеся в воде, спокойствие, разлитое в небе и воде несут чувство сходное пушкинскому «печаль моя светла».

Первый план «закрепляется» масштабно и визуально стволами наклоненных слегка березок, они и формируют перспективные сокращения. С другой стороны, его все более увлекают мотивы вечера, сумерек, летней ночи. Писал У омута – вспоминались предания об утопленницах.

У одних художников образы природы трактовались в монументальном эпическом плане, как, например, у Шишкина, у других – пейзажи насыщены таинственностью, то грозной, то чарующе прекрасной (Воробьев, Айвазовский). В 1890-е гг. Искусство было для него чем-то даже святым.

  1. Левитан в кругу своих современников
  2. Левитан-портретист: что известно о героях его немногочисленных портретов
  3. мои любимые книги «Сто великих художников»
  4. Памяти замечательного русского художника, выдающегося мастера лирического пейзажа Исаака Ильича Левитана
  5. Портреты девочек из семейства Яковлевых
  6. Портрет Софьи Петровны Кувшинниковой

В имении Н. В. Мешерина Дугино (Подольский уезд Московской губернии) написан один из последних этюдов с натуры — «В начале марта». Возможно, художник и сам ею пользовался. Семья Чеховых была талантливой и шумной. В этом доме бережно сохраняется память о художнике, о напряженном и плодотворном периоде его творчества. и вдруг Левитан вспомнил, что это за дорога. Не было уверенности в будущем и он долго не мог избавиться от тревожных переживаний. Ты просто глупость делаешь.

Но талант Левитана уже в те годы получил признание и у товарищей и у его учителей. Небольшая по размеру и очень простая по мотиву (дорожка, околица и лес на горизонте), эта картина написана с замечательной живописной свободой, широкими мазками, построена на отношениях немногих тонов, холодных и теплых. Ее прежние ригористические художественные установки выветрились, она больше не настаивала на строгих требованиях неоклассицизма, на пресловутой иерархии жанров, к бытовому жанру относилась вполне терпимо, только предпочитала, чтобы он был красивым, а не мужицким (пример красивых неакадемических произведений – сцены из античной жизни популярного тогда С. Бакаловича). Левитан как бы первый открыл красоты Южного берега Крыма». Так мы на том и расстались» 23. Еще в 1898 году Левитан начал преподавать в том самом училище, в котором учился сам. Как справедливо писал Вл.

  • Портрет Николая Павловича Панафидина
  • Портрет Анны Александровны Грошевой
  • код для вставки на сайт или в блог

Фактура ранних произведений маловыразительна, мазок неуверенный и неотчетливый. Здесь, наоборот, больше раскрыта плоскость земли (3/4 картины). Годы учебы Левитана совпали с наиболее ярким периодом в жизни училища.

Принимает участие в XXVIII выставке передвижников. Теперь ему не нужно было скитаться по дешевым меблированным комнатам. Живописная манера безукоризненно подчиняется выбранному мотиву, настроению. «Левитан показал нам то, скромное и сокровенное, что таится в каждом русском пейзаже, – его душу, его очарование», – писал о его произведениях художник М. Нестеров. Когда зритель смотрит на прекрасную завершенную картину, он, как правило, не думает, какой долгий и упорный труд предшествовал ее созданию, сколько подготовительных этюдов и набросков было выполнено автором во время работы над картиной.

В творчестве И. И. Чистяков учил рисовать формой. Темный слой под живописью встречается редко и то в тех случаях, когда Левитан использует записанный холст («В пасмурный день на Волге» 1888-1889, собр. В дни отдыха мы часами просиживали с удочками где-нибудь в тени прибрежных кустов.

Только в России может быть настоящий пейзажист. С ними же Исаак пережил душевный кризис, который довел его до попытки самоубийства. Посмотри, что за пейзажи сейчас на выставках. Толстой, по инициативе которого и были призваны к преподаванию ведущие передвижники. Ощущение тревоги и неустойчивости могут сгущаться художником через беспорядочную разбросанность строений и плетней. Вероятно, к 1887-му следует отнести поленовский этюд, в котором Левитан написан в повороте головы Христа для картины «Мечты» (1894, Саратовский государственный художественный музей им. Зато как педагог был в своем роде единственным. " я почти всегда думаю о Левитане.

Эта картина произвела сильное впечатление на Чехова. Луна» 1899, (ГРМ), в котором, пожалуй, чуть больше таинственности.

От его пристального взгляда ничего нельзя было скрыть. Она широко обсуждалась в прессе и получила всеобщее признание. Чехова – ред. ). Так, в одном из писем Поленова сообщает: «Сегодня получила два этюда от Левитана и один Третьякова» 18.

Чистота и свежесть воздуха после дождя, составляющие «аромат» картины, создаются красками легких чистых тонов, тонко проложенных по белому грунту. Вернувшись на родину. Май» (1883, ГТГ), «Вечер на Волге» (1886 – 1888, ГТГ) «Серый день» (1895, Смоленский областной краеведческий музей), «Весна» (1899, Собр.

Он начал работать. С детства страстно любил рисовать и в 12 лет поступил в Училище живописи и ваяния. Особенно трудно ему пришлось, когда умерли родители.

Ночевал маленький еврейский мальчик где придется. Но нельзя сказать, чтобы она не выдвигала талантов: очень талантлив был упоминавшийся выше Г. Семирадский, рано умерший В. Смирнов (успевший создать впечатляющую большую картину Смерть Нерона) нельзя отрицать определенных художественных достоинств живописи А. Сведомского и В. Котарбинского. Пленерно-натурный элемент играет важную роль в работе. Третьякову для галереи. Картине «Осенний день.

Пленэрные работы Левитана этого периода написаны под влиянием В. Д. Поленова и К. А. Коровина. Саввинская слобода» (1884), «Весной в лесу» (1882), «Черемуха» (нач. 1880-х), «Первая зелень. Левитан долго не мог писать светло и прозрачно.

При осмотре под ультрафиолетовыми лучами картин «Март» и «Дорога» (Ивановский обл. Все это стоило ему нервов и здоровья. Однако постепенно уже в этюдах начинают все активнее звучать оптимистичные, активные, бодрые интонации («Ясный осенний день», конец 1890-х, ГТГ).

Левитан в кругу 
своих современников

Левитан родился в 1860 году, в семье мелкого железнодорожного служащего. В январе побывал в Петербурге на этой выставке. В этюде «Весной в лесу» (1882) художник вплотную приближается к натуре, выискивает в ней волнующие ноты: весенний ручеек, через который перекинуто бревно, тонкие стволы плакучих ив, молодая зелень травы, пробивающаяся сквозь прошлогоднюю и краешек лазоревого неба, как окно, через который струится воздух, свежий ветер надежд. Цветной подмалевок ведется по белому, желтоватому или серому, всегда светлому грунту.

Левитан прожил всего сорок лет. Это удачная зарисовка с натуры легла в основу одноименного этюда (1891), где верно схвачены цветовые отношения дремучего леса, заросшего пруда, что способствовало рождению картины «У омута» (1892), в которой Левитан демонстрирует графическую точность и проработанность детали, живописную целомудренность натурного этюда и монументальную законченность и цельность композиции картины. Плес», осененная золотым солнечным светом гамма теплых тонов «Вечернего звона» и золотистой нежной дымки тонких золотисто-серебристых сочетаний в картине «Вечер. Ученики Левитана поселились в Химках. Летом ученики Левитана выезжали на этюды.

Авторское эстетическое созерцание, отношений к природе в его произведениях равным образом удалено от насилия над реальностью во имя сложившегося в душе художника представления о красоте и – от растворения в цвето-световой стихии непосредственного природного бытия (как это сделали появившиеся во Франции импрессионисты). И сам Левитан не раз говорил, что ощущает особую грусть, разлитую в природе и стремится «поймать» ее, выразить на полотне. Он начал ее в Бабкине, а закончил в Плесе на Волге.

Публикация писем дает возможность читателю составить представление об эпистолярном наследии художника. На мольберте стоит картина «Озеро». «Буря-дождь», «Ранняя весна». Эта же мысль приводилась во многих статьях журнала Современник. Не нищета русской деревни, а ее своеобразная красота привлекает художника.

Открытие выставки — важное событие в жизни училища. Но живопись уже начинала приобщатся к современным стремлениям – раньше всего в Москве. Осень на картинах Левитана очень разнообразна. На очередной передвижной выставке 1891 года была показана картина «Тихая обитель», завершающая волжский цикл. Как справедливо отмечал Вл.

На XXVII Передвижной выставке показывались: «Ясная осень», «Ночь», «К вечеру». В 1893 году была написана самая глубокая по содержанию и самая личная по настроению картина — «Над вечным покоем». К началу 90-х годов среди молодых художников московской школы были, правда, те, кто достойно и серьезно продолжали гражданственную передвижническую традицию: С. Иванов с его циклом картин о переселенцах, С. Коровин – автор картины На миру, где интересно и вдумчиво раскрыты драматические (действительно драматические. ) коллизии дореформенной деревни.

В первом варианте картины из ГТГ (1898-1900) формат более приближен к квадрату. По словам С. А. Виноградова, «последнее десятилетие сердечная болезнь очень подавляюще влияла на него», по этой причине он работал «хотя ежедневно, но не больше двух часов» 12.

А. П. Чехов в начале мая навещает больного Левитана. С утра до вечера Левитан и брат были за работой. В картине художник «сгустил» краски, появляется взволнованное, сумрачное небо, которое задает абсолютно иные интонации, минорное звучание всей вертикальной композиции полотна с движущейся навстречу к зрителю фигуре одинокой, траурно одетой в черное длинное бархатное платье юной дамы. В этом музее сосредоточено относительно большое количество произведений мастера: три графических листа, выполненных на поленовских рисовальных вечерах и девять живописных работ. Одна из самых выразительных и красивых картин Левитана.

Он исходит от натуры, от передачи сочности и убедительности состояния натурного момента. Долго не отходил от картины искушенный коллекционер. постойте. (Некрасов).

Небо тоже объято движением: величественное действие развертывается на нем. оно синтезирует многие находки имевшие место в более ранних произведениях художника. Саврасов, Левитан, Васильев закладывают основы пейзажа лирически интимного, раскрывающего сложный, подчас противоречивый мир человеческой души.

Устойчив и плодотворен оказался сам метод работы Левитана над композициями-картинами. К нему подошла хозяйка имения и спросила: А знаете, какое интересное место вы пишете. Жили в бедности. Естественно, в последнем случае линия горизонта поднимается вверх. Она одухотворена, как бывает одухотворена природа в сказках, былинах. Грунт на них плотный и эластичный, как правило, белого или несколько охристого цвета.

На втором этаже две небольшие мемориальные комнаты. Здесь же можно увидеть написанный Левитаном портрет С. П. Кувшинниковой и ее пейзажи. Шуткам и насмешкам не было конца.

Красоты Плеса просматриваются через первый план – ближний берег реки, с причаленными к песчаному берегу лодками («Вечерний звон», «После дождя. Сокольники» (1879) Левитан подводил первые значительные итоги своего ученичества. Как-то Левитана заинтересовал пейзаж у омута и он принялся его писать. Сведений о фирме, которая вырабатывала краски, применявшиеся Левитаном, пока нет. Художник обнаруживает способность к «тембровой» разработке зеленого цвета.

Таких других глубоких, темных, задумчиво-грустных глаз я, кажется, никогда не видел. Еще в 1898 году Левитан начал преподавать в том самом училище, в котором учился сам. При этом, хотя почти вся поверхность неба покрыта однородным, заранее составленным на палитре тоном, она не производит впечатления скучной, «пустой» закраски.

Вот таким образом Левитан, вобравший в себя все лучшие стороны Сероват, Коровина, Остроухова и целого ряда других своих друзей, смог из всех этих элементов создать свой собственный стиль, который явйлся вместе с тем и стилем русского пейзажа, по справедливости названного левитановским. Т. Богословской, «Весна» собр.

Писал ли он Волгу – эта была раздольная река русских песен. Он утвердился в своем «пейзаже-настроении» и утвердил в пейзаже принцип характерности мотива. В том же доме была квартира Левитана. Создав несколько самостоятельных эскизов и написав некоторые картины по эскизам В. М. Васнецова к опере А. С. Даргомыжского «Русалка», пейзажист практически не возвращался к этому делу, хотя постановка имела потрясающий успех, впервые за всю историю оперы публика аплодировала именно декорациям11.

Широко пользуясь развернутой метафорой природы, очеловечивая пейзаж, придавая ему черты лирико-романтического звучания и вместе с тем облекал его в форму реального, земного существования, Левитан возвеличивал не только природу, но и самого человека, наделенного неограниченными возможностями проникновения в тайны Вселенной, способного тонко чувствовать и понимать ее гармонические структуры. Действительно, в этих пейзажах Левитан находит скрытый смысл в природных явлениях заката («Вечер»), сумерках («Ветряные мельницы»), непогоды («Осень. Не повезло только скульптуре (была одна и то мало примечательная скульптура Ф. Каменского), но этому виду искусства не везло долго, собственно всю вторую половину века.

«У Поленова в большой комнате, – писал Коровин, – было особенно нарядно. В своих учениках он видел прежде всего товарищей по делу. Ступайте писать, пишите этюды изучайте, главное – чувствуйте».

Работал также в Останкино (1880 — 1883), в различных местах Московской и Тверской губерний, в Крыму (1886, 1899), на Волге (1887 — 1890). По словам Нестерова, Левитан, «красивый своей серьезной восточной красотой», неоднократно служил моделью на поленовских рисовальных вечерах.

И в тишине поэтической картины стала чудится нам глубокая затаенная грусть. Крестьяне называют его гиблым местом и обходят стороной. Лишь центр холста «удерживается» за счет группы стволов, пучкующихся вглубь, пока их не скрывает зелень лета. Весна» (1900, Пензенская картинная галерея). Жил Левитан преимущественно в Москве, работал также в Останкино (1880-1883), в различных местах Московской и Тверской губерний в Крыму (1886, 1899), на Волге (1887-1890), побывал в Италии, Франции, Швейцарии и Финляндии (1890-е гг. ).

Среди подготовительных этюдов к картине есть разные по своему эмоциональному строю. Однако приблизительно за пять лет до смерти у Левитана произошла вспышка радостного мироощущения. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Левитан был тяжело болен и его не покидала мысль о близкой смерти. Многие из этих этюдов в тот же год были показаны на выставках в Москве и Петербурге и имели большой успех. Он никак не мог заставить их улыбатьсяя.

Взгляд сверху, как бы с птичьего полета, единство колорита (чуть туманное золотистое марево, окутывающее дальний берег, поросшие зелень гористые скаты и т. д. ) придают поэтическому образу «Золотого Плеса» особую, словно бы сканую (ювелир. Как справедливо писал Пигарев: «Тенденция к внесению динамики в пейзаж по своему наблюдается в русской живописи последней трети 19 в. Вместо картин, дававших некий синтетический, «устоявшийся» образ определенного времени года или явления природы, художники стали писать картины с характерными названиями: «Перед грозой» (Ф. А. Васильев, 1868, частное собрание, Москва, Л. Л. Каменев, 1875, частное собрание, Москва), «После грозы» (Васильев, 1868, ГТГ А. И. Куинджи, 1879, ГТГ), «Перед дождем» (Васильев, 1869, ГТГ), «После дождя» (Васильев, 1869, ГТГ А. К. Саврасов, 1878, частное собрание, Москва), «Оттепель» (Васильев, 1871, ГТГ), «Туман» (Каменев, 1871, ГТГ) и т. п. Если предшественники художника изучая и открывая красоту русской природы, запечатлевали в своем искусстве ее виды, мотивы и качества, которые вызывали у них те или иные мысли и чувства, то Левитан стремился, чтобы природа являлась в его работах уже «насквозь «очеловеченной», профильтрованной через призму темперамента художника». Остановился перед картиной И. Левитана «Осенний день.

Все его картины «волжского цикла» эмоционально взволнованны и монументальны. Для создания богатства и разнообразия фактуры художник пользуется различными приемами: легко ведет кисть по поверхности холста и краска задерживается лишь на его зернах, оставляя незакрашенным грунт в углублениях (верхушки берез в «Марте», «У омута», 1892, ГТГ, «Овраг», 1898, ГРМ), сглаживает мастихином толстые белильные мазки на стволах деревьев («Березовая роща», 1885 – 1889, ГТГ, «Весна. Русь». Левитан встретил широкое признание в обществе. Внимательное изучение живописи художника подтверждает это.

Сестра, жившая по чужим людям изредка подкармливала его. Это произошло в начале 70-х годов. В Третьяковской галерее хранятся картины: Осенний день.

Такие знакомые, полные глубокой правды картины. Все действие и разворачивается в небесных высях – игра света, пространственные переливы. В картине, принадлежащей ГРМ, формат вновь изменен в сторону большей горизонтальной протяженности, хотя и не столь сильной как в этюде «Яркий солнечный день». Стариной повеяло от почерневших бревен, досок и острой крыши. 1899 — На выставку журнала «Мир искусства» даны картины: «Сумерки», «Морской берег», «Альпы», «Закат», «Тишина», «Замок», «Осень», «Вечер». Часто Левитан привозил в мастерскую цветы.

И только небольшое розовое облако, выходящее из возникшего между тучами просвета, облако, очертание которого напоминает островок в озере, спокойно проплывает мимо и скоро исчезнет. Главное для него – это «чувствование» природы и лирическая меланхоличность передаваемых «настроений». Т. Богословской). Саввинская слобода» (1884) – так и остался незаконченным. Несловоохотливый Суриков писал Чистякову длиннейшие письма из-за границы.

С приходом Поленова все приободрились. Сам храм создан всего четырьмя мазками кисти. Кажется, что она из края в край пересекла всю страну, вдоль и поперек исхожена людьми. Он полюбил дочь мельника. Так возник замысел пейзажа, который называют социальным.

Плес») или поверхности гористого ската («Вечер. Реже употреблял художник небольшие дощечки (крышки от сигарных ящиков) с золотистой поверхностью проклеенного дерева. Через картинный замысел Саврасов, а потом и его ученик приходит к «общему», к синтетической образности. Затем следует основной красочный слой, обычно тоже тонкий. Выручила поддержка влиятельных друзей.

По дорожке Сокольнического парка, по ворохам опавшей листвы шла молодая женщина в черном. Левитан все переписал и так написал, как ни тебе, ни другому ни за что не написать. В поленовской семье яркий и самобытный талант Левитана приводил всех в восхищение. Полезно с натуры сделать два-три мазка, а остальное доделать дома, — говорил Левитан. Сокольники, Туман, На Волге, Осень, После дождя, Вечер, Лунная ночь, У омута, Владимирка, Над вечным покоем, Летний вечер, Март, Свежий ветер и многие другие. Однако в этих этюдах верно были заложены цветовые отношения, схвачена убедительность, жизнестойкость пейзажного состояния, а детализация могла быть выполнена и в мастерской по памяти, на основе полученных визуальных наблюдений.

Картина гармонична и музыкальна и, по словам критика В. М. Михеева (современника Левитана), напоминает симфонию, «неуловимо охватывающую душу, стоит только довериться ее впечатлению». Сочными мазками лепит форму и объемы, создает перспективу деревенских дворов и хозяйств. Главной задачей пейзажиста он считал создание образа, способного передать жизнь природы. Однако первое время после возвращения он чувствовал себя крайне неуверенно.

Блестяще закончив Училище, тем не менее он не получил по окончании заслуженной медали. Так, «По поводу смерти Саврасова» 26 сентября 1897 года он произнес следующее: «До Саврасова в русском пейзаже царствовало псевдоклассическое и романтическое направление Воробьев, Штернберг, Лебедев, Щедрин – все это были люди большого таланта, но, так сказать, абсолютно беспочвенные: они искали мотивов для своих картин вне России их родной страны и главным образом относились к пейзажу, как к красивому сочетанию линий и предметов. И такие молодые, свежие, верующие в будущее. " – так писал о творчестве Исаака Левитана известный советский писатель Константин Паустовский. Результаты рентгенографирования и исследования люминесценции открывают ясную картину многочисленных переделок.

Она была одна среди осенней рощи и это одиночество окружало ее ощущением грусти и задумчивости. Он упоен общей атмосферой пробуждения природы от зимнего оцепенения. Он считал, что в этой картине ему удалось выразить себя, свои мысли и настроение.

Но граниты Финляндии, ее черная речная вода и мрачное море нагоняли на Левитана тоску. Не случайно первые из известных его работ: «Вечер» (1877, ГТГ), «Осень. «Омут» писался в Тверской губернии, в имении Панафидиных, близ Затишья, в котором Левитан жил после Плеса. Иногда, особенно в последние годы, – крупнозернистый. Холодный колорит «После дождя. Например, в «Марте» великолепное сопоставление тонкости красочного слоя с массивной пастозностью в светах, гладкого эмалевого неба с косматыми острыми мазками на снегу, мерцание живописной поверхности повсеместно проступающей фактуры холста, просвечивание прозрачных и полупрозрачных слоев красок – все это составляет очарование и красоту живописной поверхности.

Эту попытку предпринимает в 1894 г. В. М. Михеев в своей обширной статье «Русский пейзаж в городской галерее П. и С. Третьяковых», представлявшей собой очерк развития и современного состояния русского пейзажа. Левитан начал работать над ней в деревне под Вышним Волочком, на берегу озера. Левитан любил природу как-то особенно.

В данной работе: «Образ природы в творчестве И. И. Левитана» необходимо выявить истоки формирования творческого видения художника, его новизну, своеобразие понять взаимосвязь элементов формального и образно-эмоционального плана на протяжении эволюции пейзажной живописи мастера от 1870-х к 1890-м гг определить характер элементов композиционного и живописного решения произведений, обеспечивших философскую глубину и поэтическое звучание образов природы в его работах. "Вновь я захандрил без меры и границ, – писал Левитан Чехову из Финляндии. Один из учеников Левитана вспоминал: Влияние Левитана на нас, учеников, было очень велико. В 1892 году вышел рассказ Чехова «Попрыгунья» и Левитану показалось, что сюжет основан на фактах его личной жизни. Поленов очень любил эти этюды, полагая, что «ни Айвазовский, ни Лагорио, ни Шишкин, ни Мясоедов не дали таких правдивых и характерньгх изображений Крыма, как Левитан» 19.

Работа пастелью «Хмурый день» (1895, ГРМ) полна тревоги и беспокойства. Большую роль в творчестве Левитана играют музыкальные, поэтические и философские ассоциации (он любил учение А. Шопенгауэра), но все же главное значение имели его личностная чувственность, влюбчивость и склонность к приступам черной меланхолии. Разъезженные дорожные колеи, сопровождаемые жалкими остатками плетня, перебиваются «окнами» луж. В «Вечернем звоне» линия горизонта проходит почти что через геометрический центр картины, а в работе «После дождя. Семья распалась, он лишился родительской заботы и терпел страшную нужду. Так было и летом 1900 года. На нем написаны «Первая зелень.

Левитан любил природу как-то особенно. Картина была полна удивительной тихой прелестью. Это он ходит в лесу и слушает свирели звук унылый и простой. Новой и хорошей струйкой пахнуло от этого элемента» 17. Два отличных этюда («Сакля в Алупке» и «Улица в Ялте») были куплены П. М. Третьяковым. Наличие же тщательно проработанного рисунка к нему, точно так же, как и беглого композиционного наброска к этюду 1883 г. «Первая зелень.

Картина развернута и в ширину и в глубину. А. Н. Радищева). Такой последовательный процесс работы говорит о том, что художник с самого начала хорошо представлял себе конечный результат. Левитан словно бы синтезировал проникновенный лиризм, свойственный А. К. Саврасову, Ф. А. Васильеву и могучую стихию произведений И. И. Шишкина, светоносность В. Д. Поленова и К. А. Коровина, обнажив в монументальном строе русского пейзажа всю его нежность, прелесть, мелодичность с нескрываемым лиризмом, поэтичностью, обозначив его образную величественность, притягательную силу. «Март» и «Владимирка» написаны на масляных грунтах.

Т. Гельцер). И последняя, неоконченная картина "Озеро. Когда-то в юности, приобщившись к охоте, Левитан говорил, что ему знакомо ощущение загнанного зайца. Поленицы» (1897, Музей-заповедник В. Д. Поленова) с трогательной подписью «от преданного Левитана».

Часто Левитан привозил в мастерскую цветы. Косые холстины дождя закрывают просторы.

От калитки к дому ведет дорожка, вымощенная каменными плитами. Левитану было всего 32 года, но уже давало знать о себе больное сердце.

Левитан был тяжело болен и его не покидала мысль о близкой смерти. Юноша сразу же был замечен учителями как очень талантливый ученик. Саввинская слобода» (1884., ГТГ).

Нередко в училище их приводил счастливый случай: неожиданная встреча с кем-нибудь из преподавателей (как, например, у М. В. Нестерова с инспектором МУЖВЗ К. А. Трутовским, обратившим внимание на способности юноши в рисовании) или, как в жизни А. Е. Архипова и А. П. Рябушкина, с бывшими воспитанниками, сумевшими за короткий срок подготовить их к поступлению в прославленное учебное заведение. Написаны «Летний вечер», «Последние лучи солнца», «Избы», «Сумерки. Носит на груди глину.

В жизни Левитана эта деятельность была кратким и незначительным эпизодом. Река как своеобразная ось, как и два оголенных ствола слева «держат» горизонтальную линию, образуя крестовидный каркас. Коровин писал масляными красками (покуда он один), а Левитан сделал акварель – разовую голову, – прелесть что такое. – Запоминать надо не отдельные предметы, а стараться схватить общее, то, в чем сказалась жизнь, гармония цветов. Левитан остановился, пораженный открывшимся видом.

А если будут очень надоедать, попугайте: не только приедет, но и ружье привезет. Сараи». Образ природы приобретает в произведениях мастера очертания конкретной, осязаемой связи, благодаря тому, что материализуется этот образ под воздействием особого «всматривания» художника в сущность природных явлений.

А вокруг поля и перелески, простор неоглядных далей и громадного светлого неба. Давно стали привычными такие понятия, как «левитановский мотив», «левитановское настроение». Он любил только среднюю Россию.

Чехов словно предугадал настроение прощальной картины Левитана.

Затем художник прорабатывал детали. Золотой Плес, 1889 После дождя.

Пятна солнечного света заставляют звучать в пейзаже новые, не выявленные ранее настроения. и лес и поле она видела уже давно и много раз. Петров: «Если Куинджи воспринимает свет солнца, как величественное, непостижимое, влекущее к себе человека физическое явление, то Левитан смотрит на мир имея в основе отношения к природе некий психологический «модуль человечности». Это он – певец любви, певец печали. По всей вероятности, Елена Дмитриевна имеет в виду левитановскую акварель «Еврейка в восточном покрывале», эту модель она писала вместе с Левитаном (обе – 1884, Музей-заповедник В. Д. Поленова). Как-то к Левитану зашел живший поблизости престарелый художник Л. Л. Каменев, приятель Саврасова. Образ картины зародился в результате этюдного паломничества по Тверской губернии, а также под влиянием стихотворения А. С. Пушкина «Последняя туча развеянной бури».

В своей педагогической деятельности он продолжал развивать традиции лирического пейзажа настроения, заложенные А. К. Саврасовым, – самым дорогим, по выражению Коровина, человеком, открывшим для них с Левитаном «неведомое, как райское блаженство» 4. Тяжелые тучи висят над землей. Много его произведений рассеяно по частным собраниям и коллекциям.

Слева небольшой ухоженный палисадник с яркими цветами, разросшимися кустами и деревьями. Врачи направляют Левитана в Италию. были связаны крепким духовным, художественным родством. и захотелось ей идти.

Висели старые восточные материи, какие-то особенные кувшины, оружие, костюмы. – Здесь нет природы". Высветленные тона жухлой листвы из разбелов стронцианово-кадмиевых и оранжево-коричневых переливов красок в этюде превращаются в сгущенные сочетания плотных тонов мокрой коричневой пожелтевшей, буро-багряной листвы, что еще более «загорается», рдеет на фоне изумрудно-зеленой, темной высокой травы. Врубель с гордостью называл себя чистяковцем. Героиня повести на выставке долго рассматривала «Тихую обитель» и «почему-то вдруг ей стало казаться, что эти самые облачка.

Золотой Плес»). О том, что «рисовали и писали его красивую голову», вспоминали почти все участники этих собраний.

Саврасов и Поленов были любимыми учителями Левитана. Свет из окна падал так, как бы он падал на лесной поляне. Свет из окна падал так, как на лесной поляне. В живописном процессе сначала устанавливаются самые общие отношения, подмалевок исполняется краской (чаще всего коричневой) с большим количеством разбавителя. «Левитан, мастер по преимуществу эпического пейзажа в дальнейшем, глубоко преобразовав саврасовско-поленовский интимно-лирической метод, органично «включил» его в свою художественную систему.

Композиции произведений Левитана развиваются по диагонали. Считая, что пейзаж является наиболее субъективным видом живописи и «никогда не может быть вполне объективным», Михеев видит в творчестве Левитана яркое выражение этой субъективности. Щемяще-грустная нота отчетливо звучит во всех этих произведениях. И внешне Левитан тоже изменился. Они ждали своего учителя и написали ему шуточное письмо, в котором сообщали, между прочим, что уже грачи, чьи гнезда чернели на деревьях возле дачи, соскучились и все время кричат: Где Левитан, где Исаак Ильич. Краска заливает лишь углубления и даже не покрывает выпуклостей зерна холста.

Тени крадутся по забору, густота кроны скрадывает все части двора, сада, солнце теплыми лучами слепит и «бликует» и играет на белых цветах черемухи, в зелени листвы. Она всегда подчинена содержанию, тесно с ним связана. Левитан расширил семантические возможности жанра за счет отбора самых характерных примет пейзажа, передающих его «физиономические» черты, организации композиции не путем компоновки деталей конкретного мотива, а через выявление неких сущностных ритмических закономерностей, присущих русской природе, цельности передачи пространства, как величины интегрирующей детали обобщенности характеристики отдельных объектов или крупных частей этих объектов при сохранении предметного богатства реальности, повышения смысловой емкости света и цвета. В 1891 году Поленов закончил замечательный портрет Левитана (частное собрание), о котором в письме к родным упоминает Нестеров20.

П. П. Трубецкой вылепил статуэтку с И. И. Левитана. Уже в 1908 году Серов писал ему: Помню вас, как учителя и считаю вас единственным (в России) истинным учителем вечных, незыблемых законов формы – чему только и можно учить. Владимирка – это большая дорога Владимировской губернии. Параллельно разработке главной «композиционной магистрали» будущего произведения собирается и натурный материал этюды, наброски и т. п., суммируя разнообразные впечатления от натуры мастер подходил к разрешению композиционных задач картины.

Сокольники». Например, на трех основных градациях тона решается рисунок Саврасова «У лесной опушки на берегу»: горизонтальными черными штрихами на первом плане – тень, ствол сосны вытянувшейся к небу с поредевшей кроной ели, собственная тень дома, зияющие глазницы окон и дверного проема хижины, словно вросшей с плетнем в берег у разлившегося залива. Александр Чехов – защитник – пропел высокопарную актерскую речь. Нестеров испытывавший к Левитану особую любовь и духовное родство, считал, что талантливый художник «показал нам то скромное и сокровенное, что таится в каждом русском пейзаже, – его душу, его очарование» 22 Не менее интересную характеристику творчества мастера дал Ф. А. Малявин. Превосходные этюды и страстная жажда жизни.

Ученики Левитана поселились в Химках. Следующие работы служат тому подтверждением. А еще оно вдохновило Пушкина к его Русалке. Здесь находится мемориальный музей Левитана. Снова всей мастерской стали ездить за город на этюды. Коровин с горечью писал впоследствии: «Отец, мать ничуть не заботились дать мне какое бы то ни было направление» 1.

Тусклый свет лежал на холстах, краски хмурились. Впоследствии в своей педагогической деятельности Левитан во многом опирался на его опыт. Разбавителями и лаками художник пользовался очень широко, возможно именно вот таким образом живописный слой его картин имеет целый ряд дефектов – потемнение красок, различный кракелюр (трещины). Это была даже и не любовь, а какая-то влюбленность.

Ее стремительная походка, жест правой руки вверх – к голове, словно бы поддерживающей шляпку, которая может слететь на ветру, волнующие контуры сладок платья, словно бы вторящие рваным кронам кленов резко удаляющаяся в перспективу, вглубь парка аллея с плавным изгибом вправо и мощная стена сосен, хвойных пород деревьев, как «кулисы» стеной заслоняющие горизонт и направляющие движение по определенному намеченному курсу, с кривыми ножками небольшая деревянная скамеечка – все эти элементы композиции формируют образный строй картины. Носит на груди глину. 1900 — Участвует в выставке журнала «Мир искусства» несколькими картинами и двадцатью этюдами. Как и раньше, в темных местах проложен жидкий, почти акварельной тонкости подмалевок.

Летом 1892 года Левитан жил в деревне Городок по Нижегородской железной дороге. Пейзажи И. И. Левитана отличаются необыкновенным психологизмом, философичностью, лиризмом. Картину признали недостойной медали. И вдруг Левитан вспомнил, что это за дорога: «Да ведь это Владимирка, та самая, по которой когда то, звякая кандалами, прошло в Сибирь столько несчастного люда». И когда я возвращался домой, контраст с моей комнатой в Сущеве был велик и резок» 7. На ней было всего 46 экспонатов (в отличие от громоздких выставок Академии), но тщательно отобранных и хотя выставка не была нарочито программной, общая неписаная программа вырисовывалась достаточно ясно.

Ночевал Левитан в холодных классах художественного училища на Мясницкой, прячась там от сторожа по прозвищу "Нечистая сила".

Помогал он очень тактично, не обижая. Безусловно, творческая атмосфера с особым «культом рыцарства и красоты», которую создавали вокруг себя Поленов и Мамонтов, благотворно влияла на молодых художников. Стоит внимательнее присмотреться (пристальнее всмотреться) к этому незатейливому мотиву, чтобы прийти к пониманию того, что один мастер пейзажа ценит в творчестве другого. Левитан, как никто из русских художников, умел понимать мотив в природе. Это играет существенную роль в общем колорите картины, решенной в светлых голубоватых тонах. Общий колорит: сочетание ярко голубого и звонко золотого в какой-то мере повторяет колористическую гамму других мажорных произведений Левитана – «Март» и «Золотая осень». Стога», «Сумерки. Часто Левитан привозил в мастерскую цветы.

Помогал он очень тактично, не обижая. Возникает очевидное «препятствие» чересчур легкому, поверхностному взгляду зрителя и невольно начинаешь, всматриваться в картину более вдумчиво, вживаться в нее более глубоко.

Но, кроме названия, картина не содержит больше никаких разъясняющих элементов, это чистый пейзаж, в котором Левитан не поступился красотой русской природы, не умолил ее поэтической прелести и величественности. Она написана мощно, сочно и фактурно. Один из учеников Левитана вспоминал: Влияние Левитана на нас, учеников, было очень велико. Все это он привез с Востока. Поздние сумерки» (конец 1870-х гг., ГТГ)» имеют грустный сумеречный характер, словно бы несут на себе печать сиротства их автора. В картине отражается радостное восприятие мира.

Чувствую себя немного лучше, хотя все-таки неважно. Безусловно, главнейшим в картине для понимания ее смысла является образ дороги. Сокольники» (1879) предшествовал этюд «Осенние листья» (1879, ГТГ). В конце апреля в Химках сильно простудился и тяжело заболел. В письме к П. М. Третьякову в связи с покупкой картины Левитан писал, что в ней он «весь, со всей своей психикой, со всем моим содержанием». Летом ученики Левитана выезжали на этюды.

Левитан уловил первые проблески весны. «Лунная ночь». Плес» (1889), воссоздается типичный мотив жизни провинциального города на реке: с пристанью, рыболовными суднами, лодками у берега, низкими окрестными домиками, пятиглавой белокаменной церковью. В прозрачном воздухе звонко звучат голубой цвет бездонного неба, синие тени на снегу. И. Левитан сам не грунтовал холсты и пользовался покупными. Ощущение медленного полета над землей уже было передано Левитаном в картине «Над вечным покоем», но в данном случае это путешествие между небом и землей полно гармонии.

Весной ездит к ученикам в Химки под Москвой Продолжается работа над картинами «Озеро» и «Уборка сена». Плес» совпадает с золотым сечением и составляет 1/3 от нижнего края полотна. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом.

Вместе с тем он умел радоваться и наслаждаться жизнью. Дорога в деревне» (1877, ГТГ), «Ветряные мельницы. По воспоминаниям С. П. Кувшинниковой можно представить, как возник замысел его знаменитой «Владимирки». Полезно с натуры сделать два-три мазка, а остальное доделать дома, – говорил Левитан. Петров: Их глуховатый колорит, несколько монотонная серо-коричневая гамма, сами мотивы явно напоминают драматические пейзажные фоны Перовских картин и произведения элегической линии, жившей в творчестве Саврасова и представленной прежде всего изображениями болот, вечерних сумерек и пейзажами, в которых любимая Саврасовым Волга являлась в пасмурные тусклые дни (Левитан очень любил картину Саврасова «Могила на Волге» и по-своему претворил свои впечатления от нее в зрелом творчестве)»2.

Так, в «После дождя. Как выглядела в ту пору Академия. Вдалеке виднеются заливные луга и перелески, пространства необъятной Руси. Мощные мажорные аккорды сопровождали последний период творчества художника.

Левитановский "пейзаж настроения" при всей его натурной достоверности (Левитан всегда бережно сохранял исходный мотив и вносил в него лишь отдельные коррективы) обрел беспрецедентную психологическую насыщенность, выражая в пейзаже не что иное, как жизнь человеческой души, которая словно вглядывается в природу, а в той природе заключены неизъяснимые тайны бытия. Близок по настроению названным этюдам и пейзаж «Сумерки. Душевная угрюмость держала его за руки во время работы. Как удалось художнику средствами пейзажа добиться в картине социального звучания. Химический анализ (пробы взяты с кромок холстов) показывает в бопь- шинстве случаев эмульсионный грунт с добавлением свинцовых белил.

«Березовая роща» Левитана обнаруживает близость к импрессионизму, она построена на этюдных принципах. Иногда Левитан присутствовал на устраиваемых ею керамических четвергах. Был членом Товарищества передвижников. Но уже теплые лучи весеннего солнца начинают согревать землю. Даже внешне Василий Дмитриевич выделялся среди преподавателей училища.

Это дает возможность лучше передать плавное движение облаков почти в «кинематографической» осязательности. «Подхалтуривал» художник, работая в иллюстрированном еженедельнике, где в то же время публиковались рассказы Антоши Чехонте (творческий псевдони А. П. Благодаря их вмешательству ему разрешили вернуться в Москву. Саврасов, взглянув на картину, написал мелом на изнанке: "Большая серебряная медаль". Вспоминали и слова Стендаля: «Тот не художник, кому недоступно чувство печали». При всей простоте мотива они наполнены светом и воздухом. Пейзажу, батенька, крышка.

Этот психоанализ обычно печален, как в полотне У омута (1892) либо в знаменитой Владимирке (1892), где на дороге, по которой конвоировали арестантов в Сибирь, видна (в характерной для мастера манере сводить реальное человеческое присутствие к минимуму либо вообще к нулю) лишь крошечная фигурка странника близ придорожной иконки. Рентгенограммы выполнены М. Виктуриной и Б. Ларионовой, химические анализы Г. Тома шевич, фотоснимки – М. Вентцелем. Жил преимущественно в Москве.

В воспоминаниях одного из учеников приводится «Палитра Поленова», продиктованная Левитаном, – список, в основном, прочных красок. В окончательном варианте картины «Озеро» все найдено и закончено, даже тени от облаков обрели свое строго определенное место. Выверен ритм построек на горизонте, успокоена цветовая гамма, сгармонизированы отношения. Превосходные этюды и страстная жажда жизни". Уже ранние работы художника удивительно лиричны (Осенний день.

Тем, кто знает и любит творчество замечательного художника-пейзажиста Исаака Ильича Левитана (1860—1900), знакомо чувство завороженности, которое возникает всякий раз, когда останавливаешься перед его картинами и вдыхаешь в себя воздух удивительного искусства. Он пробыл здесь три месяца и за это время написал «целую выставку» — более 50 этюдов. Ветер разметал по дорожке рыже-желтое облако листвы. Одна из последних работ о творчестве Левитана – монография В. Петрова.

Этюды «Последние лучи. В монографии «Исаак Ильич Левитан. Его пейзажи – это пламенная симфония окружающему миру, которая в значительной мере окрашена эмоциями человека вопрошающего, а образная структура в большей степени подвержена «настроению» творца и философским раздумьям о смысле жизни. Неспешно переходил он от одной картины к другой, опытным взглядом оценивая их.

Композиция этого этюда более «картинно выстроена», хотя он и запечатлевает фрагмент леса, в котором помечено человеческое присутствие (бревно через проток, поваленные ветки). С 18-ти лет начал выставлять свои картины, вскоре обратившие на себя всеобщее внимание. Мыс кажется плывущим, мы устремляем свой взор вперед по направлению его движения к маленькому островку, к синим далям на горизонте и за тем вверх на небо.

Свидетельством тому служит изящный изразец «Осень» (1880-е, Музей-заповедник В. Д. Поленова). Он всегда создает «портрет» местности, находясь в русле романтизированного реализма. Его пейзажи настроения обрели особую психологическую насыщенность, выражая жизнь человеческой души, что вглядывается в природу как средоточие тайн бытия (недаром его любимым философом был А. Шопенгауэр). Между тем картинное пространство развивается отнюдь не однозначно – в глубину в изображении аллеи и неба хорошо ощущается их «встречное движение».

И над вечно существующим покоем мира, созданного Творцом, под ветром времени исчезают самые знаки человеческого присутствия. Врачи направляют Левитана в Италию. Этому критику принадлежит очень точное определение: «Это картина души человеческой в образах природы». В картине "Над вечным покоем" с огромной силой выражена поэзия ненастного дня.

И уже в год смерти, совпавший с последним годом века, – Летний вечер. Однако, взяв полотно более удлиненного формата, Левитан тем самым придал пространству картины большую «панорамность». ".

Уже в ранний «ученический» период для Левитана огромное значение при работе над композицией полотна имел подготовительный рисунок, делавшийся обычно мягкой кистью красновато-коричневой краской (например, марсом коричневым). картинная галерея), «Золотая осень» (1895, ГТГ), вводит новые нюансы в колорит, усложняет и обогащает его, как, например, во «Владимирке», «Свежем ветре», в картине «Озеро. «Март» писался без этюдной подготовки, хотя близкой к картине по построению была несохранившаяся работа того же года «Весна. Нет лучше страны, чем Россия. Спасением для него была небольшая стипендия, назначенная за успехи в учебе.

В Париже Левитан увидел картины Монэ, правда, не запомнил их. в «Аллее Левитана» «Все от будущего Левитана: целостность общего настроения картины (ничего лишнего, все на месте, все нужно, вплоть до женской фигуры, написанной Н. Чеховым, сухих листьев на аллее и ветхой скамеечки), элегичность ранних ненастных сумерек осени, экспрессия красочной гаммы (холодное хмурое небо, темно-зеленая масса больших деревьев, желтизна кленов и зелень травы»1. Картина написана сразу, «единым дыханием», без каких-либо существенных поправок и переделок.

Искусство было для него чем-то даже святым. Так, в «Черемухе» на прямоугольном формате дано изображение цветущего дерева за деревянным забором у самого дома. Словно бы свинцово-серой пеленой затягивается река, погружающаяся в предвечерние сумерки в «Вечере на Волге». Фрагментарность левитановского этюда и в то же время ритмическая согласованность словно движущихся на ветру и ниспадающих на серовато-охристый, розоватый грунт аллеи листьев, «срез» основания ствола дерева у верхнего края холста – все словно бы тонет в общем белесом серебристо-золотистом колорите.

Все словно замерло, согретое солнечным теплом. От его пристального взгляда ничего нельзя было скрыть. Левитан запечатлевает переходный момент, когда пепельно-золотистые краски неба, золотой туман предзакатного часа, окутывающий зеркальную гладь Волги и скрадывающий очертания дальнего берега, еще борются с сумраком наступающего вечера, но вот-вот будут поглощены сгущающейся мглой.

Левитан едет на Удомельское озеро. Уходя, пообещал: «Профессором будете», а потом печально добавил: «Пора умирать нам с Саврасовым». Плёс» (1889, ГТГ).

Левитан знал, что идет верным путем, верил в этот путь, верил, что видит в родной природе новые красоты". Исаак Левитан и Константин Коровин оказались в училище по примеру старших братьев. Перед нами предстает широкая панорама волжского пейзажа. Никакой картинности, никакого сочинительства, никаких броских приемов.

Русь" (1900) наперекор смертельной болезни является едва ли не самым мажорным произведением художника. Летом живет в деревне Окуловка (Новгородской губернии). В Мюнхене на Международной выставке показаны «Стога» и «Тишина». Такой синтезирующий образ родной природы не мог не быть оптимистичным.

В. Васнецов обращался к Чистякову со словами: Желал бы называться вашим сыном по духу. Левитан был очень внимателен к своим ученикам.

Фактура произведений Левитана очень разнообразна. Большая вода»), вторично прописывает одним полупрозрачным тоном целые большие куски живописи (небо во «Владимирке»), применяет лессировки (баржи в «Свежем ветре»), прорабатывает контуры тушью пером («Цветущие яблони», 1896, собр. Этот дом — главная достопримечательность современного Плеса. Известный пейзажист даже внешне, как отмечали его современники, «жил так красиво, как никто из художников его поколения» 14.

Этюд композиционно выстроен, отдельные части его согласованы и уравновешены. С утра до вечера Левитан и брат были за работой. С пристрастием рассматривал он работы и остался очень доволен. Ее сразу же узнаешь — так похожа она на свое изображение на картине.

Это была даже и не любовь, а какая-то влюбленность. Левитан был очень внимателен к своим ученикам. Даже Нестеров, обладавший мощным интеллектом, признавался, что ему постоянно приходилось заниматься самообразованием.

Главной задачей пейзажиста он считал создание образа, способного передать жизнь природы. Глубокие заволжские дали исчезают в лиловых полосах вечернего неба. Кроме того, по верному замечанию Остроухова, опытный педагог открыл «русскому художнику тайну новой красочной силы и пробуждал в нем смелость такого обращения с краской, о которой он раньше не помышлял» 5. В заключение хотелось бы процитировать самого художника, который утверждал: «Только в России может быть настоящий пейзажист» и всем своим творчеством постоянно доказывал это. В эти годы, нося на груди глину, Левитан написал свои самые жизнеутверждающие вещи: "Март" (1895), "Весна, большая вода" (1897), достигая апогея жизнелюбия в предельно яркой и звучной картине "Золотая осень" (1895). Эти двое являли собой эталон дружбы, но и между ними однажды произошла ссора.

И это не смотря на то, что как художник Чистяков был второстепенным, писал вообще мало. Странными и причудливыми силуэтами дома рисуются на фоне неба. Чистяков не оставил развернутого изложения своей системы, она реконструируется в основном по воспоминаниям его учеников. Тогда он становился мрачным и раздражительным и думал о том, что никогда не сможет выразить чувства, которые переполняют его душу. И воображение создает картины людской скорби, слышатся звуки цепей и народный стон.

Художник, словно бы подошел к этому же дому, но с другой стороны и восхитился прелестью утреннего солнцестояния изумрудной насыщенности и сочности ранней листвы и травы игры солнца и тени на серых полозьях плетня, дощатых калитки и забора, коричневато-красной крыши. В процессе работы Левитан меняет композицию в картинах «Березовая роща» (1885 – 1889, ГТГ), «Лесистый берег. Приехал и П. М. Третьяков, более 20 лет собиравший свою коллекцию.

В Русском отделе Всемирной выставки в Париже были представлены картины: «Осень», «Ранняя весна», «Весна». Только в России может быть настоящий пейзажист. Вскоре Левитан простил своего друга и в честь этого Чехов подарил живописцу книгу с нескромной подписью: «Величайшему художнику от величайшего писателя». В дневнике А. Чехова есть запись, помеченная декабрем 1896 г. : "У Левитана расширены аорты. Май» (1883) носят этюдный характер и представляют отдельные виды природы или уголки деревенского пейзажа. Последний снег», этюд, который хранится в ГРМ. Стальная поверхность реки просматривается с высоты птичьего полета.

Авторы использовали данные рентгенографирования картин исследования свечения (люминесценции) живописной поверхности, возникающего в результате облучения фильтрованными ультрафиолетовыми лучами, осмотра под микроскопом, химических анализов грунтов, фотосъемки в отраженных инфракрасных лучах и фактурные снимки деталей. И. Е. Репин в один из своих приездов в училище был поражен этой мастерской. Озеро» и «Ветреный день» 1898-1899 (оба – в ГТГ), несут иное, более умиротворенное настроение. Художник строит картину на резких контрастах: жизнь ушедшая и существующая (для нее и теплится огонек в церковном окошке) крошечный кусочек суши и бесконечное пространство воды и неба безмолвие и неподвижность вечного покоя и яростный порыв ветра, который гнет деревья, волнует озерную гладь и громоздит на небе огромные тучи.

Он был исключительно требователен к себе и по-настоящему страдал, когда чувствовал, что его «большие ощущения» не удается передать на полотне. В этом этюде он старался уловить целое (а в картине, наоборот не пропустить мимолетное). И конечно, основную мысль произведения раскрывает его колорит. Ученики часто бывали у него на квартире, в его мастерской – он жил в училище.

Его дед со стороны отца был раввином. Годы учения в Училище живописи ваяния и зодчества заканчивались. И эти тайны отчетливо видны в левитановских картинах, но словами они невыразимы. Однако нельзя не заметить, что главным средством выражения «пейзажного состояния» становится передающее время дня и погоду освещение.

Лирика Левитана масштабнее, а потому доходчивее. Вместе с тем он умел радоваться и наслаждаться жизнью. «Березовая роща» (1885) стала своеобразным вызовом одноименной картине Куинджи, обозначила этап состязательности Левитана с современными ему художниками-пейзажистами. В то время там преподавали знаменитые художники В. Г. Перов, А. К. Саврасов, В. Д. Поленов. Над всем этим господствует бездонное небо, водная стихия.

Как то, возвращаясь с охоты, они вышли на старое Владимирское шоссе. Только плохие подделки под Левитана"». Он говорил им: «Ступайте писать, пишите этюды изучайте природу, а главное, чувствуйте». Никогда не отрывая форму от содержания, отрицая всякий шаблон и манерность, Левитан не придавал самодовлеющего значения технологии. Можно найти отзвуки и провести аналогии этой работы Левитана с «Аллеей» Саврасова (1870-е гг., частное собрание, Москва). Он видел, что одному трудно найти форму, а другой подражает признанным авторитетам.

Поленов умел заинтересовать учащихся. Перед ними была широкая светлая полоса дороги, уходящая к самому горизонту. Свет из окна падал так, как бы он падал на лесной поляне. Левитан прожил всего сорок лет. Учителями Левитана были Алексей Саврасов и Василий Поленов. Талантливый ученик понял значение своего учителя. А если будут очень надоедать, попугайте: не только приедет, но и ружье привезет.

В Саввинской слободе в избе, где он жил, стены сплошь были увешаны этюдами. Безусловно, «В картине «Осенний день. Начинаешь сознавать справедливость замечания художника Бялыницкого-Бирули: «Левитану оставил Саврасов тайну понимания мотива».

Он больше не был похож на человека, о котором пять лет назад писал Чехов: «. Тишина спускается на землю. Автор имеет в виду «Березовую рощу» и позднейшие пейзажи художника, такие как «Март». Излюбленной основой для маленьких этюдов у Левитана была карточная бумага (типа бумаги для почтовых открыток), проклеенная желатином имеющая светлый охристый тон. Картины приобрели свой законченный вид и перспективную глубину. Если художественное творчество в целом тяготеет к рацио-, то в самой природе пейзажной живописи присутствует элемент интуитивности, который и развивает искусство Левитана, благодаря чему могут обостряться моменты случайного, субъективного, особенно в ранних его работах. Что привлекало его.

Подобно Поленову в его знаменитом «Московском дворике», Левитан добивается чистоты и тонкой нюансировки цвета передает розоватые пятна солнечных бликов на мостике, скользящие по нему прозрачные голубовато-сиреневые тени. Однако лучший живописный образ пейзажиста был создан В. А. Серовым (1893, ГТГ). Картина была написана на берегу озера Удомли в Тверской губернии. Здесь Левитан обнаружил свое умение писать по впечатлению и на память.

Левитан тот самый, которого этюды так понравились Василью и Наташе. Появился достаток, жизнь стала более комфортной. Т. Гельцер). Май» (1883). Работы 1880-х гг. : «Мостик. «Сумерки». В Очерках гоголевского периода (в 1856 г. ) Чернышевский писал: Если живопись ныне находится вообще в довольно жалком положении, главною причиною того надобно считать отчуждение этого искусства от современных стремлений.

Всегда подтянутый, корректный, опрятно одетый, обращавшийся к ученикам на «Вы», – он, по словам А. Я. Головина, располагал к себе как человек «всесторонне образованный, культурный, внимательный и сердечный» 6. И больше всего шутили над Левитаном. Нет лучше страны, чем Россия. Будучи прекрасным художником, Саврасов обладал и замечательными качествами педагога.

22 декабря уезжает в гости к А. П. Чехову в Ялту. На первом этаже выставлены материалы о жизни Левитана, множество фотографий, картины (подлинники) художников-пейзажистов Шишкина, Поленова, Саврасова, Жуковского, Дубовского, Степанова. Пейзаж Левитана предстает и как одно из слагаемых тех «типичных обстоятельств», в которых испокон веков протекала жизнь русского человека. Так, в рисунке «У омута» (1891) легкими линиями с проработкой штрихом намечен с натуры мотив проложенного через реку моста.

В картинах «Март» (1895, ГТГ) и «Лунная ночь» (1900, ГТГ) грунт голубовато-серый. Левитан создал и классические, непревзойденные образцы так называемого церковного пейзажа, где здания храмов вносят в природу умиротворение, как, например, "Вечерний звон" (1892). Дорога в деревне») или часть земли («Ветряные мельницы»), либо «списан», как в «Вечере», второй план занят изображением построек: хижины, ветряные мельницы, деревья, которые контражуром смотрятся на фоне словно бы извергающих стихию настроения небес. Этот же разбеленный зеленый оттенок проникает и в этюд «Первая зелень. Чувство щемящей тоски возникает, когда смотришь на эту дорогу. Бесконечны просторы Волги и ее берегов и за линией горизонта река сливается с небом.

Настроение тревоги в природе, драматическое звучание заката в контрасте с тёмными массами изб, занимавшие Левитана как пейзажиста, превратились в выразительную характеристику пореформенной деревни. В пермском этюде, кажется, наличествуют почти все компоненты «социального пейзажа». Кисть его верно схватывает детали: вороны на голых ветках деревьев, мрачная серая лужица на дороге с отражениями «плакучих» небес изливающих неясный свет, туманящей прохладой надвигающихся от линии горизонта туч, серые бревенчатые избы («Осень. И. Е. Репин в один из своих приездов в училище был поражен этой мастерской. Звякнул звонок и. я увидел гениального Левитана. По дорожке Сокольнического парка, по ворохам опавшей листвы шла молодая женщина в черном.

Зрелый период Левитана как мастера пейзажа-картины, умеющего превратить простой мотив в типический образ России, открывается Березовой рощей (1885 — 1889). Сумерки» (Калининская обл. Начиная работу над ее композицией, Левитан обращается к этюдам заброшенного погоста. Перед нами открывается грандиозная панорама: высокий мыс берега, бескрайние водные просторы озера и огромное небо с грозовыми облаками.

Чем-то оно близко картинам Левитана «Тихая обитель» и «Вечерний звон». Видимо, под одним из левитановских этюдов подразумевается его ранняя работа «Въезд в деревню» (1884), представленная вместе с другими произведениями из Музея-заповедника В. Д. Поленова на выставку, приуроченную к 150-летию со дня рождения выдающегося пейзажиста. Плес, 1889 а также тематически примыкающая к ним картина Свежий ветер. Чувствую себя немного лучше, хотя все-таки неважно.

Поездки по разным губерниям, в Крым, на Волгу помогли понять скрытые движущие силы стихии России, ее исторической мощи, глубины и красоты. И этот мягкий, солнечный свет, разлитый в картине, вызывает ощущение наступления весны. Бережно, любовно и вместе с тем очень требовательно относился он к своим ученикам.

Преподаватели училища не любили и побаивались Саврасова. Все детали композиции, все частности подчинены общему решению идее и замыслу картины. Сокольники, 1879). Холст брался различной плотности, чаще всего мелко- и среднезернистый.

Природа Крыма покорила художника. Следуя указаниям Саврасова «В живописном процессе сначала устанавливаются самые общие отношения, подмалевок исполняется краской (чаще всего коричневой) с большим количеством разбавителя»2. Левитан, по его мнению, это художник, который передает в пейзаже свои переживания, как «настроения». Мастер всегда использует тонкослойный подмалевок.

Он видел, что одному трудно найти форму, а другой подражает признанным авторитетам. Дорога в деревне») несколькими ударами кисти, умброй обозначает землю («Вечер») и верно запечатлевает натурный мотив. Художник оставил около тысячи картин, этюдов, рисунков, эскизов. Завершающий слой нанесен негустой краской с умелым использованием звучания ее тонко положенного слоя. В 1898 г. Левитан начал преподавать в том самом училище, в котором учился сам.

В своем «познании» природы левитановская живописная картина оказывается наиболее чувствительной к духовно-нравственным характеристикам. В те годы Чеховы проводили каждое лето в селе Бабкине около Нового Иерусалима. И далее – перспективу замыкают бревенчатые избы, крытые соломой. И. И. Левитан родился 18/30 августа 1860 г. в местечке Кибарты бывшей Сувалкской губернии (тогда Царство Польское).

Но, как всегда, технику у Левитана не замечаешь. Неприязнь к Саврасову преподаватели переносили и на его любимого ученика – Левитана. Он говорил своим ученикам, что цветы надо писать так, чтобы от них пахло не красками, а цветами. Уходящая в глубину этюда уличная диагональ, постепенно, оставляя натурность деталей первого плана, обретает ритмическую монолитность на паузе перед узнаваемым силуэтом храма. Левитан очень остро переживал и собственное нездоровье (у него был врожденный порок сердца) и весь драматизм положения евреев в России.

Теперь в Третьяковской галерее были три работы Левитана. Завершением этого этапа является картина «После дождя. Жульническая шапочка, франтовской костюм истощенный вид». Учителями его были Саврасов и Поленов. Волга, 1891 — 1895).

Трепетные, с трудом выносящие порывы сильного ветра, метелки прибрежных камышей, «случайно» попавшие в поле зрения, усиливают состояние тревоги, вызывают сочувствие своей хрупкостью. В качестве основы под живопись Левитан использовал холст, дерево, картон, бумагу. Тонкость и глубина прочувствования мотива. О серьезном владении техникой свидетельствует в этой картине процесс написания неба.

Пейзажи Плеса Левитана историчны, проникнуты национальным пафосом и мелодикой пережитого. В те годы солнечные полотна у художника уступают место пейзажам, проникнутым трагическим ощущением одиночества, тоски. Контрасты не разрушают цельности восприятия этого замечательного полотна.

В интимно-лирической, грустной тематике его «минорных» произведений присутствовал поиск гармонии и чистоты, романтической одухотворенности, свойственный поэтическому мировоззрению Левитана. В его уставе лишь говорилось, что члены Товарищества должны сами вести свои материальные дела, не завися в этом отношении ни от кого, а также сами устраивать выставки и вывозить их в разные города (передвигать по России), чтобы знакомить страну с русским искусством.