Лосенко Владимир И Рогнеда
С затаенным волнением и тоской устремляется к Гектору Андромаха с младенцем Скамандрием. Они выполнены в четкой контурной манере, чеканной и точной линией. Спустя пять с половиной лет, осенью 1758 г., Аргунов выпустил учеников своих с аттестатом. Это — первое в русском искусстве натурное изображение обнаженной женской модели.
Картина «Владимир и Рогнеда» была написана художником на соискание звания академика. В начале ХVIII века Глухов превосходил Киев красотой архитектуры и благоустройством. Сюжет был заимствован из Российской истории М. В. На прославленном рисунке Лосенко «У колыбели» мы видим ту же модель — белокурую женщину с чуть крупноватым носом, с тонко очерченными, почти прямыми бровями, с характерным изгибом губ, округлым подбородком, с тем же бесконечно мягким и нежным выражением лица и кротким взглядом. Зарождение интереса к античности во Франции 1750-х гг. В рисунках сложный и многогранный портрет, постижение национального своеобразия и душевных качеств модели, тонко переданные благородство и возвышенность чувств, еще не увиденные современниками художника. Лишь центральная группа повернута была зеркально, отсутствовали на первом плане мальчики с доспехами, да возничий с конями приближен был к первому плану (в картине он с трудом удерживает гекторова коня, рвущегося к городским воротам).
Облик вельможи весьма внушителен и полон достоинства. Иначе трактованы образы воина и крестьянина. Аргунова (1753–1758) и в Академии художеств (1758–1760). Он видит в антиках не идеальный образец, а натуру, запечатленную художником древности.
Холст, масло. Лосенко запечатлел момент произнесения Гектором клятвы. Главная идея избранного сюжета более всего отвечала умонастроению художника. Последующее обучение Лосенко и двоих его друзей оплачивала государственная казна.
- Лосенко Антон Павлович – великий русский художник
- Русский музей Дополненная реальность
- Описание картины «Владимир перед Рогнедой»
- Лосенко русские художники картина Владимир и Рогнеда
- Литературный портфельчик Искуссницы
- Общееколичествопросмотровстраницы
По Полоцкой земле проходил «великий путь«из варяг в греки» — торговая артерия., жизненно необходимая как для северо-западных, так и для южных областей Древней Руси. Рогнеда и Изяслав были сосланы в город Изяславль в Полоцкой земле. В том же году Лосенко написал несколько натурных этюдов маслом, демонстрирующих превосходное знание строения человеческого тела и совершенство пластической его моделировки, а также небольшой холст «Андрей Первозванный», представляющий собой, по существу, этюд с натуры. 1770. В эскизе облик ее миловидно изящен, поза и драпировки барочно грациозны.
– Е. А. ) и нарекоша имя еи Горислава». В 1772 создал учебное пособие «Изъяснения краткой пропорции человека», ставшей настольной книгой не одного поколения будущих художников.
Рисуя с картин болонских мастеров, Лосенко не только постигал профессиональное мастерство этих художников, но стремился понять их принципы претворения натуры в художественные образы. Именно в римский период творчества возникают лучшие произведения Лосенко — основоположника русского классицизма. И не ошибся: Ярополк завладел Новгородом и поставил там своих управителей – посадников. Остро схвачен характер и передан своеобразный облик актера.
- Коллекция Государственного Русского музея
- Рогнеда Рогволодовна: биография
- Словари и энциклопедии на Академике
- Описание картины Антона Лосенко «Владимир и Рогнеда»
Преподавательская работа и директорская должность отнимали у Лосенко много сил. Главной причиной доброжелательства явились картины художника «Каин», «Авель» и «Правосудие» (с Рафаэля), выставленные уже в залах и заслужившие восхищение знатоков и широкой публики. К лучшим листам итальянского периода относятся два рисунка конной статуи Марка Аврелия. Картины и рисунки своего пенсионера Шувалов представил императрице. Но прекрасная эта идея принадлежала не Шувалову.
Совершенствовался в Париже у Ж. Рету и под руководством Ж. -М. Яркая индивидуальность облика прославленного комика облегчила задачу живописца.
Академия предложила тему, заимствованную из «Древней Российской истории» Ломоносова. История князя Владимира и Рогнеды была хорошо известна Лосенко, в XVIII веке о ней рассказывали все исторические труды, в том числе и «Древняя российская история» М. В. Ломоносова. В «Илиаде» Гомера повествуется о том, как морская богиня Фетида взошла на Олимп и приникла к коленям Зевса, владыки бессмертных, моля отомстить царю Агамемнону за оскорбление ее сына Ахилла. Итак, картина «Владимир и Рогнеда» написана в стиле классицизма с присущими ему элементами театральности и искусственности. В облике Владимира угадываются черты знаменитого трагического актера И. А. Дмитревского. В этом произведении художником был сделан существенный шаг к воплощению в живописи человеческих страстей, к избавлению от отвлеченной идеализации. Эти воспоминания можно проиллюстрировать рисунком «Путешествующие».
Он убил Рогвольда и двух его сыновей, а Рогнеду силой заставил стать его женой. Среди них — три портрета и картина на библейскую тему, выполненные Лосенко. Так и случилось: два холста с изображениями натурщика – отнюдь не учебные работы. Гигантские башни и колоннада замыкают пространство, позволяя ощутить его глубину. «Робичич» – сын рабыни и Рогнеда тем хотела сказать, что она, как свободная знатная скандинавка, не может унизиться до того, чтобы стать невестой сына рабыни и по обычаю разувать своего суженого, предпочитая ему бесспорного в своем происхождении Ярополка.
Величественный и прекрасный властитель небес с участием склоняется к богине и с беспредельной любовью взирает на ту, которая не стала его женой только потому, что сын Фетиды должен был превзойти отца могуществом (и тогда испуганный Зевс отдал свою избранницу в жены Царю Пелею). Предельно скупыми выразительными средствами графики Лосенко воплощает живую трепетность тела и, кажется, передает самый цвет кожи, блеск золотистых волос изгиб пышных губ и кроткое сияние взора. С осени 1769 года Лосенко начинает работать над картиной Владимир и Рогнеда (ГРМ). Шувалову вручал он свои работы для пересылки в петербургскую Академию и Шувалов же снабдил художника суммой, необходимой для возвращения в отечество, когда Академия медлила с высылкой денег.
В сентябре 1765 г. «Жертвоприношение Авраама» отправлено в Петербург, а еще ранее послан Академии еще одни творческий отчет — «Журнал примеченных мною знатных работ живописи и скульптуры в бытность мою в Париже» (после Лосенко такие отчеты стали составлять все русские пенсионеры за границей). К периоду обучения Лосенко у Рету относится мифологическая композиция «Нептун на водах» изображающая бога морей на колеснице. Эта картина стала началом русской школы исторической живописи.
По отзыву Э. Фальконе, талантливейший среди соотечественников художник. В ней лишь одна яркая деталь — сброшенные одежды Исаака. Творческое осмысление античности и активное восприятие новых эстетических идей, обусловили становление классицистических тенденций в произведениях Лосенко римского периода. Художник поместил своих героев перед воротами Трои.
Не менее интересен портрет Сумарокова. В 1763 г., работая в мастерской Вьена, он получает вторую серебряную медаль за рисунок на тему из римской истории «Клеобис и Битон везут свою мать в храм Юноны». В 1760 году молодой художник пишет его портрет (ГРМ), а вслед за тем исполняет портреты поэта и драматурга А. П. Сумарокова (1760, ГРМ), а также актера Я. Д. Шумского (1760, ГРМ).
Тогда герой отдал свой шлем мальчику-оруженосцу и, касаясь рукой сына, воззвал к богам о том, чтобы сын продолжил его дела и стал «знаменит среди граждан». Трактовка Лосенко евангельского сюжета мягка и лирична. Лирический дуэт пленяет мелодией линий их гибкостью, точностью и певучестью. Добрыня стал позорить дочь Рогволда («поноси дщери его»). Рисунков с этого античного памятника было несколько.
Лосенко Антон Павлович (1737, Глухов, Черниговская губ. Позднее Рогнеда собиралась отомстить Владимиру, а тот хотел ее казнить. С 1770 года художник руководил классом исторической живописи. Художник с глубоким почтением относится к своей модели. В самом деле, не Библейская ли трагедия развернулась на них. Дело ограничилось разговорами.
Дело в том, что пока братья воевали, в Полоцке укрепился скандинавский конунг Рогволд (Рагнвольд) со своими сыновьями и дочерью Рогнедой (Рагнхильдой). Но Рогнеда отказалась стать женой Владимира. Первое полотно на тему отечественной истории. Сюжеты для исторических картин брались, в основном из европейского прошлого.
Ломоносова и летописей. Сосредоточенно и печально смотрит на Гектора чернобородый воин с копьем. Каин – одно из самых ясных и лаконичных произведений художника. В 1765 г. за эскиз «Туллий проводит свою колесницу над телом отца своего, Царя Сервия Туллия» Лосенко награжден первой серебряной медалью.
Андромаха с маленьким сыном на руках уговаривает мужа отказаться от похода и остаться с ней, но Гектор непоколебим, он не может забыть о воинском долге. Деловые и в дружеские контакты сохранялись между ними вплоть до отъезда Лосенко в Россию. Эстафету мастерства, полученного от старых мастеров и почерпнутого из образцов античного искусства, он спешил передать своим ученикам. В Италии художник встретил старых знакомых и обрел новых друзей. Академия трех знатнейших художеств (так она стала называться за время отсутствия Лосенко) встретила своего первого пенсионера в высшей степени благосклонно. Однако у Лосенко образ Владимира, в отличие от исторической концепции, полон раскаяния.
Портреты остались во дворце и след их утерян, а картина «Товий с ангелом», возвращенная Аргунову, поныне находится в Государственной Третьяковской галерее.
Работы поразили соотечественников невиданным мастерством. Действующие лица, размещенные на первом плане, устремлены к центру жестами и взорами. Малолетний Владимир отправился в Новгород со своим дядей-опекуном Добрыней. Это был Э. М. Фальконе. Крайнее прилежание имели и содержали себя в поступках честно. Оба юных соперника желали взять в жены дочь полоцкого князя, пекрасную Рогнеду.
Особенно примечательна последняя работа. Плачет прислужница. Лосенко глубже и человечнее раскрывает суть евангельской притчи. Это обусловило сложность творчества мастеров переходного времени. В 1761 г., еще будучи учеником Рету, он награжден за композицию «Смерть Сократа».
И касания ее рук легки и трепетны. Ведь первые полтора года пребывания в Риме художник преимущественно занимался рисованием с античных статуй, а следующий год (до весны 1768 г. ) рисовал с прославленных картин для совершенствования мастерства композиции изучения выражения страстей, экспрессии лиц и фигур, разнообразия поз и красоты драпировок. Рогнеда также приняла сторону отца и предпочла Ярополка Владимиру. Восторгом сияют глаза юноши с наброшенной на голову львиной шкурой. Евангельский рассказ о том, как апостолы и рыбаки поймали по воле Христа великое множество рыбы, не раз использовали в качестве сюжета для своих картин европейские художники. И признаны – за картины «Авель» и «Каин» Антон Лосенко становится «назначенным» в академики, а за картину «Владимир и Рогнеда» (1770) получает звание академика и назначение профессором Петербургской Академии художеств. Среди его учеников – П. И. Соколов и И. А. Акимов. Портрет актера Якова Даниловича Шумского менее сложен по концепции, возможно, потому, что актер написан в роли из комедии «Игроки».
Усиление классицистического начала сказалось и в колорите картины. Превосходный по живописи эскиз напоминает о «жарких колерах» венецианцев мягкими градациями цвета и выразительной лепкой формы. – 1773, Санкт-Петербург)Художник. Академик Императорской Академии художеств (с 1770). Родился в Глухове, на Украине. С 1772 и до конца жизни – директор Академии.
Это были недавние пенсионеры французской Академии в Риме: Вьен, Шалль, Ле Лоррен и Жилле.
Известно, что некоторые из них художник подарил впоследствии Э. -М. Фальконе. Вот на этом мысе-роге и родилась дочь князя, «имяше свою волость в Полотьске» — Рогнеда. Герой помещен в центре ее и выделен ярко-красным плащом. И означает оно «владелец рога», то есть мыса. Девушка отказалась и Владимир, собрав войско, двинулся на полоцкое княжество.
Наибольшую трансформацию претерпели центральные персонажи. А прелестное лицо богини светится трогательным доверием и надеждой. «Прощание Гектора с Андромахой» — первый образец живописи русского классицизма, надолго оставшийся непревзойденным. Учебные работы Лосенко выполнены сангиной. Сам сюжет (возможно избранный Екатериной в назидание сыну, будущему Павлу I) как бы расширяется, насыщаясь идеями гражданственности и патриотизма идеями общественного долга.
Ее гармония строится на контрастах серебристо-желтых и красных, коричневых и серых тонов. И все-таки «Владимир перед Рогнедой» не повторение пройденного. Он составил краткое руководство для изучения анатомии под названием «Изъяснение краткой пропорции человека». Его работа в Париже строилась по определенной программе, предложенной его руководителями. Картина принесла автору звания академика и профессора. Сюжетной основой для будущей работы Лосенко стала старинная легенда о Владимире и Рогнеде, рассказывающая, что новгородский князь Владимир попросил полоцкого князя Рогвольда выдать за него свою дочь Рогнеду.
Вместе с отзывом императрице были отосланы и работы воспитанников Аргунова. Картина «Зевс и Фетида» ни в чем не уступает лучшим созданиям провозвестников нового стиля. Недостаток исторических сведений о русских древностях остро ощущал и сам Лосенко. Задумчиво и проникновенно лицо мальчика со шлемом, завороженного сверканием золотого щита.
Трагически начавшийся брак и в дальнейшем принёс Рогнеде много горя. Он представил эскиз, но в число конкурентов, как иностранец, не попал. Тему предложила художнику Академия, предоставив возможность самому уточнить сюжет. Для нее веской причиной для отказа стало его низкое происхождение.
За семь месяцев он завершил одно из лучших своих полотен. Благородную простоту и спокойное величие «Зевса и Фетиды» сменили бурная динамика и напряженность, столь свойственные искусству барокко. Давний знакомый Лосенко И. И. Шувалов к тому времени надолго обосновался в Риме. Приехав в Петербург в конце декабря 1762 г., Лосенко предъявил совету написанную им в Париже картину «Чудесный улов». Рисунок портретен.
Используя свои деловые контакты, он обратился к Екатерине II. 1 декабря 1765 г. Лосенко покидает Париж, направляясь в Рим. Когда отец в присутствии свата спросил Рогнеду: «Хочешь ли за Володимира. » – то она, согласно Повести временных лет, отвечала заносчиво и дерзко: «Не хочу розути робичича, но Ярополка хочю». И. И. Шувалов вскоре бал отправлен в негласную ссылку за границу. Он легко взял город и захватил всю княжескую семью.
Смена скандинавского имени на славянское Горислава (производное от слова «горе»), безусловно должно было унизить дочь конунга. 211, 5 х 177, 5 смВ академической иерархии жанров главенствовала историческая живопись. картин Рафаэлевых в Ватикане и других местах, упражняется в колерах. Это был тот самый пенсионерский багаж, который художник привез в Петербург в 1769 г. Вскоре по приезде Лосенко признан «назначенным» в академики. Это была «Смерть Адониса» — картина изображающая скорбную богиню любви, склонившуюся над убитым на охоте возлюбленным, окруженным плачущими амурами. Он считал его сильным и могущественным, да и владения Киевского княжества богачеНовгородского. Князь собрал рать из наемников варягов, подвластных новгородских словен и чуди (угро-финских племен) и отправился походом во главе этой дружины на Полоцк.
Скопированное им «Правосудие» Рафаэля принесло ему большую славу. Отослав через И. И. Шувалова свои работы в Петербург, Лосенко в 1768 г. приступил к картине «Зевс и Фетида» испросив у Академии разрешения остаться в Риме до весны. Любовь и раскаяние Владимира стали стержнем трактовки сюжета. Вскоре Владимир оставил её, чтобы жениться на дочери византийского императора Анне.
За картину «Владимир перед Рогнедой» Лосенко получил звание академика, а спустя пять дней произведен из адъюнкт-профессоров в профессоры. Результатом упорного труда явились, как их называл Лосенко, академические фигуры в величину натурального человека – Авель (1769, Харьковский художественный музей) и Каин (1768, ГРМ).
Христос с успокаивающим жестом обращается к апостолам. Антон Павлович Лосенко (1737-1773 гг. ) родился в казачьей семье в городе Глухов – древней столице Левобережной Украины на живописных берегах Усмани, резиденции гетманов и Малороссийской коллегии. Заботы и хлопоты лавиной обрушились на Лосенко (Жилле, не знавший русского языка, не мог ощутимо помогать ему). для пользы юношества.
В 1769 г. Лосенко отправляется в Россию. Новгородский князь Владимир предложил полоцкой княжне Рогнеде стать его женой.
Однако из этого сватовства вышел страшный скандал. Огромное дарование Лосенко не отрицали и современники. Гамма красок строже и лаконичнее. Успехи его были одобрены.
Лосенко создает образ совсем иного звучания. Но в ближайшие годы выяснилось, что новая художественная школа жизнеспособнее. Естественно, что Владимир и Добрыня «исполнися» ярости. В графическом наследии Лосенко имеется этюд натурщика в позе Гектора. Олег был разбит Ярополком и погиб при бегстве с поля боя. Отлитые формы с антиков Шувалов отравил в Петербург, весьма обогатив тем Академию.
В какой-то мере в этой картине художник отошел от классицистических завоеваний. В эту же школу отдали Лосенко. Двое последних приняли приглашение «Московской» Академии для работы в Петербурге.
И не его вина, что помощь опоздала. Крупнейшей работой Лосенко, выполненной в мастерской Рету, стала картина «Чудесный улов». Оно заключалось в трех гравированных листах: текст (на русском и французском языках) и два образцовых изображения мужской головы и фигуры в фас и профиль, с указаниями пропорциональных соотношений.
Работая с ними в гипсовом классе, он ведет их по своему пути. Он утверждал, что сущность искусства заключается в подражании природе. Рафаэль и болонские академики (братья Карраччи), которые так захватят его в Риме, еще не пленили молодого художника. Зато безусловную ценность представляли его портреты. Спас Рогнеду ее маленький сын.
В конце 1750-х гг. Он возвышает добродетель над пороком и представляет героя в момент искреннего раскаяния. Основоположник русской исторической живописи, портретист. Точно так же на сцене по законам театрального действа эпохи классицизма предписывалось (наставлял актеров А. П. Сумароков) «отдавать преимущество добрым делам, а злодеянию, сколько б оно ни имело успехов, всегда б наконец быть в попрании».
В рисунке воплощены классицистические устремления художника: спокойные ритмы композиции, ее уравновешенность, четкие контуры и плавные линии, а главное — покой и величавая простота сюжета. Эскизы остались во Франции и затерялись в архивах академии, возможно, утратив авторство. Их назвали «Каин» и «Авель», объединив оба полотна в одно целое. Это передано в жестах, выражении лица и взоре князя, обращенном к Рогнеде. Особенное внимание Лосенко привлекли работы Рубенса, Рембрандта, Лебрена.
Итоговой работой Лосенко в мастерской Вьена стала картина «Жертвоприношение Авраама», написанная в 1765 г. В Библии повествуется о том, как Аврааму приказано было принести в жертву своего сына Исаака в доказательство истинной веры и преданности. Рогнеда попыталась убить мужа, но её схватили и ей грозила смерть. Антон Лосенко стал первым русским художником, написавшим историческое полотно на национальную тему – «Владимир и Рогнеда». Молодой новгородский князь Владимир, будущий креститель Руси, разбив войско половецкого князя, насильно сделал своей женой его дочь. В Риме художника окружали собратья по искусству, съехавшиеся сюда из разных стран. 29 июля 1763 г. Лосенко выехал из Петербурга, вновь направляясь в Париж.
Но не только политические и экономические соображения были тому причиной. Он талантливейший среди своих соотечественников художник, к этому остаются нечувствительны им жертвуют.
Античный герой стоит, окруженный троянцами, в развевающемся алом плаще. К этому времени в Петербурге открылась Академия художеств.
Победители не упустили возможности поиздеваться над побежденными. Это определяет их идеальную отвлеченность. В детстве был певчим придворной капеллы. В Риме же он стал самостоятельным пенсионером. Художники копировали Рафаэля, вместе с другими пенсионерами рисовали с антиков, в праздничные дни все они путешествовали по окрестностям «вечного города».
Под наблюдением Лосенко рисунки профессора награвировал его ученик Гавриил Скородумов. Перед походом на Киев Владимир пытался породниться с полоцким князем.
И недаром эти картины обрели названия, не предусмотренные художником. Первым к Рогволоду отправил своих послов сватать его дочь Рогнеду Ярополк.
В 1744 г. он был отобран для придворной капеллы и отправлен в Петербург. Только просьбы их сына Изяслава заставили Владимира сохранить Рогнеде жизнь. Современные исследователи установили, что имя «Рогволод» — чисто славянское, двусложное, наподобие славянского имени «Володимер».
Сватать Рогнеду и был послан дядя Владимира Добрыня. В 1769 году художник вернулся на родину. В 1753 г. потерявший голос Лосенко отдан был в ученики к известному живописцу Ивану Аргунову и уже в следующем году рисунки Лосенко (копии с эстампов) были продемонстрированы императрице Елизавете. Но Владимир не собирался долго задерживаться на родине скандинавских предков. Не я один воздыхаю о сделавшейся мне известною судьбе Лосенко. А между тем императрица дала художнику заказ на картины, который он не мог исполнить.
Затем учился в Петербурге в мастерской И. П. Эта картина, в сущности, первое произведение, посвященное отечественной истории. Гармоничны приглушенные золотисто-коричневые тона ощутимо движение кисти художника (особенно там, где он пишет лицо и руку), выявляющей фактуру телесного и вещного. Прожив несколько дней в столице, Лосенко отправился с отчетом о своих трудах в Москву, где тогда находился двор в связи с празднествами коронования Екатерины II. Ярополк был старшим сыном великого князя Святослава Игоревича.
Живо ощущают торжественность момента соратники героя. Через три года княжения старшие братья поссорились, началась война. Занятия у Рету не прошли напрасно.
Высоко поднятая голова и широкий жест руки выделяют его среди других человеческих фигур. Антикизирующие тенденции входили во французское искусство далеко не безболезненно.
Первый значительный труд пенсионера принят был в Петербурге весьма одобрительно. Она была административно связана с Московским университетом и официально называлась «Московской», так как предполагалось, что она отправится в Москву, а в Петербурге расширится старая Академия художеств, сформировавшаяся в предыдущие десятилетия при Академии наук. В последней трети Х века Рогволод, отец Рогнеды, был одним из самых влиятельных князей Древней Руси, о котором летописи сообщают, что он «держащю и владеющю и княжащю Полотьскую землю» (Полоцкую). Римский цикл завершает картина Зевс и Фетида (1769, ГРМ), созданная художником втайне от Академии по заказу И. И. Шувалова для графа К. Г. Разумовского. Ему предложили написать картину на звание академика исторической живописи.
Четырехмесячный вояж из Италии в Россию совершался по маршруту: Рим — Неаполь — Флоренция — Болонья — Венеция ибо Лосенко считал, что Рим и прославленные римские мастера Высокого Возрождения могли научить лишь рисунку, композиции и экспрессии. Портрет написан после запрещения журнала «Трудолюбивая пчела», который издавал Сумароков в 1759 г. Тонкий психологический портрет написанный Лосенко, раскрывает драму поэта, подчеркивает ранимость и незащищенность его искренней натуры. В нем выразились ранние поиски образа героя. Лишенные сюжетной привязки (название, очевидно, лишь повод для изображения великолепной натуры), эти произведения знаменовали большие достижения в творческом развитии Лосенко. Лосенко был определен подмастерьем в «Московскую» Академию в декабре 1758 г. и некоторое время работал вместе с французскими профессорами, приглашенными в Петербург Шуваловым Иваном Ивановичем. Вьена (1760–1764), работал в Италии, в Риме (1765–1768). Один из первых русских профессоров Академии художеств, некоторое время был ее директором. Над ними, как бы из разверзшейся тверди небесной, явился ангел.
«Чудесный улов» понравился и был приобретен для Эрмитажа, а Лосенко дано разрешение продолжить занятия в Париже. На директорскую должность были назначены адъюнкт-ректор Жиле и профессор Лосенков. Лосенко педантично выполнял намеченную для себя программу занятий. Картина мастерски скомпонована.
Князю Рогволоду выгоднее было породниться с киевским князем Ярополком. Колористическая гамма строится на легких холодных тонах — золотисто-оливковых и голубовато-зеленых. Скульптор напрасно обольщался добротой Екатерины.
Рядом с ней стоит плачущая служанка, чье горе кажется очень искренним и убедительным. (1772).