Марк Шагал Полет Влюбленных

Как будто мы давным-давно знакомы и она знает обо мне всё: моё детство, мою теперешнюю жизнь и что со мной будет как будто всегда наблюдала за мной, была где-то рядом, хотя я видел её в первый раз. Он изображает не людей, а их души, не предметы, а их суть. Шагал Марк Захарович (1887-1985) – белорусский и французский художник и график.

И первыми, кто на его полотнах послереволюционных лет воплощают свершившийся «космический» переворот, оказываются влюбленные. Образы и объекты на холсте не детализированы. У художника появились последователи. Как ивсе другие его жены, она была избогатой семьи. Белла Розенфельд, дочь богатого ювелира, училась в Москве и мечтала стать актрисой.

  1. История одного шедевра: «Над городом» Шагала
  2. 10 шикарных картин Марка Шагала изучив которые, вы станете более образованным человеком
  3. Описание картины «Над городом» Марка Шагала
  4. Описание картины Марка Шагала «Над городом»
  5. Над городом, Марк Захарович Шагал
  6. Летающие люди на картинах Шагала
  7. Народныя навны ВцебскаНародные новости Витебска

В конце 1940-х—1950-х по Европе прокатываются волны персональных выставок мастера. Они – это сама реальность, счастливая реальность, а все остальное – где-то там. Он отправляется в Европу, где его уже ждут как великого художника мирового масштаба. И все же одной из вершин его творчества многие специалисты считают картину «Прогулка», появившуюся в тяжелом для страны 1917 году.

Если у Шолом-Алейхема «человек воздуха» — это незадачливый мечтательный герой, маленький человек из черты оседлости со своими непрочными заработками и скромными жизненными планами (да и те зачастую лопаются, как мыльные пузыри), то у М. Шагала «человек воздуха», «люди воздуха» появляются потому, что они высоко воспарили в своих романтических чувствах. В Париже перед его взором проплывают сцены, увиденные в детстве в Витебске и Лиозно. В 1916 году у них с Беллой родилась дочь Ида. Это был первый объект классической архитектуры, который украсил художник-авангардист.

Огонь не оставлял никакой надежды на пощаду и только неимоверной силы ливень спас молодую мать с младенцем. Он умел мечтать и видеть сны, умел претворять эти сны в образную явь. Он все время был в поиске нового. В Автопортрете с часами напольная «кукушка», как бы задыхаясь, начинает метаться по комнате, всплескивая отросшими у нее руками, а на мольберте-зеркале перед Мастером возникает трагический образ Распятия. А сам Шагал написал: «Художнику надо иногда быть в пеленках» – видимо имея ввиду, что внешний мир не должен рубить творцу его мирный полет фантазии.

Прогремел художник уже после возвращения на родину. В 1916 году его назначили в Витебске уполномоченным по делам искусств. От отправки на фронт художника спасла служба в петроградском Военно-промышленном комитете.

  1. Планируется снижение подоходного налога и повышение НДС
  2. В Витебске банда мошенников крала деньги с банковских карт
  3. 95 лет назад Марк Шагал завершил картину Над городом
  4. Сообщество «Волшебная сила искусства»
  5. 10 интересных фактов о «Прогулке» Марка Шагала
  6. : шесть фактов о Марке Шагале или Новые панно художника в Третьяковке

Мовша Хацкелевич (впоследствии Моисей Хацкелевич и Марк Захарович) Шагал родился 24июня (6июля)1887 года в районе Песковатика на окраине Витебска, был старшим ребёнком в семье приказчика Хацкеля Мордуховича (Давидовича) Шагала (1863—1921)1011 и его жены Фейги-Иты Менделевны Черниной (1871—1915)11213. Художник предложил три своих полотна: «Моей невесте посвящается», «Голгофа» и «России, ослам и другим». Но Шагал стал исследовать окружающий его мир, рисуя все, что видел своими глазами. Марк Шагал – один из самых известных представителей русского авангарда, родился в Витебской губернии (его настоящее имя Мовша Хацкелевич), а умер в Париже.

Они, поддерживая друг друга, как бы «притормаживая» устремленный в бесконечность полет, парят над Витебском на огромном полотне Над городом. Ползал и подбирал.

  • На седьмом небе от счастья: 29 лет признаний в любви художника Марка Шагала своей жене
  • 13 фактов про Петра Машерова, о которых не принято вспоминать
  • Другие картины Марка Захаровича Шагала
  • Общееколичествопросмотровстраницы
  • Записки переводчика с Андреем Десницким
  • «Почему корова зеленая, а лошадь летает»

Творение Шагала, в котором воплощено видение художником современного для него мира. Он был глубоко убеждён, что «искусство – это, прежде всего, состояние души». На бледном лице сияют глаза.

В своей книге «Моя жизнь», Шагал описывает этот период так: «Захватив двадцать семь рублей — единственные за всю жизнь деньги, которые отец дал мне на художественное образование, — я, румяный и кудрявый юнец, отправляюсь в Петербург вместе с приятелем. Я вошел в новый дом и он стал моим навсегда» (Марк Шагал, «Моя жизнь»). Любовь художника кроется в изящных ее линиях, стройности стана, нежности лица. Такой мотив встречался у М. Шагала и раньше, но в начале и середине 1910-х годов он использовал его преимущественно для одной цели – вызвать ощущение странности, резкого смещения привычного.

У него был один брат и пять сестёр14. Его миром, его космосом, землей и царством небесным была краска. Именно вот таким образом он близок и понятен и еврею и русскому и европейцу. Так появились земные пейзажи и интерьеры с портретами Беллы и крошечной Иды за дачным столом, уставленным тарелками спелой земляники, перед окном с открывающейся за ним лесной поляной или заросшим садом – столь любимыми Шагалом уголками российской природы, по которым он испытывал острую ностальгию на чужбине. В «Прогулке» М. Шагал и Белла образуют гибкую вертикаль, которая соединяет небо и землю, городские крыши и купола с ангельскими сферами.

  • Последние записи в блокнотах тайников
  • Край мой родной над Волгой-рекой
  • Буктрейлер – лучшая реклама книг
  • Мои друзья и постоянные читатели
  • Учитель вечен на земле: Образ учителя в литературе

., бабушки художника со стороны отца), которые к тому времени жили в местечке Лиозно в 40км от Витебска22. Герои взлетели над Витебском, поверх Витебска и наконец взлетели на небеса. В 1964 исполняет витраж и мозаичное панно для здания ООН в Нью-Йорке.

Это и Витебск и Париж одновременно. С детства он получил традиционное домашнее еврейское образование. Сам знаешь. Любовная тема в творчестве Шагала неизменно связана с образом Беллы. Её черты узнаваемы в лицах почти всех изображённых им женщин.

  1. Дети имеют право: Права ребёнка
  2. Парижские картины на ночных рубашках
  3. Шагал — основатель Витебского художественного училища
  4. Иллюстратор Гоголя, Лонга, Лафонтена

Благодаря этой картине слова «парить в небесах» и «взлететь от счастья» обрели зримое воплощение. В 1914-1922 годах Шагал жил в России. Большие, выпуклые, чёрные. Шагал «Моя жизнь») – таким был главный принцип художника. Это и сегодня еще многим кажущееся нелепым сооружение, возносящееся над домами и соборами столицы средневековой Европы, несколько прямолинейный, наивный след первых восторгов перед возможностями инженерии будущего, было воспето Аполлинером и прочно вошло в поэтический словарь ХХ века: «Пастушка, о башня Эффеля». Принимал участие в художественном оформлении театра: сначала рисовал настенные картины для аудиторий и вестибюля, а затем костюмы и декорации, в том числе «Любовь на сцене» с портретом «балетной пары»1.

Наряду с Витебском неотъемлемой частью иконографии Шагала является Эйфелева башня, неотделимая в сознании мастера от его второй родины – Парижа. Но запомни: денег у меня больше нет. Там – маленькие домики, маленькие сценки из жизни городка. Полет влюбленных продолжается уже за пределами комнаты.

В «Прогулке» образная цель художника кардинально меняется: М. Шагал стремится сделать полет над землей метафорой достигнутой свободы и обретенного счастья. Но внутри его серий «солдатских» этюдов и рисунков разыгрывается весь диапазон настроений той поры – от подлинной трагедии молодых новобранцев с печатью обреченности на «прилипших» друг к другу лицах до саркастической гримасы раненого солдата, смотрящего одним глазом с рисунка тушью из собрания Третьяковской галереи. 141 х 197 см Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия В картине «Над городом» Шагал и его супруга Белла словно летят над Витебском, оставляя в пространстве земного притяжения его покосившиеся домики. Марк Шагал (Мойше Сегал) родился в еврейском пригороде Витебска 6 июля 1887 года. Шагал ничего не придумывает.

В подчинении Шагала были музеи, художественное образование и театр. В тринадцать лет он поступил в третий класс русской школы. Его невольно хочется сопоставить со стариками и старухами подростка Пикассо. В семье было девять детей.

«Какими бы фантастичными и алогичными ни казались мои работы, я всегда боялся, что их смешают с этим автоматизмом. Он мечтал вернуться в Париж с женой, но Первая мировая война разрушила его планы. Он стал одним из основателей художественного училища и музея в Витебске. И многим было суждено сгореть вблизи этого пламени. Леже и Аполлинер вскоре увидят это кошмарное действо в реальности, в окопах Первой мировой войны. И много лет спустя Эрнест Хемингуэй писал об этом, содрогаясь от волнения. В отличие от нее, самого себя он нарисовал угловатым и неловким.

Можешь не рассчитывать». Дед художника, Довид Еселевич Шагал (в документах также Довид-Мордух Иоселевич Сагал, 1824—. ), происходил из местечка Бабиновичи Могилёвской губернии1718, а в 1883 году поселился с сыновьями в местечке Добромысли Оршанского уезда Могилёвской губернии, так что в «Списках владельцев недвижимого имущества города Витебска» отец художника Хацкель Мордухович Шагал записан как «добромыслянский мещанин» мать художника происходила из Лиозно1920. После смерти жены Шагал девять месяцев ничего не писал, а потом, даже вступая в отношения с другими, всегда писал только ее и для нее.

  • Монументальное искусство Марка Шагала
  • Факт 1— миф орождении Марка Шагала
  • Факт 2— вражда сМалевичем иизгнание изВитебска
  • Факт 4— Шагал, сексуальная революция иженщины
  • Факт 5— ботаническая живопись распятия
  • Самое интересное в виде мозаики

Это как бы одно существо. Покинув Витебск, Шагал навсегда унес этот мир с собой. А еще «Прогулка» стала частью триптиха. Откуда все это.

Они наконец-то воспарили на своем счастье, вместе, вдвоем. Девушка поражает своей геометрической структурой и хрупкостью. Это всё, что я могу наскрести.

Его картины выставлялись с работами современных художников из разных стран. В этой картине художник как бы перевоплотил и переосмыслил известную метафору писателя Шолом-Алейхема «Человек воздуха».

Марк Шагал родился 6 июля 1887 года в Белоруссии, на окраине Витебска, которая называлась Песковатйки (еще недавно местом рождения Шагала ошибочно считали местечко Лиозно), в еврейской семье. И часто добавлял: Может быть, вот таким образом я постоянно взволнован.

История одного шедевра: 
«Над городом» Шагала

Общество и критики очень высоко оценили представленные работы. Он поселился в знаменитом «Улье» на Монпарнасе, где сразу оказывается в центре главных событий на кухне живописи. Слёзы и гордость душили меня, когда я подбирал с пола деньги — отец швырнул их под стол.

Забор тянется черной лентой, с ним соседствуют дома приглушенных оттенков – Витебск спит. Там его окружали, в основном, поэты-символисты. Эти его летающие образы влюбленных людей, кажется, неоставляют равнодушным никого. Марк Шагал ушел последним из славной плеяды «старых» мастеров ХХ века. Ичто выдумаете— предсказание сбылось: 28марта 1985 года 98-летний художник вошел влифт, чтобы подняться навторой этаж своего французского особняка ивовремя этого короткого полета его сердце остановилось.

Его миром, его космосом, землей и царством небесным была краска. Отец Марка Шагала всю жизнь проработал грузчиком при продуктовом складе. Глаза летуньи лучатся чистотой и невинностью, но их черный цвет, «жгучий и прекрасный», приковывает своей таинственностью.

С 14 лет он обучался рисованию у витебского художника Юделя Пэна. На бледном лице сияют глаза. Большие, выпуклые, чёрные.

Черты ее лица прорисованы довольно четко, а прическа естественна и легка. Такой мотив встречался у М. Шагала и раньше, но в начале и середине 1910-х годов он использовал его преимущественно для одной цели — вызвать ощущение странности, резкого смещения привычного. Как будто мы давным-давно знакомы и она знает обо мне всё: моё детство, мою теперешнюю жизнь и что со мной будет как будто всегда наблюдала за мной, была где-то рядом, хотя я видел её в первый раз. В «Двойном портрете» Белла сидит на плечах мужа и готовится к прыжку, а в картине «Над городом» они уже парят в небе вдвоем. ВойтиLiveПосетитьЧитатьСмотретьАфишаАтласLiveСпецпроектыКиноМузеиМузыкаТеатрыАрхитектураЛитератураТрадицииЛекцииОбразы РоссииВойтиМузеиПерсоныХудожникПерсонаМарк ШагалГоды жизни: 06 июля 1887 — 28 марта 1985Страна рождения: Белоруссия (Беларусь)Сфера деятельности: ХудожникРодители Марка Шагала мечтали, чтобы сын был бухгалтером или приказчиком.

Большие, выпуклые, чёрные. В 1922 году уехал в Берлин, а в 1923 – во Францию.

Если у Шолом-Алейхема человек воздуха – это незадачливый мечтательный герой, маленький человек из черты оседлости со своими непрочными заработками и скромными жизненными планами (да и те зачастую лопаются, как мыльные пузыри), то у М. Шагала человек воздуха, люди воздуха появляются потому, что они высоко воспарили в своих романтических чувствах. Способность сочетать высокое с обыденным – индивидуальное качество творчества Шагала. Две эти картины – «Над городом» и «Прогулка» – которые чаще всего и ассоциируются с творчеством Шагала, относятся к периоду времени между 1914 и 1918 гг.

Разумеется, столь стремительное овладение европейской живописной культурой невозможно приписать одной лишь одаренности молодого художника. В 1920году Шагал уехал в Москву и поселился в «доме со львами» на углу Лихова переулка и Садовой.

Белла на долгие годы стала музой авангардиста. Осенью 1909 года во время пребывания в Витебске Тея познакомила Марка Шагала со своей подругой Бертой (Беллой) Розенфельд, которая в то время училась в одном из лучших учебных заведений для девушек— школе Герье в Москве. 25 Эта встреча оказалась решающей в судьбе художника. Позже это слово перефразировалось и стало термином — сюрреализм. – я тоже.

«По сути мы всегда копируем то, что у нас внутри, а не то, что видим. Она смотрит— о, её глаза. Мечтал стать то скрипачом, то танцором, то певцом, то поэтом.

Расправив крылья, ярко вспыхнул Модильяни растворился в усредненно-высокой продукции экспрессионизма и кубизма О. Кубин навсегда вошли в историю искусства лишь как представители «парижской школы» доброкачественные стилисты Кислинг и Фудзита.

Это полет двух влюбленных, двух свободных людей. Во всех картинах триптиха герои преодолевают земное тяготение с такой легкостью, что у зрителя и мысли не возникает о неестественности полета. Маленькая фигурка отца семейства с сияющим младенцем на руках, «вспорхнувшая» на спинку кровати в глубине картины, служит точкой отсчета для восприятия особого, «чудесного» пространства, преобразующего интерьер тесной каморки. Шагал, «Моя жизнь») – такая установка во многом определила жизнь и судьбу художника.

В 1910 году художник уезжает в Париж, который назвал «вторым Витебском». Летающие музыканты исполняют дивные сказочные мелодии на огрубленных, как в детских рисунках, лицах Жениха и Невесты застыло удивление перед красотой вселенной. Они родили дочь Иду ипрожили влюбви исогласии 19лет, пока Белла нескончалась вАмерике. За ними скрывается биография мастера, его мироощущение. И я понял: это моя жена» (М.

Решено. «моё искусство не рассуждает, оно – расплавленный свинец, лазурь души изливающаяся на холст» (М.

«Я не хочу быть похожим на других, я хочу видеть мир по-своему» (М. Современники говорили, что Марк Шагал привез в Париж свой волшебный Витебск.

Марк Шагал – не только талантливый художник, но и одарённый поэт. Творчество Шагала вообще очень автобиографично. Образной основой всех картин триптиха стал мотив победы над земным тяготением, свободного полета людей в мировом пространстве.

Дополняли сценические сюжеты силуэты Эйфелевой башни и витебских домов. В Париже он впервые начал использовать личное имя Марк.

Она молчит, я тоже. А первые полотна Шагала исполненные в Париже, – Я и моя деревня, Россия. Имя Шагала становится известным после выставки «1915 год» в Москве, где он показал 25 произведений из «Витебской серии». Стихия нетронула лишь несколько домов, втом числе итот, где родился Шагал.

Только с феноменом Пикассо сопоставим этот мощный поток творчества, на протяжении восьмидесяти лет выплескивавший из своих глубин картины, гравюры, сценографические макеты и, наконец, на последнем этапе жизни – витражи и мозаики. Пейзажи Шагала написаны словно с птичьего, а вернее с ангельского, полета. И Шагал чувствовал и знал. Её черты узнаваемы во всех женщинах и ангелах. Она смотрит – о, её глаза.

С полотен всех периодов его творчества, включая позднейший (после смерти Беллы), на нас смотрят её «выпуклые чёрные глаза». Через два года завершил работу над фресками в New York Metropolitan Opera, там же оформляет постановку «Волшебная флейта». Но Шагал отказался подписаться под манифестом сюрреалистов.

– я тоже. Однако Шагал прожил 97 лет и стал настоящим символом своего времени. Поэт Блез Сандрар (Blaise Cendrars) назвал Марка Шагала лучшим колористом своего времени.

Все исследователи отмечают резкое в творчестве Шагала нарастание обыденных мотивов в годы войны перед Октябрем. В начале 1913 года состоялась первая персональная выставка Шагала в «Академии Марии Васильевой», а в сентябре его картины выставляются в Первом Немецком Осеннем Салоне в Берлине, откуда Шагал уехал в Россию.

Две музы-жены сопровождают Шагала в вечном полете между Парижем и Витебском. Это мои глаза, моя душа. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Вдалеке на горизонте белый, подобно «фата моргане», собор. В его пейзажах земля круглая и очень небольшая и уютная, а небо глубокое и бескрайнее. А художник и его супруга в своей реальной нереальности сна.

Ее жених, как настоящий мужчина, уверенно держит Беллу и ни за что не даст девушке упасть, хоть его поза и довольно свободна. Родители поженились в 1886 году и приходились друг другу двоюродными братом и сестрой1516. В 1921 году театр Грановского открылся спектаклем «Вечер Шолом Алейхема» в оформлении Шагала.

Белла отвечала ему взаимностью сразу. Уже в раннем сохранившемся этюде маслом – портрете старушки с корзинкой для вязанья, по-видимому, начатом еще в Витебске под руководством ученика Репина Иегуди Пэна, – чувствуется рука прирожденного живописца и рисовальщика. Это Божий мир. Разделение на «верх» и «низ» всегда предполагает в себе возможность и даже необходимость полета.

Над старыми деревянными домиками, над приевшимся бытом, над Землею. «Прогулку» трактовали и как побег от реальности, которую собой тогда представляла революция. В эти годы на полотнах Шагала господствует заснеженная русская деревня и странное бестелесное существо – шагаловская «душа города» в облике крутящейся по земле метелицы с нежным женским профилем – заключает в свои холодные объятия падающую в беспамятстве Невесту с «синим» лицом, выпустившую из рук праздничный букет. М. Шагал всегда и во всем хотел дойти до корня вещей, увидеть их сущность.

В этот период началась его дружба с поэтом Блезом Сандраром (он говорил по-русски) когда спустя много лет Шагала попросили назвать самые значительные события в его жизни, он ответил: «Моя встреча с Сандраром и русская революция»26. Художник показан в духовно-пластическом единстве со своей подругой.

9. Шагал необычайно тонко ощущал разлитую в мире гармонию и божественную благодать. Тея вмиг стала мне чужой и безразличной. Позже художник расскажет, что именно поэтой причине онвсю жизнь испытывал тягу кперемене мест (кроватку смладенцем вовремя пожара постоянно переносили изугла вугол) итак часто насвоих картинах изображал огонь, пощадивший его. В дневнике он записал: «я понял: это моя жена глаза.

Будущий знаменитый художник-авангардист появился насвет вмаленьком белорусском городе Витебске— там досих пор жива легенда отом, что однажды вэтом месте родится мальчик, который прославит город. Вот почему мои персонажи оказались в небе раньше космонавтов». И среди местечка с маленькими покосившимися домиками, высится Эйфелева башня.

2. Их обоих в юности интересовало все физиономически характерное и «жалостливое», но в отличие от прошедшего суровую академическую муштру испанского мальчика витебский ученик гораздо раскованнее.

Искусствоведы считают, что эта деталь олицетворяет самого бога, но это неточно. Но рядом, параллельно с этой витебской и дачной житийностью, появляются серии символических портретных образов «красных» и «зеленых» евреев, разноцветных раввинов, творящих молитвы или раздумывающих над писанием и, вторя им ритуальной торжественностью, тут же возникают серии голов «голубых» и «зеленых» любовников. Даже изображая влюбленных, парящих над городом и бытом, художник не забывает о деталях. Здесь хорошо просматривается отношение Марка Шагала к жене.

Это мои глаза, моя душа». И его картины – это удивительный сплав живописи и поэзии.

Их здесь трое – он, его жена Белла и родной Витебск. Которая тоже вначале ему позировала, потом ждала возвращения изПарижа, апотом, как шутил сам художник, «все закончилось свадебным венцом». Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Акрасный цвет стех пор означал для художника ижизнь исмерть одновременно. Символы прослеживаются и в образах мужчины и женщины: у них по одной руке, это показывает, что каждый из них является дополнением другого, они ничего не значат по отдельности.

И я понял: это моя жена. В 1921году Марк Шагал работал преподавателем в подмосковной еврейской трудовой школе-колонии «III Интернационал» для беспризорников в Малаховке. И я понял: это моя жена. Высылать ничего не буду. Не брала в расчет, что он – сын простого еврея, который разгружал селёдку. Именно эти глаза смотрят на нас почти со всех картин Шагала.

Он заставляет нас воспринимать Христа уснувшим, а не умершим. «С ней, не с Теей, а с ней должен быть я— вдруг озаряет меня. Белла стала главной женщиной в жизни Шагала и главной музой.

Семье Шагалов с 1890 года принадлежал деревянный дом на Большой Покровской улице в 3-й части Витебска (значительно расширенный и перестроенный в 1902 году с восемью квартирами на сдачу)21. Ослам и другим – поразили воображение поэтов кубизма Аполлинера и Сандрара (а значит и самого его творца – Пикассо). В мае 1911года Шагал на полученную от Максима Винавера стипендию поехал в Париж1, где продолжил учиться и познакомился с жившими во французской столице художниками и поэтами-авангардистами (с супругами Соня и Робер Делоне, А. Лот, Г. Аполлинер, М. Жакоб, Р. Канудо и др. ). Главная тема творчества Шагала – «время человека». Затем Шагал поступил в Витебское четырехклассное училище.

Для первых картин Шагала, его друг поэт Гийом Аполлинер (также имеющий белорусские корни) придумал определение — «surnaturel», что значит сверхъестественное. Герои взлетели над Витебском, поверх Витебска и наконец взлетели на небеса. Зрелый кубизм учит видеть мир не просто бинокулярным, но каким-то «ротаторным» зрением, докапываясь до самой сути процесса формообразования. Одежда ее вполне в духе того времени, винтажной женственности: длинная «учительская» юбка с пеной кружев и блузка с манжетами и воротником, которая олицетворяет молодость. Поэзия как действие – наверное, только так можно описать полотна Шагала.

Экспозиция включала 34 картины на холсте и 160 рисунков на бумаге. Сам он писал, что любит землю, однако реализм бесил его. Вся жизнь показана как сочетание высокого и низкого. Но в «Прогулке» Шагал стремился сделать полет над землей метафорой достигнутой свободы и счастья. Шагал «Моя жизнь»). В Петербурге в течение двух сезонов Шагал занимался в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, которую возглавлял Н. К. Рерих (в школу его приняли без экзамена на третий курс). Он уникален и в то же время универсален, он – художник-космополит.

Шагал вносит элементы еврейской интерпретации даже в изображение христианских сюжетов («Святое Семейство», 1910, Музей Шагала «Посвящение Христу» /«Голгофа»/, 1912, Музей современного искусства, Нью-Йорк, «Белое распятие», 1938, Чикаго)— принцип, которому он остался верен до конца жизни32. Вот таким образом у исследователей творчества художника нет сомнений в том, что на полотне он изобразил себя и свою жену Беллу (Берту) Розенфельд.

Марка Шагала часто называют нарушителем гравитации. Обратите внимание на белый луч – он пересекает картину сверху вниз. Именно в Витебске воплощается шагаловский сон Иакова и над деревянными крышами возносится «лествица в небо», по которой порхают ангелы. А вот когда Шагала в начале 1930-х годов объявили главой «парижской школы», то это уже делало честь школе, а не Шагалу.

Это мои глаза, моя душа», – пишет Шагал в книге «Моя жизнь». 1. Марк Шагал «Над городом» (1918) Холст, масло. К моменту завершения «Над городом» они уже были супругами и родителями. В редкие моменты, когда Марк Шагал бывал в мастерской, он писал виды Витебска, портреты Беллы, полотна, посвященные войне.

Он потрясающе поэтичен и метафоричен. В 1960 он расписывает стены парижской Гранд-Опера. Мать, которая была главной в доме, родилась в Лиозно. Подобно Матиссу и Фаворскому, он оставил миру свою Книгу – образные повествования в гравюре, шагаловский вариант «Мертвых душ» и Библии.

Шагал встретился с ней впервые в 1909 году и спустя шесть лет они поженились. Вернее всего, сначала промолчал, потом, по обыкновению, разогрел самовар, налил себе чаю и уж тогда, с набитым ртом, сказал: «Что ж, поезжай, если хочешь. Здесь его учителями стали Л. Бакст и М. Добужинский. По свидетельству И. Г. Эренбурга: «Это было время расцвета кубизма, влияние которого было настолько велико, что даже Шагал, этот поэт местечек Беларуси, много взявший у маляров, расписывавших вывески парикмахерских или фруктовых лавчонок, на короткий срок заколебался»28.

Так как стипендии хватало, в первой половине 1912 года Шагал переехал в знаменитый «Улей»— дом в котором находились жилые помещения и мастерские художников. Однако он стал художником с мировым именем, когда ему не исполнилось и 30 лет. Что сам Марк только отучился в Витебской школе живописи и рисунка. — я тоже. Их союз стал для Шагала союзом мужчины и женщины в самом высшем, сакральном смысле.

Несмотря на некоторое влияние кубизма на Шагала (он занимался в «Academie de la Palette», где доминировало это художественное направление) уже критик Я. А. Тугендхольд, который жил в тот период в Париже, отметил отличие шагаловских работ от «надуманных» полотен других кубистов: «Среди русской молодежи внимание останавливают на себе работы Шагала. Марк Шагал родился в 1887 году в бедном еврейском квартале Витебска. Он часто изображал ее на своих картинах.

В ту же серию попали картины «Двойной портрет» и «Над городом». Малая гостиная Шагала вполне могла бы висеть рядом с Матиссом, Дереном и Браком в фовистском зале Осеннего Салона в Париже. «Лично я не уверен, что теория – такое уж благо для искусства. М. Шагал всегда и во всем хотел дойти до корня вещей, увидеть их сущность. Дед Марка Шагала был резником и у него в сарае сохли шкуры убитых животных.

Цветовая палитра картины «Над городом» на первый взгляд имеет некий диссонанс. Марк Шагал — библейский художник даже не потому, что часто обращался к сюжетам Священного Писания, а так как сохранил его дух в своих произведениях — дух славословия и молитвы, дух созерцания и хвалы, дух притч и псалмов. Город внизу маленький, нереальный. Но приобщившийся к тому горению у подножия Эйфелевой башни, вкусивший горько-полынного абсента из треугольных бутылей и чаш уже был «отравлен» до конца дней зельем нового мировидения. Мовша Хацкелевич Сагал (впоследствии Марк Захарович Шагал) родился 24 июня (6 июля) 1887 года на окраине Витебска.

В 1891- 1899 годы с небольшими перерывами жил в Париже. Весь мир для меня потерял краски». Парижские откровения Шагала прервала Первая мировая война. Но, напитавшись этими соками сполна, оторвался от своих корней, чтобы взлететь. Стихию онрисовал ввиде петуха срастущим изтуловища птицы огненным деревом.

И в творчестве мастера всё больше станет обостряться тема слитности и тесной взаимосвязи времён.