Марк Шагал Скрипач
Зеленый скрипач, Марк Шагал – описание картины
Однажды А. В. Луначарский, посетивший поселение художников «Ля Рюш» в 1912 году в качестве корреспондента газеты «Киевская мысль», поинтересовался у Шагала – почему он написал еврея на крыше домика в Витебске. В предвоенные и военные годы одной из ведущих тем его искусства стало распятие («Белое распятие», «Распятый художник», «Мученик», «Желтый Христос»). Геометрия не вытесняет из его картин живых персонажей. Кроме того, скрипач на крыше вполне мог соотноситься с евреями в рассеянии и с проблемами, связанными с этим, – на картине скрипач настойчиво пытается удержаться на покатом скате крыши. В Петербурге в течение двух сезонов Шагал занимался в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, которую возглавлял Н. К. Рерих (в школу его приняли без экзамена на третий курс). Она тотально пресекла его общение с Вирджинией, сыном и многими прежними знакомыми, зато Шагал в этот период очень много работал и стал коммерчески успешен.
Там находилась единственная в России академия художеств, куда Моисей собирался поступить. В 1922-м году он награвировал серию офортов, призванных стать иллюстрациями к его автобиографии «Моя жизнь» (папка с гравюрами «Моя жизнь» была издана в 1923 году). Автор как бы говорит нам: «Каким бы умным (талантливым, гениальным) я ни был, я все равно глупец». Тот планировал организовать выставку Осеннего салона в Берлине и пригласил Марка в Германию. Но искусство Шагала с самого начала неповторимо самобытно. Преподавал в этом учебном заведении Николай Рерих. Он снова оказался не у дел и без средств к существованию.
Сюита о скрипаче – по картине Марка Шагала
Его удивительные картины продолжают поражать и радовать людей своими мистическими, порой необъяснимыми и одновременно родными и понятными образами. Свою художническую биографию Шагал начал с картины «Покойник». Из-за Первой мировой войны границы европейских стран, втянутых в этот военный конфликт, закрылись и, как художник ни старался, покинуть Россию он не смог. В 1909 году были написаны созданные под влиянием неопримитивистской стилистики произведения «Портрет моей невесты в черных перчатках» и «Семья». Между молодыми людьми вспыхнуло взаимное нежное чувство. Теперь педагог не выказывал студенту Шагалу своего неодобрения относительно его рисунков.
И только кажется, что в прошлом кто-то был счастлив. Тогда же им были написаны полотна «Понюшка табаку», «Молящийся еврей», которые вывели Шагала в художественные лидеры возрождавшейся еврейской культуры. Судя по всему, зрителю виден эскиз реальной работы Шагала «Россия, ослы и другие» (1911, Национальный музей современного искусства, Центр Жоржа Помпиду, Париж), которая также экспонировалась в Салоне Независимых. В 1960-е мастер продолжил иллюстрировать ветхозаветные сюжеты.
Тише, скрипач на крыше, а Шагал еще выше
На полотне «Ворота кладбища» (1917, Национальный музей современного искусства, Центр Жоржа Помпиду, Париж) под темным грозовым небом над распахнутыми воротами еврейского погоста видна вырезанная в надвратной части надпись на иврите: «Так говорит Господь Бог: вот Я открою гробы ваши и выведу вас, народ Мой из гробов ваших и введу вас в землю Израилеву» (Книга пророка Иезекииля, 3712). С января по июль 1964 мастер уже занимался непосредственным созданием плафона, стараясь как можно бережнее обращаться с более ранней живописью художника Ленепве (18191898), которая изначально украшала потолок зрительного зала оперы Гарнье.
Она задумчиво гладит козу, а над ними в полыхающем красным цветом закатном небе сияет золотистый диск солнца, порхают птицы и летит ангел со скрипкой. Но и эти красочные прелести отнюдь не аполлонического происхождения. Над измученной роженицей стоит мрачная повитуха и небрежно держит младенца. Одним из них является «Музыка» (1920, Государственная Третьяковская галерея, Москва). Человек, несущий на плечах ягненка, — это традиционный раннехристианский (иконографичный) образ, восходящий к доброму Пастырю — Христу. Как только пара вернулась в Витебск, Марка мобилизовали в армию.
Несмотря на некоторое влияние кубизма на Шагала (он занимался в «Academie de la Palette», где доминировало это художественное направление) уже критик Я. А. Тугендхольд, который жил в тот период в Париже, отметил отличие шагаловских работ от «надуманных» полотен других кубистов: «Среди русской молодежи внимание останавливают на себе работы Шагала. Марк Захарович Шагал – один из самых фантасмагорических лиричных живописцев XX века.
«Прогулку» трактовали и как побег от реальности, которую собой тогда представляла революция. В 1910 голу Шагал уезжает в Париж. Он уже был знаком с состоятельными петербуржцами, являвшимися редакторами недавно закрытого либерального еврейского журнала «Восход».
«Скрипач на крыше» — это музыкальный концерт, проходящий «на фоне» картин Марка Шагала, в течение которого музыканты-исполнители и участники концерта объяснят связь художественного искусства и музыки. На первом плане также присутствует «святое семейство», а у входа «в пещеру» под «Вифлеемской звездой» стоят «волхвы», «дары приносящие». Успех балета «Алеко», созданного по мотивам поэмы классика русской литературы Александра Пушкина «Цыганы» на музыку великого русского композитора в постановке выходцев из России имел на Американском континенте грандиозный успех. Шагал привез в Берлин более сорока своих работ, созданных в Париже.
Появление художника «в компании театральных деятелей» приветствует карлик, его прототипом, по некоторым предположениям, является актер Хаим Крашинский. В своей книге «Моя жизнь», Шагал описывает этот период так: «Захватив двадцать семь рублей — единственные за всю жизнь деньги, которые отец дал мне на художественное образование, — я, румяный и кудрявый юнец, отправляюсь в Петербург вместе с приятелем. Аналогичный образ художник уже неоднократно воспроизводил на своих полотнах, например в картине «Зеленый скрипач» (19231924, Музей С. Р. Гуггенхайма, Нью-Йорк). Там же виден пишущий что-то человек: это, вероятно, постоянный композитор театра Лейб Пульвер, люди рядом с ним — оркестранты.
- «Скрипач на крыше»: Марк Шагал в музыке и цвете
- Описание картины Марка Шагала «Скрипач»
- Марк Шагал: «Чтоб картина моя светилась радостью»
- 10 шикарных картин Марка Шагала изучив которые, вы станете более образованным человеком
- Топ-10 самых известных картин Марка Шагала
На телеге лежит корова и сидит сам хозяин, а сзади следует его жена с ягненком на плечах. Даже в преклонные годы художник постоянно работал. Уже 2 сентября она скоропостижно скончалась. И это — какой-то вопль, какой-то клич, в этом и есть подлинный пафос. Как решить задачу, я не знаю. Демонстрируя нам сюжет, происходящий на открытом воздухе, с плавающими объектам и живым ярким круговоротом цветов, эта картина представляет собой классическую живопись Шагала. Окружение «Синий скрипач», как и на большинстве картин Шагал изображает нам фигуру человека, проплывающую на фоне ночного неба.
У обнаженной роженицы на одной ноге нет чулка. Но здесь жила Белла. Однако страшные образы Советской России не покидали художника.
- Художник: Шагал Марк ЗахаровичСкрипач
- Марк Шагал картины и творческая биография художника
- Другие картины Марка Захаровича Шагала
- В чем истоки религиозности Марка Шагала
- Чем Марк Шагал отличается от всех авангардистов
Каким-то образом все это, даже самое знакомое, трогает не является и сожаление вроде того, что вот такой замечательный талант, а так себя разменивает, так себя ограничивает. Эти персонажи взяты художником не "с натуры", а из собственного духовного мира. Непонятны и разные другие символы (непонятны именно в качестве символов), что разбросаны по картине. Так в 1923 мастер с семьей оказался в Париже.
Так, например, произведение «Продавец скота» (1912, Художественный музей, Базель) наполнено метафорами псевдо-благополучной жизни России. Позднее он писал: «Долгие годы ее любовь освещала все, что я делал». Или же сделана попытка обличения виновника бесчисленных бед. Можешь не рассчитывать».
- В чем особенности изобразительного языка Марка Шагала
- Как понимать картины Марка Шагала
- Библейские сюжеты в творчестве Марка Шагала: главные работы
- «Библейское послание» Марка Шагала — серия иллюстраций к Библии
- Марк Шагал и монументальное искусство
Все это, очевидно, олицетворяет творческие замыслы режиссера и художника. На полотне изображена кобыла с еще не родившимся жеребенком в брюхе, везущая повозку.
Он сумел найти некоторые свои картины, оставленные в «Улье» и начал создавать авторские копии утерянных работ. Весной 1952 Шагал расстался с Вирджинией Макнейл. Обратите внимание на белый луч – он пересекает картину сверху вниз. Вот почему летом 1908 молодому живописцу пришлось покинуть стены этого учебного заведения.
- Скрипач – о картине Марка Шагала
- Марк ШагалОбсужденияПросмотр темы6
- Другие картины художника – Марк Шагал
- Отправить запрос на изготовление копии
- Рафаэль Санти – творческий путь и картины художника
Мовша Хацкелевич (впоследствии Моисей Хацкелевич и Марк Захарович) Шагал родился 24июня (6июля)1887 года в районе Песковатика на окраине Витебска, был старшим ребёнком в семье приказчика Хацкеля Мордуховича (Давидовича) Шагала (1863—1921)1011 и его жены Фейги-Иты Менделевны Черниной (1871—1915)11213. Монархия с ее консервативными законами перестала существовать и евреи получили право проживать где угодно. Последний в свою очередь тоже поддерживал Шагала и однажды даже назвал мир его картин «surnaturel» — сверхъестественное, а позже «surreal» — сюрреализм, придумав, таким образом имя новому стилевому направлению в искусстве, которое получит свое развитие только спустя десятилетие и в творчестве совсем других художников. Столица империи представлялась ему землей обетованной. Произведение наполнено счастьем и ангел здесь играет не последнюю роль. Однако самый смысл представленного символа мне непонятен.
Он заставляет нас воспринимать Христа уснувшим, а не умершим. Картина сама по себе не содержит ответа, а обращаться за изустными комментариями к самому творцу (если бы он пожелал их дать) я не намерен. Нынешняя выставка (открытая в галерее Май, 12, рю Бонапарт) лишний раз подтвердила во мне мое отношение к искусству Шагала (я был одним из первых, кто четверть века назад оценил это искусство) и в то же время она рассеяла прокравшееся в меня сомнение не снобичен ли Шагал не стал ли он шарлатанить, не превратился ли он, толкаемый к тому успехом, в банального трюкиста, который торгует тем, что когда-то давало ему подлинное вдохновение. Первым его учителем был местный художник Ю. Пэн. Но идиллия продолжалась недолго.
Картина сочетает себе мрачные цвета, мечтательный стиль и просто свойство радовать глаз. Новая любовь привнесла в творчество Шагала ощущение радости и воодушевления. Для выставки работ этого цикла в Ницце даже специально открыли музей.
В этот период началась его дружба с поэтом Блезом Сандраром (он говорил по-русски) когда спустя много лет Шагала попросили назвать самые значительные события в его жизни, он ответил: «Моя встреча с Сандраром и русская революция»26. Но, несмотря на то что жизнь в США была более спокойной и достаточно насыщенной, Шагала не покидала мысль о возвращении в Париж. Но мечта стать живописцем не оставляла юношу. В ту же серию попали картины «Двойной портрет» и «Над городом».
Плафон он украсил горизонтальной композицией «Введение в еврейский театр» (1920, Государственная Третьяковская галерея, Москва). «С ней, не с Теей, а с ней должен быть я— вдруг озаряет меня. В 1927-м возникла серия гуашей «Цирк Воллара» с ее сквозными для всего шагаловского творчества безумными образами клоунов, арлекинов и акробатов. Искусствоведы считают, что эта деталь олицетворяет самого бога, но это неточно.
Однако семье Шагала жить на пособие от Комиссариата просвещения становилось все тяжелее. Почему не быть и такому искусству, почему не тешиться им. По свидетельству И. Г. Эренбурга: «Это было время расцвета кубизма, влияние которого было настолько велико, что даже Шагал, этот поэт местечек Белоруссии, много взявший у маляров, расписывавших вывески парикмахерских или фруктовых лавчонок, на короткий срок заколебался»28. В этом же году Шагал начал создавать эскизы декораций, костюмов и занавеса для балета «Жар-Птица» на музыку Игоря Стравинского. Большие, выпуклые, чёрные.
Одной из своих самых важных работ мастер считал созданные им иллюстрации к Библии. В 1900 он поступил в Витебскую гимназию. Это мои глаза, моя душа.
Торжественное открытие плафона состоялось в 1964 и вызвало большой резонанс в прессе. Оказалось, только что на свет появился его младший брат.
А сам Шагал написал: «Художнику надо иногда быть в пеленках» – видимо имея ввиду, что внешний мир не должен рубить творцу его мирный полет фантазии. Среди них был и Казимир Малевич, который еще в 1915 на выставке в Петрограде произвел фурор, представив собственное произведение «чистой живописи» под названием «Черный квадрат» (1915, Государственная Третьяковская галерея, Москва). Художник стремится преподнести героев максимально важными для картины и даже, возможно, окрашивает их в лучшие цвета по сравнению с остальной композицией. Вы наверняка заметили, что Шагал великолепно передал особенности лунного света в картине «Синий скрипач», а сам скрипач представлен в особенном, освещении, что является прекрасной метафорой большой важности образа музыканта для картины. Вскоре художник заключил договор с издательством Амбруаза Воллара на иллюстрирование романа Николая Гоголя «Мертвые души» и в течение 19231925 создал сто семь эскизов для гравировальных досок. С полотен всех периодов его творчества, включая позднейший (после смерти Беллы), на нас смотрят её «выпуклые чёрные глаза».
Предложение написать их он получил еще в конце 1920-х от издателя Амбруаза Воллара. Центральное место на полотне занимает ярко-красный падающий ангел с женской грудью. Образ «Введения» не только символичен, но и наполнен самоиронией. Дед художника, Довид Еселевич Шагал (в документах также Довид-Мордух Иоселевич Сагал, 1824—. ), происходил из местечка Бабиновичи Могилёвской губернии1718, а в 1883 году поселился с сыновьями в местечке Добромысли Оршанского уезда Могилёвской губернии, так что в «Списках владельцев недвижимого имущества города Витебска» отец художника Хацкель Мордухович Шагал записан как «добромыслянский мещанин» мать художника происходила из Лиозно1920.
— я тоже. Марк рано осознал, что хочет стать именно художником и не замедлил объявить об этом родителям. Пэн достаточно высоко оценил работу юного ученика и разрешил ему заниматься бесплатно.
Во второй половине XX века Шагал приобрел небывалую популярность. Однако в целом это видение поражает и подчиняет внимание. Белла стала главной женщиной в жизни Шагала и главной музой. Именно это увлечение во многом и определило в дальнейшем его выбор профессии. Шагал удостоился премии Карнеги. И эта признанность может считаться вполне заслуженной.
С 1923 г. Шагал обосновался в Париже в том же году в Берлине выходит книга его мемуаров «Моя жизнь». Художник на время приехал в Париж и возобновил отношения с прежними друзьями.
В 1921 Марку Захаровичу предложили другое место работы — преподавать рисование в школе для сирот, устроенной в подмосковной Малаховке. Они не только поддерживали молодого художника (разрешили ему ночевать в пустующем помещении редакции), но и в 1909 рекомендовали его в студию рисования и живописи Елены Званцевой, когда-то учившейся у Ильи Репина, а впоследствии даже оплачивали весьма дорогостоящие занятия. Он присутствовал уже на одной из дебютных работ художника – «Покойник» («Смерть») (1908).
В Париже он впервые начал использовать личное имя Марк. Любовная тема в творчестве Шагала неизменно связана с образом Беллы. Как такового повествования в картине нет. Спустя пятьдесят лет художник снова ступил на родную землю.
Луначарский, посетивший поселение художников «Ля Рюш» в 1912 году в качестве корреспондента газеты «Киевская мысль», поинтересовался у Шагала – почему он написал еврея на крыше домика в Витебске. В начале 1913 года состоялась первая персональная выставка Шагала в «Академии Марии Васильевой», а в сентябре его картины выставляются в Первом Немецком Осеннем Салоне в Берлине, откуда Шагал уехал в Россию. Композиция произведения условно поделена на две части. Родился в Витебске, в "местечковой" семье.
Так, в произведении «Большое солнце» (1958, частное собрание) мастер изобразил мужчину, нежно прижимающего к себе обнаженную женщину. На тот момент семейная жизнь Марка Захаровича дала трещину.
Таковы и иллюстрации Шагала к Библии. Мрачные эмоции отразились в некоторых его работах.
Этот вестник грядущих событий все чаще стал появляться в творчестве художника. В августе 1910 года Марк уехал в Париж. По словам Шагала, «Витебск – несчастный, скучный город».
Так как стипендии хватало, в первой половине 1912 года Шагал переехал в знаменитый «Улей»— дом в котором находились жилые помещения и мастерские художников. Помимо этих символичных изображений на картине присутствует излюбленная художником корова (на этот раз желтая) со скрипкой, а также свеча, сияющая над крышами российских домов и покосившееся распятие. Политически полезным авангардное искусство художника советская власть не признавала.
Родился 7 июля 1887 г. в местечке Песковатики близ Витебска (Белоруссия) в бедной семье грузчика рыбной лавки, где, кроме Марка, было ещё восемь детей. Но тогда благодаря связям Гинцбурга Марк не остался в одиночестве. Мастер изобразил себя сидящим перед мольбертом с палитрой и кистями в правой руке. Уже после окончания Великой Отечественный войны Шагал объездил с ней полмира. Как в графике, так и в живописи он отходит от влияния кубизма, его манера становится менее напряженной.
Заходил в «Улей» и Бакст, который с удивлением узнал, что его ученик вслед за ним перебрался в Париж. На левой руке художника семь пальцев. Возможно, таким образом автор хотел показать, что героиня была на волосок от смерти. В том же году художник с супругой был приглашен в США на открытие в нью-йоркской штаб-квартире ООН стеклянного витража под названием «Мир» (1964, нью-йоркская штаб-квартира ООН).
Тот заказал Шагалу два мозаичных панно, в которых бы отразились возвышенные музыкальные образы театрального искусства. Общая окраска искусства Шагала – жизнеутверждающая. Мы общаемся в них с высочайшими и глубочайшими умами (хотя бы эти умы и выражались подчас в очень несуразных, странных формах, а то и просто снисходили до шутки, до балагурства). Образ скрипача, музицирующего на крыше, неоднократно появляется на полотнах Марка Шагала.
Он увлекается искусством гравюры, овладевая тонкими выразительными средствами. Принимал участие в художественном оформлении театра: сначала рисовал настенные картины для аудиторий и вестибюля, а затем костюмы и декорации, в том числе «Любовь на сцене» с портретом «балетной пары»1. Полотно «Автопортрет с семью пальцами» (1912, Музей Стеделейк, Амстердам), которое было там представлено, сочетает в себе черты неопримитивизма и кубизма.
На панно, написанном для украшения театра, в верхней правой части есть ромбовидный «черный квадрат». Зимой 1941 Марку Захаровичу нанес визит консул США в Марселе Харри Бингхэм. Две эти картины – «Над городом» и «Прогулка» – которые чаще всего и ассоциируются с творчеством Шагала, относятся к периоду времени между 1914 и 1918 гг. Я вошел в новый дом и он стал моим навсегда» (Марк Шагал, «Моя жизнь»).
Шагал ответил, что это не выдумка, а реальность: «У меня был дядя, который, когда ел компот, забирался на крышу, чтобы его не беспокоили». Для создания цикла иллюстраций к роману Николая Васильевича Гоголя «Мертвые души» в 1923 году Марк Захарович переехал в Париж. Это всё, что я могу наскрести.
Все события, происходившие вокруг художника, непременно отражались в его творчестве. Но только божество это, разумеется, не Аполлон. Она смотрит— о, её глаза.
В 1920году Шагал уехал в Москву и поселился в «доме со львами» на углу Лихова переулка и Садовой. Шагал познакомился с ней еще в 1909 году в Витебске, спустя несколько лет парижских скитаний, о которых мы уже писали, женился и прожил с ней три десятка лет, вплоть до ее смерти в 1944-м. Спустя шесть лет после первой встречи, 25 июля 1915 года, они поженились.
Над всеми ними — дуги, поверх которых на идише написаны фамилии героев сюжета. Искусство Шагала представляет собой поэму в красках и линиях. В работах раннего периода уже был заметен его исключительный талант. Ползал и подбирал.
К нему тут привыкли все: колодец, коза, корова. Кобыла и балагула. Шагал просто остался верен себе, а иначе он творить не может.
В 1921году Марк Шагал работал преподавателем в подмосковной еврейской трудовой школе-колонии «III Интернационал» для беспризорников в Малаховке. Шагал ответил, что это не выдумка, а реальность: «У меня был дядя, который, когда ел компот, забирался на крышу, чтобы его не беспокоили». Выполненные мастером в 1965—1966 произведения «Триумф музыки» и «Источники музыки» (местонахождение неизвестно) стали настоящим украшением этого знаменитого американского оперного театра.
Первой женой выдающегося деятеля искусств была дочь ювелира Белла Розенфельд. В «Двойном портрете» Белла сидит на плечах мужа и готовится к прыжку, а в картине «Над городом» они уже парят в небе вдвоем. В начале 1910-х Шагал готовился к выставке в Салоне Независимых. Пока Шагал ездил в командировки, Малевич устроил в народной школе «переворот» и, сместив директора, провозгласил образовательное учреждение «Супрематическим институтом». Официальное открытие этого учебного заведения состоялось 28 января 1919. По свидетельствам самого художника, он родился мертвым, но повитухе удалось вернуть младенца к жизни.
Высылать ничего не буду.
Он восходит без лестницв шатающееся небо. Иегова. Он отталкивается от травы. Несмотря на недовольство родственников, в июле 1915 Белла и Марк поженились. Родители поженились в 1886 году и приходились друг другу двоюродными братом и сестрой1516.
Тея вмиг стала мне чужой и безразличной. Или перед нами искупительная жертва. Очевидно, автор специально сделал такую отсылку к создателю супрематизма Малевичу.
Шагал – настоящая ведетта, вроде, ну скажем, Чаплина. Эти ошеломляющие чувства художник позже отобразил в своей картине «Рождение» (1910, Кунстхаус, Цюрих). Она молчит, я тоже. После смерти жены Шагал девять месяцев ничего не писал, а потом, даже вступая в отношения с другими, всегда писал только ее и для нее. Вся эта монотонная композиция уравновешена чередующимися вертикалями и горизонталями.
Решено. Произведение «Желтое распятие» (1943, Национальный музей современного искусства, Центр Жоржа Помпиду, Париж) по своей интонации очень близко к «Падению ангела». Но аполлоническое начало начинается лишь с того момента, когда инстинкт уступает место воле, знанию известной системе идей и, наконец, воздействию целой традиционной культуры. Слёзы и гордость душили меня, когда я подбирал с пола деньги — отец швырнул их под стол. Можно предположить, что автор образно подшучивает над собственным художественным мастерством (на идише есть выражение, похожее на русское «мастер на все руки», но там идет речь про пальцы) или над картиной, которая стоит на мольберте.
В 1921 году театр Грановского открылся спектаклем «Вечер Шолом Алейхема» в оформлении Шагала. С женщиной, подарившей ему дочь Иду, Марк прожил долгую и счастливую жизнь. Ночная звезда. На бледном лице сияют глаза.
Её черты узнаваемы в лицах почти всех изображённых им женщин. Марк Шагал (Витебск, 1887 — Сен-Поль де Ванс, 1985), родился в Беларуси в еврейской семье весьма скромного достатка. Осенью 1909 года во время пребывания в Витебске Тея познакомила Марка Шагала со своей подругой Бертой (Беллой) Розенфельд, которая в то время училась в одном из лучших учебных заведений для девушек— школе Герье в Москве. 25 Эта встреча оказалась решающей в судьбе художника.
Сам знаешь. В мае 1911года Шагал на полученную от Максима Винавера стипендию поехал в Париж1, где продолжил учиться и познакомился с жившими во французской столице художниками и поэтами-авангардистами (с супругами Соня и Робер Делоне, А. Лот, Г. Аполлинер, М. Жакоб, Р. Канудо и др. ). Следует ли толковать присутствие Христа, как луч надежды.
Большой интерес к творчеству Шагала проявляют сюрреалисты: А. Бретон называл его довоенные произведения образцами «всеобщего лирического взрыва». Меняется лишь расположение этих разнообразных элементов и меняется формат картины. Лунный свет отбрасывает приятные отблески на зданиях и создаёт невероятную картину. У него был один брат и пять сестёр14.
Здесь талант мастера заиграл новыми гранями. Шагал вносит элементы еврейской интерпретации даже в изображение христианских сюжетов («Святое Семейство», 1910, Музей Шагала «Посвящение Христу» /«Голгофа»/, 1912, Музей современного искусства, Нью-Йорк, «Белое распятие», 1938, Чикаго)— принцип, которому он остался верен до конца жизни32. Некоторые элементы кубизма можно увидеть в картине «Я и деревня» (1912, Королевский музей изящных искусств, Брюссель). Они наивны и мистичны изобилуют приметами времени и символами. Теперь он мог путешествовать с семьей по стране и отдыхать на Лазурном Берегу. Недаром художник среди бородатых мужчин, приходящих в дом изобразил и корову — это как бы дар, подарок от «волхвов».
А еще «Прогулка» стала частью триптиха. По сути, этот образ символизировал жизненный цикл человека. Прелестна эта манера класть краски, то, что называется фактурой. Но и до того он вот уже десятки лет принадлежит к тем художникам имена которых получили всесветную известность, про которых критики не пишут иначе, как пользуясь готовыми штампованными формулами, а это является выражением величайшего почитания.
Под кроватью прячется мужчина — очевидно, отец ребенка. «Тьма сгустилась у меня перед глазами», — написал позже об этом периоде своей жизни Шагал. В традиционном еврейском укладе скрипач всегда был заметной фигурой, без которой не мыслились ни рождение ребёнка, ни свадьба, ни похороны.
Колорит картины убеждает нас в том, что благополучная жизнь россиян того времени (даже тех, кто имел домашних животных) являлась лишь видимостью. Мотивы фольклора, народной фантазии, вроде летающих над родной деревней фигур или одиноких скрипачей, решены в насыщенном колорите, переводящем образы реальности в симультанный поток сновидения (Скрипка, 1912-1913, Государственный музей, Амстердам Акробатка, 1914, Художественная галерея Олбрайт-Нокс, Буффало Раввин, 1914, Музей современного искусства Ка Пезаро, Венеция). Родные Марка были ему очень рады и тут же принялись обустраивать его личную жизнь. Уже летом этого же года Вальден выставил в своей галерее «Der Sturm» бльшую часть полотен художника. В левой части композиции художник изобразил двух евреев с зеленовато-синими лицами. На графическом полотне «Вечер у окна» (1950, частное собрание, Люцерн) двое влюбленных стоят возле окна из которого открывается вид на вечерний российский город. И я понял: это моя жена. Как можно обвинять его за использование вида этого города снова и снова. Мне хочется выделить одну из картин на настоящей выставке Шагала.
Это уже своего рода мировая consecration. Все иллюстрации к Библии, создававшиеся художником с конца 1920-х до середины 1970-х, в дальнейшем были названы «Библейским посланием Марка Шагала». Дело в том, что на идише слово «корова» обозначает не только удачу в любых начинаниях, оно имеет еще одно значение — глупец. Образ этой картины является своеобразной аллюзией на евангельский сюжет о рождении Христа. Там он проучился 2 месяца. Отъезду помешала болезнь Беллы — жена художника заразилась вирусной инфекцией. Двери престижного учебного заведения так и не открылись перед гением. Около 1908 г. впервые заявил о себе как художник.
В конце 1922 он начал писать картину «Падение ангела» (Художественный музей, Базель) и вплоть до 1947 вносил в нее различные поправки и изменения. Скопив денег, Шагал, ничего не сказав родителям, уехал в Санкт-Петербург. Но одно, во всяком случае, остается бесспорным.
Сюжет живописной картины на стекле наполнен символами мира и любви. Центральными работами парижского периода стали «Я и моя деревня», «России, ослам и другим», «Автопортрет с семью пальцами» и «Голгофа». Так, на картине «День рождения» (1915, Государственная Третьяковская галерея, Москва) Шагал достоверно воспроизвел не только обстановку комнаты, в которой жил с Беллой, но и атмосферу светлой радости, окрылявшей влюбленных. Книга в переводе на французский язык увидела свет в Париже в 1931 году.
За сорок дней и ночей художник сделал декорации и эскизы костюмов для трех мини-постановок по Шолом-Алейхему (еврейскому писателю и драматургу) и оформил зрительный зал — росписи покрывали потолок и все стены. Картина «Скрипач» датирована 1912-13гг. Кроме того, ситуация в стране становилась все более сложной. Опыт усвоения живописи фовистов (прежде всего Матисса), с одной стороны и кубизма — с другой, был полностью переосмыслен: картины 1910-х годов отличаются динамичной пространственной структурой и особой метафорической поэтикой, позволяющей видеть в нем предшественника сюрреализма (Поэт, Музей искусства, Филадельфия Я и моя деревня, Музей современного искусства, Нью-Йорк).
Режиссером в нем был Алексей Грановский (настоящее имя — Аврахам Азар), мечтавший поставить новые спектакли, которые соединяли бы в себе современные театральные идеи и достижения и национальный еврейский колорит. Вероятно, в этом полотне мастер попытался обосновать появление в мире зла, которое приходит вместе со всеми благими идеями. Но запомни: денег у меня больше нет. Большинство картин Марка Шагала кажутся воплощением причудливого жанра и произведение «Синий скрипач» не является исключением.
Еще в начале 1926 в нью-йоркской галерее «Reinhardt» была организована выставка полотен Шагала. Не случайно на картине так много церковных образов. Художник сам когда-то начинал учиться играть на скрипке, любил слушать, как играет на скрипке его дядя Ноах, который собственно и стал прототипом скрипача на различных полотнах.
«Синий скрипач» входит в список моих любимых картин Шагала, так как она является прекрасным образцом стиля художника во времена проживания в вышеупомянутой еврейской деревне. Несомненно и то, что поводом к созданию этого видения были реальные события. Мастер начал работу над библейским циклом, но его увлеченную деятельность тогда прервала война. Например, «Окно на даче» (1915, Государственная Третьяковская галерея, Москва) представляет собой вид на лес, открывающийся через окно, на котором висит небрежно подобранная белая занавеска.
Бакст весьма нелестно отзывался об ученических эскизах своего нового студента и тот вскоре не выдержал — в том же 1909 Шагал неожиданно вернулся в Витебск. Все вместе украшавшие театр панно («Музыка», «Танец», «Драма», «Литература») призваны рассказать зрителю на понятном ему языке о еврейском искусстве, созданном богоизбранным (как написано в Ветхом Завете) народом и потому пронизанном Божественным светом. Существует рассказ о том, что однажды А. В.
Если смотреть слева направо, то первое изображение — падающая зеленая корова. Семье Шагалов с 1890 года принадлежал деревянный дом на Большой Покровской улице в 3-й части Витебска (значительно расширенный и перестроенный в 1902 году с восемью квартирами на сдачу)21.
Творение Шагала, в котором воплощено видение художником современного для него мира. Шагал — художник подлинный и то, что он со всей искренностью еще скажет, будет всегда значительно и интересно.