Описание Бурелома По Картине Шишкина
Картина Ивана Шишкина Бурелом: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора.
Сочинение по картине шишкина бурелом
Среди всех произведений художника наиболее популярна картина «Утро в сосновом лесу». В 80-е годы Шишкин создаёт много картин, в сюжетах которых он по-прежнему обращается преимущественно к жизни русского леса, русских лугов и полей, впрочем, затрагивая и такие мотивы, как морское побережье Балтики. Её сюжет, возможно, был подсказан Шишкину К. А. Савицким. Иван Шишкин родился 13 января 1832 года в городе Елабуга Вятской губернии.
По дороге, которая проходит между травой и полем, художник Шишкин изобразил две фигуры. Кукко» (1859-й – малая золотая медаль), пейзаж «Вид на острове Валааме.
Лесная природа в картинах Ивана Шишкина
Всего богаче ими московская Третьяковская галерея. В картине Лесная глушь все просто и вместе с тем необычно. Кстати, виртуозно исполненный в том же году А. К. Саврасовым (ставшим уже руководителем пейзажного класса московского училища) рисунок Старый дуб у обрыва над рекой, близкий шишкинскому по мотиву, по картинности композиции, по академическому приему высветления листвы, представляется более романтическим. В системе преподавания здесь намечалось преобладание реалистической линии. На полотне изображен вологодский лес, после бури. В связи с картиной Шишкина Сосновый лес (1885), прекрасно передающей суровость хвойной чащи, царящий в ней сумрак, безукоризненной по рисунку, по трактовке формы, но недостаточно выразительной по колориту, Крамской отмечал в письме А. С. Суворину более тонко развитое, чем у старых мастеров, в том числе и у Шишкина, живописное видение натуры у художников молодого поколения1.
Тени от деревьев очень длинные и темные, художник изобразил их почти чёрными. Она вывела своих детей на утреннюю прогулку.
Описание картины Ивана Шишкина «Валежник»
Как и всякий самобытный художник, сам он интуитивно развивался по каким-то внутренним, заложенным от природы законам. Знаменитые строки стихотворения Н. А. Некрасова – Будь гражданин. Его восхищение природой с годами не притупляется.
9 марта 1878 года распахнулись двери Общества поощрения художеств. От этого снег, толстым слоем лежащий на земле, на ветвях сосен, кажется еще голубее. Именно в это время Шишкиным было создано капитальное полотно "Среди долины ровныя. Он пробовал руководить пейзажной мастерской, но занимался этим недолго и вернулся к своей основной профессии. В то же время многие работы западных мастеров Шишкин не принимает.
Мери-Хови. Судьба ее в настоящее время неизвестна. Однако трактованы они с большей живописной свободой. Преодоление единичного изобразительного смысла – свойство любого большого искусства.
Художник Шишкин Иван Иванович: картины и их описание
Шишкин же не захотел ехать в Италию прежде всего потому, что ее природа отталкивала художника той слащавой красивостью, которую он находил в большинстве идеализированных академических пейзажей. Мастер смело экспериментировал.
Внизу, за утесом, уходит вдаль лесной массив, сливающийся с туманом. Здесь нет того, что составляет главную суть образа – ощущения глубины. Коллер незадолго до знакомства с Шишкиным вернулся из Франции. Правда, трактует он его спокойно и сдержанно.
Оттого многие его пейзажи носят не только спокойный, но и торжественный характер. Все вокруг погружено в зимний сон. Такие полотна, как «Ручей в лесу (На косогоре)» (1880), «Заповедник. Шишкин проявлял отчаянное усердие в живописи и совершенствовании своего мастерства.
Художник Иван Иванович Шишкин и его картины «Утро в сосновом лесу», «Дубовая роща» и другие
Несмотря на обилие деталей в трактовке образа нет измельченности.
Элегическим настроением пронизана картина Вечерняя заря (1895). Сама местность под деревьями – камни, песок или глина, неровности почвы, поросшие папоротниками и другими лесными травами, сухие листья, хворост, валежник и прочее – получали в картинах и рисунках Шишкина вид абсолютной действительности. Московское училище (возникшее из Натурного класса, организованного в 1832 году) в ту пору уже достаточно окрепло и приобрело свое лицо. Жил преимущественно в Петербурге.
Одно из них – Сосна. Местность Кукко» (1860-й – большая золотая медаль). На переднем плане среди тянущихся вверх крохотных елочек появилось семейство грибов. Однако малоинтересная в живописном плане, она утратила свойственную рисунку поэтичность.
В окрестностях Москвы, как раз и стало родное русской душе золотое раздолье. Но, как всегда, скорее более рисунок, чем живопись. Но облачное небо уже начинает светлеть.
Папоротники в его произведении служат частью сложного растительного мира. Работая в должности профессора Шишкин требовал от учеников кропотливой предварительной работы на натуре. Прямо перед зрителем высятся огромные, крепкие, дуплистые стволы. Шишкин явно ищет мотивы, достойные картины. В лучшей картине раннего периода самостоятельного творчества Шишкина Полдень.
Нередко он дорабатывал печатную форму сухой иглой, нанося рисунок на металлическую доску даже после травления и дополняя изображение новыми деталями. Вот деревья, раскинувшие ветви своей роскошной кроны навстречу первым лучам солнца. Мери-Хови по финляндской железной дороге (1889, 90. ), Молодые сосенки у песчаного обрыва. На Валааме художник провел пять сезонов: 1858, 1859, 1860, 1867, 1878 годы. В одном только Государственном Русском музее хранятся семь карандашных эскизов-вариантов. Братцево и созданный в том же году (недавно обнаруженный в Лондоне) пейзаж Сосновый лес, определили как бы две основные сюжетные линии в последующем творчестве художника.
Получив временную свободу от Академии, Шишкин снова возвращается к этому поэтическому истинно русскому мотиву. Впоследствии он признавался, что в период обучения не раз поругивал Калямку. Ничто не ускользнуло от взора внимательного и пытливого художника.
С 1870 года, примкнув к образовавшемуся в Санкт-Петербург кружку аквафортистов, принялся снова за гравирование «царской водкой», которое уже не покидал до конца своей жизни, посвящая ему почти столько же времени, сколько и живописи. Замысел ее подсказал Шишкину К. А. Савицкий, но не исключена возможность, что толчком к появлению этого полотна послужил пейзаж 1888 года Туман в сосновом лесу, написанный, по всей вероятности, как и Бурелом, после поездки в вологодские леса. Порывы ветра словно доносят шум их ветвей. Зимний лес на этой картине скован морозом, он как будто оцепенел. Вариант того же мотива мы находим в картине Омского музея изобразительных искусств Старые липы (1894).
Сочинение по картине Шишкина Зима (описание) 3, 7 класс
В том же году появляется чистый по цвету, очень цельный по композиции и безукоризненный по рисунку, красивый и содержательный пейзаж Дубки. Есть нечто общее между данной картиной и Лесным пейзажем (1857) одного из основателей так называемой дюссельдорфской школы живописи, представителя немецкого академического романтизма К. Ф. Лессинга. Характерные мотивы Валаама переданы во всем их своеобразии. В картине нет ни одного куска, написанного равнодушной, привычно умелой рукой. Темная глубина на заднем фоне, помогает понять, насколько это большое место. Но движение продолжают высокие сосны, выстроившиеся в ряд вдоль дороги.
В двенадцать лет был определён в ученики 1-ой казанской гимназии, но, дойдя в ней до 5-го класса, оставил её и поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (1852 – 1856). В пейзаже явственно звучат необычные для Шишкина лирические ноты.
Не принять и не усвоить их – значит предаться сну и неподвижности и застою1. Божия Благодать. Картина наполнена сочетанием зеленых, серых, черных оттенков.
Что-то привлекло их внимание и двое малышей стараются разобраться, что же именно. Тогда как Васильеву свойственна была восторженно-романтическая интерпретация природы, а произведения Саврасова отличали тонкий лиризм и мягкая поэтичность, в полотнах Шишкина, как ни у кого другого, явно выражено стремление к строго объективному воспроизведению природы, что не исключало глубоко прочувствованного ее восприятия, выражающегося в создании жизнеутверждающих образов. В глубине – уходящие в черноту леса стройные ряды деревьев. Видимо, одной из них, позднее доработанной художником, является сравнительно недавно вошедший в собрание Государственного Русского музея Пейзаж со стадом коров (1864).
8 (20) марта 1898 года он скончался в своей мастерской за мольбертом, на котором стояла новая, только что начатая картина Лесное царство. Темные стволы мягко вырисовываются на светлом фоне, чуть выступают очертания задних деревьев. Брался ли он за изображение соснового или елового леса, отдельные сосны и ели, точно так же, как и их совокупность, получали у него свою истинную физиономию, без всяких прикрас или преуменьшений, – тот вид и с теми частностями, которые вполне объясняются и обуславливаются почвой и климатом, где художник заставлял их расти. К приезду в Петербург он оказался более подготовленным как рисовальщик.
Их знакомство, важное для обоих, произошло, по-видимому, в конце 1866 года. В картине 1867 года В церковной ограде.
Создаваемые Шишкиным и Куинджи художественные образы их творческие методы, приемы, как впоследствии и система преподавания, резко отличались, что не умаляло достоинство каждого из них. Помимо нескольких этюдов, завершают эту серию две картины 1887 года. Пейзаж этот тоже глубоко поэтичен и так же, как и предыдущий, пронизан эпическим дыханием. В природе нет для него крупного или мелкого. В период занятий в училище взгляды Шишкина приобретают большую определенность и четкость.
А их было немало. Некоторые отголоски романтизма ощущаются и в рисунке Разливы рек, подобные морям (1891) исполненном к стихотворению Лермонтова Отчизна. Сколько в нем энергии, молодости и как сильно он все еще идет вперед. С несомненным артистизмом в тонких градациях зеленого цвета исполнен этюд Опушка лиственного леса (1895). Она играет важную роль в гравюре Ночь, построенной на контрастах светотени. Он критикует их за бездушный, сухой рисунок.
Сочинение по картине Шишкина «Бурелом»
Вместе с большой золотой медалью он получил право поехать за границу. Легкие тени скользят по коре, падают на землю. И еще новое – приближенность изображения к зрителю. Замечание, очень важное для понимания сути творчества мастера.
В ней настойчиво звучит призыв к сближению с университетским студенчеством. Регулярно посещая артельные четверги, Шишкин вскоре был замечен и оценен как выдающийся мастер. Не на землю обетованную – желанную когда-то для русского пенсионера Италию, – а в Париж или в Германию устремлялись академисты шестидесятых годов, так как здесь бил ключ живого современного искусства, здесь можно было понять тенденции его развития, проверить себя, сопоставить свои работы с произведениями западных художников, расширить профессиональные знания.
60. ). В последнее десятилетие своей жизни художник полон удивительной творческой силы. Перед зрителем предстает образ величавого, могучего русского леса.
Решенный широко, мягко, певуче, рисунок построен на светотеневых контрастах и мерной ритмичности планов. Поразительно не только чувство формы, но и фактуры песчаной почвы, мягкой травы, жесткого кустарника. Мощный ствол его никогда не согнется под ударами ветра. Отсюда он сделал экскурсию в Женеву с целью ознакомиться с работами Ф. Диде и А. Калама, а потом переехал в Дюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова «Вид в окрестностях Дюссельдорфа»— картину, которая, будучи прислана в Санкт-Петербург, доставила художнику звание академика. Отсюда та приподнятость, то жизнеутверждающее начало, которыми пронизаны такие произведения, как Запорожцы (1880 – 1891) И. Е. Репина, Взятие снежного городка (1891) В. И. Сурикова, Крючник (1883) К. А. Савицкого, Косцы (1887) Г. Г. Мясоедова. Кажется почти осязаемой пластика ее любовно написанного смолистого ствола. Некоторые осуждали такой педагогический метод, но те, кто умел терпеливо всмотреться в его живописные (маслом) картины лесных уголков и почувствовать очарование исключительно талантливой, насыщенной до предела чудесными деталями живой природы и восторгались и учились многому».
Шедевры Ивана Шишкина: Самые известные картины великого русского пейзажиста
Можно ли говорить о некотором влиянии его на Шишкина и в этом плане. Эти медведи с некоторыми различиями в позах и в количестве (сначала их было два) фигурируют во всех подготовительных набросках и эскизах Шишкина. Кстати именно за «Вид в окрестностях Дюссельдорфа», посланной в Россию в качестве своего рода отчёта, Иван Иванович Шишкин получил право называться академиком. Среди русских пейзажистов Шишкину, бесспорно, принадлежит место самого сильного художника. В едином серовато-зеленоватом тоне исполнена картина Дебри (1881).
В нем в какой-то мере развивается мотив пейзажа Полдень. Скромные цветы, поднявшие над травой свои белые чашечки, освещенный солнцем луг – таков мотив одного из лучших офортов мастера На лесной меже (1878). Дубы, как и сосны, в его представлении стали своего рода символом, метафорой этой мощи.
Знаменательна стала она и для развития пейзажа. Вместе с ними во весь голос заявляет о себе и Шишкин. В ней имеются картины: «Рубка леса», «Полдень в окрестности Москвы», «Сосновый лес», «Горелый лес», «Рожь», «Дебри», «Пасека», «Еловый лес» и «Утро в сосновом лесу» и, кроме того, семнадцать мастерских рисунков. Таковы Швейцарский пейзаж (1866) – вариант картины Вид в окрестностях Дюссельдорфа или, например, пейзаж В роще (1869) – более светлый по колориту и чуть более пространственный, чем его ранний вариант 1865 года.
Необходимо отметить и другую черту: лес в его картинах не подавляет человека. Присущая Шишкину основательность, сказывающаяся в глубоком постижении свойств натуры, проявлялась также в создании картин (которым всегда предшествовала вдумчивая подготовительная работа) и даже в скрупулезном внимании к технологии живописи.
Тесное общение с природой вызывает в нем желание как можно достовернее ее запечатлеть. Проселочная дорога вьется среди полей и теряется вдали. Некоторую аналогию можно было бы провести лишь с заграничными работами Шишкина, в частности, его этюдом Дубы (1864), где налицо в какой-то мере сходная концепция пейзажного образа. Подробная разработка отдельных растительных форм сочетается здесь с передачей объемности пышных, сливающихся в крупные массы крон.
Учащиеся часто копировали произведения А. Ахенбаха, которого высоко ценили и русские коллекционеры. Такие полотна, как «Ручей в лесу (На косогоре») (1880), «Заповедник.
Глубокая предгрозовая тишина царит в природе. Заглаженная фактура, локальный цвет придают ему архаичность. Их мощные стволы темнеют на фоне ярко-белого снега. Вот одна из них слегка наклонила свою макушку, как будто ей так не хочется просыпаться от приятного сна. На ней мы видим дикое место с буйной растительностью среди скал и в расщелинах камней.
Репродукция картины Бурелом Ивана Шишкина
Каждое из них вызывало интерес зрителей. Среди русских пейзажистов Шишкину, бесспорно, принадлежит место самого сильного рисовальщика. То была, по меткому выражению Крамского, живая школа, основанная на глубоком постижении форм природы, на безукоризненном владении техникой рисунка, на поисках новых средств художественной выразительности.
В Московский публичный музей поступили, по завещанию К. Солдатенкова, картина «Вид в окрестностях Москвы» и один рисунок. Если в передаче света в семидесятые годы Шишкин не сумел преодолеть академической условности, то в восьмидесятых он решительно идет по пути его завоевания, хотя испытывает при этом немалые трудности. Кроме того Шишкин отмечал, что бездарный будет ее рабски копировать в то время как "человек с чутьем возьмет то, что ему нужно". Мерикюль (1894) – тихий, словно погруженный в летнюю дрему лесной уголок с извилистым ручьем (мотив, часто встречающийся у Шишкина), вдоль которого разрослись высокие липы. В 1883 году художник создает одну из самых впечатляющих своих картин Среди долины ровныя.
Словно прямо перед его глазами возникает болото со стоячей водой, коряга, поросшая влажным мхом, чахлая тонкая полусухая березка, лисица, приготовившаяся к прыжку. Рядом с Шишкиным трудно найти художника, который бы так знал и умел передавать лесную природу. На переднем плане среди тянущихся вверх крохотных елочек появилось семейство грибов. Но детали не нарушают целостности общего впечатления.
Самостоятельная практика Шишкина
Пейзаж весьма мрачен. Поездка на родину дала Шишкину тему другой его значительной картины Лесные дали (1884), красивой по соотношениям голубых, зеленоватых, голубовато-серых тонов.
Особое значение имели для него натурные впечатления, полученные в родных местах (куда он не раз наезжал), а также на острове Валаам и в окрестностях Петербурга и Москвы. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Именно в восьмидесятые годы как никогда окрепла вера передвижников в народ.
Описание картин Шишкина и его художественного стиля
Сказывалось, по-видимому, несколько одностороннее преподавание Мокрицкого, художника довольно скромного дарования, очевидно, не уделявшего живописи должного внимания в занятиях с учениками. И это лишний раз подтверждает возможность взаимосвязи обеих картин. Такая палитра вызывает в душе радость и ощущение покоя. Недаром его называли швейцарским Поттером.
В Цюрихе попробовал впервые гравировать «царской водкой». Отсюда он сделал экскурсию в Женеву с целью ознакомиться с работами Диде и Калама, а потом переехал в Дюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» – картину, которая, будучи прислана в Санкт-Петербург, доставила художнику звание академика. Кажется, художник не пишет, а свободно лепит его кистью. В набросках биографии Шишкин отмечал: Я делаю успехи в пейзаже, рисунок ходит по рукам, радость Мокрицкого1. Характерно, что первоначальный натурный рисунок становится и эскизом картины.
Завоевав право на заграничное пенсионерство, Шишкин не спешил покинуть родину. Цвет колеблется от резких контрастов до тончайших тональных переходов. Эпический строй многих пейзажей Шишкина семидесятых годов далеко еще не определился. Это светлая, гостеприимная дорога, зовущая и манящая вдаль.
Самые известные полотна Шишкина
1. Эта глубокая убежденность и бодрая надежда на возможность осуществления высоких идеалов вызвали к жизни новые положительные образы. Среди них выделяется Лесное кладбище (1893) – произведение большой поэтической выразительности.
Справа темнеет непроходимая чаща леса. Хотя подчас Шишкину и приписывали увлечение Каламом, последователем его он, разумеется, не стал в отличие от такого, например, приверженца швейцарского пейзажиста, как А. И. Мещерский, произведения которого, во многом условные и декоративные, Шишкин осуждал еще в годы академических занятий. Художник достигает здесь еще большей мягкости и богатства тональных оттенков. Новое десятилетие в творчестве Шишкина открывает пейзаж Ручей в лесу (На косогоре).
В том числе и поэтический пейзаж В лесу графини Мордвиновой. Достаточно будет упомянуть о шишкинских произведениях, находящихся в публичных коллекциях. Богатство и разнообразие растительных форм увлекают Шишкина с первых же шагов в искусстве. К приходу в училище Шишкин был полон отвлеченно-романтических представлений.
Как найти по фамилии участника ВОВ в современных архивах
Приблизиться к природе было его главной целью уже в ту пору. Небогатый купец, И. В. Шишкин был человеком разносторонних знаний. Работы Калама рекомендовались в учебных классах Академии как образец для подражания.
В ней присутствуют все признаки использования определенных академических требований. Она находилась ранее в США, а в 1986 году оказалась на аукционе в Лондоне. Но реалистический творческий метод Шишкина, основанный на глубоком изучении натуры, остается неизменным.
Теплый свет проникает сквозь зелень ветвей. – один из самых пространственных пейзажей русской живописи. Небо в картине бледно-голубое, прзрачное, легкое, с еле заметными облачками, светлеющее к горизонту и чуть тронутое золотистым налетом. Один из самых совершенных – Берег моря.
Кляр для рыбы: пошаговые и простые рецепты
В Цюрихе попробовал впервые гравировать «крепкой водкой». Он не уступал им в значительности содержания и в уровне исполнения. Нужно также заметить, что с Шишкиным повторилось то, что бывает почти со всяким особенно сильным рисовальщиком: наука форм далась ему в ущерб для колорита, который, не будучи у него слабым и негармоничным, всё-таки не стоит на одном уровне с мастерским рисунком.
Большую часть картины занимают серые облака. Их чешуйчатая кора написана с использованием многих цветов. Валаам (1858, 59.
В центре выделены освещенные солнцем мощные стволы вековых сосен. Шишкин передает изумительную красоту зимнего пейзажа, спокойную и величавую. Для ранней живописи художника (Вид на острове Валааме, 1858, Музей русского искусства, Киев) характерна еще некоторая дробность композиционных и цветовых решений. По истечении полугода занятий он покинул его мастерскую. облака и деревья на разных планах и даль и воду, словом, всё, что Вам нужно.
В 1872 году из-под его кисти вышли два больших полотна Сосновый бор. В училище сразу определилось влечение Шишкина к пейзажу. Однако исполненное гармонии произведение вызывает скорее чувство спокойного умиротворения. Композиционной доминантой является группа деревьев в центре.
Секреты клавиатуры: как писать символами, которых нет на клавиатуре
Окончив 5 классов гимназии, поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Все сковано морозом и погружено в тень. И в этом уже проявляется своеобразие художника. Однако неумение Коллера прийти к цельной, законченной картине, как считал Шишкин, разочаровало и отдалило его от своего учителя. За три года за достигнутые успехи ему были присуждены три малые серебряные медали, малая и большая золотые как раз за виды окрестностей Санкт-Петербурга и за виды местности на Валааме.
Однако тема леса звучит в этюде Шишкина богаче и ярче. Пример тому – поэтичная по мотиву и гармоничная по живописи картина Туманное утро (1885). Понятно вот таким образом желание многих русских пенсионеров-пейзажистов побывать в Дюссельдорфе. В глубине – уходящие в черноту леса стройные ряды деревьев.
Окрестности Москвы. И Шишкин не останавливался на достигнутом. — прим.
Чисто живописные проблемы не волновали Шишкина так остро, как молодых художников, которым, в сущности, было свойственно новое понимание красоты природы. Окрестности Москвы. Несмотря на большие размеры пейзажа, его строгую законченность и своеобразную живописность, художник не стремится имитировать картину, умело используя средства графики.
Происходил из древней вятской фамилии Шишкиных, был сыном купца Ивана Васильевича Шишкина. Во всем чувствуются отточенное мастерство, уверенная рука художника. Шишкин был и оставался до конца непревзойденным знатоком дерева, художником, не имевшим соперников в изображении хвойного леса. Его-то и облюбовала медведица с медвежатами.
Неподвижна кудрявая зелень дуба-великана. И вместе с тем произведение не носит камерного характера. Был похоронен на Смоленском православном кладбище2.
До скольки можно шуметь в квартире по закону РФ
Колорит здесь играет решающую роль. На некоторых мы находим такого рода надписи: хорошо, эта, писать непременно, важнец. Лучшей вещи он не писал1. Обращение к поэзии Лермонтова снова возродило у Шишкина элементы романтизма.
Этот прием усиливает ощущение широты пейзажного образа. Художник владел усадьбой в деревне Выра (ныне— Гатчинский район Ленинградской области).
Лучшим в этой группе произведений можно считать Ручей в лесу. Примечательно, что, добиваясь большей чистоты и звучности цвета, Шишкин даже переписал центральную часть произведения. И даже среди них выделялся пейзаж Шишкина Рожь.
Этот исполненный мягкого поэтического чувства пейзаж входил в ценнейшую коллекцию И. С. Зильберштейна, переданную им государству. Опытный, зоркий глаз художника подмечает скрытую в самой природе гармонию. С 1857 продолжил образование в Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге.
Внимательное штудирование натуры заметно и в этюде Камни в лесу. Пейзаж был написан Шишкиным во время совместной поездки на Валаам с юным Ф. А. Васильевым.
Сейчас эти мечты стали явью. Это излюбленная тема Шишкина – тема вековых хвойных лесов, лесной глухомани, природы величавой и торжественной в своем невозмутивом покое.
Рожь.
По сравнению с очень уверенно написанным, крепким по рисунку, натурным Тевтобургским лесом (1865) Шишкина, в котором главное внимание сосредоточено на стволах двух центральных деревьев, резко рисующихся на светлом фоне, на их огромных темных сучьях и переплетающихся ветвях, образующих шатер зелени, впечатляющий своим размахом Пейзаж Каменева (явившийся, по-видимому, результатом работы художника в Тевтобургском лесу) выделяется оригинальностью замысла и картинностью созданного образа. Волнующееся поле спелой ржи словно налито золотом, отливающим тускловатым блеском. Часто они сразу же начинают играть роль эскиза.
Тема Шишкин в Петербурге неисчерпаема по богатству и разнообразию материала.
Гироскутер: что это такое, как выбрать и правильно им управлять
В 1888 году Шишкин написал Туман в сосновом лесу и тогда же, видимо, этюд Крестовский остров в тумане, в 1889 году – Утро в сосновом лесу и Туман, в 1890 году – снова Туман и, наконец, Туманное утро (пейзаж, экспонировавшийся на двадцать пятой передвижной выставке). Раздолье, простор, угодье.
Это одно из самых совершенных произведений художника. Среди долины ровныя. Здесь и следование конкретной натуре (которого, впрочем, требовала и Академия) и выбор подчеркнуто обыденного мотива, желание связать жизнь природы с повседневной жизнью крестьянина.
То, что художник, создавая картину, основывался на живых, конкретных впечатлениях, сообщает ей особую убедительность. Для того чтобы получить пятна различной силы тона, мастер дополняет игловой офорт акватинтой. Присмотревшись к своему ученику, он верно определил его незаурядные способности и сумел направить талант юноши по единственно верному для него пути.
Чуть поодаль у воды – устоявшая перед бурей крепкая старая ель. «Туман в сосновом лесу» имевший успех на передвижной выставке в Москве (ныне в частном собрании) мог вызвать у Шишкина и Савицкого желание написать полотно, повторяющее мотив прославленной картины, но с включением жанровой сцены. Родился в Елабуге 13 (25) января 1832 в семье И. В. Шишкина – купца, а также археолога и краеведа. К ним относятся Уголок заросшего сада.
Как отследить местоположение телефона: реальные методы
Не довольствуясь занятиями в стенах академии, усердно рисовал и писал этюды с натуры в окрестностях Санкт-Петербурга и на острове Валааме, благодаря чему приобретал все большее и большее знакомство с её формами и умение точно передавать её карандашом и кистью. Это обусловило и дальнейшее уважительное отношение к нему и к его творчеству. Рисунок с самого начала стал для него важнейшим средством изучения натуры. Продолжая разрабатывать систему тональной живописи, Шишкин достигает в этом произведении удивительной колористической цельности.
Между тем помимо Сосен, освещенных солнцем и сочного по живописи, чрезвычайно выразительного пейзажа Дубы. Этот наивный, подражательный лунный пейзаж исполнен в традициях академического романтизма. Этот прием будет характерен для него и в позднее время.
Не случайно друзья Шишкина, художники-передвижники, находили его этюды не менее интересными, чем картины, а подчас даже более свежими и колоритными. Картина написана в холодной серебристо-зеленой гамме. Прекрасно передано ощущение глухого дремучего бора. В картине Сосновый бор Шишкин четко определил свою основную тему в искусстве. Эта картина – очень светлая и яркая.
Из его класса вышла целая группа художников (среди них А. И. Мещерский, Ю. Ю. Клевер), в творчестве которых академические приемы сочетались с внешними эффектами, отличающими эпигонов романтизма. В этом плане заслуживает особого внимания картина Рубка леса (1867), важная, может быть, даже не столько сама по себе, сколько теми чертами и тенденциями, которые в ней наметились. 8 марта 1898 года Иван Шишкин умер сидя за мольбертом.
Сочинение по картине Зима Шишкина
В 1860 году Шишкин блестяще, с Большой Золотой медалью заканчивает Академию художеств. Шишкин тонко чувствует особенности и красоту графического языка.
Глядя на этот рисунок, лишний раз убеждаешься в умении Шишкина найти гармонию, ритм там, где, на первый взгляд, все случайно и беспорядочно и достичь исключительной завершенности в трактовке форм – в данном случае лежащего в лесной глуши дерева, сухого пня на переднем плане, старых елей в глубине и всевозможных трав, густо устилающих землю. Думается, что можно.
Мы видим их, например, в пейзаже Сумерки. Трудно назвать людей, которые писали природу так же хорошо, как художник Шишкин. Пшеница уже созрела, однако слева видна дикая, незасеянная земля.
Картина В чаще леса (1871) Л. Ф. Лагорио, казалось бы, близкая по мотиву произведению Шишкина, по сути носит традиционно-академический характер. Небезынтересно сопоставить это произведение с этюдом Вид в швейцарских Альпах (гора Малый Рухен) (1862) А. К. Саврасова, посетившего ту же страну за несколько месяцев до Шишкина. И всюду, куда ни кинешь взор, колосятся созревшие хлеба.
Русское богатство". Шишкин здесь большой мастер, но мастер, находящийся в известной мере под чужим влиянием.
Интересные сочинения по картинам
Подтверждением тому служат не только данная и ряд других близких ей картин, но и множество превосходных графических листов с изображением неба, облаков, которые в дальнейшем именно в графике будут постоянно интересовать Шишкина (но, конечно, это не то взволнованное проникновение в жизнь неба, которое мы находим у Ф. А. Васильева). «Туман в сосновом лесу» имевший успех на передвижной выставке в Москве (ныне в частном собрании) мог вызвать у Шишкина и Савицкого желание написать полотно, повторяющее мотив прославленной картины, но с включением жанровой сцены. Таков, например, подробно повествовательный рисунок Первый снег (1860), несущий следы венециановского непосредственного видения действительности.
Ведь лейтмотивом прославленной картины 1889 года как раз и является туман в сосновом лесу. Однако трактованы они с большей живописной свободой. На картине перед нами в мельчайших подробностях предстает утренний лес.
Явный протест против классицизма: я, Перов, Маковский К., Седов, Ознобишин, – записывает художник1. Автор словно утверждает значительность темы. Что касается Шишкина, то в его более обыденном по мотиву, однообразном по цвету, несколько плоскостном по сравнению с саврасовским этюде ощущается спокойное созерцание художника, который увлечен растительным миром и ищет в чуждой ему природе не живописного выражения оригинальной присущей ей красоты, а созвучия своему влечению к лесному пейзажу. Пример тому – поэтичная по мотиву и гармоничная по живописи картина Туманное утро (1885).
Сочинения по картинам известных художников
Этюд Полдень. С подлинно эпическим размахом трактован пейзаж в рисунке Водопад Пор-По-рог. При всем том было бы весьма односторонним представлять это время как некий застой в пейзажной живописи, считать, что прогрессивные традиции романтизма тридцатых годов, выхолощенные Академией, дегенерировали в рутину и стали своего рода тормозом на пути дальнейшего развития искусства.
Она всегда влекла его возможностью непосредственного общения с природой, более свободной ее интерпретации, обогащавшей выразительные возможности художественного языка мастера. В этюдах его талант проявился ярко и своеобразно. В год окончания Академии Шишкин даже тревожился, не близки ли по манере каламовским его собственные литографии.
Картины по стилям и направлениям
Удивительный старик этот Шишкин. О графическом мастерстве Шишкина можно судить по рисунку Дубки под Сестрорецком (1857). Приближается страшная гроза.
Это суховато написанное (как обычно у Клодта) произведение маловыразительно по живописи. просто поле, лес, реку, – и они у него выходят так же красивы, как и швейцарские виды. Вместе с тем Шишкина никогда не покидало чувство любви к Москве. К 1883 году художник находится в рассвете творческих сил. В этой более поздней авторской ремарке раскрывается суть созданного образа.
Достаточно будет упомянуть о шишкинских произведениях, находящихся в публичных коллекциях. Узорчатые листья то вспыхивают на солнце, то погружаются в полутень. Уже один из ранних офортов Шишкина Ручей в лесу (1870) свидетельствует о прочности профессионального фундамента гравера, за которым стоит напряженная штудийная и творческая работа.
Сосновый бор» (1881), «Сосновый лес» (1885), «В сосновом лесу» (1887) и другие по характеру близки работам предшествующего десятилетия. Картина Хвойный лес. Могучая, полная богатырских сил природа, богатый, привольный край. Сосновый бор (1881), Сосновый лес (1885), В сосновом лесу (1887) и другие по характеру близки работам предшествующего десятилетия. Известная динамичность мазка интенсивность света игра освещенных и затемненных частей, обогащение палитры яркими, солнечными тонами – все это признаки того, что Шишкин здесь органично подошел к художественным решениям, близким тем, которые наблюдаются в работах более молодого поколения пейзажистов. Воспоминания сына художника» есть любопытное свидетельство: «Зимой из-за невозможности писать с натуры, он (Шишкин.
- Пять мест, увековеченных Иваном Шишкиным
- Шишкин Иван Иванович и его Утро
- «Полдень в окрестностях Москвы»
- Полотно Шишкина «Утро в сосновом лесу»
- Как избавиться от укусов комаров за 5 минут
- Картина Бурелом – Шишкин Иван Иванович
Недаром, говоря о Манесе, Шишкин вспоминает старых больших мастеров. Великолепные стройные сосны даны во всей своей пластической красоте. Это смело, ново, колоритно и в то же время правдиво1. Его образ органически слит с природой, навевающей элегическое, созерцательное настроение. Особое внимание привлекает стоящая слева сосна с частично отпавшей корой изображая которую художник, по-видимому использовал прекрасный живописный этюд Кора на сухом стволе (1889 – 1890). В лучших пейзажах Шишкина этого времени находят отражение общие для русского изобразительного искусства тенденции, преломляемые им по-своему.
Сныть-трава (1884), Лес (Шмецк близ Нарвы), У берегов Финского залива (Удриас близ Нарвы) (оба 1888 г. ), На песчаном грунте. Как раз в восьмидесятые годы создают свои самые значительные полотна Репин, Суриков, Поленов, В. М. Васнецов. Видимо, по эскизу Шишкина (то есть так, как они были задуманы пейзажистом), Савицкий и написал медведей в самой картине. В 1861 году он отправился в Мюнхен, в 1863 перебрался в Цюрих, затем – Дюссельдорф.
Достаточно обратиться к ранней картине начинающего художника Жатва (1850-е гг. ), отмеченной простодушно-безмятежным созерцанием натуры и стремлением подчеркнуть гармоническое слияние человека и природы. Пробудившаяся критическая мысль стала всеобщим достоянием1.
- Самое интересное в виде мозаики
При кажущейся хаотичности композиционное решение полотна очень продумано. Дремучая, озаренная холодным светом чаща с седыми елями. Однако трактованы они с большей живописной свободой. Первое место занимает Шишкина Рожь1. Весь пейзаж залит рассеянным светом восходящего солнца. Мох, плотным слоем покрывающий каменистую почву, написан пастозно, рельефно, даже осязаемо.
Острые ветви небольшого куста в левом углу, еще раз подчеркивают не рукотворное происхождение этого дивного места. Её сюжет, возможно, был подсказан Шишкину К. А. Савицким. На одном из эскизов художника можно увидеть такую надпись: ". Выбранная им точка зрения (несколько снизу вверх) усиливает ощущение грандиозности уходящих ввысь деревьев.
Этюд Сосна на Валааме – один из восьми удостоенных в 1858 году серебряной медали – дает представление об увлеченности, с которой художник подходит к изображению натуры и о начавшем проявляться уже в то время характерном свойстве дарования Шишкина – содержательном восприятии природы. Для начинающего художника выставка явилась подлинным откровением.
Член-учредитель «Товарищества передвижников» (с 1870).
За ранние валаамские работы (три рисунка пером и восемь живописных этюдов с видами Валаама, среди них «Сосна на Валааме», «Вид острова Валаам») в 1858 году художник получил большую серебряную медаль Академии художеств. Свой вклад в формирование демократической национальной пейзажной живописи внес и Шишкин.
Но в целом, если бы даже и можно было говорить об ассоциациях в дальнейшем творчестве Шишкина, связанных с Каламом (или, например, с представителем мюнхенской школы Моргенштерном), то только лишь в отношении отдельных сюжетов, а никак не в плане творческих исканий. Всего богаче ими московская Третьяковская галерея.
На всем словно лежит серый налет. Чуть поодаль у воды – устоявшая перед бурей крепкая старая ель. В картинах переданы торжественная красота и мощь бескрайних русских лесов. Спавшая до того времени мысль заколыхалась, дрогнула и начала работать2.
и проч. Братцево (1866), который благодаря его завершенности и содержательности можно рассматривать как первый вариант картины 1869 года Полдень.
Биограф Шишкина писал, что до него никто так красиво не писал природу:.
Пейзаж насыщен подробностями, придающими ему известную занимательность. Мотив, близкий этюду Вид на острове Валааме, Шишкин разрабатывает и в пейзаже Государственного Русского музея Вид на острове Валааме (Местность Кукко) (1859, 60. ), почти идентичном картине, находившейся в Лондоне. Может, оно не выдержало могучего ветра, а может, просто высох от возраста его ствол. Художник их штудировал прямо в лесу.
Ее лирико-эпический строй характерен для творчества Шишкина поздних лет. По прошествии нескольких лет Шишкин подарил Поленову один из своих лучших по живописи этюдов Сосновый лес (1889) исполненный близ Финского залива. Дорога, поворачивая, врезается в гущу хлебов и они тотчас скрывают ее. Разнообразно проложенными мазками передано ощущение легкости листвы. Но уже в следующем году он снова возвращается к проблеме сиюминутного состояния природы в картине Дождь в дубовом лесу (1891). Стволы, как морщинистые лица стариков, повествуют о долгих прожитых годах. Весь уклад жизни училища был менее казенным, чем установившийся в Академии художеств.
Только в глубине луч солнца осветил полянку, слегка окрасив ее в розоватый тон. Художник с увлечением работает над широкими по размаху, эпическими по своему строю картинами, воспевающими просторы родной земли. По-новому, выразительно и поэтически содержательно разработана в картине светотень. Он показывает мощь стихии, густоту и не проходимость лесной чащи.
Вот таким образом так художественно совершенны этюды мастера, будь то укромный уголок природы или законченная пейзажная композиция (Пруд в старом парке, 1890-е гг. ). В одном только Государственном Русском музее хранятся семь карандашных эскизов-вариантов. Картина Корабельная роща (самая крупная по размерам в творчестве Шишкина) – как бы последний, завершающий образ в созданной им эпопее, символизирующей богатырскую русскую силу. Большой пластичности и вместе с тем ощущения световоздушной среды Шишкин добивается и в картине Дубы (1887). Густые кроны бросают на них тень. В центре — поваленное дерево.
За границей Шишкин с интересом знакомится с новым для него искусством. Срезая рамой верхушки деревьев (прием, часто встречающийся у Шишкина), он усиливает впечатление огромности деревьев, которым словно не хватает места на полотне.
Его романтизированные пейзажи, оживленные игрой светотени, присущее художнику чувство формы и цвета, тщательность деталировки, стереоскопически рельефное письмо – все это не могло не привлекать Шишкина. Картина написана, как всегда у Шишкина, крепко, уверенно. Он, как гордый богатырь, ожидает поединка со стихией. В этом безжизненном полотне налицо не столько правда изображения, сколько правдоподобие. Утверждение этого нового реалистического метода (на первых порах может быть даже несколько упрощенно понимаемого, как в картине Рубка леса) явилось важнейшей заслугой художника. Впечатление глубокого покоя не нарушают ни два медведя у дерева с ульем, ни ястреб в небе.
Это послужило свою роль в его карьере, как художника. Что может быть лучше природы – отмечает он там же2. В 1861 году он на все лето уезжает в Елабугу, где много работает с натуры.
Более трезвый, аналитический взгляд Шишкина на природу обусловил некоторую суховатость его живописи, сдержанность цветового строя, в то время, как у Каменева наблюдается влечение к поэтическому истолкованию природы и больший интерес к ее красочному разнообразию. В Мерикюле создан, в частности, пейзаж Солнечный день.
Сосновый бор» (1881), «Сосновый лес» (1885), «В сосновом лесу» (1887) и другие по характеру близки работам предшествующего десятилетия. Недаром на одном из эскизов художника мы находим такую запись: Раздолье, простор, угодье. Высказывания молодого художника отличаются независимостью, порой резкой прямолинейностью. Его племянница А. Т. Комарова рассказывала впоследствии: Мало-помалу вся школа узнала, что Шишкин рисует такие виды, какие еще никто до него не рисовал: просто поле, лес, река, а у него они выходят так красиво, как и швейцарские виды1. Не было другого человека, который бы так зорко подмечал его ошибки и помогал преодолевать их и вместе с тем так глубоко оценивал его талант.
Рожь. По одежде этих людей можно сказать, что они – крестьяне.
В самой натуре Шишкин ищет такие мотивы, которые позволили бы раскрыть ее в объективной значимости и старается воспроизвести их на уровне картинной завершенности, о чем со всей наглядностью можно судить по другому этюду той же серии – Вид на острове Валааме (1858). В нем все, как в натуре, но все введено в строгую систему пространственных отношений. Здесь тот же прием трактовки зелени – почти намеком, быстрым сильным косым штрихом. В рисунке Поля и рощи (1880-е гг. ) свободными линиями, мягкими светотеневыми переходами, достигнутыми едва заметной штриховкой, переданы неровности почвы и уходящее вдаль пространство полей, обобщенно трактована группа деревьев в центре, чуть намечена зелень на переднем плане и облака в небе. Зритель, стоящий как бы на краю дороги, написанной с поразительным чувством реальности, не ощущает себя оторванным от расстилающегося перед ним огромного пространства.
От неба поле отделяет лишь тонкая полоса синеватого горизонта. В восьмидесятые – девяностые годы художника все чаще привлекают изменчивые состояния природы, быстро проходящие моменты. Русский музей владеет картинами: «Корабельная роща», «Полянка с соснами», «Лесная глушь» и «Поляна», пятью этюдами и двумя рисунками. В сокровищнице русского искусства Ивану Ивановичу Шишкину принадлежит одно из самых почетных мест. Шишкин становится одним из самых последовательных выразителей его позитивной программы, его идейно-художественных принципов в области пейзажа.
Вдали он извивается, открывая заманчивую перспективу2. Видимо, Туман в сосновом лесу, с успехом экспонировавшийся на передвижной выставке в Москве (ныне в частном собрании в Чехословакии), породил у Шишкина и Савицкого обоюдное желание написать сходный по мотиву пейзаж с включением в него своеобразной жанровой сценки с резвящимися медведями. Известно большое количество сделанных художником пробных оттисков. Родная природа оказалась для обоих тем врачующим простором, о котором писал Н. А. Некрасов.
1891 год оказался чрезвычайно плодотворным для Шишкина. Уверенность, с которой прослежены довольно сложные формы корневища на переднем плане, свидетельствует о внимательном наблюдении натуры и вдумчивом анализе ее деталей. Вдали – пронизанное теплым светом, словно манящее к себе пространство бора. В семидесятых годах Шишкин все серьезнее увлекается офортом.
В сентябре 1864 года Шишкин поселился в Дюссельдорфе. Дорожа вещественностью изображения, он обходится и без таких пленэрных приемов, как растворение контуров и форм в воздушной среде по мере удаления предметов. В течение следующих сезонов создаются полотна «Вид на Валааме» («Ущелье Валаама»), «Скалы на острове Валаам.
Впоследствии оттиски с досок, служившие для этого альбома, подправленные и несколько переделанные, были изданы Марксом (с прибавкой нескольких других офортов) в виде нового альбома. Все они были написаны под Петербургом.
А их было немало. Как «пенсионер» Академии жил в 1862–1865 в Германии и Швейцарии, где посещал мастерскую Р. Коллера в Цюрихе испытал влияние романтических пейзажей А. Калама.
Активно используя цвет и средства построения линейной перспективы, художник добился большой органичности художественного образа. В ней имеются картины: «Рубка леса», «Полдень в окрестности Москвы», «Сосновый лес», «Горелый лес», «Рожь», «Дебри», «Пасека», «Еловый лес» и «Утро в сосновом лесу» и, кроме того, семнадцать мастерских рисунков. Художник владел усадьбой в деревне Выра (ныне – Гатчинский район Ленинградской области). Все это обусловило прекрасную сохранность его произведений. Таким же своего рода этапным произведением, как была для Шишкина Рубка леса, явилась в тот период для Л. Л. Каменева картина Вид из окрестностей села Поречье (1869).
Наряду с такими разнообразными полотнами, как Сосны на берегу моря, На Севере диком. Помимо рисунка, он пишет в 1891 году на тот же сюжет картину масляными красками На Севере диком. Ее можно рассматривать как итог трехлетних занятий в училище. И это лишний раз подтверждает возможность взаимосвязи обеих картин.
Словно братья и сестры, держащиеся за руки, переплели сосны свои ветви. Натурные рисунки мастера (как и живописные этюды) почти всегда заключают элемент обобщения вместе с непосредственностью мотива. В утверждении важной роли передвижнического пейзажа огромная заслуга принадлежит Шишкину. При общем для обоих мастеров стремлении быть максимально правдивыми в изображении природы, при сходстве их методов, основанных на пристальном, аналитическом изучении натуры и тяготении каждого к своего рода ее портретированию, само видение, восприятие и живописно-пластическая трактовка окружающего у них явно различны. Первая (1891) носила ретроспективный характер: свыше пятисот этюдов раскрывали творческую лабораторию художника, его поиски являлись замечательной школой работы с натуры. С 12 лет обучался в 1-й казанской гимназии.
Конкретность и жизненность образа сочетаются в ней с обыденностью мотива. Само название картины, казалось бы, должно настраивать на грустный лад.
Умение избежать нарочитой красивости особенно сказывается в работе Саврасова, поскольку художник не побоялся выбрать весьма распространенный на Западе (эффектный сам по себе, часто используемый Каламом) натурный мотив. Произведения, созданные им в подобной комбинированной технике (карандаш, уголь, соус, тушь, мел, белила), особенно живописны и по-своему поэтичны. Сиверская (1883. ). Никакой приблизительности в изображении природы – такова основополагающая установка Шишкина. Природа для Шишкина – неиссякаемый источник познания. Он умер скоропостижно в Петербурге 8 (20) марта 1898, сидя за мольбертом, работая над новой картиной.
Выделяются такие работы углем, как, например, У ручья (1883).
Эти медведи с некоторыми различиями в позах и в количестве (сначала их было два) фигурируют во всех подготовительных набросках и эскизах Шишкина. В 12 лет был определён в ученики 1-й казанской гимназии, но дойдя в ней до 5-го класса, оставил её и поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (1852—1856). В окрестностях Москвы (1866 и 1869).
Видимо, Туман в сосновом лесу, с успехом экспонировавшийся на передвижной выставке в Москве (ныне в частном собрании в Чехословакии), породил у Шишкина и Савицкого обоюдное желание написать сходный по мотиву пейзаж с включением в него своеобразной жанровой сценки с резвящимися медведями. Мотив летнего цветения природы, с колосящейся рожью и могучими деревьями, трактован Каламом при всей объективной точности с известной долей красивости, в то время как у Шишкина подобный мотив получит позже широкое напевное звучание и эпическое обобщение. Русский художник, наряду с А. К. Саврасовым – один из самых значительных пейзажистов-«передвижников».
В отличие от И. И. Левитана, обратившегося к подобному же мотиву в картине Папоротники в бору (1895), Шишкин сосредоточил внимание не столько на листьях, сколько на всем лесном пейзаже в целом и прежде всего на стволах сосен, выступающих среди густой растительности. Процесс отбора идет даже на этой стадии. Мери-Хови по финляндской железной дороге (1890) и целый ряд других. Некоторое из его произведений – та же Рожь, Среди долины ровныя (начальная строка песни на слова А. Ф. Мерзлякова 1883, Музей русского искусства, Киев), Лесные дали (1884, Третьяковская галерея) – закономерно воспринимаются как романтико-символические образы России. Шишкин же был пока что на пути к этому.
Переброшенная через него изгородь говорит о близком присутствии человека. Солнечный день (1895) – тоже одна из удачных работ Шишкина позднего времени, когда он достигает поразительной виртуозности в передаче форм, не прибегая к дробной выписанности деталей. Благодаря такой приближенности переднего плана создается впечатление удаленности не только задних, но и средних планов.
Ближе всего к зрителю – просторное поле. Последнюю свою работу он так и не закончил. Широкая, простирающаяся до самого горизонта равнина (художник специально располагает пейзаж вдоль вытянутого холста). Мы видим и высокие старые сосны и молодняк, цветы на берегу прозрачного ручья с песчаным ложем и огромное сухое дерево с вывороченными корнями.
Шишкин был мастером игры света и тени. Небольшая поляна на фронтальной части рисунка служит белым контрастом.
Как никогда, возрастает роль света в его пейзажах, обогащается колористическое мастерство, само восприятие натуры становится более задушевным, что отвечало характерному для русского пейзажа того времени тяготению к лиризму.
Многие рисунки он очерчивает (как было и в период ученья), чтобы лучше примериться к картине, на многие наносит масштабную сетку для перенесения на следующий эскиз или на полотно. Мачтовый лес в Вятской губернии". В 1882 году он пишет картину Дубки (местонахождение неизвестно), в 1885 году выполняет рисунок Побережье дубовой рощи Петра Великого в Сестрорецке, в 1886 году повторяет его почти без изменений в одноименной картине, наряду с которой создает и такое известное произведение, как В заповедной дубовой роще Петра Великого (в Сестрорецке) исполненное тишины и гармонии, подчеркнутых уравновешенной композицией, сдержанным колоритом и спокойно льющимся светом. Видимо, по эскизу Шишкина (то есть так, как они были задуманы пейзажистом), Савицкий и написал медведей в самой картине. Их объединяют горячая любовь к природе и стремление к ее правдивому истолкованию. Картины этого человека очень натуралистичные, контрастные и яркие.
На рубеже восьмидесятых – девяностых годов Шишкин обратился к сравнительно редкой для него теме зимнего оцепенения природы и написал большую картину Зима (1890), поставив в ней трудную задачу передачи чуть заметных рефлексов и почти монохромной живописи. Такие полотна, как Ручей в лесу (На косогоре) (1880), Заповедник. Чувствуются глубина оврага, глушь. В Московский публичный музей поступили, по завещанию К. Солдатенкова, картина «Вид в окрестностях Москвы» и один рисунок.
Правда, судя по заграничным этюдам Шишкина, в частности, по пейзажу Буковый лес в Швейцарии (1863) исполненному в период занятий у Коллера, профессиональное мастерство молодого художника, несомненно, выросло, палитра стала светлее, рисунок крепче. Он соблюдал и строгую последовательность работы над холстом, первым этапом которой был предварительный рисунок кистью, определяющий в основных чертах всю будущую картину. На первом плане несколько столетних сосен-исполинов.
Уехав в Петербург, он непрерывно переписывался с А. Н. Мокрицким, с товарищами-москвичами. Переезжая на летние месяцы из Петербурга на дачу – в семидесятых годах это были места под Лугой и станция Козловка-Засека близ Тулы (помимо нескольких поездок на родину), художник сразу же спешил в лес, глухими тропами шел в поисках свежих впечатлений и без устали писал по нескольку этюдов в день с уверенностью и энергией человека, наконец-то оказавшегося в своей стихии. И медвежата радостно резвятся на поваленном дереве. В одну зиму работы разумной с фотографии можно научиться писать и воздух, т. е.
Перед зрителем предстает образ величавого, могучего русского леса. В борьбе со стихией многовековые деревья все же проиграли. Есть другая версия, что толчком к появлению этого полотна послужил пейзаж «Туман в сосновом лесу» (1888), написанный, по всей вероятности, как и «Бурелом», под впечатлением от поездки в вологодские леса. Первое, что бросается в глаза – контраст неба и поля, голубого и желтого цветов. Тут можно незаметно изучить перспективу (воздушную и линейную) и законы солнечного освещения и проч.
Художник словно живет одной жизнью с изображенной им природой. Он умер скоропостижно в Петербурге 8 (20)марта1898, сидя за мольбертом, работая над новой картиной. Мрачные тени от туч побежали по равнине темными волнами. Однако, несмотря на все достоинства картины, современники отдали предпочтение другому произведению Шишкина Туман (местонахождение неизвестно), экспонировавшемуся одновременно с ней на восемнадцатой передвижной выставке.
После картины Лесная глушь, художника возвели в звание профессора. Пожалуй, самым выдающимся результатом этой работы стал большой этюд Сосны, освещенные солнцем (1886) исполненный под Сестрорецком. Мери-Хови (1889), созданный в излюбленной художником местности близ станции Куоккала.
Крамской сообщал Репину: Я буду говорить в том порядке, в котором (по-моему) вещи по внутреннему своему достоинству располагаются на выставке. Все полно жизни.
Иван Шишкин – один из известнейших живописцев и графиков, который изображал природу. Русское богатство. Окончив курс этого заведения, с 1857 продолжал своё образование в петербургской Академии Художеств (1856 – 1865), где числился учеником профессора С. М. Воробьёва. Но ни старый наставник, ни тем более С. М. Воробьев не могли ему помочь.
Это поистине поэтическая проза (причем у Аксакова превалирует лирическое начало). Глубокий мрак черного бора в глубине усиливает ощущение дикого, нетронутого места. Художник (Шишкин) выделил больше места для неба, наверное, потому, что снопы и так очень яркие. О тех годах очень хорошо сказал известный революционер-демократ Н. В. Шелгунов. Здесь он работал самостоятельно и прожил до окончания срока пенсионерства.
Четкое разграничение каждого отдельного объекта создают реальную картину зимнего леса. При кажущейся хаотичности композиционное решение полотна очень продумано. Уже на первой выставке передвижников появилась известная картина Шишкина "Сосновый бор.
Примером суховатой академической живописи является и пейзаж П. П. Джогина Дорога в лесу. В книге воспоминаний Н. А. Киселёва, сына пейзажиста А. А. Киселёва, «Среди передвижников. Богато нюансирован цвет. Он суров, величествен, но доступен.
К наиболее значительным листам относится рисунок Крымские орешины (1884) исполненный в той же технике угля. Во многом еще наивный провинциал, он впервые увидел картины исполненные маслом, на проходившей в 1852 году в Москве выставке кавказских горных видов Л. Ф. Лагорио и марин И. К. Айвазовского, среди которых был и прославленный Девятый вал. Взяв за основу известное стихотворение А. Ф. Мерзлякова Одиночество (Могучий дуб развесистый один у всех в глазах, один, один, бедняжечка, как рекрут на часах), художник трансформирует его в мажорном плане.
Немало нарисовал он пером на этих вечерах своих превосходных рисунков. По письмам Шишкина видно, как усиливалось у него в эти годы резко отрицательное отношение к уродливым общественным явлениям, вырабатывались последовательно демократические взгляды, определившие всю направленность его творчества. Русский музей владеет картинами: «Корабельная роща», «Полянка с соснами», «Лесная глушь» и «Поляна», пятью этюдами и двумя рисунками. Благодать. Но в самом понимании этого факта был уже залог дальнейшего развития.
В том же году была создана близкая ей по духу Оттепель Ф. А. Васильева. Разрабатывая тему облаков, Шишкин воплощает ее и в большом станковом рисунке Облака. Серебристый пруд, окруженный разно-лиственными деревьями, дремлет под знойными лучами.
Ведь лейтмотивом прославленной картины 1889 года как раз и является туман в сосновом лесу. Они давали богатый натурный материал. В 1886 году сам художник выпустил в свет альбом своих избранных гравюр в числе 25. Отсюда так безукоризненны были впоследствии движения его острой граверной иглы. В девяностые годы были организованы две выставки работ Шишкина. Кажется почти осязаемой пластика ее любовно написанного смолистого ствола.
Его творчество отвечало задачам новой реалистической школы живописи, развивающейся по пути все более глубокого проникновения в жизнь и поисков положительных идеалов. Но этот мотив возведен теперь в степень величественной поэмы о России. Воздух словно напоен теплом.
Многочисленны как всегда у Шишкина рисунки, выполненные графитным карандашом в свободной линейно-штриховой манере. Картина имеет чрезвычайно внушительный вид, здоровая, крепкая и даже колоритная. Взору открываются огромные массивы лесов. Как всегда неторопливо рассказывает он о жизни этого леса в погожий летний день.
Но его, видимо, привлекал не позднеромантический Калам, а тот не лишенный трезвости мастер, который нам известен по альбому рисунков Etudes progressives de peysage1 изданному в Париже в сороковых – пятидесятых годах и по картине из собрания Государственного Эрмитажа Пейзаж с дубами (1859). С его именем связана история отечественного пейзажа второй половины XIX столетия. Если первый план выписан подробно, то самый дальний пейзаж теряет четкость, размыт. Зритель словно ощущает мягкость мха, нежную хрупкость молодой поросли, прохладу чащи. В том же году возникает один из наиболее солнечных пейзажей Шишкина Мордвиновские дубы. Пожалуй, только Саврасов в картине Дорога в лесу (1871), менее замеченной современниками рядом с его шедевром Грачи прилетели, создал яркий образ лесной природы. В композиционном решении видно стремление к ясной завершенности художественного образа.
Но выделяя в центре деревья, Шишкин не замыкает ими пространство. К началу семидесятых годов, по-видимому, относится и картина Ивы, освещенные солнцем. Шишкин неоднократно ездил в Прибалтику. Отобразить ее без прикрас, рассказать о ней правдиво, ясно стремился и Шишкин. Живой, общительный, обаятельный, деятельный Шишкин был окружен вниманием товарищей. Есть другая версия, что толчком к появлению этого полотна послужил пейзаж «Туман в сосновом лесу» (1888), написанный, по всей вероятности, как и «Бурелом», под впечатлением от поездки в вологодские леса.
Ему были далеки искания молодого К. А. Коровина, талантливейшего ученика Поленова. В них можно найти множество оттенков: изумрудные, голубые и желтые.
В нем есть продуманная, но не бросающаяся в глаза организованность. Удивительный старик этот Шишкин. В окрестностях Москвы.
Знание природы ученым образом (слова того же Крамского) отнюдь не исчерпывает существа его искусства, в котором с годами все сильнее сказывалось стремление к обобщениям, возрастал эмоциональный фактор. Главной темой исполненного Шишкиным этюда Полдень.
Изображена Кама близ Елабуги. Домотканово (1888). Ничто не нарушает тишины этого удивительно красивого зимнего дня.
Причем достоверность образа сочетается здесь с широким обобщением и типизацией. Изумрудные оттенки мы видим на верхней части крон сосен и слева вдали.
В 1873 году академия возвела его в звание профессора за приобретённую ею мастерскую картину «Лесная глушь». Художник как бы вводит зрителя внутрь глухого северного леса, позволяя ощутить его жизнь. Цветовая гамма этой работы – теплая состоит в основном из салатовых, коричневых, охристых и желтоватых оттенков.
Природа насыщена сырым воздухом. Ярко переданы богатырские формы гигантского дерева. Творчеству Аксакова, как и Шишкина, не присущи вымысел, фантазия. Так, В. В. Чуйко писал: Поразительнее всего его Туман. Среди всех произведений художника наиболее популярна картина «Утро в сосновом лесу».
Шишкин мало что мог почерпнуть у такого наставника. Впереди художника ждали новые достижения.
Кажется, будто исполины тяжелой размеренной поступью шагают по степи. С 1870 года, примкнув к образовавшемуся в Санкт-Петербурге кружку аквафортистов, принялся снова за гравирование «царской водкой», которое уже не покидал до конца своей жизни, посвящая ему почти столько же времени, сколько и живописи. Лишь редкий луч холодного солнца проникает в царство снега и бросает легкие золотистые пятна на ветви сосен, на лесную поляну вдали.
Правда, в дальнейшем весь юношеский опыт Шишкина, полученные им впечатления как непосредственные от наблюдений над природой, так и идущие от полотен Венецианова, Лебедева, от западноевропейских образцов, окажутся столь основательно переработанными, что найти отпечаток тех или иных воздействий в самобытном искусстве художника фактически нельзя.
Свободно располагая их на лесной поляне, он в то же время выделяет самые крупные из них. Никогда еще Шишкин не писал такого неба и такого, наполненного воздухом, пейзажа. Их он стремился передать как можно конкретнее. Мачтовый лес в Вятской губернии и Лесная глушь. В прошлом сами новаторы, они теперь не признавали новаторства талантливой молодежи.
Шишкин был прирожденным рисовальщиком, тяготеющим к линии, к открытому штриху. Братцевским этюдом и этой картиной Шишкин начинает свой новый путь в пейзаже как мастер самобытный, национальный.
Сосны не только верно изображены, не только похожи, но красивы и выразительны. Прекрасно передано ощущение глухого дремучего бора. Заход солнца (1874) и в картине Первый снег (1875).
Сколько в нем энергии, молодости и как сильно он все еще идет вперед. На косогоре (1880).
Он кропотливо изучает натуру. В ту пору художник зачитывался Губернскими очерками М. Е. Салтыкова-Щедрина, которые привлекали его своим ярко выраженным обличительным характером. В самой богато нюансированной звучной цветовой гамме ощущаются воздух, окутывающий лесную поляну, теплота яркого летнего дня.
И вся картина, наполненная этим светом, создает ощущение радостного пробуждения природы. Он носит романтический характер. Стволы объемны, упруги, скульптурно выразительны. В 1888 году Шишкин написал Туман в сосновом лесу и тогда же, видимо, этюд Крестовский остров в тумане, в 1889 году – Утро в сосновом лесу и Туман, в 1890 году – снова Туман и, наконец, Туманное утро (пейзаж, экспонировавшийся на двадцать пятой передвижной выставке).
Но она достаточно яркая, что доказывает мастерство автора. Тут есть и настоящая сельская природа в ее естественном виде и мягкая поэтичность. Между тем характер леса в этой картине – глухой, дикий – ближе Бурелому, чем тому, который мы находим в пейзаже Смешанный лес (Шмецк близ Нарвы).
Стремясь к воздушности, он не отказывается от предметности и материальности изображения. Упавшее дерево, помеченный 6 августа 1878 года.
Красоту живописи Шишкин ценил не саму по себе. Пейзаж носит пространственный характер. Вид на острове Валааме (1860).
За присланную в Санкт-Петербург картину «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» Шишкин получил звание академика. В 1873 году академия возвела его в звание профессора за приобретённую ею картину «Лесная глушь».
Но их братика больше увлекает восход солнца.