Описание Картины Лунная Ночь На Днепре
Сочинение по картине Куинджи Лунная ночь на Днепре
До революции оно находилось в Доме с атлантами на Солянке, в собрании А. Н. Ляпунова и Е. В. Ляпуновой (родителей известного математика А. А. Ляпунова)58 и было приобретено Третьяковской галереей в 1930 году у Е. В. Ляпуновой. В начале 80-х гг. Полноформатное повторение-вариант картины, под названием «Ночь на Днепре», хранится в Государственной Третьяковской галерее (холст, масло, 104 143см, 1882 инв. Архип Куинджи ответственно подошел к выставке своей картины. Больше всего пространства в пейзаже занимает небо.
По мнению Манина, несмотря на кажущееся подобие интерпретации мироздания в полотнах Куинджи и Фридриха, это сходство явлется чисто внешним: в отличие от произведений Фридриха, в куинджиевской «Лунной ночи на Днепре» нет ничего магического78. В 1880 году, после завершения работы на картиной, Архип Куинджи организовал выставку, причём данная картина была единственным экспонатом данной выставки.
Описание картины Архипа Куинджи «Лунная ночь на Днепре»
Репина, в «молитвенной тишине» стоявшие перед полотном А. И. Картина или действительность. ». Картина или действительность. Она, словно зеленоватая лента, пересекает равнину, которая на горизонте сливается с небом. По словам Зименко, то, как Куинджи изображает природу, выступающую «в фантастическом великолепии своего ночного убора», может сравниться только со словами Николая Гоголя: «Чуден Днепр при тихой погоде, когда вольно и плавно мчит сквозь леса и горы полные воды свои»6.
Оставляю за собой». Обрушившаяся на Куинджи слава после «Лунной ночи на Днепре» едва ли не «раздавила» художника. Он закрыл двери своей мастерской и прекратил выставочную деятельность. В 1882 году Куинджи устроил ещё одну персональную выставку, на которой экспонировались три картины: авторский вариант-повторение полотна «Ночь на Днепре» (возможно, тот, который ныне хранится в Государственной Третьяковской галерее), второй вариант картины «Берёзовая роща», а также новое произведение «Днепр утром» (ныне в ГТГ)4822. Важную роль в исполнении замысла художника играет колорит.
Крамской писал Репину: «Какую бурю восторгов поднял Куинджи. После возвращения из морского путешествия полотно «Лунная ночь на Днепре» хранилось в собрании великого князя Константина Константиновича в Мраморном дворце. От эскиза к эскизу уточнялись расположение деревьев, размеры поляны. Полонский, И. Н.
Сочинение по картине Куинджи Лунная ночь на Днепре (описание)
«Лунная ночь на Днепре» — пейзаж русского художника Архипа Куинджи (1842—1910), написанный в 1880 году. Но, несмотря на это, картина по-прежнему завораживает зрителя.
Но лунная рябь на реке и сияние самой луны переданы гениальным А. И. Размер — 105 146см1 (по другим данным, 105 144см)234. Но отец картину всё-таки взял и никакого процесса не было»16. Заинтересовавшись, великий князь навестил художника в его мастерской (запись об этом событии в его дневнике датирована 14 марта 1880 года).
По словам искусствоведа Дмитрия Сарабьянова, «сам по себе это был беспрецедентный факт ибо вообще персональные выставки практиковались в то время редко, не говоря уж о выставке одной картины»37. Тишина, спокойствие разлиты в природе. По словам Боулта, в «Лунной ночи на Днепре» Куинджи не отказался от основных стилистических принципов написанной годом ранее «Берёзовой рощи» (таких, как фокусирование на центре полотна и быстрая смена тонов), но при этом осуществил радикальное изменение построения пространства картины изобразив вид с высоты птичьего полёта. Летом и осенью 1880 года, во время разрыва с передвижниками, А. И. Весь день потом, когда я закрывал глаза, мне виделась эта картина»1032. По словам Бюрти, «нисходящая градация света, который отчётливо бьёт только в стены хаток, расположенных по откосам берега силуэты высокого репейника тишина, царящая над огромным пространством, суровость голого, безлесого пейзажа — всё создаёт настроение меланхолическое и величавое, на редкость удачно выраженное»7576.
Картина «Лунная ночь на Днепре», Куинджи, 1880
Куинджи работал над новой картиной. Куинджи приходили И. С.
Архип Иванович КУИНДЖИ родился 27 января 1842 года в семье бедного сапожника. В ответном письме Чистяков не дал прямого ответа на вопрос о покупке картины (возможно, зная, что она уже продана), но при этом сообщил Солдатёнкову о намерении коллекционера Дмитрия Боткина приобрести авторскую копию картины Куинджи за пять тысяч рублей3335. Он совсем не ожидал, что тот согласится.
Я видел перед собой изображение широкой реки полный месяц освещает её на далёкое расстояние, вёрст на тридцать. Во время работы над картиной «Лунная ночь на Днепре» Куинджи приглашал в свою мастерскую (расположенную на Малом проспекте Васильевского острова) друзей и знакомых для того, чтобы проверить на них силу воздействия полотна. Он не выставляет своих картин и почти никого не пускает в мастерскую.
Несмотря на свою молодость (ему в то время шёл 22-й год), Константин Константинович к тому моменту уже успел поучаствовать в русско-турецкой войне, получить чин лейтенанта флота и звание флигель-адъютанта, а также орден Святого Георгия 4-й степени3031. Наибольший успех на выставке выпал на долю картины «Березовая роща». Слухи о тайне художественного метода А. И. Кажется, что русло реки берет своё начало где-то далеко за горизонтом. Только после ухода морского офицера Куинджи узнал, что у него побывал великий князь11. «Художник света» скончался в Петербурге 11 июля 1910 года. Обсуждая успех и популярность, сопутствующие картине «Лунная ночь на Днепре» искусствовед Виталий Манин сопоставлял творчество Куинджи и его немецкого предшественника Каспара Давида Фридриха, в произведениях которого «люди томятся, завороженные созерцанием магического лика природы».
Художник Иван Крамской в письме к журналисту и издателю Алексею Суворину от 15 ноября 1880 года подробно рассказывал о впечатлении, произведённом на него картиной Куинджи и писал, что «его Ночь на Днепре вся наполнена действительным светом и воздухом, его река действительно совершает своё течение и небо — настоящее бездонное и глубокое». Редкий человек мог остаться равнодушным перед картиной, казавшейся неким колдовством.
Если внимательно присмотреться, можно также заметить извилистые тропинки между хатками. По небу плывёт прозрачная дымка облаков. 10. Полотно «Лунная ночь на Днепре» неоднократно повторялось и варьировалось Архипом Куинджи. Этому ощущению способствует вид гладкой поверхности реки.
По некоторым сведениям, художник решил завесить окна из-за отсветов, производимых красной стеной, расположенной на другой стороне улицы2733. В вышине они чуть разошлись и в образовавшееся окно глянула луна, осветив Днепр, хаты. Художник не пытается «поймать» мгновение, а строит свою картину заново.
В частности, в рецензии, опубликованной в конце 1880 года в газете «La Rpublique franaise», Филипп Бюрти писал, что главный эффект полотна Куинджи состоит «в передаче, поистине чудесной, бледного и искрящегося света на водной поверхности, раздробленной и взволнованной течением». В мастерскую А. И. И с этими задачами он справился блестяще. На выставку восторженными статьями откликнулись все газеты и журналы, репродукции «Лунной ночи на Днепре» тысячами экземпляров разошлись по всей России. Хранится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге (. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). mw-parser-output. ts-comment-commentedText:not (. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoинв. Ввысь устремились тополя. С батарей магнитным порошком пытаются отпечатки пальчиков снимать.
Узнав об этом, И. Тургенев пришел в ужас: «Нет никакого сомнения, что картина вернется абсолютно погубленной, благодаря соленым испарениям воздуха». И. Репин говорил, что зрители застывали перед картиной «в молитвенной тишине» : «Так действовали поэтические чары художника на избранных верующих и те жили в такие минуты лучшими чувствами души и наслаждались райским блаженством искусства живописи». Публику приводила в восторг иллюзия натурального лунного света и люди, по словам И. Е. По словам искусствоведа Виталия Манина, «Куинджи использовал свойство тёплых цветов возгораться от лампового света, а холодных — поглощаться им»38. На синем, словно бархатном, небе мерцают яркие звезды.
«Лунная ночь на Днепре»: мистическая сила и трагическая судьба картины Архипа Куинджи
На берегу небольшой речушки примостились озаренные лунным сиянием украинские хатки. Выставка проходила в доме Солодовникова на Кузнецком мосту495051. А виной всему – особое отношение к полотну его владельца, великого князя Константина. художнику надо выступать на выставках, пока у него, как у певца, голос есть.
Но офицер ответил: «Хорошо. Больше всего пространства в пейзаже занимает небо.
Чтобы убедиться в том, что одна картина – это достаточно для выставки, Куинджи приглашал в свою мастерскую друзей, среди которых были Иван Сергеевич Тургенев, Яков Полонский, Иван Крамской, Дмитрий Иванович Менделеев, а также корреспондентов, на которых проверял силу воздействия «Лунной ночи на Днепре». Но вот тучи слегка разошлись и выглянула яркая луна. В этих пейзажах особенно ощутим неоромантический характер творчества художника. В октябре — ноябре того же года13 «Лунная ночь на Днепре» экспонировалась в здании Общества поощрения художников, расположенном на Большой Морской улице в Санкт-Петербурге, причём это был первый случай в истории российского искусства, когда на выставке демонстрировалась единственная картина14. Вот во избежание такого несправедливого отношения в будущем, я бы не прочь составить, так сказать, протокол, что его «Ночь на Днепре» вся наполнена действительным светом и воздухом и небо настоящее, бездонное, глубокое». Получив известие о том, что император Александр III удовлетворил его просьбу об увольнении с флотской службы, к середине 1882 года Константин Константинович вернулся в Россию47.
Широкая река — Днепр — спокойно течёт среди мягких по рельефу берегов. По словам искусствоведа Виталия Манина, «Куинджи практически как бы претворял теоретические суждения романтиков о пространстве»57. По словам Крамского, при первом знакомстве с полотном он «не мог отделаться от физиологического раздражения в глазу, как бы от действительного света» и это чувство возникало у него всякий раз, когда он опять видел картину, попутно принося «наслаждение ночью, фантастическим светом и воздухом»21. Шувалова отмечала точность найденных художником образных средств: «декоративных цветовых пятен их контрастов, модуляции света, пространственного разворота композиции»12. Таинственно течет могучий, полноводный Днепр и блещет, как рыбья чешуя. Кажется, что русло реки берет своё начало где-то далеко за горизонтом. Менделеевым и др. ).
Композиционное построение пейзажа выполнено с большой простотой и лаконичностью5. Эти картины – олицетворение величия природы, ее загадочности и недостижимости. Искусствовед Ирина Шувалова называла «Лунную ночь на Днепре» самой прославленной картиной Куинджи7, крупнейшим творческим достижением художника8 и, несмотря на потускневшие краски, «одним из украшений экспозиции Русского музея». Такое построение было свойственно романтизму и его можно было рассмативать как отход от принципов классицизма и реализма56. Сам же Полонский, задаваясь вопросом, картина ли это или действительность, писал: «В золотой раме или в открытое окно видели мы этот месяц, эти облака, эту тёмную даль, эти дрожащие огни печальных деревень и эти переливы света, это серебристое отражение месяца в струях Днепра, огибающего даль, эту поэтическую, тихую, величавую ночь»285. Тем не менее полностью восстановить картину не удалось.
11 фактов о картине Архипа Куинджи «Лунная ночь на Днепре»
Многие критики отмечали схожие черты в работах Айвазовского и морских пейзажах Куинджи. Мир забылся в спокойном сне. Тургенев и Я. Полонский, И. Крамской и П. Чистяков, Д. И. По поводу «Лунной ночи на Днепре» такие предчувствия были у художника Ивана Крамского, высказавшего свои опасения в письме к издателю Алексею Суворину от 15 ноября 1880 года: «Меня занимает следующая мысль: долговечна ли та комбинация красок, которую открыл художник. Критик и публицист Михаил Неведомский, автор изданной в 1913 году биографии художника, писал, что после московской выставки 1882 года картина «Ночь на Днепре» также экспонировалась в Петербурге, а также отмечал, что «позднее, получив два заказа на повторения (по 5 тысяч рублей за каждое), Куинджи долго работал над ними, но так и не отдал их заказчикам: оба повторения остались в его мастерской и, вместе с остальными последними его произведениями, завещаны им в собственность Общества его имени».
На картине изображена широкая река — Днепр — в летнюю лунную ночь5. Широкое пространство тёмного неба занимает большую часть пейзажа. Что это такое.
Он был так привязан к этой картине, что взял ее с собой в кругосветное путешествие. Куинджи умел побеждать. А поэт К. Фофанов под впечатлением от этого полотна написал стихотворение «Ночь на Днепре», которое позже было положено на музыку. Менделеев, к картине приценивался известный издатель и коллекционер К. Т. Он был так привязан к этой картине, что взял ее с собой в кругосветное путешествие.
История одного шедевра: «Лунная ночь на Днепре» Куинджи
Оставляю за собой». Страхов отмечал, что, «как ни ярки луна, облака и освещённая река, всё-таки и в этом отношении, в отношении освещения, картина, разумеется, не успела вполне подделаться под действительность». В этот раз «Лунная ночь на Днепре» висела на стене одна. Позднее он использовал аналогичное построение в ряде других полотен81.
Куинджи, уходили из зала со слезами на глазах: «Так действовали поэтические чары художника на избранных верующих и те жили в такие минуты лучшими чувствами души и наслаждались райским блаженством искусства живописи». Великий князь Константин Константинович, купивший картину, не захотел расстаться с полотном, даже отправляясь в кругосветное путешествие. В письме к Дмитрию Григоровичу Тургенев писал: «Осталась бы картина в Париже — попала бы на Выставку — и грому было бы много — и медаль бы Куинджи получил. Обсуждая эффект, производимый картиной «Лунная ночь на Днепре» на зрителей искусствовед Владислав Зименко называл его «совсем сверхъестественным»77. Искусствовед Владимир Андреев подробно объясняет, в чём, по его мнению, состоит ошибочность подобного домысла.
Успех превзошел все ожидания и превратился в настоящую сенсацию. Этакий молодец — прелесть»41. Ранние работы художника написаны под влиянием манеры Айвазовского.
«Лунная ночь на Днепре» картина Куинджи
Так же как и в «Берёзовой роще», в «Лунной ночи на Днепре» пространство картины «организуется световым потоком, струящимся в глубину картины». Вот во избежание такого несправедливого отношения в будущем, я бы не прочь составить, так сказать, протокол, что его «Ночь на Днепре» вся наполнена действительным светом и воздухом и небо настоящее, бездонное, глубокое». По его мнению именно с этим была связана возникавшая у зрителей иллюзия, что это не настоящая картина, созданная маслом на холсте, а «писано на стекле и освещено сзади»74. вернется абсолютно погубленной, благодаря соленым испарениям воздуха и пр». Тургенев, приехавший в Россию из Франции и проживший там пять месяцев в первой половине 1880 года, был одним из первых, кто увидел новое полотно Куинджи и, по свидетельству Якова Полонского, «пришёл в восторг»9.
Куинджи участвовал в выставках ТПХВ в 1874—1879 годах последней выставкой с его участием стала 7-я, состоявшаяся в 1879 году, на которой он представил получившее широкую известность полотно «Берёзовая роща»24. Поэт Я. Полонский удивлялся: «Положительно я не помню, чтобы перед какой-нибудь картиной так долго застаивались Что это такое. Произведения этого времени часто не датированы. Событие стало настоящей сенсацией.
Сочинение по картине Куинджи Лунная ночь на Днепре 8 класс
Известный художник Архип Куинджи родился в бедной семье: его отец был сапожником. Линия горизонта сильно опущена вниз, за счёт чего большую площадь картины занимает небо4837. В октябре — ноябре 1880 года13 в здании Общества поощрения художников (дом 38 по Большой Морской улице в Санкт-Петербурге) проходила необычная экспозиция — это был первый случай в истории российского искусства, когда на выставке демонстрировалась единственная картина14. Опасения подтвердились: за время путешествия полотно серьёзно пострадало.
Даже те цветовые зоны дальнего плана, которые на первый взгляд кажутся «плоскими», в действительности представляют собой наложенные в несколько слоёв лессировки, способствующие «углублению» пространства. Фамилия Куинджи была дана ему по прозвищу деда, что по-татарски означает «золотых дел мастер». Работая над картиной, Куинджи искал прежде всего наиболее выразительную композицию. В окончательном варианте нет ничего случайного, «списанного» с натуры. По российской столице разнеслись слухи о феерической красоте «Лунной ночи на Днепре». Прямо из мастерской, еще до выставки, «Лунная ночь на Днепре» за огромные деньги была куплена великим князем Константином Константиновичем. А потом картина была выставлена на Большой Морской улице в Петербурге, в зале Общества поощрения художников. 105 144 см.
А луна, выглянувшая из-за облаков, освещает одну только реку Днепр, которая под ее лучами выглядит пестрой зеленой лентой, проходящей через всю картину. Искусствовед Фаина Мальцева отмечала, что в картине «Лунная ночь на Днепре» удачей Куинджи может считаться не только «мастерски переданный эффект лунного света», но и живопись верхней части пейзажа, правдиво воссоздающая образ ночного неба, затянутого лёгкими перистыми облаками. Критик отмечал, что, несмотря на то странное впечатление, которое возникает у зрителя при первом взгляде на картину, «мало-помалу воля художника вас покоряет и переносит вас в изображённую им местность».
Сочинение по картине «Лунная ночь на Днепре» Куинджи
Долгие годы Куинджи посвящает воспеванию природы южной и средней полосы России. По мнению Мальцевой, среди всех полотен Куинджи подобного творческого направления именно этот пейзаж «заслуженно принёс Куинджи полное торжество» — никогда ещё не достигал он «такой поэтической цельности в изображении пейзажа, такой согласованности в соподчинённости всех его элементов»22. Менделеев, Я. П.
Крамской, П. П. Чистяков. В Киевском музее русского искусства есть вертикально-ориентированный вариант под названием «Ночь на Дону» (холст, масло, 165 115см, 1882 инв. В каталоге изданном в 2001 году, отмечается, что «нынешнее представление о степени завершённости произведения и и имеющиеся различия в картинах позволяют считать произведение из собрания ГТГ повторением-вариантом»59. Ранее эта картина считалась «неоконченным повторением». Узнав об этом, И. Тургенев пришел в ужас: «Нет никакого сомнения, что картина вернется абсолютно погубленной, благодаря соленым испарениям воздуха».
очинение по картине Куинджи «Лунная ночь на Днепре»
Тем не менее художник учтиво пригласил посетителя в мастерскую и показал ему свою картину. 4. Он писал Д. В. Гигоровичу: «Нет никакого сомнения, что картинавернется абсолютно погубленной». В других главное значение имеет эффект тумана. Он разместил полотно на своей яхте и отправился в мореплавание.
В конце 1880 года, после того, как выставка была завершена, великий князь Константин Константинович отправился в морское путешествие на фрегате «Герцог Эдинбургский», взяв с собой картину «Лунная ночь на Днепре»16. Тургенев, находившийся в это время в Париже (в январе 1881 года), пришел в ужас от этой мысли, о чем возмущенно писал писателю Д. В. Плывут облака, с ними будто плывет луна. Архип Иванович назвал невероятную по тем временам сумму – 5 тысяч рублей. Самой айвазовской картиной Куинджи считают полотно «Лунная ночь на Днепре».
Описание картины «Лунная ночь на Днепре»
Куинджи в основном использует два цвета — чёрный и фосфорический зелёный. Но все равно, каждый раз, когда всматриваешься в эту картину, на душе становится тихо и спокойно, как будто на несколько секунд ты просто переносишься в этот чарующий волшебный мир, вышедший из-под кисти талантливого художника. Ряд произведений варьирует мотив пятен лунного или солнечного света в зимнем лесу («Солнечные пятна на инее»). Ведь всё равно не купите: она дорогая». В начале 90-х годов у Куинджи начинается период «молчания» и почти 30 лет он рисует «в стол».
С огромной поэтической силой открылась удивительная красота полуночи земли заднепровской. Таким образом, автор стремился показать мощность и непостижимость Вселенной. А как только голос спадет – надо уходить, не показываться, чтобы не осмеяли». Спустя много лет уже в своем творчестве он часто опирался на усвоенные уроки. Известно, что к картине «Лунная ночь на Днепре» приценивался предприниматель и коллекционер Козьма Солдатёнков. И. С. Тургенев пришёл от этого в ужас.
«Лунная ночь на Днепре» (1880) – одна из самых известных картин Архипа Куинджи
Высказывались предположения, что изначально картина «Лунная ночь на Днепре» создавалась по заказу Павла Третьякова, а потом, поскольку Третьяков был в отъезде, а Куинджи нуждался в деньгах, он продал её другому покупателю. Но её не было.
Этой организации он передал свои деньги, земли и картины. В настоящее время находится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге. Например, философ, публицист и критик Николай Страхов, отдавая должное мастерству Куинджи и называя его картину «истинным чудом», как по силе света, так и по «схваченным с изумительной верностью оттенкам неба, на протяжении между луной и горизонтом», полагал, что «свет луны слишком натурален, слишком бросается в глаза своей натуральностью и этим портит гармонию картины». И. С. А виной всему – особое отношение к полотну его владельца, великого князя Константина.
На картине изображена ночь, которая погрузила все окрестности во мрак. Взгляду зрителя предстаёт летняя ночь на берегу Днепра. В расцвете своих творческих сил великий творец совершил неожиданный шаг. После этого картина «Лунная ночь на Днепре» хранилась в собрании великого князя Константина Константиновича в Мраморном дворце18. Он писал, что в этом произведении Куинджи сопоставил «великие стихии природы: землю и небо, свет и тень в таком едином созвучии, которого он ещё не находил раньше».
Сочинение по картине Куинджи «Лунная ночь на Днепре»
Он отмечал «невиданное ещё нигде могущество красок» и волшебное впечатление, будто бы это не картина, а «сама природа, перенесенная на полотно в миниатюре». Во время работы над картиной Куинджи приглашал в свою мастерскую друзей и знакомых. О невероятном эффекте картины ходили легенды.
Город погружён в сладкую дремоту. Так до А. И. Британско-американский славист и искусствовед Джон Эллис Боулт полагал, что Архипа Куинджи можно рассматривать как наиболее видного представителя русской школы луминизма80, а его картину «Лунная ночь на Днепре» — шедевром среди произведений живописи, основанных на световых эффектах.
Картина или действительность. ». Передан не только лунный свет, но и спокойное зеленоватое сияние самой луны в ночной тьме. Но, вот тучи слегка разошлись и выглянула яркая луна.
Свой поступок объяснял так: «. 8. В 1909 году Куинджи организовал Общество Художников. Картина «Лунная ночь на Днепре» была написана в 1880 году, холст, масло.
Его учениками были А. Рылов, Н. Рерих, К. Богаевский. Чтобы избежать давки, публику пускали в зал группами. А. И. Никогда еще в его произведениях эффект освещения не был так убедителен. Художник Илья Репин вспоминал, что творилось на Большой Морской улице во время выставки: «непрерывная масса карет запружала всю улицу длинным хвостом стояла публика и на лестнице, в ожидании впуска и с улицы, в обе стороны тротуара терпеливо и долго ждали целые массы, строго наблюдая порядок приближения к заветной двери, куда пускали только сериями, так как зрители могли бы задохнуться и задавиться от тесноты и недостатка воздуха»4015.
Кроме этого, Неведомский сообщал, что под личным руководством Куинджи «Лунная ночь на Днепре» была воспроизведена в олеографии, «разошедшейся в огромном количестве экземпляров»53. Когда «Герцог Эдинбургский» готовился к отплытию из Яффы, архимандрит зашёл на палубу фрегата, чтобы попрощаться с великими князьями и имел возможность увидеть полотно «Ночь на Днепре». А поэт К. Фофанов под впечатлением от этого полотна написал стихотворение «Ночь на Днепре», которое позже было положено на музыку.
И все в природе притихло, завороженное чудесным сиянием неба и днепровских вод. 2. Зрители были поражены. Учёный-естествоиспытатель Дмитрий Менделеев изложил свои мысли о полотне «Лунная ночь на Днепре» в статье «Перед картиною А. И. Куинджи», опубликованной в номере петербургской газеты «Голос» от 13 ноября 1880 года. Просто дьявольщина какая-то»15.
15129). Краска потрескалась и поблекла. При этом картина была освещена направленным на неё лучом света лампы. По нему рядами плывут лёгкие облака. Даже лично уговаривал князя оставить картину, но тот был непреклонен.
По свидетельству художника Игоря Грабаря, впоследствии в собрании Боткина в самом деле была картина Куинджи «Ночь на Днепре»36. Публика заходила и с трудом сдерживая чувства, не могла понять, как написанная маслом луна, может так правдоподобно сиять, а ее отражение на воде – «соперничать» с настоящим. Не вняв уговорам Тургенева, великий князь Константин Константинович вместе с картиной продолжил путешествие на фрегате «Герцог Эдинбургский», который, покинув Шербур, вошёл в Средиземное море. По словам Суворина, в этом произведении «луна — это действительная луна, она действительно светит река — это настоящая река, она действительно светится и блестит вы видите эту рябь, вы почти угадываете, куда, в какую сторону несёт свои воды Днепр тени, полутени, огни, воздух, чуть заметный пар — всё это передано так, что удивляешься, как могли краски это передать»70. Успех был огромный и после этого Куинджи решил сделать две копии полотна. Вы, вероятно, уже слышали.
Даже перед самой смертью он оставался верен делу всей своей жизни. По её словам, в этом полотне художник достиг «до иллюзорности верного и фантастического эффекта освещения», в результате чего ему удалось создать впечатление реальности лунного света, как на небосводе с грядами облаков, так и на чуть колеблющейся поверхности спокойно текущей реки. Передний план погружен в тень – так подчеркивается звучность, насыщенность солнцем зеленой поляны.
В своём дневнике (запись от 31 мая 1881 года) он так описывал этот эпизод: «Передаю вещи, любуясь великолепной картиной Южной ночи художника Куинджи, принадлежащей великому князю Константину Константиновичу»45. За 30 лет «молчания» не было и дня, чтобы художник не взял в руки кисть или карандаш. В золотой раме или в открытое окно видели мы этот месяц, эти облака, эту темную даль, эти «дрожащие огни печальных деревень» и эти переливы света, это серебристое отражение месяца в струях Днепра, огибающего даль, эту поэтическую, тихую, величественную ночь. » Поэт К. Фофанов написал стихотворение «Ночь на Днепре», которое потом было положено на музыку.
И. С. Григоровичу: «Нет никакого сомнения, что картина. Владелец картины — великий князь Константин Константинович — настолько привязался к ней, что по окончании выставки взял её с собой в длительное морское путешествие, которое он совершал в 1880—1882 годах на фрегате «Герцог Эдинбургский»16. В 1915 году, после смерти Константина Константиновича, Мраморный дворец перешёл к его сыновьям, «с предоставлением в пожизненное пользование вдове покойного»18.
Но А. И. Полотно «Лунная ночь на Днепре» выставляется в зале 35 Михайловского дворца, где также находятся картины «Ночное», «Дубы» и другие произведения Архипа Куинджи54. Полотно «Лунная ночь на Днепре» было создано в 1880 году, вскоре после разрыва Архипа Куинджи с Товариществом передвижных художественных выставок (ТПХВ), поводом для которого послужила анонимная статья, содержавшая резкую критику пейзажей Куинджи, — как выяснилось впоследствии, эта статья была написана одним из членов-учредителей организации художников-передвижников Михаилом Клодтом23. Не имея сил подняться с кровати, он лёжа рисовал карандашные эскизы.
В период 1894-1897 годов Куинджи руководил высшим художественным училищем при Академии Художеств. Оригинал ещё до своего первого показа был продан великому князю Константину Константиновичу (1858-1915).
Лунная ночь на Днепре Архипа Куинджи
Идея пришла к нему во сне: чтобы достичь большего эффекта, художник попросил занавесить в зале все окна и осветить картину сфокусированным на ней лучом. Константин Константинович в своём дневнике (запись от 14 марта 1880 года) так описывал свои впечатления и ощущения: «Я как бы замер на месте. На этот раз все картины были показаны при дневном освещении52.
Высказывались даже предположения о каких-то необычных красках и даже о странных художественных приемах, которые якобы использовал художник. По словам Менделеева, перед «Днепровской ночью» «забудется мечтатель, у художника невольно явится своя новая мысль об искусстве, поэт заговорит стихами, в мыслителе же родятся новые понятия — всякому она даст своё»72. Солдатенков. Таким образом, автор стремился показать мощность и непостижимость Вселенной. Другие варианты-повторения полотна хранятся в Симферопольском художественном музее («Ночь на Днепре», холст, масло, 111 147см, 1882), Астраханской картинной галерее имени П. М. Догадина («Ночь на Днепре», холст, масло, 110 146см, 188260, поступил из коллекции Гучкова61) и Национальном художественном музее Белоруссии («Ночь над Днепром», 1880-е)59.
В частности, он использовал краски с содержанием битума (или, как их ещё называли, «асфальтовые краски»), которые, как выяснилось впоследствии, разлагаются и темнеют под воздействием света и воздуха. Работа над полотном была завершена в сентябре 1880 года12. Согласно его дневнику, «Тургенев рассказывал про последнюю, ещё не совсем оконченную, картину Куинджи он так художественно её описал, что мне захотелось непременно самому сличить рассказ с оригиналом»10. Куинджи выходит из Товарищества передвижников и с 1882 г. начинается «затворнический» период его деятельности.
Но душа Архипа бредила рисованием: он хотел стать художником. Куинджи пел о природе только великий Н. В. Особенно ярко это выражено в серии горных пейзажей. По словам Манина, «небесные пространства у Куинджи испытывают земное притяжение», а «магия завораживания относится не к мистическим силам небес, а к грандиозному реальному миру, перед которым человек испытывает удивление и восторг»79.
В 60-е начинающий художник 2 раза «провалил» экзамен и поступил в петербургскую Академию художеств лишь с третьего раза. Слава о «Лунной ночи на Днепре» разошлась по Москве ещё до окончания работы над картиной. В 1878 г. «Украинская ночь» была показана на Всемирной выставке в Париже и по достоинству оценена французскими критиками.
Лунная ночь на Днепре: трагическая судьба картины Архипа Куинджи
Под «Выставкой» подразумевался Парижский салон 1881 года, который открывался в мае во Дворце промышленности на Елисейских полях43. Многочисленные группы людей часами простаивали у этого полотна. Ж-4191). Отсутствие его произведений было отмечено публикой. И. Репин говорил, что зрители застывали перед картиной «в молитвенной тишине»: «Так действовали поэтические чары художника на избранных верующих и те жили в такие минуты лучшими чувствами души и наслаждались райским блаженством искусства живописи».
В 1876 г. на V передвижной выставке Куинджи представил «Украинскую ночь». Он писал, что «Ночь на Днепре» — это не просто движение живописи вперёд, а огромный скачок. Картина Куинджи заинтересовала Менделеева, но написать о ней он собрался только после того, как его «с разных сторон» попросили об этом71. Несмотря на то, что картина «Лунная ночь на Днепре» экспонировалась в Париже только десять дней, она успела привлечь к себе внимание французских критиков.
Возможно, путаница могла возникнуть из-за того, что у самого Крамского (который в то время нуждался в деньгах) была датированная тем же годом картина «Лунная ночь», которую он продал другому Третьякову — Сергею Михайловичу33. Поэт Я. Полонский, друг А. И. Сам Суворин тоже чрезвычайно высоко оценивал полотно Куинджи. Решение великого князя не было спонтанным: ещё 31 октября он записал в своём дневнике: «В 3 ч. поехал в город в Общество поощрения художников, где выставлена моя картина Куинджи Ночь на Днепре, хочу взять её с собою в море»42. Чтобы избежать давки, людей в зал запускали группами. Картина выглядит по-настоящему чарующе и необыкновенно реалистично. Сначала оно находилось в «Царской комнате» на втором этаже, а затем великий князь переместил его в свой кабинет — «Ореховую гостиную».
Ален Лебуаль: расчудесные снимки шестерых детей фотографа
Полотно «Лунная ночь на Днепре» экспонировалось в полутёмном зале, окна которого были задрапированы14. Да и кто мог ожидать, что такую большую вещь потащат с собой в морское путешествие»16. В письме к Якову Полонскому от 10 (22) декабря 1880 года Тургенев писал: «Сюда приехала на несколько дней картина Куинджи — и мы постараемся показать её французам»43. Публику приходилось пускать в помещение группами, чтобы избежать давки.
Гоголь. На картине изображена летняя ночь. Число искренних почитателей таланта А. И. После революции в составе собрания Мраморного дворца картина перешла в Российскую академию истории материальной культуры (РАИМК с 1926 года — Государственная академия истории материальной культуры, ГАИМК), а в 1928 году была передана в Государственный Русский музей1920.