Описание Картины Разборчивая Невеста Федотов
Картина Павла Федотова Разборчивая невеста: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора. Картина Павла Федотова Разборчивая невеста: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора. Описание картины «Разборчивая Невеста» уже закрепило за художником репутацию новатора, однако дальнейшее развитие карьера Федотова получила после знакомства с Брюлловым.
Описание картины Федотова «Разборчивая невеста»
В «Сватовстве майора» эта ситуация «выступает на холсте в необыкновенной конкретности», а момент, положенный Федотовым в основу сюжета, «выхвачен из происходящего во времени события так определённо, убедительно, он так безусловен, что вся ситуация вовсе не воспринимается как выдуманная, сочинённая» наоборот, она «воспринимается как некая реальность»31. Вот таким образом стиль Федотова называли «комическим реализмом».
На полу валяется его цилиндр, перчатки и трость. «Разборчивая невеста». Однако искусство Федотова развивалось своим путем. / Ой, стыд какой. Картина Федотова Разборчивая невеста изображает смешную сцену сватовства. / По-старинному— в сизом платочке.
К примеру, опрокинутый резвым женихом цилиндр с перчатками усугубляет комичность ситуации. В картине «Разборчивая невеста» Федотов продемонстрировал отличное знание нравов и умение создавать точные психологические портреты. К примеру, опрокинутый резвым женихом цилиндр с перчатками усугубляет комичность ситуации. В картине «Разборчивая невеста» Федотов продемонстрировал отличное знание нравов и умение создавать точные психологические портреты. По словам художника и критика Александра Бенуа, представленные на академической выставке картины Федотова «имели колоссальный успех, небывалый со времён Помпеи», заслужив «восторженное одобрение не только публики, но и, очевидно, по недоразумению, академических профессоров, в том числе самого Карла Брюллова»5. В 1850—1852 годах Федотов написал вариант-повторение картины «Сватовство майора» (альтернативное название— «Смотрины в купеческом доме»), который ныне хранится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге (холст, масло, 56 76см8 ранее в каталоге в качестве даты создания картины указывалось «около 1851 года»910, датировка «1850—1852» была предложена в каталоге, выпущенном к выставке 1993 года824). Нет никакой поэзии, никакой романтики. Об этом свидетельствуют десятки сохранившихся набросков (этюдов и эскизов) использованных художником для поиска композиции сцены, образов действующих лиц, а также их поз и взаимного расположения в плоскости холста.
Описание картины «Разборчивая невеста» Федотова
Этот вариант-повторение, оконченный в 1852 году, ныне хранится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге (холст, масло, 56 76см инв. По мнению Сомова именно эти качества выделяли полотна Федотова среди множества более «скучных» произведений художников-академистов, представленных на выставке6465. Перед ней на одном колене стоит долгожданный жених. Образ купеческой дочери (которую часто называют невестой) более сложен, чем образ её матери. К примеру, опрокинутый резвым женихом цилиндр с перчатками усугубляет комичность ситуации.
— стыд какой. Ее сюжет художник позаимствовал у Крылова. Все предметы обстановки комнаты необходимы и уместны. Но есть в её наряде некоторое несоответствие традиции, принятой в то время для замужних дам: у неё на голове не чепец, а по-деревенски повязанный платочек.
Павел Федотов «Разборчивая невеста»
У правого края полотна в открытом дверном проёме расположена фигура майора37. / А тут нечем скрыть плеч: / Шарф сквозистый такой— / Всё насквозь, на виду. Он смотрит на невесту взглядом полным ожидания. Он совсем не красавец, о каком девушка мечтала в юные годы. В дверях ожидает майор, он явно не волнуется по поводу сватовства, ведь исход уже предрешен. Словом, не до сердечных мук стало — только успевай поворачиваться. Кроме этого, в цветовой гамме присутствуют различные оттенки белого цвета, которыми картина «словно бы прошита назквозь»34.
В этой работе особенно ярко проявилось живописное мастерство Федотова. У правого края полотна в открытом дверном проёме расположена фигура майора37. Она внутренне сосредоточена и серьезна.
В этих композициях все строится на рассказе, в каждой из них — много действующих лиц, характерных деталей, различных предметов, которые тоже «ведут» рассказ. Образ купеческой дочери (невесты) также претерпел значительные изменения. Анкор, еще анкор. На полу валяется его цилиндр, перчатки и трость. Впоследствии Федотов продал картины «Сватовство майора» и «Свежий кавалер» Фёдору Прянишникову, но получил за них значительно меньшую сумму, чем та, на которую рассчитывал22: изначально предложив за «Сватовство» две тысячи рублей, при окончательном совершении сделки Прянишников объявил художнику, что сможет заплатить только половину испытывавший материальные затруднения Федотов был вынужден согласиться23. По словам скульптора Николая Рамазанова, дружившего с художником, во время работы над «Сватовством майора» Федотов «не позволял себе делать ничего без натуры»— платье невесты было специально для этого случая заказано многие другие вещи, «до малейшей безделицы», были им куплены или взяты напрокат17. В поисках героев и подходящего интерьера для этой картины Федотов обошел весь Петербург – он хотел достичь максимальной достоверности.
Описание картины «Разборчивая невеста»
По словам искусствоведа Дмитрия Сарабьянова, Федотов «всё собрал в общий механизм, как бы раскрутил действие из одного исходного пункта и пустил его в разных направлениях, заставив двигаться своих героев, вступая друг с другом во взаимодействие». Он смотрит на невесту взглядом полным ожидания. / Никогда с ними я не бывала».
В этих немногих словах заключено признание Федотова художником будущего. Душевная рана лишь иногда прорывалась в карикатурах, все более язвительных. Павел Федотов начал работать над полотном «Сватовство майора» (также известным под названием «Женитьба майора») в 1848 году в том же году картина была окончена3.
Картина Разборчивая невеста Павла Федотова
– командует он, не подозревая, что по-французски анкор значит еще. Все правильно поняли замысел художника, шутили по этому поводу. Искусствовед Дмитрий Сарабьянов писал, что полотно «Сватовство майора» является «одним из высших достижений Федотова в области живописного искусства». Красота ее уже увяла, а она так и живет с родителями и не была замужем.
Федотов строит композицию картины таким образом, что зритель как бы наблюдает за действием с той стороны гостиной, на которой находятся окна— «создаётся невольное ощущение, что мы нечаянно заглянули в окно и застали хозяев дома в виде, вовсе не предназначенном для постороннего глаза»27. Искусствовед Галина Леонтьева писала, что Федотову, который долго и кропотливо работал над картиной «Сватовство майора», удалось создать «одно из замечательных произведений русской живописи первой половины XIX века», которое «благодаря потрясающей правде характеров, значительности поднятой в нём проблемы оказалось много серьёзнее первоначального замысла художника»6. Художник шел за ним следом, а потом принялся упрашивать позировать ему. В ней борются противоречивые чувства.
Это положение соответствует её роли «посредника в осуществлении сделки между купцом и майором»41. Она уже не так молода, как раньше, таких женщин в те времена причисляли к старым девам. Художественный критик Владимир Стасов в статье «Двадцать пять лет русского искусства», опубликованной в 1883 году, рассказывал о своём знакомстве с Павлом Федотовым «в лучшую, сильнейшую пору его жизни, в те годы, когда он писал Сватовство майора»61.
ассигнациями в месяц». По мнению Сомова именно эти качества выделяли полотна Федотова среди множества более «скучных» произведений художников-академистов, представленных на выставке6465. Он смотрит на невесту взглядом полным ожидания. Чтобы она не убежала, её удерживает за платье её мать26. Однажды у Аничкова моста ему встретился «подходящий» купец – с окладистой бородой, солидным брюшком и добродушным лицом. В октябре 1849 года полотно, под названием «Поправка обстоятельств или Сватовство», демонстрировалось на выставке Академии художеств1418.
Сочиненин по картине Федотова Разборчивая невеста
Федотов показывает решающий момент объяснения. Последнее, законченное произведение Федотова со странным названием.
Тёмный силуэт майора изображён против света, так что он лишён объёмности и «противостоит реальности бытия других объёмов в конкретном пространстве интерьера»37. Хотя сюжет и расположение персонажей в целом сохранены, вариант из Русского музея имеет ряд существенных отличий от картины из Третьяковской галереи11. Все предметы обстановки комнаты необходимы и уместны. Публика в середине ХХ в. уже пресытилась воспеванием красоты и благородства, а ироничные картины, вызывающие смех, были на тот момент большой редкостью. На полу валяется его цилиндр, перчатки и трость.
Сочинение по картине Федотова Разборчивая невеста
Во второй версии «в ней появляется мягкая женственность, даже некоторое изящество», так что «вместо несколько карикатурного олицетворения пошлого мещанства, глупости— перед нами возникает живой человек», вызывающий у зрителя не презрение, а даже некоторое сочувствие58. Тёмный силуэт майора изображён против света, так что он лишён объёмности и «противостоит реальности бытия других объёмов в конкретном пространстве интерьера»37. Купчиха одета в нарядное шёлковое платье из переливчатой ткани типа «шанжан», а на её плечи накинута дорогая шаль с красивым узором. Наиболее колоритна фигура матери— «располневшей, но с остатками прежней красоты в лице». Сохранились также наброски второстепенных персонажей— кухарки, сидельца и приживалки. Чтобы она не убежала, её удерживает за платье её мать26. Обсуждая картину «Сватовство майора», появившуюся на выставке 1849 года, Стасов писал, что, несмотря на кажущуюся забавность изображённых на ней персонажей, это была схватка двух враждебных друг другу лагерей, пытающихся обмануть друг друга— «трагедия, грозно выглядывающая из-за весёлой и потешной наружной ширмы»62. Картина Федотова «Разборчивая невеста» изображает смешную сцену сватовства.
Как бы ни был уродлив жених, разборчивой невесте не из кого больше выбирать. По-видимому, художник посчитал, что «она своим размером отвлекала внимание, а положением точно в середине холста разбивала картину пополам, мешая цельности восприятия всей сцены». Стасов отмечал, что, создав полотна «Свежий кавалер» и «Сватовство майора», «Федотов вдруг затронул такие глубокие ноты, каких до него ещё никто не брал в русском искусстве». Справа, у дверного проёма, стоит майор, которого привела сваха, чтобы просить руки купеческой дочери. В 1848 году Павел Федотов начал работать над картиной «Сватовство майора»13 (также известной под названием «Женитьба майора»), которая была окончена в том же году3.
В центре полотна находятся главные персонажи картины— купчиха и купеческая дочь46. Судя по характеру сцены, переговоры с родителями невесты были проведены свахой заранее и мы видим первый визит будущего жениха в купеческий дом, где его ждут с большим нетерпением26. Свидание это было знаменательно.
Комната заполнена вещами, которые демонстрируют желание хозяев жить «по-столичному», но при этом «неправильное» сочетание различных предметов выдаёт патриархальные привычки, создавая комический эффект— например, обеденный стол покрыт не белой скатертью, а розовой, с шитьём по краям. По-видимому, художник посчитал, что «она своим размером отвлекала внимание, а положением точно в середине холста разбивала картину пополам, мешая цельности восприятия всей сцены». Все предметы обстановки комнаты необходимы и уместны.
В 1850 году, через два года после написания первой версии картины «Сватовство майора», Павел Федотов начал работу над её вторым вариантом37. Федотова «Разборчивая невеста» изображает смешную сцену сватовства. Выражение томного восторга написано на ее лице. Красота ее уже увяла, а она так и живет с родителями и не была замужем. Он совсем не красавец, о каком девушка мечтала в юные годы.
Репродукция картины Разборчивая невеста Павла Федотова
Картина «Разборчивая невеста» ярко продемонстрировала живописное мастерство художника. Крылова он ставил чрезвычайно высоко в собственных баснях подражал Крылову как мог. В центре полотна находятся главные персонажи картины— купчиха и купеческая дочь46. Искусствовед Галина Леонтьева полагает, что в «Сватовстве майора» кухарка является положительным образом женщины из народа, поскольку она— единственная из всех героев картины— понимает низость совершаемой сделки в разыгрываемой на её глазах комедии брака55. Однако, как ни странно история картины имела неожиданное продолжение.
Он смотрит на невесту взглядом полным ожидания. По словам Александра Бенуа, на выставке картины Федотова «имели колоссальный успех, небывалый со времён Помпеи»5. А сколько у вас душ крестьян. » — выпытывает расчетливая суженая. Образ купеческой дочери (которую часто называют невестой) более сложен, чем образ её матери. Она уже не так молода, как раньше, таких женщин в те времена причисляли к старым девам. Купец— дородный мужчина с окладистой бородой— находится в тени в углу комнаты. После этого художник начал картину «Освящение знамён в Зимнем Дворце, обновлённом после пожара».
Все находятся в ожидании решения невесты, ведь от ее слова зависит судьба всех присутствующих. Офицер явился в мундире с эполетами имея при себе саблю и треуголку. В центральной, наиболее светлой части холста находятся невеста и её мать. Образ приживалки— старухи в повойнике— введён художником для того, чтобы показать каждодневный быт купеческой семьи, «с кучей приживалок и дальних родственников, слоняющихся по дому как бесплотные тени». «Разборчивая невеста»1847г.
Шикарная одежда жениха – дорогой жакет, блестящий цилиндр, лаковые туфли – привлекает их куда больше, чем искренние чувства и гарантирует «удачный брак». По словам Сарабьянова, в этом произведении Федотова свет и цвет выступают как средства «поэтического претворения реальности»7. «Поздравляю вас, — сказал он Федотову, — вы меня обогнали». Майор был счастлив в браке и иронии полотна не понял.
Сохранились также наброски второстепенных персонажей— кухарки, сидельца и приживалки. С тех пор полотно «Сватовство майора» находилось в собрании Прянишникова в Санкт-Петербурге в описании его коллекции изданном в 1853 году, картина фигурировала под названием «Приезд жениха». Позже он вспоминал: «Ни один счастливец, которому было назначено на Невском проспекте самое приятное рандеву, не мог более обрадоваться своей красавице, как я обрадовался моей рыжей бороде и толстому брюху». По словам Сарабьянова, в этом произведении Федотова свет и цвет выступают как средства «поэтического претворения реальности»7. Она уже не так молода, как раньше, таких женщин в те времена причисляли к старым девам.
Сочинение по картине Федотова Разборчивая невеста» Готовые Домашние Задания
Избран был тот решающий момент, который позволял все понять — и судьбы людей, объясняющихся друг с другом и суть самого объяснения и то, что вслед за этим последует. И такой забавой заняты длинные вечера офицеров. Жених горбатый, уродливый и уже лысеющий. Кроме одного.
/ Нет, в светлицу уйду. »46. Таким образом, всего на картине изображено восемь персонажей2930. Для создания фигуры майора Федотову позировал знакомый офицер, а лицо он написал с самого себя, «глядя в зеркало, только придав себе мину некоторого самодовольства и кое в чём подправив свои черты»35.
Образ приживалки— старухи в повойнике— введён художником для того, чтобы показать каждодневный быт купеческой семьи, «с кучей приживалок и дальних родственников, слоняющихся по дому как бесплотные тени». Для создания фигуры майора Федотову позировал знакомый офицер, а лицо он написал с самого себя, «глядя в зеркало, только придав себе мину некоторого самодовольства и кое в чём подправив свои черты»35. С другой стороны, «в её позе, жесте разведённых рук, в выражении капризного лица ощущаются жеманство, наигранность, неискренность». В 1850 году, через два года после написания первой версии картины «Сватовство майора», Павел Федотов начал работу над её вторым вариантом37. В ней видны властные привычки истинной хозяйки купеческого дома— она олицетворяет собой крепость охраняемого ею мира, она «словно скала, о которую разобьётся любая житейская буря»46.
С тех пор полотно «Сватовство майора» находилось в собрании Прянишникова в Санкт-Петербурге в описании его коллекции изданном в 1853 году, картина фигурировала под названием «Приезд жениха». Душевная рана лишь иногда прорывалась в карикатурах, все более язвительных.
Жених горбатый, уродливый и уже лысеющий. Перед нами старая дева и нарядно одетый горбун, предлагающий ей свою руку. В своём стихотворном описании Федотов писал: «Как хозяин-купец, / Невестин отец, / Не сладит с сюртуком, / Он знакомей больше с армяком / Как он бьётся, пыхтит, / Застегнуться спешит / Нараспашку принять— неучтиво»43.
Жених горбатый, уродливый и уже лысеющий. Он взял известную басню «Разборчивая невеста» о привередливой красавице, которая год за годом отказывала всем претендентам, пока вдруг не спохватилась:«Красавица, пока совсем не отцвела, За первого, кто к ней присватался, пошла, И рада, рада уж была, Что вышла за калеку». Холст, масло. Красота ее уже увяла, а она так и живет с родителями и не была замужем. Художник отнюдь не склонен относиться к своим героям с симпатией – скорее их образы пронизаны беспощадной сатирой. Он в который раз был обласкан великим князем.
Ж-4521)8910. Значительную работу в своих набросках Федотов провёл и над образом купчихи, чтобы достичь «точной читаемости в мимике лица её душевного состояния»— в окончательном варианте «зритель словно слышит слово дура», которое она говорит дочери, пытающейся сбежать от жениха-майора. В центральной группе— купеческая дочь (будущая невеста) и её мать, сам же купец стоит позади, в углу комнаты2. В 1850—1852 годах Федотов написал вариант-повторение картины «Сватовство майора» (альтернативное название— «Смотрины в купеческом доме»), который ныне хранится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге (холст, масло, 56 76см8 ранее в каталоге в качестве даты создания картины указывалось «около 1851 года»910, датировка «1850—1852» была предложена в каталоге, выпущенном к выставке 1993 года824). Он писал, что эти картины «изображали сцены, целиком выхваченные из действительной жизни, полные глубокой мысли и здорового комизма, одинаково интересные и для знатоков искусства и для профанов».
Описание картины Павла Федотова «Разборчивая невеста»
Тем не менее вариант из Русского музея имеет ряд существенных отличий от картины из Третьяковской галереи— по словам искусствоведа Галины Леонтьевой, в новой версии «Федотов вносит настолько серьёзные изменения в решение замысла, что имеются основания видеть здесь начало нового этапа в развитии творческого метода художника»41. За полотно «Сватовство майора» Академия художеств присвоила художнику звание академика3. Мужчина желает услышать заветную фразу: «Я согласна. ».
Она уже не так молода, как раньше, таких женщин в те времена причисляли к старым девам. Павел Федотов начал работать над полотном «Сватовство майора» (также известным под названием «Женитьба майора») в 1848 году в том же году картина была окончена3. После смерти Прянишникова, последовавшей в 1867 году, картина была передана в Московский Румянцевский музей, в каталоге которого, опубликованном в 1915 году, она имела двойное название— «Приезд жениха (Сватовство майора)».
В музей – без поводка / Павел Федотов Разборчивая невеста
В своих воспоминаниях о Федотове искусствовед Андрей Сомов рассказывал об огромном интересе публики к «Сватовству майора» и другим полотнам художника, экспонировавшимся на академической выставке 1849 года. Купчиха одета в нарядное шёлковое платье из переливчатой ткани типа «шанжан», а на её плечи накинута дорогая шаль с красивым узором. «Все это очень хорошо. В процессе создания картины «Сватовство майора» Федотовым была проведена большая подготовительная работа.
Они ярко освещены, «как освещаются на сцене те актёры, на которых должно быть сосредоточено внимание зрителей»47. Наиболее колоритна фигура матери— «располневшей, но с остатками прежней красоты в лице». «Ах Поль, это было всегдашнее мое желание. » — приписал Федотов внизу реплику дамы. Этот счастливый майор, конечно.
Немаловажные детали изображены под столом: это мусорная корзина и разбросанная рядом с ней колода карт. 2017 П. А. Федотов.
Сочинение по картине Федотова «Разборчивая невеста»
» Несмотря на то, что художник назвал майора «толстым», «фигура его подтянута, глаза чуть прищурены, в усах прячется победная усмешка— он явно рассчитывает на благоприятный исход предстоящего сражения»39. Майор был счастлив в браке и иронии полотна не понял. В 1846 году Федотов написал свою первую картину— «Свежий кавалер», а в 1847 году— ещё одно полотно, «Разборчивая невеста»12. Перед ней на одном колене стоит долгожданный жених.
В этой работе особенно ярко проявилось живописное мастерство Федотова. Как-то после выставки в комнату Федотова вошел отставной седой майор в мундире и бросился к нему на шею. / Никогда с ними я не бывала». Мужчина желает услышать заветную фразу: Я согласна.
В своих воспоминаниях о Федотове искусствовед Андрей Сомов рассказывал об огромном интересе публики к «Сватовству майора» и другим полотнам художника, экспонировавшимся на академической выставке 1849 года. Весьма сатирично и в то же время не без сочувствия характеризует он своих персонажей. В картине «Разборчивая невеста» Федотов продемонстрировал отличное знание нравов и умение создавать точные психологические портреты. Значительную работу в своих набросках Федотов провёл и над образом купчихи, чтобы достичь «точной читаемости в мимике лица её душевного состояния»— в окончательном варианте «зритель словно слышит слово дура», которое она говорит дочери, пытающейся сбежать от жениха-майора.
В процессе создания картины «Сватовство майора» Федотовым была проведена большая подготовительная работа. Впоследствии Федотов продал картины «Сватовство майора» и «Свежий кавалер» Фёдору Прянишникову, но получил за них значительно меньшую сумму, чем та, на которую рассчитывал22: изначально предложив за «Сватовство» две тысячи рублей, при окончательном совершении сделки Прянишников объявил художнику, что сможет заплатить только половину испытывавший материальные затруднения Федотов был вынужден согласиться23. Красота ее уже увяла, а она так и живет с родителями и не была замужем. Он совсем не красавец, о каком девушка мечтала в юные годы.
«Завтрак аристократа»: что скрыто в деталях знаменитой картины Павла Федотова
Как она называется. Кроме этого, в цветовой гамме присутствуют различные оттенки белого цвета, которыми картина «словно бы прошита назквозь»34. Как она называется. Сиделец (приказчик, заменяющий хозяина торговой лавки на время его отсутствия)— молодой человек, одетый в купеческий кафтан, с расчёсанными на прямой пробор волосами. Картина переносит нас в захолустную провинцию, где стоит армейский полк.
Кроме одного. На полу— кошка, «намывающая» гостей28. Художественный критик Владимир Стасов в статье «Двадцать пять лет русского искусства», опубликованной в 1883 году, рассказывал о своём знакомстве с Павлом Федотовым «в лучшую, сильнейшую пору его жизни, в те годы, когда он писал Сватовство майора»61. Художником было также создано множество вариантов лица и фигуры купеческой дочери, в которых он менял жесты её рук, наклон головы и черты лица— до тех пор, пока ему не удалось «наиболее ясно выразить во внешнем облике, манере держаться те чувства, которые ею владеют в данный момент— жеманное волнение, желание показать свою робость и скромность». Летом 1837 года Федотов написал акварельную картину «Встреча великого князя», за что сам князь пожаловал художнику бриллиантовый перстень. Тогда круг их становится обширнее они достигают наконец до того, что женятся на купеческой дочери, умеющей играть на фортепияно, с сотнею тысяч или около того наличных и кучею брадатой родни»25. Корзина сделана из простой соломы, но в виде древнегреческой амфоры, которая, по словам искусствоведа Т. Ильиной, «словно пародирует своего хозяина Как и хозяин, который хочет казаться аристократом, урна «притворяется» не тем, что она есть, а прекрасной вазой.
Он в который раз был обласкан великим князем. За полотно «Сватовство майора» Академия художеств присвоила Федотову звание академика3. Сиделец (приказчик, заменяющий хозяина торговой лавки на время его отсутствия)— молодой человек, одетый в купеческий кафтан, с расчёсанными на прямой пробор волосами.
- Федотов Павел Андреевич (1815 – 1852)
- История одного шедевра: «Сватовство майора» Федотова
- Федотов Павел АндреевичКартины и биография
- Картина Федотова РАЗБОРЧИВАЯ НЕВЕСТА
- Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
Автор фельетона, писатель И. Гончаров, с иронией говорил о столичных франтах: «Чтобы надеть сегодня привезенные только третьего дня панталоны известного цвета с лампасами он согласится два месяца дурно обедать». Искусствовед Галина Леонтьева полагает, что в «Сватовстве майора» кухарка является положительным образом женщины из народа, поскольку она— единственная из всех героев картины— понимает низость совершаемой сделки в разыгрываемой на её глазах комедии брака55. Комната обставлена дорогой резной мебелью, здесь же стоит клетка с крупным попугаем. По словам художника и критика Александра Бенуа, представленные на академической выставке картины Федотова «имели колоссальный успех, небывалый со времён Помпеи», заслужив «восторженное одобрение не только публики, но и, очевидно, по недоразумению, академических профессоров, в том числе самого Карла Брюллова»5.
Известно также о копиях с картины «Сватовство майора», выполненных другими художниками XIX века. После этого художник начал картину «Освящение знамён в Зимнем Дворце, обновлённом после пожара». В частности, в повести «Невский проспект» Николай Гоголь писал: «Есть офицеры, составляющие в Петербурге какой-то средний класс общества В высшем классе они попадаются очень редко или, лучше сказать, никогда многие из них, преподавая в казённых заведениях или приготовляя к казённым заведениям, заводятся наконец кабриолетом и парою лошадей. Федотову удалось «населить» картину типичными представителями купечества и дворянства и создать своеобразную «комедию положений» в живописи. Ж-4521)8910.
Они ярко освещены, «как освещаются на сцене те актёры, на которых должно быть сосредоточено внимание зрителей»47. чужой. Мужчина желает услышать заветную фразу: «Я согласна. ». В этой небольшой по размеру картине Федотов показал бессмысленность жизни человека в условиях той России, его нравственную гибель. Офицер развлекается – заставляет собаку прыгать через длинный чубук трубки.
Родители, подглядывающие из-за портьеры, обостряют ощущение лицемерия и фальши. Картина «Разборчивая невеста» ярко продемонстрировала живописное мастерство художника. Обсуждая картину «Сватовство майора», появившуюся на выставке 1849 года, Стасов писал, что, несмотря на кажущуюся забавность изображённых на ней персонажей, это была схватка двух враждебных друг другу лагерей, пытающихся обмануть друг друга— «трагедия, грозно выглядывающая из-за весёлой и потешной наружной ширмы»62. Федотов в своей рацее описывает сваху следующим образом: «А вот извольте посмотреть: / Как справа отставная деревенская пряха, / Панкратьевна-сваха, / Бессовестная привираха / В парчовом шугае, толстая складом, / Идёт с докладом, / Что, дескать, жених изволил пожаловать»43. Перед ней на одном колене стоит долгожданный жених. Сомневаясь в том, что демонстрируемый на людях шик действительно был по карману этим щеголям, автор задавал вопрос: «А пробовал ли ты нечаянно приезжать к таким людям домой и заставать их врасплох. ». Он отмечал гармоничный колористический строй картины, а также мягкую красочность, которая позволяет создать цветовое единство, но при этом даёт возможность «извлечь красоту из каждого цветового качества, как бы взятого в отдельности».
- Экскурсы по ТЕАТРАЛЬНОЙ ТЕОРИИ ДЕЙСТВИЙ
- Самое интересное в виде мозаики
- Российская жанровая живопись и бытовые сюжеты русских художников
Картина «Разборчивая невеста» была написана П. А. Федотовым в 1847 году. Подобные браки случались тогда повсеместно. Выражение томного восторга написано на ее лице. Картина «Разборчивая невеста» ярко продемонстрировала живописное мастерство художника. Типичность персонажей и реалистичность обстановки заставляли публику хохотать до колик.
Перед этим Брюллову были доставлены на квартиру картины Федотова «Свежий кавалер» и «Разборчивая невеста». Девушка изображена за игрой на клавесине. Купеческая дочь пытается убежать в другую комнату (в светлицу), но её движению противодействует мать, схватившая её за подол платья.
Искусствовед Галина Леонтьева писала, что Федотову, который долго и кропотливо работал над картиной «Сватовство майора», удалось создать «одно из замечательных произведений русской живописи первой половины XIX века», которое «благодаря потрясающей правде характеров, значительности поднятой в нём проблемы оказалось много серьёзнее первоначального замысла художника»6. В этих немногих словах заключено признание Федотова художником будущего. На той же выставке экспонировались две другие картины Федотова— «Свежий кавалер» и «Разборчивая невеста»319. В картине «Разборчивая невеста» Федотов продемонстрировал отличное знание нравов и умение создавать точные психологические портреты. Федотов в своей рацее описывает сваху следующим образом: «А вот извольте посмотреть: / Как справа отставная деревенская пряха, / Панкратьевна-сваха, / Бессовестная привираха / В парчовом шугае, толстая складом, / Идёт с докладом, / Что, дескать, жених изволил пожаловать»43. «Разборчивая невеста».
Родители это понимают и с нетерпением ждут ее ответа. По словам самого художника, он встретил осуществление своего идеала, «и ни один счастливец, которому было назначено самое приятное рандеву, не мог более обрадоваться своей красавице, как я обрадовался моей рыжей бороде и толстому брюху»4445. Перед нами старая дева и нарядно одетый горбун, предлагающий ей свою руку. По словам самого художника, он встретил осуществление своего идеала, «и ни один счастливец, которому было назначено самое приятное рандеву, не мог более обрадоваться своей красавице, как я обрадовался моей рыжей бороде и толстому брюху»4445.
«Все это очень хорошо. » Несмотря на то, что художник назвал майора «толстым», «фигура его подтянута, глаза чуть прищурены, в усах прячется победная усмешка— он явно рассчитывает на благоприятный исход предстоящего сражения»39. Тем не менее вариант из Русского музея имеет ряд существенных отличий от картины из Третьяковской галереи— по словам искусствоведа Галины Леонтьевой, в новой версии «Федотов вносит настолько серьёзные изменения в решение замысла, что имеются основания видеть здесь начало нового этапа в развитии творческого метода художника»41. Комната обставлена дорогой резной мебелью, здесь же стоит клетка с крупным попугаем. Этой наградой, по словам Федотова, «окончательно припечаталось в его душе артистическое самолюбие». «Но в отставку не подавай — осержусь», — строго предупредил великий князь. Картина имела большой успех на выставке.
«Поздравляю вас, — сказал он Федотову, — вы меня обогнали». От горестных мыслей спасала живопись. Перезревшая невеста, которая стоит, наконец, на пороге осуществления своей заветной мечты. Красота ее уже увяла, а она так и живет с родителями и не была замужем.
Подобные браки случались тогда повсеместно. Перед ней на одном колене стоит долгожданный жених. Виртуозно передает Федотов переливы материи платья невесты, блеск позолоченных рам и фактуру деревянных поверхностей.
К примеру, опрокинутый резвым женихом цилиндр с перчатками усугубляет комичность ситуации. Такой союз вполне мог рассматриваться как выгодный для обеих сторон: офицер в результате такого брака получал приданое, которое он мог использовать, чтобы поправить своё материальное положение, а купец таким образом получал возможность породниться с дворянином и тем самым возвыситься в глазах общества26. На одной — перезрелая невеста, перед ней на колене стоит горбун с букетом. В частности, в повести «Невский проспект» Николай Гоголь писал: «Есть офицеры, составляющие в Петербурге какой-то средний класс общества В высшем классе они попадаются очень редко или, лучше сказать, никогда многие из них, преподавая в казённых заведениях или приготовляя к казённым заведениям, заводятся наконец кабриолетом и парою лошадей. По словам Александра Бенуа, на выставке картины Федотова «имели колоссальный успех, небывалый со времён Помпеи»5.
Искусствовед Дмитрий Сарабьянов писал, что полотно «Сватовство майора» является «одним из высших достижений Федотова в области живописного искусства». / Остальной же наряд / У француженки взят, / Лишь вечор для неё и для дочки»46. не понял подлинного смысла картины, а художние не стал ничего ему объяснять. На стенах висят картины, среди которых литография с видом Николо-Угрешской обители, портреты митрополита (по разным версиям, либо Санкт-Петербургского— Серафима, либо Московского— Филарета), генералов М. И. Кутузова и Я. П. Кульнева, атамана А. И. Иловайского на коне, а также самого хозяина дома с книгой в руке, чтобы подчеркнуть его грамотность36. Федотов строит композицию картины таким образом, что зритель как бы наблюдает за действием с той стороны гостиной, на которой находятся окна— «создаётся невольное ощущение, что мы нечаянно заглянули в окно и застали хозяев дома в виде, вовсе не предназначенном для постороннего глаза»27.
Родители, подглядывающие изза портьеры, обостряют ощущение лицемерия и фальши. Родители, подглядывающие изза портьеры, обостряют ощущение лицемерия и фальши. Леонтьева отмечала, что проблемы, поднятые этим произведением Федотова идут значительно дальше обличения «комедии брака». Типичность персонажей и реалистичность обстановки заставляли публику хохотать до колик. Художником было также создано множество вариантов лица и фигуры купеческой дочери, в которых он менял жесты её рук, наклон головы и черты лица— до тех пор, пока ему не удалось «наиболее ясно выразить во внешнем облике, манере держаться те чувства, которые ею владеют в данный момент— жеманное волнение, желание показать свою робость и скромность».
Но как он ошибается. Хотя он и шикарно одет — дорогой, отлично скроенный жакет скрывает его массивный горб на спине — он все-таки понимает, насколько невелики его шансы на успешное разрешение дела. Все действующие лица, принимающие участие в изображённой на картине комедии брака, пронизаны единым действием. Он писал, что эти картины «изображали сцены, целиком выхваченные из действительной жизни, полные глубокой мысли и здорового комизма, одинаково интересные и для знатоков искусства и для профанов». Он совсем не красавец, о каком девушка мечтала в юные годы.
Картина П. А. Более светлое, чем у её матери, платье невесты помогает выделить её из центральной группы в качестве наиболее важного персонажа32. ассигнациями в месяц». Рядом гитара. Так, например, сюжет «Разборчивой невесты» Федотов почерпнул из одноименной басни Крылова, а на создание «Завтрака аристократа» его вдохновил опубликованный в 1848 г. в журнале «Современник» фельетон под названием «Письма столичного друга к провинциальному жениху». Комната обставлена дорогой резной мебелью, здесь же стоит клетка с крупным попугаем. С другой стороны, «в её позе, жесте разведённых рук, в выражении капризного лица ощущаются жеманство, наигранность, неискренность».
Осенью 1849 года полотно, под названием «Поправка обстоятельств или Сватовство», экспонировалось на выставке Академии художеств вместе с двумя другими, более ранними картинами художника— «Свежим кавалером» (1846) и «Разборчивой невестой» (1847)34. На полу валяется его цилиндр, перчатки и трость. По словам скульптора Николая Рамазанова, дружившего с художником, во время работы над «Сватовством майора» Федотов «не позволял себе делать ничего без натуры»— платье невесты было специально для этого случая заказано многие другие вещи, «до малейшей безделицы», были им куплены или взяты напрокат17. В 1848 году Павел Федотов начал работать над картиной «Сватовство майора»13 (также известной под названием «Женитьба майора»), которая была окончена в том же году3. Комната заполнена вещами, которые демонстрируют желание хозяев жить «по-столичному», но при этом «неправильное» сочетание различных предметов выдаёт патриархальные привычки, создавая комический эффект— например, обеденный стол покрыт не белой скатертью, а розовой, с шитьём по краям. В избе на лавке лежит офицер, полураздетый, босой.
За полотно «Сватовство майора» Академия художеств присвоила Федотову звание академика3. Свидание это было знаменательно. Он отмечал гармоничный колористический строй картины, а также мягкую красочность, которая позволяет создать цветовое единство, но при этом даёт возможность «извлечь красоту из каждого цветового качества, как бы взятого в отдельности». А сколько у вас душ крестьян. » — выпытывает расчетливая суженая. Федотов показывает решающий момент объяснения.
Как бы ни был уродлив жених, разборчивой невесте не из кого больше выбирать. По сравнению с первой версией картины, в варианте-повторении Федотов более строг в отборе деталей. В конце 1843 года Павел Федотов, прослуживший перед этим около десяти лет в лейб-гвардии Финляндском полку, подал в отставку, поселился на 16-й линии Васильевского острова в Санкт-Петербурге и полностью посвятил себя художественной деятельности. После смерти Прянишникова, последовавшей в 1867 году, картина была передана в Московский Румянцевский музей, в каталоге которого, опубликованном в 1915 году, она имела двойное название— «Приезд жениха (Сватовство майора)».
Судьба невесты предопределена, ведь благодаря своей разборчивости у нее совсем не осталось выбора. На стенах висят картины, среди которых литография с видом Николо-Угрешской обители, портреты митрополита (по разным версиям, либо Санкт-Петербургского— Серафима, либо Московского— Филарета), генералов М. И. Кутузова и Я. П. Кульнева, атамана А. И. Иловайского на коне, а также самого хозяина дома с книгой в руке, чтобы подчеркнуть его грамотность36. Этюд головы невесты Федотов исполнил со знакомой женщины48, для написания её фигуры он использовал манекен, а также воспользовался услугами своего приятеля Карла Карловича Флуга (прадеда художника Ильи Глазунова51), который согласился позировать в женском платье4852. Мужчина желает услышать заветную фразу: «Я согласна. ». Во второй версии «в ней появляется мягкая женственность, даже некоторое изящество», так что «вместо несколько карикатурного олицетворения пошлого мещанства, глупости— перед нами возникает живой человек», вызывающий у зрителя не презрение, а даже некоторое сочувствие58. В центре картины та самая разборчивая невеста, которая сидит перед женихом в пышном переливающемся платье.
В «Сватовстве майора» эта ситуация «выступает на холсте в необыкновенной конкретности», а момент, положенный Федотовым в основу сюжета, «выхвачен из происходящего во времени события так определённо, убедительно, он так безусловен, что вся ситуация вовсе не воспринимается как выдуманная, сочинённая» наоборот, она «воспринимается как некая реальность»31. Это один из самых поэтичных и обаятельных женских образов в русском искусстве. Леонтьева отмечала, что проблемы, поднятые этим произведением Федотова идут значительно дальше обличения «комедии брака».
Видимо, в жизни не все так однозначно, бывают и такие исключения. В своём стихотворном описании Федотов писал: «Как хозяин-купец, / Невестин отец, / Не сладит с сюртуком, / Он знакомей больше с армяком / Как он бьётся, пыхтит, / Застегнуться спешит / Нараспашку принять— неучтиво»43.