Описание Картины Рембрандта Святое Семейство

Картина Рембрандта Святое семейство: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора.

Святое семейство Рембрандт Хармес ван Рейн

Свет, пронизывающий пространство картины, кажется золотым. Открывает эту группу произведений Рембрандта "Видение Даниила", Берлин, которое обычно датируют 1650-ым годом (длина картины сто шестнадцать, высота девяносто шесть сантиметров). Мария, в простом мещанском платьице, вынула его из колыбели, чтобы успокоить, села в кресло (в левой части картины) и, прижимая ребенка к груди, внимательно слушает его несвязные жалобы. Великолепный красный цвет бархата на первом плане и сверкающий золотом тюрбан в глубине обеспечивают зрительную четкость в целом строгому изложению сюжета. Этот контраст носит не только композиционный, но и психологический характер: действие распадается на противоречащие друг другу группы и от каждой из них ждешь оратора, который произнес бы язвительное изобличение, либо потрясающую проповедь. Руки – сильные, мускулистые – не дают себе уже более труда чередоваться в жестах. Разубежденный Фома признал в Иисусе Господа Бога.

Как и автопортрет в образе Зевкиса, этот написан в последний год жизни. Кроме того, в кассельской картине Рембрандт применяет еще один прием.

Размеры этого фонаря на листе – не больше сантиметра. Размеры картины: высота двести шестьдесят пять, ширина сто девяносто шесть сантиметров. Именно в год, когда умерла его жена, он дописал картину «Ночной дозор». Эта техника, при которой отсутствует процесс травления кислотой, придает более живой и выразительный характер штриховым линиям, которые, однако, могут быть легко искажены случайными ошибками в работе. Удивительна ее судьба. Перед нами как будто самый обычный вечер нуждающейся семьи голландского ремесленника.

Еще левее подросток-конюх с одутловатым лицом поддерживает ее под уздцы. Она представляется нам одновременно идущей навстречу и стоящей на месте. Свет, пронизывающий пространство картины, кажется золотым.

Перед нишей стоит небольшой низкий стол, покрытый белой скатертью. На переднем плане, в таинственной атмосфере угасающего дня, уже началась сутолока. Искусствоведы подчеркивают, что «Святое семейство» существенно отличается от картин, написанных ранее. Все замерло, все смотрят на лежащего в руках Симеона ребенка.

Не менее динамично «Жертвоприношение Авраама» (1635)— застывший в воздухе нож придаёт сцене непосредственность фотографического изображения8.

Святое семейство 
— Рембрандт Харменс 
Ван Рей

Святое семейство — Рембрандт Харменс Ван Рей

Наиболее караваджистские по исполнению полотна Рембрандта— «Притча о неразумном богаче» (1627), «Симеон и Анна в Храме» (1628), «Христос в Эммаусе» (1629). Начало пятидесятых годов отмечено в фигурных композициях Рембрандта (в графике, может быть, даже лучше, чем в живописи) тягой к скрытой душевной жизни человека, к его внутренним видениям, находящим свой отголосок в окружающей среде, в таинственных явлениях природы. Этим он подчеркивает беспечность влюбленной пары. Но их усилия оказались тщетными. В 1634 году Рембранд женился на Саскии. Однако, такой упадок был только временный и под конец своей жизни Рембрандт снова стад производить вещи великие, неподражаемые, сообщив своей фактуре еще большие свободу и ширину так например в 1661 году им были написаны: знаменитые «Синдики гильдии ткачей» и «Возвращение блудного сына», а в 1662 – «Еврейская невеста».

Это портреты стариков – Яна Лютмы и Томаса Харинга. Она построена на мерцающем контрасте ярко освещенных цветовых пятен и затенённых зон. Пот, подобно крови, стекает с него на землю. Дела шли все хуже.

Нежное лицо Марии почти целиком показано на полном свету, покой ребенка как бы оберегает легкая тень, падающая на его личико, которое дано в окружении теплых тонов соломенной колыбели и зеленоватых оттенков полога ниже пояса ребенок покрыт ярким красным плащом. При этой манере письма отдельные цвета получают особую звучность и глубину. Художник прибегает к диагональной композиции. Сегодня его не заботят религиозные догмы, не будущая судьба великого мученика.

В 1663 году умерла любимая художника – Хендрикье. Ни на одном автопортрете Рембрандт не предстает столь безропотно покорным судьбе. Перед нами как будто самый обычный вечер нуждающейся семьи голландского ремесленника. Пейзажные офорты Рембрандта поражают своей близостью с искусством нового времени, по суммарности восприятия они во многом предвосхищают произведения пейзажистов девятнадцатого века, в первую очередь, Шарля Добиньи, годы жизни 1817-1878-ой и импрессионистов, заявивших о себе в 1874-ом году. Искусство Рембрандта заставляет говорить фигуры, повернутые спиной к зрителю. Господня». Художник в простой и темной войлочной шляпе (больше похожей на перевернутую кастрюлю без ручки, чем на сколько-нибудь приличный головной убор), в плохонькой рабочей темной куртке, надетой на измятую белую рубашку без воротника, свободно и спокойно сидит за столом, отделяющим его от зрителя. Старцу Симеону было предсказано, что он «не увидит смерти, доколе не увидит Христа.

Описание картины 
Рембрандта Харменса 
ван Рейна «Святое

Описание картины Рембрандта Харменса ван Рейна «Святое семейство»

На картине «Святое семейство» изображены, на первый взгляд, простые люди и их быт, но ангелы, спускающиеся к полутени бедного жилья, напоминают нам, что это не обычная семья, а Богоматерь с сыном Иисусом, за спиной которой стоит Святой Иосиф. У Рембрандта позы, лица персонажей и среда их окружающая, просты и естественны. Все более художника привлекают образы простых людей, стариков, служащих воплощением жизненной мудрости и духовного богатства (так называемый Портрет жены брата художника, 1654, Государственный музей изобразительных искусств, Москва Портрет старика в красном, 1652-1654, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург).

Но не стоит забывать, что это и портрет Зевксиса, древнегреческого художника. Именно глубокая человечность составляет отличительную особенность пейзажей Рембрандта. В этой работе художник выражает свое отношение к жене. Безмерная одинокость, трагическая заброшенность, горькая угнетенность переполняют душу царя-псалмопевца.

У этого открытого окна, срезанного левым краем офорта, откуда свет озаряет его черты, глядит так настойчиво, так упорно, словно он видит не модель, а весь мир. Спустя некоторое время Рембрандт похоронил своего сына Титуса и его невесту. Одной из первых его картин становится «Притча о богаче» (1627).

Здесь видны особенности обоих стилей. Что отчасти объясняет ее очарование, так это контраст отполированного нагрудника кирасы, шлема великолепной работы (безусловно, парадного, а не боевого) и мрачно-меланхолического выражения лица. В нем не только материнское отношение к глубоко спящему справа младенцу любовь, озабоченность, умиленность.

Эта маленькая процессия движется какими-то неровными толчками. К моменту женитьбы у каждого было хорошее состояние (у Рембрандта за счет рисования картин, а Саскии родители оставили внушительно наследство). Барокко. – таится много плутовства, жизнерадостности и свежести. Это словно дружеский знак, рука, протянутая художнику, умершему более десяти лет назад – Хендрику Аверкампу, специализировавшемуся на голландских сценках на льду изображавшему брейгелевские толпы, которые развлекались катанием на коньках, санях игрой в кольф (то есть гольф) на льду.

Рембрандт, Святое 
семейство: особенности 
картины

Рембрандт, Святое семейство: особенности картины

Критики обращают огромное внимание на светотени. Скоро гроза пойдет и здесь.

Серьезно и грустно, словно задумавшись о судьбе человечества, глядит с высокого черного возвышения на озаренного трепетным сиянием Симеона старик первосвященник (справа в пышной пестрой одежде). Действие картины Добрый самаритянин (длина сто тридцать пять, высота сто четырнадцать сантиметров) происходит во дворе, перед неказистым зданием гостиницы, замыкающим справа и в центре неглубокую, в несколько шагов, сценическую площадку. Он не боится показаться ни вульгарным, ни тщеславным. В небольшом офорте (длина одиннадцать, высота девять сантиметров), рембрандтовский свет вызывает из глухого мрака загадочные фигуры движущихся слева направо трех путников.

Законом общества признавалась борьба всех против всех. В ее глубине слева – светлый отворот простынки, справа – пятно красного плаща-одеяльца. И Рембрандт показывает нам веками создаваемые дамбы, плотины, каналы, шлюзы. Издание трагедии друга Рембрандта Яна Сикса "Медея" побудило художника взяться за языческий сюжет, о чем свидетельствует великолепный офорт 1648-го года "Свадьба Язона и Креузы" (высота двадцать четыре, ширина восемнадцать сантиметров).

Описание картины 
Рембрандта Харменса 
ван Рейна «Святое

Описание картины Рембрандта Харменса ван Рейна «Святое семейство» Картины художников

Название офорт получил случайно, по абсолютно второстепенным соображениям. Точка схода приходится на его ярко освещенное лицо. Снизу лицо окаймлено большим белым воротником. В те же годы, когда им написана живописная серия Святых семейств (Петербург, Кассель, Дублин), он создает самый знаменитый из своих офортов Христос исцеляющий больных (1642-1646-ой годы). Природа этого света таинственна и непонятна. В этой светотеневой естественности сильно чувствуется запах влажной земли и леса.

Слава о Рембрандте как о незаурядном мастере распространилась по Амстердаму после завершения им группового портрета «Урок анатомии доктора Тульпа» (1632), на котором внимательные хирурги не были выстроены в параллельные ряды обращённых к зрителю голов, как то было принято в портретной живописи того времени, а строго распределены в пирамидальной композиции, позволившей психологически объединить всех действующих лиц в единую группу8. Мирной тишиной трудовой жизни, святостью материнства веет от этого полотна. Другое название – «Меняла» – добавляет иные смыслы картине. Заказов становилось все меньше. 175, 5 x 210, 5 см.

Для кажущегося вначале странным офорта 1656-го года "Авраам и три спутника" (высота шестнадцать, ширина тринадцать сантиметров) изображающего трех необычных посетителей патриарха, восседающих, по восточному обычаю, прямо на земле, перед входом в дом, Рембрандту послужила в качестве натуры одна индийская миниатюра изображающая восточное существо в восточной пышности. Вечереет первые планы пространства картины погружены в полумрак и только это колеблющееся слева наверху большое пятно далекого света как будто бы движется по полотну – так капризно оно брошено, легко и свободно. И когда мы переводим взгляд вниз, словно прерывается прекрасный сон, уступая место реальной действительности – той, что предстает на передних планах, внизу и справа. Конечно, так же как в жизни имеются сильные пятна чистого цвета.

  1. Картины известного художника Рембрандта Харменс ван Рейна

После снятия с креста Иисус, явившись ученикам, показывает свои раны. Здесь есть что-то от пейзажа, от надвигающегося ночного сумрака. Но от быта, от повседневной жизни он берет не только детали скромной, даже убогой обстановки, а, главным образом, задушевность настроения, простоту и интимность изображаемой группы. В теплом уюте семейной сцены сильнее выражены оттенок грусти и тяжелых предчувствий.

Картины известного 
художника Рембрандта 
Харменс ван Рейна

Нидерланды (Голландия). Это время становления художника, когда он увлекался творчеством Караваджо. Даниил сказал царю, что они означают его гибель предсказание сбылось в ту же ночь.

При этой манере письма отдельные цвета получают особую звучность и глубину. Внезапно распахнулись и поднялись к верхним углам картины зацепленные за карниз зеленые занавеси и глазам зрителя открылось видение чистой красоты изображенное во весь рост, окруженное золотистым сиянием шествующая к нам по клубящимся белым облакам Мария, бережно и любовно несущая на руках младенца Христа. Со смешанным чувством радости и робости (двойственность человеческой натуры) стремится Даная навстречу золотому сиянию. Обратимся к величайшему творению Рафаэля, созданному им в 1515-1517-ом годах, незадолго до своей преждевременной смерти, для церкви святого Сикста в небольшом итальянском городке Пьяченце, к его "Сикстинской мадонне".

А сейчас она, глотая слезы, слушает вопросы жреца и кощунственные ответы Язона. В начале 1660-х годов умерла Хендрикье, а черех несколько лет и Титус. Золотые волосы пышным покрывлом окутывают обнаженные плечи.

Это классический рембрандтовский жест, очень красивый и притягательный. Вставая с колен, она высоко поднимает, сцепив ладони, свои костлявые руки. Все твердое стало неощутимым, ускользающим осталось лишь дрожание и вибрирование. Книги свалены в беспорядке, но богач при свете свечи не читает, а рассматривает монету – притча о «скупом рыцаре», «неразумном богаче», который прячет не только золотые монеты, но и старые, рукописные, книги с драгоценными знаниями, не понимая, что богат не тот, у кого много золота, а у кого много знания.

Художник в простой и темной войлочной шляпе (больше похожей на перевернутую кастрюлю без ручки, чем на сколько-нибудь приличный головной убор), в плохонькой рабочей темной куртке, надетой на измятую белую рубашку без воротника, свободно и спокойно сидит за столом, отделяющим его от зрителя. Голова, обращенный направо профиль, дана лишь контуром, с косой штриховкой внутри все, что говорит о внутреннем содержании, дано намеком, сдержано, но потому так сильно и душевно. Все известные ему приёмы и техники гравировки пошли в ход при изготовлении тщательно проработанного офорта «Христос исцеляющий больных», более известного как «Лист в сто гульденов», — именно за такую огромную для XVII века цену он был однажды продан.

В проеме, как и за окном, царит жаркий солнечный полдень. Картины Серова очень разнообразны по исполнению. На нем дымится жертва. "Проповедь Христа" – одна из вершин Рембрандта-психолога.

Таким образом, обе руки находятся в покое все остальное, кроме головы, бегло намечено. Он является смыслом жизни для матери. Холст, масло.

Считалось, что на полотне изображен древнегреческий философ Зенон. Левее его на заднем плане высится торжественная фигура второго, главного первосвященника. За сдвинутыми в правый верхний угол пышными театральными занавесями он изобразил фантастически просторный зал между высокими колоннами, на капители которых опираются еще более высокие своды – так что, несмотря на вертикальный формат изображения и опущенную линию голов (линию перспективного горизонта), находящиеся над верхним краем изображения потолки не видны.

Этот офорт дает еще больше пространства и воздуха. Однако внизу, с трудом различаемые глазом, границы тональных пятен (фигуры людей и лошадей) принимают криволинейный характер. Эта Семья – неколебимая постройка. Подобное ощущение человека как слабой некрасивой плоти и напряженно сосредоточенной в себе души воплощено в листе "Христос в Гефсиманском саду", 1653-ий год (длина двенадцать, высота девять сантиметров).

Картина маленькая. Достаточно взглянуть на эту небольшую картину, мало замечательную с внешней стороны, лишенную всякой декоративности, то есть эффектных украшений, с тусклыми красками, почти неловкую по отделке, чтобы раз и навсегда понять величие ее творца. Самым выразительным из рембрандтовских пейзажных офортов является, несомненно, "Ландшафт поместья взвешивателя золота", 1651-ый год (длина тридцать три, высота двенадцать сантиметров).

Снопы света льются справа из глубины через высокие закругленные наверху окна весь интерьер залит этим радостным светом. В то же время образ де Йонге исполнен горького одиночества и безотрадного разочарования. Хотя ещё Джованни Кастильоне и Джованни Баттиста Тьеполо вдохновлялись его офортами8, смелость Рембрандта-живописца и меткость его наблюдений в качестве рисовальщика впервые получили признание в XIX веке, когда художники реалистической школы Курбе (а в России— передвижники) противопоставили его глубоко прочувствованную поэзию света и тени беспрекословной чёткости и ясности французского академизма22.

Но чувство это вовсе не такое, какому поклоняются суеверные люди: героям Рембрандта незнакомо молитвенное исступление полотен испанского живописца Эль Греко (даты жизни 1541-1614-ый) или крупнейшего мастера итальянского барокко, скульптора и архитектора Лоренцо Бернини. Но внешне он совершенно спокоен. В раннем варианте этой картины (около 1629) Рембрандт изобразил момент откровения драматически: силуэт Иисуса и ученики, словно пораженные молнией.

Конечно, при этом он пользуется и другими красками, но отныне они совершенно подчинены колориту. Размеры этого фонаря на листе – не больше сантиметра. Он просил за них сто гульденов. Отсутствует повествование в "Поклонении пастухов", 1652-ой год (длина двадцать три, высота одиннадцать сантиметров).

В 1640-х годах назревает конфликт между творчеством Рембрандта и ограниченными запросами эстетическими современного ему общества. Никаких четких контуров, ни одного рутинного мазка крайняя робость, которая происходит не от незнания, а как будто из боязни быть банальным и оттого, что мыслитель придает такую цену непосредственному и прямому выражению жизни. Потом накрывают на стол и всякая трапеза выглядит как священнодействие. Это могла бы быть, пожалуй, любая обычная семья, если бы не слетающие с небес ангелы-дети. Этот офорт дает еще больше пространства и воздуха.

Она сама стала зимой. Человеческие фигуры здесь вполне подчинены тому, что происходит во Вселенной. Но в семнадцатом веке высказывались самые разнообразные другие мнения о человеке. За сдвинутыми в правый верхний угол пышными театральными занавесями он изобразил фантастически просторный зал между высокими колоннами, на капители которых опираются еще более высокие своды – так что, несмотря на вертикальный формат изображения и опущенную линию голов (линию перспективного горизонта), находящиеся над верхним краем изображения потолки не видны. Мария, в простом мещанском платьице, вынула его из колыбели, чтобы успокоить, села в кресло (в левой части картины) и, прижимая ребенка к груди, внимательно слушает его несвязные жалобы. Жрец благословляет чету новобрачных – одетые в царские одежды, они припали на одно колено слева от жертвенника.

Как в ранних, так и в позднейших его работах отсутствует красочность. Благодаря связям КонстантинаРембрандт вскоре обзаводится богатыми почитателями искусства: из-за посредничества Хейгенса принц Оранский заказывает у художника несколько религиозных работ, таких как «Христосперед Пилатом» (1636). Они выражают его чувства, воплощают его деяния и его творческую мысль. У сидящего напротив нас ювелира Яна Лютмы, в его приветливых глазах, как естественно они сужены. С тоской и печалью сказал он им: "Душа моя объята скорбью в предчувствии смерти.

Первые годы в Амстердаме были самыми счастливыми в жизни Рембрандта. Совокупление изображено с необходимой точностью. Богатый самаритянин привез тяжело израненного бедняка с целью позаботиться о нем и пролить в его сердце, еще более чем на его раны, сокровища милосердия и доброты.

И как раз в этом – еще одна, быть может, важнейшая причина постоянного обращения Рембрандта к темам библейской и евангельской истории. Борода подстрижена характерно, залихватски. Моделью для Вирсавии, вероятно, послужила подруга Рембрандта Хендрикье Стоффельс. Младенец стал старше. Третий источник освещает Иосифа, работающего с топором.

Переехавшей в Амстердам из Антверпена, Родившийся в зажиточной кальвинистской семье, где первый проходил обучение в 1628–1633 годах (видимо, безуспешно, так как не сохранилось никаких письменных свидетельств о получении Солмансом диплома), Солманс Мартен (1613–1641) познакомился с Рембрандтом в Лейдене. Вместе с ангелочками из глубины верхнего левого угла вливается поток от третьего источника света – это станет абсолютно ясным, если мы посмотрим на границу тени, бегущей по страницам книги на коленях Марии.

Но внешне он абсолютно спокоен. Но чувство это вовсе не такое, какому поклоняются суеверные люди: героям Рембрандта незнакомо молитвенное исступление полотен испанского живописца Эль Греко (даты жизни 1541-1614-ый) или крупнейшего мастера итальянского барокко, скульптора и архитектора Лоренцо Бернини. Здесь нет активного сюжета, все полотно пропитано спокойствием и умиротворением. В трактовке Рембрандта все это люди чувства и мысли, а не действия в каждом из них мы чувствуем глубокое внутреннее одиночество. Примечательны пуговицы на кафтане и золотое шитье на роскошном красном плаще, однако взгляд невольно останавливается на руках, написанных энергичными мазками Сикс медленно натягивает перчатку — сколько движения привносит в это художник.

Первый взгляд падает на соломенную колыбельку, в которой спит маленький Иисус. А сейчас она, глотая слезы, слушает вопросы жреца и кощунственные ответы Язона. Однако слегка запрокинутая голова говорит о молитвенном взгляде, обращенном на Христа, а положение плеч – о перекрещенных на груди руках. Призывает отомстить, а затем налагает на себя руки. Она частично загорожена упавшей на колени восточной девушкой в причудливом головном уборе, с которого свисают на спину кисти из грубого полотна.

Каждый из персонажей охвачен глубокими религиозными чувствами. "Подобно гладкой зеркальной поверхности тихого озера, – говорит один из новейших критиков Рембрандта, – покоится эта фаза рембрандтовского развития между бурно несущимся потоком его раннего периода и величественным прибоем последних, затихающих волн". Это классический рембрандтовский жест, очень красивый и притягательный. Именно свет объединяет семью в единую, нерушимую ячейку. Для изучения великих предшественников ему не было нужды выезжать из Амстердама ибо в городе тогда можно было увидеть такие шедевры, как тициановский «Портрет Джероламо (. ) Барбариго» и портрет Бальтазаре Кастильоне кисти Рафаэля8. Мы смотрим через затененный фаустовский кабинет прямо навстречу свету и он нас ослепляет.

Перспективный горизонт при высокой точке зрения отодвигается в глубину гораздо дальше, чем на четыре километра, но в зрительном кадре остается на том же месте вот таким образом появляются новые, очень узкие, горизонтальные планы. Архитектура в десятке метров от нас и колодец, лошади и люди строятся и вылепливаются как будто бы сами собою. Все другие мастера – флорентийцы, венецианцы, фламандцы – находятся как бы посередине. Рембрандт не желает больше казаться ни "аристократом духа", ни тем более светским щеголем. Секрет их липких, как бы стекающих по холсту красок до сих пор не разгадан. Высота офорта двадцать один, ширина шестнадцать сантиметров. Итак, перед нами – Голландия.

Издание трагедии друга Рембрандта Яна Сикса Медея побудило художника взяться за языческий сюжет, о чем свидетельствует великолепный офорт 1648-го года Свадьба Язона и Креузы (высота двадцать четыре, ширина восемнадцать сантиметров). В этом обилии пространственного свечения, сливающего отдельные предметы в одну слепящую глаза поверхность, мы различаем справа уходящую вдаль дорогу, а слева – горизонтальный залив канала, что позволяет Рембрандту объединить в одну две разновидности пространственной композиции. И Рембрандт показывает нам веками создаваемые дамбы, плотины, каналы, шлюзы. На картине «Святое семейство», которая была написана в 1645 году, лица персонажей естественны, нидерландец будто бы желает с помощью кисти и красок перенести зрителей в уютную атмосферу простой крестьянской семьи.

Слева на первых планах сверкает канал, весь поросший осокой. Но, может быть, главное в этом замечательном офорте – глубочайшая сконцентрированность самого драматического события, в котором нет внешнего действия, но в котором дано нечто, превосходящее по напряжению обыденную атмосферу жизни и рождающее в участниках (как и в Листе в сто гульденов) веру в чудо, но на этот раз в чудо их нравственного перерождения. И мы точно знаем, что если она не последует его желанию, то руки ее пройдут сквозь его прозрачные ткани и тело, как через воздух и в тот же миг он исчезнет. Полотно является философской поэмой на библейский мотив: пыльные босые ноги грешника вернулся с глубоким раскаянием, щемящая нежность рук слепого, которые «узнают» сына и тихий свет счастья на измученном старом лице.

Слетевший к Иисусу ангел, опустившись на одно колено, нежно подхватывает Бога-сына под руки, сложенные в молитве и шепчет ему слова утешения. Одной из первых его картин становится «Притча о богаче» (1627). Книги в картине блестят тем же цветом, что и горстка золотых монет. При этом Рембрандт широко использует кроющие и просвечивающие свойства краски.

Золотые волосы пышным покрывлом окутывают обнаженные плечи. Святое семейство переходит в лесной чаще водный поток. А в этом треугольнике и размещена фигура главного героя, сидящего за столом – Христа. Художник в простой и темной войлочной шляпе (больше похожей на перевернутую кастрюлю без ручки, чем на сколько-нибудь приличный головной убор), в плохонькой рабочей темной куртке, надетой на измятую белую рубашку без воротника, свободно и спокойно сидит за столом, отделяющим его от зрителя.

Для кажущегося вначале странным офорта 1656-го года Авраам и три спутника (высота шестнадцать, ширина тринадцать сантиметров) изображающего трех необычных посетителей патриарха, восседающих, по восточному обычаю, прямо на земле, перед входом в дом, Рембрандту послужила в качестве натуры одна индийская миниатюра изображающая восточное существо в восточной пышности. Эта своеобразная зыбкость форм еще более усиливается в офорте "Давид на молитве", 1652-ой год (высота офорта четырнадцать, ширина десять сантиметров). После смерти Хендрикье Титус и дальше вел дела отца. Эти штрихи лишают фигуру Товия материальной определенности, оставляя от всего образа лишь напряжение и одухотворенность большого чистого чувства предстоящей радости или великой муки. Коренным образом изменилась живописная фактура Рембрандта. Такова сила света снаружи. В этой светотеневой естественности сильно чувствуется запах влажной земли и леса.

Размеры картины: высота двести шестьдесят пять, ширина сто девяносто шесть сантиметров. Естественно, что тема родительского горя стала ему особенно близка. С видом поучающего сидит на ее коленях младенец Христос. Любовь привела его сюда.

Его лицо безмятежно, что позволяет зрителю угадывать его спокойный сон. Искусство Рембрандта заставляет говорить фигуры, повернутые спиной к зрителю.

Левая рука в светлой перчатке опущена на закрытые пальто колени. На лбу – несколько напряженных поперечных складок. Его распахнутые крылья свидетельствуют, что он только сейчас слетел с небес.

В «Автопортрете с Саскией на коленях» (1635–1636, Картинная галерея, Дрезден) перед нами необыкновенно счастливый и нарядный Рембрандт в образе жениха, сидящего за накрытым столом с Саскией на коленях. Никогда еще искусство Рембрандта не служило так всецело единому душевному действию. Простота быта и облика людей не делают картину приземленным.

После распродажи в 1657—1658 годах дома и имущества (сохранился интересный каталог художественного собрания Рембрандта)8 художник перебрался на окраину Амстердама, в еврейский квартал, где провёл остаток жизни6. Тонкие пальцы этой руки, выглядывающие из-за незастегнутого пальто на груди, свесились вниз со светской небрежностью. Мирной тишиной трудовой жизни, святостью материнства веет от этого полотна. Его отец был мельником, видимо, достаточно богатым, чтобы дать сыну хорошее образование и послать учиться в престижную Латинскую школу и в университет, созданный незадолго до того Вильгельмом Оранским, «дабы своей ученостью он смог наилучшим образом служить городу и родной стране». И Рембрандтом сделано все, чтобы провести нас через это пространство. Взгляд скользит поверх него. Он должен был остро воспринимать идеологическую борьбу своего времени, но не в ее внешних, поверхностных проявлениях (от них он стоял в стороне и, по-видимому иронически относился к литературным, религиозным и политическим спорам), а в ее скрытой сути.

«Святое семейство» — доказательство того, что божий дар может снизойти на любую семью. Избыток жизненных сил художника в годы брака с Саскией с наибольшей бравурностью выражен в картине «Блудный сын в таверне» (1635). Действие картины "Добрый самаритянин" (длина сто тридцать пять, высота сто четырнадцать сантиметров) происходит во дворе, перед неказистым зданием гостиницы, замыкающим справа и в центре неглубокую, в несколько шагов, сценическую площадку.

А в этом треугольнике и размещена фигура главного героя, сидящего за столом – Христа. Кассель. В то же время Рембрандту в значительной степени оказался чужд дух страстной патетики, присущий титаническим образам величайшего гения Италии Микеланджело Буонарроти (годы жизни 1475-1564-ый).

Он старается умерить силу ударов своего топора. Он чередует движения: правая, протянутая к людям рука, опускается левая, согнутая в локте – выгибается пальцами вверх, ладонью вперед. Она изображена на темном холста окруженной золотым сиянием. К тому же крыши гостиницы не видно – край картины срезает стену над третьим этажом.

Но в семнадцатом веке высказывались самые разнообразные другие мнения о человеке. Этот жест вылеплен Рембрандтом из реального ощущения. Чистая эмоция переполняет офорт и выразителем этой эмоции оказывается свет, с трудом скользящий, неуловимо трепещущий, готовый погаснуть в любое мгновение в темном и таинственном пространстве.

Часто их изображали с младенцем Иоанном Крестителем. Самаритянин становится символом, говорящим о бесконечном милосердии.

Длина офорта четырнадцать, высота десять сантиметров. В поздних пейзажах Рембрандт отказывается от травленой гравюры и переходит к существовавшей до него резцовой технике, технике сухой иглы, то есть процарапывания иглой непосредственно по металлу. Это вполне интимное и вполне пространственное искусство достигает вершин рембрандтовского реализма в Пейзаже с башней (длина тридцать два, высота двенадцать сантиметров), 1652-ой год.

Она охраняет и животный мир, призывая к ответу Геракла, убившего керинейскую лань с золотыми рогами и требует взамен убитой Агамемноном священной лани кровавую жертву – его дочь Ифигению (на жертвенном алтаре Артемида тайком от людей заменила царевну ланью, а Ифигению перенесла в Тавриду, сделав ее своей жрицей). Таким образом, перед изобразительной поверхностью, где находится зритель, Рембрандт мыслит себе безжалостный и бесчувственный мир. К тому же крыши гостиницы не видно – край картины срезает стену над третьим этажом.

Они не торопились узаконить свои отношения, так как это было чревато тем, что вдовец терял право распоряжаться наследством, оставленным покойной Саскией, которое он берег для своего сына. Спасителем, словно не замечающим тех, кто больше других в нем нуждается. Лицо каждого героя его полотен словно живое.

Еще более дивным произведением являются "Ученики в Эммаусе" (высота шестьдесят восемь, ширина шестьдесят пять сантиметров). Слева ее окаймляют несколько покосившихся вбитых в землю столбиков-околышей. С тоской и печалью сказал он им: Душа моя объята скорбью в предчувствии смерти.

Побудьте здесь и бодрствуйте со мною". Он любит изображать бродяг, людей, задавленных нуждой и страданиями. Книги свалены в беспорядке, но богач при свете свечи не читает, а рассматривает монету – притча о «скупом рыцаре», «неразумном богаче», который прячет не только золотые монеты, но и старые, рукописные, книги с драгоценными знаниями, не понимая, что богат не тот, у кого много золота, а у кого много знания. Родившийся в зажиточной кальвинистской семье, переехавшей в Амстердам из Антверпена, Мартен Солманс (1613–1641) познакомился с Рембрандтом в Лейдене, где первый проходил обучение в 1628–1633 годах (видимо, безуспешно, так как не сохранилось никаких письменных свидетельств о получении Солмансом диплома).

На этот раз картина, главное место в которой занимают книги, названа притчей. И Рембрандтом сделано все, чтобы провести нас через это пространство.

Изображение большого прямоугольного зарешеченного окна в глубине на противоположной черной стене занимает верхнюю правую часть офорта на первом плане слева в нескольких шагах от нас хорошо видна высокая серая фигура прославленного чародея-алхимика, дни и ночи погруженного в тайны черной магии. Здесь есть что-то от пейзажа, от надвигающегося ночного сумрака. Художник оставил нам лишь один экземпляр оттиска с его доски, как высший результат своих экспериментов на бумаге с изображением на ней бесконечного пространства.

Еще ни разу это не было показано Рембрандтом так прекрасно. Законом общества признавалась борьба всех против всех. Пустое старое кресло перед камином, на третьем плане. Контуры фигур не обрисованы, затушеваны множеством тональных пятен. Открывает эту группу произведений Рембрандта Видение Даниила, Берлин, которое обычно датируют 1650-ым годом (длина картины сто шестнадцать, высота девяносто шесть сантиметров). Лицо каждого героя его полотен словно живое.

Рембрандт видел корни, видел все, что ползает и плесневеет во тьме. Родители прощаются с сыновьями, отправляя их в путешествие. Его не смущает, что подобное времяпровождение могут считать признаком дурного тона. В частности, великий нидерландец Ян ван Эйк (даты жизни 1390 -1441-ый годы) на знаменитом триптихе, то есть складной картине из трех относительно самостоятельных частей, в центре изобразил мадонну величественно восседающей на богато украшенном троне, на фоне роскошных ковров и мраморной колоннады. Месяц разрывает облака и словно борется с мчащейся справа тучей. Заказчик – предположительно Вилелм Схрейвер.

У нее простое, миловидное, слегка затененное справа лицо, волосы расчесаны назад на прямой пробор и повязаны светлой тканью. Остановимся перед ним, посмотрим на него издали изучим в течение долгого времени. Таким образом, в произведениях конца сороковых годов, насыщенных самой красочной и самой контрастной светотенью, полных энергии и успокоенности, художник ставит перед собой ряд ответственных живописных и сюжетно-психологических задач, которые разрешает в изумительной гармонии тематической и образной формы.

Теперь в его работах наблюдается меньше церковности и пышности. Сегодня его не заботят религиозные догмы, не будущая судьба великого мученика. Так, пользуясь приемом иррадиации света (иррадиацией называется кажущееся увеличение размеров светлых фигур на темном фоне по сравнению с размерами таких же фигур, но темных на светлом фоне), Рембрандт еще более усиливает таинственность изображаемого события и вместе с тем еще сильнее подчеркивает творческую силу одухотворенного человека в его стремлении проникнуть в тайны Вселенной.

Огромную роль играет и белый тон бумаги, в котором сосредоточена высшая сила света. Особенно любил Рембрандт теплый свет огня. Но для художника важно в первую очередь показать значительность изображаемого им человека. В их характерах заметны чуть пассивные исполненные безотрадной печали черты.

Хотя художник переехал в Амстердам лишь незадолго до того, он уже доказал, что способен выполнить большую работу, написал пару великолепных портретов, после чего ему заказали «Урок анатомии». Барокко. В ее сказочных глазах нет блистания, но в них есть какая-то глубокая, чудесная темнота их взор, никуда особенно не устремленный, видит необъятное. Полусумерки свет просеивается сквозь лиственный покров и скользит по фигуре шагающего впереди (на офорте справа) видного выше колен маленького старичка в перехваченной у пояса куртке и высокой темной шапке, нащупывающего палкой, зажатой в левой руке, брод, а правой ведущего под уздцы осла.

И Давид послал слуг взять ее. » (Вторая книга царств, 11). В 1641 году у них родился сын Титус ещё трое детей умерли в младенчестве. Из серого пятна прилегающего к правому краю изображения далекого прямоугольного проема в высоком каменном своде они приближаются к Христу, ковыляя и спотыкаясь, стеная и плача, отчаянно жестикулируя и умоляя об исцелении. В полотне «Молодая женщина, купающаяся в ручье» (1654, Национальная галерея, Лондон) Хендрикьё в свободном платье, небрежно ниспадающем с плеч, осторожно вступает в реку, приподняв подол выше колен.

Мы смотрим прямо в светлый прямоугольник окна, на фоне которого внизу появляется яркий таинственный диск и нам кажется, что он проникает в комнату вместе с льющимися из верхней части окна солнечными лучами. Сюжет из Евангелия, но художник изображает как быт простых людей. Это, конечно, преувеличение, но в основе его лежит зерно истины.

И есть чего спешить ибо над лесом, слева в глубине, уже навис обильный дождь. Мирной тишиной трудовой жизни, святостью материнства веет от этого полотна. Картинная галерея.

Он старается умерить силу ударов своего топора. И в этом офорте Рембрандт достиг высочайшего художественного мастерства: пространство и погруженные в него фигуры разработаны с исключительной тщательностью, каждый персонаж наделен только ему одному присущей характерностью, нет ничего приблизительного. Все возможно тебе избавь же меня от этой чаши.

Не выходя за границы повседневности, не взлетая в заоблачные выси и не опускаясь на дно морское, мыслящий герой Рембрандта через таинственные начертания света в своей комнате проникается смыслом мироздания, о чем позднее иным языком, скажет гетевский Фауст, увидевший знак макрокосма – знак звездного мира: Издание трагедии друга Рембрандта Яна Сикса Медея побудило художника взяться за языческий сюжет, о чем свидетельствует великолепный офорт 1648-го года Свадьба Язона и Креузы (высота двадцать четыре, ширина восемнадцать сантиметров). Задумчивое, но, несомненно, счастливое лицо девушки вполне соответствует чувствам невесты. Характерна в этом отношении работа «Аристотель с бюстом Гомера» исполненная в 1653 году для сицилийского аристократа Антонио Руффо и проданная в 1961 году его наследниками на аукционе Метрополитен-музею за рекордную на тот момент сумму в два с лишним миллиона долларов16. Смотришь на этих "достойных" пожилых людей и сразу замечаешь самого освещенного человека (в трехчетвертном повороте) с выбритой макушкой тонзурой.

Глаза художника, не прищуриваясь как обычно, тем не менее неумолимо и пристально всматриваются в зрителя, который чувствует себя моделью для будущего создания художника. Несколько ниже центра гравюры, на втором плане, на возвышении, к которому от нас ведет широкая невысокая (десять ступеней), лестница, мы видим установленный прямоугольный жертвенник, в полроста человека. Мы смотрим через затененный фаустовский кабинет прямо навстречу свету и он нас ослепляет. Побудьте здесь и бодрствуйте со мною.

Полусумерки свет просеивается сквозь лиственный покров и скользит по фигуре шагающего впереди (на офорте справа) видного выше колен маленького старичка в перехваченной у пояса куртке и высокой темной шапке, нащупывающего палкой, зажатой в левой руке, брод, а правой ведущего под уздцы осла. Язон бросил ее, он женится на наследнице коринфского престола. Отец Рембрандта был зажиточным мельником, мать – хорошо пекла, была дочерью пекаря. Это вполне интимное и вполне пространственное искусство достигает вершин рембрандтовского реализма в "Пейзаже с башней" (длина тридцать два, высота двенадцать сантиметров), 1652-ой год. Поднимая взгляд от основания офорта к этой точке, пройдя между пышными деревьями через горизонтальную полоску тени дерева справа, мы всматриваемся в кажущуюся бесконечной даль окрест точки схода и ничего не можем различить, кроме неясных очертаний каких-то построек и кажущейся крошкой далекой колоколенки. Его образ полон глубокой внутренней значительности. Начало пятидесятых годов отмечено в фигурных композициях Рембрандта (в графике, может быть, даже лучше, чем в живописи) тягой к скрытой душевной жизни человека, к его внутренним видениям, находящим свой отголосок в окружающей среде, в таинственных явлениях природы.

Его не смущает, что подобное времяпровождение могут считать признаком дурного тона. Свободные рукава домашнего платья образуют причудливые складки. Рембрандт начал эту картину в середине 30-х годов, но она была продана только в 1647 году. Потом накрывают на стол и всякая трапеза выглядит как священнодействие.

Когда свершилось это кощунство, вдруг появилась таинственная рука и начертала на стене странные слова: «Мене, мене, текел, упарсин». Именно глубокая человечность составляет отличительную особенность пейзажей Рембрандта. В остром взмахе они обе говорят одно и то же запинающимся, но полновесным языком.

Простота быта и облика людей не делают картину приземленным. Риторический жест Христа – с его внутренней слабостью и бездейственностью. На ранней (1664) Лукреция держит нож, готовясь уйти из жизни. Действие происходит ночью в темной спальне. И из этой тьмы в правом нижнем углу словно возникла скорбная гордая и властная женщина в богатой одежде.

Но, может быть, главное в этом замечательном офорте – глубочайшая сконцентрированность самого драматического события, в котором нет внешнего действия, но в котором дано нечто, превосходящее по напряжению обыденную атмосферу жизни и рождающее в участниках (как и в "Листе в сто гульденов") веру в чудо, но на этот раз в чудо их нравственного перерождения. После «Ночного дозора» в мастерской Рембрандта остаются единичные ученики. Старики сидят часами перед гаснущим камельком, согревая озябшие конечности.

До XIX в. картина уже так сильно потемнела (была покрыта слоем копоти, который исказил ее колорит), что ее считали изображением ночной сцены, но тень, которая падает от фигуры капитана на светлую одежду лейтенанта, доказывает, что это не ночь, а день). Риторический жест Христа – с его внутренней слабостью и бездейственностью.

Босые ноги Марии, которые она греет у маленького очага на полу (посередине первого плана) и застывшая фигура сидящей справа от очага кошки еще больше усиливают ощущения грусти и одиночества. Жест руки матери, откидывающий полог, чтобы посмотреть на спящего ребенка, сосредоточенность в фигуре Иосифа – все глубоко продумано. На переднем плане, в таинственной атмосфере угасающего дня, уже началась сутолока.

И если в Поклонении трагические предвестия лишь в таинственной затаенности, в молчаливом потрясении – сама драма еще далеко впереди – то в поразительном Принесении во храм, 1654-ый год (высота двадцать один, ширина шестнадцать сантиметров), трагизм почти готов прорваться наружу. Серьезно и грустно, словно задумавшись о судьбе человечества, глядит с высокого черного возвышения на озаренного трепетным сиянием Симеона старик первосвященник (справа в пышной пестрой одежде). Особенно любил Рембрандт теплый свет огня.

В хлеву темно и лишь лицо лежащей в глубине справа мадонны слабо освещено. Часто там появляется легко намеченный силуэт города с вертикалями соборов и башен. А легкий, почти незаметный наклон верхней части туловища и головы влево окончательно создают у нас впечатление, что этот человек готов вскочить со стула в любую минуту.

Этот офорт дает еще больше пространства и воздуха. Это самая счастливая пора и в личной жизни художника: он встречает Саскию ван Эйленбюрх, которая становится его самой большой любовью, моделью его полотен, матерью его сына Титуса. Но в семнадцатом веке высказывались самые разнообразные другие мнения о человеке. Наклон столбиков слева от дороги кажется меняющимся, если путник заспешит по дороге. Бог создал море, а голландцы – берега.

То же сверкает в уголках глаз. Однако пусть свершится не то, что я хочу, но то, что ты хочешь". Черты лица чудовищно серьезны кулак правой руки сжимает стержень – не то карандаш, не то штихель (гравировальную иглу). Часто там появляется легко намеченный силуэт города с вертикалями соборов и башен.

И если в "Поклонении" трагические предвестия лишь в таинственной затаенности, в молчаливом потрясении – сама драма еще далеко впереди – то в поразительном "Принесении во храм", 1654-ый год (высота двадцать один, ширина шестнадцать сантиметров), трагизм почти готов прорваться наружу. Младшие члены семьи почитают стариков, выслушивают их советы и покорно служат им.

Первый взгляд падает на соломенную колыбельку, в которой спит маленький Иисус. Черты лица чудовищно серьезны кулак правой руки сжимает стержень – не то карандаш, не то штихель (гравировальную иглу). В те же годы, когда им написана живописная серия "Святых семейств" (Петербург, Кассель, Дублин), он создает самый знаменитый из своих офортов "Христос исцеляющий больных" (1642-1646-ой годы). Для кажущегося вначале странным офорта 1656-го года Авраам и три спутника (высота шестнадцать, ширина тринадцать сантиметров) изображающего трех необычных посетителей патриарха, восседающих, по восточному обычаю, прямо на земле, перед входом в дом, Рембрандту послужила в качестве натуры одна индийская миниатюра изображающая восточное существо в восточной пышности. Его образ полон глубокой внутренней значительности.

С другой стороны интригует факт: в 1654 году в Амстердаме был напечатан памфлет под названием «Польский всадник» в защиту радикальной секты социниан. Этот момент идеально отражает диалог земного и небесного. В нем замечательно сочетаются точность и проникновенность. В обруч, поддерживающий волосы, подобно перу воткнута ветка какого-то растения. Кепи сидит несколько набекрень. Одной из величайшей картин художника Рембрандта ван Рейнапо силе образов и художественной выразительности является «Возвращение блудного сына».

Размеры картины: высота двести шестьдесят пять, ширина сто девяносто шесть сантиметров. Но, может быть, главное в этом замечательном офорте – глубочайшая сконцентрированность самого драматического события, в котором нет внешнего действия, но в котором дано нечто, превосходящее по напряжению обыденную атмосферу жизни и рождающее в участниках (как и в Листе в сто гульденов) веру в чудо, но на этот раз в чудо их нравственного перерождения. Рот, в свою очередь, говорит об энергии и задоре.

Мы смотрим в пространство с высокой башни или горы, так что все внизу кажется крохотным и как бы сжавшимся. Эти картины таинственно мерцают, как старинное золото. Длина офортного листа "Дорога вдоль канала" двадцать один, высота восемь сантиметров. Уступая им место, все остальные, особенно ближние, сжимаются, становясь более компактными. На картине «Святое семейство» изображены, на первый взгляд, простые люди и их быт, но ангелы, спускающиеся к полутени бедного жилья, напоминают нам, что это не обычная семья, а Богоматерь с сыном Иисусом, за спиной которой стоит Святой Иосиф.

Издавна он носит название "Лист в сто гульденов". Кепи сидит несколько набекрень. Они выражают его чувства, воплощают его деяния и его творческую мысль.

Она представляется нам одновременно идущей навстречу и стоящей на месте. Известно, что эротическая гравюра всегда нуждалась в узаконении через мораль или эрудицию. Фигура Давида показана в трехчетвертном повороте, почти со спины.

Мы смотрим через затененный фаустовский кабинет прямо навстречу свету и он нас ослепляет. До XIX в. картина уже так сильно потемнела (была покрыта слоем копоти, который исказил ее колорит), что ее считали изображением ночной сцены, но тень, которая падает от фигуры капитана на светлую одежду лейтенанта, доказывает, что это не ночь, а день).

Туфли изношены, одну он обронил, став перед отцом на колени. Пот, подобно крови, стекает с него на землю. Поэтическое истолкование в эти годы получают сцены повседневной домашней жизни7, каковы два «Святых семейства» 1645 и 1646 годов.

Оно доносит до нас человеческие эмоции. Этот свет невольно притягивает, влечет к себе, как что-то живое и доброе недаром в слове "светлый" имеется нравственный оттенок.

Историки связывают такой переход с событиями личной жизни автора холста. Гравюра Рембрандта "Фауст" (ширина шестнадцать, высота двадцать один сантиметр), стала чем-то абсолютно новым в мировой графике.

Она страстно любит Язона, она мать двух его детей. Взгляд уходит в глубину и, хотя почва до самого переднего (нижнего) края офорта находится в поле зрения глаз, первый план остается еще незаметным. Однако вскоре молодой человек перебрался в Амстердам к более именитому учителю — Питеру Ластману (1583–1633). С видом поучающего сидит на ее коленях младенец Христос. Это тень ее плеч и головы. Заказчик – предположительно Вилелм Схрейвер.

Почти все герои предстают перед зрителем наряженными в причудливые восточные наряды, блистают драгоценностями, что создаёт атмосферу мажорности, парадности, праздничности («Аллегория музыки», 1626 «Давид перед Саулом», 1627). Однако Рембрандт, должно быть, гордился этой работой, так как она подписана и датирована. Рембрандт отметил, что юноша скучает, сцепив руки под животом.

Огромную роль в решении образной задачи Рембрандта в этом офорте играет свет. Но он сомневается не в истинах Христа, которые ему чужды, а в правильности своего поведения, поскольку до сих пор не знает, как ему следует держаться в этой непривычной для него ситуации, чтобы начальство его не осудило, но и народ чтобы считал своим. Книги в картине блестят тем же цветом, что и горстка золотых монет.

Его лицо безмятежно, что позволяет зрителю угадывать его спокойный сон. Что действительно важно: эти двое связаны глубокой любовью. Рембрандт положил за правило писать автопортреты, но редко изображал себя за работой. Вставая с колен, она высоко поднимает, сцепив ладони, свои костлявые руки. В картине «Ужин в Эммаусе» (1648, Лувр, Париж) изображена встреча воскресшего Христа с учениками.

Высота офорта двадцать один, ширина шестнадцать сантиметров. Все замерло, все смотрят на лежащего в руках Симеона ребенка. Люди в шлюпках испугались, что к ним переберутся с плота по канатам и обрезали их.

При этом Рембрандт широко использует кроющие и просвечивающие свойства краски. Слабой и дрожащей правой рукой шарит Товий по стене, нащупывая дверь. Она отомстит Язону, безжалостно разбившему ее жизнь.

В этом лице – удивительная мягкость и нежность. Поток людей кажется бесконечным. Голова его скрыта во тьме, но над ней хорошо видна по пояс старуха в черном, катящая тачку левой рукой.

Именно к этому времени и относится офорт "Рембрандт, рисующий у окна" (высота шестнадцать, ширина тринадцать сантиметров), 1648-ой год, один из самых значительных автопортретов художника, самый замечательный его гравированный автопортрет. Картина известна под названиями: «Синдики», «Старейшины суконного цеха» оба не совсем точны и связаны с учреждением при гильдии суконщиков, призванным отбирать образцы тканей и проверять их качество.