Описание Картины Семья Крестьянина Павел Филонов

описание картины филонова семья крестьянина помогите

В 1919 году Филонов принял участие в выставке, проводимой в Зимнем дворце и продемонстрировал цикл «Ввод в мировой расцвет». Но когда сам Сафронов и Козлов погибают в деревне, никого не волнуют их реальные убийцы для этой роли сгодился первый попавшийся, которого Чиклин «закончил», а другой «смертельный вредитель» сам пришел, «лег на стол между покойниками и лично умер». Продолжая работать, он очень внимательно слушал меня». Он взял и понёс вал, а я, оказывается, пакет, в котором лежало 379 работ.

Картин в его мастерской/ бурлила тыща/ но провели кроваво-бурые/ лихачи/ дорогу крутую/ и теперь там только/ ветер посмертный/ свищет». Ученик малярно-живописных мастерских. Однако бранной славы теперь им с лихвой хватало на двоих. Картина была воспринята современниками как тревожное предчувствие, апокалиптическое предзнаменование. Что-то утрачено, что-то забыто, где-то легенда подменила правду.

Этим достигаеТся «уникальная протяженность действия: возникновению фигуративного образа предшествует продолжительная беспредметная увертюра на уровне элементарных форм» (Е. В Ленинграде в 1920-х годах существовало много художественных группировок. Козлов, оказывается, желал писать «опорочивающие заявления и налаживать (. ) различные конфликты» исключительно с благой целью «организационных достижений», а колхоз, отправив «кулацкий речной эшелон» в отдаленную пропасть, ликовал, «не прекращая топчущейся, тяжкой пляски и покрывая себя песней». И как это пригодилось ему потом. Подземный огонь бликуст на фигурах королей. издательство «Академия» предложило Филонову проиллюстрировать новый перевод финского народного эпоса «Калевала».

стилю, т. е. 8 января 1883 — по новому. На выставке были представлены работы из цикла «Ввод в мировой расцвет», в частности «Победитель города» (1914-1915 ил. И если он, подобно кубистам, агрессивно вторгается в сокровенное материи, следя не за формой, а за тем, как она делается, то его отличает от них, прежде всего «русский генофонд» – воспаленная совесть и мучительные поиски гармоничного мира.

О них вспоминали только во время скандалов: несколько рисунков художника, выставленных в Центре Помпиду в Париже, оказались краденными из фондов Русского музея (французы, после вмешательства МИДа, рисунки вернули, а директор Русского музея получил выговор). Нам интересна его «Троица» – «Трое за столом» (ил. В 1920-е годы Филонов учил молодых художников «делать» картины, начиная композицию из крошечной точки, продолжая штрихами, переходя к контурам, добиваясь взаимодействия каждого мазка друг с другом. Если, глядя на «Крестьянскую семью» («Святое семейство») или на «Коровниц» и некоторые другие ранние картины, мы вместе с художником испытываем чувство радости от созерцания и идолоподобного петуха и умиленных взоров отца и матери младенца и проникновенных, почти человеческих взглядов лошадей и коров, если в «Востоке и Западе» и в «Западе и Востоке» образы героев рождают в нас восторженное чувство своей иконной архетипичностью, то созерцание поздних картин не вызывает радостных реакций, хотя они и доставляют эстетическое удовлетворение своей завораживающей сделанностью и самоценной органичностью. И не случайно результаты медвежьего усердия полностью совпали с классово-расслоечной ведомостью, загодя сочиненной активистом («кого в колхоз, а кого на плот»). Eго наставления ученикам были лишены академического педантизма. Предреволюционная Россия.

Робот-мыслитель. До одиннадцати лет он был танцором в московских театрах. Вощев хочет «выдумать что-нибудь вроде счастья» и полагает, что «легче выдумать смысл жизни в голове» Прушевский «выдумал единственный общепролетарский дом вместо старого города» и Сафронов подтверждает, что тот «свою кровь портил, чтобы выдумать по всем условиям пролетарскую жилплощадь» а Пашкин жалеет, что пролетариат «обязан за всех все выдумать и сделать вручную вещество долгой жизни». Люди приходят в пивную «парами, как женихи и невесты» Вошев рассмотрел всю девочку, «как в детстве он глядел на ангела на церковной стене» «люди валились, как порожние штаны» кухня, производя ужин, «шумела, как котельная». Но то были просьбы и пожелания, в общем-то, касавшиеся только их двоих.

— Лечись сам. Вышивал, как и его сёстры, полотенца, скатерти. Два года спустя художник возглавил собственную группу учеников ИЗО, получившую впоследствии название «Коллектив мастеров аналитического искусства МАИ» («Школа Филонова»). Активист колхоза воодушевился: «И правильно: в районе мне и не поверят, что был один убиец, а двое —это уж вполне кулацкий класс и организация». Общепролетарский дом как раз и призван «организовать жизнь впрок для будущего неподвижного счастья», а Сафронов «счастье будущего представлял себе в виде синего лета, освещенного неподвижным солнцем».

Неологизм «проросль» образован от слова «прорастать» и означает буквально «прорастание» или «расцвет». В то время даже существовал термин «филоновщина». Сын кучера. Приверженность своему кругу идей, проработка одних и тех же тем (тотальная связь и взаимопроникновение живого и неживого мира, освоение человеком вселенной ради самого человека, бесконечность самопознания) позволяет говорить, что Андрей Платонов всю жизнь писал одно огромное, цельное по замыслу произведение, а Павел Филонов создавал всю жизнь одну картину. Филонов выразил свое отношение к войне, жизни и смерти еще до ухода на фронт.

К слову сказать, такая заполненность – непременное свойство всех картин Филонова. Нарком Луначарский признал, что в будущем Филонов станет гордостью страны. Виктор Шкловский приветствует художника, отмечая «громадный размах, пафос великого мастера». То, что происходит на страницах «Котлована», становится соотносимым с «лунной чистотой далекого масштаба», «вопрошающим небом» и «бескорыстной, но мучительной силой звезд». Сафронов объясняет Насте, что ей повезло: «какой-нибудь принцип женского рода угодил тебе, что ты родилась при советской власти» кафельный заводик закрыт ибо «советская власть сильна, а здешняя машина тщедушна, она и не угождает» а заморивший себя голодом «мужик в пустом гробу» сначала «закричал от горя смерти», а потом «замер, счастливый, что угодил власти». Ф. Ковтун). Так и поступал.

Но он только сказал: «За это время я вырыл бы три могилы». Вокруг Филонова выросла стена непонимания. Он воспевает крестьянскую семью.

6). Картина «Натурщица» бесследно пропала, также не известно местонахождение портрета Карла Маркса и полотна «Две женщины и царь». В 1919 году в Зимнем дворце состоялась «Свободная выставка всех направлений». За этим последовало три неудачных попытки поступить в Петербургскую Академию художеств. Жить-то надо. «Организм» против «механизма» – так можно определить пафос филоновской позиции.

Художника обвиняли в создании непонятного, противного человеку искусства. К 1922г. Густота, дробность, смещение реальных соотношений мира Возможно, следует отнести к этому ряду и «Масленицу», где, усыпанная цветами, веселая кутерьма людей, лошадей создаст ощущение праздника, происходящего по ту сторону сознания. В культурном интеллектуальном сознании всегда есть художники, слитые с эпохой, являющиеся ее выражением (Р. Фальк, К. Петров-Водкин, А. Рублев, К. Малевич, М. Шагал, А. Иванов). Тираж буклета был уничтожен и вместо него появилось гораздо более дорогое издание с репродукциями картин Филонова и идеологически «правильная» статья, в которой доходчиво разъяснялось, почему такое искусство чуждо молодой Стране Советов. Он сочетает несовместное, выявляя «закон»: образ матери включает в себя беспредметные фрагменты и иконный лик святителя на заднем фоне – мы также погружаемся в чистую глубину образа. В этих тезисах Филонов противостоял не только Пикассо, но и соотечественникам – В. Татлину, К. Малевичу, Э. Лисицкому. Он говорил: «Старинное, запутанное понятие слова «творчество» я заменяю словом «сделанность».

Оно аллегорично иносказательно и развивает «вечные темы». В это время (20-30-е годы XX в. ) он создаёт многие свои шедевры: «Формула империализма», «Нарвские ворота», «Животные».

Да именно неоформленность «вещества существования», его бесплотность, непроявленность мучительна и для самого Платонова и для егo героев. Он не судит человечество, а предлагает ему свою помощь: нет, — навязывает. Что там, казалось бы, можно рассмотреть под лопатой, роющей почву вглубь.

Один из исследователей считает даже, что «творчество мастера пока не введено в общий смысловой контекст отечественного искусства». Однако цепкий взгляд Платонова ухватывает множество незримых, казалось бы, деталей, а неожиданные эпитеты наделяют их к тому же удивительными свойствами: «Уже тысячи былинок, корешков и мелких почвенных приютов усердной твари он уничтожил навсегда и работал в теснинах тоскливой глины». Полемизируя с авангардистами, он неустанно восхвалял реалистов Репина, Айвазовского, Верещагина, Сурикова, Савицкого, называя их картины подлинно «сделанными». Но Филонов прочёл ряд лекций по теории и «идеологии» аналитического искусства.

Описание картины 
«Крестьянская семья»

Описание картины «Крестьянская семья»

Мертвецы величаво и важно ели овощи, озаренные подобным лучу бешенством скорби». Но он отказался. Через некоторое время Филонов возвращается в Петербург, чтобы стать, как он любил говорить, «чернорабочим от искусства».

Его творчество служило примером высокого технического умения, культуры рисунка исключительной законченности («сделанности», как он любил говорить) художественного построения. В конце 1989— начале 1990 гг. По инициативе музея было возбуждено расследование, к делу привлекли ФСБ России. Успех цикла на выставке закрепил это наложение, срастание, его метафорических образов-утопий об эпохе «мирового расцвета» с социально-общественной грезой коммунизма о царстве равенства и братстве на земле.

«Упорно и точно рисуй вводи прорабатываемый цвет в каждый атом, чтобы он туда въедался, как тепло в тело или органически был связан с формой, как в природе клетчатка цветка с цветом». Такая сенсорная общность постижения жизни позволяет разглядеть «туманную старость природы», учуять «вянущий запах сна», ощутить «точную нежность монументов», увидеть «полевой свет тишины» испытать «морщинистую мысль жалости», прикоснуться к «сырости неслышного ветра и высоты». «Нужно идти не от общего к частному, а от частного — к общему», — провозглашает он. Художник-мыслитель, «провидец», удивительно владевший рисунком и цветом, мастер огромного творческого диапазона, стоявший одновременно как бы в двух мирах — в мире вещном, предметном, сугубо реальном и в условном иррациональном, абстрагированно-интеллектуальном. Ведь «бестолковое сердце» человеческое тянет все тело «в какую-то нежелательную даль жизни», да и сама жизнь человека волнуется «из самозабвенных впечатлений и, вставая, протягивает руки вперед к своей надежде».

Павел Филонов «Крестьянская 
семья»

Павел Филонов «Крестьянская семья»

А в течение этих лет я была уверена, что пакет нёс кто-то, а я только шла с ними. Филонов со своими учениками участвует в различных видах художественной деятельности: участвуют в постановке «Ревизора»Гоголя иллюстрируют финский эпос«Калевала». А в штольнях жизни движутся крепкие фигуры рабочих — механическое, заученное. Сентенции героев — эти микротексты, эти атомарные истины — в совокупности образуют целый свод знаний, нечто вроде «всемирного устава».

Они не щадят читателя и зрителя: «Все спящие были худы, как умершие, тесное место меж кожей и костями у каждого было занято жилами и по толщине жил было видно, как много крови они должны пропускать во время напряженного труда». Может быть, «в даль истории, на вершину всемирных невидимых времен», куда рвутся бедняцко-середняцкие массы или, как «старичок кафельного завода», в лаптях «обратно в старину». Да, эти предметы не соотнесены в масштабе, не сориентированы в пространстве (вверх, вбок, наискось), но каждый из них воспринимается как органическая часть целого.

Образный мир художника формируется из прихотливого соединения в его фантазиях реальных событий жизни и эмоционально-психологического переживания их на глубинном подсознательном уровне. Учеба в Академии резко изменила его отношение к искусству. В лучших своих творениях Филонов этого мира достигает. В «Пропевене» практически отсутствует пунктуация, ко многим словам добавлены авторские глагольные частицы в целом, язык поэмы необычен и малопонятен. Своих работ он из принципиальных соображений не продавал.

Крестьянская семья 
— Павел Филонов

Крестьянская семья — Павел Филонов

Предмет утрачен. Эта игра приходит в текст через высказывания персонажей (детей и взрослых) и затем незаметно сливается с авторской речью. Одна из крупных школ русского авангарда.

Величайшая сложность дыхания его искусства передает величайшую боль и страсть. Но уже в «Коровницах», где также рассказ о жизни на природе, с природой и в природе — резко усиливается мотив недоумевающей притчи. что это пируют самочинные короли, узурпаторы, кроваво захватившие власть. — и потому стократ зловещ, мрачен и лихорадочен пир временщиков. Из всех пространственных отношений (где. Он не получал официальной поддержки, отказывался от заказов.

Горбатится силой могучий апостоловидный муж — мужик. Два одинаковых по размеру полотна «Германская война» (1914) и «Ввод в «Мировый расцвет» (1914-1915) приоткрывают зрителю путь художника к беспредметности. По разным поводам он как бы мельком замечает: «Мертвые тоже люди». Люди — вседержители земли.

Святое семейство 
 (Крестьянская семья)

Святое семейство (Крестьянская семья)

Следует отметить, что все основные работы Филонова находятся в ГРМ, согласно завещанию самого художника и благодаря сохранившей эти работы сестре Филонова, Глебовой Евдокии Николаевне (1888-1980). человек во френче, спец по искусству, зам. Художник пытается зрительно воссоздать параллельный природе мир. Объединившись вокруг Мастера, «филонисты», несмотря на общность мировоззрения и приемов, шли своим собственным неповторимым путем, подчиняясь только самым общим принципам и установкам филоновской теории, пользуясь живым творческим примером, советами и помощью своего руководителя. Эмоционализм остается внутренней окраской, тонусом этого преображенного интеллектом мира.

Все рабочие высказываются за открытие экспозиции. В разное время в состав коллектива входило до 70 художников. В 1897 году, выпустившись, переехал в Санкт-Петербург и поступил в живописно-малярные мастерские на средства Александра Андреевича Гуэ, богатого инженера, мужа его старшей сестры и владельца немецкой компании, занимавшейся строительством электростанции в столице. «Сделанные картины»В 1914 году Павел Филонов объединился с художниками Д. Н. И на всем лежит печать изумляющего и потрясающего душу первооткрытия. ».

Крестьянская семья 
 (Святое семейство)

Крестьянская семья (Святое семейство)

Он приехал с фронта в командировку и сделать это надо тотчас же. И пошли по партийным кругам — круги. Она спасла его картины и подарила Русскому музею. Игра (виртуозная, мастерская) в наивное сознание, детский подход к серьезным и нешуточным вещам. Самая светлая композиция этого периода – «Головы. Подобно тому, как растёт дерево, картина должна органически эволюционировать – в этом заключается неприятие художником кубизма с его геометризацией и механизацией.

И что же это за счастье. Упорно и точно рисуй каждый атом. Но вся эта работа еще далека от завершения.

Но в начале 90-х некоторые знаменитые рисунки были похищены. Что думал он, вырисовывая сталинские усы на портрете для клуба балтийских моряков. От тщательно проработанного, «до последней степени развитого» частного к «настоящему общему, какого и не ожидал».

Каждая ячейка, каждый атом художественной ткани (будь то текст или картина) осознается не только как часть отдельного произведения, но как часть всего творчества в целом. Его искусство— контрреволюционно». Грандиозный потенциал его личности навсегда остался у тех, кто прикоснулся к его методу.

Все живет, все дышит, все соотнесено с некими высшими силами сущего. Свидетель незримого» состоялась в 2006 году в Санкт-Петербурге. Непропорциональные, неуклюжие с точки зрения классической манеры, «Трое за столом» проникнуты тем же светом гармонии излучая созидающую энергию и сверхчувственную силу. Ягода. Он жил впроголодь, это ему не мешало.

«Пир королей» считается программной и в некотором смысле пророческой работой. Она смотрит мимо сына, в грядущее.

В повести «Котлован» происходит своеобразное наращивание идей. Но Филонов не продавал свои работы, считая их достоянием своей страны.

Фон картины – просто гобелен по своей прописанности и красоте, это – райские кущи. Но в тот период Филонов прочел ряд лекций по теории и «идеологии» аналитического искусства. В 1927 году эта группа филоновцев выставляется в Доме печати и участвует в постановке «Ревизора» Гоголя.

В её лице Филонов обрел друга, советчика, жену и «дочку» – так нежно он называл ее в письмах. Сестра художника Е. Н. Глебова (Филонова) так вспоминала об этом: «он лежал в куртке, тёплой шапке, на левой руке была белая шерстяная варежка, на правой варежки не было, она была зажата в кулак. Как некогда Брейгель Мужицкий, наблюдал он забавы «простолюдинов». Оппонировал кубистам, утверждая при этом, что никогда не видел картин Пикассо. Способ изображения равнозначен предмету изображения. В 1908 году после трех неудачных попыток, когда знал анатомию, по его словам, «как черт», он был принят вольнослушателем в Академию художеств. Филонов пытается удержаться, создавая группу «мастеров аналитического искусства» – МАИ.

Описание картины 
Павла Филонова «Крестьянская 
семья»

Описание картины Павла Филонова «Крестьянская семья»

Действует адекватно силе, «с какой действовал над собою мастер». И вдруг Настя заподозрила в них кулаков и велит Сафронову убить их. «Он — совершенно космический», — восхищался альтист Юрий Башмет. В 1911 году художник исполнил апокалиптических «Всадников», предчувствуя грядущие страшные перемены. «Я знаю, анализирую, вижу интуирую, что в любом объекте не два предиката, форма да цвет, а целый мир видимых или невидимых явлений их эманаций, реакций, включений, генезиса, бытия», – писал он.

Но есть в «Котловане» абсолютно аморфные, бестелесные уподобления: «Точно грусть, стояла мертвая высота над землей» «Но чувство грусти, как усталость, прошло по лицу Прушевского» и т. д. Читатель вправе задать вопрос: а что же здесь сравнивается с чем. Неподражаемый поэт, учитель мастеров аналитического искусства, возможно, самый талантливый и глубокий художник поколения, он был забыт современниками. Пребывание в 1910-1914 годы в среде новаторски настроенной петербургской творческой молодежи определило интеллектуальные предпочтения и стиль работ Филонова, его обращение к так называемой «заумной» поэзии. Творческий метод МАИ основывался на теоретических установках Филонова, которые были развиты в манифесте «Сделанные картины» (Петербург, 1914г. ), в «Декларации Мирового Расцвета» («Жизнь искусства», 1923г. Мастера аналитического искусства воспринимают любое явление мира исключительно в его внутренней значимости, объективно исчерпывающе, стремясь, поскольку это возможно, к максимальному видению и наивысшему изучению и постижению объекта, не удовлетворяясь пописыванием «фасада», «обличья» объектов, без боков и без спины, пустых внутри, как было до сих пор и везде происходит поныне в изобразительном искусстве, так как в искусстве принято и освящено веками любоваться цветом да формой поверхности объекта и не заглядывать в нутро, как делает ученый исследователь в любой научной дисциплине, чтобы узнать, «а что же там делается-то внутри». Писал тончайшей кисгочкой, миниатюрно.

  1. ГАРМОНИЯ НЕСОЧИТАЕМОГО В КАРТИНЕ «КРЕСТЬЯНСКАЯ СЕМЬЯ (СВЯТОЕ СЕМЕЙСТВО)» КАК ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ ТВОРЧЕСТВА ФИЛОНОВА
  2. Голодная смерть ради искусства: подвиг художника Филонова
  3. Семь малоизвестных работ Павла Филонова
  4. Павел Филонов: гений, шарлатан, бунтарь и пророк
  5. О художнике Филонове (Школьные сочинения)

В 1898 году Филонов стал посещать вечерние курсы Общества поощрения художеств, в 1903-м пошёл учиться в частную мастерскую академика Л. Е. «Сделанность — это максимум напряжения изобретательной силы». Выставка работ Павла Филонова «Очевидец незримого» пройдет в ГМИИ им. Светлое будущее, верилось всем, придет очень скоро, надо только немного потерпеть, поднатужиться, поработать, пострадать за него.

В 1925 году Филонов вел занятия в Академии художеств и очень скоро вокруг него образовалось «ядро филоновской школы», а уже в 1927 году был официально утвержден коллектив Мастеров аналитического искусства. Филонов близок к немецкому экспрессионизму, причем, к его первоначальному, можно сказать, классическому варианту группы «Мост», что для тех времен в среде проживающих в России художников было нехарактерно. Если взять такие картины, как «Формула петроградского пролетариата», «Первая симфония Шостакавича», серию «Головы» и т. д., можно проследить как из хаоса линий, цветовых пятен проступают чёткие контуры людей, домов, конкретных предметов. Исследователям приходилось и до сих пор приходится с трудом пробиваться к тем зернам глубинного смысла из которых, как из-под земли, вырастают впечатляющие многозначные и подчас трудно доступные пониманию образы картин художника, расшифровывать эти образы. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. В «Законе и каноне» Филонов рассматривает два принципиально различных способа построения картины.

По возвращении в 1912 году, Филонов был особенно продуктивен и создал многие произведения, ставшие программными для того периода и среди них картину и две акварели «Пир королей». Лица обозначены благодарственным настроением.

  • История живописи: Павел Филонов
  • Филонов Павел Николаевич (1883–1941)
  • Коллекция Государственного Русского музея
  • О жизни и творчестве выдающихся художников
  • Школа «Мастеров Аналитического Искусства» (МАИ)
  • Картины художника-авангардиста Филонова
  • Получайте самые главные и обсуждаемые статьи дня на свой электронный адрес

что оно непонятно. А губы напряжены, но не предупреждение не слетит с ее губ. Тем не менее, Филонов продолжил вести занятия до самой смерти в 1941 году. Филонов завещал все свои работы «подарить Советскому государству, сделать их выставку в городах Союза и в европейских центрах и сделать из них отдельный музей аналитического искусства».

ГАРМОНИЯ НЕСОЧИТАЕМОГО 
В КАРТИНЕ «КРЕСТЬЯНСКАЯ 
СЕМЬЯ (СВЯТОЕ СЕМЕЙСТВО)»

Герои «Котлована» как бы примеривают на себя различные идеи, приглядываются к ним. Филонов сочиняет «Декларацию мирового расцвета» и пишет цикл картин «Ввод в мировой расцвет». За этим основным выводом следовали остальные: художник должен подражать не формам природы, а методам с помощью которых последняя «действует», передавать ее внутреннюю жизнь «формою изобретаемою», то есть беспредметно, противопоставлять глазу просто видящему «глаз знающий» истинный.

Дыхания его не было слышно. Вся артель смотрит, как волокут они «эти тесовые предметы по сухому морю житейскому». Мастерская стала получать заказы, ширился круг учеников. Кстати, глагол «угодить» — тоже важное, ключевое слово. И он, человек огромного творческого потенциала, сильной воли и развитого интуитивного познания, во всю мощь включился в «работу».

Первые работы Филонова появились на выставке «Союза молодежи» в Петербурге в 1910 голу. Актуальность темы заключается в том, что открытие Филонова, которое произошло на рубеже 1980-х – 1990-х годов имело лишь половинчатый, промежуточный характер и в должной степени все же не состоялось. Его зэки, молящиеся на Ленина с лицом раннехристианского мученика («ГОЭЛРО») или звери с человеческими лицами, блуждающие среди безликих каменных строений (серия «Животные»), были чужды советской идеологии. –. В стремительном полете ласточек Платонов мог разглядеть «пот нужды» под пухом и перьями, услышать смолкнувшие от усталости крылья, угадать тяжелую птичью долю.

Он был как будто без сознания, глаза полузакрыты, ни на что не реагировал. Метафорические образы в «Котловане», как уже сказано имеют тенденцию разрастаться и создавать символический план повествования. Биография Павла Филонова Павел Николаевич Филонов (1883, Москва — 1941, Ленинград) — русский художник, теоретик искусства, поэт. И наоборот. К ним относятся принцип «органического» (от частного – к общему) и так называемый антикубизм. Образ медведя, например, при помощи которого происходит раскулачивание зажиточных крестьян (около чьей избы заревет, тот и кулак), символизирует подмену классового чутья звериным нюхом. куда.

Вернувшегося в 1927 году Петра Филонов запечатлел на двойном портрете с Е. А. Серебряковой. Конечным результатом была «Декларация «Мирового расцвета» – наиболее важный документ аналитического искусства. Платонов также полагает, что «своеобразная, непохожая на прежнюю поэзию форма» стихов Маяковского больше соответствовала современности, ее «пульсирующему кровообращению и сложному движению сознания».

По рекомендации Матвейса Филонов вместе с небольшой группой студентов Академии, зимой 1910 Филонов стал членом объединения «Союз молодежи». А между тем подобные высказывания универсального характера, так называемые «суждения всеобщности», претендуют на широкий oxват жизненных явлений, они призваны суммировать знания о действительности, вмещать человеческую мудрость. Позднее, когда ушел от сестры, работал и для заработка — маляром.

Его ранние произведения — образцы «аналитического искусства», ярко противопоставленные строгому геометризму кубистских канонов. Б. М. Эйхенбаум писал: «Художественное произведение есть всегда нечто сделанное, оформленное, придуманное — не только искусное, но и искусственное в хорошем смысле слова»). Фигура Филонова уже в 1920-е годы оказалась одиозной в представлении тех, кто, возглавляя ведомства культуры, был чуток прежде всего к интонации самовыражения художника, а также к нарушению законов «вероучения современного реализма» (выражение Филонова). В разные годы в состав МАИ входило до 70 художников.

В нем Филонов настаивает, что кроме формы и цвета есть целый мир невидимых явлений, которые не видит «видящий глаз», но постигает «знающий глаз», с его интуицией и знанием. Слово «мировый» в заглавии следует понимать как «всемирный» или «всеобщий», «пропевень» произошло от глагола «петь» и означает допевание песни до конца. К тому же прямо на выставке Филонова предлагались отрывки из его теоретических работ —«Канон и закон», «Сделанные картины», которые дают возможность соотнести зрительское видение с авторским. И чтобы «работать над веществом существования», постигнуть его во всей многосложности, необходимы все способности человека все органы чувств должны быть задействованы для овладения этой трудноуловимой субстанцией. В 1927 году ученики Филонова выставились в ленинградском Доме печати и осуществили постановку «Ревизора» Н. Гоголя. Портрет относится к самым «реалистичным» изображениям в творчестве Филонова – в этой манере были выполнены и другие семейные портреты родственников художника: певицы Глебовой, Азибера с сыном, А. Н. Острой экспрессивности полны композиции «Запад и восток», «Восток и запад», «Мужчина и женщина» (все — 1912–1913, Русский музей, Санкт-Петербург).

И так же, как в поисках истины герои хотят воспользоваться конечным результатом, минуя процесс, так они и пользуются оврагом как «более чем пополам готовым котлованом». 6) – к теме «чудесного улова» и, наконец, недвусмысленное изображение поклонения волхвов в «Волхвах» (1914) и «Востоке и Западе» (1912-1913 ил. Его отец, Николай Иванов, до 1880 года оставался бесфамильным, фамилия «Филонов» закрепилась за ним по приезду в столицу. Он считал, что картины нужно «делать» и больше всего ценил хорошо сделанные вещи, чем не сделанные. Но понятие гроба тесно увязано с коллективизацией (социальный аспект).

В «Святом семействе» он «окрестьянивает» икону, он объединяет вечное и временное, он приближает иконный канон к таким как я, не знающих его, но чувствующих красоту иконы. А Платонов описывает барак рабочих котлована: «Сельские часы висели на деревянной стене и терпеливо шли силой тяжести мертвого груза розовый цветок был изображен на облике механизма, чтобы утешать всякого, кто видит время». После революции Филонову новой властью была доверена ответственная должность. Когда в молодости путешествовал в Италию. Революция — дышащий кратер и самым смелым одиночкам приходит в голову не зарисовывать извержение со стороны: красиво, романтично, но не опаляет жаром, а спуститься в жерло и на себе испытать температуру катаклизма, в общем-то осознавая, что эксперимент равен жизни. 11), а также «Мать» (1916 ил.

«Государственный Русский музей с 1978 года. За неимением холста портрет написан на переднике дворника. К этому периоду относится сближение Филонова с Велимиром Хлебниковым (облик Филонова угадывается в рассказе Хлебникова «Ка»). В этих аспектах его искусство можно было соотнести с экспрессионизмом (З. После выставки 1927 года, на которой присутствовало много знаменитостей (в частности, поэт Максимилиан Волошин), пресса зубоскалила и называла Филонова психически нездоровым.

Сестра художника Е. Н. Глебова (Филонова) так вспоминала об этом: «он лежал в куртке, тёплой шапке, на левой руке была белая шерстяная варежка, на правой варежки не было, она была зажата в кулак. Через несколько лет были обнаружены подлинники они были переданы в ГРМ. Говорят, что свои картины он начинал писать с любого угла, постепенно покрывая все пространство — сантиметр за сантиметром — живописью или рисунком. Их стоимость оценивается в полмиллиона долларов США. В 1916 году он был мобилизован и воевал на фронтах Первой мировой.

Восьмой рисунок («Пропагандист», 1924—1925) до сих пор не возвращён. Договор на создание картин составил его пасынок Петр Серебряков. Он всегда соседствует со словом «власть». Мужик с желтыми глазами, который и сам-то жил нечаянно ибо «не жить он боялся», получил от Чиклина удар в лицо, а затем уж Чиклин «двинул ему механически в живот» (и не он, оказывается, виноват, что его «рука работает как кувалда»). Наконец я не выдержала и сказала, что буду ему помогать, но минут через пять он взял лопату от меня и сказал: «Вам не под силу».

«Мертвых тоже много, как и живых им тоже скучно между собой». В ней художник выступал против Пикассо и кубофутуризма. Виктор Шкловский отметил «громадный размах, пафос великого мастера». Видно по ее глазам – грядет апокалипсис.

Вымученно-бледный серенький колорит У «Дворников», восседающих у самовара, — лица осведомителей. Ход повести повторяет трудности человека на пути познания и самопознания. В автобиографии 1929 года он сказал о себе точнее всех: «Филонов Павел Николаевич, художник-исследователь». Однако широкая общественность узнает о Филонове много позже – после масштабной ретроспективы в Государственном Русском музее в 1988 году. Поскольку Филонов ревностно оберегал своё наследие, многие его работы, оказавшиеся где-либо, кроме музеев, привлекали внимание похитителей и контрабандистов. Думая о бывшей возлюбленной, Чиклин и Прушевский предполагали, конечно, что «небось уж она пожилой теперь стала, наверно измучилась вся и кожа на ней стала бурая или кухарочная». В 1927 году филоновцы получили от Ленинградского Дома печати серьёзный заказ.

И она сдержала данное ему слово: стала профессиональной певицей, а уйдя со сцены, много лет преподавала вокал. Он побывал в Европе, совершил паломничество в Иерусалим, после чего писал иконы. Какие чувства владели им.

Именно ему, по мнению художника, должно было принадлежать будущее. И эта «музыка» начинается с каждого отдельного слова и особенно с тех необычных, типично платоновских словоупотреблений, которые и составляют душу его творчества. Эта идея красивая, но вряд ли является реальной. Ибо видящий время, понимающий силу тяжести его мертвого груза, воистину нуждается в утешении (добавим мы от себя).

Одно время художник тесно общался с Ларионовым и был близок к группе «Ослиный хвост». Остаются неразгаданными многие факты и обстоятельства жизни Мастера. Филонов оказался без работы, страшно бедствовал, но продолжал рисовать. Человечество — кретин «Кому нечего терять»: каменные надолбы города сминают одеревеневших людей-роботов.

Но ведь овраг этот образовался не сам собой и не внезапно, а «неотлучное солнце безрасчетно расточало свое тепло на каждую мелочь здешней, низкой жизни и оно же, посредством теплых ливней, вырыло в старину овраг». Стр. Прекрасная жена восхищается ребенком. Однако происходит обратное. Современники чувствовали все это и В. Хлебников восторженно отозвался о знаменитой композиции Филонова «Пир королей» (1913, Русский музей, Санкт-Петербург): «Художник писал пир трупов, пир мести.

Подобно Маяковскому, Филонов утверждал, будто произведение искусства можно «сделать». Работал очень много, много копировал: вначале акварелью, потом маслом. Значительная ретроспективная выставка под названием «Павел Филонов. Угластые коровы с осмысленным выражением глаз проявляют самостоятельность. 13) и в рукописи «Идеология аналитического искусства и принцип сделанности». Вот и получается, что «непопадание в слово» оказывается снайперски точным попаданием (особенно если брать сегодняшнюю оценку ситуации тех лет, когда истинное служение делу уже сильно падало в цене). «связанное» движение фигур.

О «Крестьянской семье» Александр Каменский писал: «В центре – три фигуры (отец, мать, дитя), в облике которых сплетены жанровые черты, далекие иконные отголоски, фольклорная сказочность. Бескорыстие солнца и теплота ливней — вот что работало над веществом существования, а теперь в овраге пахнет «умершей травой» и подземный водяной исток «вмертвую перехвачен глиняным замком». Кроме того, он считал необходимым для художников знание анатомии, композиции и всего того, что обязан знать любой профессиональный художник под «сделанностью» подразумевается техническое мастерство, доведённое до совершенства, возведённое в абсолют. Советская цензура не жаловала Филонова: его не было ни в музеях, ни в частных коллекциях.

Францию. Филонов). 7 июня того же года в Мраморном дворце Санкт-Петербурга состоялась торжественная церемония по случаю возвращения в ГРМ филоновского рисунка «Головы». Я поднял против него советскую общественность.

Порой он работал, не переставая, в течение 18 часов. С одной стороны, оно было объектом страстных споров, полемики, ожесточенных нападок со стороны АХРР, натуралистов, художников академического направления, предметом обвинения в формализме, штукарстве, отрыве от жизни, рабском следовании манере одного художника и т. п. С другой стороны, оно имело также и много поклонников, «адвокатов», защищавших новаторство ищущий дух, парадоксализм как цель, свойственный этому объединению. И далее отмечает: «Он обучил живых понимать свой голос и «смастерил» для них поэзию, достойную создателей нового мира».

Внося в работу «высшее, на что способен», пользуясь при этом «формой изобретаемою», автор выявляет в каждом атоме «преобразующие процессы» (П. Печатается это мелкими буковками, кроме специалистов, никто и не читает. Еще в 1930 году он был арестован как «германский шпион». Произведение создавалось с расчётом на чтение вслух.

Ежов— является именно он— Ивасенко. Гуэ. Продав одну из своих самых удачных картин «Головы», в 1913 году Филонов отправился в путешествие по Италии и Франции, по которым скитался изучая европейское и античное искусство.

Официально признана в 1927г. Собирали древности и изобретали «заумь». Добавить что-то к сумме, о которой мы договорились, я не могла, с собой у меня было только то, что я должна была отдать ему за работу и я сказала ему: «Если бы вы знали, для какого человека вы трудитесь. » И на его вопрос: «А кто он такой. » — рассказала ему о жизни брата, как он трудился для других, учил людей, ничего не получая за свой очень большой труд. В «Волах» художник откровенно объясняет: сцены из жизни дикарей. Объединение приняло наименование «Коллектив Мастеров Аналитического искусства (школа Филонова)». Статика несет и как бы сдерживает в себе потенциальную динамику.

Мотив святости и в другой картине — «Трос за столом». Художник, как спасатель. Приставка «анти» означает, что в отличие от кубистов Филонов не желает отказываться от природы, но, напротив, стремится к её постижению, анализирует её формы в процессе развития. Полотна Филонова, предъявляющие не внешний вид, а самую сущность вещей, вызывают в памяти картинку из повести «Котлован»: «Ласточки низко мчались над склоненными роющими людьми, они смолкали крыльями от усталости и под их пухом и перьями был пот нужды —они летали с самой зари, не переставая мучить себя для сытости птенцов и подруг». Кроваво-красные тона цвета запекшийся крови и разложения. Некоторые суждения проходят двойную, тройную апробацию другие дискредитируются действиями персонажей — носителями идеи, либо развенчиваются за счет смерти своего приверженца (чем доказывается их заведомая мёртворожденность). Собственно говоря, поиски истины, смысла жизни, поиски ответов на вопрос о месте человека в мире и составляют содержание «Котлована». Он был как будто без сознания, глаза полузакрыты, ни на что не реагировал.

Последнюю критики относят к высочайшим образчикам поэзии русского кубофутуризма. Отсутствие явных параллелей в стилевой манере Андрея Платонова и Павла Филонова и других современных им художников и писателей (эти связи еще только предстоит устанавливать) обеспечивает безошибочную узнаваемое)ь этих авторов по любому фрагменту. Сама жизнь пульсирует в полотнах мастера «Белая картина», «Победа над вечностью», «Формула Вселенной», «Формула петроградского пролетариата» (1920–1921), «Живая голова» (1923, Русский музей, Санкт-Петербург), «Животные» (1925–1926), «Формула весны» (1928–1929), «Нарвские ворота» (1929, Русский музей, Санкт-Петербург). Дмитриева-Кавказского.

Я сижу в окопе и отымаю у прошлого клочок времени». Мертвые короли, мертвый шут, мертвый философ. В 1905 — 07 г. г. которого ни от кого, кроме себя, требовать нельзя.

Это самая крупная персональная выставка художника с 1988 года. Но они по разным причинам перестали ими быть максимум ко второй половине 20-х годов. В начале 1924 года Анатолий был арестован и сослан на Соловки на 10 лет.

Людей он рассматривал какбиодинамические и органические конструкции. Пусть учится и становится профессиональной певицей. После этого он начинает успешную карьеру художника. В период с 1905 по 1907 художник много путешествовал по России, Кавказу, Европе, посетил Иерусалим. В 1910 году Филонов принял участие в выставке «Союза молодёжи», основанного М. Матюшиным, Е. Гуро и В. Матвеем. Он считал, что картины нужно «делать» и больше всего ценил хорошо сделанные вещи, чем не сделанные.

Пышное царство растений, цветов, плодов окружает семью. И учеников учил жестко: «Плачь, но рисуй». Художник верил, что то, что «рождается», не должно быть продано и что физические нужды необходимо подчинить требованиям искусства. Я сижу в окопе и отымаю у прошлого клочок времени». К числу первых, преданных филоновским идеям учеников, составивших «ядро» Коллектива, принадлежали художники Б. И. Гурвич, Т. Н. Глебова, М. П. Цыбасов, С. А. Закликовская, А. И. Порет, скульптор И. И. Суворов, позже присоединились художники Е. А. Кибрик, Д. П. Крапивный, А. Е. Мордвинова.

Позже своим ученикам он говорил: «Упорно и точно вводи выявленный цвет в каждый атом, чтобы он туда въедался, как тепло в тело или органически был связан с формой, как в природе клетчатка цветка с цветом». Именно таким образом он выстраивал картину — кристаллическими цветовыми ячейками. Добавить что-то к сумме, о которой мы договорились, я не могла, с собой у меня было только то, что я должна была отдать ему за работу и я сказала ему: «Если бы вы знали, для какого человека вы трудитесь. » И на его вопрос: «А кто он такой. » – рассказала ему о жизни брата, как он трудился для других, учил людей, ничего не получая за свой очень большой труд.

Повествовательная ткань «Котлована» представляет собой своеобразное векторное поле, где к каждой точке приложены «направление и тенденция» развития. Вскоре он формирует теоретическую основу своего творчества. Когда Мандельштам вызвал Хлебникова на дуэль именно Филонов «образумил их». В 1929 году Русский музей собирался сделать персональную выставку художника.

Филонов не равен своим теоретическим выкладкам. Стояли сильные морозы, земля была как камень. Велимир Хлебников, описывая художника (очевидно, Филонова), вкладывает ему в уста следующие слова: «Я тоже веду войну, только не за пространство, а за время. Младенец освещает всю картину, от него свет.

«Я знаю, анализирую, вижу интуирую, что в любом объекте не два предиката, форма да цвет, а целый мир видимых и невидимых явлений их эманаций, реакций, включений, генезиса, бытия». В 1918-м, вернувшись с фронта, он снова занялся исследованиями. Первая его выставка состоялась на выставке «Союза молодёжи» со своей главной картиной – Головы. В то время у него появилось множество учеников и приверженцев. Объединение, о котором пойдет речь имело странную судьбу. После третьего отказа ректор Эссен заявил: «Теперь Филонов придёт в Академию только через мой труп». В 1923 году Филонову как председателю Музея живописной культуры поручили написать Устав будущего Института исследования искусства. Влиятельный американский галлерист Баскервил называл Филонова «величайшим художником в мире».

Филонов участвует в выставках и мероприятиях «Союза» до его распада в 1914 г. К этому периоду относятся «Пир королей», 1913 г. (холст, масло, 175 Х 215 см. ), «Крестьянская семья», 1914 г. (х., м., 159 Х 128 см. ), «Мужчина и женщина», 1912 — 13 г. г. Есть просто текстуальные совпадения между повестью Платонова и теми требованиями, которые предъявлял к себе Филонов как художник. Героями движут низменные эмоции, на уровне инстинктов: зависть, месть, злоба. Вместе с этим у него было и немало противников и открытых врагов. Филонов различал несколько направлений в искусстве. Этот не провинциал Запада.

Павел Филонов — своеобразная, яркая, но и во многом загадочная фигура. Дед-лесовик, женщина с чашей и воздающий хвалу — пред чудом цветущей жизни. Но было еще завещание и воля одного, которые обязательно должны были встретиться с волей другого человека. Вот что писали о ней: «Араратом на выставке выглядит Филонов. Вместе с Вощевым и Прушевским он старательно вяжет плот, чтобы «кулацкий сектор ехал по речке в море и далее». Иерусалим — за кусок хлеба раскрашивал вывески и заборы.

А это единообразное для всех и неизменное счастье, остановленное и окончательное. «Настанет день, – говорил он, – и Сталин войдёт в эту комнату». Мертвецы величаво и важно едят овощи, озаренные подобно лучу месяца бешенством скорби». Свои ранние композиции художник уничтожил, однако о них можно составить представление, читая рецензию художественного критика на выставку «Союза молодежи» 1911 года, где Филонов экспонировал свои работы: «Словно после чудовищной человеческой катастрофы рука собрала на холст эти отрезанные головы у одних — каменные скулы, крепкие, неподвижные, у других — широкое, вздувшееся лицо у третьих — круглые, застеклившиеся от безумного ужаса глаза Каждый сустав прочувствован с такой анатомической точностью, которая заставляет невольно вспомнить о Врубеле».

Нужны стулья для учеников. Одна из них, Евгения, впоследствии упомянула этот любопытный эпизод в мемуарах: «Хорошо помню, как мы трудились над какой-то огромной «слезой», что ещё мы делали теперь уже и не помню». Отзывы на постановку вообще и декорации в частности были разгромными. Вместе с тем добр, предан, мелких раздоров не любил. Он говорил: «Упорно и точно думай над каждым атомом делаемой веши.

Он, впрочем, не спорит. Таким образом, творчество Филонова было заново открыто лишь спустя несколько десятилетий после его гибели. «Каждый человек мертвым бывает, если его замучивают». Например, в фигуре со скрещенными на груди руками («Трое за столом», 1914-1915 ил.

Критики называли его «помешанным врагом рабочего класса», поскольку он «ненавидит город». Его темы, всегда философские имеют историко-социальный или космический характер. Мертвецы величаво и важно ели овощи, озарённые подобно лучу месяца бешенством скорби». А вот учителей практически не было, так как не было учеников. В первой половине 1920-х годов Филонов еще раз сформулировал свои взгляды на искусство в «Декларации мирового расцвета» (1923) и подтвердил их в ряде программных полотен: «Формула петроградского пролетариата» (1921), «Живая голова» (1923), «Животные» (1925-1926). В темном и глубоком подземелье, вокруг стола-жертвенника, застыли деспоты – короли смерти. Поэт Хлебников остро воспринял сюжет, назвав его «пиром мертвых королей».

Актриса Е. Н. Мир коровниц и коров, осененный изобилием сочно вылепленных плодов, возносится над дальними каменными строениями. Филонов словно одновременно смотрит на мир и в телескоп и в микроскоп. Картина — «фиксация интеллекта».

Он был аскетом, мало и бедно питался, отказывался от заграничных выставок. «Все мертвые люди особенные». На выставке в Зимнем дворце был представлен цикл его картин «Ввод в мировой расцвет» (1915-1919). Взяв на себя роль преподавателя и идеолога, художник стремился исполнить мессианское предназначение аналитического искусства. В 1912 году Филонов написал статью «Канон и закон», не опубликованную до сих пор.

Его крестьянское лицо – лик с иконы. Как я боялась, что он бросит работу или, продолжая работу, станет ругаться. Филонов путешествовал по Волге, Кавказу, посетил Иерусалим.

Члены объединения поэтов «Гилея», вошедшие в «Союз молодежи» «будетляне» (русский аналог слова «футуристы») и художники искали своих путей в новом искусстве, они смело экспериментировали с формой, фактурой и смыслами. Семь из восьми рисунков-«беглецов» не так давно вернулись в Русский музей – дивным образом они оказались в Центре Жоржа Помпиду. Оттого так огромно уважение к «Всевидящему глазу» и «Знающему глазу». В «Автобиографии» 1929 года Филонов сообщил о себе в третьем лице: «С 23 г., будучи абсолютно отрезанным от возможности преподавать и выступать в печати, под планомерно проводимую на него кампанию клеветы в печати и устно, Филонов ведет исследовательскую работу в развитие ранее данных им положении. » Травля художника в официальной прессе сопровождалась репрессивными мерами: в 1930 году была запрещена уже подготовленная большая выставка Филонова в Русском музее в Ленинграде, перед тем его лишили пенсии, обрекая на голодную смерть. В настоящей работе внимание сосредоточено на следующих вопросах изучения творчества художника: историографическом, так как феномен Филонова – это во многом феномен его истолкования, оценки и восприятия в широком временном диапазоне критики и искусства XX века философском, поскольку очевиден гносеологический и онтологический характер его искусства, как и самого типа творчества, склонного к четким формулировкам и теоретическим обобщениям формально-содержательном – поскольку мало найдется в истории мирового искусства художников, так пристально и скрупулезно работающих с формой как таковой и с формой в высшем художественно-содержательном понятии и значении этого слова тематическом, в котором исключительно важную роль играют экзистенциально-психологические моменты творчества, проливающие свет как на изначальную целеполагающую установку художника, так и на темы, сюжеты, мотивы и образы его работ. Как и в филоновских картинах, «форма сжата и развернута с невероятной силой, смело» (М. Кто был на германской войне, тот поймёт картину Германская война». Тем не менее выставка открыта так и не была и Филонов до конца своих дней оставался в «подполье».

Завершив занятия в частной мастерской, Филонов пытался трижды поступить в Петербургскую Академию художеств в 1908 г. был принят вольнослушателем в школу при Академии художеств из которой он «добровольно вышел» в 1910 г. К 1910 г. относится участие Филонова в выставке «Союза молодёжи», созданного по инициативе Е. Г. Гуро и М. В. Матюшина к зиме 1910 г. — «первая картина» (по утверждению самого художника) — «Головы» (картон, масло, 28, 5 Х 47, 5 см. ). В букетах светло-розовых цветов (рисунок на ковре) художник изображает любимую сестру, кому выпало сыграть в его жизни охранительную роль.

Кто в разоренной стране мог покупать картины. За всё время своего существования группа сделала четыре выставки работ. — Верно, но ее можно сшить самому.

Обвиненный в формализме художник остался без средств к существованию. В «Крестьянской семье в частности. Филоновское различение «глаза видящего» и «глаза знающего» как раз и наталкивает на мысль о Платонове. Около брата была его жена Екатерина Александровна и её невестка М. Н. Серебрякова.

Дар Е. Н. Глебовой». Тираж буклета был уничтожен и вместо него появилось гораздо более дорогое издание с репродукциями картин Филонова и идеологически «правильная» статья, в которой доходчиво разъяснялось, почему такое искусство чуждо молодой Стране Советов. Самому Филонову свойственно то. Гитлер людоедски радовался: «Ленинград выжрет сам себя». Эти картины назывались анатомированными. И почти невозможно теперь соединить распавшиеся за долгие годы забвения отдельные части образа.

Мог накануне выставки переписать работу, сделав фигуру натурщика сине-лиловой. Сложно, кто говорит, но ведь и жизнь не проста. Подобный художественный метод заявлен в теоретических работах Павла Филонова, который призывал «выращивать целостный организм полотна из элементарных образований». Цепную реакцию зла осуществляют люди.

Кроме того, Филонов замечательно оформлял спектакли футуристов, например «Владимир Маяковский», где декорации были почти неотличимы от архитектурных реалий города. — Какой это был нечеловеческий труд. Присутствие гробов —символ хрупкости земного существования человека (решение общефилософского плана). Окончил в Москве начальную школу.

Отсюда огромная содержательность интеллектуальная напряженность его картин. Отвращение или спокойствие талантливого человека. Художник представляет эти явления «формою изобретаемою», то есть беспредметно. И после всего этого глагол «обдумать» звучит как едкая ирония, когда в беспокойстве, что «масштаб дома узок» и получив руководящее указание разрыть «маточный котлован вчетверо больше», Пашкин, «пока шел по вестибюлю, обдумал увеличить котлован не вчетверо, а в шесть раз, дабы угодить наверняка».

Он разбирает мир буквально до кварков, а потом собирает из них его снова. Около брата была его жена Екатерина Александровна и её невестка М. Н. Серебрякова. В 1927 году Филонов создаёт общество «Мастера аналитического искусства» (МАИ). Тюрьмами смотрятся хаты, уродливые животные бродят по улицам. Утопия, конечно, но ею был пропитан весь авангард.

На траве пасутся деревенские волы, похожие на древних идолов, в городских джунглях танцуют андрогины: художник передает как буколическую умиротворенность духа, так и урбаническую похоть плоти. Какабадзе, Э. Лассон-Спировой, Е. Псковитиновым и А. Кирилловой. Огромный холст занимал почти всю стену. Его призыв: «Художник имей идеологию в мировом масштабе, научное восприятие и его запросы» — подтверждает: он мыслил планетарно и думая о лучезарном будущем.

Короли, вершившие мрачный обряд тризны по самим себе. Давайте все-таки вглядимся. По возвращении из Франции в 1912 году, Филонов был особенно продуктивен и создал многие произведения, ставшие программными для того периода и среди них картину и две акварели «Пир королей» (ил. На пару с медведем-кузнецом ходит по «прочным, чистым» избам раскулачивать крестьян.

Павел Филонов родился в Москве. Многое в филоновском творчестве остается не выясненным и в более широком плане. Рано начал рисовать. (Изобретение новых форм в искусстве —дело обычное. Семья его была уже эвакуирована и он зашёл узнать, живы ли мы. Работ своих он никогда и никому не продавал, oт зарубежных выставок отказывался. «Мировый расцвет» и репродукцией Филоновского «Пира королей» на обложке.

Узнала я о том, что несла пакет, через двадцать пять лет. Изгоями же стали все, кто к началу 30-х годов не перековался и не изменил своим принципам в пользу социалистического реализма. Его руки вознесены — меж них парит ребенок. Пушкина с 19 декабря но 11 февраля. Создана Филоновым в 1925г.

В этот же период художник начинает разработку собственных искусствоведческих теорий («Идеология аналитического искусства» и «Принципы сделанности») и через своего друга Михаила Матюшина издаёт «трансрациональную» поэму «Пропевень о проросли мировой». — Ничего, если это ученики, могут и постоять или на полу полежать. Художник совершает поездки по Италии, Франции и в 1913 г. пишет декорации для постановки трагедии В. Маяковского «Владимир Маяковский» в театре петербургского Луна-парка. Он занял уникальную в русском авангарде позицию.

Кажутся раскаленными каменные кресла. Филонов оказывается в вакууме. Премьера прошла в декабре в петербургском театре «Луна-парк». Нет денег, чтобы оплатить натурщиц, — пишет портреты сестер. Лицо его, до неузнаваемости изменившееся, было спокойно.

Конечным результатом была «Декларация Мирового расцвета»— наиболее важный документ аналитического искусства. Через некоторое время Филонов возвращается в Петербург, чтобы стать, как он любил говорить, «чернорабочим от искусства». Один из наиболее ядовитых критиков написал следующие строчки: «Общественно-политический гротеск с уклоном в патологическую анатомию — вот наиболее точное определение того, что выставила в Доме печати школа Филонова». В 1932-1933 гг. откуда. ) Платонова больше всего занимает вопрос «куда» и меньше всего «где». Кроме того, он относился к картинам как к детям – «а детей не продают».

Иногда, впрочем, кажется. Показывали картины неохотно. (бумага, смеш. Филонов там настаивает, что, кроме формы и цвета, есть целый мир невидимых явлений, которые не видит «видящий глаз», но постигает «знающий глаз», с его интуицией и знанием.

Одичалость и оскудение людей проявляются грубо, физически, материализованно. Увидев нас, он сразу же спросил: «Почему же вы не уехали, почему до сих пор в Ленинграде. » Мы сказали, что уехать не можем, так как у нас на руках картины и рукописи брата. Огромный успех имели панно «Гибель капитализма», выполненные филоновцами под руководством мастера и показанные в 1927 году в Доме печати. Филонов всегда социален. Сам факт заготовки «этих тесовых предметов» впрок, по росту, с учетом каждого крестьянина, включая детей, предрекает неизбежное вымирание крестьянства и эта, с позволения сказать, перспектива осознана мужиками (и, конечно, Платоновым) во всей определенности. Самозабвенное созерцание возносящихся, движущихся форм, волшебного мира цвета и света. Холодом тихой кромешности отмечены иные картины Филонова.

Цветы, как соединяющая поэзия жизни. Традиция владычества, тоже умирающая». Он стал настоящим мастером авангарда. Иногда он даже фамилии учеников не спрашивал, а работал с ними по шесть-восемь часов. Критики встретили художника чрезвычайно тепло.

Несколько дней тело Филонова лежало в его комнате, накрытое картиной «Пир королей». «Художник написал пир мертвых. — замечал Хпебников о «Пире королей». — пир мщенья. Видимо, предчувствуя уход на фронт, Филонов внутренне мобилизовался. Она самостоятельна в суждениях и вот таким образом, когда брат просит ее побыть моделью для портрета, она ставит условие: никакого модерна, строгий реализм.

В 1915 г. Филонов и его группа выпустили манифест «Интимная мастерская живописцев и рисовальщиков Сделанные картины», где провозглашается реабилитация живописи (в противовес Малевичу) и картин, «сделанных картин и сделанных рисунков». После переезда в Петербург в 1897 году Филонов поступил в живописно-малярные мастерские и по окончании оных работал «по малярно-живописному делу». С 1925 года Филонов – руководитель группы МАИ (Мастера аналитического искусства), стремившейся утвердить его метод в живописи. «Упорно и точно думай над каждым атомом делаемой вещи, – писал он в «Идеологии аналитического искусства». Если обобщить — вдохновенный жрец бога Разума: «проламывать дорогу интеллекту в отдаленноебудущее».

В 1913 году молодой 20-летний поэт, дерзкий и фантастически талантливый, написал трагедию. Он оформлял книги футуристов — сборник стихов Хлебникова и «Рыкающий Парнас». Первая симфония Шостаковича» (1935). Манифест стал первой и единственной печатной декларацией аналитического искусства. Как никто другой, Филонов оброс мифами.

Параллельно, с 1898 года он посещал вечерние рисовальные классы Общества поощрения художеств, а с 1903 — учился в частной мастерской академика Л. Е. Дмитриева-Кавказского (1849—1916). В 1929 году Русский музей собирался сделать персональную выставку художника. директора Русского музея. Брат выполнил пожелание сестры: сделал замечательный реалистический портрет. Но он отказался.

Продав одну из своих самых удачных картин «Головы», в 1913 году Филонов отправился в путешествие по Италии и Франции, по которым скитался изучая европейское и античное искусство. Точное сравнение вызывает дополнительный образ, рождает различные ассоциации. Наверное, он видел в них «ветхих» людей, подлежащих спасению-преображению в процессе творческого усилия, который считал сопричастным творящим силам самого Космоса. В. Матюшин).

С Филоновым произошли удивительные события. 4). Но лекарства. Говорили, что его искусство является плодом больного воображения и один из современников утверждал, что шедевры мастера пригодны только в качестве учебного пособия по психиатрии и патологической анатомии для студентов-медиков. Филонов — открыватель новых путей, автор новой художественной системы, воплотившей, в глазах молодежи, синтез «старой» и «новой» живописи. В тексте Платонова именно так работает любое языковое средство. Вместе с М. Матюшиным, К. Малевичем и Н. Пуниным он организует в Петрограде Институт художественной культуры (ИНХУК) и в 1923 году руководит в нем отделом общей идеологии.

Человек с лицом подвижника и «фигурой апостола». Одно из лучших полотен Филонова «Формула весны» (1929) вылилось в своеобразную симфонию отточенных, «сделанных» прикосновений-«звуков», в бурлящий кипением жизни хорал космогонического звучания. что впоследствии назвали утопией о братской жизни на земле. Филонов из этих из рисковых, хотя в его случае риск выглядит как углубленный анализ.

Короли — идолы, которым мажут губы кровью. Например, неподходящий в микроконтексте глагол «выдумать» оправдан макроконтекстом всей повести. Они говорят: «К картинам Филонова надо подойти и постараться понять. В период разброда, кризиса школы и освоения современного художественного языка, «адекватного новой революционной эпохе», в пору противостояния «левых» и «правых» художественных направлений, новаторов и «традиционалистов» группа молодых художников, живших в Ленинграде, объединилась вокруг яркой личности — замечательного художника, одного из идеологов «левых», Павла Николаевича Филонова. Ему приходилось по ночам выполнять малярные работы в Исаакиевском соборе. Затем, за недоносительство на брата, арестовали Петра и выслали на поселение. Свергались авторитеты, чуть не каждый день возникали новые направления и школы.

Предыдущая масштабная выставка была в 1988 году, а до этого — только в 1929-м. Позже своим ученикам он говорил: «Упорно и точно вводи выявленный цвет в каждый атом, чтобы он туда въедался, как тепло в тело или органически был связан с формой, как в природе клетчатка цветка с цветом». И такие картины, как, например, «Волчонок», «Козел», «Голова, сапог и рыба», с сугубо приземленными названиями, сближаются в философском содержании и выразительной содержательности с картинами «Победа над вечностью», «Формула вселенной», «Человек в мире». В своей статье Филонов различает два пути создания картины: «Выявляя конструкцию формы или картины, я могу поступать сообразно моему представлению об этой конструкции формы, то есть предвзято или отметив и выявив ее закон ограниченного ее развития». 7), а также евангельские цитаты в других его произведениях, хотя и менее явные.

И Вощев, сидя на телеге и опираясь спиной на гробы, смотрит в небо и ждет оттуда «резолюции о прекращении вечности времени», ведь именно он «тосковал о будущем, когда все станет общеизвестным и помешенным в скупое чувство счастья». Реализм, который признавал исключительно важным, общественно значимым примитивизм, натурализм и «аналитическое искусство». В 1978 году картина «Переселенцы» была контрабандой отправлена в Австрию и в ноябре была продана на аукционе Sothebys под названием «Бегство в Египет». Его очень хвалили за «правильный рисунок», но независимость Филонова, резкая нетерпимость к «поучениям» раздражали педагогов. Рабочие у станка получали больше, но Филонов не был рабочим.

Мы так и видим оставшийся единственным со времен покорения буржуазии «ватный желто-тифозного цвета пиджак» Чиклина нелепую попытку активиста с его «подручными товарищами» расставить пешеходов «в виде пятикратной звезды» «чистоплотные лица святых» в храме, которые глядели в «мертвый воздух» и на нечистоплотные деяния попа с его неподобающей сану «фокстротной головой», пишущего «скорописью» доносы на тайных прихожан. И несколько зим Филонов жил, не имея заработка, в нетопленой комнате. «Не разрешается, дочка: две личности—это не класс», —отвечает ей Сафронов. Черкнул мимоходом что-то вроде завещания: уже сделанное и завтрашнее «отдать государству, чтобы из них (работ, — Э. М. ) был сделан музей аналитического искусства». Так как «чрезвычайно горд и нетерпелив Всякую половинчатость он презирал». В этих аспектах его искусство можно было соотнести с экспрессионизмом (З. Созданный им Устав одобрили.

Его слова импонируют той эпохе: «я разъяснил партийным кругам (читай: донес. — В. Л. ), что искусство Филонова отрицательное явление. В 1916 году он был мобилизован и воевал на фронтах Первой мировой. Наконец, в 1908 его приняли вольнослушателем в школу при Академии, но пару лет спустя он добровольно её покинул (по другим данным – был исключён). Лишь вбирая интеллект, картина его же и излучает. Кроме того, по выставкам и аукционам по сей день «гуляют» многочисленные фальшивки и подозрительные неизвестные работы. Мировое признание и место в пантеоне классиков-авангардистов XX века Филонов получил после выставки в музее центра Ж. Помпиду в Париже, которая продолжалась с конца 1989 по начало 1990 гг. Филонов считал, что нужно писать не только «вещи», но и свое отношение к ним, свое понимание и тогда «интуиция мастера изобретет для них абсолютно новые формы».

И ответил: да ни в жизнь, зачем. Убеждая его продать ему что-нибудь, Баскервил утверждал, – что у них в Нью-Йорке «Сорин берет за портрет по 5 и по 7 тысяч долларов, а Павлу Николаевичу платили бы по 25000». Получив из рук директора Русского музея Владимира Гусева «книжку с картинками» — уникальный по качеству каталог работ художника, она быстро уехала.

3) угадывается обращение к «Троице», в «Западе и Востоке» (1912-1913 ил. Господа, а чего же ждать от маляра. Да, он мог, например, залив зеленью прекрасно выписанную фигуру натурщика, прорисовать краплаком вены по всему телу («содрал кожу», как кричал профессор, возмущенный упрямством Филонова). Иосиф стоит в иконной позе предстояния, руки разведены перед Божественной тайной. По окончании выставки Филонов подарил государству две своих картины: «Мать» 1916 г. И «Победитель города» 1914-1915 г. В 1922 году Филонов предпринял попытку реорганизовать живописный и скульптурный факультеты в петроградской Академии художеств и прочёл курс лекций по теории аналитического искусства, логическим завершением которого стала «Декларация Мирового расцвета».

Причем необычные — не значит непонятные. «Совпали по времени и цели» его идеалистические устремления художника и революционные преобразования нового государства. Цветы — символ этого будущего — кристаллически множатся, устремляются ввысь, нежно пылают.

В 1913 Филонов создал эскизы декораций к спектаклю Маяковского «Владимир Маяковский». Филонов стал активным участником выставок Союза молодёжи и выставлялся вплоть до его развала в 1914 г. Художник начинает работать в смешанной технике из-под его кисти выходят первые серьёзные полотна: «Пир королей», «Мужчина и женщина», «Восток и Запад». Вера в мировой расцвет была связана с верой в бессмертие человеческой души. Группа издала манифест под заголовком «Интимная мастерская живописцев и рисовальщиков «Сделанные картины» с пометкой «Изд. Но ведь без одежды-то уж никак не обойдешься.

Беспредметные композиции по напряжению, тревожному ощущению не уступают сюжетным. –. Еще ранее Филонов иллюстрировал «Изборник стихов» Велимира Хлебникова и теперь он выпустил свой поэтический сборник «Пропевень о проросли мировой». Сын прачки и кучера, Филонов с детства научился переносить лишения.

Филонов написал портрет поэта (не сохранился) и иллюстрировал его «Изборник», 1914 г., а в 1915 г. опубликовал свою поэму «Проповедь о проросли мировой», с рисунками, по духу напоминающими хлебниковские. Вот ключевое слово – «органическое». Мастер действует над собой, картина отражает эти действия. Постепенно вокруг художника воздвигается «берлинская стена» изоляции и отвержения. Геометризации (к чему стремился кубизм), не реализующей и малой доли тех свойств и процессов природы, которые могут быть пластически выражены, он противопоставляет принцип органического роста художественной формы.

Это было бурное время, с перехлестами, драмами, неистовством. В 1918 вернулся в Петроград, поселился у сестры Екатерины, продолжил занятия живописью. Нам обещано не только то, что художник видит, но и то, что он знает. Каждое прикосновение к холсту, по Филонову, — «единица действия», атом.

Не удивительно, что Филонов предпочитал называть себя «мастером», но не «художником». Идеи эти находятся между собой в сложных отношениях взаимного притяжения и отталкивания. «Нужно идти не от общего к частному, а от частного – к общему», – провозглашает он. Стремление к свету предполагает резкое высветление мешающего.

За счет своей творческой интуиции в процессе создания картины мастер обязан улавливать скрытую жизнь явления, «угадывать направление и тенденцию роста этих образований». Поэт Хлебников остро воспринял сюжет, назвав его «пиром мертвых королей». И грациозный конь, готовый служить верному делу. В 1925-м вокруг него собираются «мастера аналитического искусства» — будущая «Школа Филонова».

12). В ответ Филонов пытался оправдаться, даже написал ряд картин в требуемом от него духе реализма — «Ударницы на фабрике», «Красная заря», но это все равно не помогло. ФИЛОНОВСКИЕ картины буквально излучают физическое страдание.

И вот что такое — неизмена себе. О том же свидетельствует очевидно религиозное содержание многих его картин, в первую очередь дореволюционных, например «Святое семейство» 1914 года (позднее, после Октябрьской революции, переименовано в «Крестьянскую семью» ил. Не потерялся, не растратился. И писателю и художнику не до красивостей, когда их окружает столь несовершенный мир. Помимо рисунка и живописи, преподавал языки (в своё время он самостоятельно освоил английский и французский, владел азами итальянского) и историю искусств. Большинство подобных тезисов, вложенных Платоновым в уста персонажей повести «Котлован», представляются ущербными и с точки зрения смысла и с точки зрения формы: примитивные, корявые, банальные, непонятные, наконец. Познание мира — долг.

Это было уже в Петербурге, куда детей забрала старшая сестра, вышедшая замуж за инженера. Близость эта, помимо чисто формальных проявлений, видна и в том, что Филонову тесно в рамках эмпирически постижимого и в том, что его волнуют фундаментальные темы жизни и смерти и в мрачной энергии и тяжеловесной символике «Королей». Лицо его, до неузнаваемости изменившееся, было спокойно. Некоторые идеи захватывали его настолько, что превращались в настоящую одержимость. Рука большого мастера, не знавшая при жизни покоя, теперь успокоилась.

Причем эта женщина не замечена ни в одном дурном поступке и такое изображение вовсе не способ опорочить ее. Главным для «аналитического искусства» является органика, живая целостность картины.

не находя в нем «революционного значения». В этом смысле «творчество» есть организованная систематическая работа человека над материалом». Другого, близкого Филонову человека — Велимира Хлебникова назовут «священником цветов». Среди аналитических работ 1930-х, выполненных не по заказам, выделяется картина с портретами 11 учеников «Ударники аналитического искусства» (1933, ГРМ), работавшими с учителем до конца.

Наконец я не выдержала и сказала, что буду ему помогать, но минут через пять он взял лопату от меня и сказал: «Вам не под силу». К нему приезжали из Москвы, Баку, Сибири. Вдохновение — штука неплохая, но не им сказано, что гений это труд им доказано. Подобные фразы Платонова звучат как реализация филоновского манифеста об исчерпывающем видении, о восприятии любого явления в его Внутренней значимости, как словесное описание целой серии картин с единообразными названиями: «Живая голова», «Две головы», «Без названия (Голова)», «Без названия (Пять голов)», «Две мужские фигуры», «Люди» и т. д., где утрируется анатомическое строение тел и сквозь кожу проглядывает кровеносная система. Как я боялась, что он бросит работу или, продолжая работу, станет ругаться. Именно вот таким образом его произведения особо ценяться в кооллекционерской среде.

Павел Филонов родился 8 января 1883 года в Москве в крестьянской семье. Зимой того же года, по словам самого художника, он написал «первую картину» – «Головы». Метафоризация пронизывает все повествование «Котлована» и движется oт метафоры-слова через метафору-образ и далее через метафору-символ к глобальной метафоре-идее. Филонов пытается удержаться, создавая группу«мастеров аналитического искусства» (МАИ).

Художник много путешествовал. Грубо говоря, активно занимается и анализом и синтезом в особо мелких/крупных масштабах. Трагедия называлась именем автора — «Владимир Маяковский». Здесь Филонов прожил до самой смерти.

Власть самодовлеющая и беспомощная, потерявшая свой смысл и свою цель. Номер 20. Среди машинного ритма странно смотрится человек, прислоняющий руку ко лбу. Но он только сказал: «За это время я вырыл бы три могилы».

Они выполнили 22 картины и одну раскрашенную скульптуру и оформили постановку «Ревизора» Гоголя (режиссёром был Игорь Терентьев). Декорации изготовлялись совместно с И. Школьником, рисовать помогали сёстры Филонова. Грандиозные просторы грядущих дней Филонов провидит трезво и причинно: «чтобы человечество вошло туда (в будущее. — В. Л. ) не таким кретином, каким оно является ныне». Он говорит о том, что всё в мире строится именно по этому правилу – начиная с кристаллов льда и заканчивая деревьями, животными и людьми. «Видящий глаз», по Филонову, передает лишь контуры предмета, его объем и цвет. В конце второго года учебы его исключили за то, что «он своими работами развращал учеников».

Все оказываются вовлеченными в насилие и делят ответственность за страдания, болезни, увечья и смерть людей. Поднимается знамя аналитического искусства как наиболее революционного. Крестьянская Мария что-то предчувствует.

«Я был на войне 1, 5 года и, к счастью, меня выбрали в комитет и этим спасли меня» – признавался Филонов. Это вовсе не предполагает слепого подражания этим формам – подражать следует её методам. Но, как говорится, действительность превзошла все их ожидания: они запомнили ее «легкой и горячей», с «колеблющимся грустным телом», а увидели «длинные, обнаженные ноги, покрытые густым пухом, почти шерстью, выросшей от болезней и бесприютности», какая-то «древняя сила» превращала ее в обрастающее шкурой животное». Он не мыслит пустого пространства, для него всякая частица бытия, будь то не только малая былинка, но и лучик света или «разорванный ветром воздух», – живой сгусток материи.

Иногда Филонов позволял себе только дописывать работы учеников (а последователей у него было много, пожалуй, больше, чем у других русских авангардистов) и выручал за это жалкие гроши. В 1912-м Филонов сформулировал основополагающие принципы аналитического искусства в небольшой статье «Канон и закон», которая так и не была опубликована. 3), «Богородица с младенцем» и «Мать» (ил. Мать Павла, Любовь Николаевна, работала прачкой – больше о ней ничего не известно. Декорации к ней и эскизы костюмов создал мало кому известный художник Павел Филонов. Жизнь изменилась к лучшему, но Павел не хотел отвыкать от бедности.

рожденное отвращением от злобной суеты мира. В 1935 году Филонов написал портреты Сталина, Ворошилова, Тельмана для Клуба моряков. После революции Филонову новой властью была доверена ответственная должность. лечи жену, болеют бездельникиГости. Изосволочь надежно ограждает его от выставок и от минимальных средств к существованию. техника, 31 Х 23, 3 см. ), а так же — многочисленные работы на бумаге и картоне, которые он (уже) называет «формулами»: формула цветка, городового, пролетариата и т. п. В 1912 г. Филонов пишет статью «Канон и закон», где уже ясно сформулированы принципы аналитического искусства: антикубизм, принцип «органического» — от частного к общему.

В начале 20-х годов он был профессором Академии искусств и членом Института художественной культуры (ИНХУК), а в конце того же десятилетия его отовсюду выгнали, а учеников преследовали. А еще Филонов любил аэрофотосъемку и многие его картины напоминают взгляд на цветущую Землю сверху. Филонов был известен как фанатичный трудоголик. Екатерина» (ил.

Второе название картины — «Святое семейство». Филонов более других заслужил звание пророка». И даже волк, оскалил зубы, смотрит не отрываясь. Продолжая работать, он очень внимательно слушал меня». В то же время единомышленники призывали художника открыться миру: ему прочили колоссальный успех за рубежом, в Европе и США.

«Знающий глаз» — а он требовал от учеников необычайно широкого кругозора, научных знаний — видит скрытые процессы, происходящие в теле человека, в цветке, в камне, дереве. Вскоре он формирует теоретическую основу своего творчества. Отсюда смешение слуховых, зрительных, вкусовых ощущений: герою повести может стать «легко и неслышно внутри», он может говорить «горячим, шерстяным голосом». Скорее, это утопия. Правда, так и не открылась, провисев год. Но действительная причина — «непочтительное отношение» к великой княгине Марии Павловне, президенту Академии. Берия.

Поистине космический размах сочетается с житейским, реальным планом изображаемого. Родился в Москве 27 декабря 1882 по ст. «Странная музыка подчеркивает необычность картин», — заметил худрук Александринского театра Валерий Фокин. Действительно, мы, читатели, плохо себе представляем, где находятся разные обозначаемые автором предметы (барак, дороги, одинокие деревья, строения) друг относительно друга. Художник представляет эти явления «формою изобретаемою», то есть беспредметно. Родители Филонова, как он сам пишет, — «мещане г. Рязани» мать была прачкой, отец — кучером, а позже — извозчиком.

Сознательно не хотел. Филонов декларирует: «Интересен не только циферблат, а механизм и ход часов». Его отец был извозчиком, мать — прачкой. Позже Филонов курирует работу учеников иллюстрировавших карело-финский эпос «Калевала».

Год спустя состоялась ретроспективная выставка в Академгородке в Новосибирске, которая повлекла за собой признание художника советской творческой элитой. Рожденный в православной вере, Филонов в искусстве создал свою религию. Его справедливо называли «самым потаенным и загадочным художником русского авангарда». Активист получает от Чиклина «ручной удар в грудь», а потом, «для прочности его гибели», Вощев «ударил активиста в лоб». Кроме этого, подробно анализируется картина Филонова «Крестьянская семья (Святое семейство)». У этой картины есть и второе название – «Святое семейство», а это значит, что своих крестьян Филонов мыслил в рамках христианской мистерии.

Я сижу в окопе и отымаю у прошлого клочок времени». Страшен в своей пронзительной ясности и символ самой реки (льющей «свою мертвую воду» в море и дальше), по которой сплавляют «кулацкий эшелон в далекую тишину». Оказывается, самым опасным в страшном ряду: Сталин.

заявляя, что тот зашел в тупик «от своих механических и геометрических оснований». Кроме Павла, в семье было еще пятеро детей.