Описание Картины Сватовство Майора Федотов Кратко

Картина Сватовство майора Павла Федотова: описание история, жанр

В октябре 1849 года полотно, под названием «Поправка обстоятельств или Сватовство», демонстрировалось на выставке Академии художеств1418. Сохранились также наброски второстепенных персонажей— кухарки, сидельца и приживалки. В «Сватовстве майора» эта ситуация «выступает на холсте в необыкновенной конкретности», а момент, положенный Федотовым в основу сюжета, «выхвачен из происходящего во времени события так определённо, убедительно, он так безусловен, что вся ситуация вовсе не воспринимается как выдуманная, сочинённая» наоборот, она «воспринимается как некая реальность»31. Это излюбленный приём Павла Федотова.

Сколько в этой картине торжественного благополучия, семейственности и уюта. В ней видны властные привычки истинной хозяйки купеческого дома— она олицетворяет собой крепость охраняемого ею мира, она «словно скала, о которую разобьётся любая житейская буря»46. Сюжет картины рассказывает о предшествующем сватовству моменте. Становится интересной дальнейшая судьба дочери купца и майора: счастливы ли они.

Этюд головы невесты Федотов исполнил со знакомой женщины48, для написания её фигуры он использовал манекен, а также воспользовался услугами своего приятеля Карла Карловича Флуга (прадеда художника Ильи Глазунова51), который согласился позировать в женском платье4852. Такой союз вполне мог рассматриваться как выгодный для обеих сторон: офицер в результате такого брака получал приданое, которое он мог использовать, чтобы поправить своё материальное положение, а купец таким образом получал возможность породниться с дворянином и тем самым возвыситься в глазах общества26. Карандаш П. Федотова в бесконечном множестве передавал типы мелких помещиков, сварливых помещиц, столичных мастеровых, ремесленников, русских и немецких хозяев.

Армейский офицер (конечно, армейский, они попроще), капитан или, скорее, майор, наслужившийся и приутомившийся от службы, подумывает уйти на покой. Такое жеманство явно не поощряет взглядом кухарка, что зашла с пирогом в комнату. И отныне указывали на браки по расчету как на какоето позорное явлениесвоего времени. Не напрасно художник так «носился» со своей картиной, будто это была его «лебединая песня». По словам самого художника, он встретил осуществление своего идеала, «и ни один счастливец, которому было назначено самое приятное рандеву, не мог более обрадоваться своей красавице, как я обрадовался моей рыжей бороде и толстому брюху»4445.

Картина Сватовство 
майора: описание 
картины

Картина Сватовство майора: описание картины

Федотову удалось «населить» картину типичными представителями купечества и дворянства и создать своеобразную «комедию положений» в живописи. Невеста пытается ускользнуть, показывая свою скромность.

Как пишет Л. Байрамова, здесь все любовь и все приятие с миром. В центральной, наиболее светлой части холста находятся невеста и её мать. Значительную работу в своих набросках Федотов провёл и над образом купчихи, чтобы достичь «точной читаемости в мимике лица её душевного состояния»— в окончательном варианте «зритель словно слышит слово дура», которое она говорит дочери, пытающейся сбежать от жениха-майора. Первые зрители картины вдоволь потешались над ними.

Мы можем это предположить с большой долей уверенности, так как Андрей Илларионович Федотов, отец художника, тоже был бурбоном. Как пишет Э. Кузнецов, П. Федотов «предполагал делать картину «сложную», со многими персонажами, охваченными единым действием. / Ой, стыд какой.

Благодаря незаурядному рвению, ломая все социальные преграды, он достиг первого офицерского чина, а затем, постепенно поднимаясь по карьерной лестнице (прапорщик – подпоручик – поручик – штабс-капитан – капитан – майор), дослужиться и до "густых" штаб-офицерских эполет, дающих все права потомственного дворянства. По мнению Сомова именно эти качества выделяли полотна Федотова среди множества более «скучных» произведений художников-академистов, представленных на выставке6465. И зачем.

В 11-летнем возрасте был определён в воспитанники Первого Московского кадетского корпуса. Долгое время считалось, что художник высмеивает персонажей «Сватовства майора», а вместе с ними и подобных им представителей купечества и дворянства.

Сватовство майора, 
Павел Андреевич 
Федотов, 1848

Сватовство майора, Павел Андреевич Федотов, 1848

Выглядит он старше купчихи и является обладателем вполнедобродушного и миролюбивого выражения лица. На полу— кошка, «намывающая» гостей28. Да, перед нами самый настоящий бурбон – офицер, выслужившийся из нижних чинов. Образ приживалки— старухи в повойнике— введён художником для того, чтобы показать каждодневный быт купеческой семьи, «с кучей приживалок и дальних родственников, слоняющихся по дому как бесплотные тени».

Картина «Сватовство майора» была написана в 1848 году, холст, масло. 5. Отец шагает к выходу, чтобы поприветствовать гостя. Образ купеческой дочери (невесты) также претерпел значительные изменения.

Не напрасно художник так носился со своей картиной, будто это была его лебединая песня. Считается, что образ майора дался художнику относительно легко— с учётом его творческого опыта и наблюдений, сделанных во время десятилетней службы в лейб-гвардии Финляндском полку640. Главный акцент картины делается на яркое светлое платье будущей невесты. Купец— дородный мужчина с окладистой бородой— находится в тени в углу комнаты.

Описание картины 
Сватовство майора

Описание картины Сватовство майора

Купчиха одета в нарядное шёлковое платье из переливчатой ткани типа «шанжан», а на её плечи накинута дорогая шаль с красивым узором. Рядом с купцом стоит сваха.

Они ярко освещены, «как освещаются на сцене те актёры, на которых должно быть сосредоточено внимание зрителей»47. Со вчерашнего дня Ее нет для меня. Купец Рядом с купчихой скромно стоит ее муж. Купеческая дочь пытается убежать в другую комнату (в светлицу), но её движению противодействует мать, схватившая её за подол платья. Но едва только художник одолел первую трудность, явились тысячи других. Волнительное приготовление к приезду жениха ощущается во всём. Как создавалась картина История картины "Сватовство майора" тоже интересная.

КУПЕЧЕСКАЯ ДОЧКА. » Несмотря на то, что художник назвал майора «толстым», «фигура его подтянута, глаза чуть прищурены, в усах прячется победная усмешка— он явно рассчитывает на благоприятный исход предстоящего сражения»39. / Нет, в светлицу уйду. »46. Спокойна во всей этой кутерьме только умывающаяся кошка. Жанр картины "Сватовство майора" можно отнести к иронической комедии.

Описание картины 
Федотова «Сватовство 
майора»

Описание картины Федотова «Сватовство майора»

Художником было также создано множество вариантов лица и фигуры купеческой дочери, в которых он менял жесты её рук, наклон головы и черты лица— до тех пор, пока ему не удалось «наиболее ясно выразить во внешнем облике, манере держаться те чувства, которые ею владеют в данный момент— жеманное волнение, желание показать свою робость и скромность». Постепенно сюжет сложился. Состояния у него нет, поместья тоже, пенсион невелик, статская служба не светит и выход один – жениться на богатой купеческой дочке или вдове, взять хорошее приданое. А эти блестящие, мерцающие в полумраке хрустальные графинчики, подсвечники, кулебяка.

Что можно сказать про этого персонажа.

А эти блестящие, мерцающие в полумраке хрустальные графинчики, подсвечники, кулебяка. Для создания фигуры майора Федотову позировал знакомый офицер, а лицо он написал с самого себя, «глядя в зеркало, только придав себе мину некоторого самодовольства и кое в чём подправив свои черты»35. Художественный критик Владимир Стасов в статье «Двадцать пять лет русского искусства», опубликованной в 1883 году, рассказывал о своём знакомстве с Павлом Федотовым «в лучшую, сильнейшую пору его жизни, в те годы, когда он писал Сватовство майора»61. Сиделец (приказчик, заменяющий хозяина торговой лавки на время его отсутствия)— молодой человек, одетый в купеческий кафтан, с расчёсанными на прямой пробор волосами.

Будет ли счастлива сама невеста в этом случае.

Каждый невольно улыбался, находя в полотнах знакомые черты сокровенного русского быта. На той же выставке экспонировались две другие картины Федотова— «Свежий кавалер» и «Разборчивая невеста»319. Работа пропитана напускной фальшивости чувств и театральности. Впоследствии Федотов продал картины «Сватовство майора» и «Свежий кавалер» Фёдору Прянишникову, но получил за них значительно меньшую сумму, чем та, на которую рассчитывал22: изначально предложив за «Сватовство» две тысячи рублей, при окончательном совершении сделки Прянишников объявил художнику, что сможет заплатить только половину испытывавший материальные затруднения Федотов был вынужден согласиться23.

А потом долго уговаривал и упрашивал, чтобы согласился позировать, а тот все гудел в ответ: «Нельзя, батюшка, это грех». Федотов в своей рацее описывает сваху следующим образом: «А вот извольте посмотреть: / Как справа отставная деревенская пряха, / Панкратьевна-сваха, / Бессовестная привираха / В парчовом шугае, толстая складом, / Идёт с докладом, / Что, дескать, жених изволил пожаловать»43. На заднем плане служанки заканчивают накрывать на стол.

А вот идеальное место он углядел в одном изтрактиров. Нет, это все не только анекдот, не забавный сюжет о недалеком майоре, тут явлен целый мир — огромный, живой и настоящий». Такая процедура былаобычным явлением в народной жизни того времени. При помощи скрытых и явных движений, он придаёт своим работам динамизм. После смерти Прянишникова, последовавшей в 1867 году, картина была передана в Московский Румянцевский музей, в каталоге которого, опубликованном в 1915 году, она имела двойное название— «Приезд жениха (Сватовство майора)». В центре полотна находятся главные персонажи картины— купчиха и купеческая дочь46. В своём стихотворном описании Федотов писал: «Как хозяин-купец, / Невестин отец, / Не сладит с сюртуком, / Он знакомей больше с армяком / Как он бьётся, пыхтит, / Застегнуться спешит / Нараспашку принять— неучтиво»43.

Описание картины 
«Сватовство майора»

Описание картины «Сватовство майора»

Тем не менее вариант из Русского музея имеет ряд существенных отличий от картины из Третьяковской галереи— по словам искусствоведа Галины Леонтьевой, в новой версии «Федотов вносит настолько серьёзные изменения в решение замысла, что имеются основания видеть здесь начало нового этапа в развитии творческого метода художника»41. В то время, пока майор браво разглаживает свои усы, в комнате царит настоящая суета. Искусствовед Галина Леонтьева писала, что Федотову, который долго и кропотливо работал над картиной «Сватовство майора», удалось создать «одно из замечательных произведений русской живописи первой половины XIX века», которое «благодаря потрясающей правде характеров, значительности поднятой в нём проблемы оказалось много серьёзнее первоначального замысла художника»6. Каждый невольно улыбался, находя в полотнах знакомые черты сокровенного русского быта. А как тонко передал Федотов ощущение домашнего уюта. Известно также о копиях с картины «Сватовство майора», выполненных другими художниками XIX века.

Типичность персонажей и реалистичность обстановки заставляли публику хохотать до колик. Кроме одного. ассигнациями в месяц». Сама невеста в шикарном бальном платье представлена на переднем плане. На столе дорогие вина и яства, служанка вносит пирог.

Но купец-то искренне полагает, что печётся о счастье дочери — став женой дворянина, она повысит свой социальный статус, войдёт в круг «благородных», куда купцам, несмотря на богатство иного пути нет. Отсутствуют и другие делали: исчез замысловатый узор на скатерти, менее подробно выписаны висящие на стене картины и т. д. Федотов пытается снять перегружающие рассказ второстепенные подробности, чтобы сосредоточить внимание зрителей на главном и придать большую остроту представленной на картине ситуации57.

«Сватовство майора» 
картина Павла Федотова

«Сватовство майора» картина Павла Федотова

Федотов строит композицию картины таким образом, что зритель как бы наблюдает за действием с той стороны гостиной, на которой находятся окна— «создаётся невольное ощущение, что мы нечаянно заглянули в окно и застали хозяев дома в виде, вовсе не предназначенном для постороннего глаза»27. Майор Майор выглядит так, как типичный Казанова. На стенах висят картины, среди которых литография с видом Николо-Угрешской обители, портреты митрополита (по разным версиям, либо Санкт-Петербургского— Серафима, либо Московского— Филарета), генералов М. И. Кутузова и Я. П. Кульнева, атамана А. И. Иловайского на коне, а также самого хозяина дома с книгой в руке, чтобы подчеркнуть его грамотность36. Он писал, что эти картины «изображали сцены, целиком выхваченные из действительной жизни, полные глубокой мысли и здорового комизма, одинаково интересные и для знатоков искусства и для профанов».

Это купеческая дочка, которая ожидает приезда жениха-дворянина в звании майора. Взволнованный хозяин суетливо спешит навстречу майору. получали то, что хотели, становились счастливыми. Он отмечал гармоничный колористический строй картины, а также мягкую красочность, которая позволяет создать цветовое единство, но при этом даёт возможность «извлечь красоту из каждого цветового качества, как бы взятого в отдельности».

Описание картины 
Павла Федотова «Сватовство 
майора»

Описание картины Павла Федотова «Сватовство майора»

Он первый отправляется встретить своего будущего родственника и поприветствовать его. Позже он вспоминал: «Ни один счастливец, которому было назначено на Невском проспекте самое приятное рандеву, не мог более обрадоваться своей красавице, как я обрадовался моей рыжей бороде и толстому брюху».

Но нервы девушки не выдерживают и она бросается к выходу, чтобы убежать. 58, 375, 4. Все присутствующие ждали этого события. В 1850—1852 годах Федотов написал вариант-повторение картины «Сватовство майора» (альтернативное название— «Смотрины в купеческом доме»), который ныне хранится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге (холст, масло, 56 76см8 ранее в каталоге в качестве даты создания картины указывалось «около 1851 года»910, датировка «1850—1852» была предложена в каталоге, выпущенном к выставке 1993 года824). А сама невеста, как и ее мать, разряжена во все самое красивое и модное. Искусствовед Дмитрий Сарабьянов писал, что полотно «Сватовство майора» является «одним из высших достижений Федотова в области живописного искусства».

Рядом стоят её родители, которые также принарядились ради такого торжественного момента. Вошедшая сваха сообщает о приехавшем на смотрины женихе. Кроме этого, в цветовой гамме присутствуют различные оттенки белого цвета, которыми картина «словно бы прошита назквозь»34.

Искусствовед Галина Леонтьева полагает, что в «Сватовстве майора» кухарка является положительным образом женщины из народа, поскольку она— единственная из всех героев картины— понимает низость совершаемой сделки в разыгрываемой на её глазах комедии брака55. Теперь это уже не просто застывшее мгновение, а целый сюжет с действием. Ж-4521)8910.

По словам художника и критика Александра Бенуа, представленные на академической выставке картины Федотова «имели колоссальный успех, небывалый со времён Помпеи», заслужив «восторженное одобрение не только публики, но и, очевидно, по недоразумению, академических профессоров, в том числе самого Карла Брюллова»5. Об этом свидетельствуют десятки сохранившихся набросков (этюдов и эскизов) использованных художником для поиска композиции сцены, образов действующих лиц, а также их поз и взаимного расположения в плоскости холста. Про нее писали вгазетах. В 1850 году, через два года после написания первой версии картины «Сватовство майора», Павел Федотов начал работу над её вторым вариантом37. Обсуждая картину «Сватовство майора», появившуюся на выставке 1849 года, Стасов писал, что, несмотря на кажущуюся забавность изображённых на ней персонажей, это была схватка двух враждебных друг другу лагерей, пытающихся обмануть друг друга— «трагедия, грозно выглядывающая из-за весёлой и потешной наружной ширмы»62.

История одного шедевра: 
«Сватовство майора» 
Федотова

История одного шедевра: «Сватовство майора» Федотова

Сердце мое Катенька связала цепью сладкой. Именно ее красный наряд показывает смысл этой встречи. В центральной группе— купеческая дочь (будущая невеста) и её мать, сам же купец стоит позади, в углу комнаты2. Может быть, даже еще теплее, чем к живым: все-таки это были как никак его создания, его дети и он любил их, как любят детей. Тёмный силуэт майора изображён против света, так что он лишён объёмности и «противостоит реальности бытия других объёмов в конкретном пространстве интерьера»37.

Леонтьева отмечала, что проблемы, поднятые этим произведением Федотова идут значительно дальше обличения «комедии брака». Подобные браки случались тогда повсеместно. Это пожилая, но ухоженная женщина, одетая вкрасивое и нарядное платье красного цвета. Возможно именно онаявляется настоящей главой семьи, за которой остается последнее слово. На первом имени, каком я научился вдохновляться, душой стремиться, развиваться, то имя –– Катенька.

Карандаш П. Федотова в бесконечном множестве передавал типы мелких помещиков, сварливых помещиц, столичных мастеровых, ремесленников, русских и немецких хозяев. Для всех участников происходящие события– всего лишь негласный договор, выгодная сделка. На ее лице читаются властность ирасчетливость. Герои картины Федотова — это живые люди, со своими достоинствами и слабостями. / По-старинному— в сизом платочке. » Эту трогательную наивность Федотов сохранил до конца своих дней.

Вот таким образом и смеяться над ними созлобой, обвиняя в малодушии, будет неправильно. Задорно и живо звучали тогда слова его «Рацеи» — большого полушутливого стихотворения, состоящего из трех глав. Очевидно, это иесть невеста, которую засватал майор.

Ведь на столе наготовлены разные угощения. Нарядно одетые дамы, словно сегодня какое-то необычное торжество не скрывают своего возбуждения. — стыд какой. С другой стороны, «в её позе, жесте разведённых рук, в выражении капризного лица ощущаются жеманство, наигранность, неискренность». В 1848 году Павел Федотов начал работать над картиной «Сватовство майора»13 (также известной под названием «Женитьба майора»), которая была окончена в том же году3. Женат он был два раза: в первый – на пленной турчанке, во второй – на моей матери. / Никогда с ними я не бывала».

Помогите описать картину Сватовство майора

Друзьям, даже близким, о любви своей ничего не говорил. Павел Андреевич Федотов (1815-1852) родился в Москве в семье бедного чиновника. Образ купца долго не давался художнику, который упорно искал подходящий типаж во время своих прогулок по Апраксину и Гостиному дворам. Художник шел за ним следом, а потом принялся упрашивать позировать ему. Подобных вопросов возникает множество.

Ей, ей, за весь успех мой обязан. Майор был счастлив в браке и иронии полотна не понял. Вопрос спорный. С тех пор полотно «Сватовство майора» находилось в собрании Прянишникова в Санкт-Петербурге в описании его коллекции изданном в 1853 году, картина фигурировала под названием «Приезд жениха».

Георгиевская лента 
и Сватовство майора

Георгиевская лента и Сватовство майора

Майор получит полагающиеся емуденьги, а семья невесты – звание и положение в обществе. За полотно «Сватовство майора» Академия художеств присвоила художнику звание академика3.

В своих воспоминаниях о Федотове искусствовед Андрей Сомов рассказывал об огромном интересе публики к «Сватовству майора» и другим полотнам художника, экспонировавшимся на академической выставке 1849 года. В полном замешательстве она стремится убежать в свою светелку. И зачем.

Подобные браки случались тогда повсеместно. Таким образом, всего на картине изображено восемь персонажей2930. Типичность персонажей и реалистичность обстановки заставляли публику хохотать до колик.

Жених уже стоит в дверях при полном параде. Сейчас он войдет – и все изменится: присутствующие начнут улыбаться, говорить любезности, будут неискреннимиКартина «Сватовство майора» отличается высоким живописным мастерством. Купец явно подготовился к встрече будущегозятя.

Он задумчиво глядит кудато, автоматически покручивая свой ус. В комнату вбегает сваха, которая сообщает, что жених прибыл. Офицер явился в мундире с эполетами имея при себе саблю и треуголку. В 1846 году Федотов написал свою первую картину— «Свежий кавалер», а в 1847 году— ещё одно полотно, «Разборчивая невеста»12. Ах, уж эта кулебяка.

Грустная история. Во второй версии «в ней появляется мягкая женственность, даже некоторое изящество», так что «вместо несколько карикатурного олицетворения пошлого мещанства, глупости— перед нами возникает живой человек», вызывающий у зрителя не презрение, а даже некоторое сочувствие58. Да и названия у них были абсолютно необычными для того времени — «Свежий кавалер», «Разборчивая невеста», «Сватовство майора». Мать, чтобы удержать порыв дочери, ухватила её за платье.

По словам скульптора Николая Рамазанова, дружившего с художником, во время работы над «Сватовством майора» Федотов «не позволял себе делать ничего без натуры»— платье невесты было специально для этого случая заказано многие другие вещи, «до малейшей безделицы», были им куплены или взяты напрокат17. Постепенно сюжет сложился. Убежать девушке так и не удается, так как матьостанавливает ее и вынуждает остаться. Отец и две женские фигуры остаются в тени своего черного, похожего на тень одеяния.

У него седые волосы и довольновнушительная борода такого же цвета. Вот таким образом стиль Федотова называли «комическим реализмом».

Получив офицерское звание, переселился в Петербург. Как пишет Л. Байрамова, «здесь все любовь и все приятие с миром. А роскошные платья, лица, эти бесподобные пальцы кухарки, приживалка позади нее. Работу по своему замыслу можно отнести к стилистике комедии положений. Волнительная и радостная, предвкушающая много эмоций атмосфера царит в доме купца. Однажды у Аничкова моста ему встретился «подходящий» купец – с окладистой бородой, солидным брюшком и добродушным лицом.

Так что «Сватовство майора» — не просто усмешка, забавный анекдот, а подлинная жизнь, где нет только чёрного и белого, где все полутона и игра света. Отдали её за другого. Кроме одного.

О знаменитой картине 
Сватовство майора

О знаменитой картине Сватовство майора

Стасов отмечал, что, создав полотна «Свежий кавалер» и «Сватовство майора», «Федотов вдруг затронул такие глубокие ноты, каких до него ещё никто не брал в русском искусстве». Чтобы она не убежала, её удерживает за платье её мать26. По-видимому, художник посчитал, что «она своим размером отвлекала внимание, а положением точно в середине холста разбивала картину пополам, мешая цельности восприятия всей сцены».

В каждом из действующих лиц художник подмечает и изображает самое типичное. Картина «Сватовство майора» имела сенсационный успех и явилась триумфом в творчестве П. А. Федотова. По словам искусствоведа Дмитрия Сарабьянова, Федотов «всё собрал в общий механизм, как бы раскрутил действие из одного исходного пункта и пустил его в разных направлениях, заставив двигаться своих героев, вступая друг с другом во взаимодействие». Для него обрести зятя штаб-офицера означает такие гарантии получить.

Но такое платье предназначалось не для смотрин, а для парадного сговора (формального договора о будущем браке), где обычно присутствовали гости и полагался официальный обед или ужин, назначавшийся на вторую половину дня». / Остальной же наряд / У француженки взят, / Лишь вечор для неё и для дочки»46. Ведь он жених. В ней борются противоречивые чувства. Майор, например, был срисован с одного знакомогохудожника. В частности, в повести «Невский проспект» Николай Гоголь писал: «Есть офицеры, составляющие в Петербурге какой-то средний класс общества В высшем классе они попадаются очень редко или, лучше сказать, никогда многие из них, преподавая в казённых заведениях или приготовляя к казённым заведениям, заводятся наконец кабриолетом и парою лошадей. Ах, уж эта кулебяка. Но такое платье предназначалось не для смотрин, а для парадного сговора (формального договора о будущем браке), где обычно присутствовали гости и полагался официальный обед или ужин, назначавшийся на вторую половину дня"3.

осталась незавершенной. В процессе создания картины «Сватовство майора» Федотовым была проведена большая подготовительная работа. Газета «Санкт-Петербургские ведомости» в 1849 году писала: «Нам говорили за достоверное, что совестливость художника в соблюдении естественности доходит до того, что он переписал фигуру старика-отца. В свободное время также много рисовал, В основном портреты сослуживцев и знакомых. Сколько в этой картине торжественного благополучия, семейственности и уюта. Майор был счастлив в браке и иронии полотна не понял.

Помимо натурщиков, Федотов также использовал приобретённый ранее манекен с подвижными суставами, облачая его в одежды различных персонажей и придавая ему требуемые позы35. / А тут нечем скрыть плеч: / Шарф сквозистый такой— / Всё насквозь, на виду. Нужно было для картины отыскать оригинал купца, застегивающего кафтан, его жены, разные аксессуарные вещи. Это положение соответствует её роли «посредника в осуществлении сделки между купцом и майором»41. Еще одним персонажем, на который художник делает упор – сваха. Картина наполнена движением. Увлёкся рисованием, стал посещать вечерние уроки рисования в Академии художеств.

Павел Федотов высмеивает свадьбу по расчету, которая была нередким явлением в его времена. Образ купеческой дочери (которую часто называют невестой) более сложен, чем образ её матери. Сваха, вбежавшая в комнату, сообщает о приезде офицера. Но едва только художник одолел первую трудность, явились тысячи других.

Наиболее колоритна фигура матери— «располневшей, но с остатками прежней красоты в лице». Разумеется, ни о каких светлых и возвышенныхчувствах, тем более о любви, речь не идет. Все не столь однозначно с Купцом. чужой. П. Федотов сначала и хотел просто подшутить, поиронизировать над своими героями, но под волшебной кистью мастера получилась одна из самых теплых и человечнейших картин в русской живописи.

Комната заполнена вещами, которые демонстрируют желание хозяев жить «по-столичному», но при этом «неправильное» сочетание различных предметов выдаёт патриархальные привычки, создавая комический эффект— например, обеденный стол покрыт не белой скатертью, а розовой, с шитьём по краям. Но не всё так однозначно. У него горделивая осанка, напыщенныйвид.

Единственной безучастной и равнодушной ко всему происходящему оказывается кошка на переднем плане. А седобородый батюшка-купец. По словам Сарабьянова, в этом произведении Федотова свет и цвет выступают как средства «поэтического претворения реальности»7.

У правого края полотна в открытом дверном проёме расположена фигура майора37. Оно такое прекрасное, что напоминает подвенечное. Армейский офицер (конечно, армейский, они попроще), капитан или, скорее, майор, наслужившийся и приутомившийся от службы, подумывает уйти на покой. Служанки шушукаются.

Родительница, схватив ее за платье, пытается остановить. Все в доме уже ждут жениха. Сюжет картины, который полон драматизма и веселья, наполнен движением. Как купчиха теперь ставит себя в обществе, учитывая ее новое родство с дворянином.

Сватовство майора 
и шутовство художника

Сватовство майора и шутовство художника

.