Описание Картины Святое Семейство Рембрандт

Картина Рембрандта Святое семейство: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора.

Рембрандт, Святое семейство: особенности картины

Глубже, душевнее, сдержаннее эта легенда никогда еще не была рассказана. Они выражают его чувства, воплощают его деяния и его творческую мысль. Уступая им место, все остальные, особенно ближние, сжимаются, становясь более компактными. Принято считать изображенную красавицу Вирсавией, которую увидел и возжелал царь Давид. Уже в это время он уделяет особое внимание освещению и передаче духовных переживаний своих моделей.

На картине Рембрандта в сумерках, между утесов, является к Магдалине босой, весь в белом, с обнаженной головой Христос. Холст, масло. Книги свалены в беспорядке, но богач при свете свечи не читает, а рассматривает монету – притча о «скупом рыцаре», «неразумном богаче», который прячет не только золотые монеты, но и старые, рукописные, книги с драгоценными знаниями, не понимая, что богат не тот, у кого много золота, а у кого много знания. Размеры данной картины больше, тона насыщеннее.

Особенность картины 
«Святое семейство»

Особенность картины «Святое семейство»

На лбу – несколько напряженных поперечных складок. Монументальная героическая картина «Заговор Юлия Цивилиса» (1661) создавалась для новой Амстердамской ратуши, но по каким-то причинам не удовлетворила заказчиков и не была оплачена8.

Однако пусть свершится не то, что я хочу, но то, что ты хочешь". Кроме того, в кассельской картине Рембрандт применяет еще один прием.

До XIX в. картина уже так сильно потемнела (была покрыта слоем копоти, который исказил ее колорит), что ее считали изображением ночной сцены, но тень, которая падает от фигуры капитана на светлую одежду лейтенанта, доказывает, что это не ночь, а день). Художник прибегает к диагональной композиции. Святое семейство переходит в лесной чаще водный поток. И эти руки, как и вся ее фигура, бросают на нижнюю половину одежды Христа с силой падающую тень. Почти вся изобразительная поверхность зачернена и тем ярче светится в центре офорта фонарь, который держит в опущенной правой руке первый из входящих слева пастухов.

«Святое семейство» 
– великое произведение 
Рембрандта

«Святое семейство» – великое произведение Рембрандта

К жемчужинам рембрандтовского реализма принадлежит «Зимний пейзаж» 1646 года. Устало подогнув левое колено, он стоит, опершись локтем левой руки о прямоугольный каменный выступ стены. В 1660 году Титус и Хендрикье создали компанию, в которой числился Рембрандт. В основе картины лежит библейский сюжет, к которому Рембрандт не раз обращался. «Ночной дозор» – групповой портрет стрелковой роты капитана Б. Кока – известный шедевр Рембрандта, написанный после смерти любимой жены Саскии.

Он должен был остро воспринимать идеологическую борьбу своего времени, но не в ее внешних, поверхностных проявлениях (от них он стоял в стороне и, по-видимому иронически относился к литературным, религиозным и политическим спорам), а в ее скрытой сути. Именно к этому времени и относится офорт "Рембрандт, рисующий у окна" (высота шестнадцать, ширина тринадцать сантиметров), 1648-ой год, один из самых значительных автопортретов художника, самый замечательный его гравированный автопортрет. Их лица и руки озарены внутренним духовным светом.

Серьезно и грустно, словно задумавшись о судьбе человечества, глядит с высокого черного возвышения на озаренного трепетным сиянием Симеона старик первосвященник (справа в пышной пестрой одежде). В нем замечательно сочетаются точность и проникновенность. Особенно трогательны сцены, когда члены семьи собираются перед постелью умирающего главы рода, а он дает свое последнее наставление. А что же случилось с Гертье Диркс. Осел с сидящей на нем закутанной в тряпье женщиной с младенцем на руках, придерживающей поклажу, послушно следует за тщедушным хозяином.

Здесь есть что-то от пейзажа, от надвигающегося ночного сумрака. На картине Исаак лежит на жертвеннике поверх дров.

Описание картины 
«Святое семейство»

Описание картины «Святое семейство»

Первый – очаг, который бросает теплые лучи на лицо мирно спящего младенца, слева – небесный свет, освещающий ангелов. Не хватало денег, количество заказов уменьшилось. До XIX в. картина уже так сильно потемнела (была покрыта слоем копоти, который исказил ее колорит), что ее считали изображением ночной сцены, но тень, которая падает от фигуры капитана на светлую одежду лейтенанта, доказывает, что это не ночь, а день). Из-под повязки видны его гениталии. Богоматерь прервала чтение, чтобы поправить покрывало на Младенце, а может, чтобы прикрыть Его лицо от яркого света, призванного подчеркнуть Его величие.

Самым выразительным из рембрандтовских пейзажных офортов является, несомненно, "Ландшафт поместья взвешивателя золота", 1651-ый год (длина тридцать три, высота двенадцать сантиметров). Здесь нет активного сюжета, все полотно пропитано спокойствием и умиротворением. После кратковременного обучения в Лейденском университете (1620) Рембрандт решил посвятить себя искусству и учился живописи у Я. ван Сваненбюрха в Лейдене (около 1620-1623) и П. Ластмана в Амстердаме (1623) в 1625-1631 работал в Лейдене. И Рембрандтом сделано все, чтобы провести нас через это пространство. В частности, великий нидерландец Ян ван Эйк (даты жизни 1390 -1441-ый годы) на знаменитом триптихе, то есть складной картине из трех относительно самостоятельных частей, в центре изобразил мадонну величественно восседающей на богато украшенном троне, на фоне роскошных ковров и мраморной колоннады. С Хендрикье он написал такие полотна, как «Флора», «Купающаяся женщина» и другие.

  • Жизнь и творчество великого художника

Когда свершилось это кощунство, вдруг появилась таинственная рука и начертала на стене странные слова: «Мене, мене, текел, упарсин». На картине «Святое семейство» изображены, на первый взгляд, простые люди и их быт, но ангелы, спускающиеся к полутени бедного жилья, напоминают нам, что это не обычная семья, а Богоматерь с сыном Иисусом, за спиной которой стоит Святой Иосиф. Художественный гений Рембрандта развивался по восходящей7. Это классический рембрандтовский жест, очень красивый и притягательный. Художник в простой и темной войлочной шляпе (больше похожей на перевернутую кастрюлю без ручки, чем на сколько-нибудь приличный головной убор), в плохонькой рабочей темной куртке, надетой на измятую белую рубашку без воротника, свободно и спокойно сидит за столом, отделяющим его от зрителя.

Сегодня его не заботят религиозные догмы, не будущая судьба великого мученика. Справа от каменного выступа, на который опирается Христос, в центре офорта, на втором плане, запрокинув голову в круглой шапочке, обращает свое показанное в профиль иссохшее лицо к Христу несчастная старушка в лохмотьях. Полотно иллюстрирует тот факт, что стиль барокко является наиболее подходящим для передачи торжественного, приподнятого настроения. Полотно является философской поэмой на библейский мотив: пыльные босые ноги грешника вернулся с глубоким раскаянием, щемящая нежность рук слепого, которые «узнают» сына и тихий свет счастья на измученном старом лице.

Конечно, так же как в жизни имеются сильные пятна чистого цвета.

Жизнь и творчество 
великого художника

Хотя Ван Гог и очень тесно соприкоснулся с французским искусством, задние планы его пейзажных рисунков и картин не менее предметно-содержательны, чем у Рембрандта. Она убьет своих детей, ради будущего счастья которых, по словам Язона, он вступил в новый брак. Смотришь на этих достойных пожилых людей и сразу замечаешь самого освещенного человека (в трехчетвертном повороте) с выбритой макушкой тонзурой. Действие картины "Добрый самаритянин" (длина сто тридцать пять, высота сто четырнадцать сантиметров) происходит во дворе, перед неказистым зданием гостиницы, замыкающим справа и в центре неглубокую, в несколько шагов, сценическую площадку.

Так, пользуясь приемом иррадиации света (иррадиацией называется кажущееся увеличение размеров светлых фигур на темном фоне по сравнению с размерами таких же фигур, но темных на светлом фоне), Рембрандт еще более усиливает таинственность изображаемого события и вместе с тем еще сильнее подчеркивает творческую силу одухотворенного человека в его стремлении проникнуть в тайны Вселенной. Потом накрывают на стол и всякая трапеза выглядит как священнодействие.

В картинах Апостол Павел (около 1629-1630, национальный музей, Нюрнберг) и Симеон во храме (1631, Маурицхейс, Гаага) он впервые использовал светотень как средство усиления одухотворенности и эмоциональной выразительности образов. А в этом треугольнике и размещена фигура главного героя, сидящего за столом – Христа. Это, конечно, преувеличение, но в основе его лежит зерно истины. И в этом офорте Рембрандт достиг высочайшего художественного мастерства: пространство и погруженные в него фигуры разработаны с исключительной тщательностью, каждый персонаж наделен только ему одному присущей характерностью, нет ничего приблизительного. Другое название – «Меняла» – добавляет иные смыслы картине.

Секрет их липких, как бы стекающих по холсту красок до сих пор не разгадан. Искусство Рембрандта заставляет говорить фигуры, повернутые спиной к зрителю. И Рембрандт показывает нам веками создаваемые дамбы, плотины, каналы, шлюзы.

Этот момент идеально отражает диалог земного и небесного. Самаритянин становится символом, говорящим о бесконечном милосердии. Еще ни разу это не было показано Рембрандтом так прекрасно. В полотне «Молодая женщина, купающаяся в ручье» (1654, Национальная галерея, Лондон) Хендрикьё в свободном платье, небрежно ниспадающем с плеч, осторожно вступает в реку, приподняв подол выше колен. Рембрандт написал Вирсавию обнаженной и придал картине ярко выраженную эмоциональность. Эрудицию, касающуюся мифологии, разумеется.

Спасителем, словно не замечающим тех, кто больше других в нем нуждается.

Зал трактира залит теплым ярким светом. Сюжет из Евангелия, но художник изображает как быт простых людей. Мария, в простом мещанском платьице, вынула его из колыбели, чтобы успокоить, села в кресло (в левой части картины) и, прижимая ребенка к груди, внимательно слушает его несвязные жалобы. Гравюра Рембрандта "Фауст" (ширина шестнадцать, высота двадцать один сантиметр), стала чем-то абсолютно новым в мировой графике. История с картиной «Ночной дозор» Рембрандта приведена в одноименном фильме британского режиссёра Питера Гринуэя (2007).

Еще ни разу это не было показано Рембрандтом так прекрасно. Отсутствует повествование в "Поклонении пастухов", 1652-ой год (длина двадцать три, высота одиннадцать сантиметров).

Смотришь на этих "достойных" пожилых людей и сразу замечаешь самого освещенного человека (в трехчетвертном повороте) с выбритой макушкой тонзурой. Для штатгальтера Фридриха-Генриха Оранского он создаёт парные полотна «Воздвижение креста» (1633) и «Снятие с креста» (1632/1633), вдохновлённые многофигурными гравюрами Рубенса8. – таится много плутовства, жизнерадостности и свежести.

К тому же крыши гостиницы не видно – край картины срезает стену над третьим этажом. Этот офорт дает еще больше пространства и воздуха.

Переехавшей в Амстердам из Антверпена, Родившийся в зажиточной кальвинистской семье, где первый проходил обучение в 1628–1633 годах (видимо, безуспешно, так как не сохранилось никаких письменных свидетельств о получении Солмансом диплома), Солманс Мартен (1613–1641) познакомился с Рембрандтом в Лейдене. Левая рука в светлой перчатке опущена на закрытые пальто колени.

175, 5 x 210, 5 см. Родители прощаются с сыновьями, отправляя их в путешествие. И Давид послал слуг взять ее. » (Вторая книга царств, 11). То же сверкает в уголках глаз.

Слева на первых планах сверкает канал, весь поросший осокой. Босые ноги Марии, которые она греет у маленького очага на полу (посередине первого плана) и застывшая фигура сидящей справа от очага кошки еще больше усиливают ощущения грусти и одиночества. Движения Христа обладают округлостью – руки не растопырены, но раздвинуты изогнуто и легко и каждая как бы продолжает до локтя линию плеча.

Отец Рембрандта был зажиточным мельником, мать – хорошо пекла, была дочерью пекаря. Снизу лицо окаймлено большим белым воротником.

Одни солдаты спокойны и уверены, другие волнуются в ожидании неизвестного, но все образы полны общей энергии, патриотического подъема, торжества гражданского духа. Еще левее подросток-конюх с одутловатым лицом поддерживает ее под уздцы. Он должен был любить не только человека вообще, но и тех живых людей, которые его окружали видеть определенную общность их судеб, чувствовать глубокую связь между ними и собой.

Через восемь дней, по Иоанну, Иисус явился ученикам вновь и велел Фоме коснуться его ран. Кроме творческой невостребованности, у Рембрандта было немало трудностей и в личной жизни. Таким образом, центральный световой акцент картины— озаренное любовью к мужу лицо женщины. Последние два десятилетия жизни Рембрандта стали вершиной его мастерства как портретиста7.

Избыток жизненных сил художника в годы брака с Саскией с наибольшей бравурностью выражен в картине «Блудный сын в таверне» (1635). Мирной тишиной, святостью материнства дышит это полотно. Кассель. Название офорт получил случайно, по совершенно второстепенным соображениям. Художник в простой и темной войлочной шляпе (больше похожей на перевернутую кастрюлю без ручки, чем на сколько-нибудь приличный головной убор), в плохонькой рабочей темной куртке, надетой на измятую белую рубашку без воротника, свободно и спокойно сидит за столом, отделяющим его от зрителя.

Он изображен лицом к нам, у открытого на левой боковой стене окна, таким образом, чтобы свет падал на крышку стола перед ним и рисует. «Пир Валтасара» демонстрирует, как мастерски художник трактовал подобные темы. История малоприятная и комментаторы по-разному изъясняли чувства Вирсавии. Любовь привела его сюда.

Характерна в этом отношении работа «Аристотель с бюстом Гомера» исполненная в 1653 году для сицилийского аристократа Антонио Руффо и проданная в 1961 году его наследниками на аукционе Метрополитен-музею за рекордную на тот момент сумму в два с лишним миллиона долларов16. В них разлито чувство важности свершающегося, близости чуда, сообщающего каждодневности нечто значительное. Это один из самых драматических моментов в Ветхом Завете.

Мы смотрим через затененный фаустовский кабинет прямо навстречу свету и он нас ослепляет. Групповой портрет под кистью Рембрандта перерос в героический символ эпохи и общества. Всех сковал холод.

Язон бросил ее, он женится на наследнице коринфского престола. Рембрандт стал его последним протеже.

Не выходя за границы повседневности, не взлетая в заоблачные выси и не опускаясь на дно морское, мыслящий герой Рембрандта через таинственные начертания света в своей комнате проникается смыслом мироздания, о чем позднее иным языком, скажет гетевский Фауст, увидевший знак макрокосма – знак звездного мира: Издание трагедии друга Рембрандта Яна Сикса Медея побудило художника взяться за языческий сюжет, о чем свидетельствует великолепный офорт 1648-го года Свадьба Язона и Креузы (высота двадцать четыре, ширина восемнадцать сантиметров). Он должен был остро воспринимать идеологическую борьбу своего времени, но не в ее внешних, поверхностных проявлениях (от них он стоял в стороне и, по-видимому иронически относился к литературным, религиозным и политическим спорам), а в ее скрытой сути.

Мать, дитя, даже колыбель — чисто голландские типы XVII века. В обруч, поддерживающий волосы, подобно перу воткнута ветка какого-то растения. Слабой и дрожащей правой рукой шарит Товий по стене, нащупывая дверь. Бедра застенчивого натурщика обернуты защитной белой повязкой.

Она изображена на темном холста окруженной золотым сиянием. Такова, например, картина «Ослепление Самсона» (1636, Штеделевский художественный институт, Франкфурт-на-Майне). Правой указывая на неподвижное тело, она умоляет загородивших ей путь старых супругов пропустить ее вперед.

Скоро гроза пойдет и здесь. Картина известна под названиями: «Синдики», «Старейшины суконного цеха» оба не совсем точны и связаны с учреждением при гильдии суконщиков, призванным отбирать образцы тканей и проверять их качество. Но, может быть, главное в этом замечательном офорте – глубочайшая сконцентрированность самого драматического события, в котором нет внешнего действия, но в котором дано нечто, превосходящее по напряжению обыденную атмосферу жизни и рождающее в участниках (как и в Листе в сто гульденов) веру в чудо, но на этот раз в чудо их нравственного перерождения. Справа от огненного диска виднеется еще один диск, на этот раз эллиптической формы, вытянутый вверх и вниз. Из 10 детей в семье Рембрандт был самым младшим.

Это, конечно, преувеличение, но в основе его лежит зерно истины. Но чувство это вовсе не такое, какому поклоняются суеверные люди: героям Рембрандта незнакомо молитвенное исступление полотен испанского живописца Эль Греко (даты жизни 1541-1614-ый) или крупнейшего мастера итальянского барокко, скульптора и архитектора Лоренцо Бернини. В эпизодах, выражающих столкновение темного и светлого в человеческой душе (Ассур, Аман и Эсфирь, 1660, ГМИИ, Москва Падение Амана или Давид и Урия, 1665, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), насыщенная тёплая гамма, гибкая пастозная манера письма, напряженная игра тени и света, сложная фактура красочной поверхности служат раскрытию сложных коллизий и душевных переживаний, утверждению торжества добра над злом. Это портреты стариков – Яна Лютмы и Томаса Харинга.

В двух случаях это были крупные и престижные заказы. На картине «Святое семейство», которая была написана в 1645 году, лица персонажей естественны, нидерландец будто бы желает с помощью кисти и красок перенести зрителей в уютную атмосферу простой крестьянской семьи. Солнце низко висит перед наступлением ночи. В 30-е годы Рембрандт написал ряд картин на тему Страстей Господних, в том числе «Воздвижение креста» и «Снятие с креста» для штатгальтера Нидерландов Фредерика Хендрика.

В этой работе художник выражает свое отношение к жене. Мать наклонилась к нему, чтобы проверить все ли в порядке и не мешает ли младенцу свет, падающий от камина. С тоской и печалью сказал он им: "Душа моя объята скорбью в предчувствии смерти. Это словно дружеский знак, рука, протянутая художнику, умершему более десяти лет назад – Хендрику Аверкампу, специализировавшемуся на голландских сценках на льду изображавшему брейгелевские толпы, которые развлекались катанием на коньках, санях игрой в кольф (то есть гольф) на льду. Книжники и фарисеи привели к Иисусу женщину, взятую в прелюбодеянии. Рембрандт был страстным коллекционером.

Прямо за ней, на дальнем плане, отец, плотник Иосиф, почти растворившись в полумраке комнаты, занят неспешной работой у верстака. Мирной тишиной трудовой жизни, святостью материнства веет от этого полотна. Его не смущает, что подобное времяпровождение могут считать признаком дурного тона. Лицо Девы Марии безупречно прекрасно, оно выражает радость и умиротворение. Критики обращают огромное внимание на светотени.

«Святое семейство» — доказательство того, что божий дар может снизойти на любую семью. Эта своеобразная зыбкость форм еще более усиливается в офорте "Давид на молитве", 1652-ой год (высота офорта четырнадцать, ширина десять сантиметров). Она частично загорожена упавшей на колени восточной девушкой в причудливом головном уборе, с которого свисают на спину кисти из грубого полотна.

В теплом уюте семейной сцены сильнее выражены оттенок грусти и тяжелых предчувствий. Нидерланды (Голландия). Борода подстрижена характерно, залихватски.

Оно доносит до нас человеческие эмоции. Таким образом, мы догадываемся о направлении на еще один источник яркого света, помимо фигуры Христа – он находится перед изобразительной поверхностью, справа от зрителя. Именно свет объединяет семью в единую, нерушимую ячейку. Все другие мастера – флорентийцы, венецианцы, фламандцы – находятся как бы посередине. В этих мастерски вылепленных посредством чередования светлых и темных тональных пятен фигурах мы без труда узнаем бродяг и нищих ранних офортов. Однако внизу, с трудом различаемые глазом, границы тональных пятен (фигуры людей и лошадей) принимают криволинейный характер.

Произведение «Выступление стрелков роты капитана Франса Баннинга Кока», получившее позже название «Ночной дозор» (1642, Риксмузеум, Амстердам) изображает памятное историческое событие, возможно, участие амстердамских стрелков в торжественном приеме, оказанном городом французской королеве Марии Медичи в 1639. Он любит изображать бродяг, людей, задавленных нуждой и страданиями.

На переднем плане, в таинственной атмосфере угасающего дня, уже началась сутолока. Простота быта и облика людей не делают картину приземленным. В то же время Рембрандту в значительной степени оказался чужд дух страстной патетики, присущий титаническим образам величайшего гения Италии Микеланджело Буонарроти (годы жизни 1475-1564-ый).

Выход рядом, справа от Товия, в той же стене, на заднем плане. Картинная галерея.

Точка схода приходится на его ярко освещенное лицо. Третий источник освещает Иосифа, работающего с топором. После смерти Хендрикье Титус и дальше вел дела отца. Торжественность значительного ветхозаветного события благословление Иаковом внуков выражена строгой композицией и яркими красками картины.

Однако никогда не выезжавший за пределы Голландии Рембрандт в своем понимании библейских героев оказывается очень близким к основоположнику стиля Высокого Возрождения в итальянской живописи Леонардо да Винчи (годы жизни 1452-1519-ый) – ученого, мыслителя, художника, поражающего широтой своих взглядов, многогранностью таланта.

В то время Рембрандту было все интересно. Святое семейство переходит в лесной чаще водный поток. скрытая под потемневшим лаком и копотью) повлиял на дальнейшую карьеру художника10. Он старается умерить силу ударов своего топора. Однако, такой упадок был только временный и под конец своей жизни Рембрандт снова стад производить вещи великие, неподражаемые, сообщив своей фактуре еще большие свободу и ширину так например в 1661 году им были написаны: знаменитые «Синдики гильдии ткачей» и «Возвращение блудного сына», а в 1662 – «Еврейская невеста».

Полусумерки свет просеивается сквозь лиственный покров и скользит по фигуре шагающего впереди (на офорте справа) видного выше колен маленького старичка в перехваченной у пояса куртке и высокой темной шапке, нащупывающего палкой, зажатой в левой руке, брод, а правой ведущего под уздцы осла. До XIX в. картина уже так сильно потемнела (была покрыта слоем копоти, который исказил ее колорит), что ее считали изображением ночной сцены, но тень, которая падает от фигуры капитана на светлую одежду лейтенанта, доказывает, что это не ночь, а день). Часто их изображали с младенцем Иоанном Крестителем. Кроме того, в кассельской картине Рембрандт применяет еще один прием. Она страстно любит Язона, она мать двух его детей. Спокойные воды каналов лежат несколько выше уровня равнины и если бы не защитный пояс дюн и плотин – не менее четверти страны оказалось бы сразу и полностью затопленной.

В ее глубине слева – светлый отворот простынки, справа – пятно красного плаща-одеяльца. Полотно является философской поэмой на библейский мотив: пыльные босые ноги грешника вернулся с глубоким раскаянием, щемящая нежность рук слепого, которые «узнают» сына и тихий свет счастья на измученном старом лице. В то же время образ де Йонге исполнен горького одиночества и безотрадного разочарования. Издание трагедии друга Рембрандта Яна Сикса Медея побудило художника взяться за языческий сюжет, о чем свидетельствует великолепный офорт 1648-го года Свадьба Язона и Креузы (высота двадцать четыре, ширина восемнадцать сантиметров). Черты лица чудовищно серьезны кулак правой руки сжимает стержень – не то карандаш, не то штихель (гравировальную иглу).

Линии перспективного и видимого горизонта, проходящие посередине листа, практически совпадают. Это время становления художника, когда он увлекался творчеством Караваджо.

Действие картины Добрый самаритянин (длина сто тридцать пять, высота сто четырнадцать сантиметров) происходит во дворе, перед неказистым зданием гостиницы, замыкающим справа и в центре неглубокую, в несколько шагов, сценическую площадку. Начало пятидесятых годов отмечено в фигурных композициях Рембрандта (в графике, может быть, даже лучше, чем в живописи) тягой к скрытой душевной жизни человека, к его внутренним видениям, находящим свой отголосок в окружающей среде, в таинственных явлениях природы. Эта маленькая процессия движется какими-то неровными толчками. Огромную роль в решении образной задачи Рембрандта в этом офорте играет свет.

На нем дымится жертва. В те же годы, когда им написана живописная серия "Святых семейств" (Петербург, Кассель, Дублин), он создает самый знаменитый из своих офортов "Христос исцеляющий больных" (1642-1646-ой годы). Он пишет спокойные исполненные теплоты и интимности библейские и жанровые сцены, раскрывая тонкие оттенки человеческих переживаний, чувства душевной, родственной близости (Давид и Ионафан, 1642, Святое семейство, 1645, – оба в Эрмитаже, Санкт-Петербург). В проеме, как и за окном, царит жаркий солнечный полдень. «Иуда возвращает тридцать сребреников», написанное нидерландцем в 1629 году, он сравнивает со знаменитыми полотнами итальянских мастеров, но находит недочеты в рисунке. Конечно, так же как в жизни имеются сильные пятна чистого цвета.

Картина написана на сюжет сбывшегося пророчества. Отсутствует повествование в Поклонении пастухов, 1652-ой год (длина двадцать три, высота одиннадцать сантиметров). Хотя ещё Джованни Кастильоне и Джованни Баттиста Тьеполо вдохновлялись его офортами8, смелость Рембрандта-живописца и меткость его наблюдений в качестве рисовальщика впервые получили признание в XIX веке, когда художники реалистической школы Курбе (а в России— передвижники) противопоставили его глубоко прочувствованную поэзию света и тени беспрекословной чёткости и ясности французского академизма22. Однако пусть свершится не то, что я хочу, но то, что ты хочешь.

Черты лица чудовищно серьезны кулак правой руки сжимает стержень – не то карандаш, не то штихель (гравировальную иглу). За сдвинутыми в правый верхний угол пышными театральными занавесями он изобразил фантастически просторный зал между высокими колоннами, на капители которых опираются еще более высокие своды – так что, несмотря на вертикальный формат изображения и опущенную линию голов (линию перспективного горизонта), находящиеся над верхним краем изображения потолки не видны. Этим он подчеркивает беспечность влюбленной пары. Она отомстит Язону, безжалостно разбившему ее жизнь.

Даже рисуя портреты, художник пытался не только в лучшем виде изобразить внешний облик, но и большую ставку он делал на содержание души человека, которого изображает. Законом общества признавалась борьба всех против всех. Вот таким образом Рембрандт оказался далеко впереди по сравнению с реалистами итальянского Возрождения Рафаэлем, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Тицианом. Перед нами как будто самый обычный вечер нуждающейся семьи голландского ремесленника.

Человеческие фигуры здесь вполне подчинены тому, что происходит во Вселенной. А сейчас она, глотая слезы, слушает вопросы жреца и кощунственные ответы Язона. Месяц разрывает облака и словно борется с мчащейся справа тучей.

И послал Давид разведать, кто эта женщина. Что отчасти объясняет ее очарование, так это контраст отполированного нагрудника кирасы, шлема великолепной работы (безусловно, парадного, а не боевого) и мрачно-меланхолического выражения лица. В то же время образ де Йонге исполнен горького одиночества и безотрадного разочарования.

Разубежденный Фома признал в Иисусе Господа Бога. От союза Данаи и Зевса родился герой Персей, который совершил много подвигов. Особенное место в картинах Харменса ван Рейна Рембрандта занимает Хендрикье – служанка, с которой он сошелся, но не мог жениться (по условиям завещания его первой жены при повторном браке он потерял бы все деньги оставленные ею). Все замерло, все смотрят на лежащего в руках Симеона ребенка.

Все известные ему приёмы и техники гравировки пошли в ход при изготовлении тщательно проработанного офорта «Христос исцеляющий больных», более известного как «Лист в сто гульденов», — именно за такую огромную для XVII века цену он был однажды продан. То есть, на нем нет того понятного выражения, которое всегда имеет определенное имя, но в нем в каком-то таинственном соединении есть все: спокойствие, чистота, величие и настоящие человеческая скорбь и понимание, но скорбь и понимание, уже перешедшие за границу земных. Наклон столбиков слева от дороги кажется меняющимся, если путник заспешит по дороге. Он не сломался сам.

Часто там появляется легко намеченный силуэт города с вертикалями соборов и башен. «Возвращением блудного сына» (1668–1669, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург) Рембрандт блестяще завершил свое творчество. Она отдалась ему и зачала. Такова сила света снаружи.

На картине «Святое семейство» изображены, на первый взгляд, простые люди и их быт, но ангелы, спускающиеся к полутени бедного жилья, напоминают нам, что это не обычная семья, а Богоматерь с сыном Иисусом, за спиной которой стоит Святой Иосиф. Лицо каждого героя его полотен словно живое. Суровым драматизмом и героикой проникнута историческая картина Заговор Юлия Цивилиса (Заговор батавов, 1661, сохранился фрагмент, Национальный музей, Стокгольм).

При этой манере письма отдельные цвета получают особую звучность и глубину. Здесь Рембрандт, по-видимому, взялся исследовать общечеловеческое значение притчи. Пот, подобно крови, стекает с него на землю. Святой Иосиф заботливо прижимает малыша к себе, беседуя со Старцем. Оно доносит до нас человеческие эмоции. Человеческие фигуры здесь вполне подчинены тому, что происходит во Вселенной. Обе сцены выражают одинаковое любопытство.

Никогда еще искусство Рембрандта не служило так всецело единому душевному действию. Это время становления художника, когда он увлекался творчеством Караваджо. До середины 50-х годов Рембрандт выполнил для него немало заказов. Рот, в свою очередь, говорит об энергии и задоре.

Наглядно он проявился в 1642 году, когда картина Ночной дозор (Рейксмузеум, Амстердам) вызвала протесты заказчиков, не принявших основную идею мастера – вместо традиционного группового портрета он создал героически-приподнятую композицию со сценой выступления гильдии стрелков по сигналу тревоги, т. е. Это могла бы быть, пожалуй, любая обычная семья, если бы не слетающие с небес ангелы-дети. Действие происходит ночью в темной спальне. На заднем плане плотничает муж Марии Иосиф. Слева на первых планах сверкает канал, весь поросший осокой.

Все более художника привлекают образы простых людей, стариков, служащих воплощением жизненной мудрости и духовного богатства (так называемый Портрет жены брата художника, 1654, Государственный музей изобразительных искусств, Москва Портрет старика в красном, 1652-1654, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург). Групповой портрет «Синдики» (1662), несмотря на естественность поз, оживлённость мимики и спаянность композиционного решения, представляет собой шаг назад по сравнению с бескомпромиссным натурализмом «Ночного дозора»8.

К тому же крыши гостиницы не видно – край картины срезает стену над третьим этажом. Издавна он носит название "Лист в сто гульденов". Самым выразительным из рембрандтовских пейзажных офортов является, несомненно, Ландшафт поместья взвешивателя золота, 1651-ый год (длина тридцать три, высота двенадцать сантиметров). Фигура Давида показана в трехчетвертном повороте, почти со спины.

Их болезненные лица с выражением бессилия и упрямой надежды обращены к Христу, а одежды освещены таинственным, почти не дающим теней на земле светом. Побудьте здесь и бодрствуйте со мною". Его образ полон глубокой внутренней значительности.

Таким образом, обе руки находятся в покое все остальное, кроме головы, бегло намечено. За сдвинутыми в правый верхний угол пышными театральными занавесями он изобразил фантастически просторный зал между высокими колоннами, на капители которых опираются еще более высокие своды – так что, несмотря на вертикальный формат изображения и опущенную линию голов (линию перспективного горизонта), находящиеся над верхним краем изображения потолки не видны. Групповой портрет под кистью Рембрандта перерос в героический символ эпохи и общества.

Родители прощаются с сыновьями, отправляя их в путешествие. Внизу слева, на первом плане, тихо преклонили колени и наклонили головы погруженные в печальную тень Мария и Иосиф, фигура которого срезана краем изображения. «Святое семейство» – полотно, написанное на известный библийский сюжет. Его распахнутые крылья свидетельствуют, что он только сейчас слетел с небес. Спасителем, словно не замечающим тех, кто больше других в нем нуждается.

Он просил за них сто гульденов. Книга — едва ли точное воспроизведение древнего манускрипта, однако написана мастерски. В хлеву темно и лишь лицо лежащей в глубине справа мадонны слабо освещено.

При этом Рембрандт широко использует кроющие и просвечивающие свойства краски. Картины Рембрандта лейденского периода отмечены поисками творческой самостоятельности, хотя в них ещё заметно воздействие Ластмана и мастеров голландского караваджизма (Принесение во храм, около 1628-1629, Кунстхалле, Гамбург). Серьезно и грустно, словно задумавшись о судьбе человечества, глядит с высокого черного возвышения на озаренного трепетным сиянием Симеона старик первосвященник (справа в пышной пестрой одежде). Книги в картине блестят тем же цветом, что и горстка золотых монет.

Это классический рембрандтовский жест, очень красивый и притягательный. Длина офорта четырнадцать, высота десять сантиметров. Мирной тишиной, святостью материнства дышит это полотно. Убитый горем Рембрандт сам только потерял единственного сына, пишет историю отца, к которому вернулся сын. Его лицо безмятежно, что позволяет зрителю угадывать его спокойный сон.

Это было сделано для того, чтобы заработки художника не попали в руки кредиторов. Но более свободны и разнообразны по композиции автопортреты Рембрандта и портреты близких ему людей, в которых художник смело экспериментировал в поисках психологической выразительности (автопортрет, 1634, Лувр, Париж Улыбающаяся Саския, 1633, Картинная галерея, Дрезден). Он не боится показаться ни вульгарным, ни тщеславным.

Вот таким образом правомерно вернуться к старой версии. Несколько ниже центра гравюры, на втором плане, на возвышении, к которому от нас ведет широкая невысокая (десять ступеней), лестница, мы видим установленный прямоугольный жертвенник, в полроста человека. Еще одна загадка: весьма неубедительно изображенная лошадь. Коренным образом изменилась живописная фактура Рембрандта. Перед нишей стоит небольшой низкий стол, покрытый белой скатертью. Родившийся в зажиточной кальвинистской семье, переехавшей в Амстердам из Антверпена, Мартен Солманс (1613–1641) познакомился с Рембрандтом в Лейдене, где первый проходил обучение в 1628–1633 годах (видимо, безуспешно, так как не сохранилось никаких письменных свидетельств о получении Солмансом диплома).

Вставая с колен, она высоко поднимает, сцепив ладони, свои костлявые руки. Высота офорта двадцать один, ширина шестнадцать сантиметров. Природа этого света таинственна и непонятна.

В их характерах заметны чуть пассивные исполненные безотрадной печали черты. Размеры этого фонаря на листе – не больше сантиметра.

В те же годы, когда им написана живописная серия Святых семейств (Петербург, Кассель, Дублин), он создает самый знаменитый из своих офортов Христос исцеляющий больных (1642-1646-ой годы). Золотые волосы пышным покрывлом окутывают обнаженные плечи. Левее его на заднем плане высится торжественная фигура второго, главного первосвященника.

За сдвинутыми в правый верхний угол пышными театральными занавесями он изобразил фантастически просторный зал между высокими колоннами, на капители которых опираются еще более высокие своды – так что, несмотря на вертикальный формат изображения и опущенную линию голов (линию перспективного горизонта), находящиеся над верхним краем изображения потолки не видны. Этот свет невольно притягивает, влечет к себе, как что-то живое и доброе недаром в слове "светлый" имеется нравственный оттенок. Рембрандт все чаще обращается к жанру портрета изображая наиболее близких ему людей (многочисленные портреты второй жены Рембрандта Хендрикье Стоффельс Портрет старухи, 1654, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург Сын Титус за чтением, 1657, Музей истории искусств, Вена). Месяц разрывает облака и словно борется с мчащейся справа тучей.

Картина пронизана радостью жизни— это феерический, сказочный мир. На восьмой день 15 наиболее сильных выбросили за борт слабых и раненых. Полотно является философской поэмой на библейский мотив: пыльные босые ноги грешника вернулся с глубоким раскаянием, щемящая нежность рук слепого, которые «узнают» сына и тихий свет счастья на измученном старом лице. Длина офортного листа "Дорога вдоль канала" двадцать один, высота восемь сантиметров.

Слева ее окаймляют несколько покосившихся вбитых в землю столбиков-околышей. Огромную роль играет и белый тон бумаги, в котором сосредоточена высшая сила света. Заказов становилось все меньше. Для кажущегося вначале странным офорта 1656-го года Авраам и три спутника (высота шестнадцать, ширина тринадцать сантиметров) изображающего трех необычных посетителей патриарха, восседающих, по восточному обычаю, прямо на земле, перед входом в дом, Рембрандту послужила в качестве натуры одна индийская миниатюра изображающая восточное существо в восточной пышности. Заказчик – предположительно Вилелм Схрейвер.

Что-то заставляет вас сосредоточиться – если вообще можно быть рассеянным перед таким властным произведением искусства – и говорит вам, что автор сам был чрезвычайно внимателен и в то же время взволнован, когда он его писал. Пустое старое кресло перед камином, на третьем плане. Не менее динамично «Жертвоприношение Авраама» (1635)— застывший в воздухе нож придаёт сцене непосредственность фотографического изображения8.

На картине «Святое семейство» изображены, на первый взгляд, простые люди и их быт, но ангелы, спускающиеся к полутени бедного жилья, напоминают нам, что это не обычная семья, а Богоматерь с сыном Иисусом, за спиной которой стоит Святой Иосиф. К моменту женитьбы у каждого было хорошее состояние (у Рембрандта за счет рисования картин, а Саскии родители оставили внушительно наследство). Младенец стал старше. Все твердое стало неощутимым, ускользающим осталось лишь дрожание и вибрирование.

Критики обращают огромное внимание на светотени. Это тень ее плеч и головы. Голова святого Иосифа напоминает произведения Косты.

После «Ночного дозора» в мастерской Рембрандта остаются единичные ученики. Этот момент идеально отражает диалог земного и небесного. Он является смыслом жизни для матери.

Мария, в простом мещанском платьице, вынула его из колыбели, чтобы успокоить, села в кресло (в левой части картины) и, прижимая ребенка к груди, внимательно слушает его несвязные жалобы. Непредставимое и неизобразимое религиозное чудо на полотнах Рембрандта превращается в реальное и зримое чудо гения, мастерства и красоты. Как раз такой характер художественного замысла в обращении к евангельской и библейской сюжетике позволяет Рембрандту вскрывать внутренний смысл темы, наполнять каждую сцену лирической одушевленностью, утверждать общечеловеческое значение воплощаемых им образов. И есть чего спешить ибо над лесом, слева в глубине, уже навис обильный дождь. Но внешне он совершенно спокоен.

Эта техника, при которой отсутствует процесс травления кислотой, придает более живой и выразительный характер штриховым линиям, которые, однако, могут быть легко искажены случайными ошибками в работе. Именно глубокая человечность составляет отличительную особенность пейзажей Рембрандта. Пятно чистого цвета концентрирует внимание на красной одеяле, которым накрыт в колыбели малый Христос. И после того отошел от них на расстояние брошенного камня и, преклонив колени, стал молиться: "Авва Отче. Она охраняет и животный мир, призывая к ответу Геракла, убившего керинейскую лань с золотыми рогами и требует взамен убитой Агамемноном священной лани кровавую жертву – его дочь Ифигению (на жертвенном алтаре Артемида тайком от людей заменила царевну ланью, а Ифигению перенесла в Тавриду, сделав ее своей жрицей).

В проеме, как и за окном, царит жаркий солнечный полдень. В этот неподвижный час, предваряющий ночь, даже дерево не дрожит.

Размеры картины: высота двести шестьдесят пять, ширина сто девяносто шесть сантиметров. Свободные рукава домашнего платья образуют причудливые складки. Сюжет взят из Нового Завета. Некоторые детали портрета тщательно выписаны, другие же смело обозначены как бы мимоходом.

Взгляд уходит в глубину и, хотя почва до самого переднего (нижнего) края офорта находится в поле зрения глаз, первый план остается еще незаметным. В частности, великий нидерландец Ян ван Эйк (даты жизни 1390 -1441-ый годы) на знаменитом триптихе, то есть складной картине из трех относительно самостоятельных частей, в центре изобразил мадонну величественно восседающей на богато украшенном троне, на фоне роскошных ковров и мраморной колоннады. Он просил за них сто гульденов.

Холст, масло.

Сцепленными за спиной руками он сжимает и теребит палку, уходящую своим концом за левый край изображения. Все возможно тебе избавь же меня от этой чаши. Двадцативосьмилетний художник явно тот же человек, что и смотрящий с вызовом пятидесятипятилетний мастер, а также испытавший горести и невзгоды шестидесятитрехлетний старик, стоящий на пороге смерти (Автопортрет в облике Зевкиса). Эта застывшая в немом преклонении фигура, находящаяся на первом плане ближе всех остальных, хорошо освещенная, оказалась по отношению к нам в сложном трехчетвертном повороте со спины. При всей потрясающей трагичности рембрандтовских образов мы никогда не встретим в них болезненной надломленности, столь характерной для величайшего мастера Италии второй половины пятнадцатого века Сандро Боттичелли (годы жизни 1444-1510-ый).

Остановимся перед ним, посмотрим на него издали изучим в течение долгого времени. До Мане в обнаженном виде на природе писали только богинь.

Старцу Симеону было предсказано, что он «не увидит смерти, доколе не увидит Христа. Полусумерки свет просеивается сквозь лиственный покров и скользит по фигуре шагающего впереди (на офорте справа) видного выше колен маленького старичка в перехваченной у пояса куртке и высокой темной шапке, нащупывающего палкой, зажатой в левой руке, брод, а правой ведущего под уздцы осла.

«Святое семейство»— полотно, написанное на известный библийский сюжет. Третий источник освещает Иосифа, работающего с топором. Барокко.

Издание трагедии друга Рембрандта Яна Сикса "Медея" побудило художника взяться за языческий сюжет, о чем свидетельствует великолепный офорт 1648-го года "Свадьба Язона и Креузы" (высота двадцать четыре, ширина восемнадцать сантиметров). Риторический жест Христа – с его внутренней слабостью и бездейственностью. Художник прибегает к диагональной композиции. Старики сидят часами перед гаснущим камельком, согревая озябшие конечности.

От младенца на руках Иосифа исходит свет, который озаряет всех находящихся рядом людей. Даниил сказал царю, что они означают его гибель предсказание сбылось в ту же ночь. Кепи сидит несколько набекрень.

Святой Матфей погружен в раздумья, его рука с набухшими венами теребит бороду. Ребенок выжил, но, к сожалению, умерла сама мать в возрасте 29 лет. Картина «Святое семейство» становится ознаменованием начала нового, более умиротворенного цикла в творчестве великого мастера. Открывает эту группу произведений Рембрандта "Видение Даниила", Берлин, которое обычно датируют 1650-ым годом (длина картины сто шестнадцать, высота девяносто шесть сантиметров). Любовь привела его сюда.

Одной из первых его картин становится «Притча о богаче» (1627). На лбу – несколько напряженных поперечных складок. Однако Рембрандт, должно быть, гордился этой работой, так как она подписана и датирована. Есть много свидетельств, что Рембрандт порой симпатизировал сектантству.

И эта расступившаяся перед нами и замершая небольшая толпа кажется преисполненной единой молчащей и слушающей душой. Первый взгляд падает на соломенную колыбельку, в которой спит маленький Иисус. Она изображена на темном холста окруженной золотым сиянием. Еще более дивным произведением являются "Ученики в Эммаусе" (высота шестьдесят восемь, ширина шестьдесят пять сантиметров).

Но в семнадцатом веке высказывались самые разнообразные другие мнения о человеке. Свободные рукава домашнего платья образуют причудливые складки. Но их усилия оказались тщетными. Композиционное решение не имеет ничего общего с традиционным групповым портретом: на картине изображена историческое событие— по тревоге отряд выступает в поход. Название офорт получил случайно, по абсолютно второстепенным соображениям.

Картина «Философ» универсальна по своему воздействию – нельзя предусмотреть ход мысли, понять, в каком направлении сейчас движется сознание. Свет, пронизывающий пространство картины, кажется золотым. Младшие члены семьи почитают стариков, выслушивают их советы и покорно служат им. Призывает отомстить, а затем налагает на себя руки. Сочетания теплых тонов – красно-желтых, глубокого коричнево-черного, оживленных мягким светом – вот основа, на которой отныне зиждется все цветовое построение картин Рембрандта.

Тонкие пальцы этой руки, выглядывающие из-за незастегнутого пальто на груди, свесились вниз со светской небрежностью. Совершенство живописного языка Рембрандта сказывается и в трактовке фигур и в тех огромных возможностях, которые он извлекает из сравнительно ограниченного количества цветов. Этот жест вылеплен Рембрандтом из реального ощущения. Особенно любил Рембрандт теплый свет огня.

В обруч, поддерживающий волосы, подобно перу воткнута ветка какого-то растения.

Но, может быть, главное в этом замечательном офорте – глубочайшая сконцентрированность самого драматического события, в котором нет внешнего действия, но в котором дано нечто, превосходящее по напряжению обыденную атмосферу жизни и рождающее в участниках (как и в "Листе в сто гульденов") веру в чудо, но на этот раз в чудо их нравственного перерождения. В силу законов зрительной перспективы поверхность стола выглядит на картине как вытянутая по горизонтали белая трапеция ее коротенькие боковые стороны боковые стороны стола, – если мы их мысленно продолжим вверх, попадут в точку пересечения оси ниши с главной горизонталью картины. Известно, что эротическая гравюра всегда нуждалась в узаконении через мораль или эрудицию. Скоро гроза пойдет и здесь.

Дела шли все хуже. Действие картины Добрый самаритянин (длина сто тридцать пять, высота сто четырнадцать сантиметров) происходит во дворе, перед неказистым зданием гостиницы, замыкающим справа и в центре неглубокую, в несколько шагов, сценическую площадку. Всё здесь лаконично, скупо и многозначительно.

И если в "Поклонении" трагические предвестия лишь в таинственной затаенности, в молчаливом потрясении – сама драма еще далеко впереди – то в поразительном "Принесении во храм", 1654-ый год (высота двадцать один, ширина шестнадцать сантиметров), трагизм почти готов прорваться наружу. Рембрандт видел корни, видел все, что ползает и плесневеет во тьме. Даже слуга, который на заднем плане картины принимает плащ у только что пришедшего хирурга, нисколько не испуган зрелищем, а спокойно взирает на зрителя поверх голов собравшихся врачей. Отринув ошеломляющие откровения своих «Страстей Христовых», Рембрандт понемногу выходит на менее зрелищный уровень, обращается к интимным картинам. Искусствоведы подчеркивают, что «Святое семейство» существенно отличается от картин, написанных ранее. В этом лице – удивительная мягкость и нежность.

Святой Фома, один из двенадцати учеников Христа, упоминается в Новом Завете несколько раз. Ярким воплощением эстетических взглядов художника стала монументальная композиция Даная (1636-1647, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в которой он как бы вступает в полемику с великими мастерами Возрождения: обнажённую фигуру Данаи, далекую от классических идеалов, он выполнил со смелой реалистической непосредственностью, а чувственно-телесной идеальной красоте образов итальянских мастеров противопоставил красоту духовности и теплоты человеческого чувства. Великолепный красный цвет бархата на первом плане и сверкающий золотом тюрбан в глубине обеспечивают зрительную четкость в целом строгому изложению сюжета. Итак, перед нами – Голландия.

Это вполне интимное и вполне пространственное искусство достигает вершин рембрандтовского реализма в "Пейзаже с башней" (длина тридцать два, высота двенадцать сантиметров), 1652-ой год. Бог создал море, а голландцы – берега. Наклон столбиков слева от дороги кажется меняющимся, если путник заспешит по дороге. Подобное ощущение человека как слабой некрасивой плоти и напряженно сосредоточенной в себе души воплощено в листе "Христос в Гефсиманском саду", 1653-ий год (длина двенадцать, высота девять сантиметров).

И лежащая мать и дитя по горло закрыты соломой и одеждой. В последний год жизни Рембрандт создал свой главный шедевр – монументальное полотно Возвращение блудного сына (около 1668-1669, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), воплотившее всю художественную и морально-этическую проблематику позднего творчества художника. Она отомстит Язону, безжалостно разбившему ее жизнь. На этом вписанном в нежный овал изумительно простом и красивом лице, светлом, но несколько темнее, чем фон неба, на первый взгляд, ничего не выражено. Однако вершиной мастерства Рембрандта-пейзажиста были не столько живописные работы, сколько рисунки и офорты, такие как «Мельница» (1641) и «Три дерева» (1643)8. Каждый из персонажей охвачен глубокими религиозными чувствами.

Вместе с тем, свет под кистью и резцом приобретает особенно трепетный, зыбкий, скользящий характер, словно растворяющий и развеществляющий предметные формы. Слава о Рембрандте как о незаурядном мастере распространилась по Амстердаму после завершения им группового портрета «Урок анатомии доктора Тульпа» (1632), на котором внимательные хирурги не были выстроены в параллельные ряды обращённых к зрителю голов, как то было принято в портретной живописи того времени, а строго распределены в пирамидальной композиции, позволившей психологически объединить всех действующих лиц в единую группу8. С видом поучающего сидит на ее коленях младенец Христос. Фигуры монументальны и нарочито приближены к передней плоскости холста. Но на рентгеновском снимке сходство с Саскией все же выступает гораздо яснее.

Но для художника важно в первую очередь показать значительность изображаемого им человека. В небольшом офорте (длина одиннадцать, высота девять сантиметров), рембрандтовский свет вызывает из глухого мрака загадочные фигуры движущихся слева направо трех путников. Для кажущегося вначале странным офорта 1656-го года "Авраам и три спутника" (высота шестнадцать, ширина тринадцать сантиметров) изображающего трех необычных посетителей патриарха, восседающих, по восточному обычаю, прямо на земле, перед входом в дом, Рембрандту послужила в качестве натуры одна индийская миниатюра изображающая восточное существо в восточной пышности. Все другие мастера – флорентийцы, венецианцы, фламандцы – находятся как бы посередине.

Удивительна ее судьба. В хлеву темно и лишь лицо лежащей в глубине справа мадонны слабо освещено.

Для кажущегося вначале странным офорта 1656-го года Авраам и три спутника (высота шестнадцать, ширина тринадцать сантиметров) изображающего трех необычных посетителей патриарха, восседающих, по восточному обычаю, прямо на земле, перед входом в дом, Рембрандту послужила в качестве натуры одна индийская миниатюра изображающая восточное существо в восточной пышности. Босые ноги Марии, которые она греет у маленького очага на полу (посередине первого плана) и застывшая фигура сидящей справа от очага кошки еще больше усиливают ощущения грусти и одиночества. Его лицо безмятежно, что позволяет зрителю угадывать его спокойный сон. Итоговые произведения периода— «Товит и Анна», «Валаам и ослица»— отражают не только богатую фантазию художника, но и его стремление как можно выразительнее передать драматичные переживания своих героев.

Побудьте здесь и бодрствуйте со мною.

Но для художника важно в первую очередь показать значительность изображаемого им человека. Творчество Рембрандта утрачивает внешнюю эффектность и присущие ему ранее ноты мажорности. Рембрандт начал эту картину в середине 30-х годов, но она была продана только в 1647 году.

Здесь упор, похоже, делается на успехе.

В этой светотеневой естественности сильно чувствуется запах влажной земли и леса. Рембрандт с тонкой наблюдательностью передавал естественное рассеянное солнечное освещение в природной воздушной среде – пленэр. Еще левее подросток-конюх с одутловатым лицом поддерживает ее под уздцы. «Ночной дозор»— групповой портрет стрелковой роты капитана Б. Кока— известный шедевр Рембрандта, написанный после смерти любимой жены Саскии. В отличие от многих других, светлых по настроению, лиричных рафаэлевских мадонн, это – величавый образ, полный глубокого переживания и значения предельная ясность и красота художественного языка сочетаются в нем с величайшей одухотворенностью замысла.

Его не смущает, что подобное времяпровождение могут считать признаком дурного тона. Контуры фигур не обрисованы, затушеваны множеством тональных пятен. Есть ли у Рембрандта правота отца и неправота сына.

Несколько ниже центра гравюры, на втором плане, на возвышении, к которому от нас ведет широкая невысокая (десять ступеней), лестница, мы видим установленный прямоугольный жертвенник, в полроста человека. Особенно любил Рембрандт теплый свет огня. У Рембрандта позы, лица персонажей и среда их окружающая, просты и естественны. Свет, пронизывающий пространство картины, кажется золотым.

Теперь в его работах наблюдается меньше церковности и пышности. Язон бросил ее, он женится на наследнице коринфского престола.

Таким образом, обе руки находятся в покое все остальное, кроме головы, бегло намечено. Он происходил из очень интеллигентной семьи, но при этом часто эпатировал публику. Рембрандт не желает больше казаться ни "аристократом духа", ни тем более светским щеголем. Вставая с колен, она высоко поднимает, сцепив ладони, свои костлявые руки. Художник подолгу работает над гравированными портретами бургомистра Яна Сикса (1647) и других влиятельных бюргеров. Стол завален книгами и листами бумаги ближе всего, перед пюпитром, лежит полураскрытая записная книжка ученого доктора, а между нами и столом справа установлен старинный глобус.

В начале 1660-х годов умерла Хендрикье, а черех несколько лет и Титус. Невольно напрашивается сравнение с «Вирсавией», которая была написана в то же время и почти наверняка изображает ту же модель — Хендрикье Стоффельс. Она представляется нам одновременно идущей навстречу и стоящей на месте. Взгляд скользит поверх него.

Взгляд скользит поверх него. Его распахнутые крылья свидетельствуют, что он только сейчас слетел с небес.

Левая рука в светлой перчатке опущена на закрытые пальто колени.

При этом Рембрандт широко использует кроющие и просвечивающие свойства краски. Там, слева, светотени почти нет и мы видим лишь очень тонкие, порой прерывающиеся, но четкие контуры фигур и лиц, все время заслоняющих друг друга. Поток людей кажется бесконечным. Огромную роль играет и белый тон бумаги, в котором сосредоточена высшая сила света.

Здесь нет активного сюжета, все полотно пропитано спокойствием и умиротворением. "Проповедь Христа" – одна из вершин Рембрандта-психолога. Мать, дитя, даже колыбель — чисто голландские типы XVII века.