Петров Водкин Портрет Анны Ахматовой
Сегодня в честь выставки Козьмы Петрова-Водкина, проходящей в Русском музее, рассказываем об одной из самых известных и удивительных работ художника: портрете Анны Ахматовой.
9 фактов о художнике Петрове-Водкине и его портрете Анны Ахматовой
С. 333 – 334). Сочетание папиросы и грудного младенца симптоматично. Октябрьскую революцию К. С. Поэтична и содержательна вторая картина — «Полдень.
Он считал, что все колористическое богатство мира основано на трех главных цветах спектра — красном, синем, желтом и композиции из этих цветов разной тональности позволяют создавать наиболее сильные и чистые гармонии. М., 1999. Именно в эти годы Кузьма Сергеевич пришел в своей живописи к системе трехцветия. Последней большой картиной мастера стало полотно Новоселье (1937). Художник знал Азию не понаслышке ибо побывал в самом ее сердце в 1921 году. Вечер, за окном сумеречно, под потолком горят лампочки и отражаются в окне. Петров-Водкин.
В ходе исследования установлено, что художников-портретистов и поэтов-современников притягивала не только своеобразная красота модели (в молодости) известность (в старости), а загадка души как женщины, так и поэта Анны Ахматовой. Мимо Петрова-Водкина трудно было пройти, его не заметив. Написать в то время портрет известной во всех слоях общества поэтессы было делом рискованным, так как до него, кто только не рисовал и не писал Анну Ахматову и люди более одаренные, чем Петров-Водкин и менее и даже гении живописи своего времени.
12 портретов Анны Ахматовой – 12 попыток запечатлеть неуловимое: от беззаботности до обреченности
Работа говорила уже не только о прекрасной природе и радости жизни. Жизнь замирает, цепенеет. К. С. Он написал её такой, какая она к нему пришла для позирования. О лице поручика, смотрящего в вечность, мы уже говорили в Царствии Небесном шашка излишня. Его друзьями стали Марк Шагал, Осип Цадкин, Давид Штеренберг – те, которые входили в так называемую «монпарнасскую школу» и были светочами нового искусства. Приведем определение отцов VII Вселенского Собора: «Если картина изображает гнусного человека или демона, то она мерзка и скверна так как таков и первообраз».
Когда страна была поделена на два противоборствующих лагеря – красных и белых, то при всей «барской» обстановке комната является некой моделью красного мира. Тревога» (1934). Самаркандия. Его узкий разрез глаз и крутой лоб нам поистине кого-то напоминает.
Коль художник хотел подчеркнуть любовь вождя к творчеству Пушкина, то по какой причине избрал именно «Песни западных славян», а не «Евгения Онегина» или сборник стихов поэта. Для недогадливых художник посреди решеток помещает золотую клетку с попугаем (. ). Современники свидетельствовали: «Уничтожают религию, а из Ленина сделали бога Уголки Ильича, как божницы, портретам чуть не молятся» (См: Измозик В. С., Лебина Н. Б. Профессор. В зеркале видна горка грязной посуды и за столом допивают чай.
Анна Ахматова: галерея портретов (ФОТО)
Жалкие клоповники-деревни зацветут садами и любовью к труду свободному. Но начинающий мастер нарисовал в подарок своей музе шестнадцать портретов, на большей части которых она была полностью без одежды. Первым таким произведением стала картина «1918 год в Петрограде» (1920). Но все относились к ней доброжелательно, оберегали, в буквальном смысле на руках носили. Выступления. Зато Инна Эразмовна Горенко мягко упрекала дочь.
Через несколько лет Альтман встретился с Ахматовой в артистическом подвале «Бродячая собака» в Петербурге и был поражен ее обликом, который еще не определился в парижские времена: знаменитой челкой, неизменной шалью, воспетой Блоком и Мандельштамом и вообще великолепным уменьем нести бремя своей внезапной славы, уже придававшим этой молодой женщине, его ровеснице, нечто царственное. Случайность ли это. Ответ мы находим не в литературном наследии мастера, а на самом полотне.
Это настолько красноречивый ход мысли, что всякие комментарии излишни. Недаром картина имеет и второе название – Петроградская мадонна. И дело здесь не в «сферической перспективе», которую открыл и охотно применял художник, хотя и перспектива в качестве одного из художественных средств настраивает зрителя на раскрытие основного замысла композиции.
Фигура «Ночи» (портрет Модильяни)
Однако упорная работа над чисто литературными произведениями была малоудачной. В известной степени их можно даже назвать аллегорией.
Он умел видеть дорогу к будущему искусству и открывал новые его дали. По поводу него С. Сандомирский замечает: «В центре крепкий, крутолобый, с узким разрезом глаз, уверенный в себе сдержанно улыбающийся Предводитель в белой рубашке». Насколько нам известно, первой заподозрила евангельский контекст этой сцены Анна Генина: «Не тайная ли вечеря нового времени, где каждый может оказаться Иудой. ». Это «техническая» сила октябрьского бунта, победители в гражданской войне.
Надо ли понимать, что старик говорит о причине несчастий. Прежде всего, это образ человека творческого интеллектуального, личность, которую создало время на рубеже двух исторических эпох. С. 21 – 23). Рабочие.
Какой поэт не создавал. ), валялась, лентяйка, днями в кровати (привет Пушкину. Эти слова искусствоведа – не просто дань торжествовавшей тогда идеологии. Он ни слова не говорит о замысле, отделываясь малозначащими фразами: «Оказывается, что за пять лет солдатов нет, а есть красноармейцы, красногвардейцы, что-то другое Он принципиально считал, что великороссы угнетали «большее число наций, чем какой-либо другой народ» (VII (апрельская) Всероссийская конференция РСДРП (б).
«Такая, какой ее знали друзья — поэты» (портрет Альтмана)
Только через двадцать пять лет он снова обратится к литературе и напишет две свои замечательные книги — «Хлыновск» и «Пространство Эвклида». 5). Советская повседневность: контуры, символы, знаки. Командир главный в отряде по праву образования, опыта, знаний и почесть ему в случае ранения оправдана. Принципиально важным рубежом стало «Купание красного коня» (1912), в котором прочитывается стремление к синтезу восточной и западной живописных традиций. И, тем не менее, отряд рвется в бой. Научно-библиографический архив Академии художеств СССР.
В эскизе 1927 года «комиссар – такой же красноармеец, как и другие бойцы отряда. Он сидит в окружении холуев, сложил руки на груди и курит трубку. 8). Взволнованное чувство любви художника к героям революции проявилось в полотне Смерть комиссара (1928), написанном к десятилетию Красной Армии.
Драматизм положения Петрова-Водкина, равно и всей русской интеллигенции начала ХХ века, состоит в том, что многие яркие личности того времени иногда позволяли себе, подобно героям картины «Смерть комиссара», уходить из храма в «поисках Бога» и даже заниматься пресловутым «богостроительством», не говоря о самоочевидных увлечениях атеизмом. Неожиданно почти полностью академическое направление работы было «поколеблено» придуманной самим художником в 1907 году трехмесячной поездкой в Африку.
Подчеркнем последние слова «почему были несчастья на земле русской» Причем мы уже знаем, что «молодой фронтовик» никто иной как комиссар (ВЧК. ) и он на картине не в полувоенной, а в настоящей военной форме. поэтесса не раз составляла списки своих портретов. Первой картиной на этом пути стало его знаменитое «Купание красного коня» (1912). Лето (обе – 1917).
«Печальная красавица» (портрет Анненкова)
Подобный подход диктует важность деталей произведения. И К. С. С. 208). Тревога» (ил. Вот таким образом Петров-Водкин охотно берется за выполнение заказов по росписи новых церквей. Его герой надеется спастись, уповая на прочность новых государственных устоев. Момент смерти передан беспомощно поникшим телом и потухшим, опущенным к земле взором (ил. Вначале он задумал написать жанровую сценку купания коней на Волге при закате солнца, которую однажды увидел около Хвалынска.
В зеркале отражаются и часы. Я не ставлю целью исследовать всю галерею портретных образов поэта, попытаюсь рассмотреть только две линии: одна биографическая, связанная с линией жизни, с обстоятельствами, отношениями, портретами или портретными набросками исполненными по случаю и не обязательно рукой мастера. С. 558). Хлыновск. Его фигура – в противоположность фигурам солдат – представляется невесомой.
«Духовный портрет» (портрет Петрова-Водкина)
И если до революционных переворотов церковные художественные опыты Петрова-Водкина, начавшись неудачно, даже скандально, потом получили ярлык «церковного модерна», то в советское время, как признавался сам художник, религиозную живопись ему «ставили на вид» по идеологическим причинам. Глядя на картину «Смерть комиссара», думается, что выживи главный герой в Гражданскую – он, конечно же, не вернулся бы на завод. На этот раз он вспомнил тревожные дни 1919 года, время гражданской войны. «Интереснейшая у нее иконография», – писал Владимир Пяст. Жилищный вопрос в быту у ленинградской партийно-советской номенклатуры.
Если ахматовки разыгрывали по ее стихам, как по партитурам, свою жизнь, смешивая «творческие сны» поэта с реальностью, то анти-ахматовки приступили к ревизии ее славы, обвиняя поэта во всех мирских грехах (будто поэт – мирской человек. ). Вспомним впечатления Кузьмы Сергеевича от посещения им храма лютой зимой того же года. 1919 год. 1928 Пейзаж в ней поистине играет огромную семантическую роль. Для него характерны обращенность в прошлое, утонченная стилизация и ритмический декоративизм.
Сандомирский С. Кузьма Сергеевич Петров-Водкин. Первые наброски художник сделал на юге России, близ Камышина. С. 209). «Воспоминания» – всего лишь занавес, укрывший истинный замысел автора. И неважно, что замысел картины созрел в эскизе 1926 года, «красный террор» лютовал с 1918, а не с 1934 года, вот таким образом были все основания трактовать данную тему подобным образом.
С. 214). В поздний период своего творческого пути художник постарался уйти от попыток найти ответы на вечные вопросы человечества, путем создания композиционных полотен. Именно к данной фигуре, подчеркивая ее значительность и ее деревенское происхождение, художник выстраивает с помощью домотканого половика «въезд» в композицию. Причем говорит не с кем-нибудь, а с комиссаром или сотрудником ВЧК.
В белом платье в белой ночи (портрет Осмёркина)
// Вопросы истории. Это придало полотну большую силу. Петров-Водкин. В среде молодых художников начала века возобладало стремление к символической и ассоциативной образности интерес к проблемам формы и специфики языка, к подражанию стилистике прошлых эпох. Лето». И если в последней композиции художник представляет «делателей» общественных потрясений и непосредственную деятельность «творцов нового мира», то в первой – коллективную расплату за содеянное.
Ахматова считала этот рисунок Модильяни своим портретом. Вот этот момент мне и хотелось передать. Портреты как «двойники» героев или как материальное воплощение воспоминаний, мечтаний, любви или ненависти – влияют на судьбы живых людей, на ход интриги.
Представительница «пустой безыдейной поэзии» (портрет Сарьяна)
Ил. Нет и тени плакальщицы и вещуньи. Превращение сына сапожника в знаменитого живописца, его стремительное перемещение из волжского захолустья в центры европейской культуры (Петербург, Москва, Мюнхен, Рим, Париж), его соседство с крупнейшими деятелями русского искусства в рафинированных столичных кругах – все это кажется фантастичным. Ленина» и в «1919 год. Герои произведения полны явного волнения за свое будущее.
Однако представим ситуацию: комиссару повезло, он был только ранен, а потом выжил (не выжил этот – выжил другой комиссар). Недаром картина имеет и второе название — «Петроградская мадонна». А между означенными датами у Кузьмы Сергеевича можно найти еще несколько ностальгирующих по дореволюционной России произведений («Портрет С. Н. Недаром устроители выставки «Мир искусства» сразу поняли ее значение и поместили как знамя над входом своей выставки 1912 года. Брак старшего сына Дмитрия, к огорчению Анны Ивановны Гумилевой, оказался бездетным.
Она как бы прислушивается к своей музе-вдохновительнице, зримый облик которой тоже изображен художником за головой поэтессы. М., 1991. Оно заключалось прежде всего в образно-колористическом звучании. С. 205).
Вне сомнений – сама советская действительность. Это противопоставление движения реки сверху из глубины и отряда – вниз в глубину картины наводит на мысль о реке как нехитром символе жизни и об отряде – символе смерти. хр.
Протоколы. Она даже хотела поместить его на своей книге стихов «Вечер». Харджиев отмечает: «Перед нами не изображение Анны Андреевны Гумилевой 1911 года, а «ахроничный» образ поэта, прислушивающегося к своему внутреннему голосу». Создавала о себе мифы (вот новость. Смерть комиссара. Тревога.
«Русская царица» (портрет Лянглебена)
Ленина, которого на портрете художник изобразил в 1934 году в такой же белой рубахе. В данном контексте примечательно, как шла работа художника над образом комиссара. На картине смерть лишь подразумевается, однако нет трупов. Петров-Водкин. собр.
Мы обозреваем эти дали как бы с птичьего полета и обнаруживаем сцены из жизни крестьян однако сцены не случайны, а значительны и передают они жизнь людей в самые важные моменты их существования от рождения и до смерти. В основном это были образы советской женщины тех лет.
Конечно, Гумилев (Ахматова всегда для него оставалась Музой), Блок, Мандельштам, Пастернак, Цветаева, Городецкий – всех не перечесть. При работе над картиной он вспомнил также итальянские фрески эпохи Возрождения, где часто изображались тонкие и изящные фигуры итальянок. Ведь здесь комиссар, казалось бы и есть плоть от плоти представитель того класса, который ведет войну за свое господство. Ничего нового Петров-Водкин не сказал бы, не измени он эскиза.
Его лицо отмечено интеллектом, тогда как остальные персонажи на одно, примитивное, лицо. Такая «работа мысли» и становится творческим методом художника. Симптоматична закрытость художника: работая над книгой «Пространство Эвклида» в начале 1930-х годов, он ни словом не обмолвился о Крымском землетрясении, хотя последняя 22 глава посвящена восхождению автора на Везувий и случившемуся тогда извержению вулкана, которое сопровождалось еще и сильным землетрясением.
Ю. Анненков. У них нет не только глаз, но и ртов. Знак советской темы – дважды повторенные кумачовые косынки на головах женщин (обратим внимание: лица их без глаз), даже красное платье на девочке-подростке, задавая цветом определенный настрой, вызывает мысль о том же, а лощеный вид представителей новой элиты (справа) лишь подчеркивает ее. Она предлагает дочери на Пасху съездить в Бежецк вместе, повидать Левушку. К. С.
Энциклопедия банальностей. Л. 3 – 33). Здесь нужно сказать и о том, что если в предшествующих работах само их содержание было отвлеченно-аллегорическим и далеко не всегда связанным с наблюдениями и впечатлениями, полученными в реальной действительности, то в новых картинах вдохновляющим началом стала сама жизнь именно жизнь Хвалынска. Художник, внутренне протестуя против новых порядков, прибегает в своем искусстве к сложным, многоуровневым комбинациям символов и метафор, опираясь на спасительную возможность неоднозначного толкования художественных тропов. Но особенно с художниками. После боя. Это аллегория «союза рабочих и крестьян», это аллегория отзывчивого, но заблудившегося народа.
- Описание картины Кузьмы Петрова-Водкина «Портрет Анны Ахматовой»
- Анна Андреевна Ахматова в живописи
- Описание картины «Портрет Анны Ахматовой»
- Анна Ахматова в изобразительном искусстве
Свет для них не льется сверху ибо онтологически имеет лишь горизонтальное измерение. Герасимова, с героическим пафосом и советской патетикой. На линии огня. 1), посвященный якобы воспоминанию о смерти командира-красноармейца. С. Сандомирский задается вопросом: «Почему смерть комиссара, а не командира. В 1910-х складывается особая художественно-теоретическая система Петрова-Водкина, где главную роль играет принцип «сферической перспективы», который позволяет изображая натуру одновременно сверху и сбоку, передавать ощущение «земли как планеты» («Полдень.
Вспоминаются и эскизы 1923 года к трагедии А. С. М., 1958. Рабочая семья получила новую квартиру в центре города. Голубовского и А. Л. Сауленко.
- Анна Ахматова и художники (Модильяни и другие)
- Художник из волжского городка Хвалынска
- Картины Петрова-Водкина: описание
- Жизнь и творчество Кузьмы Сергеевича Петрова-Водкина
- Русский музей Дополненная реальность
- Самое интересное в виде мозаики
- Портреты Анны Ахматовой (23 июня 1889 — 5 марта 1966)
Пойди Петров-Водкин по «правильному» пути, он создал бы полотно наподобие «Клятвы сибирских партизан» С. В. За год до картины «После боя» Петров-Водкин создает портрет Анны Ахматовой с началом работы над «Смертью комиссара» напишет Максимилиана Волошина через четыре года после окончания работы – портрет Андрея Белого (поэту художник обязан своей литературной школой он был с ним в нечастой переписке). – В. К. ).
Но каждый из них, каждая новая публикация забытого или неизвестного наброска бесконечно дороги нам как еще одно свидетельство художественной биографии поэта. Творческая судьба Кузьмы Сергеевича Петрова-Водкина складывалась счастливо. Энциклопедия банальностей.
- Кузьма Сергеевич Петров-Водкин – Портрет Анны Ахматовой (1922)
- К 130-летию со дня рождения художника
- Иконография Анны Ахматовой – история в фотографиях
- Портреты Анны Ахматовой на границе живописи и поэзии
- Описание картины Амедео Модильяни «Анна Ахматова»
- Общееколичествопросмотровстраницы
Что в данном случае хотел сказать автор. Это и есть остров нормальной человеческой жизни, определяемой емким понятием «бытие». М., 1993. Образ Ленина написан так, как и был задуман. 7.
Художник, носящий в первой половине своей фамилии имя первоверховного апостола, неслучайно уже в 1919 году создает для журнала «Пламя» графический лист на Евангельскую тему «Отречение Петра». Пространство мира и пространство картины. Дело сделано. Повести при их появлении получили очень разную оценку со стороны литераторов.
Гоголя «Портрет». Первый председатель Ленинградского отделения Союза советских художников. Уже в ранний период творчество отмечено символистской ориентацией («Элегия», 1906 «Берег», 1908 «Сон», 1910). Руководит всеми этот основной иуда. Единственной фразой, наводящей нас на мысль о картине 1927 года, можно считать следующую: «Встречи с крупными земными явлениями прочищают сознание, стряхивают с него мелочи и дают обобщение» (Петров-Водкин К. С. Красноречиво признание Кузьмы Сергеевича: «Раз у русского нет влияния иконы, то значит это не русский и не художник». Одновременно художник выполнял плакаты, оформлял журналы, делал иллюстрации.
Ахматова много общалась с искусствоведами и коллекционерами. К вопросу о национальностях или Об «автономизации» // Полн. Нельзя не отметить и своеобразное провидение Петрова-Водкина, будто предсказавшего «красную» судьбу страны.
Его жизнь была насыщена событиями и во многом ему сопутствовала удача. Искренне приняв революцию, художник создал эпически-идеализированные образы Гражданской войны («После боя», 1923 «Смерть комиссара», 1928). На рубеже 1920-х и 1930-х, вынужденный из-за болезни на время оставить живопись, обратился к литературному творчеству. Пространство Эвклида. На лице комиссара, вместо раскаяния в братоубийственной войне, все тем же Костиным прочитывается «огромная сила воли и вера в победу».
53/339). В 1925 году в Ленинграде вышла первая антология «Образ Ахматовой», составленная историком литературы Э. Ф. Голлербахом и иллюстрированная портретами поэта, а в 1989 в Одессе – «Венок Ахматовой», антология Е. М. Эта поездка сыграла заметную роль в его творческой судьбе ибо когда он приехал в конце 1908 года в Петербург именно его этюды привлекли внимание известного критика и редактора организованного в 1909 году журнала «Аполлон» Сергея Маковского, который и выставил их вместе с парижскими работами в помещении редакции журнала. Этот тоталитарный мир ограничен с двух сторон решетками окон (они специально изображены тонкими, чтобы напоминать темницу одни решетки видны непосредственно в окнах, а другие – отражаются в стеклах). Хлыновск.
Как тут не вспомнить повесть Н. В. Все перечисленные приемы и атрибуты противоположны иконописным. Рядом с матерью стоят две антимироносицы: курящая магдалина «нового мира», голова которой повязана красной косынкой и женщина, лицемерно смотрящая на мать, одновременно обнимающая магдалину, а на языке жестов – одобряющая ее антикаждение. Но одно дело формально, а другое фактически. Прежде чем выносить приговор о неубедительном воплощении замысла, стоит задуматься: что подвигло художника к передаче «экспрессивного выражения взгляда» и лица Ленина.
Петрова-Водкина в ЛОСХе 29 марта и 5 апреля 1938 года). Но нельзя полностью согласиться с ним. Самый хладнокровный человек здесь – мать, прижимающая к себе грудного ребенка. 4).
С. 391). Кузнецов и П. С. Плеханов. Художнику отводилась роль одного из родоначальников социалистического реализма.
Что же они переживают. Примечательная дата: страна готовилась к 10-летию Октября.
Святой оказывается смерть. Тревога». Вот этот анализ событий и поиски типажа и были моей внутренней глубочайшей работой».
Именно тема сотрясения основ бытия объединяет «Землетрясение в Крыму» со «Смертью комиссара». 2): то же положении правой руки, прижатой к груди та же наголо остриженная голова (почти одинаково падающая с нее фуражка) те же портупея и пояс От офицера царской армии красный командир отличается лишь закрытыми глазами, что уже знаменательно. Их три.
Для освоения и уяснения себе человека того времени, тех дней, живущего рядом со мной. Пространство Эвклида. Кто же он, который сдвинул страну с мертвой точки. Людской поток клином уползает и западает за крутой бугор (в котлован, в небытие, в преисподнюю. ), наследив умирающими фигурами. Мало того что художник во всех автобиографических повестях держит читателя в неведении о философском содержании своих произведений, но он намеренно уводит и слушателей от опасного в 1936 году сравнения этих двух картин, отчетливо сознавая их внутреннюю взаимосвязь. Чего стоит одна буржуйка на фоне такой обстановки. В графических искусствах Петров-Водкин также сказал свое слово.
Вот таким образом художник называл свою «сферическую перспективу» также и «наклонной». Достаточно взглянуть на холст 1923 года «После боя» (ил. Вот таким образом в «Землетрясении» мы не видим тектонических сдвигов в природе (страдают люди, плоды их трудов, а не природа) иное дело в «Смерти комиссара» (ил. Она общалась с Петровым-Водкиным, Малевичем, Лебедевым, Фаворским.
Его черты проступают в некоторых героях повести «Хлыновск». По его мнению, бегущих солдат из композиции «На линии огня» «как бы остановило навсегда мгновение смерти поручика. И в результате получился аналог безжалостной «ханской» физиономии испытывающе смотрящей нам прямо в глаза. Если в Бежецк ты подолгу не можешь собраться, то тем паче в такую глушь не заедешь».
Испытал разнообразные воздействия как современных (французский символизм), так и старых традиций (живопись Древней Руси и итальянского Раннего Возрождения). С 1908 участник выставок «Золотого руна». Но и сегодня некоторые православные исследователи (имена коих не провожу по причине нежелания спорить с ними ибо предмет спора надуман) пытаются упомянутую юношескую неудачу в храме Казанской иконы Божией Матери спроецировать на все наследие мастера (тогда почему только К. С. Ленина», художник создает и композицию «1919 год. Как писали газеты того времени, мощный факел вспыхнул в Черном море «первый удар сопровождался весьма яркими звуковыми и световыми эффектами, слышался необычной силы гул и грохот, провода сетей высокого и низкого напряжения, соприкасаясь, производили сильные вспышки и выстрелы наподобие ружейных», люди выбрасывались из окон – картина, явно отмеченная гневом Божиим.
Советская повседневность: контуры, символы, знаки. Если убрать прическу, то Предводитель становится весьма похожим на В. И. В Москве все художники знают и интересуются.
Натан Альтман – один из самых ярких представителей русского авангардного искусства. И она права. Наоборот, в искусстве этих художников процветали либо кубистическое разложение формы, либо экспрессионистическая свобода языка, в отдельных случаях полный разрыв с реальным изображением мира и уход в абстракцию. Это личины слепой в своей жестокости толпы, знакомой художнику по холерному бунту (свидетелем которого он стал в детстве) и описанной им в повести «Хлыновск» : «Этот звук (толпы. Сдвинули «страну с мертвой точки» монстры. СПб., 2008. В отличие от тех, кто обычно подчеркивал эффектный и красивый облик поэтессы, Кузьма Сергеевич оттенил в ее лице строгую сосредоточенность, серьезную работу мысли.
Стенографический отчет. Если день – время действия светлых, добрых сил, то ночь – время тьмы, насилия, зла. Они подчеркивают непримиримость ее приверженцев, которых в письме Андрею Белому Кузьма Сергеевич называет «ватагою Двенадцати Блока». Через год он ей признается: «Право, твоими молитвами, но в самые трудные моменты что-нибудь да выручит» (Письмо матери от 6 марта 1920 года // Там же.
Совсем другой настрой и другие мысли возникали у художника в тяжком 1919 году: «Вчера по дороге в Академию зашел в церковь В храме мороз, служат в шубах, семь-восемь человек молящихся, но от всего этого, кажется, еще глубже и вечнее казались слова молитвы» (Письмо матери от 4 марта 1919 года // Там же. Ради казавшегося близким торжества с библейским размахом не жалели ни камней, ни пуль. Мальчик, юный естественник, кормит попугая сахаром, который страшно дорог. Остановимся на изображении отряда. Не случайно через всю русскую литературу «проходит тема портрета, то становящегося «героем» повести или стихотворения, то появляющегося, чтобы помочь выразить важную мысль автора или выяснить отношения между персонажами.
По причине названного противоречия художник и «продолжает разрабатывать ту же тему в ином варианте – в картине Смерть комиссара», где он разрешает подобную проблему в пользу семантической цельности произведения. Но художник искренен в своих последних словах: он воистину передает «тревогу исторического масштаба, масштаба больших переживаний».
Пространство Эвклида. Что убедительно подтверждается и «сферической перспективой», для которой помимо глубины теории характерна авторская точка зрения с высоты птичьего полета. Взволнованное чувство любви художника к героям революции проявилось в полотне «Смерть комиссара» (1928), написанном к десятилетию Красной Армии. Петров-Водкин. Для «антипьеты» это весьма важно. Да и с чего бы. Обобщения в «Землетрясении», действительно, заметны.
То есть художник, тонко знавший особенности иконописи, сознательно создавал «антиикону». Выступления. Объяснение художника своего замысла в газетной публикации приходит в противоречие с его собственными словами, произнесенными на творческом отчете в ЛОСХе: «Кругом светлая белая ночь, примерно десять с половиной вечера» (Стенограмма творческого отчета К. С.
С. 206 – 207). Преподавал в школе Е. Н. Званцевой (1910–1915) в Петербурге, в Свободных художественных мастерских (1918–1921), Всероссийской Академии художеств (1918–1933). Ведь потом последовали росписи в храмах Василия Златоверхого в Овруче (1910), в Морском Никольском соборе Кронштадта (1913), росписи и витраж в Свято-Троицком соборе города Сумы (1915) все они так или иначе получили признание Церкви, хотя сам автор был к ним строг: «Я себя также виню за то, что ни одна из этих работ не доведена до выразительности Джотто или Рублева, а это и доказывает – к стыду моему, – что как я ни изучал древнерусскую иконопись, как ни был влюблен в нее, а ее законов композиции, верно, так и не понял до конца» (Петров-Водкин К. С. К. С. Важную деталь сообщил Г. В. К. С. Почему Петров-Водкин, прославившийся как замечательный и тонкий рисовальщик, создавший немалую портретную галерею своих известных современников, оказался вдруг «неспособным» написать «похожий» портрет Ленина.
В эти годы он выполнил серию натюрмортов, в которых отыскивал художественные средства, способные с наибольшей полнотой передавать суть вещей. 1934 В том же 1934 году, когда был написан «Портрет В. И. Весна. Более детально прорисованы узнаваемый профиль и сложная высокая прическа. За всю последующую жизнь у будущего «могильщика русского царизма» не произошло даже незначительной эволюции в отношении к государствообразующему народу, который он считал великим не достижениями, а «своими насилиями только так, как велик держиморда» (Ленин В. И.
С. 65). Вот таким образом Петров-Водкин охотно берется за выполнение заказов по росписи новых церквей. Петров-Водкин. Петров-Водкин Кузьма Сергеевич (1878, Хвалынск Саратовской губ. Ее замысел возник, так же как в картинах «Купание красного коня» и «Мать» из непосредственного наблюдения жизни волжан и на основе конкретных впечатлений, полученных во время длительных поездок в родной Хвалынск.
Начнем со знаменитого «Купания красного коня» – картины, которая стала зримым предвестием «грядущих перемен в жизни общества. Еще более прямым откликом художника на реальные революционные события стала картина «После боя» (1923). По этой же дороге ушли барабанщики, представленные в центре холста они и задают ритм движения вооруженных людей под мерную дробь барабанов отряд устремляется к новым смертям, сам сея смерть. Данное обстоятельство особенно подчеркивается боковыми безглазыми фигурами красноармейцев. Лето», 1917, «Весна», 1935 и др. ). Сегодня нет законченного портрета (ни в живописи, ни в поэзии) поэта да, наверное, еще долго не будет, а значит, не иссякнет интерес к такому явлению в культуре XX века, как Анна Ахматова.
Художник, сам послуживший «ратником лейб-гвардии Измайловского полка», стало быть, умышленно выстраивает людей колонной имея в виду некий скрытый смысл. Центральный образ представляет собой почти самоцитату художника из его произведения 1916 года «На линии огня» (ил. Петров-Водкин. Если руководствоваться «правдой жизни», то такое состояние неба, как на картине, бывает в полночь только в июне, но не осенью. Не вышло. Анна Ивановна Гумилева никогда не жаловалась, что Ахматова не навещала Леву.
Самаркандия. Ее муза олицетворяет скорбь. «Барскую» обстановку художник вводит, разумеется, специально. Член обществ «Мир искусства» (1910–1922), «Четыре искусства» (1925–1928) и других. Его взгляд направлен назад (в прошлое. Есть смысл, наверное, в том, что человек, захвативший власть в свои руки силой и хитростью, в ультимативной форме настаивавший на подписании Брест-Литовского договора, по которому немцам под контроль отходили западные земли страны, взял для чтения этими же руками «Песни западных славян». Впоследствии это стало причиной фактического прекращения ее брака.
Ленин в 1895 году признался ему, что «очень любил играть со своими сверстниками в солдатики, но, в отличие от них, никогда не имел желания быть русским генералом, а находил более приятным изображать из себя командира английского войска и с ожесточением, без жалости бить русских» – своих противников (Валентинов В. Недорисованный портрет. Отсюда стены – красного цвета: не первородного красного времен Красной Пресни, а успевшего «зачахнуть» и превратиться в приторно-бордовый. 1920 – 1930-х гг. Но и Сандомирский ошибается насчет времени года.
Любил, сукин сын, сочинять в постели), врала и все выдумывала (привет Мандельштаму с его присвоенной античностью. ), ходила оборванкой (привет Марине Цветаевой. 3. При этом мастер прекрасно понимал, что должен представить публике шедевр, вот таким образом возлагал на «Купание красного коня» большие надежды. Но можно ли считать творчество Петрова-Водкина ужасным, страшным, жутким, чудовищным, кошмарным, то есть соответствующим термину «макабрический». Что в данном случае могло не удовлетворять художника в эскизе. Как известно, в любом портрете есть свой подтекст и скрытая драматургия.
Сталин произнес свою крылатую фразу: «Жить стало лучше, товарищи, жить стало веселее»). Андрониковой», «Девочка на пляже. Чему художник находит свое художественное решение.
Вывод Петрова-Водкина очевиден: революционный класс возникает в результате отрыва определенной группы людей от почвы и отпадения от Бога. На картине время к зиме и ночи» (Сандомирский С. Кузьма Сергеевич Петров-Водкин). Мочалова: «В картине После боя красноармейцы вспоминают погибшего товарища и его образ, как проекция их представлений, вырастает над ними». Исследователи отмечают, в 1960-е г. г. Еще более важной в творческом росте художника и в окончательном формировании его своеобразного индивидуального стиля стала картина «Девушки на Волге» (1915).
1916 Присмотримся к фигурам второго плана. Работая, Альтман как бы спорил с очевидностью и старался переубедить себя. И мастер его успешно находит.
Ил. Это писал не безусый, романтично настроенный юноша, а муж в возрасте полных 38 лет. Самаркандия. С автором процитированной монографии Владимиром Костиным нельзя не согласиться. И если Карл Брюллов в «Гибели Помпеи» трактовал катаклизм как историческое завершение язычества, то Петров-Водкин, очевидно, чаял отобразить конец новоязычества – советского строя.
Один из них художник уклончиво объясняет: «В правом углу картины разговор молодого фронтовика со стариком, который прожил долгую жизнь и знает, где раки зимуют и почему были несчастья на земле русской. ». Именно тогда написаны автобиографические повести «Хлыновск» (1930) и «Пространство Эвклида» (1933). 17 ноября. Художники этих направлений и групп считали, что только им открыты дороги в будущее. Учился в иконописной мастерской, позже – в классах живописи и рисования Ф. Е. Бурова в Самаре (1893–1895), в Центральном училище технического рисования барона А. Л. Штиглица в Петербурге (1895–1897), в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у А. Е. Архипова, Н. А. Касаткина и В. А. Серова (1897–1904), в студии А. Ашбе (1901) в Мюнхене, в частных академиях Парижа (1905–1908), в том числе в студии Ф. Коларосси. Но эта «интереснейшая иконография», однако, до сих пор еще толком не собрана, не изучена и не соотнесена с теми представлениями, которые сложились у современников поэта и которые складываются сегодня. Дело – в религиозной философии автора картины.
Крестьянин является органичным контрастом образу комиссара. Но трудно приписать Петрову-Водкину интерес к приземленному быту. 4.
Художник объяснял свой замысел так: «Время действия – 1922 год. В живописи Петрова-Водкина последних лет, как и в этой большой работе, появились новые особенности связанные с общим движением в советской культуре конца тридцатых годов к полноте реалистического изображения явлений и фактов жизни. Исследователь Н. И. В дальнейшем художник обучался у Серова в Москве, выезжал за границу – в Европу и Африку. Статьи. Сталину. Стенографический отчет).
Держалась она очень уединенно». В «Новоселье» автор им лишь как бы прикрывается и маскируется, для подстраховки даже дает второе название: «Рабочий Петроград». В качестве примера можно привести две его картины: Утро.
Он даже думал отрезать эту часть картины, но коллеги уговорили его оставить всё как есть. «Следует заметить, что у красногвардейцев нет глаз. В правой части полотна вождю соответствует женщина с грудным ребенком на руках. Небо за окном холодно-синеватое. Троцким этой работы Ленина (подробнее см. : Сахаров В. Подлог завещания вождя // Молния.
Белая ночь противопоставляется черным дням. Вторую половину июля и начало августа Николай и Анна провели в Слепневе. Чуть позднее Петров-Водкин создал картину «Играющие мальчики», где он во всей полноте применил трехцветную гамму – большинство работ в дальнейшем он писал красным, желтым и голубым. Оба произведения взаимосвязаны, несмотря на меньшую творческую удачу «Землетрясения». Документы.
5. Отрезвление наступило довольно скоро: в новогоднем поздравлении матери 30 – 31 декабря 1917 года он высказывает пожелание: «Чтоб кончилось безделье и хулиганство на земле русской, болтовня свою судьбу вся страна решит, творить судьбу только миром можно, а не насилием, не штыками, не тюрьмами, да не разговорами, а делом, а дело еще не делается». Секулярное общество середины ХХ века стало заинтересованно оглядываться на прошлое. К. С.
Ил. Каждый узнает в себе человека, уважать в себе его будет, а вот таким образом и других будет уважать. Мастер, знавший толк в словесности и драматургии ибо написал несколько талантливых книг и пьес, выбирает для названия работы не популярное в таких случаях слово «подвиг», а именно «смерть», звучащее, как возмездие, как наказание свыше. Умирая, он обретает ореол святости. Дьепп», «Фантазия», «В Шувалове», «Девушка в саду» и др. ).
Первым таким произведением стала картина 1918 год в Петрограде (1920). Ожидается зима, холода. К. С. Еще в 1922 году Петров-Водкин написал портрет Анны Ахматовой.
Но тогда ее увлеченно рисовал Модильяни. Тем не менее бабушка старалась порадовать внука, отправляла небольшие посылки. 1. Позже Петров-Водкин напишет: «Жили мы за время росписи безалаберно и бродяжно.
Появились тысячи рисунков, сотни этюдов и несколько картин. Тогда и появился пылающий образ лошади, напоминающий коня Георгия Победоносца. Но мы не видим ничего похожего. 2001. Это полотно стало важным этапом к его главному творению – «Купанию красного коня». Это и есть те, кто еще живы, но по сути мертвы.
Врага один в другом не увидят – недоверия не будет друг другу» (Петров-Водкин К. С. В картине он прозвучал как символ могучей воли, благородства и энергии. 906. Возникает намек на пустой оклад иконы. Хлыновск.
Сейчас он по-хозяйски снял пиджак (единственный из мужчин. ), сидит на почетном месте и принимает подобострастные знаки внимания. 1926 Поражают раблезианского вида герои из группового портрета «Рабочие» (1926) (ил. Статьи. «Комната демонстративно перечеркнута уродливой черной трубой буржуйки – как отрицание царившей здесь когда-то гармонии Чужеродные предметы вторгаются в пространство и сами люди здесь чужие», – делится своими впечатлениями одна из почитательниц таланта Петрова-Водкина.
Об этой поездке сведений почти не сохранилось, только маршрут: Генуя — Пиза — Флоренция. Замысел весьма очевиден и говорить о неудачности его воплощения будет ошибкой. Мрак зловеще нависает над героями «нового мира», торящими путь в «светлое будущее». XX век: картинки с выставки // Знамя. Художник не успел дописать руки поэтессы. Первой картиной на этом пути стало его знаменитое Купание красного коня (1912). Анненков говорил, что увидел ее «печальной красавицей, казавшейся скромной отшельницей, наряженной в модное платье светской прелестницы».
2. 3). На таких мировоззренческих условиях и позволялось специалистам изучать его творчество. В это же время он пишет картины «Юность» (1912) и «Играющие мальчики» (1911), целиком построенные на ритмическом движении фигур. В картине он прозвучал как символ могучей воли, благородства и энергии. Призывы «ватаги» сам А. Блок в своей знаменитой поэме, как известно, сформулировал так: «Товарищ, винтовку держи, не трусь.
На ней изображены огромные приволжские пространства, на которых раскинулись деревеньки, поля, сады, перелески. Петровой-Водкиной, от 3 декабря 1902 года // Петров-Водкин К. С.
Два образа этих военных противопоставляет и Лев Мочалов. Через четверть столетия времена изменились. То есть они смотрят, но это не глаза смысла, разума, мысли. В это же время он пишет картины Юность (1912) и Играющие мальчики (1911), целиком построенные на ритмическом движении фигур. В картине Петров-Водкин наиболее убедительно передал свое ощущение земли как планеты, построив композицию по принципу разработанной им «сферической перспективы».
М., 1975. М., 1936. Наглядно такой прием особенно заметен в левой части холста, где за столом изображена «вечеря наоборот» : она не тайная, а явная на привычном месте Иуды спиной к зрителю сидит обычная женщина (возможно, активистка ибо «активистом» был Иуда), а места апостолов занимают персонажи с лицами штатных иуд. В Петербурге его персональная выставка состоялась в 1909-м. К осени 1912 года в семье младшего, Николая, ждали наследника.
Каялся он, несомненно, в глубине души за свой обогрев у пламени вражеского костра. В настоящее. ) в точку удаления отряда. Анна Генина недоумевает: «Новоселье справляет рабочий люд, а в квартиру въезжают барскую – дорогие стулья, красивая лампа в углу, богатые оклады икон (вместо иконы – перо жар-птицы)» (Анна Генина. 1.
Именно в эти годы Кузьма Сергеевич пришел в своей живописи к системе трехцветия. Изображение человека стоит в центре внимания художественной литературы, которую М. Горький называл «человековедением». 1918г. Иконным изображением претендует стать сам портретируемый. Петрова-Водкина в ЛОСХе 29 марта и 5 апреля 1938 года.
Ф. 7. – «Все восхваляли. И правда, где царскосельская осанка, смутность, скорбность. Сейчас, правда, появились и другие взгляды, рассматривающие «Новоселье» с одной стороны чуть ли не как «макабрическое» произведение, с другой – в ракурсе «уплотнения бывших буржуев – как сатиру на новый быт».
Первое, что обращает на себя внимание: люди идут в бой колонной. Портреты создаются и уничтожаются, они оживают, разговаривают, пророчествуют, обольщают и даже сводят с ума или убивают, они воскрешают в памяти героев былые чувства или напоминают о прошлом, благодаря им в литературу входит тема искусства» (12). Это последняя «антиикона» мастера. Петрова-Водкина в Русском музее в Ленинграде. В картине ничто не указывает на время гражданской войны напротив, заголовок газеты, брошенной в левом нижнем углу, недвусмысленно подчеркивает то настроение, которое поселилось в обществе еще со времен «красного террора» и привело к разоблачению так называемого «Ленинградского центра» : «Враг убит».
Из всех видов искусств, кроме поэзии, наиболее близким была для Ахматовой живопись. Ил. Ед. Историк Валентин Сахаров доказывает факт фальсификации Л. Д. Ответ на заданный вопрос и внутренняя работа мастера абсолютно очевидны.
Он стал выступать с теоретическими лекциями и полемическими докладами, раскрывающими его понимание художественных целей и задач, его собственный творческий метод и его требования к воспитанию молодых живописцев. Гайдебурова. Сама мать, охраняющая своего ребенка, еще более раскрывает тревожное настроение сцены. От них – как облака – легкие, тяжелые тени по лицу и в них – столько утрат.
И чего от него следовало бы ждать в дальнейшей жизни. Когда «больной организм» есть общество, серьезно страдающее классовой паранойей, другого способа общения с ним трудно придумать. соч. Что называется, подальше от столиц: с глаз долой – из сердца вон. Сначала эту деталь одежды можно было увидеть на молодых работницах и рабфаковках. Оп. Путешествуя, Кузьма Сергеевич много наблюдал изучал мастеров. Ил.
1997. Документы. С. 69). И если на иконах мы привыкли видеть Богородицу с тайной скорбью в очах, сидящей на Престоле в качестве Царицы Небесной, то здесь сидит в чужом кресле-троне жизнерадостная советская женщина, бывшая крестьянка, уверенная в своем будущем, на глазах у всей публики без стеснения кормящая грудью младенца.
Почему-то все были уверены, что родится мальчик. Письма. Создавая образ портретируемого, художник ищет наиболее удачный фон (интерьер), органически связанный с изображаемым лицом, его характером, действием, а также композицию портрета, которая в наибольшей степени способствует раскрытию внутреннего мира и психологического состояния личности. В эти же годы посетил Италию, Грецию, Францию, Северную Африку. Но художник все-таки не захотел давать своему герою подобного шанса и вынужден был назвать произведение «Смерть комиссара». После того как удалось притушить болезнь легких, Кузьма Сергеевич, начиная с 1934 года, снова принялся за работу и в первую очередь за новые историко-революционные композиции, которые он считал главнейшими в своем творчестве. 10). С. 197).
Такая теплохладность веры, предательство веры всегда наказуемы. Здесь художник настолько обнажает свое неприятие «гегемона» в качестве ведущего класса общества, что практически не прибегает ни к каким иносказаниям, хотя опыт существования при тоталитарном режиме заставляет его косноязычно вуалировать задуманное: «Я пишу рабочих (вариантов много). Напомним: значение приставки «анти» переводится не только как «против» (чем активно в своем языке пользовалась новая власть), но и как «вместо». Оба человека изображены художником на рубеже жизни и смерти. С. 464).
Эта романтичная затея чуть не стоила жизни молодому искателю приключений. Путь художника // Советское искусство. Подростка, сидевшего верхом, Петров-Водкин писал со своего племянника.
Трудно поверить в слепые совпадения. На предприятиях «красных уголков» становилось недостаточно, возникали Ленинские комнаты. Итальянское солнце казалось панацеей от телесных и душевных недугов. Работать хорошо и радостно. Еще более важной в творческом росте художника и в окончательном формировании его своеобразного индивидуального стиля стала картина Девушки на Волге (1915).
В «Новоселье» мастер употребил тот же ход оригинальных рассуждений, каким он пользовался в «Смерти комиссара», то есть применил наложение одних смыслов на другие, заменил идеологическое «анти» – против художественным «анти» – вместо. Если сравнить поручика из композиции «На линии огня» с названным комиссаром, то бросается в глаза разное отношение их к оружию. С. 430). Если весна, то в половине одиннадцатого вечера (на картине часы показывают на один час больше) ночь темна.
Можно ли настаивать на том, что глава семейства выглядывает в окно из любопытства посмотреть на сбор рабочих по сигналу сирены, а не из-за страха, возникшего от подкатившего к дому «черного воронка», когда поневоле станешь посматривать в темноту. Активно использовал этот принцип в картинах, посвященных материнству («Мать», 1915, «Богоматерь Умиление злых сердец», 1914–1915, «Петроградская мадонна», 1918). Отсюда подбор и сочетание образов. 1923 Прежде всего стоит обратить внимание на эволюцию взглядов художника. В других портретах 20-х годов Петрова-Водкина интересовало выявление не столько индивидуальных качеств модели, сколько типических особенностей советских девушек новой формации, сохранивших в то же время черты, присущие русским деревенским жительницам (Девушка в красном платке, 1925 Девушка в сарафане и Девушка у окна – обе 1928). Среди остальных встречаются в его работах портреты известных людей и выдающихся личностей, в частности «Портрет Анны Ахматовой», написанный им в 1922 году, когда он впервые в жизни стал отцом. А после работы в саратовском храме молодой человек раздраженно скажет: «Никогда, кажется, в жизни не буду связываться с попами» (Письмо матери, А. П.
Отсюда берет начало и сам метод работы над произведением. Эскиз к картине «Смерть комиссара» В картине же найден иной человеческий образ и соответственно ему – иное лицо и иное положение фигуры. По-своему «планетарны» его натюрморты («Селедка», «Утренний натюрморт», 1918).
Для чего. С. 359). Свидетелем нагнетания этого культа художник стал «в дни народного прощания с Ильичем», рисуя, по воле комиссии ЦИКа, главного революционного деятеля в гробу. Интересен тот факт, что в авангарде отряда нет потерь, они оказываются лишь позади. Значит, дело здесь не в «правде жизни», а в философском осмыслении художником сюжета. Прежний хозяин ее, фабрикант или банкир, сбежал, очевидно, за границу.
Необходима была не просто новизна, а новый философский смысл образа. Космологический символизм сказывается и в портретах («Автопортрет», 1918 «Голова мальчика-узбека», 1921 «Портрет Анны Ахматовой», 1922 и др. ). В 1926 году искусствовед А. И.
В картине Смерть комиссара фигура умирающего написана прозаически сурово. О. уже довольно поздно, 40 минут до полуночи. 8. Ил. Сегодня можно сказать: дело было не в непонимании законов композиции, а в непонимании того, что изограф творит образ в Духе Святом, он всеми способами стремится умалить свое «я», явить не свою индивидуальность через знание тех же «законов композиции», а обнаружить через образ церковную истину.
Пушкина «Борис Годунов», где несколько главных персонажей пьесы нарисованы с явными азиатскими типажными характеристиками. Получается, что отряд слепых ведут, точнее, толкают сзади, такие же слепые комиссары. Это был долгожданный ребенок. Но не менее интересно и другое: бойцы, теряющие своих товарищей их оставляют без какого бы то ни было внимания (на что обращал внимание С. Сандомирский) и, даже потеряв идейного вожака, почти не реагируют на утрату.
Автопортрет. В пейзаже центральное место занимает дорога от церкви. И такие антологии уже имеются. Хотя Петров-Водкин подобную возможность ему оставляет. Вполне возможно, что данный образ задумывался художником в качестве представителя «аппаратной обслуги».
Поездка не состоялась. Что в известной мере мы и наблюдаем в творчестве живописца: церковная живопись у него получалась с примесью «светской», а светская – с налетом «церковности». Позволим себе сделать аналогичное построение, тем более что сам Петров-Водкин прибегает к образу комиссара в своей последней большой композиции «Новоселье», о которой речь впереди.
Когда идет игра с заменой смыслов, то нет ничего случайного. Впрочем и «сатира на новый быт» представляет собой упомянутую повествовательную иллюстрацию, только под углом критицизма.
Где «пенье и слезы Ахматовой» (Хлебников). Петров-Водкин и П. В. Но трубка в руке отсылает нас к одному из главных любителей трубок, хозяину Кремля – И. В.
К. С. Купальщицы и Полдень. Он вполне обдуманно выбрал тему для композиции, работая над ней там же, в Крыму. Т. 45. Иначе не будет характеристического контраста. Письма.
Вместо вина присутствующие потребляют чай с хлебом. Приехав в Париж в 1906 году после окончания Московского училища живописи, ваяния и зодчества, молодой художник первое время еще пытался сочетать литературную работу (закончил пьесу «Жертвенные») с занятиями рисунком, но вскоре задачи, которые он себе поставил в овладении классически строгим и выразительным рисунком, настолько увлекли его, что не оставалось ни времени, ни сил, чтобы продолжать писать повести и рассказы. После созерцания личин красноармейцев можно ли вести речь о каких-либо воспоминаниях. Петров-Водкин К. С. В синеве мудрых ахматовских глаз, в ее печали раскрыта духовная красота.