Портрет Камеристки Рубенс
Настоящий шедевр портретного творчества Рубенса – «Портрет камеристки» из Эрмитажа. Рубенс решает, окончив рисунок, написать картину «Портрет камеристки». В 1625 году Рубенс создал карандашный портрет камеристки. Рубенс решает, окончив рисунок, написать картину,, Портрет камеристки».
Портрет камеристки инфанты Изабеллы
В 1772 году после смерти Пьера Кроза его парижское собрание приобрела Екатерина II при посредничестве и оценке Денни Дидро и Франсуа Троншена (fr). Юрий Нагибин сравнил «Камеристку» с «Дамой с горностаем»— на первый взгляд такая же кроткая и незащищённая натура, скрывающая за собой все тайны королевского двора. Но вздрагивающие тонкие ноздри острого, как клюв птицы, носика напряжены. В зарубежных каталогах нет и сложившегося названия картины. Минерва (Афина) изображена с совой (ее доспехи лежат рядом), Венеру (Афродиту) сопровождает ее сын Купидон, а Юнону (Геру) – павлин.
почему этот фрагмент не стал полномерной картиной. Они немы. Я зрительно уже не могу восстановить всю феерию его огромных холстов, висящих в том же зале. В то же время в личной жизни Рубенс переживает трагедию за трагедией.
Специалисты датируют портрет камеристки приблизительно 1623—1626 годами. Рубенс изображает облик целостно и последовательно, не теряя её женское естество, приближаясь в своём портрете к идеалу человеческой личности. В этот же период жизни Рубенсом (или его учениками) создана целая серия портретов изображающих одну и ту же модель в разном возрасте.
Талант Рубенса-портретиста, быть может, наиболее ярко проявился в эрмитажном «Портрете камеристки». Рубенса интересовало другое. Но портрет камеристки наводит и на другие мысли. Изабелла Клара Евгения могла быть крёстной матерью ребенка, на что указывает заимствование имени и титула (серениссима) суверена. Ничто не является настолько переменчивым, как эстетические идеалы и каноны красоты.
Портрет камеристки инфанты Изабеллы, Рубенс
Тернист, нелегок был путь Рубенса к высотам творчества. Из мерцающего полумрака глядит молодая женщина XVII века в черном платье с белоснежным воротником – фрезой. Ощущаешь его теплоту, нежную мягкую поверхность кожи, румянец на щеках. В 1626 году во время эпидемии чумы ушла из жизни супруга художника Изабелла Брант. В 1626 году во время эпидемии чумы ушла из жизни супруга художника Изабелла Брант. Здесь Рубенс делает это с рембрандтовской силой.
Может быть, потому Рубенс выбрал Елену, что она так напоминала ему Изабеллу в юности. Только с этого момента судьба «камеристки» известна доподлинно. Отсчитывают минуты старые куранты.
Явное сходство с «камеристкой» можно заметить и в облике супруги художника. Блеск золота, брильянтов и оружия, сияние бархата и парчи. Такова ирония судьбы. Рубенсу сопутствовала слава, в 1624 году король Испании даровал ему дворянство. В 1772 году после смерти Пьера Кроза его парижское собрание приобрела Екатерина II при посредничестве и оценке Денни Дидро и Франсуа Троншена (fr).
Ах, этот полный тайн, удивительный, почти волшебный 1625 год. Но судьба его действительно оказалась на редкость завидной. Мать больше не в силах смотреть на то, что произошло с ее ребенком. В живописи Рубенса (1577-1640) соединились экспрессия, драматизм и бьющая через край полнота жизни.
Изабелла Клара Евгения могла быть крёстной матерью ребенка, на что указывает заимствование имени и титула (серениссима) суверена 2. В изображениях юной супруги художник не был столь сдержан. Например, его сына Альберта можно увидеть на картинах «Мадонна в цветочном венке» и «Поклонение волхвов». Исполненное страстного жизнелюбия, многогранное и виртуозное по мастерству творчество Рубенса оказало огромное воздействие на фламандских живописцев, на множество художников XVIII-XIX веков (Антуан Ватто, Жан Оноре Фрагонар, Эжен Делакруа, Огюст Ренуар и другие художники). Судя по названию, на эрмитажной картине изображена придворная дама брюссельской инфанты, однако эту версию труднее всего обосновать. Наиболее раскрепощенной юная жена художника предстаёт перед зрителями на картине «Шубка» (другое название: «Венера в мехах»). Четыре с половиной метра высота полотна — шесть дней работы. Создает портрет (о гримасы судьбы. ) Сусанны Фоурмен, сестры будущей его второй жены.
Кисть мастера, вновь превратившись в тончайшую иглу, рисует еле заметные черточки ресниц. Всего двенадцать месяцев Но сколько картин, портретов, эскизов сотворил мастер. Просвечивающий сквозь тонкие мазки грунт придаёт облику модели лёгкость. В его холстах обычно царствуют крупные, пышнотелые, полные избытка жизненных сил героини.
Шутка ли, сам Рубенс рисует ее. Рубенс жил в то время, когда широкое развитие в искусстве Европы получил стиль барокко. Но Рубенс никогда не был педантом.
Не знающая технических трудностей виртуозная кисть художника величайшее внимание уделяет костюму, величественным позам и жестам, что облагораживает модель, окружая сам по себе «вежливый» портрет особой, подчеркнутой значительностью. В то же время в личной жизни Рубенс переживает трагедию за трагедией. Все это тайна велика есть. Долгое время портрет белокурой девушки оставался безымянным, пока в музее Альбертина (Вена) не был обнаружен эскиз к этой картине с подписью.
Портрет камеристки инфанты Изабеллы Рубенса
Постигает тайны построения пространства, ритм и гармонию рисунка и цвета. Это произведение не парадное, оно подчеркнуто камерное и простое по композиции. Именно после этого пополнения художественная коллекция Эрмитажа стала одной из богатейших и известнейших в мире. Пожалуй, лишь яростный Тинторетто был способен на такой подвиг.
Есть версия, что это могла быть и безымянная любовница художника (Херман Кнакфус). А ведь оно только одно из многих. Не потому ли блистательная галерея рубенсовских портретов лишена высших критериев портретного искусства — проникновения в «диалектику души» и постижения «жизни человеческого духа». На рисунке совсем юная придворная. Вопрос о том, кто такие «рубенсовские женщины» и что же все-таки воплощено художником в его работах – ренессансные идеалы эпохи, личные предпочтения автора или имеет место быть их ироничное преувеличение, продолжает волновать искусствоведов и любителей живописи. Некоторые источники утверждают, что подпись неизвестного происхождения (Шарле, Хельд)14, Другие (Алпатов) считают, что картина подписана именно Рубенсом15.
Описание картины «Портрет камеристки инфанты Изабеллы»
На выпуклый лоб падают почти невесомые, шелковистые пряди волос. Потрясает нас, как вновь открытый материк. Такого рода эскизы и становились частью коллекции семейных портретов. Как все это отлично знал сам Рубенс, много лет мечтавший разрубить золотой узел честолюбия и отдаться целиком во власть любимого им дела — живописи.
Главы крупнейших европейских государств почитали за честь заказать картину у фламандца. Чтобы вникнуть во всё то, что художник вложил в «Персея и Андромеду», требуются комментарии. Неужели она была настолько скромна.
Галерея портретов современников
Что случилось. Их не счесть. Сохранилась сильно обрезанная и незаконченная картина, которую называют детским портретом Клары Серены (иногда «Портрет дочери художника». mw-parser-output. ts-Переход imgmargin-left:. 285714em) на основе явного сходства с Изабеллой Брант. Но языческое чувство столь же сильно, сколь и эгоистично именно потому в нем есть и некая «детскость». Известный специалист по фламандской живописи Рудольф Ольденбург в 1921 году не включил «Камеристку» в каталог картин Рубенса. Меркурий держит яблоко, которое станет наградой победительнице.
В 1626 году, потеряв свою первую жену Изабеллу Брант, Рубенс на время оставил живопись и занялся дипломатической деятельностью, посетил Англию и Испанию, где познакомился с живописью Тициана, работами испанских мастеров. Неужели она была настолько скромна. Главы крупнейших европейских государств почитают за честь заказать картину у фламандца.
Кто такие рубенсовские женщины: описание, картины и интересные факты
Это, конечно же, описка: вместо «paille» должно быть «poil» (с французского – «фетр»). Она не может показать своей заботы. Рубенс, точнее Рюбенс (Rubens) Питер Пауль, великий фламандский художник.
Сверкнули глаза. Бесконечное терзание духа и плоти. Используя несколько архаичное построение портрета по старофламандским канонам (тесная рамка, минимум аксессуаров, строгий фон), автор фокусирует внимание на лице и внутреннем мире девушки. Ему абсолютно несвойственно низвергать кумиры. Мягко обнимает изящную шею воздушное жабо. Голландцы раскрывают скромную, незаметную красоту, присущую природе в ее обычном, хочется сказать «повседневном», состоянии.
В то же время в личной жизни Рубенс переживает трагедию за трагедией. вы можете запросить все в системе с коробкой. Богоматерь с младенцем. Что случилось.
Описание картины Питера Рубенса «Женский портрет»
Например, его сына Альберта можно увидеть на картинах «Мадонна в цветочном венке» и «Поклонение волхвов»10. Ведь Рубенс сам — придворный. Разве шляпка здесь соломенная, тем более с таким пером. Парис решил похитить Елену. Это заметно на автопортрете с Изабеллой Брант, там, где ей около 18 лет, а также в позднем (en). Нет, нет, бойтесь придворных красавиц, если вы не сам король или герцог.
Явное сходство с «камеристкой» можно заметить и в облике супруги художника. В 1625 году умер близкий друг и единомышленник Ян Брейгель. Рубенс и себя не раз писал в ней. И все же Рубенс пишет камеристку. В 1625 году умер близкий друг и единомышленник Ян Брейгель. Это произведение не парадное, оно подчеркнуто камерное и простое по композиции.
Рубенс часто использовал внешность своих детей в своих произведениях. До моего слуха долетают звон шпаг и стоны тайно убитых. Художник вздрогнул. Это можно перевести как: «придворная дама инфанты Брюссельской». Каталог работ Рубенса, составленный Анн-Мари Логан и Майклом Пломпа (музей Метрополитен издание 2005 года), не подтверждает авторство Рубенса и относит «Камеристку» к рубенсовской школе16.
Описание картины Питера Рубенса «Портрет камеристки инфанты Изабеллы»
Меркурий держит яблоко, которое станет наградой победительнице. Вторая осталась с Рубенсом навсегда. Первичный. Это кажущееся сияние приветливых очей с чуть приспущенными подведенными ресницами, за которыми прячется хорошо вымуштрованное умение скрывать свои чувства.
Перед ним была новая натура. Она повзрослела за эти короткие недели на годы. Шутка ли, сам Рубенс рисует ее. Поправила прическу.
Как бы то ни было, по венскому этюду и получила своё название «камеристка», так как сама она не несёт никакой подписи и никак не была поименована в каталогах. Перед ним была новая натура. Живого человека так изображать было не принято, этого не мог не знать художник.
Используя несколько архаичное построение портрета по старофламандским канонам (тесная рамка, минимум аксессуаров, строгий фон), автор фокусирует внимание на лице и внутреннем мире девушки. Его жены относились именно к тому типу красоты, который воссоздан им в его полотнах с необыкновенным восхищением и любовью. Мастер. Но как, оказывается, содержательна эта, не обретшая еще жизненного опыта юность.
На почти парадном «Автопортрете с супругой» без излишнего пафоса, мило, по-семейному изображена благочинная супружеская пара. Она датирована примерно 1616—1618 годами. Содержание предстает проясненным как высокая героическая трагедия. Но его творчество далеко выходило за рамки этого направления. Этюд Рубенса из коллекции Альбертины (Вена) изображает ту же модель. Рубенса называли королем живописцев и живописцем королей.
Очень скоро в систему будут добавлены новые языки. Тогда же Рубенс выполнил несколько парадных портретов в духе нидерландских традиций 16 века (Автопортрет с женой Изабеллой Брант, 1609, Старая пинакотека, Мюнхен), отличающихся интимной простотой композиции, любовной тщательностью воссоздания облика модели и нарядных одеяний, сдержанным изысканным колоритом. Например, его сына Альберта можно увидеть на картинах «Мадонна в цветочном венке» и «Поклонение волхвов». Да, облик этого юного создания очень изменился. Профессор Юлиус Хельд (Колумбийский университет) в своей работе 1959 года высказал сомнения в подлинности портрета, хотя, как утверждается, после посещения Эрмитажа в 1966 году отказался от своих претензий. Четыре континента часто изображались в произведениях художников эпохи барокко. Таким образом, суд Париса стал причиной Троянской войны, окончившейся разрушением Трои.
Поправила прическу. Вернувшись в Антверпен, Рубенс занял место главного придворного живописца правительницы Фландрии инфанты Изабеллы Австрийской. Я чувствую восторг весенних сумерек и тенистую прохладу дворцового парка. Кисть мастера, вновь превратившись в тончайшую иглу, рисует еле заметные черточки ресниц. Только с этого момента судьба «камеристки» известна доподлинно23.
Используя несколько архаичное построение портрета по старофламандским канонам (тесная рамка, минимум аксессуаров, строгий фон), автор фокусирует внимание на лице и внутреннем мире девушки. Портреты эти великолепны — ведь это же Рубенс. Предтеча. Блестит, блестит капля серьги в маленьком ушке придворной красавицы. Создается ощущение, что она совсем скоро потеряет сознание или впадет в агонию. Картина создана по принципу алла прима, в доминирующей технике лессировки. Имеются следы трещин и старой записи по трещинам.
Портрет камеристки инфанты Изабеллы Информацию О
Производство картин тогда было поставлено на поток: мастер делал набросок картины, а заканчивали её уже ученики. Кисть покорна гению Рубенса. Правда, все относительно ибо любой «плохой Рубенс» лучше во сто крат иного другого полотна, но разговор-то идет о вершинах мирового искусства и когда мы любуемся шедеврами, созданными волшебной кистью самого Леонардо или самого Рубенса, у нас невольно возникает горчайшая, но неотступная и простая до тривиальности мысль: сколько бы могли эти мастера создать неподражаемых полотен, таинственных и великолепных, если бы И тут мы мгновенно зрим Леонардо, запускающего шутихи-фейерверки при дворе Лодовико Моро или мастерящего диковинных чудовищ на потеху светлейшему папе Льву X или слышим топот коня, несущего Рубенса в очередную рискованную многомесячную поездку. И все же Рубенс пишет камеристку. Может быть, потому Рубенс выбрал Елену, что она так напоминала ему Изабеллу в юности. Верблюды. Однако, в случае с «Камеристкой», строгое платье и эффектный воротник, золотая цепочка— всё это неразрывно граничит с образом девушки и немного взрослит её, что органично дополняет композицию.
Картина создана по принципу алла прима, в доминирующей технике лессировки. Две сестры. Взгляд девушки направлен слегка в сторону от зрителя. Ни единая морщинка не омрачает гладкое чело камеристки.
- «Портрет старика в красном» Рембрандта
- Лекция: ПОРТРЕТ КАМЕРИСТКИ ИНФАНТЫ ИЗАБЕЛЛЫ» РУБЕНСА
- ПОРТРЕТ КАМЕРИСТКИ ИНФАНТЫ ИЗАБЕЛЛЫ» РУБЕНСА
- «Камеристка»: жизнь после смерти
- Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
- Последние комментарии (всего 6)
- Описание картины Питера Рубенса «Туалет Венеры»
Ведь Рубенс не слишком баловал придворных портретами: он был занят иными делами. Рубенс тяжело переживал эти утраты3. Вы погибнете ни за понюшку табаку, поверив в их русалочью прелесть. Не упасть. Слишком много предательств видел он.
Столкновения двуединых начал — человека житейского и человека-творца. Зрачки женщины на картине расположены не по центру радужной оболочки. Юрий Нагибин сравнил «Камеристку» с «Дамой с горностаем»— на первый взгляд такая же кроткая и незащищённая натура, скрывающая за собой все тайны королевского двора32.
(Не случайно Маркс говорил об античном искусстве как о детстве человечества. ) Язычнику чуждо чувство сопереживания, то самое чувство, без которого невозможно глубокое психологическое исследование личности. Скрипят ржавые петли тяжелых дверей.
Ведь он дипломат. Лицо и платье маркизы четко выписаны, создан цельный образ аристократки. Он едет в Италию, на родину Ренессанса. Модель одета по испанской моде в строгое тёмное платье с белым гофрированным воротником. Рубенс не был Гойей. В 1772 году, после смерти Пьера Кроза, его парижское собрание было приобретено Екатериной II, при посредничестве и оценке Денни Дидро и Франсуа Троншена (fr).
Изабелла Клара Евгения могла быть крёстной матерью ребенка, на что указывает заимствование имени и титула (серениссима) суверена. Почти подросток. Рубенс создает в этом случае редкий для его искусства образец психологического портрета. Этот Ришелье, дьявол в одеянии кардинала. Бык.
- Описание картины Питера Рубенса «Распятие»
- Описание картины Питера Рубенса «Портрет Анны Австрийской»
- История создания и идентификация модели
- «Рубенсовские женщины» : созданные из молока и крови
Лицо стало непроницаемо. Специалисты датируют портрет камеристки приблизительно 1623—1626 годами. Авторитетными западными искусствоведами высказывались сомнения в происхождении картины. Богатство декоративной фантазии исключительная свобода и тонкость живописи присущи циклу проектов триумфальных арок, выполненному Рубенсом по случаю въезда в Антверпен нового правителя Фландрии инфанта Фердинанда (1634-1635, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург).
Пронизанные ощущением могущества стихийных сил природы или, напротив, поэзии мирного бытия, отличающиеся смелой динамичной игрой светотени, свежестью и сочностью приглушенных красок, они воспринимаются как обобщенный поэтический образ фламандской природы (Возчики камней, около 1620, Пейзаж с радугой, около 1632-1635, – оба в Государственном Эрмитаже, Санкт-Петербург). (Не случайно Маркс говорил об античном искусстве как о детстве человечества. ) Язычнику чуждо чувство сопереживания, то самое чувство, без которого невозможно глубокое психологическое исследование личности. Любимец европейских дворов, перед которым заискивали сильные мира сего, удачливый дипломат, не раз заставлявший монархов сменить гнев на милость, счастливый семьянин, Рубенс был столь же удачлив и счастлив в своем искусстве. Рубенс, как никто другой, владел искусством карнации — изображения живого тела. Части света часто персонифицировались речными божествами и могут появляться в живописи вместе с характерными для этих мест животными или опираться на урны из которых струится вода голова под вуалью указывает, что источник реки неизвестен. В то же время в личной жизни Рубенс переживает трагедию за трагедией. Если бы понадобилось одним словом охарактеризовать жизнь Питера Пауля Рубенса, то вполне подошло бы слово «энергия». Рубенс писал. И ни одного похожего.
- Шедевры, выставленные в Эрмитаже
Для лучшей сохранности дубовая основа паркетирована. Во внешности камеристки есть ещё что-то неустоявшееся и девичье, некое смятение чувств. Вздернуты, будто в изумлении, брови. Сколько поколений зрителей слышало, читало в книгах, рассматривало картину с этим названием, не «спотыкаясь» о его несуразность. Мастерство Рубенса-живописца проявляется в цветопередаче, в изысканности линий головы модели изящном овале и чертах лица, являющих особый тип северной женской красоты. Почти подросток.
Его жизнь. С «Портрета Изабеллы Брант» (примерно 1610 год) на нас смотрит очаровательная женщина с красивыми и умными глазами. У него не было святой, яростной цельности Микеланджело. Скрипят ржавые петли тяжелых дверей. Рубенс тяжело переживал эти утраты. С 1589 жил в Антверпене, где получил всестороннее гуманитарное образование. Это заметно на автопортрете с Изабеллой Брант, где ей около 18 лет, а также в позднем наброске (en).
Работа не подписана автором2. Обширная мастерская художника, в которой работали такие крупные художники, как Антонис ван Дейк, Якоб Йорданс, Франс Снейдерс, выполняла по заказам европейской аристократии многочисленные монументально-декоративные композиции, в том числе цикл картин История Марии Медичи (около 1622-1625, Лувр, Париж) для французского королевского двора, в котором Рубенс мифологические и аллегорические фигуры совместил с реальными историческими персонажами.
Художник вытер кисти. В 1626 году во время эпидемии чумы ушла из жизни супруга художника Изабелла Брант.
Питер Пауль Рубенс родился в 1577 году в немецком городке Зиген в семье довольно известного юриста. Подпись к венскому этюду поверху на старофламандском гласит «Sael doegter van de Infante tot Brussel». Это была Вирсавия, жена Урии Хеттеянина. Он.
И Рубенс писал эти портреты. Вечерело. Неповторимый.
Не упасть. Авторитетными западными искусствоведами высказывались сомнения в происхождении картины. Ведь Рубенс не слишком баловал придворных портретами: он был занят иными делами. В 1623 году, в 12-летнем возрасте, после болезни Клара Серена скончалась.
По мнению критиков, с технической точки зрения «рубенсовские женщины» лишены каких бы то ни было изъянов. «Камеристка» не нуждается в них. В 1623 году, в 12-летнем возрасте, после болезни Клара Серена скончалась. Все до дна. Но как все-таки она вошла в мастерскую придворного художника.
Рубенса интересовало другое. Профессор Юлиус Хельд (Колумбийский университет) в своей работе от 1959 года высказал сомнения в подлинности портрета, хотя, как утверждается, после посещения Эрмитажа в 1966 году отказался от своих претензий2526. Они мало выделяются среди окружающих их жителей деревни. Но такого Рубенса мы увидим. Царь Давид однажды «прогуливался на кровле царского дома и увидел с кровли купающуюся женщину а та женщина была очень красива». Может быть.
Среди портретов великого фламандского живописца это полотно занимает особое место. Некоторые источники утверждают, что подпись неизвестного происхождения (Шарле, Хельд)14, Другие (Алпатов) считают, что картина подписана именно Рубенсом15. Но Рубенс никогда не был педантом. портрет прекрасен, девочку в ее дальнейшей судьбе очень жаль. Выше: что вы искали. На «Портрете Изабеллы Брант», написанном около 1626 года, художник приоткрыл все-таки хоть немножко прелестей своей первой жены.
Не разбиться. Пышные и полнотелые «рубенсовские женщины», безусловно, отражают эстетические идеалы его эпохи. распахивает врата в еще не виданную никем вселенную своего «я». Странный, еле заметный румянец блуждал по скулам. Быть может, не всякий назовет ее красавицей ибо есть в ней еще что-то неустоявшееся, девическое (как в Наташе Ростовой при первом ее появлении в романе), но каждый почувствует красоту в поэзии ее духовного мира, в трепетной жизни внутренних переживаний.
Давид соблазнил ее, а Урия отправил на верную гибель. Оно таит неохватную силу творения. Рубенсу сопутствовала слава в 1624 году король Испании даровал ему дворянство. Такого рода эскизы и становились частью коллекции семейных портретов.
Только с этого момента судьба «камеристки» известна доподлинно. По нездоровому виду девочки можно предположить, что дочь художника (если это она) изображена на этюде уже больной, то есть около 1623 года. Вижу длинные гулкие анфилады дворца и пыльные скрипучие витые лестницы. В нижнем правом углу венский этюд подписан P P Rubens и его авторство несомненно, но вопрос, кто надписал этюд и кто модель, остаётся спорным. Главы крупнейших европейских государств почитают за честь заказать картину у фламандца. Их не счесть.
В цикле картин для французской королевы Марии Медичи, который включает 21 полотно, Рубенс широко использует аллегории, мифологических персонажей, которые тем не менее не выглядят условными, настолько они правдивы и жизненно убедительны. Ошибка в названии возникла в XVIII веке во Франции, где в одном из каталогов работ художника полотно было записано: «Le Chapeau de Paille» («Соломенная шляпа»). Юрий Нагибин сравнил «Камеристку» с «Дамой с горностаем»— на первый взгляд такая же кроткая и незащищённая натура, скрывающая за собой все тайны королевского двора32. На данный момент мы служим только на английском, турецком, русском, украинском, казахском и белорусском языках. В зарубежных каталогах нет и сложившегося названия картины13 2. Хозяйка этой ангельской, еле заметной улыбки умеет хранить дворцовые секреты.
Такого рода эскизы и становились частью коллекции семейных портретов. Жизнелюбцу Рубенсу незнаком «разлад мечты и действительности». Казалось, мастером в краски подмешивалась настоящая человеческая кровь.
Девушка изображённая на картине, едва перешла черту между юностью и зрелостью. Это вовсе не его любимый тип женщины. Порваны все земные связи между тремя распятыми и живыми людьми. Пышные и полнотелые «рубенсовские женщины», безусловно, отражают эстетические идеалы его эпохи.
Подпись к венскому этюду поверху на старофламандском гласит «Sael doegter van de Infante tot Brussel». Неужели она была настолько скромна. Лишь только мозг, этот звездный скиталец, еще посылал все более безответные призывы к творцу — твори, созидай.
Конечно же, это роскошная фетровая шляпа, модная в XVII веке. Однако в случае с «Камеристкой» строгое платье и эффектный воротник, золотая цепочка— всё это неразрывно граничит с образом девушки и немного взрослит её, что органично дополняет композицию5. Глаза, всевидящие, всезнающие глаза Изабеллы Брандт остались со мною навсегда.
На рисунке совсем юная придворная.
С исключительным мастерством и чувственной убедительностью воссоздавал Рубенс физический облик и особенности характера модели в парадных портретах этого периода (Марии Медичи, около 1625, Прадо, графа Т. Эренделя, 1620, Старая пинакотека, Мюнхен). Ведь иногда художник находит модель, в которой видит частицу себя, а иногда и всего себя. Но мастер предельно осторожен. Две сестры. В 1630-е годы начался новый период творчества художника.
По нездоровому виду девочки можно предположить, что дочь художника (если это она) изображена на этюде уже больной, то есть около 1623 года. Рано посвятив себя живописи, учился (с 1591) у Тобиаса Верхахта, Адама ван Ноорта, Отто ван Веениуса. «Камеристка» Рубенса несет в себе пороки и достоинства своего времени. Известный специалист по фламандской живописи Рудольф Ольденбург в 1921 году не включил «Камеристку» в каталог картин Рубенса.
Это вовсе не его любимый тип женщины. Отсчитывают минуты старые куранты. За высокими окнами мастерской загорался закат. Рубенс часто использовал внешность детей в своих произведениях. Может быть. Это настроение подчёркивается и очень тонким слоем краски, едва закрывающим грунт. Особой виртуозностью и лиричностью отличаются интимные портреты Рубенса, в том числе Портрет камеристки инфанты Изабеллы (около 1625, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в котором он с помощью прозрачных цветовых переходов и мягких рефлексов передает поэтическое обаяние и трепетную жизненность модели. До моего слуха долетают звон шпаг и стоны тайно убитых.
Каталог работ Рубенса Анн-Мари Логан и Майкла Пломпа (музей Метрополитен издание 2005 года) не подтверждает авторство «Камеристки» Рубенса и относит её к рубенсовской школе. Мастер пишет, как поет птица, вдохновенно, без нот.
Явное сходство с «камеристкой» можно заметить и в облике супруги художника. Казалось, мастером в краски подмешивалась настоящая человеческая кровь. В 1772 году после смерти Пьера Кроза его парижское собрание приобрела Екатерина II при посредничестве и оценке Денни Дидро и Франсуа Троншена (fr). Рубенса называли королем живописцев и живописцем королей. Да, она много знает.
В 1626 году во время эпидемии чумы ушла из жизни супруга художника Изабелла Брант. Виктор Лазарев отмечал: «Обладающая теплотой жемчуга и прозрачностью хрусталя карнация (камеристки) написана с таким гениальным мастерством, что даже у Рубенса этот замечательный портрет стоит несколько особняком»29. Рубенсу сопутствовала слава в 1624 году король Испании даровал ему дворянство. Бригитта Спинола Дориа происходила из влиятельного генуэзского дворянского рода Дориа, представители которого боролись за первые роли в государстве. Слышу шорох поспешных шагов, поцелуи.
Я чувствую восторг весенних сумерек и тенистую прохладу дворцового парка. Слишком много предательств видел он. Этот Ришелье, дьявол в одеянии кардинала. Его муза не знала соперниц. Испытующе вглядывается в нас Рубенс. К концу 1610-х годов Питер Пауль Рубенс получил широкое признание и известность.
Вдруг среди «аллегро» и «фортиссимо» одиноко звучала тихая, задумчивая, драматически-печальная мелодия. Есть версия, что это могла быть и безымянная любовница художника (Херман Кнакфус)11. Кажущаяся бездонность силы, темперамента сменялась вялостью и недугами.
Так в величайшем напряжении всех сил, всего умения родился этот шедевр. Каталог работ Рубенса, составленный Анн-Мари Логан и Майклом Пломпа (музей Метрополитен издание 2005 года), не подтверждает авторство Рубенса и относит «Камеристку» к рубенсовской школе. Гордое слово. Подпись к венскому этюду поверху на старофламандском гласит «Sael doegter van de Infante tot Brussel». Правда, все относительно ибо любой «плохой Рубенс» лучше во сто крат иного другого полотна, но разговор-то идет о вершинах мирового искусства и когда мы любуемся шедеврами, созданными волшебной кистью самого Леонардо или самого Рубенса, у нас невольно возникает горчайшая, но неотступная и простая до тривиальности мысль: сколько бы могли эти мастера создать неподражаемых полотен, таинственных и великолепных, если бы И тут мы мгновенно зрим Леонардо, запускающего шутихи-фейерверки при дворе Лодовико Моро или мастерящего диковинных чудовищ на потеху светлейшему папе Льву X или слышим топот коня, несущего Рубенса в очередную рискованную многомесячную поездку.
Особой виртуозностью и лиричностью отличаются интимные портреты Рубенса, в том числе Портрет камеристки инфанты Изабеллы (около 1625, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в котором он с помощью прозрачных цветовых переходов и мягких рефлексов передает поэтическое обаяние и трепетную жизненность модели. Главы крупнейших европейских государств почитают за честь заказать картину у фламандца. Ему совершенно несвойственно низвергать кумиры. Эпоха, в которой он творит, — все это обозначает силу притяжения, принадлежности каждого мастера своей земле, народу, стране, в которой он живет.
Профессор Юлиус Хельд (Колумбийский университет) в своей работе от 1959 года высказал сомнения в подлинности портрета, хотя, как утверждается, после посещения Эрмитажа в 1966 году отказался от своих претензий2526. Формально «Камеристка» соответствует традиции барочного придворного портрета той эпохи человека знатного и исполненного достоинства. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Блестит, блестит капля серьги в маленьком ушке придворной красавицы.
В 1625 году умер близкий друг и единомышленник Ян Брейгель. Главы крупнейших европейских государств почитали за честь заказать картину у фламандца. Воздух времени, которым дышит художник. И снова погасли. Сдержанный колорит картины построен на переходе от тёмного платья, почти сливающегося с коричневым фоном, к тёплым краскам лица с преобладанием жемчужно-серебристых тонов3. КОНТИНЕНТЫ.
Светская учтивость, строгие рамки этикета не могут сдержать биения пульса природы.
Ей были свойственны грация, спокойное изящество уверенной в себе юной женщины. Сохранилась сильно обрезанная и незаконченная картина, которую называют детским портретом Клары Серены (иногда «Портрет дочери художника». mw-parser-output. ts-Переход imgmargin-left:. 285714em) на основе явного сходства с Изабеллой Брант. Однако в случае с «Камеристкой» строгое платье и эффектный воротник, золотая цепочка— всё это неразрывно граничит с образом девушки и немного взрослит её, что органично дополняет композицию. Шляпа – столь характерная деталь в данном произведении, что часто из его названия вообще опускается слово «дама». Шляпа – столь характерная деталь в данном произведении, что часто из его названия вообще опускается слово «дама».
Формально «Камеристка» соответствует традиции барочного придворного портрета той эпохи — человека знатного и исполненного собственного достоинства. Но в общем портрет отличается необычайной, нехарактерной для Рубенса скромностью. Но пока верная подруга художника жива, он запечатлевает ее молодой и привлекательной, с живыми, умными глазами и нежной улыбкой.
Примером служит огромная потолочная фреска Тьеполо АПОЛЛОН и четыре континента (ок. В этом лице — впервые у Рубенса. По-лисьи, ласково и немного жутковато взирают на нас эти немигающие глазки. Глубокие синие тени неслышно прокрались в студию. Наиболее раскрепощенной юная жена художника предстаёт перед зрителями на картине «Шубка» (другое название: «Венера в мехах»).
Словом, начинающий художник сделал все, чтобы стать мастером. Мягко обнимает изящную шею воздушное жабо. Рубенс часто использовал внешность своих детей в своих произведениях. Ведь он записал однажды: «Придворная жизнь стала ненавистна».
Уму непостижимо создание «Поклонения волхвов». Нет, не колоссальные картины остались в памяти. Ни единая морщинка не омрачает гладкое чело камеристки. Такого рода эскизы и становились частью коллекции семейных портретов. Вечерело. Она старается защитить, укрыть тело Иисуса Христа.
Мастер-пророк. Быть может, мы имеем здесь дело с чувством более сильным, чем восхищение. Но языческое чувство столь же сильно, сколь и эгоистично именно потому в нем есть и некая «детскость».
Прежде всего тот мастер, который умеет подчинить своему искусству вечно мятущегося, одолеваемого тяготами, влюбляющегося и язвимого сомнениями, обуреваемого порою жаждой сиюминутного успеха человека житейского, живущего рядом с человеком-творцом. Об этом думаешь, вглядываясь в рубенсовский портрет камеристки. Прежде всего, сохранилась сильно обрезанная и незаконченная картина, которую называют детским портретом Клары Серены (иногда «Портрет дочери художника») на основе явного сходства с Изабеллой Брант. До меня доносится приторный и горький аромат старинных духов. Порваны все земные связи между тремя распятыми и живыми людьми.
Микеланджело многим казался грубым, неуживчивым, почти неотесанным. И парадокс заключался в том, что в пору зрелости, а если говорить точнее, заката, у этих гигантов искусства наступало то удивительное ясновидение, когда вопросы мастерства исполнения не представляли никаких затруднений. Рубенс тяжело переживал эти утраты.
Это настроение подчёркивается и очень тонким слоем краски, едва закрывающим грунт. Как изменилась она с того дня, когда он сделал свой первый рисунок. Эти особенности барочного искусства отразились и в его картине «Сусанна и старцы» на сюжет из Книги пророка Даниила.
С 1589 жил в Антверпене, где получил всестороннее гуманитарное образование. Изабелла Клара Евгения могла быть крёстной матерью ребенка, на что указывает заимствование имени и титула (серениссима) суверена 2.
Ослепительные мавры. Так же напряжены расширенные зрачки, невольно выдающие взволнованность юной женщины.
На почти парадном «Автопортрете с супругой» без излишнего пафоса, мило, по-семейному изображена благочинная супружеская пара. В этом на первый взгляд полушутливом высказывании скрыта глубочайшая правда: ведь силы любого, даже самого могучего человека измерены и всякая трата энергии имеет свой предел. Портрет этот — «Камеристка инфанты Изабеллы». Рубенсу сопутствовала слава в 1624 году король Испании даровал ему дворянство. Портреты эти великолепны — ведь это же Рубенс.
Плотно сжаты искусно нарисованные губки. Виртуозностью живописи, строгостью и лаконизмом художественных средств отмечены поздние работы художника – Елена Фаурмент с детьми (около 1636, Лувр, Париж, работа не завершена), Три грации (1638-1640, Прадо, Мадрид), Вакх (около 1638-1640, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), автопортрет (около 1637-1640, Музей истории искусств, Вена). В 1625 году умер близкий друг и единомышленник Ян Брейгель.
Помимо очаровательных и целомудренных портретов Елены Фоурмен, он создает другие – откровенные, нежные и чувственные – ее образы (в «Пастушеской сцене», «Вирсавии»). Есть версия, что это могла быть и безымянная любовница художника (Херман Кнакфус). Однако в случае с «Камеристкой» строгое платье и эффектный воротник, золотая цепочка— всё это неразрывно граничит с образом девушки и немного взрослит её, что органично дополняет композицию5. До меня доносится приторный и горький аромат старинных духов.
Контраст похотливой старости и цветущей молодости привносит в картину оттенок драматизма. Голова ребенка (1616 г. ) портрет Клары Серены Рубенс. Рубенс, точнее Рюбенс (Rubens) Питер Пауль, великий фламандский художник. С целью лучшей сохранности дубовая основа паркетирована.
Как бы то ни было, по венскому этюду и получила своё название «камеристка», так как сама картина не несёт на себе никакой подписи и никак не была поименована в каталогах. Помимо очаровательных и целомудренных портретов Елены Фоурмен, он создает другие – откровенные, нежные и чувственные – ее образы (в «Пастушеской сцене», «Вирсавии»). В 1772 году, после смерти Пьера Кроза, его парижское собрание было приобретено Екатериной II, при посредничестве и оценке Денни Дидро и Франсуа Троншена (fr). Глядя на рисунок, будто видишь, как на ее лице вспыхивает костер румянца, как вдруг становятся влажными широко открытые, чуть-чуть косящие глаза, прилежно избегающие пристального взгляда художника.
Он подолгу работал в приобретенном им замке Стен в Элевейте, где писал поэтически одухотворенные портреты своей второй жены, Елены Фаурмент (Шубка, около 1638-1640, Музей истории искусства, Вена) иногда в образе мифологических и библейских персонажей (Вирсавия, около 1635, Картинная галерея, Дрезден), сцены деревенских празднеств (Кермесса, около 1635-1636, Лувр, Париж) исполненные грубоватого реализма и бурной захватывающей жизнерадостности, вызывающие в памяти аналогичные композиции Питера Брейгеля Старшего. Долгое время портрет белокурой девушки оставался безымянным, пока в музее Альбертина (Вена) не был обнаружен эскиз к этой картине с подписью. Но Рубенс, как никто, знал о своих слабостях. В зарубежных каталогах нет и сложившегося названия картины. В 1626 году во время эпидемии чумы ушла из жизни супруга художника Изабелла Брант. Этот наряд соответствует скромной должности камеристки (дворцовой служанки) при инфанте Изабелле.
Более 1000 картин художника – это монументальное достижение. Не потому ли блистательная галерея рубенсовских портретов лишена высших критериев портретного искусства — проникновения в «диалектику души» и постижения «жизни человеческого духа». В их обоюдном упорстве, в их общей творческой страсти, в верности делу служения прекрасному и складывается победа у избравших тернистый путь живописи. Среди них можно различить фигуру Богоматери и Марии Магдалены. Рубенс оставил в Париже законченный портрет Марии Медичи, величественный, державный.
Примером служит огромная потолочная фреска Тьеполо АПОЛЛОН и четыре континента (ок. В письме другу Пьеру Дюпуи (en) он написал по поводу смерти жены: «мне будет весьма трудно отделить мою скорбь от воспоминания, которое я должен вечно хранить о дорогом и превыше всего чтимом существе». Главное — глаза, пристальные, остро внимательные, может, даже недоверчивые. Обширная мастерская художника, в которой работали такие крупные художники, как Антонис ван Дейк, Якоб Йорданс, Франс Снейдерс, выполняла по заказам европейской аристократии многочисленные монументально-декоративные композиции, в том числе цикл картин История Марии Медичи (около 1622-1625, Лувр, Париж) для французского королевского двора, в котором Рубенс мифологические и аллегорические фигуры совместил с реальными историческими персонажами.
Кисть покорна гению Рубенса. В правом нижнем углу мы видим несколько женщин, которые пришли оплакивать Иисуса.
Великолепно ухожены закрученные усы. Все это я вычитала в аннотации к картине.
Лукавая смешинка вот — вот готова превратиться в улыбку и тогда покажутся жемчужные острые зубки Но, будто охваченная каким-то воспоминанием, камеристка на миг задумывается. Художник дважды был женат. Остаться существовать в милости и довольстве Чуть-чуть шелестит подкрахмаленное жабо.
Сколько бы вы ни называли имен мастеров, за каждым из них битва света и тьмы. От Изабеллы словно исходит невидимый свет. В 1612-1620 складывается зрелый стиль Рубенса. О мечты великих.
Мастер пишет, как поет птица, вдохновенно, без нот. Указывая на то, что Рубенс вновь и вновь возвращался к этому образу историки делали вывод о связи семейного18 или личного характера12.
В написанном Рубенсом эскизе «Голгофа» исчезли смятение и беспокойство ранней вещи. Рубенс тяжело переживал эти утраты. Нет традиционных для этого сюжете воинов и палачей, нет горюющих последователей Христа. Его муза не знала соперниц. Для него мечта реальна, а реальность сказочно прекрасна.
Питер Пауль прилежно штудирует фрески великого Рафаэля в Ватикане. Микеланджело и Боттичелли. Виктор Лазарев отмечал: «Обладающая теплотой жемчуга и прозрачностью хрусталя карнация (камеристки) написана с таким гениальным мастерством, что даже у Рубенса этот замечательный портрет стоит несколько особняком». Не знающая технических трудностей виртуозная кисть художника величайшее внимание уделяет костюму, величественным позам и жестам, что облагораживает модель, окружая сам по себе «вежливый» портрет особой, подчеркнутой значительностью. Во внешности камеристки есть ещё что-то неустоявшееся и девичье, некое смятение чувств.
Используя несколько архаичное построение портрета по старофламандским канонам (тесная рамка, минимум аксессуаров, строгий фон), автор фокусирует внимание на лице и внутреннем мире девушки. Он любил жизнь, этот сын Фландрии. Эти речные божества показаны отдыхающими под пологом, окруженные вниманием нагих женщин.
Формально «Камеристка» соответствует традиции барочного придворного портрета той эпохи — человека знатного и исполненного собственного достоинства. Детство художника прошло в Кельне, куда переехала семья через два года после его рождения. Греки, угрожая Трое войной, потребовали вернуть ее. По-лисьи лукаво смотрят на зрителя зеленоватые глаза девушки. Рентгенограмма портрета показывает (заметное также невооружённым глазом) авторское изменение формы серёжки.
Впрочем, атрибуция во всех картинах этого своеобразного «семейного» цикла вызывает сомнения. Но Рубенс, однако, не ограничивается ими. Молодой художник проводит сотни часов в Сикстине, пораженный вихревыми ритмами «Страшного суда» и грандиозной пластикой плафона, где каждая пядь — неодолимая высота искусства. Уже в его первых после возвращения картинах проявилось стремление к переработке итальянских впечатлений в духе национальных художественных традиций. Светская учтивость, строгие рамки этикета не могут сдержать биения пульса природы. Пропорция расположения глаз на портрете соответствует золотому сечению56.
Тысячи касаний. Вижу длинные гулкие анфилады дворца и пыльные скрипучие витые лестницы. Тогда же Рубенс выполнил несколько парадных портретов в духе нидерландских традиций 16 века (Автопортрет с женой Изабеллой Брант, 1609, Старая пинакотека, Мюнхен), отличающихся интимной простотой композиции, любовной тщательностью воссоздания облика модели и нарядных одеяний, сдержанным изысканным колоритом. Умолкли колокола Флоренции.
Шуршит карандаш по листу бумаги. В 1623 году в 12-летнем возрасте Клара Серена скончалась после болезни. Женщина отвернулась в сторону, голова ее наклонена в бок, глаза смотрят вверх. Рубенс не был великим портретистом.
Куда-то убежала улыбка, ранее отраженная на рисунке. Казалось, мастером в краски подмешивалась настоящая человеческая кровь. Мастер взглянул на картину и модель. Шуршит карандаш по листу бумаги. Благодаря тонкому письму, картина не статична, она пронизана волнистым движением, заключённым в посадке модели, разлёте ресниц, лёгкой улыбке. Об этом думаешь, вглядываясь в рубенсовский портрет камеристки.
Одна, смертная, вздохнула и, присев в глубоком реверансе исчезла. Формально «Камеристка» соответствует традиции барочного придворного портрета той эпохи — человека знатного и исполненного собственного достоинства. Царь Давид однажды «прогуливался на кровле царского дома и увидел с кровли купающуюся женщину а та женщина была очень красива». Все, все, казалось, было у этого корифея барокко.
Например, его сына Альберта можно увидеть на картинах «Мадонна в цветочном венке» и «Поклонение волхвов». Как оно летит. Имеются следы трещин и старой записи по трещинам. В 1612-1620 складывается зрелый стиль Рубенса.
Такие его работы, как данный пейзаж, – наилучшее тому подтверждение. Рано посвятив себя живописи, учился (с 1591) у Тобиаса Верхахта, Адама ван Ноорта, Отто ван Веениуса. Рубенсу сопутствовала слава, в 1624 году король Испании даровал ему дворянство.
Любил людей, хотя нередко поражался их коварству и лживости. Это заметно на автопортрете с Изабеллой Брант, там, где ей около 18 лет, а также в позднем наброске (en). Он усиливает во много раз поэтическое очарование увиденного, возводя его в мир искусства. Профессор Юлиус Хельд (Колумбийский университет) в своей работе от 1959 года высказал сомнения в подлинности портрета, хотя, как утверждается, после посещения Эрмитажа в 1966 году отказался от своих претензий. Мягко обнимает изящную шею воздушное жабо.
Такого рода эскизы и становились частью коллекции семейных портретов11. Профессор Юлиус Хельд (Колумбийский университет) в своей работе 1959 года высказал сомнения в подлинности портрета, хотя, как утверждается, после посещения Эрмитажа в 1966 году отказался от своих претензий. Рубенс часто использовал внешность своих детей в своих произведениях.
Картина представляет собой погрудный портрет девушки, выполненный маслом на дереве. Филипп IV, фанатичный до жестокости и религиозный до фанатизма, как говорили о нем современники тщеславная и не великого ума Мария Медичи фатоватый герцог Букингемский сомнительной репутации правительница Нидерландов инфанта Изабелла и множество других, высоких рангом, но не столь же высоких достоинствами, осыпали художника немалым количеством гульденов и флоринов, чтобы в дорогих золоченых рамах оставить потомству свое изображение. Прежде всего, сохранилась сильно обрезанная и незаконченная картина, которую называют детским портретом Клары Серены (иногда «Портрет дочери художника») на основе явного сходства с Изабеллой Брант. Горланит песню пьяная ватага наемников Летит, летит над Фландрией безудержное веселье кермессы — праздника, в котором душа народа, выстрадавшего под иноземным игом эти часы радости.
Каждый зритель может стать счастливым Колумбом или Васко да Гамой, открыв новую красоту. Тщеславие заказчика удовлетворено, декорум соблюден. Феерическая кипень. Картина исполнена в сдержанных тонах, построена на неуловимых тончайших переходах цветов. Однако, в случае с «Камеристкой», строгое платье и эффектный воротник, золотая цепочка— всё это неразрывно граничит с образом девушки и немного взрослит её, что органично дополняет композицию. На острове Юпитер превратился в прекрасного юношу и овладел Европой.
Она датирована примерно 1616—1618 годами. Авторитетными западными искусствоведами высказывались сомнения в происхождении картины. С исключительным мастерством и чувственной убедительностью воссоздавал Рубенс физический облик и особенности характера модели в парадных портретах этого периода (Марии Медичи, около 1625, Прадо, графа Т. Эренделя, 1620, Старая пинакотека, Мюнхен). Этюд Рубенса из коллекции Альбертины (Вена) изображает ту же модель. Пышные и полнотелые «рубенсовские женщины», безусловно, отражают эстетические идеалы его эпохи. Однако всмотритесь: чувственные губы, крупный нос, мясистая мочка уха — все говорит о характере эпикурейца.
Время. Да, она успела узнать многое о нем, о Рубенсе и он чувствует это. В версии, которая перед нами (1639), Парис изображен в пастушеском наряде, пристально разглядывающим трех великолепных нагих женщин, которых он попросил снять одежды, чтобы ничто не мешало судить об их красоте.
Восторгается шедеврами живописи, скульптуры, архитектуры. Он писал их при испанском, английском итальянском и французском дворах. Он подолгу работал в приобретенном им замке Стен в Элевейте, где писал поэтически одухотворенные портреты своей второй жены, Елены Фаурмент (Шубка, около 1638-1640, Музей истории искусства, Вена) иногда в образе мифологических и библейских персонажей (Вирсавия, около 1635, Картинная галерея, Дрезден), сцены деревенских празднеств (Кермесса, около 1635-1636, Лувр, Париж) исполненные грубоватого реализма и бурной захватывающей жизнерадостности, вызывающие в памяти аналогичные композиции Питера Брейгеля Старшего. Рубенс не считается мастером психологического портрета.
Какой ураган чувств проносится в душе молодой женщины. Молодой художник проводит сотни часов в Сикстине, пораженный вихревыми ритмами «Страшного суда» и грандиозной пластикой плафона, где каждая пядь — неодолимая высота искусства. Бородатые мудрецы. Иначе еще не бывало в истории. В то же время в личной жизни Рубенс переживает трагедию за трагедией67. Хозяйка этой ангельской, едва заметной улыбки умеет хранить дворцовые секреты.
Значит, мастер писал портрет, как говорят теперь, «для души». Впрочем, атрибуция во всех картинах этого своеобразного «семейного» цикла вызывает сомнения. Этой силе нет преград для исполнения самой заветной мечты.
Становилось до ужаса ясно, в какую бездну канули драгоценные годы, столь необходимые для творчества, для самовыражения. Помимо очаровательных и целомудренных портретов Елены Фоурмен, он создает другие – откровенные, нежные и чувственные – ее образы (в «Пастушеской сцене», «Вирсавии»). В 1625 году умер близкий друг и единомышленник Ян Брейгель. Каталог работ Рубенса, составленный Анн-Мари Логан и Майклом Пломпа (музей Метрополитен издание 2005 года), не подтверждает авторство Рубенса и относит «Камеристку» к рубенсовской школе16.
Но истинным его кумиром был творец фресок Сикстинской капеллы — Микеланджело. Здесь же перед нами юность, которая едва перешагнула порог сознательной жизни. Мерно колышется грудь красавицы. Боже, подумает читатель, как все это банально. На выпуклый лоб падают почти невесомые, шелковистые пряди волос.
Первые годы своей творческой жизни Рубенс провел в Италии. Юрий Нагибин сравнил «Камеристку» с «Дамой с горностаем»— на первый взгляд такая же кроткая и незащищённая натура, скрывающая за собой все тайны королевского двора. Портрет этот — единственный в своем роде. Первичный.
Взгляд девушки направлен слегка в сторону от зрителя. Рубенс тяжело переживал эти утраты. Весьма импозантен этот зрелых лет мужчина. Он был величайшим живописцем этого стиля и одним из его создателей. Специалисты датируют портрет камеристки приблизительно 1623—1626 годами.
И снова и снова вставала перед Рубенсом пестрая панорама его странствий. Правда, только однажды. Впрочем, атрибуция во всех картинах этого своеобразного «семейного» цикла вызывает сомнения1914. Вторая осталась с Рубенсом навсегда. Будто другая женщина.
Работа не подписана автором. Сколько бы вы ни называли имен мастеров, за каждым из них битва света и тьмы. Все это тайна велика есть. Возвратившись в 1608 г. на родину, Рубенс начинает активно работать в Антверпене. Но не хватало самого малого — силы.
Слышу шорох поспешных шагов, поцелуи. Ошибка в названии возникла в XVIII веке во Франции, где в одном из каталогов работ художника полотно было записано: «Le Chapeau de Paille» («Соломенная шляпа»). Это заметно на автопортрете с Изабеллой Брант, где ей около 18 лет, а также в позднем наброске (en). Она была выдана замуж за капитана Спинола, главнокомандующего испанскими войсками.
Изящный переход от юности к зрелости, просвечивающий сквозь облик модели, едва заметная грустная нотка во взгляде приоткрывают внутренний мир придворной дамы. В письме другу Пьеру Дюпуи (en) он написал по поводу смерти жены: «мне будет весьма трудно отделить мою скорбь от воспоминания, которое я должен вечно хранить о дорогом и превыше всего чтимом существе».
Не раз глядел в глаза королей, герцогов, кардиналов и научился скрывать свои мысли. Но в общем портрет отличается необычайной, нехарактерной для Рубенса скромностью. Молодая дама никак не могла скрыть ту слегка вульгарную и горьковатую мину, которой обладали многие участницы дворцовой карусели, порою судорожно веселой, а иногда тоскливой и нудно-однообразной Ах, этот нектар пустейшей светской улыбки, скрывающий все и создающий лишь иллюзию радости общения. Художник отходит от мольберта и долго-долго глядит на модель и холст. После смерти отца, мать перевозит детей в Антверпен, где Рубенс поступает в пажи к графине Маргарите де Линь и, одновременно, берет уроки рисования у известных художников: Отто ван Веена, Тобиаса Верхарта, Адама ван Ноорта. Но в общем портрет отличается необычайной, нехарактерной для Рубенса скромностью. Оптимизм образов Рубенса во многом выразил характер его эпохи, где много значила уверенность людей в сегодняшнем дне, хотя искусству этого мастера не были чужды и драматические чувства.
Каждый зритель может стать счастливым Колумбом или Васко да Гамой, открыв новую красоту. Существенное место в творчестве Рубенс занял пейзаж: ландшафты с гнущимися по ветру могучими деревьями, вздымающимися холмами, зелеными рощами и долинами, стремительно несущимися облаками он населял мирно пасущимися стадами идущими, едущими на повозках или беседующими крестьянами. Боже, подумает читатель, как все это банально. По мнению критиков, с технической точки зрения «рубенсовские женщины» лишены каких бы то ни было изъянов. Вмиг оживали перед глазами вереницы людей, вершивших судьбы Европы, целых государств.
На «Портрете Изабеллы Брант», написанном около 1626 года, художник приоткрыл все-таки хоть немножко прелестей своей первой жены. В этом лице — впервые у Рубенса. Вчитайтесь в историю искусства и вы увидите одетого в рубище Рембрандта, бредущего по мостовой амстердамского гетто, вы подниметесь по шатким ступеням в его сырую мрачную мастерскую и сквозь тьму и холод бытия вам откроется немеркнущее сияние его гениальных полотен, будто сотканных из пурпура, золота, мрака и света. Рубенс часто использовал внешность детей в своих произведениях.
Он на миг потерял внутренний контакт с моделью и женщина мгновенно почувствовала это.
Известный специалист по фламандской живописи Рудольф Ольденбург в 1921 году не включил «Камеристку» в каталог картин Рубенса. Эти речные божества показаны отдыхающими под пологом, окруженные вниманием нагих женщин. Просвечивающий сквозь тонкие мазки грунт придает облику модели легкость. Я чувствую восторг весенних сумерек и тенистую прохладу дворцового парка. Имеются следы трещин и старой записи по трещинам. В живописи Рубенса (1577-1640) соединились экспрессия, драматизм и бьющая через край полнота жизни. Ажурная колонна.
Тысячи касаний. Модель одета по испанской моде в строгое тёмное платье с белым гофрированным воротником.
Рубенс не был Гойей. Есть версия, что это могла быть и безымянная любовница художника (). Некоторые источники утверждают, что подпись неизвестного происхождения (Шарле, Хельд), Другие (Алпатов) считают, что картина подписана именно Рубенсом.
В его холстах обычно царствуют крупные, пышнотелые, полные избытка жизненных сил героини. В 1623 году в 12-летнем возрасте Клара Серена скончалась после болезни. В 1625 году умер близкий друг и единомышленник Ян Брейгель. Девушка изображённая на картине, едва перешла черту между юностью и зрелостью. Но к чему эти воспоминания, терзающие душу. Как бы то ни было, по венскому этюду и получила своё название «камеристка», так как сама картина не несёт на себе никакой подписи и никак не была поименована в каталогах13.
Камеристка вздохнула. В 1623 году, в 12-летнем возрасте, после болезни Клара Серена скончалась. Мы «читаем» портрет, как читаем страницы Толстого и Достоевского.
Этюд Рубенса из коллекции Альбертины (Вена) изображает ту же модель12. Да, она успела узнать многое о нем, о Рубенсе и он чувствует это. Долгое время портрет белокурой девушки оставался безымянным, пока в музее Альбертина (Вена) не был обнаружен эскиз к этой картине с подписью8. Богоматерь с младенцем. Со страстным языческим жизнелюбием Питер Пауль Рубенс воссоздает полнокровную красоту обнаженного человеческого тела, воспевает чувственную радость земного бытия (Союз Земли и Воды, около 1618, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург Похищение дочерей Левкиппа, около 1619-1620, Старая пинакотека, Мюнхен).
Голландцы раскрывают скромную, незаметную красоту, присущую природе в ее обычном, хочется сказать «повседневном», состоянии. Это можно перевести как: «придворная дама инфанты Брюссельской». Используя несколько архаичное построение портрета по старофламандским канонам (тесная рамка, минимум аксессуаров, строгий фон), автор фокусирует внимание на лице и внутреннем мире девушки4. Безвестная камеристка вряд ли могла заказать дорогостоящий портрет у придворного живописца. Широкая шляпа элегантно заломлена. В письме другу Пьеру Дюпуи (en) он написал по поводу смерти жены: «мне будет весьма трудно отделить мою скорбь от воспоминания, которое я должен вечно хранить о дорогом и превыше всего чтимом существе».
По нездоровому виду девочки можно предположить, что дочь художника (если это она) изображена на этюде уже больной, то есть около 1623 года. Он пишет супругу Изабеллу Брандт, не зная, что лишь год отделяет любимую от кончины. Сколько поколений зрителей слышало, читало в книгах, рассматривало картину с этим названием, не «спотыкаясь» о его несуразность. Рубенс тяжело переживал эти утраты.
Виктор Лазарев отмечал: «Обладающая теплотой жемчуга и прозрачностью хрусталя карнация (камеристки) написана с таким гениальным мастерством, что даже у Рубенса этот замечательный портрет стоит несколько особняком»29. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. И ни одного похожего. Блеснули кольца на узкой бледной руке. Но к чему эти воспоминания, терзающие душу.
Некоторые источники утверждают, что подпись неизвестного происхождения (Шарле, Хельд) другие (Алпатов), что сделана рукой Рубенса. Ведь Рубенс сам — придворный.
Звучная красочность, полнокровная живописная лепка тел, пластическая насыщенность мотивов свойственны таким разным произведениям, как «Похищение дочерей Левкиппа», «Снятие с креста», «Крестьянский танец». Виртуозностью живописи, строгостью и лаконизмом художественных средств отмечены поздние работы художника – Елена Фаурмент с детьми (около 1636, Лувр, Париж, работа не завершена), Три грации (1638-1640, Прадо, Мадрид), Вакх (около 1638-1640, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), автопортрет (около 1637-1640, Музей истории искусств, Вена). В этот же период жизни художника создана целая серия портретов Рубенса (или его мастерской) изображающих одну и ту же модель в разном возрасте.
КОНТИНЕНТЫ. Это можно перевести как: «придворная дама инфанты Брюссельской»13. Но вздрагивающие тонкие ноздри острого, как клюв птицы, носика напряжены. Ведь он записал однажды: Придворная жизнь стала ненавистна».
Изображения Изабеллы Брант, Елены Фоурмен, детей художника узнаваемы родственной теплотой и интимным настроением. Лицо камеристки кажется трепетным, живым. Еще сильнее косят глаза, убегая от взора рисующего ее пожилого мужчины, этого столь великого живописца и столь малого по знатности придворного. Тигрица представляет реку Тигр, а путти играют с крокодилом, символом Нила. Красавица Европа гуляла с подругами по берегу моря, где ее увидел Юпитер, бог-громовержец. В этот же период жизни Рубенсом (или его учениками) создана целая серия портретов изображающих одну и ту же модель в разном возрасте89.
Именно портрет. Буонарроти не нуждался во внешнем лоске, придворной обходительности. Выхолена борода. Микеланджело и Боттичелли. Рубенс часто использовал внешность детей в своих произведениях.
Сдержанный колорит картины построен на переходе от темного платья, почти сливающегося с коричневым фоном, к теплым краскам лица с преобладанием жемчужно-серебристых тонов. Долгое время портрет белокурой девушки оставался безымянным, пока в музее Альбертина (Вена) не был обнаружен эскиз к этой картине с подписью. На долю родителей Рубенса выпало немало испытаний. Изабелла Клара Евгения могла быть крёстной матерью ребенка, на что указывает заимствование имени и титула () суверена. Под крестом изображена Мария Магдалена. И снова я гляжу сегодня на Камеристку» и словно ощущаю ее время.
Но мастер предельно осторожен. Кисть Рубенса (1577-1640), обычно широко и активно создающая форму, здесь мягко касается создаваемого портрета. У него не было святой, яростной цельности Микеланджело.
Тонкий слой масла почти не скрывает голубую тонировку грунта. Черты Изабеллы Брандт (первой супруги Рубенса, умершей в тридцатичетырехлетнем возрасте от чумы) и Елены Фоурмен (второй его жены, бывшей значительно моложе супруга) проступают во всех женских персонажах его картин. Он любуется богинями, стоящими перед ним в разных ракурсах. Ему совершенно несвойственно низвергать кумиры. Быть может, не всякий назовет ее красавицей ибо есть в ней еще что-то неустоявшееся, девическое (как в Наташе Ростовой при первом ее появлении в романе), но каждый почувствует красоту в поэзии ее духовного мира, в трепетной жизни внутренних переживаний. Время.
Взгляд девушки направлен слегка в сторону от зрителя. Рубенс создал большое количество картин на библейские сюжеты.
Два человека глядели на него. Да, она много знает. Она датирована примерно 1616—1618 годами. Пропорция расположения глаз на портрете соответствует золотому сечению. Работа не подписана автором.
Не это ли первый и главный признак шедевра. Какой ураган чувств проносится в душе молодой женщины. Единственный. В изображениях юной супруги художник не был столь сдержан.
Безвестная камеристка вряд ли могла заказать дорогостоящий портрет у придворного живописца. Со страстным языческим жизнелюбием Питер Пауль Рубенс воссоздает полнокровную красоту обнаженного человеческого тела, воспевает чувственную радость земного бытия (Союз Земли и Воды, около 1618, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург Похищение дочерей Левкиппа, около 1619-1620, Старая пинакотека, Мюнхен). В версии, которая перед нами (1639), Парис изображен в пастушеском наряде, пристально разглядывающим трех великолепных нагих женщин, которых он попросил снять одежды, чтобы ничто не мешало судить об их красоте. Некоторые источники утверждают, что подпись неизвестного происхождения (Шарле, Хельд) другие (Алпатов), что сделана рукой Рубенса. И все же жизнь есть жизнь и, невзирая на эту искусственную атмосферу двора, а может именно вопреки ей, в чертах лица камеристки, в заостренных скулах, в упрямом подбородке шалуна подростка озорная, ребячья угловатость.
Но что-то дрогнуло во мне. Просвечивающий сквозь тонкие мазки грунт придаёт облику модели лёгкость. К концу 1610-х годов Питер Пауль Рубенс получил широкое признание и известность. Питер Пауль — жизнелюб.
Из них не вылетит ни одного лишнего слова. Портрет девушки выполнен по рисунку, написанному с натуры. Мастер пишет, как птица, вдохновенно, без нот. Рубенс, как никто другой, владел искусством карнации – изображения живого тела.
Слишком скудно. Только с этого момента судьба «камеристки» известна доподлинно. Слышу шорох поспешных шагов, поцелуи. Черты Изабеллы Брандт (первой супруги Рубенса, умершей в тридцатичетырехлетнем возрасте от чумы) и Елены Фоурмен (второй его жены, бывшей значительно моложе супруга) проступают во всех женских персонажах его картин. На выпуклый лоб падают почти невесомые, шелковистые пряди волос.
Сдержанный колорит картины построен на переходе от тёмного платья, почти сливающегося с коричневым фоном, к тёплым краскам лица с преобладанием жемчужно-серебристых тонов. Такова ирония судьбы. Что случилось.
С «Портрета Изабеллы Брант» (примерно 1610 год) на нас смотрит очаровательная женщина с красивыми и умными глазами. Во внешности камеристки есть ещё что-то неустоявшееся и девичье, некое смятение чувств. Буонарроти отдал всего себя искусству. 1750). Создает портрет (о гримасы судьбы. ) Сусанны Фоурмен, сестры будущей его второй жены. Известный специалист по фламандской живописи Рудольф Ольденбург в 1921 году не включил «Камеристку» в каталог картин Рубенса.
В них начисто отсутствует мистика. И снова я гляжу сегодня на «Камеристку» и словно ощущаю ее время.