Портрет Вольтера
Не менее удался ему и портрет Вольтера. Гудон понимал, что такие оценки портрета Вольтера несправедливы. Самый знаменитый мраморный портрет Вольтера – Вольтер в кресле Жана Антуана Гудона.
Скульптурные портреты Растрелли
Таким признанием выдающейся роли Вольтера стала состоявшаяся на сцене «Комеди Франсэз» торжественная церемония. Постановка его последней пьесы «Irne» превратилась в его апофеоз. Зрительный зал стоя приветствовал великого старца. Вольтер начал в стиле классической эпопеи («Генриада», 1728 первоначально «Лига или великий Генрих»), которая однако, как и классическая трагедия, под его рукой преображалась: вместо вымышленного героя взят реальный, вместо фантастических войн— на самом деле бывшая, вместо богов— аллегорические образы— понятия: любви, ревности, фанатизма (из «Essai sur la posie pique»). Однако не прошло и четверти века, как было основано Британское и зарубежное библейское общество (1804 год). Создалось впечатление бархатистой, теплой человеческой кожи. Скульптор протер ее тампоном с толченым песчаником.
Доставка библиотеки в Петербург была осуществлена на специальном корабле осенью 1779 года, она состояла из 6 тысяч 814 книг и 37 томов с рукописями. Наследница (племянница Вольтера, вдова Дени) охотно согласилась, сумма сделки составила крупную по тем временам сумму в 50000 экю или 30000 рублей золотом. Вольтер восседал в окружении античных философов.
Правдивость изображения достигнута посредством точной передачи внешних черт. Однако и уличный балаганный театр кое-чему научил Мольера. Для первого, Гудон исполнил несколько рельефных портретов его семейства, для императрицы — ее бюст (1773 г. ). Так случалось во время бесед философа с друзьями и при общении с кем-то, но никогда — во время сеансов в мастерской скульптора. Оттого и создается впечатление сосредоточенности и безграничного полета мысли. Все остальные расположены вокруг зрачка их глубина различна.
Но и здесь надо заметить, что на борьбу против угнетения рабочих «социально близкой» ему буржуазией Вольтер не бросался с такой же поспешностью. Наиболее стойкие энтузиасты решили попытать счастья в провинции. Из Пруссии он перебрался в Швейцарию, где купил несколько поместий. Здесь Вольтер словно уходил в себя, как улитка в свою раковину.
Фернейский патриарх согласился на это с большой неохотой. Губы сложены иронически, но главное -- философическая возвышенность портрета. Только сумрачный Жан Жак Руссо – самый радикальный из просветителей – оставался в стороне и угрюмо порицал цивилизацию, оторвавшую «естественного человека» (дикаря) от «естественной среды» (невозделанной природы) и сделавшую его несчастным.
Нажатие кнопки «Отправить» означает, что вы принимаете эти условия и обязуетесь их выполнять. На рубеже XX века вольтеровская традиция в своеобразном преломлении ещё раз вспыхнула в «философских» романах Анатоля Франса. Но больше всего Вольтер мечтал тесно подружиться с всемогущей русской императрицей.
Французский скульптор (1741-1828, скульптурный портрет Вольтера)
Вслед за тем появилось сразу несколько портретов Вольтера. Вольтер заступился за крепостных крестьян монастыря св. В борьбе против доживающего свой век старого порядка Вольтер мог, с другой стороны, опираться на огромную влиятельную аудиторию как во Франции, так и за границей, начиная от «просвещённых монархов» и до широких кадров новой буржуазной интеллигенции, вплоть до России, которой он посвятил свою «Историю Петра» и отчасти «Карла XII», находясь в переписке с Екатериной II и с Сумароковым и где его именем было окрещено, хотя и без достаточного основания, общественное течение известное под названием вольтерианства.
Всем знакомы термины-синонимы «вольтерьянство» и «вольнодумство», обозначающие широчайшее движение русской общественной мысли второй половины XVIII – начала XIX столетий. Не сомневаясь в успехе, актер и драматург самоуверенно дал ему имя «Блистательный». По существу, весь XVIII век прошел в театре под знаком Вольтера.
- Вольтер — великий насмешник эпохи Просвещения
- Основная идея Вольтера и его философские и политические взгляды
- Сенсационные детали, о которых не расскажут наставники «простодушных»
- Вольтер: краткая биография интересные факты и видео
- 15 интересных фактов из биографии Вольтера
Если как драматург Вольтер шёл от ортодоксальной классической трагедии через её сентиментализацию, романтизацию и экзотику к драме Нового времени под напором растущего движения «третьего сословия», то аналогична его эволюция и как писателя эпического. При дворе прусского короля он тоже прожил недолго, вызвав гнев монарха торговыми спекуляциями и рассорившись со всеми «учеными мужами» берлинской Академии наук. Если в XIX веке в общем этот культ пошёл на убыль, то имя и слава Вольтера возрождались всегда в эпохи революций: на рубеже XIX века— в Италии, куда войска генерала Бонапарта принесли принцип декларации прав человека и гражданина, отчасти в Англии, где борец против Священного союза, Байрон, прославил Вольтера в октавах «Чайльд-Гарольда», потом— накануне мартовской революции в Германии, где Гейне воскрешал его образ. При обходе выясняется и авторская логика, по которой создана внутренняя динамика образа.
Новую скульптуру установили в фойе, где она и сейчас находится. Вольтер никогда не был атеистом (а такой стереотип бытового сознания существует), он был деистом, то есть, во всяком случае, не отрицал божественного сотворения мира. Он даже не раз высказывался в том духе, что пролетариат есть «чернь», которая по своим низким качествам вполне заслуживает тяжкой участи.
- Вольтер, жизнь и творчество, краткая биография
- Философские труды, преследования
- Политические и правовые взгляды Вольтера
- Картины по стилям и направлениям
Он плачет издевается, смотрит на мир трагически и задыхается от смеха. Гудон первым добивается этого эффекта, высверлив углубления зрачков (куда падает тень) и оставив нависающий кусочек белого мрамора, создающий иллюзию светового блика. Очнувшись, старик с горечью воскликнул: «Что вы делаете, молодой человек. При этой точке зрения силуэт статуи близок к очертаниям треугольника. К счастью, это не было насилием над характером дарования скульптора.
К типу таких буржуазных пьес можно отнести «Право сеньора», «Нанина», «Расточитель» и др. Являясь сторонником эмпиризма английского философа Локка, учение которого он пропагандировал в своих «философских письмах», Вольтер был вместе с тем противником французской материалистической философии, в частности барона Гольбаха, против которого направлено его «Письмо Меммия к Цицерону» в вопросе о духе Вольтер колебался между отрицанием и утверждением бессмертия души, в вопросе о свободе воли— в нерешительности переходил от индетерминизма к детерминизму. В Ферне он выпустил множество литературных, публицистических, философских и исторических сочинений, одним из которых является История Российской империи при Петре Великом (1759-1763). 30 мая 1778 года Вольтера не стало.
- Вольтер: краткая биография гения
- Поэзия на службе русской экспансии
- Русская античность подкрымским солнцем
- Известные цитаты Вольтера Править
- ВОЛЬТЕР- ВЕЛИКИЙ НАСМЕШНИК ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ
Сам Вольтер из ложи наблюдал эту церемонию. Итогом и вершиной этих поисков явилась одна из лучших работ мастера «Вольтер, сидящий в кресле» (зал 287). 30 мая 1778 года, через два месяца после триумфального чествования в театре «Комеди франсез», Вольтер скончался. «Экорше»— гордость ваятеля. Создалось впечатление бархатистой, теплой человеческой кожи.
Вольтер весь преобразился.
Для создания бюста Колло использовала уже имевшиеся изображения Вольтера, которых к 70-м гг. Общество должно делиться на «образованных и богатых» и на тех, кто, «ничего не имея», «обязан на них работать» или их «забавлять».
Второй же экземпляр был предназначен для далекого путешествия в Россию. 1750-1760-е годы были чрезвычайно плодотворными для Вольтера. Христианское мифотворчество Вольтер считал обманом.
- Начало литературной деятельности
- Исаак и Авраам: две интерпретации
Изваянная им фигура королевы Марии Лещинской в виде Юноны (1730--1731, Лувр) говорит о новом направлении в искусстве. Казалось, они видят то, что скрыто от других. Этот бюст был экспонирован в луврском Салоне 1779 года.
Трагедия в ту пору становилась ведущим жанром благодаря необычайному успеху «Сида» Корнеля. Вольтер восседал в окружении античных философов. Постановка его последней пьесы «Ирен» превратилась в его апофеоз. При этом Вольтер требовал, чтобы во время сеансов присутствовал швейцарец Гюбер, который был его хорошим знакомым и который исполнял его портреты, начиная с первых лет жизни в Ферне.
Долгие годы статуя не привлекала к себе внимания. Вашингтона. Особое место во взглядах Вольтера занимало отношение к христианству вообще. Интересно, что эта выдающаяся и, пожалуй, самая любимая анатомическая модель в истории скульптуры поначалу была всего лишь гипсовым эскизом для «Иоанна Крестителя».
Борясь словом и делом (заступничество за жертв «религиозного фанатизма— Каласа и Сервета») против «господства и гнёта религиозных суеверий» и «предрассудков», против «клерикального изуверства», Вольтер неустанно проповедовал идеи религиозной «терпимости» (tolrence)— термин, означавший в XVIIIв. Вместе с несколькими актерами Жан Батист создал свой театр. Каждая вещь, вышедшая из его рук, заставляет забывать о ремесленной стороне искусства. Альтернативой выезду было чрезвычайно длительное тюремное заключение. Внешне эта словесная декларация Вольтера выглядит красиво и даже убедительно.
Екатерина умела распознавать людей. Ощущение величия усиливает спокойный ритм плоскостей и крупных складок плаща, свободно лежащих вокруг тела. В 1781 году работа была закончена. Но убедительность образа— в его одухотворенности. Гудон снял слепки с лица и рук писателя и продолжил работу. Следующая точка зрения— самая выигрышная в постижении смысловой насыщенности образа. Средствами одной лишь пластики он достигает редкого светотеневого эффекта.
Кажется, что движение не прервано. В том же году он получил серебряную медаль за успехи в выполнении этюдов, а пять лет спустя за барельеф «Царица Савская подносит дары Соломону» (1761 г. ) удостоился первой премии – золотой медали с правом обучения во Французской академии в Риме – и вернулся в свою родную «Школу для избранных» теперь уже в качестве ученика. В основном это изделия из мрамора, всевозможные скульптуры и бюсты. Облик Вольтера запечатлен и в изобразительном искусстве.
В 1777 г. уменьшенный мраморный вариант «Морфея» – гипсовой статуи в величину натуры (1771 г. ) – стал конкурсной работой Гудона на звание действительного члена Академии живописи и ваяния. Однако гудоновская «Диана» имела две отличительные особенности – быстрое движение и полную наготу. Он приобрёл себе особняк на улице Ришелье, активно работал над новой трагедией «Агафокл». А на следующий день Гудон отправился в дом Вольтера и сделал слепки с лица и рук умершего. Он не побоялся вывести на сцену садовника, молодую девушку, помогающую отцу в сельских работах, простого солдата. Уже в первых работах Гудон заявляет о себе как мастер, причем мастер монументальных форм.
Защита веротерпимости составляет очень видную сторону в деятельности Вольтера. Эта же идея пронизывает и многие из его произведений, особенно знаменитый «Опыт о терпимости» («Essai sur la tolrance», 1763). Гудон первым добивается этого эффекта, высверлив углубления зрачков (куда падает тень) и оставив нависающий кусочек белого мрамора, создающий иллюзию светового блика. Гюбер не копировал внешность Вольтера, а останавливал внимание лишь на самом характерном.
Произведения мастера поражают исходящим от них ощущением жизни. Колло выполнила бюст Вольтера около 1770 г. по заказу Екатерины. Дружбой с мыслителем гордились такие просвещённые монархи, как Екатерина II, Фридрих II, возобновивший с ним переписку, Густав III. Улыбка Вольтера, наверное, не менее знаменита, чем улыбка Моны Лизы. Наконец, свет мерцает и тонет в живых глазах философа— удивительных по своей моделировке.
Тварь оказалась живучей и прыткой, но несколько сильнейших ударов Вольтер ей всё же нанёс. Книгу конфисковали, редактора бросили в тюрьму, а Вольтер бежал в провинцию. В конце жизни он говорит о нем как об одном из лучших своих произведений. Гудон снял слепки с лица и рук писателя и продолжил работу.
Сеансы проходят вяло. Откинутые назад пряди волос придерживает лента, обнажая высокий лоб. Итогом и вершиной этих поисков явилась одна из лучших работ мастера «Вольтер, сидящий в кресле» (зал 287). Такое изображение королевы при Людовике XIV было бы недопустимо. Они словно пронзали окружающее.
Как для всех «просветителей» XVIII века, художественная литература была для Вольтера не самоцелью, а лишь средством пропаганды своих идей, средством протеста против самодержавия, против церковников и клерикализма, возможностью проповедовать веротерпимость, гражданскую свободу и т. д. Соответственно этой установке, его творчество в высокой степени рассудочно и публицистично. Несмотря на то, что в своем творчестве Вольтер был продолжателем аристократических жанров поэзии, он стал последним крупным представителем трагедии классической, ведь он написал 28 произведений в этом жанре – например, «Эдип», «Заира», «Брут», «Магомет», «Спасенный мир». Художник облачил мудреца в античную тогу, скрыв его немощное, худое тело. Ироническая усмешка направлена не на зрителя, а связана с раздумьем мудреца.
Приказ Николая он выполнил по-своему, спрятав статую. В это время Вольтер уже не скиталец, а суровый критик, авторитет которого непререкаем. Особенно выразительны глаза – они кажутся прозрачными, блестящими.
Трудящимся вот таким образом незачем давать образование: «если народ начнёт рассуждать, всё погибло» (из писем Вольтера). Придя к власти во Франции в ходе революции 1789, поборники деизма в своих гонениях на инакомыслие проявили неизмеримо сильнейший фанатизм, чем та католическая «гадина», раздавить которую за «нетерпимость» великий французский писатель требовал на протяжении всей своей жизни. Почему скупой. Однако скульптор все же предпочел не выставлять ее в Салоне и желающие могли любоваться чистым классическим изяществом «Дианы» в мастерской художника. Словом, хитрый лис Вольтер умел ладить с сильными мира сего – и всегда в свою пользу.
Одно из наиболее ранних упоминаний об этой легенде находится в книге Сиднея Коллетта «Писания истины»17, впервые опубликованной в Англии в 1905 году. Переписка с Вольтером началась в 1763 году и окончилась лишь с его смертью. Важнейшие философские статьи Вольтер печатал в «Энциклопедии» и затем издал отдельной книгой, сначала под заглавием «Карманный философский словарь» (фр. Dictionnaire philosophique portatif, 1764). Он снова переживал свой триумф в «Комеди Франсез».
Выручает находчивость одного из друзей Вольтера — маркиза Вилливье, бывшего свидетелем работы Гудона. Луи де Бональд писал: «Когда я говорю, что философы доброжелательно относятся к евреям из их числа нужно исключить главу философской школы XVIII века Вольтера, который всю свою жизнь демонстрировал решительную неприязнь к этому народу»10. В основном это изделия из мрамора, всевозможные скульптуры и бюсты. Теперь он мог глубже узнать классическое искусство. Самый знаменитый мраморный портрет Вольтера – Вольтер в кресле Жана Антуана Гудона. Философ так много инвестировал в российскую монархиню, что непрестанно давал ей советы.
Предварительно условившись с художником, маркиз во время одного из сеансов подошел к сидевшему в кресле Вольтеру и возложил ему на голову специально принесенный лавровый венок, тот самый которым философ был увенчан после представления «Ирины». Просвещённый монарх— его политический идеал, который Вольтер воплотил в ряде образов: в лице Генриха IV (в поэме «Генриада»), «чувствительного» царя-философа Тевкра (в трагедии «Законы Миноса»), ставящего своей задачей «просветить людей, смягчить нравы своих подданных, цивилизовать дикую страну» и короля дон Педро (в одноимённой трагедии), трагически погибающего в борьбе с феодалами во имя принципа, выраженного Тевкром в словах: «Королевство— великая семья с отцом во главе. Один из них был передан мадам Дени, которая преподнесла его не Академии, а театру «Комеди Франсез». Начиная с этого времени скульптор учавовал почти во всех подобных выставках вплоть до 1814 г. Первым значительным произведением Гудона по возвращении во Францию был портретный бюст философа Д Дидро (1771 г. ), открывший целую галерею образов – как современников, так и великих людей прошлого: Мольера (1778 г. ), Ж. Ж. Руссо (вариации в 1778 – 1779 гг. ), О. Г. Мирабо (1791 г. ) и др. вот, что мы читаем в правдивейшем реалистическом романе XIX в., отразившем уже новую историческую эпоху: «С июльских дней (революции 1830 г. – С. А. ) банк (. ) стоит во главе государства.
«Блистательный театр», увы, просуществовал недолго, не выдержав соперничества с профессиональными парижскими труппами. Екатерина II, состоявшая в пере писке с философом, заказала Гудону статую Вольтера. Все силы «старого порядка» яростно поднялись против этого, как его окрестил один из его врагов, — «Прометея», низвергающего власть земных и небесных богов в особенности усердствовал Фрерон, которого Вольтер заклеймил своим смехом в ряде памфлетов и вывел в пьесе «Шотландка» под прозрачным именем доносчика Фрелона.
Вольтер, даже мертвый, даже мраморный, был ненавистен. Любопытно, что негативную окраску они приобрели лишь после Великой Французской революции, когда Екатерина II повелела конфисковать все книги Вольтера, – до этого же его труды свободно переводились и издавались в России (и даже в провинции. ), а сама матушка-государыня называла великого французского просветителя, с которым активно переписывалась, «своим учителем». Она углублена и темная тень впадины усиливает по контрасту свечение блика. Правда, понимая, что дружба с Вольтером возвысит ее в глазах просвещенной Европы (вечно нам на Европу оборачиваться хочется. ), Екатерина заказала для своего Эрмитажа мраморную статую Вольтера, выполненную великим скульптором Жаном Гудоном (1741–1828). Философ сидит в кресле, чуть склонившись вперед. Требования Вольтера в этом отношении были, однако, весьма умеренны.
Сеансы приближались к концу, а результат их не радовал Гудона. «Комеди Франсез», уступая просьбе своей племянницы и домоправительницы мадам Дени, Вольтер соглашается позировать знаменитому скульптору Гудону для портрета. Усталый и больной старик тяготится ими. Его герои говорили простым языком и были понятны совершенно всем, ведь Вольтер считал, что было создано уже достаточно «трагических приключений», которые возможны только среди монархов и рыцарей и совершенно бесполезны для простых людей.
Новую скульптуру установили в фойе, где она и сейчас находится. После торжеств в театр. Долгие годы статуя не привлекала к себе внимания. Но все эти действия лишь облегчали труд скульптора, но никак не являлись решающими. Недаром современникам казалось, что Гудон инкрустирует глаза своих портретов— настолько они выразительны и изменчивы. Когда пьесы Булгакова запретили, он заинтересовался судьбой великого комедиографа и написал документальный роман «Жизнь господина де Мольера».
Он приобрёл себе особняк на улице Ришелье, активно работал над новой трагедией «Агафокл». «Комеди Франсез», уступая просьбе своей племянницы и домоправительницы мадам Дени, Вольтер соглашается позировать знаменитому скульптору Гудону для портрета. Более того, ею при обучении пользовались даже медики. Скульптуру спас граф Шувалов. Дружбой с ним гордились многие «сильные мира», в том числе Фридрих II (сменивший «гнев на милость»), Екатерина II (русская императрица), Мария – Терезия (австрийская императрица), Густав III (шведский король) и Людовик XVI, французский король, который и уговорил Вольтера, уже старца, вернуться в Париж.
В Европе XVIII века чрезвычайно популярной была идея просвещенного монарха. Однако, увидев статую, проницательная монархиня окрестила ее «скупой старой обезьяной». А на следующий день Гудон отправился в дом Вольтера и сделал слепки с лица и рук умершего. Скоро. Выдвигая свои идеи, Вольтер, как самый великий деятель Просвещения, обожал наставлять окружающих в поступках и стремлениях – сначала парижских вельмож, потом особ королевской крови, которые увлеклись его модными сочинениями.
Полнота впечатления возникает не сразу, а постепенно, по мере обхода статуи. Теперь он мог глубже узнать классическое искусство.
К Мольеру, его биографии и творчеству, в тяжелый период жизни обращался автор «Мастера и Маргариты». Долгое время не желая мириться с восшествием новой драмы— как формы «гибридной», Вольтер кончил тем, что и сам стал защищать приём смешения трагического и комического (в предисловии к «Расточителю» и «Сократу»), считая это смешение, впрочем, законной чертой лишь «высокой комедии» и отвергая как «нехудожественный жанр» «слезливую драму», где только «слёзы». Кажется, мысль его охватила всю бренность и тщетность человеческих страданий и усилий, но что можно назвать более оптимистической повестью, как не вольтеровского «Кандида». Шуазель на это согласился, но другой министр (Saint Florentin), к которому он обратился по этому поводу, не только объявил, что считает неудобным это сделать, но прямо ответил Шуазелю, что нужно возобновить против протестантов самые строгие меры.
Среди таких обстоятельств и появился «Опыт о терпимости» Вольтера. Работа с натуры и слепки легли в основу целой серии гудоновских портретов философа. Но вскоре в связи с французской революцией статую отправляют в Эрмитаж. «Вы вернули его вашим друзьям и вы дарите его потомству.
Пик литейного дела Гудона приходится на 1780-1790-е годы. Он привлек к художнику заказы со стороны герцога Саксен-Готского и императрицы Екатерины. Если раньше спектакли французского театра обычно давались в декорациях, условно называвшихся «дворец», «комната с четырьмя дверями» (в основном для пьес Мольера), «перекресток», «лес», подходивших для любой пьесы, независимо от ее содержания исторической эпохи или национального колорита, а актеры все роли играли в костюмах современного вельможи или знатной дамы, то по настоянию Вольтера для каждой пьесы делались новые декорации и подбирались соответствующие ей костюмы. Вольтер сидит в кресле, чуть подавшись вперед, положив руки на подлокотники. Словами «разум и терпимость» определяется главное содержание проповеди Вольтера. Честолюбию ЕкатериныII льстит надежда добиться славы гуманной властительницы.
В одном из них подробнейшим образом описаны шестьдесят трагедий, входивших в то время в репертуар «Комеди Франсэз». Сильно преувеличиваемый писателем религиозный фанатизм духовенства был главною причиною его нападок на христианство, которое в уме Вольтера отождествлялось преимущественно с нетерпимым католицизмом. Каждый заказчик мог выбрать портрет по своему вкусу.
В Париже о его жадности ходили анекдоты. Скульптор Пигаль лепил тогда голову Вольтера с натуры. В ЕвропеXVIII века чрезвычайно популярной была идея просвещенного монарха.
Второй же экземпляр был предназначен для далекого путешествия в Россию. Долгое время противодействуя вторжению на сцену плебеев-героев, Вольтер, под напором буржуазной драмы, сдал и эту свою позицию, широко открывая двери драмы «для всех сословий и всех званий» (предисловие к «Шотландке», со ссылками на английские примеры) и формулируя (в «Рассуждении о гебрах») по существу программу демократического театра «чтобы легче внушить людям доблесть, необходимую обществу, автор выбрал героев из низшего класса. Выступ снизу ограничен полукружием радужной оболочки. Кажется, что движение не прервано.
В своем «Философском словаре» Вольтер писал: « вы обнаружите в них (евреях) только невежественный и варварский народ, который издавна сочетает самую отвратительную жадность с самыми презренными суевериями и с самой неодолимой ненавистью ко всем народам, которые их терпят и при этом их же обогащают Тем не менее не следует их сжигать». Сам Вольтер так объясняет, почему он примкнул к английскому деизму. Ферней стал местом паломничества для новой интеллигенции дружбой с Вольтером гордились такие «просвещённые» монархи, как Екатерина II, как Фридрих II, возобновивший с ним переписку, как Густав шведский. К тому же он разработал один простой, но создающий поразительный эффект прием.
Непосредственного практического значения борьба Вольтера против «сельского феодализма» не имела. Работа с натуры и слепки легли в основу целой серии гудонивских портретов философа. Убеждённый и страстный противник абсолютизма, он остался до конца жизни монархистом, сторонником идеи просвещённого абсолютизма, монархии, опирающейся на «образованную часть» общества, на интеллигенцию, на «философов». Эта мысль постоянно преследовала и ободряла меня в моих долгих трудах».
Теперь лицо Вольтера обращено прямо к зрителю, но глаза смотрят мимо него— в пространство. 30 мая 1778 года, через два месяца после триумфального чествования в театре «Комеди франсез», Вольтер скончался. Могила писателя затерялась, а рукописи пропали. Действо превращалось из забавы для простонародья в изысканное развлечение и философское поучение для аристократов.
Увидев статую Вольтера, царь злобно распорядился: «Уберите отсюда эту обезьяну». презрение к христианству и безудержную рекламу антикатолицизма— и как в своих публицистических памфлетах (Трактат о веротерпимости, 1763), так и в своих художественных произведениях (образ Генриха IV, покончившего с вероисповедной распрей католиков и протестантов образ императора в трагедии «Гебры»). Предварительно условившись с художником, маркиз во время одного из сеансов подошел к сидевшему в кресле Вольтеру и возложил ему на голову специально принесенный лавровый венок, тот самый которым философ был увенчан после представления «Ирины». Уже при первой встрече с Вольтером скульптора поразила его худоба. Если Вольтеру своим «Опытом о терпимости» не удалось достичь отмены строгих законов о протестантах, он все-таки предупредил ужесточение этих законов.
Здесь Вольтер словно уходил в себя, как улитка в свою раковину. Можно говорить сколько угодно, что сходство имеет мало значения для тех, кто никогда не видел оригинала, но и те, кто по сочинениям Вольтера уловят его дух, узнают его в вашем произведении», — писал Гюбер. А затем сетует, что «турецкая раса еще не изгнана из Европы». Гудон перешагнул через границу технических трудностей. Продолжая стиль героической эпопеи в «Поэме о битве при Фонтенуа», прославляющей победу Людовика XV, Вольтер затем в «Орлеанской девственнице» (La Pucelle dOrlans), едко и скабрёзно высмеивающей весь средневековый мир феодально-клерикальной Франции, снижает героическую поэму до героического фарса и переходит постепенно, под влиянием Поупа, от героической поэмы к поэме дидактической, к «рассуждению в стихах» (discours en vers), к изложению в форме поэмы своей моральной и общественной философии («Письмо о философии Ньютона», «Рассуждение в стихах о человеке», «Естественный закон», «Поэма о лиссабонской катастрофе»). Печатая «Завещание» Мелье, Вольтер выкинул всю его острую критику частной собственности, считая её «возмутительной». Ее спас А. В. Шувалов, один из самых культурных людей в среде русского дворянства.
Однако дружбы как-то не случилось. XVIII в. было довольно много в Эрмитаже Екатерины II. В опалу попадает и статуя Гудона.
На этот раз – в Пруссию по приглашению Фридриха II. Облик Вольтера запечатлен и в изобразительном искусстве. Статуя выполнена с расчетом на круговой осмотр.
Приказ Николая он выполнил по-своему, спрятав статую. Острое слово Вольтера и его финансовые махинации и здесь поссорило его со многими значимыми и известными лицами, вот таким образом ему пришлось уехать в соседнюю Швейцарию, где он купил имение и назвал его «Отрадное». Именно в этом поместье он и прожил до конца своих дней. С именем Вольтера связаны многие реформы в оформлении сцены и театральном костюме.
Он своими средствами лепил образ, казалось, ни мало не заботясь о сходстве. Голова немного повернута вправо и туда же направлен взгляд. За этот подвиг его очень не любят пресмыкающиеся.
Однако она попалась на глаза императору Николаю I и ее чуть не уничтожили. Предварительно условившись с художником, маркиз во время одного из сеансов подошел к сидевшему в кресле Вольтеру и возложил ему на голову специально принесенный лавровый венок, тот самый которым философ был увенчан после представления «Ирины». Здесь он купил имение около Женевы, переименовав его в «Отрадное» (Dlices), приобрёл затем ещё два имения: Турнэ и – на границе с Францией – Ферней (1758), где жил почти до самой смерти. Правдивость изображения достигнута посредством точной передачи внешних черт. Увидев статую Вольтера, царь злобно распорядился: «Уберите отсюда эту обезьяну».
Вольтер улыбается самому себе. Но это длилось лишь несколько мгновений. Среди произведений фернейского периода – философские повести Кандид (1759) и Простодушный (1767), Трактат о веротерпимости (1763), Опыт о всеобщей истории и нравах и духе народа (1756-69), Карманный философский словарь (1764), Вопросы об Энциклопедии (1770-1772).
К этому периоду относится активное сотрудничество в Энциклопедии Дидро и ДАламбера. Великого комедиографа тайно погребают ночью рядом с самоубийцами как отчаянного грешника. В 1726 году в поисках коварной Гадины, похищающей самых красивых принцесс, Вольтер был вынужден переехать в Англию, где он, как любой настоящий француз, почти три года жалобно скулил о дерьмовой пище (за это время количество цитат, выпущенных Вольтером в отношении паршивой английской кухни выросло почти в четыре раза).
«Комеди Франсез», уступая просьбе своей племянницы и домоправительницы мадам Дени, Вольтер соглашается позировать знаменитому скульптору Гудону для портрета. Упорный труд по овладению приемами мастерства дал свои плоды. Неутомимый и беспощадный враг церкви и клерикалов, которых он преследовал аргументами логики и стрелами сарказма, писатель, чей лозунг гласил «crasez linfme» («уничтожьте подлую», часто переводят как «раздавите гадину»), Вольтер обрушивался и на иудаизм и на христианство (например в «Обеде у гражданина Булэнвилье») изъявляя, впрочем, своё уважение к личности Христа (как в указанном сочинении, так и в трактате «Бог и люди») с целью антицерковной пропаганды Вольтер издал «Завещание Жана Мелье», священника-социалиста XVII века, не жалевшего слов для развенчания клерикализма. Однажды библиотеку посетил НиколайI, для которого слово «вольтерьянец» звучало бранью. В лице Вольтера «просвещение» XVIII в. протестовало против всех переживаний средневековой католико-феодальной старины, представлявших из себя посягательства на индивидуальную свободу. На самом же деле Гудон и здесь виртуозно владеет техникой обработки материала.
Да потому, что «простодушный» философ (а именно таковым подавал себя Вольтер, так назвал и любимого героя Кандида) был скуп до неприличия. Вольтер и вольтерьянство оказались в опале. Но Гюбер, осведомленный о столь смелом замысле, предугадывая результат и сославшись на занятость (он срочно отправился на охоту), счел за благо не приезжать в эти дни в Ферне. Размеры статуи значительны. Разлад с прусским королем вынудил Вольтера в 1753 году уехать из Пруссии.
Первый подписанный и датированный бюст был выставлен в Салоне в 1778 году. Но всё это только слова, не обоснованные фактами. Оттого и создается впечатление сосредоточенности и безграничного полета мысли. И надо сказать, чем больше поносил, тем больше получал пенсионных выплат. Кто имеет другое представление о монархе, тот виновен перед человечеством». Страх перед идеями революции был так силен, что статуя легко могла быть уничтожена.
Бросьте его в мою открытую могилу», — и, простившись со скульптором, покинул мастерскую. Менялись глаза. При дворе Людовика XV его приняли хорошо. По социальным воззрениям Вольтер— сторонник неравенства.
Среди них была и одаренная трагическая актриса, возлюбленная Мольера Мадлена Вежар. Гудон утверждал, что стремится передать лишь портретное сходство. Его племяннице, мадам Дени, понадобился едва ли не месяц, чтобы уломать упрямого старца. Культ Вольтера достиг своего апогея во Франции в эпоху Великой революции и в 1792 году, во время представления его трагедии «Смерть Цезаря», якобинцы украсили голову его бюста красным фригийским колпаком. Сначала Екатерина II приказала поместить ее в зале Антиков в Царском Селе.
Внешне всё это выглядело благородно, но, как указывалось выше, оказавшись у власти во Франции после революции 1789 г., приверженцы «религии разума» проявили себя ещё гораздо нетерпимее, чем сторонники «религии чувства» – католицизма. Однако из его мастерской не вышло ни одного хоть мало-мальски значительного скульптора. Результатом занятий оказывается его «Экорше» (человеческая фигура без кожи), по которому было легко изучить мускулатуру тела.
Вернувшись на родину, Вольтер издал свои впечатления под заголовком Философские письма. В результате светотень приобретает большую подвижность. Я не знаю, прошу ли я слишком многого или, наоборот, слишком малого: решить это предстоит Вам». Заказы были многочисленны и, не желая повторяться, Гудон делает три варианта бюста.
30 мая 1778 года его не стало. Но это длилось лишь несколько мгновений. Скульптор протер ее тампоном с толченым песчаником.
Человек теперь богатый и вполне независимый, капиталист, ссужавший деньгами аристократов, землевладелец и в то же время владелец ткацкой и часовой мастерских, Вольтер – «фернейский патриарх» – мог теперь свободно и безбоязненно представлять в своём лице «общественное мнение», всемогущее opinion, против старого, доживавшего свой век социально-политического порядка. Именно он впервые заметил молодого Лекена, начал с ним заниматься, рекомендовал его в «Комеди Франсэз», где талант актера расцвел в полной мере. Философ сидит в кресле, чуть склонившись вперед. Вот что стоит подчеркнуть. Отсюда наметился естественный переход к прозе, к философскому роману («Видение Бабука», «Простодушный», «Задиг» или Судьба, «Микромегас», «Кандид или Оптимизм», «Царевна Вавилонская», «Scarmentado» и другие, 1740—1760-х гг. ), где на стержне приключений, путешествий, экзотики Вольтер развивает тонкую диалектику взаимоотношений случайности и предопределенности («Задиг»), одновременной низменности и величия человека («Видение Бабука»), нелепости как чистого оптимизма, так и чистого пессимизма («Кандид») и о единственной мудрости, заключающейся в убеждении познавшего все превратности Кандида, что человек призван «возделывать свой сад» или, как похожим образом начинает понимать Простодушный из одноименной повести, заниматься своим делом и пытаться исправлять мир не громкими словами, а благородным примером.
Одно из них, Ферне, стало местом настоящего паломничества представителей «новой» интеллигенции, осуждавшей патриархальные устои старой Европы. В дальнейшем он часто возвращался к этому образу, как и ко многим другим иногда просто копируя свое произведение в разных материалах – гипсе, мраморе, терракоте, бронзе, – а иногда создавая варианты, различающиеся в деталях. После смерти Вольтера (1778 год) русская императрица Екатерина II выразила желание приобрести библиотеку писателя и поручила своему агенту в Париже обсудить это предложение с наследниками Вольтера.
По всей видимости, Гудон был слишком занят, чтобы уделять внимание преподаванию. Результатом занятий оказывается его «Экорше» (человеческая фигура без кожи), по которому было легко изучить мускулатуру тела. По возвращении в Париж этот бюст был использован скульптором как эскиз. А на следующий день Гудон отправился в дом философа и сделал слепки с лица и рук умершего.
Картина старости дана с беспощадной правдой. Одним из наиболее крупных французских скульпторов первой половины 18 века был Гийом Кусту (1677--1746). Больному Вольтеру лишь известия о победах Екатерины могли вернуть силы: он пишет, что умрет от горя, если она не завоюет Константинополь и что в покоренный город он готов отправиться даже «на носилках». Вечно подозреваемый в политической неблагонадёжности, чувствуя себя во Франции не в безопасности, Вольтер последовал (1751) приглашению прусского короля Фридриха II, с которым давно (с 1736) находился в переписке и поселился в Берлине (Потсдаме), но, вызвав недовольство короля неблаговидными денежными спекуляциями, а также ссорой с президентом Академии Мопертюи (карикатурно изображённым Вольтером в «Диатрибе доктора Акакия»), был вынужден покинуть Пруссию и поселился в Швейцарии (1753). Это и создает иллюзию цвета, родившую среди современников предположение об использовании инкрустации. В Голландии поэт долго не продержался. Обычно, работая над портретом, Гудон обязательно снимал маску с лица оригинала.
.