Портреты Достоевского
В черновиках романа рядом с описаниями Раскольникова, его сестры и матери встречались, например, портреты самого Достоевского, матери и сестры писателя. Можно бы сказать, что Перов уловил на портрете «минуту творчества Достоевского»». Автопортрет Достоевского в юности (18-20 лет) изображение старца, слегка шаржированное изображение Дж. Россини, умершего в год создания этого рисунка. – 447 с. Лучшим фотопортретом Достоевского считается работа петербургского фотографа Константина Александровича Шапиро (1879).
Завершал эту статью Крамской утверждением, что другим превосходным портретом Достоевского является фотография М. М. Панова, снятая 9 июня 1880 г. в Москве, на следующий день после речи писателя о Пушкине. Портрет Достоевского и современниками был достаточно оценен и считался лучшим из портретов Перова. Достоевского рекомендуем начать с книги «Федор Михайлович Достоевский в портретах иллюстрациях, документах». Портрет Достоевского написан без особого усилия в разнообразии цветовой гаммы, подобные оттенки художник использует во многих других его работах. Перов портрет Достоевского Федора Михайловича.
Портрет писателя Федора Михайловича Достоевского. Большинство меморий – из коллекции жены писателя А. Г. Достоевской, часть – от родственников, два живописных портрета приобретены позднее (Достоевского – в 1940, А. Г. Васильев – живописный «Портрет Достоевского» 1976 г. Руководитель: Смирнова Наталия Николаевна – учитель информатики, Жогина Ирина Владимировна – учитель русского языка и литературы. В 1872 году Павел Третьяков поручил Василию Перову написать портрет Федора Достоевского. Портреты и фотографии Достоевского разных лет от самого раннего 1847-го до последнего снимка 1880-го позволяют не только проследить возрастные изменения, но и убедиться в том, «насколько прибавилось в лице Достоевского значения и глубины мысли» (И. Крамской).
Еще девять газет -- столичных и провинциальных -- из числа выступивших со статьями о второй Передвижной выставке дали восторженную оценку перовскому портрету Достоевского. Достоевского окружают портреты и фотографии членов семьи, ближайших родственников и знакомых, в том числе его «демона» Н. Спешнева, поэта-петрашевца А. Плещеева, Н. Фонвизиной, жены декабриста, молодого философа Вл. Соловьёва. Но самую углубленную, высоко профессиональную оценку дал этому шедевру И. Н. Крамской в статье, озаглавленной "О портрете Ф. М. Достоевского" и напечатанной спустя месяц после кончины писателя. Иными словами, для Достоевского ценность портрета заключалась не во внешней схожести и не в отображении только характера портретируемого или даже его психологии, но в выражении максимальной концентрации его духовного мира, который писатель считал «высшей половиной существа человеческого». Журналы братьев Достоевских «Время» и «Эпоха» и фотопортрет их издателя и соредактора М. М. Достоевского напоминают о деятельности Достоевского-журналиста после возвращения из ссылки.
Особенным сходством, типичностью и удачно выбранной обстановкой отличаются портреты М. П. Погодина и Ф. М. Достоевского "Перов высоко поднялся теперь в портретном роде и изображение Ф. М. Достоевского -- творение во всех частях капитальное" (из неподписанной статьи во "Всемирной иллюстрации")18. В мае 1872 года В. Г. Перов специально ездил в Петербург, чтобы по заданию Третьякова написать портрет Ф. М. Достоевского. Отойдя от драмматических работ, Перов часто пишет портреты, наверное самый заметный из них, в котором художник Перов отобразил истинное выражение характера знаменитого писателя Федора Михайловича Достоевского.
«Литературный портрет в романах Толстого и Достоевского»
Известно, что он родился около 1756 года на Волыни в семье мелкопоместного шляхтича. Глубина и красота повседневного существования, от которого остались одни развалины, – только это восхищало, влекло к себе. Как и на всех портретах, взгляд писателя устремлен в себя. собр. 2 также см. : Иевлев Н. П. Она-то и манит, а точнее, втягивает в себя, в свои бездонные глубины.
1924. На шмуцтитуле представленного в экспозиции 6 тома 7-го издания (роман «Идиот», СПб, 1904 – 1906) – её надпись: «Перечитывая произведения моего незабвенного мужа, я часто встречала в них черты из личной его жизни, его привычки, приписанные героям романа, обстоятельства, случившиеся с ним или с его семьей и, главным образом, его личные мнения о том многом, выраженные почти в тех же самых выражениях, в которых мне приходилось от него слышать. Каждого героя можно понять, каждому из них хочется верить. Эта техническая особенность также затрудняет сближение двух этих фотографий. Достоевской в «Юбилейном» Полном собрании сочинений писателя, где вдова писателя, как и в каталоге Музея памяти Достоевского, датировала семипалатинский снимок 1858 г. 15 См. : Проскурин В. «Фотограф щелкает и птичка вылетает» // Простор. Выросший в провинции (на Украине), К. А. Эта борьба выражалась на его лице, – я хорошо изучилаего физиономию, часто с ним видаясь.
Окт. Воспоминания. Еженедельник «Воскресный досуг» издавался самим А. О. «Я происходил из семейства русского и благочестивого.
Уже из Твери Достоевский пишет письмо своему товарищу барону А. Е. Во время короткого пребывания в Тобольске с 9 по 20 января 1850 года на пути к месту каторги жёны сосланных декабристов Ж. А. Муравьёва139, П. Е. Анненкова140 и Н. Д. Фонвизина141 устроили встречу писателя с другими этапируемыми петрашевцами и через капитана Смолькова142 передали каждому Евангелие143 с незаметно вклеенными в переплёт деньгами144 (10 рублей). В работе нет преобладания ни лиризма, ни трагичности: перед нами человек с простонародной внешностью (напоминающей купца), погруженный в свои мысли, с характерным для Достоевского разрезом и прищуром глаз.
Так как у Драшусова не было преподавателя латинского языка, то Михаил Андреевич «купил латинскую грамматику Бантышева» и осенью-зимой «каждый вечер начал заниматься с братьями Михаилом и Фёдором латынью». В частности, «точность и верность» воспроизведения тот рассматривал лишь как «материал из которого потом создается художественное произведение». Варенцовой). 1904».
И помета «Москва. Подразумевалось, что эти люди были «достойны» данной службы13. Вот именно так, в такой же точно позе, но только не в платье «от Шармера», а в кандалах и половинчатой каторжной куртке стоял он когда-то на поверке посреди острожного плаца. И, замечая особенную игру губ и какоетовиноватое выражение глаз, всегда знала, не что именно, но чтото злое воспоследует. Иногда ему удавалось победить себя, проглотить желчь, но тогда обыкновенно онделался сумрачным, умолкал, был не в духе». (Штакеншнейдер Е. А. : Из "Дневника и записок").
Психологические портреты героев Достоевского
Можно утверждать вполне определенно: попадись нам этот снимок в ворохе других анонимных фотографий, мы никогда не выделили бы его из ряда ему подобных и никому в голову бы не пришло, что на нем запечатлен гениальный художник и мыслитель. Сотрудничество в журналах «Время» и «Эпоха» положило начало публицистической деятельности Достоевского, а совместная работа с Н. Н. Страховым185 и А. А. Григорьевым186 способствовала становлению братьев Достоевских на позициях почвенничества. С 1782 года Андрей Достоевский был священником в селе Войтовцы23. На сегодняшний день единственная оригинальная фотография писателя работы И. А.
Здесь, поскольку изображение «срезано» по пояс, единственным центром снимка оказывается лицо, а корпус, занимая на фотографии непропорционально большое место, превращается в аморфное, бессодержательное пятно. Герасимов отправлялся в своих датировках (см. Дмитриев-Кавказский создает рисуночный портрет Ф. М. В 1925 году эта фотография была воспроизведена на фронтисписе первого издания «Воспоминаний» А. Г.
- Описание картины Василия Перова «Портрет писателя Федора Михайловича Достоевского»
- Прижизненная иконография Достоевского
- ПОРТРЕТ ПИСАТЕЛЯ ФЕДОРА МИХАЙЛОВИЧА ДОСТОЕВСКОГО
- Портрет писателя Федора Михайловича Достоевского
- Описание картины «Портрет писателя Федора Михайловича Достоевского»
Фаворский. Они подсыпали яд Федору Михайловичу в молоко.
Достоевский в 1862 году» (СПб., 1906. В шесть часов Михаил Достоевский просыпался, проводил утренний обход в больнице, объезжал пациентов по домам. Помилование Достоевскому166 (то есть полная амнистия и разрешение публиковаться) было объявлено по высочайшему указу 17 апреля 1857 года, согласно которому права дворянства возвращались как декабристам, так и всем петрашевцам. Из многочисленных «вечных спутников» Достоевского самый неразлучный – Наполеон, словно тень преследующий писателя всю жизнь. В «Книге для записи рождений» церкви Петра и Павла при больнице осталась запись: «Родился младенец, в доме больницы бедных, у штаб-лекаря Михаила Андреича Достоевского, — сын Фёдор.
- Добавить комментарий Отменить ответ
- Портрет Достоевского, Краткое описание
- Анализ и история создания картины Перова Портрет Достоевского
- Подпишитесь на новостную рассылку музея
- Федор Михайлович Достоевский (1821-1881)
Позже писатель признавал, что это позволило ему развить в себе «фантазию и впечатлительность», сохранив множество «прекрасных и высоких впечатлений». На обороте оригинала фотографии, хранящейся в Государственном Литературном музее, рукою А. Г. Достоевской (. ) проставлена дата: «1863 г». Достоевской эта фотография отсутствовала. Арестанты были лишены права переписки, но, находясь в лазарете, писатель смог тайно вести записи в так называемой «Сибирской тетради» («моя тетрадка каторжная»9). «Цивильный» сюртук и белоснежную рубашку заменило что-то, отдаленно напоминающее военную форму. От Шубинского)». Таким образом, облик Достоевского этой эпохи запечатлен лишь в графических работах Н. А.
С. 91. В результате границы бороды почти слились с мундиром, следствием чего явилось изменение общих пропорций лица: оно стало более округлым, «упитанным», взгляд – официозно-тяжеловесным. На гравюре В. А. Но когда же.
- Федор Достоевский: последние новости
- Исцеляющая взаимная любовь в произведении Братья Карамазовы
- Сайт создан при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
- Описание фото Федор Достоевский
- Фото, похожие на Федор Достоевский
- мотреть все презентации по литературе
Снимок сделан в том же самом фотосалоне. «Идиот»— одно из самых сложных произведений Достоевского235. 15.
Перов. Достоевский – наиболее значительный писатель и мыслитель XIX века, получивший признание во всём мире. Сложность атрибуции первой фотографии усугубляется тем обстоятельством, что сохранились только поздние переснимки, местонахождение же ее оригинала неизвестно (возможно, он утрачен безвозвратно). Согласно рейтингу редакции «The Guardian», роман «Братья Карамазовы» входит в число 100 величайших романов всех времён, занимая 29-е место449. Окончательно фамилия «Достоевский» закрепилась за внуками Данилы Ивановича, потомки которых со временем становятся типичной служилой шляхтой1617.
Страхов замечает, что от этого его лицо приобретало простонародное, солдатское выражение. Врангелю. Кофанов, С. С. Позже в работе «Легенда о Великом инквизиторе» (1894) В. В. Розанов писал о «Записках из подполья» как о краеугольном камне литературной деятельности Достоевского, основной линии в его миросозерцании. Тургенева, А. Н. Т. 1.
В 1850 году в польском журнале «Варшавская библиотека» были опубликованы отрывки из романа «Бедные люди» и положительный отзыв о нём146. Б. Герасимов. И те и другие размышляли над исторической судьбой России. / Зарю святого искупленья / Уж в небесах завидел я. ». соч.
Это Достоевский времени бурного романа с Аполлинарией Сусловой, первых опытов игры на рулетке, азартный издатель журнала «Время», который «завел процесс со всею литературою. ». 173, Palais-Royal, Galerie de Valois. Такое выражение я много раз примечала в лице Федора Михайловича, когда, бывало, войдешь к нему, заметишь, что он как бы «в себя смотрит» и уйдешь, ничего не сказав. В письме Эренфесту в апреле 1920 года Эйнштейн писал, что с восторгом читает роман «Братья Карамазовы»: «Это самая поразительная книга из всех, которые попадали мне в руки»423.
Обучение стоило дорого, но помогали Куманины. В повести Достоевский выступил как новатор, наделив рассуждения «подпольного человека»198 большой силой убедительности. В распоряжении Ходжикова была репродукция фотографии, помещенная А. Г. Руки сложены на груди крестом, а la Napolon. Тулинова Достоевский менял галстуки в процессе съемки. 35 Эту фотографию («портрет со сложенными руками, в складной рамке») А. Г. Перова уже написаны портреты В. И.
С. 185). На стуле около накрытого скатертью столика теперь сидит Чокан Валиханов. Фаворского Достоевский стоит перед столиком с кипой типографских гранок в руках. Пыпина – 414 (и в 1930 г. в альбоме А. М. написала: «Церковь во имя Святыя Троицы, в Измайловском полку.
Соболь, которая сообщила нам о разысканиях Е. М. Но при всем том во взгляде перовского героя нет даже намека на призыв к борьбе. Достоевскому в год написания портрета шел пятьдесят первый год. На писателе наглухо застегнутый, несколько кургузый обер-офицерский мундир. Рассказывают, что Федор Михайлович обладал повышенной сексуальностью. Вклейка между стр.
Достоевский проигрывал снова и снова. Во время службы Врангеля в Семипалатинске они очень сблизились и, уезжая, тот оставил Достоевскому на хранение некоторые из своих вещей. О местонахождении этой фотографии Анна Григорьевна помечает «дома» (РГАЛИ. В Даровое они теперь могли приезжать только на месяц в июле-августе83.
Художника же в данном случае интересует совсем другое— Достоевский-мыслитель. Редакция издания сборников серии «Достоевский. 761)24 обозначено, что это фотография работы Э. Бондонелли.
Главным правилом данного заведения устанавливалось, что «бедность есть первое право» получить в ней помощь в любое время суток37. Мы вновь думаем, что только плохой человек мог пойти на такое. Страдание – да ведь это единственная причина сознания. Тем значительнее ценность этих портретов молодого писателя. Зрителю показан писатель немного сверху и сбоку. После смерти писателя более высокую оценку получили «Братья Карамазовы».
Отсюда же и этот призыв его: «терпи, смиряйся и молчи». Он имел редкую способность мыслить иначе, чем другие. Мне показалось интересным отметить те страницы, в которых отразился Фёдор Михайлович. Жизнь в ее простейшем, безыскусном, обыденном обличье казалась самой полнокровной, самой прекрасной, самой достойной, самой желанной. Материалы и исследования. Портрет Ф. М.
19). 5. После двенадцати был обед с семьёй, отдых и снова приём в больнице. сидит у балюстрады), хранящегося в Музее Пушкинского Дома, рукой А. Г. был знакомый Достоевского еще с 1840-х гг. Из темного фона пластично выступает бледное лицо. 2001.
С. 9. 18 Достоевский Ф. М. И она закладывала – сервизы, сережки, даже пальто. На страницах этих журналов появились такие произведения Достоевского, как «Униженные и оскорблённые» (1861)180, «Записки из мёртвого дома»181, «Скверный анекдот» (1862)182, «Зимние заметки о летних впечатлениях» (1863)183 и «Записки из подполья» (1864)184. Доминанта эта – духовная концентрация мыслителя, цельность личности. Известен отзыв о нем Крамского: Характер, сила выражения, огромный рельеф решительность теней и некоторая как бы резкость и энергия контуров, всегда присущие его картинам, в этом портрете смягчены удивительным колоритом и гармонией тонов. Следующее лето 1836 года в Даровом стало для неё последним.
Э. И. Тотлебен на личной аудиенции у императора добился определённого помилования161. В чертах лица появилась спокойная уверенность, взгляд в объектив стал более пристален. В наиболее значительных статьях критиков-современников «русского якобинца» П. Н. Ткачёва и теоретика народничества Н. К. Михайловского сложная философская проблематика «Бесов» была обойдена молчанием, а главное внимание обращалось на антинигилистическую направленность романа9. Это мнение было подкреплено работой Н. К. Михайловского «Жестокий талант», эпиграфами к которой приводились цитаты из произведений Ф. М. Достоевского, свидетельствующие о превратном толковании их идейной направленности331.
Даля, И. С. 192 и 193).
Несколько дней в июне 1878 года Достоевский с Вл. Этот портрет также подвергался сомнению. Во время Отечественной войны 1812 года студент 4-го класса Достоевский сначала был командирован «для пользования больных и раненых»28, а позже боролся с эпидемией тифа29. Теперь, напротив и корпус и голова поставлены твердо ниспадающая почти отвесно, ниже границ кресла, пола темного сюртука, контрастно выделяющаяся на фоне светлых панталон, подчеркивает общее движение кадра (равно как и колонна на заднем плане). Подвижный излучаемый в разной степени интенсивности именно свет лишает здесь пластику монотонности, а выражение лица — застылости, вызывая то незаметное, неуловимое движение, в котором пульсирует тайноскрытая мысль Достоевского. 1 Утро Юга (Ростов-на-Дону), 1914. Находки краеведа. Портрет Ф. М.
Его душа открыта, а потому каждый удар так тяжело им переносится. Ройтер, Н. И. Отъезд был назначен на 15 июня. Во взгляде ни тени обычного беспокойства, усталости. Он сопереживает всему миру.
Как и на фотографии работы И. А. Михаил позже вспоминал, что «отец, при всей своей доброте, был чрезвычайно взыскателен и нетерпелив, а главное очень вспыльчив»70. Писатель сидит за столом, перед ним лист белой бумаги, сбоку горящая свеча. Спустя полвека Достоевскому удалось найти издание из детства, которое он впоследствии «бережёт Вместе с чином коллежского асессора весной 1827 года Михаил Андреевич получил право на потомственное дворянство52. Такие точки зрения встречаются до настоящего времени. До войны я был замкнут в Достоевском как в гробу.
13) и в конце тома, в Указателе иллюстраций (с. Здесь же в 1880 году писатель закончил свой последний роман «Братья Карамазовы», печатавшийся в журнале «Русский вестник» с февраля 1879 года (январский выпуск). Достоевской: именно так выглядел писатель в период их знакомства. Т. 1.
В «Дневнике писателя» Достоевский вспоминал, как по дороге в Петербург с братом «мечтали мы только о поэзии и о поэтах», «а я беспрерывно в уме сочинял роман из венецианской жизни»87. После рождения в марте 1825 года Андрея семья перебирается в левый флигель больницы. А Фёдор Михайлович гениальный психолог. Среди описания героя «Подростка» можно встретить портрет Вольтера, а изображениями Шекспира пестрят страницы «Бесов».
– С. 108). Со временем лучшим романом было признано «Преступление и наказание»254352. С. 140 – 150 1926. С. 176 – 177. Даже поза писателя, сидящего, чуть откинувшись назад, с ногой, закинутой на ногу, на снимке Гоха воспринимается как зеркальное отражение позы на снимке Лейбина (где Достоевский изображен с Ч. Валихановым): в одном случае полуоборот корпуса вправо, в другом – влево.
Встречи с иноками повлияли на создание образа старца Зосимы. Процесс создания «Бесов» стоил Достоевскому бльшего труда, чем любое другое его произведение. В том же году А. Г. Достоевского в Петербурге.
4 ноября Достоевский был крещён. Очевидно, что в собрании А. Г. Т. 2. Кроме того известны несколько офортов, рисунков, гравюр.
Ему удалось точно передать нетолько индивидуальные черты его внешнего облика, нои«следы» прожитых дней, его духовной биографии. В. А. Узкий кружок сотрудников журналов «Время» и «Эпоха» вместе с Достоевским придерживался собственной независимой позиции, выражаемой «почвенничеством»323. Достоевский – москвич, проживший в первой русской столице 16 лет. Писатель Михаил Веллер признался, что стал читать Достоевского «в 25 лет— удовольствия не получил.
Предположительно, с 1835 года у Достоевских появляется подписка на журнал «Библиотека для чтения», в котором будущий писатель впервые читает «Пиковую даму» Александра Сергеевича Пушкина, «Отца Горио» Оноре де Бальзака, произведения Виктора Гюго и Жорж Санд, драмы Эжена Скриба и другие новинки литературы80. – М. : Искусство, 1979. Федор Михайлович Достоевский (30. 10. 1821 – 28. 01. 1881) воспитывался по строгим и суровым правилам. Эта тема не оставила равнодушным автора проекта «Виртуальная экскурсия по галерее портретов Ф. М. Достоевского». Ещё до публикации «Бесов» Достоевский предвидел, что обретёт славу «ретрограда».
Но в самом образе есть сложность. Это несправедливо.
В конце 1880 года Л. Е. Гоха, костюм на Достоевском «с иголочки» : модные панталоны в крупную клетку, просторный темный сюртук, светлый жилет. 15 мая.
Полн. Достоевской, вышедших в Госиздате под редакцией Л. П. С. 250, 257). Согласно словам Достоевского из писем Н. Н. Страхову 9 (21) октября и 2 (14) декабря 1870 года замысел антинигилистического романа зародился в конце 1869 года. 20 октября 1856 года Достоевский был произведён в прапорщики153.
Внутри них огромный мир, полный бесконечных мыслей и вопросов (какой был и у Раскольникова). Он обладает детской наивностью, верой и даже простодушием. Достоевского эпохи его литературного дебюта. В 1871—1872 годах он работал над романом Бесы, в 1868 году был написан Идиот. Идея эта— изобразить вполне прекрасного человека233. Над письм столом висит портрет самого Фёдора Михайловича (1862-63) и овальные портреты его детей от 1879. Написанный по заказу П. М.
Но точка равновесия уже пройдена. Здесь нет еще печати горестей испытаний, нет и намека на миф о «жестоком таланте». Самые ранние воспоминания писателя относятся к 1823—1824 годам. Бессонова и Достоевского.
Ф. М. Крамским. Видимо, почувствовав интуитивно родственность взглядов писателя и художника, П. М. Бергамаско, Однако на чем основана такая атрибуция, не сообщается. Т. 1.
И художник создал портрет-картину. В большинстве случаев выводы в этих работах основаны на полном пренебрежении спецификой литературного произведения»396. Портрет остался незавершенным. Исследователь полагает, что «многие открытия первого психоаналитика были в неявной, художественной форме предвосхищены в творчестве гения мировой литературы»409. И разные места съемки – Семипалатинск, Омск. Конечно, это еще не создатель «Преступления и наказания», «Идиота», «Бесов». Фигура, как бы сжатая в темном пространстве холста изображена чуть сверху и сбоку. При помощи коричневых брюк в черную полоску оттеняются кисти рук.
Он тянет руки к людям, как маленький ребенок, только начавший познавать мир. После «но» следовал негативный идеологический ярлык. В исследовательской литературе называются разные даты – 1858 и 1859 гг. Разумеется, его образ, его личность не могли не вдохновить художников XIX и XX веков.
Эту «доказательность» унаследовали Раскольников, Ставрогин и братья Карамазовы в монологах последующих романов «великого пятикнижия». Достоевский в забытых и неизвестных воспоминаниях современников. Скабичевского – 415). Основную идею романа Достоевский изложил в письме из Женевы к А. Н. Майкову от 31 декабря 1867 (12 января 1868) года: «Давно уже мучила меня одна мысль, но я боялся из неё сделать роман, так как мысль слишком трудная и я к ней не приготовлен, хотя мысль вполне соблазнительная и я люблю её. Невысокий стоячий воротник подпирает подбородок.
Ф. 93. Во «Всемирной иллюстрации» портрет Достоевского дан оплечно и заключен в медальон, помещенный на фоне каких-то фортификационных сооружений и другой военной атрибутики. 32 Вся динамичная фигура писателя оказалась отсеченной, органически связанный с общей позой наклон головы выпрямлен чертам лица придана необходимая для юбилейной публикации33 официальность. К. А. Лишь звучный, красивый, немудреный гимн жизни – и ничто другое – достигал сердец.
В мучительных поисках мировой гармонии Альберту Эйнштейну было близко мировоззрение Достоевского. Трутовского, о которых шла речь выше. М. Л., 1934. Итак, Перову удалось передать духовную доминанту этого характера («главную черту свою, свою самую характерную мысль», по словам Достоевского) в совершенстве.
Ведь одним плохим человеком будет меньше. Например, Вл. Трагичность романа заключается в том, что «Князю-Христу» (Мышкину— любимому герою писателя236) вмешательством в судьбы других персонажей никого не удаётся осчастливить, не удаётся победить враждебные силы, жертвой которых становится и он сам237. Он прожил после портрета еще много, не в смысле времени, а в смысле творческой жизни. Сына этого татарина прозвали Широким Ртом, а его потомки стали Ртищевыми. Гаев и др. ). Рундальцов, М. Г.
Однако, по жёстким условиям «драконовского контракта»222, под угрозой потери авторских прав и гонораров на свои издания на 9 лет в пользу издателя Ф. Т. Стелловского писатель должен был предоставить новый неопубликованный роман к 1 ноября 1866 года. В последние годы А. Г. написал свящ. предшеств. Среди преподавателей пансиона Фёдор и Михаил особенно выделяли учителя русского языка Николая Ивановича Билевича, который «просто сделался их идолом, так как на каждом шагу был ими вспоминаем».
Детской для старших детей служило «полутёмное помещение», отгороженная задняя часть передней43. В произведениях Достоевского няня упоминается в романе «Бесы»4440. Период заключения и военной службы был поворотным в жизни Достоевского: из ещё не определившегося в жизни «искателя правды в человеке» он превратился в глубоко религиозного человека, единственным идеалом которого на всю последующую жизнь стал Иисус Христос. Достоевского (перо, карандаш). Свой экземпляр Евангелия Достоевский хранил всю жизнь как реликвию. Писателю приходилось пользоваться услугами проституток. Отсюда это осознание им крестного пути для человека, страны и народа.
Темно-русые волосы не нарушают основной гаммы портрета. В романе «Бесы»245 (1871—1872) отразилась ожесточённая полемика Достоевского с революционной Россией: как с нечаевцами («детьми»— нигилистами поколения «бесов»), так и с либералами («отцами»)246247, в определённой мере ответственными за начало террора. В Брестской области Белоруссии сохранилось село Достоево14. М., 1990.
Давыдов, Н. С. Высокая худощавая фигура писателя освещена справа.
До конца года Достоевский мог закончить роман. Ощущения, которые Достоевский мог испытывать перед казнью, отражены в одном из монологов князя Мышкина в романе «Идиот»136. Дневник и записки. Васильев. В. С. Ефремов цитирует мнение достоевиста А. Л. Бёма о «буйном вторжении психоанализа в область изучения литературы»: «Предпринимаемые без специального знания данной области, эти попытки обычно приводили к дилетантизму, облеченному в форму научного знания. Режим дня в учебном заведении был строгий. Первая часть философской исповеди героя «Подполье»197 была написана в январе и феврале, а вторая («Повесть по поводу мокрого снега»)— с марта по май 1864 года.
С. 377). 4 Аналогичным образом обстоит дело и с помещенными в издании 1906 года фотографиями И. А. Взгляд направлен прямо в объектив. Портрет исполнен в едином серовато-коричневом тоне. Для Достоевского «наполеоновская идея» – символ подчинения страстей и желаний всемогуществу интеллекта и воли, при отсутствии веры и игнорировании морали и как результат – повторяющаяся из романа в роман схема преступления и наказания.
Интересно, что редакция академического Полного собрания сочинений писателя выбрала именно эту фотографию для помещения на фронтисписе в томе, содержащем «Записки из Мертвого дома». «Написанный не по заказу и не на показ, впитавший в себя настроения молодого художника и многих его современников, видевших, чувствовавших Достоевского таким или приблизительно таким, портрет интересен для нас как художественный документ о значении Достоевского в общественном сознании тех лет» (Н. Любович. Коллеги-доктора пытались помочь жене Михаила Андреевича, но ни микстуры, ни советы не помогали84. соч. Фигура мягко тонет в полумраке темного фона и тем самым отдалена от зрителя. Работы Зигмунда Фрейда и его последователей (И. 27-го февраля Мария Фёдоровна Достоевская, не дожив до тридцати семи лет, скончалась.
Каким же предстает Достоевский на этой самой ранней его фотографии. Третья фотография как будто продолжает начатое движение. В 1885 году в 1 журнала «Исторический вестник» были опубликованы воспоминания о Достоевском Зинаиды Артемьевны Сытиной, дочери А. И. С. 259 – 260) эта встреча не зарегистрирована. 11 См. : Стрелкова И. И. Окружающие замечали это и осмеивали Достоевского.
Не исключено, что этот рисунок сделан во время пушкинского праздника в Москве. Но плохо просматривающиеся под сюртуком (в силу особого положения корпуса на обоих снимках) жилет и галстук не подтверждают такую идентификацию. 34 К тому же фотографию Баумана отличает присутствие обязательных атрибутов фотосалона (задник с характерным орнаментом, кресло со специальной подставкой для рук), в то время как на рассматриваемой фотографии какие-либо внешние элементы полностью отсутствуют: только сам Достоевский на размытом, нейтральном фоне. Можно бы сказать, что Перов уловил на портрете «минуту творчества Достоевского».
Ф. М. Достоевский прослыл ретроградом и реакционером после публикации романа «Бесы», когда часть образованной общественности поддерживала взгляды нигилистов, народников и революционных демократов. Фотография (погрудный портрет25) раскрашена акварельной краской. «Достойниками» с некоторой насмешкой называли жителей селения из которых набирали княжескую обслугу. Гроссмана. Для создания данной работы была использована программа киностудия Windows Live. Ко времени пребывания писателя на каторге относится первая медицинская констатация его болезни как падучая (Epilepsia)147148, что явствует из приложенного свидетельства лекаря Ермакова к прошению Достоевского 1858 года об отставке на имя Александра II149.
Это придет к нему позже. Позже в своих воспоминаниях писатель называл родителей, стремящихся вырваться из обыденности и заурядности, «лучшими, передовыми людьми»52. Положительный ответ на этот вопрос требует дополнительных изысканий. Третий прижизненный портрет Достоевского принадлежит извест-ному граверу, рисовальщику, офортисту Льву Евграфовичу Дмитриеву-Кавказскому (1849 – 1916). На картине художник изобразил писателя на темном фоне, цветовой гаммы как таковой нет, все средства художник направил на то, чтобы показать внутренний мир Достоевского, не отвлекаясь на внешние мелочи. 11.
Это первое прижизненное изображение молодого Ф. М. Достоевский. стоит у балюстрады) воспроизведен в «Юбилейном» Полном собрании сочинений Достоевского с подписью: «Ф. М. Щетинина. Д. П. Мирский писал о четырёх великих романах писателя («пятикнижие» без «Подростка»).
Образ Ф. М. Проигрывая, слезно умолял в письмах Анну заложить что угодно и выслать ему денег. В «Летописи жизни и творчества Ф. М. Они так похожи на нас. (РГБ.
На заседаниях ассоциации было прочитано 8 докладов памяти писателя (в частности В. Б. Шкловского, А. З. Штейнберга, Иванова-Разумника)374. 1992. Перова.
В 1891 там был открыт первый музей Достоевского под названием «Отдел Достоевского», утверждённый в мае 1906 как «Музей памяти Ф. М. Достоевского». Даже о деде писателя, Андрее Григорьевиче Достоевском, нет точных данных. Особенно выделял позднее Фёдор Михайлович чтение отцом «Истории Государства Российского»: «Мне было всего лишь десять лет, когда я уже знал почти все главные эпизоды русской истории»5354. Оба портрета потрясают сдержанностью, простотой, богатством натуры моделей. Но скорее – стоит. Это сложность Достоевского: она принадлежит самой модели: ее воспринял чуткий Перов». Осенью Мария Фёдоровна совсем занемогла. 412.
– М. : Художественная литература, 1971). Род Достоевских берёт своё начало от боярина Данилы Ивановича Иртищева (Ртищева, Ртищевича, Иртищевича, Артищевича), которому 6 октября 1506 года было пожаловано имение «Достоев» в Поречской волости Пинского уезда, к северо-западу от Пинска11. Портрет прекрасно передает внешний облик писателя без какой-либо смысловой или символической доминанты, хорошо уже то, что в работе нет никакой лиричности, трагичности, перед нами человек, погруженный в свои мысли, с характерным именно для Достоевского разрезом и прищуром глаз. При этом, к большому удивлению Достоевского, тезис о «потребности веры и Христа» не пропустила цензура.
Но марксистская идеология начала подчинять себе гуманитарные науки. К великому сожалению, в отличие от парижской уголовной полиции, III Отделение в эти годы еще не практиковало «фотофиксации» политических заключенных и мы не имеем возможности увидеть, как выглядел арестованный по делу петрашевцев, заключенный в Алексеевский равелин автор «Белых ночей» и «Неточки Незвановой». В ее записной книжке конца 1880-х гг. Сам Достоевский в «Заметках из подполья» объяснял сюжетные линии своих произведений следующими словами: «. Очень знаменательно, что первый графический портрет молодого писателя будет создан его товарищем по Инженерному училищу в Петербурге Константином Александровичем Трутовским. В коллекции Государственного Литературного музея хранятся две близкие между собою фотографии Михаила Достоевского, выполненные в «Photographie centrale». В. Г.
1846 – 1903» (500 экземпляров книги были изданы с иллюстрациями). Фигура, как бы сжатая в темном пространстве холста изображена чуть сверху и сбоку. Чудовищно неряшлив в языке и депрессивен. Композиционно портрет построен очень крепко, основательно. Герою «Записок из подполья», который на последних страницах повести называет себя «антигерой»202203, ближе философские идеи Канта, Шопенгауэра и Штирнера о свободе воли— «своё собственное, вольное и свободное хотенье» превыше всего204 и он доводит свою программу крайнего индивидуализма и скептицизма до логического предела205. С. 303. 17 См. : Там же. Отзыв Крамского тем более интересен, что к творчеству Перова в целом он относился критически».
На этот счет у исследователей существуют разные мнения. Впечатления от этой поездки впоследствии отразились, в частности, в романах «Бедные люди», «Бесы», а также в «Дневнике писателя»6164. Кожа удивительно гладкая, чистая. Непосредственно к работе над «Бесами» писатель приступил в январе 1870 года в Дрездене, о чём свидетельствуют подготовительные материалы к роману248. Труднее этого нет ничего на свете, а особенно теперь. ».
Значит ли это, что в составе архива А. Г. Так что предположение остается лишь предположением.
Страхова, который так передает впечатление от первого знакомства с Достоевским в самом начале 1860-х гг. : «Наружность его я живо помню: он носил тогда одни усы и, несмотря на огромный лоб и прекрасные глаза имел вид абсолютно солдатский, то есть простонародные черты лица» (Ф. М. В 1833—1834 годах Достоевский знакомится с творчеством Вальтера Скотта. Публикации предшествовала настоящая романтическая история, вполне в духе Достоевского — внезапный ночной визит к нему Некрасова и Григоровича с выражением восторга по поводу только что прочитанной повести, а потом и «самая восхитительная минута» — встреча с Белинским, вспоминая о которой, он на каторге «укреплялся духом» (об этом подробно рассказано в «Дневнике писателя, 1877»). 22 См. : Литературная газета.
Как просто его обидеть, как легко обмануть. и во всем облике какая-то моложавость.
Домашний уклад Достоевских способствовал развитию воображения и любознательности51. Достоевская упоминает как семейную ценность в своей завещательной тетради, надписанной «En cas de ma mort ou dune maladie grave» («Ha случай моей смерти или тяжелой болезни», фр. ). По воспоминаниям Андрея Михайловича, чаще всего он замечал Фёдора за чтением исторических романов «Квентин Дорвард» и «Уэверли или Шестьдесят лет назад»73. Александрова: «. Автор наиболее объёмной биографии Достоевского Джозеф Франк ссылался на мнение Кристофера Пайка (Christopher Pike): «Натали Саррот, Ален Роб-Грийе и Мишель Бютор восхищались Достоевским»448. С. 195).
Можно было бы предположить, что это также переснимок третьей фотографии работы Тулинова имени которого вдова писателя, видимо, не знает, во всяком случае нигде ни разу не упоминает (в том числе и воспроизводя фотографию стоящего Достоевского в «Юбилейном» Полном собрании сочинений: см. С публикацией этого снимка в 1983 году, в 86-м томе «Литературного наследства» вышло досадное недоразумение: и под репродукцией (с. Достоевского, написанный Перовым по заказу Третьяковской галереи, был окончен в 1872 году. Гейбовичу и уезжает в штатском.
Роман «Братья Карамазовы» Федор Михайлович посвятил именно ей. Зажатая под локтем его левой руки фуражка усугубляет неестественность позы. Алма-Ата, 1977. Фигура портретируемого написана на темном фоне. (Вот завопят-то про меня нигилисты и западники, что ретроград. ) Да черт с ними, а я до последнего слова выскажусь»250.
Через день писатель сообщал А. Н. Майкову: «То, что пишу, — вещь тенденциозная, хочется высказаться погорячее. Губы сжаты в ироническую складку. СПб., 1906.
Перов был умный и милый человек и муж любил с ним беседовать. Т. 1. В Руссе» (последнее, по-видимому, указание на место хранения) и тут же под 3: «Портрет фотогр в Семипалатинске в 1858 году.
1863». Валиханов. «Записки из подполья»195, знаменовавшие новый этап в развитии таланта Достоевского196, должны были стать частями большого романа «Исповедь», нереализованный замысел которого зародился в 1862 году.
Чтению обучала детей Мария Фёдоровна55. На Пасху смотрели Подновинские балаганы с «паяцами, клоунами, силачами, Петрушками и комедиантами». В. Г.
Еще один живописный портрет Достоевского, принадлежащий кисти К. А. Гоха и М. Б. Суть в том, что все люди ошибаются, так как они не роботы. Согласно местным легендам, название «Достоево» произошло от польского «dostoinik»— сановник, приближенный государя. Цейдлер. И в этом также очень точное попадание в образ человека, никогда не соблазнявшегося «тайнозрением зла», но распинавшегося «за то, что придет или, по крайней мере, должно прийти», страдавшего и веровавшего «от любви, не от страха».
«Нигилисты и западники требуют окончательной плети»249. Непривычный масляный портрет Достоевского работы художника М. Щербатова, ученика знаменитого И. Крамского, признаётся далеко не всеми. 4. Идеологию и публицистику Достоевского отдельно от литературной ценности художественных произведений писателя предлагали рассматривать марксистские критики Роза Люксембург, В. Ф. Переверзев в 1912 году, взгляды которого к 1930 году приобрели более агрессивный вульгарно-социологический оттенок375, в СССР диссидент Г. С. Померанц193, а в США— биограф «сердцеведа» Джозеф Франк. Не сохранилось (а возможно их и вообще не существовало) ни одной фотографии Достоевского 1840-х годов. Его отец обладал вспыльчивым и нервным характером, мало уделял времени своим детям (их было у него семь).
СПб., 1861». Если же задать подобный вопрос о Достоевском, то ответа мы, вероятно не получим. Слева от него, на другом стуле, – Достоевский.
Первые главы отсылались М. Н. Каткову прямо в набор консервативного журнала «Русский вестник», где вышли в январе и феврале 1866 года, последующие печатались из номера в номер. 8 апреля. Бореля. III.
В этом храме Ф. М. Известно, что Третьяков относился к Достоевскому с особенной любовью. 112 и 113. 19 Один из этих снимков (Ф. М. СПб., 1906.
У нас же сейчас детей воспитывают на примерах достижений богатых людей. В это же время резко сократилось число упоминаний фамилии в исторических документах19. Рисунок итальянским карандашом будет выполнен в 1847 году, а потом повторен К. А. Образ утратившего связь с народом «лишнего человека»206 стал результатом многолетних раздумий Достоевского и не переставал волновать его до конца жизни. Он решил, что ее можно убить.
Майкова, М. И. Но выглядит он вовсе не франтом: руки безвольно свисают вдоль туловища, вся фигура выглядит так, как будто это не он сам пришел, а его привели и поставили перед фотокамерой. После смерти императора Николая I 18 февраля 1855 года Достоевский написал верноподданническое стихотворение154, посвящённое его вдове императрице Александре Фёдоровне.
Дом Достоевских располагался в большой тенистой липовой роще, примыкавшей к березняку Брыково, «очень густому и с довольно мрачною и дикою местностью». I. 224). 36 По-видимому, эта же фотография висела в кабинете писателя и в доме А. П. Дмитриев-Кавказский создает рисуночный портрет Ф. М. Словом, все то, что Федор Михайлович называл «страдальческим сознанием» русского народа. Бросается в глаза «простонародность» внешности, о которой упоминал Н. Н.
Обладая собственным понятием выгоды «отрешившийся от почвы и народных начал»200 «подпольный парадоксалист» ведёт полемику не только с теорией «разумного эгоизма» Н. Г. Чернышевского201. На этажерке стоит портрет его жены, А. Гр. Достоевской. К. А. примеч. И, кажется, достигнуто «равновесие», может быть, лишь на мгновение, между внутренним, «сокровенным» человеком и окружающим его миром, – чего так недоставало фотографии первой. Это единственная фотография писателя, на которой он изображен с гладко выбритым лицом нет не только бороды, но, как кажется и усов (или они едва-едва различимы).
В обзоре этой выставки критик А. Ледаков писал: "Хороши также портреты г. Перова с гг. Взгляд углублен в себя. и Кипренскому О. А.
Соколова) гравером Августом Яновичем Даугелем (1830 – 1899) вырезана гравюра на дереве, помещенная в 52 «Всемирной иллюстрации» за 1869 год в ряду портретов знаменитых воспитанников Главного инженерного училища (которое Достоевский закончил в 1843 году). 31 Но какая убийственная метаморфоза произошла при переводе изображения в другую технику. Он одет в длинный темный сюртук. Достоевский, снята и десятилетняя дочка Михаила Достоевского Варя, умершая от скарлатины в феврале 1864 г. (эта фотография хранится в фондах Государственного Литературного музея). Третьякова в 1872 году портрет Ф. М.
Но лицо, напротив, дано почти en face – в том же самом ракурсе, что и на знаменитой литографии П. Ф. Островского, И. С. Гоха (хотя поворот 3/4 вправо зеркален по отношению к петербургскому снимку). Достоевского» (СПб., 1993. В чертах лица все то же затаенное внутреннее напряжение.
С. 144. Перову в портрете Достоевского удалось изобразить человека, чувствующего себя наедине с самим собою.
Федор Достоевский в 1847 году доверчиво смотрит в будущее, пытается постигнуть мир, но без торопливости, он – немного франт (шейный платок завязан по моде), эстет, светский фланер, каким изображает он себя в «Петербургской летописи», он сострадателен и исполнен понимания сложностей и противоречий бытия, но самого себя он еще не знает. Баумана одновременно, то 1863 г, как время съемки оказывается еще более правдоподобным. 30 Умер в июле 1864 г. 31 В «Описании рукописей и изобразительных материалов Пушкинского Дома. » ( 445) высказано предположение, что гравюра исполнена по фотографии С. Л. Переселяясь на Божедомку Достоевские уже ожидали прибавление семейства к концу осени38. С тех пор как я себя помню, я помню любовь ко мне родителей», — вспоминал спустя полвека Фёдор Михайлович38. 2008.
Так на страницах «Преступления и наказания» появляется портрет Канта, который рассуждал о нравственном законе. »51. Перов был интересен и соприроден таланту Достоевского во многом. Так же фотография датирована и в каталоге Музея памяти Достоевского ( 3110): «Москва. Кипенье жизненных сил во взгляде, в чертах лица, во всей фигуре писателя оказывается дополнительным аргументом и в пользу датировки этой фотографии 1863 годом. 29 Конечно же, это не Достоевский эпохи утрат: тяжелой болезни и мучительной кончины от чахотки жены Марии Дмитриевны, преждевременной скоропостижной смерти любимого брата Mиxaилa, 30 крушения журнала «Эпоха». 324. Т. 1.
Кем, когда и с какой целью фотография раскрашивалась (и закрашивалась) акварельной краской, неизвестно. 26 Объявления об открытии фотосалона Алексея Баумана на Невском проспекте в доме Голландской церкви с середины сентября 1862 г. в течение нескольких недель печатались в газете «Иллюстрация» издателем которой был сам Бауман. Майкова, но портрет Достоевского – признанный шедевр. Достоевский привык повиноваться и слушаться во всем родителей. педагог П. М.
Достоевский в воспоминаниях современников. Летом устраивались семейные вечерние прогулки в Марьину рощу. Так, петрашевцу Ф. Н. Львову запомнились слова Достоевского, сказанные перед показательной казнью на Семёновском плацу Спешневу: «Nous serons avec le Christ» (Мы будем с Христом), на что тот ответил: «Un peu poussiere» (Горстью праха)138. На фотографии Церкви Св.
(А. Г. Ключевская, А. З. С. 6. Это еще более отодвигает его вглубь и замыкает в себе. Но автор «Скверного анекдота», «Крокодила», задиристых полемических статей из журнала «Время» представлен на этом фотопортрете очень выразительно и рельефно. При жизни писателя кроме отдельных публикаций было издано два собрания сочинений: двухтомное (1860 год) и четырёхтомное (1865—70), когда лучшим произведением Достоевского считались «Записки из Мёртвого дома»350.
Лишь в двух из этих откликов упоминается портрет Достоевского: в статье Поля Манца в газете "Temps" говорилось, что портреты Крамского (Льва Толстого, Григоровича, Шишкина), Перова (Достоевского) "отличаются своей фактурой и особенно оригинальностью ни один не выполнен ординарно"22 по словам Стасова, "хвалит портрет Достоевского" в газете "Independence Beige" Жюль Кларти. Писатель на ней представлен наиболее «художественно» из всех фотографий этого времени: видно, что фотограф понимал свое дело не как ремесло, но как искусство. В фигуре исчезла мешковатость, внутреннее движение вниз, к земле. Позже писатель вспоминал: «оказалось, что всё сгорело, всё дотла была обстроена с иголочки», но приобрести спорную Черемошню удалось только в 1833 году, заложив Даровое6163.
Через год будет написан портрет Л. Н. Достоевский 15 февраля 1867 г. был обвенчан с Анною Григорьевною Сниткиной». примеч. Варенцову за любезное разрешение воспользоваться результатами ее разысканий благодарим также Т. Ю. Итогом творческого и жизненного пути Достоевского стал последний роман «великого пятикнижия» «Братья Карамазовы»288, замысел которого возник весной 1878 года, но был связан с неосуществлёнными планами масштабных произведений «Атеизм» (1868—1869) и «Житие великого грешника» (1869—1870).
Достоевский в Семипалатинске // Ф. М. Достоевский в воспоминаниях современников. 22декабря 1849 (3января 1850 года) на Семёновском плацу петрашевцам был прочитан приговор о «смертной казни расстрелянием» с переломлением над головой шпаги, за чем последовала приостановка казни и помилование136. Этот поступок должен был окончательно убедить его в своей силе, облегчить существование. М., 2009, с. 55).
Пожалуй, лишь за исключением снимка А. О. Это фотография племянника и крестника писателя (сына Михаила Михайловича) Фёдора Михайловича-младшего, музыканта, пианиста, ученика А. Г. Рубинштейна, визитный фотоснимок «семейного летописца» – младшего брата Андрея Михайловича рядом с изданиями романов «Подросток» (первое издание, СПб, 1876), с обращённой к нему дарственной надписью Достоевского и «Униженные и оскорблённые» с автографом писателя другому своему племяннику Александру Андреевичу Достоевскому. Андрей Михайлович вспоминал, что «лесок Брыково с самого начала очень полюбился брату Феде», а «крестьяне, в особенности женщины их очень любили». Но для Перова «болезнь и напряженная работа» — всего лишь жизненные обстоятельства, в которых изо дня в день живет и творит Достоевский-писатель. Соловьёвым провёл в Оптиной пустыни291. Стоит заметить, что при абсолютной «светской» застылости и непохожести поэта, портрет Достоевского в ремарке, хоть и сделан по известному рисунку автора, но более удачен и выразителен, так как в лаконичном офорте опущены излишние детали, от чего ремарочный портрет только выиграл. Лицо, руки и лист словно излучают свет.
Особенность этой фотографии – ощущение какой-то внутренней энергии, переполняющей Достоевского, печать воодушевления на его лице. В семье Достоевских строго соблюдались патриархальные обычаи38. В Тобольске»290. Некоторые описания князя Мышкина похожи на изображения Рене Декарта, которому принадлежит фраза «Я мыслю, а значит, существую».
23 В Каталоге коллекции А. Г. Достоевский в воспоминаниях современников: В 2 т. М., 1990. Михайловский ошибочно понял характер творчества Достоевского»361. Портрет этот был подарен художни-ком Достоевскому и сегодня хранится в Музее-квартире писателя в Москве.
Проведя лето 1878 года в Старой Руссе, Достоевский с семьёй вернулся в Петербург и 5 октября поселился в квартире дома 5/2 в Кузнечном переулке, где проживал до дня своей смерти 28 января 1881 года292. СПб., 1992. собр. Дмитриевым-Кавказским был выполнен офортный портрет А. С. Они умеют думать, но прежде всего они чувствуют.
Новая квартира, по воспоминаниям Андрея, состояла из двух комнат, передней и кухни. И нет никаких свидетельств – мемуарных, документальных иконографических, подтверждающих, что в какой-то период 1862 – 1863 годов писатель не носил бороды и усов. Троицы в Петербурге А. Г. Толстого И. Н. За рубежом был написан роман «Идиот»231, работу над которым Достоевский начал в сентябре 1867 года в Женеве, продолжил там же до конца мая 1868 года, затем писал его в Веве и Милане, а закончил во Флоренции 17 (29) января 1869 года232.
Трутовским в 1860-е годы. Сытиной, опубликованных в 1885 г. 9 По-видимому, А. Г. Пес сдох, но писатель был спасен.
в Семипалатинске, проездом в Кашгарию», первым, кажется. 1955. 112. 2 В Каталоге коллекции А. Г. Общие черты лица округлые.
Ничего отвлекающего, «рассказывающего». Летом 1832 года дети впервые знакомятся с деревенской Россией. Гейбовичу, писатель сделал на фотографии дарственную надпись.
И именно оно, это «страдальческое сознание» самого Достоевского и пронизывает собою его живописный образ как «главная идея его лица». Молитвовал священник Василий Ильин»3839. С. 124 – 144). 8 Нельзя исключать, что Б. Г. Она послужила печальным поводом к совместной поездке Достоевского с Вл. Соловьёвым в Оптину Пустынь для беседы со старцем Амвросием, предполагаемым прототипом старца Зосимы в романе «Братья Карамазовы», над которым писатель работал в Старой Руссе. С. 128.
Следующие четыре года Достоевский провёл на каторге в Омске130. Косенков, А. Н. / 97», а позднее ее же рукой, чернилами: «1861». 20 Мы также ранее высказали предположение, что фотография Тулинова послужила основой для гравюры на дереве, воспроизведенной в 1863 г. в «Иллюстрации» и повторно, в 1866 г., в «Воскресном досуге». 21 Впрочем, отметим, что фотография Тулинова, на которой Достоевский сидит у балюстрады, стала известна сравнительно поздно: она впервые была зарегистрирована и воспроизведена в «Описании рукописей и изобразительных материалов Пушкинского Дома. » ( 414).
«Двойник», «Записки из подполья», «Идиот» были непонятны современникам. Нельзя обойти стороной и замечательную книгу «Идиот», в которой главный герой не похож на персонажей из других произведений Достоевского. Достоевского (перо, карандаш). На стене над этим столом висел фотографический портрет Федора Михайловича. » (Ф. М.
Достоевской (см. Однако рассмотрение этого мемориального экземпляра, ныне хранящегося в коллекции ГЛМ (КП 35714/2), на обороте которого рукой жены писателя записано: «С фотографии Щетинина. Баумана Достоевский сидит на фоне геометрического орнамента, украшающего задник фотоателье и строгие геометрические формы удивительно удачно контрастируют с динамичной, «неправильной» фигурой писателя. 33 В 1869 г. Главное инженерное училище отмечало свое 50-летие. 34 Впрочем, у нас есть прецедент, когда в фотоателье М. Б. (Из книги: Лясковская О. Л.
В апреле 1835 года Мария Фёдоровна с младшими детьми едет в Даровое. Этот выбор, возможно, неосознанный, но абсолютно не случайный. Однако сравнение его с рисунком К. Трутовского и фотографией Н. Лоренковича 1878-го (одной из лучших наряду со снимком М. Панова 1880-го) обнаруживает явное сходство с ними. Но она, с другой стороны, рождает вопросы новые, не менее серьезные.
В конце 1820 года, после рождения первого сына Михаила, Достоевский уволился с военной службы и с 1821 года перешёл работать в Мариинскую больницу для бедных35, несмотря на её скромные оклады, которые даже по официальным признаниям «не вознаграждают достаточно трудов их и не соответствуют необходимым надобностям каждого в содержании себя и своего семейства»36. 1929 г. Портрет Ф. М. Единственным критиком, понявшим идейный замысел романа «Идиот», был оппонент и идеологический противник писателя М. Е. Салтыков-Щедрин9.
Репин, называя Каткова "ретроградом За год до создания портрета в «Петербургском сборнике» была опубликована первая повесть Достоевского «Бедные люди», сразу удостоенная великой чести, восторженной похвалы самого Белинского. Хотя накануне сорокалетнего юбилея за плечами у писателя были, как минимум, продолжительные отношения с Исаевой и Сусловой, на то время его женщины еще не подарили ему такое счастье, как дети. Валиханов. В настоящее время в квартире расположен Литературно-мемориальный музей Ф. М. Достоевского.
Т. 1. Зимой 1835 года, предположительно, у Достоевского случился первый припадок падучей76. Андрей Достоевский позже вспоминал: «с начала нового, 1837г. Один из приговорённых к казни, Николай Григорьев, сошёл с ума.
В том же юбилейном 1880-м году Л. Е. Собко сообщает, что Перов больше всего ценил роман Преступление и наказание. На полном пансионе обучающиеся приезжали домой только на выходные. Широкую известность она приобрела после воспроизведения в издании биографии писателя, вышедшей в серии «Жизнь замечательных людей» (см. : Гроссман Л. П.
И потому взгляд, не задерживаясь на торсе, ритмами вертикалей восходит к лицу. Островского (1871), а также созданные в течение 1872 года, то есть в один год с «Достоевским», портреты В. И. Ведь «убийца» – это клеймо. Для его чтения нужна устойчивая нервная система. Чтобы как-то выпутаться из тяжелой финансовой ситуации, он заключил крайне невыгодный для себя договор о публикации собрания своих произведений с издателем Стеловским, а вскоре после этого начал писать свой самый известный роман «Преступление и наказание».
Кажется, что фигура писателя находится в своем отграниченном от окружающих пространстве. Гоха хранится в коллекции Литературно-мемориального музея Ф. М. Поворот головы, сомкнутые черты лица, взгляд, устремленный в невидимую точку за пределами картины, создают ощущение глубокой сосредоточенности, страдания мысли, которые скрываются за внешним аскетизмом.
Свидетельства жизни в ссылке – семипалатинский фотоснимок Достоевского 1857 – 59-го в мундире офицера Сибирского 7-го линейного батальона и фотография М. Д. Достоевской с надписью А. Г. : «Марья Дмитриевна Достоевская, первая супруга Ф. М. Достоевского, по первому браку Исаева». Однако на обороте парного ему снимка (Ф. М. Перемена позы (стоя / сидя) почти чудодейственно изменила весь его облик. Ф. М.
Исследователи не обнаружили однозначной связи писателя с основателем рода Данилой Иртищевым2021. примеч. ) от воспоминаний З. А. Если предположить, что все Достоевские фотографировались у А. О. Губы полные.
Сытиной. Достоевской) проставлено: «Париж, 1863». Лишь во 2-й половине XX века пять наиболее известных романов писателя достоевисты назвали «великим пятикнижием». Подобное препровождение времени повторялось ежедневно», — вспоминал Фёдор Михайлович41. И наконец, последняя из оставшихся фотографий, вызывающая экстраординарные проблемы в отношении ее датировки.
Раскольников посчитал, что он право имеет. Свеликолепным мастерством написано измученное, полное глубокой скорби «не освоем горе» лицо писателя. После рождения в июле дочери болезнь Марии Фёдоровны обострилась8483. Ф. 212. Сытиной (см. : Достоевский Ф. М. Первая серьёзная книга, по которой дети учились читать, — «Сто четыре Священные Истории Ветхого и Нового Завета».
Некоторые образы, эпизоды и идейные мотивы последнего романа Достоевского берут истоки почти во всех предшествующих произведениях, начиная с «Бедных людей» и заканчивая «Дневником писателя» и «Подростком»289. Во второй половине XVII века род перебирался на Украину. Корсакова, Е. Д. Первые черновые заметки к роману «о детях» («Братья Карамазовы») появились после 12 апреля 1878 года и были озаглавлены «Memento (о романе)». Он всецело погружен в свои мысли.
Валиханов. По мнению немецкого слависта Райнхарда Лауэра (Lauer, Reinhard), «Достоевский расценивается как один из величайших и наиболее влиятельных романистов золотого века русской литературы»450. Однако, как уже говорилось, оригинал снимка, подаренного Гейбовичу, утрачен.
По тем временам это были огромные деньги (для сравнения: каторжников кормили на 30 копеек в месяц). В статье 2012 года И. А. Есаулов проанализировал «некоторые маргинальные положения концепции Фрейда и его статьи о Достоевском», отметив, что ментальная установка на «культурное бессознательное» основателя психоанализа до сих пор свойственна постсоветскому литературоведению, а « В. Г. Калашников обращает внимание на то, что Т. К. Розенталь, в отличие от З. Фрейда и многих других психоаналитиков, не считала «эдипов комплекс» определяющим для личности писателя407, цитирует мнение Б. С. Мейлаха: «в России перенесение фрейдизма на почву изучения творческой личности писателя показало свою полную бесплодность»408, основной заслугой психоанализа расценивает точную интерпретацию болезни Ф. М. Достоевского как проявлений невроза, которая долгие годы оставалась вне поля зрения исследователей, что позволяет преодолеть расхожий миф об эпилепсии великого писателя. М., 1983.
Старая карточка неизвестного фотографа. О втором прижизненном портрете Достоевского, созданном В. Г. Более того: даже после закрытия издания за писателем значилась внушительная сумма долгов. Достоевской сделана карандашная надпись: «1861 или 1863 получен от Анны Ивановны Майковой. М., 1962. Достоевский одет в расстегнутый серый пиджак из добротной тяжелой материи.
Его рассуждения направлены как против рационализма и оптимизма просветителей XVIII века (Руссо и Дидро), так и против сторонников различных лагерей общественно-политической борьбы начала 1860-х годов. «Подпольный человек» уверен, что «живая жизнь»К 1 не поддаётся расчёту по формуле «2 х 2 4»199. Михаил, Фёдор и Андрей в это время готовятся к экзаменам в пансионе82. Аккуратно подстриженная бородка радикально меняет форму лица это уже не «простонародный тип», тянущий военную лямку младший офицер, а скорее столичный денди, посетитель модных петербургских салонов. В частности, снимок второй половины 1840-х годов мог быть только дагерротипом.
С. 367 (благодарим Е. М. Пушкина с портретом Достоевского в ремарке. Достоевская также датирует фотографию 1858 г. вслед за З. А. А вот здесь, как раз и кроется суть. Перов создал подлинный портрет-биографию великого писателя. С. 16 – 28 (благодарим за указание на эти источники В. Н.
Но вдруг – как отрезало. Ничего отвлекающего, «рассказывающего». 3. 48. Отечественные исследователи творчества Достоевского приняли участие в деятельности Международного Общества Достоевского с конца 1980-х годов. Без страха и сомненья / На подвиг доблестный, друзья. Особенности творческого пути художника.
Тургенев (к слову, ненавидевший Федора Михайловича) назвал его «русским маркизом де Садом». Полный курс состоял из трёх классов продолжительностью 11 месяцев каждый. И от этого, возможно, мир станет даже лучше. В нем художник отобразил истинный характер знаменитого писателя. 1 марта её похоронили на Лазаревском кладбище8485. Достоевский.
Работа над романом значительно приостановилась летом, когда первый план стал занимать мощный образ Ставрогина251, ставший ключевым героем «Бесов». Алёкина). 16 Штакеншнейдер Е. А. Сейчас же закончим изложение загадки этой фотографии на вопросительной интонации. В. Г. Entre des Voitures, 9, Rue de Valois».
Т. 10. Одно, что можно сказать нам, современникам, это то, что с Достоевского одного портрета мало. Как мало людей, понимающих нас и сочувствующих, готовых протянуть руку помощи. Александр, что касается меня, то я хочу жить спокойно в своей стране.
Достоевская. Судя по приведенному выше отзыву А. Достоевской, Перов уловил на портрете «минуту творчества Достоевского»» Отсюда этот предельно сдержанный колорит картины, ее строгая, компактная композиция, освобожденная от какого бы то ни было антуража. В 1844 году он решил заниматься исключительно литературой и подал в отставку. Они могут предать, жестоко разыграть и обмануть тебя. Там же сыновья Драшусова преподавали математику и словесные науки69.
80 и 81. Погодина и других. Направо, вслед за движением рук, несколько наклонена и вся его фигура. Даля, А. Н. Тулинова.
Выражение лица отчасти напоминает фотографию 1860 года работы И. А. Согласно проводимой в это время ревизии у Достоевских имелось «около ста крестьян и более пятисот десятин земли»72. С. 124, 143 первая публикация: Сибирские огни. Достоевского – пожалуй, одна из самых знаменитых работ В. Г. Непривычный портрет Достоевского: Звено.
Н. К. Михайловский не смог оценить сложность и своеобразие творчества Достоевского, отрицал гуманизм писателя, на что обращали внимание В. Г. Белинский и Н. А. Добролюбов, не увидел в психологизме «великого сердцеведа» новаторство реализма, а «жестокий талант» считал чертой его личной психологии362. Достоевской до нас дошел позднейший переснимок со старинного дагерротипа. Это, бесспорно, снимок 1860-х годов. Н. Н. Страхов главным отличительным творческим качеством Достоевского считал его «способность к очень широкой симпатии, умение симпатизировать жизни в очень низменных её проявлениях, проницательность, способную открывать истинно-человеческие движения в душах искаженных и подавленных, по-видимому, до конца», умение «с большой тонкостью рисовать» внутреннюю жизнь людей, при этом в главные лица у него выводятся «люди слабые, от тех или других причин больные душою, доходящие до последних пределов упадка душевных сил, до помрачения ума, до преступления».
Следующая по времени фотография была сделана в Париже, во время заграничного путешествия Достоевского 1862 года (так она датирована в Каталоге коллекции Музея памяти Достоевского, 3109 но теоретически можно предположить и 1863 год – время второго посещения писателем Парижа, однако это были дни бурного выяснения Достоевским отнощений с Аполлинарией Сусловой – скорее всего, для посещения фотографии у него в этот раз не было ни времени, ни необходимого дущевного спокойствия). Вклейка между стр. Леонтий Чермак старался создать иллюзию семейной жизни: «ел за одним столом вместе со своими учениками и обращался с ними ласково, как с собственными сыновьями», входил во все нужды детей, следил за их здоровьем7475. О том, что Ч. Валиханов «посетил Ф. М. Большую часть коллекции она передала московскому Историческому музею.
Ковремени создания портрета Достоевский уже прошел игражданскую казнь икаторгу, он создал великие произведения, вкоторых вовсей полноте открыл трагический мир «униженных иоскорбленных». Первый биограф писателя О. Ф. Миллер145 считал, что каторга стала «уроком народной правды для Достоевского». Отсутствие особого разнообразия цветовой гаммы говорит о том, что художник основное внимание сосредоточил на отображении внутреннего мира русского гения. » 7 В этой связи заметим, что 3. А. Можно бы сказать, что Перов уловил на портрете "минуту творчества Достоевского". И недаром он был предпослан публикации мемуаров А. Г.
С. Соловьёв писал, что Достоевский-пророк «верил в бесконечную силу человеческой души», а Г. М. Фридлендер приводил мнение основоположника литературы социалистического реализма М. Горького, полемизировавшего с Достоевским против его «неверия в человека, преувеличения им могущества темного, звериного начала, порождаемого в человеке властью собственности»363. 1863. По моде (как у светского эстета) завязан шейный платок, в глазах – покой и доверчивость, как будто бы писатель пытается с надеждой заглянуть в свое будущее. Вклейка между стр. В pendent взгляду и более твердая, волевая складка губ.
Воспоминания о Федоре Михайловиче Достоевском // Ф. М. Левицкого или К. И. Но взгляд более спокоен, «самодостаточен» : между фотографиями Гоха и Бондоно – создание «Записок из Мертвого дома» и «Униженных и оскорбленных», восстановивших и упрочивших литературную репутацию Достоевского в обществе. Постоянной темой его произведений Страхов называл борьбу «между тою искрою Божиею, которая может гореть в каждом человеке и всякого рода внутренними недугами, одолевающими людей»347.
Получилась своеобразная галерея портретов великого писателя. Композиционно она сильно уступает предыдущей. СПб., 1993. У В. Г. В 1991 году итоги достижений советской достоевистики подвёл Г. М. Фридлендер в статье «Достоевский в эпоху нового мышления»379. Из воспоминаний Андрея, в детстве Достоевские слушали сказки про «Жар-птицу», «Алешу Поповича», «Синюю бороду», сказки «Тысячи и одной ночи» и другие4546. Перовым, речь шла выше, а третий принадлежит известному граверу, рисовальщику, офортисту (Офорт – разновидность гравюры на металле) Льву Евграфовичу Дмитриеву-Кавказскому.
Домашний порядок подчинялся службе отца. Бореля обнаруживает, что на этом снимке Достоевский выглядит несколько старше.
Если литография Бореля (и лежащая в его основе фотография Тулинова) – это 1861 – 1862 годы, то рассматриваемый снимок скорее должен быть датирован серединой 1860-х годов. Анна Достоевская. выше). Бауманом редактором его в 1863 – 1864гг. Завершает тему ссылки первое издание «Записок из Мёртвого дома» (СПб, 1862) с владельческой надписью И. Г. Сниткина, брата второй жены Достоевского, Анны Григорьевны.
Этот недостаток восполнила вторая жена писателя – Анна Сниткина. Вклейка между стр, 144 и 145). Я не прептенциозна.
Может быть, он ровно настолько же любит страдание. Значит, без сомнений, фотографии сделаны в Семипалатинске. Баумана на Невском проспекте: между ними есть некоторые черты сходства.
Правда, они описаны здесь нестрого: с одной стороны, представлены как «фотографии с натуры», а с другой – «с портрета, снятого в Семипалатинске» (Музей памяти Феодора Михайловича Достоевского в Императорском Российском историческом музее. Он знакомится с кругом Белинского, становится вхож в литературные кружки и салоны, в частности в дом Панаевых — один из центров культурной жизни Петербурга, где начинающий автор впервые читал «Бедных людей». Тургенева, А. Н. Перову писатель во многом был близок. Гравюра на дереве. В 1880 году в Санкт-Петербурге им был издан альбом офортов под названием «Альбом Кавказа». Старшие дети занимались с учителями. Степанова и К. А.
В 1865 году издание журнала «Эпоха», количество подписчиков которого неуклонно сокращалось, пришлось закрыть. Полн. Я всегда присутствовала на сеансах и сохранила о Перове самое доброе воспоминание"9. не наказывали телесно, — никогда и никого»66. Все три «верноподданнические» стихотворения Достоевского («На европейские события в 1854 году», «На первое июля 1855 года», С начала 1861 года Фёдор Михайлович помогал брату Михаилу издавать собственный литературно-политический журнал «Время»179, после закрытия которого в 1863 году братья начали выпускать журнал «Эпоха». Руки сложены на коленях, одною из них Достоевский придерживает форменную фуражку.
На момент публикации фотография бережно хранилась в семейном архиве З. А. Достоевской, поступившей в 1921 году в Пушкинский Дом. 9) эта фотография датирована тоже 1861 г. : «4) Портрет от 1861 года без бороды». Пушкина – Тропинину В. А. Показательно, что, датируя фотографию с Валихановым 1857 г., фотографию, полученную от редактора «Исторического вестника», Анна Григорьевна датирует 1858 г. 10 Валиханов выехал из Верного в Семипалатинск 25 апреля исходя из этой даты исследователи заключают, что их встреча с Достоевским произошла «в первых числах мая» 1859 г. (Стрелкова И. И. Его мало занимали игры: во время рекреаций он не оставлял почти книг, проводя остальную часть свободного времени в разговорах со старшими воспитанниками»75.
Сближало их многое: раздумья о Сибири, трагический характер творчества, может быть и то, что оба начинали с актуализации «слезного» сентименталистского начала в переходный период, пройдя путь исканий от понимания слабости, хрупкости частного человека к его внутренней силе. Достоевского. Но его нет и в петербургской части архива А. Г. Многие мысли автора «Записок из подполья» получили развитие в последующих романах, начиная с «Преступления и наказания»205. И. «живая жизнь» ушла из этого портрета Достоевского.
Расстегнутый сюртук — не очень новый, местами потертый, довольно грубого, недорогого сукна — чуть приоткрыл белую манишку, скрывающую впалую грудь «хворого, хилого человека, замученного и болезнями и напряженной работой», как писал о Достоевском один из его современников. Гейбовича, ротного командира, под началом которого писатель служил в Семипалатинске. Здесь все решено очень просто. Там он проводил летние месяцы без отца. Страшно признавать кого-то виновным и величать убийцей. Фотографии старорусского дома и кабинета Достоевского (1881), дома Струбинского, первое издание романа с дарственной надписью И. С. Аксакову, фотоснимки Достоевских и Вл. Соловьёва составляют целый драматический сюжет. Ведь, может быть, человек любит не одно благоденствие.
Но кто же этот негодяй. Представляем 4 наиболее удачных работы, по которым ученики могут составить краткое устное высказывание (по выбору). Об обстоятельствах создания этого портрета есть удачная мемуарная заметка Н. Киселева «Анна Григорьевна Достоевская рассказывает» («Художник», 1972, 10, с. 14. ) В. Г. Замечалось в нем и много болезненного – кожа была тонкая, бледная, будто восковая.