Работы Куинджи Фото
Биография и коллекция работ художника: Куинджи (1841-1910),,
Не дай Бог исказить его индивидуальность, навязав свои приёмы и манеру. Куинджи присоединился к передвижникам вскоре после основания Товарищества и не как бедный родственник.
Написав свою знаменитую«Лунную ночь наДнепре», Куинджи показывал еепублике всвоей мастерской— всего подва часа вдень. Он мечтал о товарищеском и духовном единении. Менделеевым – хорошим знакомым художника. По причинам не вполне понятным она решила очистить полуостров от христиан.
- Список картин Архипа Ивановича Куинджи
- Архип Куинджи: история жизни впяти картинах
- Штрихи к портрету: 6 забавных историй об Архипе Куинджи
- Более 120 сияющих картин Архипа Куинджи выставят в Третьяковской галерее
- Философия пейзажа: творчество Архипа Куинджи
Художник отличался вспыльчивым, нетерпеливым нравом. Когда-то Репин не побоялся назвать Куинджи гениальным художником, новатором, открывшим в пейзажной живописи целую эпоху, давшим «начало новому виду искусства». А год спустя он выставляет картину, поразившую не только публику, но даже искушенных собратьев по искусству – «Украинская ночь».
Яйла», «Горный склон. – спросил Архип Иванович, улыбнувшись. Передний же план написан эскизным, протяжным мазком.
- Куинджи Архип Иванович – биография и картины
- Архип Куинджи: пейзажная философия прославленного художника
- Мастер пейзажной живописи Архип Иванович Куинджи
- Куинджи Архип ИвановичКартины и биография
В ней Куинджи запечатлел момент, когда после только что пронесшейся над степным хутором грозы небо еще затянуто бегущими к горизонту черно-лиловыми тучами, но сквозь них уже пробились солнечные лучи, осветившие омытую ливнем траву и мокрые крыши зданий и в свежем воздухе живет предчувствие радуги. Прекрасно переданы прозрачность неба и впечатление далей и — как везде у Куинджи — «пространство». Избрав традиционнный жанр, он пытался расширить его выразительные возможности.
Если онвидел цель, тонеостанавливался, пока недобивался своего: повыражению Репина, «буравил землю насквозь». Это создаёт острый драматизм. Прекрасно переданы прозрачность неба и впечатление далей и — как везде у Куинджи — «пространство». В 1881 году Куинджи устроил моновыставку ещё одной картины— «Берёзовая роща» (1879, Государственная Третьяковская галерея, Москва) имевшую такой же успех, а в 1882 году представил публике новую картину «Днепр утром» (1881, Государственная Третьяковская галерея, Москва).
Там, у подножий Казбека и Эльбруса, Куинджи создал множество замечательных работ. Картина была продана еще пахнущей свежей краской прямо в мастерской. Очередь длинной вереницей стояла на лестнице, ведущей в зал Общества поощрения художеств на Большой Морской, а далее продолжалась на улице. До этого момента по сути всё изобразительное искусство делилось на портреты и мифологические сюжеты, за редким исключением. Величественный Кавказ он отразил, написав цикл картин: «Эльбрус днем», «Эльбрус. Вначале обучался искусству самостоятельно, подрабатывая как ретушер у фотографа. Во Франции он изучает импрессионизм и под его влиянием позже напишет три пейзажа – «Север», «Березовая роща» и «После дождя».
В качестве нехитрой платы за постель и еду велено было покрасить забор. Никто не мог понять, что происходит. Современники рассказывали о нем следующее. Кавказ». Ответственность за тексты, фото, медиа-файлы и др. Греки оказались в нём по воле императрицы Екатерины, выселившей их из Крыма.
- Архип Куинджи — художник, который был влюблен в Крым
- Сегодня годовщина со дня рождения Архипа Ивановича Куинджи
- Архип Куинджи: биография и творчество
- Архип Куинджи – поэт ночного неба
- Русский художник Архип Иванович Куинджи
- Все Картины Архип Куинджи по алфавиту
- Картины Архипа Ивановича Куинджи
- Самое интересное в виде мозаики
За минувшие годы стоимость дома Куинджи выросла в десять раз. Опять острейший луч волооких на холст опять долгое соображение и проверка на расстоянии опять опущенные на палитру глаза опять еще более тщательное мешание краски и опять тяжелые шаги к простенькому мольберту. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. А как только голос спадет надо уходить, не показываться, чтобы не осмеяли.
Это был взрыв. Как писал знаменитый критик Владимир Стасов, «. Темпераментная живопись неба, передающая мощь грозовой стихии, сочетается в картине с поэтической проникновенностью деталей – прежде всего изображения мирно пасущейся у реки каурой лошадки (анималистические элементы у Куинджи вообще очень выразительны)». Это характерное для передвижников реалистическое полотно: мрачный колорит, непролазная грязь.
В 1875-м он выставил свою работу «Чумацкий тракт в Мариуполе». «никто не желал узнать Христа в этом тощем облике с бледным лицом, укоряющим взглядом и особенно с трёпаными волосами», – иронически вспоминал Илья Репин. Для современников художника его картины были радостным откровением.
Этому способствовало его общение с университетским профессором физики Ф. Ф. Секрет воздействия картин Куинджи таился не только в поразительной иллюзии света. Крупнейшим творческим достижением Куинджи стала картина «Лунная ночь на Днепре». Вот картина «Осенняя распутица»: свет, льющийся из тумана, окутывает сиянием застрявшую в грязи телегу и избы впереди – к ним идёт мать с ребёнком и ей предстоит миновать дерево, почти лишённое листьев Всё предполагает, что автор хотел сказать что-то очень печальное.
Вообще к этому времени художник создал примерно пятьсот работ. У Поленова, написавшего «Христос и грешница», мы видим волевого, умного мужчину. Под этой фамилией и записал Архипа неизвестный канцелярист. На следующий, 1881 год Куинджи точно так же показал новый вариант «Березовой рощи», а через год — еще три картины.
В метрике он значился под фамилией Еменджи— «трудовой человек». У Николая Ге, на картине «Что есть истина. », Сын Божий измучен и мрачен. Его избранницей стала юная гречанка Вера Кетчерджи. Мальчик рано лишился родителей и воспитывался у тёти и дяди по отцовской линии. Она не понята была даже Крамским. Она стала первым произведением Куинджи в собрании будущей Третьяковской галереи.
Начиналось всё нехорошо. Но на долгие годы его единственными зрителями стали Господь и жена Вера. Увидев её, офицер помоложе уточнил, не продаётся ли. Ранние пейзажи Куинджи (На острове Валааме, 1873 Чумацкий тракт, 1875) следуют канонам романтического и романтико-передвижнического пейзажа, однако уже в них проявляется высокое мастерство поэтических обобщений.
Темпераментная живопись неба, передающая мощь грозовой стихии, сочетается в картине с поэтической проникновенностью деталей — прежде всего изображения мирно пасущейся у реки каурой лошадки (анималистические элементы у Куинджи вообще очень выразительны)». В том же году на выставке Товарищества передвижных художественных выставок Куинджи выставил картину «Степи», а в 1876 году— «Украинскую ночь» (Государственная Третьяковская галерея, Москва), вызвавшую всеобщее восхищение у публики необычно, почти декоративно изображённым пейзажем. Сегодня же в коллекции Таганрогского художественного музея, кроме этих работ, хранятся ещё две работы— «Море ночью» и «Забытая деревня». Архип Куинджи был гениальным промоутером. Его картины«продвигались нарынок» вполном соответствии сзаконами маркетинга ирекламы, втегоды еще несформулированными. За последние 20 лет на Sotbeys и Christies было продано не более 10 его картин. Говорят, что он крепко пил, вот таким образом и вернулся в родные места.
Как следствие, поступив в городскую школу, Куинджи не блистал, «отдавая все силы рисованию». Спустя некоторое время стало известно имя критика— им оказался Клодт. Они отвечали страстному желанию новизны, каким было охвачено тогда общество.
Толпы людей часами простаивали у этого полотна. Именно Ярошенко открыл для Архипа Ивановича горы, пригласив пожить на Кавказе. – восклицал Репин. Новаторство этого художника оказалось связанным не только с чисто формальными сторонами живописи, но и с тем пониманием всеединства мира и человека, которое мы начинаем с особой обостренностью осмысливать именно сейчас. Известный критик и защитник импрессионизма Эмиль Дюранти называл Куинджи «самым интересным между молодыми русскими живописцами, у которого более, чем у других, чувствуется оригинальная национальность». Куинджи с огромным вдохновением воспевает в ней красоту и поэзию природы, ослепительную яркость солнечных лучей, несущих радость людям. В 1880 году в Петербурге на Большой Морской была открыта необычайная выставка: демонстрировалась одна картина — «Лунная ночь на Днепре». Это был громкий успех.
Никаких грандиозных событий не изображено, ничего бьющего по нервам. После своей последней прижизненной выставки в 1882 году – той самой, на которой великий князем Константин Романов купил картину «Лунная ночь на Днепре», Архип Куинджи удалился от общества. Но его заметили и, поверив в себя и делая отход от «Товарищества», Куинджи, биография которого по-прежнему нестабильна, уезжает на этюды на север. Друзья не понимали причин, волновались. Когда на улице начинало темнеть, казалось, свет льётся из картины. Знают, какими личными лишениями это состояние было составлено.
Предусматривалось также строительство выставочных помещений. Неужели это художественное впечатление. И я с независимым (и, должно быть, глупым) видом направилась к выходу. Ощущение холода, сырости усиливается колористическим решением полотна.
Сам же художник и его супруга довольствовались малым, жили просто и скромно. Облик природы в произведениях художника лишен обыденности, в нем есть нечто торжественное, несколько театральное, даже в том случае, когда мотив пейзажа вполне классический («Дубы»). Одним из последствий выхода Куинджи из Товарищества стала устроенная им в октябре— ноябре 1880 года в Обществе поощрения художеств выставка одной картины «Лунная ночь на Днепре» (1880, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург). Его успели удержать. В конце 1890-х-начале 1900-х Куинджи много работал над мотивом заката. Куинджи захотел его сопровождать. Все отмечали в его работах отсутствие иностранного влияния.
В результате появились картины: Ладожское озеро (1872), На острове Валаам (1873). В 1875году художник побывал во Франции, где был занят заказом свадебного фрака с цилиндром. Художники искали новые пути развития. На этом заканчивается его юность. Это был фурор.
В 1874 г. за картину «Снег» он удостаивается бронзовой медали международной выставки в Лондоне. В 1877 г. художник становится членом Товарищества передвижников, а в 1879 г. – покидает его. В 1880 г. Куинджи устраивает в Обществе поощрения художеств выставку одной своей картины: «Лунная ночь на Днепре» имевшую огромный успех. Побывал там и Куинджи — романтические виды Русского Севера появились в его картинах «Ладожское озеро» и «Валаам». В том числе две с одним названием. Вполне возможно, что именно после одобрительных отзывов многих художников Павел Третьяков поручил своему брату Сергею, приехавшему в Петербург, приобрести картину «На острове Валааме». В 1845 году у мальчика умерли отец и мать, а еще через несколько лет родственники отдали мальчика «в люди» – сначала к строительному подрядчику Чабаненко, потом к хлеботорговцу Аморети.
Очевидно, что вопросы цвето- и световосприятия также обсуждались Куинджи и с Д. И. Когда выставлялась его знаменитая картина «Лунная ночь на Днепре» (1880), то для правильного размещения картины была отдана целая стена а художник распорядился занавесить все окна в зале и осветить только картину. Зритель вдыхает свежий запах земли после дождя, чувствует легкий прохладный ветер. Начиная от фотосинтеза, заканчивая деконструктивными мемами про постмодернизм.
Куинджи же сам объяснял так: «. По выражению писателя Короленко, это «человек, – именно человек, – сильный, мускулистый, с крепким загаром». Как-то раз у Репина на маскараде лишь они двое оказались без костюмов.
Для русского искусства это стало новаторством— ранее подобное средство не применялось. «Оставьте, Архип Иванович, все равно не поймете. » – возразил ему Крамской. А расположение по вертикали создает ощущение величественности увиденного.
Имелись ещё мандолина, скрипка, гитара, под которые хором пели. Он пишет все новые и новые работы ища другое стилевое направление. Пресса неистовствовала, публика валила валом. Так вот я же не хочу так, а чтобы навсегда остался один Куинджи. Удивительно разнообразны не только темы, но и их колористические решения.
«Мягкий овал лица, чистая кожа, нос с горбинкой, слегка вьющиеся тёмные волосы, лёгкие тёмные брови» – так описал её один из биографов Куинджи. Спустя два года он создал своё собственное общество художников, которое целиком и полностью существовало на его средства. И я поверила. Когда выставлялась знаменитая «Ночь на Днепре», почти каждый из посетителей пытался заглянуть за холст, ожидая увидеть там лампочку, подсвечивающую лунное сияние. Родился в Мариуполе в январе 1841 в семье сапожника-грека. В двадцать с небольшим он отправился в путь. В золотой раме или в открытое окно видели мы этот месяц, эти облака, эту темную даль, эти «дрожащие огни печальных деревень» и эти переливы света, это серебристое отражение месяца в струях Днепра, огибающего даль, эту поэтическую, тихую, величественную ночь. ».
И все поверили. Умер Архип Иванович Куинджи 11 (24)июля1910 года в Санкт-Петербурге и был похоронен на Смоленском православном кладбище. В создании надгробия участвовали А. В. Щусев (проект), В. А. Беклемишев (бюст) и Н. К. Рерих (эскиз панно), сама же мозаика была набрана в мастерской В. А. Фролова. Крым», 1887 «Крымское побережье. Ему благословлено было возглавить скит Всех Святых.
Но развитие художника проходило стремительно. Побывал во многих обителях, но, когда решил стать иноком, выбрал Валаам. В этой картине уже отчётливо проявляются элементы философского пейзажа, что знаменовало переход творчества Куинджи на принципиально другой уровень, где основным стремлением стало не воплощение реальности на холсте, а размышления о ней и тем самым «постижение конечного значения вещей».
Но именно после «Украинской ночи», по словам Стасова, Куинджи «пошел по своей собственной, крайне оригинальной дороге». Иногда одного-двух победных мазков мастера было довольно, чтобы картина обрела душу. Решено было в знак заслуг Архипа Ивановича присвоить Обществу его имя. Ни дарование, ни желание творить никуда не исчезли.
Здесь особенно ярко и непосредственно воплотилось присущее Куинджи "солнцепоклонничество". «Молоденький офицер» оказался великим князем Константином Константиновичем, картину он, разумеется, купил. В окончательном варианте нет ничего случайного, списанного с натуры.
Оригинальная национальность чувствуется у него еще более, чем у других». Летом 1910 года, находясь в Крыму, Куинджи заболел воспалением лёгких. Васнецовых. Работы Архипа Ивановича Куинджи очень редко появляются на аукционах. Куинджи потребовал исключения Клодта из Товарищества передвижников, однако поняв, что того не исключат (Клодт был профессором Академии художеств), сам объявил о выходе из состава Товарищества, несмотря на то, что его уговаривали остаться.
Сам Куинджи знал всю тяготу борьбы за правду. Картина «Лунная ночь на Днепре» была написана Архипом Куинджи в то время, когда он окончательно вышел из Товарищества передвижных выставок: необходимость вписываться в определенную программу этого объединения сковывала художника. В этот период постепенно начали меняться основы классического искусства. Среди поздних картин Куинджи, посвященных «небесной» теме, выделяется неоконченный пейзаж «Облака» (1900-1905). Ну, вот и скажут: был Куинджи и не стало Куинджи.
Со временем новый игумен всё устроил наилучшим образом. В ней есть какая-то широкая гармония, — гармония чарующих предрассветных сумерек на юге, над спокойной гладью многоводной реки, которая так «лежит», так уходит от зрителя вдаль, так мирно отражает стыдливо-робкий свет лунного серпа. В Академии художеств никто не ждал с распростертыми объятиями Куинджи. Недосмотрели родители младенца в деревне Репенки Тверской губернии. Большинство горных пейзажей выполнены по памяти, но обладают редкой достоверностью, создаваемой чисто условными средствами – преувеличенными контрастами света и цвета, обобщением форм и силуэтов (Эльбрус вечером, Дарьяльское ущелье). Художнику надо выступать на выставках, пока у него, как у певца, голос есть.
С Куинджи поехали 12 человек. Один из самых влиятельных художественных критиков того времени Владимир Стасов оценил значение этой работы так: «Если бы он написал только свой «Вид Финляндии», «Забытую деревню», «Степь», «Чумацкий тракт», — он был бы только хороший пейзажист, каких можно указать еще несколько». Совсем иные по настроению Степь вечером и Степь в цвету. Так вот я же не хочу так, а чтобы навсегда остался один Куинджи».
УКуинджи была железная хватка. Это совершенно другой, обновленный и технически и внутренне Куинджи, когда романтик сливается с философом. Но это не могло остановить упорного и настойчивого юношу.
Такое неординарное решение создавало впечатление светящейся реки. В ней есть какая-то широкая гармония, — гармония чарующих предрассветных сумерек на юге, над спокойной гладью многоводной реки, которая так «лежит», так уходит от зрителя вдаль, так мирно отражает стыдливо-робкий свет лунного серпа Какой-то истомой и широкой грустью веет от всей картины. Здесь, впрочем, дело было ещё и в том, что картина сильно пострадала от морского воздуха.
Оказывается, он все это время работал и не без успеха». «Но, — говорил он о произведениях Куинджи, — глядя на такие картины, я могу сделаться лучше, добрее, здоровее». Да так забылся, что, вижу, уже солнце село». Ректор разозлился, наорал, велел сторожу вытолкать провинившегося из помещения. В этом же году художник начал работать над картиной «Вечер на Украине», над которой он трудился 23 года.
Архип Куинджи был не просто художником, но и превосходным учителем. Края панно были обрамлены резьбой в стиле древних викингов. Я совершенный дурак перед этой картиной. Архип Куинджи (в переводе с урумского фамилия Куюмджи означает «золотых дел мастер») родился в Мариуполе (современная Донецкая область Украины) в квартале Карасу, в семье бедного сапожника-грека. Они по-прежнему выставлены в музеях, но цвета уже не те, а с ними ушла и душа.
«романтический период» в творчестве художника, который ознаменовался активными творческими поисками Куинджи. Но угрюмость и печаль в картинах Куинджи отступили, сменившись романтическими настроениями и в 1896 году художник выносит на суд зрителей свою новую работу «Украинская ночь».
Учащиеся в ответ объявили «забастовку», требуя от ректора извинений. Его искания ярко проявились в произведениях, решенных с помощью декоративных пятен, обобщений и цветовых контрастов («Осень», 1890-1895 «Крым» 1900-1905). Через три года, в 1860 году, юноша уехал в Таганрог, где до 1865 года работал ретушёром в фотостудии С. С. Исаковича (Петровская улица, 82). Спустя какое-то время Архип Иванович вернулся, потрясённый, несчастный, едва не плача. Один из его учеников писал в письме: «Это просто удивительно.
Когда появляются картины «На острове Валааме», «Украинская ночь», «Север», «Ночь на Днепре», а затем и целая серия «лунных» пейзажей — «Дарьяльское ущелье», «Эльбрус», «Лунная ночь», «Пятна лунного света на снегу» и многих-многих других, становится ясно, что художник пластическим языком живописи исследует это природное явление, стремясь проникнуть в самую его суть. Болезнь сердца сопровождалась удушьем. В 1901 году художник выходит из уединения и показывает друзьям и ученикам работу, начатую двадцать три года назад, – «Вечер на Украине», а еще произведения «Христос в Гефсиманском саду» (1901), «Березовая роща» (1901). Знают о Куинджи – о большом, самобытном художнике. Почти все художники встретили картину с недоверием, настороженностью и отрицанием. На могиле установлены бронзовый бюст художника и надгробие— гранитный портал с мозаичным панно изображающим мифическое Древо жизни, на ветвях которого вьёт гнездо змея.
Никто не ждал, что Архип Иванович сумеет подняться и отправится на её поиски. В народе говорят: «Добрые люди трудно помирают». Однако Куинджи вовсе не был бездумным воспроизводителем идей передвижников. Образы природы на картинах Куинджи этого периода полны созерцательности, тишины, покоя. Ничего общего, невозможно догадаться, что они вышли из одной мастерской. Но в этом сходстве с самого начала таилась и опасность будущего разрыва.
Искусствовед Владимир Петров писал: «особенно остро ощущается динамизм, наэлектризованность жизни южной природы в картине «После дождя». Онвпервые использовал искусственное освещение. Впервые "Березовую рощу " Куинджи написал в 1879 году. Небу отдано явное предпочтение, мазок здесь динамичен и прерывист. Крым» и многое другое.
Куинджи добился декоративного эффекта и этим неведомым еще в русском пейзаже приемом создал образ возвышенного, сверкающего, лучезарного мира. Едва ли не самая прославленная картина Куинджи – «Лунная ночь на Днепре» (1880). Короче, я не совсем понимаю Куинджи. и А. М. – Ведь вы всё равно не купите – она дорогая». Огромный успех имела также работа «Снег», которая была отмечена бронзовой медалью на лондонской выставке.
Умер Куинджи 11 июля 1910 года, прожив после образования общества всего пять месяцев. Год за годом Куинджи вздыхал и думал, как быть.
Потом они устали от своей техники письма и так появились импрессионисты. Это был Великий князь Константин Константинович, впоследствии прославившийся как поэт К. Р. В книге для гостей они представлялись каждый на свой лад. У получившего диплом Куинджи биография обогатилась знакомством с передвижниками. Однажды в мастерской Куинджи появились два флотских офицера, попросив разрешения взглянуть на «Украинскую ночь».
Разумеется, никто ничего не подсвечивал. Все навеяно темой беспросветной жизни народа, которую так любили передвижники. С помощью родственников Архип выучился у учителя-грека греческой грамматике, затем, после домашних занятий, некоторое время посещал городское училище. Всё можно было бы решить миром, но шантаж, отказ учиться возмутили очень многих. Слухи оботзывчивости мэтра оказались преувеличенными: учить Куинджи онотказался. В тот же день в «Новом времени» появилась заметка с опровержением, гласившая, что «первенство в обработке мотива действительно принадлежит г. Куинджи».
Штиль», 1885-1890). Придает необычайность и поэтичность скромному пейзажу. Он говорил мне: Подойди ближе, я скажу им, чтобы они не боялись тебя. Кавказ» (1890—1895, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург), а «Туча над степью» со временем превратилось в «Облако» (1898—1908, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург).
В 1868 году художник принял участие в академической выставке. Стройные стволы берез сгрудились в кучки по два, три, четыре деревца. " Свет – очарование и сила света, его иллюзия стали его целью. " – пишет о Куинджи Репин. "Березовую рощу" Куинджи писал не единожды, это видно и из данной подборки. Эта их особенность сыграла свою роль в судьбе картины. Например, одним из таких приемов был неестественно высокий горизонт из-за чего взгляд на привычный образ местности трансформировался и достигалось ощущение присутствия. После свадьбы молодожёны отправились на Валаам.
Деньги ислава его неслишком интересовали. Крамским – идеологом передовых русских художников. Одиноко стоящие сосны устремлены к небу. Это высочайший недостижимый идеал, ослепительно прекрасный при этом.
Как-то раз Вера Леонтьевна вышла по делам. Куинджи, творя в такой атмосфере, как и многие двигался по направлению к новому. Ещё одним человеком, с которым сблизился Куинджи, стал Николай Александрович Ярошенко. Публика валила валом, у картины собирались толпы восхищенных зрителей.
Работая над картиной, Куинджи искал прежде всего наиболее выразительную композицию. В этот момент, на пороге и наступила смерть. Грек-учитель, сам читавший по слогам, выучил его за медные гроши эллинской грамоте. Лето 1872 года Куинджи провел на Ладожском озере, на острове Валаам. Было неслыханно, чтобы картина выставлялась сама по себе, но именно так и было сделано.
Однако поступить ему не удалось: он дважды «провалился» на вступительных экзаменах. Архип Иванович Куинджи (при рождении Куюмджи укр. По вечерам начиналось веселье.
Людей на полотне нет, а главное в образе – не река (дивный, тихий Днепр, где когда-то крестилась Русь) и не луна сама по себе, хотя лучше, чем Куинджи, она не давалась никому из живописцев. Через год был возвращён обратно. Смеялись они и над его живописными опытами – мощными, яркими мазками.
«Пятна лунного света» и другие. Куинджи умер 11 июля 1910 года и был похоронен на Смоленском кладбище в Петербурге. Но лишь спустя два десятка лет Куинджи показал своим ученикам и друзьям новые работы, среди которых были «Вечер на Украине» и «Днепр утром». Художнику надо выступать на выставках, пока у него, как у певца, голос есть. Его мастерская была лабораторией исследователя. Я говорю про свет. Родился он в Мариуполе – городе, посвящённом Пресвятой Богородице.
С этих работ, по существу, начинается новый этап творчества вполне сложившегося художника. Он дважды держал экзамены и оба раза безрезультатно.
Две попытки оказались неудачными, после чего его заметили на конкурсе, на котором он выставил свою работу «Татарская деревня при лунном освещении на южном берегу Крыма».
Открыл входную дверь. От этого пострадал не один Куинджи, а почти все пейзажисты того времени. Ну а дальше был Ренессанс с возрождением античных идеалов, пышное Барокко и строгий Классицизм.
Скромный по размеру пейзаж. Старался размещать их так, чтобы они были достаточно освещены и не мешали друг другу. Только с его именем связано такое понятие, как «школа Куинджи». Целых 20 лет молчания. Когда к Куинджи пришли признание и слава, а его картины стали приобретать за большие деньги, художник купил в Санкт-Петербурге на Васильевском острове доходный дом, отремонтировал и до конца жизни использовал его с прибылью, сдавая квартиры (адрес— 10-я линия, д. 39, дом построен в 1876—1877 годах архитектором Э. Ф. Крюгером для купца Н. С. Львова, приобретен Куинджи в 1891 году). Куинджи на протяжении почти 13 лет не выступает перед публикой с новыми произведениями.
Любовь к рисованию проявилась у него в детстве, он рисовал везде, где приходилось — на стенах домов, заборах, обрывках бумаги. Говорят, первая персональная выставка Куинджи состоялась, когда ему исполнилось 11. – Коренастая фигура с огромной головой, шевелюрой Авессалома и очаровательными очами быка. Студенты Академии иной раз приезжали целыми курсами. Биограф Куинджи Михаил Неведомский написал: «Незаконченная картина «Ночное» (с намеченными фигурами пасущихся лошадей) полна истинной поэзии. Часто художник прибегал к различным композиционным приемам, подкрепляющим его изыскания в области светоизображения.
Это усиливало эффект лунного сияния. Лунная ночь», «Снежные вершины», «Снежные вершины. Писательница Ольга Воронова рассказывает, что в Обществе поощрения художеств, где проводилось собрание, Куинджи уже начал снимать шубу, когда услышал: «Да куда же вы, Архип Иванович, разве вы не знаете, что товарищи решили не пускать на свои собрания никого из посторонних. » – «Ну да ведь не меня же. » – спокойно улыбнулся Куинджи. Перед «Берёзовой рощей» люди стояли часами.
О том, что произошло, говорили разное. Луна. У нас в селе не видела я ковриков с русалками или оленями. Однако и первая и вторая попытки сдать экзамены в Академию оказались неудачными. В 1868 г. Куинджи выставляет картину «Татарская сакля в Крыму» на академическую выставку и. в результате, с третьей попытки становится вольнослушателем Академии художеств. Какой-то истомой и широкой грустью веет от всей картины.
Репетитор объяснял сложную алгебраическую задачу. В 1870 году Архип Куинджи получает диплом Академии и звание неклассного художника, тогда же он знакомится со знаменитыми художниками-передвижниками, такими как Илья Репин, Иван Крамской и это накладывает отпечаток на его творчество и мировоззрение. Поверили в Свет. Созданная им в 1872 году картина «Осенняя распутица» своей реалистической направленностью была близка к картинам художников-передвижников. А ведь биография Куинджи не менее удивительна, чем его произведения.
Полон жизни, движения, ощущения свежести омытой дождем природы пейзаж После грозы. Хозяевам нравилось. Ну вот и скажут: был Куинджи и не стало Куинджи. Куинджи рискнул устроить выставку одной картины и «Лунная ночь на Днепре», впечатление от которой усиливалось электрическим освещением, произвела подлинный фурор. Картина «Осенняя распутица» приносит Куинджи звание классного художника.
Вся культурная Россия знала Куинджи. По пути согласился ненадолго выставить полотно в Париже. Небесный свет, ниспадающий на радугу, дает надежду на лучшее и веру в светлое будущее. Куинджи тоже захотел выслушать объяснение.
Каждый из этих этюдов со временем лёг в основу крупных полотен: этюд «После грозы» предшествовал картине «Село», «Горы»— картине «Снежные вершины. Формально чуть больше двух лет (1894-1897) он руководил пейзажным классом Академии художеств, но даже после вынужденного ухода из Академии, вплоть до кончины Куинджи, не распалось это исключительное содружество учителя и учеников. О ее цене осведомился морской офицер.
И было лишь началом. После поездок в Крым появились многочисленные этюды: «Эльбрус», «Лунная ночь», «Казбек вечером». Он произошёл, когда обострились споры вокруг Академии, которую Ярошенко ненавидел всеми силами души, полагая, что «дело Товарищества живое, полезное имеющее несомненную будущность, тогда как Академия художеств в своём настоящем виде – мёртвый и разлагающийся организм». Картину приобрел великий князь Константин Константинович.
Казалось, все птицы столицы слетались к нему и покрывали его плечи, руки и голову. Это совсем другой Куинджи, наполненный светом, солнцем и соленым ветерком спокойного моря. Рано лишился родителей и жил в большой бедности. Небо высокое, волнующее, как всегда у Куинджи, занимает более половины холста.
Картина Север продолжала серию северных пейзажей, начатых Ладожским озером. «Ну, однако. » – продолжал допытываться военный. Там он познакомился и сблизился с И. Е. Репиным, В. М. Васнецовым, И. Н. Крамским, В. Е. Маковским. В период с 1870 г. по 1873 г. Куинджи часто выезжает на остров Валаам и создает картины «Ладожское озеро» и «На острове Валаам». Так в1868 году 28-летний художник, наконец, был зачислен вольнослушателем в Академию.
Это было граничит с очень многими вещами. В окончательном варианте нет ничего случайного, «списанного» с натуры. Устремление художника к реализму, непосредственно связанное с демократическими взглядами на жизнь, проявилось в следующей большой картине Забытая деревня (1874 г. ), которая по остроте социального звучания, беспощадной правде показа пореформенной русской деревни перекликалась с картинами передвижников. Новый период в развитии дарования Куинджи открывает его «Украинская ночь» (1876).
И теперь, любуясь где-нибудь над рекой зрелищем лунной ночи или закатом, горящим между черными стволами деревьев, не говорим ли мы: «Будто на картине Куинджи». Многие исследователи (в частности, В. С. Манин), опираясь на воспоминания И. Н. Крамского об этом случае, предполагают, что история с Клодтом стала для Куинджи только поводом для выхода из Товарищества. Вид на гору Демерджи. Там достойно исполнял все послушания, лишь на одном споткнулся.
При этом сам он с женой жил очень скромно, большую часть гонораров за картины и прибыли от своего дома отдавая на благотворительность. Зато многие отмечали, что он прекрасно рисовал, причем где и на чем придется. Благодаря своему таланту изображать простые вещи в точно выверенной композиции, Куинжи, сам того не подозревая, встал у истоков гиперреализма. Пантеистическое чувство, которое пронизывает эти произведения, еще более ощутимо в картинах «Радуга» (1900-1905) и «Дубы» (1900-1905). Гнать его Айвазовский не стал, предложив для ночёвок место под навесом. В это же время он женится на своей давней возлюбленной Вере Кетчерджи, тоже гречанке по происхождению и сразу же после свадьбы молодожены уезжают на Валаам излюбленное место русских художников.
«Если не за Архипа, то только в монастырь», – отвечала девушка. Иногда это определялось волей художника, часто даже бессознательно.
Куинджи же сам объяснял так:. Здесь нужно понимать, как рисовали Спасителя в ту эпоху, накануне крушения России. Картины Куинджи были необыкновенно популярны. Зато многие отмечали, что он прекрасно рисовал, причем где и на чем придется.
В ней предстает словно олицетворение величия природы, ее загадочности и непостижимости. В 1868 году Куинджи написал картину «Татарская сакля», близкую к полотнам Айвазовского, за которую получил звание внеклассного художника и в этом же году был принят вольнослушателем в Академию художеств. Куинджи подружился с Репиным, В. Васнецовым, Крамским. Вид яркой, светящейся радуги дает чувство радости и восхищения. Но решение было принято. Осенний пейзаж пронизан сыростью и мглой, он становится печальным рассказом о простых русских людях, о тоскливой безрадостной жизни. Летом 1872 года, проведенным Куинджи на Ладожском озере, рождаются такие картины как «Ладожское озеро», «На острове Валаам».
Академия помогала в этом немногим избранным. «Да зачем вам. Разные по мотивам, они объединены большим поэтическим чувством. Как-то в гостях у Менделеевых Николай Александрович вдруг вспомнил, что должен пойти на собрание передвижников. В 1873 году Куинджи работал над картиной «На острове Валааме», слухи о которой до ее завершения стали распространяться среди петербургских художников. Беря тему, он полностью ее разрабатывает, а потом, обращаясь к другой, также создает связанный между собой цикл картин, не повторяясь и удивляя, когда смотришь его произведения в последовательности.
Архип ванович Кундж, (15 (27) января 1841, по другой версии 1842, местечко Карасу (Карасёвка), ныне в черте Мариуполя, Российская империя — 11 (24) июля 1910, Санкт-Петербург, Российская империя) — русский художник греческого происхождения, мастер пейзажной живописи. Незадолго до конца рассудок начал ему изменять, однажды он даже пытался выброситься в окно, чтобы избавиться от боли. Безнадежный идеалист Куинджи верил, что мир можно сделать лучше. Пожалуй, завсю свою жизнь онпроиграл лишь одно сражение— смироустройством.
Крамской и Репин открыто называли «Мёртвый штиль» «прямым заимствованием» у Куинджи. Ах, как живо помню я его за этим процессом. Художник и сам не вполне понимал, кого нарисовал, вопрошая: «Христос ли это. Темные люди не могли переварить славу Куинджи, когда статья о его Украинской ночи начиналась словами: Куинджи – отныне это имя знаменито. Знают его как друга молодежи и печальника обездоленных. Он здесь очень резкий, каждая складка одежды, даже рёбра Иисуса отбрасывают тень.
Интерес к решению «световых» задач прослеживается с первых же пейзажей Куинджи. Жилет поверх рубахи дополнял образ юного грека. Тургенев писал, что французов оно потрясло. Вместо фамилий у них были прозвища.
Люди замирали перед картиной и, как вспоминал Илья Репин, уходили со слезами на глазах. Восход солнца». В это же время он пытался открыть собственную фотостудию, но безуспешно. Биография в Петербурге началась с безуспешных попыток учиться высокому искусству.
В этом же году он начал работу, над которой будет трудиться 23 года, – «Вечер на Украине». Мечта Куинджи о художественном объединении, где художник чувствовал бы себя независимым от власти, от официальных учреждений воплотилась при создании в 1908 году Общества художников.
В 1860-1861 годах Архип едет в Петербург, в надежде поступить в Академию художеств. Говоря окартине«Украинская ночь», Крамской писал вписьме Репину:«Я— совершенный дурак перед этой картиной. В 1888 году Куинджи по приглашению художника-передвижника Н. А. Ярошенко побывал на Кавказе, где они стали свидетелями редчайшего горного явления— Брокенского призрака (отражения своих увеличенных фигур на радужно окрашенном облаке). Наступили долгие годы молчания.
Но именно после «Украинской ночи», по словам Стасова, он «пошел по своей собственной, крайне оригинальной дороге». Свет здесь — элемент композиции, средство в руках мастера. Увлечение идеями передвижников привело Куинджи к созданию таких работ как «Осенняя распутица» (1872, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург), за которую он получил звание классного художника, «Забытая деревня» (1874, Государственная Третьяковская галерея, Москва), «Чумацкий тракт в Мариуполе» (1875, Государственная Третьяковская галерея, Москва).
Помнят его громкую речь и смелые доводы, заставлявшие иногда бледнеть окружающих. Они стали бы сенсацией, продолжай он выставляться. Он не умел пасовать перед трудностями, а любую задачу хотел решить здесь и сейчас. Это был последний раз, когда картину видели неповреждённой. Он упал, повредив позвоночник и остался хромым на всю жизнь.
Вот совсем. Архип Иванович Куинджи (1841-1910) родился в Мариуполе в семье бедного сапожника-грека. Так повелось в живописи, что в разное время истории было принято изображать разные вещи.
С 1870 года художник неоднократно бывал на острове Валаам, любимом месте петербургских пейзажистов и в 1873 году создал два замечательных пейзажа «На острове Валааме» (Государственная Третьяковская галерея, Москва) и «Ладожское озеро» (Государственный Русский музей, Санкт-Петербург), которые стали своеобразным прорывом в передвижническом пейзаже и в какой-то мере отходом от него. Но дед был ювелиром – Куинджи или, как это ещё произносилось, Куюнджи, то есть «золотых дел мастер». В эти же годы им исполнены виды Москвы с Воробьевых гор.
«Берёзовая роща» за 102 000 долларов США (20. 11. 2005, Christies) и «Берёзовая роща» за 3 065 000 долларов США (15. 04. 2008, Sotbeys). Газета «Русские ведомости» писала, что у картины постоянно стоит толпа, чьим восторгам нет конца. Фамилия Куинджи была дана ему по прозвищу деда, что по-татарски означает «золотых дел мастер». И куда ни глянешь – не оторвать глаз. Такого паломничества, как при нём, на Валааме ещё не было. Видно Исаакия, далеко видно ещё – и дома и церкви, – и всё теряется вдали. – Смотрю – и точно: весь город как на ладони.
В 1880 году Архип Куинджи представляет свою новую работу – «Лунная ночь на Днепре».
Эти люди не выносили масок. Именно последний (по другой версии, это был его знакомый, хлеботорговец Дуранте) однажды заметил рисунки Архипа и посоветовал ему поехать в Крым к знаменитому живописцу Ивану Константиновичу Айвазовскому. Там его увидел фельдшер, попытавшийся вернуть художника в постель. Фамилия Куинджи была дана ему по прозвищу деда, что по-татарски означает «золотых дел мастер».
Этой работой начался т. н. Греков – на другую сторону Азова.
Лишь изучив человека, Куинджи начинал что-то предлагать. Эффект светоцветового контраста создает впечатление ясности мира. Тем более это относится к серии «гор».
Художник утверждал в них красоту природы, восхищался живительной силой солнечного тепла. Морской офицер Вагнер, решивший стать художником играл на балалайке. Туман», 1890-е «Пятна лунного света в лесу. В 1901 году Куинджи нарушил затворничество и показал своим ученикам, а затем и некоторым друзьям четыре картины— законченную «Вечер на Украине» (Государственный Русский музей, Санкт-Петербург), «Христос в Гефсиманском саду» (1901, Воронцовский дворец-музей, Алупка), третий вариант «Берёзовой рощи» (1901, Национальный художественный музей Республики Беларусь, Минск) и уже известную «Днепр утром». Картина или действительность. В итоге их ряды покинул Куинджи.
И когда спустя двенадцать лет такой же прием использованный Р. Г. Судковским в картине «Тишь на море», был назван в одной из статей газеты «Новое время» «новым словом» в искусстве, Куинджи разыскал владельца произведения и отвез к нему издателя газеты А. С. Суворина. Ну вот и скажут: был Куинджи и не стало Куинджи. Украинская ночь знаменует перелом в творчестве Куинджи. Или: «Петербургский мещанин Авим Петров прибыл на Валаам дать обет не бить жены даже по праздникам».
По просьбе Таганрогского общества изучения местного края и местной старины Общество имени Куинджи после смерти Архипа Ивановича передало в дар Таганрогскому музею этюды мастера «Радуга» и «Волны». Особым успехом пользовался портрет местного церковного старосты. Она стала настоящей сенсацией. Но наибольший успех на выставке выпал на долю картины Березовая роща.
Это была первая картина, которую приобрел у Куинджи Павел Третьяков для своей коллекции (ныне Третьяковская галерея). Даже нападки делали это имя еще более значительным. Зима», 1900-е «Лунная ночь. В 1868–1870 посещал занятия в петербургской Академии художеств в качестве вольнослушателя.
Это был прямой ибесхитростный человек. К нему приезжали в Крым учиться студенты, в его поместье проводились пленэры. Ведь Кавказ Куинджи символичен. Был членом «Товарищества передвижников».
Куинджи она обещала ждать столько, сколько потребуется. На рубеже веков художник часто писал горные пейзажи Кавказа («Казбек вечером», «Эльбрус днем»). Сам художник ревностно относился к своим живописным находкам. Армян отправили на Дон.
Днепр. А разве не так нас учит Господь.
Но спустя три года он нарисовал картину, которую выставил на выставке Академии. Отца Архипа, небогатого сапожника, все звали Еменджи – с турецкого это переводится как «трудовой человек». Это есть выражение моих личных мыслей». Все окна были занавешены, освещение было электрическим, так что луч света был направлен на картину.
Его первые работы производят впечатление на искушенную петербургскую публику, как и на его коллег-художников и в 1875 году его принимают в члены Товарищества передвижников, в котором, правда, он не задержался долго, поскольку уже через год порвал с ним из-за одной анонимной статьи, где художника критиковали и упрекали во всех смертных грехах (разумеется, творческих) и выяснилось, что статью написал один из членов Товарищества – Михаил Клодт. Его просто-напросто не принимали в Академию. Пытаясь дать хоть сколько-нибудь аналитическую оценку вкладу Архипа Куинджи в историю, можно сказать, что не без его участия конец XIX века стал той точкой, с которой началось современное искусство. Манера художника помогала создавать совершенные пейзажи. Две попытки оказались неудачными, после чего его заметили на конкурсе, на котором он выставил свою работу «Татарская деревня при лунном освещении на южном берегу Крыма». В отличие от других профессоров Академии он не был мэтром, снисходительно относящимся к ученикам.
Работая над картиной, Куинджи искал прежде всего наиболее выразительную композицию. Оборвалось его преподавание в Академии внезапно – удар был страшный и незаслуженный. «В иллюзии лунного света Куинджи пошел дальше всех, даже Айвазовского» – писали газеты. Дружба с Ярошенко значила для Куинджи много. Этому же обществу он подарил свое имение в Крыму.
Куинджи обвинил Судковского в плагиате, поссорился с ним, хотя до этого случая художники дружили и потребовал, чтобы в прессе, ставившей «Мёртвый штиль» в один ряд с его лучшими произведениями, уточнили момент об авторском праве, принадлежавшем ему. Только закрыла за собой дверь, как в неё ударился стул, брошенный мне вдогонку Репиным». Он хотел испробовать прибор для измерения чувствительности глаза. И ждала. Айвазовский был маринист. Художник много путешествовал. Опираясь в работе над ними на романтический опыт своих предшественников, он поначалу лишь «называл» тему, не углубляясь в нее, как например, в самой ранней из известных нам работ 1869 года «Исаакиевский собор при лунном освещении».
В 1868 году на академическую выставку он представил картину «Татарская сакля», за которую получил звание неклассного художника, откоторого Куинджи отказался, попросив взамен разрешения быть вольнослушателем. Надо сказать, что картины Куинджи всегда вызывали (и продолжают вызывать) непреходящее удивление. Там он создает одну из своих самых известных работ, «На острове Валааме», о которой Илья Репин написал следующее: «Всем она ужасно нравится и еще не дальше как сегодня заходил ко мне Крамской – он от нее в восторге».
Художник увлеченно пишет красоту северной природы. Весной 1874 года Куинджи поехал на родину в Мариуполь, чтобы жениться на девушке, которая его давно ждала – купеческой дочери Вере Кетчерджи. Критики отмечали «новость и невиданной силы эффект В иллюзии лунного света Куинджи пошел дальше всех, даже Айвазовского». Но тот никак не мог успокоиться: «Позвольте.
Трудно найти в искусстве аналог куинджевскому наставничеству и учительству. Он любил писать небо: с крыши петербургского дома из специального «гнезда» на дереве в Крыму, наблюдая движение облаков в степи. Стех пор все жители поселка (кроме, разумеется, церковного старосты) раскланивались спарнишкой, как сознаменитостью.
Своему детищу – Обществу им. С ней был связан громкий скандал, разразившийся спустя десять лет: в 1883 году появилась картина Р. Г. Судковского «Мёртвый штиль», в которой был применён такой же приём. И действительно, творчество А. И. Куинджи (1842-1910) — одна из самых ярких страниц украинского искусства второй половины XIX века. Он создает пейзажи «На острове Валааме», «Ладожское озеро», которые привлекают к себе внимание общественности.
Однако красота, глубина и мощь картины до сих пор ощущается зрителем. Выставка 1882 года была последней для художника. С Куинджи они сблизились, так как оба любили природу. Эффект Куинджи – не что иное, как результат огромной работы художника, длительных поисков. В 1879 году Куинджи представил публике своеобразную трилогию пейзажей «Север», «Берёзовая роща» и «После дождя» (все— Государственная Третьяковская галерея, Москва).
Пейзажи продемонстрировали глубокое изучение художником импрессионизма. Он «срезается» дважды, но не сдается и создает картину «Татарская сакля в Крыму». В отзывах о пейзаже даже прозвучал специальный термин — «куинджевское пятно». Крым», «Морской берег. Куинджи, в переводе с татарского, означает – золотых дел мастер.
На волне успеха после выставок картин «Березовая роща» и «Лунная ночь на Днепре», которые сразу же полюбились публике, Архип Куинджи неожиданно для всех уезжает из Санкт-Петербурга в Крым, больше не появляется на публике и не выставляет новых работ. Юный Куинджи мечтал поступить в Академию художеств. Архип Иванович Куинджи родился на окраине Мариуполя в семье грека, бедного сапожника. Хотя малороссийские сюжеты удавались Архипу Ивановичу особенно хорошо, не забывал он и русскую природу, выставив в 1879-м «После дождя» (одну из трёх картин с этим названием), «Берёзовую рощу» и ещё одну из валаамских работ – «Север». Талантливый пейзажист в нём боролся с прогрессивным художником, с «мотивами гражданской скорби». Как ни пытался Дамаскин убежать от людей, они его нагоняли.
Что же открывалось испытующему взору ценителей. Аккумулировав в своем творчестве всю память предшествующего развития пейзажной живописи, Куинджи со свойственной ему самобытной неповторимостью трансформировал русский и европейский романтизм, опыт немецких художников дюссельдорфской школы, французских барбизонцев, русский реализм 1870-х годов и все это как бы окрасил собственными открытиями, проложившими путь еще более новым исканиям. А как только голос спадет надо уходить, не показываться, чтобы не осмеяли.
Снова привёл скит в божеский вид и опять отпросился отшельничать. Главное – свет, дарующий покой и надежду. А. И. Куинджи для ежегодных премий.
Раздумье», 1876-1890 «Сумерки», 1890-1895). Нет, понимаю. Так продолжалось восемь лет.
Так вот я же не хочу так, а чтобы навсегда остался один Куинджи. В 1910 Архип Иванович составил завещание, по которому передал капитал почти в 500 тыс. руб., землю в Крыму и все оставшиеся у него картины. Здесь призрачный лунный свет, заливающий стены хат. Куинджи первым устроил«выставку одной картины». Знают, как он после неслыханного успеха прекратил выставлять работал для себя.
Выйдя из самых необеспеченных низов общества, художник, как только стали позволять средства, начал заниматься благотворительностью, отдавая огромные по тем временам деньги (по сто, сто пятьдесят тысяч рублей) и Академии художеств и Обществу художников им. Одна из учениц Академии вспоминала, как зашла за советом к Илье Репину: «Вы не понимаете последствий вашего поступка, – резко заявил Репин. Инежалел ради этой утопической задачи ниденег, нивремени, низдоровья. Друзья не понимали причин, волновались. – «Хорошо, я её оставляю за собой».
Ту же роль здесь играет композиция — направить внимание к смысловому центру картины. Крым», 1880-е «Кипарисы на берегу моря. Впрочем, Айвазовский доверил ему покрасить свой забор. Архип Иванович учил живописи Н. К. В картине «Ладожское озеро» (1871) Куинджи использовал мотив прозрачной воды.
Работы Архипа Куинджи продолжали вызывать восхищение у посетителей его выставок. Берег моря», «Красный закат», обе — 1900-е «Закат в степи на берегу моря», 1900-1910). Человек исключительной доброты, он стремился помочь своим ученикам и товарищам и советом и материально его мечтой было освободить художника от власти рынка, дать ему возможность развить свой талант вне тяжелых материальных забот.
Эту всю крышу, где сижу, срезать и выровнять, потом это надо сделать, как площадку. Греко-русский художник всегда трепетно относился к экспонированию своих картин. Он видит, как просвечивают сквозь бесплотную массу воздуха солнечные лучи, зажигая на земле разноцветные огни трав и цветов. Илья Репин писал Павлу Третьякову о еще не законченной работе Куинджи: «всем она ужасно нравится и еще не дальше как сегодня заходил ко мне Крамской – он от нее в восторге». Их любви уже много лет и большую часть влюблённые провели в разлуке.
Впрочем, Куинджи неподозревал отом, что онгениальный промоутер. Русской педагог не знал. Что легко даётся, то дёшево стоит, не проникает в сердце до сокровенных глубин. Картина «Ладожское озеро» привлекала к себе внимание, помимо изящного, лёгкого и тонко написанного пейзажа, эффектом каменистого дна, просвечивающегося сквозь прозрачную воду. Умирал Куинджи тяжело, страдал в течение двух месяцев. Давно назревавший, как нарыв, выход из «Товарищества передвижников» состоялся и после этого Куинджи выставляет одну картину – «Лунная ночь на Днепре».
От эскиза к эскизу уточнялись расположение деревьев, размеры поляны. Набивалось до 200 человек. – «Тысяч пять». Его признали самым русским и самым самобытным живописцем.
Испытал особое влияние И. К. Айвазовского. Это была целая «сюита» произведений («Закат зимой. Надо отметить, что после случившегося Клодт не смог там остаться тоже.
Рассказывают, что однажды Д. И. В 1882 г. художник создал две авторские копии этой картины. По воспоминаниям друзей художника, в начале 1900-х годов Куинджи пригласил их к себе в мастерскую и показал картины «Вечер на Украине», «Христос в Гефсиманском саду», «Днепр» и «Березовая роща», которыми они были восхищены. В июне этого же года в Солодовниковском пассаже на Кузнецком Мосту Куинджи устроил выставку двух картин— «Берёзовая роща» и «Лунная ночь на Днепре», после которой «замолчал» на двадцать лет, уединившись в своей мастерской и никому не показывая свои произведения.
Но зрители хлынули бесконечным потоком. Например: «Их Императорского Величества Лейб-Гвардии гренадерского полка отставной сержант Ермил Тихонов прибыл на Валаам замаливать грехи тяжёлого запоя». Биограф Куинджи Михаил Неведомский написал: «Незаконченная картина «Ночное» (с намеченными фигурами пасущихся лошадей) полна истинной поэзии. Великого князя онпопросту неузнал, лампы использовал, так как боялся, что при солнечном свете здание изкрасного кирпича напротив даст«нетот рефлекс».
Его мастерская была лабораторией исследователя. Обошлось это в сто тысяч рублей. Но Куинджи был недоволен этими работами и на выставку их не представил. «Ночное» — одно из последних произведений заставляет вспомнить лучшие картины Куинджи времени расцвета его таланта. А как только голос спадет – надо уходить, не показываться, чтоб не осмеяли. Зависть сплетала о нем самые нелепые легенды.
При созерцании этого творения вживую (все-таки сильнее всего эффект света проявляется при непосредственном знакомстве) неменуемо возникают мысли о чем-то вечном и устойчивом. Одновременно с работами, в которых преобладает декоративное начало, мастер написал «Туман на море» и «Ночное» (обе — 1905-1908), созданные в абсолютно другом стиле. После ухода офицера художник узнал, что у него побывал великий князь Константин. С 1882 года начинается так называемый «молчаливый период» в творчестве художника. Вот названия самых известных его работ: «Заключённый», «Студент», «Курсистка», «Старое и молодое». В это время он возглавляет пейзажную мастерскую Академии художеств и воспитывает интересных художников как Рылов, Рерих, Богаевский, Борисов и другие. Из работ «молчаливых десятилетий» Куинджи стоит отметить «Дубы» (1882), «Облако», Закат в степи», «Ночное» (1905-1098). Это знакомство оказало большое влияние на творчество Куинджи, положив начало реалистическому восприятию им действительности. В. М.
«Днепр утром» – была спокойной и простой и уже не вызывала тех восторгов, что «Ночь». Куинджи, обладая сильным умом, вообще имел склонность к науке, Крамской называл его «глубокомысленным греком». В 1914 году представители этого общества на открытии Екатеринославской картинной галереи (ныне Днепропетровский художественный музей) подарили ей несколько этюдов художника, относящиеся к 1880—1900 годам и неизвестные широкой публике. Дальнейшим шагом в этом направлении явились картины Куинджи 1879 года «После грозы», «Север» и особенно знаменитая «Березовая роща». «Куинджи любил учеников.
Вид на Кремль со стороны Замоскворечья», «Москва. «Украинскую ночь» он взял с собой в морской поход из Петербурга в Средиземное море. Серебристо-голубоватый тон картины сообщает ей особую эмоциональную приподнятость.
Куинджи смело пролагал путь к импрессионизму он сам говорил, что художник – тот, кто умеет уловить и воссоздать внутреннее единство. В конце концов победа осталась за Куинджи. А в 1898 году в Париже даже рискнул подняться вместе с учениками на воздушном шаре. Одни эти имена уже обостряли язык клеветы. Наконец выход был найден: он отправился в Петербург, чтобы стать великим художником. Как и ранее, полотна привели зрителей в восторг и о художнике снова заговорили.
Само собой, стены кухни были сплошь расписаны углем. Высокие нагорья увлекали мастера близостью к небу, давали ощущение единства мироздания. Но Куинджи был недоволен этими работами и на выставку их не представил. Но далее началось сплошное расстройство. Картина «На острове Валааме» выделялась реалистической передачей природы и использованием романтических элементов— тревожной светотени, условного грозового неба и таинственного мерцания сумрака.
Рериха. «Сами по себе луна и солнце, — писал Крамской, — не предмет для живописи». Когда в 1876 году Куинджи показал на выставке передвижников свою «Украинскую ночь», газеты писали, что этот пейзаж абсолютно убивает все другие находящиеся на выставке пейзажи. Но то же очарование света. Хватило бы на десяток-другой популярных художников.
Французская пресса не обошла их вниманием — критик Эдмон Дюранти, защищавший импрессионистов, писал: «Куинджи, бесспорно, самый любопытный, самый интересный между молодыми русскими живописцами. Так, например, «Лунную ночь на Днепре», завораживавшую зрителей серебристым лунным сиянием, автор показывал зимой 1881 года всем желающим прямо в своей мастерской, открывая ее на два часа по воскресеньям. Осенью семья возвращалась обратно в Петербург.
Не будем вдаваться в подробности сюжета, нас интересует свет. Архип работал настроительстве церкви инекоторое время жил накухне своего нанимателя. От эскиза к эскизу уточнялись расположение деревьев, размеры поляны. Или не Христос, т. е. я не знаю, кто это. Одной из самых знаменитых работ Куинджи стала картина «Березовая роща». Крым», «Крым. В картине нет ярких световых эффектов.
Мощный Куинджи был не только великим художником, но также был великим Учителем жизни. Вот до чего доползла змея клеветы. Публика больше не видела его картин, а самому художнику нередко приходилось преследовать мошенников, которые сбывали подделки, выдаваемые за «нового Куинджи». Хозяева невозражали идаже приглашали«навернисаж» соседей. Всё я сидел, смотрел и думал. Картину «Украинская ночь» Архип Куинджи представил на V выставке передвижников, которая прошла в 1876 году в залах Академии наук.
1878 году «Украинская ночь» была с успехом продемонстрирована на Всемирной выставке в Париже. Толпы людей часами простаивали у этого полотна.
Это было ново, необычно и, как писал художник Михаил Нестеров, перед картиной «стояла густая толпа абсолютно пораженных и восхищенных зрителей». В настоящее время полотно, написанное в 1880 г. хранится в Государственном русском музее, а два других в Государственной Третьяковской галерее и Симферопольском художественном музее. С 1894 г. по 1897 г. Архип Иванович Куинджи работал профессором-руководителем высшего художественного училища при Академии Художеств. Скончался Архип Иванович Куинджи 24 июля 1910 г. Картины живописца хранятся во многих российских картинных галереях: Государственном Русском музее, Государственной Третьяковской галерее, Тульском областном художественном музее, Пермской государственной художественной галерее, Нижегородском государственном художественном музее, Чувашском государственном художественном музее, Вятском художественном музее им. Любимый с деревенского детства.