Репин Картины
Картины Репина – настоящие шедевры русского изобразительного искусства. Предлагаем всмотреться в семь картин Репина, на которых жизнь предстает во всем ее многообразии. За свою дипломную работу — картину на библейский мотив «Воскрешение дочери Иаира» — Репин получил Большую золотую медаль и возможность поехать в Европу, чтобы изучать западноевропейское искусство.
Картины Репина с названиями позволяют понять, портреты каких людей он создавал. Ирония судьбы – единственная картина мастера, ставшая знаменитой, увы, очень часто приписывается кисти Ильи Репина, кто ее настоящий автор знают в основном лишь специалисты. Если рассматривать картину с современных позиций, то возможно совершенно другое восприятие картины, так как итоги революции далеко не так радужны, как представлялось в свое время Репину и его единомышленникам.
Так, Ф. А. Бруни, занимавший в то время должность ректора Академии художеств, назвал творение Репина «величайшей профанацией искусства», в то время как В. В. Стасов поставил его в один ряд с «самыми замечательными картинами русской школы». Сюжет картины Репину навеяла музыка Николая Римского-Корсакова. Эту картину Репин написал в Париже, где он страстно тосковал по Родине, ему казалось, что в картине Садко он выражает эту тоску. Но Репин убедил, что Третьякова, как замечательного человека, патриота, создателя первой национальной картинной галереи, должны знать именно в лицо. Илья Ефимович Репин оставил нам великое наследие – неисчисляемое количество картин, поскольку каждому шедевру предшествовали сотни этюдов.
Ее гости увидели картину «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» — над ней Репин работал 11 лет. Картина Репина – Не ждали. Летом 1870 года Репин ездил на Волгу для работы над картиной «Бурлаки на Волге», за которую получил первую премию ОПХ. Замысел второй исторической картины появился у Репина в начале 1880-х годов под влиянием кровавых событий, захлестнувших Россию.
Немецкий искусствовед Норберт Вольф провел параллель между картиной Репина и процессией проклятых из «Божественной комедии» Данте. В процессе работы над картиной Репиным были написаны этюды-портреты ее персонажей. Репин изобразил в картине несение чудотворной иконы к тому месту, где, по преданию, в свое время якобы свершилось ее чудесное явление к верующим. Не похожа на первые две третья историческая картина Репина — «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» (1878–1891, Русский музей, Санкт-Петербург). Репин изобразил Софью в Новодевичьем монастыре, в келье, куда она была заточена в 1697 году за организацию заговора и участие в стрелецком бунте против Петра I. Чтобы картина была более живой, художник изучал все особенности той эпохи, костюмов, обстановки.
Люди в картинах и рисунках Репина – это сама историческая действительность, её духовная энергия, её мучительные противоречия и глубокие драмы. В 1870 году Репин начинает работу над первой своей большой картиной «Бурлаки на Волге». В этом же году появляются и другие известные картины Репина с названиями, это «Портрет Елизаветы Мамонтовой», «Портрет Ивана Сергеевича Тургенева», «Украинка у плетня», а также небольшое полотно «Дорога через узкий проход» и другие полотна. Многие художники искусствоведы утверждают, что, написав эту картину, Репин впервые состоялся как величайший портретист. Уже в 30-х годах ХХ века картина Соловьева висела на музейной выставке в Сумском художественном музее рядом с работами Репина, а потому народная молва ничтоже сумняшеся приписала это полотно самому Репину, да к тому же присвоило ему столь говорящее название – «Приплыли».
Илья Репин создавал поистине реалистичные полотна, которые до сих пор являются золотым фондом картинных галерей. Произведением, сразу выдвинувшим Репина в первый ряд русских художников, стала картина «Бурлаки на Волге» (1870—1873, ГРМ1). Говоря о том, какие есть картины художника Репина с названиями известными всем, невозможно не вспомнить об этой. Картины Репина с названиями помогают узнать, кем же были эти жители девятнадцатого века.
О Репине заговорили после появления в 1873, его картины «Бурлаки на Волге», вызвавшей много споров, отрицательных отзывов со стороны Академии, но восторженно принятой сторонниками реалистического искусства. Едва ли можно найти картину Репина более знаменитую, чем эта.
Илья Ефимович Репин – биография и картины
Кроме этого, художник иллюстрировал несколько других мелких произведений Льва Толстого, в том числе его заинтересовал образ чёрта в рассказе «Краюшка хлеба»183. Одновременно с этим, это глаза энергичного и сильного человека. Обер-прокурор Святейшего синода К. П. Победоносцев в письме к царю отозвался о произведении знаменитого художника так: «Сегодня я видел эту картину и не мог смотреть на нее без отвращения Удивительное ныне художество: без малейших идеалов, только с чувством голого реализма и с тенденцией критики и обличения». В письмах Стасову он сетовал, что столица Италии его разочаровала («Галерей множество, но не хватит никакого терпенья докапываться до хороших вещей»), а Рафаэль показался «скучным и устаревшим»58. Из родной Харьковской губернии Илья Ефимович с семьей и огромным грузом «художественного добра» переехал в Москву, где вступил в славное Товарищество передвижников. Сумма гонорара — 1500 рублей — на тот момент показалась Репину огромной. «Во французской стороне» Илья Ефимович тесно познакомился с работами импрессионистов, под влиянием которых позднее написал «Искушение», «Тайную вечерю» и ряд других картин.
В зале гостиничного ресторана в ту пору уже были размещены портреты многих деятелей культуры не хватало лишь «большого декоративного пятна»36. В. Переплётчиков в своём дневнике писал: «это складная душа, может сложиться в какую угодно форму». Затем Илья Ефимович включился в выставочный проект Бенуа и Дягилева— 18 января 1899 года открылась Первая международная выставка журнала «Мир искусства», где среди 350 работ художников из Франции, Англии, Германии, Финляндии и России экспонировались и произведения Репина139. В 1924—1925 годах в Москве и Ленинграде прошли персональные выставки художника, положившие начало «предписанному и агрессивному иконопочитанию» художника252. За окном летний день.
Так ли это – судить зрителям. Его мастерство в технике, в умелом использовании цвета в сочетании с тонким психологизмом и живым откликом на происходящее вокруг в полной мере проявляется во всех работах. К 1871 году Репин уже обрёл некоторую известность в столице. Вера уже превратилась в барышню, осенний букет в руках которой был призван подчеркнуть её «чувство жизни, юности и неги»52., Остроумова-Лебедева. На ней изображена лодка с монахами, причалившая к берегу, где купаются обнажённые женщины.
Так и закончил, с мыслью, что картина не удалась. На лицах священнослужителей так и написано: «Вот приплыли. ». За время двадцатилетнего знакомства со Львом Николаевичем Репин, бывавший и в его московской квартире и в Ясной Поляне, создал несколько портретов Толстого (самые известные— «Л. Н. Толстой за письменным столом» (1887), «Л. Н. Толстой в кресле с книгой в руках» (1887), «Л. Н. Толстой в Яснополянском кабинете под сводами» (1891), а также десятки зарисовок и набросков многие из них остались в разрозненных альбомах98. В образной трактовке простых людей, нищих, странников Репин остается гуманистом и реалистом, видящим и нравственное превосходство народа и его заблуждения. Разочарован был и Мусоргский, который признался, что увидел на полотне «бабу не толстоватенькую, а всю расплывшуюся до того, что при её огромной величине (по картине) зрителям было мало места»75.
Получилось действительно впечатляющее произведение, которое, впрочем, не все посетители Третьяковской галереи, где оно было выставлено, воспринимали адекватно. Трагедией его жизни стала история без вести пропавшего сына Дия. Узнал его и мальчик, весь потянулся к нему, а маленькая девочка смотрит испуганно исподлобья – она не помнит отца. В те времена доля солдатской жены была нелегкой.
7 знаменитых картин Ильи Репина
Она была закончена только в 1891 году. Репин дважды подавал прошения об отставке. В течение десяти лет он работает еще над одним своим шедевром – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». С осязаемой реалистичностью передана фактура тканей одежды казаков.
По сведениям И. Э. Грабаря, первые акварельные эскизы к «Песне о купце Калашникове» Илья Ефимович создал во время учёбы в Академии художеств, в 1868 году, — «Кирибеевич, преследующий Алёну Дмитриевну» и ещё два рисунка на этот сюжет. Десять тысяч рублей, полученные от музея за эскизы, художник направил на нужды флота157. Но в отличие от акварелей, карандашный рисунок «Казбич ранит Бэлу» (1887) считается лучшей работой Репина, связанной с творчеством поэта. Высокий лоб, окладистая борода, грубоватые черты лица.
Илья Репин: картины исторические, портреты, парадные полотна
Говоря о влиянии на Репина русской художественной школы искусствовед называет прежде всего представителя академизма Александра Иванова, чью идею «сделать искусство учителем жизни» Илья Ефимович сумел не просто освоить, но и развить кроме того, он достаточно глубоко воспринял «федотовское бытописание»237. И Репин пробовал, приходил в отчаяние и снова писал. Тем не менее, А. Бенуа нравилась изменчивость Репина, по его мнению, она показывала, что несмотря на свой возраст, художник не потерял интереса к искусству, «что он всё ещё полон жизни он продолжал говорить и писать обо всех и всём с прежней юной непосредственностью и совершенной искренностью»150. Великий русский художник, художник, мастер жанровой и исторической картины, портретист.
И лишь вдали красноречиво виднеется буксир, ещё неведомый простому народу в те времена. Поставленная перед художником задача была очень трудной. Первый раз— в 1905 году, когда у него возникли разногласия с Серовым и Поленовым. Илья Репин родился в Чугуеве близ Харькова в 1844 году.
Обращаясь к историческим сюжетам, Репин создал картину «Иван Грозный и сын его Иван», в которой конкретная трагедия выводит зрителя на вековую проблему: «деспот, наказанный мукой раскаяния»243. Америка—Франция—Россия. Среди учениц Ильи Ефимовича выделялась Марианна Верёвкина. Угрюмо, в упор смотрит прямо на зрителя этот крепкий, решительный, видавший виды матрос. Я отворачивался от этой картины, прятал ее. Несмотря на хорошие отношения с финскими художниками, Репин подумывал о переезде в СССР. Непосредственно в Париже в 1876 году Репин создал необычное полотно «Садко», беспощадно раскритикованное искусствоведами, зато принесшее автору звание академика.
Рисунок, выполненный «с блеском опытного мастера», стал свидетельством того, что Серов готов для поступления в Академию художеств. Отрывки из этих писем были обнародованы журнал «Развлечение» (март 1875) откликнулся на них ядовитой карикатурой, на которой Стасов «помогал Репину вылупиться из гнезда». Репина привлекала тема революционно-настроенной России.
Полное название первой исторической картины Репина — «Царевна Софья Алексеевна через год после заключения ее в Новодевичий монастырь, во время казни стрельцов и пытки всей ее прислуги в 1698 году». Перед нами скорее философ-мыслитель, нежели предприниматель. Едва ли не единственным из близких людей, поддержавших Репина, оказался Крамской, назвавший «Софью» исторической картиной71.
Пятый факт. Репин выступал в роли «тонкого, задушевного лирика» и при написании портретов детей. «Царевна Софья» вызвала в обществе жаркие споры. Он продолжал работать, хотя уже не так интенсивно, как прежде. Но, несмотря на тяжелую жизнь, мать И. Е. Репина, будучи образованной женщиной, смогла приобщить детей к книгам.
Илья Ефимович Репин – биография и картины (1844- 1930)
Критик, как и многие другие современники художника (В. И. Суриков, П. М. Третьяков, М. П. Мусоргский), считал, что Софья на картине слишком стара, некрасива, ей не хватает одухотворенности. Там он написал картину «Мужик с дурным глазом». Письма говорили о том, что немолодого усталого художника часто одолевала хандра.
Берег Волги. В письме своему товарищу В. М. Латкину он рассказывал, что Илья Ефимович при всей его «видимой мягкости и даже нежности»— человек с сильным характером. Первый эскиз «Запорожцев» появился в 1878 году в Абрамцеве. Репин был очень дружен с Мамонтовым. Бабушка что-то шьет или вяжет, мать играет на рояле, дети готовят уроки.
«Отступничество» в картинах Ильи Репина
Экспрессию безудержного веселья несколько умеряет освещение. Те, в свою очередь, упрекали Илью Ефимовича в «непонимании красоты»62. В. В. Стасов обвинил Репина в непонимании истории. Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году. Комната полна света, воздуха, живопись картины свежая, ясная.
Показателен тот факт, что для изображения царевича художник выбрал писателя В. Гаршина, во внешности которого, по его мнению, было выражение некоторой обреченности. Его отец, рядовой Чугуевского уланского полка, занимался торговлей лошадьми. В последние годы он обратился к библейским сюжетам. А в глазах нестерпимая мука, жалость, любовь.
- Картины Репина с названиями история создания, сюжет
- Илья Репин: биография и факты из жизни
- Персоны и личности (интересное о известных)
- Загадочный Репин — 10 интересных фактов
- Все Картины Илья Репин по алфавиту
- Топограф иконописец, студент Академии художеств
- Жанровые и исторические полотна Ильи Репина
- Путешествие по России: Самарская область
Внимание художника тяготит их., Кустодиев Кустодиев Борис Михайлович Русский художник, график и театральный художник. Валентин Серов, наблюдавший из окна Академии за событиями 9 января, увидел столкновение толпы с войсками по утверждению Ильи Ефимовича, с той поры «его милый характер круто переменился»158.
Судьба картины Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» драматична. В конце 1870-х годов Репин начал работать над картиной из истории Запорожской Сечи середины ХVII века – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». В один из дней художник увидел «совершеннейший тип желанного бурлака»— человека по фамилии Канин32 (на картине он изображён в первой тройке, «с головой, повязанной грязной тряпицей»)33.
- «Отказ от исповеди перед казнью» (1879-1885)
- «Крестный ход в Курской губернии» (1880-1883)
- «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» (1880-1891)
- «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года» (1903)
- Картины Репина (фото) с названиями
От крупной фигуры Софьи веет недюжинной силой и энергией. Однако в середине января 1899 года настроения художника изменились.
Впервые интерес к «Запискам сумасшедшего» проявился у Репина в 1870-м году. Уже никто, наверное, не сможет вспомнить, когда в обиход вошла крылатая фраза – «Картина Репина «Приплыли», тем самым спутав все факты в истории. В начале 1830-х годов дочь Бочаровых Татьяна Степановна (1811—1880) вышла замуж за Ефима Васильевича. Улыбается стройный красивый юноша в богатой одежде – не Андрий ли это, Тарасов сын. Благодаря введенному Репиным контрасту вереницы невольников и раскинувшемуся простору широкой, полнокровной Волги с белым парусником на заднем плане (бессознательно ассоциирующимся у зрителя со свободой) мастеру удалось вынести приговор современному обществу, жестоко порабощающему бесправных. Так, Третьяков считал, что на полотне «Крестный ход» забавную мещанку, несущую киот, следовало заменить симпатичной барышней.
- Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
- Краткая характеристика творчества
- Словари и энциклопедии на Академике
- Поездка за границу и жизнь в Москве
- Биография художника Ильи Репина
До Великой Отечественной войны его росписи украшали несколько храмов на Украине (к сожалению, эти церкви были разрушены фашистами). Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". Итак, творчество художника было многообразно и разнопланово.
Скромный человек, старающийся занимать как можно меньше места, уступая его картинам. Работа над портретом Тургенева была настолько тяжёлой, что исследователи называли её «хождением по мукам»80. Оно во многом вобрало в себя проблемы второй половины XIX века.
Изнывая от смеха, привалился к столу дед с чубом на лбу. Вот стоят они в стороне, в полумраке комнаты, покорные, скорбные. В журнале сотрудничали ученики Репина В. А. Серов, И. Э. Грабарь, А. П. Остроумова-Лебедева141.
В 1930 году хранительницей усадьбы и архива стала дочь Репина Вера Ильинична. Одной из самых значительных полотен на эту тему является Не ждали. Так, родившаяся в 1870-х годах идея «хоровой картины» воплотилась у Репина в полотно «Крестный ход в Курской губернии», в которой автору удалось показать характер толпы «несравненно убедительнее, чем всем художникам до него». Совет отказал молодым художникам и тогда они написали прошение об отчислении их из учебного заведения. Там же был создан портрет дочери Нади про него сам художник рассказывал так: «Она в охотничьем платье, с ружьём через плечо и с героическим выражением»53. Действительный.
Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. В лучших своих портретах — В. В. Стасова, Л. Н. Толстого, М. П. Мусоргского Репин достигает жизненной полноты и многогранности характеристики благодаря удивительной композиционной изобретательности и активности изобразительных средств, чуждых пристрастия к какой-либо одной манере: она всегда сообразуется с «манерой» — повадкой, осанкой, темпераментом — портретируемого лица. Так, бурно протестуя против мехов, она наотрез отказывалась носить шубы и в любой мороз надевала «какое-то худое пальтишко». А может, забыть про то, что сюжет евангельский, как говорил Крамской. За ними угрюмо пригнулся к земле, натянул свою лямку Илька-матрос. Лишь И. Н. Крамской поддержал мастера.
Однако, после революции, в 1918 году, он пишет картину «Быдло империализма», своеобразное продолжение темы бурлаков, где они выглядят грязными, тупыми и уродливыми. Вся центральная часть написана самим Репиным. С 1882 года художник вновь живет в Петербурге, где в 1884 году примыкает к Товариществу передвижных художественных выставок. Отзывы о педагогических методах Ильи Ефимовича были разноречивыми.
Софья производит впечатление запертой в железную клетку тигрицы. А вот девочка недоверчиво и испуганно глядит на вошедшего: когда отца забрали, она была совсем крошкой и теперь не узнает его. С историческим документом — письмом запорожцев Махмуду — Репина и других художников, входивших в Абрамцевский кружок, познакомил ученый Д. И. Яворницкий, занимавшийся историей Украины. А с двух сторон эта благородная публика оцеплена конными полицейскими и сотскими с бляхами на груди.
С 1913 – академик. Тем не менее, по утверждению художника Якова Минченкова, новые формы до конца жизни «ставили его в тупик, а пейзажисты-импрессионисты приводили в раздражение». Таковы «Протодьякон» (1877) и «Горбун» (1881, ГРМ), портреты, связанные с картиной «Крестный ход в Курской губернии» (1880—1883, ГТГ2). Картина вызвала живейший интерес у Достоевского и Перова, а между тем некоторые называли ее «величайшей профанацией искусства». Учебных предметов в ней было немного: чистописание, арифметика и Закон Божий. Авторы «Лермонтовской энциклопедии» и «Энциклопедического лермонтовского словаря» критикуют их за чрезмерный романтизм в изображении и непроникновение Репина в глубинный трагический смысл произведений Лермонтова.
Этой оценки хватило для того, чтобы вдохновение ушло вспоминая о дальнейшей работе, Репин сокрушался: «О, глупость моя, я сгоряча повернул мой удачно схваченный подмалёвок головой вниз и начал с другого поворота Увы, портрет вышел сух и скучен»83. Репин считал сам эту картину красивой. На экзамене он получил первую золотую медаль за картину «Воскрешение дочери Иаира», звание художника первой степени и право на шестилетнюю поездку за границу35.
Вероятно, вот таким образом образ протодиакона получился таким убедительным. Акварель «Печорин у окна» 1890-х годов посвящена повести «Княжна Мери»184185. Как вспоминал писатель Мамин-Сибиряк, зайдя в мастерскую к Репину, он был вынужден в течение нескольких часов позировать для «Запорожцев»: художнику приглянулись его веко для одного из героев и глаза— для другого133. Одни зрители ругали ее, другие – восторгались. Оно было приурочено к столетнему юбилею Карла Брюллова, одобрительно принято залом, однако в дягилевском издании расценено «как лишённое мысли, полное курьёзов и нелепостей»152.
Работал весь день, не замечая времени. Серия иллюстраций к «Пророку»: акварели с сепией «Пророк у входа в храм и издевающаяся над ним толпа», «Люди высмеивают и побивают камнями проходящего по улице пророка» изображают лирического героя в современном обществе акварель «Отверженный пророк в пустыне» и рисунок тушью «В пустыне» завершают эту серию. Пестрые, звучные оттенки колорита подчеркивают впечатление озорного веселья, смелости, молодечества запорожцев. У изголовья горят светильники, желтоватое их мерцание освещает и девочку и Христа, который уже дотронулся до ее руки. Написал её Соловьёв Лев Григорьевич. Вскоре Валентин уехал в Петербург и стал вольнослушателем этого учебного заведения. Горе отца затмевает страдания умирающего сына.
Признание семьей гражданского подвига отца, брата, сына выдвигается Репиным как проблема имеющая широкое общечеловеческое значение. Вместе с Поленовым Серов подготовил письмо, адресованное совету Академии, в котором напомнил, что «лицо имеющее высшее руководительство над этими войсками, стоит во главе Академии художеств»159. Эти и последующие иллюстрации к Лермонтову— акварели к стихам «По небу полуночи ангел летел» (1880), «Три пальмы» (1884), к драме «Маскарад», к повести «Бэла» (1884) были неудачны.
После этого иконописца отправили в психиатрическую лечебницу. Одной из самых известных работ является картина «Иван Грозный и сын его Иван», созданная в 1885 году. Трогательное, нежное лицо, худенькие руки сложены на груди. От местных мастеров Репин узнал, что их земляк, уже получивший к тому времени малую золотую медаль за картину «Моисей источает воду из скалы», семь лет назад покинул родные места и уехал учиться в Академию художеств. Весной 1881 года Стасов сообщил Репину из Петербурга, что Модест Петрович находится в Николаевском военном госпитале в крайне тяжёлом состоянии: «Как жаль эту гениальную силу, так глупо с собой распорядившуюся физически»104.
Позднее полотно было отреставрировано специалистами. Гаршин также отзывался о художнике с симпатией. Созревающий замысел был отделён от готовой картины, представленной миру на персональной выставке Репина (1891), двенадцатью годами работы. Репин попытался самостоятельно отреставрировать «Ивана Грозного», но стареющему мастеру не удалось вернуть картине прежние краски. Неудача огорчила Илью Ефимовича, но не отбила у него желания учиться.
Картины-портреты художника передают его симпатии к тем людям, которые ему позировали. Лишь парочка играющих на траве детей (Вера и Надя – дочки Репина) ведет себя естественно и органично. После Бурлаков это наиболее значительное произведение. Пока Илья Репин работал в Академии художеств, он успел еще раз побывать в Италии, выполнить несколько масштабных заказов императора (в том числе, «Юбилейное заседание Государственного совета») и второй раз жениться — на писательнице Наталье Нордман. Вот сейчас бросится к нему растерянная и обрадованная жена.
Репин трактует историческое событие как драму человеческой личности. Волжские пространства поражали молодых художников эпическим размахом настроение будущего полотна создавали постоянно звучавшая в памяти Ильи Ефимовича «Камаринская» Глинки30 и взятый им с собой томик гомеровской «Илиады»31. В СССР вопрос о возвращении Репина из Куоккалы имел политический характер прежде всего потому, что власти требовался «идейный вдохновитель реалистического искусства» предполагалось, что именно Илья Ефимович возглавит Ассоциацию художников революционной России253. Критик Виктор Буренин считал, что «Репин уверил самого себя и хочет уверить других, что Академия действительно возродилась с того момента, как ею овладел он с компанией».
Роль «главного провозвестника соцреализма» (по Вольфу)246 Репин поневоле выполнял в течение нескольких десятилетий. Еще секунда и новая строка послания будет придумана. Юрий Ильич (1877—1954) пошёл по стопам отца и стал художником. Рисунки предназначались для первого тома Собрания сочинений М. Ю. Лермонтова 1891 года.
Даже кровь, которой на холсте нарисовано очень много, воспринимается настоящей. По сырой отмели медленно, тяжело идут бурлаки. Картина находится в постоянной экспозиции Государственного Русского музея. По мнению искусствоведа В. В. Стасова, творчество Репина— «энциклопедия пореформенной России».
Отдельно Чуковский выделил диалоги, которыми насыщены воспоминания Репина198. Черты запорожцев Илья Ефимович отыскивал во всех знакомых.
На открытые «среды» в Пенаты съезжались студенты, музыканты, друзья-художники, которые не уставали удивляться тому, что подача блюд за столом регулировалась с помощью механических устройств, а в обеденное меню входили только вегетарианские блюда и немного виноградного вина, называвшегося «солнечной энергией»192. Третьяков. Работал он над картиной долго, все ему не нравилось, все хотелось чего-то другого. Мне минутами становилось страшно.
Этот мужчина слыл в городе колдуном. Рядом, за решеткой окна, голова повешенного стрельца. На парадном портрете изображено более восьмидесяти человек – сановников Государственного Совета, во главе с царём и членами царствующего дома. Смерть уже наложила свою печать на лицо юноши. И вдруг однажды Репина осенило: начать совсем по-новому.
Картина «Юбилейное заседание Государственного совета», по мнению исследователей, не вошла в число репинских шедевров169 и стала последним из его «грандиозных полотен»170 тем не менее эта работа продемонстрировала зрителям возможности «зрелого таланта» художника167. Силу этого человека я сам испытал, притом, дважды». В 1863 году Репин решил отправиться в Петербург и поступить в Академию художеств. В дверях девушка она одна сочувствует пропагандисту и с тревогой смотрит на сыщика.
В центре — вернувшийся из ссылки революционер, осторожно и неловко входящий в комнату. Когда школа закрылась, Репин поступил в иконописную мастерскую Бунакова. На лицах грязных и оборванных бурлаков, впряженных в кожаные лямки, нет отчаяния или горя.
1 марта 1881 года в Петербурге представители «Народной воли» убили АлександраII. В 1896 году художник сделал новый набросок Поприщина— главного действующего лица «Записок сумасшедшего». По ярко-желтому берегу безмятежной Волги бредут те, кто не понаслышке знает, что значит «тянуть лямку».
Какая гениальная вещь его Тени», «Некрасова читать вслух народу— большое удовольствие»229. В мемуарных очерках, посвящённых детству, Илья Ефимович упоминал об отце как о «билетном солдате», который вместе с братом ежегодно ездил на Донщину и, преодолевая расстояние в триста вёрст, пригонял оттуда табуны лошадей на продажу4. За некоторое время до поступления Репина в академию претенденты на золотую медаль (их было 14 человек) обратились в Совет профессоров с предложением изменить правила, согласно которым они должны были писать картину на одну и ту же (религиозную или мифологическую) тему.
Немецкий историк искусства Норберт Вольф, видя в Репине типичный образец «салонно-академического художника», акцентирует внимание на его парижской командировке в этот период Илья Ефимович глубоко впитал живописный язык Мане246. Его приблизили к себе И. Крамской и В. Поленов. В ходе дальнейшей полемики между «Миром искусства» и Репиным каждая из сторон использовала для обмена претензиями различные площадки, включая газету «Россия»151 и «Новости и биржевую газету»140. Репин изучает материалы, делает эскизы, пишет этюды.
Он вспомнил, как умирала его сестра Устя и как это потрясло всю его семью. Это сотрудничество казалось многообещающим: Илью Ефимовича покорял «боевой задор» Дягилева тот, в свою очередь, понимал, насколько повысится авторитет его издания, если в редакционном списке будет фигурировать имя Репина140.
Репин отлично сумел передать глубокий и сложный характер своего героя. Бенуа в своих поздних воспоминаниях сожалел, что «теперешняя молодёжь не имеет своего Репина»251. Окончательное расставание с Академией произошло в 1907 году. В вояж по Европе он отправился уже с первой женой Верой Алексеевной, когда и «Бурлаки на Волге» увидели свет и дочка немножко подросла.
Рисунки «Встреча ангела с сапожником Семёном у часовни» и «Ангел у сапожника Семёна в избе» созданы в 1881—1882 годах для иллюстрации рассказа Льва Толстого «Чем люди живы» в сборнике 1882 года «Рассказы для детей И. С. Тургенева и гр. Письмо завершалось сообщением о том, что работа над портретом близится к завершению126. Первой самостоятельной работой Репина стала композиция «Бурлаки на Волге» (1870–1873, Русский музей, Санкт-Петербург). Судьбы детей Репина сложились по-разному. Грандиозное многофигурное полотно (35 кв.
В советские времена вину за беспорядок, в котором находился репинский архив, возлагали на Веру Ильиничну сообщалось, что, покидая Пенаты, она забрала с собой «самое ценное из художественного наследства отца»235. Родился Репин в 1844 году в г. Чугуеве (Украина), в семье военного поселянина. В 1918 году Куоккала оказалась на территории Финляндии. Зная, что визиты многочисленных гостей порой не дают ему сосредоточиться на работе, она инициировала организацию так называемых «сред», дав тем самым возможность художнику не отвлекаться на посетителей в другие дни недели44.
Чистякова, в школе А. Ашбе в Мюнхене (1896-1898), где затем преподавал (1898-1901). С великолепной пластичностью написано лицо Толстого, в особенности его лоб. Она ушла из жизни в 1931 году55. Рядом – сотский (в царской деревне России крестьянин, назначавшийся в помощь деревенской полиции). Почти двадцать лет дружил с писателем Л. Толстым Репин Илья Ефимович.
По поручению Анатолия Луначарского Репина приглашали вернуться на родину. Через год художник вновь выбрал самого себя в качестве модели в результате был создан «лучший из автопортретов этого периода», хранящийся ныне в Русском музее204. Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году. Уже ранние работы Малявина – портреты крестьян приобретал для своей галереи П. М. И вдруг открывается дверь и в комнату входит человек.
В его взгляде осуждение и тревога. Султан предлагал всей Сечи стать турецкими подданными. Тем не менее, все эти иллюстрации, по мнению автора «Лермонтовской энциклопедии», являются «наиболее значительной попыткой передать глубокий смысл Пророка»185. В итоге эти изображения в Собрание сочинений М. Ю. Лермонтова не вошли184 Следующее обращение к творчеству Лермонтова произошло в 1914—1915гг. — это были его рисунки к «Демону» и «Мцыри»185.
Морское дно Репин писал с натуры в знаменитом парижском аквариуме. Зритель воочию ощущает эту больную человеческую плоть, видит, что дни композитора сочтены. Но за всем этим очень яственно видны чистые, как родниковая вода, печальные, все понимающие глаза приковывают внимание его высокий, открытый лоб, по-детски нежные, доверчивые губы. Не доносчик ли.
Л. Н. Толстого». Однако, тревога и скепсис в явном меньшинстве здесь. Уже через несколько месяцев художник представил публике отдельные портреты позировавших ему чиновников: на зрителя смотрели напыщенные, надменные, порой, не блещущие умом «герои» торжественного заседания. Грандиозное многофигурное полотно (35 кв. Он идет прямо к матери. Поступил не сразу, а после курса обучения в вечерней художественной школе. Исследователи, упоминая о масштабе личности Репина имеют в виду не только многообразие подвластных ему жанров и художественных техник, но и «разносторонность творческих интересов»: он проявил себя как художник, педагог, теоретик искусства, писатель-мемуарист, публицист31.
Осознав непоправимость случившегося, он обезумел от ужаса. Рисунок сопровождался стихотворением: «Не правда ли, читатель мой, / Что для судей таких, как Стасов, / И репа лучше ананасов. »59. Евангельский сюжет наполнился для него жизненным, реальным содержанием. Когда он увидел полотно Репина «Иоанн Грозный и его сын Иван», он накинулся на картину и порезал ее ножом.
Почти все объекты сада, окружавшего дом имели имена, взятые из сказок или мифов: «храм Изиды», «башня Шахерезады», «скала Прометея»232. Привыкание к Парижу шло медленно, но к концу поездки художник начал признавать французских импрессионистов, отдельно выделяя Мане60, под влиянием которого, как считают исследователи, Репиным была создана картина «Парижское кафе»61, свидетельствующая об овладении приёмами пленэрной живописи50. Несмотря на то, что слово «заказ» несколько тяготило художника, поставленная перед ним задача показалась интересной— в письме Павлу Третьякову он сообщал: «Эта новая тема довольно богата и мне она нравится, особенно с пластической стороны». В Куоккале Репин написал мемуары, ряд его очерков вошёл в книгу воспоминаний «Далёкое близкое». В 80-е годы начинается самый плодотворный период его жизни. В галерее созданных Репиным живописных образов есть несколько картин, написанных, по мнению исследователей, «с женщин, которые истинно восхищали художника».
В их число входили Василий Поленов, в доме которого начинающему художнику всегда был уготован радушный приём15 и Марк Антокольский, прибывший в столицу из Вильны учиться на скульптора и впоследствии писавший: «Мы скоро сблизились, как могут сближаться только одинокие люди на чужбине»16. Репин отрицательно относился к Николаю второму, называл его «гнусным варваром», «высокодержимордием», мечтал «что эта мерзость рухнет». Члены совета оценили «момент из своей жизни» благосклонно, друзья же живописца искренне недоумевали: куда подевался «их» Репин.
Рассмотрим "ближний круг". Портрет Гаршина, приобретённый промышленником и коллекционером Иваном Терещенко, был представлен на 15-й передвижной выставке в Петербурге (1887) и вызвал неоднозначную реакцию рецензентов: одни считали, что «Репин написал Гаршина сумасшедшим», другие утверждали, что не видели «прекрасней глаз его и светлого чела»127. На переднем плане – девушка и парень увлеченно отплясывают гопак. Горестно, недоуменно смотрит на Софью молоденькая черница – прислужница. Публика восприняла работу Репина как протест против самодержавного деспотизма.
Картины художника на данную тематику были наполнены особенным драматизмом. Запорожец с повязкой словно представляет себе грядущие бои с турками, грядущие потери. Ученик художника Игорь Грабарь отзывался о своём мастере парадоксально: «Репин был плохим педагогом, но великим учителем»156. М. Бунакову.
Мастер остался верен себе – улавливать в жизни самое главное и стараться не грешить против истины. Портрет Третьякова поразительно прост и глубок. Постоянную связь с прежним окружением он поддерживал с помощью писем. Трагические события побудили мастера написать полотно «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (1885, Третьяковская галерея, Москва). Эту тему, уезжая на Волгу, художник разрабатывал в течение ряда лет.
Последние 30 лет жизни Репин провёл в Финляндии, в своём имении Пенаты в Куоккале. Публике картина понравилась. Сам Репин об этой картине говорил: «Быдло» — глубоко развращенное существо: постоянно соприкасаясь с полицией, он усваивает её способности хищничать по-волчьи, подхалимствовать, но быстро приходить к расправе над своими господами, если они ослабевают Попытки Советского правительства вернуть Репина в СССР не удались, в частных письмах он утверждал, что пока у власти большевики, не желает иметь с Россией ничего общего В последние годы Репин создал ряд картин на религиозные темы. Общение с прежними друзьями было только заочным.
В заявлении на имя президента Академии Илья Ефимович указал, что побудительной причиной, заставляющей его отказаться от должности руководителя мастерской, является «малое время, остающееся для собственных работ»164. Почти со всеми его связывали дружеские отношения.
А вот женщина (Вера Алексеевна Репина – жена художника), сидящая слева, от позирования получает удовольствие. Каждый персонаж переживает что-то своё. На моих друзей она производила то же впечатление. После этого он постоянно возвращался к этой теме, работая над картиной более десяти лет. И только последний старик обессилел, опустил голову, повис на лямке.
Судя по всему, это один из главных вдохновителей запорожцев. Он судорожно обнимает сына, зажимает рану, пытается остановить кровь. Эпитеты «школа безвкусицы» и «ползучий эмпиризм» в адрес академистов чередовались с обвинениями поздних передвижников в показной тенденциозности («направленство»— «оплеуха Аполлону», по словам А. Н. Бенуа), в измельчании тем передвижников-бытописателей 1890-х годов Г. Мясоедова, Вл. Ответ запорожцев был смел, дерзок, полон издевок над султаном. Репин отрицательно относился к Николаю второму, называл его «гнусным варваром», «высокодержимордием», мечтал «что эта мерзость рухнет».
м) «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года» (1901—1903, ГРМ), в исполнении которого принимали участие Б. М. Кустодиев и И. С. Куликов, было написано в течение двух лет. И дома вечером он никак не мог успокоиться и все просил брата играть Бетховена. Исследователи не раз обращали внимание на то, что на фоне своих полотен Репин не выглядел великаном. Он писал Репину: «Я очень был тронут Вашей картиной. Портрет был не только ведущим жанром, но и подосновой творчества Репина вообще.
Подтверждением того, что возврат к прежним отношениям невозможен, стала реакция «Мира искусства» на выступление Репина в Академии художеств (декабрь 1899). О том же самом рассказывал в своих очерках о художнике и Корней Чуковский, чья первая встреча с Ильёй Ефимовичем произошла в Куоккале: художник, картины которого поражали масштабами, оказался отнюдь не исполином: «небольшого роста, с улыбающимся, крепким, обветренным лицом, в самых обыкновенных деревенских вязаных перчатках»226. О Международной выставке, организованной «Миром искусства», Репин отзывался восторженно («Есть вещи интересные своей художественностью, а есть— своей наглостью. »)140142. После поездки в зону эпидемии тифа в 1911 году молодая женщина начала страдать душевным недугом54. В начале января Репин согласился войти в редколлегию журнала. В январе «по желанию учеников» Академию временно закрыли Репин отреагировал на происходящее вопросом: «Что можем мы в годину бедствий и позора.
Картина «Л. Н. Толстой на пашне», как вспоминал сам художник, появилась в тот день, когда Лев Николаевич вызвался вспахать поле одной вдовы99. Тщательно выписано сверкающее серебром оружие, кувшин с вином, небрежно брошенная на край стола колода карт, перо в руке писца. В отраженной художником в картине «Не ждали» гамме психологических реакций на событие — изумления, недоверия, радости — безусловно доминирует немой диалог взглядов матери и возвратившегося из ссылки сына. Учился в Высшем. Луначарскому и Ионову принять соответствующие меры»213. В ноябре 1926 года Илья Ефимович получил письмо от члена ЦК ВКП (б) К. Е. Ворошилова, в котором говорилось: «Решаясь переехать на родину, Вы не только не делаете личной ошибки, но совершаете поистине большое исторически-полезное дело».
В 1877 году Репин оставил Чугуев и поселился в Москве. С началом зимней войны Вера и её брат Юрий переехали в Хельсинки. Эта встреча оказала огромное влияние на дальнейшую судьбу Репина. В этой картине очень сложная и широкая гамма чувств. Затем последовала многолетняя работа над полотном «Письмо запорожцев турецкому султану» с персонажами «Тараса Бульбы», но это всё-таки не книжная графика, а живописное произведение, рассчитанное на просмотр в выставочном зале, однако Репин выполнил рисунок на сюжет «Тараса Бульбы»— «Андрий и панночка» (1890).
Обладатели этой награды получали возможность совершить поездку за границу. Бесконечный волжский простор, бездонное небо, знойное солнце. Первый факт. Взаимная симпатия не мешала им полемизировать по самым разным вопросам.
К картине Репин написал пятьдесят этюдов-портретов и эскизы. Произошла банальная путаница: в Сумском художественном музее выставлялись работы Ильи Ефимовича и рядом оказалась работа художника Льва Соловьёва «Не туда заехали». Рассеянный свет на голубовато-зеленоватых обоях, на сиреневом платье горничной, на полу. Оставаясь членом этого общества, Репин создает полотна «Крестный ход в Курской губернии» (работа 1883 года), «Не ждали» (работа 1884) и «Иван Грозные и его сын Иван» (работа 1885 года). В основе композиции лежит реальное событие XVII столетия.
При внимательном рассмотрении, далеко не все казаки поддались радости и веселью. Однако через два года учебное заведение было упразднено и Репин устроился в иконописную мастерскую к художнику. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). mw-parser-output. ts-comment-commentedText:not (. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoИ. Репин, находившийся в тот день в Ясной Поляне, «получил позволение ему сопутствовать». Одной из вершин творчества мастера и русской живописи II-й половины ХIХ века стало полотно «Крестный ход в Курской губернии», написанное Репиным по живым наблюдениям с натуры. Картина теперь писалась легко, вдохновенно. В народе известна эмоциональная, оценочная реплика: «Картина Репина «Приплыли. ».
В 1884-1886 годах он написал полотно «Прием волостных старшин императором Александром III во дворе Петровского дворца в Москве». Вопреки тому что творения Репина явились глубоким проникновением в образ лермонтовского персонажа, его иллюстрации не впечатлили художественных критиков, Илья Ефимович и сам был недоволен своими работами к «Пророку». Художник, чья фамилия постоянно на слуху благодаря картине, которую он не написал. Убийство свершилось. В 1868 году, работая на этюдах, Илья Ефимович увидел на Неве бурлаков.
Каждый – со своим характером, своей историей, додумать, «дорисовать» которую может зритель. «Я подцепил в селе проклятую лихорадку», – жаловался Репин друзьям, – «Возможно, моя болезнь связана с этим колдуном. Известно, что из-за постоянных переутомлений у знаменитого живописца начала болеть, а потом и вовсе отказала правая рука. Усадьба получила своё название в честь древнеримских богов, отвечавших за охрану дома и семьи.
Как признался позже художник, желание написать портрет литератора возникло у него уже при первой встрече— Илью Ефимовича поразили «гаршинские глаза, полные серьёзной стыдливости». Тогда же Илья Ефимович документально оформил свою последнюю волю — написал в завещании, что желает быть похороненным в «Пенатах» и мечтает о том, чтобы усадьба принадлежала Российской академии художеств. Вена, Кунстфорум, 2002» включить в число экспонатов картину Ильи Ефимовича «Дама, опирающаяся на стул» (1873)247. Этот период был самым плодотворным в творчестве художника. Прежде всего это касается двух его картин— «Стрекоза» (1884) и «Осенний букет» (1892)50. Над фигурой писаря навис казак с трубкой в руках.
Много учился на написании портретов близких и друзей. К картине Репин написал пятьдесят этюдов-портретов и эскизы. Но к тому времени здоровье Репина ухудшилось и он решил «родные Пенаты» не покидать. В 1870 году он совершил путешествие по Волге, где сделал множество эскизов и зарисовок, включая «совершеннейшего бурлака», списанного с волжанина по фамилии Канин и впоследствии изображенного на картине в первой тройке. Но для Репина заказ московского предпринимателя стал шансом наконец-то выбраться из многолетней нужды38 в своих воспоминаниях он признавался, что «назначенная за картину сумма показалась огромной»39. Идея сформировалась после его путешествия по Волге в 1870 году и посещения села Ширяева (Самарская область) близ Жигулёвских гор.
Идеологическая платформа «Мира искусства» подразумевала противостояние Академии художеств и отживающему передвижничеству. В. Серова очень ранили неосторожные слова Репина. Порой Третьяков подсказывал художнику идеи для будущих произведений так именно он предложил Илье Ефимовичу написать портрет тяжело больного и жившего затворником писателя Алексея Писемского— в итоге галерею пополнило «из ряда вон выходящее художественное произведение»111. Крамской на страницах репинской книги— «не застывшая восковая фигура», а герой увлекательной, почти детективной повести199 друг-художник Фёдор Васильев, с которым Илья Ефимович ездил на Волгу, — «крикливый, бесцеремонный и бесконечно обаятельный юноша» очерк о сборе материалов для «Бурлаков» сродни «поэме о молодости». Кроме этого, были созданы четыре иллюстрации к «Сорочинской ярмарке» (1870) и одна к «Страшной мести» (1890).
Вместе с большой золотой медалью за «Воскрешение дочери Иаира» Репин получил право на творческую «командировку» за границу. Помня о том, что ученичество— это для многих молодых людей сложный «финансовый период», руководитель мастерской устраивал своих питомцев в издательства в качестве иллюстраторов, давал им рекомендации для участия в оплачиваемых художественных проектах140. Когда в Париж приехал художник В. Васнецов, Репин уговаривает его позировать для Садко.
Множество зарисовок казачьих типов мастер создал во время поездок по Украине. Он изображен в минуту обдумывания очередного изысканного бранного слова в адрес Мохаммеда. Высокий лоб, печальные темные глаза идеально ровный нос, ухоженная борода. Контраст между праздной, беззаботной публикой, гуляющей на берегу и людьми, тянущими на лямках плоты, настолько впечатлил ученика Академии, что по возвращении в снимаемую квартиру он начал создавать эскизы с изображением «тягловой живой силы»25. Эта картина стала одной из работ на так называемую казенную тему. Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой.
Репин постоянно болел и, очевидно, предчувствовал собственную смерть. Работая с Валентином возле монастыря, Илья Ефимович обратил внимание на изображение горбуна, сделанное юным Серовым (впоследствии именно этот типаж был использован для картины «Крестный ход в Курской губернии»). Картина «Бурлаки на Волге» может трактоваться и как «хоровая картина» и как «групповой портрет»242.
К 1929 году стареющий художник стал чувствовать себя все хуже и хуже. Реакционные круги сочли полотно «крамольным» и запретили его показ. Александр Пороховщиков, владелец гостиницы «Славянский базар», предложил ему написать «Собрание русских, польских и чешских композиторов» для украшения ресторана. В 1876 году Репин возвращается в родной город, а затем переезжает в Москву.
Как вспоминал композитор Борис Асафьев, порой ему доводилось сопровождать работу Репина игрой на рояле— художник любил слушать «Хованщину»103. Перед нами несомненно потомок древнего дворянского рода, даже двух родов. Творчество Репина является, по словам искусствоведа Михаила Алленова, «вершиной передвижнического реализма» это касается и его тематического размаха и стилистической пластичности241.
Репин», «Очень был бы Вам благодарен, если бы и сегодня Вы навестили меня. Для создания группового портрета Репин привлек учеников – Б. М. Кустодиева (исполнившего преимущественно всю правую часть полотна) и И. С. Куликова (соответственно работавшего над левой). Здесь изображён революционер, который наконец вернулся домой из ссылки. В 1873 году Илья Репин закончил полотно «Бурлаки на Волге», над которым работал несколько лет.
Замысел ее зародился у художника еще в 1868 году — именно тогда появился первый акварельный эскиз, посвященный теме бурлаков. В 1880—1890-х годах художник испытывал подлинное вдохновение перед женской красотой— один за другим появились портреты С. М. Драгомировой (1889), баронессы В. И. Икскуль фон Гильденбандт (1889), Н. П. Головиной (1996)172 в этот же ряд входит «Обнажённая натурщица (со спины)» (середина 1890-х)173. В 1879 году он написал полотно «Царевна Софья» (Третьяковская галерея, Москва). Уже в пятнадцатилетнем возрасте Илья принимал участие в расписывании сельских церквей. К вопросу о погребении около Финского залива Репин отнесся со всей серьезностью. Но что-то гнало меня к этой картине и я опять работал над ней». На самом деле картина, которую все имеют в виду, была написана в 1870-х годах и в действительности носит название «Монахи (Не туда заехали)».
Репин встречал их по средам. » В сентябре он уехал в Италию, а по возвращении написал прошение об отставке с мотивировкой: «Вследствие неопределенного положения В Х У в настоящем и возможных перемен в будущем». Признанный мастер, появления которого ждали и зрители и коллеги, держался с «застенчивой скромностью», за которой скрывалась «маленькая рисовка баловня судьбы»225. Этюд получился превосходный. Маковского, Н. Богданова-Бельского, подделывавшихся под народность и изображавших лишь «лапти и лохмотья»141. Этот заказ привлек художника новой возможностью показать представителей народа.
Писатель мог без устали преодолевать большие расстояния иногда собеседники, увлёкшись разговором, «забирались так далеко», что для обратной дороги приходилось нанимать конный экипаж96. Глаза ясные и добрые. Направо у дверей стоит пристав, читает бумаги, только что вынутые из чемодана. Как и в «Бурлаках на Волге», но в более масштабной форме, здесь проявилось великое умение Репина чувствовать и передавать стихийную жизнь массы, толпы людей, не теряя при этом индивидуального, портретного своеобразия каждого лица. Ему достался участок в районе Смоленского рынка, включавший так называемую «Ржановскую крепость», заселённую городской беднотой. Энергичной мощной кистью созданы яркие, колоритные образы запорожцев, великолепно переданы их заражающий смех, бодрость и удаль.
Одной из наиболее интересных и значительных работ Репина стала композиция «Не ждали». Недоумение вызвала у Павла Михайловича и тема картины «Пахарь» Репин в ответ объяснил, что не может согласиться с мнением, будто изображение Толстого во время работы на пашне сродни рекламе110. Художник создал множество изображений своих выдающихся современников. Власть создавала образ Репина как «идеологического художника» именно этим объясняется разбросанность картин Ильи Ефимовича по десяткам небольших музеев, каждый из которых обязан был иметь в коллекции произведения «идеологически выдержанных художников»255. Однако наставник Верёвкиной точно забыл о возрасте своей воспитанницы: он «сумел перенести на холст своё былое отношение к ней»171. Искусствовед Ольга Лясковская обнаруживает в работах зрелого Репина явные отсылки к работам Веласкеса, который был интересен художнику с точки зрения «изучения человеческого лица и его мимики»245. И вот уже перед нами не царь, а отец.
В письме Стасову он язвительно назвал картину «винегретом живых и мертвых». Это стремление художника особенно заметно в «Запорожцах». В доме повсюду были развешаны написанные хозяйкой объявления: «Не ждите прислуги, её нет», «Всё делайте сами», «Дверь заперта»193, «Прислуга— позор человечества»194. Так, прямые «заимствования» из его произведений были замечены как на полотнах советских живописцев, так и в агитационных материалах (к примеру, на плакате «Сбылись мечты народные»254). Михаил Алленов включает в этот ряд также Рембрандта и Франса Халса242. Так, моделью для войскового писаря стал историк Яворницкий, атамана Серко — генерал Драгомиров.
Они жили в Пенатах в течение двух недель. Они словно противопоставлены друг другу. К примеру, полотно «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года», более известное под названием «Иван Грозный убивает своего сына», которое было представлено на выставке передвижников, появилось на свет после того, как художник посетил концерт Римского-Корсакова. С Мусоргским Репина на протяжении многих лет связывали особо тёплые отношения.
Над писарем склонился атаман всего запорожского войска – Иван Серко. Отец художника Ефим Васильевич (1804—1894) был в семье старшим из детей3.
Бывая в гостях у Льва Толстого в Ясной Поляне, Илья Ефимович подружился с дочерью писателя Татьяной её портрет, сделанный «с некоторой долей идеализации» излучает обаяние, свойственное этой женщине171. Своеобразным откликом на их претензии стала написанная Репиным в Париже картина «Садко», герой которой «чувствует себя в некоем подводном царстве». Посещая множественные заседания совета, спустя всего пару лет он представляет готовое полотно «Государственный совет». Сборник с иллюстрациями выдержал несколько изданий188. В 1884 году Репин получил первый «государственный заказ»: ему поступило предложение написать картину «Приём волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве» (второе название— «Речь Александра III к волостным старшинам»). Свет наступающих сумерек скрадывает рефлексы и переливы красок.
После смерти Крамского Репин написал воспоминания, в которых назвал художника своим учителем19. Но с 1863 года он стал учеником Академии (до 1871 года) и учеником не последний. Несмотря на все трудности, Репин упорно учился. В центре пожилая пара (родители жены Репина) и девушка с рукоделием (сестра жены Репина). В 1882 году Толстой участвовал в московской переписи населения.
Казалось, он вновь переживал глубокое потрясение детства – смерть сестры. Репин стал очевидцем казни народовольцев. Перед нами очевидно серьезно больной человек: нездоровая краснота лица, блестящие глаза. Выдающийся портретист, мастер исторического и бытового жанров, И. Е. Репин представил масштабное полотно «Крестный ход в Курской губернии» – произведение, далеко выходящее за рамки бытового жанра, – на Одиннадцатой передвижной выставке. Он рисовал картины используя самые разные сюжеты и полотна неизменно ему удавались.
Еще один момент народной жизни Репин «подсмотрел» в крестьянской избе, где собрались разгоряченные всеобщим празднованием люди. Он просто писал человеческое горе и вместе с родителями переживал смерть их дочери. В девятнадцатилетнем возрасте Репин создал ещё один автопортрет, который писал «с себя в зеркало»202. Он выступает как портретист, мастер бытовой и исторической картины. После долгой и упорной работы по поиску нужного композиционного и смыслового решения, разработке образов в этюдах Репин написал большую многофигурную композицию, показав торжественное шествие сотен людей всех возрастов и званий, простонародья и «благородных», штатских и военных, мирян и духовенства, проникнутых общим воодушевлением. Непримиримо, зло горят ее глаза на бледном лице, губы сжаты, разлохматились волосы. Толстой работал без отдыха в течение шести часов Илья Ефимович с альбомом в руках фиксировал движения и «проверял контуры и отношения величины фигур»100. В его глазах читается печаль, тоска.
Русский боярин, уверенно сидящий в старинном кресле. Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой. Даже когда картина пополнила коллекцию галереи, Илья Ефимович втайне от Павла Третьякова пробрался в зал и работал до тех пор, пока не добился того эмоционального движения, которое долго искал, — моментального «перехода от радости к изумлению»124. Сам Репин об этой картине говорил: «Быдло» – глубоко развращенное существо: постоянно соприкасаясь с полицией, он усваивает её способности хищничать по-волчьи, подхалимствовать, но быстро приходить к расправе над своими господами, если они ослабевают" Попытки Советского правительства вернуть Репина в СССР не удались, в частных письмах он утверждал, что пока у власти большевики, не желает иметь с Россией ничего общего В последние годы Репин создал ряд картин на религиозные темы. Все заняты. Однако в основе этих «чудачеств» лежала искренняя забота о муже.
В области исторической живописи его привлекала возможность раскрыть эмоциональную выразительность предложенной ситуации. Стасов присылает ему все, что он просит. Руки его крепко связаны, а его самого держит понятой. По словам художника Якова Минченкова, как профессор Академии Илья Ефимович «был притягательной силой для молодёжи»— не случайно в его мастерскую пытались попасть воспитанники многих художественных школ России157.
Живя с отцом в Куоккале, Надежда Ильинична почти не покидала своей комнаты. Обладатель первого развернут к зрителю лицом, обладатель второго – стоит спиной. Он подошел к ложу, на котором покоится девочка. Многие хвалили художника за то, что он не остановился на Бурлаках, а пошёл дальше.
В 1889 году серия рисунков была дополнена эскизом «Сапожник Семён снимает мерку с ноги барина». Комната небогатой интеллигентной семьи. м) «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года» (1901 – 1903, ГРМ), в исполнении которого принимали участие Б. М. Кустодиев и И. С. Куликов, было написано в течение двух лет. Скептики связывают эти факты с тем, что картина очень реалистично написана. Автор внес большой вклад в развитие реализма в отечественной живописи.
По их дому были развешаны таблички: «Не ждите прислуги — ее нет», «Прислуга — позор человечества». На время Репин перестал творить и впал в депрессию. Для гостей готовили стол, ухаживали за ними супруги сами. Слабеющей рукой царевич касается плеча Ивана Грозного, пытаясь этим жестом успокоить его и показать, что прощает.
На первой из них двенадцатилетняя девочка, освещённая солнцем, сидит на перекладине. Учился в Петербургской Академии художеств (1894 – 1896) у, посещал мастерскую П. П. Казалось, она спит. А. Остроумова-Лебедева, вначале преклонявшаяся перед ним, «как перед каким-то божеством», впоследствии разочаровалась в Репине и «выучилась отделять в нём гениального художника от человека». Это он, вероятно, под общий хохот сказал крепкое словечко, подбоченился, закурил трубку, а в глазах смех и задор человека, готового к действию.
Ежедневно почтальон приносил художнику много конвертов на каждое из писем Илья Ефимович отвечал сам— порой на это уходило несколько часов. Третьяков»109. А вот Иван Тургенев остался ею недоволен. Репин никуда не делся.
В 1855 году родители отдали одиннадцатилетнего Илью на учёбу в школу топографов— эта специальность, связанная со съёмочными и чертёжными работами, считалась в Чугуеве престижной9. Татьяна Степановна разбиралась в живописи и воспитала в сыне любовь к искусству. Однако несмотря на эти экстравагантные правила, в доме Репина и Нордман бывали поэты, писатели и художники. В 1901-1903 годах он написал картину изображающее заседание Государственного совета. Непоследовательность суждений Репина об искусстве отмечали многие современники. По мнению исследователей, Репин мог сопровождать писателя во время этих обходов подтверждением тому являются рисунки «Уличная сценка», «Л. Н. Толстой и счётчики на переписи» и некоторые другие97.
Слух о талантливом выпускнике Академии дошёл и до Москвы: хозяин гостиницы «Славянский базар» Александр Пороховщиков предложил Илье Ефимовичу написать картину «Собрание русских, польских и чешских композиторов», пообещав за работу 1500 рублей. Увиденные молодым Репиным (1844-1930) в 1869 бурлаки, которые тащили неподъемную грузовую баржу, взволновали его душу. Однако намеченные планы разрушились по вине дочери, «обещавшей Илье Ефимовичу сопровождать его в Ленинград и Москву и отказавшейся выполнить своё обещание»209.
Это художник, который всецело отдавался творчеству итогом его многолетних трудов, большого количества эскизов, набросков, стали «Бурлаки на Волге» – одна из известнейших картин Репина. Репин пришел в восторг от этого послания и сразу сделал карандашный эскиз. Уже на пороге XX века Репиным было создано замечательное, единственное в своем роде полотно – грандиозный групповой портрет «Заседание Государственного совета», написанный по официальному правительственному заказу. В эту минуту в комнату вошел Христос.
Даже больше — я думаю, что эта картина еще лучше. На время Репин перестал творить и впал в депрессию. Работал в плакате и в книжной графике. О работе молодого Репина «Бурлаки на Волге» упоенно писали газетчики. Прообразами других персонажей стали земляк Ильи Ефимовича— музыковед Александр Рубец (хохочущий казак), коллекционер Василий Тарновский (человек в шапке), художник Кузнецов134, сын Варвары Икскуль-Гильденбандт (молодой улыбающийся запорожец) и другие135.
Корней Чуковский, который, по собственному признанию, «близко наблюдал» за жизнью Нордман в течение нескольких лет, считал, что второй жене художника усилиями некоторых исследователей была создана репутация «чудачки дурного тона». Центральная группа словно недовольна своей ролью. Из-за близкого соседства картин народ приписал её более известному на тот момент Репину. Тоже можно сказать и о позе, в которой изображен Третьяков. Через секунду сорвется со стула и бросится к отцу мальчик, на губах которого играет радостно-удивленная улыбка.
Они охраняют процессию от простого народа, той голодной и нищей толпы, которая с искренней верой ждет милости и чуда от «явленной иконы». Вегетарианцем стал и сам Репин. Таким же обязательным занятием было у него и чтение ежедневных газет.
Репин забыл о конкурсе, об Академии. Эта история получила название «бунт 14». Илья Ефимович Репин родился в городе Чугуеве, Харьковской губернии. Репин изобразил грозного царя Ивана IV в момент страшного душевного потрясения.
Среди его учеников Малявин Малявин Филипп Андреевич Известный русский художник и график. Однако картина поражает в первую очередь именно великолепно прописанными характерами. За восемь лет, проведённых в стенах Академии, Репин приобрёл немало друзей. Действительный член Академии художеств с 1903.
Вопрос о его возвращении рассматривался, согласно протоколу заседания Политбюро от 22 мая 1924 года, на самом высоком уровне: по итогам одного из заседаний Политбюро ЦК ВКП (б) Генеральным секретарем ЦК ВКП (б) И. В. Сталиным была вынесена резолюция: «Разрешить Репину вернуться в СССР, поручив тт. Её создание осложнялось тем, что на поиски заказчика и денег ушло слишком много времени интерес к придуманному сюжету постепенно растаял и в одном из писем Стасову раздосадованный художник признался, что «ужасно разочарован картиной Садко»63. О чем эта история. Запряженные в кожаные лямки, тянут они тяжелую баржу. Дом был многолюдный, вот таким образом для «Не ждали» позировали все находившиеся там родственники и гости, включая тёщу художника и дочь брата Стасова122.
Догорает день, вьется дымок костров, далеко-далеко раскинулась широкая степь. Над её портретом Репин начал работать, когда художница уже входила в пору зрелости. Музыка переносила его в мастерскую, к картине. Деньги на поездку— двести рублей— получил от богатых покровителей Васильев27. Долго и мучительно работал Репин над этой картиной. Портрет производит яркое и сильное впечатление.
Под влиянием Крамского, наряду с выполнением обязательных академических заданий на мифологические и исторические темы, Репин много писал и на сюжеты из окружающей жизни. А вокруг стола собралась запорожская казачья вольница писать ответ турецкому султану.
«Иван Грозный» был показан на XIII Передвижной художественной выставке. В то же время Дягилев, утверждавший, что «взгляды Репина теперь не имеют значения», продолжал высоко ставить его как художника153. В 1869 году состоялось знакомство Репина с художественным критиком Владимиром Стасовым, в течение многих лет входившим в «ближний круг» Репина17. Параллельно молодой мастер кисти продолжал работу над первым из самых значительных полотен — «Бурлаки на Волге».
Простая черная одежда, сливаясь с таким же черным креслом, визуально увеличивает фигуру героя.
Сеансы проходили в мастерской Репина и появление Всеволода Михайловича всякий раз удивляло художника: тот входил бесшумно излучая «тихий восторг, словно бесплотный ангел»125. Как писал позже Репин, путешествие не ограничивалось созерцанием пейзажей «с альбомчиками» в руках28: молодые люди знакомились с местными жителями, порой ночевали в незнакомых избах, сидели вечерами у костра29. В летние месяцы, когда художник уезжал на этюды в Здравнёво, ученики следовали за ним227228. Возвращается в Россию летом 1876 года. Далеко-далеко стелется дым парохода, налево, поближе, замер парус маленького суденышка.
Героинями обеих работ является старшая дочь Репиных— Вера Ильинична. До 1917 года полотно находилось в Мариинском дворце часть этюдов были приобретены Музеем Александра III. Однако, после революции, в 1918 году, он пишет картину «Быдло империализма», своеобразное продолжение темы бурлаков, где они выглядят грязными, тупыми и уродливыми. То тут, то там изображены тревожные, серьезные испуганные лица.
Позже она переехала в Хельсинки, где умерла в 1948 году. Сюжет первой из значительных картин Репина был подсказан жизнью.
1887 год стал для И. Е. Репина переломным. Мол, Репин отразил в картине несуществующие историческое событие и из-за этого был проклят. Любую книгу, привезённую в Куоккалу, Илья Ефимович воспринимал как событие его письма, адресованные друзьям изобиловали «литературными» подробностями: «Перечитываю Короленко.
Зато «Осенний букет», над которым художник работал в имении Здравнёво, писался с натуры. А, может, это рассказ о человеке, не готовом признать свою вину, не желающем раскаяться, несмотря на нарушенную христианскую мораль «не убий». Мужчина справа (муж сестры жены Репина) – принял картинную позу, его отношение к процессу снисходительно-несерьезное. Он создал множество изображений этого автора, однако, наиболее известен портрет под названием «Пахарь Лев Толстой на пашне», который он написал в 1887 году.
Наиболее значительным из жанровых произведений Ильи Ефимовича является «Не ждали» в этой работе художника интересует «композиция именно как вопрос».