Репин Портрет Тургенева
В марте 1874 года Репин начал писать портрет И. С. Тургенева по заказу П. М. Третьякова, для большой серии портретов выдающихся русских писателей. 3 апреля 1874 года Илья Репин в письме Павлу Третьякову сообщил, что приступил к работе над портретом Ивана Тургенева. О том, что он приступил к работе над портретом Ивана Тургенева для серии портретов российских литераторов, Илья Репин сообщил в письме Павлу Третьякову. Виновником этого был П. М. Третьяков, который, воспользовавшись приездом Тургенева в Москву, просил Репина «толкнуться» к писателю, чтобы вновь написать его портрет.
Репродукция картины Портрет Тургенева (1874) Художник Илья Репин (1844-1930). В 1874 году по заказу П. М. Третьякова портрет Тургенева пишет И. Е. Репин. И все же Репин в Абрамцеве дружески встретился с Тургеневым и даже принялся писать новый его портрет.
Илья Репин сообщил Павлу Третьякову, что приступил к работе над портретом Ивана Тургенева
Он сам – как это (ни) странно, – при абсолютно аристократических данных своей культуры, был очень скромен и до робости деликатен. В 1868 году, работая на этюдах, Илья Ефимович увидел на Неве бурлаков. Написали Устав, над которым немало потрудился И. С. Тургенев как секретарь. Его глаза полны тоски, грусти и усталости.
Эпитеты «школа безвкусицы» и «ползучий эмпиризм» в адрес академистов чередовались с обвинениями поздних передвижников в показной тенденциозности («направленство»— «оплеуха Аполлону», по словам А. Н. Бенуа), в измельчании тем передвижников-бытописателей 1890-х годов Г. Мясоедова, Вл. Привыкание к Парижу шло медленно, но к концу поездки художник начал признавать французских импрессионистов, отдельно выделяя Мане60, под влиянием которого, как считают исследователи, Репиным была создана картина «Парижское кафе»61, свидетельствующая об овладении приёмами пленэрной живописи50. Затем Илья Ефимович включился в выставочный проект Бенуа и Дягилева— 18 января 1899 года открылась Первая международная выставка журнала «Мир искусства», где среди 350 работ художников из Франции, Англии, Германии, Финляндии и России экспонировались и произведения Репина139. Учебных предметов в ней было немного: чистописание, арифметика и Закон Божий. Сначала Третьяков приобрел его, но впоследствии вернул автору (только после революции этот портрет вновь оказался в ГТГ).
Бывая в гостях у Льва Толстого в Ясной Поляне, Илья Ефимович подружился с дочерью писателя Татьяной её портрет, сделанный «с некоторой долей идеализации» излучает обаяние, свойственное этой женщине171. Л. Н. Толстого». Таким образом И. Е. Аристократизм картине передает пенсне в правой руке писателя, оно же объясняет морщины на лбу и прищуренные глаза. Этой оценки хватило для того, чтобы вдохновение ушло вспоминая о дальнейшей работе, Репин сокрушался: «О, глупость моя, я сгоряча повернул мой удачно схваченный подмалёвок головой вниз и начал с другого поворота Увы, портрет вышел сух и скучен»83. Впервые Тургенев позировал художнику в 1874 году в Париже в доме Полины Виардо.
Репин начал работу над портретом Ивана Тургенева
Однако оттого что Репин вложил столько усилий в это произведение, ничего не изменилось. галерею лишь много лет спустя, уже в советское время. В 1947 году в книге «Репин и Тургенев» он воспроизвел портрет, который с 1950-х годов хранится в Севастополе (композиция и все детали совпадают). По мнению Репина изображение получилось скучным и сухим.
21 февраля 1871 года без обычной сложной процедуры (получения золотых, серебряных медалей, пенсионерства, как это было с Боголюбовым) Академия Художеств присвоила Антокольскому звание академика. Кроме этого, художник иллюстрировал несколько других мелких произведений Льва Толстого, в том числе его заинтересовал образ чёрта в рассказе «Краюшка хлеба»183. Тем более, что в 1909 году на большой выставке, посвященной памяти Тургенева в Императорской Академии наук, экспонировались два портрета писателя, написанные в 1879-м (ныне севастопольский) и 1883 годах, причем первый уже значился в каталоге как собственность Н. Н. Максимовского, другой – кассы взаимопомощи учащихся Академии художеств. Однако затем и И. С. Вся деятельность «Общества» носила благотворительный характер: оно устраивало литературно-музыкальные вечера с участием Тургенева, членов семьи Виардо, других музыкантов содействовало получению русскими художниками заказов и стипендий устраивало аукционные распродажи картин в пользу наиболее нуждающихся. Живя с отцом в Куоккале, Надежда Ильинична почти не покидала своей комнаты. Одна из работ художника – «Портрет Тургенева», картина написана в темных тонах, что делает ее особенной, не похожей на другие, а так же в свою очередь говорит о главном герое холста, о его характере, мудрости и серьёзности.
Илья Репин приступил к работе над портретом Тургенева
Искусствовед Ольга Лясковская обнаруживает в работах зрелого Репина явные отсылки к работам Веласкеса, который был интересен художнику с точки зрения «изучения человеческого лица и его мимики»245. Современники ласково называли Тургенева «послом от русской интеллигенции» ибо «не было русского или русской сколько-нибудь прикосновенных к писательству, живописи или музыке, о которых так или иначе не хлопотал бы Тургенев». Несмотря на то, что слово «заказ» несколько тяготило художника, поставленная перед ним задача показалась интересной— в письме Павлу Третьякову он сообщал: «Эта новая тема довольно богата и мне она нравится, особенно с пластической стороны».
Контраст между праздной, беззаботной публикой, гуляющей на берегу и людьми, тянущими на лямках плоты, настолько впечатлил ученика Академии, что по возвращении в снимаемую квартиру он начал создавать эскизы с изображением «тягловой живой силы»25. Картина «Л. Порой Третьяков подсказывал художнику идеи для будущих произведений так именно он предложил Илье Ефимовичу написать портрет тяжело больного и жившего затворником писателя Алексея Писемского— в итоге галерею пополнило «из ряда вон выходящее художественное произведение»111. Однако судьба в лице Полины Виардо не дала наброску превратиться в портрет. Немецкий историк искусства Норберт Вольф, видя в Репине типичный образец «салонно-академического художника», акцентирует внимание на его парижской командировке в этот период Илья Ефимович глубоко впитал живописный язык Мане246.
Рисунки «Встреча ангела с сапожником Семёном у часовни» и «Ангел у сапожника Семёна в избе» созданы в 1881—1882 годах для иллюстрации рассказа Льва Толстого «Чем люди живы» в сборнике 1882 года «Рассказы для детей И. С. Тургенева и гр. А вот Иван Тургенев остался ею недоволен. Героинями обеих работ является старшая дочь Репиных— Вера Ильинична. заходил ко мне частенько, был нараспашку и с ним было очень интересно. — это были его рисунки к «Демону» и «Мцыри»185.
03 Апрель 1874 — Илья Репин приступил к работе над портретом Ивана Тургенева
Третьяков»109. Так, бурно протестуя против мехов, она наотрез отказывалась носить шубы и в любой мороз надевала «какое-то худое пальтишко». Тургенев нахмурился, но лишь легкие морщины затронули его лоб. Еще одно чувство, которое отражено в глазах писателя – это тоска. Крамской на страницах репинской книги— «не застывшая восковая фигура», а герой увлекательной, почти детективной повести199 друг-художник Фёдор Васильев, с которым Илья Ефимович ездил на Волгу, — «крикливый, бесцеремонный и бесконечно обаятельный юноша» очерк о сборе материалов для «Бурлаков» сродни «поэме о молодости». Работа над этой картиной продолжалась довольно долго.
Нужно сказать, что оригинальность была семейной чертой. В письмах Стасову он сетовал, что столица Италии его разочаровала («Галерей множество, но не хватит никакого терпенья докапываться до хороших вещей»), а Рафаэль показался «скучным и устаревшим»58. Наиболее значительным из жанровых произведений Ильи Ефимовича является «Не ждали» в этой работе художника интересует «композиция именно как вопрос». Портрет Гаршина, приобретённый промышленником и коллекционером Иваном Терещенко, был представлен на 15-й передвижной выставке в Петербурге (1887) и вызвал неоднозначную реакцию рецензентов: одни считали, что «Репин написал Гаршина сумасшедшим», другие утверждали, что не видели «прекрасней глаз его и светлого чела»127. Однако намеченные планы разрушились по вине дочери, «обещавшей Илье Ефимовичу сопровождать его в Ленинград и Москву и отказавшейся выполнить своё обещание»209.
- Портрет Тургенева в исполнении Репина
- Портрет Тургенева, выполненный Ильей Репиным: история создания и описание
- Портрет писателя Ивана Тургенева
- Описание картины Ильи Репина «Портрет Тургенева»
- Иван Тургенев – 195 лет со дня рождения
- Воспоминания современников Репина
Он продолжал работать, хотя уже не так интенсивно, как прежде. Это никак не граничит с недовольство – он пытается разглядеть или художника или зрителя. Репин», «Очень был бы Вам благодарен, если бы и сегодня Вы навестили меня. Так, Третьяков считал, что на полотне «Крестный ход» забавную мещанку, несущую киот, следовало заменить симпатичной барышней. В галерее созданных Репиным живописных образов есть несколько картин, написанных, по мнению исследователей, «с женщин, которые истинно восхищали художника». Идея создания Общества родилась на так называемых «Боголюбовских» вторниках, где с начала 1870-х годов в большой и высокой мастерской Алексея Петровича, стали собираться русские художники, как постоянно живущие за границей, так и молодые – пенсионеры от Академии художеств.
Репин очень точно изобразил, характер И. С. С началом зимней войны Вера и её брат Юрий переехали в Хельсинки. Как вспоминал композитор Борис Асафьев, порой ему доводилось сопровождать работу Репина игрой на рояле— художник любил слушать «Хованщину»103. Известный исследователь И. С. И если Тургенева называли «послом от русской интеллигенции», то Боголюбова смело можно было назвать «послом от русского искусства» ибо именно с его именем связана история создания в декабре 1877 г. «Общества взаимного вспоможения и благотворительности русских художников» с целью оказания материальной помощи учащейся русской молодежи в Париже.
- Слайды и текст этой презентации
- Высокий Коммунитаризм как Русская идея
Лосенко, 1763, ГРМ), писателей (портрет И. И. Дмитриева. Рассмотренные кратко истории о том, как писал портрет Тургенева Репин, показывают нам простую жизненную мораль о том, что следует доверять своему видению ситуации, если уж ты взялся за творческое видение мира.
В 1918 году Куоккала оказалась на территории Финляндии. Оно было приурочено к столетнему юбилею Карла Брюллова, одобрительно принято залом, однако в дягилевском издании расценено «как лишённое мысли, полное курьёзов и нелепостей»152. Однако судьба в лице Полины Виардо не дала наброску превратиться в портрет. Он сам – как это (ни) странно, – при совершенно аристократических данных своей культуры, был очень скромен и до робости деликатен.
Но самыми трогательными в «Записках» станут воспоминания, связанные с образами нежно любимой матери – Феклы Александровны, дочери А. Н. Радищева рано ушедшей и горячо оплакиваемой жены – Надежды Павловны Нечаевой и малютки-сына и в одном ряду с самыми близкими ему людьми, напишет Боголюбов об Иване Сергеевиче Тургеневе. Рисунок сопровождался стихотворением: «Не правда ли, читатель мой, / Что для судей таких, как Стасов, / И репа лучше ананасов. »59. Зильберштейн ошибся. Статья Тургенева в газете «С.
Круг общения Тургенева с людьми искусства был весьма обширен. Толчком к его организации послужили события русско-турецкой войны. За восемь лет, проведённых в стенах Академии, Репин приобрёл немало друзей. В зале гостиничного ресторана в ту пору уже были размещены портреты многих деятелей культуры не хватало лишь «большого декоративного пятна»36. Бенуа в своих поздних воспоминаниях сожалел, что «теперешняя молодёжь не имеет своего Репина»251. Первый сеанс привел к появлению неплохого с точки зрения художника подмалевка.
Конец XVIII века уже ознаменован интересом общества не только к представителям императорской фамилии, высшего духовенства и военной элиты, в это время появляются портреты деятелей культуры и науки – архитекторов (портреты А. Ф. Кокоринова, 1769, ГРМ Н. А. Львова, 1780, ГРМ кисти Д. Г. Левицкого), артистов (портрет актера Ф. Г. Волкова. В 1896 году художник сделал новый набросок Поприщина— главного действующего лица «Записок сумасшедшего». Однако дату под ним поставил «1883 год», хотя, несмотря на ретушь, даже на этой репродукции, а также на дореволюционных открытках и воспроизведении в каталоге XXXVI выставки ТПХВ над головой писателя в боковом свете можно прочесть дату «1878». Вот таким сложным и очень долгим оказался путь к зрителю одного из лучших портретов знаменитого русского писателя И. С. Тургенев уважал вкус мосье Виардо и верил ему.
Чтобы полностью охватить идею художника, стоит посмотреть на внешность Тургенева. И это случилось несколько лет спустя, на сей раз в Москве в 1879 году. Окружающий фигуру полумрак с едва пробивающимися отблесками заставляет акцентировать все внимание только на ней, то есть Репин не пишет ничего лишнего. Рисунки Тургенева, сделанные обычно карандашом или пером, очень разнообразны по жанрам. Сеансы проходили в мастерской Репина и появление Всеволода Михайловича всякий раз удивляло художника: тот входил бесшумно излучая «тихий восторг, словно бесплотный ангел»125. Матери это порядком надоело и она прислала ему последнюю посылку, набитую кирпичами.
Это сотрудничество казалось многообещающим: Илью Ефимовича покорял «боевой задор» Дягилева тот, в свою очередь, понимал, насколько повысится авторитет его издания, если в редакционном списке будет фигурировать имя Репина140. Черты запорожцев Илья Ефимович отыскивал во всех знакомых. Зильберштейн «развел» эти портреты, доказав, что их было два и они различны. Репин выступал в роли «тонкого, задушевного лирика» и при написании портретов детей.
В 1884 году Репин получил первый «государственный заказ»: ему поступило предложение написать картину «Приём волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве» (второе название— «Речь Александра III к волостным старшинам»). От местных мастеров Репин узнал, что их земляк, уже получивший к тому времени малую золотую медаль за картину «Моисей источает воду из скалы», семь лет назад покинул родные места и уехал учиться в Академию художеств. Это никак не граничит с недовольство – он пытается разглядеть или художника или зрителя. Еще одно чувство, которое отражено в глазах писателя – это тоска. А. Остроумова-Лебедева, вначале преклонявшаяся перед ним, «как перед каким-то божеством», впоследствии разочаровалась в Репине и «выучилась отделять в нём гениального художника от человека». Портрет был заказан художнику Павлом Михайловичем Третьяковым, мечтавшим собрать портретную галерею передовой русской интеллигенции XIX века – «разума нации»: художников, писателей, ученых. Для гостей готовили стол, ухаживали за ними супруги сами. На открытые «среды» в Пенаты съезжались студенты, музыканты, друзья-художники, которые не уставали удивляться тому, что подача блюд за столом регулировалась с помощью механических устройств, а в обеденное меню входили только вегетарианские блюда и немного виноградного вина, называвшегося «солнечной энергией»192. Видел много и в Европе и в России и знал превосходно русский народ и его язык.
Обращаясь к историческим сюжетам, Репин создал картину «Иван Грозный и сын его Иван», в которой конкретная трагедия выводит зрителя на вековую проблему: «деспот, наказанный мукой раскаяния»243. Встречи с писателем для некоторых из них стали в прямом смысле «судьбоносными». Как видно, жизнь и труды знаменитых людей всегда окутаны дымкой привлекательности. Впервые картины Верещагина Тургенев увидел в Москве, на выставке «Общества любителей художеств» в 1876 году.
Маковского, Н. Богданова-Бельского, подделывавшихся под народность и изображавших лишь «лапти и лохмотья»141. По словам художника Якова Минченкова, как профессор Академии Илья Ефимович «был притягательной силой для молодёжи»— не случайно в его мастерскую пытались попасть воспитанники многих художественных школ России157. Так, родившаяся в 1870-х годах идея «хоровой картины» воплотилась у Репина в полотно «Крестный ход в Курской губернии», в которой автору удалось показать характер толпы «несравненно убедительнее, чем всем художникам до него». Максимовскому.
Последние 30 лет жизни Репин провёл в Финляндии, в своём имении Пенаты в Куоккале. Тургенев с готовностью согласился позировать для портрета, заказанного П. М. Третьяковым. Его величественная фигура, полная и красивая. галерею лишь много лет спустя, уже в советское время. Мастерская Общества, так называемый «Русский клуб» находилась в доме барона Г. О. Гинцбурга, предоставившего ее русским художникам бесплатно, а позже, в квартире А. П. Боголюбова.
Видел много и в Европе и в России и знал превосходно русский народ и его язык. И все-таки от этого в минуту потери нелегче на душе». Ему достался участок в районе Смоленского рынка, включавший так называемую «Ржановскую крепость», заселённую городской беднотой. Следует отметить, что все трое сохраняли надежду на то, что достойный портрет Ивана Тургенева еще может состояться, несмотря на явное присутствие злого рока. В 1889 году серия рисунков была дополнена эскизом «Сапожник Семён снимает мерку с ноги барина».
В другой раз он зашел и говорил много интересного по поводу начатой картины. Этого следует пожелать всем начинающим и не только творческим людям. Однако оттого что Репин вложил столько усилий в это произведение, ничего не изменилось. Говоря о влиянии на Репина русской художественной школы искусствовед называет прежде всего представителя академизма Александра Иванова, чью идею «сделать искусство учителем жизни» Илья Ефимович сумел не просто освоить, но и развить кроме того, он достаточно глубоко воспринял «федотовское бытописание»237.
Одна из работ художника – «Портрет Тургенева», картина написана в темных тонах, что делает ее особенной, не похожей на другие, а так же в свою очередь говорит о главном герое холста, о его характере, мудрости и серьёзности. Затем последовала многолетняя работа над полотном «Письмо запорожцев турецкому султану» с персонажами «Тараса Бульбы», но это всё-таки не книжная графика, а живописное произведение, рассчитанное на просмотр в выставочном зале, однако Репин выполнил рисунок на сюжет «Тараса Бульбы»— «Андрий и панночка» (1890). В начале января Репин согласился войти в редколлегию журнала. Как вспоминал писатель Мамин-Сибиряк, зайдя в мастерскую к Репину, он был вынужден в течение нескольких часов позировать для «Запорожцев»: художнику приглянулись его веко для одного из героев и глаза— для другого133. И я заметил, что он уже посмотрел на меня, как на психически неблагополучного.
Тургенева, созданного в 1879 году великим русским живописцем И. Е. Но для Репина заказ московского предпринимателя стал шансом наконец-то выбраться из многолетней нужды38 в своих воспоминаниях он признавался, что «назначенная за картину сумма показалась огромной»39. Исследователи, упоминая о масштабе личности Репина имеют в виду не только многообразие подвластных ему жанров и художественных техник, но и «разносторонность творческих интересов»: он проявил себя как художник, педагог, теоретик искусства, писатель-мемуарист, публицист31. Как видно, жизнь и труды знаменитых людей всегда окутаны дымкой привлекательности. Однако в основе этих «чудачеств» лежала искренняя забота о муже.
Помня о том, что ученичество— это для многих молодых людей сложный «финансовый период», руководитель мастерской устраивал своих питомцев в издательства в качестве иллюстраторов, давал им рекомендации для участия в оплачиваемых художественных проектах140. По мнению Репина изображение получилось скучным и сухим. На первый взгляд это неприметная, но на самом деле, очень важная деталь. В нем сочетается языческая «маститость» Юпитера, о котором напоминают седые волосы, пронизывающий взгляд и борода и некоторые библейские мотивы в спокойном и умиротворенном выражении лица.
Уважать авторитеты – это была в нем еще университетская традиция. Отдала некоторые его книги. В журнале сотрудничали ученики Репина В. А. Серов, И. Э. Грабарь, А. П. Остроумова-Лебедева141. В итоге эти изображения в Собрание сочинений М. Ю. Лермонтова не вошли184 Следующее обращение к творчеству Лермонтова произошло в 1914—1915гг. Тургенев нахмурился, но лишь легкие морщины затронули его лоб. Так как я часто и много увлекался этим сюжетом, то у меня первое время шло увлекательно. Так как я часто и много увлекался этим сюжетом, то у меня первое время шло увлекательно. заходил ко мне частенько, был нараспашку и с ним было очень интересно.
Н. Толстой в кресле с книгой в руках» (1887), «Л. Тёмная одежда, также говорит о серьёзности характера писателя. Перед нами мудрый, начитанный человек, прошедший великий жизненный путь. Тургенев при первом взгляде на начало остановился со вниманием. На все он имел свой оригинальный взгляд. Серг. Илья Ефимович Репин родился в городе Чугуеве, Харьковской губернии.
Постоянную связь с прежним окружением он поддерживал с помощью писем. Вера уже превратилась в барышню, осенний букет в руках которой был призван подчеркнуть её «чувство жизни, юности и неги»52. Но в третий раз, когда он захотел еще взглянуть на Христа, – его уже не было. Глаза были полузакрыты, как и рот. Даже когда картина пополнила коллекцию галереи, Илья Ефимович втайне от Павла Третьякова пробрался в зал и работал до тех пор, пока не добился того эмоционального движения, которое долго искал, — моментального «перехода от радости к изумлению»124. Слух о талантливом выпускнике Академии дошёл и до Москвы: хозяин гостиницы «Славянский базар» Александр Пороховщиков предложил Илье Ефимовичу написать картину «Собрание русских, польских и чешских композиторов», пообещав за работу 1500 рублей.
По сведениям И. Э. Грабаря, первые акварельные эскизы к «Песне о купце Калашникове» Илья Ефимович создал во время учёбы в Академии художеств, в 1868 году, — «Кирибеевич, преследующий Алёну Дмитриевну» и ещё два рисунка на этот сюжет. В 1880—1890-х годах художник испытывал подлинное вдохновение перед женской красотой— один за другим появились портреты С. М. Драгомировой (1889), баронессы В. И. Икскуль фон Гильденбандт (1889), Н. П. Головиной (1996)172 в этот же ряд входит «Обнажённая натурщица (со спины)» (середина 1890-х)173. В. Переплётчиков в своём дневнике писал: «это складная душа, может сложиться в какую угодно форму». Как писал позже Репин, путешествие не ограничивалось созерцанием пейзажей «с альбомчиками» в руках28: молодые люди знакомились с местными жителями, порой ночевали в незнакомых избах, сидели вечерами у костра29.
Н. Толстой в Яснополянском кабинете под сводами» (1891), а также десятки зарисовок и набросков многие из них остались в разрозненных альбомах98. Луначарскому и Ионову принять соответствующие меры»213. И это случилось несколько лет спустя, на сей раз в Москве в 1879 году. Я зарыдал и вышел вон. Таким же обязательным занятием было у него и чтение ежедневных газет. Подобная страсть к зарисовкам была присуща и Боголюбову.
Среди учениц Ильи Ефимовича выделялась Марианна Верёвкина. Прежде всего это касается двух его картин— «Стрекоза» (1884) и «Осенний букет» (1892)50. Сложна и запутанна история создания Ильей Ефимовичем Репиным (1844 – 1930) портрета великого русского писателя Ивана Сергеевича Тургенева (1818 – 1883).
Тургенев уважал вкус мосье Виардо и верил ему. Писатель мог без устали преодолевать большие расстояния иногда собеседники, увлёкшись разговором, «забирались так далеко», что для обратной дороги приходилось нанимать конный экипаж96.
Картина «Бурлаки на Волге» может трактоваться и как «хоровая картина» и как «групповой портрет»242. Иван Сергеевич симпатизировал мне лично и это особенно я заметил по одному случаю. И это случилось несколько лет спустя, на сей раз в Москве в 1879 году.
Эти и последующие иллюстрации к Лермонтову— акварели к стихам «По небу полуночи ангел летел» (1880), «Три пальмы» (1884), к драме «Маскарад», к повести «Бэла» (1884) были неудачны. Такой чести никто еще не доживал из русских людей. М-м Виардо забраковала этот портрет и Репин вынужден был начать писать на новом холсте «Началось долгое старательное писание – мое и долгое терпеливое позирование Ивана Сергеевича – уже не увенчавшееся желанным успехом», – вспоминал позднее художник. О расхождениях в оценке картины А. А. Иванова «Явление Спасителя народу» мы узнаем от самого Боголюбова: «общее положение Ивана Сергеевича об Иванове совершенно ложно. Корней Чуковский, который, по собственному признанию, «близко наблюдал» за жизнью Нордман в течение нескольких лет, считал, что второй жене художника усилиями некоторых исследователей была создана репутация «чудачки дурного тона».
«Уголок Тургенева» оставался в Радищевском музее до 1919 года, когда личные вещи писателя (стол, кресло, маска, слепок с левой руки, костюм доктора Оксфорда, охотничьи принадлежности, несколько портретов, рукописи, чернильница и перья, книги) были переданы историко-филологическому факультету Саратовского университета, а в 1930-е годы они перешли в музей Тургенева в Орле. Репин очень рад, что картина будет в Вашей знаменитой галерее. Там же был создан портрет дочери Нади про него сам художник рассказывал так: «Она в охотничьем платье, с ружьём через плечо и с героическим выражением»53.
По мнению искусствоведа В. В. Стасова, творчество Репина— «энциклопедия пореформенной России». Он читан на всех ее языках, как Байрон, Шиллер. Тургенева, через краски, черты лица, одежды и всевозможных мелочей. Работа над этой картиной продолжалась довольно долго.
Как признался позже художник, желание написать портрет литератора возникло у него уже при первой встрече— Илью Ефимовича поразили «гаршинские глаза, полные серьёзной стыдливости». Виновником этого был П. М. Третьяков, который, воспользовавшись приездом Тургенева в Москву, просил Репина «толкнуться» к писателю, чтобы вновь написать его портрет. Как и Боголюбов, многие месяцы и даже годы жизни Тургенев проводит за границей. В другой раз он зашел и говорил много интересного по поводу начатой картины.
Так как я жил недалеко, то Ив. Александр Пороховщиков, владелец гостиницы «Славянский базар», предложил ему написать «Собрание русских, польских и чешских композиторов» для украшения ресторана. Впервые интерес к «Запискам сумасшедшего» проявился у Репина в 1870-м году. Творчество Репина является, по словам искусствоведа Михаила Алленова, «вершиной передвижнического реализма» это касается и его тематического размаха и стилистической пластичности241.
Непоследовательность суждений Репина об искусстве отмечали многие современники. В девятнадцатилетнем возрасте Репин создал ещё один автопортрет, который писал «с себя в зеркало»202. На экзамене он получил первую золотую медаль за картину «Воскрешение дочери Иаира», звание художника первой степени и право на шестилетнюю поездку за границу35. Признанный мастер, появления которого ждали и зрители и коллеги, держался с «застенчивой скромностью», за которой скрывалась «маленькая рисовка баловня судьбы»225.
В ноябре 1926 года Илья Ефимович получил письмо от члена ЦК ВКП (б) К. Е. Ворошилова, в котором говорилось: «Решаясь переехать на родину, Вы не только не делаете личной ошибки, но совершаете поистине большое исторически-полезное дело». Светлые на полотне только руки и голова – таким образом Репин уравновешивает композицию. По данным исследователей, несмотря на активную деятельность репинской мастерской, между художниками и его питомцами постепенно нарастало отчуждение.
Тем не менее, А. Бенуа нравилась изменчивость Репина, по его мнению, она показывала, что несмотря на свой возраст, художник не потерял интереса к искусству, «что он всё ещё полон жизни он продолжал говорить и писать обо всех и всём с прежней юной непосредственностью и абсолютной искренностью»150. Прославила его картина «Бурлаки на Волге», растиражированная во всех учебниках истории.
Десять тысяч рублей, полученные от музея за эскизы, художник направил на нужды флота157. «Юпитер. » – было первое мое впечатление. Гениям свойственны странности, то же касалось и автора «Отцов и детей». Его смех был просто заразительным и окружающие падали на пол от хохота в самом прямом смысле этого слова.
У него были драгоценные перлы искусства. Работа над этой картиной продолжалась довольно долго. В СССР вопрос о возвращении Репина из Куоккалы имел политический характер прежде всего потому, что власти требовался «идейный вдохновитель реалистического искусства» предполагалось, что именно Илья Ефимович возглавит Ассоциацию художников революционной России253.
Светлые на полотне только руки и голова – таким образом Репин уравновешивает композицию. Лежал он на кушетке на балконе, покрытый пледом. А. П. Лосенко, 1760, ГРМ), ученых (портрет М. В. Ломоносова. Репиным.
В мемуарных очерках, посвящённых детству, Илья Ефимович упоминал об отце как о «билетном солдате», который вместе с братом ежегодно ездил на Донщину и, преодолевая расстояние в триста вёрст, пригонял оттуда табуны лошадей на продажу4. Но история начинается в Париже в 1874 году. Разочарован был и Мусоргский, который признался, что увидел на полотне «бабу не толстоватенькую, а всю расплывшуюся до того, что при её огромной величине (по картине) зрителям было мало места»75. О том же самом рассказывал в своих очерках о художнике и Корней Чуковский, чья первая встреча с Ильёй Ефимовичем произошла в Куоккале: художник, картины которого поражали масштабами, оказался отнюдь не исполином: «небольшого роста, с улыбающимся, крепким, обветренным лицом, в самых обыкновенных деревенских вязаных перчатках»226.
Неудача огорчила Илью Ефимовича, но не отбила у него желания учиться. Подтверждением того, что возврат к прежним отношениям невозможен, стала реакция «Мира искусства» на выступление Репина в Академии художеств (декабрь 1899). Какая гениальная вещь его Тени», «Некрасова читать вслух народу— большое удовольствие»229. Репин отнесся к заказу Третьякова написать портрет Тургенева с большим энтузиазмом. В письме своему товарищу В. М. Латкину он рассказывал, что Илья Ефимович при всей его «видимой мягкости и даже нежности»— человек с сильным характером.
С полминуты я стоял и глядел на него, но тут он меня признал и тихо сказал: «Спасибо, что пришли, Боголюбов, а завтра, пожалуй и не застали бы». Длинные волосы и борода говорят о возрасте писателя, а мы знаем, что пожилые люди, более начитанее, умнее и рассудительней, нежели люди младшего возраста. И я заметил, что он уже посмотрел на меня, как на психически неблагополучного. Отрывки из этих писем были обнародованы журнал «Развлечение» (март 1875) откликнулся на них ядовитой карикатурой, на которой Стасов «помогал Репину вылупиться из гнезда».
Здесь работали молодые художники, стажирующиеся в Париже. «Я заснул бедным – встал богатым, вчера был неизвестным – сегодня стал модным, знаменитым был ничем – и сразу сделался академиком», – писал Антокольский в своей автобиографии. -Петербургские ведомости» с ранее здесь же опубликованной статьей В. В. Стасова сыграла ключевую роль в формировании общественного мнения об «Иване Грозном». В 1930 году хранительницей усадьбы и архива стала дочь Репина Вера Ильинична. Однако наставник Верёвкиной точно забыл о возрасте своей воспитанницы: он «сумел перенести на холст своё былое отношение к ней»171.
Н. Толстой за письменным столом» (1887), «Л. О важности сохранения их как явления исторического и художественного он пишет Третьякову. Зато «Осенний букет», над которым художник работал в имении Здравнёво, писался с натуры. Репин отнесся к заказу Третьякова написать портрет Тургенева с большим энтузиазмом.
Как видно, жизнь и труды знаменитых людей всегда окутаны дымкой привлекательности. Она ушла из жизни в 1931 году55. Этого следует пожелать всем начинающим и не только творческим людям. При продаже, то есть через много лет, Репин ошибочно поставил на нем дату – «1878», чем позднее ввел в заблуждение московских исследователей, позволив им усомниться в авторстве, так как надпись, конечно же, не соответствовала красочному слою всего холста. Вена, Кунстфорум, 2002» включить в число экспонатов картину Ильи Ефимовича «Дама, опирающаяся на стул» (1873)247.
Критик Виктор Буренин считал, что «Репин уверил самого себя и хочет уверить других, что Академия действительно возродилась с того момента, как ею овладел он с компанией». Писатель сидит в широком кресле, с зеленой обивкой и золотыми узорами. По поручению Анатолия Луначарского Репина приглашали вернуться на родину. Дальше сведения об этих портретах были перепутаны.
Вопрос о его возвращении рассматривался, согласно протоколу заседания Политбюро от 22 мая 1924 года, на самом высоком уровне: по итогам одного из заседаний Политбюро ЦК ВКП (б) Генеральным секретарем ЦК ВКП (б) И. В. Сталиным была вынесена резолюция: «Разрешить Репину вернуться в СССР, поручив тт. Остается прощаться с друзьями». Расцвет творчества Репина пришёлся на 1880-е годы. Зная, что визиты многочисленных гостей порой не дают ему сосредоточиться на работе, она инициировала организацию так называемых «сред», дав тем самым возможность художнику не отвлекаться на посетителей в другие дни недели44. Чтобы полностью охватить идею художника, стоит посмотреть на внешность Тургенева. Работа над портретом Тургенева была настолько тяжёлой, что исследователи называли её «хождением по мукам»80.
Работая с Валентином возле монастыря, Илья Ефимович обратил внимание на изображение горбуна, сделанное юным Серовым (впоследствии именно этот типаж был использован для картины «Крестный ход в Курской губернии»). Ведь благодаря такой детали, Репин смог подчеркнуть любовь писателя, к своей работе. Тут Иван Сергеевич опять ко мне обратился: «Прощайте, Боголюбов», – и протянул мне руку, которую я поцеловал.
В советские времена вину за беспорядок, в котором находился репинский архив, возлагали на Веру Ильиничну сообщалось, что, покидая Пенаты, она забрала с собой «самое ценное из художественного наследства отца»235. Алексей Петрович, вынужденный по состоянию здоровья сменить суровый русский климат на более мягкий – французский, остро чувствуя свою разлуку с Россией, начнет писать автобиографические записки, которые назовет кратко и емко – «Записки моряка-художника». Я записал картину: Стенькой Разиным на лодке. Я боготворил его, да не я один, а мы все. Однако оттого что Репин вложил столько усилий в это произведение, ничего не изменилось. Сама поза писателя кажется одновременно и простой и величавой.
В нем сочетается языческая «маститость» Юпитера, о котором напоминают седые волосы, пронизывающий взгляд и борода и некоторые библейские мотивы в спокойном и умиротворенном выражении лица. Кстати, эта работа вернулась в галерею лишь много лет спустя, уже в советское время. Прообразами других персонажей стали земляк Ильи Ефимовича— музыковед Александр Рубец (хохочущий казак), коллекционер Василий Тарновский (человек в шапке), художник Кузнецов134, сын Варвары Икскуль-Гильденбандт (молодой улыбающийся запорожец) и другие135.
Как видно, жизнь и труды знаменитых людей всегда окутаны дымкой привлекательности. Но в третий раз, когда он захотел еще взглянуть на Христа, – его уже не было.