Рерих Николай Константинович Картины
За свою жизнь Николай Константинович Рерих написал свыше семи тысяч прекрасных и неповторимых картин. В картине «Песнь потока» («Песнь водопада»), 1920 г., Николай Константинович Рерих обращается к традиционным символам Востока – лотос символизирует Божественную истину и чистоту, река – человеческую жизнь.
Николай Константинович Рерих, картины, биография, живопись
Монгольское издание «Общины» (1926), одной из книг Агни-Йоги, содержало частые упоминания о Ленине и проводились параллели между коммунистической общиной и буддийской. Картины, написанные Николаем Константиновичем Рерихом во время пребывания на Алтае или впоследствии, но тоже посвящённые Алтаю, можно объединить в «Алтайский цикл». С 1936 года Рерих стремится вернуться на Родину: «В 1926 году было уговорено, что через десять лет и художественные и научные работы будут закончены. После предоставления Финляндии независимости семья Рерихов оказалась отрезанной от России. Позже была издана «универсальная» версия книги (2-е изд., Рига, 1936г. )— без упоминания имён Ленина и Маркса, а слово «коммуна» было заменено словом «община». 99 Например, в параграфе 64 «Общины» 1936 года уже нет тех слов, которые были в издании 1926 года: «Появление Ленина примите как знак чуткости Космоса»100.
К ней еще большее уважение, чем к Голубой Реке. В его искусстве сочетаются реализм и символизм, усиливается поиск мастера в области цвета.
Многие картины Н. К. Рериха посвящены звездной красоте Мироздания. Не мечты, но самые практические советы даются в этом учении с Гималаев».
Николай Константинович Рерих, картины и биография
С 1895 года занимается в студии знаменитого художника А. И. Куинджи. Тогда появится некто, кто откроет великие сокровищницы и напитает всё человечество. Род на род» (Третьяковская галерея, Москва) и получил за нее звание художника.
Г. Г. Ш извещал, что Суриц предложил пожертвовать для музеев четыре картины. Сперва не приняв революцию и выразив свой ужас перед ее вандализмом в символической драме «Милосердие» (1918), Рерих, оказавшись за финской границей, с 1918 года жил за рубежом. Рерих не получил ответа на посланные обращения. Чичериным и А. В. Однако, все предпринятые усилия не увенчались успехом.
Рерих всегда был рыцарем Красоты и много делал для ее сохранения и приумножения. Не менее интенсивной была духовная жизнь художника. Литературное наследие Рериха не менее велико: при жизни было опубликовано десять томов, но это далеко не полное собрание рассеянных по всему миру записей, очерков, статей, писем и выступлений, лучшее определение для которых подобрано индийским профессором Генголи – «духовные воззвания». И в самые трудные дни один взгляд на звездную красоту уже меняет настроение. В 1937 году Рерих сначала через Парижский центр Рериха, а после и лично, обращается к советскому руководству о возможности присоединения СССР к Пакту Рериха— «полный мыслью о служении Родине»155, обсуждает через посла СССР во Франции Сурица пути возвращения на Родину.
Николай Рерих: картины и краткая биография великого русского художника
Рерихи преодолевают свыше трех тысяч километров, посещая Бомбей, Джайпур, Агру, Сарнатх, Бенарес, Калькутту и Дарджилинг (Сикким). Выставки имели исключительный успех. В 1897 выполнил эскизный рисунок раскопа знаменитого20 майкопского кургана «Ошад»2122. Темой его дипломной работы стало «Правовое положение художника в Древней Руси». В Высшем художественном училище Академии художеств он занимается в мастерской А. И.
Тогда же был создан Музей имени Н. К. После Европы, в начале 1925 года, Рерих посещает Индонезию, Цейлон, Мадрас. Шри Читралайама (Тривандрум) под картины Н. К. Рериха был выделен отдельный флигель из двух залов. Н. К. Рерих основывает Институт «Урусвати»108, что в переводе с санскрита означает «Свет Утренней звезды».
В 1912 году Рерих совместно с А. К. Лядовым и С. М. Городецким выступает против переименования исторических мест России56, а в 1915 году Н. К. Рерих делает доклад императору Николаю II и Великому князю Николаю Николаевичу (младшему) с призывом принять серьёзные государственные меры по всенародной охране культурных сокровищ, рассмотреть возможность законодательного утверждения Положения об охране исторических памятников в России. Изучая древнюю историю, участвуя в археологических раскопках испытывая постоянное тяготение к природе, художник стремился дать художественную концепцию «несравненно самобытной былой природы», русского исторического прошлого. В 1900–1901 годах Николай Рерих учился в Париже. Одним из наиболее активных было Рериховское общество Латвии. Он почти отказывается от масла и переходит к темперной технике. Скажу больше: полотна его представляют собою кристаллы сгущенного Света, которым насыщены творения его рук.
О картинах Николая Константиновича Рериха
Куинджи. Затем, по приглашению С. П. Какие-то старцы стоят на дороге. Директором Института становится Юрий Рерих, старший сын Николая Рериха, учёный-востоковед. К 1910г.
А. И. Именно так впоследствии и писал картины Рерих, называя их сочинениями. Что-то скрыто в этих неверных, враждующих формах облаков. Во всех его движениях была уравновешенная гармония.
Николай Рерих: картины, краткая биография
Пища и вещи могли быть принимаемы лишь в обмен на труд. Орифламмой (лат. В научных и периодических изданиях Азии, Европы и Америки выходили статьи по специальным вопросам, разрабатывающимся в «Урусвати»113.
В Москве же (помимо специального отдела искусства Н. Н. Они точно бы живут в нем и редко когда ему приходится нечто изменять или отходить от первого начертания. Специально для этого документа Рерихом была разработана особая символика – Знамя Мира. В 1913 они обсуждают планы совместной экспедиции в Индию с целью изучения общности русской и индийской культур49, проект создания музея индийской культуры в Санкт-Петербурге.
Вспомним миф «О Происхождении Гор». В 1897 году он выполнил программную композицию «Гонец. Он составил первое международное соглашение о защите культурных ценностей и создал философское учение «Живая этика», возродил старинные русские ремесла и оформил театральные представления на Русских сезонах Сергея Дягилева. В 1934 – 1935 гг. Рерих написал также огромные циклы мемуарных очерков («Листы дневника», 1934–1935 «Моя жизнь», 1936–1947).
Продолжается сотрудничество с культурными центрами Америки и Европы. Увлечение Рериха Востоком не взялось из «ниоткуда», как иногда пишут. Для «Старинного театра» создает эскизы декораций к спектаклю по пьесе Лопе де Вега «Фуэнте Овехуна» («Овечий источник») (премьера 18 ноября 1911 г. «Старинный театр».
Для начала он написал серию из семидесяти пяти картин изображающих древние строения. В России Лев Толстой звал к «опрощению» в Индии Махатма Ганди сделал домашнюю прялку символом спасения во Франции художник Поль Гоген в поисках «первобытного рая» бежал из Европы на остров Таити в Англии философ Джон Рёскин идейный вдохновитель художников-прерафаэлитов, требовал, чтобы при сооружении железных дорог сообразовывались с окружающим пейзажем американские кантианцы-трансценденталисты (Р. У. А затем настаёт черёд театральных работ к опере Римского-Корсакова. Голодая, сам он предлагал свою работу.
Его фиолетово-синие глаза временами могли становиться абсолютно темными. Это борьба Света и тьмы.
Под впечатлением этой музыки Рерих пишет картину «Садко у морского царя» (1895). Многогранный талант Николая Рериха проявился также в его работах для театральных постановок: «Снегурочка», «Пер Гюнт», «Принцесса Мален», «Валькирия» и др. Были переведены и изданы «Провозвестие Рамакришны», книги его ученика Вивекананды, Упанишады, «Бхагават-Гита».
В 1897 году Рерих стал первым археологом, которому удалось найти погребальный комплекс Води в Петербургском регионе. 1906 г. Н. К. В последнем учреждении в 1898—1903гг. Рерихи переезжают в Америку.
В его работе над полотнами соединяются знания учёного-археолога и тонкая интуиция художника. С 1936 года начались письма, запросы. Ждали вестей»154. Работают экспозиции, посвящённые Музею им.
Страна Благословенного Ойрота, народного героя этого уединенного племени. В 1909—1915 годах участвует в строительстве и оформлении Санкт-Петербургского буддийского храма. И далее начинается основной этап экспедиции, который проходил через Кашмир, Ладак, Китай (Синьцзян), Россию (с заездом в Москву), Сибирь, Алтай, Монголию, Тибет, по неизученным областям Трансгималаев. говорит он от сердца. Вся эта экспедиция была одним непрерывным открытием. Наше французское общество писало Верховному Совету о Пакте.
Николай Рерих (История одной картины)
Именно он может строить светлое будущее своей страны». Вавилова, Д. Боше, Дж.
В августе 1935 года разразился кризис— Хорш окончательно вышел из повиновения Рериху. Он был в числе создателей реконструктивного «Старинного театра» (1907—1908 1913—1914)— уникального явления в культурной жизни России начала XX века, причём участвовал Н. Рерих выступал и как создатель декораций и как искусствовед. Духовным итогом путешествий явились книги «Алтай-Гималаи», «Сердце Азии» и «Шамбала» (1927–1930), написанные в своеобразном, как бы «мистико-археологическом» жанре, полном ярких поэтических образов.
Музеи Рериха и рериховские общества в мире
Вся мудрость, вся слава, весь блеск собраны там. На картине вся природа, весь Космос в едином порыве слушают проповедника, т. к.
Отказ от личной собственности не по указу, но по сознанию вредности этого понятия. Его фиолетово-синие глаза временами могли становиться абсолютно темными. в коллекции насчитывалось более 30 тыс.
Ближе к области Шигатце на живописных берегах Брамапутры и в направлении к священному озеру Манасаровар еще совсем недавно существовали Ашрамы Махатм Гималаев. Потому закономерно наряду с великолепной Гималайской сюитой появление таких картин как «Богатыри просыпаются», «Святогор», «Настасья Микулична», посвящённых подвигу русского народа в Великой Отечественной войне. В 2016 году музеем был создан отдельный филиал – Музей Рерихов. В 1893 году по окончании гимназии Карла Мая Николай Рерих одновременно поступает на юридический факультет Петербургского университета (закончил в 1898 году, диплом «Правовое положение художников Древней Руси») и в Императорскую Академию художеств. Культура, по мнению Н. К. Рериха, тесно связана с проблемами космической эволюции человечества и является «величайшим устоем» этого процесса. Рерих едет в Китай и Монголию (Манчжурская экспедиция). Писали в Комитет по делам искусства. Родился 27 сентября (9 октября) 1874 года в Петербурге в семье нотариуса.
- Картины — Рерих, Николай Константинович
- Рерих Николай Константинович (1874 – 1947)
- Николай Константинович Рерих (1874–1947)
- Рерих Николай КонстантиновичКартины и биография
- Научно-философское обществоМир через культуру
- Николай Рерих: жизнь и творчество художника
Она хранит пять сокровищ Мира. Этот период является одним из самых плодотворных в творчестве Рериха. Именно с творчеством Рериха многие французские критики связывали свои представления о «новом русском национальном искусстве»52. Четырежды — в 1908, 1912, 1919, 1921 годах — обращался Рерих к оформлению «Снегурочки» для оперной и драматической сцены. За эти годы было написано около 500 картин (циклы «Его Страна», «Знамёна Востока», «Святыни и Твердыни» и др. ) исследованы памятники искусства, древние рукописи, обряды и предания, религиозные культы, собраны многочисленные коллекции.
Готовит эскизы декораций и костюмов к пьесе Г. Ибсена «Пер Гюнт» (премьера 9 октября 1912 г. Московский художественный театр), к опере Р. Вагнера «Тристан и Изольда» (постановка не осуществлена). начинает собирать коллекцию древностей каменного века, которая уже в том же году на Французском Доисторическом конгрессе в Перигё получила высокую оценку24. Именно в эти годы окончательно сложилось его учение о культуре. Яркая жизнь Рериха подобна удивительной легенде. Он никогда не спешил и все же его продуктивность была изумительной. Примерно с 1906 года отмечается новый период в творчестве Рериха.
- Картины Рериха Николая Константиновича
- Рерих Николай Константинович (1874— 1947)
- Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
- Николай Рерих — «Поездка по старине»
Уже в 1977 году в музее был открыт специализированный рериховский зал в своей постоянной экспозиции198.
Публикуются очерки о Японии и Индии («Девассари Абунту» 1905, «На Японской выставке» 1906, «Границы царства» 1910, «Лакшми-победительница» 1909, «Индийский путь» 1913, «Заповедь Гайатри» 1916), пишутся картины на индийские мотивы («Девассари Абунту» 1905, «Девассари Абунту с птицами» 1906, «Граница царства» 1916, «Мудрость Ману» 1916— для теософского центра в Петербурге). Подверглись репрессиям также и члены маньчжурских групп. Эмерсон, Г. Торо, Т. Паркер и другие) связывали свои духовные искания с природой. Нет, старый Восток ценит иные сокровища. В 1926 г. Рерихи прибыли в Москву.
- Художник, археолог, редактор и ученый
- Учение Рерихов – Живая Этика (Агни-Йога)
- Фильм о Николае Рерихе Творец будущего
- Статьи из журнала «Восход» о Николае Константиновиче Рерихе
- Рерих Николай Константинович (1874-1947)
В 1910—1914 годах им была оформлена церковь св. Путь в Шамбалу – это путь сознания. Предки Н. К.
Роль женщины – защитницы культуры, хранительницы духовных сокровищ – воплощена Рерихом также в картине Мадонна Орифламма (1932). Уже в студенческие годы он становится членом Русского археологического общества. Его верными соратниками всегда оставались жена и сыновья – востоковед Юрий Рерих (1902–1960) и художник Святослав Рёрих (1904–1993). В 1914 году издается первый том собраний сочинений Рериха54. Добужинский, К. А.
далее) превратилась, как это воспринималось из США, в сплошной скандал американская пресса обвиняла Рериха в «унижении правительства США». Целью этой «поездки по старине» было изучение корней русской культуры. Жена, которую художник называл Ладой (по-древнерусски — любезная, милая), не только помогала Рериху создавать картины (они обсуждали темы его работ), но и сопровождала его в путешествиях. Он вновь и вновь обращается к судьбе России, отмечая в записной книжке: «Повсюду сочетались две темы: Русь и Гималаи». Дягилева – знаменитых «Русских сезонах» в Париже.
Именно так Рерих впоследствии писал свои картины, называя их «сочинениями». В Академии Рерих стал посещать мастерскую А. И. Леонид Андреев образно называет творимый художником мир— «Державой Рериха». 57 На общественном поприще Рерих совместно с Андреевым организует кампанию против большевиков, захвативших власть в России. В 1937 году прибалтийские общества проводят Конгресс Балтийских обществ Рериха, в Риге работает Музей Рериха181. Кустодиев и многие другие. Мастер-Билдинг представлял собой 29-этажный небоскрёб в стиле ар-деко, на первых двух этажах которого размещались Музей Рериха (The Roerich Museum) и Институт объединённых искусств Мастера (The Master Institute of United Arts), а на верхних— апартмент-отель.
Там находится вход в священную страну Шамбалу. Рериха в Нью-Йорке. В 1957 году часть имущества Н. К. Рериха была привезена в Москву его старшим сыном Юрием. Он считал, что развитие подобного синтетического видения в человеке эволюционно неизбежно.
1910 г. он становится председателем художественного объединения «Мир искусства», в состав которого входили А. Н. «Учение Шамбалы, – пишет Н. К. Санкт-Петербург).
В 1913—1914 годах Рерих создает два монументальных панно— «Сеча при Керженце» и «Покорение Казани» для оформления Казанского вокзала в Москве (не сохранились). Вечный поиск утонченности и красоты был для Рериха священным. Для строительства здания в 1923 году была учреждена общественная организация— Музей Рериха, управлявшаяся Президентом Л. Хоршем и Советом поверенных (The Board of Trustees), Н. К. Рерих был избран Почётным президентом. Особым почитанием творчество Рериха пользуется в Индии. Так картина Гонец. Рерих, – чрезвычайно жизненно.
Достаточные доказательства существования махатм отсутствуют. 9495. Он стремился, прежде всего, развить в своих учениках чувство декоративности цвета. Н. К. Серебрякова, Е. Е.
Идеологическая близость к коммунизму проявилась у Рерихов в литературе. Его отец – коренной петербуржец юрист Константин Федорович Рерих (1837-1900), мать – псковитянка Мария Васильевна, урожденная Калашникова (1845-1927). Еще более известны изобильные живописные итоги этих лет – написанные темперой, тоже завораживающе-яркие, «самоцветные» пейзажи, где величественная горная природа сочетается с символами древних вер (цикл картин «Майтрейя», 1926, Художественный музей, Нижний Новгород и многие другие).
Зачинателем этой издательской деятельности был рижанин Владимир Анатольевич Шибаев (1898—1975). Но заручившись положительным ответом, меня попросили войти и сесть за столик. Золото, алмазы, рубины.
Он писал о том, что «Богатство само по себе ещё не даёт Культуры. Он не был многословен, однако от него исходила сдержанная мощь, которая словно бы заполняла собой всё окружающее пространство. Король Леопольд жалует музею титул «в память короля Альберта». Не отказываясь от работы с натуры, он настаивал на том, чтобы картины писались по памяти. Пророческими полотнами накануне Первой мировой войны («Крик Змея», «Град обречённый», «Дела человеческие» и др. ) он заслужил славу «великого интуитивиста». С 1929 года все коммерческие начинания Рериха и Хорша шли неудачно.
Сцены минувшего предстают в картинах Николая Рериха в виде красочных символов-обобщений: «Гонец» (Восстал род на род), 1902 «Город строят», 1902 «Бой», 1906 история трактуется как цепь таинственных космических знаков («Небесный бой», 1912, Русский музей, Санкт-Петербург «Короны», 1914, Музей русского искусства, Киев). Кан-чен-цзонд-нга – пять сокровищ Великих Снегов. Рерих Николай Константинович (Roerich Nicholas), русский художник, театральный художник, ученый, писатель, путешественник, общественный деятель и философ человек-легенда, одна из самых ярких фигур русского символизма и модерна. Столик нервно вздрагивал и подскакивал и когда его спросили, кто это (был условный стук: раз— да два раза— нет три раза— усиленное да), не Учителя ли, — то столик подскочил и ударил раз. В комнате был полный свет и я ясно видел, что всякая возможность обмана была исключена.
В 1920 г. Рерих принял от Чикагского университета предложение по организации выставки. Рерих совместно с Н. Е. Макаренко провел первые археологические раскопки в Новгороде26. Несколько картин Рериха затем были приобретены Советом галереи. Сомов, В. Э. Но зная основные, доминирующие мысли можно одним словом определить ее направление.
Работает музей Николая Рериха в Париже (в Пале Рояль, где выставлены не менее 19 картин). Картина Держательница Мира (Камень несущая) посвящена Елене Ивановне Рерих, ее особой миссии приготовления человечества к новым космическим условиям через расширение сознания и самоусовершенствование. Рериха избирают членом Художественного общества Финляндии, награждают шведским королевским орденом «Полярной Звезды» II степени.
Николай Рерих исполнил также целый ряд монументально-декоративных работ, однако наиболее значительные произведения в этой области (росписи Святодуховской церкви в Талашкине под Смоленском, 1911–1914 панно «Сеча при Керженце» и «Покорение Казани» для Казанского вокзала в Москве, 1915–1916) не сохранились вообще, либо дошли до настоящего времени в виде фрагментов. С 1906 года художник постоянно участвует в зарубежных выставках. Он выбрал Сердоболь (Сортавала), на севере Ладожского озера.
Экспедиция стартовала 28 апреля 1934 года из Сиэтла в Иокагаму (Япония), откуда 24 мая 1935 Рерих с старшим сыном отбыли в Киото. Представлен шестью выставочными залами, библиотекой, видеозалом. Совместно с сыном Юрием и братом В. К. Трактовки этого символа весьма многочисленны, но в составе Знамени Мира он означает Единство Религии, Искусства и Науки как аспектов Культуры. С 1935 г. Рерих живёт в Кулу, много занимаясь живописью, публицистикой, ведя громадную переписку, обширную общественную работу, встречаясь с прогрессивными индийскими деятелями (гостями его дома были Д. Неру, И. Ганди).
Тематика художественных произведений Рериха того времени – древнерусская история и эпос. Эти произведения (75 работ, выполненных масляными красками) были выставлены в Императорском Обществе Поощрения художеств. Картины Николая Рериха хранятся в Русском музее, Третьяковской галерее, Музее искусства народов Востока и частных коллекциях по всему миру. Центр проводит многочисленные выставки индийских художников, занимается издательской и лекционной деятельностью.
Во время спиритических сеансов «столоверчения», которые не были самоцелью86, Рерихи пытались установить контакт с Учителями (Махатмами), что, по их представлению им удалось сделать со второй половины 1921 года89. С 1932 года в индийском Аллахабаде работает Рериховский центр искусства и культуры. В 1904 году совместно с князем Путятиным Рерих обнаружил несколько неолитических стоянок на Валдае (в окрестностях озера Пирос)23. Анастасии у Ольгинского моста в Пскове (1913), 12 панно для виллы Лившиц в Ницце43 (1914), эскиз росписи «Святая Ольга» (1915). Обширный научный материал, собранный Рерихами во время экспедиции, требовал систематизации и обработки и по окончании экспедиции 12 июля 1928 года в Нью-Йорке был основан Институт Гималайских исследований107, а затем в Западных Гималаях, в долине Куллу (англ. )русск. Санкт-Петербургское государственное учреждение культуры «Музей-институт семьи Рерихов» создано 12 марта 2007 года.
В 1928 году131 Н. К. Рерих в сотрудничестве с доктором международного права и политических наук Парижского университета Г. Г. Шклявером подготавливает проект Договора о защите культурных ценностей (Пакт Рериха)132. Я не знал, что рядом Николай Константинович и его супруга вместе с младшим сыном занимались спиритическими опытами. В Америке Рерих предпринял несколько путешествий по Аризоне, Новой Мексике, Калифорнии, на остров Монхеган и создал серии картин «Новая Мексика», «Сюита океана», «Мечты мудрости». По сути в ней давались указания Советскому правительству на необходимость немедленного проведения в жизнь преобразований, начатых Лениным (что не было сделано), одухотворения коммунизма буддийским учением69, а также давались указания о недопустимости насильственной общины. Свои философские проповеди художник собрал в книгах «Держава Света» (1931) и «Твердыня пламенная» (1933). По окончании грандиозной центрально-азиатской экспедиции Рерихом были опубликованы путевой дневник «Алтай-Гималаи» и книга «Сердце Азии», в которой он представил путь своей экспедиции через 35 горных перевалов, сумел проникнуть в смысл пророчеств и легенд идущих из незапамятной древности, прикоснулся к тайнам Шамбалы.
Музей Рериха был открыт в 1924 в Нью-Йорке. Какие это сокровища. Позднее Николай Константинович писал: «На коне вместе с нами Елена Ивановна проехала всю Азию, замерзала и голодала в Тибете, но всегда первая подавала пример бодрости всему каравану». Но вот уж сгорела заря золотая, И месяца бледный луч в горы проник, В ущелье повеяла сырость ночная, И вот, проповедуя, слышит старик, Зовёт его мальчик, смеясь и толкая: Довольно, пойдем, никого уже нет. На мальчика он опирался рукой, По камням ступая босыми ногами.
В Сиккиме Рерихи определяют будущий маршрут экспедиции и в сентябре 1924 года Рерих с младшим сыном совершает поездку в Америку и Европу для оформления необходимых разрешений и документов (официально экспедиция была заявлена как американская). Восстал род на род стала первой в серии Начало Руси. Среди многоплановой деятельности бывает трудно найти наиболее яркую ее грань. С 1932 по 1947 год в разных городах Индии было проведено 18 крупных выставок картин Рериха (Бенарес (1932), Аллахабад (1933), Люкноу (1936), Тривандрам (1938), Хайдарабад (1939), Тривандрам (1939), Ахмадабад (1939), Майсур (1939), Лахор (1940), Бомбей (1940), Тривандрам (1941), Индор (1941), Барода (1941), Ахмадабад (1941), Мадрас (1941), Майсур (1942), Хайдарабад (1943—1944), Дели (1947). Но мальчик устал ягод свежих отведать, Иль просто слепца он хотел обмануть: Старик.
И, наконец, Рерих верил, что мир на Земле есть необходимое условие для выживания планеты и для непрерывного процесса духовной эволюции и призывал людей помочь достижению мира, найдя общий язык в сознании Красоты и Знания. Здесь же, в Куллу, пройдёт последний период жизни художника. Бенуа, М. В. Картины приобретаются индийскими музеями и коллекционерами. Результатом путешествия стала большая архитектурная серия картин художника (около 90 этюдов), коллекция фотографий старины, вошедшая частью в «Историю русского искусства» Грабаря и статьи, в которых Рерих одним из первых поднял вопрос об огромной художественной ценности древнерусской иконописи и архитектуры35.
Уже после первой экспедиции Рерихи поселились в индийской долине Кулу. С 1898 года начал сотрудничать с Петербургским Археологическим институтом. Он редко делал к ним подготовительные этюды и эскизы. На полотне видим, как святые занимаются простыми земными делами, трудятся на Общее Благо.
Так различаются люди на равнинных и на горных. Идеи Руссо приобрели в XIX веке еще больший смысл. Маньчжурская экспедиция Рериха 1934-35 годов (см.
С его творчеством познакомились Париж, Венеция, Берлин, Рим, Брюссель, Вена, Лондон. Самобытность и оригинальность искусства художника была отмечена художественной критикой. «Культура покоится на Красоте и Знании», — писал он. 130 И повторял известную фразу Достоевского с небольшой поправкой: «Осознание Красоты спасёт мир». На подъёме к вершине множество пещер Канченджанги. Во время путешествия создает серию архитектурных этюдов. Антреприза С. П. Дягилева), пишет либретто, эскизы костюмов и декораций.
На темы полюбившейся сказки им были написаны также отдельные картины, а на страницах дневников и очерков художника мы не раз встретим глубокие размышления, вызванные образами «Снегурочки». выставленное на весенней ученической выставке в Академии художеств в Петербурге. Римского-Корсакова «Снегурочка», «Псковитянка», «Садко», «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии», балету И. Стравинского «Весна священная» и др.
Впоследствии Николай Константинович вновь обращается к этому образу: Садко становится одним из героев декоративного панно «Богатырский фриз» (1909). Николай Рерих сформулировал принципиальное отличие Культуры от цивилизации. Борисов-Мусатов, З. Е. Хорш помогал Рериху и в других его начинаниях— финансировал экспедиции «Гуру» и организовываемые им предприятия, прежде всего концессии «Ур» и «Белуха». В этом нам видится преимущество поэмы перед небольшим стихотворением.
Когда вы знаете это, когда вам известны факты, окружающие эти замечательные места, вас наполняет особое чувство. Но главное, как писал Николай Константинович, «Снегурочка» показала «часть подлинной России в её красоте». Однако из-за финансовых трудностей ему приходится задержаться в Лондоне. Так, благодаря множеству слышанных им во время экспедиции легенд и преданий, виденных им величественных изображений, Майтрейя – грядущий мессия – предстает на его картинах в различных образах: индийского Калки-Аватара (Калки Аватар, 1932-33), монгольского Ригден-Джапо (Приказ Ригден Джапо 1927), алтайского Белого Бурхана (Знамя грядущего, 1925-1926).
Братство». На переломе веков Россия переживала увлечение Индией и всем ориентальным. Рериховское движение возникло в 1920-е годы в таких странах, как США (Нью-Йорк), Латвия (Рига), Франция (Париж)176, Болгария (София), Маньчжурии (Харбин), Эстонии177, Литве ит. д. Картины Рериха в собрании Третьяковской Галереи представляют основные этапы творческого пути художника.
От них веяло тайной. «Сергий, Строитель Общин, запрещал своим сотрудникам принимать подаяния. Здесь еще живут престарелые люди, которые помнят их личные встречи с Махатмами. Успешно работает музей Николая Рериха в Брюгге при созданном фонде «Рерих Фаундейшен», где экспонируются 18 картин Рериха. Подобно знамени Красного Креста Знамя Мира, по замыслу Николая Константиновича, должно было отмечать места (как в военные, так и в мирные времена), находящиеся под защитой Пакта Мира.
Алтай-Гималаи). Пусть некоторые боятся их, но для других они будут спасением». Многие замечали, что светятся краски на картинах его. Иллюстрирует сказку А. М. Ремизова «Золотой кафтан», опубликованную в рождественском номере журнала «Огонек». Рерих принимает участие в антрепризе С. П. он становится студентом одновременно Академии художеств и юридического факультета Петербургского университета, слушает лекции на историко-филологическом факультете, участвует в деятельности Императорского Русского археологического общества (с 1896) изучает древние летописи, грамоты, рисунки.
В академии Рерих писал в основном картины с исторической тематикой. «Величайший интуитивист века», по определению А. М. Горького, Н. К. Рерих в символических образах выразил накануне Первой мировой войны свои тревожные предчувствия: картины «Пречистый град— врагам озлобление», «Ангел Последний», «Зарево», «Дела человеческие» и др. Сказано: Придет время, когда голод охватит весь мир. Именно в Риге были впервые изданы многие книги «Живой этики».
Основой для рисунка послужили кроки Н. И. Веселовского21. Кроме собираемой Рерихом коллекции картин «малых голландцев»47, появляется коллекция японского искусства. Художественное наследие Рериха огромно.
Один из выставочных залов посвящён Центрально-Азиатской экспедиции Н. К. Рериха (1924—1928).
С 1932 года издательскую деятельность перенял Рихард Яковлевич Рудзитис179 (1898—1960), поэт и знаток культуры и традиций Востока, приглашённый в 1929 году для перевода трудов по философии180. Мальчик прилег отдохнуть, а Бэда, приняв всплеск волны за говор людей, стал проповедовать. Его организаторский талант проявился в создании Института Объединённых Искусств, Международного художественного центра «Corona mundi» («Венец мира»), целью которого было культурное сотрудничество народов мира. Среди скал и песков, в лиловых и пурпуровых тонах течет Брамапутра.
В списке строителей Общины Сергий сохранил большое место». Академик Н. И. Вавилов известный советский ботаник и генетик, обращался в институт «Урусвати» за научной информацией, а также получал оттуда семена для своей уникальной ботанической коллекции112. Одновременно в Японии был организован «Комитет Пакта Рериха и Знамени Мира» под руководством Г. И. Черткова. Свайный посёлок изображенный внизу, как бы притих в ожидании исхода схватки стихий. Конечно, не физическою, но духовной пищей.
Вместе с Договором Н. К. Рерих предлагает отличительный знак для идентификации объектов охраны— Знамя Мира133, представляющее собой белое полотнище с красной окружностью и вписанными в неё тремя красными кругами, символизирующими единство прошлого, настоящего и будущего в круге вечности, по другой версии— религия искусство и наука в круге культуры134. Сотрудничает с журналами «Всеобщий журнал литературы искус-ства, науки и общественной жизни», «Художественно-педагогический журнал». Летом 1910г. В Америке Рерихом также была написана серия картин «Санкта» (Святые) о жизни русских святых и подвижников. Луначарским, подарил России цикл картин «Майтрейя», после чего путешествие по Азии было продолжено.
Пакт Рериха стал первым международным актом, специально посвящённым охране культурных ценностей, единственным соглашением в этой сфере, принятым частью международного сообщества до Второй мировой войны. 137 В 1949 году на 4-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО было принято решение приступить к работе по международно-правовой регламентации в области защиты культурных ценностей в случае вооружённого конфликта. 137 В 1954 году Пакт Рериха лёг в основу Гаагской «Международной конвенции о защите культурных ценностей в случае вооружённого конфликта»137. Является членом-организатором Кружка имени Архипа Ивановича Куинджи. Так было собрано несколько фраз. Во всех его движениях была уравновешенная гармония.
Сотрудничает с Агваном Доржиевом и другими российскими буддистами50. Какие же «легенды о русской жизни», воплотившиеся в музыке любимого композитора, были близки Николаю Константиновичу. В 1900-х— начале 1910-х годов Рерих, наряду с некоторыми другими участниками «Мира искусства», был одним из самых известных русских художников во Франции.
Беспредельное делает и мысли возвышенными. В 1928 г. в индийской долине Кулу Николай Константинович и Елена Ивановна Рерихи основывают Институт гималайских исследований «Урусвати», директором которого был назначен их старший сын Юрий. В очерке «Шамбала» Рерих передавал легенду о Белом Бурхане: «Глуше и дичее становятся горы от Чугучака к Алтаю. Приближаясь к Брамапутре, можно найти еще больше легенд, связанных с Шамбалой. Мы глубоко уважаем Николая Рериха за его мудрость и творческий гений.
Рериховские же идеи «Мира через культуру» в итоге были воплощены в специальном Пакте его имени, который лег в основу международной конвенции о защите культурных ценностей при вооруженных конфликтах, заключенной в Гааге в 1954. Jean) в Париже («Синяя роспись» приобретена Музеем декоративных искусств, Париж). Экспедиция продолжалась до 1928 года. Рерих учился в известной своими гуманитарными традициями гимназии К. И. В 1940 году в галерее им. Метод преподавания Куинджи отличался от системы прочих профессоров.
Небесное и земное как бы раздвоились, как бы отошли друг от друга. Это окружность, в которую вписаны три красных круга меньшего диаметра. Сотрудничает с журналом «Старые годы» и «Ежегодником общества архитекторов-художников». фон Мекком в помещении художественного предприятия «Современное искусство». Георгия для домовой церкви Ю. С. Нечаева-Мальцова (1911), 4 эскиза для росписи часовни Св.
В 1900–1901 годах Рерих учился в студии Кормона в Париже. До революции жил преимущественно в Петербурге, много путешествовал. экспонатов из России, Германии, Италии и Франции (в н. в. экспонируется в Эрмитаже25). Здесь действуют постоянные экспозиции, посвященные жизни и творчеству семьи Рерихов.
Кроме того, велась большая общественно-просветительская работа в Харбине среди русской эмиграции. Восста. Время, проведённое на Севере, оказалось чрезвычайно плодотворным в творческом отношении (карельский живописный цикл, автобиографическая повесть «Пламя», поэтический цикл «Цветы Мории», пьеса-мистерия «Милосердие», в которой отразился взгляд художника на революционную катастрофу в России и роль истинного Знания в жизни человечества) и именно тогда завершилось духовное становление художника и определилась тенденция его дальнейшего пути и действий.
Я также не знал, что они спрашивали своих руководителей позволить мне вступить в кружок. Особенно остро Рерих чувствовал «прямую противоположность» природы и современного города: «Город, выросший из природы, угрожает теперь природе, город, созданный человеком, властвует над человеком», – писал он.
У Рериха была своя идея-фикс: пережив сначала Первую мировую войну, а потом русскую революции и возмущаясь тем, как разумные существа могут вести себя как «потерявшие человеческий облик безумцы», Рерих пришел к своей формуле спасения человечества (впрочем, уже до него высказанной его соотечественником) – «красота спасет мир», а инструментом этой красоты должно стать искусство. Рериховское движение почитателей «Живой Этики», сформировавшееся в СССР во время перестройки, оказало заметное влияние на развитие нью-эйджа в России185. В 1936 году в Риге выходят в свет книги «Врата в Будущее» и «Нерушимое», а в 1939 году— одна из самых крупных монографий о творчестве Рериха с очерками Всеволода Иванова и Эриха Голлербаха. Но очевидцы бывали поражены утонченной точностью в передаче цветовых сочетаний.
Как раз появилось несколько книг о культуре и истории Тибета, труды Ухтомского, Потанина, Пржевальского. Художник в статье Небесное зодчество писал: Когда мы замерзали на Тибетских нагорьях, то облачные миражи были одним из лучших утешений. Путь к духовному обновлению жизни многие мыслители видели в возвращении к природе. В 1893г. (Институт, привлёкший внимание многих крупных учёных, в частности, А. Эйнштейна, Н. И.
Вернувшись на родину, художник представил полотна «Заморские гости» (1901, Третьяковская галерея, Москва) и «Идолы» (1901, Русский музей, Санкт-Петербург), посвященные истории Древней Руси. Одним из первых произведений, взволновавших воображение молодого художника, была симфоническая картина «Садко». В монументальной живописи художник тесно сотрудничает с архитектором Щусевым44. Тибет и тибетские чудотворцы были притягательны особо.
Потом было последовательное сообщение букв. И если сознание позволяет и достаточно чутко, то это воздействие очень сильно и длительно. Дягилева, который проводил Русские сезоны в Лондоне, приехал в Англию, писал декорации и создавал костюмы для русских опер «Снегурочка», «Князь Игорь», «Сказка о Царе Салтане».
Первый музей Рериха был основан 17 ноября 1923 года и официально открыт для публики 24 марта 1924 года188 в Нью-Йорке (Риверсайд-драйв, 310) с помощью тесного круга соратников Рериха при финансовой поддержке бизнесмена Луиса Хорша183. Славяне, посвященной образованию в IX веке древнерусского государства. Этим замыслам посвящена программная статья «Да процветут пустыни». 1910 – 1912 работает с И. Ф. Стравинским над балетом «Весна Священная» (премьера 29 мая 1913 г. Театр Елисейских Полей. Строя монастырь, Преподобный сам с двумя водоносами носил воду для братии (что изображено на картине), молол муку ручными жерновами, пёк просфоры, варил квас, катал церковные свечи, кроил и шил одежду, обувь и работал на братию как раб купленный. Его картины, эскизы декораций, рисунки хранятся в музеях и частных коллекциях многих стран мира.
Приехав через Синьцзян в Москву в 1925 году, Рерих устанавливает контакты с советским руководством, а в 1926–1928 через Алтай возвращается в Сикким. Рерих близко знакомится с Рабиндранатом Тагором, поддерживает теплые отношения с Гербертом Уэллсом, Джоном Голсуорси, с деятелями культуры и искусства Х. Райтом, Ф. Брянгвиным, А. Котсом, Б. Боттомлеем и др. Не примитивными представлениями о язычестве веет от его работ Дочь викинга (1910), Человечьи праотцы (1911), Три радости (1916) или эскизов к декорациям оперы Снегурочка (1908) и балета Весна священная (1910-1913). Открытие, сохранение и продолжение знаков исконной русской культуры на долгие годы станет кредо Н. К. Рериха.
Первая персональная выставка Рериха в США была открыта в декабре 1920года в Нью-Йорке. В Англии Рерих успешно проводит персональные выставки под общим названием «Очарования России»— в Лондоне, а затем в Уортинге. Или пусть они получат крылья или пусть им будут даны горы, чтобы спастись от золота». Родился Н. К. Рерих в Петербурге. Средоточием образов в картинах Рериха нередко становятся легендарные фигуры героев и святых («Пантелеймон-целитель», 1916, Третьяковская галерея, Москва «Три радости», 1916, Русский музей, Санкт-Петербург). (Н. К. Рерих. Посылали книги.
С 1892 года Рерих начал проводить самостоятельные археологические раскопки. Начав свой путь в России, пройдя Европу и Америку, он закончил его в Азии. С конца 1935 года Рерих постоянно живёт в Индии (Северные Гималаи, долина Куллу, Наггар). Брамапутра означает Сын Брамы. Позже Рерихи стали запрещать своему окружению использовать спиритические сеансы, а для представления своих «собеседников» и для их «слышания» семье Рерихов уже не нужна была помощь стола88.
На рубеже веков Рерих написал цикл архитектурно-исторических пейзажей Пскова, Ростова Великого, Изборска и других старинных русских городов (1899–1904, Музей искусства народов Востока, Москва другие собрания). Этапным для сценографии модерна явился театральный дизайн, феерически-красочный и в то же время «режиссерски» соучаствующий в ритмике спектакля («Пер Гюнт» Г. Ибсена в московском Художественном театре, 1912 «Весна священная» И. Ф. Стравинского, – где Рерих выступил и соавтором либретто, – для антрепризы С. П. Дягилева в Париже, 1913 «Князь Игорь» А. П. Бородина для той же антрепризы в Лондоне, 1914). Главная ошибка – упрощённое понимание Шамбалы, поиск точного места на географической карте.
Париж. Лансере, Б. А. Духа в Талашкине (композиции «Царица Небесная», «Спас Нерукотворный с предстоящими ангелами»). С 1906 года Рерих дружит и имеет переписку48 с индологом В. В. Голубевым.
В картинах и очерках Рериха Индия стала появляться все чаще и чаще. Источниками финансирования являлись пожертвования Хорша и облигационный заём. Художественное наследие Рериха огромно. Он никогда не спешил и все же его продуктивность была изумительной. В 1932 году отдельный зал 12 картин Н. К. Рериха был организован в музее «Бхарат Бхала Бхаван» (Варанаси)151.
В своих философско-художественных очерках Рерих создаёт новую концепцию Культуры, основанную на идеях Живой Этики. Это общество существовало до присоединения Латвии к СССР в 1940 году. Вон жёны с детьми. Покровский В. А. ) (1906) и Троицкого собора Почаевской лавры (1910) иконостас для церкви Казанской Божией Матери Успенского женского монастыря в Перми42 (1907) изображение св.
С институтом сотрудничали десятки научных учреждений Европы, Америки и Азии111. Картина Мост славы (1923) изображает Сергия Радонежского, который в глубокой задумчивости идет на фоне синего моста, образованного северным сиянием, соединяющим небо и землю. Как художник Рерих работал в области станковой, монументальной (фрески, мозаика) и театрально-декорационной живописи.
1903 состоялась персональная выставка (около 200 картин и этюдов), устроенная князем С. А. Щербатовым и В. В.
Уже в первых значительных работах таких, например как Гонец (1897), Рерих проявил себя достойным учеником своего учителя. Николай Константинович Рерих родился 27 сентября (9 октября) 1874 г. в Петербурге, на Васильевском острове, на Университетской набережной, в доме 25, на котором теперь установлена мемориальная доска. На картине Рериха на груди у Нагараджи просматривается Брахма в огненном сиянии.
Строение общины и просвещение были единственными занятиями этого замечательного человека. С 1905г. В 1897 году П. М. В одежде измятой ветрами, Пустынной тропою шел Бэда слепой. У него много ветвей, но корень один».
В 1909 г. Н. К. Они могут быть истолкованы в различных аспектах. Там же зародилась и Ариаварта. А в 1922 году, опять же его стараниями, возник Международный культурный центр «Венец мира», где могли трудиться деятели науки и искусства из разных стран. Участвует в организации Всероссийского съезда художников (декабрь 1911 г. – январь 1912 г. ), входит в состав комитета съезда, в число учредителей съезда готовит доклады.
Отчего так зовётся эта величественная гора. он был лектором специального курса «Художественная техника в применении к археологии»19, организатором и одним из руководителей учебных археологических раскопок, а также редактором-составителем «Археологической карты Петербургской губернии». Идет бой между двумя началами. В 1925 году, в то время как Рерих находился в Азии, Хорш начал реализацию самого масштабного проекта Рериха в США— строительство Мастер-Билдинга (The Master Building, название может быть переведено как Дом Учителя или Дом Мастера).
Художник Николай Константинович Рерих родился в Петербурге 10 октября (27 сентября) 1874 года в дворянской семье. Постоянной резиденцией Рериха становится Институт гималайских исследований (Институт Урусвати – от санскритского слова, означающего «утреннюю зарю») в долине Кулу близ Наггара (штат Химачал-Прадеш, Северная Индия), организованный им в 1929. В том же 1938 году Рерих пишет письмо в Наркомат иностранных дел СССР: «Я и члены моей семьи стремятся теперь же принести свои познания и творчество в пределы Родины».
Проявляясь в течение всей жизни, мышление обуславливает всю деятельность человека. Итогом творческой жизни Рериха стало богатейшее наследие183. Во время знаменитых «Русских сезонов» С. Дягилева в Париже (1909—1913) в оформлении Н. К. Рериха проходили «Половецкие пляски» из «Князя Игоря» Бородина, «Псковитянка» Римского-Корсакова, балет «Весна священная» на музыку Стравинского, в котором Рерих выступил не только как создатель костюмов и декораций, но и как либреттист46. Пусть незримо, но эти силы присутствуют там реально. Умер Рерих в Кулу 13 декабря 1947.
Был вечер. В 1932 г. художник создаёт программный триптих «Мадонна Орифламма». В Америке снова проявился неутомимый общественный темперамент Рериха: он организовал Институт объединенных искусств в Чикаго, объединение художников с характерным названием – «Пылающее сердце». В 1920-е и 1930-е годы начали создаваться общества Рериха, ставившие своей целью продвижение Пакта Рериха, одновременно распространявшие идеи Агни Йоги («Живой этики»).
В Японии Рерихов принимают на высшем правительственном уровне. Работа центра не прекращается даже в годы Второй мировой войны. Усилия Николая Константиновича, а также круга его единомышленников приводят к подписанию 15 апреля 1935 года в Вашингтоне, в Белом доме Пакта Рериха – «Международного договора об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников в военное и в мирное время».
В 1893 году в залах Зимнего дворца была устроена специальная выставка.