Рисунок Микеланджело Человек
Епифания (рисунок Микеланджело)
Отец его был подеста в Капрезе и в Кьюзи, а позднее – управляющим флорентинской таможней. Этот жест символизирует молчание. Кроме того, художник вторично прорисовывает ту же позу и те же детали в новом рисунке (см. А его друг Берни сказал о нем проще, но намного выразительнее: он говорит вещи, вы же говорите слова (egli dice cose, e voi dite parole). 25, 26.
Охваченный страхом, художник бежал 21 сентября из Флоренции по направлению к Венеции. Свидание состоялось 29 ноября 1506 года в Палаццо деи Седичи. Колорит фресок построен на неярких красках, преобладает общий серебристый тон.
Клод Моне – человек, дарящий «впечатление»
Действие на фреске замерло за секунду до начала библейской истории homo sapiens, когда создавший человека по своему образу Бог «вдунул в лице его дыхание жизни и стал человек душею живою» (Быт. Капелла Медичи представляет собой сравнительно небольшое (11, 011, 0 м) помещение квадратной формы. Фигура коренастая, сильная, мужественна.
Илл. Ближайший ученик мастера Тиберио Кальканьи используя сделанную Микеланджело предварительную модель, любовно собрал отколотые куски и восстановил всю скульптурную группу. В распалубках расположены фигуры тех предков Христа, которые еще вели кочевой образ жизни. 170.
- Анатомический символизм Микеланджело
- Снимки рисунков Микеланджело из тайной комнаты опубликовал
- Рисунок, нацарапанный Микеланджело
- Самые известные работы Микеланджело
Илл. Последняя осталась незаконченной (кроме фигуры Христа, которая, однако, лишена полировки). Кроме Микеланджело.
Необычна для Микеланджело и многоаспектность фигуры. И семья переехала в родовое поместье, находящееся во Флоренции. 33, 34. И как раз эту ренессансную основу микеланджеловской архитектуры не учуяли маньеристы, вставшие на путь чисто внешнего усвоения ее отдельных деталей, которые они произвольно вырывали из идейного контекста.
- Творческие страдания и платоническая любовь Микеланджело Буонарроти: Несколько увлекательных страниц из жизни гения
- 9 символов, зашифрованных в «Сотворении Адама»
- Что вы могли не знать о Микеланджело Буонарроти
- История одного шедевра: «Сотворение Адама» Микеланджело
- Микеланджело: жизнь и творчество художника
- Как нарисовать Микеланджело из Черепашек-Ниндзя карандашом поэтапно
Кумская сивилла – греческая жрица, которая много лет провела в итальянском городке Кумы. Петра. В нем не было ни тени барственности, ни малейшего намека на сибаритство.
Еще в 1546 году он выполнил глиняную модель. Очень свободно трактованы также все лица и одеяния, лишенные полировки. Колористическая гамма отличается нарочитой скупостью и аскетизмом. Со стороны фасада стены оставлены почти гладкими, они расчленены лишь тонкими пилястрами. Чем старее становился Микеланджело, тем чаще навещали его мысли о смерти.
- Буонаротти Микеланджело: картины и их описание
- Микеланджело: творчество и биография
- Микеланджело Буонарроти: произведения
- Микеланджело Буонарроти (1475 — 1564)
- Микеланджело, возможно, скрыл анатомическое изображение мозга в фресках Сикстинской капеллы
Илл. И он решил бежать из Рима, где ему была нанесена жгучая обида.
Для раннего периода это самая драматическая по замыслу вещь. Матфей дан в совсем необычной для апостола позе. Илл.
70) — форма торса здесь уже выявлена более точно, выправлены пропорции (удлинен торс), тщательнее изображены ступня, фаланги пальцев, кисть руки. Его любимой стихотворной формой был сонет, но он писал также мадригалы, эпиграммы, восьмистишия (стансы). Другие (как, например, В. Фридлендер, Пиндер, Певзнер) идут еще дальше и рассматривают зрелые и поздние произведения мастера как относящиеся к маньеристическому направлению.
И здесь она выступает провидицей трагической судьбы своего сына. В ней есть какая-то особая интимность и не совсем обычная для Микеланджело мечтательность. Рим, церковь Сан-Пьетро-ин-Винколи.
- Кирилл Челушкин: японские сказки и новая Алиса
- Нико Пиросмани: 9 фактов о голодном грузинском художнике
- Зимние пейзажи выдающихся художников
- 20 лучших фото с дронов за 2017-й по версии
- Рождество Христово на картинах художников разных стран и эпох
Постоянно соприкасаясь с видными зодчими своего времени (Браманте, Джулиано да Сангалло Антонио да Сангалло и др. ), мастер постепенно освоил новую и грудную для него профессию, связанную с целым рядом проблем специфически технического порядка.
все члены изменяются по ширине и длине во время движения. 179-181. В благодарность он подарил церковнослужителю распятие с лицом Христа.
- Василий Кандинский: реальная жизнь великого абстракциониста
- Уильям Блейк: необычные картины английского поэта
- Вася Ложкин – самый известный художник Рунета
- 1913-й – революционный год в истории искусства и авангарда
- Самые красивые города в вечернем освещении
- Юлиус Нойброннер и невероятный мир голубиной фотографии
Илл. 164. Если он считал это нужным, то полировал мрамор не с меньшей тщательностью, чем Бернини.
114, 115. С помощью сильных, энергичных линий, то идущих параллельно, то перекрещивающихся, художник строит форму так, что она кажется высеченной из камня. Но этот бурный поток устремляющихся ввысь сил встречает на своем пути препятствие в виде тяжелого аттика и лишь в результате героических усилий удается ему преодолеть данный барьер, после чего движение вверх вновь подхватывается колонками тамбура и ребрами купола. Саркофаг гробницы Джулиано Микеланджело украсил фигурами Дня и Ночи. Столь же слепо идет навстречу безжалостной судьбе Адам. Совсем иные настроения и психологические оттенки воплощены в тех фресках, которые украшают распалубки и люнеты и на которых изображены предки Христа. Но эти великаны уже не в силах противоборствовать судьбе.
- Тайная вечеря – ошибки Леонардо да Винчи
- Самые необычные уголки Европы: квартал Ла-Пинья, Сан-Ремо, Италия
- Даг Джонс: актёр, который всегда скрывается под маской
- : музыка, которую можно увидеть
- Эдриан Броуди: 5 интересных фактов
Здесь явно дают о себе знать отголоски титанических образов Сикстинской капеллы. Но у него, как и у всех флорентинцев, было одно огромное преимущество. И в Страшном суде дает о себе знать своеобразие пластического мышления Микеланджело. Этот образ героического Сомнения, эта Победа со сломанными крыльями. Илл.
В то же время странная полоса из ткани, «свисающая» до середины одеяний Бога, весьма похожа на спинной мозг. Гибель сына она воспринимает как осуществление предначертанного судьбой. 149. Небольшой вестибюль (9, 510, 5 м) заполнен расширяющейся книзу лестницей с тремя маршами. Тяга Микеланджело к грандиозному, величественному, монументальному пожалуй нигде не получила столь яркого воплощения, как в фигурах пророков и сивилл, размещенных в боковых поясах, между треугольниками распалубок (Илл. Илл.
- Сирша Ронан: фильм её жизни и погоня за «Оскаром»
- Микеланджело картины и скульптуры
- Микеланджело: последние новости
- Мастера искусства о рисунке – Микеланджело Буонарроти
- Трагедия творчества гениального мастера
Главный акцент он ставит на обрамлении проема ворот с его сильно выработанным рельефом. Продвигаясь от низшего к высшему, художник был призван обобщать свой опыт. В одном из своих писем (к Бартоломео Ферратини. ) он писал: кто отступил от плана Браманте, как это сделал Сангалло, отступил и от истины.
Отсюда его равнодушие к земным благам, его пуританский, порою даже аскетический образ жизни. Для художника фигуры рабов были прежде всего элементами архитектурной композиции. Попадая на площадь Капитолия испытываешь совсем особое чувство. После первичной обработки камня шпунтом мастер прибегал к троянке, которой владел с бесподобным совершенством.
К этому же его приглашают и стены, грозно наступающие со всех сторон. Илл.
- Единственный шедевр гения с его автографом
- 4-летний каторжный труд над фресками Сикстинской капеллы
- Самое интересное в виде мозаики
- Словари и энциклопедии на Академике
Матфея, но тут началась тяжба с Юлием, потребовавшим его возвращения в Рим. Таковы, в частности, фрески Капеллы Паолина в Ватикане. В сцене Обращение Савла художник резко разграничивает небесную и земную зоны. В их трактовке Микеланджело достигает невиданной дотоле рельефности и динамики.
Зато вид группы справа мало удачен. По настоянию отца он поступил в латинскую школу Франческо да Урбино. Статуя изображает римского бога вина в расслабленном положении. Только тогда пластика заговорит своим языком, трагическим и сильным. В его представлении не было никакой разницы между скульптором и каменотесом. К сожалению, до нас дошло лишь около 10-12 моделей Микеланджело, а в свое время они исчислялись многими сотнями и их чрезвычайно ценили художники и коллекционеры XVI-XVII веков.
- Микеланджело зарабатывал подделками
- Микеланджело ненавидел живопись
- Учитель Микеланджело сломал ему нос из зависти
- Тайные автопортреты Микеланджело
- Как нарисовать Микеланджело карандашом поэтапно
- ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ИЗ ЖИЗНИМИКЕЛАНДЖЕЛО
- Видео: как нарисовать голову Микеланджело
Илл. Статуя Давида является самой известной скульптурой в мире.
Известно, что Микеланджело относился крайне отрицательно к портрету как таковому. Илл.
10, 11, 12. Все контуры отличаются пластической четкостью, формы моделированы с несколько нарочитой аккуратностью, что объясняется учебным характером рисунков. Лишь на короткий период, уже в шестидесятилетнем возрасте, наряду с творческой деятельностью, для него приобрели также глубокое жизненное значение дружеские отношения с Томмазо Кавальери и Витторией Колонна. Все эти вещи не принадлежат к числу лучших творений мастера. Фигура Лоренцо отмечена печатью удивительного благородства.
Тогда особенно явственно выступает многопланность композиции. И этому оно учит и нас.
- Ранние работы Микеланджело Буонарроти
- Начало работы над Сикстинской капеллой
- Описание картины Ливийская сивилла
- Литературные произведения и личная жизнь
- Микеланджело: особенности творчества
Пейзажные элементы сведены почти на нет, пространство строится на основе одних пластических объемов. В них Микеланджело отдал дань своему увлечению работами известного сиенского скульптора Якопо делла Кверча (1374-1438), декорировавшего великолепными рельефами портал церкви Сан Петрониов Болонье. В этих ранних рисунках, выполненных пером, уже чувствуется прирожденная рука скульптора.
Миклеланджело Буонарроти— итальянский художник Высокого Возрождения, чьи работы бесспорно оставили след в истории и повлияли наразвитие и становление Западного искусства. Фигура дана не в движении, как у Бернини, а в состоянии покоя. 177, 178. Это предназначенные для украшения гробницы Св.
184. Но здесь архитектурный каркас играл вспомогательную роль и был осуществлен средствами живописи. Фигуры Лоренцо и Джулиано, несомненно, задуманы по контрасту. Последние двадцать лет своей жизни Микеланджело мало занимался скульптурой и живописью.
Лишь при таком синтетическом решении становилось возможным сделать из фасада зерцало всей Италии. 5, 6. Он действует только словом.
В плане Браманте отдельные пространственные ячейки более или менее равноценны, причем каждая из них обладает известной замкнутостью и обособленностью. Для Микеланджело первое пятилетие XVI века было временем большого творческого подъема. Илл.
Его искусство учило многому. 169. В той или иной мере в него оказались вовлеченными все художники, кроме одного. Кроме того, сивилла могла прожить столько лет, сколько она в силах провести вдали от родного дома.
- Микеланджело Буонарроти – Рисунок сидящей мужской обнажённой фигуры и кисти рук
- Пьета «Оплакивание Христа» (1499)
- Мучения Святого Антония (1487 – 1489)
- Скульптура Лоренцо Медичи (1526 — 1534)
- Микеланджело добавил Богу мозгов в шею
Все эти интерпретации несомненно снижают глубину замысла Микеланджело. Когда это отвечало его творческому замыслу, то Микеланджело тщательно полировал камень (как в статуях Утра и Ночи). К его проекту восходит лишь верх сфероидального купола и фонарь. На рубеже XV и XVI веков этот процесс только начинался. Вытянутая по пропорциям, она отличается особой хрупкостью.
Илл. Другой крайностью была утрированная грубость комической поэзии, с присущей ей тягой к непристойностям. Статус мэра не приносил отцу больших денег, но другую работу (физическую) он считал унизительной. Для Капеллы Медичи Микеланджело изваял еще две статуи – Мадонны и опустившегося на корточки мальчика (Эрмитаж).
Это был необратимый процесс, обусловленный наступлением феодальной реакции. В 1530 году Микеланджело создал серию подарочных рисунков на мифологические темы. 109-112, 116-119.
Скульптура же, по определению Микеланджело, — «искусство, которое осуществляется в силу убавления». Микеланджело завершил свой земной путь в Риме 18 февраля 1564. Мраморный барельеф. Согласно податному цензу, семья столетиями принадлежала к высшим слоям города и Микеланджело весьма гордился этим. Из этого противоречия между глубоко пессимистическим замыслом и во многом сохранившим былой сенсуализм художественным языком рождается трагизм совсем особого рода.
Горы книг и статей были написаны об идейном замысле гробниц Медичи. 16.
97, 98. Такой трактовкой Микеланджело достигает соподчиненности боковых дворцов главному.
Илл. Данный момент и запечатлел в своем картоне Микеланджело. 161. Нередко он ими ограничивался и затем прямо переходил к рубке камня.
Для мастера это было единственным средством выразительности. Илл.
На западе он считается величайшим скульптором и хотя о живописи отзывался не лестно, его фрески в Сикстинской капелле, «Страшный суд» и другие трудыпомогли обрести ему место среди величайших художников. Но школярская учеба не привлекала мальчика. И если посмотреть на фреску глазами ваятеля, «отсекая все лишнее» (по выражению Родена), то на изображении проступают неожиданные очертания. 183. Петра. Но спустя долгие годы она осознала, что не попросила вечной молодости. Для папы Павла III он закончил Палаццо Фарнезе (третий этаж дворового фасада и карниз) и спроектировал для него новое убранство Капитолия, материальное воплощение которого продолжалось, однако, достаточно долго.
В его порывистом движении удачно выражена шаловливость не знающего удержа ребенка. Илл. Моисей восседает в торжественной позе. Илл. Рассчитывая на точку зрения sotto in su (снизу вверх), скульптор несколько удлинил торс чтобы нейтрализовать перспективное сокращение. Завершая разговор, добавлю сакрального символизма от Рафаэля Санти. Подобно телу, она также готова погрузиться обратно в состояние полного покоя.
В это творение Микеланджело вложил столько любви и трудов, что только на нем (чего он в других своих работах больше не делал) написал он свое имя вдоль пояса, стягивающего грудь Богоматери. Союз с французским королем Людовиком XII обеспечивал ему безопасность и независимость в раздираемой войнами и распрями Италии. Как пишет искусствовед, профессор Темпльского университета США Марша Холл: «С точки зрения итальянского Ренессанса, наделение человека способностью мыслить означало быть созданным по образу и подобию Бога». В стране вспыхивает революция. Первоначально оно было предназначено для украшения контрфорса флорентийского собора.
Ему помогали приглашенные из Флоренции garzoni (подмастерья), которых он допускал только к писанию фонов, обрамлений и деталей архитектурных членений, все же фигурные композиции он выполнил сам. Очень своеобразно трактует Микеланджело пейзаж.
175, 176. Композиция Микеланджело, насколько позволяет судить гризайль Бастиано да Сангалло, выделялась своим абсолютно необычным характером. Она буквально потрясает своим величием и своей мощью. К тому же начали сгущаться тучи на политическом горизонте Флоренции.
Илл. Основным мотивом росписи он решил сделать человеческую фигуру, вписанную в строго упорядоченное архитектурное обрамление. Илл.
Папа Лев X захотел создать для более молодых членов семьи фамильный склеп. Тема второго рельефа (Битва кентавров) была навеяна молодому скульптору Анджело Полициано. Благодаря великолепной светотеневой моделировке и обилию уводящих вглубь линий (ноги и левая рука Марии, левое плечо Иосифа и правая рука Христа), группа кажется как бы высеченной из камня кубической формы.
Мощная фигура Марии доминирует в композиции. Статуя рассчитана на рассмотрение ее спереди и под углом, но не с боков. Илл. 5. В Болонье Микеланджело тщательно изучал творения Данте, Петрарки и Боккаччо.
Скульптором запечатлен момент, когда снятое с креста тело собираются положить во гроб. Для Микеланджело архитектура была средством выражения больших героических идей. Центрально-купольная партия была связана со светскими, чисто ренессансными течениями. В 1547 году была сделана новая деревянная модель, к которой, возможно, восходит гравюра Дюперака (этот французский гравер был страстным поклонником архитектурного творчества Микеланджело, чьи проекты он тщательно воспроизводил в своих гравюрах). Петра (Музео Петриано).
Середина же всегда свободна по желанию, подобно тому, как нос, находящийся в середине лица, ничем не обязан ни тому, ни другому глазу, но одна рука, конечно, обязана быть такой же, как другая и один глаз таким же, как другой имея в виду обе стороны и соответствия между ними. В результате они предстают зрителю трагически одинокими. Поэзия зрелого Микеланджело порою трудна для понимания и особенно трудна для перевода. Он собирается встать, чтобы обратиться с речью к войску.
Вазари утверждает, будто Микеланджело многие годы не был во Флоренции только вследствие ее климата. Теперь биография Микеланджело пополнилась знакомством с молодыми Медичи, которые потом стали римскими папами.
Они исходят из предпосылки, будто Микеланджело иллюстрировал своим творением какие-то развернутые идеологические программы, либо конкретные литературные произведения. Более вероятно, что Микеланджело собирался увенчать собор св. Это была общая тема для похоронных памятников в ренессансную эру Италии.
Спаренные колонны едва умещаются в отведенных им нишах, где им явно слишком тесно. Он уже не усматривает в своих творениях ничего вечного, так как они были не в силах выразить своим чувственным языком то совершенное и абсолютное, что вырисовывалось перед его взором как новая и высшая форма одухотворенности.
Эти рисунки, выполненные в необычайно тщательной манере сангиной либо итальянским карандашом, призваны были служить образцами для учившегося рисовать Кавальери, который был страстным поклонником античного искусства и обладателем первоклассной коллекции антиков. Илл.
Илл. Так работа над гробницей превратилась для Микеланджело в подлинную трагедию. И это понимает только один человек – апостол Петр. Страшный Суд часто упоминается в качестве одной из самых сложных работ Микеланджело. 30), довольно точно передающая ее общий вид. Тело бессильно сползает вниз и все попытки удержать его кажутся безнадежными. Петра в капеллу Девы Марии, целительницы лихорадки, там, где раньше был храм Марса. Но художник никогда не ограничивался декоративной ролью статуи.
174. Илл.
Он стал уже высекать статую св. Илл. Чтобы вызвать у зрителя впечатление богатства и пышности райского сада, художник изображает лишь несколько покрытых листьями веток и намечает волнистой линией землю. И так 17 февраля 1563 года, по флорентийскому исчислению (что по римскому было бы в 1564 году), Микеланджело ушел из жизни. 80.
Порта Пиа не похожа ни на римские триумфальные арки, ни на средневековые ворота. Это отсылка к библейскому: «Кому открылась мышца Господня. » (Ис. Она напоминает мощную лавину.
рис. Она сидит на мраморном троне и изучает древнюю книгу. Змий и ангел, грех и расплата за него являются как бы ветвями одного древа. А в эпоху Ренессанса уже существовали представления о мозге как о вместилище разума.
И здесь бог изображен в активном действии. Илл. Прославлять человека, ранившего его в самое сердце, не так-то было легко. В сцене Опьянение Ноя художник изобразил надругательство Хама над своим отцом. Наоборот, они вырастают из стены, образуя вместе с ней единую, неделимую массу. 140, 141.
С 1534 года Алессандро Медичи стал править с титулом наследственного герцога. На стене изображен профиль человека. Эта статуя украшает алтарь церкви Нотр Дам в Брюгге. В Восставшем рабе с необычайным искусством выражено страстное томление по свободе.
Но лишь в Риме он по-настоящему почувствовал живое дыхание античности. Фигура погружается в сон. После смерти Юлия 21 февраля 1513 года к власти пришел Лев X (из дома Медичи). В отличие от многих более ранних описаний библейского героя, которые изображают Давида торжествующим после сражения с Голиафом, Микеланджело был первым художником изобразившим его в напряженном ожидании до легендарной схватки. На самом же деле между ними лежала бездна. Наверное, он действовал вполне сознательно.
И не случайно у его ног изображена обезьяна, символизирующая зло. Отныне изобразительное искусство (скульптура и живопись) утрачивает для него свою привлекательность, поскольку их чувственный язык вступает в противоречие с его новым пониманием одухотворенности. Скала отождествлялась в его сознании с гигантской глыбой, нуждавшейся в резце скульптора.
Недаром он утверждал, что архитектурные члены зависят от членов тела. После Оплакивания Христа, флорентийского гиганта и картона слава Микеланджело стала такова, что в 1503 г., когда после смерти папы Александра VI был избран Юлий II (а Микеланджело тогда было около 29 лет), он с большим почтением был приглашен Юлием II для работы над его гробницей. Это два составных звена единой архитектурной концепции. Мучение Св.
Илл. Простенки между пилястрами второго этажа имели ниши, медальоны и прямоугольные углубления в стене для тех же статуй и рельефов. 13, 14, 15. В Болонье Микеланджело создал и несколько скульптурных произведений. Возврат к провозглашенным Савонаролой принципам, требование морального очищения церкви, прокламирование возможности непосредственного мистического общения с богом, минуя официальные догмы, вот за что боролись эти люди. Фигура Умирающего раба задумана и трактована по контрасту с фигурой Восставшего раба. Люди Возрождения воспринимали образ Давида как образ большого гражданственного пафоса.
При этом движение лишено всякой скованности. Со времен античности на Западе не воздвигалось ничего подобного для отдельного человека. Это был символ страданий художника, символ его гражданских горестей и разочарований.
Необходимо уточнить: речь идёт не о подарочных рисунках. 160. Работа была тем более тяжелой, что в основном мастер осуществил ее собственноручно. Илл.
Вот таким образом изображение этой битвы в Зале Совета имело свой глубокий политический смысл. 73), символизирующая, как и в Божественной комедии Данте, гордыню (superbia). Обычно изменение какой-либо одной части неизбежно влекло за собой изменение другой.
Он победил.
Особенно выразительна правая фигура. В Утре передано мучительное пробуждение от тяжелого сна, сковавшего тело свинцом. Он должен думать о смерти. Илл. Большинство украшающих гробницу статуй (Рахиль, Лия, Мадонна, Пророк, Сивилла, портрет Юлия II) завершено либо полностью выполнено не самим мастером, а его учениками (Рафаэлло да Монтелупо, Томмазо ди Пьетро Босколи и др. ), архитектурная же композиция гробницы выглядит холодной и пустой.
7 мая 1527 года испанские войска взяли Рим и подвергли город страшному разграблению. Мария не держит младенца на руках, он стоит, обхватив левой рукой ее колено. 21, 22. В 1532 году Микеланджело познакомился с Томмазо Кавальери.
Илл. Микеланджело как бы наделяет его своей собственной творческой страстью. Это помогало ему сохранять чувство целого.
Кверча был художником, близким по духу Микеланджело. И в ней мастер смело порывает с традицией. Фигура Адама, погруженного в глубокий сон, выражает полнейшее бессилие и инертность. Одновременно ликвидируются все демократические завоевания ренессансной эпохи: с начала 40-х годов начинается систематическое преследование наиболее прогрессивно мысливших гуманистов (Окино, Верджерио, кардинала Мороне и др. ), в 1542 году основывается в Риме конгрегация святой инквизиции, в 1543 году вводится цензура. Одновременно он отказался от сильного наклона обеих голов.
Невольно создается такое впечатление, как будто мастер решил в последний раз бросить открытый вызов классицистам всех времен и всех мастей. 36.
Первый членился по вертикали колоннами, второй – пилястрами коринфского ордера. Например, для Гиберти одни лишь пропорции составляют красоту. Однако и здесь царит дух отчужденности. Илл. Микеланджело трактует Марию как провидицу своей трагической судьбы.
Все подобного рода объяснения страдают от одного и того же недостатка. В палаццо Медичи молодой Микеланджело имел постоянно перед глазами замечательные произведения античного и современного ему искусства. Илл. Вот таким образом искусство Микеланджело является, одновременно и трагическим эпилогом Возрождения.
Илл. И здесь движение пронизывает всю фигуру, не оставляя инертной ни одну ее часть.
Он все решительнее порывает с традициями кваттроченто. 158, 159. Илл.
По словам Кондиви, он собирался написать специальный трактат по анатомии, поставив главный акцент на moti (то есть движениях) и apparenza (внешняя структура). На языке друга и ближайшего последователя Микеланджело скульптора Винченцо Данти это означает подражание не самой природе, а ее намерениям (intenzioni). Совсем необычен иконографический тип Мадонны. При вести о римской катастрофе Флоренция восстала и вновь прогнала Медичи. Илл. Только в двух случаях ему не удалось осуществить то, что он задумал (фасад Сан Лоренцо и гробница Юлия), но это уже не зависело от него. Илл.
Это были Луиджи дель Риччо, Донато Джаннотти, Роберто Строцци, кардинал Ридольфи. Илл. Петра. С конца 1495 по июнь 1496 года Микеланджело вновь во Флоренции, где он выполнил две небольших статуэтки (юного Крестителя и спящего Купидона), до нас не дошедшие.
По углам меньших по размерам композиций художник расположил фигуры обнаженных юношей (ignudi), представленных в самых разнообразных позах. 6. 1490-1492. Вот таким образом он обычно изображается со своим атрибутом мученичества – с кожей в руках.
Подобно грозовым тучам проносятся они над нами, поражая своим величием и монументальностью. С ним были связаны многие исторические события и легенды древнего Рима, напоминавшие о великом прошлом Италии и его нередко называли caput mundi (главой мира). Темой для заказанной ему фрески Микеланджело избрал один из эпизодов военной истории Флоренции, подробно описанный в хронике Филиппо Виллани (XX, 8). 2.
Так, церемониймейстер папского двора Бьяджо да Чезена, при посещении Сикстинской капеллы в декабре 1540 года вместе с Павлом III, открыто порицал художника за обилие обнаженных фигур, а четыре года спустя бессовестный и циничный Пьетро Аретино упрекал Микеланджело в неверии и распущенности, утверждая в одном из писем, что его фреска более подходит украшать баню, нежели папскую капеллу. Илл.
Первый раз в 1518 году, когда он сжег наброски, этюды и картоны, служившие ему подспорьем при выполнении росписи потолка Сикстинской капеллы, второй раз – за несколько дней до своей смерти, когда он приказал уничтожить все находившиеся в доме рисунки. Таким образом, мы имеем здесь четыре пространственные зоны. 155. Микеланджело был не только лучшим художником своего времени, но и величайшим гением всех времен. Илл. Фоном служат большие чаны, а слева, на втором плане, зритель видит фигуру Ноя, обреченного обрабатывать бесплодную землю (эта фигура была написана без предварительного картона).
В сцене Сотворение Евы бог впервые выступает как главное действующее лицо. Биографы знаменитого художника отмечают: «Переписка этих двух замечательных людей представляет не только высокий биографический интерес, но является прекрасным памятником исторической эпохи и редким примером живого обмена мыслей, полных ума, тонкой наблюдательности и иронии».
И тогда полностью раскрываются ее красоты. Искусно скомпонованная фигура Христа приглашает зрителя к обходу вокруг статуи. Здесь мальчика вынянчила дочь каменотеса. Это выражается не только в подчеркнуто пластическом характере всех архитектурных деталей гробниц (саркофагов, сдвоенных пилястр, раскрепованных карнизов и аттиков, тяжелых, едва умещающихся на отведенном им месте полукруглых фронтонов над боковыми нишами), но и в том, что мастер не боится перерезать линии обрамления выступающими за их границы частями статуй и архитектуры (ноги Вечера и Ночи, полукруглые фронтоны).
Илл. Для того чтобы у зрителя создалось впечатление о грандиозном величии божества, Микеланджело сознательно делает фигуру бога-отца настолько большой по размеру, что она едва помещается на отведенном ей поле.
Все они базировались на рисунке. Местом для постановки мавзолея Микеланджело избрал хор собора св. Илл. 134. Эти сведения, сообщаемые Вазари и Кондиви, вполне правдоподобны. 81-84.
Он достигает этого благодаря четкости и ясности основных архитектурных членений, образующих как бы каркас всей росписи. Художники Возрождения, по сути дела, явились творцами новой науки. К его двору стекаются со всех концов Италии лучшие из ее художников, гуманистов, ученых. 107, 108.
Затем он лепил из глины либо из воска небольшие модели (bozzetti). Микеланджело родился 6 марта 1475 в Капрезе, в Тоскане. Иначе говоря, он переносил из пластики в живопись статуарные мотивы.
Его рука сгибается к плечу. 17, 18, 19, 20. 23, 24.
Помимо этого, Микеланджело был одним из лучших архитекторов своего времени. Еще один шедевр Микеланджело расположился в Сикстинской капелле — Страшный Суд находится на стене алтаря церкви. Нетрудно привести ряд других аналогичных фактов. Его гений искал более широкого поля деятельности.
Илл. Ни одна человеческая страсть, писал сам Микеланджело, не осталась мне чуждой. Незабываемое впечатление оставляет распятая на дереве фигура Амана (илл. Мы видим здесь тех, кто предсказал явление Христа в мир.
Затем борьба с не менее строптивым Юлием II. Илл. И только в тех случаях, когда это необходимо. 135, 139.
Даже тяжелый вздох, вырывающийся из полуоткрытых уст, мгновенно гаснет. 79, 142. Первая из них изображает Победу (возможно, что она была предназначена для постановки в нижней левой нише). Без достаточных оснований ее связывали с гробницами Медичи, Первоначально (1525-1526) статуя была задумана как фигура Давида, но затем (около 1530) переделана в фигуру Аполлона (закинутая за плечо праща превратилась в колчан). В результате подобной практики ни одно из построенных по проекту Микеланджело зданий точно не соответствовало тому, что он хотел видеть воплощенным на заключительном этапе творческого процесса. По контрасту с фасадом стены интерьера обладают богатой системой членений (фланкирующие ниши полуколонны первой зоны, обрамляющие ниши-табернакли, полуколонны второго пояса, сложные по ритму кассеты купола), которая подчеркивает устремление основных линий к венчающему купол фонарю.
Все эти тенденции еще явственнее выступают во фресках, украшающих люнеты. Они утратили волю. Такой подход к искусству исключал плоский натурализм. Недаром эта статуя пользовалась такой широкой популярностью среди маньеристов. е. уважением классической традиции).
Поначалу борьба со строптивым отцом.
Пейзаж пустынен и гол. Эта же идея положена в основу и крайнего левого наброска на том же оксфордском рисунке. И хотя с самым могущественным заказчиком Европы не поспоришь из чувства противоречия мастер подписал контракт так: «Микеланджело, ваятель».
Иоанна ребенком и тут же из другого куска мрамора спящего Купидона натуральной величины и когда он был закончен, через Бальдассарре дель Миланезе его как вещь красивую показали Пьерфранческо, который с этим согласился и сказал Микеланджело: Если ты его закопаешь в землю и потом отошлешь в Рим, подделав под старого, я уверен, что он сойдет там за древнего и ты выручишь за него гораздо больше, чем если продашь его здесь. Художник охотно принял это предложение. В зодчестве его более всего привлекала анатомия (иначе говоря, костяк и мышцы, выраженные с помощью членений), а не число и геометрия, единство нервной и мускульной системы, а не простой внешний облик здания.
С замечательным искусством обыгрывал он контраст между нейтральной стеной и активным членением, причем при выполнении последнего всегда отдавал предпочтение камню (травертину) перед стукком и кирпичом. Мальчик же, ничего не ведающий, дан в беспечной, мечтательной позе. Три года напряженнейшей работы пропали даром.
48-55. Но на этой коже, содранной с живого человека, он написал свой портрет. Давид Микеланджело ваялся в течение трех лет, а взялся за нее мастер в возрасте 26 лет.
В это же время на Италию нападает французская армия под предводительством Карла VIII. На протяжении понтификата Льва Х политические превратности не оставляли Микеланджело.
Было бы наивно усматривать в росписи Сикстинского потолка прямое отражение этих событий. В письмах своим родным он постоянно сетует на возникшие перед ним трудности (granfatica, grandissimafatica). С годами мысль становится все более весомой, а вместе с тем и более трудной для понимания, настойчиво звучат мотивы, почерпнутые из философии флорентийских новоплатоников, усложняется сама поэтическая ткань (обилие усеченных слов, сложные инверсии и т. д. ).
Эпоха Возрождения безвозвратно ушла в прошлое. И как раз в таком положении оказался Микеланджело, когда он попал в Рим. Тень от тяжелого шлема падает на лицо, как бы подчеркивая тяжесть мыслей.
Илл. Как всегда, Микеланджело разрабатывал проект собора св. У ног Христа, справа, восседает на облаке св. По мере приближения к пятидесятилетнему возрасту у Микеланджело все чаще стали проявляться признаки усталости. Так завершает свой творческий путь один из величайших художников Возрождения. 92, 93, 94. С этой целью Микеланджело поехал в Каррару, где он провел восемь месяцев (с апреля до декабря 1505 года).
Не поняв всей глубины содержания микеланджеловских творений, они заимствовали из них лишь внешние, формальные приемы, забывая при этом, что у Микеланджело они были органическими средствами выражения больших идей. Художник не хотел, чтоб грядущие поколения ощутили бы пот его работы.
Эпоха контрреформации наложила на нее свою тяжелую нивелирующую печать. Слева мы видим райский сад. Античная пластика научила Микеланджело приемам художественного обобщения и помогла ему преодолеть ту аналитическую, порою несколько мелочную манеру, которой придерживалось большинство кваттрочентистских мастеров. За этим договором последовало еще три контракта (1525-1526, 1532, 1542), до неузнаваемости исказивших замысел 1505 года. И, наконец, в распалубках и люнетах изображены многочисленные предки Христа.
Картина получила широкое признание от пэров.
Этот зал оформлен в брунеллескиевских традициях, поскольку и пилястры и обрамления окон даны плоскими и тем самым тяготеют к стене, ни в какой мере не отягощая ее. Вся архитектурная композиция построена на контрасте между богато оформленным интерьером и очень простым и лаконичным фасадом, между стремящимся к экспансии внутренним пространством и сдерживающей силой самой массы стены. Микеланджело не пошел ни по первому, ни по второму пути. 47.
Вероятно, около 1485 года Микеланджело переехал во Флоренцию. Ему не удалось объединить фигуры воинов в единую живописную группу. Илл.
Илл. Советская наука занимает в этом вопросе твердую и ясную позицию. Первая представляла собой последнюю главу книги о жизни художников (1550) живописца и архитектора Джорджо Вазари. Илл.
Скульптор считал, что все его работы недостойны Господа Бога. Саваоф выступает здесь в состоянии творческого экстаза, никем и ничем не ограниченного. Увиденное потрясло воображение многих людей. Прожил до 18 февраля 1564 года.
Но, прожив 89 лет, Микеланджело намного пережил своих современников. Действительность не оправдала их надежд. Микеланджело собирался их разместить перед пилястрами (статую Умирающего раба скульптор хотел поставить перед центральным левым пилястром).
Илл. 166, 167.
Давид, 1501 – 1504. 171. Указательный палец левой руки, опирающейся о шкатулку с драгоценностями, поднесен к губам. 146-148. Илл.
Тут столкнулись два сильных характера. С замечательным искусством воплощена в нем идея жертвенности. 119, 111.
В этих условиях Микеланджело решил временно покинуть свой родной город. 46.
Недаром уже в XVI веке острые на язык флорентинцы называли статую il Pensieroso (задумчивый). Первый камень был заложен 18 апреля 1506 года, на другой день после бегства Микеланджело. Вся эта верхняя часть, сознательно утяжеленная мастером, как бы вгрызается через зубцы в пилястры и тем самым усиливается конфликт между несущими и несомыми частями.
Все время приходилось ему преодолевать препятствия. Гораздо более творчески подошли к его наследию мастера барочной эпохи. Предельно напряжены все мускулы, еще одно усилие и оковы будут разорваны. Бесконечно прекрасен момент, когда она, удивленно привстав, готова упасть на колени. Нередко фигуры остаются едва намеченными, настолько невесомы прикосновения карандаша к бумаге. Одна женская и одна мужская фигура изображаются сидящими друг к другу спиной Чаще всего около них представлены дети.
Тем самым ей отводится центральное место. При такой трактовке остается неуловимой граница между земной и небесной сферами, граница между праведниками и грешниками, чем лишний раз подчеркивается космический характер запечатленной кистью художника катастрофы.
32. Микеланджело полностью подчиняет его форме. Илл. Для Виттории Колонна художник сделал еще два рисунка, до нас, к сожалению, недошедших (Христос и самаритянка и Моление о чаше). Оно дает о себе знать и в более живой группировке фигур и в более гибком композиционном ритме ив большей мягкости форм и в более богатой игре светотени, невольно заставляющей вспомнить о леонардовском сфумато. Создавая статую, Микеланджело отправлялся от античных изображений Геркулеса и средневековых аллегорий Силы (Fortitudo).
Таков, несомненно, был его основной замысел. Средняя лобная извилина. Его слуга Урбино так приставал к нему, чтобы он ее поскорее закончил, что в конце 1555 года Микеланджело в сердцах разбил незавершенную группу, мрамор которой имел к тому же изъяны. Тем же, кого он уважал и любил, он был предан до конца жизни. Из совсем особого подхода к архитектуре вытекает и одна особенность творческого метода Микеланджело.
По окончании росписи мастер вновь принялся за работу над статуями для гробницы Юлия II. Этим же периодом датируется великолепная статуя Аполлона, хранящаяся в Барджелло. Гробницы Лоренцо и Джулиано, в отличие от кваттрочентистских гробниц, обычно тяготеющих к плоскости стены, свободно развернуты в пространстве. Вот к этой истине молодые художники и могли приобщиться изучая картон Микеланджело.
Илл. Перед нами народный трибун, умный, решительный, волевой. Первое из них – знаменитая Мадонна Дони в Уффици. И все же он работал со свойственной ему энергией и напором. Илл.
Отсюда рождается совсем особый трагизм образа, подчеркнутый незаконченностью статуи. Мария, держащая на коленях мертвого Христа изображена здесь не по летам молодой.
86-91. Дед и прадед Микеланджело считались преуспевающими банкирами, но родители жили бедно.
К основному цветовому сочетанию (синий фон – серовато-коричневые тела) присоединяются неяркие бледно-синие, оливково-зеленые, оранжевые и ржаво-красные тона, ни один из которых не вырывается из общей сумрачной гаммы. В этом плане эрмитажная статуя может сравниться лишь с произведениями египетской пластики. 56-71). 110, 112. В исполненных им фресках Микеланджело дал историю человечества ante legem (сотворение мира, сцены из жизни Ноя, сивиллы, пророки и предки Христа).
86-88. Статуя осталась незаконченной. Он сам отбирал в каменоломнях Каррары нужные ему сорта мрамора. Согласно легенде, этот рисунок принадлежит Микеланджело.
После смерти Буонарроти Вазари во втором издании (1568) опубликовал опровержение. Вернувшись к идее центрально-купольного сооружения. Подробнее о Галерее Академии вы можете прочитать в подборке достопримечательностей Флоренции на LifeGlobe. Влюбленный в дикий и твердый (alpestra e dura) камень, символизировавший в его глазах мировую материю, Микеланджело не хотел его насиловать и отнимать у него его каменную душу. В иконографическом плане роспись потолка и люнет является логическим дополнением к более ранней росписи стен иллюстрировавшей библейскую историю искупления человечества sub lege (сцены из жизни Моисея на левой стене) и sub gratia (сцены из жизни Христа на правой).
В таком теле ее и изобразил Микеланджело. Так между психическим и физическим движением устанавливалась теснейшая причинная связь.
В угловых распалубках даны еще четыре библейские сцены (Юдифь и Олоферн, Давид и Голиаф, Аман, Поклонение медному змию). Прежде всего он заботился о своем отце и четырех братьях. На стороне одного была безмерная власть, на стороне другого гений. Илл. А воля художника была поистине безмерна. При достройке внутреннего двора палаццо Фарнезе Микеланджело был связан тем, что второй этаж уже близился к своему завершению и он мог внести в него лишь незначительные изменения (замена чередующихся полукруглых и треугольных фронтонов над окнами только треугольными и незначительное занижение вписанных между полуколоннами глухих арок).
Работа была создана по указу Папы Римского Павла III в 1541. Вазари прямо пишет:. Но в это время он работал и над другими вещами: над статуей Христа для римской церкви Санта Мария Сопра Минерва (1519-1520), являющейся одной из наименее удачных работ скульптора, к тому же испорченной его учениками над не дошедшими до нас картонами для трех картин (Леда, 1529-1530 Не тронь меня, 1531 Венера и Купидон, 1532-1533) над моделями неосуществленной скульптурной группы (Геркулес и Как либо Самсон и филистимляне), предназначенной для постановки на Пьяцца делла Синьория (1528, около 1530 сохранились одни подготовительные наброски и глиняная модель в Каза Буонарроти) над эскизами на тему Воскресения Христа (1525-1533).
Абсолютно несомненно, что многие произведения мастера дошли до нас незаконченными (как, например, статуя апостола Матфея или статуи рабов в флорентийской Академии). И он изобразил ее, но отнюдь не в жанровом плане. Часть из этих рисунков дошла до нас в подлинниках, часть в старых копиях. Особенно выразительны складки вокруг правой ноги, образующие своеобразную нишу. Сидящая на земле Мария принимает от Иосифа в свои мощные мускулистые руки младенца Христа. Невольно кажется, что фигуры ведут безнадежную борьбу. Здесь все полно бьющей через край энергии и бурного движения.
Петра со свойственной ему методичностью и целеустремленностью. Более всего он ценил в ней массу, беспокойную, динамичную, пронизанную движением. Внизу, по той же оси, размещена ниша с водоемом, фланкированным фигурами речных божеств. Несмотря на то, что Микеланджело пользуется низким рельефом (rilievo schiacciato), он достигает такой пластической насыщенности формы, равную которой можно найти лишь в античной скульптуре. Он предлагал выполнить статуи для гробницы во Флоренции.
В конце 1511 Микеланджело настолько измучили просьбы жаждущих увидеть творение, что приоткрыл завесу тайны. Воображением он обладал таким и столь совершенным и вещи, представлявшиеся ему в идее, были таковы, что руками осуществить замыслы столь великие и потрясающие было невозможно и часто он бросал свои творения, более того, многие уничтожал так известно, что незадолго до смерти он сжег большое число рисунков, набросков и картонов, созданных собственноручно, чтобы никто не смог увидеть трудов им преодолевавшихся и то, какими способами он испытывал свой гений, дабы являть его не иначе, как совершенным.
Голова лишена сил, чтобы выпрямиться. Но роспись обладает и другим аспектом. Первым возвестил опасность Манно Донати, увидевший приближавшееся пизанское войско. И здесь ясно выступают новые художественные принципы Микеланджело. Первое из них, ныне хранящееся в Барджелло, было выполнено для Бартоломео Питти.
Эти переливающиеся краски как бы чеканят форму, обладающую крепостью и весом камня. 155, 156. Илл. Фигуры на саркофагах композиционно объединены с фигурами герцогов по принципу треугольника, но характерно, что вершины этих треугольников (головы герцогов) отнесены в глубь ниши. Только при этой точке зрения микеланджеловское Положение во гроб открывает свой наиболее выразительный пластический аспект. Здесь антропоцентризм Ренессанса получил свое наиболее яркое и последовательное выражение. В последние десятилетия своей жизни Микеланджело больше всего занимался архитектурой.
Камень стал казаться ему слишком материальным и весомым для воплощения его все более порывавших с ренесансным сенсуализмом идеалов. Петра. Причем пропорции он трактует как простое сочетание различных по измерению величин.
Работая в Садах Сан Марко, молодой скульптор получил разрешение от Нико Бичелини (настоятеля церкви) на изучение человеческих трупов. 7, 8. Он родился и умер в один и тот же календарный день – 6 апреля. После длительной переписки, в которую вмешался гонфальоньер флорентийской республики Пьетро Содерини, художник, наконец, решился встретиться с папой в Болонье. По своему облику Мария близка к Богоматери из римского Оплакивания Христа.
182, 187, 188, 189. Быстро нараставшей феодальной реакции сопутствовала не отделимая от нее контрреформация. Последняя сделалась в его руках могучим орудием для выражения глубоко личных эмоций. Илл.
Особенно сильное впечатление оставляют рисунки с изображениями распятого Христа, в которых трагический финал евангельского повествования перерастает в символ человеческого страдания и горя. Для достижения гармонии он должен был стремиться к точности, ясности и особой упорядоченности художественного языка. И это приводит к трагической разобщенности образов. Стены длинного зала (46, 2 м) расчленены пилястрами большого ордера, обрамления окон простые и строгие, заполнения много легче обрамления, благодаря чему полностью отсутствует конфликтная борьба сил. И всюду Микеланджело выходил победителем.
Они дополняют друг друга и вестибюль, с его учащенным, тревожным ритмом, служит подготовительной ступенью для читального зала, в котором царят спокойствие и тишина. Этот необычайный мотив движения сообщает фигуре огромную внутреннюю динамику. Этому его научила скульптура.
Мастер умело использует контрапост, призванный усилить активность тела.
Мастерство и личность Микеланджело выросли настолько, что Доменико давался диву, видя, как он и некоторые вещи делает не так, как полагалось бы юноше ибо ему казалось, что Микеланджело побеждает не только других учеников, а их было у Гирландайо немало, но и нередко не уступает ему в вещах, созданных им, как мастером. Кроме того, все эти детали обобщенные, не детализированные. Уже в глубокой старости Микеланджело выполнил еще два архитектурных проекта. Готовясь к смерти, Микеланджело приступил уже около 1547 года к выполнению скульптурной группы Положение во гроб для своей собственной гробницы.
99, 101, 102. Вот таким образом он на время отказался от предшествующих замыслов.
Мария кормит грудью сидящего верхом на ее коленях младенца. Он откинулся назад он более не хочет победы, он ее презирает.
Чего же не хватает первому человеку, чтобы он стал подобен Богу. И весьма показательно, что Микеланджело не примкнул к данному направлению. Схватившись левой рукой за ветвь, он жадно тянется правой к плоду. Неизвестно, что стало с преступником, но лицо его осталось запечатленным в веках.
Он стоит спокойно, уверенный в своей правоте и в грядущей победе. По началу художник не имел собственной мастерской и был сильно ограничен в средствах. Следующий этап жизненного пути Микеланджело связан с работой над гробницами Медичи (1520-1533). Внезапно раздался крик: мы пропали. И результаты были самыми плачевными.
145. 1. Он неизменно наделял ее глубоким внутренним смыслом.
Ее величественная, монументальная фигура полна эпического спокойствия, ложащийся мягкими складками плащ великолепно выявляет пластическую мощь фигуры, невольно заставляющую вспомнить о сивиллах Сикстинской капеллы. Последняя распадается на отдельные звенья (две больших группы переднего плана, ладья и ковчег), слабо друг с другом связанные. Современников поражали его скромность и непритязательность в быту.
Выражение ее молодого лица серьезно и сосредоточенно. В каждой люнете художник размещает сцену из оседлого образа жизни. Он был сыном мелкого чиновника. Сам он работал в той тонкой манере, которая восходила к навыкам золотых дел мастеров.
Илл. Работа над статуей была для Микеланджело трудной и тягостной. 131, 132. 122-125.
Как прирожденный скульптор, Микеланджело замечательно чувствует материал. Илл. Он побежден. Влияние Леонардо чувствуется во втором тондо, хранящемся в Королевской академии изящных искусств в Лондоне. Илл.
Илл. Илл. Эту постыдную работу продолжали и позднее. 174.
Но в этой незаконченности есть свое большое очарование. 3, 4. В карнизе он постепенно усиливает рельеф (начиная от фриза через пояс сухариков и шнур перлов к консолям), завершая всю композицию симой. Но все усилия напрасны.
В многофигурной сцене Всемирный потоп встречается множество изумительных по своей пластической выразительности фигур (например, мать с ребенком мужчина, несущий на спине молодую женщину, в чьих глазах написан ужас старик с умирающим юношей на руках и др. ), но здесь Микеланджело не удалось, как и в картоне для Битвы при Кашина, создать целостную живописную композицию. Фигура Адама погружена в тень, фигура Евы ярко освещена. Мозг. Они называли Микеланджело divino (божественным).
Мы видим усталых матерей, сидящих прямо на земле. Регистр его фактурных приемов был необычайно широк. И действительно, Лев X утверждал, что Микеланджело e terribile, no si pol pratichar con lui (страшен, с ним нельзя иметь дело). 53:1). Илл.
Он умер восьмидесяти девяти лет, прожив почти столь же долгую жизнь, как и Тициан. Как известно, мастер предпочитал, чтобы его статуя рассматривалась при движении по дуге. Это восхождение от низшего к высшему, от впавшего в животное состояние пьяного Ноя к всесильному Саваофу, воплощающему идею совершенства Вот таким образом Микеланджело так расположил на потолке библейские сцены, что их приходится рассматривать в порядке, обратном хронологическому развитию действия. (Флоренция, Музей Буонарроти. )В 1488 году отец отдал тринадцатилетнего Микеланджело учиться в боттегу (мастерскую) Доменико Гирландайо, который в то время почитался одним из лучших мастеров не только во Флоренции, но и по всей Италии.
Левая рука победителя и фигура побежденного остались незаконченными. С папским двором Микеланджело в этот первый свой приезд в Рим не имел никаких отношений. Он избегает детализированной характеристики места. Поначалу предполагалось воздвигнуть в центре капеллы свободно стоящую гробницу.
Не так легко было ему расстаться со своими ренессансными героями. Он был выполнен спустя 25 лет после того, как художник нарисовал свою внушающую страх фреску на потолке Капеллы.
Они свободно перекочевывали из города в город в поисках работы и покровителей. В годы своей дружбы с Витторией Колонна (1536/38-1547) Микеланджело подарил ей ряд рисунков, выполненных в очень тщательной манере. Дети не радуют родителей, а, скорее, вселяют в их души тревогу за будущее. Это было время, когда процветало виртуозное по форме, но пустое по содержанию стихоплетство, когда нарочито темные либо изощренно грациозные петраркизмы ценились на вес золота. За несколько дней до смертихудожник уничтожил наброски, рисунки и незавершенные поэмы.
Но она в основном рассчитана на фронтальное восприятие и на восприятие под углом справа, куда повернуто лицо Давида и куда направлен его взгляд. В них хотели усматривать отражение и представлений о вселенной (Варки) и мыслей о всепожирающем времени (Кондиви) и скорби по случаю утраты Флоренцией свободы (Гийом и Оливье) и ненависти к тирании Медичи (Никколини) и гимнов Амвросия (Брокхауз) и карнавальных песен XV в. (Штейнман) и платоновского Федона (Ури) и философских концепций новоплатоников (Борински, Тольнаи, Панофски). 7.
На Капитолийский холм ведет широкая лестница. Здесь она была призвана символизировать свободу республики.
На нем воинские доспехи, в его руках командорский жезл и монеты – символ власти. Но плата за обеспеченность художника была дорогой. Группа повернута теперь к зрителю тем углом постамента, где находится правая рука Христа. В двух дошедших до нас планах, выполненных мастером в 1559-1560 гг., четко намечены основные оси: две оси перекрещиваются под прямым углом (), две – под косым (). Всего же в работу эту входило сорок мраморных статуй, не считая разных историй, путтов и украшений, всей порезки карнизов и других архитектурных обломов.
Не успел еще змий-искуситель вручить Еве плод, как ангел уже изгоняет прародителей из рая. Последняя архитектурная работа Микеланджело – Порта Пиа (1561).
По-видимому, это была статуя Вакха. Луврские статуи рабов должны были украшать первый этаж гробницы. Гробницы Медичи были для 20 – начала 30-х годов главным произведением Микеланджело. Художник закупал мрамор в огромных количествах, но вот результаты его работы так никто и не видел (логично, что авторство приходилось скрывать). Илл.
Это тяготение к rilievo есть искони флорентийская традиция. Живописный язык Микеланджело достигает полной зрелости. Все пропорции приземистые, купол – мощный и тяжелый. 162.
В своих стихотворениях (особенно поздних) он выражал глубокие мысли и высокие чувства, стремясь к максимальной сжатости и энергичной целенаправленности стиха. Илл. 1516 г. и Лоренцо, герцога Урбинского – ум.
это сам Микеланджело и символ всей его жизни. Пилястры и карниз нижней зоны служат рамкой для гробниц. Петра, с чем папа был полностью согласен.
Их он терпеть не мог и не щадил. Это человек действия (vir activus). Этого никогда не хотели и не могли понять недоброжелатели и завистники художника.
Недаром его любимым материалом была бронза. Авторство самого раннего (приблизительно 1500 г. ) сохранившегося рисунка такого рода принадлежит Леонардо да Винчи. Илл. Кверху рельеф гробниц убывает, облегчая переход ко второй зоне, где нет никаких пластических украшений и тяжелых членений и где по замыслу Микеланджело люнеты должны были быть расписаны (мастер собирался изобразить здесь воскресение Христа и две сцены из истории о медном змии). Лицо Джулиано повернуто в сторону, левая нога отставлена назад. 2:7).
Но какой ценой. Капелла Медичи находится в так называемой новой сакристии церкви Сан Лоренцо во Флоренции.
Все это придает его архитектуре величественный характер. Его мировоззрение приобретает трагический характер.
Микеланджело, по словам его друга и биографа Джорджо Вазари, «постоянно занимался анатомией, вскрывая трупы, дабы усмотреть начала и связи костяка, мышц, нервов и жил. » Так что художник вполне мог изучить в деталях и содержимое черепной коробки. Работал он над ней медленно и с большими перерывами. Моисей. Почти все фигуры изображены обнаженными, святые лишены нимбов, у ангелов нет крыльев. После завершения капеллы он с охотой взялся за гробницу, чтобы без стольких помех довести ее на этот раз до конца, но всегда получал от нее впоследствии больше неприятностей и затруднений, чем от чего-либо другого, но всю свою жизнь и на долгое время прослыл, так или иначе, неблагодарным по отношению к тому папе, который так ему покровительствовал и благоволил. С весны 1501 до марта 1505 года Микеланджело живет во Флоренции.
136. 2. Здесь он стал жертвой своих заказчиков и тут не могла помочь даже микеланджеловская воля. Роспись люнет была выполнена последней (с октября 1511 по октябрь 1512 г. ), когда быстро развертывавшиеся политические и военные события приближались к своему трагическому финалу.
Трудность своего характера осознавал и сам художник. Лучше всего фигура Марии и особенно ее лицо воспринимаются с фронтальной точки зрения. Локальные рамки Флоренции становились ему слишком тесными.
Здесь ангелов не отличить от святых, грешников от праведников, мужчин от женщин. Первая крупномасштабная скульптура Микеланджело — мраморный Вакх. К архитектуре Микеланджело подошел как скульптор. В сцене Сотворение светил и растений фигура Саваофа дана дважды: справа летящей на зрителя, слева устремляющейся вглубь. Он даже не дотрагивается до нее.
Выпрямится согнутая правая нога, резко повернутая в сторону голова примет нормальное положение, расправятся плечи, раб станет свободным человеком. Если я поработаю день, пишет он в июле 1523 года, то я должен отдыхать четыре. Но этим роль античного наследия не была исчерпана. Для гробницы Юлия выполнил Микеланджело в 30-е годы и четыре фигуры рабов, оставшиеся незаконченными (раньше они хранились в гроте Сада Боболи, теперь находятся в флорентинской Академии изящных искусств).
Не родился еще такой человек, который, подобно мне, был бы столь склонен любить людей. Отсюда огромная жизнеутверждающая сила созданных им образов. Он стал выпрямлять тело Христа и сближать его с фигурой Марии. В самом начале XVI века (но не позднее 1506 г. ) выполнил Микеланджело статую Мадонны, приобретенную фламандским купцом Мускрон. При папском дворе подвизалась целая группа лиц, настаивавшая на реформе римской церкви.
Папа обещал художнику не порывать договор на гробницу. Илл.
Илл. Продолжал жить в мире, который радикально изменил свое лицо и который с каждым годом становился ему все более далеким и чуждым. Ева послушно следует слову творца.
41. Эту точку зрения поддержали ряд медиков и биологов. Последователи Контарини были разгромлены и партия умеренных реформ, которой симпатизировали в свое время Виттория Колонна и Микеланджело, потерпела окончательное поражение. Главным достоянием Художественного музея Кимбелл в Техасе является картина Мучения Св.
И здесь его постигает страшный удар. С 1490 года по 8 апреля 1492 года Микеланджело проживал в палаццо Медичи. Занятие несколькими видами искусств в его время не было чем-то необычным. 75-78. Несмотря на такой разнобой масштабов, Микеланджело достигает удивительной цельности тектонической системы.
Мы вплотную сталкиваемся здесь с проблемой незаконченного (nоn finito), вокруг которой уже издавна идут споры среди исследователей творчества Микеланджело.
В борьбу включился и Микеланджело. Это, конечно, не так. Создавая их, он больше интересовался пластическими эффектами, нежели пространственными. В фресках Капеллы Паолина Микеланджело избегает резких светотеневых контрастов. Зато лирика и архитектура все больше привлекают к себе внимание художника. 159. И этой же цели служит цвет.
Один за другим умирали его близкие, его друзья, его сверстники, а он продолжал жить. И вновь Микеланджело побоялся возвращаться в Рим.
Если никто из ученых не сомневается в ренессансном характере микеланджеловского искусства примерно до 1530 года, то средний и поздний период его творчества многие исследователи (как, например, Гурлитт, Вёльфлин, Шмарзов, Дворжак, Д. Фрей) склонны целиком связывать со стилем барокко. Мы теперь знаем, почему Юлий отказался от осуществления проекта гробницы. 185, 186. 37. Илл.
Оно учило отличать ложный пафос от подлинного героизма. Ее прекрасное лицо дышит скорбью, но в нем нет и тени отчаяния.
Зато изумительны по своей высочайшей одухотворенности поздние рисунки Микеланджело (наброски для Благовещения в Лондоне и Оксфорде, для Распятия в Париже, Лондоне, Виндзоре и Оксфорде, для стоящей Мадонны в Лондоне). И здесь невольно напрашивается сравнение с его живописью, в которой пространство существует лишь как вместилище для пластических тел. 167. Петра, возведенный по проекту Бернардо Роселлино. Открытие статуи состоялось 18 марта 1508 года.
Высокая оценка Сикстинской капеллы частично является отражением более пристального внимания, которое уделялось живописи в XX в. и отчасти результатом того, что многие работы мастера остались незавершенными. При такой обработке карниза последний воспринимается как набухающая масса самой стены. Здесь все построено на контрастах.
И в ней поверхность камня доведена до высшей степени завершенности. Именно вот таким образом жрица стала мечтать о быстрой смерти. В его представлении план был организмом, способным к движению, а архитектурные членения (полуколонны, пилястры, обрамления окон и дверей, антаблементы и т. д. ) – элементами, драматизирующими взаимодействие несущих и несомых частей. 106, 113. Ему не удается объединить фигуры в неразрывные живописные группы.
Повернутая в профиль голова, выдвинутое вперед правое и сильно отведенное назад левое плечо, прямая правая и согнутая в колене левая нога – все это пронизывает фигуру движением, в основу которого положен сложный контрапост. Она закинула ногу на ногу и очень сильно отвела правое плечо назад. И они отрицают раз и навсегда установленную систему пропорций. В действительности оно так и получилось.
Взгляд, которым Аврора встречает наступающий день, полон предчувствий новых страданий. Это были тяжелые годы.
Илл. Кавальери художник подарил также ряд своих рисунков на античные темы (Падение Фаэтона, Титий, Ганимед, Вакханалия детей). Группа Победа, несколько необычная для Микеланджело по своему идейному замыслу и формальному решению, вызвала самые различные толкования. Седьмое и восьмое десятилетия жизни Микеланджело были периодом, когда он писал особенно много стихов.
Это нередко приводило к необходимости надставки отдельных кусков камня. В этом отношении особенно примечательны его стансы, датируемые до 1534 года (67). На крышках саркофага гробницы Лоренцо Микеланджело разместил фигуры Утра (aurora) и вечера (crepuscolo). С годами эти трагические ноты зазвучат все настойчивее в творчестве художника.
Но когда миновал приступ душевной слабости, он взял себя в руки и 20 ноября вновь встал в ряды защитников города, сражаясь вместе со своими согражданами до его падения в августе 1530 года. Далее длительная борьба с его наследниками за осуществление гробницы. Илл.
Этот тип рисунка появился в Италии в начале XV века и с тех пор считался самостоятельным жанром искусства. Кто хочет найти себя и насладиться собою, тот не должен искать развлечений и удовольствий. Наоборот, в лагере маньеристов, архитектурные работы Микеланджело вызывали бурю восторгов.
Илл. В усталом старческом лице есть какая-то отрешенность от всего земного.
Направление ее движения подчеркивает сук виднеющегося слева дерева. Это потребовало от него огромного напряжения всех духовных и физических сил. Тем самым выпуклая композиция нейтрализует вогнутость распалубки.
Как обычно, Микеланджело не дает портретных изображений. Но как раз этого не произошло. В этом плане образ Давида является самым характерным творением молодого Микеланджело. Поверх окон образуются полукружия (люнеты), отделенные друг от друга пятами сферических треугольников (распалубок).
И все-таки, как прирожденный скульптор, он не мог от него полностью отказаться. Самой громкой из его подделок может оказаться скульптура «Лаокоон и его сыновья», которую сейчас приписывают трем родосским скульпторам. Как прирожденный скульптор, он мыслил пластическими, замкнутыми в себе образами. Против этого варианта и выступил со всей присущей ему страстностью Микеланджело. Антония – первая из известных картин Микеланджело.
Роспись потолка Сикстинской капеллы – одна из вершин всего ренессансного искусства. Однако в эту каркасную систему Микеланджело вносит ряд существенных изменений.
На фреске изображено большое и уродливое тело старухи. С этой целью сакристия получила надстройку (еще до того, как Микеланджело приступил к работе). Возможно, что данный шаг Юлия был продиктован слухами о том, что Микеленджело собирается уехать в Турцию (мастер действительно вел такие переговоры с проживавшим при дворе турецкого султана Томмазо ди Тольфо, которого он встретил в доме Джаноццо Сальвиати во Флоренции).
В окружающих Христа фигурах художник передал разные оттенки отчаяния и скорби. В противоречии с библейским рассказом Адам и Ева одновременно нарушают закон, предначертанный богом. В двух незаконченных скульптурных группах (Положение во гроб и Оплакивание Христа) Микеланджело дал совсем новое понимание традиционной темы, в которой аскетизм замысла обрел, наконец, адекватные себе формы выражения.
В этот списокработ вошли как скульптурыи архитектурные проекты, так и живописные труды. Илл. Статуя Мадонны стоит на высоком постаменте, около входной стены.
Статуя Умирающего раба – одно из совершеннейших творений Микеланджело. Жизнь Микеланджело была трудной. Детство его прошло частью во Флоренции, частью в сельской местности, в родовой усадьбе.
Подобно тому как в своих статуях рабов Микеланджело использовал принцип цикличности, дополняя одну статую другой и таким путем преодолевая вневременность пластического образа, так и в архитектуре он попытался дать своеобразный временной поток, в котором вестибюль немыслим без завершающего его читального зала и читальный зал без предваряющего его вестибюля. Илл.
Илл. Особенно резок был Микеланджело по отношению к подлизам, хвастунам и нахалам. Входящий в капеллу прежде всего видит над своей головой пьяного Ноя (низшая ступень) и, двигаясь затем по направлению к алтарной стене, постепенно приближается к изображению первых дней творения мира (высшая ступень).
Илл. Основная часть росписи — девять сюжетов из Бытия, «Сотворение Адама» — четвертый из них. И как человек Возрождения Микеланджело пошел по второму пути. При этом Греко сказал: хороший человек был Микеланджело, но он не умел писать.
Илл. Совсем по-иному задуман и трактован образ Вечера. Намного ближе к истине Ромен Роллан, тонко подметивший в статуе один нюанс, существенный для ее верного понимания. Под пропорцией они понимают точное соответствие формы идее. Оставляя в светах бумагу нетронутой, он переходит затем к постепенному сгущению тени, не утратившей, однако, своей легкости и прозрачности. В обработке мрамора Микеланджело использовал полировку (торс, ноги, волосы) и более свободную фактуру (лицо), где применена троянка. Он полностью отказывается от какой-либо характеристики конкретной среды.
Этот образ полон трагизма, в нем герой обречен на гибель.
Лица сделались безличными и застылыми, движения – вялыми и стереотипными. Интересна и такая деталь – зрачок намечен лишь в правом глазу.
Илл. Можно было бы без труда продолжить перечисление этих контрастов. Зато в третьем этаже, целиком восходящем к его проекту, он дал волю своей фантазии. Используя этот случайно до нас дошедший материал, а также сонеты и высказывания об искусстве как самого художника, так и его ближайших друзей, мы все же можем восстановить метод работы великого мастера.
116-119. Он заменяет их характерами, которым присуща поистине шекспировская сила обобщения. Он членит стены по вертикали канеллированными коринфскими пилястрами, он отделяет с помощью карнизов одну зону от другой, он прибегает к излюбленному Брунеллески сопоставлению белой стены с темно-серыми членениями (pietra serena). Ок. Растет и ширится волна религиозной нетерпимости. Он происходил из обедневшего знатного флорентийского рода.
Несмотря на такое восхваление, он был не совсем доволен и поручил своему помощнику Асканио Кондиви написать отдельную краткую книгу (1553), вероятно, основанную на комментариях самого художника. 163. Но на этом движении лежит печать мучительной скованности. Он полон героизма, полон духовной и физической мощи.
Например, деревянная модель собора св. По собственным его словам, все его несчастия проистекали per non mi esser saputo governare (от неумения владеть самим собою). Так он работал еще за шесть дней до своей смерти над скульптурной группой Оплакивание Христа (Пьета Ронданини).
Закинутая за плечо праща и камень в правой руке являются лишь атрибутами, намекающими на героическое деяние Давида. Последняя была предназначена для хора старого собора св. Антики он знал уже во Флоренции, где видел их в собраниях Медичи и местных коллекционеров. 109, 111.
Для него гуманизм был не голой словесной программой, а сущностью всего его образа мыслей. Понимая ее неизбежность, он всячески стремился подготовить себя к ее мудрому приятию. Первыми использовали его маньеристы, но использовали не на пользу, а во вред искусству. Фигура пытается приподняться, опираясь на левую ногу, но движение тотчас же замирает. Петра со стороны апсид. Это должно было быть свободно стоящее (а не прислоненное к стене) сооружение, украшенное сорока статуями более чем в человеческий рост и множеством рельефов.
Разорванный фронтон над дверью перерезает своими углами фланкирующие дверь колонны. 38. Ему жалко расставаться с плотскими благами (295), земные утехи продолжают казаться ему милыми, хотя он уже глубокий старик и всем своим существом ощущает приближение смерти (300). Их окружают дети иногда рядом изображены и их мужья. Фигура победителя дана в настолько сложном контрапосте, что у зрителя невольно создается впечатление известной нарочитости и искусственности запечатленного здесь мотива движения. Членения стены не накладываются на нее в виде декоративной ордерной сетки.
Илл. Микеланджело избрав сложный поворот и ракурс для Ливийской сивиллы (рис. Его крепкая, мужественная фигура полна энергии. Видя, что Его Святейшество упорствует, Микеланджело решил, наконец, за это взяться.
В конце концов Микеланджело удалось сломить волю своего строптивого родителя. Стихи Микеланджело писал не по заказу, а для себя, что называется для души. Сопровождая свои слова спокойным жестом, он говорит ей: встань. Биолог Константин Ефетов считает, что на фреске представлена внешняя поверхность мозга.
Ее глаза закрыты, в последний раз прощается она со своим сыном. Таким представил его и Микеланджело. 39.
Он закончил и мраморного Моисея высотой в пять локтей (235 см. ) и со статуей этой не может по красоте сравниться ни одна из современных работ. Варфоломей, с которого, по преданию, была живьем содрана кожа (vivus decoriatus). Ряд фигур остался незавершенным (особенно День), что никак не вредит общему впечатлению, поскольку незаконченное у Микеланджело всегда обладает своей, совсем особой выразительностью.
Обычно это любовная лирика, полная скрытой страсти и преклонения перед земной красотой. Центром идущего по кругу движения Микеланджело делает фигуру Христа. По его собственным словам, он собирался сделать фасад Сан Лоренцо так, чтобы и по архитектуре и по скульптуре он стал зерцалом всей Италии (lo specchio di tutta Italia). Но для достижения нужных ему пластических эффектов он не считал полировку обязательной.
Их отражение видят, например, в фреске «Страшный суд» в Сикстинской капелле. 150. Зеркальный свод Сикстинской капеллы Микеланджело расчленил на три пояса. Недаром они украшали пилястры.
Особенно выразительна Мария, прижавшаяся щекой к бессильно поникшей голове Христа. Этот момент Микеланджело трактует как грандиозную космическую катастрофу, в которой мало что осталось от традиционного церковного понимания данной темы. 151. Статуя Лоренцо Медичи не имеет в себе ничего портретного.
Художник увидел в нем претворенный в кровь и плоть свой собственный идеал прекрасного. Картина создавалась под опекой его старшего друга Франческо Граначчи. 89-91. Он писал их на клочках бумаги, на конвертах, на рисунках.
173. В мыслях о смерти он хочет обрести точку внутренней опоры. В эти же флорентийские годы возникли и два мраморных тондо.
Далее фрески, картины, рисунки, наброски, скульптуры и другие работы великого итальянского художника. Гигантская фигура Саваофа дана борящейся с хаосом. Илл. 126.
В этом плане античное наследие обладало для Микеланджело большой притягательной силой. Доминика статуи Ангела, Петрония и Прокла.
Сикстинская капелла представляет собой нерасчлененное пространство прямоугольной вытянутой формы (40, 2313, 41 м). Арсенал его технических приемов был безмерно богат.
Их начальник, капитан Галеотто Малатеста, еще не оправившийся от лихорадки, крепко спал. Возвращаясь к художественной деятельности Микеланджело в 30-х годах, следует прежде всего упомянуть одну его скульптурную работу, явившуюся откликом на убийство Лоренцино де Медичи герцога Алессандро.
Мать мальчика умерла, когда ему было шесть лет. Для этого он вводит дополнительную среднюю зону, которой нет в старой сакристии, суживает кверху обрамление окон в люнетах третьей зоны, чтобы подчеркнуть устремленность движения вверх, наконец, дает кессоны купола в перспективном сокращении, усиливая тем самым его глубину. Это совпало с флорентийским периодом жизни Микеланджело. Враги Микеланджело, объединившиеся вокруг Витрувианской Академии в Риме (1542), характеризовали его архитектурные формы как ублюдки античных ордеров, а его восприятие архитектуры в целом как чисто варварское.
Со смертью Лоренцо Медичи (8 апреля 1492) Микеланджело лишился сильного покровителя. К ней принадлежал в свое время Браманте, чей проект остался не осуществленным из-за его ранней смерти, к ней решительно примкнул и Микеланджело. 130. 1515.