Рокотов Портрет Екатерины 2
Федор Рокотов: лица екатерининской эпохи
Вполоборота она повернулась к нам, оглядываясь на сопровождающего ее фаворита. Н. Е. На экслибрисе, выполненном Анной Остроумовой-Лебедевой (1871-1955) для Сергея Казнакова, Екатерина (угадывается лишь ее силуэт) изображена с одним из своих фаворитов лунной ночью в Камероновой галерее Царскосельского парка. Но свое законченное воплощение величественная приятность государыни получила, конечно, на портретах работы Дмитрия Левицкого (1735-1822), среди которых выделяется образ Екатерины-законодательницы в храме богини Правосудия (1783). Многочисленные портреты Эриксена отличают плоскостной характер и слабая выразительность. «Портрет Екатерины II». Очень милы портреты работы Георга Кристофа Гроота (1716–1749), представлявшего Екатерину в разной обстановке, в частности на охоте.
По-видимому, он отвечал той необходимой героизации, которая была чрезвычайно важна для императрицы при упоминании о «революции» 1762 года. На них великая княгиня всегда улыбается, а лицо ее несколько заострено. Впоследствии Рокотов создал и ее портрет со знаками ордена Святого Георгия. Посмертная изобразительная слава Екатерины началась лишь в 1860-х.
Вокруг был столетний парк с тенистыми аллеями и проточными прудами. В 1763 году был приглашён в Москву писать коронационный портрет Екатерины II. Любопытно, что на стенах зала, где разворачивается торжество, Якоби «развесил» картины екатерининского времени, в том числе аллегорические портреты императрицы кисти Торелли (в образе Минервы) и Левицкого (в образе жрицы богини Правосудия), хотя ни того, ни другого портрета в 1765 году еще не существовало. Начало XX века принесло интерес к частной жизни императрицы.
Без сомнения, самым знаменитым произведением русской исторической живописи, где образ Екатерины не просто присутствует, а играет одну из главных ролей, является картина Николая Ге (1831–1894) «Екатерина II у гроба императрицы Елизаветы» (1874). Это была эпоха столетия ее царствования. Это решение надолго определило композиционную традицию екатерининских монументов империи: таков памятник ей в Одессе (1900), таков же – в Екатеринодаре, как назывался современный Краснодар (1907, проект все того же Микешина). Начало XX века принесло интерес к частной жизни императрицы. Очень милы портреты работы Георга Кристофа Гроота (1716-1749), представлявшего Екатерину в разной обстановке, в частности на охоте. В застывшем образе императрицы тут совсем мало жизни.
10 неизвестных: история России в портретах Федора Рокотова
Автором одного из первых был француз Луи Каравак (1684–1754), получивший известность как придворный портретист еще при Петре I. За долгие годы в России он перерисовал практически всех членов императорской фамилии, не стала исключением и юная Екатерина Алексеевна, которую художник изобразил в излюбленной манере – словно окутанной легкой дымкой. Художественные ценности из дома Струйских будут вывезены, проданы и перепроданы. Другое дело, что далеко не всем она шла. В годы юности первая известная работа русского художника «Портрет неизвестного в гвардейском мундире», написанная в 1757 году.
Художник почти не обращает внимания на детали одежды. Поздние московские портреты Рокотова наряднее и импозантнее прежних— ближе к господствовавшей в то время стилистике классицизма. Впервые имя Рокотова упоминается в 1757 году в письме М. В.
Согласно записи в журнале Опекунского совета от 22 ноября 1768 года, за портреты С. В. Гагарина, П. И. Вырубова и И. Н. Тютчева, он получил по 100 рублей: «Положим академику г-дину Рокотову за написание им трех опекунских портретов за каждый по сту итого триста Рублев выдать из опекунской суммы и впредь по написании таковых выдавать за каждый по сту Рублев»15. На губах едва заметная полуулыбка. Его автор Михаил Микешин (1835–1896) уже один раз изобразил великую императрицу – на памятнике Тысячелетию России в Новгороде: там она, возлагающая лавровый венок на голову склонившегося перед ней Григория Потемкина, представлена среди многих выдающихся деятелей русской истории. Ему этого и не дали сделать. Художник более тщательно «выписывает воздушные кружева, переливы атласных лент и шёлковых платьев игру света на драгоценных украшениях», однако заученная мимика и напряжённый взгляд часто не пускают зрителя внутрь образа18.
Фото, рисунки и портреты Екатерины Великой
Но царица выглядит здесь грузной и тяжеловесной, ее лицо – одутловатым и в целом оно производит скорее отталкивающее впечатление (это лишь в незначительной степени было скорректировано живописцем на другом парадном портрете Екатерины). По сути, Львов и предложил «программу» этого полотна. Его автор Михаил Микешин (1835-1896) уже один раз изобразил великую императрицу- на памятнике Тысячелетию России в Новгороде: там она, возлагающая лавровый венок на голову склонившегося перед ней Григория Потемкина, представлена среди многих выдающихся деятелей русской истории. Эта «вечерняя» Екатерина Серебряного века завершает галерею ее художественных образов, созданных в старой России. Александру окружала атмосфера поэзии и красоты.
Но об этом чуть ниже. Так, в 1760 году Рокотов по словесному приказанию И. И. В начале выставки вы увидите обворожительные детские портреты.
Её всю жизнь согревал пламень любви и поэтического вдохновения мужа. Посмертная изобразительная слава Екатерины началась лишь в 1860-х. На картине присутствуютвсе императорские регалии, обычный для парадных портретов. Улыбка Екатерины – это нечто большее, чем просто улыбка согласно портретной традиции. А лучшим и самым известным портретом И. И.
На полотнах же Пьетро деи Ротари (1707 – 1762) Екатерина, напротив, чрезвычайно неинтересна: это полная дама, умиротворенно и даже немного отрешенно взирающая на зрителя, хотя округлость лица делает ее образ довольно приятным. С улыбкой она вошла и в русскую классическую литературу. В 1762 году русский художник назначен в адъютанты Петербургской Академии художеств, благодаря написанным им картинам: «Венера» и «Портрет Петра Фёдоровича в будущем Петра III».
Рокотов, Федор Степанович – Портрет Екатерины (2)
Она, что называется, себе на уме – качество, угадываемое позднее и другими живописцами. Здесь художник представил зрителям не только саму императрицу, но и большое число придворных, видных деятелей культуры и искусства эпохи ее правления (Панина, Разумовского, Дашкову, Бецкого, Сумарокова и многих других). Ни семьи, ни детей, только портреты, где взгляд притягивают лица, а не кружева и шелка. Но оба брата были вспыльчивого характера, вот таким образом дружба продлилась недолго. Веселый, краснощекий Майков, кажется, пронизывает взором зрителя, балагуря и насмешничая с Рокотовым, смотрел блестящим, подернутым влагой глазом, смакуя свое острословие.
Алексей только в 19 лет узнал, кто его родители. На картине известного исторического живописца Валерия Якоби (1833–1902) показана церемония инаугурации Академии художеств в 1765 году. Это решение надолго определило композиционную традицию екатерининских монументов империи: таков памятник ей в Одессе (1900), таков же -в Екатеринодаре, как назывался современный Краснодар (1907, проект все того же Микешина). При создании двух самых знаменитых образов императрицы на страницах художественных произведений – в «Капитанской дочке» и «Ночи перед Рождеством» – Пушкин и Гоголь используют даже одинаковые слова: у русской царицы голубые глаза и легкая улыбка, так умевшая покорять все вокруг. В первое десятилетие царствования Екатерины ее придворным художником был датчанин Вигилиус Эриксен (1722 – 1782).
Здесь художник представил зрителям не только саму императрицу, но и большое число придворных, видных деятелей культуры и искусства эпохи ее правления (Панина, Разумовского, Дашкову, Бецкого, Сумарокова и многих других). Торжественности портрету придает стандартный парадный фон – колонна и драпировки. Картина была написана в 1861 году по академической программе, а за ее эскиз автор был удостоен большой серебряной медали. Это тоже XVIII век.
Кстати, это же правило подтвердилось и при создании портрета кисти Боровиковского, прославившегося благодаря «Капитанской дочке». Гениальный крепостной, ставший академиком. Портрет кисти Боровиковского (известен в двух вариантах) показывает императрицу в сугубо «домашних» условиях – на обычной прогулке в Царскосельском парке, но при этом и он не лишен аллегоричности (фоном на одном из вариантов является Чесменская колонна, на втором – Кагульский обелиск). Струйской была не менее счастлива, чем судьба её портрета.
Без сомнения, самым знаменитым произведением русской исторической живописи, где образ Екатерины не просто присутствует, а играёт одну из главных ролей, является картина Николая Ге (1831-1894) «Екатерина II у гроба императрицы Елизаветы» (1874). Богдан Умский, заказавший ему в 1768 году серию портретов опекунов Московского воспитательного дома, сетовал, что такой молодой художник «за славою стал спесив и важен»14. Этот портрет интересен своим камерным, «домашним» характером и императрица смотрит на нем как-то грустно и даже несколько удивленно.
Везде императрица возвышается над зрителями и везде она не одна. Шувалову, основателю и первому куратору Московского Университета (ныне МГУ), а также Академии художеств и Эрмитажа.
Сочинение-описание картины Рокотова «Портрет Екатерины 2»
На экслибрисе, выполненном Анной Остроумовой-Лебедевой (1871–1955) для Сергея Казнакова, Екатерина (угадывается лишь ее силуэт) изображена с одним из своих фаворитов лунной ночью в Камероновой галерее Царскосельского парка. Наконец, та же Анна Розина де Гаск написала семейный портрет Петра и Екатерины с мальчиком-пажом (в этой манере был исполнен и их парный портрет Гроотом): здесь статичность образов наследника российского престола и его супруги придает картине выхолощенный характер. Для написания портрета императрица позировала Рокотову в Петергофе. Она, что называется, себе на уме – качество, угадываемое позднее и другими живописцами.
Корыстных целей в издании книг у Струйского никогда не было – он их никому не продавал, а лишь раздаривал: печатал только себя или тех поэтов, которые ему нравились. В 1759 году переведен в артиллерию адъютантом графа Шувалова П. И.
Именно это приятное впечатление послужило Пушкину основой для создания известного эпизода повести «Капитанская дочка» (поэт был знаком с портретом по гравюре Николая Уткина, очень популярной в его время). Из-под его кисти вышли целые фамильные галереи (например, графов Воронцовых) изображающие представителей двух-трёх поколений одного семейства. Однако на написанном Торелли портрете в русском платье она кажется абсолютно серьезной (даже без улыбки) и производит скорее не слишком благоприятное впечатление. И факт рождения Алексея таким образом был действительно скрыт.
На ее голове вместо императорской короны – лавровый венец. В портрете запечатлен один из наиболее непринужденных и живых образов в русской живописи XVIII столетия. С конца 1760-х до начала 1790-х годов художник написал «всю Москву». Более неестественное изображение и представить себе сложно. При всей их официальности портреты Левицкого (а существует несколько их вариантов и повторений) отличает создание образа мягкой, милостивой, ободряющей окружающих и в то же время уверенной в себе царицы и, кстати, улыбка, которую столь блистательно умел передать этот художник играет тут очень важную роль.
А вот об Алексее она сильно заботилась, ведь это был ребенок от любимого человека. Все эти знания в скором будущем пригодились ей в качестве источника успешного правления. Многочисленные портреты Эриксена отличают плоскостной характер и слабая выразительность. Елизавета Петровна забрала Павла к себе и Екатерина в течение года видела сына всего несколько раз и то только в присутствии государыни.
Более неестественное изображение и представить себе сложно. Каноническим можно назвать портрет императрицы в профиль, созданный Федором Рокотовым (1735 (. ) –1808) вскоре после ее коронации, в 1763 году: именно этот ее образ является одним из наиболее известных.
Наконец, та же Анна Розина де Гаек написала семейный портрет Петра и Екатерины с мальчиком-па-жом (в этой манере был исполнен и их парный портрет Гроотом): здесь статичность образов наследника российского престола и его супруги придает картине выхолощенный характер. В застывшем образе императрицы тут совсем мало жизни. На портрете мы видим Софью Августу Фредерику Анхальт-Цербстскую в 11-летнем возрасте, но уже этот детский образ ясно показывает черты характера будущей российской государыни. Улыбка облагораживала, делала образ привлекательнее.
«Золотой век» екатерининской эпохи
В нём чувствуется деликатная тонкость, доброта и жажда привязанности. А уж пленять сердца Екатерина умела виртуозно. 2017Федор Рокотов. Земная судьба А. П.
Впечатление от петербургского монумента, а в большей степени от самой личности царицы превосходно выразил замечательный поэт Алексей Апухтин в стихотворении «Недостроенный памятник». Рокотова от его современников. Наконец, в последние годы жизни Екатерину запечатлели Иоганн Баптист Лампи Старший (1751-1830) и Владимир Боровиковский (1757-1825), хотя у последнего есть и более ранний парадный портрет императрицы.
Лик Екатерины 2: традиции изображения
Маленький Павел Петрович приветлив и весел, взгляд его доверчив. Потом он жил в Ревеле. Из Преображенского полка он вышел в отставку прапорщиком и навсегда осел в своей вотчине.
Это была эпоха столетия ее царствования. Рокотова было много заказов от знатных особ. Рокотову были заказаны парные портреты Струйского и его будущей жены перед свадьбой.
Несчастный Павел ничего из им задуманного осуществить уже не мог. Он пишет обобщенно и легко, создавая прелестную гамму жемчужно-серых, перламутровых тонов. Ломоносова к И. И. Это инструмент ее политики, ее общения, один из очень многих, но немаловажный.
Композиция полотна строится вокруг профильного поворота фигуры, сидящей в кресле. Портрет одновременно динамичный, живой и величественный. Сама императрица считала портрет, написанный Федором Рокотовым, одним из удачнейших своих изображений. Екатерина II восседает на троне со скипетром в протянутой руке, мягкие черты лица делают ее профиль одухотворенным, а сама принятая ею поза скорее легкая, нежели тяжеловесная, – благодаря всему этому и создается ощущение некоего порыва, обращенности вперед, не вполне ожидаемое от парадного портрета. Обе эти работы не понравились стареющей монархине.
Высшее достижение в области парадного портрета
Но царица выглядит здесь грузной и тяжеловесной, ее лицо – одутловатым и в целом оно производит скорее отталкивающее впечатление (это лишь в незначительной степени было скорректировано живописцем на другом парадном портрете Екатерины). Автором одного из первых был француз Луи Каравак (1684-1754), получивший известность как придворный портретист еще при Петре I. За долгие годы в России он перерисовал практически всех членов императорской фамилии, не стала исключением и юная Екатерина Алексеевна, которую художник изобразил в излюбленной манере – словно окутанной легкой дымкой. Шувалова был принят в Императорскую Академию художеств в Санкт-Петербурге (ИАХ). По его протекции Ф. С. Императрица как бы устремлена в будущее, к планам и преобразованиям.
Обе эти работы не понравились стареющей монархине. Именно Ф. С. В 15-летнем возрасте поступил солдатом в лейбгвардии Семеновский полк.
Вот таким образом у Ф. С. На полотнах же Пьетро деи Ротари (1707–1762) Екатерина, напротив, чрезвычайно неинтересна: это полная дама, умиротворенно и даже немного отрешенно взирающая на зрителя, хотя округлость лица делает ее образ довольно приятным. И вместе с тем здесь впервые появляется особенность, отличающая потом почти все портреты Екатерины, – ее фирменная улыбка. Но это Рокотов. Крепостные мужики, обученные барином-графоманом, печатали книги на превосходной александрийской бумаге иногда даже на атласе, на шелках и на тафте используя высококачественные краски, набирая тексты уникальными шрифтами.
Данный портретный тип впоследствии был воспроизведен Иваном Аргуновым (1729-1802), учеником Ротари и Алексеем Антроповым (1716-1795) изобразившим Екатерину восседающей на троне, со скипетром и державой, в 1766 году. Духовный мир ее богат и сложен. Парадные и не очень парадные, они должны были служить определенным целям.
Золотой век екатерининской эпохи
Вполоборота она повернулась к нам, оглядываясь на сопровождающего ее фаворита. Каноническим можно назвать портрет императрицы в профиль, созданный Федором Рокотовым (1735 (. ) -1808) вскоре после ее коронации, в 1763 году: именно этот ее образ является одним из наиболее известных. Рокотов написал один из самых лучших портретов Екатерины II, по её же заказу.
Это полотно было создано в 1889-м к 125-летию академии. А на рисунке Валентина Серова (1865–1911), созданном для знаменитого издания Николая Кутепова по истории царской и императорской охоты, мы видим императрицу выезжающей вечером на соколиную охоту. Тонкие сжатые губы усиливают это впечатление.
Растрелли. В первое десятилетие царствования Екатерины ее придворным художником был датчанин Вигилиус Эриксен (1722–1782). И вот зал 4.
- Описание картины «Портрет Екатерины »
- То, что время пощадило, то, что память сберегла
- Портрет Екатерины (1763 год), Фёдор Степанович Рокотов
- Портрет Екатерины, Федор Степанович Рокотов, 1780-е
- Портреты женщин века художника Рокотова
- Официальный блог Государственной Третьяковской галереи
Судьба Струйской была не очень удачной. Майков наверняка вел беседы во время сеансов. Она боялась, что его будут использовать в придворных политических играх и отослала его заграницу. Здесь молодожены построили роскошный дом-дворец по проекту самого Ф. Б.
Именно он наряду с итальянцем Стефано Торелли (1712–1780) создавал официальный, канонический образ императрицы. Можно предположить, что это Павел, но на нем нет андреевских лент. Екатерина факт рождения младенца тщательно скрывала, нещадно затягиваясь.
- Рокотов Федор Степанович (1736-1808 или 1809)
- Федор Рокотов — Третьяковская галерея
- Портрет императрицы Екатерины Федора Рокотова
- Фигура великой императрицы: путь к правлению
- Федор Степанович Рокотов: жизненный путь
- Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
По сути, Львов и предложил «программу» этого полотна. «Почти геральдический по своей отточенности профиль» так польстил императрице, что она распорядилась впредь изображать своё лицо по оригиналам Рокотова11. Струйский был одной из самых причудливых и странных личностей XVIII столетия.
«На смену манящей полумгле приходят более отчётливые красочные тона, объёмы становятся более определёнными»9. Переплетчики обертывали книги в глазет, в сафьян, в пергамент. Вечерами восторженный поэт читал ей посвященные стихи.
Портрет кисти Боровиковского (известен в двух вариантах) показывает императрицу в сугубо «домашних» условиях – на обычной прогулке в Царскосельском парке, но при этом и он не лишен аллегоричности (фоном на одном из вариантов является Чесменская колонна, на втором – Кагульский обелиск). Владычица на алтаре сжигает маки в знак жертвования собственным покоем ради общего блага. Конец 1780-х в портретной галерее Екатерины представлен ее портретом в дорожном костюме кисти бывшего крепостного, художника Михаила Шибанова (биографические сведения о нем крайне скудны), написанным во время ее знаменитого путешествия в Крым (1787). Везде императрица возвышается над зрителями и везде она не одна.
- О жизни и творчестве выдающихся художников
- Отправить запрос на изготовление копии
- Мы все слышали эти слова: «Терпи, ты же христианка»
- Праздник для (не)механического человека
Данный портретный тип впоследствии был воспроизведен Иваном Аргуновым (1729–1802), учеником Ротари и Алексеем Антроповым (1716–1795) изобразившим Екатерину восседающей на троне, со скипетром и державой, в 1766 году. При всей их официальности портреты Левицкого (а существует несколько их вариантов и повторений) отличает создание образа мягкой, милостивой, ободряющей окружающих и в то же время уверенной в себе царицы и, кстати, улыбка, которую столь блистательно умел передать этот художник играет тут очень важную роль. На них великая княгиня всегда улыбается, а лицо ее несколько заострено. Императрица как бы устремлена в будущее, к планам и преобразованиям. Павел, став императором, призвал Алексея в Петербург и объявил всем, что он его родной брат.
Эта «вечерняя» Екатерина Серебряного века завершает галерею ее художественных образов, созданных в старой России. На картине известного исторического живописца Валерия Якоби (1833-1902) показана церемония инаугурации Академии художеств в 1765 году. Это полотно было создано в 1889-м к 125-летию академии. А на рисунке Валентина Серова (1865-1911), созданном для знаменитого издания Николая Кутепова по истории царской и императорской охоты, мы видим императрицу выезжающей вечером на соколиную охоту.
- Лучшие подарки – не в подарочной обертке
- «Поиск себя — это нормально»: ответ 36-летней незамужней
- «Я не обиженный, я счастливый»: история отца-одиночки
- 3 самых вредных продукта, от которых стоит отказаться
Принцесса Фике (таково было ее домашнее прозвище) смотрит на зрителя внимательно и в то же время как бы высокомерно. Жил в Москве на Пречистенской улице. Женские портреты, как правило, овальной формы. На фоне заметен торговый флот – вестник процветания государства.
Именно это приятное впечатление послужило Пушкину основой для создания известного эпизода повести «Капитанская дочка» (поэт был знаком с портретом по гравюре Николая Уткина, очень популярной в его время). Впоследствии Рокотов создал и ее портрет со знаками ордена Святого Георгия. Впечатление от петербургского монумента, а в большей степени от самой личности царицы превосходно выразил замечательный поэт Алексей Апухтин в стихотворении «Недостроенный памятник». Императрица изображена в профиль в полный рост в царской обстановке.
Именно он наряду с итальянцем Стефано Торелли (1712-1780) создавал официальный, канонический образ императрицы. В 16-летнем возрасте был зачислен солдатом в лейбгвардии Преображенский полк. Наконец, в последние годы жизни Екатерину запечатлели Иоганн Баптист Лампи Старший (1751–1830) и Владимир Боровиковский (1757–1825), хотя у последнего есть и более ранний парадный портрет императрицы.