Серов Ходоки У Ленина
Другой Серов: когда ходоки были не белыми
Преподавал в ленинградской Академии художеств (1933—1942). В Великую Отечественную войну и блокаду оставался в осаждённом Ленинграде. Новые певцы методично прославляют энергичного и мудрого политического деятеля, опытного, прозорливого кормчего государственного корабля. Проследим за тем, как последовательно художник строит действие, как создается определенный внутренний ритм, рождающийся в жестах и движениях, поддержанных наличием немногочисленных, но красноречивых деталей, определяющих конкретное состояние героев картины в момент их задушевной беседы с вождем. Серов создал глубоко типические национальные образы.
Затем маятник, как ему и положено, возвращается назад. При жизни Ленина его изображения практически не тиражировались — он сам был против этого. Начинает все более энергично работать над ленинской темой Петр Васильев, который еще в 1922 году, представив на ученическую выставку свои первые рисунки, посвященные образу Ленина, получил только благосклонные (а какие же еще) отзывы критиков и публики: «Только после выставки, — рассказывал художник, — я почувствовал, как нужны народу рисунки и картины о Ленине». Тем не менее, вплоть до перестройки Меркуров был известен в истории советской скульптуры как непревзойдённый «мастер образа Ленина».
- Каким на самом деле был художник Владимир Серов, рисовавший Ленина
- СЕРОВ Владимир Александрович (1910—1968), художник
- Серов Владимир Александрович (Ходоки у Ленина)
- Серов (Раппопорт) Владимир Александрович
- Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений
- СЕРОВ Владимир Александрович (1910-68)
Так «стоящий» Ленин в центре Уфы превратился в «сидящего», каковым остается и по сей день. Труд Андреева был единодушно одобрен Совнаркомом, а сам автор назван автором Ленинианы. Создал большое количество работ, посвящённых историческим событиям связанных с В. И. Лениным («Ходоки у Ленина», «В Смольном», «Зимний взят», «В. В ночь с 24 на 25 января была издана специальная марка, а следом увидела свет однодневная газета «Ленин» — ее выпустили ограниченным тиражом. На посмертном плакате, где были собраны разные изображения Ленина, есть очень интересные снимки, на которых впоследствии появились искусственно созданные «белые пятна».
А вот после смерти вождя «ленинизация» страны приняла поистине грандиозный масштаб. Неисчерпаема ленинская тема в искусстве. И. Ленин провозглашает Советскую власть» (1947), «Зимний взят» (1954), «Выступление В. И. Ленина на II Всероссийском съезде Советов» (1955), «В Смольном» (1957), «Декрет о земле» (1957), «Вести из деревни» (1959), «Похороны В. И. Ленина» (1962-1964), эскиз «Ленин в разливе» (1967) – большинство жанровых картин Серова так или иначе связаны с историей, «вождем мирового пролетариата» и революцией. Картина писалась легко, уверенно, с большим творческим подъемом. Благодаря этому портрету десятки современников Андреева, «художников самых разных направлений», в конце двадцатых уже четко знают, в каком основном направлении должна течь Лениниана.
- СОВЕТСКАЯ РЕАЛИСТИЧЕСКАЯ ЖИВОПИСЬ
- Владимир Серов «Ходоки у Ленина»
- Самое интересное в виде мозаики
- Словари и энциклопедии на Академике
- Серов Владимир Александрович (1910–1968)
Речь идет о картине Валентина Серова «Ходоки у Ленина» и картине «Выступление Ленина на III съезде комсомола» исполненной творческим коллективом молодых художников — Соколовым, Тегиным, Файдыш-Крандиевской и Чебаковым во главе с их мэтром — художником Борисом Иогансоном. Горки», картину лирического плана «Снегири» Вадима Буланкина изображающую Ленина с детьми, любующегося природой на аллее усыпанного снегом парка, полотно Семена Гуецкого «В. И. Портретов Ленина до революции было написано крайне мало, а до нас дошли и вовсе единицы. Мы восстановим его. » (1944) участвовал в работе объединения «Боевой карандаш», затем в послевоенном восстановлении художественной жизни Ленинградского Союза. Многие явления в искусстве словно предвосхищают события политические. Ленин».
В 1980 году на родине художника в селе Эммаус создан Мемориальный художественный дом-музей Владимира Александровича Серова. Ошеломительный успех у зрителей имеют «скромное, но искреннее, прочувствованное полотно» Михаила Девятова «Свежий октябрьский ветер», картина Владимира Хитрякова «Беседа с Ильичом», скульптурная группа Заира Азгура «Ленин с девочкой». Серов Владимир Александрович родился 8 (21)июля1910 года в селе Эммаус (ныне Тверской области). Это очень точно подмечено.
В послевоенные годы Серов писал в основном произведения на историко-революционную тему, портреты, пейзажи, натюрморты («Портрет матери», «Девочка с книгой», «Портрет жены», «Портрет дочери в розовом», «Маша», «Портрет балерины Н. В. Красношвеевой», «Ждут сигнала» 1957, «Декрет о земле» 1957, «Рабочий» 1960). Начиная с хрущевской оттепели медленно, но верно набирает силу так называемая деленинизация страны, которая, что примечательно, совершается любимым орудием молодого Ильича — подпольной, нелегальной литературой, главной политической силой Самиздата и диссидентов. В Великую Отечественную войну и блокаду оставался в осаждённом Ленинграде. Честь такая выпала, например, Науму Аронсону и Александру Магараму. Они-то и регулируют ход маятника в механизме Ленинианы. Советские искусствоведы с почтением отмечали «ассиро-вавилонскую» мощь в стиле Меркурова, о количестве никто не говорил — Ленина не могло быть слишком много. В 1931 году окончил Всероссийскую Академию художеств (мастерская В. Е. Савинского). Так начинает проявляться страшный, неизлечимый недуг советской эпохи: исчезновение с фотографий (и не только) лиц, ставших вдруг неугодных властям.
Лучше этих словесных клише о происходящем и не скажешь. «Оттепель» для Ленинианы ничего не меняет в глобальном идеологическом плане. К сожалению, большая часть статуй Меркурова не сохранилась. Так сказать, монополии на ее скульптурную часть он не получил, но вот на партбилетах члена КПСС и члена нынешней КПРФ (внешне абсолютно одинаковых) размещен профиль Ленина работы именно Николая Андреева.
Ильич стал каменным и неподвижным и мёртвым — не только физически, но и в сердцах миллионов граждан, уставших от однотипных портретов и затасканного имени вождя. К многочисленным переименованиям в свою честь Ильич относился равнодушно. Зато коллекционную ценность они имели огромную — ведь их можно пересчитать по пальцам.
- Другие статьи из «Словаря крылатых слов и выражений»
Преподавал в ленинградской Академии художеств (1933—1942). Из них в Москве сохранилось два памятника — в Парке искусств «Музеон» и во дворе Третьяковской Галереи в Лаврушинском переулке. Работы художника находятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее (ГРМ), Государственном центральном музее современной истории России, Центральном музее вооруженных сил, Ростовском художественном музее, Музее им. Критика с пафосом говорит о недостатке «революционной романтики», она требует «величия исторического», которыми должен быть «овеян образ вождя».
Оба полотна были выставлены на Всесоюзной выставке 1950 года. И. И. Бродского в Бердянске, Пензенской областной картинной галерее им. Лубочность этих картин заставила даже советскую критику отметить, что » это всё лишь частичные и не безусловные удачи, в общем немногим обогащающие сокровищницу ленинских образов».
И. Ленин провозглашает Советскую власть» (1947), «Зимний взят» (1954), «Выступление В. И. Ленина на II Всероссийском съезде Советов» (1955), «В Смольном» (1957), «Декрет о земле» (1957), «Вести из деревни» (1959), «Похороны В. И. Ленина» (1962-1964), эскиз «Ленин в разливе» (1967) — большинство жанровых картин Серова так или иначе связаны с историей, «вождем мирового пролетариата» и революцией. Рядом с ЗАГЭС есть маленький поселок с таким же названием, внизу течет бурлящая река Кура. Именно такое раскрытие образов и предполагает метод социалистического реализма, требующий от художника широкой типизации явлений действительности.
Множатся на холстах, затвердевают в мраморе и бронзе вечные мотивы: Ленин — трибун (авторы: художник Герасимов, скульпторы Евсеев и Щуко), Ленин — мыслитель (Андреев), Ленин за работой, Ленин — вдохновитель масс (Шадр). Во время Великой Отечественной войны Владимир Серов возглавил Ленинградский Союз художников (1941 – 1948) и направил всю его работу на военно-политическую агитацию против фашистских захватчиков. Будучи председателем Ленинградского Союза советских художников (возглавлял Союз в 1941–1948 годах), участвовал в работе объединения «Боевого карандаша», затем в послевоенном восстановлении художественной жизни Ленинградского Союза. «Приезд Ленина в Петроград в 1917 году» (дипломная работа, написанная к 20-летию советской власти, 1937), «Ходоки у Ленина» (1950), «В. Но ведь самое главное — тенденция и она выражена товарищами художниками правильно: «прочувствован и углублен» простой, близкий, по-настоящему демократичный образ любимого вождя.
Конкурс на памятник Ленину в Москве утверждает в качестве требований к работам «величественность и монументальность», «дух высшего подвига» — и оказывается провальным. Для «Ильича» же — и при столь суровых и требовательных судьях, как его близкие друзья, — нужен художник имеющий, помимо способности портретиста, еще и багаж живых наблюдений и «стенографических» набросков, ему лишь понятных». Забегая вперед, скажем, что задачу свою художник не просто выполнил, а даже перевыполнил.
Наиболее сильно обрисовано говорящее движение рук старика-крестьянина на первом плане картины. Особо приветствуют критики «эмоциональные» работы, — в Лениниане входит в моду своего рода импрессионизм — но, конечно, не в технике, чего доброго, а в названиях и композиции картин. Ему принадлежит первенство в создании трех самых гигантских по размерам памятников: один в Ереване высотой 49 метров (вместе с постаментом) другой в Дубне — памятники Ленину и Сталину по обе стороны от входа в Канал имени Москвы и третий на ВСХВ (ВДНХ) в Москве. С удивительной для тех дней быстротой были выпущены значки, жетоны, почтовые марки и карточки. Существуют различные творческие подходы к ее решению. Так в 1952 году (за год до смерти Сталина. ) во время реконструкции ВСХВ в Москве был демонтирован самообрушающийся памятник Иосифу Виссарионовичу работы Меркурова.
А уже через четыре года, в эпоху хрущёвской «оттепели», статуи Сталина и те, в которых Ленин и Сталин напоминали сиамских близнецов (а таких, конечно, было предостаточно) было приказано демонтировать и уничтожать. Уже 26 июня 1941 года на улицах Ленинграда был расклеен плакат художника «Били, бьем и будем бить. ».
Разумеется, суровые и требовательные судьи всегда были рядом, чтобы оценить работу и, если нужно, скорректировать ее. Будучи председателем Ленинградского Союза советских художников (возглавлял Союз в 1941—1948 годах) участвовал в работе объединения «Боевого карандаша», затем в послевоенном восстановлении художественной жизни Ленинградского Союза. Андреев осознавал, что его работа — вопрос репутации и благоразумно отказался от оплаты до того, как портрет будет утвержден и одобрен партией. «В будущем, — писал он, — талантливый художник, даже не видевший и не знавший Владимира Ильича, сможет дать портрет первого председателя Совнаркома и вождя пролетарской революции для тех, кто не видел живого вождя (фотографии и маски не дают о нем полного представления).
В 1931 году окончил Всероссийскую Академию художеств (мастерская В. Е. Савинского). Показательно с этой точки зрения творчество Сергея Меркурова. Здесь можно назвать картину Валентина Серова «Вести из деревни», работу Виктора Цыплакова » Ленин беседует с крестьянами. Сама задача вела «к углублению в творчестве реалистических начал». Лишь к середине 1940-х годов работы других авторов — Томского, Вучетича и других — кладут конец «периоду Меркурова».
И вот уже «произведение синтетического плана» водружают рядом с гидроэлектростанцией — памятник Ленину по проекту Ивана Шадра установлен в 1927 году на ЗАГЭСе в Грузии. Различен и творческий почерк советских художников, работающих единым для всех методом социалистического реализма. Так были вытравлены лица Зиновьева, Каменева, Бухарина и других «врагов народа» со всех коллективных снимков. На крупнейших выставках того времени — «Советская Россия», «Советская Прибалтика» и «Советская Украина» — приоритетной становится тема «Ленин и народ».
Именно вот таким образом, когда Серов начал воплощать образ на холсте, работа спорилась. На протяжении более чем полувека многочисленные идеологи и последователи этого единственного в своём роде жанра в искусстве — Ленинианы — стремились как можно точнее донести до потомков «необолганный», выражаясь языком Маяковского, образ вождя. Родился 8 (21)июля1910 года в селе Эммаус (ныне Тверской области).
И. Ленин провозглашает Советскую власть» и другие). «Забыли дух образа», — сокрушенно говорят официальные контролеры творческих работ. Автор выразительных плакатов направленных на мобилизацию солдат и мирных жителей, на борьбу за освобождение блокадного Ленинграда: «Заменим. » (1941), «Защитим город Ленина. » (1941), «Вступайте в ряды народного ополчения. » (1941), «До полного разгрома врага. » (1943), «Только вперед. » (1943), «Мы отстояли Ленинград. Будучи председателем Ленинградского Союза советских художников (возглавлял Союз в 1941—1948 годах) участвовал в работе объединения «Боевого карандаша», затем в послевоенном восстановлении художественной жизни Ленинградского Союза. Здесь нельзя ничего передвинуть, переместить ибо это не только нарушило бы заполненность холста в чисто формальном плане (это всегда принимает во внимание любой художник) такие изменения нарушили бы целостность самого содержания картины, которое художник раскрыл во всех деталях ее композиционного строя.
Вспомним, например, Выставку к сорокалетию Советской власти в 1957 году. Призы и премии, как вы догадываетесь, этим авторам были гарантированы. Однако достигнутый ими эффект оказался ровно противоположным поставленной цели.